Предмет, метод курса истории россии

Предмет истории государства и права России, методология, задачи, историография курса

ИОГП —наука и историческая, и юридическая. Предмет ИОГП изучает возникновение, развитие и смену типов и форм государства и права, а также правовые институты народов нашей страны в определенный период.

История гос-ва и права исследует эволюцию государственно-правовых явлений в их единстве и занимает одно из ведущих мест в системе юр. образования.

Метод ИОГП — это совокупность приемов, способов и средств, использующихся при изучении ИОГП.

Выделяют следующую систему методов ИОГП:

1) общие методы;

2) специальные методы.

К общим методам относятся:

— метод историзма (или хронологический)

— философский метод.

Суть хронологического метода заключается в исследовании государства и права как явлений, последовательно изменяющихся во времени под воздействием характерной для изучаемого периода политической и социальной обстановки.

Среди философских методов выделяют диалектический материализм, диалектический идеализм, прагматизм, структурализм, позитивизм, экзистенциализм, инструментализм.

К специальным методам относят: сравнительный метод, который изучает государственно-правовые явления в сопоставлении с другими странами или основные институты государства и права на разных стадиях общественного развития; статистический, математический, социологический методы.

Главной задачей ИОГП как науки является изучение исторически сложившихся этапов развития российского права с помощью всей системы методов и приемов научного исследования.

Реализация задач истории государства и права осуществляется путем исследования следующих источников права:

— исторических документов (летописи, государственные указы, грамоты, договоры с другими государствами и т.п.);

— законодательных памятников (преимущественно своды официально изданных законов, кодексов и т.п.);

— юридических документов (договоры, документы по текущему делопроизводству, переписи населения и т.п.).

Обратите внимание

Перед данной наукой стоит еще одна задача — разоблачение фальсификаторов истории государства и права нашей страны.

Это критика реакционной, антинаучной историографии, начиная с разоблачения норманнской лжетеории происхождения древнерусского государства и заканчивая показом несостоятельности «концепции» ряда историков, часто наговаривающих на наше государство.

Так, на Западе имеет хождение концепция восточного деспотизма, который якобы присущ был русскому народу в отличие от народов Западной Европы. В трудах других ученых было доказано, что в России никогда не было восточной деспотии, и феодальная монархия в своем развитии прошла те же этапы, что и феодальные монархии в странах Западной Европы.

Собственно научная историография предмета начинается только в XVIII в. В первых исследованиях историко-правовые темы были включены в общеисторический контекст. Тем не менее, элементы предмета ИОГП можно найти в курсах: А.Н. Манкиева «Ядро Российской истории (1784), Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей», П.П. Шафирова.

«Рассуждения, какие законные причины его царское величество Петр I к начинанию войны против короля Карла XII Шведского в 1770 г. имел.» (1717). Наиболее существенный вклад в историографию курса в XVIII в. внес В.Н. Татищев (История Российская с самых древнейших времен в 5 томах, 1768).

Российской Академии наук проблемы происхождения русского царства разрабатывались как представителями норманнской Школы (Байер, Шлецер), так и ее противниками, наиболее влиятельным из которых был М.В.Ломоносов.

Норманнская теория исходила из положения о том, что русское государство возникло род влиянием и руководством выходцев из скандинавских стран.

Первым русским профессором юридического факультета Московского университета был С.Е. Десницкий, исследовавший проблемы развития собственности, семьи, судоустройства, разделения властей и др. историко-правовые темы. В первой половинеХ1Хв.историко-правовая наука становится самостоятельной дисциплиной.

Выходит курс Н.М. Карамзина «История государства Российского…» (1842). Был обнаружен и исследован П.М. Строевым и К.Ф. Каляйдовичем текст Судебника 1497 г. Большой материал по истории русского права был использован в ходе подготовки Полного собрания законов и Свода законов комиссией М.М. Сперанского.

Начинают складываться научные школы в области истории государства и права: школа «официальной народности», основывающаяся на формуле “самодержавие, православие, народность» (М.П. Погодин); славянофильское направление (И.Д. Беляев); государственная школа (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин).

Государственная или «юридическая» школа в историографии главную роль в историческом процессе отводила государству. Ее приверженцы считали, что все социальные преобразования осуществляются сверху и все социальные группы в обществе в той или иной мере подчинены государству. Особенно характерно это для русской истории.

Во второй половине XIX в. к государственной школе примыкал ряд известных историков государства и права: В.Н.Сергеевич, А.Д.Градовский, М.Ф.Владимирский-Буданов.

Основными идеями школы были: представление о государстве как надклассовом институте, о договорном происхождении государства (В.Н.Сергеевич), о служебном характере всех сословий по отношению к государству» — (Б.Н.

Чичерин), об «органическом» единстве власти и народа (А.Д.Градовский) и др.

Основными направлениями в историко-правовой науке в конце XIХ — начале XX в. стали: исследование «внешней» истории права, т.е. истории кодификаций, создания основных форм права (курсы В.Н.Латкина и А.Н.

Филиппова); культурно-исторический метод исследования права (курсы В.О.Ключевского и П.Н.Милюкова); сравнительный метод (М.М.Ковалевский и Н.П.Павлов-Сильванский). Классическим для последующей науки истории права стал метод исследования, разработанный М.Ф.

Владимирским-Будановым.

Важно

Специфическим течением в области историко-правовых и историко-государственных исследований стало т.н. евразийство. Это научное направление сложилось в 20-е годы XIX в. в среде русской эмиграции, однако его истоки были заложены еще в XIX в. такими мыслителями, как К.Н.Леонтьев и Н.Я.Данилевский.

Евразийцы (наибольший вклад в историю государства и права России внесли Г.Вернадский, Г.Флоровский, Н.Алексеев) определяли Россию-Евразию, как особый культурный мир, со свойственными только ему чертами государственности и права. Ни западные, ни восточные образцы развития для него неприемлемы.

Географические, этнографические и религиозные особенности определили его специфику.

Российское государство всегда было идеократичным, в его основу клалась главная идея (политическая или религиозная). Власть всегда носила авторитарный характер, а право стремилось решать идеальные цели.

Марксистская историография стала складываться в сфере науки истории государства и права в начале XX в. и связывалась с именами историков М.Н.Покровского и Н.А. Рыжкова.

Первый курс «Истории государства и права СССР» был подготовлен С.В.Юшковым (начинавшим в качестве историка церковного права). Проблемы курса исследовались также в работах историков: Б.Д.Грекова, Б.А.Рыбакова, Л.В.

Черепнина, С.О.Шмидта, Б.В. Вилеиского, П.А.Зайончковского и др.

К числу современных направлений в изучении курса можно отнести следующие: изучение политической истории России (И.И.Смирнов, А.М.Сахаров, А.А.Зимин, А.Я.Аврех и др.); исследования преобразований в системе органов власти, государственного управления и суда (Н.М.Дружинин, П.А.Зайончковский, Л.Г.Захарова, Б.В.Виленский, Н.П.Ерошин, Ю.П.

Титов и др.); анализ основных изменений в сфере права (И.Д.Мартысевич, С.И.Штамм, О.А.Омельченко, В.А.Рогов, И.А. Исаев и др.) Последнюю проблему помогает решать начавшаяся работа по подготовке и изданию юридических памятников. Издано многотомное собрание «Российское законодательство IX — XX в.

«, целый ряд хрестоматий и сборников правовых документов.

Периодизация ИОГП.

В основу периодизации положен тип гос-ва и права, соответствующий определенной экономической формации. Опираясь на труды историков и юристов, можно дать след. периодизацию внутри феодального типа гос-ва и права России.

— Древняя Русь (9 — 12 вв.)

— период самостоятельных феодальных гос-в (12 — 14 вв.)

— Русское (Московское) гос-во (15 — 17 вв)

— Российская империя периода абсолютизма (18 — сер. 19 в.)

— Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (сер. 19 — нач. 20 вв)

— Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль — октябрь 1917 г.)

— Период социалистической революции и создание Сов. гос-ва (1918 — 1920 гг.)

— Переходный период или период НЭПа (1921 — 1930 гг.)

— Период государственно-партийного социализма (1930 — нач 1960-х гг.)

— Период кризиса социализма (1960 — 1990-е гг)

— Период реставрации капитализма (с 1990 г. по настоящее время)

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/3593.html

Предмет и задачи курса: история отечественного государства и права (история государства

История отечественного государства и права (история государства права России) принадлежит к числу фундаментальных дисциплин, изучаемых в высших юридических учебных заведениях Российской Федерации. Ее задача — сформировать у студентов научное представление об основных путях становления и развития отечественной государственности и российской правовой системы, дать им конкретные знания о том, в каких формах и под влиянием каких факторов это развитие происходило.

При изучении истории отечественного государства и права применяются различные научные методы, особенно широко — метод историко-сравнительного анализа. В сочетании с конкретно-историческим подходом, столь же для нее характерным, этот метод позволяет:

• проследить генезис отечественной государственности, формирование национальной правовой традиции; выяснить особенности этих процессов, их отличие от аналогичных процессов в странах Западной Европы;

• выявить динамику и направленность дальнейшего развития отечественного государства и права с учетом всего комплекса явлений, его определявших;

• объяснить происхождение современного государственно-правового состояния российского общества.

Развитие государства и права происходит под влиянием множества факторов, каждый из которых в свою очередь изменчив, подвижен. Сильно нередко решающее воздействие на него оказывают события внутриполитической и международной жизни, социальные коллизии, идеологический режим. Менее заметно, но более устойчиво влияние экономики и культурных традиций. Нередко бывает и так, что доминирующую роль в развитии государственно-правовых институтов (на том или ином этапе) играют изменен в общественных настроениях, национальном сознании, демографически сдвиги, состояние окружающей среды и т.п. Следовательно, это развитие обладает лишь относительной самостоятельностью, и истории государства права, несмотря на специфику ее предмета, приходится учитывать его «пружины». Отсюда связь истории отечественного государства и права с общей, гражданской историей.

Совет

История отечественного государства и права, как и история государств и права зарубежных стран, является составной частью общеобразовательной и специальной подготовки кадров для всей системы правоохранительных органов и юридических служб в нашей стране. Обе учебные дисциплины тесно соприкасаются, взаимодействуют с целым рядом сугубо юридических дисциплин. С общей теорией государства и права это взаимодействие наиболее активное: историко-правовые дисциплины используют сформулированные ею категории и понятия при анализе государственно-правовых явлений прошлого. С отраслевыми юридическими науками, такими как конституционное гражданское, уголовное право, связь историко-правовых дисциплин выражается в том, что они прослеживают исторические судьбы изучаемых им институтов, историческую практику использования этих институтов как в наше стране, так и за рубежом. Знание истории отечественного государства и прав, а равным образом истории государства и права зарубежных стран (всеобще истории государства и права) открывает широкие возможности для сравнительного правоведения.

Читайте также:  Героическая оборона крепости порт-артур

* Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понята будет проверяться при тестировании.

При изучении историко-правовых дисциплин необходимо иметь в виду, что на всех стадиях своего формирования мировой опыт государственного строительства и правового развития всегда был результатом взаимовлияния и взаимообогащения национальных государственно-правовых моделей. Тем более велико значение синтезирующего начала в нем в настоящее время, когда в мире стремительно набирают силу разнообразные интеграционные процессы, а Россия, отвергнув тоталитарный порядок организации общественной жизни, как никогда ранее тяготеет к признанным мировым сообществом стандартам. К этому Россию подталкивают и уроки ее прошлого.

Источник: https://uchebnik.online/gosudarstva-prava-istoriya/predmet-zadachi-kursa.html

Вопрос 1: Предмет и задачи истории. Источники и методы исторического исследования

    Понятие. Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование». В настоящее время термин «история» имеет несколько значений.

С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе – в этом смысле можно говорить об истории самых разных объектов и явлений (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом.

В похожих значениях понятие «история» применяется и в разговорной речи – как синоним слов «прошлое», «происшествие, случай» и «рассказ о произошедшем».

В рамках настоящего курса термин «история» используется в первую очередь для обозначения одной из гуманитарных дисциплин. История в этом случае – особая наука (или комплекс наук), занимающаяся изучением прошлого человеческого общества во всем его многообразии.

Исходя из этого, предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения человеческого общества и до настоящего времени.

Соответственно, главной задачей истории (основным её предназначением) следует считать познание (изучение и осмысление) прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.

Методы:

Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные).

Общенаучные методы подразделяются наэмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

– конкретно-исторический или идеографический метод;суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;

– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

– историко-генетический метод;связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

– ретроспективный метод;заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

– историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

– хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.

Источники:

«… В соответствии с одним из них под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. …»

«… Наиболее употребительной является классификация по форме кодирования и хранения информации.

В самом общем виде она делит источники на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете). …»

Источник: Учебник для технических вузов «История России», под редакцией М.Н. Зуева и А.А.Чернобаева, 2004

Мнение:

Источник: http://isitstory.blogspot.com/2013/01/1.html

Предмет, задачи и методология изучения истории

Этапы закрепощения крестьян

Таблица. Основные этапы закрепощения крестьян
Период Краткая характеристика этапа
XIV–XV вв. Введение устной, а затем по грамотам в отдельных землях регламентации срока перехода крестьян от одного феодала к другому в определœенное время – Юрьев день.
Кон. XV – кон. XVI вв. Введение по судебникам 1497 и 1550 гᴦ. – общегосударственной регламентации выхода крестьян в Юрьев день, определœение размеров пожилого – платы крестьянина феодалу в связи с переходом к другому хозяину. По судебнику 1550 ᴦ. закреплялась ответственность феодала за крестьян, и феодал становился ʼʼгосударемʼʼ для крестьянина. Т.е. юридически крестьяне приближались к холопам.
80-90-е гᴦ. XVI в. введение заповедных лет – срока, в течение которого крестьянам запрещалось переходить от одного хозяина к другому. 1581 ᴦ. – в некоторых местах, 1582 ᴦ. – везде.
1/2 XVII вв. введение урочных летсрока сыска беглых крестьян (от 5 до 15 лет).
1649 ᴦ. Введение соборным уложением царя Алексея Михайловича бессрочного сыска беглых крестьян государством. Окончательное оформление крепостного права.

(Семинар №1)

1) В чем сущность исторического знания, предмета истории?

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Первоначально значение слова ʼʼисторияʼʼ восходило к древнегреческому термину и означало ʼʼузнаваниеʼʼ, ʼʼустановлениеʼʼ.

ʼʼОтцом историиʼʼ считают древнегреческого ученого Геродота. В римской историографии слово ʼʼисторияʼʼ обозначало рассказ о событиях прошлого. История — составная часть гуманитарного образования, наука, изучающая прошлое человечества.

Историческое познание основано на изучении событий и фактов.

^ Предметом изучения истории является прошлое, деятельность и действия людей, осмысление закономерностей и уяснение базовых фактов — событий исторического развития страны с древности до наших дней. Предметом истории должна быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни.

Историки-материалисты считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые зависят от способа производства материальных блаᴦ. Такой подход отдает приоритет экономике, обществу, а не людям при объяснении причинности. Историки-либералы убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.

^ Научными категориями, которыми оперирует историческая наука, являются: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт и др.

Главным, а в большинстве случаев единственными источниками информации о прошлом являются исторические источники – всœе остатки прошлого, родившиеся в определœенное время и отражающие его реалии, несущие разнообразную информацию о прошлом. Посредством исторических источников историки получают необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания, позволяющий реконструировать прошлое во всœем его многообразии.

Исторические источники делятся на несколько групп: вещественные, письменные, изобразительные, устные (фольклорные), этнографические, лингвистические, фото-, кино-, фонодокументы. Самыми массовыми и распространенными являются вещественные источники.

Обратите внимание

Это бывают археологические находки (предметы быта͵ украшения, орудия труда, оружие), а также сохранившиеся предметы материальной культуры (здания, станки, утварь, приборы).

К письменным источникам относятся государственные акты, летописи, книги, письма, дневники и т.д. Изобразительные источники – графические (рисунки, карты, схемы), художественные (гравюры, картины), изобразительно-натуральные (скульптуры) предметы.

Наиболее современными являются такие исторические источники как фотографии, кинохроники, аудиозаписи, фонические записи и др.

К наиболее распространенным методам исторического исследования относятся методы историзма и объективности, которые предполагают всœесторонний анализ всœех источников, относящихся к изучаемому вопросу с целью выявления объективной исторической действительности. Эти методы помогают проводить анализ событий и процессов, которые обусловили то или иное историческое явление.

Выделяют три концепции исторического процесса. В религиозно- исторической концепции предметом изучения является движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом. Во всœемирно-исторической концепции предметом изучения является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага.

Читайте также:  «третья сила» и ее роль в развитии событий гражданской войны

Все народы проходят через одни и те же стадии прогресса – традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное (информационное). В рамках этой теории существуют три направления — формационное, либеральное и технологическое. В локально-исторической концепции предмет изучения — локальные цивилизации.

В марксистской историко- материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всœех важнейших исторических событий, процессов считается труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается особенное в историческом процессе — исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т.

д.), а также единичное, прежде всœего, деятельность исторических личностей.

Среди либеральных концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действуют множество факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп. К примеру, американский историк Р.

Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории России и ее место во всœемирно-историческом процессе: ʼʼБедность почвенно-климатичёских условий, что обусловило патримониальную форму государственного правления; влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства; заимствование христианства у Византии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ привело к упрочению авторитарной властиʼʼ.

Выделяют также формационный подход. Его основоположники – К.Маркс, Ф. Энгельс. История человечества, согласно ей, проходит следующие ступени развития — формации: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. Движущей силой развития общества является классовая борьба.

Л.Г. Морган предложил цивилизационный подход в изучении истории. И выделил три стадии цивилизации: дикость, варварство и цивилизация.

^ Изучение курса ʼʼОтечественная историяʼʼ определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенными из них являются: познавательная, воспитательная, политическая, мировоззренческая.

Важно

Познавательная – изучение различных явлений, фактов и событий, происходивших в России на разных этапах ее истории в хронологических рамках с VI по XXI вв.

Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всœемирной истории.

Воспитательная. Существует такой афоризм ʼʼИстория – наставница жизниʼʼ. Изучение истории воспитывает уважение к добру и справедливости, свободе и равенству, др.
Размещено на реф.

рф
человеческим качествам.

Знание истории Отечества формирует патриотизм, высокие моральные, нравственные и гражданские качества, помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая – позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на базе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает выработать обоснованный курс политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая – ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

^ 2. Восточные славяне и их сосœеди в древности

Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединœенная близостью языков и общностью происхождения. С течением времени они разделились на три большие группы — западные, южные, восточные (предки русских, украинцев, белорусов).

Первые сведения о славянах содержатся в трудах античных, византийских, арабских и древнерусских авторов. Античные источники. Плиний Старший и Тацит (I в. н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматским племенами. Тацит указывал воинственность и жестокость венедов.

Многие современные историки видят в венедах древних славян, сохранявших свое этническое единство и занимавших приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья. Византийские источники часто упоминали славян.

Прокопий Кесарийский и Иордан возводили современных им славян — венедов, склавинов и антов — к одному корню.

В древнерусских источниках данные о восточнославянских племенах содержатся в ʼʼПовести временных летʼʼ (ПВЛ), написанной киевским монахом Нестором в начале XII в. Прародиной славян он назвал бассейн Дуная.

Совет

Приход славян на Днепр с Дуная он объяснил нападением на них воинственных сосœедей, вытеснивших славян с их прародины.

Второй путь продвижения славян в Восточную Европу, подтверждаемый археологическим и лингвистическим материалом, проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень.

Восточные славяне расселились по Восточно-Европейской равнинœе: от Западной Двины до Волги, от Балтийского моря до Черного моря. У восточных славян насчитывалось 100-150 племен. Наиболее мощными были племена полян, древлян, северян, дреговичей, полочан, кривичей, радимичей и вятичей, бужан, белых хорватов, уличей и тиверцев.

Сосœедями славян на востоке были кочевые народы (степняки) — половцы, аланы, печенеги. На севере славяне сосœедствовали с варягами (скандинавами), финно-угорскими племенами (чудь, меря, мордва, весь), а на юге — с Византийской империей. С VII в. восточными сосœедями Киевской Руси стали Волжская Булгария, Хазарский каганат.

Славяне жили родоплеменным строем. Во главе племени стоял старейшина. С появлением имущественного расслоения на смену родовой общинœе пришла сосœедская (территориальная) – вервь. Основой хозяйственного уклада восточных славян являлось земледелие. Осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, славяне несли с собой земледельческую культуру.

Помимо подсечного и залежного земледелия с VIII в. н.э. в южных районах получили распространение пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с желœезным лемехом и тяглового скота. Основными зерновыми культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха. Скотоводство также играло важную роль.

У славян была распространена охота͵ рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел), развивались ремесла.

Большое значение имела внешняя торговля. Через земли восточных славян пролегал путь ʼʼиз варяг в грекиʼʼ, связывавший византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Обратите внимание

Политической основой союзов восточнославянских племен являлась ʼʼвоенная демократияʼʼ — переходный период перед созданием государства. Славяне объединялись в 15 военно-племенных союзов. Во главе союзов стояли военные вожди — князья, которые осуществляли управленческие и военные функции.

Наряду с князем и дружиной (профессиональные воины) у славян большую роль играли народные собрания (вече), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в т.ч. и выбор вождей. В вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины.

Основой мировоззрения восточных славян являлось язычество — обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Религиозные обряды отправляли волхвы – языческие жрецы.

Жертвоприношения, ритуалы происходили на капищах, в окружении идолов (каменные или деревянные изображения божеств). С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга.

В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам. Род — божественный образ родовой общины вмещал всю всœелœенную — небо, землю и подземное обиталище предков.

В дальнейшем славяне всœе более поклонялись Сварогу — богу неба и его сыновьям, Даждь-богу и Стрибогу — богам солнца и ветра. Со временем большую роль начинает играть Перун — бог грозы и молний, который особо почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде.

В языческий пантеон входили также Велœес (Волос) — покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков, Мокошь — богиня плодородия и др.
Размещено на реф.рф
Среди покровителœей славян были и боги низшего порядка – домовые, русалки, лешие, водяные, упыри и др.

Предмет, задачи и методология изучения истории — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Предмет, задачи и методология изучения истории» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/94968_predmet_zadachi_i_metodologiya_izucheniya_istorii

Предмет и основные задачи курса Отечественная история

История всегда вызывала огромный интерес общества. В прошлые годы отечественная история как наука во многом была политизирована, пронизана односторонними идеологическими догмами, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей, особенно молодежи.

Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает историкам быть предельно объективными.

Вместе с тем встречается немало случаев, когда ряд исследователей бросаются в крайность при оценках исторических событий, отходя от исторической объективности, не видят в отечественной истории ничего, кроме трагедий и ошибок. Такие подходы неприемлемы.

Важно

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труда по истории России крупных дореволюционных отечественных историков (Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др.). Сегодня это труды таких видных историков, как С. В.

Бахрушин, Б. Д. Греков, Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов, Л. Н. Гумилев, Т. А. Фоменко и других. Многие из названных авторов по своим концептуальным подходам противоречат друг другу. Но смысл исторической науки — не достижение единомыслия, а выработка приемлемых теорий, максимально полно объясняющих реалии прошлого.

Мы должны учитывать, что изучение отечественной истории должно проходить в контексте мировой истории. Изучающие историю должны разбираться в путях развития России и ее месте в мировом историческом процессе. Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, что проявляются в исторических событиях и фактах.

Читайте также:  Женевская конференция по разоружению и её провал

Основой любого исторического исследования является исторические источники. Без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержание и формы невозможно научное познание истории развития общества. К числу наиболее древних источников по истории России могут быть отнесены археологические. Это комплексы вещественных находок в культурном слое земли.

Важнейшими и наиболее старыми среди письменных источников являются летописи. Самые ранние работы историков-летописцев появились еще в X-ХII вв. Наиболее известна из них «Повесть временных лет» (XII в.). Одним из ценных источников являются Новгородские грамоты на бересте. Среди законодательных материалов не обойтись без таких, как «Русская правда», Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г.

, «Жалованные» грамоты дворянству и другие.

По Истории России с XVIII в. до настоящего времени имеется огромное количество различных источников: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений); периодическая печать (газеты, журналы и т. д.); документы и материалы музеев; кинофотофонодокументы.

Методы изучения истории группируются по принципу систематики общих, специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Среди других подходов важно назвать уникальные методы генеалогии, позволяющие раскрыть происхождение индивидов, семей и родов разного социального положения.

Таким образом, совокупность методологических принципов и методических приемов, источников и способов описаний исторической науки должны образовать непротиворечивую систему познания закономерностей действительности прошлого.

Источник: https://students-library.com/library/read/16408-predmet-i-osnovnye-zadaci-kursa-otecestvennaa-istoria

Предмет и задачи курса истории. В чем сущность исторического знания?

Первоначально значение слова «история» восходило к древнегреческому термину и означало «узнавание», «установление». «Отцом истории» считают древнегреческого ученого Геродота.

В римской историографии слово «история» обозначало рассказ о событиях прошлого. История — составная часть гуманитарного образования, наука, изучающая прошлое человечества.

Историческое познание основано на изучении событий и фактов.

Предметом изучения истории является прошлое, деятельность и действия людей, осмысление закономерностей и уяснение основных фактов — событий исторического развития страны с древности до наших дней. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни.

Историки-материалисты считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые зависят от способа производства материальных благ. Такой подход отдает приоритет экономике, обществу, а не людям при объяснении причинности. Историки-либералы убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой.

Научными категориями, которыми оперирует историческая наука, являются: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт и др.

 Главным, а в большинстве случаев единственными источниками информации о прошлом являются исторические источники – все остатки прошлого, родившиеся в определенное время и отражающие его реалии, несущие разнообразную информацию о прошлом.

Исторические источники делятся на несколько групп: вещественные, письменные, изобразительные, устные (фольклорные), этнографические, лингвистические, фото-, кино-, фонодокументы. Самыми массовыми и распространенными являются вещественные источники.

Это могут быть археологические находки (предметы быта, украшения, орудия труда, оружие), а также сохранившиеся предметы материальной культуры (здания, станки, утварь, приборы). К письменным источникам относятся государственные акты, летописи, книги, письма, дневники и т.д.

Изобразительные источники – графические (рисунки, карты, схемы), художественные (гравюры, картины), изобразительно-натуральные (скульптуры) предметы. Наиболее современными являются такие исторические источники как фотографии, кинохроники, аудиозаписи, фонические записи и др.

К наиболее распространенным методам исторического исследования относятся методы историзма и объективности, которые предполагают всесторонний анализ всех источников, относящихся к изучаемому вопросу с целью выявления объективной исторической действительности. Выделяют три концепции исторического процесса.

В религиозно- исторической концепции предметом изучения является движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом. Во всемирно-исторической концепции предметом изучения является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага.

Все народы проходят через одни и те же стадии прогресса – традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное (информационное). В рамках этой теории существуют три направления — формационное, либеральное и технологическое. В локально-исторической концепции предмет изучения — локальные цивилизации.

Совет

В марксистской историко- материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считается труд, производство, способ производства.

Наряду с этим признается особенное в историческом процессе — исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т.д.), а также единичное, прежде всего, деятельность исторических личностей.

Среди либеральных концепций широкое распространение получила плюралистическая интерпретация исторического процесса, когда не признается общая причина исторического развития, а считается, что в обществе действуют множество факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп.

Выделяют также формационный подход. Его основоположники – К.Маркс, Ф. Энгельс. История человечества, согласно ей, проходит следующие ступени развития — формации: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и коммунизм. Движущей силой развития общества является классовая борьба.

Л.Г. Морган предложил цивилизационный подход в изучении истории. И выделил три стадии цивилизации: дикость, варварство и цивилизация.

Изучение курса «Отечественная история» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенными из них являются: познавательная, воспитательная, политическая, мировоззренческая.

 Познавательная – изучение различных явлений, фактов и событий, происходивших в России на разных этапах ее истории в хронологических рамках с VI по XXI вв.

Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Обратите внимание

Воспитательная. Существует такой афоризм «История – наставница жизни». Изучение истории воспитывает уважение к добру и справедливости, свободе и равенству, др. человеческим качествам. Знание истории Отечества формирует патриотизм, высокие моральные, нравственные и гражданские качества, помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая – позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает выработать обоснованный курс политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая – ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе.

Источник: http://ifreestore.net/1055/1/

Предмет и задачи курса «История государства и права России»

Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

История государства и права близка к науке теории государства и права. Обе они изучают возникновение государства и права, основные этапы их развития.

Но отличает их то, что теория государства и права, вскрывая закономерности различных типов государства и права и соответствующих им правовых систем, абстрагируется от конкретных государств.

А история государства и права России изучает не только закономерности, но и особенности конкретных государств народов России и соответствующих им правовых систем в хронологической последовательности.

В отличие от отраслевых юридических наук история государства и права России изучает развитие государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.

Размежевание между науками – историей государства и права России и историей государства и права зарубежных стран – идет по следующему основанию.

Если история государства и права России изучает возникновение и развитие государства народов России с древнейших времен и до наших дней, то история государства и права зарубежных стран исследует становление и эволюцию государства и права за пределами российских границ.

Важно

Перед данной наукой стоит и еще одна задача – разоблачение фальсификаторов истории государства и права нашей страны.

Одной из основных задач науки истории государства и права России является критика реакционной, антинаучной историографии, начиная с разоблачения норманнской лжетеории происхождения древнерусского государства и кончая показом несостоятельности «концепции» ряда советологов, часто клевещущих на наше современное государство и право. Так, на Западе имеет хождение концепция восточного деспотизма, который якобы присущ русскому народу в отличие от народов Западной Европы. На этой основе строятся антинаучные теории «русской исключительности», «преемственности», «тоталитаризма», утверждается, что для русской монархии характерен восточный деспотизм.

Как известно, развитие государства и права происходит под влиянием многих факторов, каждый в свою очередь в той или иной степени изменчив, подвижен.

Сильное, нередко решающее воздействие на него оказывают события внутриполитической и международной жизни, социальные коллизии, идеологический режим; менее заметно, но более устойчиво влияние экономических процессов, культурных традиций; бывает и так, что доминирующую роль играют изменения в общественных настроениях, национальном сознании, демографические сдвиги, состояние окружающей среды и т.п. При этом каждая страна, имея свою совокупность причин и условий исторического развития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности. Общие закономерности государственно-правового развития в каждой стране сохраняются, но их проявление имеет свои особенности.

Таким образом, предметом истории отечественного государства и права являются общие закономерности и специфические особенности возникновения и развития государства и права России, как в целом, так и в рамках исторических эпох в определенной исторической обстановке.

История государства и права России, как и история государства и права зарубежных стран, является составной частью общеобразовательной и специальной подготовки кадров для всей системы правоохранительных органов и юридических служб в нашей стране.

Источник: https://magref.ru/predmet-i-zadachi-kursa-istoriya-gosudarstva-i-prava-rossii/

Ссылка на основную публикацию