Попытка демократизации общественно-политической жизни

Учебные материалы по Истории России

1953—1964 гг. историки считают периодом «хрищевской оттепели». Во внутренней и внешней политике СССР происходили процессы либерализации. Наблю­дались глобальные изменения в политической и экономической сфере.

Можно сказать, что в обществе происходили ду­ховные преобразования. Проводившиеся реформы часто встречали сопротивление у партийно-государственного ап­парата.

Заранее было очевидно, что большинство этих ре­форм ждет полный провал.

Весной 1953 г. произошли изменения в составе руко­водства советского правительства и КПСС. Н.С. Хру­щев возглавил секретариат ЦК партии. Г.М. Маленков был назначен Председателем Совета министров, В.М. Моло­тов — министром иностранных дел, М.А. Булганин — мини­стром обороны и т.д.

Обратите внимание

Все эти лидеры с уверенностью заявля­ли о своей полной готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Но практически с первых дней пре­бывания у власти между этими людьми началась борьба за политическое лидерство. Основными соперниками выступа­ли Н.С. Хрущев, Л.П. Берия и Г.М.

Маленков.

В апреле 1953 г. начали осуществлять восстановление законности. Были выпущены на свободу из заключе­ния участники «мингрельского дела». В 1953 г. по об­винению в намерении разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, а также в намерении расширения МВД был арестован Л.П. Берия. Он был исключен из партии и передан суду как «враг народа».

В печати началась критика культа личности И.В. Ста­лина. При Совете министров СССР был сформирован Комитет государственной безопасности (КГБ). В 1962 г. разделение местных советов на промышленные и сельские вызвало недовольство. Такая перестройка смеши­вала и вносила неразбериху в функции органов местного са­моуправления.

Под председательством П.Н. Поспелова была создана специальная комиссия для реабилитации невинных жертв репрессий. В числе реабилитированных были многие крупные государственные и военные работники, такие как А.С.

Бубнов, П.П. Постышев, А.В. Косарев и др. Так, к началу 1956 г. было реабилитировано около 16 тыс. человек. Тем временем публичные осуждения культа И.В. Сталина вызывали в общественном сознании глубокие перемены.

Во второй половине 1950-х гг. все еще продолжалась политика, направленная на восстановление закона в общественно-политической сфере. В связи с этим было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Принимается Положение о прокурорском надзоре.

Теперь рес­публиканские Советы министров имели право самостоятельно заниматься распределением бюджетных средств, утверждать планы производства и распределения промышленной продук­ции. В их ведение было отдано около 14 тыс.

предприятий лег­кой и тяжелой индустрии, а также автотранспорт.

К концу 1950-х гг. были сняты обвинения с депортированных народов. На родину вернулись чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы и балкарцы. Политика, которую проводил Н.С. Хрущев, вызывала не­довольство в партийно-государственном аппарате. Считалось, что разоблачение культа И.В. Сталина заметно снижало авто­ритет СССР на международной арене. В 1957 г. Г.М.

Важно

Мален­ковым, В.М. Молотовым, Л.М. Когановичем была предприня­та попытка смещения с места первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева. Они обвиняли Хрущева в нарушении правил «коллективного руководства». Но Хрущева поддерживала большая часть партийных и советских лидеров.

Участники группы «заговорщиков» были исключены из состава высших партийных органов и сняты с занимаемых ими постов.

После этих событий произошли изменения в составе высших органов власти. Место Председателя Верховного Совета занял Л.И. Брежнев. Был смещен с поста министр обороны ПК. Жуков. В 1958 г. Н.С.

Хрущев стал за­нимать еще одну должность — главы правительства. Была разработана новая программа КПСС, которая сообщала о вступлении страны в период «развернутого коммунистиче­ского строительства».

Эта программа нашла отклик у населе­ния и вызвала массовый трудовой подъем.

В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были значительно повышены цены на та­кие необходимые продукты питания, как масло, мясо, молоко и т.д. В 1962 г. на одном из крупнейших заводов в стране, в Новочеркасске, рабочие объявили забастовку. Про­тив них было применено оружие. Новшества во внутренней политике вызывали неприязнь у многих социальных групп.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=149

Попытка демократизации общественнополитической жизни

Политика десталииизации. Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства.

Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев — известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г.М. Маленков, министром иностранных дел — В.М. Молотов, министром обороны — Н.А. Булганин.

Во главе нового министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л.П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К.Е. Ворошилов. Новые …
лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной.

Совет

Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев. Все они находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были причастны к необоснованным репрессиям.

В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по «делу врачей».

Были освобождены из заключения участники «мингрельского дела». В 1953 г. был арестован Л.П. Берия. Он обвинялся в намерении разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании рас455 ширить полномочия МВД — своей главной опоры в борьбе за власть: Берия был исключен из партии как «враг народа» и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности, по преодолению культа личности И.В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г.

на пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И.В. Сталина. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в органах внутренних дел и госбезопасности.

Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П.Н. Поспелова.

В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А.С. Бубнов, С.В. Косиор, П.П. Постышев, А.В. Косарев, М.Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.

Обратите внимание

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. На закрытом заседании съезда выступил Н.С. «Хрущев с докладом «О культе личности и его последствиях».

В докладе содержались собранные комиссией П.Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30—40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с культом личности И.В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности B| истории.

После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н.С.

Хрущева на собраниях партийных организаций. Содержавшиеся в докладе факты рождали у слушателей возмущение и стремление понять причины попустительства беззакониям со стороны партийных органов.

Публичное осуждение культа И.В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха. «Умирают в России страхи…» — такими словами начиналось одно из стихотворений Е. Евтушенко тех лет.

Преобразования в общественно-политической жизни. Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общестенно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия.

Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Бы 456 ло принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами в экономической и политической сферах наделялись высшие государственные структуры СССР и союзных республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий.

В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину.

Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика была непоследовательна.

Важно

Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х годов, в частности, А.И. Рыкова, Н.И. Бухарина — руководителей оппозиции И.В. Сталину. Было отказано в возвращении на прежние места жительства депортированным немцам Поволжья.

Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населения.

Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа И.В. Сталина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической партии на международной арене. В 1957 г.

группа партийных лидеров, возглавляемая Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым и Л.М. Кагановичем, попыталась сместить Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме.

Однако открытое сопротивление части партийных и государственных руководителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Н.С. Хрущева. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Г.М. Маленкова, В.М. Молотова и Л.М. Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии.

Участники группы были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов.

Обновление аппарата власти. После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе высших органов власти. В частности, 457 был освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов — его место занял Л.И. Брежнев. Был смещен министр обороны Г.К. Жуков, сыгравший в июне 1957 г.

решающую роль в сохранении Н.С. Хрущева на посту лидера КПСС. Одновременно возрастал культ Н.С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г.

на XXII съезде партии.

Совет

Новая программа провозгласила вступление страны в период «развернутого коммунистического строительства». В Программе были определены задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход к коммунистическому самоуправлению, воспитание нового человека. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия.

«Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», — утверждал Н.С. Хрущев. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав местных партийных ячеек, введение системы ротации (обновления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.

Читайте также:  Итоги складывания московского государства

Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г.

в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку.

Против организовавших демонстрацию забастовщиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп.

Часть партийнохозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу 1962 г.).

Источник: http://refac.ru/popytka-demokratizacii-obshhestvennopoliticheskoj-zhizni/

Кризис тоталитаризма и первые попытки демократизации страны («Хрущевская оттепель» 1954 — 1964 гг.)

Попытка демократизации общественно-политической жизни в БССР во второй половине 50 — первой половине 60-х гг. XX в. была связана с принятием при П. С. Хрущеве курса на десталинизацию общества, который был направлен на преодоление отрицательных последствий правления И. В.

Сталина после его смерти в 1953 г. В 1956 г. на XX съезде Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) впервые был поставлен вопрос о культе личности Сталина и злоупотреблениях во время его руководства партией и страной. Такая политика получила в истории название «курсХХсъезда».

В БССР пост первого секретаря ЦК КПБ (Центрального Комитета Коммунистической партии Беларуси) с 1956 г. занимал Кирилл Трофимович Мазуров — активный участник партизанской борьбы в годы войны с фашизмом. Он первым из белорусов был назначен на эту должность после войны. До него все послевоенные руководители республики прибывали на должность первого секретаря ЦК КПБ по направлению из Москвы.

Обратите внимание

Мероприятия, которые были проведены в СССР при Н. С. Хрущеве, получили в литературе название политики «оттепели», или «хрущевскойоттепели». Были прекращены массовые репрессии. Началась реабилитация ( восстановление доброго имени) безвинно осужденных. Было реабилитировано около 40 тыс.

жителей республики, в том числе известные политические деятели Беларуси А. Червяков, Н. Голодед и др. Появилась возможность более свободно высказывать свои мысли. И хотя к середине 1960-х гг.

реабилитация практически прекратилась, вернуть население к прежнему состоянию скованности и страха было уже невозможно.

Политика «оттепели» была направлена на реформирование политического режима. В этих целях с середины 1950-х гг. делались попытки повысить роль Советов в руководстве страной и обществом.

Но дальше некоторого ослабления контроля «сверху» и расширения роли местных Советов дело не пошло.

По-прежнему выборы в Советы носили формальный характер, проводились на безальтернативной основе, под строгим партийным контролем.

В целом население поддержало политический курс Н. С. Хрущева на демократизацию общества. Однако эта политика проводилась без учета объективных законов развития общества и реальных обстоятельств.

Она характеризуется как политический волюнтаризм, при котором воля руководителя становится определяющей в развитии общества. Проявлением волюнтаризма стало принятие в 1961 г. Программы КПСС.

В ней было объявлено о курсе на строительство коммунизма в СССР к 80-м гг. XX в.

Важно

53. Период стабилизации и нарастание кризиса советской системы(60-80-е гг. 20 в.). Эпоха «застоя». Социально-экономические и общественно-политические процессы в БССР.Во второй половине 1960-х — первой половине 80-х гг. XX в. в СССР начинается формирование застойных явлений в общественно-политической жизни. В октябре 1964 г. инициатор политики «оттепели» Н. С.

Хрущев был снят с должности Первого секретаря ЦК КПСС. Руководителем Коммунистической партии, а это значит фактически советского государства, стал Л. И. Брежнев (1964—1982 гг.). В этот период в стране происходил поворот к консерватизму — сохранению командно-административных методов управления и контроля государства над обществом.

Власть была полностью сосредоточена в руках Коммунистической партии, которая контролировала все области общественно-политической жизни, а также экономику и фактически являлась «государством в государстве». Планы пятилеток принимались на съездах КПСС. Ее руководящая роль была закреплена в Основном законе страны — Конституции СССР 1977 г.

, которая получила название «Конституцияразвитого социализма». Соответственно руководящая роль Компартии Беларуси была закреплена в Конституции БССР 1978 г.Большую роль в общественно-политической жизни республики и ее экономическом развитии играл комсомол Беларуси, который в 1972 г. объединял более 1 млн молодых людей.

Партийным руководителем в Беларуси был Петр Миронович Машеров, который возглавлял КПБ с 1965 по 1980 г. П. М. Машеров пользовался огромным уважением среди населения за простоту,'доступность, демократичность, а также как активный участник подпольной и партизанской борьбы против немецко-фашистских захватчиков.

Иногда в личных беседах Машеров высказывал недовольство тем положением, которое складыва- г] м. Машеров лось в руководстве партией и государством. Однако в тех условиях, когда господствовала жесткая централизованная система управления страной, он был ограничен в своих действиях указаниями «сверху».

Общественно-политическая жизнь в 1970-е — первой половине 1980-х гг. в БССР проходила в условиях подъема экономики. Соответственно повышался и жизненный уровень населения. Это служило благоприятной базой для формирования положительного отношения к политике партии.

Так, с патриотической и интернациональной точки зрения был воспринят населением ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. Он объяснялся необходимостью помощи южному соседу СССР в его борьбе за самостоятельное развитие. На самом деле это было поддержкой только одного политического режима в Афганистане, который симпатизировал КПСС.

В дальнейшем ввод советских войск в Афганистан был признан политической ошибкой и вмешательством в его внутренние дела. За годы пребывания советских войск в Афганистане (1979—1989 гг.) там служили около 30 тыс. белорусов, из которых свыше 700 погибли.К середине 1960-х гг. снизились показатели экономического развития БССР.

Затраты на единицу выпускаемой продукции выросли, замедлились темпы роста производительности труда. Это было связано с существованием централизованной плановой экономики. В 1965 г. была предпринята одна из самых решительных в послевоенные годы попыток радикальных изменений в экономике путем проведения реформы. Автором ее стал Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин.

Совет

Реформа предусматривала включить вдействие товарно-денежные механизмы, т. е. элементы рыночной экономики. При этом продолжали сохраняться командно-административные методы управления экономикой.В Беларуси итоги реформы проявились в том, что произошло некоторое улучшение работы промышленности на основе внедрения в производство комплексной механизации и автоматизации.

Принципиально новым направлением, стало использование в производстве робототехники. Были построены новые предприятия. Среди них — Белорусский шинный комбинат в Бобруйске, нефтеперерабатывающий завод в Мозыре. Белорусский металлургический завод в Жлобине.

Развитие промышленности характеризовалось преимущественно количественным ростом, т. е. проходило экстенсивным путем. Это означали, что увеличение количества выпускаемой продукции происходило прежде всего за счет увеличения количества работников, количества предприятий, количества денег, выделяемых на развитие промышленности.

Интенсивный путь предполагает не количественный рост выпускаемой продукции, а прежде всего улучшение ее качественных показателей. Это возможно за счет внедрения в производство достижений науки и техники, а также повышения производительности труда. Задача перехода на интенсивный путь развития промышленности оказалась для экономической реформы 1965 г. неразрешимой.

Одной из особенностей экономического развития Беларуси в 1960-е гг. стал быстрый рост тяжелой промышленности. В 80-е гг. она превращается в отрасль производства по обслуживанию военно-промышленного комплекса (ВПК)-В условиях «холодной войны» больше внимания уделялось развитию в БССР так называемой «оборонки» — оборонной промышленности.

Легкая промышленность, выпускавшая потребительские товары, оказалась второстепенной отраслью. Вместе с тем, если во второй половине 50 — середине 60-х гг. XX в. абсолютное большинство населения жило без телевизоров, холодильников, радиоприемников, то развитие соответствующих отраслей промышленности в 1970—1980-е гг.

позволило появиться этим бытовым приборам почти в каждой семье. Налаживалось производство цветных телевизоров, персональных компьютеров, видеотехники, стиральных машин, пылесосов, газо- и электроплит. Благосостояние населения могло быть еще выше, если бы значительные средства не направлялись на развитие военно-промышленного комплекса.

БССР, занимая меньше 1 % всесоюзной территории, имея около 4 % населения СССР, в 1981 г. производила в масштабах страны 52 % калийных удобрений и 22 % химических волокон. Таким образом, территория Беларуси оказалась перенасыщенной предприятиями химической промышленности.

Обратите внимание

Экологическая ситуация в республике ухудшилась также в результате проведения химизации сельского хозяйства — внесения в почву искусственных удобрений. Их количество с 1965 по 1985 г. увеличилось почти в 20 раз. В связи с развитием новых отраслей промышленности превратились в крупные центры Солигорск, Новополоцк, Светлогорск.

Строились новые жилые районы в столице, например, микрорайон «Восток». Это свидетельствовало об ускорении процесса урбанизации. Все большая часть населения, особенно молодежь, стала переселяться в города, где уровень жизни был выше по сравнению с деревней.БССР начиная с конца 1960-х гг.

специализировалась на разведении крупного рогатого скота, свиней, а также молочном животноводстве. Поэтому республику в народе называли «откормочным цехом Советского Союза». Однако темпы роста продукции сельского хозяйства не соответствовали потребностям республики и тем затратам, которые направлялись в эту область народного хозяйства.

Производство некоторых видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения снижалось. Продовольственное обеспечение населения к началу 1980-х гг. ухудшилось. Была предпринята попытка решить задачу обеспечения населения продовольственными продуктами путем создания агропромышленного комплекса (АПК).

Он предполагал объединение в единый организм собственно сельского хозяйства и тех отраслей промышленности, которые обслуживали сельское хозяйство. В 1982 г. была разработана и принята «Продовольственная программа СССР». Эти меры позволили несколько улучшить показатели развития сельского хозяйства, однако ненадолго.

Те огромные средства, которые выделяло государство на улучшение состояния сельского хозяйства, использовались в условиях командно-административной экономики неэффективно. Государство постоянно повышало закупочные цены на мясо, молоко, зерно. Продавались же эти продукты по очень низкой цене, что компенсировало небольшие заработки рабочих. Но такдолго продолжаться не могло. Разница между высокой закупочной ценой и низкой ценой при продаже вела к большим убыткам со стороны государства. В экономике назревали кризисные явления.



Источник: https://infopedia.su/10x806f.html

Особенности процесса демократизации общественно-политической жизни во второй половине 50-х — 60-е гг. XX в

  

По дисциплине: «История Беларуси»

На тему «Особенности процесса демократизации общественно-политической жизни во второй половине 50-х — 60-е гг. XX в» 
     

Выполнила студентка I курса

Минск 2010 

   Попытка демократизации общественно-политической жизни в БССР во второй половине 50 – первой половине 60-х гг. ХХв.
Была связана с принятием при Н.С.Хрущеве курса на десталинизацию общества, который был направлен на преодоление отрицательных последствий правления И.В.

Сталина после его смерти в 1953г. В 1956 г. На ХХ съезде Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) впервые был поставлен вопрос о культе личности Сталина и злоупотреблениях во время его руководства партией и страной. Такая политика получила в истории название «курс ХХ съезда».

Читайте также:  Индустриализация в ссср. первые пятилетки

   В БССР пост первого секретаря 
ЦК КПБ (Центрального Комитета 
Коммунистической партии Беларуси) с 1956г.

Важно

 Занимал Кирилл Трофимович Мазуров – активный участник партизанской борьбы в годы войны с фашизмом. Он первым из белорусов был назначен на эту должность после войны.

До него все послевоенные руководители республики прибывали на должность первого секретаря ЦК КПБ по направлению из Москвы.

   Мероприятия, которые были проведены в СССР при Н.С.Хрущеве, получили в литературе название политики «оттепели», или «хрущевской оттепели». Были прекращены массовые репрессии. Началась реабилитация
(восстановление доброго имени) безвинно осужденных. Было реабилитировано около 40 тыс.

жителей республики, в том числе известные политические деятели Беларуси А.Червяков, Н.Голодед и др. Появилась возможность более свободно высказывать свои мысли. И хотя к середине 1960-х гг. реабилитация практически прекратилась, вернуть население к прежнему состоянию скованности и страха было уже невозможно.

   Политика «оттепели» была направлена 
на реформирование политического 
режима. В этих целях с середины 1950-х гг. делались попытки повысить 
роль Советов в руководстве 
страной и обществом.

 Но дальше 
некоторого ослабления контроля 
«сверху» и расширения роли 
местных Советов дело не пошло.

 
По-прежнему выборы в Советы носили формальный характер, проводились на безальтернативной основе, под строгим контролем.

   В целом население поддержало 
политический курс Н.С.Хрущева 
на демократизацию общества. Однако 
эта политика проводилась без 
учета объективных законов развития 
общества и реальных обстоятельств.

Совет

 
Она характеризуется как политический волюнтаризм, при котором воля руководителя становится определяющей в развитии общества. Проявлением волюнтаризма стало принятие в 1961г. Программы КПСС.

В ней было объявлено о курсе на строительство коммунизма в СССР к 80-м гг. ХХв.

Социально-экономическое 
развитие БССР
во второй половине 50 – первой половине 60-х гг. прошлого века проходило в условиях научно-технической революции (НТР), охватившей развитые страны мира.

Развертывание НТР в БССР предусматривало качественное преобразование производительных сил на основе внедрения в производство новых достижений науки и техники.

Опережающими темпами развивались те отрасли промышленности, которые обеспечивали технический прогресс всего народного хозяйства: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, энергетика.

   В этот период были построены 
завод автоматических линий и 
первый в СССР завод электронных 
вычислительных машин (ЭВМ) в 
Минске. Начал действовать Полоцкий 
нефтеперерабатывающий комбинат. Вошли 
в строй крупные предприятия 
химической промышленности: Солигорский калийный комбинат, Гомельский суперфосфатный и Гродненский азотно-туковый заводы.

Продукция этих заводов использовалась при проведении химизации – внесении в почву искусственных удобрений. Был освоен выпуск окучивающего трактора «Беларусь», лесовозных автомобилей МАЗ. Сошли с конвейера первые 25-тонные автосамосвалы БелАЗ в Жодино. Выдал первый прокат Могилевский металлургический завод. Начался выпуск холодильников марки «Минск».

   В производство внедрялась более 
современная техника, ручной труд 
заменялся машинами и механизмами. 
Однако его доля в промышленности 
продолжала составлять около 
25%. Перевод промышленности на новый технический уровень на базе новейших достижений науки и техники осуществлялся медленно.

Это означало, что в экономике и обществе действовали силы торможения. Связанные с сохранением
командно-административной системы
управления.

В 1957 г. Была сделана попытка реформировать 
управление экономикой.

Вместо министерств, которые руководили одной отраслью производства, были введены советы народного хозяйства (совнархозы). Они 
управляли всей промышленностью 
и сельским хозяйством в пределах определенной территории, например области 
или республики. Считалось, что на местах, т.е.

«снизу», будет значительно лучше руководить хозяйством, чем из центра, т.е. «сверху». Однако командно-административные методы управления целиком сохранялись, что и привело к неудаче этой реформы.

Обратите внимание

   Развитие сельского хозяйства 
происходило за счет повышения 
государством закупочных цен 
на его продукцию, привлечения 
к непосредственному участию 
в колхозном производстве коллективов 
промышленных предприятий, научных и учебных заведений.

Предпринимались попытки повысить заинтересованность колхозников в увеличении продуктивности сельскохозяйственного производства. Одним из передовых стал колхоз «Рассвет» в Кировском районе Могилевской области под руководством Кирилла Прокофьевича Орловского.

Он был одним из организаторов партизанского движения в Беларуси в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Потерял в результате тяжелого ранения руки и слух. За мужество и героизм был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза. В 1944 г. Стал председателем колхоза.

За достижение высоких показателей в сельскохозяйственном производстве удостоен звания Героя Социалистического Труда.

   Значительную роль в развитии 
сельского хозяйства сыграли 
укрепление материально-технической 
базы колхозов и совхозов, передача 
сельскохозяйственной техники из 
МТС непосредственно колхозам. В 
1965 г. В сельском хозяйстве 
Беларуси работало в пять раз 
больше тракторов, в восемь 
раз больше комбайнов и автомобилей, 
чем в 1950 г., а продукция сельского 
хозяйства увеличилась на 70%.

   Однако достигнутый уровень развития 
оказался ниже намеченного. Одной 
из причин стала волюнтаристская, 
т.е. не учитывающая законов 
общественного развития, политика 
Н.С.Хрущева в области сельского 
хозяйства. Так, было решено, что 
лошади как рабочая тягловая 
сила отжили свое, а на смену 
им пришел трактор. Поэтому 
лошадей разводить перестали.

 
Складывалась отрицательное отношение 
к подсобному крестьянскому хозяйству. 
Началось принудительное внедрение 
кукурузы в качестве главной 
сельскохозяйственной культуры 
почти во всех районах страны 
независимо от климатических 
условий. Это мероприятие, проведенное 
по инициативе Н.С.Хрущева. получило в истории название «кукурузная эпопея».

Она привела к сокращению посевной площади традиционных для Беларуси культур.

   Широкий размах приобрела мелиорация 
– осушение заболоченных земель. Но в результате нарушении 
ее технологии Белорусское Полесье 
превратилось в ряде районов 
из болот в песчаную пустыню.

Важно

   При Н.С.Хрущеве было проведено 
освоение целинных, т.е. плодородных, 
но не обработанных земель 
на территории Казахстана. Активное участие в их разработке приняла белорусская молодежь. По призыву комсомола юноши и девушки отправлялись осваивать целину.

   Показателем развития экономики 
БССР, которая в 50-е – начале 60-х гг. ХХ в. находилась на подъеме, стало улучшение материального положения населения. Были установлены более высокие минимальные уровни заработной платы и пенсий. Существенно повысилась оплата труда колхозников.

До этого крестьяне работали только на трудодни, за которые с ними расплачивались продуктами. С 1956 г. Колхозникам стали назначаться пенсии по старости и инвалидности. Жители сельских местностей получили паспорта и стали таким образом полноправными гражданами страны.

Широко велось жилищное строительство. Ставилась задача обеспечить жильем все население. Начали быстро строиться пятиэтажки из силикатных блоков, так называемые «хрущевки», положившие начало панельному домостроению. С 1956 по 1965 г. в БССР получили жилье свыше 3 млн. чел.

Но потребность в нем так и не была удовлетворена. 
      
      

Заключение 

   В целом, общественно-политическая жизнь в 50-80-х годах определялась регламентацией и контролем, была связана с системой и подчинялась ей. Однако нельзя не отметить курс на ликвидацию авторитарного режима культа личности Сталина, на демократизацию общества, которая началась после смерти вождя в 1953 году.

   Наряду с определенными успехами в 50-80-х годах в народном хозяйстве БССР существующий экономический механизм продолжал оставаться тормозом на пути экономического развития страны, что обусловило постепенное снижение темпов, которое выразилось сначала в «застое», а затем – в кризисе.

   На протяжении периода 50-80-х годов положение сельского хозяйства оставалось тяжелым. Проблема состояла в том, что послевоенная индустриализация БССР велась во многом за счет сельского хозяйства.

Была принудительно возвращена (а в западной Беларуси повсеместно внедрена) колхозная система, которая не подкреплялась материальными стимулами.

Совет

В начале 60-х годов начали приниматься меры по улучшению ситуации в сельском хозяйстве: были увеличены закупочные цены и производство сельскохозяйственной техники, списана задолженность с колхозов, изменена система налогообложения личных наделов крестьян.

В связи с таким стимулированием колхозно-совхозного производства и снижения налогового пресса с единоличных хозяйств в 60-е годы увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. Курс на специализацию и концентрацию животноводства, а также некоторых усовершенствований в растениеводстве было повышено производство сельскохозяйственной продукции. изменений и в сфере материального поощрения колхозников.

   За 50-60-е годы материальный и культурный уровень жизни белорусского народа, состояние социальной сферы улучшились. Эти годы остались в памяти общества как время очевидного улучшения материального благосостояния народа, особенно положение с жильем и в социальной сфере.   

Список  литературы: 

  1. История Беларуси: Учебн. пособие / Е.Л. Абецедарская, П.И. Бригадин, Л.А. Жилунович и др.; Под ред. А.Г. Кохановского и др. – Мн.: «Экоперспектива», 1997. (с. 146)
  2. Чигринов П.Г. История Беларуси / П.Г. Чигринов. – 2-е изд., доп. – Мн.: Полымя, 2002. (с. 96-102)
  3. История Беларуси:  9 класс: 42 экзаменационные темы/ Панов. С.В. Минск: Аверсэв, 2009. – 252 с. (с 212)

Источник: http://referat911.ru/Istoriya/osobennosti-processa-demokratizacii-obshhestvennopoliticheskoj-zhizni/906-54121-place1.html

Методическая разработка по истории (11 класс) на тему: Урок-лекция «Актуальность вопроса о парламентаризме в России и демократизация общественно-политической жизни в стране в начале 20 в.»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Урок-лекция по теме:

« «Актуальность вопроса о парламентаризме в России и демократизация общественно-политической жизни в стране в начале ХХ в.».

 (9, 11 классы)

Выполнила: учитель истории МАОУ сош №1

                                                   Анисимова Е.А.

Березники, 2012 г.

Цели: формирование знаний о становлении парламентаризма в России; воспитание мировоззрения гражданина.

Материалы к лекции излагаются попеременно учителем и заранее подготовленными учениками.

Вводная часть

Учитель. В 1993 г. в нашей стране принята новая Конституция, и Российская Федерация провозглашена правовым государством с республиканской формой правления.

Сегодня мы рассмотрим становление и развитие системы государственных органов в России.

Теперь, когда в стране появилась новая Государственная Дума, политики, учёные, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют её с современной, нередко называя нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и седьмой).

Делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, т.к. признаётся, что «работа Государственной Думы явилась в России начала XX в. важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни».

Поэтому на уроке мы попытаемся проследить историю существования Государственной Думы, рассмотрев те вопросы, которые и в наши дни стоят чрезвычайно остро.

Законодательные органы 
в России до Государственной Думы

Ученик. К народному представительству люди стремились с далёкой древности. В Древней Руси под звон колоколов в Новгороде и Пскове, в Киеве и Владимире собиралось народное вече, чтобы решить, кого призвать на княжение, собирать ли в поход дружину, увеличивать ли подати и т.д. В известной степени продолжением этой формы представительства в XVI—XVII вв. были Земские соборы.

Обратите внимание

Правда, вначале они походили на «парламент чиновников» из представителей высшей администрации руководителей приказов, церкви, столичного и провинциального дворянства; но постепенно в обществе вызрела идея выборности соборов: к концу XVI в. Земские соборы стали выбирать по сословиям. К концу XVII в. деятельность соборов отмирает.

День торжественного открытияГосударственного Совета и Госдумы.

Зимний дворец. 27 апреля 1906 г.

На смену им приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа. Через Сенат Пётр проводил все свои реформы.

Столь же самодержавно правила и Екатерина II, хотя, будучи человеком для своего времени передовым, с ориентацией на европейские страны, она предприняла некоторые шаги в сторону формирования выборных общественных органов, в первую очередь в лице «Уложенных комиссий».

Попытка поставить страну на конституционный путь была предпринята при Александре I. На 1 сентября 1810 г. было даже запланировано открыть Государственную Думу, созданную, по идеям М.М.Сперанского, по образу и подобию европейских парламентов.

В дальнейшем активное конституционное брожение в кругах дворянства после победоносного марша в 1813 г. по Европе испугали царя. Его последователи тоже не пошли на решительные реформы политической системы.

Активный поиск конкретных форм конституционного устройства был отложен до начала XX в.

Российское общество на пороге XX в.

Учитель. К началу XX в. Россия была аграрноиндустриальной державой, занимала пятое место в мире по общему уровню промышленной продукции. В начале XX в. разразился промышленный кризис, который усилил революционные настроения. В тугой узел затянулись нерешённые проблемы: аграрная, национальная, демократизации государственного устройства и другие.

Читайте также:  Причины, ход и последствия куликовского сражения

В 1894 г. на престол в возрасте 25 лет взошёл последний российский император Николай II. Он был прекрасно образован и воспитан, владел пятью языками. В то же время больших государственных талантов он не имел и бремя управления великой страной нёс как тяжёлый крест, отдыхая от него в кругу семьи.

Важно

Земские деятели в ходатайстве царю просили повысить роль органов местного самоуправления, на что Николай II заявил, что расчёты земств на «участие в делах внутреннего управления» являются «бессмысленными мечтаниями». В начале века появились первые признаки раскола в государственном устройстве страны.

Изменения в государственном управлении в 1905—1906 гг.

Ученик. В начале XX в. в России уже имелись элементы буржуазной государственности, конституционализма: выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, развивался процесс самоорганизации среди некоторых слоёв населения. Начавшаяся в январе 1905 г.

революция ещё более обострила проблему политических реформ в России. Под давлением революции самодержавие было вынуждено пойти на уступки. 6 августа 1905 г.

Николай II подписал манифест, которым в системе государственной власти учреждалась законосовещательная Государственная Дума, названная «булыгинской» по имени тогдашнего министра внутренних дел А.Г.Булыгина, разработавшего её проект.

Дума создавалась для «предварительной разработки и обсуждения законодательных предложений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный Совет, к верховной самодержавной власти». Однако проект законосовещательной Думы уже никого не удовлетворял, революция ширилась, на её сторону стали переходить военные части.

В октябре в стране началась Всероссийская политическая забастовка, встали железные дороги, была парализована работа промышленных предприятий. В обстановке, когда трудно было определить, в какую сторону склонится политическая чаша весов, Николай II 17 октября 1905 г.

объявил Манифест, который определил конституционный путь развития страны и предоставил гражданские свободы.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ

Царский манифест 17 октября 1905 г. даровал России:

— общественные свободы — неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов;

— объявил о выборах в Государственную Думу и их демократизации;

— придал Государственной Думе характер законодательного учреждения, т.е. провозглашался принцип деления власти и переход к конституционному строю.

Учитель. 19 октября 1905 г. был утверждён указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений».

В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления».

Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную Думу без предварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, «никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров». 11 декабря 1905 г.

Совет

в разгар вооружённых столкновений в Москве был издан закон о выборах в  I Государственную Думу. По этому закону выборы были не прямые, не равные, не всеобщие и не полностью демократические.

И всё же данный закон расширил избирательные права путём установления четвёртой курии — рабочей, от которой избиралось около 3% депутатов. Более 40% депутатов Думы избирало крестьянство, которое царские сановники попрежнему считали главной опорой государства и престола. Были сохранены цензовая система и сословный принцип.

Также были оставлены общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905  г. Целые слои населения — женщины, военнослужащие, так называемые «бродячие инородцы» (т.е. кочевникискотоводы) — лишались права избирать и быть избранными. Выборы предполагались двухступенчатые, отдельные по губерниям и областям и по крупным городам.

Число выборщиков, участвующих в собраниях по губерниям и областям, было установлено специальным списком по каждой административной единице отдельно. Для собраний выборщиков по городам устанавливалась единая квота: по 160 человек в столицах и по 80 человек в остальных городах.

Что касается членов Государственной Думы, избираемых выборщиками на собраниях, то их число было определено отдельным списком по каждой губернии, области, городу. Всего в списке значилось 412 мандатов, в том числе 28 от городов.

Хотя ряд ограничений на участие в выборах в Думу нельзя признать разумными, в частности отстранение от выборов лиц администрации и полиции, тем не менее их общая социальная направленность очевидна: не допустить в Думе смуты и вольнодумства.

Этим целям в первую очередь служили высокий имущественный и возрастной ценз, недопуск к участию в выборах студентов, ограничение числа членов Думы, избираемых от городов. 20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе, призванное реализовать обещания, данные в Манифесте 17 октября 1905 г. Однако в полной мере этого сделано не было.

Хотя Дума наделялась законодательными правами (а не законосовещательными, как это было по Закону от 6 августа 1905 г.), законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению в Государственном Совете и императором. Дума рассматривала бюджет и отчёт по нему, что ограничило право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами.

Обратите внимание

Как и устанавливалось раньше, Дума могла выступать с законодательной инициативой по всем вопросам, за исключением Основных государственных законов.

По закону, принятому в феврале 1906 г. Дума получила право запроса к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчинёнными правительствующему Сенату.

Министры обязывались не позднее одного месяца со дня подачи им заявления о запросе дать ответ или известить Думу о причинах, объяснявших, почему они лишены возможности это сделать.

Изменив избирательный закон и предоставив большие права Думе, царское правительство осуществило реформу Государственного Совета (царский указ от 20 февраля 1906 г. «О переустройстве учреждения Государственного Совета»). Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Государственной Думой.

Но при формальном равенстве прав Государственный Совет имел приоритет относительно Думы: законопроект, обсуждённый в Думе и в Совете, представлялся на утверждение императора председателем Государственного Совета.

Реорганизация Государственного Совета (создание верхней палаты), стоявшего над Думой, существенно ограничивала права последней. 23 апреля 1906 г. были опубликованы «Основные государственные законы Российской Империи» (ОГЗ) в новой редакции (из них было изъято определение «неограниченное» самодержавие). В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Думой.

Прерогативами императора объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооружёнными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осуждённых и общая амнистия. Фактически после опубликования ОГЗ 1906 г. царь лишился двух важнейших прерогатив: неограниченного права законодательствования и автономного распоряжения государственным бюджетом. Изменения, происшедшие в государственном строе России, позволили укрепить свои позиции буржуазии, но ни в коей мере не решали проблем, выдвигаемых трудящимися классами страны. Первая русская революция со всей очевидностью продемонстрировала, что прежняя форма самодержавия изжила себя и переход к представительным учреждениям во всероссийском масштабе стал необходимостью.

I Государственная Дума

Ученик. Событием огромной исторической важности не только в России, но и во всём цивилизованном мире было открытие в Петербурге 27 апреля 1906 г. I Государственной Думы.

Важно

Оно состоялось в Тронном зале Зимнего дворца и было обставлено весьма торжественно. Прибыло огромное число приглашённых, журналистов и дипломатических представителей из многих стран. Ждали приезда царя.

Однако «тронная» речь Николая II, в общем тусклая и бесцветная, лишённая глубокого содержания, разочаровала присутствующих.

ДепутатПервой Госдумы

И.Н.Ефремов

Работа I Государственной Думы проходила при неполном составе.

Заняв первенствующее положение в Думе, кадеты 5 мая в письменный ответ на «тронную» речь царя дружно включили требование отмены смертной казни и амнистии политическим заключённым, установления ответственности министров перед народным представительством, упразднения Государственного Совета, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казённых, удельных монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих для ликвидации земельного голода русского крестьянина. Думцы надеялись, что с этими требованиями царь примет председателя Думы Муромцева, но Николай II не удостоил его этой чести. Ответ думцев был отдан в обычном порядке для «монаршего прочтения» председателю Совета министров И.Л.Горемыкину.

19 мая депутаты Трудовой группы внесли своей законопроект («проект 104-х»).

Суть аграрной реформы, по законопроекту, сводилась к образованию «общественного земельного фонда» для обеспечения безземельного и малоземельного крестьянства путём отвода ему не в собственность, а в пользование участков в пределах определенной «трудовой», или, «потребительской» нормы.

Что касается помещиков, то трудовики предлагали оставить им лишь «трудовую норму».Конфискация земли у помещиков должна была, по мнению авторов проекта, компенсироваться вознаграждением владельцам за изъятые земли.

6 июня появился ещё более радикальный эсеровский «проект 33-х».

Он предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление её со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России.

Левые либералы, назвав новое учреждение в структуре самодержавия «Думой народного гнева», начали, как они говорили, «штурм правительства». Дума приняла резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки.

За все созывы десятилетней истории таких резолюций было множество, но все они, как и в этот раз, оставались без последствий. Теперь, зная настроение царя, некоторые министры объявили бойкот Думе, они перестали посещать её заседания.

Известного рода унижением новоявленных законодателей был присланный в Думу первый законопроект об ассигновании 40 тыс. рублей на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете.

Совет

30 июня 1906  г. в I Думе была оглашена телеграмма от членов старейшего парламента — лондонского. От российской Думы была даже выбрана делегация для посылки в Лондон, но она не успела туда отбыть, т.к.

 I Дума была распущена царём.

6 июля председатель Совета министров вялый и безынициативный Горемыкин был заменен энергичным Столыпиным (за Столыпиным был сохранён пост министра внутренних дел, который он занимал ранее). Сделано это было для того, чтобы смягчить «горькую пилюлю» и деморализовать оппозицию. 9 июля 1906 г.

депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на закрытые двери; рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы I Думы, т.к. она, призванная «вносить спокойствие» в общество, лишь «разжигает смуту».

 I Государственная Дума просуществовала в России всего 72 дня.

II Дума — обречённая

Ученик. Революция ещё продолжалась, «беспорядки на аграрной почве» в июле 1906 г. охватили 32 губернии России, а в августе 1906 г. крестьянские волнения коснулись 50% уездов Европейской России. 17 июля 1906 г.

вспыхнуло восстание солдат и матросов в крепости Свеаборг, 19 июля их поддержали солдаты и матросы Крондштадта и Ревеля. Огромным напряжением сил правительству лишь через 3 дня удалось подавить мятеж. В этой обстановке прошли выборы во II Государственную Думу.

Правительство стремилось обеспечить работоспособный состав Думы.

От выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз. Сама атмосфера выборов заметно отличалась от первой избирательной кампании.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2015/01/05/urok-lektsiya-aktualnost-voprosa-o-parlamentarizme-v-rossii-i

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector