Реформы в россии второй половины xix века

Реформы и контрреформы второй половины xix века в россии

П л а н:

1. «Крестьянская реформа» 19 февраля 1861 года: подготовка, реализация, итоги.

2. Земская, городская, судебная, военные, финансовые и другие реформы 60 – 70-х годов XIX века.

3. Результаты реформ. Причины свертывания реформаторского процесса. Контрреформы Александра III.

Источники и литература:

Хрестоматия по истории СССР. 1861 – 1917. М., 1990. С. 5 – 61, 74 – 97.

«Великие реформы» в русской истории, 1856 – 1874 / Под ред. Л.Г.Захаровой и др. М., 1992.

Виленский Б.Д. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969.

Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.

Зайончковский П.А. Военные реформы 1860 – 1870 гг. в России. М., 1952.

Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1968.

Обратите внимание

Зайончковский П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. (Политическая реакция 80-х – начала 90-х годов). М., 1970.

Захарова Л.Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968.

Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х годов XIX века в России // Вопросы истории. 1989. № 10.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762 – 1914. М., 1995.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х – начале 90-х годов XIX в. М., 1985.

Парамонов В.Н., Калягин А.В., Гольцов В.И., Коротаева Т.В. Россия во второй половине XIX века: выбор путей общественного развития. Учебное пособие. Самара, 1993.

Попов Г.Х. Отмена крепостного права в России. («Великая» реформа 19 февраля 1861 г.) // Истоки: Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. 1. М., 1989; Вып. 2. М., 1990.

Правил – как завещал отец? («Круглый стол» об эпохе Александра III) // Родина. 1994. № 11.

Реформы Александра II. М., 1998.

Российские самодержцы (1801 – 1917). 2-е изд. М., 1994.

Собко Е.М. Государственный совет и контрреформы // Вопросы истории. 1995. № 11 – 12.

Чернуха В.Г. Александр Ш // Вопросы истории. 1992. № 11 – 12.

Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.

Яковлев А.И. Александр II и его эпоха. М., 1992.

Важно

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ЗНАНИЕ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ НА КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ДЛЯ УСПЕШНОГО УСВОЕНИЯ ТЕМЫ:

Вопросы по КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЕ 1861 ГОДА

· Каковы объективные предпосылки отмены крепостного права (экономические, военные, политические, духовные)?

· Что означает термин «субъективные предпосылки реформ» (имеются в виду реформы в принципе)? Каково должно быть сочетание объективных и субъективных предпосылок в реформах? Можно ли говорить о большей значимости каких-либо предпосылок (объективных или субъективных) по сравнению с другими?

· Что подразумевается под субъективными предпосылками (субъективным фактором) реформы 1861 года?

· Почему в советской историографии преуменьшались субъективные предпосылки реформы 1861 года? Приведите примеры такого преуменьшения.

· В контексте предыдущего вопроса подумайте, как можно оценить встречающееся в советской исторической литературе утверждение о наличии революционной ситуации в России в 1859 – 1861 гг.?

· Как осуществлялась подготовка крестьянской реформы 1861 года? Назовите основные этапы подготовки реформы и учреждения, занимавшиеся ею.

· Какие варианты освобождения крестьян от крепостного права выдвигались на этапе подготовки реформы?

· Какие основные документы определяли принципы и порядок проведения реформы 1861 года? Что означает понятие «Положения от 19 февраля»?

· Изложите и прокомментируйте основные идеи Манифеста от 19 февраля 1861 года. Покажите логическую взаимосвязь тезисов Манифеста.

· Как «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» определяло последовательность и сроки проведения основных этапов крестьянской реформы? Каковы были задачи каждого из этапов?

а) Что означает понятие «уставная грамота»? Для какой цели заключались уставные грамоты? Какой максимальный срок отводился на их заключение?

б) Что означает понятие «временнообязанные крестьяне»? Когда крестьяне переходили в статус «временнообязанных»? Чем положение временнообязанного крестьянина отличается от положения крепостного крестьянина? Какая разница в повинностях временнообязанных и крепостных крестьян? После какого мероприятия «временнообязанные крестьяне» переходили в статус крестьян-собственников? Как был определен конечный срок пребывания крестьян в статусе временнообязанных?

· Как определялся размер пореформенного крестьянского земельного надела? Какие нормы и каков механизм этого процесса были заложены в четырех местных положениях о поземельном устройстве крестьян, вышедших из крепостной зависимости? Почему при провозглашении принципа преемственности в размере крестьянского пореформенного надела по сравнению с дореформенным наблюдалось такое явление, как «отрезки»? Какое последствие имела система «отрезков» для пореформенной истории страны?

· В каких значениях в контексте крестьянской реформы употребляется слово «выкуп»? Чем отличается понятие «выкуп помещику» от так называемых «выкупных платежей» государству? Почему вообще возникла необходимость в выкупных платежах государству?

· Что крестьяне выкупали у помещика на деле: личную свободу, землю или свои повинности (т.е.

компенсировали помещику потерю повинностей, неизбежную при приобретении крестьянами статуса крестьян-собственников)? Какой механизм выкупа был заложен в положение о выкупе (полное название – «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность их полевых угодий»)? Что означает формула «капитализация оброка из расчета 6 % годовых»?

· Каков механизм выкупных платежей государству? На какой срок они были рассчитаны? Когда и почему выкупные платежи были отменены?

· Какие органы и должностные лица занимались проведением в жизнь крестьянской реформы?

· Каково было отношение крестьян к реформе? Чем объясняются крестьянские волнения в ходе реформы? Справедливы ли были упреки так называемых революционных демократов в том, что «народ царем обманут»?

· Как решилась в ходе реформы судьба крестьянской общины?

· Как было организовано крестьянское самоуправление после реформы?

· Каково значение и последствия реформы 1861 года?

Вопросы по ЗЕМСКОЙ И ГОРОДСКОЙ РЕФОРМАМ

· Чем отличается государственное управление от самоуправления? На каком основании органы, созданные в ходе земской и городской реформ, считаются органами самоуправления?

· Как проходили выборы в земские и городские органы самоуправления? Что означает понятие «курия»? Какие курии были при выборах земств и органов городского самоуправления? Можно ли считать выборы в органы самоуправления всеобщими, равными и прямыми?

· Каковы были полномочия земств и городских органов самоуправления?

· Как было организовано земское и городское самоуправление? Какие органы принимали решения, какие их исполняли; какие существовали должностные лица в органах самоуправления?

· Каково было отношение органов государственной власти к органам самоуправления?

· Каков основной результат земской реформы 1864 г. и городской реформы 1870 г.?

Вопросы по СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ

· Какие новые принципы судопроизводства установила судебная реформа 1864 г.? Как они действовали на практике?

· Какая система судебных органов сформировалась в России по реформе 1864 г.?

Вопросы по ВОЕННЫМ РЕФОРМАМ

· Что, помимо нового воинского устава, входит в понятие «военные реформы» 1870-х годов?

· Как воинский устав 1874 года изменил принцип комплектования армии?

· Какие льготы и отсрочки предоставлялись при призыве на военную службу? О каком жребии применительно к призывникам говорится в Уставе?

Вопросы по ПРИЧИНАМ СВЕРТЫВАНИЯ РЕФОРМАТОРСКОГО ПРОЦЕССА, РЕЗУЛЬТАТАМ РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМАМ АЛЕКСАНДРА III

· Какие силы выступали против реформ и были заинтересованы в их прекращении? Какие аргументы они выдвигали, критикуя реформы?

· Почему консерваторы и радикалы, несмотря на разницу в их политических взглядах, были настроены антиреформаторски? Каким образом действия консерваторов «подыгрывали» радикалам и наоборот?

· Как можно оценить результаты реформ в рамках формационного подхода?

· Как можно оценить результаты реформ в рамках цивилизационного подхода?

· Чем объясняется отход Александра III от политики реформ?

· Что понимается в исторической литературе под понятием «контрреформа»?

· Назовите и охарактеризуйте контрреформы Александра III. Объясните логику контрреформ. Почему контрреформы затронули в первую очередь достижения таких реформ, как земская, городская и судебная и практически не затронули, например, военную?

Тема 9

Источник: https://stydopedia.ru/2x1d32.html

Россия во второй половине XIX века Реформы

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Заказать написание работы

Россия во второй половине XIX века. Реформы.

Крестьянская реформа

После Крымской войны даже в правящих сферах ясно осознавалась необходимость коренных преобразований. Александр II (1855 — 1881), тяжело переживавший военное поражение России, стал решительным сторонником отмены крепостного права. Об этом он заявил уже в 1856 г. в речи представителям московского дворянства. В 1857 — 1858 гг.

царскими рескриптами (предписаниями) во всех губерниях, на которые распространялось крепостное право, были учреждены губернские комитеты из местных помещиков, получивших возможность высказать свои соображения по поводу предстоящей реформы.

В черноземных губерниях помещики стремились удержать за собой большую и лучшую часть земли; в нечерноземных же они обращали внимание на выкуп, который должен был возместить им потерю крестьянских оброков. В целом проекты губернских комитетов клонились к максимальному соблюдению помещичьих выгод.

Все эти проекты поступили в Редакционные комиссии (1859), орган, который должен был выработать единые для всей России “Положения” (закон) об отмене крепостного права. В них Александр II собрал лучшие силы либерально настроенной бюрократии, а также видных общественных деятелей. Во главе комиссии царь поставил свое доверенное лицо — Я. И.

Ростовцева; наиболее же заметной фигурой в них был Н. А. Милюков. Члены комиссии пытались отыскать компромиссное решение, примирявшее государственные, помещичьи и крестьянские интересы. Но постоянное давление, которое дворянство оказывало в это время на власть, не могло не сказаться на работе этого органа. Большинство вопросов решалось все же в интересах помещиков.

Проект “Положений”, выработанных Редакционными комиссиями, поступил на рассмотрение в Государственный Совет, где он еще в большей степени был сориентирован на удовлетворение этих интересов. 19 февраля 1861г. “Положения” и “Манифест”, возвещавший об освобождении крестьян, были подписаны Александром II.

Крестьяне получали личную свободу и установленный надел земли за выкуп. Они, однако, оставались в поземельной зависимости от помещиков до тех пор пока не расплатятся за землю полностью. В течение этого периода бывшие крепостные назывались временнообязанными и должны были нести прежние повинности — работать на барщине и платить оброк. Земли крестьяне получали явно недостаточно.

Совет

Нормы наделов, полагавшиеся им по “Положениям”, были, как правило, меньше тех, которые при крепостном праве предоставлял им помещик. Во всех губерниях происходила “отрезка” земель у крестьян; помещики старались оттягать лучшие, наиболее удобные земли. Т.о., избавляясь от внеэкономического принуждения, крестьяне попадали в экономическую зависимость от помещиков.

Выкуп за землю рассчитывался по формуле “капитализация оброка из 6%”, т.е. крестьянин оказывался должен помещику такую сумму денег, которая, будучи положенной в банк под 6%, приносила бы ежегодный доход, равный дореформенному оброку.

Чтобы помещики получили большую часть выкупа единовременно, правительство взяло на себя выплату 80% выкупных сумм; крестьяне должны были возвратить их казне в течение 49 лет в виде ежегодных платежей.

Крестьянскую реформу невозможно оценить однозначно. С одной стороны, отмена крепостного права привела к необратимым переменам во всех сферах русской жизни.

В деревне полным ходом пошло расслоение крестьянства: из патриархальной среды крестьян-общинников выделялись быстро разбогатевшие хозяева — потенциальные буржуа — и бедняки, превращавшиеся в неимущих пролетариев. Фабрики и заводы получили постоянный приток дешевой рабочей силы.

Ускоренное разрушение натурального хозяйства сделало более емким всероссийский внутренний рынок. Все это, вместе взятое, дало мощный импульс развитию промышленного производства. С другой стороны, реформа сохранила и законсервировала крепостнические отношения.

Читайте также:  История россии при эпохе петра i

Проводя отмену крепостного права, подрывавшую традиционное помещичье хозяйство, власть в то же время стремилась сохранить само это хозяйство, компенсировав помещикам неизбежные потери. Причем компенсацию она возложила на освобождающееся крестьянство.

В результате помещики сохранили за собой лучшие земли и получили на руки огромные денежные суммы; крестьянство же в массе своей было обезземелено и обложено непомерно тяжелыми платежами. Это усугубляло черты отсталости в деревенской жизни и в конечном счете привело к глубочайшему кризису.

Реформы 1860 — 1870 гг. (земская, судебная, военная)

Крушение в 1861 г. крепостного строя диктовало необходимость дальнейших реформ.

Обратите внимание

В 1864 г. была проведена земская реформа, в ходе которой в уездах и губерниях создавалась система органов местного самоуправления. Уездные земские собрания избирались раз в три года населением уезда, губернские — формировались из представителей, выдвинутых на уездных собраниях.

При этом выборы в уездные земства были организованы так, чтобы обеспечить преимущество дворянам-землевладельцам. В ведении земств находились местное хозяйство, народное просвещение, медицина, статистика.

Никакие проблемы общегосударственного характера земцы не имели права ставить на обсуждение.

Недостатки земской реформы были очевидны: незавершенность структуры земских органов (отсутствие высшего центрального органа), искусственное создание численного преимущества для поместного дворянства, ограниченность сферы деятельности.

Важен был сам факт появления в России системы самоуправления, В корне отличной от господствующей бюрократической системы. Однако политика правительства по отношению к земству во второй половине 1860 — 1870-х гг.

была направлена как раз на лишение его всякой самостоятельности. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством; земских врачей, учителей, статистиков по малейшему поводу изгоняли из земства.

Центральная местная власти целенаправленно пресекали любое поползновение земств к независимой деятельности.

В том же 1864 г. была проведена судебная реформа. Старые сословные суды упразднялись. Вместо них создавались суд мировой и суд коронный.

Важно

Мировой суд с упрощенной процедурой вводился в уездах для разбора дел о мелких правонарушениях. Более серьезные дела разбирались в коронном суде, имевшем две инстанции: окружной суд и судебную палату.

В случае нарушения законного порядка судопроизводства решения этих органов могли быть обжалованы в Сенате.

От старых судов, которые вели дела сугубо бюрократическим порядком, новые отличались прежде всего тем, что были гласными, т.е. открытыми для публики и прессы.

Кроме того, в основу судебной процедуры был положен состязательный процесс, в ходе которого обвинение — прокурор — и защитник подсудимого — адвокат — должны были выяснить все обстоятельства дела, — допрашивая свидетелей, анализируя вещественные доказательства и т.п.

Решение по делу принимали присяжные заседатели, избиравшиеся по специальным спискам из лиц разных сословий. Наконец, следователи, готовившие дело к судопроизводству, и судьи, руководившие всей судебной процедурой, хотя и назначались правительством, но были несменяемы.

Но как только новые суды продемонстрировали свои лучшие стороны, власть тут же начала подчинять их господствующей бюрократической системе. Особенно характерны были нововведения, касающиеся политических дел: следствие по этим делам стали вести не следователи, а жандармы; судопроизводство осуществлялось не судами присяжных, а военными судами.

В 1860 — первой половине 1870-х гг. в России была проведена серия военных реформ, центральной из которых явилось введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности, заменившей дореформенную рекрутчину.

Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. В мирное время на действительную службу брали не более 25㬚% от общего числа призывников по жребию.

Совет

Одновременно была упорядочена система военного управления: Россия разделялась на 15 военных округов, непосредственно подчиненных военному министру.

Вместо закрытых военных корпусов учреждались военные гимназии, близкие по программе к средней школе и открывавшие путь в любое высшее учебное заведение. Те, кто желал продолжить военное образование, поступали в специализированные юнкерские училища — артиллерийские, кавалерийские, военно-инженерные.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/

Источник: http://samzan.ru/216609

5. Реформы второй половины XIX в., их влияние на судьбу России

Самодержавная Российская империя из ста лет XIX в. воевал, а семьдесят. В остальные годы «вооруженного мира», опасаясь соседей она готовилась к новым конфликтам. СЮ. Витте писал, что в сущности Россия была военной империей и ничем другим особо не выделялась.

Стремление играть роль великой державы, необходимость поддерживать экономическое могущество не были подкреплены е реальными экономическими возможностями. Годовой доход жителя Российской империи был в три раза ниже, чем у немцев, в четыре раза — чем у французов, в пять раз — чем у англичан, в шесть раз — чем у американцев1.

Да и в военной сфере Россия все больше отставала от других европейских стран.

Ярким свидетельством военно-технической и Экономической от-сталости страны стало ее поражение в Крымской войне (1853–1856), в которой также участвовали Османская империя, Англия, Франция и Сардиния. Каждая из них имела свои интересы на Ближнем Востоке.

Поражение России оказало значительное влияние не только на расстановку международных сил, но и на внутреннее положение в стране.

Оно заставило правительство вплотную заняться реформами, тем более что феодально-крепостнический строй обнаружил свою полную непригодность.

Реформы 1860–1870-х гг. получили в истории название Великих, буржуазных, либеральных.

Действительно, тогдашнее правительство предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизации основных сфер жизни: социально-экономической (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса), политической (введение местного самоуправления, реформа суда, армии), культурной (реформа школы, университетов, цензуры).

Обратите внимание

Сроки проведения реформ и результаты были разными, но в этой либеральной модернизации прослеживалась внутренняя связь. Власти руководствовались двумя положениями: 1) упреждающая реформа является лучшей гарантией от революционных потрясений; 2) проводить реформы необходимо с опорой на государство и по его инициативе.

Трудов о реформах 1860–1870-х гг. написано великое множество. В работах дореволюционных авторов, содержащих большое количество фактического материала, превозносится деятельность Александра II и его сановников.

Для обсуждения аграрных проблем в 1857 г. был создан Секретный комитет.

Император хотел, чтобы инициатива отмены крепостного права исходила от самих помещиков, однако их-то как раз слухи возможной отмене крепостного права удручали. Тогда Александр I поручил другу детства генерал-губернатору В.И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой создать комиссии по разработке проекта реформы.

В ответ на назимовское обращение 20 ноября 1857 г. был издан императорский указ о учреждении губернских дворянских комитетов. В феврале 1858 г Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крес-тьянскому делу. Большое влияние на деятельность комиссий оказали либералы Н.А. Милютин, Я.А. Соловьев, Ю.Ф. Самарин и др. Девятнадцатого февраля 1861 г.

Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Практические условия освобождения определялись «Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Манифест серьезно изменил статус 23 млн. крепостных, 19 млн. государственных и 2 млн. удельных крестьян.

Теперь крестьяне были лично свободны, имели гражданские права — могли совершать сделки, вести торговлю, владеть движимым и недвижимым имуществом Они получили фамилии и паспорта.

В итоге крестьянин юридически стал свободным человеком, Но не собственником земли. Землей распоряжалась община.

Важно

Таким образом, община сохранялась, поскольку она защищала крестьян, а не только «консервировала» отжившие формы отношений. Деревня осталась управляемой, способной платить налоги.

Разрушение общины привело бы, скорее всего, к появлению массы людей без средств к существованию, поскольку город пока еще не мог обеспечить всех работой.

Реформа 1861 г., названная Великой, действительно создала условия для развития буржуазных отношений и повлекла за собой преобразования во всех сферах жизни общества.

Вместе с тем она носила половинчатый характер, представляя собой сложный компромисс между государством и обществом, между помещиками и крестьянами, между различными общественно-политическими течениями.

В условиях сохранения помещичьих латифундий крестьяне были обречены на малоземелье, нищету, экономическую зависимость от помещиков. В итоге результатами реформы оказались недовольны обе стороны — и помещики, и крестьяне.

Первые лишились даровой рабочей силы и ощущения своего беспредельного могущества по отношению к «подлому сословию», вторые — не получили той земли и воли, о которых мечтали веками и за что веками боролись.

После отмены крепостного права остро встал вопрос о реформе управления. Царизм пошел на некоторые административные преобразования. В 1864 г. на местах начинают создаваться выборные органы власти — губернские и уездные земские учреждения.

Это было шагом к представительным формам правления, земства стали главной опорой формирующегося гражданского общества.

Совет

Они должны были способствовать налаживанию за счет местных сил и средств хозяйственной и культурной жизни: в их ведение переходили строительство и содержание больниц, дорог, школ, приютов, организация ветеринарной службы и т.д. Особенно полезны они были в сфере образования и здравоохранения.

Земских учителей и врачей очень уважали в народе. Хотя власть стремилась сохранить в земствах господствующее положение поместного дворянства, большинство земских собраний разделяли идеи либерального обновления. Возрастание в земствах численности и влияния интеллигенции превращало их в важную общественную силу страны.

В целом земская реформа носила буржуазный характер. К местному самоуправлению были привлечены представители разных слоев населения на основе всесословности и выборности. Однако политических полномочий земства были лишены, они находились под контролем администрации — губернаторов и полиции.

Согласно городской реформе 1870 г.

, в городах были созданы всесословные органы — городские думы, ведавшие вопросами благо-устройства города, развитием торговли, промышленности, здравоохранения, образования, противопожарной безопасностью и проч.

Реформа имела целью поднять городское хозяйство и привлечь к управлению им крупную финансовую и торговую буржуазию. В целом она способствовала потребностям капиталистического развития.

Одной из наиболее последовательных и радикальных реформ была судебная, начатая в 1864 г. Ее целью и содержанием было утверждение всесословности суда, его независимости от администрации, несменяемости судей и судебных следователей, гласности и открытости судебного процесса.

Суд становился состязательным, поскольку появились судебные следователи, прокуроры и присяжные поверенные — адвокаты. Наивысшее достижение реформы — учреждение института присяжных заседателей.

Существенные преобразования затронули и армию. Ключевым элементом военной реформы стал закон 1874 г.

о введении всеобщей воинской повинности для мужчин с 20 лет. Срок действительной службы в сухопутных войсках устанавливался до 6 лет (и 7 лет запаса), в военно-морском флоте — 7 лет (и 3 года запаса). Окончившие начальную школу служили 4 года, городскую — 3, гимназию — 1,5, высшие учебные заведения — 6 мес.

Обратите внимание

Таким образом, реформа стимулировала молодежь к получению образования. Из мужчин призывного возраста отсрочку получали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. Позже сроки службы для лиц, получивших образование, были увеличены.

Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генштаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Все это позволило сократить численность армии и увеличить ее боеспособность.

Важные реформы прошли в сфере образования и печати. Наряду с увеличением государственных появились земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные.

В 1863 г. был утвержден новый университетский Устав, вернувший автономию университетам, ликвидированную в 1835 г.

Николаем I. Теперь университеты самостоятельно решали административно-финансовые и научно-педагогические вопросы.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. От предварительной цензуры освобождались периодические издания, выходившие в Петербурге и Москве, все оригинальные сочинения объемом не менее 10 печ. л.

Читайте также:  Важнейшие вехи развития культуры киевской руси

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/23555

Тема 12. Россия во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II

12.1. Отмена крепостного права: причины, подготовка, основные положения

Необходимость преобразований в стране, главное из которых заключалось в отмене крепостного права, для всœех слоев российского общества особенно стала очевидной в период Крымской войны, закончившейся поражением для России.

Страна стояла перед дилеммой: либо империя теряет статус европейской державы, либо в спешном порядке проводит реформы и догоняет соперников.

Император Александр II (1855–1881) в сложившейся ситуации пришел к пониманию крайне важно сти назревших перемен в стране.

Важно

Во внутренней политике появились новации, выразившиеся прежде всœего в снятии множества запретов предыдущего периода царствования: разрешена свободная выдача (естественно, имущим слоям) заграничных паспортов; ослаблен цензурный гнет; ликвидированы военные посœелœения; проведена амнистия по политическим делам, в результате которой были освобождены декабристы, петрашевцы, участники польского восстания 1830–1831 гᴦ.

В обществе начали появляться и бурно обсуждаться записки и произведения, касающиеся самых животрепещущих вопросов. Большое влияние на формирование общественного мнения и взгляды царя оказала ʼʼЗаписка об освобождении крестьян в Россииʼʼ К.Д. Кавелина,[9] в которой он указывал пагубность крепостного права в экономическом, политическом и нравственном отношениях.

Со своим проектом ʼʼО крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободеʼʼ выступил в 1856 ᴦ. известный славянофил Ю.Ф. Самарин (1819–1876), проповедовавший отмену крепостного права с позиции крайне важно сти сохранения и укрепления крестьянской общины. Многие положения этого проекта впоследствии нашли отражение в документах крестьянской реформы.

Сторонниками освобождения крестьян были также и некоторые члены императорской фамилии.

Существуют различные точки зрения относительно причин, заставивших верховную власть пойти на отмену крепостного права.

Большинство отечественных историков считают, что главную роль в данном сыграла экономическая исчерпанность крепостничества: незаинтересованность крестьян в результате своего труда, ужесточение эксплуатации в помещичьих имениях, способствующие заметной деградации сельского хозяйства.

Экономический кризис, бедственное положение крестьян привели, по мнению исследователœей, к значительному росту социальной напряженности на рубеже 1850–1860 гᴦ. Она выразилась в подъеме крестьянского движения и протестах со стороны радикальных общественных деятелœей – Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др.

К серединœе XIX в. стал очевиден кризис дворянства как сословия и помещичьего хозяйства как формы сельскохозяйственного производства. К этому времени 3,5 % дворян были беспоместными, 39,5 % имели крепостных менее 20 душ, а 66 % крепостных были заложены в банки помещиками.

Совет

Есть и другая точка зрения, согласно которой в серединœе XIX в. крепостническое хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей, антиправительственные же выступления были крайне неактивны. По мнению сторонников этой точки зрения, крестьянская реформа была обусловлена внешнеполитическими факторами, т. е. крайне важно стью сохранить статус России как могущественного государства.

Александр II при подготовке крестьянской реформы опирался на бюрократию, подвластный и послушный ему государственный аппарат. В 1830–1850-е гᴦ. в среде бюрократии стал складываться определœенный слой прогрессивных, по государственному мыслящих людей.

Их соединяло единство взглядов на программу предстоящих преобразований. Ученые назвали эту группу либеральной бюрократией. Покровителœем либеральной бюрократии был брат царя великий князь Константин Николаевич, а виднейшими их представителями – чиновник министерства внутренних дел Н.А. Милютин, его брат генерал Д.А.

Милютин, генерал Я.И. Ростовцев, В.И. Даль, Я.И. Соловьев и др.

По мнению либеральных бюрократов, для укрепления позиций государственной власти крайне важно было освободить крестьян, создать крепкое крестьянское хозяйство, предоставить определœенную свободу общественным силам. Οʜᴎ также выступали за демократизацию государства при сохранили монархии.

В январе 1857 ᴦ. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, в который входили высшие сановники государства и который в течение года рассматривал проекты крестьянской реформы, разработанные в период предыдущих царствований.

В феврале 1858 ᴦ. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Вводилось гласное обсуждение вопросов отмены крепостного права. Были созданы аналогичные комитеты в 46 губерниях.

В результате бурных обсуждений, борьбы различных дворянских группировок, усиления общественного движения осœенью 1858 ᴦ. в ходе предреформенной работы наступил перелом.

Правительство и Главный комитет по крестьянскому делу определили всœеобъемлющие принципы, на которых должна была строиться реформа: освобождение крестьян с полевым наделом за выкуп, уничтожение вотчинной власти помещиков, приобщение крестьянства к гражданским правам.

Обратите внимание

Для обобщения проектов губернских комитетов дворянства, а также для выработки базовых правовых документов, регламентирующих проведение крестьянской реформы, в феврале 1859 ᴦ. Александр II создает редакционные комиссии при Главном комитете по крестьянскому делу. Их возглавлял Я.И. Ростовцев, а главным организатором практической работы был Н.А. Милютин.

Редакционные комиссии около двух лет работали очень интенсивно и провели 409 заседаний. Οʜᴎ подготовили законодательные акты реформы.

После закрытия редакционных комиссий кодифицированные проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, в затем в Государственный совет (октябрь 1860 ᴦ. – февраль 1861 ᴦ.). Противники реформы пытались ее тормозить, но Александр II проявил твердость.

Всего, не считая царского манифеста от 19 февраля 1861 ᴦ., Александр II утвердил 17 правовых документов, имевших силу закона и направленных на регулирование общественных отношений после отмены крепостного права в России.

После обнародования 5 марта 1861 ᴦ. манифеста об освобождении крестьян вступили в силу основные правовые положения, согласно которым крестьяне получали личную свободу, т. е.

переставали быть собственностью помещика и получали определœенные гражданские права: самостоятельно заключать сделки; заниматься промыслами по своему усмотрению; переходить в другие сословия; поступать на службу; приобретать движимое и недвижимое имущество и т. п.

Стоит сказать, что для нового поземельного устройства крестьян было решено создать сельские общества на базе общины. Община решала вопросы распределœения и эксплуатации земельного фонда.

Все вопросы обсуждались и решались на сельском сходе, объединявшем крестьян каждого помещичьего имения. Организационные и хозяйственные вопросы решал и координировал сельский староста͵ избираемый на три года.

Важно

Несколько сельских обществ образовывали волость, которую возглавлял волостной старшина, выполнявший полицейские и административные функции.

Крестьяне освобождались с землей.

Размер земельного надела определялся на базе добровольного соглашения между помещиком и крестьянином при участии мирового посредника и сельского старосты и зависел от региона России (черноземные, нечерноземные, степные губернии).

В случае если крестьяне пользовались большим количеством земли, чем предусматривалось в Положении от 19 февраля 1861 ᴦ., то часть излишков, которые именовались отрезками, отбиралась в пользу помещиков.

Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Οʜᴎ должны были единовременно заплатить помещику 20 % стоимости надела, а остальную часть выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Размер выкупных платежей исходя из района России был разным, но рассчитывался исходя из величины денежного оброка, который платил крестьянин помещику.

Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20 % стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объёме выполнять прежние повинности – барщину и оброк, хотя были лично свободными.

Для реализации крестьянской реформы учреждался специальный институт мировых посредников, которые назначались Сенатом из местных дворян для составления уставных грамот, в которых определялись конкретные условия освобождения каждой крестьянской семьи. Οʜᴎ также рассматривали земельные споры между помещиками и крестьянами.

В корне реформы лежал принцип постепенности, т. е. в течение двух лет крайне важно было составить уставные грамоты, в течение девяти лет крестьянин не мог отказаться от своего земельного надела и покинуть общину.

Крестьянская реформа охватила удельную и государственную деревни.

Удельные крестьяне (т. е. принадлежавшие императорской семье) получили свободу еще в 1858 ᴦ. Их поземельное устройство, повинности и выкуп были определœены в 1863 ᴦ.

Совет

на основании общих положений реформы по отмене крепостного права специальным царским указом. Для государственных крестьян новое поземельное устройство было закреплено законом 1866 ᴦ.

Οʜᴎ продолжали пользоваться прежними наделами, а на выкупные платежи были переведены только в 1886 ᴦ.

12.2. Реформы 1860–1870-х гг

Крестьянская реформа повлекла за собой реформы в других сферах общества.

Важным событием стало осуществление с 1 января 1864 ᴦ. земской реформы.

В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления, которые занимались вопросами благоустройства, просвещения, здравоохранения, социального призрения, страхования, попечения о местной торговле и промышленности.

Выборы в земства проходили один раз в три года по куриям, т. е. в соответствии с определœенным имущественным цензом. Граждане подразделялись на три разряда: сельские общества (крестьяне); горожане; всœе остальные земельные собственники (в основном дворянство).

Выбранные по куриям назывались земскими гласными, они собирались один раз в год на губернские и уездные собрания, где выбирали свои исполнительные органы (земские управы) и решали основные проблемы в соответствии с кругом собственных полномочий. Финансовой опорой земских учреждений были местные сборы, назначаемые самими земствами.

16 июня 1870 ᴦ.

было утверждено новое Городовое положение, согласно которому повсœеместно создавались всœесословные органы городского общественного самоуправления с широкими полномочиями по благоустройству городов и развитию их экономики, а также обеспечению других городских нужд. Учреждениями городского самоуправления были: городские избирательные собрания, городская дума, городская управа.

Самой радикальной и последовательной была судебная реформа, осуществленная путем введения в правовую сферу новых судебных уставов, утвержденных 20 ноября 1864 ᴦ.

Согласно этим нормативным актам закреплялись самые передовые по тем временам принципы организации судопроизводства и ведения судебных процессов.

Обратите внимание

К ним относились: бессословный характер суда и равенство всœех граждан перед законом; отделœение судебной власти от административной и провозглашение несменяемости судей; гласность и состязательность судопроизводства; введение новых правовых институтов: присяжных заседателœей, для рассмотрения сложных уголовных дел и вынесения вердикта (виновен или невиновен); присяжных (частных) поверенных – адвокатов, которые осуществляли юридическое консультирование и защиту сторон; сокращение числа судебных инстанций и упрощение системы судопроизводства.

В соответствии с проведенной реформой судебная система России стала иметь пять инстанций: 1) мировой суд, 2) съезд мировых судей, 3) окружной суд, 4) судебная палата͵ 5) Сенат.

Судебная реформа 1864 ᴦ. была серьезным шагом России на пути к формированию гражданского общества и правового государства. Многие компоненты этой реформы нашли свое применение и в современной судебной системе Российской Федерации.

Подготовку и проведение военной реформы (1861–1874) в России осуществлял Д.А. Милютин, ставший в 1861 ᴦ. военным министром. Он начал с облегчения службы солдат, добившись в 1863 ᴦ. уменьшения ее срока до 15 лет, отмены телœесных наказаний, введения обучения солдат грамоте, запрета на отдачу в солдаты за преступления.

Весь комплекс военных реформ включал в себя следующее: сокращение численности армии; учреждение системы военных округов, т. е. децентрализации военного управления в стране; отмену рекрутской системы комплектования армии и введение всœеобщей воинской повинности (с 1 января 1874 ᴦ.).

Новый устав о воинской повинности вводил одинаковые для всœех сословий условия службы в армии.

Расширялась сеть военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава: в 1862–1864 гᴦ. были созданы военные гимназии и юнкерские училища. Было проведено перевооружение армии.

Военные преобразования сделали российскую армию более дееспособной, раскрепощенной и были нацелœены на ликвидацию сословных ограничений. Недаром эту реформу называют одной из самых гуманных реформ 60–70-х гᴦ. XIX в.

Важно

Важное место в ряду ʼʼвеликихʼʼ реформ занимала реформа системы народного образования. В 1860–1870-е гᴦ. произошел поворот в сторону развития и становления женского образования. В 1860 ᴦ.

Читайте также:  Международные отношения во второй половине xx - начале xxi века

было принято Положение о женских училищах, которые могли создаваться во всœех губернских городах и были аналогами мужских гимназий.

Гораздо сложнее обстояло дело с получением женщинами высшего образования, так как в университеты они не допускались, в связи с этим было разрешено под контролем министерства народного просвещения создавать Высшие женские курсы университетского типа.

Серьезные изменения произошли в системе начального и среднего мужского образования. Были приняты новые документы: Положение о начальных народных училищах (14 июля 1864 ᴦ.) и Устав гимназий и прогимназий (19 ноября 1864 ᴦ.).

Тем самым государственно-церковная монополия на просвещение и учебные заведения утратила свою силу. Теперь с соответствующего разрешения органов министерства народного просвещения создавать учебные заведения могли земства, общественные организации, а также частные лица.

В этих документах также закладывались основы делœения средней школы на классическую (гуманитарную) и реальную (техническую).

Изменения произошли и в системе высшего образования. Так, 18 июня 1863 ᴦ. был утвержден новый университетский устав, дававший высшим учебным заведениям значительную автономность.

Существенное внимание в данном документе было уделœено выборному началу: всœе вакансии заполнялись путем выборов, в т.ч. профессорские.

Совет

Демократические традиции, исходившие из университетской среды, стали важным фактором общественной жизни России.

Тема 12. Россия во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Тема 12. Россия во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II” 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/263976_tema_12_rossiya_vo_vtoroy_polovine_xix_veka_velikie_reformy_aleksandra_ii

Россия во второй половине 19 века. реформы александра 2

18 февраля 1855г. – при загадочных обстоятельствах скончался Николай 1. На престол вступил его сын Александр 2.

Александр 2 вступил на престол в сложный период. Поражение России в Крымской войне обнаружило военно-техническую отсталость страны. Сокращение крепостного права.

Осознание данного факта поставило перед Александром вторым сложную задачу: незамедлительное проведение радикальных социально-экономических преобразований.

Январь 1853 г. – образованы Секретные Комитеты для обсуждения вопросов по устройству быта помещичьих крестьян. На местах создались Комитеты из числа помещиков для разработки местных проектов по улучшению быта крестьян.

Секретный Комитет переименовали в Главный Комитет через, год при нем учредили реакционную комиссию (1859г.) для рассмотрения проектов губернскими комитетами и создания законов для отмены крепостного права.

Подготовка к реформе происходила в обстановке высокого общественного подъёма. В обсуждении приняли участие все виды деятельности. В Главный Комитет поступали самые разнообразные реформы.

После обсуждения проектов в январе 1863г. Было принято «Положение о крестьянах». Оно поступило в Государственный Совет.

Обратите внимание

На первом заседании выступал сам Александр 2 с призывом скорейшего принятия положения (дальнейшее промедление могло стать пагубным).

19 февраля 1861г. – Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, подписал сам Александр 2, Прилагалось 17 законодательных актов.

Всем крестьянам даровалась личная свобода, вводилось выборное крестьянское самоуправление в виде сходов. Крестьяне получали надел земли и право самим им распоряжаться, принимать/исключать крестьянина из общины. Общее число помещичьих крестьян, освобожденных из повинности: западная часть России – 22,6 миллионов человек.

Если личная независимость была дарована сразу, отказ от феодальных экономических отношений растянулся на 20 лет. По положению, крестьяне получали надел в пользование; чтобы стать собственником, крестьянин должен был выкупить его у помещика.

Крестьяне в течение двух лет должны были отбывать все те же повинности у помещика, что и до отмены(но меньше). Срок полной выплаты платежей – 49 лет, до окончания перевода крестьян на выход они находились на временно-обязанном положении.

Точного срока временно-обязанного положения крестьянства закон не устанавливал.

Декабрь 1881г. – специальные положения, отмена временно-обязанного состояния крестьянства.

Правительство осознавало, что у крестьян денег на выкуп нет. Государство взяло на себя обязанность выкупа платежей у помещиков; выплачивая им большую часть надела деньгами, либо ценными бумагами, оставшуюся часть удерживали в счет долгов, кредиторов.

Уплаченную государством выкупную сумму крестьяне возвращали государству в течение 49 лет. Далеко не все крестьяне могли вернуть государству выкупные платежи. К концу выкупного срока крестьянство осталось должно государству 350 миллионов рублей.

Окончательно выкуп платежей был отменен в 1907г.

Важно

Крестьянская реформа не избежала отрицательных последствий. При определении нормы надела крестьян учитывались природные и жилищные условия.

Территория России была разделена на 3 полосы: черноземная, нечерноземная и степная. В двух первых – высшая и низшая формы надела (низшая – 1/3 от высшей). В степной полосе – указанная норма.

Если крестьянский надел превышал норму, закон их отрезал, если надел был меньше, то следовала прирезка. =>

Крестьянское надельное землепользование сократилось на 1/5 часть. Увеличивали землю в пользу помещиков.

Отрезались наиболее ценные участки – луга, водопои, которые крестьяне вынуждены были арендовать у помещика (утеснение крестьянства).

Но, не смотра на это, помещики считали себя ущемленными, так как потеряли монополию на дармовой крестьянский труд. Множество помещиков писали жалобы с предупреждением грядущих разорений и лишений.

Значительная часть крестьян оказалась недовольна. Крестьянское недовольство вылилось в решительные действия. Не поверив, что политики оставляют их ещё на 2 года в пользу помещиков, и, будучи уверены в том, что помещики скрывают от них волю, крестьяне бунтовали (1861-1860 – крестьянские волнения).

Положение распространилось на государственных и удельных крестьян (вместе с помещичьими). Государственные крестьяне – 19 миллионов, удельных – 2 миллиона. Поземельное устройство мало чем отличалось от помещичьего.

Совет

Но условия раздела для государственных и удельных крестьян оказались более благоприятны: наделы у удельных крестьян в 1,5 раза больше, у государственных в 2, чем у помещичьих крестьян.

Меньшими у них оказались и выкупные платежи.

1860-70гг. – реформа местного самоуправления, суда, просвещения, финансов, военного дела и печати. В целом, это было время, вошедшее в историю под определениями «великих реформ», кардинально изменившее облик русского государства.

Земская реформа

1 января 1864г. – Положение, положившие начало осуществления земской реформы. По нему в России вводились выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на 3летний срок, состояли из распорядительных органов (Земское собрание) и исполнительных (Земская управа).

Вводились земства постепенно, и не на всей территории России (кроме тех мест, где не было помещичьего землевладелия: Сибирь, Астрахань и хххххх Губерния и национальные окраины). Выборы проводились на трех избирательных съездах по трем куриям: уездные землевладельцы, городские избиратели, выборные от сельских общин. По первым двум – прямые выборы, третье – трехступенчатые.

Депутаты земских собраний – гласные, председатель – представители дворянства.

Земство собирает вопрос местного хозяйственно-культурного значения (строительство дорог, школ, больниц, приютов и так далее). Они нанимали врачей, учителей и прочее, на содержание которых были установлены сборы с населения.

Городская реформа

С лета 1870года – городская реформа. Проводилась на тех же принципах, те же цели (вводилось самоуправление). Орган самоуправления – Городская Дума (4 года).

Она избирала свой исполнительный орган (Городская управа, во главе – Городская голова, он был и председателем Городской Думы). Депутаты Городской Думы – гласные (от 100 до 250).

Право избрания и быть избранными имели те, кто обладал имущественным цензом. Городская дума занималась хозяйственно-культурной деятельностью.

Судебная реформа

Обратите внимание

1864 г. – Судебная реформа. Вводился новый Судебный Устав, суд становился всесословным и гласным. Вводились присяжные заседатели, адвокаты, нотариусы. Для решения мелких вопросов – мировой суд. Политические вопросы – закон, по которому производство дознания проводили жандармы, а в Сенате создавалось Особое Присутствие.

Реформа образования

Середина 60х гг. – реформа в области образования. Высшая школа. Был принят новый университетский устав (1863г.). Университету давалась широкая автономия: Совет университета получал право решать все научные, учебные, административные вопросы, в том числе присуждение научных званий и учёных степеней.

Университет получал право свободно выписывать из-за рубежа книги, журналы. Ограничение: запрещалось студентам создавать в университетах свои объединения.

Студенты делились на: своекаштных (вносившие плату за обучение) и казенокаштных (жившие на государственное обеспечение).

Новое явление – открытие в России Высших женских курсов. Особую известность принесло то, что эти курсы открыл Бестужев-Рюмин в Петербурге.

1864г. – устав гимназий и прогимназий. Все гимназии делились: классические и реальные. В классических – гуманитарное образование (обязательное изучение греческого и латинского языков), реальные – математика и естественные науки.

Прогимназии – 4 класса образования.

Печатная реформа

Одна из самых радикальных реформ. 1865г. – «Временные правила о печати». Отменялась всякая цензура для оригинальных сочинений объемом 10 печатных листов и переводов (20 печатных листов). От цензуры освобождались все печатные издания по усмотрению министерства внутренних дел и при денежном залоге издания. За нарушение «Временных правил» издания подвергались штрафу, либо закрывались.

Военные реформы

В конце 60-70х гг. – серия военных реформ (1861 – до середины 70х гг.). Инициатор – Милютин.

Важно

1874г. – Новый устав о воинской повинности. Все воинские силы Российской Империи делились на 4 разряда:

1) Регулярная армия и флот

2) Иррегулярные войска (казачество)

3) Запасные части

4) Ополчение

Новая система комплектования армии. Рекрутская система отменена, вместо неё – система всеобщей воинской повинности. Срок службы – 15 лет, срок действительной службы – 6 лет (сухопутные войска), 7 лет во флоте. После этого – в запасе.

Очень широкая система льгот, освобождавшая от воинской службы.

Все, находящиеся на военной службе и не имеющие образования, обучались грамоте. Те, кто был образован, служили меньше на 2-3 года.

Началось перевооружение армии: гладкострельное оружие заменили резным. Началось строительство парового флота.

Военная реформа сыграла огромную роль в повышении боеспособности русской армии и флота, обусловила в дальнейшем ряд блестящих побед русского оружия.

Но не все реформы Александра 2 имели положительные результаты. Либеральные реформы в области образования, печати и местного самоуправления поставили под угрозу государственный строй России, её будущее. Для будущего огромную роль играл университет.

Он традиционно служил надежным противоядием либеральных увлечений русской интеллигенции, был способен дать мощный отпор нравственному безначалию и страсти к нововведению, которыми была охвачена общественная мысль 19 века. Университет не нуждался в либеральной реформе, требовалась лишь корректировка устава.

Но университет получил право выписывать из-за рубежа книги без их проверки на таможне. Следовательно приток либеральной литературы Запада. В том же направлении действовали и Временные правила, предоставившие свободу печати.

Совет

Свобода печати необходима там, где есть политическая жизнь. Если её нет, то свобода печати приводит к нравственному и моральному разложению интеллигентного общества. В России в тот период политической жизни не было. Эта реформа принесла России помрачение разума, породила Белинского, Чернышевского, Добролюбова и их последователей.

Особую опасность либеральные опыты с университетом и периодической печатью предоставлялись для молодежи, неподготовленной к этому либеральному потоку.

Не меньшая опасность представляли реформы местного самоуправления.

Либеральные реформы Александра 2 привели к рассматриванию самих нравственных политико-правовых основ российского государства. Пагубно они сказались на социально-экономическом развитие страны. Отказ от политики протекционизма и подчинения интересов русской промышленности интересам европейских держав повлекло за собой то, что страна с каждым годом беднела, бюджет становился дефицитным.

1 мая 1881г. – Александр 2 был убит народовольцами, стал жертвой собственных либеральных реформ.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/49261.html

Ссылка на основную публикацию