Принятие христианства на руси и её значение

Принятие христианства на Руси: кратко

Принятие христианства на Руси: кратко

Принятие христианства на Руси: кратко

Россия и православие… Испокон веков понятия эти едины и неразделимы. Православие не просто религия, это образ жизни, духовность и менталитет нации.

Поэтому принятие христианства на Руси кратко – это событие, определившее ее целостность, исторический путь и место в сокровищнице общечеловеческой культуры и цивилизации.

Трудно переоценить его значение не только для истории государства, но и мировой истории вообще.

Предпосылки принятия Христианства

Принятию христианства на Руси в Х веке предшествовал целый ряд объективных причин.

В первую очередь этого требовали интересы государства, раздираемого междоусобными распрями под угрозой набегов многочисленных внешних врагов.

Требовалась единая идеология, способная объединить народ в противовес языческому многобожию с его племенными идолами по принципу: один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь.

Обратите внимание

Во-вторых, все европейские государства к тому времени уже находились в лоне единой христианской церкви (раскол на православную и католическую ветви был ещё впереди), и Русь со своим язычеством рисковала остаться в их глазах «варварской» страной.

В-третьих, христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому и давало четкие представления о рамках дозволенного, что должно было послужить оздоровлению общества во всех сферах деятельности.

В-четвертых, вхождение с новой верой в европейскую культуру могло отразиться на развитии образования, письменности и духовной жизни.

В-пятых, развитие экономических отношений всегда ведет к углублению неравенства среди людей. Требовалась новая идеология, способная объяснить это неравенство как богоустановленный порядок и примирить бедных и богатых.

«Всё от Бога, Бог дал — Бог взял, все под Богом ходим, для Создателя мы все едины» — снимало в какой-то мере социальную напряженность и примиряло людей с действительностью. Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему.

Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития.

Наконец, в-шестых, молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князу, и , как следствие ему платить дань.

Обобщая вышесказанное, основной предпосылкой принятия христианства на Руси кратко можно назвать назревшую на фоне политических и социальных факторов необходимость укрепления и идейного единения молодого государства.

Как это было

Историки отмечают, что князь Владимир, выбирая государственную религию, рассматривал также ислам и иудаизм. Последний отпал сам собой, так как его исповедовал вечный враг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался.

А христианство с его величественной обрядностью и соборностью было наиболее близко к духовному коллективизму славян. Не последнюю роль сыграли и тесные экономические и культурные связи с Византией, являвшейся центром цивилизации европейского мира.

В летописи тех времен отмечалось, что русское посольство, оказавшееся в Царьградском храме, было потрясено великолепием православного богослужения. По их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».

Важно

К концу Х столетия христианское вероисповедание было уже достаточно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами.

Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства.

Появились и первые мученики за веру, обличавшие служение «глиняным божкам».

28 июля (по старому стилю 15-го) 988 года волею Владимира все население Киева собрали на берегу Днепра и крестили в его водах. Обряд проводили приглашенные специально для этого византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она только положила начало процессу распространения христианства, растянувшемуся на несколько столетий.

Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много распрей пришлось преодолеть прежде чем новая вера полностью утвердилось как официальная религия.

В 1024 году было подавлено восстание приверженцев старой веры во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 — в Новгороде, только к концу ХI века принял крещение Ростов, Муром продержался до ХII века.

И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые естественным путем ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью этнической культуры народа.

Разумеется, события разворачивались несколько детальнее. Но подробный разбор возможен только на наших курсах подготовки. Скажу лишь, что есть мнение, будто бы Владимир принял не христианство, а арианскую ересь, которая помещает Бога-отца — выше Бога-сына. Однако это тоже, длинная история.

Расцвет культуры и письменности

Свержение деревянных идолов, проведение обрядов крещения и строительство православных храмов ещё не делают людей убежденными последователями христианства. Историки считают главной деятельностью киевского князя повсеместное строительство школ для детей. На смену родителям-язычникам приходило новое поколение, воспитанное по христианским канонам.

На период правления Ярослава Мудрого, сменившего в 1019 году на княжеском троне своего отца, князя Владимира, приходится подлинный расцвет культуры киевской Руси. Монастырские стены повсеместно становятся центрами культурно-просветительской жизни. В них открываются школы, работают летописцы, переводчики, философы, создаются первые рукописные книги.

Уже через 50 лет после крещения появляется литературное произведение выдающихся достоинств — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, в котором ясно прослеживается мысль о единстве государства, как неотрывной составляющей «благодати и истины», пришедших с учением Христа.

Совет

Стремительно развивается, архитектура, а вместе с ними такие виды градостроительного искусства, как фрески, иконопись мозаика. Появляются первые монументальные памятники каменного строительства — Собор Святой Богородицы в Киеве, белокаменное зодчество Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.

Происходит становление ремесел: ювелирного дела, художественной обработки цветных и черных металлов, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё.

Заключение

Историческое значение принятия христианства на Руси состоит в его основополагающей роли в становлении молодого русского государства.

Оно объединило разрозненные удельные княжества, укрепило центральную власть, способствовало повышению обороноспособности, экономической и культурной революции, налаживанию торговых и дипломатических связей, поднятию престижа страны на международной арене.

Источник: http://ege59.ru/2017/04/14/prinyatie-xristianstva-na-rusi-kratko/

Значение принятия христианства на Руси (+таблицы)

Значение принятия христианства на Руси

Введение христианской веры чаще всего называется Крещением Руси. Впервые это важное событие было описано в одной из самых древних славянских летописей «Повесть временных лет». Согласно данным современной исторической науки, произошло крещение в 988 году в период правления великого киевского князя Владимира.

Схема: что означало принятие христианства для жителей древней Руси?

Что означало принятие христианства?

История принятия христианства на Руси

При этом, по данным полученным из византийских источников десятого века, христианизация в Киевской Руси началась ещё в девятом веке, а 988 год указан в этих документах в качестве года крещения самого Владимира. Под первым крещением Руси исследователи часто подразумевают события, произошедшие во время княжения Ольги.

Византия, принявшая христианство много раньше десятого века, желала всеми силами обратить варваров и язычников в свою истинную веру.

Зачем? В первую очередь, это нужно было для того, чтобы минимизировать шансы возникновения военных конфликтов с этими государствами.

К примеру, в девятом веке аналогичный метод устранения конфликта при помощи христианства предпринимался в отношении Болгарии и Моравии. Таких же методов требовала и Русь, после её нападения на Константинополь.

И, хотя поход славян увенчался неудачей, а воины были вынуждены отступить, правитель Византии понимал, что будут новые попытки и рано или поздно, их стены падут.

После данного мероприятия Византия отправила в Киев отряд миссионеров, которые пропагандировали на славянской земле христианство.

Итогом этой агитации стало так называемое «Аскольдово крещение», когда были крещены Аскольд, Дир, некоторые бояре и часть киевского народа.

Крещение княгини Ольги

После описанных событий, примерно в середине десятого века произошла аналогичная ситуация. В этот раз крещение приняла великая княгиня Ольга, которая взяла имя Елена.

В 957 году она отправилась вместе со священником Григорием к правителю Константинополя с целью официально принять новую веру для того, чтобы Киевская Русь могла стать впоследствии государством равным Византии.

В этот же исторический период многие славяне (особенно жители Киева) взяли пример с княгини и приняли христианство. Тем не менее, в качестве основной системы верования в Киевской Руси оставалось укоренившееся веками язычество.

Легенда о выборе веры князем Владимиром

Согласно легенде, для того чтобы выбрать самую достойную из вер для русской земли, князь Владимир устроил так называемое «испытание вер», во время которого волжские болгары предложили ввести на Руси ислам, на что князь высказал отказ из-за нетерпимости этой веры к употреблению алкоголя, которая, наверняка вызвала бы народные восстания.

Прослышав об ответе Владимира болгарам, в дело вступили немцы, заверяя князя, что, если Киевская Русь станет католической, то можно сколько угодно есть и пить. В свою очередь, киевский князь отказал им, по причине того, что все службы в католицизме должны вестись на латинском языке, который непонятен и чужд славянам.

Обратите внимание

После этого к князю обратились хазары, которые в тот исторический период проповедовали иудаизм. Но, строгий князь отказал и им, мотивируя свой отказ отсутствием у этого народа собственных территорий.

Самый оптимальный вариант веры был предложен византийцем, который сумел так подробно и вдохновлено расписать все положительные стороны принятия христианства, что Владимир решил отправить в Византию посланников, чтобы они побывали на богослужениях. После возвращения послов на родину и их восторженных рассказов о роскоши Константинопольской церкви, одеждах священников и отношении людей из простого народа к христианству – князь сделал свой выбор.

Религиозная реформа князя Владимира I

Вначале своей религиозной реформы князь Владимир понимал, что грамотное проведение внутренней политики может быть обеспечено лишь при идейном сплочении разрозненного междоусобными войнами славянского народа. Так и получилось. Благодаря вере в одного Бога люди стали ближе, а мораль и учение Христа умерили народный пыл, заменив его просвещением.

Значение принятия христианства для русского государства

Также, положительные последствия принятия христианства коснулись и внешней политики Киевской Руси, которой открылось всё богатство византийской культуры. Кроме того, Русь стала активным участником торговых отношений, ранее закрытых для неё по причине чуждой веры.

На славянской земле стали появляться храмы, в которых служители стали преподавать простым людям грамоту и философию. Не менее важным было и то, что все богослужения могли проводиться на старославянском языке, что очень облегчало интегрирование новой религии в народ. Историки считают, что крещение Руси являлось на тот момент единственным выходом для развития славянского государства.

Однако, внедрение новой морали и веры проходило не всегда спокойно. Народное сопротивление христианству было вызвано не только нежеланием полностью перечеркнуть прошлое своих предков и отказаться от верований в богов и духов, но и опасением того, что религиозная реформа проводится для того чтобы в итоге Киев захватил остальные славянские земли.

Таблица: значение принятия христианской веры для Руси

Значение принятия христианской веры для Руси

Видео-лекция: значение крещения русского государства для истории и культуры

Источник: https://fox-calculator.ru/slavane/znachenie-prinyatiya-hristianstva-na-rusi-tablitsyi/

Проникновение христианства на Русь

Главная / Материалы для подготовки к комплексному экзамену на ВНЖ / Русь / Введение христианства на Руси

Читайте также:  Русско-шведская война 1656 - 1658 гг. андрусовское перемирие

Особую роль в развитии Древнерусского государства сыграло введение христианства в 988 г. при князе Владимире Святославиче. До этого господствующей религией на Руси было язычество, для которого характерно многобожие.

Проникновение христианства на русские земли началось задолго до эпохи Владимира Святого. Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в середине IХ в.

, а первая русская епархия была установлена патриархом константинопольским Фотием в 867 г. в Тмутаракани (Тамань).

В Киевскую Русь христианство проникало с варяжскими воинами и купцами, многие из которых были крещены в православную веру. Большую роль в этом играло распространение христианства в Болгарии в 864 г., а также изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием в середине IX в..

К этому времени в Болгарии создалась значительная церковная литература, что облегчало проникновение христианства на Русь. В начале Х в. христианство очень медленно внедрялось на Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне городов землепашцев и охотников.

Христианство постепенно приобрело статус религии, терпимой в государстве, но князем не поощряемой. К середине Х в. началось утверждение христианства в государственной системе. Так, договор русских с греками в 944. г. скрепляется двойной клятвой как Перуну, главному языческому богу, так и христианскому богу.

В торговой части Киева на Подоле существовала церковь Святого Ильи, которую называли соборной, т.е. главной. Это предполагает наличие и других христианских Храмов.

Важно

Вдова князя Игоря княгиня Ольга в 955 г. крестилась в христианскую веру, но этот акт не сопровождался массовым крещением населения Руси. Сын Ольги и Игоря — Святослав остался язычником, несмотря на уговоры матери.

Тем не менее, постепенно христианство распространялось в придворной и дружинной среде, создавались предпосылки для официального признания христианства и для массового крещения восточных славян.

Необходимость принятия новой религии определялась социально-политическим развитием страны.

С ликвидацией автономии славянских союзов племенных княжеств складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью, включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов.

В сфере политико-территориальной в этих условиях оказались непригодны для центральной власти старые центры союзов племенных княжеств и создавались новые, в которых и располагались князья — родственники киевского князя. В сфере идеологической оказались непригодными старые языческие культуры, которые носили местный характер и которые могли служить сепаратистским тенденциям.

Введение христианства на Руси

Сразу же после того, как Владимир в 980 г. овладел киевским престолом, он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта акция не принесла желаемого результата. Через несколько лет киевский князь ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией — о принятии монотеистической религии.

Существовало несколько возможных вариантов выбора такой религии: восточный, византийский вариант христианства — православие, западноевропейский вариант христианства — католицизм, мусульманство, господствующее в территориально близкой к Руси Волжской Булгарии, иудаизм. Выбор был сделан в пользу уже достаточно известного на Руси православия.

Непосредственно акт принятия христианства Владимиром Святославичем был связан с событиями в отношениях Руси и Византии. В 988 г. императоры Василий и Константин обратились к Владимиру за по мощью против мятежного полководца Варды Фоки. Владимир поставил условием предоставления помощи свой брак с сестрой императоров Анной.

Совет

Шести тысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но византийские императоры нарушили соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии — Херсонес, взял его и тем заставил императоров выполнить договор. Анна была отправлена к нему в Херсонес.

Владимир принял крещение и женился на ней.

После возвращения на Русь им было осуществлено массовое обращение в христианство жителей Киева. Киевляне, среди которых к концу Х в. было немало христиан, восприняли переход в «греческую» веру без сопротивления.

Владимир рассматривал христианство как государственную религию, и отказ от крещения был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было оснований.

Спокойно отнеслись к введению христианства жители южных и западных городов Руси, которые часто общались с иноверцами и жили в многоязычной, много племенной среде.

Но очень большое сопротивление религиозные новшества встретили на севере и востоке. Новгородцы взбунтовались против прибытия в город епископа Иоакима.

Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян во главе с Добрыней и воеводой Путятой. Жители Мурома отказались впустить в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков.

Похожие конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель.

Одной из причин враждебного отношения к христианству в крупных городах, удаленных от Киева, была приверженность населения традиционным обрядам. В этих городах, особенно в Ростове и Новгороде, сложились существенные элементы религиозной языческой организации: это — регулярные и устойчивые ритуалы, обособленные группы жрецов — волхвов, кудесников.

Другой причиной сопротивления христианству новгородцев и ростовчан было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева.

Обратите внимание

Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле киевского князя основывалось на традиции и было не безграничным.

Нарушивший традицию Владимир был в глазах горожан севера и востока, насильно обращаемых в христианство, отступником, попиравшим исконные вольности.

В сельской местности сопротивление христианству было не таким активным. Земледельцы и охотники поклонялись духам домашнего очага, лесов, полей, рек.

Они совмещали свои прежние представления о мире сверхъестественного с элементами христианского мировосприятия.

Двоеверие существовало в славянских селах на протяжении десятилетий и даже веков и постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священников.

При Владимире I Крестителе, его потом называли Святым и Красным Солнышком, число христианских священнослужителей на Руси было невелико, и князь-реформатор был вынужден ограничиться христианизацией городов.

Значение введения христианства на Руси

Историческое значение введения христианства на Руси заключалось в приобщении славяно-финского мира к ценностям данной религии, в создании условий для полноправного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

Русь была признана как христианское государство, что определило качественно иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. Христианство на Руси было силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Христианство с его учением о божественности власти укрепляло власть князя, существующий строй и в целом Древнерусское государство:

Благодаря христианству Русь получила возможность ближе познакомиться с более высокой византийской культурой, принять наследие античности. На базе этих познаний была создана русская средневековая культура.

Важно

Ее оригинальность и высокий уровень были обусловлены единым литературным славянским языком, на котором велись церковные службы.

Из постепенно осваиваемых достижений Византии вырастали ранее неведомые восточным славянам каменное зодчество, иконопись и фресковые росписи, житийная литература и летописание, школы и переписка книг.

Большую роль в развитии Древнерусского государства играла церковь. Существовал тесный союз светской и церковной власти, это впоследствии стало традицией россиян. Церковь принесла на Русь письменность.

Ведь именно церковнославянская письменность послужила основой для развития русской письменности для выработки древнерусского литературного языка — таким образом, церковь заложила основы национальной русской культуры.

Источник: https://centrevraz.ru/khristianstva-na-rusi

Принятие христианства на Руси и её значение

Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей. Принятие Русью христианства.

В истории Древнерусского государства выделяется три основных периода:

· I период – IX в.- середина X в. –зарождение Древнерусского государства. Правление первых киевских князей;

· II период – вторая половина X в. –первая половина XI в. – расцвет Древней Руси. Правление Владимира I Крестителя и Ярослава Мудрого;

· III период – вторая половина XI в.- начало XIII в. – упадок Древнерусского государства, переход к территориально-политической раздробленности.

Древнерусское государство формировалось как раннефеодальная монархия, что было типично для средневековой Европы. Однако Древняя Русь имела целый ряд особенностей:

· государство первых Рюриковичей изначально было полиэтническим объединением восточно-славянских племенных княжений и их соседей. Так, князь Олег и его ближайшее окружение, пришедшее с ним с севера в Киев, были варягами, которые довольно быстро растворились – ославянились- в среде восточно-славянских племен;

· Русская земля, или Русь, включала в себя широкую перефирию неславянских этносов , в том числе балтийские и финно-угорские племена, находившихся в зависимости от первых правителей Руси.

·

Принятие христианства на Руси и её значение

Необходимость выбора для Руси новой монотеистической религии осознавалась ещё первыми древнерусскими князьями. Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога.

Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа.

Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить.

Принятие христианства на Руси:

988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.

991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.

Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

Значение принятие на Руси христианства:

Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.

Совет

Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.

Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.

Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).

Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

Крещение Руси и её расцвет:

При князе Владимире Святославиче, правившем между 978 и 1015, официальной религией Киевского государства в 988 стало христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

В городах, наиболее значительными из которых наряду с Киевом были Новгород, Чернигов, Переяславль, Рязань, Владимир Волынский, Галич, Полоцк, Суздаль, Ростов, Смоленск , Изборск, Тмуторокань, Белоозеро и Плесков (Псков) развивались ремёсла и торговля.

Создавались памятники письменности «Повесть временных лет», (Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименный собор в Новгороде). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты).

Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании. Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой наивысшего расцвета государства.

Обратите внимание

Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство.

В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам и их набеги на Русь прекращаются.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/23566.html

Принятие Русью христианства и его значение

Важнейшим этапом развития Руси явилось принятие христианства. Согласно исторической традиции это событие датируется 988 годом и связано с именем князя Владимира Святославовича.

Князь Владимир причислен русской православной церковью к лику святых, вследствие этого сохранилось достаточно много сведений о его жизни и деятельности, написано даже его «Житие», хотя значительная часть этих сведений носит легендарный характер.

Летопись рисует Владимира, как типичного языческого князя, проводившего время в военных походах, любителя пиров и «наслаждений чувственных». Согласно ему, у Владимира было 300 наложниц в Вышеграде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Н.М.

Карамзин называл его «вторым Соломоном в женолюбии». Но именно ему Русь обязана принятием христианства.

Основной причиной принятия христианства была задача объединения славянских народов в единое государство. Единое государство требовало единой идеологии. Однако каждое славянское племя поклонялось своему богу.

Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие  в рамках старой религии. В 980 г. он провёл церковную реформу. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиров всех языческих идолов, которым киевляне приносили жертвы.

Читайте также:  Павел i и последний дворцовый переворот

Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр  русских земель. Однако реформа закончилась неудачей – единой религии создать не удалось, каждый народ продолжал поклоняться своему богу.

Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей.

Важно

Летопись приводит любопытный рассказ о выборе Владимиром веры. Якобы, узнав о желании Владимира, в Киев прибыли представители различных религий, чтобы склонить его к принятию своей веры. «Народы соседственные могли желать, чтобы государь, уже славный победами в Европе и Азии, исповедовал одного Бога с ними».

Прибыли послы от волжских булгар, исповедовавших ислам; послы от хазар, исповедовавших иудаизм; и послы от обеих ветвей христианства – католической и православной. С хазарами Владимир долго разговаривать не стал.

Выслушав их рассказы о величии еврейского бога Яхве, он задал вопрос: «А где ваше отечество?», «В Иерусалиме, – ответили те, – но враги изгнали нас с нашей земли», «И вы, наказанные Богом дерзаете учить других?».

Мусульманство изначально заинтересовало князя. Оно разрешало многожёнство, что Владимиру импонировало. Но когда он узнал, что ислам запрещает пить вино, он засомневался: «Весели Руси есть пити, без этого не можем быть». А когда ему предложили сделать обрезание, он возмутился и выгнал послов.

Оставалось христианство. Владимир послал послов в Рим и в Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. «Казалось, что сам Всевышний обитает в сем храме». Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии.

На основании этого сообщения летописи ряд историков выстраивают целые теоретические построения. Одни говорят об «исторической ошибке» Владимира, принявшего православие, а не католичество, что привело к изоляции Руси от Запада, от «мировой цивилизации».

Однако разделение церквей на западную католическую и восточную православную произошло лишь в 1054г., через 70 лет после «выбора веры».

Другие историки объясняют выбор Владимира тем, что православная церковь провозглашала верховенство светской власти, а католичество – главенство церкви.

Совет

Но «выбор веры» скорее всего не более, чем легенда. Христианизация Руси не единовременный акт, а процесс, растянувшийся на более, чем сотню лет. И выбор восточного варианта христианства был обусловлен давними связями Киева с Константинополем.

Согласно византийским источникам Южная Русь приняла христианство ещё в 867 году, когда после неудачного похода на Византию приняли христианство князья Аскольд и Дир. Россия стала епархией Константинопольской церкви, 60-й по счёту. Резиденция епископа находилась в г.

Тьмутаракани (бывшая хазарская Таматарха) на побережье Керченского пролива. Северная же Русь оставалась языческой. После взятия Киева Олегом и образования единого государства позиции христианства ослабли, но в Киеве язычество и христианство сосуществовали. Действовала христианская церковь.

Христианами были бабушка Владимира княгиня Ольга, его старший брат  – Ярополк. В борьбе за Киевский престол Владимир опирался на язычников – новгородцев, а став киевским князем решил наладить отношения с Киевской знатью, среди которой преобладали христиане.

Владимир объявил христианство государственной религией Руси.

Но крещение Руси растянулось на долгие годы. Оно осуществлялось силовыми методами, при сопротивлении населения, не желавшего отказываться от традиционной веры.

В Киеве первым делом были изрублены и сожжены языческие идолы, после чего головёшки были сброшены в Днепр. Затем в Днепр дружина загнала горожан, и священник всех их скопом окрестил.

Затем Владимир  «нача ставити по городам церкви и попов и люди на крещение приводии по всем градам и сёлам». Особо ожесточённое сопротивление новая вера встретила в Новгороде.

Летопись сообщает, что «Добрыня (дядя Владимира и командир его дружины) крестил Новгород огнём, а Путята мечём». Да и после принятия христианства старые языческие верования не были забыты. Они соединялись и переплетались с новыми верованиями, образовывали пёструю смесь так называемую «двоеверие».

Русскую церковь возглавлял митрополит Киевский. Он назначался Константинопольским патриархом из числа греческих епископов.

Обратите внимание

В наиболее крупных городах Руси были созданы епархии, во главе которых стояли епископы, назначенные митрополитом. При Владимире было 8 епархий, а ко времени татарского нашествия их число возросло до 15.

Церковь осуществляла суд по делам о преступлениях против религии и нравственности, по вопросам семейных отношений.

Принятие христианства имело для Руси исключительное значение.

Вопервых, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания.

В годы феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига, когда Русь перестала существовать, как самостоятельное государство, была разделена между соседями, православная религия была единственным объединяющим фактором, позволявшим русским считать себя единым народом.

Вовторых. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило её в систему политических культурных связей.

Отношения между государствами  в средние века укреплялись с помощью династических браков, что было возможно лишь при условии единой веры.

Так Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля, одна из его дочерей была замужем за французским королём, другая за норвежским, третья – за венгерским. Внучка стала супругой германского императора.

В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия сохранила в неприкосновенности античную культуру – греческую и римскую. На русский язык переводились книги не только духовного, но и светского содержания – научные трактаты, исторические сочинения, литературные произведения.

При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. По образцу византийских стали создаваться оригинальные произведения русской литературы. Русь приобщилась к лучшим образцам мировой культуры. Сама славянская письменность была создана в VIII в.

на основе греческого алфавита византийскими монахами Кириллом и Мефодием и пришла на Русь с принятием христианства (до этого использовались скандинавские руны).

Важно

Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре. Русская иконопись, известная во всём мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Русские церкви строились по образцу византийских. Соборы святой Софии, аналогичные во многом константинопольскому, были построены в Киеве и в Новгороде.

Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки – многожёнство, кровную месть и др.

В то же время принятие христианства из Византии впоследствии действительно способствовало определённой изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После разделения церквей и падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным православным государством, что обусловило специфику её развития.

Источник: https://students-library.com/library/read/16756-prinatie-rusu-hristianstva-i-ego-znacenie

Принятие христианства на Руси. Причины, особенности и значение

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле.

Его про­поведовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.

) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства. В 980 г.

Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу.

Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси.

Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Совет

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”.

Киев­ская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами За­падной Европы.

Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией.

В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения.

Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия.

Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

И еще один момент сыграл свое значение при выборе право­славия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами.

Обратите внимание

К то­му же в этот период православие утверждалось в славянской Бол­гарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языко­вом отношении были родственны населению Киевской Руси.

Че­рез болгарские богослужебные книги и болгарских священнослу­жителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­единения всех народов этого общества. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества.

Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Принятие христианства способст­вовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране.

Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, лите­ратура, история и философия,

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси,которая в значи­тельной мере приобретает византийскую форму. Устанавливает­ся тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй.

Важно

В первой половине XI в, начинает­ся оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви переда­ются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные де­ла. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов.

Значительная роль отводится церкви в международ­ных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия.

Читайте также:  Басмачество и гражданская война

Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира.

Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

Источник: http://historyrusedu.ru/bilety-po-istorii-rossii/325-prinyatie-xristianstva-na-rusi-prichiny.html

Принятие христианства на Руси – значение – Русская историческая библиотека

Христианство застало Русь и наших предков на низкой степени умственного и нравственного развития. Как младенец лежал славянин-язычник на лоне природы и не мог оторваться от её груди, от её власти.

Все его верования ограничивались грубым обожанием сил и явлений видимого мира. Мифология его была бедна и не развита. Под влиянием язычества почти не были установлены у славян и первые условия общественного быта.

Князь почти не соединен был с подданными властью; существовал обычай кровной мести; одним словом, не сложился еще определенный характер жизни.

Совет

Находясь в первой поре духовного развития, русский человек ничего не мог противопоставить сильного, зрелого новой, возвышенной религии: его чувственное оружие было так слабо в сравнении с этой непобедимой духовной силой, что он сдался после краткой борьбы.

Вера христианская, согласная с мирным характером русского народа, была быстро принята и сделала поворот в умственной и нравственной его жизни.

Но не один истинный свет богопознания и богопочитания она внесла в темную жизнь наших предков; принятая на народном языке, бесконечно превышающая все современные ей начала народной жизни, вера Христова сделалась главным началом, одушевляющим все отрасли жизни русского человека.

Она принесла с собой другой, лучший гражданский быт, отличный от быта языческого, и отвечала стремлению наших предков к определению порядка и устройству внутреннего быта. Старые гражданские отношения потеряли свое значение и отдельно взятые не имели уже самостоятельной опоры, но вера православная, не подавляя народности, дала старым началам новый смысл и силу.

Вместе с верою перешли на Русь из Византии гражданские и общественные законы и стали мало-помалу проникать в состав государства. Церковь русская имела сильное и решительное влияние на преобразование всего строя гражданской жизни и сообщала внутреннюю силу государству.

Далеко развитое, во всех даже частных отношениях, христианство принесло готовые правила на все частные случаи, прямые ответы на все запросы, прежде их возникновения и ощущения, и постепенно стало проводить их в глубину частного и семейного быта. Таким образом, вера Христова подчинила своему влиянию и водительству всякое духовное развитие русского человека, лишившегося слабой опоры язычества, своим освящением дала силу всем стихиям народной жизни и сделалась основою народного взгляда и характера».

Относительно принятия христианства надо заметить то важное обстоятельство, что наши предки слушали христианскую проповедь и богослужение на славянском (болгарском) языке, вполне понятном для них, так как славянскими апостолами, св. братьями Кириллом и Мефодием, еще в половине IX в.

была составлена славянская азбука и переведены на славянский язык богослужебные книги.

Обратите внимание

Кроме того христианство пришло к нам из Византии, где духовенство было подчинено светской власти, вот почему и наше духовенство не только подчинялось княжеской власти, но даже способствовало её возвышению, смотря на князей с византийской точки зрения, как на неограниченных владык; оно давало ей религиозное освящение в глазах народа, так, например, посажение князя на стол (вступление на престол) происходило в главном городском храме и сопровождалось благословением и молитвами духовенства. Таким образом, в русской истории мы не встретим борьбы светской власти с духовною, которая происходила во всех западноевропейских католических государствах. Мирное распространение христианства на Руси, за исключением Новгорода, при поддержке светской власти также не походило на насильственные меры католического духовенства в деле проповеди.

Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1893

После принятия христианства князь Владимир, по словам летописи, сделался набожным и ласковым и всю свою деятельность посвятил устройству русской земли и благосостоянию народа.

Он отражал печенегов, которые при нем часто нападали на русскую землю, усмирял разбойников, распространял христианство, строил города и церкви; о делах он советовался с епископами и велел священникам обучать грамоте русских детей; для народа и дружины устраивал пиры и раздавал бедным щедрую милостыню.

Источник: http://rushist.com/index.php/russia-children/3668-prinyatie-khristianstva-na-rusi-znachenie

Причины, последствия и историческое значение принятия христианства на Руси

08.07.2015

Оглавление:

История
принятия христианства на Руси уходит далеко в прошлое, к концу Х века. Правил
тогда государством Владимир І.
Благодаря летописцам стало известно, что христианство на Руси наблюдалось очень
давно. История говорит, о том, что проповедовал данную религию еще Андрей
первозванный. Известно, что он был учеником Христа.

Рассказы, переходящие от поколения к поколению, свидетельствуют о том, что христианство медленными
темпами вписывалось в жизнь русичей. Отдельные группы населения в разные
времена принимали крещение.

Историки
хотели разобраться в причине принятия Русью христианства.

Почему здесь
прижилась именно православная вера? Какие амбиции руководили Владимиром?

Первым пунктом
в решении вопроса должно стоять описание сущности самого князя Владимира. Его
внутренний мир.

Ну и только потом уже анализ социально-политических, а также
духовных процессов государства, вверенного ему. Князь Владимир славится могучим
правлением тех времен.

Он понимал, что язычество не будет соответствовать тем
политическим и духовным стандартам государства, которые планировалось ввести в ближайшем будущем.

Причины принятия христианства на Руси

Уже начиная
с 980 года, князь начинает будоражить общество реформами религиозного плана. На тот момент власть пыталась объединить богов всех племен, которые существовали в Киевской Руси, в единое целое. Во главе должен был стоять бог Перун. Однако
такой эксперимент не удался. Культ Перуна не прошел в массы.

Не получилось
сотворить единое целое со всеми племенами. Язычество оказалось не той религией, которая может скрепить Киевскую
Русь.

Практика
неоднократно показывала, что лучше всех объединяет народы только две религии, а именно христианство и ислам. Поэтому Владимир решил остановиться на одной из них.


Важно

Существует
версия, что перед тем, как принять христианство, на Руси была проведена
«процедура выбора». Уже в те времена правители понимали, что перед принятием
ответственного решения нужно хорошо взвесить все положительные и отрицательные
моменты вопроса.

Поэтому Владимир, по версии историков, отправил своих послов
во все соседствующие государства и дал распоряжение каждому из них определить
наилучшую веру из основных религий мира. В списке оказались:

  • Иудаизм;
  • Ислам;
  • Христианство;
  • Католицизм.

После
возвращения домой послы в один голос твердили, что лучше православия нет. Их подкупила красота храмов и не менее прекрасный душевный подъем после посещения
их.

Но не стоит
думать, что послы были ценителями прекрасного, поэтому перешли на сторону
христианства.

Предпосылками принятия христианства на Руси стала связь Киевской
Руси с Византией, ведь именно ее религиозный опыт решено было перенять. Их объединяло многое: политика, экономика,
культура. Византийское государство — это сплошная подчиненность духовной власти
императору.


К таким же политическим стандартам стремительно шел князь Владимир. Мало того, в его
планах был брак с сестрой императора Византии. Это и были те причины принятия
христианства на Руси, благодаря которым случился этот исторический факт. Чтобы
жениться на принцессе Анне, князю нужно было принять православие.

Династия
сыграла не последнюю роль в принятии веры целым государством. Именно этот брак
позволил закрепить связи с могучей Византией. После установления тесных связей
между этими двумя государствами была открыта дорога к расширению политического
влияния.

Еще один плюс — Византия помогала Руси защититься от кочевых племен,
которые систематически осуществляли свои набеги. А Византия научилась
использовать все племена, которые раскинулись на территории Великой степи (на север
от Черного моря), в своих целях. С их помощью она боролась с северным соседом.


Совет

Еще один
момент, который повлиял на выбор Владимира — отсутствие языковых канонов в религии. Если просмотреть католицизм, то там все богослужения проводились на латыни. Точно на таком же языке были написаны все тексты священных книг. Князя
это не устраивало.

Обратил он свое внимание и на то, что в этот период времени православие решила принять
Болгария. Это государство имеет славянские корни, поэтому и обряды, и книги для
богослужения были родственными для населения Киевской Руси. Именно через
болгарских духовных представителей христианство начало вливаться в русское
общество.

Дата принятия христианства на Руси

Официально 988
н.э. — это год принятия христианства на Руси. Именно тогда крестился князь
Владимир, а вскоре последовали его примеру и приняли греческое христианство
киевляне.

Были
вычеркнуты из жизни населения языческие боги. Их сожгли и выбросили в реку.
Начали очень быстро строиться христианские церкви.

Заметно
повлияло христианство на древнерусское общество.

В их жизни произошли глубокие
нравственные перемены: развратный и жестокий Владимир вместе с крещением обрел
щедрость и сочувствие к окружающим. В памяти своих граждан он остался как
Владимир Красное Солнышко.

После принятия
христианства стали заметны многие перемены в жизни государства:

  • Введен
    церковный налог (десятина).
  • Начали
    формироваться предпосылки для введения волостного правления.
  • В Русь
    проникла культура Византии.

Конечно, внедрение новой религии проходило не так
просто, как кажется со стороны. Население всячески сопротивлялось. Люди никак
не могли смириться, что им запрещают почитать их языческих богов.

Но все же христианство медленно и уверенно утверждалось. И поэтому дата принятия
христианства на Руси в разных ее областях значительно отличалась.

Таким
примером могут служить окраины Киевской Руси.

Там христианство появилось
намного позже, чем в том же Киеве или Новгороде.

Историческое значение принятия христианства на Руси

Именно после
выбора веры началось дальнейшее развитие в плане истории, поэтому историческое
значение принятия христианства на Руси очень велико.

Данная
религия, подтолкнула многие народы объединиться в одно общество. Перестали
существовать границы, которые раньше стояли между русом, славянином, угро-фином
и другими нациями. Духовная основа поменяла их взгляды. Начали уходить в прошлое обряды язычества. Общество постепенно подвергалось гуманизации.

Спустя некоторое время был проведен огромный культурный переворот — была введена единая
письменность. Христианство послужило толчком для внедрения городской культуры в жизнь Киевской Руси, ведь раньше здесь правила культура сельскохозяйственная.

Появилось
книжное дело, развивалась литература, философия. Стремительно внедрялось
храмное строительство. Записывалась история.

Христианизация
послужила началом становления нового типа государственного правления.

Оно во многих своих очертаниях напоминало византийскую форму:

  • Тесная связь
    светских и церковных властей.
  • Оформление
    юрисдикции церкви.
  • Надзор
    церкви над службой мер и весов.
  • Церковь
    получает возможность участвовать в международных делах.
  • Только после
    принятия христианства Киевская Русь получила возможность вступить в европейский
    христианский мир. Благодаря этому государство получило право стать равноправным
    членом европейского процесса.

Принятие
христианства на Руси и его значение в развитии государства невозможно
переоценить. Поддержка
Византии сыграла большую роль в становлении Руси, как значимой страны на политической арене Европы и Азии. Появилась возможность активно налаживать
контакт с государствами той же веры.

Киевская
Русь получила новый статус «Цивилизованное государство». Во времена язычества
это было невозможно. Вместе со статусом появилась возможность начать развитие
торговых отношений со странами Европы. В дальнейшем эти связи выведут Русь на мировую арену в качестве весомого игрока.


Обратите внимание

Христианство
не только наладило связи между странами, но и сплотило русский народ. Именно
церковь работала по направлению искоренения языческих обычаев. С приходом
христианства начали потихоньку исчезать кровавые обряды и жертвоприношение.

Народ стал более воспитанным и просвещенным, люди стали понимать, зачем ходить в церковь и как обращаться к Богу. Это стало главной задачей церкви.

Негативные последствия принятия христианства на Руси

Но параллельно со всеми положительными сторонами, существовали и отрицательные
моменты.

Негативные последствия
принятия христианства на Руси таковы:

  • Русь
    отделилась от цивилизации западноевропейских стран.
  • После
    падения Византии Русь вместе со своей церковью оказались изолированными от других
    христианских общин в мире.
  • Историю
    каждый трактует по-своему, поэтому бытует мнение, что именно благодаря
    вышеупомянутым обстоятельствам Западная Европа отказалась помочь Руси в борьбе
    против иноверцев, которые пытались завоевать ее и «разорвать» на мелкие части.

Значение
принятия христианства на Руси разные источники преподносят по-своему. Но все
едины во мнении, что все же положительного в этом процессе намного больше. Русь
объединилась и научилась бороться с врагом как единый народ.

Источник: https://nazvania.net/prichiny-posledstviya-i-istoricheskoe-znachenie-prinyatiya-hristianstva-na-rusi_13621

Ссылка на основную публикацию