Развитие культуры киевской руси на разных этапах

Развитие культуры киевской руси на разных этапах — история России

Культура периода Киевской Руси включает в себя совокупность духовно-материальных ценностей, накопленных в результате деятельности русских княжеств. Наибольшее развитие получила после Крещения. Культура Киевской Руси кратко отражена в этой статье.

Письменность

Доподлинно известно, что письменность у славян была еще в дохристианский период. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки. Кроме того, в Х веке появились письменные свидетельства. Черноризец Храбр отмечал, что у славян не было букв для письма, но они использовали черты и резы.

На повсеместное распространение письменности повлияло создание славянской азбуки. Это событие связывают с именами монахов из Византии — Кирилла и Мефодия. Изначально была создана глаголица, на которой были написаны многие церковные книги. В начале Х века в результате синтеза глаголицы и греческого письма появилась кириллица.

Принятие христианства оказало большое влияние на развитие письменности. В особенности тот факт, что допускалось богослужение на родном языке.

Обратите внимание

Грамотность была распространена и среди городского населения, о чем говорят берестяные грамоты, используемые в быту.

В связи с татаро-монгольскими набегами многие памятники ранней письменности были уничтожены. Старейшим из сохранившихся является «Остромирово Евангелие». Написал его дьякон Григорий в 1057 году.

Несмотря на повсеместное распространение письменности, центрами книжности были церкви и монастыри. Обычно они переписывали существующие книги и вели собственную летопись. С XI века создавались библиотеки при монастырях.

Литература

С принятием Крещения довольно быстрыми темпами развивалась культура Киевской Руси. Кратко этот период можно охарактеризовать как книжный. Возникновение письменности послужило началом для формирования литературы. Изначально это были переводы западных произведений, которые послужили возникновению собственных литературных традиций.

Ярким представителем этого периода был Илларион. Митрополит стал автором «Слова о законе и благодати». Это политический трактат, раскрывающий проблемы русской действительности.

Одним из главных литературных творцов был Нестор, монах Киево-Печерской лавры. Он стал автором «Чтения», «Жития Феодосия» и «Повести временных лет». Последнее произведение охватывает многочисленные события, политическое устройство, отношения с другими государствами, религиозные аспекты, а также там описана культура Киевской Руси. Кратко Нестор освещает хозяйственную жизнь и быт.

Русские князья были очень образованными и талантливыми. Выдающимся творцом был Владимир Мономах. «Поучение» стало важнейшим памятником литературы того времени.

Центральной проблемой в литературе периода Киевской Руси была княжеская власть и жизнь государства. Эти и другие вопросы поднимает в своих произведениях Даниил Заточник.

Культура средневековой Руси нашла свое отражение в самом масштабном и важном памятнике литературы — «Слове о полку Игореве».

После Батыева нашествия появилось множество письменных текстов, посвященных этому событию («Слово о гибели Русской земли»).

Архитектура

Развитие культуры Киевской Руси послужило и для обновления традиций зодчества. Вплоть до начала XI века процветало деревянное строительство. После Крещения над ним возобладало каменное. Зодчество развивалось по аналогии с Византийским.

Первым примером монументальной архитектуры была Десятинная церковь в Киеве. Ее возведение относят к 989 году.

Важно

Самое значительное сооружение этого периода — Софийский собор. В его строительстве принимали участие специалисты из Константинополя, помогали им киевские мастера.

Большинство сохранившихся строений того времени занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Живопись

Культура Киевской Руси кратковременно находилась под воздействием влияний извне. Постепенно она обретала черты самобытности и оригинальности. В живописи появились новые виды — фреска и мозаика, развивалась иконопись.

В основном этот вид искусства применялся для росписи церквей и монастырей. Культура средневековой Руси еще не включала в себя написания самодостаточных полотен-картин.

Первые украшения на стенах церквей Киева делали мастера греки. Они создавали сложные сюжеты, выдерживая интерьер храмов в одном стиле. Особенной красотой отличаются фрески Софийского собора.

В XII веке появилась светская живопись, которая изображала охоту великих князей, различные состязания и празднества, мир природы.

В Новгороде и Владимиро-Суздальском княжестве впервые в живописи были отмечены особенности местной жизни и деятельности.

Прочее искусство

На Руси было много мастеров, которые не поддавались внешнему влиянию. Это специалисты декоративно-прикладных ремесел. Их работы были абсолютно самобытны, а чужестранцы не могли отвести глаз от ювелирных украшений, посуды, искусной деревянной мебели, расшитой золотом ткани.

Источник:

Культура Киевской Руси кратко

Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в 10 веке и до 13 века включительно.

Культура и быт Киевской Руси складываются из дохристианских традиций и язычества, преобразовавшихся после крещения Руси.

Письменность

Одним из главных показателей наличия собственной культуры является письменность.

На Руси письменность в её современном понимании появилась в 10 веке, однако ещё в 9 веке монахами Кириллом и Мифодием был создал алфавит, который потом преобразовался в кириллицу (которая используется поныне). Активное развитие культуры Киевской Руси, в том числе письменности, началось после принятия христианства.

Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты – кусочки бересты с выдавленными или начертанными записками о повседневной жизни. Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия.

Совет

До появления технологии книгопечатания книги переписывались вручную монахами, которые часто добавляли к тексту свои комментарии и замечания, в результате чего переписанные книги могли сильно отличаться от оригинала.

Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды».

Зодчество

Особенностью культуры Киевской Руси была её религиозная направленность. На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство.

Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям.

Архитектурные традиции каменного строительства на Руси сформировались под воздействием Византийской архитектуры, ведь именно на основе проектов византийских архитекторов строились первые каменные церкви.

989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве.

1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси.

Живопись

На развитие живописи огромное влияние оказало Крещение Руси, которое дало толчок к развитию духовной и материальной культуры Киевской Руси. Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре.

Стандарт иконописи пришёл из Византии и первыми мастерами-иконописцами на Руси были приезжие греки, от которых русские мастера переняли мастерство. Также греки привезли с собой искусство росписи, которой украшались стены храмов. Фрески, а зависимости от их расположения, изображали библейские сюжеты или сюжеты из обыденной жизни.

К концу 12 века живопись развилась настолько, что стали выделять несколько живописных центров на Руси, у каждого из которых были свои собственные традиции и особенности.

Декоративно-прикладное искусство

Помимо живописи на Руси было сильно развито декоративно-прикладное искусство – создавались уникальные вещи из эмали, игрушки из глины с особенной росписью, ювелирные украшения и многое другое. Многие из существовавших тогда стилей росписи и ремесленничества остались и по сей день. Основными сюжетами для росписи ДПИ были былины, сказания и сюжеты из фольклора.

Фольклор

Фольклор на Руси был очень развит и имел огромное значение для культуры Киевской Руси. С древних времён из уст в уста передавались различные сказания и легенды. Особое место занимала обрядовая поэзия – заговоры, песни, заклинания. Активно развивались частушки, присказки, пестушки и многое другое.

В середине девятого века появился новый жанр – эпос, который рассказывал о похождениях великих героев, о битвах и завоеваниях. Гораздо позже народный устный эпос и былины легли в основу первых литературных произведений, в том числе знаменитого «Слова о полку Игореве».

С развитием письменности и литературы фольклор не только не исчез, но продолжал активно развиваться.

В целом, на культуру Киевской Руси огромное влияние оказали следующие события:

  • Появление письменности;
  • Зарождение государственности;
  • Становление христианства.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

Источник:

Краткая история русской культуры

Историю культуры России в кратком обзоре мы предлагаем отследить по структурной типологии Н.А.Бердяева, разработанной им в цикле трудов об ее особенностях, пути, судьбе и месте в мировой культуре.

В этих работах ученый обозначил прерывистость русского культурного пути и определил его несколько основных этапов.

Данную историческую типологию Бердяева можно рассматривать как основу, но с дополнениями, связанными с событиями последнего столетия.

История развития культуры России — этап славяно-европейской цивилизации (X – начало XIII в.)

К этому периоду, называемому Киевской Русью, уже сформировались основы организации общества. Существовала письменность, был заложен базис государственности, появились правовые институты. Все это дало импульс для дальнейшей эволюции восточно-славянской культуры.

Укрепление страны и приумножение территорий осуществлялось одновременно с принятием христианства у восточных славян и соседних племен.

«Двоеверие» — причудливый симбиоз язычества и христианства порождает самобытную картину бытия, сочетающую разные религиозные представления.

Как показывает история, культура древней России той эпохи была аналогична европейской, именно поэтому многие исследователи называют  этот этап, как славяно-европейская цивилизация. Среди основных ее черт можно выделить:

  • военно-демократические особенности зарождения государственной власти,
  • городская природа культуры,
  • продвижение христианства.

Даже в то время земли Древней Руси простирались на большие территории. Археологические изыскания дают ценный материал, позволяющий лучше узнать культуру крупных городов Древней Руси Киева и Новгорода и выявить существенные различия между ними. Своеобразие настолько очевидно, что здесь можно обособить даже две субкультуры — южную и северную:

  • Южная (ее центр Киев) была нацелена на союз с Константинополем, но зависела от взаимосвязей со степными племенами.
  • Северная (центр в Новгороде) тянулась к Северной Европе и имела сношения со скандинавскими странами и Ганзой.

С  XII до XIV века проводилось наступательное освоение земель центральной и северо-восточных районов Русской равнины с экстенсивным земледелием. Такой характер развития был присущ экономике и развитию страны. Это стало самобытной чертой России и основой для специфичных составляющих русской ментальности:

  • не решение проблем, а уход от них в новые края,
  • земля ничья, божья,
  • чувство временности,
  • отсутствие необходимости глубокого укоренения на одном месте.

Такой способ ведения крестьянского хозяйства по территории и по количеству участников составлял большую часть древнерусской культуры, которая с трудом поддается исследованию, так как она не имеет письменных источников.

Художественная культура, история России на базе письменных источников

История России того времени изучается по основным артефактам, относящимся к городской культуре: летописям, письменам, архитектурным памятникам, декоративно-прикладным поделкам, живописи из кладов и погребений. Основываясь на анализе художественных письменных источников, выделяют два стилистических направления:

  • монументальный историзм
  • эпический лиризм.

Монументальный историзм

Такой стиль получил распространение в конце X в. и господствовал до начала XII в. Это был период приобщения и равноценного вхождения Руси в христианство, осмысления своей роли в новой культуре. Подтверждение тому — сохранившиеся архитектурные, живописные и литературные свидетельства этого периода. Им характерны возвышенно-величавым настрой, они преисполнены важностью.

Стиль монументального историзма точно отражал дух времени княжения династии Рюриковичей. Для героической эпохи страны это был первичный стиль, тождественный романскому стилю для Запада. Он был равноценен государственному и соответствовал запросам княжеского окружения, желанию молодой страны создать  собственный имидж, свои принципы, сопоставить себя с культурой и историей мира.

Читайте также:  Ссср после войны

Эмпирический лиризм

Этот стиль носит еще название вторичного, он сформировался к середине XII века. Этому времени характерно усиление феодальной раздробленности. Искусство становилось более приближенным к человеку, в нем стали выделяться черты отдельных людей, а не только широта государства, как это было в предыдущий период.

  • В архитектуре появились камерные формы, она стала более одушевленной, более праздничной, нежели мужественной.
  • Литературным памятником того периода стало «Слово о полку Игореве». Это былинное  и проникнутое эмоциями произведение, в котором отразилась история Руси, наряду с мыслями, эмоциями, печалями и отрадами реального человека.
  • Везде возводятся храмы, строятся монастыри, закладываются школы иконописи и ремесла, происходящие события заносятся в летописи.

Источник: https://valdvor.ru/otechestvennaya-istoriya/razvitie-kultury-kievskoj-rusi-na-raznyh-etapah-istoriya-rossii.html

Культура киевской Руси

Развитие культуры киевской Руси происходит после объединения больших центров — Новгород и Киев. Столицей Руси становиться Киев. Первые князья расширили территорию за счет присоединения славянских племен, приобрели внешнюю независимость и обрели внешнеэкономические связи с Византией.

Государство киевской Руси стремилось развивать хозяйство, экономику, объединяло земли. Развитие культуры киевской Руси IX-XII вв. активно начинается с принятием христианства, но и до этого было развито язычество, поклонялись богам, верили в приметы. Считалось, что у всего живого есть душа, которую надо задобрить. Так же была развита мифология и устное народное творчество.

Сказания передавались из уст в уста.

Славянская письменность существовала в дохристианской Руси. Создание письменности и азбуки связывают с созданием алфавита монахами Кириллом и Мефодием. Сначала была глаголица, но её заменил более удобный алфавит – кириллица.

Культура и быт киевской Руси складывается в основном из дохристианских традиций и язычества, изменившихся после крещения Руси.

Крещение Руси и принятие христианства можно отметить как начало расцвета культуры киевской Руси. Большой вклад в развитие письменности и культуры внесло крещение Руси.

Христианство разрешало богослужение на родных языках, это способствовало развитию письменности.

Большую роль в развитии письменности играли так же переписи книг. Центрами переписи книг древнерусской культуры киевской Руси были церкви и монастыри. Переписчики книг – монахи, имелись и при князьях. Они переписывали книги и переводили их, вели летописи.

Обратите внимание

Одним из таких центров был Киево-Печерский монастырь. Как известно из летописи xii вв., при монастырях хранились книги, которых насчитывалось до нескольких сотен.

Развитие культуры связывают с организацией школ в киевской Руси. Этим занимался князь Владимир Святославович. Обучали грамоте не только князей, но и горожан.

Долгое время на Руси были только деревянные построения. Деревянные церкви строились везде, но это требовало особенных условий, опыта и мастерства. Такова особенность культуры того времени, времени древней киевской Руси. Они достигали величественных размеров, навыки способствовали быстрому росту каменного строительства Руси и уникальности архитектуры.

основные принципы были взяты со строительства Византии. Происходил обмен опытом, византийские мастера научили киевских мастеров культуре строительного мастерства, которое использовалось при строительстве домов в Византии.

Первые каменные строительства — это церкви киевской Руси. Принятие христианства принесло не только развитие письменности и каменного строительства, но так же и развитие живописи.

Художественная культура киевской Руси 9-12 вв.

Если раньше изображали на картинах жизнь народа, их труд, то с развитием духовной культуры, которое начинается в то время, картины стали приобретать более светский характер, при этом с акцентом на духовность. Это особенность картин культуры киевской Руси.

Развивается такая живопись, как мозаика и фреска, развитие иконописи.

Это все использовалась для росписи церквей, создавало особенное величие, торжественность и несокрушимость православной церкви и княжеской власти.

Так же использовали живопись для росписи стен киевской Софии. Изображали моменты жизни князей, ярмарку, музыкантов, портреты княжеской семьи. Это была особенность росписи церквей киевской Руси.

Важно

Со времен владимиро-суздальской Руси сохранились фрески Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Имеется несколько икон. Можно сказать, что они берут свое начало с владимиро-суздальской школы живописи. Живописью занимались мастера из Греции и Руси.

Работа «Боголюбская Богоматерь» очень похожа по стилю на «Владимирскую Богоматерь», которая привезена с Византии.

С развитием светской культуры происходит и развитие культуры в народе. Об этом свидетельствует народный фольклор древней Руси. Имелось разнообразие песен, которые были на похоронах и на свадьбах, заговоры и заклинания, как языческое прошлое.

С этим боролась христианская церковь, но в народном фольклоре все равно ярко прослеживались языческие корни.

Широкое развитие получила языческая мифология, представления о боге и мире, как происходили самые необъяснимые явления природы. Но в XIX-XX века это потеряло свой религиозный смысл, и осталось только как народные игры и праздники.

Центрами культурного развития были города. Развитие культуры связывают и с развитием прикладного, декоративного искусства. Мастера владели техниками сканью, эмалью, зернью, чернью. Развивалось металлургическое производство, ювелирное дело.

Развитие литературы начинается с русской летописи — повесть временных лет.

Это история государства русского, описание которого начинается еще с библейских времен. Составлена она была в Киеве и дополнялась каждый год, описывая события, которые происходили. Повесть отличается этим от других книг. Поэтому содержит сказания, фольклор и государственные документы.

Если кратко обрисовать из чего формировалась культура киевской Руси, то можно выделить следующее:

  • развитие письменности;
  • принятие христианства;
  • открытие школ;
  • перепись книг;
  • развитие зодчества;
  • народный фольклор;
  • развитие прикладного искусства.

Отличием культуры киевской Руси от современного искусства становиться то, что наследие тех времен дожило до наших дней, и цениться это как предметы истории. По ним можно изучать, чем занимался в те времена народ и как развивалась Русь. Станет ли предметом истории культура наших дней — известно будет только через века.

История достижений культуры Руси IX-начало XII вв

Поделитесь с друзьями

Источник: http://slavculture.ru/slav-kult/1477-kultura-rusi.html

Древнерусское художественное творчество

Культура Киевской Руси

Общие условия развития культуры. В IХ в. происходит объединение двух славянских центров (Киев и Новгород)  в единое государство –  Киев­скую Русь со столицей в Киеве.

Первые киевские князья (Олег, Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав)  стремились расширить территорию государства за счет  присоединения не вошедших в состав Киевской Руси славянских племен  (Олег покоряет  древлян, северян, радимичей; Игорь – уличей, тиверцев, еще раз древлян, которые отпали после смерти Олега; Святослав – вятичей);
освободиться
от внешней зависимости (борьба с печенегами, хазарами, экспансией Византии, начало борьбы с половцами);  установить
внешнеэкономические
связи (походы на Византию).

Киевская Русь представляла собой
раннефеодальную монархию
во главе с Великим князем, который раздавал своим родственникам и приближенным в управление крупнейшие центры (волости). Князья же, будучи временными управителями не были заинтересованы в укреплении и усилении возглавляемых ими территорий.

Бояре и князья владели вотчинами (отчина, т.е. отцовское  владение; земля, передававшаяся по наследству). Однако верховным
собственником земли
оставалось государство, феодальное землевладение развивалось медленно в отличие от «классических» западных образцов.

Совет

Главная причина заключалась в том, что основной доход феодалов составляла дань, которой облагались дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг). Иногда князья превышали размер дани, за что князь Игорь, например,  поплатился жизнью и последовала жестокая  месть его жены – княгини Ольги.

Наверное, не случайно, именно Ольга отменила «полюдье» (поход за сбором дани) и установила «уроки» – определенный размер дани.

Собранной данью Великий князь расплачивался с боярами, дружинниками, церковью. Складывается централизованная форма распределения материальных благ.

При условии слабо развитой частной собственности, смещении акцента не в сторону производства, а в сторону распределения, не могли должным образом развиваться и товарно-денежные отношения.

Разумеется самым выгодным (и в политическом и экономическом смысле) становится Киевский стол, что стало причиной нескончаемых  междоусобиц.

Основную массу населения, конечно, составляли
крестьяне
(смерды).

При чем,  на Руси   долго сохранялось значительное число общинников, которые зависели только от Великого князя,  платили ему установленную дань и, следовательно, были больше  заинтересованы в результатах своего труда, чем вотчинные крестьяне (закупы, рядовичи), оказавшиеся в более тяжелом положении. В вотчинах были и рабы (холопы и челядь), лишенные каких-либо прав. Все население было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Ярко наметившаяся тенденция к усилению феодального гнета приводит к массовым
народным выступлениям
, которые прокатились по Киевской Руси во второй половине ХI в.

Основными центрами экономического и культурного развития по-прежнему остаются города. С созданием единого государства, усилением внешнеэкономических связей быстрыми темпами развивается ремесленное производство.

Киевская Русь славилась  своими  мастерами    в  прикладном, декоративном   искусстве, которые в  совершенстве  владели  различными  техниками: сканью,  эмалью,  зернью,  чернью о чем свидетельствуют ювелирные украшения.

Обратите внимание

Не  случайно  велико  было  восхищение чужеземцев художественным творчеством наших умельцев.  Л.

Любимов в своей  книге «Искусство Древней Руси» приводит описание звездчатых серебряных  колтов из тверского клада XI–XII веков:  «К  кольцу  с полукруглым  щитком  припаяны шесть серебряных конусов с шариками.

На каждый конус напаяно 5000 крохотных колечек диаметром  0,06  см из    проволоки   в   0,02   см   толщиной!   Только   специальная микрофотосъемка позволила установить эти размеры. Но это не все. Колечки служат лишь постаментом для зерни, так что на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см!».

Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие краски,  умело подбирали цвета.

В  рисунках  прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы,  которые особенно  часто использовались в прикладном искусстве.

  Их можно увидеть на резной деревянной мебели,  домашней утвари,  расшитых золотом  тканях,  в резных   костяных   изделиях,  известных  в  Западной  Европе  под названием «резьба тавров», «резьба русов».

Наибольшего расцвета Киевская Русь достигает в конце Х – первой половине IХ в. при князьях Владимире и Ярославе Мудром. Владимир проводит две
религиозные реформы
. Сначала Великий князь попытался объединить страну на основе старых языческих верований.

   По его приказу в Киеве на горе поставили деревянную статую Перуна с серебряной го­ловой и золотыми усами, изображения Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. У статуй богов состоялась церемония жертвоприношений, в том числе, как указывает летописец, и че­ловеческих. Однако попытка Владимира превратить язычество в государст­венную религию не удалась.

Важно

Многие предпочитали оставать­ся верными старым богам. К тому же, развитые державы, по-прежнему, воспринимали языческую Русь как варварскую страну.

Одним из определяющих фак­торов нашего дальнейшего исторического развития стало принятие христианст­ва в
православном  варианте (вторая религиозная реформа). В 988 г.

Владимир крестился сам и приступил к крещению Руси, что укрепляло государственную власть и территориальное единство государства, поставило его вровень с другими христианскими странами, связи с которыми значительно расшири­лись, сыграло большую роль в развитии русской культуры.

Православие внесло серьезные корректировки в
общественное
сознание.

Окружающий мир,     устройство     человеческого     общества объявлялись как  раз  и  навсегда 
богоустановленный
  порядок (в том числе и земное материальное и социальное неравенство, и, вообще, думать нужно было не о земном, а о небесном).

Уже при Ярославе Мудром населению начали внушать, что власть Великого князяот бога (поэтому помещено изображение княжеской семьи в Софийском соборе).

Читайте также:  Политик с мечом и денежным мешком — гай из рода юлиев семьи цезарей

Простому человеку в этой иерархии ценностей отводилась самая нижняя ступень. Он – «тварь»,  творение божье.

Христианство отменяет дикие языческие традиции – жертвоприношения, сожжение, месть за убийство сородича и т.п. Предлагаются новые
морально-нравственные нормы
, среди которых главная – любовь к ближнему.

Совет

На первое место христианская церковь поставила любовь к богу, любовь человека ради человека полностью исключалась. В основу новой веры был положен страх, страх перед богом, который все видит, за все спросит.

Христианские  идеи  глубоко  проникают в народное сознание.

В тоже время, Киевская Русь воспринимала новшества избирательно. Был отвергнут византийский аскетизм, требование абсолютной подчиненности богу и правителю, славяне сумели сохранить свою относительную свободу. Закономерно, что православие этого периода называли «оптимистичным», Владимира Крестителя – «ласковым князем», «красным солнышком». Это было время двоеверия, когда древние языческие традиции довольно мирно уживались с новой верой.

Основные тенденции в литературе и искусстве. Закономерно, что    развитие всей средневековой (до начала ХVI в.) культуры шло под знаком христианской веры. Православие, пришедшее из Византии, принесло с собой высочайшие достижения греческих мастеров.

Однако, новое органично соединялось  со  старыми  русскими традициями,  лучшие из которых бережно  сохранялись.  «Влияния  на  Руси  имели  особенность, – отмечает П.А. Раппопорт, – они были избирательными.

Принимали лишь то,  что  соответствовало  социальному  уровню   и   эстетическим представлениям страны».

Древнерусское государство впервые начинает чеканить  монету.

На  лицевой  стороне  и  златника  и  серебреника изображен Великий князь  Владимир с венцом,  украшенным шестью крупными  жемчужинами;  над венцом  –  три  жемчужины,  образующие крест,  правая рука держит длинный крест,  а слева  Владимир приказал поместить родовой знак Рюриковичей   –   языческий   трезубец.   Сразу   после  принятия христианства на обратной стороне монет появляется поясное  изображение Христа, в левой руке – евангелие. Вскоре вместо священного облика стали чеканить трезубец, но в него ввели новый элемент – крест.

Христианство  послужило  мощным  катализатором развития русской культуры, однако, она во  всем   сохраняет   свою  
самобытность
. Высокого уровня культура Руси достигла уже в XI веке и  до  начала татаро-монгольского   нашествия   была   не  ниже,  чем  в  других христианских западноевропейских странах.

Славянская письменность и образование. Как уже говорилось, начатки письменности  у  древних  славян  появились  еще во времена язычества. Однако только в IX   в. был создан первый алфавит.

Это исключительной важности событие связано с именами двух византийских миссионеров Кирилла и Мефодия,  родом из македонского города Солуни (солунские братья).  Кирилл (в миру Константин) изучал богословие,  преподавал философию (отсюда:   Константин-философ),  владел  несколькими  языками.

  Он  и составил  славянскую  азбуку,  состоящую  из 38 букв (глаголица).  Часть их заимствована из греческого алфавита,  другие были специально придуманы для передачи звуков славянских диалектов.

Обратите внимание

Позже на  основе   греческого   уставного   письма   возникла кириллица,  которая  отличалась  формой букв.  Именно этот алфавит отражал особенности родного языка и был хорошо понимаем всеми.

При князе Владимире на Руси появились первые школы.  «Послал он, – отмечает летописец, – собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».

  Ярослав Мудрый продолжает дело отца, прекрасно понимая, что для создания крепкого государства, для ограничения влияния Византии нужны свои священнослужители, писатели и философы, свои книги.

Своеобразными научными  центрами  становятся  монастыри,  где работают  школы,  трудятся   летописцы,   переводчики,   создаются религиозные, философские, литературные произведения.

Не случайно, именно Ярослав смог назначить первого русского митрополита – Иллариона, до этого глава русской церкви присылался на Русь  из Византии.

Письменность распространялась очень быстро.

Горожане, видимо, в  большинстве  своем  были  грамотными,  о  чем   свидетельствует множество  берестяных  грамот,  найденных в Новгороде.  В Киеве на стенах Софийского собора обнаружены надписи («граффити») и  рисунки,  сделанные посетителями. Археологи находят надписи на межевых  камнях,  посуде,  оружии,  на  одежде, монетах,   церковной  утвари,  орудиях  труда.  «Лолин  прясел» – написала свое имя девушка на шиферном поясе,  чтобы не  перепутать его с другими во время девичьих посиделок.

Литература, книжное дело. Книжное искусство пришло на Русь вместе  с  кириллицей.  Была заимствована  система  знаков препинания,  появилось умение делать материал для письма  из  кожи  животных  –  пергамент,  составлять чернила,  краски,  украшать  рукописи  орнаментом и иллюстрациями, выполнять прочные переплеты.  Долгое  время  на  Руси  сохранялась традиция рукописной книги.

Славянская литература начинается с переводов книг  Священного Писания.  Первые работы были сделаны Кириллом  и Мефодием.

Вначале переводили,  в основном, с древнегреческого языка,  в  редких случаях – с латинских, древнееврейских и сирийских источников.

      Древнейшей рукописью    является    «Остромирово   евангелие» (середина  XI  века),  переписанное  для  новгородского  посадника Остромира. Книга украшена миниатюрами, изображающими евангелистов, заставки заполнены растительным орнаментом.

Важно

Одним из наиболее ранних памятников собственной литературы стало   «Слово о законе и благодати»
Иллариона
. «Слово» было произнесено в 1049 году по случаю окончания строи­тельства оборонительных сооружений в Киеве. Здесь нашли яркое отражение политические проблемы Киевской Руси.

Илларион стремится показать необоснованность пре­тензии Византии на руководство русской церковью. Он решительно настаивает на том, что князь Владимир крестил Русь не по совету из Византии, а по своей инициативе.

Заслуга Владимира подобна заслуге импера­тора Константина, объявившего христианство государ­ственной религией в Римской империи. Она даже выше, поскольку Владимир не слушал христианских пропо­ведников и не видел чудес, совершаемых «именем Хри­стовым».

Илларион подводит слушателей к выводу о не­обходимости признать Владимира святым. Такой акт, против которого возражали в Византии, должен был су­щественно поднять авторитет и независимость русской церкви.

В  начале  XII  века киевский монах Нестор закончил «Повесть  временных  лет»,  которая  имела   пространное название  «Се  повести времяньих лет,  откуда пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити,  и  откуда  Русская  земля  стала есть».  В  нее  вошли  устные  предания  и  письменные  Киевские и Новгородские летописные своды, относящиеся ко времени  утверждения христианства на Руси.

Нестор, несомненно,  являлся образованным человеком,  он знал большое   количество   византийских,   болгарских     и    русских произведений.  Его язык был богат и лаконичен.

Очень образно автор описывает  историю  Руси,  происхождение  письменности,   религии, показывает   круг   знаний   русичей,  их  представление  о  мире, искусстве, международных связях, умело пользуется русским народным эпосом, вставляя в текст народные пословицы.

В Киево-Печерской    лавре    хранится     реконструированный скульптурный портрет Нестора,  выполненный учениками Герасимова.

Совет

В последние годы жизни летописец  был  худощав,  среднего  роста,  с высоким  лбом,  длинными  спадающими  на  плечи  волосами.

  Велика благодарность потомков  этому  выдающемуся  деятелю  древнерусской культуры, который не только оставил один из важнейших исторических источников,  но и дал пример глубокого патриотического отношения к своему отечеству.

С именем Ярослава Мудрого связывают появление первого юридического документа на Руси «Русской Правды». Он написал пер­вые 17 статей, их обычно называют «Древнейшей Правдой» или «Правдой Ярослава».

В конце  XI  века «Русская правда» была дополнена  тремя  братьями Ярославичами.

Таким образом,  изначально  на  Руси  складывается литература самых разнообразных жанров.  Это были исторические  повествования, биографии  святых  и  князей,  церковно-политические  трактаты.

  В XI–XIII  веках  в  обращении  находилось  около  140  тысяч   книг нескольких  сот  наименований,  при  этом численность населения не превышала 7 млн.   человек.

  Среди популярных сочинений были книги, уходящие  своими истоками в дохристианскую эпоху:  записи народных примет,  рецепты врачевания,  былины,  сказания,  где  упоминались языческие боги.

Устное народное творчество. В собственно  славянских  книгах ярко прослеживаются традиции устного народного творчества.  Русская земля  всегда  была  богата сказками,  пословицами,  песнями,  в  которых сосредоточена веками накопленная мудрость и где можно найти  ответы  на  все  житейские вопросы.   Нельзя  не  согласиться  с А.

Толстым,  который  писал: «Напрасно думать,  что эта литература была лишь  плодом  народного досуга.  Она  была  достоинством  и  умом народа.

  Она становила и укрепляла его нравственный облик,  была его исторической  памятью, праздничными  одеждами  его  души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

В X веке устное народное творчество продолжает развиваться  и совершенствоваться.  Появляются былины, которые по праву считаются вершиной устных поэтических произведений.  В характерах их  героев воплощались самые лучшие качества народа.

Обратите внимание

С детства нам знакомые и любимые Илья Муромец,  Добрыня Никитич и Алеша Попович  героически сражались  против воинственных чужеземцев,  защищая русскую землю. Народные поэты фиксировали самые яркие  события  русской  истории.

Былины  пели  или  рассказывали  нараспев,  чаще  всего под гусли, воспевая дух патриотизма, единство Руси и ее величие.

Таким образом, многочисленные восточнославянские племена  образовали единое древнерусское государство. Огромное влияние на жизнь страны оказали реформы князя Владимира. Была создана своеобразная высокая культура, которая органично сочетала христианские идеи и древние славянские традиции.

Искусство Киевской Руси

Собор св. Софии в Киеве
Софийский собор в Новгороде

Богоматерь Оранта

Источник: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/e-learning/History_of_Art/Epochs/Ep110.html

1. Роль городов киевской Руси как центров формирования и развития русской культуры

культура киевский русь

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие.

Древнерусское государство не было однородным в отношении социально-экономического строя и культуры. В одних районах — в Поднепровье, в Новгородской земле процесс феодализации шел интенсивнее, в других — пережитки патриархально-родовых отношений сохранялись дольше.

Это накладывало определенный отпечаток на развитие самобытной культуры Древней Руси.

Однако существовали общие тенденции в развитии ее культуры.

Они заключались в тесной связи с культурными традициями земледельческих скифских, а затем раннеславянских племен, во взаимодействии древнерусской культуры с культурой соседних народов, в складывании в рамках древнерусского государства единой древнерусской народности.

Высокий уровень культуры, достигнутый в древнерусском государстве, обусловлен длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов.

Вопрос об изначальной роли Киева спорен. Согласно некоторым исследованиям, вероятно, первым центром русской государственности явился Новгород, уже имевший за плечами несколько веков истории к тому моменту, когда появилась Киевская Русь, долгое время считавшаяся колыбелью славяно-русской культуры.

Даже первое упоминание о Новгороде официально относится к 859 году, что на три года раньше того времени, которое легендарное предание отводит к Киеву. И начало знаменитой Новгородской летописи, особенно ее старшего извода, некоторые ученые относят к более ранним временам, нежели Повесть временных лет.

Важно

Превознесение же Киева в качестве первого центрального города восточных славян связано с летописцем Нестором, поставившим киевскую культуру выше прочих, верой и правдой служа своему князю.

К сожалению, нет достаточных сведений, позволивших восстановить культуру Древнего Новгорода с такой же точностью, как культуру Киевской Руси, поэтому мы пойдем по традиционному пути и обратимся к городу на Днепре.

Как свидетельствует Повесть временных лет, датой основания Киева и началом отсчета времени Киевской Руси следует считать 862 год, хотя в действительности крупное поселение на месте Киева существовало уже в V веке.

Читайте также:  Краткий курс истории вкп (б)

Но, тем не менее, в качестве государственного образования Киевская Русь действительно ведет свою историю с IX века, и более ста лет Киев просуществовал как языческая держава.

Возникшие города (к концу IX века их было не менее 25), дворы князей разных рангов, а тем более самого киевского великого князя уже достигли уровня культуры, совместимого с западноевропейским. Русская военная знать проложила магистральные пути и на юг в Византию, и на запад в германские земли.

Киевская Русь располагалась на так называемом пути «из варяг в греки». Знали дороги и в сказочные страны Востока. О русских знали далеко за пределами киевских земель. Художественные изделия из драгоценных металлов, выполненные древнерусскими мастерами, славились по всей Европе.

Язычество превратилось в государственную религию, что отразилось в создании жреческого сословия: волхвов, чародеев, кощунников, — которые разработали точный календарь и умели неплохо предсказывать погоду.

Именно жрецы принимали важное участие в разработке мифологии. Многие дошедшие до нас волшебные сказки, созданы ими.

Совет

А сказки о Кощее Бессмертном и Анастасии Прекрасной восходят к еще более ранним индоевропейским мифам и близки к древнегреческому мифу об Аиде и Персефоне. Именно в ту эпоху складывается былинный эпос.

Несмотря на свои древнейшие корни, другой центр Древней Руси — Новгород — по своей значимости в ту эпоху не идет ни в какое сравнение с Киевом. Можно сказать, что Новгород как бы передал культурную эстафету своему младшему брату — Киеву. Однако именно с Новгородом связано предание о приглашении на княжение варягов, Рюрика и его братьев.

Отсюда идет варяжская теория происхождения российской государственности, долгое время бывшая популярной, особенно льстившая немцам.

Но дело в том, что подобный элемент политического механизма довольно широко использовался в средневековой Европе — приглашение для управления чужака, человека нейтрального, не связанного финансовыми и родственными отношениями с местной знатью. Этот человек становился своеобразным главой администрации и не более того.

В Древней домонгольской Руси был довольно распространен этот прием. Поэтому ничего экзотического, а тем более основополагающего в приглашении варягов на княжение нет. К тому же существуют определенные факты, свидетельствующие о том, что Рюрик и его братья имели славянские корни, хотя и проживали вдали от родины.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/13798

Раздел 4 Культура Киевской Руси

В IX веке в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен, обогащенного влияниями соседних народов, образовалась одна из крупнейших государств средневековой. Европы -.

Русь ее историческим м ядром было. Среднее. Поднепровье, где традиции политической жизни достигали еще скифо-античных времен. Центром новой восточнославянского государства стал.

Киев, поэтому в исторической литературе появилось название. Киевская. Руссь.

Занимая территорию от. Балтики и. Ледовитого океана до. Черного моря и от. Волги до. Карпат,. Русь представляла собой исторически важную территорию для налаживания контактов между. Арабским. Востоком и. Западной. Евр рассолом,. Византией и. Скандинавией. Это обусловило быстрое ее вхождения в общеевропейскую историко-культурную общностьь.

Обратите внимание

О великий и могучий восточнославянское государство знали в разных частях. Старого. Света. Сведения арабских авторов, свидетельство скандинавских саг, французские эпические произведения, рисующие. Русь как большую края ину, занимавшая важное место в системе европейских политических, экономических и культурных связейв.

Одновременно с международным признанием, на. Руси росло и укреплялось осознание собственной принадлежности к мировой истории. Киевской. Руси принадлежит особое место в. Восточной. Европе, аналогичное тому, которое занимала империя. Карла. Великого в истории. Западной. Европы.

Процесс формирования государства, этническое развитие восточнославянских племен, способствовал созданию единой русской народности, в основе которой лежали совместной на территория, единый язык, родственный культура, относительно тесные экономические связи протяжении всего периода существования. Киевской.

Руси древнерусская этнокультурная общность, стала этнической основой украи нцив, россиян и белорусов, развивалась путем консолидацииції.

Киевская. Русь имела большое историческое значение и для многих неславянских народов II достижения в области общественно-политического, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, латышей, е эстов, керелы, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей. Часть этих народов этнически и политически интегрировалась в состав. Руссі.

Сначала. Русь имела преимущественно династический характер, который определял ее историческое развитие. Она была единственным государством, обеспечивалась единством княжеского рода, который совместно и в согласии владел страной. Позже в XII-XIII вв принцип старшинства был нарушен, что и привело к бесконечным уособиць в борьбе за властейаду.

Существование. Киевской. Руси охватывает период с IX по 40-е годы XIII в. Этническую основу государства составляли восточные славяне, были объединены в крупные межплеменные союзы.

В древнерусской летописи»Повесть временных бедствий лет»указывается, что таких союзов насчитывалось четырнадцать. Южную группу славян составляли поляне, древляне, северяне, волыняне, дулебы, уличи, бужане, тиверцы, белые хорваты; вятичи. Кроме восточных славян, в пределах. Киевской.

Важно

Руси проживали карелы, весь, меря, мурома, мордва, печенеги, черные клобуки и балтские племенлтські племена.

На первом этапе развития, политической формой государства была раннефеодальное монархия с элементами федерализма. В 30-е годы XII в.

Русь вступила в период феодальной раздробленности, который характеризовался по одальшим развитием производительных сил и производственных отношений, выделением отдельных княжеств. Киевская.

Русь просуществовала до 40-х годов XIII в и пала под ударами монголо-татарских завоевателейиків.

42 Особенности развития культуры Киевской Руси

Культура. Киевской. Руси IX-XIII вв отмечалась поступательным развитием, имела давние вековые традиции. Искусство русичей представляло собой не только органическую потребность быта, стремление украсить разнообразный мир вещей, которые окружали человека, но и отражало ее мировосприятия и идеологииію.

Феномен необычного взлета культуры. Киевской. Руси часто объясняется тесными контактами ее с. Византией,. Хозарией, странами. Центральной и. Западной. Европы их влияние на культурный прогресс. Руси был очень вел ликим, но не решающим.

Чтобы зерна передовых культур, прежде византийской, проросли в новой среде, они должны были попасть в хорошо подготовленную почву.

Именно таким был культурный грунт восточных с ловьян, вобравший многовековые традиции местного развития, обогащенного влияниями соседудів.

Традиции, которые достигают глубины веков, прослеживаются и в технике изготовления керамики и вещей быта, и в характере обработки древесины, и в строительстве сооружений, и в застройке городов и поселений

Антропоморфные и зооморфные фибулы. Среднего. Поднепровья VI-VII вв, танцующие человечки в вышитых рубашках на серебряных бляшках мартеновской сокровища VII-VIII вв, резьба идола. Свитовида VIII-IX вв со сбруей уча, изображения фантастических зверей и птиц на оковке рогов тура X в с. Черной. Могилы в.

Чернигове, был свой сакральный смысл в системе языческих верований. Сцены. Збручского идола отражают представлений ления восточных славян не только о земной мир, но и о небесном и подземный. Как показали археологические исследования,.

Совет

Збручский идол стоял в центре святилища на каменном круглом пьедестале, имел близь ко восьми метров в диаметре. Подобные»храмы идольские»обнаружены в. Киеве на. Старокиевской горе, в. Бакоте на. Днестре, на. Житомирщине. Кроме четырехликого. Збручского идола известны и однолики — каменные и д. вянут.

Как правило, все они человекообразные, во многих относительно хорошо моделированы голова, лицо, руки и ногличчя, руки та ноги.

На керамических вазах IV в черняховской культуры из сел. Лепесовка и. Ромашки изображена календарная символика. Плоские широкие венчики лепесивських ваз разделены на 12 секторов-месяцев, каждый из которых имеет свою ю орнаментальную символику земледельческого содержания. Сосуды эти использовали в различных обрядовых действиеіях.

Исследование изделий славянского и древнерусского художественного ремесла обнаруживают у них много таких традиций, которые берут свое начало еще в скифский период.

Знаменитый скифский звериный стиль прикладной ого искусства территории Украины VI-III вв до не, развившийся под влиянием культур. Греции и. Переднего.

Востока, заметно проступает в киевских фибулах, змеевиках, браслетах-наручах, галицких керами их плитках, черниговской резьбе по каменменю.

Искусство играло большую роль в идеологии восточных славян: почти все его произведения — от орнамента на рубашке до изображение языческого бога — имели определенный смысл в системе верований, которые сложились как г результат практического опыта жизни и фантастических представлений о природных явлениях, которых люди тех времен не могли объяснить.

Каждый орнамент, узор или изображение»оберегали»человека от разного бедствия,»помо. Магали»в жизни и работе. Распространен у славян орнамент — розетка — символизировал солнце, волнистая линия — воду. Изображение фантастических животных и существ отражали языческие верования.

Обратите внимание

Так, в изображении жен ки с руками-ветвями видели»Великую богиню»земли тощuot;Велику богиню» землі тощо.

Близкий к древнеиранского и мифологический мир восточных славян. Отдельные восточнославянские и древнерусские языческие боги обнаруживают сходство к иранским не только функционально или изобразительно, а так каждого и в именах.

Так,. Симаргл из пантеона. Владимира. Святославича напоминает иранского. Сенмурв. Сходство эта могла появиться в скифскую эпоху, которая характеризовалась тесными контактами местного праславян ского и пришлого иранского населенияння.

Важным элементом культуры народа является государственность. Именно она выступает основным двигателем этнической и культурной интеграции населения. Первым государством восточных славян была. Киевская. Русь, которая сформировалась в ки. Инке VIII — в IX в на базе ряда союзов племен.

На ранней стадии, как и в процессе дальнейшего развития, она подвергалась воздействию со стороны своих соседей, в частности. Хазарского каганата и. Византии. От них. Русь причинить желали отдельные элементы государственной структуры и титулатуры.

Вместе с тем следует помнить, что государственно процесс восточных славян имел и собственные традиции. В пределах территории Украины достигают VI — V вв до н е. Это греческие города-государства в. Северном. Причерноморье и скифское государство с центром в. Нижнем. Днепре.

Хотя скифская и античная государственность составляли по коренного населения Украины явления генетически зов нишни, в своем развитии они органично входили в его жизненно його життя.

Изучение славянских культур периода первой половины I тыс. не (зарубинецкой и черняховской), развитие которых происходило в тесном взаимодействии с римской цивилизацией, показывает, что ряд их элементов от дродились и получили дальнейшее развитие в период. Киевской. Руси. К ним относятся высокая культура плужного земледелия, керамическое и эмалевое производство, традиции домостроенийцтва.

Древние традиции прослеживаются также в народном творчестве, литературе, музыке.

Важно

Языческие песни и танцы, фольклор, свадебные и погребальные обряды, эпические легенды и предания производили огромное влияние на ро азвитие древнерусской духовной культуры, составляли ее неотъемлемую составную часть. Эхо языческих верований хорошо чувствуется в»Слове о полку. Игореве»и других литературных произведенийурних творах.

Археологические и письменные источники свидетельствуют, что древнее население Украины не было этнически и культурно однородным протяжении тысячелетий. Миграции были обычным явлением. Но они никогда не

1. Толочко. Петр. Киевская. Русь -. К:»Абрис», 1996 — с 12

приводили к полной смены населения. Значительная его часть продолжала жить на своих исконных местах, особенно это касается земледельцев. Лесостепи не прерывалась историческая память региона, культурное ный генофонд его органически передавался в наследство новым поколенияям.

Очевидно, в древнерусской культуре нет отрасли, развитие которой бы не опирался на многовековые, иногда тысячелетние, народные традиции

Источник: http://uchebnikirus.com/kulturologia/istoriya_ukrayinskoyi_kulturi_-_pavlova_oyu/kultura_kiyivskoyi_rusi-1.htm

Ссылка на основную публикацию