Российские реформы 60-70-х гг. 19 в.

Реформы 60-70-х годов 19 века

19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и “Положение” о новом устройстве крестьян. По “Положению” крепостные крестьяне (22,6 млн.

человек) получали личную свободу и ряд гражданских прав: на заключение сделок, открытие торговых и промышленных заведений, переход в другие сословия и т. д.

Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне считались лишь пользователями надельной земли, обязанными отбывать за нее установленные повинности – оброк или барщину.

Обратите внимание

Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика. Выкупную операцию взяло на себя государство: казна выплачивала помещикам сразу 75-80 % выкупной суммы, остальная доплачивалась крестьянином.

Реформа 1861 г. не только сохранила, но еще больше увеличила помещичье землевладение за счет сокращения крестьянского. 1,3 млн. крестьян фактически остались безземельными. Надел остальных крестьян в среднем составлял 3-4 десятины, тогда как для нормального жизненного уровня крестьянина, за счет сельского хозяйства при существовавшей агротехнике требовалось от 6 до 8 десятин земли.

В 1863 г. реформа была распространена на удельных и дворцовых крестьян, в 1866 г. – на государственных крестьян.

Недостаток почти половины необходимой крестьянам земли, сохранение в деревне кабальных, полукрепостнических форм эксплуатации крестьян, искусственное повышение цен при продаже и аренде земли являлись источником нищеты и отсталости пореформен-ной деревни и в конечном счете привели к резкому обострению аг-рарного вопроса на рубеже XIX-XX вв.

Отмена крепостного права обусловила необходимость проведения других реформ в стране – в области управления, суда, образования, финансов, в военном деле. Они тоже носили половинчатый характер, сохранили господствующие позиции за дворянством и высшим чиновничеством, не давали действительного простора для самостоятельного проявления общественных сил.

В 1864 г. в уездах и губерниях России были созданы земства. Землевладельцы, купцы, фабриканты, домовладельцы и сельские общины получили право избирать из своей среды земских гласных. Уездные гласные собирались один раз в год на земские собрания, на которых они выбирали исполнительный орган – земскую Управу и гласных в губернское собрание.

В ведении земств находились: строительство дорог местного значения, народное образование, здравоохранение, страхование от пожаров, ветеринарная служба, местная торговля и промышленность.

Земства находились под контролем местной и центральной власти – губернатора и министра внутренних дел, которые имели право приостанавливать любые постановления земств.

В 1870 г. было введено городское самоуправление. В 509 городах России появились городские думы, избираемые на 4 года.

Важно

Ком-петенция городских выборных органов была во многом сходной с функциями уездных земств. Главное внимание они обращали на финансовое и хозяйственное состояние городов.

Значительная часть городского бюджета тратилась на содержание полиции, органов городского управления, военного постоя и др.

Наряду с реформой местного управления правительство приступило к решению проблемы преобразования судебных учреждений.

В 1864 г. были утверждены судебные уставы, вводившие в России буржуазные принципы судоустройства и судопроизводства.

Были провозглашены независимый от администрации суд, несменяемость судей, гласность суда, ликвидация сословных судов (за исключением духовных и военных), введены институты присяжных заседателей, адвокатура и признание равноправия перед судом.

Вводился состязательный процесс: обвинение поддерживал прокурор, защиту – адвокат (присяжный поверенный). Было установлено несколько судебных инстанций – мировой и окружной суды. В качестве апелляционных инстанций создавались судебные палаты (уральские губернии находились в ведении Казанской судебной палаты).

Потребности развивающегося рынка вызвали необходимость упорядочения финансового дела. Указом 1860 г.

был учрежден Государственный банк, который заменил прежние кредитные учреж-дения – земский и коммерческий банки, сохранную казну и приказы общественного призрения. Упорядочен был государственный бюджет.

Совет

Единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стал министр финансов. С этого времени начала публиковаться для всеобщего сведения роспись доходов и расходов.

В 1862-1864 гг. были осуществлены реформы в области образования: учреждены семилетние гимназии для девушек, в мужских гимназиях был провозглашен принцип равенства для всех сословий и вероисповеданий.

Университетский устав 1863 г. предоставил вузам широкую автономию: совет университета получил право решать все научные, финансовые и учебные вопросы, была введена выборность ректоров, проректоров и деканов.

Следствием гласности стали “Временные правила” 1865 г. о цензуре, отменившие предварительную цензуру для изданий, вы-ходивших в Москве и Петербурге. Полностью от цензуры осво-бождались правительственные и научные издания.

Военная реформа 1874 г., в подготовке и проведении которой большую роль сыграл военный министр Д. А. Милютин, законодательно закрепила преобразования в военном деле, начатые еще в 60-х годах. Отменялись телесные наказания, вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность.

25-летний срок военной службы постепенно сокращался до 6-7 лет. При отбывании воинской повинности целый ряд льгот предоставлялся по семейному положению и по образованию.

Находящиеся на службе солдаты обучались грамоте, принимались меры по техническому перевооружению армии, по повышению уровня подготовки офицерских кадров.

Реформы 60-70-х гг. XIX в., начавшиеся с отмены крепостного права, несмотря на их половинчатость и непоследовательность, способствовали развитию капитализма в стране, ускорению соци-ально-экономического развития России.

Источник: https://zubolom.ru/lectures/history2/24.shtml

Реформы 60 – 70 –х гг. XIX века в России, их последствия (стр. 1 из 2)

Реформы 60 – 70 –х г. г. XIX века в России, их последствия

К середине 19 в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события (Крымская война) показали значительное ослабление России и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 в.

было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Во внутренней политике России 2-ой половины 19 в.

выделяются три этапа: 1) вторая половина 50-х – начало 60-х годов – подготовка и осуществление крестьянской реформы; 2) – 60-70-е годы проведение либеральных реформ; 3) 80-90-е годы экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами.

Обратите внимание

Поражение в Крымской войне сыграло роль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Россия утратила международный авторитет и почти потеряла влияние в Европе. Старший сын Николая 1 – Александр 11 вступил на престол в 1855г. Он был достаточно хорошо подготовлен к управлению гос-вом.

Он получил прекрасное образование и воспитание. Его наставником был поэт Жуковский и он повлиял на формирование личности будущего царя. С юных лет Александр приобщился к военной службе и к 26 годам стал “полным генералом”. Путешествия по России и Европе расширили кругозор наследника. Отец привлекал его к государственной службе.

Он занимался руководством деятельности Секретных комитетов по крестьянскому вопросу. И 36-летний император был подготовлен психологически и практически к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать инициатором освобождения крестьян. Поэтому он вошел в историю как царь “Освободитель”.

Его фраза, о том “ лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться, когда оно начнет отменяться снизу”, означало, что правящие круги пришли, наконец, к мысли о необходимости реформирования гос-ва.

В подготовке реформ принимали участие члены царской семьи, представители высшей бюрократии – министр внутренних дел Ланской, товарищ министра внутренних дел – Милютин, генерал-адъютант Ростовцев. После отмены кр.права возникла необходимость изменения местного управления в 1864 г. была проведена земская реформа
. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства).

Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все население было разделено на 3 избирательные группы – курии. 1 курия – землевладельцы, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвижимости от 15000 руб.; 2 курия – городская, сюда допускались городские промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/год; 3 курия – сельская.

Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. В куриях преобладали помещики. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась решением хозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, заботы о торговле и промышленности.

Земства находились под контролем центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это земства сыграли огромную роль в развитии просвещения и здравоохранения. И стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции. Структура земских учреждений
: это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губернские и уездные собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнительные органы – губернские и уездные управы выбирались на земских собраниях. Решали проблемы сбора налогов, при этом определенный % оставался на местах. Земские учреждения подчинялись только сенату. Губернатор в деятельность местных учреждений не вмешивался, а только следил за законностью действий.

Позитивность в реформе:

всесословность Недостатки:

выборность

начало разделения властей не было допущено в центр гос учрежд-я,

Важно

начало формирования гражданского с/сознания об-во не могло влиять на политику центра

были предоставлены неравные избирательные права

контакты между земствами были запрещены

Городская реформа
. (1870) “Городовое положение” создало в городах всесословные органы – городские думы и городские управы во главе с городским головой. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Находилась под строгим контролем правительственной администрации.

Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.

Выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 – промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 – средние предприниматели (1/3), 3 – все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же.

Судебная реформа:

1864 – обнародованы новые суд уставы.

Положения:

ликвидировалась сословная система судов

было объявлено равенство всех перед законом

была введена гласность судопроизводства

состязательность судопроизводства

презумпция невиновности

несменяемость судей

единая система судопроизводства

создан суд двух видов: 1. Мировые суды – рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2.

Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие – в окружном суде
. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате.
Высшей судебной инстанцией стал Сенат
.

Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки:
продолжали сохраняться мелкие сословные суды –для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.

Военная реформа:
1874 – Устав о воинской повинности о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках – 6 лет, в на флоте – 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом.

Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб.
Вся страна была разделена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения.

Совет

В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии.

Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

Читайте также:  Театр в ссср

От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа в обл-ти образования:
1864 г. Фактически было введено доступное всесословное образование Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные.

Программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности. В этот период получает развитие среднее женское образование, начинают создаваться женские гимназии. Женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольных слушателей.

Университетское обр-е: Александр 2 предоставил университетам большую свободу:

студ-ты могли создавать студенческие орг-ции

получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры

в универы допускались все вольножелающие

студ-там предоставлялось право на выбор ректора

было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та

создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.

Значение реформ :

способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.

способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

способствовали формированию гражданского самосознания.

способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.

Инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, “либеральная бюрократия”. Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ. Логическим продолжением реформ 60-70 г. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в 1881 г. министром внутренних дел Лорис-Меликовым.

Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Но убийство Александра 2 изменило направление правительственного курса. И предложение Лорис-Меликова было отвергнуто. Проведение реформ дало толчок для быстрого роста капитализма во всех областях промышленности.

Обратите внимание

Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс накопления капиталов, расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым. Особенности развития капитализма в промышленности России имело ряд особенностей: 1)Промышленность носила многоукладный
характер, т.е.

крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным и мелкотоварным (кустарным) производством. Также наблюдалось 2) неравномерное размещение промышленности по территории России. Высокоразвитые районы Петербург, Москва. Украина 0- высокоразвитые и неосвоенные – Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток. 3)Неравномерное развитие по отраслям
.

Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении, быстрые темпы набирала тяжелая промышленность (добывающая, металлургическая, нефтяная). Машиностроение было развито слабо.

Характерным для страны было государственное вмешательство в промышленную сферу путем кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, финансовой и таможенной политики. Это заложило основу для формирования системы государственного капитализма. Недостаточность отечественного капитала вызвало приток иностранного.

Инвесторов из Европы привлекала дешевая рабочая сила, сырьевые ресурсы и, следовательно, возможность получения высокой прибыли. Торговля. Во второй половине 18 в. завершилось формирование всероссийского рынка. Главным товаром была с/х продукция, в первую очередь хлеб. Росла торговля промышленными товарами не только в городе, но и в деревне.

Широко продавалась железная руда, уголь. Лес, нефть. Внешняя торговля – хлеб (экспорт). Ввозились (импорт) хлопок из Америки, металлы и машины, предметы роскоши из Европы. Финансы. Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Государственные средства распределялись только министерством финансов.

Сложилась частная и государственная кредитная система, она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности ( железнодорожное строительство). Иностранный капитал был вложен в банковское дело, промышленность, ж/д строительство и играл заметную роль в финансовой жизни России. Капитализм в России устанавливался в 2 этапа. 60-70 г. были 1 этапом, когда шла перестройка промышленности. 80-90 г. экономический подъем.

Источник: http://MirZnanii.com/a/331925/reformy-60-70-kh-gg-xix-veka-v-rossii-ikh-posledstviya

Буржуазные реформы в России в 60 — 70-х годах XIX века

60-70-е гг. — это время коренных преобразований в России, которые затронули практически все наиболее важные стороны жизни общества и государства. За относительно короткий срок в стране были проведены реформы в области экономики, управления, военного дела, образования и культуры.

Александр II

В 1855 г., когда у стен осажденного Севастополя гремела канонада, внезапно умер Николай I. На престол вступил его старший сын Александр II, который вошел в историю России под именем Освободителя.

Александр II — российский император с 1855 г.

Александр II вступил на престол уже зрелым человеком — в 36 лет. Он не был ни либералом, ни реакционером и до воцарения не имел своей экономической и политической программы.

Не принимая отвлеченных от жизни идей и принципов, Александр Николаевич был человеком действия. Он понимал необходимость компромиссов и уступок в интересах государственной жизни. Воспитанный на идеях гуманизма поэтом В. А.

Жуковским, Александр II склонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере.

Важно

Экономическое развитие России в первой половине XIX в. (европейская часть)

Новый царь понимал, что порядки, существующие в России, надо изменить. Он вернул из Сибири декабристов, разрешил свободный выезд за границу. На многие государственные посты Александр назначил новых людей, умных и образованных. В Кабинет министров он ввел своего брата Константина, который был убежденным либералом.

Либеральный лагерь

При подготовке реформ царь опирался на чиновников-либералов. Это были мыслящие, интеллигентные люди, объединенные сходством взглядов на предстоящие преобразования и методы их исполнения. Они были близки к прогрессивно настроенным общественным деятелям, литераторам, ученым.

Сторонники либеральных преобразований были и среди дворянства, хотя составляли в нем явное меньшинство. Все свои надежды и чаяния либералы возлагали на реформы, проводимые правительством.

Революционная демократия

Со второй половины 50-х гг. идет консолидация революционно-демократических сил. По своему социальному положению революционные демократы были главным образом разночинцами, хотя среди них были и дворяне.

В отличие от либералов они не верили в реформы и были сторонниками крестьянской революции.

Идею революции они сочетали с утопическим социализмом, выступали с требованием безвозмездной передачи всей земли крестьянам.

Александр Иванович Герцен, револю­ционер-демократ, философ, писатель и публицист. С 1847 г.— в эмиграции; основатель русской вольной печати (альманах «Полярная звезда», газета «Колокол»), направленной против крепостного права и самодержавия

Николай Александрович Добролюбов, литературный критик и публицист. Выступал против монархии и крепостного права, революционер, социалист-утопист 

Николай Гаврилович Чернышевский, революционер-демократ, ученый, писатель, литературный критик. В 1856—1862 гг. один из руководителей журнала «Современник»

Крупнейшим идейным центром революционно-демократических сил в России был журнал «Современник», в котором участвовали Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, а за границей — «Колокол» Герцена и Огарева.

Крестьянская реформа

Главной реформой из тех, что готовились правительством, являлась крестьянская, т. е. отмена крепостного права. Большинство помещиков были возмущены и напуганы, когда узнали об этом.

Землевладельцы пытались убедить царя в том, что отменять крепостное право ни в коем случае нельзя. Но Александр II видел, что крестьянские волнения усиливаются с каждым годом, и понимал, что крестьяне не могут дальше терпеть власть помещиков.

«Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда народ отменит его снизу»,— отвечал царь недовольным дворянам.

19 февраля 1861 г. крепостное право было отменено. Крестьяне получали личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить. Бывшие крепостные объявлялись «свободными сельскими обывателями» и получали гражданские права.

Они могли заключать договоры и сделки, выбирать род занятий, переходить в другие сословия (мещан, купцов), поступать в учебные заведения. За помещиками закреплялось право собственности на все земли своих имений. Крестьяне получали в пользование от помещика земельные наделы, которые могли впоследствии выкупить в собственность.

До выкупа наделов крестьяне (они назывались «временнообязанными») должны были нести в пользу землевладельца повинности — платить оброк или отбывать барщину. Выйдя на выкуп с согласия или по требованию барина, став «крестьянином-собственником », они должны были выплачивать государству выкупные платежи за полученную ссуду.

Освобождение с землей 23 млн помещичьих крестьян было уникальным событием не только в русской, но и в мировой истории.

Первая страница «Манифеста 19 февраля 1861 года»

Земская и городская реформы

В 1864 г. была проведена земская реформа. В соответствии с ней в губерниях и уездах создавались всесословные органы местного самоуправления, которые были названы земствами.

Земствам было предоставлено решение местных хозяйственных вопросов: устройство и содержание дорог и мостов, земских школ, приютов, богаделен, медицинское и ветеринарное обслуживание, землемерные работы, статистический учет и др. Земства внесли существенный вклад в организацию медицинской помощи, особенно в деревне, и создание земских школ.

Земское собрание в провинции. Художник К. Трутовский

В продолжение и дополнение к земской реформе в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. В 509 городах России создавались новые органы городского самоуправления — городские думы, которые выбирали исполнительные органы — городские управы.

Городскую думу и городскую управу возглавлял городской голова. Поскольку выборы велись на основе буржуазного принципа — имущественного ценза, то в городском самоуправлении преобладали представители крупной буржуазии. От участия в выборах устранялись все те, кто не платил городских налогов, т. е.

рабочие, ремесленники, прислуга, мелкие служащие, интеллигенция.

В крупных городах городской голова утверждался министром внутренних дел, в мелких — губернатором. В круг дел городских учреждений входили разные хозяйственные вопросы: благоустройство, торговля, местная промышленность, образование и здравоохранение, противопожарные и санитарные меры и др.

Городская реформа способствовала развитию городского хозяйства, благоустройству, росту городского населения.

Судебная реформа

Проведенная в 1864 г. реформа суда была наиболее последовательной буржуазной реформой. Она провозглашала независимость суда от администрации: судья мог быть отстранен от своей должности только по суду. Старые сословные суды упразднялись.

Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции. Суд объявлялся всесословным, т. е. единым и равным для всех сословий.

Суд становился открытым и гласным: на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публика; в судебном процессе принимали участие представитель обвинения — прокурор и защитник подсудимого — присяжный поверенный (адвокат).

Уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей от всех сословий, в том числе и от крестьян, которые выбирались по жребию.

Присяжные заседатели, выслушав судебные прения, выносили решение о виновности или невиновности подсудимого. Их решение являлось обязательным для судьи.

Это было существенное завоевание демократии, которое ненавидели реакционеры. «Суд улицы», «суд толпы» — так они презрительно отзывались о суде присяжных.

Военная реформа

В 1874 г. вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Законом были установлены сроки действительной военной службы для сухопутных войск (6 лет) и на флоте (7 лет).

Для имевших высшее образование срок действительной военной службы определялся в шесть месяцев; со средним образованием — 1,5 года; для лиц, окончивших уездные училища и прогимназии,— 3 года и начальные училища — 4 года. Не призывались на действительную военную службу единственные сыновья и единственные кормильцы. Отсрочку от призыва получали и те, кто учился в средних и высших учебных заведениях.

Больше внимания уделялось боевой подготовке войск, были введены новые уставы и наставления, ускорено перевооружение армии более современным оружием. Создание военных училищ и академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Но, несмотря на перемены, многое в армии оставалось по-старому: муштра и рукоприкладство офицеров, бесправие солдат.

Реформы 1861—1874 гг., получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями общества второй половины XIX в. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.

Читайте также:  Революция 1848 г. и отклики на неё в россии. усиление реакционного курса

В ходе проведения реформ была ослаблена цензура, на страницах газет и журналов стали гласно обсуждаться общественные проблемы.

Развитие сельского хозяйства и промышленности

Отмена крепостного права дала толчок развитию новых социально-экономических отношений. После 1861 г. Россия из страны аграрной быстро превращалась в аграрно-индустриальную. Увеличение спроса на продукцию сельского хозяйства на мировом и внутреннем рынке повысило заинтересованность владельцев в увеличении товарности земледелия и животноводства.

Рост сельскохозяйственного производства шел за счет увеличения посевных площадей (на южных и восточных окраинах), введения многопольного севооборота, применения минеральных удобрений и машин. За 20 пореформенных лет экспорт зерна из России увеличился в 3 раза и составил в 1881 г. 202 млн пудов. По экспорту хлеба Россия вышла на первое место в мире.

В 40-х гг. XIX в. в России начался промышленный переворот. Сначала в текстильной и хлопчатобумажной промышленности, а затем и в других отраслях.

Для успешного перехода от мануфактуры к фабрике, наряду с заменой ручного труда машинным, требовался значительный слой свободных наемных рабочих, широкий рынок для сбыта промышленной продукции и приток в производство больших капиталов. С отменой крепостного права промышленный переворот пошел быстрее и к началу 80-х гг.

Совет

в главных отраслях промышленности был завершен. Социальным последствием его было быстрое формирование пролетариата и промышленной буржуазии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Александр II в юности, еще до того как стал царем, был страстным охотником и, разумеется, не мог пройти мимо вышедших в 1846 г. «Записок охотника» И. Тургенева. Впоследствии он говорил, что именно эта книга убедила его в необходимости отмены крепостного права.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX – нач. XX в., 1998.

Источник: https://KnowHistory.ru/history/xix-xx/burzhuaznye-reformy-v-rossii-v-60-70-h-godah-xix-veka

Реформы 60-70 гг. XIX в. в Российской империи

Причины проведения:

1. Необходимость успокоить общественное имение

2. Стремление привлечь к сотрудничеству либеральную буржуазию и дворянство

1864 – СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

(А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако).

Создана новая система судов, главные звенья системы: окружные суды присяжных, мировые суды, волостные суды для крестьян. Введен демократический порядок судопроизводства.

Бессословность, т.е. дела представителей всех сословий рассматривались в одних и тех же судах, что означало равенство всех перед законом.

Независимость суда, т.е. суд не подчинялся решениям исп. власти, действовал принцип несменяемости судей.

– Гласность, означала право публики присутствовать на судебных заседаниях и право публикации в газетах отчетов о судебных процессах

Состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката

Наличие института присяжных заседателей (12), выносивших вердикт «виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает снисхождения»

Структура суда: Сенат – окружной суд – мировой суд – крестьянский волостной суд

1864 год – ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА.

Созданы органы местного самоуправления – земства. Они отвечают за развитие хозяйства на местах, образование и здравоохранение. Во главе них встали местные выборные органы – уездные и губернские земские собрания (распорядительные органы) и земские управы (исполнительные органы).

Земства– всесословные, выборные органы местного самоуправления в уезда и губерниях, ведали местными хозяйственными и социальными вопросами (стр-во дорог, больниц, школ, пожарная охрана, статистика и др), политическая деятельность не допускалась.

Земское собрание – распорядительный орган земства

Земская управа – исполнительный орган земства

Гласные – депутаты, избираемые сроком на 3 года по трем куриям: землевладельцы, городские собственники, крестьяне.

1870 – ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА.

создавалась новая система городского самоуправления.

Выборы в городскую думу проводились на основе не сословного, а имущественного ценза лицами мужского пола, достигшими 25 лет и платившими в пользу города налоги и сборы.

Дума избирала городскую управу – исполнительный орган во главе с городским головой. Городское самоуправление занималось благоустройством города, его права были еще более ограничены, чем земств.

1874 год – ВОЕННАЯ РЕФОРМА

(военный министр Д.Милютин)

Сокращение численности армии на 40%

– Создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий

– Усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба

– Гуманизация армии (улучшение быта солдат, отмена телесных наказаний)

– Перевооружение армии и флота,реконструкция казенных военных заводов

– Введение всеобщей воинской повинности (1874) вместо рекрутского набора, сокращение сроков службы до 6 лет в армии, 7 лет на флоте. Предусматривались льготы и отсрочки от призыва. Особенность – последовательный и прогрессивный характер.

РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

1863 – новый университетский устав, провозглашавший внутреннюю автономию университетов.

1864 – школьная реформа: введение принципов всесословной школы, расширение сети образовательных учреждений (церковно-приходские, воскресные, земские), привлечение в них новых педагогических кадров.

В гимназии стали принимать детей различных сословий за плату

Реформы в сфере печати:

Отмена цензуры для центральных периодических изданий.

Отмена цензуры для книг, рассчитанных на образованную часть общества.

Сохранение цензуры для провинциальной печати и книг для народа.

Значение реформ в сфере образования и печати: 1. Проведение реформ способствовало развитию процесса демократизации образования. 2. Проведение реформ способствовало активизации общественной мысли. 3. Проведение реформ способствовало расширению роли общественного мнения в общественной жизни страны. 4. Проведение реформ в сфере образования и печати способствовало проведению реформ 1860-1870-х гг

Билет № 13

1. Начало Великой Французской революции. Свержение монархии. Якобинская диктатура.

В XVIII в. фран­цуз­ские ко­ро­ли об­ла­да­ли аб­со­лют­ной вла­стью На­се­ле­ние было раз­де­ле­но на три со­сло­вия (ду­хо­вен­ство, дво­рянcтво, все осталь­ное непри­ви­ле­ги­ро­ван­ное на­се­ле­ние – тре­тье со­сло­вие).

1-е и 2-е со­сло­вие вла­де­ли зем­лей, не пла­ти­ли на­ло­ги и за­ни­ма­ли выс­шие долж­но­сти в стране, тре­тье пла­ти­ло на­ло­ги и было огра­ни­че­но в по­ли­ти­че­ских пра­вах.

В этой си­ту­а­ции кре­стьяне хо­те­ли по­лу­чить в соб­ствен­ность землю, а бур­жу­а­зия об­ре­сти по­ли­ти­че­ские права.

Обратите внимание

К концу XVIII в. в стране стал за­ме­тен кон­фликт между ста­рой фе­о­даль­ной си­сте­мой и раз­ви­ти­ем ка­пи­та­ли­сти­че­ских от­но­ше­ний. Се­рьез­ным пре­пят­стви­ем к раз­ви­тию ка­пи­та­ли­сти­че­ских от­но­ше­ний в стране было гос­под­ство тра­ди­ци­он­ных се­ньо­ри­аль­ных от­но­ше­ний в сель­ском хо­зяй­стве.

В 1780-е гг. во Фран­ции воз­ник со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ский кри­зис. Внеш­ний долг Фран­ции до­стиг огром­ных раз­ме­ров. Труд­ное эко­но­ми­че­ское по­ло­же­ние было свя­за­но и с неудач­ной внеш­ней по­ли­ти­кой.

Так, Се­ми­лет­няя война при­ве­ла к по­те­ре Фран­ци­ей боль­шей части ко­ло­ний. Боль­шие сред­ства были по­тра­че­ны на под­держ­ку се­ве­ро­аме­ри­кан­ских ко­ло­ни­стов в их борь­бе с бри­тан­ской ко­ро­ной.

Слож­ную си­ту­а­цию усу­гу­бил неуро­жай 1788 года, ко­то­рый при­вел к го­ло­ду.

Чтобы по­пол­нить казну, Лю­до­вик XVI решил уста­но­вить новые на­ло­ги, для чего был вы­нуж­ден со­звать Ге­не­раль­ные штаты (со­бра­ние пред­ста­ви­те­лей со­сло­вий со всей стра­ны).

Вы­нуж­ден­ный созыв ко­ро­лем Ге­не­раль­ных шта­тов при­вел к воз­ник­но­ве­нию На­ци­о­наль­но­го со­бра­ния, а затем – Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния, то есть к со­бы­ти­ям, ко­то­рые стали на­ча­лом Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции. Ре­во­лю­ция была в том числе по­пыт­кой ре­а­ли­зо­вать идеи Про­све­ще­ния. На­чав­шись как срав­ни­тель­но мир­ное граж­дан­ское дви­же­ние, ре­во­лю­ция ска­ти­лась к дик­та­ту­ре и тер­ро­ру

После того как На­ци­о­наль­ное со­бра­ние было объ­яв­ле­но Учре­ди­тель­ным , фран­цуз­ские га­зе­ты пи­са­ли о том, что в стране со­вер­ши­лась бес­кров­ная ре­во­лю­ция.

В дей­стви­тель­но­сти это было толь­ко самым на­ча­лом ре­во­лю­ции, ко­то­рая дли­лась в те­че­ние мно­гих по­сле­ду­ю­щих лет.

Важно

Ко­роль не хотел при­зна­вать Учре­ди­тель­ное со­бра­ние, более того, воз­ник­ла опас­ность его уни­что­же­ния. Это вы­зва­ло вол­не­ния в Па­ри­же.

Июль 1789 г. – в Па­ри­же воз­ник­ла на­пря­жен­ность в связи с опас­но­стью раз­го­на ко­ро­лем Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния (Лю­до­вик XVI стя­ги­вал вой­ска к Па­ри­жу). В го­ро­де на­ча­ли со­би­рать­ся сти­хий­ные ми­тин­ги.

14 июля – па­ри­жане штур­му­ют кре­пость-тюрь­му Ба­сти­лию, быв­шую сим­во­лом ко­ро­лев­ско­го про­из­во­ла. Ко­роль при­зна­ет за­кон­ность Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния. Власть в Па­ри­же пе­ре­ш­ла к го­род­ско­му со­ве­ту (ком­муне Па­ри­жа). Штурм Ба­сти­лии вы­звал всплеск на­си­лия: кре­стьяне сжи­га­ли дома знати по всей стране.

4–11 ав­гу­ста – при­ня­ты де­кре­ты, от­ме­ня­ю­щие боль­шую часть се­ньо­ри­аль­ных по­вин­но­стей. Они фак­ти­че­ски уни­что­жа­ли фе­о­даль­ный строй в стране.

26 ав­гу­ста 1789 г. – Учре­ди­тель­ным со­бра­ни­ем при­ня­та Де­кла­ра­ция прав че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на, в ко­то­рой были про­воз­гла­ше­ны ра­вен­ство перед за­ко­ном, право на сво­бо­ду мысли и слова, непри­кос­но­вен­ность част­ной соб­ствен­но­сти и иные граж­дан­ские права. Со­глас­но де­кла­ра­ции, ис­точ­ни­ком вла­сти яв­ля­ет­ся народ.

3 сен­тяб­ря 1791 г. – Учре­ди­тель­ное со­бра­ние при­ня­ло Кон­сти­ту­цию Фран­ции. Ко­роль оста­вал­ся гла­вой ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Но­си­те­лем за­ко­но­да­тель­ной вла­сти ста­но­ви­лось За­ко­но­да­тель­ное со­бра­ние.

1791 г. – вы­бо­ры в За­ко­но­да­тель­ное со­бра­ние (фран­цуз­ский ре­во­лю­ци­он­ный пар­ла­мент).

20 ап­ре­ля 1792 г. – Фран­ция объ­яв­ля­ет войну Ав­стрии. К Ав­стрии в ка­че­стве со­юз­ни­ков при­со­еди­ни­лись Ан­глия и Прус­сия (Пер­вая ан­ти­фран­цуз­ская ко­а­ли­ция). Это стало на­ча­лом дли­тель­ных ре­во­лю­ци­он­ных войн.

10 ав­гу­ста 1792 г. – па­ри­жане штур­му­ют Тю­иль­рий­ский дво­рец. Ко­роль Лю­до­вик XVI с се­мьей аре­сто­ван.

Сен­тябрь 1792 г. – «Сен­тябрь­ские казни». На­ча­ло ре­во­лю­ци­он­но­го тер­ро­ра. Рас­пра­вы с за­клю­чен­ны­ми тюрем, дей­стви­тель­ны­ми или мни­мы­ми про­тив­ни­ка­ми ре­во­лю­ции.

20 сен­тяб­ря 1792 г. – битва у Валь­ми между фран­цуз­ски­ми и прус­ски­ми вой­ска­ми. Пер­вая зна­чи­тель­ная по­бе­да ре­во­лю­ци­он­ной армии. Фран­цу­зы пе­ре­хо­дят в на­ступ­ле­ние и пе­ре­но­сят во­ен­ные дей­ствия за пре­де­лы стра­ны.

22 сен­тяб­ря 1792 г. – на ос­но­ве все­об­ще­го из­би­ра­тель­но­го права (для муж­чин) из­бран новый выс­ший орган го­су­дар­ствен­ной вла­сти – На­ци­о­наль­ный кон­вент. При­ня­тые Кон­вен­том за­ко­ны уни­что­жа­ли мо­нар­хию и про­воз­гла­ша­ли Фран­цию рес­пуб­ли­кой. Было сфор­ми­ро­ва­но пра­ви­тель­ство уме­рен­но на­стро­ен­ных жи­рон­ди­стов.

21 ян­ва­ря 1793 г. – по ре­ше­нию Кон­вен­та ко­роль был обез­глав­лен (об­ви­нен в за­го­во­ре про­тив нации). В ок­тяб­ре была каз­не­на и Ма­рия-Ан­ту­а­нет­та.

В ре­зуль­та­те ре­во­лю­ци­он­ных со­бы­тий 1789–1791 гг. во Фран­ции была учре­жде­на кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия с огра­ни­чен­ным из­би­ра­тель­ным пра­вом (кон­сти­ту­ция 1791 г.). Власть ко­ро­ля была огра­ни­че­на За­ко­но­да­тель­ным со­бра­ни­ем. Но уже в 1792 г. Фран­ция про­воз­гла­ше­на рес­пуб­ли­кой, ко­роль сна­ча­ла аре­сто­ван, а затем каз­нен.

Важ­ней­шим до­сти­же­ни­ем ре­во­лю­ции стало при­ня­тие Учре­ди­тель­ным со­бра­ни­ем Де­кла­ра­ции прав че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на, ко­то­рая впер­вые во Фран­ции уста­нав­ли­ва­ла рав­ные права для всех граж­дан. Со­слов­ные при­ви­ле­гии были от­ме­не­ны. Ре­во­лю­ция при­ве­ла к длин­ной че­ре­де войн с мно­го­чис­лен­ны­ми ан­ти­фран­цуз­ски­ми ко­а­ли­ци­я­ми, по­сто­ян­ным участ­ни­ком ко­то­рых была Ан­глия.

Ре­во­лю­цию уже нель­зя было на­звать бес­кров­ной. Борь­ба за власть при­ве­дет к пе­ри­о­ду ре­во­лю­ци­он­но­го тер­ро­ра

Во время ре­во­лю­ции во Фран­ции воз­ни­ка­ют по­ли­ти­че­ские клубы, ко­то­рые объ­еди­ня­ют людей схо­жих по­ли­ти­че­ских взгля­дов. Среди таких клу­бов – Яко­бин­ский клуб, ко­то­рый объ­еди­нял ра­ди­каль­ных ре­во­лю­ци­о­не­ров. В 1792 г.

был из­бран новый орган го­су­дар­ствен­ной вла­сти – На­ци­о­наль­ный кон­вент Боль­шин­ством чле­нов кон­вен­та стали жи­рон­ди­сты. Они за­ня­ли ос­нов­ные ми­ни­стер­ские долж­но­сти. В 1793 г. пра­ви­тель­ство уме­рен­но ре­во­лю­ци­он­ное пра­ви­тель­ство жи­рон­ди­стов ока­за­лось в слож­ной си­ту­а­ции.

В стране воз­ник про­до­воль­ствен­ный кри­зис. В связи с по­яв­ле­ни­ем новой ан­ти­фран­цуз­ской ко­а­ли­ции ухуд­ши­лась си­ту­а­ция на фрон­тах.

31 мая – 2 июня 1793 г. – вос­ста­ние сто­рон­ни­ков яко­бин­цев в Па­ри­же. Под дав­ле­ни­ем вос­став­ших Кон­вент берет 29 жи­рон­ди­стов под до­маш­ний арест (вско­ре они были каз­не­ны). Власть пе­ре­ш­ла к яко­бин­цам. С этого мо­мен­та на­чал­ся пе­ри­од яко­бин­ской дик­та­ту­ры.

Ко­ми­тет об­ще­ствен­но­го спа­се­ния (со­здан­ный в ап­ре­ле 1793 г.) ста­но­вит­ся фак­ти­че­ским пра­ви­тель­ством и ка­ра­тель­ным ор­га­ном яко­бин­цев. Уни­что­жа­ют­ся все дей­стви­тель­ные и мни­мые про­тив­ни­ки яко­бин­цев. Ко­ми­тет воз­гла­вил М. Ро­бес­пьер.

Совет

Волна мя­те­жей охва­ти­ла 60 де­пар­та­мен­тов (ад­ми­ни­стра­тив­ных еди­ниц Фран­ции) из 83. Летом 1793 г. дво­рян­ка Шар­лот­та Корде уби­ва­ет Ма­ра­та, по­пу­ляр­но­го яко­бин­ско­го ли­де­ра.

24 июня 1793 г. – Кон­вен­том при­ня­та новая кон­сти­ту­ция, про­воз­гла­шав­шая Фран­цию рес­пуб­ли­кой. Выс­шим ор­га­ном вла­сти в стране ста­но­ви­лось За­ко­но­да­тель­ное со­бра­ние. Из­би­ра­тель­ное право по­лу­чи­ли все муж­чи­ны не мо­ло­же 21 года.

Читайте также:  Общая характеристика псковской судной грамоты, её система, источники

17 сен­тяб­ря 1793 г. – Кон­вент при­нял «Указ о по­до­зри­тель­ных», поз­во­ля­ю­щий аре­сто­вы­вать по­тен­ци­аль­ных вра­гов ре­во­лю­ции. Этот указ уза­ко­нил ре­во­лю­ци­он­ный тер­рор.

Борь­ба за власть между раз­ны­ми по­ли­ти­че­ски­ми груп­пи­ров­ка­ми при­ве­ла к уста­нов­ле­нию ре­во­лю­ци­он­но­го тер­ро­ра. Мас­со­вый тер­рор лишил яко­бин­цев под­держ­ки на­се­ле­ния, и в ре­зуль­та­те пе­ре­во­ро­та они утра­ти­ли власть. власть



Источник: https://infopedia.su/18x1d2.html

9 Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. XIX в. в России

Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. XIX в. в России. Контрреформы Александра III

Поражение в Крымской войне (1855 – 1856 гг.) привело к осознанию угрозы потери Россией статуса великой державы, заставило сделать решительный шаг в направлении дальнейшей модернизации страны.

Александру II (1855 – 1881 гг.), в правлении которого случилась эта война, предстояло совместно со своим окружением заменить обветшавшие устои социальной и политической организации империи более надежным основанием.

Поскольку большинство правящего класса дворян-крепостников отрицательно относилось к отмене крепостного права, первоначальный курс подготовки крестьянской реформы через комитеты и комиссии, состоящие из царских сановников и чиновников ряда ведомств, оказался безуспешным. Тогда самодержавие создало вневедомственный орган – Редакционные комиссии.

Они подчинялись царю, включали либерально настроенную бюрократию и независимых экспертов из числа помещиков, заинтересованных в отмене крепостного права.

Благодаря этому, комиссии обладали значительной свободой и разработали проект реформы, которая представляла собой компромисс, учитывавший интересы как крестьян, так и помещиков, и которая была действительно сориентирована на отмену крепостного права.

19 февраля 1861 г. Александр II (1855 – 1881 гг.) подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

По этим документам крепостные крестьяне получили личную свободу и большинство общегражданских прав, учреждалось крестьянское самоуправление, крестьянам предоставлялись наделы земли. Однако крестьяне по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям.

Сохранялась община и общинное землевладение, крестьянские наделы оказались в среднем на 20 % меньше тех, которыми они пользовались при крепостном праве. Величина крестьянского выкупа земли у помещиков в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли.

Обратите внимание

80 % выкупной суммы помещикам выплачивало государство, а крестьяне выплачивали ему долг с процентами в течение 49 лет.

Итоги крестьянской реформы неоднозначны. С одной стороны, она дала толчок развитию капитализма в сельском хозяйстве и промышленности. С другой стороны, реформа законсервировала крепостнические отношения, возложив на крестьян всю тяжесть выкупной операции, обрекая их на малоземелье и истощение хозяйства. В результате создать слой мелких собственников в России не удалось.

Поскольку крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления, судопроизводства, принцип комплектования армии и многое другое. Отмена крепостного права диктовала необходимость продолжения реформ. Земская реформа (1864 г.) вводила всесословное выборное представительство в масштабах уезда и губернии.

Земства ведали хозяйственными вопросами, школами, медициной, благотворительностью, получили право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих. Аналогичные образования были проведены в городском самоуправлении (Городские думы, 1870 г.). Школьная реформа (1864 г.

) утвердила положение о начальных народных училищах и доступность среднего образования для всех сословий.

Судебная реформа (1864 г.) дала России новый суд: бессословный, гласный, с адвокатурой, выборностью мирового судьи, с присяжными заседателями. Универсальная реформа (1863 г.

) увеличила административную и хозяйственную самостоятельность учебных заседаний, способствовала объединению преподавателей и студентов в кружки, ассоциации, повышая уровень общественной активности. Реформа печати (1865 г.) отменила предварительную цензуру. Военная реформа (1874 г.

) вводила всеобщую воинскую повинность вместо рекрутчины, сократила сроки службы в зависимости от образовательного ценза.

Революционное движение в этот период было связано с народничеством. Народничество как система взглядов русской разночинской интеллигенции, представляющей интересы мелких производителей-крестьян, в пореформенной России просуществовало почти полвека.

Среди народников были различные течения, платформы, но все они сходились в одном – проведение сразу социалистической крестьянской революции, минуя буржуазную. Эта революция, по их мнению, должна исходить из крестьянской общины.

Отсюда и идеализация последней, как уже готовой формы будущего социалистического общества. Можно выделить следующие хронологические этапы народничества:

1) пропагандистские кружки;

2) конспиративные общества;

3) «хождение в народ» в 1874 – 1875 гг.;

4) индивидуальный террор в 70-е годы;

5) переход к политической борьбе и создание в 1879 г. предельно централизованной и строго конспиративной организации профессионалов-революционеров, партии «Народная воля».

Важно

Кроме сторонников исключительно насильственных революционных мер, среди народников были и сторонники мирного, эволюционного пути развития России.

Сделать выбор в пользу эволюционного варианта помогли реальные события. 1 марта 1881 г. был зверски убит освободитель России царь Александр II.

Этот террористический акт вызвал чувство возмущения российской общественности, в том числе и крестьянства, которое, как считали террористы, должно было поддержать убийство царя мощной крестьянской революцией.

С этого трагического события начинается закат деятельности революционно-террористического крыла народничества. В нем все более усиливается эволюционное, реформистское начало.

Наступает эпоха либерального народничества, эпоха борьбы за общедемократические мероприятия, направленные против российского деспотизма. Либеральные народники стремились к тому, чтобы умело провести государственный корабль между реакцией и революцией.

Великие реформы 60 – 70-х гг. XIX в. означали важный шаг в формировании в России правового государства и гражданского общества. Они создали социально-политические и правовые условия для модернизации общественных отношений, именно на их основе проводил свои реформы С. Ю.

Витте на рубеже XIX – XX вв. Однако реформы были внутренне противоречивы.

Так, крестьянская реформа обрекала крестьян на десятилетия экономической зависимости, земства, в которых преобладали дворяне, не имели завершенной структуры в масштабе всей страны и права ставить на обсуждение вопросы общегосударственного характера.

В российских судебных уставах отсутствовал один из важнейших принципов правового государства – ответственность чиновников перед судом. Универсальная реформа включала повышение платы за обучение, увеличение прав министров и попечителей в университетах, обязательность преподавания богословия.

Совет

Кроме этого, в ходе проведения реформ в жизнь они подвергались корректировке «вправо» и оказались незавершенными.

В обществе не оказалось сил, способных оказать давление на правительство и довести реформы до логического конца – создать общероссийское представительство. Напротив, контрреформы 80-х – 90-х гг. прервали процесс преобразований.

В результате этого появляются препятствия для дальнейшей модернизации страны и усиливается социальная напряженность в обществе.

Александр III(1881—1894), пришедший к власти в результате трагической гибели отца-реформатора, не мог быть сторонником реформ.

Он придерживался распространенного в российских верхах того времени мнения о том, что отказ от основных принципов самодержавия и крепкой власти императора ведет к общественным потрясениям и кризису.

В отечественной исторической науке сложилось двоякое представление о периоде царствования Александра III, прозванного в народе Миротворцем (за время его царствования Россия не участвовала ни в одной войне).

Одни говорят о «контрреформах» Александра III, другие — о «консервативной модернизации» России. Следует признать, что в царствование Александра III реформирование общества не прекратилось, но характер перемен был более осторожный и постепенный, чем в 60—70-е годы.

Реформаторский проект М. Т. Лорис-Меликова, предусматривавший введение избранных представителей земств в состав Государственного совета, был отвергнут под предлогом, что главной задачей нового императора будет сохранение основ самодержавной власти.

Вместе с тем Александр III высказался за продолжение курса реформ и привлек к разработке серии законопроектов (в первую очередь по крестьянскому вопросу) известных либеральных деятелей. Они представили императору проект закона о сокращении выкупных платежей, проведении переселенческой политики крестьян на Восток.

Обратите внимание

В законе, принятом в декабре  1881 г., предусматривался обязательный выкуп крестьянами своих наделов, что означало прекращение их временнообязанного состояния. Подушная подать подлежала замене другими налогами. Был учрежден Крестьянский банк, который предоставлял льготные кредиты крестьянам для покупки земель.

Вместе с тем, полагая, что община сохранит крестьян от разорения, царь принял меры к ее укреплению: был принят закон, ограничивавший выход крестьян из общины.

Для обеспечения контроля над условиями труда рабочих было принято прогрессивное для того времени рабочее законодательство, запрещавшее труд детей до 12 лет и ограничивавшее рабочий день малолетних восемью часами. Был запрещен ночной труд женщин и подростков.

За соблюдением этого законодательства должна была следить специально созданная рабочая инспекция. В 1886 г. был принят закон, регулировавший взаимоотношения рабочих и предпринимателей. Ограничивались размеры штрафов и сфера их применения.

Собранные с рабочих деньги должны были поступать в специальный фонд и направляться на выплату пособий самим рабочим. Запрещено было рассчитываться с рабочими товарами из заводских лавок. Условия трудового соглашения фиксировались теперь в специальных расчетных книжках.

Вместе с тем за участие в стачках рабочие подлежали суровому наказанию.

С учетом активизации революционного движения правительство приняло шаги к обеспечению «общественного спокойствия» и наведению порядка. Министр внутренних дел и генерал-губернаторы получили право объявлять в отдельных районах страны чрезвычайное положение.

В особых случаях губернаторы могли высылать политически неблагонадежных лиц без решения суда, останавливать деятельность предприятий, передавать некоторые уголовные дела вместо гражданского суда — в военный, прекращать работу отдельных учебных заведений и выпуск периодических изданий. Для контроля за политическими настроениями в обществе были созданы новые жандармские отделения по охране порядка. В 1884 г. была отменена университетская автономия, а через несколько лет издан указ о «кухаркиных детях», ограничивавший возможность обучения в гимназиях для детей из малообеспеченных семей.

Стремясь укрепить дворянское сословие, «пострадавшее» после реформы 1861 г., правительство открыло Дворянский банк для льготного кредитования помещичьих хозяйств. Были отменены должности и учреждения, основанные на бессословных выборных началах, их функции переходили к земским участковым начальникам, назначаемым властями. В начале 90-х гг.

Важно

выборные руководители земских и городских органов самоуправления были объявлены государственными служащими, а для избирателей был введен высокий имущественный ценз. Таким образом, не отказавшись в целом от продолжения реформ, начатых Александром II, Александр III сделал их более умеренными. Главный девиз его правления – укрепление самодержавия.

Важнейшие события исторического периода

1853 – 1856 гг.            Крымская война.

1855 – 1881 гг.            Правление Александра II.

3 января 1857 г.          Начало работы Секретного комитета.

1857 – 1858 гг.             Открытие губернских комитетов по крестьянскому вопросу.

8 января 1858 г.           Преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу.

17 февраля 1859 г.     Работа 10 октября 1860 г. редакционных комиссий.

19 февраля 1861 г.     Манифест об отмене крепостного права.

12 ноября 1861 г.        Учреждение Совета министров.

1864 – 1874 гг.            Проведение реформ.

1 января 1864 г.           Положение о губернских и уездных земских учреждениях.

20 ноября 1864 г.        Утверждение новых судебных уставов.

16 июня 1870 г.           Утверждение «Городового положения».

1 января 1874 г.          Начало проведения военной реформы.

1881—1894 гг.            Царствование Алек­сандра III

27 августа 1882 г.      Принятие «Временных правил о печати».

Июнь 1887 г.                                Указ о «Кухаркиных детях».

12 июля 1889 г.           Принятие закона о земских начальниках.

12 июня 1890 г.            «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Декабрь 1893 г.           Закон о неотчуждаемости крестьянских наделов.

Вопросы для самоконтроля

1.       Какие конкретные обязательства подтолкнули Александра II и его окружение к началу реформаторской деятельности?

2.       Назовите важнейшие реформы, предпринятые в правление Александра II.

3.       Какой характер носили эти реформы и какие последствия они имели?

4.       Каковы особенности внутренней политики, проводимой     Александром  III?

Источник: https://studizba.com/lectures/15-istoriya/519-lekcionnyy-kurs-po-istorii-rossii/8838-9-burzhuaznye-reformy-60-70-h-gg-xix-v-v-rossii.html

Ссылка на основную публикацию