Попытки осуществления политической и экономических реформ (1953-1964)

Попытки осуществления политических и экономических реформ в период правления Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.)

Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) произошла в то время, когда возможности политической и экономической системы уже исчерпали себя, породив серьезные социально-экономические и политические трудности в обществе.

Поэтому сталинские преемники должны были осуществить несколько взаимосвязанных задач, среди которых выделялись главные: обеспечение преемственности социально-политического курса, распределение важнейших партийно-государственных постов, осуществление некоторых реформ.

Внутриполитическая жизнь страны характеризовалась продолжением борьбы за власть. Был сокращен состав Президиума ЦК. Г. Маленков получил пост Председателя Совета Министров и возглавил Секретариат ЦК. Его заместителями стали: Л. Берия, возглавлявший МВД, В. Молотов, занимавший пост министра иностранных дел. Н.

Обратите внимание

Хрущев не имел никаких государственных должностей, занимая второе, а затем первое место в Секретариате ЦК. Наиболее реальным претендентом на власть был Берия, однако высшее руководство не могло допустить его усиления. Берия был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма и расстрелян.

Позиции Маленкова ослабились с падением Берии, с которым он был связан как организатор послевоенных репрессий. Хрущев, напротив, сумел укрепить своей авторитет: контролируя партийный аппарат, он начал расставлять на ведущие позиции своих сторонников. В начале 1955 г. Г.

Маленков был снят с поста Председателя Совета Министров из-за обвинения в причастности к фабрикации «ленинградского дела», в слабом руководстве сельским хозяйством, др.

Политические реформы Н, Хрущева

После, отстранения Маленкова фактически главой государства становится Хрущев. XX съезд КПСС в феврале 1956 г. и выступление на нем Н. Хрущева с докладом о культе личности Сталина стали поворотным пунктом в истории, началом частичной десталинизации и демократизации жизни страны.

В докладе приводились примеры беззаконий сталинского режима, которые связывались в основном лишь с деятельностью отдельных конкретных личностей, но о существовании тоталитарной системы вопрос не ставился. Это выступление укрепило авторитет Хрущева, что вызвало недовольство других партийных лидеров. В июне 1957 г .

на Пленуме ЦК Ворошилов и Каганович попытались отстранить Хрущева от руководства. Но благодаря поддержке партийных лидеров представители оппозиции были осуждены коммунистами как «антипартийная группа».

На том же Пленуме Хрущев добился введения в состав Президиума ЦК новых лиц, поддержавших его в трудный час, – Брежнева, Жукова, Игнатова и др.

Продолжая свою реформаторскую линию, Хрущев успел сделать радикальные шаги в перестройке правящей партии. На XXII съезде в октябре 1961 г.

Важно

были внесены изменения в Устав КПСС, которые касались демократизации самой партии, условий приема в нее, расширения прав местных партийных организаций, расширения прав союзных республик. В 1957 г .

восстанавливались права депортированных при Сталине народов, в конце 50-х гг. стали возникать различные формы общественного самоуправления и т.д.

Экономические реформы Н. Хрущева (50-е – середина 60-х гг.)

Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать ссельского хозяйства.

Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено.

Поэтом}' вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г. началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством срасширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т.е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс.

предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 г. правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства).

Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 г. проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские.

В развитии промышленностибольшое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности.

Совет

Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые «рязанский мясной эксперимент», «кукурузная эпопея», выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, др.

Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г., разгон демонстрации студентов в 1958 г.).

С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации.

Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением! функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).

Таким образом, экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления.

Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре.

В результате в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.

Внешняя политика

Либерализация внутренней политики сопровождалась либерализацией внешнеполитического курса. Советским руководством была выдвинута концепция о необходимости мирного сосуществования государств.

Обратите внимание

СССР выступал с предложениями о сокращении вооружения и прекращении ядерных испытаний. Однако эти инициативы не были поддержаны западными державами, продолжавшими наращивание военного и потенциала НАТО.

Для осуществления противовеса этому союзу, а также для военного сотрудничества социалистических стран и СССР в мае 1955 г .

была создана Организация Варшавского Договора (СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания), и, смотря на консолидацию, внутри «социалистического лагеря» наблюдались противоречия, вылившиеся в антисоветские выступления (восстановление в Венгрии, 1956 г ., и берлинский кризис, 1961 г .).

Вслед за «берлинским кризисом» последовал «карибский» ракетный кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы. После победы на Кубе революционных сил во главе с Ф. Кастро США развернули подрывную войну против нового кубинского режима. В 1962 г .

СССР решил помочь Кубе и разместил на острове ракеты с ядерными боеголовками. Узнав об этом, американские военные начали готовить немедленное нанесение ядерных ударов по кубинским и советским территориям с территорий США и Турции.

Ситуацию в последний момент удалось разрешить только после прямых переговоров американского президента Дж. Кеннеди и Н. Хрущева (22-27 октября 1962 г.).

Карибский ракетный кризис стал кульминацией «холодной войны», после которого начался процесс улучшения отношений СССР и капиталистических стран и переход от противостояния к «мирном сосуществованию».

На рубеже 50-60-х гг. СССР проявлял активность в отношениях со странами «третьего мира» (Юго-Восточная Азия, Ближний Восток), поддерживая коммунистические движения в Южном Вьетнаме, Лаосе, Таиланде, Малайзии, Бирме.

Важно

Активно развивались отношения с Индией и Индонезией, Камбоджей, Непалом, Египтом, Алжиром, которые Советское правительство классифицировало как «развивающиеся страны социалистической ориентации».

СССР стремился экономически и политически поддержать правительства этих государств с целью изоляции их от капиталистических стран.

Другой источник:

Реформы, проведенные Н.С. Хрущевым в экономике, не затрагивали ее базисных основ и проводились главным образом в управленческо-административной сфере. Так, в 1957 г. была осуществлена реформа управления промышленностью. Вместо отраслевого принципа (через соответствующие министерства) вводился территориальный.

Упразднялись союзные промышленные министерства, которые заменялись советами народного хозяйства (совнархозами) и которые на местном региональном уровне должны были управлять предприятиями и устанавливать прямые связи между собой. Это дало кратковременный эффект, расширив возможности кооперации и специализации предприятий.

Но очень скоро в условиях жестко централизованной плановой экономики возобладали местническо-обособленческие тенденции, стали проявляться нарушения в единой технической политике и др. Это пытались преодолеть в 1962 г. укрупнением совнархозов.

Были созданы республиканские совнархозы и Совет народного хозяйства СССР, а также государственные комитеты по отраслям промышленности, но должного эффекта не получилось. Местнические и дублирующие тенденции по-прежнему сохранялись.

Хрущевское руководство промышленностью привело к концу 1950-х-началу-1960-х гг. к возникновению следующих неблагоприятных экономических тенденций:- значительному увеличению капиталовложений и быстрому росту кредитов, превышающих возможности государственного бюджета, неконтролируемому росту промышленности группы «А» (производство средств производства);

– массовому притоку низкоквалифицированной рабочей силы из сельской местности и увеличению текучести кадров;

– ощутимому снижению темпов экономического роста.

Ситуацию усугубило разделение партийных органов на промышленные и сельские, что в итоге привело к различного рода несогласованностям и вызвало недовольство партийно-государственных чиновников.
В области аграрной политики, как правило, выделяются два этапа аграрно-преобразовательной деятельности хрущевского десятилетия.

Совет

Первый этап относится к 1953-1958 гг. и характеризуется как наиболее активный и результативный, так как в этот период наблюдается рост сельскохозяйственного производства за счет предоставления крестьянству и колхозам большей самостоятельности в планировании и укреплении производства, внедрения принципа материальной заинтересованности в труде, освоения целины.

К концу 1958 г. объем общей валовой продукции возрос почти в 1,5 раза, товарной – в 1,8 раза, продукции животноводства – почти в два раза.

Второй этап относится к концу 1950-х-1964 гг. и характеризуется усилением административно-бюрократического нажима на аграрный сектор.

Первая административная реформа в области сельского хозяйства заключалась в ликвидации МТС (машинно-тракторных станций) и принудительной передаче техники в собственность колхозам с удержанием их стоимости, что полностью поглощало финансовые ресурсы сельскохозяйственных производителей, накопленные в результате повышения закупочных цен. Отрицательными последствиями этой реформы стали потеря большинства кадров механизаторов в результате их отъезда в города и рабочие поселки, а также сокращение парка сельхозмашин.

Вторая реформа была направлена на укрупнение колхозов (83 тыс. – в 1955 г., 68 тыс. – в 1957 г., 45 тыс. – в 1960 г.) с целью образования сильных крупных хозяйств, что, по существу, возрождало отвергнутую при И.В. Сталине идею создания агрогородов и отражало стремление ускорить социальное преобразование деревни.

Н.С.

Хрущев как реформатор большевистской школы свято верил во всесилие организационных мер, подчас неподкрепленных ни серьезными научными расчетами, ни необходимыми материально-финансовыми возможностями, поэтому большинство преобразований осуществлялось в форме различных кампаний. Например, самая известная – «кукурузная кампания», плачевно закончившаяся и приведшая к общему снижению сбора зерновых в стране.

К кампаниям следует отнести и ряд партийных решений, направленных на ограничение и ликвидацию личных подсобных хозяйств граждан, реализация которых имела тяжелые последствия для страны. Резко ухудшилось продовольственное снабжение людей, стало нарастать недовольство граждан.

Читайте также:  Россия и народы балканского полуострова

В этой ситуации правительство впервые стало осуществлять массовые закупки зерна за границей, хотя среднегодовой сбор зерна в стране не сократился и был даже выше, чем в предыдущий период. Он составлял в среднем 129,3 млн тонн в 1959-1964 гг., против 80,9 млн тонн в 1949-1953 гг.

Обратите внимание

Основную роль, как считают историки-аграрники, сыграли демографический фактор и кризис потребления. Речь идет о росте миграции из села в город (т. е.

о сокращении количества производящих сельскохозяйственную продукцию и увеличении числа ее потребляющих в городе), что связано как с субъективными просчетами в аграрной политике Н.С.

Хрущева, так и с объективными процессами урбанизации и влиянием научно-технической революции на общество.

В июне 1962 г. повысились цены на 30 % на мясо и на 25 % на масло. По стране прокатилась волна забастовок. Самый внушительный протест был в Новочеркасске, где произошли кровавые события.

По приказу высших партийно-государственных инстанций была расстреляна многочисленная рабочая демонстрация.

Партийная пропаганда постоянно убеждала, что реформы сами по себе должны приводить к позитивным изменениям в обществе.

XXII съезд КПСС (октябрь 1961 г.) утвердил новую программу партии. Был сделан иллюзорный вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и вступлении страны в период строительства коммунизма. Утверждалось, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Советский исторический опыт показал утопичность благородных устремлений партийных руководителей.

Импульсивные хрущевские реформы, несмотря на все их издержки, имели ярко выраженную социальную направленность на улучшение условий жизни населения. Регулярно повышалась зарплата в промышленности. В 1956 г. был отменен антирабочий закон 1940 г., прикреплявший работников к предприятиям. Отныне появлялась возможность менять место работы, уведомив об этом администрацию за две недели.

Важно

Сокращалась также продолжительность рабочей недели с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Удвоился размер пенсий, а пенсионный возраст снизился до 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Обделенными, правда, оказались сельские жители, получившие право на пенсию только в 1964 г.

, и их пенсионный барьер был на пять лет выше, чем у остальных категорий трудящихся.

Наиболее значимой социальной мерой в хрущевское десятилетие стала большая программа жилищного строительства. С 1955 г. по 1964 г. городской жилищный фонд увеличился на 80 %, т. е. 54 млн человек получили жилье (каждый четвертый житель страны). Вместе с тем социальная политика в эти годы характеризовалась определенной двойственностью и противоречивостью.

С одной стороны, были предприняты беспрецедентные по масштабам практические меры по подъему жизненного уровня населения, а с другой – проводимые мероприятия носили уравнительно-распределительный характер, что привело к огромному росту общественных фондов потребления, которые объективно являлись тяжелым грузом для плановой экономики.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2795; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s36938t1.html

Попытки осуществления политических и экономических реформ в 1953 – 1964 гг.: реалии и утопии

В 1953-1957 гг. в результате ожесточенной борьбы за власть победил Н. С. Хрущев, который с 1958 г. совмещал посты Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Из политической жизни были устранены Л. П. Берия, Г. М. Маленков, В. М. Молотов, Л. М. Каганович и другие ближайшие сподвижники Сталина.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по “делу врачей”. В 1953 г. был арестован Л.П. Берия. Он обвинялся в намерении разграни­чить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании расширить полномочия МВД – своей главной опоры в борьбе за власть. Берия был исключен из партии как “враг народа” и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства зани­мала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности, по преодолению культа личности И.В. Сталина. В печати началась критика культа личности И.В.

Стали­на. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в орга­нах внутренних дел и госбезопасности. Осуществлялась работа по реа­билитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова.

Преобразования в общественно-политической жизни.

Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восста­новление законности в общестенно-политической сфере. Для укрепле­ния правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия.

Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депор­тированных народов.

Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов.

Совет

Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации, многочис­ленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа И.В. Ста­лина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической партии на международной арене. В 1957 г.

группа партийных лидеров, возглавляе­мая Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым и J1.M. Кагановичем, попыта­лась сместить Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов “коллективного руково­дства” и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме.

Одна­ко открытое сопротивление части партийных и государственных руко­водителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Н.С. Хру­щева. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Г.М. Ма­ленкова, В.М. Молотова и JI.M. Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии.

Участники группы были исключе­ны из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов.

Обновление аппарата власти.

Новая программа провозгласила вступление страны в период “развернутого коммунистического строительства”.

В Программе были определены задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход к коммуни­стическому самоуправлению, воспитание нового человека.

Осуществле­ние программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. “Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме”, – утверждал Н.С. Хрущев.

Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудо­вой подъем населения.

Обратите внимание

Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г.

в связи с обострением продовольственного положения были по­вышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского насе­ления.

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Во второй половине 1953 г. нача­лись кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономиче­ского курса.

Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности – сырьем. Повышение бла­госостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства.

Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Центральное место в ней занимали: повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой политики. Изменялась система планирования сельскохозяйст­венного производства. Отныне государство определяло лишь объем за­готовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель.

Вся совокупность экономических мер позволила добиться опреде­ленных успехов в развитии аграрного производства

Действовали силовые методы управления отраслями агросферы.

В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение на­ходящегося в личной собственности крестьян поголовья скота.

Важно

Усили­лись волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам – по его на­стоянию – рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

Результатом непродуманных мер стало обострение продовольствен­ной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.



Источник: https://infopedia.su/13xed53.html

54. СССР в 1953-64 гг. Попытка осуществления политических и экономических реформ

5 марта 1953 умер Сталин.

Его смерть знаменовала окончание одного из наиболее противоречивых периодов отечественной истории, вобравшего в себя героизм, энтузиазм, социальное творчество масс и подавление инакомыслия, форсированную модернизацию страны и утверждение командных методов её осуществления, прорывы к демократии и насаждение тоталитаризма.

Наследники Сталина вынуждены были пойти на существенные коррективы внутренней и внешней политики. В ходе жесточайшей борьбы за власть, растянувшейся на несколько лет, место фактического лидера страны занял Н. С. Хрущёв, ставший в сентябре 1953 первым секретарём ЦК КПСС.

На закрытом заседании 20-го съезда КПСС (февраль 1956) Хрущёв подверг резкой критике “культ личности” Сталина и его последствия. Впервые было заявлено, что большинство репрессированных “врагов народа” – честные граждане своей страны (доклад Хрущёва был опубликован в СССР только в 1989).

Начался процесс реабилитации жертв массовых репрессий. Летом 1957 группа высших партийных и государственных деятелей, входивших в Президиум ЦК КПСС, предприняла попытку сместить Хрущёва с поста первого секретаря ЦК. Опираясь на силовые ведомства, Хрущёв не только сохранил свой пост, но и значительно упрочил свои позиции в партии и государстве: сохраняя высший партийный пост, он в 1958 возглавил и правительство СССР.

Летом 1953 был объявлен курс на ускоренное развитие сельского хозяйства, лёгкой и пищевой промышленности. На практике приоритетным по-прежнему оставалось производство средств производства, составившее к началу 60-х гг. около 3/4 общего объёма промышленного производства. В 1950-х – начале 60-х гг.

объём производства в машиностроении, химии и нефтехимии, электроэнергетике и ряде других отраслей увеличился в 4-5 раз. Впрочем, вдвое вырос объём производства в лёгкой, пищевой и других отраслях промышленности, производящих товары для нужд населения. В гражданской сфере наибольший рывок был сделан в жилищном строительстве, достигшем в начале 60-х гг.

пика в своём развитии. В 1957 в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник земли, в 1961 осуществлён первый в истории полёт человека в космос; им стал советский лётчик-космонавт Ю. А. Гагарин.

Совет

Официальная советская пропаганда рассматривала эти достижения не только как символы научно-технического прогресса, но и как доказательство преимущества социалистического строя.

Однако в целом руководству СССР не удалось обеспечить полноценное осуществление научно-технической революции, охватившей все наиболее развитые страны мира, что в последующие годы обусловило техническое отставание страны на наиболее перспективных направлениях. Неудачей завершилась проведённая во второй половине 50-х гг.

Читайте также:  Российские реформы 60-70-х гг. 19 в.

реформа управления промышленностью и строительством, суть которой состояла в переходе от вертикального (отраслевого) к горизонтальному (территориальному) принципу. Реформа значительно укрепила экономическую роль союзных и автономных республик и регионов РСФСР, но в то же время затруднила общесоюзные связи, координацию деятельности однородных и смежных предприятий, расположенных в различных регионах, осложнило проведение согласованной научно-технической политики.

На сентябрьском (1953) пленуме ЦК КПСС впервые в истории советского государства поставлен вопрос об экономическом стимулировании сельского хозяйства, в частности о повышении закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

В начале 1954 принята программа освоения целинных и залежных земель как первоочередного средства решения продовольственной проблемы. Освоение целины объявлялось первоочередной задачей партийных и комсомольских организаций.

Колхозы получили определённую самостоятельность, а колхозники уравнены с работниками промышленности в праве на пенсию и другие социальные права. В 1953-58 прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предшествующим пятилетием. Однако с конца 50-х гг.

наметился поворот к прежним административным методам руководства сельским хозяйством. Началось свёртывание личных подсобных хозяйств, объявленных помехой развитию социалистических методов хозяйствования. К началу 60-х гг. вновь обострилась продовольственная проблема.

Решение правительства стимулировать развитие животноводства повышением розничных цен на мясо и масло (1962) вызвало острое недовольство городских жителей. В ряде регионов прошли митинги и демонстрации протеста; демонстрация рабочих и служащих Новочеркасска была подавлена войсками.

Обратите внимание

Опасаясь дальнейшего роста социальной напряжённости, партийно-государственное руководство впервые в истории России и СССР пошло на закупку зерна в США, что положило начало растущей зависимости страны от продовольственного импорта. Показателем кризиса “социалистического” сельского хозяйства стал провал заданий 7-летнего плана (1959-65); фактический рост сельскохозяйственного производства за годы “семилетки” составил 15% вместо плановых 70%.

Период с 1953 до начала 60-х гг. получил название “оттепели”, которая коснулась всех сторон жизни советского общества, включая идеологию и культуру. Важнейшим явлением литературы стала публикация в 1962 повести А.

Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, рассказывавшей о буднях советского концлагеря. Однако и в период “оттепели” КПСС полностью сохраняла рычаги идеологического контроля. В 1958 была развязана кампания против Б.

Пастернака в связи с присуждением ему Нобелевской премии за опубликованный в Италии роман “Доктор Живаго”.

Начиная с 1953-54, активизировалась внешняя политика СССР. В 1958 состоялся первый визит главы советского правительства в США. В 1963 заключён договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх сферах – в атмосфере, в космосе, под водой.

Наметившиеся сдвиги в отношениях с Западом не имели под собой прочной основы. Прорывы в этих отношениях сменялись кризисными ситуациями, связанными с действиями обеих сторон.

Особенно острым стал Карибский кризис 1962, возникший в связи с размещением советских ракет на Кубе, в непосредственной близости от США, и поставивший мир на грань ядерной войны.

Для укрепления своих позиций в странах социалистического лагеря Советский Союз использовал все возможные рычаги – от финансовой, экономической и технической помощи до силового давления.

Важно

В 1955 был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии) – Организация Варшавского договора, противопоставленный НАТО. В 1956 Советский Союз при молчаливом одобрении своих союзников подавил антикоммунистическое восстание в Венгрии. В начале 1960-х гг. резко обострились отношения СССР с крупнейшей социалистической страной – Китаем, вызванные идеологическими разногласиями и расхождением стратегических интересов двух стран.

В 1961 на 22-м съезде КПСС была принята 3-я программа КПСС. Исходя из ошибочного тезиса, что социализм в СССР победил “полностью и окончательно”, программа провозглашала вступление страны в период “развёрнутого строительства коммунизма”.

Программа предусматривала создание к 1980 материально-технической базы коммунизма (выход на первое место в мире по производству продукции на душу населения и производительности труда, достижение самого высокого в мире уровня жизни народа), постепенный переход к коммунистическому самоуправлению и воспитание нового, всесторонне развитого человека. Последующее развитие страны показало утопичность всех основных положений программы.

Источник: https://it-iatu.ru/ond/istoriya/sssr_v_1953-64_gg_popytka_osuschestvleniya_politicheskih_i_ekonomicheskih_reform

Попытки осуществления политических и экономических реформ

Борьба за власть внутри высшего эшелона политического руководства страны после смерти Сталина. Варианты развития страны. Приход к власти Н.С.Хрущева. Политический портрет Н.С.Хрущева и его реформы.

ХХ съезд КПСС. Осуждение культа личности Сталина. Курс на демократизацию общественной жизни страны. Проблемы десталинизации советского общества (1953-1964).“Оттепель” в духовной жизни общества после ХХ съезда КПСС.

Попытки реформирования партийно-государственной системы в 50-60-е гг. Н.С.Хрущев и его реформы. Внешнеполитический курс СССР в 1950-е – первой половине 1960-х годов.

Внутренняя политика партийно-государственного руководства во главе с Л.И.Брежневым. Консерватизм брежневского руководства и нарастание негативных процессов во всех сферах жизни советского общества. Тенденции к неосталинизации в общественно-политической жизни страны.

Диссидентское и правозащитное движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития. А.Сахаров.

НТР и ее влияние на ход общественного развития.

Характеристика развития СССР середины 60-х – середины 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Изменения в социальной структуре Советского общества в 60-80-е гг. и их влияние на состояние общества. Новая волна эмиграции из СССР как показатель кризиса системы.

Внешняя политика СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. Власть и общество в первой половине 80-х гг.

Тема 10. Советский Союз в 1985 – 1991 гг.

Совет

Политика перестройки советского общества. Этапы политики перестройки. Концепция ускорения социально-экономического развития страны. Экономические реформы 1985-1991 гг.

Политика “гласности” и ее влияние на раскрепощение духовной жизни общества. Реформа политической системы в СССР во второй половине 80-х – начале 90-х годов: цели, этапы, итоги.

Внешняя политика советского правительства во второй половине 80-х гг. Диалектика “нового мышления” М.С.Горбачева: достижения и просчеты.

 Августовский путч 1991 г.: попытка государственного переворота и ее провал. Распад СССР: причины и последствия. Беловежское соглашение. Образование в Алма-Ате содружества независимых государств (СНГ).

Тема 11,Тема 12. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-политической модернизации.

Переход к рынку: замыслы и первые итоги. Основные направления экономической и внешней политики правительства в 1992-1999 гг.     

 Развитие политической системы России в 1992-1999 гг. Октябрьские события 1993 г.     Конституционный кризис и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Формирование гражданского общества и правового государства. Демографические и миграционные процессы в 90-е годы.

Внешнеполитические приоритеты российской дипломатии. Отношения с республиками бывшего СССР. Ориентация на Запад. Национальные геополитические интересы Российской Федерации. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.                                                                                           

Образование, наука и культура в современной России.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАР № 1

Тема: Славянский мир. Древняя Русь: проблемы социально-экономического, политического и культурного развития ( Y-XI вв.)

1. Различные точки зрения по проблеме происхождения славян.

Обратите внимание

2. Образование государства Киевская Русь. Норманнская и антинорманнская теории происхождения древнерусского государства.

3. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси.

4. Характер и основные направления внешней политики Древней Руси.

· Русско-византийские связи;

· Древняя Русь и кочевники;

· Русь и мусульманский мир.

Специальная литература

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков IX-XII вв. – М.: Пресс, 1999.

 «Повесть временных лет». В кн.: Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. // Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: Проспект, 1999.

«Русская Правда».- Там же.

«Правда Ярославичей». – Там же.

«Изборник». – Там же.

«Поучение Владимира Мономаха».- Там же.

Вопросы для самопроверки изучаемого материала

1. Какие существуют точки зрения на проблему происхождения славян?

2. Под влиянием каких внутренних и внешних условий проходило формирование древнерусского государства?

3. Как Вы можете определить социальный строй древнерусского государства?

4. В чем Вы видите общее и особенное в социально-экономическом развитии Древней Руси в IX, X, XI вв.?

5. Что Вы можете сказать об общих и отличительных чертах политического строя Руси в IX, X, XI вв.?

6. Какие категории свободного и зависимого населения Вы можете назвать, опираясь на древние русские летописи и первый свод законов?

7. Какие соседи Древней Руси представляли для нее наибольшую угрозу?

8. Как Вы понимаете применительно к Руси сущность понятия «раннефеодальное государство»? Чем оно отличается от других характеристик европейских государств этого времени?

Источник: https://studopedia.net/1_30847_popitki-osushchestvleniya-politicheskih-i-ekonomicheskih-reform.html

Попытка осуществления политических и экономических реформ. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития

Прежде чем говорить о политике СССР в 1953-1964 гг., необ­ходимо остановиться на предпосылках реформ, которые в этот пе­риод носили противоречивый, порой взаимоисключающий харак­тер. На Н. С.

Хрущева, который с 1953 г. был Первым секретарем ЦК КПСС, а с 1958 г. — Председателем Совета министров СССР, действовали две группы факторов, которые и определили некото­рую противоречивость его политики.

Во-первых, это был нарастающий социальный протест во всех слоях общества, чреватый широкомасштабными открытыми высту­плениями, связанный с крайне жесткой, консервативной внутрен­ней политикой, низким уровнем жизни, дефицитом самых …
необхо­димых потребительских товаров.

Важно

Страх перед репрессиями обусло­вил бездействие и безынициативность низших звеньев исполни­тельной власти. Количество заключенных в системе ГУЛАГа пре­высило критический уровень, были нередки их открытые выступ­ления. Очевидным было истощение ресурсов агропромышленного сектора.

Нарастало международное противостояние.

Во-вторых, на нового лидера давило его окружение, боявшее­ся даже самых умеренных демократических реформ, ответственно­сти за принятие решений, непредсказуемости его указов. Кроме то­го, необходимо принять во внимание руководящий опыт Хрущева, полученный при И. В. Сталине, и его вполне искренние коммуни­стические убеждения.

После смерти Сталина S марта 1953 г. власть в государстве оказалась сосредоточенной в руках трех человек: председателя Со­вета Министров СССР Г. М. Маленкова, секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева и руководителя МВД Л. П. Берии.

С последним представители партийного аппарата связывали страх репрессий, в его руках была вооруженная сила, по численно­сти сопоставимая с армией, он курировал всю атомную промыш­ленность. Поэтому летом 1953 г. Берия был арестован, а зимой того же года расстрелян по нелепому обвинению в шпионаже в пользу Великобритании.

Г. М. Маленков не проявил достаточной гибкости и смелости, не завоевал симпатии партийной верхушки. В 1957 г. он и его сто­ронники (В. М. Молотов, Л. М. Каганович, К. Е. Ворошилов, Н. А. Булганин и др.

) открыто выступили против политики Хруще­ва на Пленуме ЦК КПСС, но не получили поддержки. Их демарш был квалифицирован как образование «антипартийной группы».

Молотов, Маленков и Каганович были исключены из состава Пре­зидиума ЦК КПСС, остальные лишились своих постов позднее.

Читайте также:  Русско-японская война 1904-1905 гг.

Внешняя политика развивалась на основании двух принципи­ально новых доктрин, выработанных на XX съезде КПСС:

— о возможности мирного сосуществования государств с раз­личным политическим строем;

— о возможности установления в стране социализма парла­ментским (нереволюционным) путем, в связи с чем финансирова­лись компартии развитых капиталистических стран.

В 1955 г. страны СЭВ объединились в Организацию Варшав­ского Договора (ОВД), предполагавшую ведение общей оборонной политики, широкое военное сотрудничество. В связи с нежеланием руководства Венгрии осудить просталинскую политику и репрессии в собственной стране, в октябре 1956 г.

Совет

антикоммунистическому подполью удалось вывести на улицы Будапешта десятки тысяч лю­дей. Коммунистический режим был свергнут. Хрущев очень болез­ненно отреагировал на эти события. В ноябре того же года вооружен­ными силами СССР по просьбе нового лидера коммунистической партии Я.

Кадара Венгрия была возвращена в «лоно» социализма.

Имели место антикоммунистические выступления в Польше, они были прекращены без применения вооруженной силы. В связи с критической оценкой некоторых аспектов деятельности Сталина нарушились отношения СССР с тоталитарными режимами Алба­нии и Китая. Продолжалась поддержка национально-освободитель­ных движений, оказывалась экономическая помощь просоветски ориентированным развивающимся странам.

В 1956 г. ценой обещания Советского Союза о передаче Япо­нии двух из четырех спорных островов Курильской гряды с этим государством был подписан мирный договор. На международной встрече Англии, Франции, США и СССР был определен статус Западного Берлина, узаконено разделение Германии на два госу­дарства.

Н. С.

Хрущев стремился к контактам с развитыми капитали­стическими странами — как в целях укрепления и стабилизации ме­ждународного положения СССР, так и чтобы почерпнуть опыт бо­лее прогрессивного экономического управления, установления приоритетных сфер научных исследований и оборонной политики. Его визит 1959 г. в США произвел позитивное впечатление как на политиков, так и на широкие слои общества этой страны.

Но противостояние, названное «холодной войной», сохраня­лось и достигло своего апогея в 1961-1962 гг. во время «Карибско­го кризиса». На Кубе в 1959 г. произошла антиимпериалистическая, национально-освободительная революция с приходом к власти Ф. Кастро. СССР оказывал новому союзнику активную помощь. В 1961 г.

США предприняли попытку высадки морского десанта на побережье Кубы, а в качестве ответной меры в 1962 г. на острове были размещены советские ядерные ракеты. Правительство США выдвинуло ультиматум, требуя немедленного вывода ракет с Кубы.

Войска обеих держав находились в состоянии боевой готовности, но совместными усилиями дипломатов вооруженного конфликта удалось избежать; таким образом, возник уникальный опыт страте­гического сотрудничества, взаимных компромиссов двух противо­стоящих государств. В дальнейшем международная напряженность спадала. В 1963 г.

было подписано международное соглашение об ограничении ядерных испытаний. В дальнейшем СССР в односто­роннем порядке выступил с инициативой по сокращению тактиче­ского ядерного оружия.

Обратите внимание

Она не была поддержана другими государ­ствами, а в СССР была проведена, но для сохранения стратегиче­ского паритета снятые с вооружения ракеты были заменены более новыми, размещенными преимущественно на подводных и надвод­ных кораблях.

Внутреннюю политику страны в значительной степени опре­дели доклад Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС, в котором крити­ковалась репрессивная политика и культ личности Сталина.

Пре­кратились массовые репрессии, многие политические заключен­ные были освобождены, работали комиссии по прижизненной и посмертной реабилитации.

Была осуждена депортация народов, в том числе крымских татар и немцев Поволжья, однако не было создано никаких предпосылок для их возвращения на исконные места обитания.

В партийных органах был введен принцип ротации кадров, на работников партийного аппарата возлагалась определенная ответ­ственность за принятые ими решения. Была предоставлена большая автономность органам местного самоуправления в союзных и авто­номных республиках.

Однако попытки людей самостоятельно переосмыслить реше­ния XX съезда, развивать их в плане дальнейших демократических реформ в рамках социалистического общества жестко преследова­лись, тем более, что отношение самого Н. С.

Хрущева к деятельно­сти его предшественника было двойственным — он не одобрял лишь отдельные аспекты его деятельности, но считал его настоящим мар­ксистом, связывал с его усилиями достижения страны в период его руководства.

В экономике страны по-прежнему сохранялись директивные методы управления, однако предприятиям была предоставлена не­сколько большая самостоятельность. Вместо системы отраслевых министерств в 1957 г.

Важно

была введена система комплексного хозяйст­венного управления — так называемые совнархозы. Прежний цен­трализованный принцип управления сохранялся лишь в стратегиче­ских областях промышленности.

Предпринимались дальнейшие шаги по развитию потребительской промышленности, несмотря на сохраняющийся в экономике приоритет ВПК, тяжелой индустрии и ядерной энергетики.

Государство вкладывало значительные ресурсы в фундамен­тальные и прикладные исследования. Был снят запрет на разработ­ки в области таких дисциплин, как генетика (в которой ученые СССР до 30-х гг. имели мировой приоритет), кибернетика, кванто­вая механика. Стремительно развивались другие области науки. В 1954 г. была запущена первая советская АЭС.

Был достигнут абсо­лютный приоритет СССР в сфере космических исследований — в 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли, а в 1961 г.Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет. В том же году состоялся XXII съезд КПСС, принявший третью программу партии — программу строительства коммунизма.

Реформы затронули и аграрный сектор: были повышены заку­почные цены на сельхозпродукцию, ликвидирована система МТС, производились крупные капиталовложения в сельское хозяйство, на село направлялись квалифицированные кадры, колхозники были уравнены в правах с остальными гражданами, расширились воз­можности ведения личных хозяйств, началось освоение целинных земель. Нужно отметить, что из-за непродуманных технологий зем­лепользования через несколько лет эксплуатации урожайность их снижалась, начиналась эрозия почв, пыльные бури, однако в тече­ние нескольких лет эти земли давали до 40% зерновой продукции страны. В дальнейшем нарастающий кризис экстенсивного ведения аграрного хозяйства вынудил правительство начать закупку зерна за рубежом. Не полностью оправдала надежды и кукуруза, культу­ру возделывания которой Н.С.Хрущев пытался перенять в США, так как видел в ней ценный источник как зерна, так и кормовой массы для скота.

Был введен 7-часовой рабочий день, обязательное 8-летнее образование, отменена плата за обучение в гражданских учебных заведениях, введенная в 30-е гг. в связи с тотальной милитаризаци­ей экономики. Программы высшего образования приводились в со­ответствие с новым уровнем развития науки.

Велось интенсивное строительство жилья, с ориентацией пре­имущественно не на коммунальные, а на отдельные квартиры, ко­торые предоставлялись миллионам людей. Значительно уменьши­лось количество проживающих в бараках и коммунальных кварти­рах. Повышался, достаточно значительно, уровень заработной шта­ты, особенно среди наиболее низкооплачиваемых категорий тру­дящихся.

Переживала подъем и культурная жизнь: открылось много журналов, где сотрудничали известные литераторы, публиковались многие запрещенные ранее произведения, в том числе творчество поэтов Серебряного века, была опубликована повесть А. И. Солже­ницына «Один день Ивана Денисовича».

В дальнейшем свободомыслящие деятели культуры подверга­лись репрессиям, их произведения не публиковались, исходя из своих личных вкусов руководитель государства инспирировал пре­следования художников-авангардистов.

Совет

Изменения затронули и армию. Вдохновленный успехом но­вых видов вооружений, Н. С. Хрущев принимал меры к развитию ракетостроения и ракетных войск за счет авиации и флота.

Числен­ный состав армии был сокращен более чем вдвое, что вызвало недовольство не только генералитета, но и многочисленного среднего и младшего офицерского состава, которые оказались выброшенны­ми на улицу без каких-либо социальных гарантий и возможностей профессиональной переподготовки.

Среди населения рос протест против постепенного повышения цен на продукты питания, в крупных городах он вылился в откры­тые выступления в начале 60-х гг., самое крупное из них — в Ново­черкасске в 1962 г. — было жестоко подавлено силами армии и внутренних войск.

Работники партийного управленческого аппарата боялись пер­спективы ротации кадров, принятия ответственности за свои реше­ния, генералитет был недоволен армейскими реформами, высших руководителей беспокоила противоречивость и непредсказуемость политики Н. С. Хрущева. В партийном руководстве созрел заговор, итогом которого стал Октябрьский (1964 г.) Пленум ЦК КПСС, ос­вободивший Хрущева от занимаемых постов.

Источник: http://refac.ru/popytka-osushhestvleniya-politicheskix-i-ekonomicheskix-reform-nauchno-texnicheskaya-revolyuciya-i-ee-vliyanie-na-xod-obshhestvennogo-razvitiya/

Преобразования в области экономики и управления(1953-1964)

1953-1964 – реформы Никиты Сергеевича Хрущева.

Никита Сергеевич Хрущёв-Первый секретарь ЦК КПСС с 1953 по 1964годы, Председатель Совета Министров СССР с 1958 по 1964 годы. Герой Советского Союза, трижды Герой Социалистического Труда.

Хрущёвская оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х — начало 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности.

Развенчал культ личности Сталина, способствовал определённой либерализации общества и массовой реабилитации политических заключённых. Улучшил отношения СССР с капиталистическими странами и Югославией.

Хрущев  произвел множество новых назначений в партийном аппарате областного и республиканского уровня. Эти новые назначенцы обладали властью гораздо большей, чем при Сталине. Служба безопасности их больше не контролировала – она сама находилась под их контролем.

В результате они стали в своих владениях маленькими Сталиными, уверенными в своей власти и привилегиях.

К тому же  Хрущев  апеллировал к их идеализму, выставляя перед ними перспективу смелой аграрной  реформы, которая наконец-то обещала действенные перемены в сфере глубоких экономических проблем.

В период правления Хрущёва была начата подготовка «Косыгинских реформ» — попытки внедрения в плановую социалистическую экономику отдельных элементов рыночной экономики.

Значимым моментом в развитии экономики СССР был также отказ от внедрения Общегосударственной автоматизированной системы — системы централизованного компьютерного управления всей экономикой страны, разрабатывавшейся АН СССР и доведённой до стадии пилотного внедрения на отдельных предприятиях.

Обратите внимание

 Имел место незначительный поворот экономики в сторону потребителя ( Семилетка семилетний план развития народного хозяйства (1959—1965), представлявший собой расширенный 6-й пятилетний план (принят в 1956). Период 1956—1965 был временем бурного роста советской экономики.)

В 1958 г. Хрущёв начал проводить политику, направленную против личных подсобных хозяйств. В 1959 г. жителям городов и рабочих посёлков было запрещено держать скот, у колхозников личный скот выкупался государством.

Начался массовый забой скота колхозниками. Эта политика привела к сокращению поголовья скота и птицы, ухудшила положение крестьянства.

В Рязанской области имела место афера по перевыполнению плана, известная как «Рязанское чудо».

В 1960-х положение в сельском хозяйстве усугубилось разделением каждого обкома на промышленный и сельский, что повлекло плохие урожаи. В 1965 году, после его ухода на пенсию, эта реформа была отменена.

«Хрущёв был не тот человек, который позволил бы кому-либо формировать за него внешнюю политику. Внешнеполитические идеи и инициативы били из Хрущёва ключом. „Доводить до ума“, обрабатывать, обосновывать и оформлять должен был министр со своим аппаратом»

Источник: https://students-library.com/library/read/17510-preobrazovania-v-oblasti-ekonomiki-i-upravlenia1953-1964

Ссылка на основную публикацию