Племена, обитавшие на территории азербайджана в 1 тысячелетии до н. э.

История Азербайджана с древних времен :

Кавказ, а точнее южная его часть, имеет богатую тысячелетнюю историю и даже считается одним из тех мест, где зарождалась цивилизация. И это неудивительно, ведь богатейшая природа и климатические условия этого региона издавна привлекали людей.

Сегодня на Кавказе живут люди различных национальностей, исповедующие разные религии. Каждое из расположенных там государств имеет свою уникальную историю.

В этом материале будет кратко изложена история Азербайджана – все с самого начала вплоть до наших дней.

Колыбель цивилизаций

На территории современного Азербайджана первые люди появились еще в каменном веке.

В одной из пещер, находящейся в землях Карабаха, исследователями были найдены различные каменные орудия: наконечники стрел, ножи, топоры, в том числе предназначенные для обработки дерева и разделки туш.

Там же была обнаружена челюсть неандертальца, а возраст рисунков, оставленных неким художником, составляет 10 тыс. лет.

Пожалуй, именно с первобытнообщинного строя и начинается история Азербайджана. С древнейших времен здесь жили люди. Неподалеку от горы Киллидаг раскопаны остатки древних поселений. Известно, что первобытные люди, жившие на этой земле, занимались охотой, а также скотоводством и земледелием.

Земли Азербайджана до нашей эры

Первобытные люди, жившие на территории современного Азербайджана, совершенствовали свои навыки. Со временем они научились обрабатывать медь, а в IV тысячелетии до н. э. и железо.

Более совершенные орудия труда позволили повысить его производительность, что в конечном итоге привело к расслоению общества и упадку первобытнообщинного строя.

Обратите внимание

Постепенно формировались новые племена, среди которых были луллубеи, манеи, кутии, албаны и другие.

Откуда берет свое начало история Азербайджана как государства? В начале I тысячелетия до н. э. в этих землях образовалось государство Манна, которое затем вошло в состав более могущественной Мидии. Впрочем, в те времена на этой территории велось множество завоевательных войн – сюда вторгались скифы и киммерийцы, а затем персы и македоняне.

Атропатена и Албания Кавказская

После того как в IV веке до н. э. Александр Македонский разгромил войска персов, в границах, присущих современному Южному Азербайджану, возникло новое государство – Атропатена со столицей в Газаке.

Это была довольно развитая страна, с письменностью и денежными отношениями, в которой преобладал «культ огня» или зороастризм. Атропатена просуществовала до 150 года н. э. Кстати, с названием этого государства связывают возникновение топонима Азербайджан.

Примерно одновременно с возникновением Атропатены севернее этой страны образовывается государство Кавказская Албания, столицей которой стал город Кабала, чьи руины находятся на территории Габалинского района Азербайджанской Республики.

Население этой страны состоит из племен албанов, легов и удинов. Безусловно, древняя история Азербайджана берет свое начало именно с этих государств.

В Кавказской Албании основной религией становится христианство, здесь также присутствует письменность и имеется свой алфавит, а земли этой страны являются исключительно плодородными. Жители Кавказской Албании успешно занимаются земледелием, процветает ремесло. Примеры изделий, изготовленных албанскими ремесленниками, обнаружены на раскопках в Мингечауре.

VII-XII вв. Нашествия арабов и тюрков-сельджуков

История Азербайджана состоит из множества завоевательных набегов, которым подвергались эти земли на протяжении веков. Так, в VII веке на Закавказье вторгается Арабский халифат, результатом чего стало распространение на эти земли ислама.

Возникшее в 816 году крестьянское восстание, длившееся 20 лет, было подавлено, после чего существовавшие на тот момент государства распались на множество феодальных княжеств.

Среди них особую роль впоследствии сыграло государство Ширван, находившееся на северо-востоке Азербайджана.

Важно

В середине XI века в регион пришли тюрки-сельджуки, которым удалось подчинить себе большинство территорий сегодняшнего Азербайджана. Кочующие завоеватели нанесли серьезный ущерб процветавшему здесь земледелию, однако со временем они и сами перешли к оседлому образу жизни. На основе тюркского языка, смешавшегося с языком местного населения, впоследствии образовался азербайджанский язык.

В результате борьбы, которую вело местное население против иноземных захватчиков, в XII веке тюрков практически удалось изгнать из региона. Эти победы создали предпосылки для усиления государственности и дальнейшего социально-экономического прогресса.

Земледелие и ремесленничество процветают как никогда, помимо этого отмечается заметное развитие в области науки и культуры.

Пожалуй, история создания Азербайджана берет свое начало именно в этот период, когда разобщенные княжества объединяются под предводительством Атебеков Азербайджана.

XIII – XVI вв. Монгольское нашествие. Борьба за господство на Кавказе

Беды предков современных азербайджанцев не заканчиваются с уходом тюрков – в начале XIII века начинается нашествие монгольской орды. Завоеватели разрушили множество процветающих городов, уничтожили оросительную сеть региона.

Их присутствие здесь повлекло за собой приостановление развития региона практически на два столетия. Тогдашний Азербайджан входит в состав монгольского государства Хулагидов. Возрождение региона приходится на XIV век, когда, наконец, распадается государство Хулагидов.

В этот же период устанавливаются дипломатические отношения между Ширваном и Россией.

Во второй половине XV века усиливается борьба за господство в регионе. А уже в начале XVI века династия Сефевидов захватывает власть в Ширване, в результате чего основывается Сефевидское государство, впоследствии оказавшее значительное влияние на Азербайджан. История страны в этот период ознаменовалась стремительным развитием науки, культуры и, в частности, литературы.

Конец XVI – первая половина XIX вв. Раздел Азербайджана

Конец XVI века, впрочем, как и вся история Азербайджана, ознаменовался новыми потрясениями, связанными с борьбой между Турцией и государством Сефевидов за право господствовать на Кавказе.

В XVIII веке в Азербайджане устанавливается господство Ирана, закончившееся в связи с начавшимися антифеодальными выступлениями, приведшими к убийству Надир-шаха, правителя Ирана.

Совет

После этого на землях Азербайджана образовывается свыше десятка ханств, независимости которых продолжают угрожать Иран и Турция. Правители некоторых ханств принимают решение искать поддержки у России.

В результате русско-иранских войн первой половины XIX века Азербайджан снова потерял свою независимость и был разделен на две части. Соответственно, северная часть отошла к России, а южная – к Ирану.

Вторая половина XIX – начало XX вв. Азербайджан в составе России

Во второй половине XIX века в стране начинается бурный рост добычи нефти. Впрочем, ее здесь добывали еще с незапамятных времен.

В 1893 году начинается активное строительство железных дорог, которые уже к 1890 году соединяют Азербайджан с Россией.

Промышленный прогресс, а также интеграция Азербайджана в российскую экономику и последовавшие за этим реформы дают положительный результат. Также наблюдается значительное вливание денег в экономику страны, в том числе и западных.

История Азербайджана в составе России также содержит в себе множество интересных фактов. На рубеже столетий в Баку создаются первые социал-демократические кружки. Пролетариат столицы принимает участие в различных стачках и забастовках, возникающих вследствие тяжелого положения азербайджанского народа, усугубившееся в связи с началом Первой мировой войны.

Азербайджан в составе СССР

Вследствие революций 1917 года снова начинается борьба за Азербайджан. История возникновения независимого государства в нынешнем его виде начинается здесь.

Весной следующего года здесь была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика, верховенство которой отказался признавать Нагорный Карабах.

Обратите внимание

Установившаяся в Азербайджане в 1920 году Советская власть положила конец разногласиям.

Наравне со всеми другими народами, проживавшими на территории СССР, азербайджанский народ принимал участие в Великой Отечественной войне. Страна производила значительное количество боеприпасов и топлива для Советской армии. Свыше сотни азербайджанских солдат удостоены звания Героя Советского Союза.

Обретение независимости

В 1991 году в связи с распадом СССР Азербайджан наконец обрел независимость. Власти вновь созданного государства взяли курс на построение демократического общества. Многонациональной страной является Азербайджан. История государства, в котором на протяжении столетий уживались люди самых разных народностей, пожалуй, только начинается.

Остается только добавить, что традиционными чертами, издревле присущими азербайджанскому народу, всегда были гостеприимство, уважение к старшим, терпимость и миролюбие.

Источник: https://www.syl.ru/article/209114/new_istoriya-azerbaydjana-s-drevnih-vremen

Самое древнее государство на территории Азербайджана

Крепостные стены (IV-начало III в. до н.э.), Габала, село Чухургабала

Азербайджанцы являются одним из народов, обладающих древнейшими традициями государственности в мире. Первые государства и этнические образования (кути, луллу, турукки, су) были созданы в Азербайджане в III и II тысячелетиях до н.э.

Тогда Азербайджан поддерживал тесные контакты с Шумером, Аккадом и Ассирией — государствами, существовавшими в Месопотамии, которые оставили свой след в мировой истории, а также с государствами Малой Азии.
Позже государственных структур в Азербайджане стало больше и государство стало намного более развитым. В I тысячелетии до н.э и в первых веках н.э.

, на территории Азербайджана появились такие мощые государства, как Манна, Искит (Скифское царство), Атропатена и Албания.
Манна, на азербайджанской территории, возникло примерно в IX в. до н.э. Впервые название государства звучало как Мунна. Так было в 843 г. до н.э. судя по записям ассирийского царя Салманасара III (859-823 гг. до н.э.).

Позже оно упоминается в различных источниках — как Манна, Маннаш, Мана и Мини. Границы государства простирались до рек Дийала и Малый Заб на юге, до Каспийского моря на востоке, до реки Араз на севере и до озера Урмия на западе. Столицей государства была Изирту (Зирту), которая располагалась у озера Урмия.

Манна, неоднократно подвергавшаяся атакам Урарту и Ассирии, расцвела в период правления Иранзу (740-719 гг. до н.э.). Последний правитель Манны состоял в союзе с Ассирией. Народ этой страны в последний раз упоминался в летописи Гедд в связи с событиями, произошедшими в 616 г. до н.э. Исследователи говорят, что Манна была захвачена граничащей с ней Мидией только в 590 г. до н.э.

Атропатена и Албания также были среди государств, которые появились после смерти Александра Македонского (326-323 гг. до н.э.). Эти государства сыграли большую роль в формировании азербайджанского народа и истории государственности на этой территории.

Источники располагают достаточной информацией о Кавказской Албании, которая охватывала Северный Азербайджан (ныне Азербайджанская Республика) и южную часть Дагестана. «Албанцы» упоминаются в работе античного историка Флавия Арриана (II столетие нашей эры), в связи с событиями IV столетия до н.э.

Перед созданием собственного независимого государства албанцы даже принимали участие в сражении при Гавгамелах в 331 г. до н.э. против Александра Македонского, в составе армии Ахаменидского царя Дария III (336-323 гг. до н.э.). Известно, что албанцы в I столетии до н.э. имели армию, состоящую из 60 000 пещих и 22 000 всадников. Столицей Албании, начиная с IV столетия до н.э. была Кабалака ныне город Габала), затем со средины V в. н.э. Партав (ныне город Барда). Албания управлялась в основном местной династией. С VI столетия н.э. до начала VIII в. страна управлялась династией Мехранидов.

Камень с надписью на албанском языке, найденный в Мингячевире, Азербайджан, V-VI вв.

Название «Атропатена», распространявшееся на территорию Азербайджана к югу от реки Араз теперь иранский Азербайджан), произошло от имени Атропата, сатрапа (наместника) Ахаменидов, затем первого царя Малой Мидии. Столицей Атропатены был город Газака, на юго-восточном берегу озера Урмия.

После Атропата в источниках упоминаются имена еще пяти правителей Атропатены. В I столетии до н.э. армия Атропатены состояла из 40 000 пехотинцев и 10 000 всадников. Конфронтация между Римской империей и Парфией в целях завоевания Албании и Атропатены продолжалась, со II в. до н.э., вплоть до III столетия н.э.

, и римляне, так же, как парфияне, регулярно нападали на Албанию и Атропатену. С этой точки зрения, привлекают внимание походы видных римских полководцев, таких как Лукулла (69-67 до н.э.), Гнея Помпея (66-65 до н.э.) и Канидия (37-36 до н.э.). Начиная с 72-74 гг. н.э., кочевые племена аланы неоднократно нападали на Албанию и Атропатену.

Во время правления Сасанидов в Иране (226-650 гг. н.э.) Атропатена входила в состав этого государства, а Албания стала независимым царством.

Важно

Латинские надписи Императора Домициана I век до н.э., Гобустан, Баку:
«Период правления императора Домициана Цезаря Августа Германика, Луций Юлий Максимус, центурион XII молниеносного легиона»

Источник: http://my-baku.ru/gosudarstvennost/

Первые государства на территории Азербайджан

Азербайджанский народ, вновь получивший свою независимость в конце XX столетия на части своих исторических земель, обладает древнейшей и богатой историей государственности.

 Исторические земли Азербайджана, охватывавшие на севере Большие Кавказские горы, на западе — Алагёзскую горную цепь с бассейном озера Гёкча (ныне озеро Севан — Я.М.

Читайте также:  Антифеодальные выступления в хi веке

) и Восточную Анатолию, на востоке — Каспийское море, а на юге — пределы Султании, Зенджана и Хамадана, являются одним из древнейших культурных центров зарождения современной цивилизации.

Азербайджанский народ, являющийся в настоящее время вторым после анатолийских тюрков крупным тюрским народом, создал на этой территории — на исторических землях Азербайджана богатую и самобытную культуру, в том числе и традиции государственности.

 Исторические земли Азербайджана, на которых жили предки азербайджанского народа, входили в регион, охватывающий территории между Каспийским, Средиземным морями и Персидским заливом, где зарождались и делали свои первые шаги древнейшие цивилизации.

 Древние этносы, принимавшие участие в формировании азербайджанского народа, сыграли важнейшую роль в создании возникшей в указанном регионе древней культурной среды, в том числе в формировании Шумеро-Вавилонской культуры, а также в целом в военно-политической жизни Ближнего и Среднего Востока.

Эта историческая реальность очень ярко подтверждается проводимыми в нашей стране и за рубежом научными исследованиями, и в особенности археологическими раскопками. Территория Азербайджана крайне богата археологическими памятниками, доказывающими наличие в этом крае древнейших поселений первобытного человека.

Археологические находки, обнаруженные в пещерах Азых, Таглар, Дамджылы, Дашсалахлы, Газма (Нахчыван), а также в других памятниках, в том числе часть нижней челюсти Азыхского человека (Азыхантропа), жившего 300-400 тысяч лет назад — в Ашельский период, доказывают вхождение территории Азербайджана в ареал формирования первобытного человека.

Совет

За эту редкую находку территория Азербайджана была нанесена на карту «Древнейшие жители Европы».

Азербайджан является одним из древнейших центров мировой цивилизации. Население Азербайджана, начиная ещё с древнекаменного периода (палеолит) создало высокую культуру.

В среднекаменном (мезолит) и новокаменном (неолит) веках население Азербайджана перешло к оседлому образу жизни и начало заниматься земледелием, скотоводством и различными отраслями ремесла. Постепенно расширялся круг влияния культурно-экономического прогресса на территории Азербайджана.

Кура-Аразская культура, возникшая ещё в конце IV — начале III тыс. до н.э. распространялась также на другие регионы Южного Кавказа, Восточную Анатолию и Северный Кавказ.

 Богатые образцы материальной культуры, в особенности остатки зерна, земледельческие орудия труда, предметы быта, различные виды ремесленного производства, обнаруженные во время археологических раскопок, ярко доказывают, что азербайджанский народ является одним из народов мира, создавших древнейшую оседлую культуру.

 Азербайджанцы в то же время являются одним из народов, обладающих древнейшими традициями государственности в мире. Азербайджанский народ имеет приблизительно 5-ти тысячелетнюю историю государственности. Первые государственные образования или этнополитические объединения на территории Азербайджана сложились в Приурмийском бассейне ещё начиная с конца IV- начала III тыс.

до н.э. Возникшие здесь древнейшие азербайджанские государства играли важную роль в военно-политической истории всего региона. В этот период существовали тесные взаимоотношения Азербайджана с Шумеро-Аккадскими государствами и Ассирией, располагавшимися в долинах Тигра и Евфрата и оставившими глубокий след в мировой истории, а также с Хеттским государством в Малой Азии.

 Древнейшие государства Азербайджана, проводившие активную внешнюю политику, успешно защищали свои территории от внешних посягательств.

Обратите внимание

Кутии, являющиеся древним племенным союзом Азербайджана, даже покорили своего могущественного соседа — государство Аккад, расширили границы своего государства до Персидского залива и господствовали на этой территории около ста лет.

Помимо того, что кутии переняли порядки государственного управления Шумера и Аккада, подчинённых ими, они также распространяли передовую культуру государственного управления древнего Азербайджана на данной территории.

 Древние азербайджанские государственные образования Луллубеев и Кутиев, охватывавшие территории вокруг Урмии и временами включавшие долины Тигра и Евфрата до Персидского залива, оставили глубокий след не только в истории государственности Азербайджана, но и в целом Древнего Востока, следовательно, и во всемирной истории.

 У кутиев, в отличие от соседних восточных государств имел место порядок избрания правителей, точнее, власть не передавалась по наследству. Правители кутиев управляли государством через своих наместников.

В области управления наместники обладали широкой самостоятельностью.

По-видимому, и это сыграло немалую роль в длительном господстве древних азербайджанских государств на обширных территориях, простиравшихся до Персидского залива, включая долины Тигра и Евфрата, которые являлись одним из центров образования древневосточных государств.

 С течением времени всё более повышалась культура государственности Азербайджана, и на территории страны возникли более совершенные и более крупные государства.

 В I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. на землях Азербайджана существовали такие могущественные государства, как Манна, Скифское царство, Атропатена и Албания. Эти государства сыграли важную роль в повышении культуры государственного управления, в культурно-экономической и этнополитической истории страны, а также в процессе формирования единого народа на территории Азербайджана.

 Государство Манна, возникшее в начале I тыс. до н.э. и являвшееся продолжением традиционной азербайджанской государственности, составило важный этап в её истории.

Важно

Это государство, возникшее в Приурмийском бассейне, являвшемся колыбелью азербайджанской государственности, занимает важное место во всемирной истории не только по своей древности, но и по степени развития культуры государственности.

Манна, объединившая под своей властью все местные мелкие государства Приурмийского бассейна, охватывала на севере территории до р. Араз (временами и к северу от неё) и до Каспийского моря на северо-востоке.

 Государство Манна принимало активное участие в военно-политических событиях всего региона и вело успешную борьбу против своих сильных соседей — Ассирии и Урарту, стремившихся завладеть азербайджанскими землями. В борьбе против посягательств Ассирии и Урарту активное участие принимали также скифы и киммерийцы, утвердившиеся в то время в Азербайджане.

 Правители Манны обладали неограниченной наследственной властью. Однако, несмотря на это, они управляли страной при помощи совета старейшин, что свидетельствует о наличии в Азербайджане древней совещательной культуры в области государственного управления.

 Манна, выстоявшая перед беспрерывными нападениями могущественных соседей и просуществовавшая около 300 лет в южных областях нашей Родины, является важнейшим историческим этапом, доказывающим наличие прочных традиций государственности в Азербайджане с древнейших времён.

 С конца VIII — начала VII вв. до н.э. важную роль в военно-политической истории Азербайджана начинают играть киммерийцы и скифы, а также родственные им саки и массагеты.

Эти племена, составлявшие древнейшее население Евразии и проникавшие в различные исторические периоды на юг через перевалы Большого Кавказа и Дербентский проход, а после укрепления на южных склонах Большого Кавказа, в частности в Северном Азербайджане, распространялись в южном направлении — на территории Манны и Восточной Анатолии.

 В племенное объединение киммерийцев, скифов и саков наряду с другими, входили и сильные союзы тюркских племён. Это подтверждают и сведения, основанные на личных наблюдениях «отца истории» Геродота (V в. до н.э.).

Совет

Согласно Геродоту, скифы питались лошадиным молоком, то есть кумысом; родственные скифам массагеты одевались так же, как они, и вели подобный им образ жизни.

Они поклонялись единому богу — богу Солнца и приносили богу Солнца, передвигавшемуся по небу с быстрой скоростью, самого быстрого животного на Земле — коня.

 Скифы создали на азербайджанских землях севернее Манны могущественное Скифское царство. Следовательно, они принимали участие и в процессе формирования единого народа на территории страны. Скифо-массагетские правители также успешно защищали азербайджанские земли от иноземных посягательств.

 Массагетское царство нанесло тяжёлое поражение Ахеменидской державе, являвшейся одной из могущественных империй того периода.

После захвата южных территорий Азербайджана ахеменидский правитель Кир II, осуществлявший широкие завоевания на Ближнем и Среднем Востоке, попытался взять в свои руки и север нашей страны и с этой целью он предложил заключить брак вдове массагетского правителя Томирис.

Однако Томирис, свято чтившая честь своей Родины и разгадавшая уловку Кира II, отвергнула предложение иранского правителя и, поклявшись богу Солнца бросилась в бой и в 530 г. до н.э. разгромила иноземные войска, во много раз превосходившие её силы. Сам «непобедимый» Кир был убит в этом бою.

Эта победа над Киром II, положившим конец таким могущественным государствам, как Мидийская империя, Лидия и Вавилония, а также захватившим обширные территории от Центральной Азии до пределов Египта, и прозванным за все эти завоевания «Киром Великим», является одной из самых славных страниц азербайджанской государственности.

 В период Скифского царства имелись благоприятные условия и для взаимной связи между культурой Азербайджана и культурой скифов, распространившихся по обширным территориям Евразии.

Культура древнего Азербайджана ещё более развивалась и обогащалась.

Обратите внимание

Ярким доказательством тому являются образцы материальной культуры, обнаруженные во время археологических раскопок, а также ряд топонимов, сохранившихся на территории Азербайджана со скифо-массагетского периода.

 Несмотря на сложнейшие военно-политические события, происходившие на Ближнем и Среднем Востоке, на политику могущественных соседних государств, направленную на захват азербайджанских земель, изобилующих природными богатствами и имеющих огромное военно-стратегическое значение, традиции государственности народа продолжали развиваться и обогащаться. Таким образом, ни завоевательная политика Ахеменидской империи, ни походы Александра Македонского не смогли уничтожить древнейшую культуру государственного управления Азербайджана.

 Азербайджанская государственность вновь возрождается сразу после смерти Александра Македонского. На южных землях страны возникает государство Атропатена, а на северных — Албания. Почти все исторические земли Азербайджана входили в состав этих двух местных государств.

Источник: http://a-r.az/page/88

История Азербайджана

История Азербайджана, а вернее его государственности, насчитывает примерно 5 тысяч лет. Первые государственные формирования на территории Азербайджана возникли еще начиная с конца IV, начала III тысячелетия до нашей эры.

В I тысячелетии до нашей эры здесь существовали Манна, Иским, Скит, Скиф и такие сильные государства как Кавказская Албания и Атропатена.

Эти государства играли большую роль в повышении культуры государственного управления, в истории экономической культуры страны, а также в процессе формирования единого народа.

В III веке н.э. Азербайджан оккупировала империя Иранских Сасанидов, а в VII веке — Арабский Халифат. Оккупанты переселили в страну многочисленное население иранского и арабского происхождения.

С принятием исламской религии в VII веке история Азербайджана претерпела коренной перелом. Ислам дал сильный толчок формированию единого народа, языка, обычаев и пр.

среди тюркских и нетюркских народов на территории Азербайджана.

В Азербайджане начался новый политический подъем: на землях Азербайджана, на которых был распространен ислам, были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов. Началась эпоха Возрождения в азербайджанской истории.

В конце XV — начале XVI веков начинается новая веха в истории Азербайджана. Выдающийся государственный деятель Шах Исмаил Хатаи сумел объединить под своим руководством все северные и южные земли Азербайджана.

Важно

Образовалось единое Сефевидское государство со столицей в Тебризе, превратившееся со временем в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.

Пришедший к власти после падения Сефевидского государства выдающийся азербайджанский полководец Надир-шах еще более расширил границы бывшей Сефевидской империи.

Этот правитель Азербайджана в 1739 году завоевал Северную Индию, включая Дели. Однако, после смерти Надир-шаха, управляемая им империя пала.

Таким образом, во второй половине XVIII века Азербайджан распался на малые государства — ханства и султанаты. 

В конце XVIII века в Иране к власти пришли Гаджары, являющиеся азербайджанской династией. Они стали внедрять политику подчинения всех территорий, бывших под правлением Надир-шаха, в том числе и азербайджанских ханств, централизованному правлению.

Так началась эпоха многолетних войн между Гаджарами и стремящейся захватить Южный Кавказ Россией.

В итоге, на основании Гюлюстанского (1813) и Туркменчайского (1828) договоров, Aзербайджан был разделен между двумя империями: Северный Азербайджан был присоединен к России, а Южный – к Ирану.

28 апреля 1920 года было объявлено о создании на территории АДР — Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР).

Совет

В декабре 1922 г Азербайджан, Грузия и Армения образовали Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику.

В 1922 она вошла в состав СССР, а в 1936 года ЗСФСР была распущена, а Азербайджанская ССР была включена в состав СССР как самостоятельная республика, просуществовавшая до 1991 года.

30 августа 1991 г . Азербайджан провозгласил независимость.

Источник: https://www.advantour.com/rus/azerbaijan/history.htm

История Исмаилли

Древний период Истории Азербайджана

ПЕРИОД ПЕРВЫЙ. ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА

 Появление первых государственных образований на территории Азербайджана относится к IV – III тыс. до н.э. В этот период здесь образовались такие государства как Аратта, Лулуби, Кути (Гути) и Турукки. Название Аратта (Алатта, Алатау, Алатай, Алатаг) происходит, скорее всего, из прототюркского языка (возможно Улудаг – Великая гора; Алтаг – Красная гора).

Возможно от слова Аратта возникло и название Гарадаг (Аратта – Харатау – Гарадаг), но это еще не доказано. Царь Аратты носил титул Эн (или Энси). После царя главной должностью была должность визира (Визир). В Аратте покланялись богине плодородия Инанне (Нин-Ана – Госпожа Мать). Лулуби и Турукки – родственные племена. Само название Турукки происходит, скорее всего, от корня Турк.

Читайте также:  Народные движения в казахстане. восстания исатая тайманова

Лулу встречается в разных источниках. Все эти древние государственные образования имели тесные связи с Месопотамией, были знакомы с клинописью. На памятнике в честь царя Анубанини (XXIII век до н.э.), возведенном в Лулубии, была обнаружена клинопись. Скорее всего, здесь пользовались именно этим видом письма. Кути (Гути) были воинственным народом.

Название племени также происходит из прототюркского языка. Ку (Ак, Аку) – белый, окончание т – показатель множественного числа. В разных исторических памятниках кутиев называют белолицыми. В начале XXII века до н.э. Кути разгромили Аккадское государство. Более 100 лет Кути держали в повиновении захваченные ими области Месопотамии. В конце II — начале I тыс. до н.э.

все эти государственные образования распадаются. В Азербайджане начинается процесс становления новых государств. В IX веке до н.э. на территории Азербайджана образуется новое государство – Манна. В различных источниках название этой страны употребляется как Маннаш, Мунна. Манна возвышается уже к VIII веку до н.э. и становится сильным государством.

Главными врагами Манны являлись Ассирия и Урарту. Цари этих государств неоднократно совершали походы в Манну. Однако Манна всегда могла сохранять свою независимость. Более того, Манна вела войны и с Урарту. Самым известным царем Манны являлся Иранзу (740 – 719 гг. до н.э.). Он отвоевал у Урарту некоторые области Манны и начал строить централизованное государство.

Долгое время Манна являлась союзником Ассирийской державы. Манна и Ассирия вели успешные войны против Урарту. Язык, на котором говорили маннейцы, принято называть прототюркским (древнейший тюркский язык).

Так, многие слова, названия областей и других географических объектов, имена маннейцев, происходят из прототюркского языка: область Уишдиш – возможно происходит от слов Беш диш – Пять зубов (под понятием зуб имеется в виду вершина горы, скала) или Беш дик – Пять вершин.

В клинописных источниках это название дается в форме Уишда, что позволяет нам сказать, что слово это тюркское Уиш да – Беш даг – Пять гор. Или, например, область Аратта (Алатау, Алатаг, так как в тюркских языках возможна замена звука «р» на звук «л» и наоборот) – в тюркских языках (сравните с Алтай) происходит от слов Ала (Улу) – Великий, а может от слова Ал – красный, золотой (т.

е. либо Великая гора, либо Красная гора), а Тау, таг, даг – Гора. Или, например, имена. Имя правителя одной из областей Манны было Ата – возможно, от тюркского ата – отец. Имя одного из правителей Манны Улусуну – происходит от тюркского улу – великий, сунн, суну – суффикс. Имена правителей Иранзу и Эрсин – Ир, эр, ар – в тюркских языках воин, муж.

Обратите внимание

Манна пала приблизительно в V веке до н.э. Ее территория вошла в состав тюркско-иранского государства Мидия. Некоторое время в Азербайдане и Месопотамии господствовали скифы. Это северные прототюркские племена, которые проникли в начале VII века до н.э. в Переднюю Азию и Азербайджан. Огромная часть скифов, киммеров и саков поселилась в Азербайджане.

В клинописных источниках есть записи о том, что «скифы живут в области Маннейской страны». До сих пор в Азербайджане есть топонимы, связанные со скифами, киммерами и саками. В Загатальском районе есть названия Гимир и Гимирли; само название Загатала связано с сакскими племенами. Загатала означает в тюркских языках Сакская долина, равнина.

Также в древности, в Албании Кавказской существовала область Баласакан (в тюркских языках бала – равнина, поле) – сакская равнина. Скифы по происхождению были родственны древним тюркам. В клинописных источниках скифы именуются ишгузами, что в переводе с тюркских языков означает ич огуз – внутренние огузы. Господство скифов продолжалось здесь недолго.

Скифы не выдержали конкуренции со стороны Мидийского царства. Долгое время Азербайджан находился в составе Мидийского царства. Когда Мидия пала, в Азербайджане установилась власть Ахеменидского царства. В Азербайджане долгое время боролись против власти персидского царя Кира II. Массагеты (прототюркские племена) активно боролись против Персии. В конце IV века до н.э.

Персидская держава пала. Ее разрушил македонский царь Искандер Руми (Александр Македонский). Он создал огромную империю, которая включила в свой состав и земли Азербайджана. Однако государство Искандера Руми (Александра Македонского) просуществовало не долго. Вскоре после его смерти влиятельные вельможи разделили все земли между собой и стали править, каждый в своей земле, самостоятельно.

Именно с распадом Империи Македонского образуются новые древнеазербайджанские государства: Албания Кавказская и Атропатена (Адербайган). Начинается новый период в истории Азербайджана.

ПЕРИОД ВТОРОЙ.ВОЗНИКНОВЕНИЕ АЛБАНИИ КАВКАЗСКОЙ И

АТРОПАТЕНЫ (АДЕРБАЙГАНА).

 ИХ РАЗВИТИЕ И ПАДЕНИЕ

 Албания Кавказская и Атропатена (Адербайган) появились как независимые государства приблизительно в одно и тоже время – после распада империи Искандера Руми (Александра Македонского). К началу III века до н.э. эти государства стали независимыми. Первым царем Атропатены считается Атропат – один из полководцев Искандера (Александра). Имя его переводится как хранитель огня.

Государство было названо в честь него Атропатеной (или Мидией Атропата), хотя у страны было еще одно название – Адербайган. Население страны составляли племена сагартии, матиены, кадусии, маги и др. Арабоязычные источники (Мугаддаси, ибн Хаукал (Хавгал), Масуди и другие) указывают, что часть населения Атропатены составляло племя азери.

Столицей Атропатены был город Газака (в арабских источниках – Ганза). Он был расположен к юго-западу от озера Урмия, близ нынешней Мараги. Археологические раскопки показывают, что города Атропатены были очень развитыми, здесь существовали величественные здания и мощные крепостные стены.

В Газаке находился главный храм Зороастризма (учения Зороастра (Зардушта, Заратуштры), огнепоклонничество), в котором Сасанидские цари проводили свои коронации и отмечали празднества и Восточный Новый год – Новруз. Среди других крупных городов Атропатены известны Фрааспа, Агназана. В 223 г. до н.э. к власти в государстве Селевкидов приходит Антиох III.

Во время его владычества Селевкиды одержали победу над Атропатеной. Царь Атропатены Артабазан признал свою зависимость от Селевкидов. Однако начиная с 190 г. до н.э. (год битвы при Магнезии – между Римом и Селевкидами) Атропатена выходит из подчинения Селевкидов, государство которых постепенно приходит в упадок. Атропатена некоторое время выступала в союзе с Парфией против Рима.

В 38 г. до н.э. Рим нанес тяжелое поражение Парфии. После этого римский полководец Антоний осадил один из крупных городов Атропатены – Фрааспу. Но осада завершилась поражением Антония. Вскоре отношения между Парфией и Атропатеной испортились. Царь Атропатены Артавазд стремился создать дружественные отношения с Римом.

Другой царь Атропатены – Ариобарзан II – некоторое время жил в Риме. В 20 г. до н.э. при поддержке римлян Ариобарзан стал одновременно царем Атропатены и Армениййи (области в восточной части совр. Турции). Таким образом Армениййа вощла в состав Атропатены. Однако в 20 г. н.э. Армениййа вышла из состава Атропатены.

Важно

После смерти сына Ариобарзана II Ариоваста Атропатена попадает в зависимость от Парфии. Атропатена оставалась в составе Парфии до падения этой империи. Албания (здесь и далее так мы будем именовать Албанию Кавказскую) возникла в IV – III вв. до н.э. на севере от реки Араз (общепринятое название Аракс – это искаженная форма названия реки Араз).

Границы этого государства простирались от совр. Дербенда на севере и до реки Араз на юге, от Каспийского моря на востоке, до Алазанской долины и Нахчывана на западе. Столицей Албании был город Габала (в некоторых источниках – Кабалака). Это была мощная крепость.

Клавдий Птолемей пишет, что населенных пунктов Албании больше, чем населенных пунктов Атропатены, Иберии и Армениййи вместе взятых. Эти факты свидетельствуют об обширной территории Албании и о многочисленности местного населения. Клавдий Птолемей перечислил 29 названий городов и крупных населенных пунктов Албании, среди которых он упоминал Габалу и Шамахы (Шемаху).

Население Албании состояло из 26 племен. Самым крупным племенем ученные считают племя албанов. Среди других племен известны гелы, леги, кадусии, амарды, утии, гаргары. Азербайджан входит в число древнейших центров металлургии. В Албании было широко распространено металлообрабатывающее ремесло, изготовление орудий труда и оружия. Со II в. до н.э.

Албания участвует в различных войнах против Рима. Против албан воевали известные полководцы Рима Лукулл, Помпей, Антоний и др. Албания заключала мирные договора с Римом, сюда прибывали римские делегации, иногда Албания попадала в зависимость от Рима, но эта зависимость не была сильной. В Албанию вторгались и северные племена. К таковым относятся и аланы.

Ведя успешные войны с ними, албаны иногда и проигрывали. В 72 – 74 гг. нашей эры аланы совершили очень большой поход в Албанию, и дошли до Атропатены. Во время этого похода аланы нигде не встречали сильного сопротивления. В 226 году на территории Ирана появляется новое государство – Сасанидская империя. Уже в 227 году эта империя захватывает Атропатену.

Атропатена находится в составе Сасанидской империи вплоть до падения этого государства. Во I веке в Албании правили местные цари. Вскоре Албания была объединена под властью албанских Аршакидов. Аршакиды – династия тюркских правителей в Албании, Армениййе и Иберии, а также в Парфии.

Имя Аршак происходит, скорее всего, от тюркских слов ар, эр – воин, муж; шак – принадлежащий к сакам, сак (древнетюркские племена, родственные скифам и киммерам).

Моисей Каланкатуйский упоминает имена девяти правителей рода албанских Аршакидов: Ваче Первый, Урнайр, Вачаган Второй, Мирхаван (Мир-каан, хаган), Сатой, Асой, Асваген (Асвален, Асва-хан), Ваче Второй, Вачаган Третий Благочестивый. Вскоре в Иране приходят к власти Сасаниды. Правлению Аршакидов был положен конец. В 262 году Албания входит в состав Сасанидской империи.

Совет

Однако с 272 года Албания проводит вполне независимую политику. Одним из великих деятелей Албании был Санатурк – правитель албанской области Пайтакаран (Баласакан) (Баласакан – от тюркских слов Бала – равнина, Сак – относящийся к племенам саков; «Сакская равнина»). В 337 году Санатурк собрал огромное войско и совершил поход в Армениййу.

Правитель Армениййи Хосров не оказал сопротивления войскам Албании и сбежал. Год Санатурк держал Армениййу в подчинении, но в 338 году полководец Армениййи Ваче Мамиконян (род Мамиконян тюркского происхождения. Они выходцы из Средней Азии. Имя Мамик происходит от тюркского Мамак, Мамай.

Окончание ян – происходит, скорее всего, от тюркского окончания «ин», показывающего принадлежность к чему-либо, но и в фарсидском (персидском) языке есть такое окончание у собственных имен, которое показывает принадлежность к определенному роду) нанес поражение войскам Санатурка. По некоторым источникам Санатурк погиб в этом сражении.

В 387 году Армениййа была разделена между Ираном и Римом. С этого периода Армениййа исчезла с карт как независимое государство. Название Армениййа осталось лишь географическим понятием (Армениййей называлась территория между реками Евфрат и Мурат в совр. Турции). В 242 году начинает распространяться учение Манихейство.

Оно включало в себя элементы зороастризма, буддизма и христианства. В 276 году глава учения Мани был казнен. Начиная с IV века, в Албании начинает распространяться христианство. В Албании появляются церкви и школы при них. В 498 году был проведен Агуэнский собор. В 481 – 529 годах распространилось новое движение – движение Маздакитов.

Маздак – глава движения, утверждал, что с помощью борьбы можно построить справедливое общество. Маздак был казнен в 529 году. В начале VII века в Албании приходит к власти новая династия – Михрани (Михраниды). Главным представителем этой династии был великий тюркский деятель Джаваншир Михрани (636 – 680). Он перенес столицу Албании в город Барду (Барда в некоторых источниках упоминается как Партав). Вначале Джаваншир воевал на стороне Сасанидов против арабов. После падения Сасанидской империи (651 год) Джаваншир ведет переговоры с Арабским Хилафатом (Халифатом), благодаря дипломатическим способностям Джаваншир добивается смягчений условий зависимости. Халиф Муавиййа сохраняет внутреннюю независимость Албании и уменьшает налоги с Албании в три раза. Византийская империя боялась упустить из рук Кавказ. Видя сильное влияние арабов на албанского правителя, византийцы начали активно вмешиваться в дела Албании. В результате заговора со стороны провизантийских местных феодалов Джаваншир Михрани был убит.

Читайте также:  Культура и искусство

В 705 году власть арабов все же утвердилась в Атропатене и Албании Кавказской, которые были объединены арабами в единую провинцию – Азербайджан. С этого времени начинается Исламский период истории Азербайджана.

Источник: http://ismayilli-tarix.moy.su/index/istorija_azerbajdzhana/0-53

Глава II. О древних тюрках Азербайджана из различных источников

Как известно, многие современные историки относят массовое заселение тюрками Южного Кавказа лишь к XI-XII веку.

Чем они руководствуются в этих своих гипотезах – до сих пор не ясно, ведь имеется огромное число источников, подтверждающих более древнюю историю тюрков на Южном Кавказе, в частности в Азербайджане. Сейчас мы их и рассмотрим.

Но, прежде всего, необходимо затронуть версию (довольно популярную в среде обывателей) о том, что тюрки, распространившиеся чуть ли не на полмира, якобы впервые вышли на историческую арену на Алтае.

Весьма интересные замечания по поводу необоснованности этой теории были сделаны еще в конце 60-х годов ХХ столетия на пленарном заседании научной сессии по этногенезу башкир в городе Уфа:

«…Римский историк первых десятилетий нашей эры Плиний Секунд, заимствовавший сведения из источников до IV в. до н.э.

, перечисляя народы в Поволжье, прямо называет народ tyrk (тюрк), обитавший вплоть до «лесистых гор». Его современник Помпоний Меладает транскрипцию turc. Это, конечно, не увязывается с привычной традицией, согласно которой этноним tyurk будто бы «впервые» возник и зафиксирован только в орхоно-енисейских надписях спустя шесть столетий в Монголии, откуда его распространили переселившиеся в VI в. тюркские племена…»

из выступления К.И.Петрова (г. Фрунзе) на пленарном заседании научной сессии по этногенезу башкир, проходившей 13-15 мая 1969 года в Уфе.

Таким образом, сведения о тюрках были известны миру задолго до «Великого переселения народов», а тюрки уже проживали в Поволжье, о чем и сообщили античные римские авторы Плиний Секунд и Помпоний Мела.

Эту точку зрения подтверждает и известный татарский исследователь М.З.Закиев:

«Тюркологи долго продолжали и многие сейчас продолжают следовать некоторым мифам традиционного европоцентризма. Согласно одному из них, прародиной тюрков был Алтай, якобы оттуда они начали распространяться по другим регионам Евразии, особенно, в III в. — в период «великого переселения народов»… Между тем, первые же объективные исследования дают материал, доказывающий наличие тюрков во многих регионах Евразии задолго до нашей эры и создание ими богатой, древней культуры».

Но вернемся к Азербайджану.

Первое конкретное упоминание этнонима «тюрк» в этом регионе известный советский академик, авторитетный исследователь З.И.Ямпольский относит к XIV веку до н.э.

Ученый говорит об этногенетической непрерывности в Азербайджане: В XIV веке до н.э. в ассирийских клинописных источниках отмечается, что на территории Азербайджана, в районе озера Урмия проживали туруки. Это сведение может служить доказательством того, что тюрки являлись древним населением Азербайджана. В урартских клинописных источниках отмечается существовавшая в Азербайджане область, в которой проживал народ «турух». Это сведение ученые также считают доказательством того, что тюрки с древности проживали в Азербайджане. Ямпольский также сообщает о двух античных авторах начала нашей эры, которые упоминают этноним «тюрк» на Северном Кавказе и в Дербенте: «Два автора первого века нашей эры независимо друг от друга (возможно, они использовали один и тот же источник) сообщают, что на Северном Кавказе и в окрестностях Дербента проживают племена турке». Но это – сообщения более ли менее независимых советских историков. А в целом советская историография предпочитала умалчивать о тюрках Кавказа и Поволжья, называя их здесь «инородцами». Вследствие антитюркской направленности имперской идеологии, вышеупомянутые факты также остались в советский период без должного внимания. Однако о тюрках древности, проживающих в Передней Азии, сообщают и некоторые западные источники, которые также (в угоду политическим интересам) остались без внимания официальной историографии.

Так, о тюркских следах в Месопотамии сообщает христианский миссионер Эрик Нюстрем в своем «Библейском словаре». Вот что он пишет в главе «Вавилон»:

«Согласно Библии, Вавилон был построен Нимродом, сыном Хуша. Надписи на кирпичиках служат ясным доказательством того, что задолго до семитической культуры в Халдее существовала культура более древнего происхождения, язык которой не имел никакого сходства с еврейским или арабским, но был с ясными признаками турецко-татарского (тюркского – прим. Амира Эйваза) происхождения. Это был Аккадский народ, создавший халдейскую культуру. Он же изобрел клинообразные письмена и воздвиг города Ур, Эреж, Арку, Вавилон и др., о чем свидетельствуют надписи на кирпичиках и Библия… Семиты, пришедшие из Аравии и постепенно забравшие в свои руки власть, приняли их халдейскую культуру и образование. Позднейшие властители, даже после 1500-го года до Рождества Христова, называли себя в письменах: «царь Сумера и Аккада»…» Нюстрем продолжает в главе «Дарий (Дариуш)»:

«От времени царствования этого Дария сохранилась записанная на трех языках надпись на высокой отвесной горе в Бегистуне, на западной границе Мидии.

Там изображен сам царь, попирающий лежащего мужчину, вероятно, Гаумату, который выдавал себя за Смердиса. Сама надпись состоит из 300 строк на персидском, ассирийском и татарском языках (клинопись)» («Библейский словарь».

Обратите внимание

Сборник «Мировая Христианская миссия», под редакцией И.С.Свенсона, Торонто, 1985).

О тюрках Мидии (древнего государства, в состав которого входили и земли Азербайджана), пишет французский ученый, историк XIX века Ж.Элизе Реклю в своей книге «Человек и земля» (Книгоиздательство П.П. Сойкина, СПб., 1908). Приведем несколько цитат из этого труда:

Элизе Реклю: «…Семитические и татарские (тюркские) заимствования, замечаемые в большом числе в арийских языках, также приводят к Иранскому плато».

Реклю продолжает: «Геродот в одном отрывке своей «Истории» перечисляет шесть племен Мидян.

Из истолкования их имен, которые пытались сделать Оперт и Ленорман, выходит, что два племени, называемые «арийскими», были того же происхождения, что и народ персидский, остальные же четыре племенные группы составляли «туранскую» основу сельского населения, разделяемую на две группы: оседлых земледельцев и пастухов-кочевников.

Двадцать шесть веков тому назад (слова эти написаны в XIX веке – прим. Амира Эйваза) горная область между Араксом и плато Ирана была еще населена народностями, не смешанными с арийцами. Как бы символом антагонизма между туранцами и арийцами является вековая борьба между мидянами и персами».

Далее Элизе Реклю пишет: «…В двух местах в древней Мидии, упоминаемых Шпителем, исследователи нашли надписи, сделанные на каком-то языке, несомненно, туранского происхождения, на котором говорили древние обитатели страны…» (Жан-Жак Элизе Реклю. «Человек и Земля». Книгоиздательство П.П. Сойкина, СПб., 1908).

А вот что говорится в книге «История Мидии», изданной в Санкт-Петербурге в 1903 году:

«Из четырех кочевых племен, только в одном, обитавшем в западных горах, Мардианах, можно с уверенностью признать ветвь хорошо известных Амардиан… Язык их совсем или почти тот же, что в Эламе и принадлежал к агглютинирующему типу (туранскому или урало-алтайскому), следовательно приходился близко сродни древнему языку Шумира и Аккада». В этом же источнике сообщается о том, как ираноязычные племена переселялись в Азербайджан и какие племена в этот период здесь проживали. «Известно, что переселения иранцев происходили вообще по направлению с востока на запад… Двигаясь по этому направлению, они, наконец, уперлись в крутое и дикое нагорье, лежащее между Каспийским морем и обширными озерами земли Урарту — Ван и Урмия, — край, ныне называемый Адербейджаном, от древнего названия Атропатэна… А население прикаспийского края по большей части принадлежало к тому отделу человечества, который иранцы называли общим именем «туранцев», то есть к желтой расе» (История Мидии, изд. А.Ф.Маркса, СПб., 1903). Теперь посмотрим, что было известно о древних тюрках Азербайджана средневековым авторам. Нам хотелось бы представить читателям эти ранние источники, ибо они наименее предвзяты, а потому весьма ценны для нас. Арабские хроники хранят сведения о путешественнике VII века Убейде ибн Шарийе, где тот, отвечая на вопрос халифа Муавийи об Азербайджане, говорит: «Азербайджан — это тюркская земля. Они с древности там сосредоточились и, смешиваясь друг с другом, развились и усилились». О значительном тюркском населении Азербайджана, населявшем страну задолго до XII века, сообщают и другие средневековые авторы. Так, историк аль-Азрак (Х век) пишет, что «Гянджа (город в Азербайджане) является великой столицей тюрков». Другой автор Х века ан-Насави пишет, что «Арран (арабское название Албании Кавказской; ныне это территория Азербайджанской Республики и большая часть Республики Армения – прим. Амира Эйваза) — это страна где тюрки неисчислимы, как муравьи». Все эти источники говорят о значимости азербайджанских тюрков в этом регионе в период до XII века. Но официальная история региона, построенная на мифах и домыслах, написанная по заказу заинтересованных и влиятельных сил, предпочитает умалчивать о данных фактах. Анонимный персидский сборник, датированный 1126 годом, сообщает: «Азербайджан – это большая страна, которая с древних времен находится в руках тюрков». Если персидский источник XII века, высказываясь о тюрках Азербайджана, называет их древними владетелями этой страны, почему официальная история все еще пишет о тюрках, что они массово заселили Азербайджан лишь в IX – XII веках?!

Следующая глава

После падения Мидии, на ее территории образовалось государство Ахеменидов. Первого царя Ахеменидской империи звали Кир. Ведя завоевательные войны, Кир напал на территорию современного Азербайджана, где в то время проживали потомки сакских (скифских) племен – массагеты.

Еще Страбон сообщал, что большинство скитов (скифов) называют себя именем массагет и сак. По Страбону, «страна массагетов наводняется рекой Аракс«.

Стоит отметить, что племена с этим названием (massaget) были распространены как на Кавказе, так и в Средней Азии. Влияние этих племен на формирование местных этносов было настолько большим, что до сих пор между тюркскими народами обоих регионов сохраняется языковая, культурная и историческая связь.

По сообщениям Страбона, мы можем предположить схожесть обычаев древних массагетов с обычаями средневековых тюрок. В частности, античный автор сообщает о том, что

«Богом они (массагеты) почитают одно только солнце и ему приносят в жертву коней…» Страбон. «…

Как мы уже отмечали, на территории исторического Азербайджана в период с IV века до нашей эры и по VII век нашей эры существовало два государства, известных современной науке под названиями Албания Кавказская и Атропатена.
Официальная история отрицает этническое родство населения двух этих государств, однако мы приведем ниже один интересный факт, позволяющий заявить: Албания Кавказская и Атропатена — это два государства одного народа.
Итак…

После того, как арабы в VII веке завоевали земли Атропатены, они, перейдя реку Аракс (Араз), вступили на территорию древней Албании Кавказской.

Важно

Но вот что интересно: продвигаясь вглубь территории Албании, арабы считали, что продолжают продвижение по Атропатене. Об этом свидетельствует то, что арабы называли городами Атропатены не только многие поселения Албании, но даже ее тогдашнюю столицу — город Барда(Бердаа).

Можно было бы не заострять внимание на этом факте. Арабы здесь были завоевателями, чужаками. Эти обозначения могли быть результатом об…

Большой интерес историков и этнологов вызывает древнее племя Турукки (Turuk), проживавшее во II тысячелетии до нашей эры близ озера Урмия, что находится в Иранском (Южном) Азербайджане.
Следует отметить, что некоторые исследователи считают эти племена потомками жителей Горной страны — Аратты.

Название племени с четко выделенным корнем Turuk говорит о возможном тюркском его происхождении. Более того, мы допускаем, что этноним «турук» («türük») – это самая ранняя форма самоназвания «тюрк».

Если это действительно так, то тюрки в Передней Азии под своим исконным самоназванием были известны тогдашнему миру (аккадцам, ассирийцам, вавилонянам) аж четыре тысячи лет назад!

И хотя официальная история, не вдаваясь во все подробности, почти голословно отрицает даже возможность этого, в пользу того, что этноним «турук» является ранней формой названия «тюрк», говорит следующий интересный факт:

Индийские и тибетские источники раннего средневековья у…

Источник: https://alpan.amireyvaz.com/2017/04/ancient-turks.html

Ссылка на основную публикацию