Положение сословий при петре i

Положение сословий – Великие люди России

        Служилое сословие в Московской Руси состояло из “дворян московских” и “дворян городовых”. Первые служили на высших придворных должностях, составляли правительственный класс и считали себя знатью.

Вторые – городовые дворяне и дети боярские – были людьми “обычными”, не родословными: они служили в городских конных ополчениях, составляли главное полевое войско Московского государства. Все служилые люди были обеспечены поместьями от государства и получали время от времени денежные пособия, а иногда и ежегодное жалованье.

Меньшинство имело свои наследственные вотчины, что, однако, не мешало искать поместий в придачу к вотчине. К служилым людям причислялись и гарнизонные люди: служилые казаки, стрельцы, пушкари и т.п. Охраняя какой-либо город, эти люди жили в слободах под стенами своего города и вокруг этого же города имели общие пашни и угодья.

Обратите внимание

В XVII столетии, подобно гарнизонному люду, в слободах устраивались регулярные полки. Эти новые войска “иноземного строя” пополнялись вербовкой или “прибором” в службу “гулящих людей”.

        Все это застал в начале своего царствования Петр Великий.

Борьба со шведами требовала создания большой регулярной армии, укомплектованной подготовленными офицерами. Соответственно, требовалось заставить дворян служить постоянно и, кроме того, учиться.

        Петр постепенно перевел в регулярную службу всех дворян и служилых людей.

Всякий служилый человек – от знатного московского дворянина до последнего пушкаря – одинаково записывался в службу и шел солдатом в регулярный полк или матросом во флот.

Понимая, что в условиях военного времени многие дворяне, понимая неизбежность службы в принципе, будут стараться остаться в тылу, Петр допустил направление на гражданскую службу не более одной трети членов каждой дворянской фамилии.

        Стремясь быстрее понудить дворян к переходу на регулярную службы, Петр ограничил их землевладельческие права и льготы. Так, им перестали давать поместья из казны при поступлении на службу, а вместо этого предоставляли денежное жалованье.

Те же вотчины и поместья, какими дворяне уже владели, запрещено было дробить при передаче сыновьям законом о единонаследии (1714 года), гласившим, что дворянин может по завещанию передать свою землю одному из сыновей; если же завещания не окажется, то отцу наследует старший сын (этот закон иногда называется указом “о майорате”).

Таким образом, всем остальным сыновьям не оставалось ничего иного, кроме как искать счастья и денег на государевой службе.

        Так как служба для всех служилых людей стала одинакова (они служили поголовно и бессрочно, с нижних чинов), то все прежние разряды служилых людей Петром были соединены вместе, в одно сословие, которому было присвоено новое название шляхетства.

Важно

Служилая знать по закону перестала на службе отличаться от “обычных людишек”: все нижние чины – как знатные, так н незнатные, как из служилых семей, так и из простонародья – одинаково могли дослуживаться до высших чинов и занимать высшие должности. Порядок такой выслуги был точно определен “табелью о рангах” (1722).

В этой табели все офицерские, канцелярские и высшие государственные должности были распределены на 14 классов, или “чинов” по их служебному старшинству и почету. Каждый, достигший должности низшего, 14 класса, получал дворянское достоинство и мог надеяться, по мере способности и усердия, занять высшую должность и перейти в высший класс.

Так было окончательно покончено с психологией “местничества” и личные заслуги перед царем и империей восторжествовали над “породой”.

        Наконец, для того, чтобы дворяне обязательно учились грамоте, цифири и геометрии, необученных Петр лишал права жениться (!) и получать первый офицерский чин, а значит, и делать дальнейшую карьеру.

        Меры Петра относительно дворянства хотя и не отменяли привилегированного положения этого сословия, тем не менее сильно отягчало его существование. Понятно, что дворянство роптало и пробовало всячески облегчить свои тяготы.

Петр жестоко карал всякие попытки дворян уклониться от службы; но он сделал людям высшего старого дворянства одну существенную уступку. Он позволил знатной молодежи, “отецким детям”, поступать по преимуществу в его любимые “гвардейские” полки, Преображенский и Семеновский, которые стояли в новой столице – Санкт-Петербурге.

В конце царствования Петра оба эти полка стали по составу сплошь дворянскими и в них целые сотни солдат носили княжеские фамилии. Вышло так, что старые “дворяне московские” как бы превратились в новое “гвардейство”.

Допустив такой аристократический подбор людей в гвардии, Петр сумел воспользоваться им: он на родовитых и богатых офицеров и даже на простых солдат гвардии возлагал разные, иногда очень важные, поручения по делам казенного хозяйства и таким образом создал себе из них удобных, ответственных чиновников.

Совет

        Городское сословие (“посадские люди”, “торговые люди “) до Петра представляло собою очень малочисленный и бедный класс.

Городской жизни с ее торговым и промышленным оживлением почти не существовало в Московском государстве. Только некоторые северные города отличались многолюдством и зажиточностью.

Остальные же имели одно лишь военно-административное значение. Только в 1649г. закон отделил горожан от прочей массы податного народа в особое сословие.

        Между тем, Петр за границей видел богатые и оживленные города, веселую и культурную жизнь городского торгово-промышленного люда; знал, что городской торг и промысел считался на всем Западе главным источником народного богатства.

(Эпоха Петра была временем полного расцвета протекционизма и меркантилизма в Европе). Возвращаясь в Россию, он поражался разительному контрасту. Петр всеми мерам хотел создать на Руси городской экономически сильный и деятельный класс.

С этою целью он освобождал горожан от так называемых “верных” (присяжных) служб у товарных складов и торгово-промышленных операций и расширял городское самоуправление.

В 1720 году был учрежден главный магистрат, которому Петр поручил заботы о городском сословии во всем государстве; а в следующем году главному магистрату дан был “регламент” (наказ), определивший общий порядок городского устройства и управления. Все города были разделены по числу жителей на классы.

Жители городов делились на “регулярных” граждан и “нерегулярных” (“подлых”) людей. Регулярные граждане составляли две “гильдии”: в первую входили представители капитала и интеллигенции, во вторую – мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на “цехи” по ремеслам.

Нерегулярными людьми или “подлыми” (то есть низшими) назывались чернорабочие. Вводилось самоуправление – город управлялся “магистратом” из бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских сходах или советах из тех же регулярных граждан. Каждый город был подчинен главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство.

        Однако в тяжелых условиях Северной войны, когда на первой месте всегда стояли фискальные интересы казны, большинство этих благих начинаний так и осталось на бумаге. И после Петра русские города так и не стали зажиточными и самостоятельными.

Обратите внимание

        Крестьянство при Петре пережило очень крупную реформу. Издавна прямая подать на Руси платилась с недвижимого имущества. Сначала брали ее с “паханой земли”, которую исчисляли в сохах (особую податную единицу в несколько сот десятин земли); в XVII веке подати стали брать с “двора”, т.е.

с отдельного крестьянского хозяйства. Дабы ослабить податное бремя крестьяне или сокращали запашку, уменьшая площадь “паханой земли”, или, позднее, сводили в один двор несколько крестьянских хозяйств.

В разгар Северной войны Петр, заметив резкое сокращение численности податных дворов в стране, решил брать налог не с имуществ, а с самих людей. Таким образом, подворная подать была заменена подушной. 28 ноября 1718 г. вышел указ о переписи всего податного мужского населения. С 1722 г.

началась проверка результатов той переписи – “ревизия”. Она дала поразительный итог – было выявлено около 2 млн. душ мужского пола, не попавших в перепись. С тех пор и сами переписи стали называться ревизиями. Когда ревизия определила число плательщиков в 5 млн. чел.

, то был определен размер новой подати: 74 копейки в год с частновладельческих людей и несколько больше с крестьян казенных. В доходной части бюджета подушный налог составлял 54% всех доходов.

        Подать эта считалась очень тяжелой всеми без исключения крестьянами, но для частновладельческих крестьян она имела и другие важные и неблагоприятные последствия.

        Заметив, что задворные холопы (прислуга, челядь) ничем от крестьян не отличаются, правительство в конце XVII века стало брать подати и с них, хотя задворные люди крестьянами не значились.

Велено было во время ревизии записать всех холопов в ревизские сказки и обложить их наравне с крестьянами. Это с течением времени привело к совершенному смешению крестьян с холопами.

Так была подготовлена та форма крепостного права, которая в XVIII в. превратила крестьян в полных господских рабов.

Важно

        В конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни сословий. Но государство продолжало смотреть на них так же, как смотрело ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Всякий человек и всякая группа лиц жили не для себя, а “для государева и земского дела”, должны были себя и имущество свое отдавать государству и быть его послушным орудием.

 Введение рекрутских наборов

        Петру Великому приписывается иногда создание в России регулярного войска. Однако это не совсем так, поскольку еще при царе Михаиле Федоровиче в Москве стали появляться регулярные полки иноземного строя. Потешные полки Петра в этом отношении не представляли собою особой новости.

Тем не менее, петровская военная реформа действительно очень важна и велика. Она заключалась в полном упразднении войск старого типа, увеличении числа регулярных полков, которые стали единственным видом полевых войск. На комплектование этих полков были учреждены “рекрутские наборы” с податных сословий.

В эти же полки обращалась, за малым исключением, вся дворянская молодежь. Словом, была введена всеобщая воинская повинность, поголовная для дворян, рекрутская для прочих сословий (по рекруту ~ с 20 дворов). Только семьи духовенства были избавлены от солдатчины.

Солдаты отрывались от своих семей и занятий, принадлежали исключительно службе.

        Наконец, Петр сделал неотъемлемой составной частью русской армии казачьи войска. Раньше с донцами надо было договариваться о каждом походе, или же нанимать их отдельными отрядами. Малороссийские же казачьи полки прежде и вовсе были автономными союзниками Москвы.

        Результаты военных преобразований Петра были поразительны: в конце его царствования он располагал армией, в которой было около 200.000 регулярных войск и не менее 75.000 казачьих; кроме того, во флоте считалось 28 тыс. человек, 48 кораблей и до 800 мелких судов.

Источник: https://www.sites.google.com/site/matematika240240/petr-i/vnutrenaa-politika/polozenie-soslovij

Социальные реформы Петра I (таблицы и схемы)

Царь Пётр Первый – великий реформатор и стратег. При этом, так называемые петровские преобразования происходили не только в любимой правителем военной области, но и в других. Давайте рассмотрим основные социальные реформы Петра 1.

Петр 1 Социальные преобразования Петра I

Налоговые реформы Петра I

В период правления Петра происходит относительное разделение страны на две зоны: плодородный юг и север, с его климатом и неурожаями. В последней области крестьян, как правило, переводили на денежный оброк, после чего отпускали их для заработков в другие города. В первой зоне расширялась барщина.

Кроме того, были существенно усилены крестьянские повинности перед государством, ведь у страны не хватало человеческих и денежных ресурсов для развития. Именно крестьянская сила использовалась для постройки городов, мануфактур и сообщений. Необходимо отметить, что лишь при строительстве Петербурга работало более сорока тысяч крестьян.

С 1710 по 1718 годы состоялась новая перепись населения. Согласно указу Петра Первого отныне вводилась подушная система налогообложения. Такая система позволила значительно увеличить объёмы государственных доходов. Для сбора этого налога были задействованы земские комиссары, которые передавали после в полки собранные суммы.

Реформы в сфере образования

Русский царь мечтал создать сильное дворянское государство. А для этого нужно было распространить среди этого сословия образование, а также повысить их уровень культуры. Без осуществления этого дворянство как таковое не было бы готовым для выполнения поставленных Петром задач.

При этом, сами дворяне не спешили получать образование. Тогда правителю ничего не оставалось как издать указ, вводивший получение обязательного образования среди дворянских детей.

Читайте также:  Правление ивана iv грозного

Отныне с десяти до пятнадцатилетнего возраста дворянин должен был изучать геометрию, математику и грамоту.

Совет

Царь настолько усилил данные правила, что в этот период дворянин не имел права жениться, пока у него нет «справки о выучке».

Царскими указами от 1712, 1714, а также 1719 годов Пётр установил порядок, согласно которому «родовитость» и фамилия более не являются определяющим фактором при назначении на должность.

Таким образом, самые трудолюбивые и одарённые выходцы из простого народа имели право получения любого гражданского или военного чина.

Всё чаще на важных должностях появлялись не только благородное дворянство, но и люди «подлого» происхождения.

Указом Петра от 1714 года завершается слияние двух главных форм землевладения: поместья дворян переходят в вотчины, а крестьяне и земля отдаются в собственность помещикам. Историки утверждают, что именно этот указ стал финальной точкой консолидации в единый класс феодалов.

В 1717 году по петровскому указу издаётся книга под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», которая представляла собой ни что иное, как сборник правил о том, как необходимо вести себя дворянину в обществе.

Кроме того, что современный дворянин должен владеть иностранными языками и обязательно быть обучен конной езде, танцам и фехтованию, он должен уметь красиво и умно говорить.

Спустя год Петром Первым вводятся «ассамблеи», представляющие собой чуждые российскому быту вечера, где танцевали, беседовали, ели и пили, без какого-либо повода.

Обратите внимание

За всё время правления Петра Великого им было подписано более четырёх тысяч указов, важных документов и манифестов. Ряд преобразований царя был всецело направлен на развитие не только государства, но и общества, в целом. К примеру, одной из ярких реформ был приказ о благоустройстве и чистоте русских городов.

В начале правления царя в Москве была непролазная грязь (согласно современникам, даже в Кремле). Такая антисанитария являлась причиной эпидемий различных болезней.

В 1699 году император издаёт необходимый указ «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки», который обязывал граждан не выбрасывать на улицы отходы, а вывозить их за стены столицы и закапывать в земле.

Табель о рангах 1722 года

В 1722 году царь подписывает «Табель о рангах», которая регулировала порядок государственной службы в государстве. Отныне все чины разделялись на три основных группы:

  1. придворные;
  2. статские;
  3. военные.

А они, в свою очередь, делились на четырнадцать классов, каждому из которых присваивался чин. Всего же «Табель» насчитывала двести шестьдесят три должности, но некоторые из них были упразднены до восемнадцатого века.

При этом, военные чины были объявлены царём Петром выше соответствующих им придворных и, тем более, гражданских чинов. Этот факт давал возможность военным переходить в высшее дворянское сословие. Так, уже четырнадцатый класс из «Табели» давал фактическое право на получение потомственного дворянства.

Таблица: Социальные преобразования Петра I

1704 г. Указ о вотчинах, согласно которому дворяне и бояре получали поместья и вотчины
Указ об обязательном образовании (каждый дворянин теперь обязан иметь начальное образование)
Указ о единонаследии (дворянин имел право оставить своё наследство только одному сыну)
1722 г. Указ о престолонаследии (теперь власть передается к назначаемому императором наследнику)
1722 г. «Табель о рангах» (возможность продвижения по службе, получать титул личного, а затем и потомственного дворянина. Население страны делилось на неподатное (дворянство, духовенство) и податное (мещане, крестьяне). Появление новой системы иерархического деления общества. 
1724 г. Установление паспортного режима
В результате петровских преобразований окончательно оформляется дворянское сословие.
Введение обязательной военной службы для дворян
Слияние вотчин и поместий. Введение системы майората – запрета на деление поместий при наследовании. 

Социальные реформы Петра I в отношении крестьян и городского населения

Социальные реформы Петра I в отношении крестьян

Схема: социальные реформы Петра I

социальные реформы Петра I

Видео-лекция: Социально-экономические преобразования Петра 1

Источник: https://fox-calculator.ru/petr-1/sotsialnyie-reformyi-petra-i-tablitsyi-i-shemyi/

Раздел IV. Эпоха Петра Великого – Положение сословий. «Табель о рангах»

Страница 6 из 7

Положение сословий. «Табель о рангах»

При Петре боярство прекратило свое существование. Должностных лиц царь назначал, совершенно не считаясь с их происхождением. Доступ в дворянское сословие через военную службу был открыт чуть ли не каждому (любой солдат, ставший офицером, получал звание потомственного дворянина).

Усилилась служебная повинность дворянства: каждый дворянин обязан был служить государству или на военной службе, или на гражданской, или выполнять обязанности при дворе. В 1722 г. была издана “Табель о рангах” (в Петровскую эпоху слово “табель” было женского рода), по которой все государственные служащие, военные, придворные были разделены на 14 классов.

Таким образом, аристократическая иерархия была окончательно заменена иерархией “заслуги и выслуги”. Дворяне также были ограничены в праве распоряжаться своими имениями. Указом о единонаследии (1714) землевладельцам было запрещено делить свои имения и поместья между наследниками. Положение крестьян в петровское время резко ухудшилось.

Этому способствовала финансовая реформа – введение подушной подати, которая не только усилила бремя налогов, но и юридически уравняла крестьян с холопами и превратила их в помещичьих “подданных”. Война со Швецией требовала огромных расходов и побуждала власти искать новые источники доходов.

С началом войны быстро увеличилось количество налогов: мельничный, банный, пчелиный, с бороды, с извозчиков, водопойный, шапочный и другие. Позднее многие из мелких поборов были отменены, но их компенсировала подушная подать. Реформы, проведенные Петром, безусловно, носили прогрессивный характер, способствовали развитию страны, ее европеизации и модернизации.

Но одновременно они сопровождались укреплением самодержавия и крепостничества. Страна продвигалась вперед ценой крайнего напряжения людских и материальных сил, безжалостной эксплуатации.

Главным политическим итогом преобразований стало утверждение в России абсолютной монархии.

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

Не только историки, но еще современники Петра прямо противоположно оценивали личность царя, его преобразования, их характер и результаты. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его отступником православия, Антихристом, насаждавшим матушке-Руси чуждые заморские порядки.

В дальнейшем историки также неоднозначно оценивали Петра и его деятельность. Так, Н.М. Карамзин порицал царя-реформатора за попрание русских обычаев. Славянофилы утверждали, что Петр своими реформами заставил Россию свернуть с естественного пути развития. СМ. Соловьев и В.О.

Важно

Ключевский, наоборот, давали однозначно положительную оценку его преобразовательной деятельности, приписывая все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике, кипучей натуре Петра. В XX в. поэт М. Волошин за крутую ломку всех устоев русской жизни назвал Петра “первым большевиком”.

Большинство советских и современных историков (например, наиболее известные специалисты по Петровской эпохе Н.И. Павленко и К.В. Анисимов) с некоторыми оговорками положительно оценивают преобразовательную деятельность Петра.

Мнения историков расходятся по проблемам, связанным в основном с закономерным характером петровских преобразований: в какой степени реформаторская деятельность царя была подготовлена всем предыдущим развитием России; были ли реформы только реакцией на внешнеполитическую ситуацию или носили более целенаправленный и продуманный характер. В современной историографии дискутируется также вопрос: насколько цели реформаторской деятельности соответствовали человеческим, духовным и материальным жертвам, принесенным страной на алтарь преобразований?

Источник: http://uristinfo.net/istorija-rf/198-istorija-rossii-s-drevnejshih-vremen-im-nikolaev/4928-epoha-petra-velikogo.html?start=5

§ 109. Устройство сословий

1. Мы знаем, как было устроено служилое сословие в Московской Руси (§§55, 58, 79). Оно состояло из «дворян московских» и «дворян городовых».

Первые бывали на высших придворных должностях, управляли приказами, ездили в посольства, сидели на воеводствах, начальствовали войсками, – словом, составляли правительственный класс и считали себя знатью: назывались людьми «родословными», «с отечеством», «отецкими детьми».

Вторые – городовые дворяне и дети боярские – были людьми «обычными», не родословными: они служили в городских конных ополчениях, составляя главное полевое войско Московского государства. Все служилые люди были обеспечены поместьями от государства и получали время от времени денежные пособия, а иногда и ежегодное жалованье.

Меньшинство имело свои наследственные вотчины, что, однако, не мешало искать поместий в придачу к вотчине. К служилым людям причислялись и гарнизонные люди: служилые казаки, стрельцы, пушкари и т.п. Охраняя какой-либо город, эти люди жили в слободах под стенами своего города и вокруг этого же города имели общие пашни и угодья.

(Во многих городах России до сих пор сохранились эти слободы «стрелецкие», «пушкарские», «казачьи» и пр. – Прим. авт.) В XVII ст., подобно гарнизонному люду, в «слободах» устраивались регулярные полки солдат, рейтаров и драгун. Эти новые войска «иноземного строя» пополнялись вербовкою, или «прибором», в службу «гулящих людей», и к ним понемногу переходило главное значение в полевой московской армии.

Вот что застал Петр Великий. Борьба со шведами требовала от него регулярной армии. Понемногу он и перевел в регулярную службу всех дворян и служилых людей. Всякий служилый человек – от знатного московского дворянина до последнего пушкаря – одинаково записывался в службу и шел солдатом в регулярный полк или матросом во флот.

Не более одной трети членов от каждой дворянской «фамилии» допускалось в гражданскую службу.

Так как служба для всех служилых людей стала одинакова (они служили поголовно и бессрочно, с нижних чинов), то все прежние разряды служилых людей Петром были соединены вместе, в одно сословие, которому было присвоено новое название шляхетства.

Совет

Служилая знать по закону перестала на службе отличаться от «обычных людишек»: все нижние чины – как знатные, так и незнатные, как из служилых семей, так и из простонародья – одинаково могли дослуживаться до высших чинов и занимать высшие должности. Порядок такой выслуги был точно определен «Табелью о рангах» (1722).

В этой табели все офицерские, канцелярские и высшие государственные должности были распределены на 14 рангов, или «чинов», по их служебному старшинству и почету. Каждый, достигший должности низшего, 14-го ранга, мог надеяться, по мере способности и усердия, занять высшую должность и перейти в высший ранг. Начало личной выслуги окончательно восторжествовало здесь над «породою», началом знатности.

Уничтожив старые служебные порядки и повернув всех дворян в регулярные полки, Петр сделал положение дворян более тяжелым. Служить им стало гораздо труднее.

Но этим не ограничились новые дворянские тяготы; Петр требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте, цифири и геометрии, и необученных лишал права жениться и получить офицерский чин. С другой стороны, Петр ограничил землевладельческие права и льготы дворян.

Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставил им за службу денежное жалованье.

Те же вотчины и поместья, какими дворяне уже владели, он запретил дробить при передаче сыновьям и установил законом (1714), что дворянин может по завещанию передать свою землю одному из сыновей; если же завещания не окажется, то отцу наследует старший сын. (Этот закон иногда называется указом «о майорате».)

Меры Петра относительно дворянства отягчали положение этого сословия, но не меняли его отношения к государству. Дворянство, и прежде, и теперь одинаково, было обязано службою за право землевладения. Только теперь служба стала тяжелее, а землевладение стесненнее. Понятно, что дворянство роптало и пробовало всячески облегчить свои тяготы.

Петр жестоко карал всякие попытки дворян уклониться от службы; но он сделал людям высшего старого дворянства одну существенную уступку. Он позволил знатной молодежи, «отецким детям», поступать по преимуществу в его любимые «гвардейские» полки, Преображенский и Семеновский, которые стояли в новой столице Петра – Петербурге.

Обратите внимание

В конце царствования Петра оба эти полка стали по составу сплошь дворянскими и в них целые сотни солдат носили княжеские фамилии. Вышло так, что старые «дворяне московские» как бы превратились в новое «гвардейство».

Допустив такой аристократический подбор людей в гвардии, Петр сумел воспользоваться им: он на родовитых и богатых офицеров и даже на простых солдат гвардии возлагал разные, иногда очень важные, поручения по делам казенного хозяйства и, таким образом, создал себе из них удобных, ответственных чиновников.

2. Городское сословие («посадские люди», «торговые люди») до Петра представляло собою очень малочисленный и бедный класс. Городской жизни с ее торговым и промышленным оживлением почти не существовало в Московском государстве.

Читайте также:  Стрелецкий «розыск» 1698 года

Только некоторые северные города отличались многолюдством и зажиточностью. Остальные же представляли собою, по словам Петра, «рассыпанную храмину» и имели одно лишь военно-административное значение. Только в 1649 г.

закон отделил горожан от прочей массы податного народа в особое сословие (§82).

Уличное движение на Воскресенском мосту (Москва) в XVIII веке. Художник А. Васнецов

Между тем Петр за границей видел богатые и оживленные города; наблюдал веселую и культурную жизнь городского торгово-промышленного люда; знал, что городской торг и промысел считался на всем западе главным источником народного богатства. (Эпоха Петра В. была временем полного расцвета протекционизма и меркантилизма в Европе.

) Сравнивая европейский город с русским, Петр поражался противоположностью и всеми мерами хотел собрать рассыпанную храмину и создать на Руси городской экономически сильный и деятельный класс.

С этой целью он освобождал горожан от так называемых «верных» (присяжных) служб у казенных товарных складов и торгово-промышленных операций и расширил городское самоуправление. В 1720 г.

был учрежден главный магистрат, которому Петр поручил заботы о городском сословии во всем государстве; а в следующем году главному магистрату дан был «регламент» (наказ), определивший общий порядок городского устройства и управления. Все города были разделены по числу жителей на классы.

Жители городов делились на «регулярных» граждан и «нерегулярных» («подлых») людей. Регулярные граждане составляли две «гильдии»: в первую входили представители капитала и интеллигенции, во вторую – мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на «цехи» по ремеслам.

Нерегулярными людьми, или «подлыми» (то есть низшими), назывались чернорабочие. Город управлялся «магистратом» из бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских сходах или советах из тех же регулярных граждан. Каждый город был подчинен главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство.

Так старался Петр Великий поднять городское сословие, дать ему простор, вдохнуть в него жизнь. Но общий строй русской жизни, еще далекий от торгово-промышленного склада, и тяжелые войны Петрова царствования не дозволили осуществиться мечтам Петра: русские города остались и после Петра в том же жалком положении, в каком были они раньше.

3. Крестьянство при Петре I пережило очень крупную реформу. Издавна прямая подать на Руси платилась с недвижимого имущества. Сначала брали ее с «паханой земли», которую исчисляли в «сохи» (особую податную единицу в несколько сот десятин земли); в XVII в. подати стали брать со «двора», разумея под ним крестьянское хозяйство (§§55, 79).

Важно

Если ранее можно было облегчить свои платежи, сократив запашку и уменьшив площадь «паханой земли», то позднее можно было в один «двор» свести для этой цели несколько крестьянских хозяйств. Так и делали податные люди, сбиваясь по нескольку семей в один двор и все вместе платя с одного двора.

В разгар Шведской войны Петру пришлось заметить резкое уменьшение податных дворов в государстве, происшедшее от побегов, разорения, а также и от хитростей плательщиков. Лучшей мерой для борьбы с этим уменьшением была признана податная реформа. Было решено брать вперед не с имуществ, а с людей, с «голов», и заменить таким образом подворную подать подушною («поголовщиной»).

В 1718 г. начали перепись тяглых людей (в городах и уездах), записывая в «сказки» всех взрослых мужчин. Позднее назначили ревизию для проверки этой переписи, почему и самая перепись стала называться «ревизией», а списки плательщиков – «ревизскими сказками», сами же плательщики – «ревизскими душами». Когда ревизия определила число плательщиков в 5 млн.

человек, то был определен размер новой подати: 74 коп. в год с частновладельческих людей и несколько больше с крестьян казенных.

Что касается крестьян казенных, то для них новая подать не имела особых последствий и не изменила их исконного общинного устройства. Но для частновладельческих крестьян она имела важные и неблагоприятные последствия.

Дело в том, что в каждом помещичьем хозяйстве рядом с крестьянами были устроены на пашне и холопы. Особенно часто, именно в XVII в., владельцы холопов, не довольствуясь услугами своей челяди во дворе, стали высаживать ее «за двор», в особые избы, и заставляли пахать землю.

Холопы в древности податей не платили и никакого вообще отношения к государству не имели, ибо были частною собственностью своего господина. Но, заметив, что «задворные люди» ничем от крестьян не отличаются, правительство в конце XVII в. стало брать подати и с них, хотя задворные люди крестьянами и не значились.

Этот обычай – считать задворных холопов податными людьми – повел к тому, что Петр велел во время своей «ревизии» записать всех холопов (и задворных и дворовых людей) в ревизские сказки и обложить их подушной податью наравне с крестьянами.

Совет

С тех пор землевладельцы стали совершенно одинаково вносить подать и за крестьян своих, и за холопов, что с течением времени повело к совершенному смешению крестьян с холопами. Само правительство смешивало тех и других под одним наименованием «работных персон» и «помещичьих подданных».

Так мало-помалу была подготовлена та форма крепостного права, которая в XVIII ст. превратила крестьян из государевых тяглых людей в полных господских рабов.

Итак, в конце царствования Петра Великого очень много изменилось в жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с холопами.

Но государство при Петре продолжало смотреть на свои сословия так же, как смотрело ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом.

Всякий человек и всякая группа лиц жили не для себя, а «для государева и земского дела», должны были себя и имущество свое отдавать государству и быть его послушным орудием. При Петре такой порядок стал даже беспощаднее, чем раньше.

Подробнее о переменах в положении дворянства при Петре I (по университетским лекциям С. Ф. Платонова)

Подробнее о переменах в положении крестьян при Петре I (по университетским лекциям С. Ф. Платонова)

Подробнее о новшествах в самоуправлении городов при Петре I (по университетским лекциям С. Ф. Платонова)

Источник: http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/187-plat-tut-109

Правовое положение сословий в первой четверти XVIII в

Правовое положение дворянства.

Начиная со второй половины XVII в., идет процесс правового единения класса феодалов, складывается единый класс-сословие – дворянство.

Сословие – категория правовая, определяющая правовое положение определенной социальной группы, ее права и преимущества (или отсутствие тех или иных прав и преимуществ); переход из одного сословия в другое затруднен (а иногда и невозможен). 1682 г.

, Указ об отмене местничества положил начало консолидации служилых людей по отечеству. В основу служебных назначений был положен чин.

Табель о рангах 1722 г. создал правовую базу для нового класса-сословия – дворянства (шляхетства). Введение нового принципа продвижения по службе – не по отечеству чин, а за заслуги. Разделение государственной службы на военную, морскую, штатную (гражданскую) и придворную, обязательность службы.

Обратите внимание

Манифест о вольности дворянства 1762 г. отменял обязательную службу дворян, закреплял привилегии дворянства (право свободного выезда за границу и др.).

Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства (Жалованная грамота дворянству) 1785 г.

определяла различные права и преимущества дворянства и даровала российскому дворянству права самоуправления и участия в органах государственного управления на выборных началах. Губернское и уездное дворянские общества избирали из своей среды ряд должностных лиц уезда и губернии (напр.

, уездного судью, земского-исправника). Создание дворянских сословных судебных органов явилось результатом провозглашения Жалованной грамотой права дворян судиться судом равных.

Права землепользования. 1676 г. – предоставление дворянам права наследовать поместья по закону, 1714 г. – указ о единонаследии – поместье было фактически приравнено к вотчине.

Ограничение последним указом права наследства в связи с предписанием передачи недвижимого имущества (имения) только одному сыну. Ограничения прав беспоместного дворянства Жалованной грамотой 1785 г.

(лишение права голоса в дворянских собраниях).

Правовое положение городского населения.

Разделение Петром I населения посада по социальному признаку на регулярных граждан (горожан) и нерегулярных граждан. Предоставление регулярным гражданам прав самоуправления и иных льгот свидетельствовало об увеличении роли городского населения в экономической жизни страны.

Грамота на права и выгоды городам Российской империи (Жалованная грамота городам 1785г.) делила городское население на 6 «разделений» и предоставляла льготы и преимущества в соответствии с имущественным положением.

Городское население делилось на: 1) настоящих обывателей, 2) гильдии, 3) цехи, 4) иногородних и иностранных гостей, 5) именитых граждан, 6) посадских.

Важно

Городское население на городском собрании избирало орган городского самоуправления: Городскую общую думу.

Правовое положение крестьянства.

Ухудшение правового положения крестьян (помещичьих): предоставление помещикам права ссылки крестьян в Сибирь, на каторжные работы, запрет жалоб на помещика.

Правовое положение крестьян во многом зависело от того, к какому разряду принадлежал крестьянин.

· Владельческие крестьяне – в результате проведения подушной переписи (1719 г.) к владельческим крестьянам были приписаны холопы и бобыли. Положение владельческих крестьян было близким к рабству.

· Государственные крестьяне – лично свободные, могли покупать и арендовать землю, содержать промыслы, численность их росла.

· Экономические крестьяне (бывшие церковные – после секуляризации церковных земель) – положение, близкое к государственным, впоследствии слились с государственными.

· Посессионные крестьяне – государственные крестьяне, приписанные к частным заводам (категория, появившаяся при Петре I).

· Однодворцы – приписаны к крестьянам по подушной переписи, имели право сами иметь крепостных крестьян, поскольку происходили из служилых людей.

Гражданское, семейное и наследственное право в первой четверти XVIII в

Первая четверть XVIII века в России – это «время бурных изменений в российском обществе, государстве, правовой системе».

В гражданском праве первой четверти XVIII века законодательство занимается по преимуществу регулированием права собственности на недвижимое имущество, в первую очередь на землю.

Российское законодательство знало два вида наследования имущества: наследование по закону и завещанию.

При наследовании по закону вступал законный порядок наследования или майоратный принцип: недвижимость наследовалась только одним из сыновей.

При отсутствии сыновей главной наследницей по закону становилась старшая дочь, если она выходила замуж, то наследницей становилась следующая по старшинству дочь.

Совет

В случае отсутствия и сыновей, и дочерей, главным наследником становился старший в ближайшей степени родства. Движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками.

При наследовании по завещанию воля завещателя была ограничена: недвижимое имущество наследовалось только одному из сыновей, остальные дети получали часть движимого имущества в рамках завещательного распоряжения.

Дочери наследовали недвижимость по завещанию только при отсутствии сыновей.

При отсутствии детей недвижимое имущество могло быть завещано родственникам, к примеру, зятем, который в этом случае должен был взять фамилию наследодателя, в противном случае недвижимость переходила государству.

С 1719 года добыча полезных ископаемых, обнаруженных на частных землях, становилась прерогативой государства. «Государство поощряло развитие частной промышленности, обеспечивая кредит, налоговые льготы и подбор рабочей силы» Но вместе с тем государство претендовало на промышленную монополию.

Таким образом, мы видим, что «для российского права первой четверти XVIII века было характерно активное вмешательство государства в гражданско-правовую сферу». Оно регулировало имущественные рыночные отношения, поощряло торговлю и производство, продолжая политику протекционизма, помогала в выполнении договорных обязательств и препятствовала нарушению норма гражданского права.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Старорусское представление о браке как о договоре между родителями жениха и невесты были подорваны. Появилось воззрение на акт свободной воли молодых людей»

Условия заключения брака

Важным условием для заключения брака оставался возраст молодых людей. Если раньше по Кормчей книге брак в двенадцать лет разрешался для девушки и в пятнадцать лет для юноши, то «вопрос о возрасте вступающих в брак в XVIII веке разрешился Указом о единонаследии: возрастной ценз был определен для мужчин в 20 лет, для женщин в 17 лет».

Еще одним условием для заключения брака было отсутствие запрещенных степеней родства, свойства и духовного родства. Кровное родство не разрешалось до седьмой степени включительно.

Обратите внимание

Следующим условием было вероисповедание жениха и невесты. Русская церковь, руководствующаяся Кормчей книгой, препятствовала заключению браков между лиц различного вероисповедания.

Читайте также:  Что изучает историческая наука?

Последним каноническим условием для заключения брака было согласие родителей жениха и невесты на брак.

 Как еще одно условие заключения брака – гражданские и военные чиновники должны были получить разрешение на брак от их начальства.

Так Петр 1 считал, что нельзя жениться дуракам.

Порядок заключения брака

В 18 веке появились обстоятельства, которые порождали отступления от основного правила заключения брака – церковного венчания. Поводом для этого послужило разрешение 1721 года православным христианам вступать в смешанные браки – браки с христианами других концессий. Это нововведение было связано с тем, что после окончания

В 1719 году Петр велел брать с раскольников, женящихся тайно, не в церкви, плату: по 3 рубля с человека. Если жених или невеста были богаты, то цена возрастала.

Табель о рангах 1722 г.

1722 – 24 января. Указ Петра Первого установил Табель о рангах окончательно устранила (по крайней мере в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”, т.е.

знатности рода и прошлой службе предков) и установившему для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной и морской службе, коллежского регистратора – в гражданской службе и последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих заслуг, способностей и преданности государю.

Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные — и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин.

Важно

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись, и в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе.

Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном — переходе в высшее дворянское сословие.

Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. — прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса — коллежский асессор, а чин коллежского регистратора (14-й класс) давал право на личное дворянство).

По Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рождённые до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причём одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство.

Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству — получением чина 4-го класса (действительный статский советник).

Приведённые таблицы чинов показывают, что петровская «Табель о рангах» менялась на протяжении почти двух веков в результате основных реформ. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины безотносительно к реальным обязанностям их носителя.

Так, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» первоначально означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник» означало председателя надворного суда; надворные суды были отменены уже в 1726 году, а название чина сохранялось вплоть до 1917 года.

Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона.

Совет

Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу отдельно были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:

Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.

За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; ⅓ штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное — на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили».

Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие своему чину.

Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным.

Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина.

Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов.

Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.

Обратите внимание

Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо.

Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов.

Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие».

Любопытно, что Пётр, во всем подчёркивая предпочтение военным перед статскими, не хотел устанавливать статских чинов первого класса; однако склонившись на уговоры Остермана, из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера, как главы дипломатического ведомства.

Лишь впоследствии был установлен чин действительного тайного советника I класса.

Это предпочтение выразилось и в том, что, если в армии потомственное дворянство получалось непосредственно с чином XIV класса, то в статской службе — только с чином VIII класса (коллежского асессора), то есть с достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г. для этого требовалось достигнуть генеральского ранга, получив чин действительного статского советника.

В этом же отношении показателен и относительно низкий (даже не генеральский!) ранг, который полагался президенту «статской» коллегии, то есть, по европейским понятиям, министру.

Впоследствии министры имели чины действительного тайного советника, тайного советника, в отдельных случаях действительного статского советника, в частности в царствование Николая II.

Источник: https://studopedia.net/7_4075_pravovoe-polozhenie-sosloviy-v-pervoy-chetverti-XVIII-v.html

Изменение правового статуса сословий XVIII

В этот период государство стремится к правовой регламентации всех сословий: дворянства, духовенства, крестьян, городского населения.

Основа правого положения дворян – монопольное право на земельную собственность. Указ (О единонаследии» 1714 г. не только уравнял в правах поместье и вотчину, но и превратил поместья в наследственную собственность дворян. Указ о подушной переписи 1718 г. закрепил право дворян на платить подати.

Укреплению дворянской диктатуры способствовал Табель о рангах 1722 г. Все гос. должности  занимали дворяне, служба которых при Петре I была пожизненной. Петровские указы требовали от дворян прохождения военной службы, начиная с солдатского звания, а также обучения за границей.

Важно

Только в 1762 г. Петр III манифестом «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» освободил дворян от обязательной военной и дворянской службы.

Консолидации этого сословия способствовала «Жалованная грамота дворянству» 1785 г.

, согласно которой дворяне имели право использовать полезные ископаемые, найденные на территории их владений; они были освобождены от личных податей, телесных наказаний и получили право создавать сословные организации.

В период абсолютизма происходит процесс огосударствления церкви. Духовенство было важной политической силой в стране. Оно делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Начатая Петром I церковная реформа не оправдала его ожиданий. В I четверти XVIII в. были проведены преобразования, свидетельствующие о начальной фазе секуляризации. С 1722 г.

установлены жесткие правила вхождения в духовное сословие. С 1737 г. проводится мобилизация в армию безместного духовенства. В 1764 г. церковь была лишена всех вотчин, епархиальные архиереи и монастыри переводились на штатные оклады. Тем самым было ликвидировано феодальное землевладение церкви.

Формально выход из духовного сословия был открытым, но желающих изменить статус практически не находилось.

Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и дворцовых.

Развитие экономики способствовало выделению из среды крестьянства торговцев и ростовщиков. Но основная масса крестьян несла повинности в пользу хозяина в виде барщины или оброка.

Ежегодно крестьяне направляли по одному рекруту с 20 дворов. Кроме того, они работали на строительстве городов, верфей. В 1718 г.

Совет

была введена подушная подать, которая ликвидировала такой разряд населения, как люди вольные и гулящие.

Различие между холопами и крестьянами стирается. Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочиями, более того, распоряжались ими как своей собственностью. Указом 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой телесных наказаний и каторжных работ. Феодально-зависимыми были и гос. крестьяне.

В 1721 г. купцам было разрешено покупать селения (с крестьянами) и приписывать их к мануфактурам; так появились посессионные крестьяне. В результате секуляризации церковных земель возникли гос. крестьяне, которые несли в пользу гос-ва денежный оброк. Дворцовые (с 1797 г. – удельные) крестьяне принадлежали императорской фамилии.

Города развивались как центры торговли и промышленного производства. Гос-во, заинтересованное в преодолении экономической отсталости страны, предоставляло различные льготы. Особо привилегированное положение получили владельцы мануфактур.

Посадское население избирало свои органы самоуправления – магистраты. Кроме того, существовал городской сход (собрание населения). Согласно регламенту Главного магистрата 1721 г. посадское городское население делилось на знатных, регулярных граждан (которые делились на 2 гильдии) и «подлых людей».

Руководящие должности занимали крупные купцы.

Опубликованная в 1785 г. «Грамота на права и выгода городам Российской империи» поделила городское население на 6 разрядов: «настоящие» городские обыватели, купцы всех 3-х гильдий, ремесленники, записанные в цехи, иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане, именитые горожане, все остальное посадское население.

Мещане составляли большую часть городского населения и являлись податным сословием. Горожане имели свой сословный суд и органы местного самоуправления – общую городскую думу.

Табель о рангах

Роспись чинов 24 января 1722 г.,  табель  о  рангах, вводила новую классификацию служащего люда.

Обратите внимание

  Все новые уч­режденные должности – все с иностранными названиями, ла­тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, – выстроены по табели в три параллельных ряда:  воинский, статский и придворный,  с  разделением  каждого  на 14 рангов,  или классов.

Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид­ворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чи­новничества,  ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро­дословной книги.

В одной из статей, присоединенных к та­бели,  с ударением пояснено,  что знатность рода сама по себе,  без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого поло­жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.

Введение табеля о рангах было одной из важнейших государственных реформ. Это нововведение в корне подорвало значение знатности  на государственной службе. Со времени введения табеля о рангах государственные служащие добивались высоких чинов только благодаря личным заслугам, а не благодаря рождению в знатной семье.

Виды чинов по табелю о рангах

– военный,

– морской,

– придворный,

– гражданские(штатский).

«Из дворян отнюдь не писать в офицеры» с 8 чина гражд службы и с 14 военной давалось потомственное дворянство

Источник: http://allstatepravo.ru/mpiogp/statiy-iogp/1090-izmenenie-pravovogo-statusa-sosloviy.html

Ссылка на основную публикацию