Реформы александра i

Реформы Александра I

Александр I

Русский император Александр Первый (1777-1825) правил Россией с 1801 года до самой смерти. Историки называют его ещё иногда отцеубийцей. Он вроде бы знал о готовящемся дворцовом перевороте, в ходе которого был убит его отец император Павел Первый, но ничего не предпринял «супротив».

Александру выпала судьба царствовать в сложное время, в Европе шли беспрерывные («наполеоновские») войны, в России «бродили» идеи Просвещения и Французской буржуазной революции. Стране, как обычно, требовались реформы, которые с одной стороны как бы преобразовали жизнь и устройство общества в соответствие с европейскими веяниями, позволив развиваться в ногу со временем, с другой — никак не затронули интересы дворянства-опоры трона. Вот и крутись.

Краткая биография Александра I

  • 1777,12 декабря — родился. Отец — великий княз Павел Петрович, мать — великая княгиня Мария Феодоровна.
    Бабушка Александра Екатерина Великая отобрала ребенка у родителей, решив воспитывать его по собственному разумению, так как не считала сына Павла способным править Россией
  • 1784, 13 марта — Екатерина II завершила работу над «Наставлением о воспитании великих князей»
    …Высокому рождению их высочеств (27 апреля 1779 года родился брат Александра Павловича, Константин) паче иных предлежат два великие пути: 1-й) справедливости 2-й) любви к ближнему; для того и другого нужнее всего, чтобы имели они порядочное и точное понятие о вещах, здравое тело и рассудок…
  • 1784, 10 июня — швейцарский адвокат Ф.-Ц. Лагарп подает Екатерине II педагогическую записку, подготовленную на основе ее «Наставления»; вскоре Лагарп назначен воспитателем великих князей
    Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии. Он рассказывал детям о могуществе разума, благе человечества, договорном происхождении государства, природном равенстве людей, справедливости, природной свободе человека, нелепости и вреде деспотизма, гнусности рабства. Учить великого князя русскому языку и истории, также нравственной философии был приглашен Михаил Никитич Муравьев, образованный человек и недурной писатель в либерально-политическом направлении. Общий надзор за поведением и за здоровьем великих князей был поручен генерал-аншефу графу Н. И. Салтыкову, типичному вельможе екатерининской школы, который твердо знал как жить при дворе
  • 1792, 31 июля — в Россию прибыла баденская принцесса Луиза, которая затем приняла православие и получила имя Елизаветы Алексеевны
  • 1793, 28 сентября — брак Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны
  • 1794, октябрь — Лагарпу объявлено об отставке; спустя несколько месяцев он покинул Россию
  • 1794, 6 ноября — смерть Екатерины II. Новым императором стал Павел I; Александр Павлович — наследник престола, назначен военным генерал-губернатором Петербурга
  • 1799, 27 июля — в Санкт-Петербурге умерла Мария Александровна, двухмесячная дочь Александра и Елизаветы
  • 1801, ночь с 11 на 12 марта — дворцовый переворот, в результате которого Павел I убит; на престол возведен Александр I
  • 1801, 12 марта — новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой»
    Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом. Карамзин говорит, что слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления. Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости; при встрече знакомые и незнакомые поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения. Скоро новый, 24-летний император стал предметом восторженного внимания и обожания. Самая наружность, обращение, появление на улице его, как и обстановка, производили обаятельное действие. В первый раз увидали государя гуляющим в столице пешком, без всякой свиты и без всяких украшений, даже без часов, и приветливо отвечающим на поклоны встречных (Н. Ключевский)
    .
    В течение месяца Александр помиловал 156 заключённых, помиловал и разрешил вернуться на службу 12 тысячам ранее уволенных Павлом, снял запрет на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, укрывшимся за границей, восстановил дворянские выборы, освободил священников и дьяконов от телесных наказаний, восстановил денежные пособия на содержание ведущих научных учреждений — Вольного экономического общества (5 тыс. рублей) и Российской академии (6 тыс. рублей). 2 апреля восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал Тайную канцелярию (Википедия)
  • 1802-1807 — дипломатические и военные усилия Александра, пытавшегося противостоять агрессивной политике Наполеона
  • 1807, 7 июля — Тильзитский мир, в результате которого Россия и Франция превратились из врагов в союзников
  • 1808,13 января — во главе Военного министерства стал Алексей Аракчеев. Россия присоединила к себе Финляндию.
  • 1808, май — во младенчестве умерла Елизавета Александровна, дочь Александра I и Елизаветы Алексеевны.
  • 1811,15 сентября — освящен Казанский собор в Санкт-Петербурге
  • 1812, 17 марта — главный реформатор России М. Сперанский отправлен Александром в ссылку
  • 1812-1813 — Отечественная война с Наполеоном
  • 1813, 13 января — русские войска во главе с Александром I и Кутузовым переправились через Неман. Начало победной для русского оружия европейской кампании
  • 1814, 25 июля — Александр I вернулся в Петербург
  • 1814-1821 — Александр I занят разнообразными делами, заботами, проблемами (в том числе семейными) России и Европы
  • 1821, 24 мая — Александру I поступил донос тайного агента Грибовского о политическом заговоре со списком участников. Александр произнёс по-французски: «Не мне подобает карать».
  • 1825,13 сентября — царская чета прибыла в Таганрог.
  • 1825, 27 октября — Александр I внезапно заболел
  • 1825, 19 ноября, 10 часов 50 минут — кончина Александра I

Причины, которые требовали от Александра I реформ

  • крепостное право
  • преобладание произвола над законностью в повседневной жизни
  • нечёткая система управления страной

В (первых своих) указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России

Ещё до восшествия Александра на престол вокруг него сплотилась группа «молодых друзей», так же как и он, воспитанных на идеалах Руссо, Локка, Гиббона. Они образовали так называемый негласный комитет, в котором обсуждались планы либерального государственного переустройства России. В комитет входили граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. А. Чарторыйский, Н. Н.

Новосильцев, М. М. Сперанский.

В результате работы Александра и его единомышленников

  • 12 декабря 1801 — обнародован указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянам
  • 8 сентября 1802 — учреждены восемь министерств, руководители которых — министры — единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность, и создан Комитет министров — совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам государственного значения
  • 8 сентября 1802 — расширены права Сената: объявление его «хранителем законов», высшей судебной инстанцией
  • 20 февраля 1803 — указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп
  • 1803 — принято новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ — 4 ступени: приходские училища (при церкви) — 1 год, уездные (для горожан) — 2 года, губернские гимназии — 4 года, университеты (для дворян)
  • Открыты университеты: в Дерпте (1802 год); в Вильно (1803), в Харькове и Казани (1804).
  • 1804 — принят университетский устав, закрепляющий самоуправление университетов: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов
  • Создание привилегированных лицеев: Демидовского в Ярославле (1805), Царскосельского под Санкт-Петербургом (1811), Ришильевского в Одессе (1817), Нежинского в Нежине (1820).
  • 1804 — издание либерального цензурного устава
  • 1809, 10 марта — указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян
  • 1810, 1 января — — учрежден по предложению М. М. Сперанского Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской империи, просуществовавший до 1917 года
  • 1816 — Указ об освобождении крестьян Эстляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1817 — Указ об освобождении крестьян Курляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1818 — указ об освобождении крестьян Лифляндии от крепостной зависимости без земли
  • 27 ноября 1815 — введение Конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи

В 1818, 1819 годах графом Аракчеевым, адмиралом Мордвиновым и министром финансов и уделов Гурьевым по велению царя были подготовлены проекты решения крестьянского вопроса. Одобрены Александром, но не реализованы. В 1821 году Новосильцевым по поручению Александра I был подготовлен проект конституции России «Государственная уставная грамота Российской империи», но не опубликован, и, тем более, не введен в действие

Александр I не довёл свои реформы до логического конца. Находясь между консерваторами и либералами, как между молотом и наковальней, преодолевая недовольство то прогрессистов, то ретроградов, жестокая борьба с Наполеоном подорвали силы императора.

После победы над Наполеоном в его действиях чувствуется усталость и непоследовательность: с одной стороны желание конституции, с другой — военные поселения, с одной — возвращение из опалы Сперанского, с другой — возвышение Аракчеева, которого современники называли «проклятым змеем», «извергом», «вреднейшим человеком в России», мистицизм и внезапно проснувшееся религиозное рвение — все эти черты характера и действия свели на нет реформаторскую деятельность царя его первых лет правления.

Ряд перемен в настроении и направлении власти оставался непонятным для управляемого общества; двойственность натуры Александра удивляла окружающих, а способность к быстрым переменам отдаляла от него всех тех, кто хотел быть уверен в своем завтрашнем дне. «Сущий прельститель», Александр в конце дней своих как бы потерял свои чары и стоял очень далеко от всех, кого ранее чаровал( С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории)

Династия Романовых

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/reformy-aleksandra-i.html

Либеральные реформы Александра 1

В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе.

Шарль де Голль

11 марта 1801 года в результате государственного переворота был убит Павел 1, а российский престол занял его сын, 24-летний Александр. Молодой император отличался тем, что не разделял взглядов своего отца, и стремился делать все ему наперекор. В частности, в своем вступлении при коронации Александр заявил о том, что он будет править сердцем, как то делала Екатерина Великая.

Обратите внимание

Политические взгляды молодого императора, а также его несогласие с внутренней политикой отца, привели к обширный реформаторской деятельности. Эта деятельность, особенно на начальном этапе, характеризует либеральные реформы Александра 1.

Эти реформы относятся к начальными годами правления (1801-1804), а сама реализация всех законопроектов связана с деятельностью Негласного комитета.

Негласный комитет

Вступив на престол, Александр 1 искал соратников, на которых можно было бы положиться при руководстве страной. В результате был создал Негласный комитет, в который вошли доверенные императору людям: Строганов, Чарторыйский,  Кочубей, Новосильцев.

Это были ближайшие соратники императора, которые стояли во главе всех реформ, которые начали проводиться в Российской Империи. Всего Негласный комитет состоял из 12 человек. Официальная работа его началась в июне 1801 года и продолжалось до мая 1802 года.

По начальному замыслу основное направление деятельности Комитета заключалась в ограничения самодержавия, но решено было начать с местных, менее масштабных реформ.

Реформы 1801 года

Первые шаги либеральных реформ  императора Александра 1 начались с амнистии всех, кто пострадал при Павле 1. В результате амнистии подверглось 12 тысяч человек.

Это был вполне осознанное шаг, который наглядно демонстрировала, что Александр не разделяет взглядов своего отца, и что люди, которые представляют угрозу для Павла, являются друзьями для Александра.

Это было кардинальное изменение курса внутренней политики страны. Кроме того в 1801 году либеральные реформы включали в себя следующие направления:

  • Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам.
  • Разрешение свободного выезда за границу.
  • Разрешение свободного ввоза из заграницы любой литературы.
  • Ликвидация Тайной экспедиции. Тайная экспедиция это специальный надзорный орган, который занимался политическим и гражданским сыском. Его место фактического занял теперь Сенат.

Эти реформы были проведены 2 апреля 1801 года. Они не носили кардинальных перемен для страны, но лишний раз подчеркивает курс Александра 1, который стремился изменить все, что делал его отец.

Читайте также:  Культура постсоветской россии

Кроме того в этом году была проведена еще 1 реформа, согласно которой разрешалось мещанам и крестьянам покупать землю (указ от 12 декабря 1801).

Кроме того, дворянам запрещалось подавать объявления в газету о продаже своих крепостных.

Реформа 1802 года

1802 год ознаменовался реформированием органов местной и государственной власти. В частности, Сенат получил особые полномочия, стал высшим судебным органом в стране.

Кроме того, Сенат занимался еще и тем, кто контролировал деятельность всех органов местной государственной власти. Одновременно с этими реформами, Александр 1 изменил коллеги, поставив на их место министерства (указ от 8 сентября).

Реформы в России 1802 года породили следующие министерства (всего их было создано 8): военное, юстиции, морское, внутренних дел, иностранных дел, народного просвещения, финансов и коммерции.

Для координации деятельности министерства был создан Комитет министров, который фактически занимался вопросами управления внутри страны. Все члены Негласного комитета вошли в новое правительство (надобность в Негласном комитете ропала):

  • Кочубей занял пост министра внутренних дел.
  • Строганов стал заместителем министра внутренних дел.
  • Новосильцев получил должность министра юстиции России.
  • Чарторыйский официально числился заместителем министра иностранных дел, хотя на практике был не заместителем, а полноценным руководителем данного министерства.

Реформы 1803 года

Одними из самых значимых являются либеральные реформы Александра 1 в 1803 году. В начале этого года произошло реформирование системы народного просвещения. Молодой император настаивал на том, чтобы образование и науки были доступны для всех слоев населения, включая крестьян и бедноту. Также было увеличено количество университетов, которые дополнительно получили больше независимости.

Однако самое важное событие этого года, а также одна из важнейших реформ царствования Александра 1, произошла 20 февраля 1803 года. В этот день был издан указ о Вольных хлебопашцах.

Важно

Согласно этому указу крестьяне могли по согласованию с помещиком выкупить свою свободу.

В данной статье мы не будем подробно останавливаться на этом указе, поскольку он уже подробно описан на нашем сайте, и вы можете найти этот материал.

Все либеральные реформы с 1801 по 1804 года

Выше мы рассмотрели только основные либеральные реформы, которые проводились в России на начальном этапе правления Александра 1. Этих реформ было гораздо больше, и они оказывали воздействие на все сферы жизнедеятельности государства. В частности, реформаторская деятельность императора затронула следующие направления:

  • Образование. Александр заявил о бесплатном начальном образовании для всех. Что касается самих учебных заведений, то они были разделены на четыре основные категории: церковные школы, уездные школы, гимназии и университеты.
  • Нормы поведения и жизни. Был утвержден первый либеральный цензурный устав.
  • Открытие новых университетов. Были открыты крупные университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Работа университетов контролировалась вновь созданным министерством народного просвещения.
  • Шаги к освобождению крестьян. Впервые были озвученны и четко определены крестьянские повинности, а также возможности для выкупа своей свободы крестьянам у помещиков.

Именно такими были либеральные реформы Александра 1 на начальном этапе его правления.

Молодой император с одной стороны пытался показать, что он не разделяет взглядов своего отца но, с другой стороны пытался создать условия для лучшей жизни внутри страны.

Можно сколько угодно говорить о причастности Александр к смерти Павла 1, его любви или не любви к России, но его реформаторская деятельность на начальном этапе носила исключительный характер, который был направлен на попытки улучшения жизни в стране.

Источник: https://istoriarusi.ru/imper/liberalnye-reformy-aleksandra-1.html

Реформы Александра I — удачи и неудачи государя

21.12.2017 Категория: Образование и наука Подкатегория: История Популярность

Девятнадцатое столетие стало для России веком серьезных потрясений — и глобальных перемен.

Бесспорно, главные заслуги на реформаторской стезе принадлежат Александру II и его талантливым министрам. Но вместе с тем ошибочно считать, что реформы никто не пытался провести до него.

Еще в начале века император Александр I попробовал изменить существующие реалии в социальном, экономическом и административном строении России.

Какие именно начинания принадлежат этому правителю?

Александр I как реформатор

Российский император получил довольно либеральное для своего времени воспитание, и кроме того, имел перед глазами пример деспотичного и своевольного отца — Павла I — в итоге свергнутого заговорщиками. Именно поэтому Александр не только осознавал необходимость реформ — но и являлся искренним, а не вынужденным их сторонником.

Его реформаторская деятельность заняла чуть больше десяти лет, и за это время были осуществлены перемены в самых разных сферах. В частности:

  • В 1803 году крепостные крестьяне получили право выкупать себя у помещиков за деньги вместе с наделами земли.
  • В 1816 по 1818 год от закрепощения были освобождены крестьяне Эстонии, Курляндии и Лифляндии — правда, без земельных наделов.
  • В 1809 году помещики лишились права продавать своих крестьян, также была упразднена практика ссылки провинившихся в Сибирь.

Александр I уделил внимание образовательной сфере.

С 1902 по 1804 год при нем открылось несколько новых университетов, были созданы привилегированные лицеи. Кроме того, было окончательно закреплено право высших учебных заведений на самоуправление, а в 1803 году особое положение отрегулировало длительность обучения в заведениях для разных сословий.

Либерально настроенные слои общества при Александре I часто поднимали вопрос о даровании России Конституции. В определенных рамках император шел им навстречу — например, в 1815 году Конституция действительно появилась в Польше, входившей в то время в состав империи.

Почему при всех своих начинаниях Александр I так и не стал великим реформатором? Дело в том, что слишком сильное давление на императора оказывали две противоборствующие силы — дворяне, желавшие оставить государственную систему в прежнем виде, и либералы, жаждавшие перемен по европейскому образцу. Стараясь угодить тем и другим, Александр I принимал «половинчатые» решения, лишь подготавливая почву для будущих великих реформ.

Поделиться в соцсетях:

Случайная статья

Источник: http://infoogle.ru/reformy_aleksandra_i_udachi_i_neudachi_gosudarya.html

Реформы Александра I

«Я для России только счастливая случайность». Александр I.

В 1801 году российским императором стал Александр I. Ему в наследство достались проблемы, нерешённые отцом. Но молодой правитель был уверен, что в его силах улучшить положение в России.

В ходе урока вы узнаете о начале правления Александра I, учреждении министерств и реформе Сената, крестьянском вопросе в России, создании системы народного просвещения и плане преобразований Михаила Сперанского.

Александр I.

С раннего детства Александр воспитывался под контролем своей бабушки Екатерины II, старавшейся привить ему любовь к идеям просветителей.

Особую роль в формировании взглядов будущего императора сыграл его учитель Фредерик Лагарп, который внушал Александру ненависть к деспотизму и стремление к законности.

Александр I пришёл к власти после убийства отца, Павла I, заговорщиками. Молодой император постарался окружить себя единомышленниками, молодыми образованными представителями знатных семей.

Среди них особо выделялись Павел Строганов, Виктор Кочубей, Николай Новосильцев, Адам Чарторыйский. Эти люди вошли в состав Негласного комитета – неофициального совещательного органа. Заседания проводились в неформальной обстановке, здесь обсуждались вопросы дальнейшего развития России.

Негласный комитет просуществовал до 1803 года и сыграл важную роль в подготовке будущих реформ.

Совет

Министерства и Сенат. Одним из первых направлений реформаторской деятельности Александра I стало создание новых центральных органов управления.

В 1802 году был издан Манифест «Об учреждении министерств». Они заменили созданные при Петре I коллегии и имели ряд преимуществ.

Принцип коллегиальности управления был заменён на принцип единоличной власти. Министр имел широкие полномочия и нёс за все действия министерства личную ответственность.

Более чётко, по сравнению с коллегиями, были распределены обязанности между министерствами.

Создавалась линейная система управления. Местные органы власти находились в подчинении у соответствующих министерств. Так, например, решение финансовых вопросов велось уездным казначеем, который подчинялся главе губернской казённой палаты, а последняя находилась в подчинении Министерства финансов.

Таким образом, Александром I была создана единая централизованная система управления.

Была изменена и организация Сената. Он стал в большей степени контролирующим органом. Министры выступали с отчётами в Сенате. В местные и центральные учреждения направлялись «сенатские ревизии». Сенат занимался выявлением нарушений в деятельности бюрократов.

Как видите в системе управления произошли изменения. Однако не изменился её бюрократический характер.

Обратите внимание

Крестьянский вопрос. Скромными были достижения в сфере решения крестьянского вопроса.

В 1801 году был издан указ, который позволял купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать землю в собственность.

В 1803 году появился указ «о вольных хлебопашцах». По нему помещики могли освободить своих крестьян за выкуп с выдачей земельного участка. Крестьяне могли заплатить выкуп либо расплачиваться исполнением повинностей.

Если это условие не выполнялось, то они возвращались к помещикам. Таким образом была предпринята попытка превратить крестьян в самостоятельных хозяев. Но указ носил рекомендательный характер, и многие помещики не спешили освобождать своих крестьян.

За время правления Александра I только 0,5 процента крепостных выкупили себе свободу.

Система народного просвещения. В 1803 – 1804 годах были заложены основы единой системы просвещения. Государство разделили на шесть учебных округов по количеству университетов: Московский, Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский, Петербургский. Университеты были всесословными, а образование можно было получить бесплатно.

В 1804 году появился Университетский устав. Этот правовой акт предоставлял университетам широкую автономию. Совет из профессоров выбирал ректора и деканов, ведал учебными и хозяйственными делами. Университеты имели собственный суд.

При Александре I началось создание единой сети учебных заведений для выходцев из разных сословий. Крестьянские дети могли посещать приходские училища.

Здесь учили чтению, письму, счёту и Закону Божьему.

Важно

В уездных училищах учились дети мелких торговцев, ремесленников и чиновников низших рангов.

В губернских городах учреждались гимназии, которые готовили к поступлению в университет.

Появились в России и привилегированные учебные заведения – лицеи: Царскосельский, Ришельевский и Нежинский.

Несмотря на ярко выраженный сословный характер образования, иногда допускались исключения. Особо выдающихся учеников могли перевести из приходского в уездное училище, а затем и в гимназию.

Проблемой в развитии системы просвещения было недостаточное финансирование. А после начала Отечественной войны выделение денег государством на образование было сведено к минимуму.

План преобразований Сперанского. После военной кампании начала 19 века Александр I продолжил реформы, направленные на смягчение характера власти. Ему хотелось привлечь к государственной деятельности выходцев из разных слоёв населения.

Работу над этим Александр I поручил Михаилу Сперанскому. В 1809 году им был составлен проект преобразований, основная идея которого заключалась в признании необходимости единой бюрократической централизованной системы управления.

При этом Сперанский указывал на то, что в стране происходит пренебрежение интересами простого народа. Именно поэтому нужно было обратить внимание на местные власти.

Совет

Михаил Сперанский предложил создать думы – органы самоуправления на местах. На низшей ступени находились волостные думы, в состав которых входили местные землевладельцы и выборные представители от государственных крестьян. Следующая ступень – уездные думы. В них работали избранные волостными думами депутаты.

В состав губернских дум входили уездные депутаты. На самом верху этой лестницы должна была находиться Государственная дума. Сперанский спроектировал её как законосовещательный орган.

Однако обсуждали депутаты только те законы, которые предлагал царь, за ним же оставалось и последнее слово при принятии того или иного законопроекта. Также царь мог в любой момент распустить депутатов Государственной думы.

Также Сперанский предлагал создать Государственный совет, в который вошли бы сановники, назначенные Александром I. Они должны были помогать императору определять, какие из законопроектов следует вносить на обсуждение в Думу.

План, предложенный Сперанским, не подразумевал ограничения власти императора. Он хотел допустить к решению хозяйственных и государственных дел выборных депутатов, тем самым оказать поддержку власти.

Александр I осуществил только одно из предложений Сперанского. В 1810 году им был учреждён Государственный совет.

Сановники и придворные получили возможность ознакомиться с проектом. Они отнеслись к идеям Сперанского резко отрицательно. Элита увидела в них возможность потрясения основ империи.

Общую точку зрения выразил Николай Карамзин, написавший «Записку о древней и новой России». Автор утверждал, что основой империи является самодержавная власть. Он писал, что при сильной власти государя народ благоденствует, а при её ослаблении начинается хаос. Карамзин считал, что любые попытки реформ в сфере власти приведут к неминуемой катастрофе.

Обратите внимание

Александр I по мнению Николая Карамзина должен был сохранять традиции, заведённые ещё при Екатерине II. Чтобы поддерживать порядок в стране и отстаивать её интересы на мировой арене необходимы умелые исполнители воли царя.

Читайте также:  Внешняя политика советского правительства в 30-е годы

Карамзин утверждал, что реформы Александра могли ослабить его власть.

Император понимал, что «Записка» Николая Карамзина выражает мнение тех людей, с которыми он обязан был считаться.

Александр I отказался от осуществления плана Сперанского, а в марте 1812 года выслал его из Петербурга.

Таким образом Александр I начал своё правление с мечтаний о великих преобразованиях. Но на деле он ограничился лишь усовершенствованием системы управления.

Давайте подведём итоги.

В 1802 году был издан Манифест «Об учреждении министерств».

В 1803 году появился указ «О вольных хлебопашцах», который предоставлял крестьянам возможность получить свободу, заплатив выкуп.

При Александре I началось создание единой сети учебных заведений для выходцев из разных сословий.

В 1809 году Михаил Сперанский составил план преобразований управления империей, который не был реализован в полной мере.

Источник: https://videouroki.net/video/37-reformy-aleksandra-i.html

Билет 12. Реформы Александра I

Александр I (1801-1825 г)

1801 г – Пришел к власти
в результате дворцового переворота
после убийства его отца Павла I, который свято верил в то, что власть
царя ничем не ограничивалась.

Александр I ничем не помешал перевороту, хотя знал.
Павел I считал, что дворяне
стали много себе позволять, он решил «приструнить» их (ходить на службу и т.
д.).

Александр I получил
прозвище «Благословенный» (Дворяне от него многое ждали).

Красавец,
эрудирован, хорошо образован, везде был признан, умел ладить со всеми,
максимально осторожен во всем и всегда, не был вспыльчив, думал о последствиях,
извлек урок из смерти отца – т. е. учитывал мнение дворянства.

В начале
19 в. всё более очевидной становилась исчерпанность крепостнической системы.
Огромные масштабы России ещё компенсировали наметившееся отставание от Западной
Европы (Россия ещё могла соперничать по объемам производства).

Проблемы, которые встали перед Александром
Iв начале 19 в:

1 проблема – необходимость реформирования
государственного управления.

2 проблема отмена
крепостного права.

Важно

Мечта
Александра I – превратить
Россию из абсолютной монархии конституционную.

Начал
готовить себе единомышленников, чтобы большинство дворян его поддерживали и
чтобы также были хорошо образованы.

Были
открыты университеты (Московский, в Питере, Казани, Харькове), лицеи
интернатного типа (Царскосельский). Он был заинтересован в качественно
образованных чиновниках.

Александр
создает «Негласный комитет по реформам»,
состоявший из либерально настроенных дворян. Но единственное, что они сделали –
это

1802 г – министерская
реформа
. Появились министерства вместо коллегий.

Министерствам
соответствовали входящие в них учреждения на местах, что позволяло лучше
руководить отраслями государственного управления. Сначала их было 8, затем
стало больше.

1802 г. – Сенат был
превращен в высший судебный орган.

Его задача – контроль за деятельностью местных властей.

1805 г. – Негласный комитет распущен в силу его радикализма и разногласий с
императором.

Сперанский, выходец из семьи сельского священника,
благодаря личным качествам и поразительной работоспособности, сделал
головокружительную карьеру и к исходу 1807
г. стал одним из ближайших советников императора. Он хорошо знал все стороны
бюрократического аппарата, т. к. поднялся с низов.

Александр
I поручил Сперанскому
разработать план о превращении из абсолютной монархии в конституционную. Он
сделал. Рассчитанную на несколько десятков лет. Задуман двухпалатный парламент.

1810 – был учрежден государственный
совет  (
1-я палата). Председатель –
Сперанский. 2-я палата в проекте — Государственная
дума
— не была создана. Государственный совет должен был стать высшим
органом управления, но стал лишь совещательным органом при царе.

Сперанский
начал осуществлять план по оздоровлению финансов.

1809-11 гг. – дефицит государственного бюджета сократился со 105
млн руб. до 6 млн руб.

Были
сокращены все расходы государственных ведомств, установлен жесткий контроль над
государственными расходами, был введен налог на дворянские поместья.

Сперанский
ввел правило – для того, чтобы занять должность, нужен был российский диплом
ВУЗа. Либо необходимо было сдать экзамен.

Совет

1812 г –
Александр I
перед выбором: либо он отправляет Сперанского в отставку, либо Александра I убьют. Александр I выбирает первый вариант.

1801 г – издан указ о
праве покупки земли не дворянами
.

1803 г – издан указ «О
вольных хлебопашцах».
Помещик имел права отпустить своих крестьян на волю
за выкуп. Но за всё время этого указа на волю было отпущено 0,5% крепостных.

При Александре I внешне было смягчено крепостное право, в частности:

— вышел запрет «О раздачи государственных земель с
крестинами»;

— запрет публиковать
объявления о купле и продаже крепостных;

— отменен указ,
который позволял помещику ссылать своих крестьян в Сибирь.

+ (эксперимент) в некоторых губерниях Прибалтики было
отменено крепостное право
. Эксперимент показал Александру I, что с такой системой подходить ко всей России
бесполезно. Александр I считал, что с
реформами и ОКП не следует торопиться.

1812 г – война России и
Франции
. (1813-14 гг ещё были заграничные походы Александра I). Победа русских усилила и упрочила
патриотизм, но вместе с этим усилился консерватизм (т. е. победили => всё
хорошо, ничего менять не нужно).

Александр
I после победы
вынужден был проводить консервативную и внешнюю политику (были восстановлены
все старые границы и династии в Европе + священный союз императоров России,
Пруссии и Австрии для поддержания порядка. Они обязались друг другу помогать).

Применяется
конституция для Польши – «Польский
эксперимент».

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был
вопрос об отмене крепостного права.

Либералы
разочаровались в консервативной политике Александра I. => Стали возникать тайные общества.
Их создавала дворянская интеллигенция, т. к. царь отошел от либеральной линии.
В обществе – молодежь до 30 лет. Они взяли на себя роль «восполнить пробелы».

Минусы реформ: они были половинчатыми и незавершенными.

Причины неудачных реформ – боязнь Александра I постигнуть участь отца, который не
считался с интересами дворян; нерешительность. Но в то же время внутренняя
политика Александра I
подготовила почву для дальнейших преобразований.

Летом
1826 г был запланировал дворцовый переворот, но 1825 г – умер Александр I. Период междуцарствования. Нет правителя => Тайные
общества решили захватить власть

14 декабря 1825 г – восстание
декабристов (
революционное движение в России 20 гг. XIX в., ставившее своей целью проведение
революционным путем масштабных реформ и отмену крепостного права; впервые
носителями революции было дворянство).
Имело большое значение для дальнейшей российской империи и для следующего царя,
на его внешнюю и внутреннюю политику.

Усиление репрессивной
политики:

ликвидировано казначейство; преследование диссидентов-вольнодумцев (Новиков,
Радищев).

Усилилось
расслоение деревни => их
разобщенность интересов.

Рациональный вывод Екатерины
II:

Губернская реформа (увеличить число губерний,
единообразное число жителей, единообразные учреждения).

Уступки: крестьяне могли сами
выбирать старост, в рамках общины сами решать свои проблемы. Получили возможность
заниматься предпринимательством с разрешения помещика – улучшить своё
положение, т. е. крестьяне получили ограниченную экономическую
самостоятельность. => Усилилось
расслоение крестьян
. => Разобщенность их интересов.

Источник: http://examennaotlichno.blogspot.com/2014/07/12-i.html

Реформы Александра I: предпосылки, характер, итоги

Предпосылки и трудности реформ. Принимая в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. власть над огромной державой, новый царь ясно понимал, что она нуждается в преобразованиях. Два ключевых вопроса, которые России предстояло решать в XIX в., были поставлены в повестку дня уже в начале столетия, — о крепостном праве и о самодержавии.

Молодой А. С. Пушкин («увижу ль, о друзья! народ неугнетенный и рабство, падшее по манию царя, и над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря?»), в сущности, шел по стопам молодого Александра: «Есть только абсолютная власть, которая творит все без разбора…

Хлебопашец унижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены». Крепостничество и самодержавие («барство дикое» и «деспотизм») казались императору, воспитанному на идеях Просвещения, опасным и вредным анахронизмом.

Он говорил о конституции, даровании свободы крестьянам, просвещении народа и — при всей неискренности, свойственной его натуре, — скорее всего, говорил искренно.

Но был ли Александр I готов к осуществлению этих планов? Готово ли было общество? Большинство историков на эти вопросы отвечают отрицательно. Личные качества царя — осторожность, усиливавшийся с годами мистицизм, склонность к актерству, равнодушие к судьбам сподвижников — плохо соответствовали требованиям, которые история предъявляет к монарху-реформатору.

Что касается общества, то Александру I не раз приходилось отступать под давлением преобладавших консервативных настроений. Он получил престол в результате дворцового переворота, о котором он знал и жертвой которого стал его отец — император Павел I. Убит заговорщиками был и его дед император Петр III. Знаменитая фраза французской писательницы Ж.

де Сталь о форме правления в России как о «самовластии, ограниченном удавкой», не казалась Александру I нелепой абстракцией или злобным преувеличением. Он знал, что конституционные замыслы, планы освобождения крестьян воспринимаются дворянской массой как намерение «возжечь бунт», «вручить оружие на истребление дворян».

Обратите внимание

Императору докладывали о едва ли не всеобщем ликовании по поводу отставки его ближайшего помощника М. М. Сперанского: «Как не сделать примерного наказания — Сперанского не повесить?! О, изверг! Чудовище! Неблагодарная, подлая тварь!» — и он отступал.

Реформы шли рывками, то ускоряясь, то замирая — в зависимости от настроения царя, разрывавшегося между желанием что-то изменить и стремлением сохранить сложившееся положение между Сперанским и Аракчеевым. Но трудности были связаны не только и не столько с личными особенностями Александра I.

Существовали объективные противоречия: между намерением ограничить самодержавие и  необходимостью сделать это при помощи самодержавного государства; между желанием освободить крестьян и невозможностью задеть при этом интересы дворянства; между потребностью в реформах и опасностью социального взрыва, вызванного реформами.

В преобразованиях царствования Александра I выделяют несколько  этапов.

1801—1803гг. Этот этап связан с деятельностью Негласного комитета, не имевшего официального статуса кружка молодых друзей царя П. А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, В. П. Кочубея и А. Чарто-рыйского. Обсуждались три вопроса — крестьянский, о реформах государственного аппарата и о мерах в области просвещения:

— указ о «вольных хлебопашцах» (1803) разрешил помещикам отпускать на волю крестьян с землей и за выкуп (этим указом смогли воспользоваться не более 0,5% крепостных);

— в 1802 г. вместо коллегий были учреждены восемь (позднее двенадцать) министерств. Министров назначал царь, вводился принцип единоначалия, призванный повысить эффективность центральных органов управления;

— указом 1803 г. вводилась единая система учреждений образования: одноклассные сельские училища, трехклассные уездные училища, шестиклассные губернские гимназии, университеты. Устав 1804 г. давал университетам широкую автономию, запрещал властям и полиции вмешиваться в дела университетов;

— в 1804 г. был принят самый либеральный в истории России цензурный устав.

С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, в 1805—1807 гг. внимание царя занимали главным образом внешнеполитические проблемы (войны с Наполеоном).

1809—1812 гг.

Этот этап связан с деятельностью Сперанского, занявшего должность статс-секретаря и своим возвышением обязанного лично монарху (в отличие от «молодых друзей» начала царствования, Сперанский, происходивший из семьи сельского священника, не имел никаких связей в высшем свете). По проекту Сперанского, которого лицейский однокашник Пушкина М. А. Корф назвал «светилом русской администрации», предполагалось:

— осуществить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

— создать систему представительных учреждений — выборных волостных, окружных, губернских дум, которую венчала бы Государственная дума, высший законодательный орган страны;

— функции высшей судебной инстанции передать Сенату;

 — уточнить функции и порядок деятельности министерств, усилить их ответственность как высших органов исполнительной власти;

— учредить Государственный совет — совещательный орган при императоре, связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи;

— у императора оставалась вся полнота исполнительной власти, он обладал исключительным правом законодательной инициативы, мог распускать Государственную думу, назначал членов Государственного совета;

— разделить все население России на три сословия — дворянство, «среднее состояние» (купцы, горожане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые). Все сословия обретали гражданские права, а первые два — политические права (в частности, избирательное право).

Вопрос об отмене крепостного права не рассматривался, реформу предполагалось завершить к 1811г. Из предложенных Сперанским мер осуществлена была одна — в 1810 г. создан Государственный совет. Сам Сперанский в начале 1812 г. был сослан в Нижний Новгород.

Сопротивление дворянства и чиновничества проектам «выскочки-поповича» было действительно ожесточенным. Сыграла роль и «Записка о древней и новой России», поданная историком Н. М. Карамзиным сестре императора Екатерине Павловне: «Всякая новость в государственном порядке есть зло…

Читайте также:  Культура и искусство

» — говорилось в ней.

Важно

1818—1820 гг. Это были последние попытки обсуждения крестьянского вопроса и вопроса о государственном правлении:

— в 1818 г. царь поручил Н. Н. Новосильцеву разработать конституцию для введения ее в России. К 1820 г. была готова Уставная грамота Российской империи. Согласно этому проекту, Россия становилась федерацией, вводились гражданские права и свободы и ограниченное народное представительство. Учреждалась конституционная монархия;

— в 1818 г. Александру I был подан подготовленный по его поручению проект отмены крепостного права. Его разработал ближайший сподвижник последнего десятилетия его царствования А. А. Аракчеев.

Оба проекта остались секретными, к их реализации Александр I даже не приступил. •_ В 1820— 1821 гг. восторжествовал реакционный курс, обычно называемый аракчеевщиной. С планами реформ было покончено. Помещикам подтвердили право ссылать крестьян в Сибирь. Расширялись военные поселения, созданные в 1815—1819гг.

Поселяне должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Муштра на плацу дополнялась мелочным надзором начальников, следивших за пахотой и севом.

Военные поселения стали своеобразным символом последнего периода царствования Александра I, все более замыкавшегося в себе, отдалившегося от повседневных забот, «подернутого каким-то нравственным туманом». 19 ноября 1825 г. царь умер.

25 декабря члены Северного тайного общества привели солдат на Сенатскую площадь, требуя конституцию, представительное правление, гражданские свободы, — то, о чем мечтал при вступлении на престол Александр I. Это совпадение не случайно. Среди важнейших предпосылок возникновения тайных обществ реформаторские замыслы власти занимали далеко не последнее место. «Не мне их судить», — будто бы произнес Александр I, получив информацию об антиправительственном заговоре. Отказ от преобразований породил раскол между передовым обществом и властью — раскол, ставший одним из важных факторов российской истории XIX и XX вв.

Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-s-otvetami-po-istorii/242-reformy-aleksandra-i-predposylki-xarakter-itogi.html

Реформы Александра 1

-Министерская реформа: 8 сентября 1802 ᴦ. Император Александр I подписал манифест «Об учреждении министерств».

Манифест так определял цель нового устройства системы центрального государственного управления в России: ʼʼ…разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собою, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами министров…»

Первоначально было учреждено восœемь министерств (их количество до 1917 года почти не изменялось): военных сухопутных сил, военных морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения.

При этом прежде существовавшие коллегии продолжали работать. Чиновников коллегий распределили по отраслям деятельности новых министерств, но ещё в течение десяти лет многие коллегии действовали по старым установлениям, с прежними штатами и в прежних организационных формах.

Совет

Кроме Департамента уделов, предполагалось создать ещё семь департаментов по основным отраслям центрального государственного управления: юстиции, военного, морского, иностранного, юстиции, финансов, коммерции и казны. Такая схема была очень схожей с той, которая реализуется несколько лет спустя в ходе министерской реформы.

При новом царствовании (с марта 1801 ᴦ.) контуры министерской системы обсуждались в узком кругу политических советников Александра I – Негласном комитете. Основным разработчиком новой системы центрального управления был Н.Н.

Новосильцев, но не всœе члены Негласного комитета соглашались в деталях учреждения министерств.

Манифест 8 сентября 1802 года стал результатом нескольких обсуждений и согласования позиций ʼʼдрузей императораʼʼ — авторов министерской реформы.

-в 1803 ᴦ. был издан указ о вольных хлебопащцах, согласно которому помешики получали право освобождать крестьян с землей на выкуп.

-в 1804-1805гᴦ. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. При этом результаты ее были ничтожны, поскольку ее осуществление вверялось доброй воле помещиков.

-в 1803 ᴦ. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней — приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. (было основано еще 5 университетов:Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский)

— в 1804 ᴦ. был создан либеральных по харктеру цензурный устав.

— разрешение помещикам отпускать крестьян на волю с земле.

6. Отмена крепостного права , реформы 60-70 годов. ХIХ век и русское общества.Вопрос об отмене крепостного права ставился в российском обществе уже в серединœе XVIII в. Власть признавала необходимым приступить к разработке соответствующих проектов по крайней мере с начала XIX в.

(деятельность Негласного комитета в начале правления Александра I, секретные комиссии по крестьянскому вопросу при Николае I). Но в качестве неотложной, требовавшей немедленного решения задачи ликвидация крепостничества была поставлена в знаменитой речи Александра II перед московским дворянством в 1856 ᴦ.

Почему? Неэффективность крепостнической экономики для многих мыслящих людей, в т.ч. и тех, кто занимал высокие должности в государственном аппарате, была очевидной давно.

Поражение в Крымской войне (1853—1856) показало уже всœему обществу, что блестящий фасад империи скрывает военно-техническое отставание, хозяйственный застой, ветхость системы. Россия оказалась перед реальной угрозой утраты статуса великой державы, жизнь властно требовала решительных шагов по обновлению страны.

Задача состояла в том, чтобы твердо встать на путь модернизации — отказа от крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества.

В 1856—1859 гᴦ. в губернских комитетах на местах и в Секретном (с 1858 ᴦ. — Главном) комитете в Петербурге, а также на страницах журналов и газет обсуждались предложения о содержании предстоящей реформы. В 1859 ᴦ.

Обратите внимание

были учреждены Редакционные комиссии для выработки окончательного текста документа. Приходилось преодолевать серьезные противоречия между помещиками черноземных и нечерноземных областей, консерваторами и либералами, столицей и губерниями, интересами землевладельцев и чаяниями крестьян.

В конечном счете был подготовлен компромиссный документ, в котором приоритетное отражение нашли всœе-таки требования помещиков. Утвержденные Государственным советом ʼʼПоложенияʼʼ легли на стол императора и были им подписаны 19 февраля 1861 ᴦ.

Манифест об отмене крепостного права власти обнародовали двумя неделями позже — 5 марта в условиях повышенных мер безопасности.

Крепостное право отменялось, крестьяне получали личную свободу и гражданские права. Οʜᴎ освобождались с землей, но за выкуп и на определœенных условиях. Размер крестьянского надела не мог превышать установленной нормы. В случае если крестьянин до реформы имел в пользовании надел больший, чем тот, что ему полагался, излишки земли ʼʼотрезалисьʼʼ в пользу помещика (ʼʼотрезкиʼʼ).

За землю нужно было выплатить определœенную сумму помещику. Выкупная стоимость земли исчислялась следующим образом. За основу был взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику. Выкуп должен был равняться такой сумме, которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов с нее стоимость прежнего оброка (ʼʼкапитализация из 6% годовыхʼʼ).

До проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять в пользу помещика всœе прежние повинности (ʼʼвременнообязанное состояниеʼʼ). Столь крупных денег у крестьян не было. Государство становилось в связи с этим своеобразным посредником: оно выплачивало 75—80% выкупной суммы помещику. Остальное вносил крестьянин.

Затраты государства крестьянин должен был восполнить, в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды с процентами.

Реформа 1861 ᴦ. получила название ʼʼвеликойʼʼ, Александр II — почетное звание ʼʼцаря-освободителяʼʼ. Значение реформы чрезвычайно велико.

Важно

Освобождение миллионов крепостных, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности — всœе это прямые следствия реформы.

Но ликвидируя крепостное право, власть более всœего думала об интересах дворянства (в нем она видела основу стабильности и порядка).

Сохранив помещичье землевладение, переложив на крестьян расходы по его содержанию, увековечив общину, реформа создала полукрепостническую, неэффективную, трагически отсталую аграрную экономику. Крестьянская реформа была первой в ряду либеральных реформ 60—70-х гᴦ. Важнейшими из них были земская, судебная и военная реформы.

Земская реформа 1864 ᴦ. учреждала органы местного самоуправления — земства. Земства создавались в уездах и губерниях, имели распорядительные (земские собрания) и исполнительные органы (земские управы), они формировались на базе выборов, которые наделяли преимущественными правами дворян. Земства занимались вопросами местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики.

Οʜᴎ подчинялись губернаторам, центрального земского органа учреждено не было. Значение земской реформы очевидно: впервые в истории России появлялась система местного самоуправления, вокруг которой могли формироваться элементы независимого от власти гражданского общества.

Очевидна и ее незавершенность: полномочия земств были строго ограничены, участвовать в решении общегосударственных вопросов они не могли.

Судебная реформа 1864 ᴦ. была наиболее последовательной. Старые сословные суды ликвидировались, создавались мировые и коронные суды, единые для всœех сословий.

Οʜᴎ функционировали на базе принципов публичности и гласности, состязательности сторон (участие адвоката и прокурора в судебном заседании), независимости судей (назначенный императором судья не мог быть без приговора суда освобожден от своей должности).

Совет

Наконец, учреждался суд присяжных, которым вменялось в обязанность выносить вердикт о виновности или невиновности подсудимого.

Военная реформа растянулась на полтора десятка лет (1862—1874). В процессе ее проведения страна была поделœена на военные округа, качественно улучшен и обновлен офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии.

В 1874 ᴦ. Александр II утвердил закон о переходе ко всœеобщей воинской повинности. С рекрутской системой было покончено, всœе мужчины в возрасте 20 лет без различия сословий подлежали призыву в армию и на флот.

Действовала сложная система льгот (в зависимости от образования, семейного положения, состояния здоровья), благодаря которой в армию на самом делœе призывалось не более 25—30% мужчин призывного возраста.

Это означало, что сравнительно небольшая в мирное время армия обладала обученным резервом, который можно было использовать в случае войны.

Как и крестьянская реформа 1861 ᴦ., реформы 60—70-х гᴦ. имели первостепенное историческое значение. Οʜᴎ охватили практически всœе сферы общества, вносили принципиальные изменения в его жизнь. Реформы, бесспорно, шли навстречу требованиям времени, они давали шанс успешно решить стоявшие перед страной задачи модернизации.

К сожалению, власть не демонстрировала последовательность в их осуществлении (к примеру, в 70-е гᴦ. из ведения присяжных были изъяты политические дела, а права адвокатов — урезаны, полномочия земств — сокращены). Да и общество либо проявляло нетерпение, стремясь получить всœе и сразу, либо глухо роптало, с трудом приспосабливаясь к новым веяниям.

Обратите внимание

Экономические и политические преобразования 60—70-х гᴦ. XIX в. в целом остались незавершенными.

Реформы Александра 1 — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Реформы Александра 1» 2017, 2018.

  • — Вопрос 33. Контрреформы Александра III

    Вопрос 32.

    Военная и судебная реформы при Александре II Судебная реформа В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе.

    Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и… [читать подробнее].

  • — Вопрос 33. Контрреформы Александра III

    Вопрос 32. Военная и судебная реформы при Александре II Судебная реформа В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе.

    Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и… [читать подробнее].

  • — Е) Контрреформы Александра III 1881-1894

    Марта — Убийство Александра II народовольцами. Русско-турецкая война. 1877, декабрь — взятие Плевны русскими войсками. 1878, февраль — Сан-Стефанский мирный договор с Турцией. Признание Турцией независимости Сербии, Румынии и Черногории…. [читать подробнее].

  • — Буржуазные реформы Александра II

    Местные государственные учреждения Центральные государственные учреждения Высшие государственные учреждения Усложнение управления и суда и расширение к началу XIX в- законодательства вызвали появление, наряду со старыми высшими, наследованными… [читать подробнее].

  • — Буржуазные реформы Александра II

    Местные государственные учреждения Центральные государственные учреждения Высшие государственные учреждения Усложнение управления и суда и расширение к началу XIX в- законодательства вызвали появление, наряду со старыми высшими, наследованными… [читать подробнее].

  • — Россия на пути буржуазных преобразований во второй половине XIX в. Великие реформы Александра II

    После Крымской войны наступил новый период русской истории, который современники называли эпохой освобождения, временем Великих реформ Александра II. Александр II был старшим в сво­ем поколении великим князем, и его сразу стали воспринимать как будущего монарха, готовили… [читать подробнее].

  • — Россия в первой четверти ХIХ в. Реформы Александра I.

    Россия в первой четверти ХIХ в. Реформы Александра I. Развитие Российской Федерации на современном этапе Советское государство и общество 1953-1991 гг. «Оттепель», ХХ съезд КПСС и начало демократизации советского общества. Нарастание кризисных явлений… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/78335_reformy_aleksandra_1

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector