Развитие культуры киевской руси

Вклад киевской руси в развитие культуры

Раздел II

Культура Киевской Руси

Вклад киевской руси в развитие культуры

Киевская Русь, освоив лучшие достижения народов восточных славян, в течение IX-XII вв. выстроила самобытную и высокую культуру, которая заняла выдающееся место среди культур стран Европы и Азии.

Многочисленные археологические находки и письменные источники свидетельствуют о самобытности культуры Киевской Руси и опровергают утверждения отдельных ученых о иностранные влияния на нее, которые особенно были популярны среди ученых в XIX и в начале ХХ ст.

Длительное время считалось аксиоматичным, что до Кирилла и Мефодия на территории Киевской Руси письменности не было. Исследования последнего

времени доказывают, что уже в III тысячелетии до н. э. встречаются надписи на керамических изделиях, и таких немало памятников в музеях Украины. Много времени, сил и энергии поискам и дешифровке праславянского письменности отдал В. Даниленко.

Обратите внимание

Высокий образовательный уровень києворусичів подтверждается большим количеством письменных памятников и надписей на пряслицях, холодном оружии, берестяных грамотах, а также граффити в Софии Киевской и Новгородской. За Владимира и Ярослава работали школы.

Родилась и утвердилась любовь к книге, образуются скриптории, мастерские для переписки и оформления книги. Образуются библиотеки – первая из них была при Софийском соборе в Киеве. Киевские князья были высокообразованными людьми – “книголюбцями”.

Так, Ярослав Мудрый, по свидетельству летописца, “почитая часто в день и в нощи”, был горячим сторонником книги.

На основе богатой фольклорной традиции развивается оригинальная литература. К сожалению, до наших дней дошло мало светских произведений, но “Слово о полку Игореве” среди них занимает видное место.

Один из величайших светских произведений периода Киевской Руси – это “Поучение” детям Владимира Мономаха, в котором он призывает их к миру и согласию и подает идеализированный образ политика, государственного деятеля, воина.

Особым и своеобразным жанром в литературе были “жития” святых; в них мы находим много информации о социальные отношения, политическая жизнь, быт и культуру того времени. Характерный памятник этого жанра – “Киево-Печерский Патерик”.

В оригинальных произведений литературы принадлежат также летописи, которые представляют собой значительное явление не только в отечественной, но и в мировой литературе. “Повесть временных лет… откуда есть пошла Русская земля и кто в ней стал первее княжить и откуда Русская земля стала есть” доносит до читателя идею патриотизма, величия, единства и независимости Русской земли.

Существенного развития получила устный народное творчество, отражающее специфику мышления и язык народа. Самое яркое это заметно в былинах: здесь образы богатырей – это олицетворение патриотизма и мужества, героики

и безграничной преданности Родине.

Важно

Вместе с народом и в народе жили обрядовый фольклор, сказки, исторические предания, легенды, лирические песни, пословицы, поговорки, загадки и др. Почти в первозданном виде до нас дошли высокие образцы обрядовой поэзии – колядки и щедривки.

Широко бытовала в Киевской Руси переводная литература: философские и богословские трактаты, апокрифы, романы и повести, исторические хроники и избранное из них, так называемые Ізборники: “Хожденіе богородицы по мукам”, “Александрия”, произведения Иосифа Флавия, Иоанна Малалы, Георгия Амартола, Козьмы Індікоплова и др. Они существенно расширяли кругозор и мировосприятия древнерусского читателя.

С принятием христианства вытесняется традиционная деревянная архитектура, на смену ей приходит каменная, византийского типа, которая частично вобрала в себя традиции зодчих Руси.

Сводятся Десятинная церковь, Софийский собор, церкви Кирилловская, Спаса на Берестове, Выдубицкий монастыри и Лаврский в Киеве, Спасо-Преображенский, Борисоглебский соборы и церковь Пятницы на торгу в Чернигове, а также соборы в Новгороде, Пскове, Полоцке и других городах.

С каменной архитектурой на Киевскую Русь приходит монументальная живопись фрески и мозаики. Наибольшая количество их сохранилось в Софии Киевской церкви Спаса на Берестове. Ценность софийских фресок заключается в том, что на них изображено много светских тем из жизни києворусичів.

Высокого уровня развития достигло декоративно-прикладное, прикладное и ювелирное искусство. Изделия мастеров Киевской Руси были популярны не только на родине, но и за ее пределами. Это преимущественно изделия из золота: бусы, колты, цепочки, серьги, диадемы, браслеты, фибулы, кольца и др.

Культуре Киевской Руси присущи также общие черты в разных областях духовной и материальной культуры – жизни, одежде, вещах быта, декоративно-прикладном искусстве, обрядности, устной народном творчестве, что на сегодня представляет для нас единую общность – культуру В Киевской Руси.

Источник: http://na-uroke.in.ua/28-73.html

Вклад киевской руси в развитие культуры

Раздел II

Культура Киевской
Руси

ВКЛАД КИЕВСКОЙ РУСИ В РАЗВИТИЕ
КУЛЬТУРЫ

Киевская Русь, освоив лучшие
достижения народов восточных славян, в течение IX—XII вв. выстроила самобытную и
высокую культуру, которая заняла выдающееся место среди культур стран Европы и Азии.

Многочисленные археологические находки и
письменные источники свидетельствуют о самобытности культуры Киевской Руси и
опровергают утверждения отдельных ученых о иностранные влияния на нее, которые
особенно были популярны среди ученых в XIX и в начале ХХ века.

Долгое время считалось
аксиоматичным, что до Кирилла и Мефодия на территории Киевской Руси письменности
не было. Исследования последнего

времени
доказывают, что уже в III тысячелетии
к н. е. встречаются надписи на керамических изделиях, и таких памятников немало в музеях Украины. Много времени, сил и энергии поискам и дешифровке праславянской
письменности отдал В.
Даниленко.

Совет

Высокий образовательный уровень києворусичів
подтверждается большим
количеством письменных памятников и надписей на пряслицях, холодном оружии, берестяных грамотах, а также граффити в Софии Киевской и
Новгородской. За Владимира и Ярослава работали
школы.

Родилась и утвердилась любовь к книге, образуются скриптории,
мастерские для переписывания и оформления книги. Образуются библиотеки — первая
из них была при Софийском соборе в Киеве. Киевские князья были высокообразованными
людьми — “книголюбцями”.

Так, Ярослав Мудрый, по свидетельству летописца, “почитая
часто в день и в нощи”,
был горячим сторонником
книги.

На основе богатой фольклорной
традиции развивается оригинальная литература. К сожалению, до наших дней дошло
мало светских произведений, но “Слово о полку Игореве” среди них занимает видное
место.

Один из самых выдающихся светских произведений периода Киевской Руси — это
“Поучение” детям Владимира Мономаха, в котором он призывает их к миру и согласию
и подает идеализированный образ политика, государственного деятеля, воина.

Особым и своеобразным жанром в
литературе были “жития” святых; в них мы находим много информации о
социальные отношения, политическая жизнь, быт и культуру того времени.
Характерный памятник этого жанра — “Киево-Печерский Патерик”.

До оригинальных произведений литературы
относятся также летописи, которые представляют собой значительное явление не только в отечественной,
но и в мировой литературе. “Повесть
временных лет… откуда есть пошла Русская земля и кто в ней стал первее
княжить и откуда Русская земля стала есть” доносит до читателя идею патриотизма, величия, единства и независимости Русской земли.

Существенного развития получила устный
народное творчество, что отражает специфику мышления и язык народа. Самое яркое
это заметно в былинах: здесь образы богатырей — это олицетворение патриотизма и
мужества, героики

и безграничной
преданности Родине.

Обратите внимание

Вместе с народом и в народе жили
обрядовый фольклор, сказки, исторические предания, легенды, лирические песни,
пословицы, поговорки, загадки и др. Почти в первозданном виде до нас дошли
высокие образцы обрядовой поэзии — колядки и щедривки.

Широко бытовавших в Киевской Руси
переводная литература: философские и богословские трактаты, апокрифы, романы и
повести, исторические хроники и выбрано из них, так называемые Ізборники: “Хожденіе
богородицы по мукам”, “Александрия”, сочинения Иосифа Флавия, Иоанна Малалы,
Георгия Амартола, Козьмы Індікоплова и др. Они существенно расширяли кругозор
и мировосприятие древнерусского читателя.

С принятием христианства
вытесняется традиционная деревянная архитектура, на смену ей приходит каменная,
византийского типа, которая частично вобрала в себя традиции строителей Руси.

Сводятся Десятинная церковь, Софийский собор, Кирилловская церкви, Спаса на
Берестове, монастыре Выдубицкий и Лаврский в Киеве, Спасо-Преображенский,
Борисоглебский соборы и церковь Пятницы на торгу в Чернигове, а также соборы
в Новгороде, Пскове, Полоцке и других городах.

С каменной архитектурой на
Киевскую Русь приходит монументальная живопись — фрески и мозаики. Самая большая
количество их сохранилось в Софии Киевской и церкви Спаса на Берестове.
Ценность софийских фресок заключается в том, что на них изображено много светских
тем из жизни києворусичів.

Высокого уровня развития достигло
декоративно-прикладное, прикладное и ювелирное искусство. Изделия мастеров
Киевской Руси были популярными не только на родине, но и за ее пределами. Это
преимущественно изделия из золота: ожерелья, колты, цепочки, серьги, диадемы,
браслеты, фибулы, кольца и др.

Культуре Киевской Руси присущи
также общие черты в разных областях духовной и материальной культуры — жизни,
одежде, вещах быта, декоративно-прикладном искусстве, обрядности, устной
народном творчестве, что на сегодня представляет для нас единую общность — культуру
Киевской Руси.

Источник: http://schooled.ru/culture/history/28.html

Культура Киевской Руси: живопись, искусство, музыка, образование и одежда

Культура Киевской Руси является результатом длительного процесса как внутреннего развития восточнославянского общества, так и внешнего воздействия мировой цивилизации.

Сказались на культуре киевской государства принятия христианства и общее влияние Византии.

Важными были также попытки киевских князей выйти из-под влияния Константинополя и обратиться к собственным культурных особенностей в различных сферах искусства.

1. Период до християнства
2. Живопись, искусство и мозаика
3. Иконопись и роспись книг
4. Древнерусская литература
5. Образование, наука и учебный процесс
6. Музыкальное искусство и культура
7. Одежда

Культура Киевской Руси до христианства

дохристианские времена Киевской Руси обозначены значительным влиянием экономического развития государства и языческих верований славян. К этому времени относится стремительная урбанизация, вызванная развитием ремесленничества на территории Руси. С большой скоростью развиваются

  • ковка;
  • гончарство;
  • ткачество;
  • выделка кожи;
  • резьба по камню и дереву;
  • ювелирное дело.

В Киевской Руси появляются настоящие мастера своего дела, осваивают сразу несколько специализаций. Расцветает ювелирное искусство. Киевские мастера владели различными способами обработки драгоценных металлов – зерна, сканью, перегородчатой ​​эмалью.

За счет ремесленного прогресса стартует развитие городов, требует умелых представителей строительных профессий. Археологические находки подтверждают сложность конструкций и пышное внутреннее убранство тогдашних деревянных зданий, особенно княжеских и боярских «хором».

Не менее значительное влияние на культуру оказала религия – язычество. Древние славяне верили в силы природы и злых духов, из-за чего не имели храмов, а устанавливали статуи богов в рощах, лесах, на берегах рек и тому подобное.

Важно

Идолы были вырезаны из дерева, реже – из камня. Изображения божеств чаще всего имели антропоморфный вид – были больше похожи на животных, чем на людей.

На территории Руси сосуществовало несколько пантеонов языческих богов – божества и духи отвечали, по верованиям русских, за различные природные явления.

С насаждением христианства большинство языческих капищ была разрушена, но обряды и некоторые верования пережили трансформацию и сохранились в дальнейшем, привязавшись к христианству.

Живопись, искусство и мозаика Киевской Руси

Рост экономических и культурных связей Киевской Руси, подъем в совместной жизни обусловили последующее развитие ее культуры. Значительное развитие получила архитектура.

По Владимира Святославича строится храм Богородицы, который потом назвали Десятинной церковью (на его содержание князь принимал десятую часть доходов своих подданных). Она была украшена фресками, мозаикой. В 1037 возведен самый большой храм Киевской Руси – Софийский собор.

Читайте также:  Окончание первой мировой войны. революции в европе. коренной перелом в ходе гражданской войны

По его образцу в Чернигове строится Спасский собор в Новгороде и Полоцке – Софийский собор. Ярослав Мудрый сооружает в Киеве Золотые ворота.

Центрами культуры в Киевской Руси были монастыри. Одним из них был Киево-Печерский монастырь, основанный при Ярославе Мудром преподобным Антонием, вроде того, который он же основал в Чернигове.

Живопись Киевской Руси тесно связан с христианством и развитием церквей, ведь живописные традиции, также заимствованные из византийской культуры, вылились в росписи монументальных сооружений – храмов, церквей и княжеских замков.

Особое развитие монументальная живопись приобрел в X – XI веках, во времена правления князей Владимира и Ярослава. В это время происходит строительство масштабных каменных сооружений, некоторые из которых дошли до нашего времени.

Монументальная живопись Киевской Руси имел 2 варианта исполнения:

Поскольку мозаичный роспись был очень дорогим, то большее распространение на Руси получил фресковая живопись. Он отличался меньшей себестоимостью и производил значительных художественный эффект.

Первые фрески на территории Киевской Руси были выполнены византийскими мастерами, тем более учитывали в своих работах и ​​народные мотивы. В дальнейшем фресковая живопись и вовсе вытеснил мозаики.

Совет

Примеры монументальных росписей того времени сохранились и до сих пор в Киеве, Чернигове, Владимире на Клязьме, Смоленске, Новгороде, Старой Ладоге, Пскове.

Также изобразительное искусство киевской государства было представлено иконописью и книжной миниатюрой.

Иконопись и роспись книг в Киевской Государстве

Иконопись пришел к Киевской Руси из Византии вместе с христианством. Именно из Византии, а также из Болгарии, к Руси были привезены первые иконы. Это произошло в IX веке. Первой иконой русских мастеров считается картина Дмитрия Солунского, написанная по заказу киевского князя Изяслава Ярославича в XI веке. Впоследствии во всех крупных городах существовали иконописные мастерские.

Иконопись был канонической – подчинялся четким правилам. Иконы писали на деревянных дощечках с помощью красок размешанных на яичном желтке, и устанавливали на особом месте в церкви. Композиция изображений была сложной и мало понятной рядовым жителям Руси.

Книжная миниатюра развивается одновременно с появлением первых письменных памятников Киевской Руси. «Остромирово евангелие», написанное в середине XI в., Украшенное прекрасными заставками и миниатюрами

Древнерусская литература

С глубокой древности берет начало устное народное творчество – сказки, легенды, песни. Древнейшими и значительными в культурном отношении является былины Владимирова цикла, которые создавались в Х-XI вв. и воспевали храбрость богатырей, защищавших родную землю. Здесь фиксировались память об исторических событиях и отношение к ним.

Первыми письменными произведениями в Киевской Руси были летописи – своды записей об исторических событиях, изложенные в хронологической последовательности.

древним летописям, который дошел до наших дней, является «Повесть временных лет» (рисунок), созданная в начале XII в. Она сохранилась в Лаврентьевской (1377) и Ипатьевской (начало XV в.) Списках. Известны также «Киевская летопись» XII в., «Галицко-Волынская летопись» XIII в.

Летописи является основным источником по истории Киевской Руси IX-XIII веков. Но, кроме них, с письменного наследия можно вспомнить философскую проповедь митрополита Илариона «Слово о законе и благодати», «Поучение детям» Владимира Мономаха и др.

Особое место в древнерусской литературе занимает «Слово о полку Игореве», написанное на основе конкретного исторического факта. Неизвестный автор этого произведения призывал князей забыть междоусобицы и объединиться во имя защиты родной земли.

Образование, наука и учебный процесс Киевской Руси

Подъем литературы было непосредственно связано с развитием образования и науки в Киевской Руси. Ученость жителей страны была достоянием, вызванным введением на Руси христианства, ведь вопросы образования населения взяла на себя именно церковь. Именно при монастырях создавались библиотеки, переводческие и книговиготивничи мастерской.

Не менее духовенство образованием заботились правители, основали первые школы на Руси. Уже через Владимира Святославича существовали государственная школа и школа при Софийском соборе. В этих школах учились дети князя и его ближайшего окружения.

Князь Ярослав открыл первую школу для подготовки служителей церкви в Новгороде. По летописным свидетельствам там обучалось около 300 потомков состоятельных родителей. А первую школу для девочек заключила княжна Янка, дочь Всеволода Ярославича.

Произошло это в 1086 году, учебное заведение работал при Андреевском монастыре.

По преданию, русичи сначала боялись образования и отдавая детей в школ очень горевали, и начали понимать ценность знаний. С древнерусских учебных заведений выходили известные до сих пор художники, летописцы, философы, богословы. Среди них летописцы Никон Великий, Нестор, митрополит Иларион, епископ Кирилл Туровский, митрополит-идеалист Клим Смолятич, Даниил Заточник.

Развития науки также служило заключения и пополнение библиотек, которым по силам Жуже часто занимались княжеские лица. Ярославом Мудрым создается первая известная на Руси библиотека Софии Киевской. По свидетельствам современников, князь Николай Святоша, известный также как Святослав Давидович (1080-1143) потратил свою казну на книги, которые представил Печерскому монастырю.

Киевский митрополит Климент Смолятич сообщал, что в XII веке на Руси было 300-400 ученых. Наиболее популярными научными дисциплинами в Киевской Руси были словесность, которая представляла собой сочетание диалектики, поэтики и риторики, и изучение иностранных языков.

Обратите внимание

Владимир Мономах в своем «Поучении» завещал молодым русичам знать 5 языков. Чаще всего славяне изучали греческий, латынь, немецкий язык. Значительный прогресс наблюдался в области права и в медицине, однако естественные науки развивались не так быстро, как филологические.

Музыкальное искусство и культура Киевской Руси

Старинная музыка Киевской Руси была неотъемлемой частью жизни славян еще в дохристианские времена. Игра на народных музыкальных инструментах, пение и танцы сопровождали обрядовые действия и празднования. Среди народных инструментов историки называют

  • гусли;
  • гудок;
  • рог;
  • бубен;
  • трубы.

Значительная часть народного музыкального творчества составляли песни – народно-обрядовые и семейно-обрядовые. Торжества календарного цикла были важной составляющей жизни славян, каждый праздник сопровождалось пением – колядками, веснушками, призвания, обрядовыми «русалиями» и купальскими играми.

Наряду с обрядовыми песнями существовала песенное творчество, связанная с различными событиями семейной жизни, например свадьбами и захоронениями. Свадебные песни отличались большим сюжетным диапазоном: были грустные, веселые, торжественные, в которых превозносили молодую пару. Детям пели колыбельные. А во время захоронений выполнялись песни-плакання или причитания.

Женщин, которые специализировались на таких пении, «голосильщиц», славяне очень почитали.

Также в народном творчестве существовали героические эпосы, а впоследствии появились былины, которые выполнялись речитативно-повествовательным тоном. В этих произведениях рассказывали ся исторические события, исполнитель былин славил князей, бояр и жену. Часто героями подобных песен становились так называемые богатыри – великие воины из народа.

Существовали профессиональные исполнители народных песен. Среди них были:

  • певцы героических песен;
  • скоморохи – в основном бродячие музыканты;
  • певцы нецерковных, но набожных песен, которые были калеками, нищими или просто путешественниками.

Народные песни почти никогда не записывались, а устно передавались от человека к человеку. Это творчество любили и пользовались ею все слои населения – от простых людей до князей. Часто народные песни сопровождались танцами – самым популярным был так называемый «пляс», для выполнения которого жители Руси собирались большими группами. Основой «плясать» были хороводы.

С принятием христианства, которое не принимало игру на музыкальных инструментах, обряды стали сопровождаться пением молитв, записанных в религиозных тексте. Но из народной жизни музыкальные инструменты не исчезли – это подтверждают изображения музыкантов и танцоров на фресках, а скоморохи добавили в свой репертуар песни, смеялись церковь.

Сначала церковное пение был по большей части сольным, позже стал допускаться хоровое пение, но только в унисон.

Важно

Первые исполнители религиозных христианских песен были привезены из Византии и Болгарии, и впоследствии в Киевской Руси появились свои профессионалы церковного пения.

В XI веке в Киево-Печерском монастыре была основана школа пения, где воспитывали мастеров церковного пения – «розспивщикив».

Интересно то, как записывали церковную музыку во времена Киевской Руси. Для фиксации использовали специальную систему знаков, которые назывались знаменами или крюками.

Отсюда происходят названия системы: «знаменательное письмо», «знаменательный пение», «Крюково письмо».

Однако «знаменательное письмо» не могло воспроизвести мелодию, поэтому ее передавали исключительно устными методами.

Любой христианский праздник сопровождалось звуками колоколов. Такая музыка выполнялась по нотам и получила на Руси незаурядного развития.

Одежда Киевской Руси

В соответствии с археологических находок и письменных источников древней Руси, одежда жителей страны отличался многообразием и яркостью.

Эти данные дополнен изображениями на фресках, книжных миниатюрах, дают достаточно широкое представление о том, что одежда высших слоев населения и среднего и низшего класса отличался. Социальная дифференциация относилась также к качеству материалов и количества украшений.

Этот факт отражен в письменных источниках XII века. Так, в «Слове о богатом и нищего» богатый ходит «в павлоце и в кунах, а скудный ребром не иметь на телес», у первого нога «в червленое сапозе», у второго – «в личинцм».

Высшие слои населения обычно были обладателями многочисленных колец, диадем, ожерелий, наплич и драгоценной сбруе. Позже к украшениям добавились кресты.

Одежда представителей княжеского рода и дворян поражал цветной разнообразием, богатством тканей, частым использованием меха.

Совет

Кроме украшений, характерным признаком богатства и высокого социального положения русича был длинный плащ – «корзно».

Простые горожане и крестьяне изготавливали свою одежду самостоятельно: они производили ткани, шили предметы гардероба и украшали их. Изготовление одежды было неотъемлемой частью жизни каждой женщины в Киевской Руси.

Интересно, что языческие верования славян отражались на их манере одеваться, а позже соединились с христианскими.

Например, популярными были украшения из изображениями божеств – Даждьбога, богини весны, а также природных мотивов – деревьев, вспаханной поля и тому подобное.

Также следует отметить, что замужние женщины Киевской Руси должны были обязательно прятать волосы, это по верованиям, должно было защитить от злых духов. Незамужние девушки, зато ходили с распущенными волосами, заплетали косы и носили венки.

Таким образом, культура Киевской Руси представляла собой уникальное сочетание народных мотивов и влияния культур других цивилизованных стран Средневековья, в частности Византийской империи. Искусство и быт того времени много берут как от язычества, так и от христианства и отражают Исок уровень развития государства, консолидации племен, населявших ее.

Источник: https://histua.com/ru/istoriya-ukraini/kievskaya-rus/kultura-kievskoj-rusi

Культура Киевской Руси Пути формирования и развития древнерусской культуры

Культура Киевской Руси

Пути формирования и развития древнерусской культуры

Культура Киевской Руси уходит своими корнями в глубины народной культуры восточных славян. У восточных славян духовная культура была связана с политеизмом и устным народным творчеством. В древней Руси издавна существовало богатое устное народное творчество – фольклор.

Особое распространение на Руси получили праздничные и будничные песни, сказки, загадки, предания и легенды, магические заклинания и заговоры. Много традиционного было в свадебном и похоронном обрядах, которые сопровождались песнями и плачами-причитаниями.

Древние обычаи, традиции и народное творчество оказали огромное влияние на древнерусскую культуру, в частности на литературу. В Киевской Руси возникает новый жанр фольклора – былины.

Обратите внимание

Правовые нормы восточных славян вначале также существовали в виде неписаных законов – племенных обычаев.

Через некоторое время на основе обычного права сложились феодальные юридические нормы, зафиксированные в своде русских законов – “Русская правда”.Материальная культура у восточных славян характеризовалась довольно высоким уровнем развития. Совершенствовались орудия земледелия и ремесла. Для обработки земли использовали рало с железным наконечником.

Читайте также:  Русско-иранская война 1826 - 1828 гг.

Урожай собирали с помощью серпа. Основная масса сельских поселений была неукрепленного типа. Также появляются поселения городского типа с развитой торговой и ремесленной деятельностью. В процессе развития эти поселения превращаются в города.При Владимире Святославовиче в 988 г. на Руси в качестве государственной религии было введено христианство.

Принятие христианства открыло широкие возможности для развития древнерусской культуры и приобщило Русь к передовой в то время культуре Византии. После принятия христианства на Руси открываются школы, распространяется книгописание, развивается искусство.

Древние языческие верования на Руси сказались очень стойкими и продолжали существовать рядом с новой христианской религией. Определенное значение для развития древнерусской культуры имели экономические и политические связи с соседними народами. Особую роль для развития культуры Руси имело тесное общение с Византийской империей.

Из Византии пришла православная религия, многие элементы культуры. Древнерусская архитектура формировалась под влиянием византийского и частично романского искусства. Однако древнерусские мастера не просто копировали византийские образцы, в ходе творческого процесса они вносили в них новые черты, соответствующие культурным запросам, вкусам и традициям.

Заметное влияние на древнерусскую культуру, особенно ее литературу, искусство, а также общественную мысль имела идеологическая борьба с Византией в XI – XII вв. Вероятно, первое знакомство со славянской письменностью на Руси относится к 60 – 70 гг. IX века.

С введением христианства вместе с богослужебными книгами из Болгарии пришло совершенное славянское письмо – кириллица. Создателями славянской письменности были монахи Кирилл и Мефодий.Началось обучение детей в школах. В XI веке на территории Киево-Печерского монастыря возник своеобразный центр подготовки образованных людей.

Важно

Здесь работали летописцы, был составлен в XII столетии “Киево-Печерский патерик”. Развивалось книжное дело. Одним из первых произведений оригинальной литературы было “Слово о законе и благодати” Илариона.С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма.

Первый известный нам каменный храм Киевской Руси – это храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (был построен в 989 – 996). От следующего XI века в Киеве сохранилось несколько памятников, и самый известный из них – София Киевская – главный собор, где происходили церемонии венчания на княжеский престол. Был построен Ярославом Мудрым в 1037 г.

В архитектуре второй половине XI в. влияние церкви сказывается в усилении аскетизма в облике храма. Господствующее положение занимает теперь одноглавый храм. Именно таким были не дошедшие до нас Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073 – 1077), разрушенный во время Великой Отечественной войны и др.

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске. После принятием христианства развивается иконопись. Икона в переводе с греческого языка означает изображение, образ – изображение бога, святого. Особым разделом древнерусской живописи является искусство миниатюры рукописных книг, которые сами по себе представляли сложную и изысканную форму искусства.

Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Разнообразные источники свидетельствуют о высоком развитии в Киевской Руси музыки. Древнейший жанр русской музыки – это эпические сказания (старины), обрядовые песни и т. д. Они близки речитативу.

Эти напевы величаво и спокойно исполнялись певунами – “баянами”. От них отличаются свадебные и похоронные песни, так называемые “плачи”.

Календарные и сезонные обрядовые песни построены на интонации “призывов и выкликаний”. Наиболее древними являются трудовые песни.

В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в котором были представлены пение и инструментальная музыка.

Жители Руси пользовались различными музыкальными инструментами: ударными, духовыми и струнными.Наряду с различными видами народного творчества важную роль играла военная и церемониальная музыка.

После принятия христианства широкое развитие получила церковная музыка. С ней связано появление церковного песнопения и нотной письменности. Основы были заимствованы из Византии, но постепенно появился самостоятельный певческий стиль (знаменитый распев).

Таким образом, Киевская Русь создала свое самобытное искусство, что предопределило пути дальнейшего развития искусства отдельных княжеств в период феодальной раздробленности.

К концу X в. относится возникновение нового эпического жанра – героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Устные поэтические произведения о прошлом – это былины.

В Киевской Руси былины пелись часто в сопровождении гусляров, еще и еще раз закрепляя в памяти народа наиболее яркие события, имена героев, их подвиги.

Совет

Устная поэзия существовала и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья, их подвиги.

В заключение следует сказать, что устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы, оставаясь важным элементом культуры средневековья.Литература Киевской Руси характеризуется, с одной стороны влиянием литературы Византии, с другой стороны, своей самобытностью, что и позволяет говорить о рождении собственно древнерусской литературы.

В Киевской Руси постепенно накапливались знания. Хорошо были известны четыре действия арифметики, дроби, начала геометрии, астрономии. Весьма обширны были познания русских людей в области географии, добытые из книг и путешествий. Они включали в себя всю Европу, Малую Азию, Индию, Северную Африку, Эфиопию. Хорошо знали Северный Урал и побережье Белого моря. Русских людей интересовали фауна, флора, обычаи народов разных стран, причем истина зачастую перемешивалась с фантастикой.

^

В XII–XIV вв. развитие культуры проходило в сложных условиях феодальной раздробленности Руси. В древнерусской культуре этого времени наблюдается все новые успехи. К особенностям культуры этого времени относится появление местных различий в культурной жизни отдельных земель.

При наличии общей основы уже в XII веке в обособившихся землях появляются диалекты с местными языковыми особенностями. Появляются местные черты в летописании, архитектуре и живописи. В то же время сохраняются и общерусские начала культуры. К важным центрам древнерусской культуры на юге относились города: Киев, Чернигов, Галич, Холм и др.

Несмотря на феодальную раздробленность, стремление к единству нашло отражение в литературных произведениях XII века. В частности, автор “Слова о полку Игореве” выразил глубокую озабоченность судьбой русской земли, выступил с горячим призывом к князьям прекратить раздоры, объединиться и организовать отпор кочевникам.

В период феодальной раздробленности меняется характер летописания. Возникают новые центры в Чернигове, Холме, Владимире-Волынском и др. Пишутся семейные и родовые княжеские летописи, жизнеописание князей.

В Звенигороде и Бресте найдены берестяные грамоты, а также в некоторых городах бронзовые приспособления для письма на восковых дощечках, что свидетельствует о развитии образования. Образованные люди, знающие иностранные языки работали в княжеских канцеляриях. Они готовили тексты грамот, вели дипломатическую переписку.

Обратите внимание

Сохранились тексты грамот галицко-волынских князей написанные на латыни, с требованием вернуть купцам города Владимира сукно с корабля, который потерпел аварию.Большого развития достигла архитектура края. Сохранился Успенский собор в городе Владимире (1160 г.). Он повторяет план Успенского собора Киево-Печерской лавры.

В городах Галичины началось строительство церквей из белого камня, широко стали практиковать разные орнаменты.Иконопись развивалась в Галицко-Волынских землях под влиянием Киевской школы. До нас дошла икона богоматери Одигитрии к XIII – XIV вв. (г. Луцк), икона Юрия-змиеборца на черном коне (XIVв.).Многие ценные памятники этого времени погибли.

Но и то, что нам известно говорит о подъеме в культурной жизни народа.Таким образом, Киевская Русь была страной высокоразвитой культуры. Уже в XI веке она достигла уровня стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности.

Период феодальной раздробленности в развитии культуры сопровождался развитием местных стилей в изобразительном и прикладном искусстве, зодчестве и летописании. Завоевание Руси монголо-татарами, хотя и замедлило темпы культурного развития, однако не только не прервало его, но отчасти даже и обогатило. На стыке взаимодействия славянской и тюркской культуры начинают возникать новые явления в языке, быте, обычаях, искусстве, которые особенно ярко проявят себя в последующую эпоху.

^

Сущность и характерные черты культуры Ренессанса

Особняком в истории стоит культура эпохи позднего средневековья – XIV–середина XVII вв., которая получила название эпохи Возрождения. Это время характеризовалось высоким подъемом в области науки, литературы и искусства. Родиной Возрождения является Италия, для которой хронологические рамки этой эпохи XIV–XVI в.в. В других странах Европы Ренессанс разворачивался в XV–середине XVII в.в.

Источник: http://userdocs.ru/kultura/103203/index.html

Культура Киевской Руси (кратко)

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

В основе культуры Киевской Руси лежат славянские дохристианские традиции, которые с принятием христианства подверглись влиянию Византии, Болгарии, а через них – античной и ближневосточной культурным традициям.

Один из основных признаков культуры – наличие письменности. Первые свидетельства о письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10-м в. (до принятия христианства).

Важно

Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9-го в., попытках использовать греческий алфавит. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е гг. 9-го в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.

Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.

Во второй половине 9-го в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.

Временем политического и культурного расцвета Киевской Руси принято считать годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054). Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира.

В городе было 400 церквей (в том числе и Собор Святой Софии, воздвигнутый в честь победы Ярослава над печенегами в 1036 г.), въезд в Киев украшали золотые ворота, имелось восемь рынков.

Для укрепления могущества Руси Ярослав (без разрешения на то Константинополя) своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.

Ярослав уделял большое внимание просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей, было положено начало русскому летописанию. Первый летописный свод, относящийся к концу 11-го в., дошел до современников в составе Новгородской летописи. Сподвижник Ярослава – митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории – «Слово о законе и благодати».

Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам князя Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.

Совет

Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр Годинович»).

Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда», или «Правда Ярослава». Документ включал в себя уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.

На основании этого можно судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).

Читайте также:  Биография императрицы екатерины ii

Успешно развивались и внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира. Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его три дочери: Анна, Анастасия и Елизавета – вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/kultura-kievskoy-rusi/

Развитие культуры Киевской Руси

Поиск Лекций

Культура – достижение людей в области материальной и духовной жизни.

Материальная культура – продукты материального производства человеческого общества (орудия труда, сооружения, одежда).

Духовная культура – духовные ценности человечества (наука, литература, искусство, образование).

Особенности развития культуры:

– Связи с культурой Византии и культурой западноевропейских и азиатских стран.

– Большую роль в формировании культуры сыграло дохристианское (языческое) культурная среда.

– Влияние христианства на развитие материальной и духовной культуры Киевской Руси.

– Возникновение и становление государственности содействовало развитию древнерусской культуры.

Письменность:

– До появления первых славянских алфавитов (глаголицы и кириллицы) уже существовали древние восточнославянские письмена – «черти и резы»; этому алфавиту было написано немало памятников («Велесова книга»), но они были уничтожены после принятия христианства, как языческие.

– В 863 г. – Просветители Кирилл и Мефодий создали алфавит на основе греческого алфавита – глаголицу.

– После принятия христианства глаголица была вытеснена новым алфавитом – кириллицей; она содержала 43 буквы, из них 27 – с греческого алфавита, и остальные – специально созданные буквы, отсутствовали в греческом алфавите, для передачи соответствующих славянских звуков.

К XI-XII вв. – Глаголица и кириллица использовались параллельно.

Письменные памятники:

– Об уровне развития письменности в Киевской Руси свидетельствуют эпиграфические памятники:

* Надписи на ремесленных изделиях – на посуде, кирпиче, оружия, пряслицах и др.;

* Очень ценным письменным источником является граффити – магические и бытовые надписи на стенах зданий (особенно много граффити на стенах Софийского собора в Киеве).

Эпиграфика – наука, которая изучает надписи на твердых материалах: камне, керамике, дереве, на металлических, костяных и других твердых предметах.

– В Галицких землях и в Новгороде были распространены берестяные грамоты – письменные памятники, созданные на коре березы.

– С принятием христианства на Руси распространился церковнославянский (староболгарский) язык. Ним писались богослужебные книги, проводились церковные обряды; он отличался от тогдашнего народного украинского языка.

XI-XIII вв. – Начинается формирование украинского языка.

Образование:

– Исторические источники свидетельствуют о высоком уровне развития образования в Киевской Руси; организаторами школьного дела в Киевской Руси были государство и церковь.

988 гг. – Создание в Киеве первой школы Владимиром Великим для детей знати.

XI вв. – Создание Ярославом Мудрым школы для княжеских и боярских детей при Софийском соборе; также было основано народное училище.

1037 гг. – Основания при Софийском соборе в Киеве первой библиотеки; впоследствии библиотеки возникают в Переяславе, Чернигове, Галиции, Новгороде, Суздале.

– 1086Анна Всеволодовна (Янка) – сестра Владимира Мономаха, – открыла при Андреевском монастырешколу для девочек (учили письму, пению, швейному делу, различным ремеслам)

– В Киевской Руси существовали школы двух видов:

1) Церковные школы – при монастырях и церквях, где готовили церковнослужителей; преподавали чтение, письмо, пение, богословие.

2) Светские школы – кроме наук, преподавали в церковных школах, изучались также философия, риторика, грамматика.

– Было индивидуальное обучение.

Научные знания:

– В Киевской Руси научные знания формировались преимущественно на основе научных произведений европейских авторов;

– Существовали начальные медицинские знания:

* Агапит Печерский – монах, целитель, лечил Владимира Мономаха.

* Монах Дамиан – лечил больных молитвами, лекарствами, возложением рук.

* Монах Прохор Лободник – лечил различные болезни, кормя людей хлебом из лебеды.

* Первым известным в истории ученым-медиком была княгиня Евпраксия-Зоя ( «Добродетельна»); – Дочь Великого Киевского князя Мстислава Великого и шведской принцессы Кристины, внучка Владимира Мономаха; в 30-х годах XII в. она написала на греческом языке научный трактат «Алимма» ( «Мази»), который был энциклопедией медицинских знаний того времени.

– Центром развития науки стал Киево-Печерский монастырь.

– Развивались исторические знания ( «Повесть временных лет»);

– Распространялись географические знания; древнерусские путешественники, купцы, монахи путешествовали в Европейские и Азиатские страны, в Африку; считалось, что Земля состоит из Азии, Европы и Африки.

Книгописание:

– Реймское Евангелие – написано в 40-х гг. XI в.; дочь Ярослава Мудрого Анна привезла это Евангелие с собой во Францию; до сих пор оно хранится в г. Реймс.

Остромирово Евангелие:

* Создано в 1056-1057 гг. В Киеве;

* Остромирово Евангелие – написал дьякон Григорий для Новгородского посадника Остромира – внука воеводы Добрыни, который был женат на Феофано – дочери Владимира Великого и Анны Византийской.

«Изборники» Святослава – древнейшие сборники произведений в Киевской Руси, составленные в 1073 и 1076 гг. Для Большого Киевского князя Святослава Ярославича; они содержат статьи и произведения церковно-религиозного характера, материалы по грамматике, поэтики, риторики; притчи, загадки; утверждается пользу знаний и чтения книг.

– Мстиславовое Евангелие:

* Добавлено около 1115 г. по заказу Великого киевского князя Мстислава Великого, в то время когда он был новгородским князем;

* Это большая художественно украшенная книга, предназначенная для чтения в церкви в праздничные дни; украшенная цветными заставками, миниатюрами евангелистов, большими инициалами.

Миниатюра– цветной рисунок в рукописных книгах.

Заставка– композиция из орнамента в начале книги или раздела.

Инициал– первая буква текста.

Пергамент – материал для письма, который изготавливался из обработанной кожи молодых телят.

Устное народное творчество:

– Былины – эпические произведения. Воспевали подвиги богатырей, где ведущее место занимала тема защиты Родины; одними из древнейших является былины Киевского или Владимирова цикла (X-XI вв.).

– Песни, предания, сказки (с Х в.).

– Дружинный эпос, где воспевались победы князя Святослава Храброго.

– Обрядовые песни; колядки, веснянки.

– Большой популярностью пользовались скоморохи.

Скоморохи – странствующие актеры в Древней Руси – певцы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты.

Музыка:

– Песни, танцы, гуслярские напевы;

– Профессиональные артисты – скоморохи;

– Музыкальные инструменты – гусли, свирели, гудки, бубны;

Певец Боян– известный музыкант, певец; жил при дворе Святослава Ярославича;

– После принятия христианства распространился хоровое пение; стала известна нотная система.

Литература:

XI вв. – «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.

– В первой половине XII в. – Написаны летописные произведения митрополита Клима Смолятича (второй в Киевской движении митрополит русин (1147-1155)), епископа Кирилла Туровского.

– Около 1117 г. – создано «Поучение детям» Владимира Мономаха.

1187 г. – «Слово о полку Игореве», написанное неизвестным автором о походе против половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича.

Киево-Печерский патерик (XIII в.) – Сборник жизнеописаний монахов Киево-Печерского монастыря, поучений, сказаний, рассказов об их «чуде».

Патерик – сборник рассказов о жизни, или отдельные эпизоды из жизни святых отцов.

Агиографическая литература – рассказы о церковных деятелей, иерархов церкви, основателей и настоятелей монастырей, святых, канонизированных церковью.

Летописания:

– была основана оригинальная (собственная, незаимствованная) литература

– В 80-х гг. IX в. – Создан первый историческое произведение – «Летопись Аскольда».

1037-1039 гг. – Написание при Софийском соборе «Древнейшего Киевского свода».

70-е гг. XI в. – Игумен Печерского монастыря – Никон создал летописный «Печерский свод» (Начальный свод), который не сохранился; 1093-1095 гг. – Создан «Второй Киево-Печерский свод».

1113 г.- создание «Повесть временных лет» монахом Печерского монастыря – Нестором летописцем.

1116 г.- вторая редакция «Повести временных лет», составленная игуменом Выдубицкого монастыря в Киеве – Сильвестром; 1118 – третья редакция «Повести …».

* «Повесть временных лет» – первый на Руси исторический труд; в этой летописи изложены события от 860 гг. до 1111 г.;

* «Повесть ..» сохранилась во многих списках; самые старые из них – Лаврентьевский (1177) и Ипатьевский списки, до последнего входят «ПВЛ», «Киевский» и «Галицко-Волынская» летописи.

XII в. – Создание «Киевской летописи», который был составлен игуменом Выдубицкого монастыря – Моисеем.

* Изложены события от 1111 до 1200 г.; в нем содержится первое упоминание названия «Украина» (1187).

Архитектура:

– Развитие г. Киева: дворец княгини Ольги (Ольгин двор), город Владимира, город Ярослава.

– Первые каменные храмы в Киевской Руси имели грандиозные размеры; церкви строились в византийском стиле и имели крестово-купольную форму:

* 989-996 гг. – Строительство Десятинной церкви в г. Киеве – первая каменная церковь в Киевской Руси.

* Спасо-Преображенский собор (1036), Борисоглебский собор (XII в.) в Чернигове;

* 1037 г.Золотые Ворота; Софийский собор -главый крестово-купольный храм, в интерьере сохранились мозаика и фрески.

* 1073-1089 гг. – Построение Успенского собора Киево-Печерской лавры.

* 1108-1113 гг. – Построен Михайловский Златоверхий собор в Киеве.

1051 г.- основан Киево-Печерский монастырь; XI в. – Основан Выдубицкий монастырь.

С конца XII в. церкви становятся меньше по размеру, но ярче своим убранством; распространенным в русской архитектуре стал однокупольный храм пирамидальной конструкции.

В период раздробленности были построены большинство выдающихся архитектурных сооружений Руси:

* Кирилловская церковь (XII в.), Церковь Спаса на Берестове (1125), церковь Богородицы Пирогощи (1136) – в Киеве;

* Успенская (Юрьевская) церковь (1144) – в Каневе;

* Пятницкая церковь (конец XII – начало XIII в.), Ильинская церковь (XII в.) – В Чернигове;

* Михайловский собор – в Переяславе;

* Успенский собор (Мстислава храм), (1161) – Владимире-Волынском;

* Церковь Святого Пантелеймона (нач. XIII в.) – В Галиче.

Живопись:

– Активно развивался монументальная живопись – росписи стен соборов.

* Выдающимися шедеврами мирового уровня мозаики Софийского собораБогоматерь Оранта (Нерушимая стена), Христос Вседержитель (Спас Пантократор) и Михайловского Злотоверхого собора – мозаичная композиция «Евхаристия».

Мозаика– изображение, сделанное из отдельных, плотно приложенных друг к другу и закрепленных раствором кусков стекла, камней смальты.

Фреска – картина, написанная специальными красками по свежей, влажной штукатурке.

Оранта(«та, что молится») – изображение Божьей матери в полный рост с поднятыми вверх руками.

– Кроме мозаик и фресок храмы украшали иконами; в иконописи преобладал византийский канон.

– Первые иконы привозили на Русь из Византии; привезенной была икона Вышгородской Богоматери (сер. XII в.) она украшала храм Св. Бориса и Глеба в Вышгороде.

– Одним из первых русских иконописцев был киевский мастер Алипий Печерский; он выполнял мозаичные работы в Михайловском Злотоверхом соборе.

Алипий положил начало малярной школе Киево-Печерского монастыря.

Уникальным памятником Печерской иконописной мастерской является икона Богородицы со святыми Антонием и Феодосием Печерским (нач. XII в.).

– Самыми известными иконами являются также «Ярославская Оранта», «Дмитрий Солунский», «Борис и Глеб».

Икона – (от греч. – Образ, изображение) – живописное, мозаичное, графическое или скульптурное изображение Иисуса Христа, Девы Марии, ангелов, святых.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s1320t7.html

Ссылка на основную публикацию