Племена сибири и дальнего востока в 1 тысячелетии до н. э.

Кто жил в Сибири до нашей эры

Кто жил в Сибири до нашей эры

История Сибири в представлении большинства начинается с истории «русской Сибири», то есть со времени походов казаков и Ермака, но в Сибири и до нашей эры жили люди. Ученые даже считают Сибирь одним из главных центров антропогенеза.

Когда разговор заходит об истории Древнего мира, то обычно вспоминают древние государства Ближнего Востока. Понятно, что такое видение весьма ограничено, поскольку на территории той же Сибири люди жили задолго до времени строительства египетских пирамид. Возраст раннепалеолитической стоянки Карама на Алтае оценивается археологами в 600-800 тысяч лет.

Советский академик Алексей Петрович Окладников считал Сибирь одним из первых центров антропогенеза. Находки последних десятилетий полностью подтверждают мнение академика.  В 1993 году новосибирскими археологами на плато Укок (Горный Алтай) было найдено захоронение женщины, датируемое V-III веками до нашей эры.

Обратите внимание

В прессе сенсационную находку назвали «Принцессой Укока». В погребальной камере были найдены шесть коней под седлами и со сбруей, колода из лиственницы с бронзовыми гвоздями. Мумия молодой девушки (на момент смерти ей было около 25 лет) хорошо сохранилась.

Она была в парике и одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки и шубу.

В Денисовой пещере на Алтае также были найдены останки так называемого «денисовского человека». Исследователи провели анализ ДНК и выяснили, что остатки кости датируются периодом 40 тысяч лет назад.

Проведенные исследования показали, что «денисовский человек» оказался вымершим типом человека, чей геном значительно отличается от нашего. Эволюционное расхождение такого человека и неандертальца произошло около 640 тыс. лет назад.

Позже эти люди вымерли или частично смешались с Homo sapiens.

Эпоха бронзового века связана в Сибири в первую очередь с Афанасьевской культурой. Многочисленные следы деятельности её представителей были сначала найдены в Саянах и на Алтае.

В III тысячелетии до нашей эры носители Афанасьевской культуры занимались на территории своего обитания земледелием и скотоводчеством.

Позже следы этой культуры были найдены не только в Сибири, но и на территории современного Восточного Казахстана, Западной Монголии и Северного Китая.

Этнически «афанасьевцы» не были монголоидами. Историки полагают, что Афанасьевская культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями древнеямной культуры, которые ассимилировали местное население

Важно

На смену Афанасьевской археологической культуре приходит Андроновская культура XVII—IX веков до н. э. «Андроновцы» на юге занимали территорию до современных Киргизии, Туркмении и Таджикистана, на востоке – Южный Урал, Западную Сибирь.

Несколько веков до нашей эры на территории нынешней Монголии и Южной Сибири существовала мощная держава Хунну. В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. эры. Набеги хуннских воинов на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии были объединены в Великую китайскую стену.

Около 51 г до н. э. держава Хунну раскололась на две части: восточные хунну признали верховенство китайского императора, а западные хунну были вытеснены в Среднюю Азию.

Хуннская держава рухнула, и ее разрозненные части разбрелись по Азии и Европе. Часть самых отчаянных или, по словам Гумилева – пассионарии, двинулись на Запад, где прошли через Казахстан в 50-х годах II века нашей эры и вышли к берегам Волги.

Сибирь до нашей эры представляла из себя настоящий «котел народов». Здесь проживали юэчжи, динлины, предположительно скифы. Для этой эпохи характерны волны миграции, переход от оседлости к кочевому образу жизни.

 Большинство генетиков уже согласилось с тем, что те же индейцы,  коренные жители Америки, произошли от сибиряков, которые от 18 до 26 веков назад перешли по перешейку из Чукотки на Аляску.

Генетический анализ останков скелета девочки-подростка, возраст которого 12-13 тысяч лет, который был найден на полуострове Юкатан в 2014 году, подтвердил догадки ученых на этот счет. О результатах исследований писал журнал Science.

Источник: https://russian7.ru/post/kto-zhil-v-sibiri-do-nashey-yery/

Культура населения лесной сибири и дальнего востока

В лесной зоне Западной Сибири во второй половине 1 -го тысячелетия до н.э. — первой половине 1-го тысячелетия н.э. существовало несколько археологических культур. Создавшие их племена занимались скотоводством, а в некоторых лесостепных местах — и земледелием.

Здесь были развиты охота и рыболовный промысел, а также изготовление тканей, выделка кож и посуды. Большое влияние на культуру лесных племен оказали их соседи, жившие на Урале и в степной части Южной Сибири.

Они снабжали лесное население медью и изделиями из нее, способствовали распространению железа, прогрессивных орудий груда и оружия.

Совет

Для этой территории были характерны своеобразные элементы орнамента на керамике: штамп зигзагообразных узоров (так называемая «уточка»), оттиски крупной и мелкой гребенки в сочетании с вдавлениями и выпуклостями («жемчужины»).

Керамика поселений лесной зоны хронологически разделяется на два типа: васюганский (лесной) и саровский. В керамике васюганского типа присутствует узор из «жемчужин», крупный зубчатый штамп и широкие зигзагообразные оттиски «уточки». Территория лесостепного Приобья и Притомья в VII-I вв.

до н.э. была занята оседлыми племенами большереченской культуры.

Памятники большереченской культуры изучены на Оби у с. Большая Речка и в других местах. Здесь строились укрепленные поселения с обширными полуземлянками прямоугольной формы с очагом в середине. Люди занимались пастушеским скотоводством и мотыжным земледелием, рыболовством и охотой.

Вместе с останками лошадей, крупного и мелкого рогатого скота на поселениях найдено большое количество костей диких животных: лося, медведя, косули, соболя. В инвентаре много изделий из кости: наконечники стрел, гребни, лощила, мотыги, застежки, пряжки, проколки.

Широко было развито и изготовление металлических орудий труда и оружия. на поселениях Ближние Елбаны обнаружены остатки литейной мастерской — глиняные каменные литейные формы для отливки кельтов, тесел и копий. На начальном этапе большереченской культуры используемым металлом была бронза. В V в. до н.э.

появляется железо, которое во II в. до н.э. окончательно вытеснило бронзу.

Могильники большереченской культуры грунтовые. Людей погребали в вытянутом или скорченном положении в узких небольших ямах. С ними клали глиняные сосуды, наконечники стрел, бронзовые ножи, внешне похожие на татарские.

В средней части лесной полосы Сибири во второй половине 1-го тысячелетия н.э. — первой половине 1-го тысячелетия н.э. существовала кулайская культура, названная по месту находки первых характеризующих ее материалов на горе Кулайке в Томской области.

На юго-востоке носители кулайской культуры граничили с племенами тагарской культуры. Кулайские памятники — это могильники, жертвенные места и поселения. Что касается хронологии кулайской культуры, то в ее определении нет единства: одни ученые относят ее существование к V в. до н.э. — IV в. н.э.

, другие считают, что она возникла позднее, в конце 1-го тысячелетия до н.э. Для этой культуры характерны отлитые в односторонних глиняных формах ажурные стилизованные изображения обитателей местного леса: лося, медведя, волка, различных птиц. Встречаются композиции из одной или нескольких фигур с несколькими одинаковыми головами.

Обратите внимание

В фигурах условно переданы рот, глаза, нос, фантастически соединяются образы животного и человека.

Кулайское ажурное литье было характерно в основном для Нарымского Приобья. В последние годы было исследовано много поселений с кулайским культурным слоем в Томском Приобье (Кижирово, Басандайка I, II, Шеломак, Нагорный Ишутан и др.

). В Новосибирском Приобье открыты поселения Дубровинский Борок, Завьялово и могильники Каменный Мыс, Ордынское I. Изучены захоронения под вытянутыми земляными курганами (насыпь кургана присыпалась с каждым последующим погребением).

Захоронения осуществляли в грунтовых ямах с деревянным перекрытием. Умерших иногда завертывали в бересту, хоронили в вытянутом положении головой на северо-восток.

В материалах кулайской культуры преобладают низкие сосуды с широким горлом, покрытые в верхней части орнаментом.

Орнамент состоит из ямок, рядов вертикальных наклонных линий, оттисков гребенки и штампа в виде стилизованной «уточки».

Наряду с керамикой обнаружены костяные наконечники стрел, железные кинжалы, копья, предметы конской сбруи и украшения, из предметов быта — железные ножи, костяные ложки, глиняные и каменные пряслица, точильные камни.

На предметах кулайской культуры лежит печать сильного влияния других культур как Южной Сибири, так и Урала. Это бронзовые котлы и оружие, бронзовые бляхи. Очевидно, распространение этих предметов было связано с обменом, который вели племена кулайской культуры, получая изделия от соседей.

Кулайская культура Западной Сибири формировалась под влиянием предшествующих молчановской и еловской культур, связанных с ведущей ролью в хозяйстве охоты и рыболовства. Для кулайской культуры было свойственно использование сложного составного лука и распространение культа животных.

Важно

Дальний Восток — территория распространения нескольких археологических культур раннего железного века. Памятники одних, например янковской культуры в Приморье, изучены давно, другие же — недавно. Это кроуновская и ольгинская культуры в Приморье, урильская и польцевская в Приамурье, охотская на Сахалине и Камчатке, эскимосская в прибрежной Чукотке.

Янковская культура названа по фамилии ее первого исследователя — М. И. Янковского. Первоначальное ее название — «культура раковинных куч» — было связано с находками во многих поселениях куч створок раковин.

Поселения янковской культуры встречаются на Амурском и Уссурийском побережьях и в континентальной части Приморья. Самым значительным ее памятником является поселение на полуострове Песчаном у Владивостока.

Памятники янковской культуры знаменуют прогрессивные изменения, связанные с освоением железа и развитием производящего хозяйства. Исчезает старая техника отжимной ретуши, ее вытесняет шлифование. Меняются формы каменных топоров и тесел, наконечников стрел.

В это время появляются и костяные изделия, почти не встречавшиеся ранее: полированные проколки, шилья, тонкие изящные иглы с ушком, ножи, различные лопаточки и рыболовные крючки. Изготовить их можно было только с помощью металлических орудий.

По-новому выглядит и глиняная посуда — преобладают горшковидные сосуды со слегка отогнутым наружу венчиком и чаши.

Племена янковской культуры жили оседло в поселках, состоявших из больших полуподземных домов. Хозяйство было комплексным с преобладанием земледелия и скотоводства, а на побережье — морского промысла. О наличии развитого земледелия свидетельствуют находки грубо оббитых мотыг с выступами для крепления ручки по бокам (плечики). В районе р.

Тетюха, а также в поселении близ бухты Находка найдено большое количество таких плечиковых мотыг. Урожай снимался с помощью серпов, сделанных из мягкого сланцевого камня. Дальнейшая обработка зерна производилась на зернотерочных плитах, таких же, как во всех раннеземледельческих обществах. В ряде случаев обнаружены зерна чумизы и проса.

Совет

На всех приморских поселениях обнаружены кости свиней и собак. Наибольшее развитие у обитателей поселений раннего железного века получило свиноводство. Следы вмятин на черепах собак, найденных при раскопках поселений на полуострове Песчаном, свидетельствуют о том, что их также разводили на мясо.

Расположение поселений в прибрежных районах и огромные скопления чешуи рыб и раковин морских моллюсков подтверждают значительную роль рыболовства.

Ловили треску, ерша, тунца, скумбрию, охотились на морских животных, добывали съедобных моллюсков (устриц, рапанов, мидий, петушков и др.), мясо которых употреблялось в пищу, а раковины нередко использовались как украшения и в качестве черпаков.

Костный материал поселений показывает, что объектами охоты были зубр, косуля, птица, реже — кабан и медведь. Основным оружием на охоте были лук со стрелами и копье.

Поселения янковской культуры (Чапаево, Олений, Славянка и др.), располагались на сопках. Насыщенный и достаточно мощный культурный слой свидетельствует о долговременном проживании в них людей. Жилища-полуземлянки были прямоугольными, площадью от 15 до 20 кв. м.

Крыши сооружались, очевидно, из расщепленных бревен, которые затем засыпались землей. По центру большинства жилищ проходил коридор, деливший помещение на две половины. В больших жилищах обычно имелось несколько очагов.

Летом вблизи помещений делали легкие наземные постройки.

Инвентарь янковской культуры весьма разнообразен. Значительную часть его составляет керамика. Наиболее характерны для нее плоскодонные горшковидные сосуды, низкие чаши и амфоровидные сосуды. В верхней части они украшены линейно-геометрическим орнаментом.

В поселениях найдено много глиняных пряслиц. Встречаются бронзовые «зеркала», бляшки, каменные подвески и бусы, костяные обкладки пожен. Многие предметы изготовлены в традициях предшествующих культур. Это касается в основном каменного инвентаря.

Обратите внимание

В это время в Приморье появляются железные кельты и насады на орудия для обработки земли.

Читайте также:  Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в xiii в.

К северу от территорий, занимаемых племенами янковской культуры, в основном на территории Приамурья развивалась урильская культура, возникновение которой относится к XII-IX вв. до н.э. Племена этой культуры расселялись по берегам рек и озер, в поселках, состоявших из двух-трех десятков полуподземных жилищ. Культура получила название по о. Урильский на Амуре.

Урильская культура изучена по крупным поселениям, расположенным на берегах рек. Жилища-полуземлянки внутри делились на отсеки с очагами. Было найдено много каменных мотыг, керамических скребков, фигурок животных.

Своеобразие орнамента урильской керамики в том, что здесь присутствуют сетчатые узоры. Каменный инвентарь невелик. В этой культуре много оббитых и отретушированных орудий. Изделий из железа в этих поселениях немного.

Хозяйство было комплексным, с преобладанием земледелия и скотоводства.

В янковской и урильской культурах просматриваются общие черты, что позволило даже высказать мысль о существовании единой урильско-янковской археологической культуры.

К более позднему времени (второй половине 1-го тысячелетия до н.э.) относится польцевская культура. Памятники ее сосредоточены в бассейне Среднего и Нижнего Амура в основном в пределах Хабаровского края. Поселения были расположены на равнинах по берегам рек и озер.

Известно более 100 поселений польцевской культуры: Кукелево, Кочковатка II, Желтый Яр и др. Наиболее исследованное поселение — Польце, давшее название всей культуре. Здесь были открыты полуподземные жилища; часть из них погибла в результате пожара. Жилища площадью 40 кв. м имеют почти квадратную форму.

Раскопки показали, что существовало два типа построек: с выходом через дымовое отверстие или в виде длинной траншеи.

Важно

В поселениях, особенно в котлованах жилищ, было обнаружено скопление керамических сосудов, изготовленных без применения гончарного круга. Среди них изделия с вытянутым туловом и плоским дном, с шаровидным туловом, небольшие сосуды баночной формы, большие узкогорлые с выпуклым сферическим туловом и покатыми плечиками.

Они украшены налепными валиками, прочерченными линиями, шнуровыми оттисками, поясками из вдавлений лопаточкой и другими мотивами. Встречается множество керамических пряслиц, различных поделок и керамических украшений.

Из земледельческих орудий труда известны каменные сланцевые мотыги нескольких типов, песты, зернотерки, железные прямоугольные кельты, из орудий рыболовства — грузила для сетей и железные рыболовные крючки; найдено множество каменных тесел и топоров.

Племена польцевской культуры занимались подсечным земледелием. Остатки зерна найдены во многих жилищах. Большую роль в хозяйстве играли скотоводство, рыболовство и охота. Были развиты обработка железа, камня, дерева и кости, кузнечное ремесло.

Пo восточному побережью Азии, вплоть до Чукотки и далее по берегам Северного Ледовитого океана во всей арктической полосе в 1-м тысячелетии до н.э. жили оседлые рыболовы и охотники так называемой берингоморской культуры. Главным занятием населения были охота на морского зверя (тюленей, моржей) и рыболовство, единственным домашним животным была собака.

Берингоморская культура по уровню развития была неолитической. Поселки арктических жителей располагались на мысах по берегам бухт и на островах. Жилища были полуподземными, с низким сводчатым потолком. Пол выстилался каменными плитами.

Такие жилища в долгую зимнюю полярную ночь отапливались и освещались жиром морских животных, который сжигали в специальных глиняных и каменных светильниках. Уже в то далекое время возникло искусство резьбы по кости, которое до сих пор не утратило своего значения. Из кости делали основные орудия охоты — гарпуны, наконечники копий рукоятки кинжалов и ножей.

Таким образом, на северо-востоке нашей страны в 1-м тысячелетии до н.э. существовала особая область древней культуры Приполярного севера.

Источник: https://studwood.ru/976528/istoriya/kultura_naseleniya_lesnoy_sibiri_dalnego_vostoka

История.ру

Страны, расположенные далее на север, не были известны китайцам ни в это время, ни в первые века нашей эры.

Единственными источниками здесь являются археология и фольклор местного населения.

По восточным берегам Азии вплоть до Чукотского полуострова и далее на запад во всей арктической полосе Сибири жили оседлые рыболовы и морские охотники, целиком ещё сохранившие культуру каменного века.

Именно в арктической полосе Сибири и сходной с ней по условиям исторического развития арктической полосе Северной Америки (особенно в Аляске) в наиболее чистом виде, вследствие длительной изоляции, складывается своеобразная культура морских рыболовов и зверобоев.

Совет

В этой культуре могут быть выделены две стадии: берингоморская, датируемая I тысячелетием до н. э., и пунукская, относящаяся к I тысячелетию н. э.

Древняя берингоморская культура целиком принадлежит развитому неолиту.

Подробнее »

Совсем другой характер имела неолитическая культура раковинных куч, носителями которой были приморские племена Дальнего Востока, жившие во II и I тысячелетиях до н. э. к северу от Кореи, у современного Владивостока и далее на север.

Кучи эти располагаются обычно в бухтах, на выступающих в море мысах и перешейках и состоят из раковин съедобных морских и пресноводных моллюсков, костей рыб, диких (олень, косуля, медведь, леопард) и домашних животных, а также изделий из камня и кости (каменные и костяные ножи, кинжалы, наконечники копий и стрел).

Основные промыслы населения, оставившего раковинные кучи, были связаны с морем. В раковинных кучах I тысячелетия до н. э. имеются раковины моллюсков, живущих в открытом море на глубине нескольких десятков метров, а также кости морских рыб, обитающих вдали от берегов.

Это показывает, что жители побережий Японского моря не ограничивались сбором даров моря на берегу, но решались уходить далеко от берега. Именно в этот период были в основном достигнуты все те технические усовершенствования в сфере морского рыболовства, которые существовали у племён западных побережий Тихого океана ко времени появления европейцев.

Подробнее »

В начале I тысячелетия до н. э. лесные пространства между Енисеем и Байкалом заселяли многочисленные племена, занимавшиеся, как и их предки неолитического времени, охотой и рыбной ловлей.

Их поселения лучше всего изучены по берегам Ангары. Каменные орудия труда и оружие целиком или почти целиком вытесняются медными и бронзовыми.

Часть металлических изделий (например, медные котлы скифского типа) доставлялась из степей, часть выделывалась на месте, на Ангаре и Лене, по степным образцам (минусинским и забайкальским). В металлических изделиях этого времени заметны, однако, и местные традиции, связывающие их с изделиями глазковской культуры раннего бронзового века.

Обратите внимание

С глазковской культурой связана и керамика этого времени (круглодонные сосуды в отличие от степных плоскодонных). Помимо степей Южной Сибири население лесного Прибайкалья было связано также с Китаем. Эти связи заметны как по характеру керамики, так и по изделиям из металла.

Подробнее »

В Забайкалье и в Северной Монголии вплоть до Гоби и Ордоса существовала в конце II и в I тысячелетии до н.э. так называемая культура плиточных могил, поразительно единообразная на всей этой обширной территории.

Носители этой культуры были кочевниками-скотоводами.

Природные условия Забайкалья и Монголии с их безграничными пастбищами благоприятствовали развитию скотоводческого хозяйства.

Сухой климат и очень незначительный снеговой покров, а также сильные ветры, сдувавшие снег с возвышенностей, позволяли держать скот круглый год на подножном корму. В долинах, укрытых от ветра этими возвышенностями, обычно вблизи рек, располагались зимники кочевников, а также могильники бронзовою века.

Следы зимников всегда очень скудны и сводятся к обломкам глиняной посуды о случайно утерянным медным или бронзовым предметам. Остатки жилищ отсутствуют полностью. Это показывает, что в отлитие от алтайцев и минусинцев жители Забайкалья и на зимовьях продолжали жить в юртах.

Подробнее »

К югу от Минусинской котловины расположена Тувинская котловина.

Саяны отделяют её от минусинских степей и Алтая.

В середине I тысячелетия до н. э. здесь жило население, которое китайцы называли гяньгунь и которое в культурном отношении было связано с Восточным Алтаем.

Здесь существовала своя металлургия меди на основе местного сырья: на это указывают сохранившиеся остатки плавильных печей.

Как и в других местах Сибири, бронза в это время преобладает над железом.

Гяньгунь занимались скотоводством, разводили лошадей, быков и баранов. Курганы по своему устройству и инвентарю напоминают алтайские.

Важно

Наряду с погребениями рядовых свободных с бронзовым оружием и вещами повседневного обихода имеются более богатые погребения знатных воинов и их жён и, наконец, большие курганы племенной знати, сооружённые сотнями людей.

Подробнее »

Седло из Пазырыкских курганов. IV — III вв. до н.э.

В лучших условиях находились жители Минусинской котловины на Верхнем Енисее.

Окружённая с трёх сторон горными хребтами, а с севера — тайгой, она была хорошо защищена от набегов кочевников, пока утех не сложились крупные политические объединения.

Здесь, как и на Алтае, складывается на рубеже II и I тысячелетий до н. э. карасукская бронзовая культура (река Карасук находится именно здесь), сопровождавшаяся переходом к кочевому быту. В минусинских степях этот переход был однако, кратковременным.

В VIII—II вв. до н. э., в период тагарской археологической культуры (от Тагарского острова на Енисее и Татарского озера, оба близ Минусинска), население большей части енисейских степей переходит к оседлости и поливному мотыжному земледелию, сочетавшемуся с яйлажным скотоводством.

Подробнее »

Бронзовые удила из кургана в Туяхте (Алтай). V — IV вв. до н.э.

К северу и северо-востоку от массагетов и саков, в степях и лесостепях Северного Казахстана и Южной Сибири, жили другие кочевые и полукочевые скотоводческие, а также оседлые земледельческие племена, известные уже почти исключительно по данным археологии.

Племена Северного Казахстана и Южной Сибири, живя вдали от важнейших центров рабовладельческой цивилизации, гораздо меньше, чем их южные соседи, испытывали её воздействие, темп их развития был более медленным. Однако на протяжении I тысячелетия до н. э. в их жизни происходят весьма значительные сдвиги.

Подробнее »

Бронзовые удила, псалии, нашивные украшения одежды. Из сакских курганов в Восточном Памире. V — IV вв. до н.э.

К востоку от Уральского хребта и реки Урала в I тысячелетии до н. э. располагались многочисленные племена, значительно различавшиеся между собой по своей материальной культуре, хозяйственному укладу и общественному строю.

Совет

Одни из этих племён жили сравнительно изолированно, другие находились в различных взаимоотношениях между собой.

В начале I тысячелетия до н. э. наиболее передовыми в социально-экономическом отношении племенами были кочевники, обитавшие на территории Западной Сибири, Казахстана и прилегающих областей Средней Азии.

Подробнее »

О северных странах Геродот не сообщает почти ничего, ограничиваясь предположением, что суровый климат делает эти области необитаемыми.

Однако он довольно точно описывает полярную зиму.

Уже в III в. до н. э. древние греки, по-видимому, были знакомы с бытом народов Севера: в далёком Мемфисе (Египет) найдено изображение женщины в длинной одежде, занятой доением самки оленя, рядом с которой изображены ещё один северный олень и две собаки.

Древний художник, таким образом, выразительно передал типичные занятия обитателей Севера.— оленеводство и собаководство.

Каким путём эта картинка из жизни населения Крайнего Севера была занесена в Мемфис, неизвестно.

Единственным источником сведений о племенах далёкого Севера в I тысячелетии до н. э. является археологический материал.

Подробнее »

Каменная намогильная плита. Ананьинский могильник (близ Елабуги). VI — IV вв. до н.э.

История племён, населявших Волго-Окский и Камский бассейны в I тысячелетии дон. э., отличается значительным своеобразием.

По сообщению Геродота, в этой части лесной полосы жили будины, тиссагеты и иирки.

Обратите внимание

Отмечая отличие этих племен от скифов и савроматов, он указывает, что их главным занятием была охота, доставлявшая не только пищу, но и меха для одежды.

Подробнее »

Источник: http://www.istoriia.ru/category/i-tysyacheletie-do-n-e-seredina-i-tysyacheletiya-n-e/razvitie-rabovladelcheskix-otnoshenij-v-perednej-azii-i-sredizemnomore-derzhava-axemenidov-ellinsike-goroda-gosudarstva-plemena-evropy-i-azii/plemena-evropy-i-azii-v-i-tysyacheletii-do-n-e

Бронзовый век на территории Дальнего Востока

Данный раздел взят из учебного пособия «История Дальнего Востока России», изданного при участии ДВГУ, ТИДОиТ и авторского коллектива в лице  Плохих С.В., Ковалева З.А.  

Знакомство с бронзой древнего населения южной части Дальнего Востока произошло в конце II тысячелетия до н.э. Долгое время считалось, что на юге Дальнего Востока не существовало собственной металлургии бронзы и все бронзовые предметы являлись привозными. Однако исследования 60-70 гг. ХХ в. доказали факт наличия бронзы в регионе.

Читайте также:  Кризис феодализма и развитие капиталистических отношений на украине

Бронзовый век на Дальнем Востоке имел свои особенности: большинство орудий этого периода были сделаны из камня, имитирующие бронзу. В музейных коллекциях Приамурья немало таких каменных орудий, но есть и бронзовые изделия (наконечники стрел, рыболовные крючки и т.д.).

В бассейне Амура бронзовый век представляет эворонская культура, названная по названию оз. Эворон, у которого располагаются все ее известные памятники.

В поселениях этой культуры широкое распространение получила техника шлифования, использования большого количества тесел и наконечников стрел, а также несвойственная местным культурам круглодонная посуда, хотя при неолите господствовала плоскодонная керамика.

Бронзовые предметы на юге Дальнего Востока были близки изделиям из бронзы Забайкалья, Южной Сибири и Центральной Азии, это свидетельствует о наличии контактов между населением этих территорий и проникновении во II тысячелетие до н.э. отдельных групп населения из Забайкалья в бассейн Амура.

В целом, период эпохи бронзы на Дальнем Востоке был относительно коротким по времени и отличался высоким уровнем развития племен. Это период развития производящего хозяйства, расцвета каменной индустрии, распространения каменных реплик бронзовых предметов.

 Сопоставляя особенности развития культур севера и юга Дальнего Востока в

неолите, можно прийти к выводу о постепенном разделении исторических судеб населения этих регионов. Если в предшествующее палеолитическое время связи северной и южной частей Дальнего Востока были стабильными и активными, то для неолита характерна переориентация в культурных контактах обитателей Северо-Восточной Азии, связи с южными регионами ослабевают.

Важно

Одна из причин этого явления обусловлена формированием различных основ хозяйственного уклада и образа жизни у населения севера и юга. Железный век в Приамурье. В конце II – начале I тысячелетия до н.э. племена Приамурья освоили новый материал для изготовления орудий труда и вооружения –железо.

К раннему железному веку в Приамурье относится урильская культура, получившая название по поселению на острове Урильский.

В археологических памятниках урильской культуры найдены многочисленные наконечники стрел, рубящие орудия, шлифованные ножи, мотыги из галек, поделки из кости, глиняная посуда, выполненная техникой ленточно-кольцевого налепа без применения гончарного круга.

 Одной из главных отраслей хозяйственной деятельности создателей урильской культуры было рыболовство, об этом свидетельствуют как количество, так и разнообразие грузил для рыболовных снастей. Другой отраслью деятельности была охота на копытных. На Урильском острове были найдены кости изюбра, оленя, косули.

Нередкие находки орудий для обработки земли и урожая подтолкнули ученых к выводу, что земледелие у здешних племен являлось одной из отраслей хозяйства.

Во второй половине I тысячелетия до н.э. урильскую культуру сменяет польцевская, названная по поселку Польце. Хозяйство этой культуры составляли земледелие, рыболовство и охота. Относительно польцевской культуры мнения ученых расходятся.

Одни население этой культуры относят к племенам тунгусо-маньчжурской языковой группе, прародиной которых считают Забайкалье и Прибайкалье. По их версии оттуда тунгусо-маньчжурские племена проникли на Амур, в Маньчжурию и Приморье, и именно они являлись прямыми предками народа мохэ.

Другие ученые утверждают, что польцевцы – палеоазиаты, и позднее были ассимилированы мохэ. На рубеже нашей эры на юге Дальнего Востока начинается период развитого железа, который достигает своего расцвета в конце I – начале II тысячелетия н.э.

Совет

С этим периодом связано разложение первобытнообщинного строя и сложение классового общества в изучаемом регионе. 

В бассейне Амура в I тысячелетии н.э. появляется культура племен мохэ. Обычно поселения народа мохэ располагались на возвышениях при слиянии рек. Вокруг поселения были оборонительные сооружения в виде валов и рвов в два – три ряда.

Находки из мохэских памятников (Михайловское городище, Степаниха, Семиозерки и др.) многочисленны и разнообразны, только железных наконечников стрел обнаружено 22 типа. Наиболее интересна серия предметов конской сбруи – три варианта удил, седельные и подпружные пряжки.

Заметную группу находок составляют изделия из кости и глины.

О земледелии, как одной из основных сфер хозяйственной деятельности мохэ, свидетельствует долговременный характер поселений в районах плодородных почв речных долин, орудия для обработки земли и сбора урожая (железные ножи, каменные и роговые мотыги), продукты земледелия (зерна проса в сосудах).

Другой важной отраслью хозяйственной деятельности было скотоводство. Нередкой находкой на поселениях мохэ являлись кости свиньи, коровы, лошади, мелкого рогатого скота. Мохэские племена также занимались охотой, рыболовством и собирательством. Объектами охоты были олень, косуля, кабан. Предполагается, что на охоте использовали собак.

Их кости и глиняные фигурки нередко находят на поселениях. На мохэских городищах имелись неоднократные свидетельства металлургического производства. Мохэским мастерам были известны такие технические приемы, как волочение проволоки, клепка пластин, наваривание цветных металлов на железо, кручение, пробивание отверстий, шлифование, литье, ковка.

О развитии гончарного промысла можно говорить, основываясь на обилии и разнообразии керамического материала, причем в это время появляется глиняная посуда, сделанная на гончарном круге.

 В ходе раскопок были найдены разнообразные амулеты, в том числе стилизованные фигурки людей из бронзы и серебра – это привело исследователей к предположению о существовании у мохэсцев анимизма (система фантастических представлений о наличии у человека, животных, растений и предметов души) и шаманизма.

Обратите внимание

В VI – VIII вв. н.э. у мохэ бассейна Амура был развитый родовой строй, существовала патриархальная семья.

В это время происходил процесс разложения первобытнообщинного строя, о чем свидетельствуют: 1) высокий уровень развития земледелия и скотоводства, давших возможность появления прибавочного продукта; 2) ускоренный процесс социального расслоения (выделение мастеров – профессионалов, воинов); 3) появление имущественного неравенства, что прослеживается по материалам захоронений. Вместе с тем, процесс классообразования у мохэских племен не завершился, были еще сильны традиции родового строя.

Данный раздел взят из учебного пособия «История Дальнего Востока России», Плохих С.В., Ковалева З.А. ДВГУ, ТИДОИТ

Источник: http://trip-dv.ru/object/621

Народы русского Дальнего Востока в 1-м тысячелетии н.э. — Археология — Мартынов А.И. Библиотека учебников на русском языке

< Предыдущая Оглавление Следующая >

В первой половине 1-го тысячелетия н.э. на территории южной части Дальнего Востока обитали различные, в основном тунгусо-маньчжурские, племена, среди которых наиболее значительными были илоу и мохэ.

Археологические исследования показали, что поселения мохэ строили на склонах гор, по берегам рек и озер. Они занимали обширные земли от р. Шилка до Тихого океана, жили в полуземлянках. Распространение железа у мохэ сделало возможным полеводство на крупных площадях, расчистку под пашню лесных пространств. Уже летописи V в.

характеризуют их как хороших земледельцев, которые пашут землю парой лошадей, сеют просо, пшеницу, рис.

В IV-VIII вв. на Дальнем Востоке складывается единая на всей территории мохэская культура.

В настоящее время археологами открыты десятки поселений этого времени в пади Степаниха (на Амуре около Благовещенска), у Осинового озера и Михайловское городище, расположенное на высоком мысу и обнесенное валом и рвом.

На его территории открыто более 300 жилищ прямоугольной формы площадью около 25 кв. м с полом, обмазанным глиной. В центре такого помещения располагался очаг. В некоторых из них сохранились остатки угловых столбов и стен.

Крупные мохэские могильники исследованы у пос. Найдфельд Еврейской автономной области, на р. Кочковатка и в других местах. Уникальным памятником является огромный могильник у с.

Важно

Троицкое в Амурской области, где были обнаружены погребения в прямоугольных или закругленных ямах, обложенных и покрытых сверху деревянными плахами. Рядом с покойником в большинстве случаев клали специально произведенные для этого вещи.

Основной археологический материал мохэской культуры — керамика. Сосуды изготовлялись вручную. Они разнообразны

но форме: вазообразные с высоким туловом, четко выраженной высокой шейкой и отогнутым наружу венчиком, горшковидные с круто отогнутым венчиком и маленькие керамические чашечки, похожие на пиалы.

Из орудий труда применялись железные кельты, костяные мотыги, каменные тесла, черешковые железные ножи. В погребениях часто встречается оружие: слабо изогнутые железные сабли, появившиеся в VII-VIII вв., узколезвийные мечи, втульчатые железные наконечники копий нескольких типов.

Наиболее распространенным видом оружия был лук со стрелами. Лук был сложным, наконечники стрел изготавливались преимущественно из железа, реже из кости. Известны железные трехлопастные и плоские наконечники стрел нескольких разновидностей.

Воин был защищен в бою пластинчато-наборным панцирем из металлических и костяных пластинок.

Мохэ поддерживали тесные связи с тюрками Южной Сибири и другими племенами. Они стали предками целой группы этнически родственных народов тунгусо-маньчжурской группы. Как закономерный итог исторического развития древних тунгусо-маньчжурских племен в конце VII в. возникло государство Бохай, первоначально занимавшее небольшую площадь.

Представление о характере бохайских городских поселений дают памятники, найденные в долине р. Раздольной, где сохранились развалины городов, крепостей и храмов, остатки благоустроенных дорог и пышные могильники знати, близ которых располагались монументальные статуи людей и животных.

Совет

Хорошо изучены остатки двух буддийских храмов по течению р. Чапигоу, Краснинское городище у оз. Хасан и городище у пос. Теттоха. Величественный вид имел Абрикосовский храм. Его окружал небольшой дворик, обнесенный каменной четырехугольной оградой. Храм возвышался на квадратной платформе.

Стены его покоились на каменном основании, но имели деревянную основу, к которой прикреплялись снопики тростника, обмазывавшиеся толстым слоем глины. Поверх глиняной обмазки наносился слой штукатурки. Снаружи стены покрывала цветная роспись. Храм венчала черепичная двухъярусная крыша.

Простое население жило в полуземлянках, обогревавшихся камином. Археологические предметы свидетельствуют о развитии земледелия и ремесел. Ремесленники изготавливали керамическую посуду и черепицу.

Плоской черепицей покрывали крышу, полукруглой и круглой отделывали карнизы. Здесь встречаются сосуды двух типов: глазурованные и неглазурованные, которые имеют очень тонкие и твердые стенки и окрашены в черный цвет.

По форме это горшки представляют собой кувшины, чаши и высокие кубки. Все они изготовлены на гончарном круге.

Государство Бохай было уничтожено в XI в. чжурчженями. Ко времени господства чжурчженей в Приморье и Приамурье относятся памятники в виде сельских поселений, укрепленных крепостей, могильников, дорог и больших городов. Погребения X-XI вв.

изучены по материалам раскопок Белопольского, Надеждинского и Молчанихинского могильников в бассейне Амура.

Существовало несколько способов погребения в грунтовых могилах: трупоположение, трупосожжение и вторичное захоронение останков в могильную яму, после того как они были погребены где-то на поверхности.

Обратите внимание

Жилища чжурчженей представляют собой деревянные полуподземные и наземные постройки. Холодный климат заставлял заботиться об утеплении помещений, поэтому внутри устраивалась сложная, но удобная отопительная система из центральной глинобитной печки и лежанок — канов.

Па правом берегу р. Раздольная, на Красноярской сопке открыто самое крупное на Дальнем Востоке городище. Высокие валы тянулись на 10 км, опоясывая его сплошным кольцом. Около валов найдены скопления каменных ядер для метательных машин. В особой части городища находились жилища в виде полуземлянок, в которых жили рядовые жители или размещался военный гарнизон.

К востоку от крепости находились два кургана. На вершине одного из них стояло каменное изваяние черепахи со стелой на спине. Очевидно, над курганом возвышался храм с черепичной крышей. Внутри храма находилась каменная гробница с останками похороненного вождя.

От кургана с черепахой на юг тянулась аллея каменных скульптур. Она начиналась многогранными колоннами, за которыми следовали изваяния чиновников, воинов с мечами, каменных баранов и львов. Весь этот величественный погребальный комплекс был окружен неглубоким рвом.

Возникновение укрепленных городищ в Приморье было связано с борьбой, которую вели чжурчжени с Корё (Кореей) и Китаем. Вторжение монголов привело к падению чжурчженьского государства.

< Предыдущая Оглавление Следующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/narody_russkogo_dalnego_vostoka_1-m_tysyacheletii.php

История Сибири

Изображение мамонта со стоянки в Мальте (хранится в Эрмитаже)

История Сибири — прошлое обширного географического региона в северо-восточной части Евразии , ограниченной с запада Уральскими горами , с востока водораздельными хребтами у Тихого океана, с севера Северным Ледовитым океаном , с юга границей сопредельных государств России ( Казахстана , Монголии , Китая ).

Накопленный археологический , этнографический , фольклорный материалы и письменные источники позволяют связать происхождение термина «Сибирь» с самоназванием одной из этнических групп, населявшей с конца I тыс. до н.э.

Читайте также:  Внешняя политика советского правительства в 30-е годы

часть территории лесостепного Прииртышья .

Такой этнической группой, носившей название «сибирь», были предки древних угров , вступившие в длительное взаимодействие с другими этническими общностями Западной Сибири и Казахстана (и в том числе с тюркоязычными ). Прекрасное место!

Слово «Сибирь», первоначально обозначавшее только этноним , затем закрепилось и за укреплённым поселением сипыров на берегу Иртыша . В первой половине XIII в. монгольским военачальникам был известен «лесной народ шибир». Со второй половины XIIIв.

и в XIV веке Сибирь уже широко встречается как название определённой территории к северу от владений золотоордынских правителей. В XV в.

Важно

в русских летописях известна «Сибирская земля» и довольно чётко характеризуется её местоположение— район по нижнему течению Тобола и среднему течению Иртыша, где, очевидно, жили потомки древних сипыров, в значительной степени ассимилированные тюркскими элементами, и поэтому отличавшиеся от остальных групп угров нижнего Иртыша и Приобья . С возникновением в конце XVв. государственности тобольских татар и тюркизированных угров-сипыров «Сибирью» стало называться государство— Сибирское ханство . Наряду с Сибирским ханством на территории к востоку от Урала в XVIв. были известны Тюменское ханство , Югра и Мангазея .

После завоевания русскими Казанского и Астраханского ханств на Волге пришло время продвижения в Сибирь, которое началось с похода Ермака Тимофеевича в 1582 году.

Приход русских опережал по времени освоение европейцами континентальных частей Нового Света . В XVII—XVIII веках русские первопроходцы и поселенцы прошли на Восток по Сибири до Тихого океана.

Сначала была заселена Средняя Сибирь , покрытая лесами (тайгой), а затем, с постройкой крепостей и подчинением кочевых племён— степная Южная Сибирь .

В Российской империи Сибирь была аграрной провинцией и местом ссылки и каторги.

На рубеже XIX — XXвеков была построена Транссибирская магистраль , которая дала значительный импульс хозяйственному развитию Сибири и позволила переселить сюда более 3 миллионов человек.

В советское время произошёл упадок аграрного производства и рост роли Сибири как источника полезных ископаемых и гидроэнергии .

 

Палеолит

В ледниковую эпоху климат Сибири был холодным и сухим. Недостаток влажности препятствовал накоплению мощных снежных и ледяных толщ. Поэтому ледники здесь не имели таких огромных размеров, как в Европе . По окраинам ледника на сотни километров, простирались обширные тундростепи , переходящие южнее в лесостепь .

В межледниковое время климат значительно теплел и увлажнялся. Таяли ледники , тундра перемещалась на север. Господствующее положение в растительном покрове занимали темнохвойные и широколиственные леса .

На бескрайних сибирских просторах паслись многочисленные стада травоядных животных: мамонтов , шерстистых носорогов , северных оленей , бизонов , диких лошадей .

Совет

Академик А. П. Окладников считал Сибирь одним из центров антропогенеза. Время первоначального заселения Сибири определяется второй половиной среднего плейстоцена ( дирингская культура ).

В археологическом отношении ему соответствует конец ашеля — начало мустье в рамках раннего (нижнего) палеолита  . Носителем позднеашельских и мустьерских традиций был неандертальский человек — Homo neandertalensis ( Денисовский человек ).

Основой его хозяйства являлась охота , ставшая надёжным и главным источником существования. Относительное несовершенство охотничьего вооружения во многом компенсировалось как обилием плейстоценовой фауны, так и коллективными формами охоты.

Охотились преимущественно на мамонтов , носорогов , лошадей, оленей. Наряду с охотой широко распространено было собирательство . Растительная пища занимала немалое место в рационе древних людей.

Между сорока и тридцатью тысячами лет назад начался новый этап в развитии каменного века— поздний (верхний) палеолит ( дюктайская культура ). С его начало связано появление человека современного физического типа— неоантропа  . Наиболее яркими позднепалеолитическими памятниками Сибири являются стоянки Мальта и Буреть в Приангарье .

Это связанные единством культуры долговременные поселения с прочными жилищами-полуземлянками, сооружёнными при помощи костей крупных животных, дерева и каменных плит. Для каменной индустрии характерны, призматические нуклеусы; острия, проколки, резаки, резчики и ножи, изготовленные из пластинок, а также скребки и долотовидные орудия из отщепов .

Отличительной чертой мальтинско-буретской культуры является высокоразвитое палеолитическое искусство: вырезанные из бивня мамонта и кости женские статуэтки с подчёркнутыми признаками пола (часть из них изображена одетыми в меховую одежду типа комбинезона), фигурки летящих и плывущих птиц, различные орнаментированные украшения.

В период верхнего палеолита человек с территории Сибири заселил Америку, что позволяет видеть в палеолитических сибиряках палеоиндейцев .

Неолит (IV-II тыс. до н.э.)

Повсеместное распространение получило эффективное охотничье оружие— лук и стрелы . Продуктивное сетевое рыболовство во многих районах становилось ведущей отраслью хозяйства, позволившей перейти к относительно оседлому образу жизни.

Население самых отдалённых сибирских регионов осваивает новые приёмы обработки камня: шлифовку и сверление . Одним из основных орудий становится шлифованный каменный топор для освоения лесных территорий, появляется глиняная посуда.

Именно эти хозяйственные и технологические достижения составляют историческое содержание сибирского неолита.

Обратите внимание

В пределах Западной Сибири археологи выделяют несколько археологических культур: восточноуральскую— в лесном Зауралье и прилегающих районах Западной Сибири, среднеиртышскую— в среднем течении Иртыша , верхнеобскую— в лесостепном Приобье.

Наличие в Западной Сибири долговременных поселений с полуземлянками свидетельствует об оседлости неолитического населения. Большое количество орудий охоты и обработки добычи говорит о значительной её роли в местной экономике. Основным объектом охоты был лось , и это нашло своё отражение в изобразительном искусстве.

Образ лося воплощён и в мелкой пластике Зауралья, и в каменных гравюрах Томской писаницы . Этот регион входит в ареал прауральцев .

В эпоху неолита к востоку от Енисея складывается огромный, протянувшийся до Тихого океана массив археологических культур , близких по хозяйственному укладу и, возможно, родственных по происхождению.

Крайние северо-восточные районы Сибири в эпоху неолита долго оставались областью распространения пережиточных мезолитических традиций. Лишь во II—I тысячелетиях дон.э.

северо-восточные неолитические культуры (тарьинская на Камчатке и северочукотская на Чукотке) приобретают вполне развитой вид.

Появляются первые глиняные сосуды, шлифованные топоры и разнообразные, тонко обработанные сплошной ретушью каменные ножи, и скребки, наконечники стрел и копий.

Третья обширная историко-культурная область неолитических культур занимала территорию Дальнего Востока.

Важно

Подобно тому, как в сибирскую природу здесь вклиниваются южные биогеоценозы , так в традиционный для Сибири уклад охотников и рыболовов в конце неолитической эпохи начинают проникать элементы производящей экономики, связанной происхождением с более южными культурами.

Зачатки земледелия зафиксированы и в Приморье , и в Приамурье , но наиболее полно процесс развития хозяйства неолитических культур исследован в бассейне Среднего Амура .

Древнейшая местная культура, названная новопетровской, относится к раннему неолиту и датируется V—IV тысячелетиями дон.э. Аналогичные изменения произошли и в хозяйстве населения Приморья. Для местных поздненеолитических поселений характерны не только тёрочники и зернотерки , но и плечиковые мотыжки для обработки земли, шиферные серпы полулунной формы.

Возникновение земледелия на Дальнем Востоке обусловило появление хозяйственной специализации между земледельцами Приморья и Среднего Приамурья и их соседями на Нижнем Амуре, оставшимися на уровне традиционного присваивающего хозяйства.

Неолитическая культура зарождается на Нижнем Амуре в V—IV тысячелетиях дон.э. и продолжается до середины II тысячелетия дон.э. От соседних культур её отличают своеобразные орудия труда и особенно керамика.

Неолитические рыболовы Приамурья имели не только сети и невода , но изобрели и древнейшую в мире блесну в виде вогнутой пластинки из нефрита .

Карасукский могильник близ деревни Казановка , Республика Хакасия

Бронзовый век (III-I тыс. до н.э.)

Бронзовый век в Сибири начинается в III тыс до н.э. и связан с Афанасьевской культурой , носители которой овладели навыками скотоводства, земледелия и металлургии. Следы их деятельности обнаружены в горах Алтая и Саян.

Вместе с их миграциями распространяются курганные захоронения. Под влиянием этих племён развиваются черкаскульская культура и каракольская культура . В Прибайкалье появляется глазковская культура .

В Хакасии и на юге Красноярского края расцветает окуневская культура .

С середины II тыс. до н. э. в степные районы Сибири проникают носители андроновской кульутры . Освоив степь и лесостепь , андроновцы в поисках новых полей и пастбищ по долинам рек проникали в таёжную зону, где смешивались с аборигенным населением .

Совет

В результате на юге западносибирской тайги сложились андроноидные культуры ( черкаскульская , сузгунская , еловская ), сочетавшие местные и пришлые традиции.

Под влиянием андроновской культуры у носителей этих культур сложились собственные бронзолитейные центры, сыгравшие большую роль в распространении металла в таёжной зоне.

В конце II тыс. дон.э. андроновская культура в Южной Сибири сменяется карасукской . Карасукские племена оказали большое влияние на сибирские культуры заключительного этапа бронзового века. Оно прослеживается на обширной территории от Верхнего Приобья до Якутии. Степная экономика в эпоху поздней бронзы претерпела некоторые изменения.

В составе карасукского стада увеличилась доля мелкого рогатого скота, что сделало стадо более подвижным и позволило перейти к сезонными перекочёвкам. Таким образом, накануне эпохи железа в южносибирских степях создавались предпосылки для перехода к кочевому скотоводству. В эпоху поздней бронзы металл распространился почти по всей территории Северной Азии.

Под влиянием карасукской культуры сложился собственный металлургический центр в усть-мильской культуре Якутии (конец II—I тыс. дон.э.). В первой половине I тыс. дон.э. единичные бронзовые изделия появляются в усть-бельской культуре Чукотки . Но несколько привозных бронзовых предметов не изменили её неолитического характера.

По существу население Чукотки и Камчатки продолжало жить в каменном веке.

Железный век

«Вход» в Большой Салбыкский курган

Эпоха раннего железа (VII в. до н. э. — IV в. н. э.)

Железный век внес большие перемены в жизнь народов древней Сибири и Дальнего Востока, которые познакомились с железом в I тыс. дон.э.

Историко-археологические особенности развития степных районов Евразии позволяют выделить два длительных периода в эпохе раннего железа: скифский или скифо-сакский и гуннский или гунно-сарматский). На основе развитого кочевого скотоводства здесь сложились общества с военно-демократическим укладом и оформились первые племенные союзы.

«Скифское» время в истории народов Евразийских степей относится к VIII—IIIвв. дон.э. и характеризуется переходом от пастушеско — земледельческих форм хозяйства к кочевому скотоводству .

В IV—IIIвв. дон.э. варварская периферия привлекала пристальное внимание правительства Поднебесной империи: в это время образовался воинственный союз хунну, и борьба с этим врагом требовала поиска союзников.

Обратите внимание

Китайская дипломатия энергично собирает сведения о западных и северных землях. В поле их зрения попадают усуни , юэчжи и динлины .

По сведениям письменных источников, они создали в своё время сильные политические союзы, долгое время успешно противодействовавшие хуннам.

Юэчжи обитали на Алтае и в Саянах . С юэчжами в скифологии связывают пазырыкскую и уюкскую культуры Алтая и Тувы. Вопрос о языковой принадлежности юэчжей неясен.

Чаще всего их относят к восточным ираноязычным массагетам . По другому мнению, юэчжи были многоязычны, и, в частности, некоторые этнонимы восходят к тюркским языкам.

Раскопки Пазырыкских курганов засвидетельствовали смешанный монголоидно — европеоидный тип.

К северо-востоку от юэчжей в енисейских степях была распространена тагарская культура динлинов. Динлины , по свидетельству китайцев, были родственны хуннам, но всегда враждебны им. В отличие от соседей юэчжей, динлины-тагарцы вели оседлый образ жизни.

Племена тагарской культуры достигли высокого развития в производстве металла и металлообработке. Большая часть древних медных рудников Южной Сибири принадлежала тагарцам.

Они значительно улучшили состав различных бронзовых сплавов .

Знаменитая тагарская золотистая бронза в виде слитков, а чаще изделий служила предметом экспорта в другие районы, особенно в тайгу и лесостепи Западной и Средней Сибири.

«Скифское время» в евразийских степях сменяется «гунно-сарматским» в IIIв. дон.э.— IVв. н.э. Сарматы на западе, хунны— на востоке стали господствовать в Великой степи. Для этого периода характерны полная победа железа над бронзой и камнем в материальной культуре, дальнейшее развитие кочевничества и небывалый размах миграционных процессов.

В первые века н.э. мир был накануне «великого переселения народов», толчок которому был дан на востоке. Сибирь сыграла значительную роль в жизни евразийского степного средневековья.

Источник: http://ancient-east.do.am/publ/doistoricheskaja_azija/doistoricheskaja_azija/istorija_sibiri/58-1-0-939

Ссылка на основную публикацию