Первый этап смуты. воцарение лжедмитрия i и его феномен

Смутное время. Борис Годунов, Лжедмитрий I

«Абсолютная власть без оправдывающих её личных качеств носителя обыкновенно становится слугой или своего окружения, или общественного класса, которого она боится и в котором ищет себе опоры». Василий Ключевский.

В ходе урока вы узнаете о причинах Смуты, правлении Бориса Годунова и Лжедмитрия I.

Причины Смуты. В конце 16 века Российское государство выглядело достаточно стабильным. За время царствования Фёдора выросло новое поколение, которое не помнило опричного террора.

В 1598 году царём стал Борис Годунов. Он уже имел опыт управления государством, так как был главным советником Фёдора Ивановича. У Годунова были все шансы стать основателем новой династии, но стечение обстоятельств вкупе с ошибками правителя повергли страну в состояние Смуты.

Давайте определим главные причины Смуты.

Обратите внимание

Первой причиной стало ухудшение положения крестьян. Произошло это вследствие отмены Юрьева дня и введения пятилетнего срока сыска беглых. Однако крестьяне продолжали уходить от землевладельцев и отправляться на Дон и в Северскую Украину. Но ненависть к власти у них сохранялась.

Вторая причина – это династический кризис, начавшийся после смерти Фёдора. Царский престол занял человек, избранный Земским собором и не относившийся к династии Рюриковичей. Соответственно авторитет Бориса Годунова не мог быть непререкаемым.

Третья причина – борьба боярских кланов, которая практически не прекращалась. Старая знать Москвы всячески пыталась подорвать авторитет Бориса Годунова, а затем и других правителей.

Четвёртой причиной стали стихийные бедствия.

В 1601 году после долгих летних дождей наступили сильные морозы. Это вызвало гибель урожая. В стране наступил голод, унёсший тысячи жизней.

Причиной голода простые люди называли действия Бориса Годунова, которые навлекли на Россию гнев Божий.

Пятая причина – интервенция соседних государств. Как правило, внутренние проблемы страны побуждали её внешних противников к решительным действиям с целью дальнейшего ухудшения ситуации. Именно интервенция Речи Посполитой и Швеции повлияли на ход истории России.

Давайте узнаем, что же происходило в Российском государстве в период Смуты.

Борис Годунов. 6 января 1598 года умер Фёдор Иванович, не оставив после себя наследников. Был созван Земский собор, которому предстояло избрать нового правителя. Сторону Бориса Годунова принял патриарх Иов, чей авторитет во многом повлиял на выбор, сделанный Собором. Боярская дума была вынуждена смириться с этим решением.

В сентябре 1598 года состоялось венчание Бориса Годунова на царство. Его соперники опасались мести со стороны царя, однако Годунов пообещал в течение пяти лет не проливать крови.

Важно

Впоследствии Годунов, опасаясь заговоров, стал расправляться с боярами. В 1599 году воевода Богдан Бельский был сослан. В 1600 году семью Романовых обвинили в злых умыслах против царя.

Фёдор Романов, его жена и сын, который впоследствии станет царём, были сосланы в монастырь.

Борис Годунов заботился о развитии торговли и городов. Ему были интересны всяческие технические новшества. Царь отправлял молодых дворян на обучение за границу.

Однако большинство замыслов Годунова не были осуществлены из-за частых болезней царя, он не всегда мог в должной мере заниматься государственными делами.

В 1601 году на Россию обрушились стихийные бедствия. Правительство прилагало все усилия для борьбы с голодом в стране:

установили твёрдые цены на хлеб;

проводили раздачи зерна и денег голодающим;

наказывали спекулянтов;

организовали общественные работы, где бедняки могли заработать на пропитание.

Годунов издал указ, который на период голодного времени восстанавливал Юрьев день. Холопы могли уходить от своих хозяев, если те не могли обеспечить пропитание.

Однако несмотря на все меры, масштабы голода были высокими. Умерло около трети населения государства.

Люди в отчаянии занимались грабежом на дорогах. В России начались крестьянские волнения.

Совет

Лжедмитрий I. На волне общего недовольства политикой Годунова стали появляться слухи, что сын Ивана Грозного царевич Дмитрий на самом деле жив. Для простых людей он стал своеобразным символом борьбы с царём.

После выясниться, что под именем Дмитрия скрывался авантюрист Григорий Отрепьев, сын Галицкого дворянина. В 1602 году он уехал в Литву, где объявил себя наследником русского престола.

Григорий рассказывал, что его тайно вывезли из Углича, а убит был другой мальчик.

Многие историки полагают, что идея «воскрешения» Дмитрия зародилась у бояр Романовых.

Именно при их дворе долгое время был на службе Григорий Отрепьев.

Сторонники царевича нашлись среди польской знати. Одним из них стал Юрий Мнишек. Он дал приют самозванцу и оказал материальную поддержку.

Помогла Лжедмитрию и католическая церковь, которой он обещал обращение России в католичество.

Отрепьев собрал войско, в которое вошли наёмники и представители запорожского казачества. Был разработан план вторжения в Москву.

Кратчайший путь пролегал через Смоленск и Можайск, но там находились московские войска. Тогда Отрепьев решил идти через Чернигово-Северскую землю. Причин тому было несколько. В этих землях проживали крестьяне, недовольные политикой Годунова. Неподалёку находились станицы донских казаков, которые могли оказать поддержку.

Помещики юга были бедны и их также можно было поднять на мятеж против царя.

В октябре 1604 года войска Лжедмитрия вторглись на территорию России. Его сторону приняли Чернигов, Путивль, Курск и Орёл.

Обратите внимание

Сопротивление оказал Новгород Северский. В 1605 году у села Добрыничи московское войско разгромило отряды Лжедмитрия. Годунов начал осаду крепости Кромы, которая была захвачена казаками.

В апреле 1605 года случилось непредвиденное – умер Борис Годунов. На престол взошёл его сын Фёдор.

Уже в мае 1605 года в войске, которое вело осаду Кромы, начался мятеж. Часть ратников перешла на сторону Лжедмитрия. Отрепьев начал поход на Москву. Под его знамёна вставали дворяне, горожане и крестьяне, пострадавшие от режима Бориса Годунова. Однако несмотря на большую численность, боеспособность войска оставалась низкой.

Исход похода зависел от настроений москвичей, так как сам город был неприступной крепостью. 1 июня 1605 года жители Москвы стали открывать тюрьмы, громить дворы Годуновых. Царь Фёдор и его мать были взяты под стражу.

Московские бояре не оказывали происходившему сопротивления.

После низложения Годуновых боярские послы отправились в Тулу на переговоры с Лжедмитрием. Отрепьев приказал своим людям расправиться с царём и его матерью.

После их убийства народу было объявлено, что Годуновы самостоятельно приняли яд.

Сторонник прежнего царя патриарх Иов был лишён сана и отправлен в ссылку.

20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Горожане приветствовали «сына» Ивана Грозного.

Отрепьев понимал, что бояре оказали ему поддержку только из ненависти к Годуновым. Они сами мечтали о царском престоле и не хотели подчиняться Лжедмитрию.

Новый царь всячески старался поладить со знатью. Он не стал чинить расправы с боярами, выступившими против него. Лжедмитрия всегда окружала охрана, состоявшая из поляков и казаков. Но уже через месяц бояре настояли на роспуске его войска.

Важно

О внутренней политике Лжедмитрия известно мало, так как все указы были уничтожены после его смерти.

Лжедмитрий старался быть для народа «добрым царём».

В качестве благодарности за поддержку дворяне и горожане юго-западных областей получили от царя льготы и привилегии.

Из ссылок были возвращены бояре, находившиеся при Годунове в опале.

Также прощение получили Романовы.

Чтобы повысить престиж своей власти Лжедмитрий принял титул императора. Он изменил состав Боярской думы и переименовал её в сенат. Правитель почти ежедневно участвовал в его заседаниях, принимая активное участие в решении государственных дел.

Вскоре поляки напомнили Лжедмитрию, что он обещал отдать им Смоленск и Северскую Украину. Однако царь не спешил выполнять свои обещания.

Бояре, которые в начале опасались Лжедмитрия, со временем осмелели и стали открыто перечить царю, называть его обманщиком.

Лжедмитрий обратился за помощью к Юрию Мнишеку. Царь получил отряд наёмников, пообещав жениться на дочери Мнишека Марине. В 1606 году Марина с войском прибыла в Москву. Свадьба царя с католичкой вызвала открытое возмущение бояр.

Заговор Шуйских. После появления в Москве польских наёмников в городе начались волнения. Ситуацией воспользовались бояре Шуйские, организовавшие заговор против царя.

17 мая 1606 года рано утром в Москве раздался звон колоколов. Сторонники Шуйских распространяли слух, что поляки идут в кремль, чтобы убить правителя.

Совет

Разбуженные по тревоге польские наёмники попытались попасть в Кремль, чтобы защитить Лжедмитрия. Но народ выступил им навстречу и заставил вернуться в казармы.

В это время сторонники Шуйского ворвались в Кремль и проникли в царские покои. Отрепьев молил о пощаде, но один из мятежников выстрелил в царя из ружья.

Покончив с Лжедмитрием бояре восстановили в городе порядок. Они убедили людей, что царь был самозванцем. Тело Отрепьева выставили на Красной площади, а после сожгли.

Так закончилось правление одного из трёх самозванцев, оказавшихся на царском престоле.

Давайте подведём итоги.

В 1598 году в России начался период Смуты.

Ухудшение положения крестьян и голод 1601 года привели к возникновению недовольства политикой Бориса Годунова.

В 1605 году царский престол занял Лжедмитрий I.

Правление Лжедмитрия закончилось в 1606 году после заговора бояр Шуйских.

Источник: https://videouroki.net/video/19-smutnoe-vremya-boris-godunov-lzhedmitrij-i.html

3. Воцарение Лжедмитрия 1

Одновременно распространился слух о том , что в Польше скрывается законный наследник престола- царевич Дмитрий считавшийся погибшим. Звали его, по официальной версий, Григорием Отрепьевым.

Самозванец на самом деле происходил из мелких дворян, служил у бояр Романовых, а после ссылки постригся в монахи в Чудовом монастыре. Здесь он вскоре был замечен патриархом Иовом, который взял его к себе «для книжного письма».

В Кремле, под впечатлением придворной жизни, интриг, у молодого честолюбивого авантюриста и родился план выдать себя за царевича, чудесно спасшегося от подосланных Годуновым убийц.

Обратите внимание

Самозванец Лжедмитрий, объявивший польскому князю Адаму Вишневецкому свою «тайну»: что он не монах, а сын Ивана Грозного, чудом спасшийся царевич Дмитрий.

Князь Вишневский и сандомирский воевода Юрий Мнишек, дочь которого Марина предназначалась в жены тайно принявшему католичество новоявленному претенденту на русский престол, развернули активную деятельность по организации отрядов вторжения. Не терял времени и сам Лжедмитрий, в начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля. Король Сигизмунд 3 признал права Лжедмитрия на русский трон и дозволил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли.

Добровольцев удалось набрать немного: около тысячи польских шляхтичей, несколько сотен русских дворян-эмигрантов, а также отряды из донских и запорожских казаков всего около 4 тысяч человек.

Осенью 1604 года отряды переправилось через Днепр недалеко от Чернигова, а не двинулось на Москву через Смоленск, где его уже ждали царские воеводы. Самозванец решил использовать в первую очередь ненависть жителей юго-западной окраины страны к царю Борису Годунову.

Расправы царских воевод над мирными жителями не прибавили популярности царю, а Лжедмитрию 1обеспечили массовую поддержку. Силы самозванца быстро росли, многие города (Моравск, Чернигов, Путивль) сдались Лжедмитрию, в его отряды вливались крестьяне и посадский люд.

13 апреля 1605 года внезапно скончался Борис Годунов, армия Годунова практически немедленно изменила его преемнику, 16-летнему Фёдору Борисовичу, который был свергнут 1 июня и 10 июня убит вместе с матерью.

20 июня 1605 года под всеобщее ликование самозванец торжественно вступил в Москву как «царь и великий князь Дмитрий Иванович». Московское боярство во главе с Богданом Бельским публично признало его законным наследником.

24 июня рязанский архиепископ Игнатий, ещё в Туле подтверждавший права Дмитрия на царство, был возведён в патриархи. Таким образом, самозванец получил официальную поддержку духовенства.

Важно

18 июля в столицу была доставлена признавшая в самозванце своего сына царица Марфа, а вскоре, 30 июля состоялось венчание Дмитрия на царство.

Однако, как и многие из баловней судьбы, Отрепьев считал, что свалившаяся на него удача — результат его личных качеств, а не исключительное стечение обстоятельств. Вместо того, чтобы вникнуть в государственные дела, понять новую свою роль, он принялся пировать. Пришедшие с ним поляки притесняли и обижали народ.

Читайте также:  Живопись, скульптура и архитектура xix века

Лжедмитрий отказался от всех обещаний, которые он раздавал польской шляхте и католической церкви. Не лучше дела обстояли и в Москве.

Лжедмитрием оказались недовольны все: крестьяне, которым он ничего не дал, а только подтвердил крепостническое законодательство, феодалы, не веривший ему, польский король и православное духовенство.

Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния. За год новый царь опустошил всю казну, которую Годунов так заботливо копил.

Источник: http://hist.bobrodobro.ru/25948

1598-1605. Смута, Борис Гоуднов, Лжедмитрий I ЕГЭ по истории –

1598-1605 – это период царствования Бориса Годунова, начало тяжелейшего для всей страны времени – Смуты. Россия превращается в выборную монархию, при этом сильно ослабла государственная власть. Наступает экономический кризис и разруха, а к власти приходят самозванцы.

Царствование Бориса Годунова длилось 7 лет, с 1598 по 1605 годы. Главным образом занятие царского престола Борисом Годуновым было обусловлено пресечением династии Рюриковичей.

Кроме того, Борис был близким родственником Фёдора Ивановича, являлся членом регентского совета и фактически управлял Россией во время царствования Фёдора.

Совет

Борис Годунов пытался облегчить жизнь людей: простил населению налоговые недоимки, организовал бесплатную раздачу хлеба во время голода, временно восстановил Юрьев день и отменил сыск беглых крестьян.

Проводил политику, направленную на сближение с Западом: отправлял дворянских детей учиться в Европу, приглашал на службу иностранных специалистов и офицеров. Борис Годунов активно боролся с боярской оппозицией, репрессировал Романовых. В 1603-1604 годах подавил восстание под предводительством Хлопко. Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Во внешней политике поддерживал мирные отношения с Крымом, подписал перемирие с Польшей на 20 лет. Завершил присоединение Западной Сибири, разгромив сибирского хана Кучума в 1598 году.

В результате правления Бориса Годунова Россия существенно расширилась к Востоку, окрепли связи с Европой. Но несмотря на все усилия, новому избранному царю не удалось заполучить признание народа и разрядить социальную напряжённость, чем воспользовались бунтовщики и самозванцы.

На фоне династического кризиса зародилось самозванство. В 1605 году произошло воцарение Лжедмитрия I. Занятие царского престола самозванцем произошло в связи с тем, что население было недовольно правлением Бориса Годунова и поддерживало Лжедмитрия, считая его настоящим царевичем.

Низы стремились добиться ослабления крепостного права и налогового гнёта, а бояре – свергнуть ненавистного царя. А также Мать царевича Дмитрия Мария Нагая признала в самозванце своего сына.

В 1601 году в Речи Посполитой объявился бежавший из России монах Григорий отрепьев, который заявил, что является сыном Ивана IV – царевичем Дмитрием. В 1604 году Лжедмитрий (он же Григорий Отрепьев) получил согласие от польского короля Сигизмунда III на набор добровольцев для похода против России.

Взамен Лжедмитрий пообещал отдать польской короне Смоленские и Черниговские-верские земли, распространить католичество, а после совершить совместный поход против Швеции. Собрав войско, Лжедмитрий начал наступление на Русские земли. В мае 1605 года царское войско под Кромами изменило царю Фёдору и присягнуло самозванцу.

В июне в Москве вспыхнуло восстание, столица перешла на сторону Лжедмитрия, царь Фёдор вместе с матерью были убиты. Лжедмитрий вступил на престол под именем Дмитрия I и правил неполный год с 1605 по 1606.

Обратите внимание

Последствиями воцарения Лжедмитрия I стала ещё большая дестабилизация политического положения в стране. Было организовано боярское восстание и избран на трон Василий Шуйский. Сформировалась тенденция к появлению новых самозванцев.

Данный период имеет большое значение для истории страны. Ослабшую Русь охватил экономический кризис и разруха, упала её обороноспособность, чем воспользовались другие государства. Началась открытая польско-шведская интервенция.

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=16079

Смутное время. Лжедмитрий I

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 31Следующая ⇒

Начало Смуты.История учит, что времена общественных нестроений и смут особенно четко и ясно обнажают состояние народной души.

Смута есть искушение, посылаемое народу как дар, как мученический венец, дабы предоставить ему возможность явить силу своей веры, верность родным святыням и крепость духа перед лицом соблазнов и искушений, скорбей и недоумений, злобных нападок и разрушительной ненависти.

Шестьсот лет после крещения Руси русский народ мужал и креп под сенью Креста Христова, под отеческим, пастырским надзором церковным.

Шестьсот лет восходил он «из силы в силу», преодолев родные распри, княжеские междоусобицы, католическую агрессию на западе и татарское нашествие на востоке, осознав свое великое служение хранителя Истины, приведя в соответствие с ней все стороны народной жизни. И лишь после всего этого, достигнув в меру высокой христианской духовности, сподобилась Русь подвергнуться огненному искушению Смуты начала XVII века.

Время патриархов совпало по началу со Смутным временем и выдвинуло их в политической жизни России на первое место. Именно благодаря Церкви и церковным иерархам Россия смогла устоять в это страшное время.

В 1601 году митрополит Ростовский Иона объявил патриарху и царю, что в Чудовом московском монастыре «недостойный инок Григорий хочет быть сосудом дьявольским».

И действительно, молодой сын стрелецкого сотника Юрий Отрепьев, принявший по пострижении имя Григорий, вел себя на редкость странно. Проявляя большие способности, он усваивал то, что другим не давалось. И в то же время вольничал в делах веры, вызывая этим подозрения в ереси.

Но главное, в моменты откровенности он говаривал монастырской братии, что со временем непременно будет царем в Москве.

Важно

Годом позже, Борис Годунов велел дьяку Смирнову-Васильеву отправить Григория за ересь на Соловки или в Белозерские пустыни – на покаяние.

Однако, при пособничестве другого дьяка, Евфимьева, Григорий вместо отправки на далекий север бежал в Литву.

Чем только не пришлось ему там заниматься: водился с сектантами-анабаптистами, разбойничал в казацкой шайке старшины Герасима Евангелика, учился в латинской школе в Гоще…

Заимев духовника-иезуита, Отрепьев «открылся» ему в час тяжкого «смертельного» недуга, что он якобы есть Дмитрий, законный наследник русского трона. В 1604 году папский нуций Рангони представил его в Кракове польскому королю Сигизмунду.

Тот признал Лжедмитрия сыном Иоанна, обещал поддержку, но официально в его защиту выступать не стал. Тогда же Лжедмитрий тайно перешел в католичество и подписал брачный контракт с Мариной Мнишек, дочерью сандомирского воеводы.

Он дал клятвенное обязательство присоединить русский народ к Римской церкви.

Еще в 1600 году король Сигизмунд III присылал к царю Борису канцлера Льва Сапегу. Предлагался «вечный мир» на принципе свободы национального самоопределения по языку и вере. Поляки и литовцы могли свободно селиться в московских пределах, приниматься на государственную службу и строить свои латинские церкви. Теми же льготами пользовались бы москвичи в Литве и Польше.

Боярская Дума в этой свободе начисто оказала. Свой государственный организм она понимала как монолитно единоверный, с душой единственно православной.

Иезуиты, владевшие тогда сердцем Польши, не могли не соблазниться вдруг открывшейся возможностью овладеть сердцевиной русской государственности через подлог и обман, через призрак родного для Москвы православного царя, но Самозванца.

Лжедмитрий I.15 августа 1604 года, собрав войско из нескольких тысяч польских авантюристов, двух тысяч казаков и небольшого отряда донцов, Лжедмитрий начал поход на Россию.

Совет

В этот начальный период Смуты противостояние россиян польско-литовским захватчикам было возглавлено патриархом Иовом, рассылавшим по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. Патриарх многократно с амвона уверял толпу в действительности смерти царевича Дмитрия и в тождестве нынешнего Лжедмитрия с расстригой Григорием Отрепьевым.

Мать царевича Димитрия, инокиня Марфа была вывезена из Углича в Москву для публичных заявлений с амвона, что подлинный сын ее, царевич Димитрий, действительно убит.

Увы, Самозванец довольно успешно продвигался к Москве. При виде этой картины царь Борис скоропостижно скончался. Официальная присяга Москвы, войска и всей России была принесена вдове Бориса, Марье Григорьевне и ее детям, Феодору и Ксении.

Однако уже в мае московское войско изменило официальному правительству. 1 июня бунтующая Москва послала в Тулу к Самозванцу делегацию с повинной. Самозванец принял ее и потребовал в виде гарантий «истребления его врагов». Москвичи убили царицу Марью и Феодора, а Ксению отдали Самозванцу.

Лжедмитрий приказал заточить ее в монастырь.

Бунтовская толпа ворвалась и в Успенский собор, чтобы обезглавить Церковь, физически убрать патриарха. Иов мужественно, стоя направо от царских врат пред образом Владимирской Богородицы, громко молился.

Бунтовщики набросились на Иова, били и вытащили на Лобное место. Патриарший двор был разграблен.

Сам патриарх оставлен в живых и просил, чтобы его вернули на его Родину, в Старицкий монастырь, что и было исполнено.

Самозванец, вступив в Путивль, приказал принести к нему в ставку из Курска чудотворную икону Знамения Божией Матери.

Обратите внимание

В драматический момент вступления Лжедмитрия в Москву, 20 июня 1605 года, Курская икона была одним из щитов или прикрытий для Самозванца его триумфа перед лицом православного московского народа, когда звонили в колокола, а на Лобном месте встречал Лжедмитрия весь освященный собор митрополитов, архиепископов и епископов.

Символически в этот православный парад диссонансом врывались чуждые звуки. Военный оркестр литовских музыкантов дико заглушал московское церковное пение. Лжедмитрий сошел с коня, приложился к иконам и пошел в кремлевские соборы: Успенский и Архангельский. Но к ужасу москвичей туда же за ним вливалась и ватага еретиков: ляхов и венгров.

В ту пору нашелся в Астрахани епископ Феодосий, который не сдался самозванческим вожакам. Они заключили его в Троицком монастыре и дом его разграбили.

Доставленный ими в Москву, Феодосий при очной ставке Самозванцу сказал в лицо: «Знаю, что ты называешься царем, но прямое твое имя Бог весть. Прирожденный Димитрий царевич убит в Угличе, и мощи его там».

Лжедмитрий объявил святителя сумасшедшим и велел посадить его под арест.

Вместо свергнутого Иова, по указанию Лжедмитрия, на патриарший трон возведен был Собором рязанский архиепископ, грек Игнатий.

Во исполнение своих политических обязательств Лжедмитрий начал внешние реформы в духе сближения с Польшей. По польскому образцу боярская Дума была преобразована в Раду. Все епископы объявлены сенаторами.

Мнимые кровные родственники Лжедмитрия милостиво вызволены из всех ссылок, заточений, помилованы и возвышены. Вернулись из ссылок двоюродные братья царя Феодора Ивановича.

В числе их будущий патриарх Филарет – Феодор Никитич Юрьин.

В сентябре 1605 года начались переговоры с русской иерархией об оформлении брака Самозванца с Мариной. Русские архиереи по своей архиерейской присяге обязались не допускать смешанных браков православных с латинами и армянами.

Важно

Русская практика требовала еще при этом перекрещивания латинян. Вот это последнее требование и заявили митрополит Казанский Ермоген, епископ Коломенский Иосиф и ряд протопопов. Лжедмитрий прибег к репрессиям.

Ермогена выслал в Казань, а Иосифа послал на покой.

Марина наружно исполняла русский обряд. Формально Марина была присоединена к Православной Церкви через Миропомазание и обвенчалась с Лжедмитрием.

Смерть грешников люта.С течением времени русский народ стал с подозрением относиться к новому царю. Он пугал склонностью ввести веротерпимость. Маринины фрейлины в Успенском соборе целовали иконы в уста (для русских это было дерзко), сидели в церкви. Сама Марина выходила в польском, а не в русском платье.

В свою очередь латиняне напоминали Лжедмитрию о его обещании Папе Римскому склонить русских к католичеству. На 18 мая был назначен военный парад за городом на поле.

Все поляки и литовцы должны были явиться туда при оружии, а русские бояре и дворяне приведены были бы безоружными. По сигналу поляки должны были перебить весь русский правящий класс.

Остальных уже легче было бы принудить к присяге принять латинство.

17 мая, накануне, бояре с князем Василием Шуйским во главе подняли восстание. Самозванец был убит. Его голый труп четыре дня валялся на площади на издевательство толпе, после чего был сожжен дотла. Народ избивал иностранных оккупантов Кремля. Были убиты три кардинала и много поляков. Трудно было остановить погромщиков. Марину они пощадили.

Читайте также:  Основные этапы процесса перестройки в ссср

На царство был возведен князь Василий Иванович Шуйский. Патриарх Игнатий, поддерживавший Самозванца, был свергнут и отправлен в Чудов монастырь.

Еще до избрания нового патриарха царь Василий предпринял церковное действие – перенесение мощей царевича Димитрия из Углича в Москву, чтобы прогнать призрак самозванщины. Мощи были найдены нетленными, последовал ряд чудесных исцелений. Они были помещены в Архангельском соборе Москвы. Царевич Димитрий был канонизирован.

В конце июня был избран новый патриарх Ермоген. Мирское имя Святителя – Ермолай. Он был простым приходским священником. В то время произошло явление Казанской иконы Божией Матери.

Совет

Ермолай первый удостоился взять икону от земли и перенести в кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря. Он же написал и сказание о ее явлении и чудесах.

Вскоре Ермолай овдовел, постригся в монахи с именем Ермогена и стал игуменом Спасо-Преображенского монастыря. В 1589 году он становится митрополитом Казанским, а в 1606 году – патриархом.

Вопросы:

1. Кем был Лжедмитрий I?

2. Как поступил Лжедмитрий I с вдовой и детьми Бориса Годунова?

3. Все ли приняли Лжедмитрия как царя?

4. Какие реформы начал проводить в России Лжедмитрий?

5. Чем закончилось царствование Лжедмитрия I?

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/1-113654.html

Царствование Лжедмитрия I (1605–1606)

Вступление Лжедмитрия в Москву

Еще находясь в Туле, Лжедмитрий начал управлять государством. Первой его заботой было прекратить смуту и мятежи, которые тогда повсюду кипели, особенно в народе, против помещиков и властей.

В грамоте своей, разосланной по всему государству, новый царь строго наказывал, «чтобы не было в людях шатости, убийства и грабежа», а кто в чем обижен, обращались бы к нему; приказано было также позаботиться о казне, собирать подати без всякой отсрочки и поблажки.

Новый царь заботился и о том, чтобы поддержать торговлю с англичанами, велел вернуть английского посла, который в это время уже уехал в Архангельск с грамотою от Бориса, и обещал ему свою дружбу к Англии и новые торговые выгоды для ее купцов в России.

20 июня новый царь торжественно вступал в Москву. Ярко сияло солнце. Улицы, заборы, крыши, колокольни, башни были полны народом. Разноцветные, пестрые праздничные одежды и уборы придавали веселый вид толпе.

Прежде всего показались конные польские отряды в блестящих латах, среди них ехали трубачи и барабанщики, затем выступали рядами стрельцы по два в ряд, далее следовали раззолоченные царские кареты, в каждую было запряжено по шести прекрасных лошадей.

За каретами ехали верхами бояре и дворяне в праздничных, богатых кафтанах; их воротники, вышитые золотом и унизанные жемчугом, сверкали на солнце. За ними шла московская военная музыка; накры и бубны оглушительно гремели.

За служилыми людьми несли церковные хоругви, а потом шло духовенство с образами, крестами и Евангелием, блистая своими ризами. Наконец, за духовенством показался тот, кого Москва встречала как своего законного и желанного царя. Лжедмитрий ехал медленно на превосходном белом коне.

Обратите внимание

Царская одежда его поражала своим блеском; на шее было драгоценное ожерелье. При виде царя народ падал ниц. Со всех сторон раздавались громкие крики:

– Вот он, наш батюшка кормилец!

– Здравствуй, отец наш, государь всероссийский! Даруй тебе Боже многие лета!

– Солнышко ты наше! взошло ты над землей Русской!

Так кричал народ; а царь, обращаясь то в ту, то в другую сторону, говорил:

– Боже, храни мой народ! Молитесь Богу за меня, мой верный и любезный народ!

Когда Лжедмитрий вступил на Москворецкий мост, вдруг поднялся такой страшный вихрь, что всадники едва усидели на конях; пыль взвилась столбом, и на несколько мгновений ничего не стало видно. Суеверные люди крестились и говорили, что это дурной знак…

Медленно подвигалась процессия вперед. Наконец, въехали в Китай-город, и пред глазами всех открылся Кремль. Царь заплакал, снял шапку с головы, перекрестился и громко воскликнул:

– Господи Боже, благодарю Тебя! Ты сохранил меня и сподобил узреть град отцов моих и народ мой возлюбленный.

Слезы текли по щекам царя от умиления, плакал и народ. Радостно гудели колокола кремлевских церквей.

Лжедмитрий подъехал к Лобному месту. Здесь духовенство ждало его с образами. Запели певчие, но в эту минуту, как на грех, польские музыканты заиграли на трубах, застучали в литавры и заглушили церковное пение. Очень это оскорбило народ.

Не понравилось также некоторым, что царь прикладывался к образам и крестам как-то иначе, чем истые москвичи.

Возмущался православный люд и тем, что вслед за царем входили в Успенский и Архангельский соборы «поганые католики и люторы» и стояли там неблагочинно, не знаменовались крестом, не преклонялись пред иконами.

Но все умилились, когда царь припал ко гробу Грозного и проливал обильные слезы; у всех, видевших это, должно было, казалось бы, исчезнуть всякое сомнение в том, сын ли Грозного новый царь: так плакать, как он, мог только сын у гроба своего отца.

Важно

После посещения церквей Лжедмитрий вступил во дворец, и здесь его поздравляли бояре и сановники с новосельем.

Но, видно, доброхоты его чувствовали, что в Москве не совсем-то ладно; видно, понадобилось бороться со слухами, враждебными для царя.

Богдан Бельский, бывший дядька царевича Дмитрия, возвращенный из ссылки еще Федором Борисовичем, вышел к народу и с Лобного места произнес речь, славил Бога за спасение государя, убеждал народ верно служить новому царю, истинному сыну Ивана Васильевича. В удостоверение своих слов Бельский снял с груди крест и целовал его пред всем народом.

– Берегите и чтите своего государя! – воскликнул Богдан Бельский.

– Бог да сохранит царя-государя и погубит всех врагов его! – закричал народ в ответ.

В Москве тогда, говорят, ходил слух, что Богдан Бельский, удаленный от двора при Федоре Ивановиче, смекнул, что царевичу Дмитрию грозит беда от Годунова, вошел в тайные сношения с матерью царевича, и маленького Дмитрия скрыли, а вместо него поставили очень похожего на него ребенка, сына священника, – таким образом народная молва объясняла спасение Дмитрия.

Певрый заговор Василия Шуйского против Лжедмитрия

В первые же дни после своего воцарения Лжедмитрий стал переделывать придворные порядки на польский лад: вместо прежних придворных сановников явились великий дворецкий, оружничий, мечник и проч.

; боярскую думу царь назвал «сенатом». В сан патриарха возведен был грек Игнатий, рязанский архиепископ; это был человек угодливый, не привязанный к русской старине и потому не противник разных перемен в церковном строе.

Такой патриарх был по душе Лжедмитрию…

Поляки, приближенные царя, советовали ему поспешить с коронацией; они утверждали, что только после торжественного венчания он в глазах народа станет настоящим государем, помазанником Божиим; но он откладывал венчание до приезда матери, за которою послал бояр.

Еще до приезда ее обнаружилось, что у царя есть очень сильные враги. Василий Иванович Шуйский, погубивший Федора Борисовича, рассчитал, что с гибелью Лжедмитрия откроется ему самому доступ к престолу.

Знал очень хорошо Шуйский, что настоящий царевич Дмитрий убит, и ясно видел, что тот, кто его именем взошел на трон, беспрестанно оскорбляет русское народное чувство своим пристрастием ко всему польскому.

Лукавый боярин и задумал прежде всего исподволь раздуть в народе вражду к Дмитрию, а затем, когда приспеет удобная пора, изобличить его…

Люди, преданные Шуйскому, должны были распространять в народе молву, что вступивший на престол не сын царя Ивана, а Гришка Отрепьев; что он отступник от православной церкви, изменил православию и подослан Сигизмундом, чтобы вместо православия утвердить на Руси католичество, поработить и церковь, и народ Польше…

Но заговор Шуйского открылся. Лжедмитрий назначил суд для разбора дела. Суд, в котором сам царь не принимал никакого участия, осудил Василия Шуйского на смертную казнь.

Совет

Красная площадь наполнилась народом, когда должна была совершиться казнь именитого боярина. Многие его жалели. Вывели осужденного на площадь. Здесь была приготовлена плаха, в которую воткнут был топор. Подле стоял палач. Вокруг плотными рядами стояли стрельцы; за ними – сплошная толпа народа. Басманов велел читать приговор.

Вероломный боярин решился, по крайней мере, умереть мужественно, с достоинством; он твердо подошел к плахе, перекрестился и сказал, обратившись к народу: «Умираю за веру и за правду!»

Палач снял с него кафтан и хотел было снять и рубаху, польстившись на унизанный жемчугом ворот, но Шуйский не позволил снять сорочку – сказал, что в ней хочет Богу душу отдать.

В то самое время, как палач готовился поразить свою жертву, из Кремля вдруг показался вестник, скакавший во весь опор к месту казни. Он объявил, что царь не желает проливать крови даже важных преступников, дарует осужденному жизнь, заменяет смертную казнь ссылкою в Вятку.

– Вот какого милосердого государя даровал нам Господь Бог, – воскликнул при этом Петр Басманов, обратившись к народу, – своего изменника, который на жизнь его посягал, и того милует!

Толпа громкими криками желала здравия и многолетия милостивому государю. «Кто же может так поступать, – говорили в народе, – кроме истинного царевича?»

Венчание Лжедмитрия на царство

18 июля происходила встреча царя с матерью; он выехал к ней в Тайнинское; чуть не вся Москва толпами повалила за царем. Царицу везли в карете. Лжедмитрий подъехал к ней верхом, и она остановилась. Царь соскочил с коня и кинулся к карете; сын и мать бросились в объятия друг другу и зарыдали. С четверть часа длилось это трогательное зрелище. Многие в народе плакали от умиления.

С трезвоном во все колокола, с громкими радостными кликами встретила Москва царицу, мать своего государя. Всякие сомнения теперь должны были рассеяться: всем казалось, что так встретить могла только истинная мать свое родное детище после долгой разлуки.

30 июля было совершено чрезвычайно торжественно царское венчание в Успенском соборе. Весь путь от дворца к церкви был устлан красной материей; поверх нее положен был богатый персидский ковер.

Обратите внимание

Лжедмитрий в роскошном златотканом одеянии, унизанном жемчугом и драгоценными камнями, явился в собор в сопровождении множества бояр, блиставших тоже своими праздничными нарядами.

По совершении обряда венчания и по окончании обедни царь, предшествуемый рындами и окруженный боярами, ходил по устланному пути в Архангельский собор поклониться гробам отцов и праотцев своих. Окольничие осыпали Лжедмитрия золотыми монетами, которые нарочно были начеканены для этого случая.

Общее торжество было ознаменовано царскими милостями. Люди, сосланные при Борисе, один за другим возвращались из ссылки; вернулись в Москву Нагие; возвращены были Романовы, оставшиеся в живых; даже кости трех братьев, умерших в заточении, по приказу царя были перевезены в Москву.

Филарет (Федор Никитич), вернувшись из заточения в Сийском монастыре, был возведен в сан ростовского архиепископа. Бывшей супруге его, инокине Марфе, были возвращены вотчины, и она с сыном Михаилом поселилась в Ипатьевском монастыре, близ Костромы.

Другому из Романовых, Ивану Никитичу, был пожалован сан думного боярина.

Политика Лжедмитрия

Ревностно принялся Лжедмитрий за свои дела. Дня не проходило, чтобы он не присутствовал в боярском совете, где бояре, или «сенаторы», как прозвал он их, докладывали ему государственные дела и подавали свои мнения о них.

Случалось, что дела, которые казались боярам запутанными и решить которые они затруднялись, Лжедмитрий тотчас же, без особого труда, объяснял и решал. Сильно дивились бояре сметливости и быстроте ума своего юного царя.

Нередко он указывал сановникам на их невежество, но делал это мягко, ласково, стараясь не обидеть их; обещал дозволить им посещать западные земли, чтобы они могли познакомиться сколько-нибудь с западным просвещением.

Два раза в неделю, по средам и субботам, он принимал на дворцовом крыльце просителей: всякий бедняк и простолюдин мог прийти к нему и подать челобитную, жалобу или просьбу. Строго было предписано царем по всем приказам решать дела скоро и без всяких посулов.

При всяком случае старался Лжедмитрий выказать свою доброту; он говорил: – Есть два способа царствовать – милосердием и щедростью или суровостью и казнями. Я избрал первый способ; я дал Богу обет не проливать крови подданных моих и исполню его!

Читайте также:  Высшие государственные учреждения

Всем служилым людям было удвоено содержание, помещикам увеличены поместья; приказным людям тоже удвоено жалованье и строго запрещено брать взятки. Чтобы при сборе податей не творилось неправды, было дано право самим общинам доставлять свои подати в казну.

Старался Лжедмитрий облегчить и участь крестьян. Хотя прикрепления их к земле он не решился отменить, но постановил, что помещики, которые не заботятся о своих крестьянах, не помогают им во время голода, теряют свои права над ними.

Важно

Потомственные кабалы были отменены: холоп был холопом только у того помещика, к которому шел по своей воле в кабалу, но не переходил по наследству к его потомкам и со смертью его становился вольным человеком.

Всем предоставлено было свободно заниматься промыслами и торговлей.

Лжедмитрий, казалось, всей душой хотел блага своей земле; но все, что делалось им, было так ново, неожиданно, все творилось так поспешно, что многие бояре и сановники начинали смотреть на своего государя недоверчиво и самую быстроту его распоряжений приписывать его молодости и легкомыслию.

Западничество Лжедмитрия

Но особенно не по душе русским сановитым людям были образ жизни, нрав и привычки молодого царя. Русские люди после сытного обеда обыкновенно спали, а Лжедмитрий, пообедавши, ходил пешком по городу, заходил в разные мастерские, запросто говорил со встречными.

Да и на коне ездил он не так, как прежние цари; тем всегда подводили коней испытанных, смирных, подставляли скамьи под ноги, подсаживали под руки, а Лжедмитрий любил ездить на ретивых конях. Подведут дикого скакуна ему, он сам мигом вскочит на него и несется вихрем, словно лихой наездник-казак.

Любил он охоту, но и тут держал себя не по-царски: прежние цари только смотрели на бой со зверями, а Лжедмитрий сам, лично, словно простой охотник, выходил на медведя и ловко справлялся с лютым зверем.

Простота в обращении и молодечество Лжедмитрия, по взгляду бояр, унижали царское достоинство; еще больше возмущало их, что он не блюдет древних обычаев и обрядов, которые чтились всем православным людом; притом иногда царь откровенно высказывал не только мирянам, но и духовным лицам мысли, которые пугали благочестивых людей.

– У нас, – говорил он, – только одни обряды, а смысл их укрыт.

Вы поститесь, поклоняетесь мощам, почитаете иконы, но никакого понятия не имеете о сущности веры, считаете себя самым праведным народом в мире, а живете совсем не по-христиански, мало любите друг друга, мало расположены творить добро. Зачем вы иноверцев презираете? Что же такое латинская, лютеранская вера? – все такие же христианские, как и греческая. И они веруют во Христа.

Эти речи, хоть была в них и доля правды, были слишком смелы в устах юного Лжедмитрия, были и слишком легкомысленны: переделать понятия своих собеседников, которые выросли и состарились в известных убеждениях и привычках, он не мог, но огорчал их сильно, особенно духовных лиц. Монахов он сильно не любил и вовсе не скрывал этого, даже говорил, что думает от монастырей отобрать имения на ратное дело, на борьбу с врагами христиан – турками.

Мысль о войне с турками, об изгнании их из Византии, была его заветною мечтою. Ратное дело очень занимало Лжедмитрия; он старался улучшить русские военные силы, поставить их на европейскую ногу, беспрестанно устраивал смотры и учения, сам в них принимал деятельное участие.

Совет

Но он, конечно, понимал, что одному ему не под силу вытеснить турок, и мечтал совершить это в союзе с европейскими государями. Папа и иезуиты очень могли помочь ему в этом деле, – вот почему старался он ладить с ними, хотя вовсе не намерен был исполнять тех щедрых обещаний, какие надавал иезуитам и польскому королю, когда был еще далек от трона.

Ласка и приязнь, какие постоянно Лжедмитрий выказывал к иноземцам и иноверцам, сильно смущали приближенных к нему русских бояр и особенно духовенство. Русские никогда не теснили иноверцев, и не веротерпимость царя раздражала их, а то, что он очень уж был равнодушен к православию и приравнивал его к «латинской и лютерской вере».

Невольно у многих благочестивых людей закрадывалось в душу сомнение, уж не отрекся ли царь от православия, уж не еретик ли он. И раньше ходили слухи, что он обратился в латинство; теперь этим слухам стали давать больше веры.

Домашняя жизнь Лжедмитрия стала подвергаться сильному осуждению.

Пред началом обеда он не молился иконам; во все время стола гремела веселая музыка; ел он кушанье, которое не употреблялось православными – телятину; после обеда не умывал рук; не ходил в положенные дни в баню, – все это в глазах благочестивых бояр ясно показывало, что царю не дороги русские обычаи, что он не русский человек. Пристрастие Дмитрия к иноземцам и иноземным обычаям очень уж сильно било в глаза.

Чинная и однообразная жизнь русских царей была вовсе не по душе живому и веселому Лжедмитрию – охотнику до шумных пиров на польский лад. Общество веселых собеседников, поляков и других иноземцев ему гораздо больше нравилось, чем общество неразговорчивых, чинных бояр…

Недовольство усилилось до крайней степени, когда после долгих сборов и приготовлений наконец прибыл в Москву Мнишек с дочерью своей, невестой царя. С ним приехали Вишневецкие и много других знатных польских панов со своими многочисленными дворами, шляхтой и челядью; всех гостей насчитывали до двух тысяч человек.

Все это был народ разгульный и буйный. Начались роскошные пиры и празднества. 8 мая Марина Мнишек была коронована, а потом совершено было бракосочетание. Пиршествам, шумному веселью и разгулу не было конца.

Царь, казалось, забыл все, отдался весь удовольствиям, веселью, разным потехам и затеям; музыка и пляс почти не прекращались во дворце; сам Лжедмитрий не уступал в ловкости лучшим польским танцорам…

Обратите внимание

Хвастливые и разгульные шляхтичи да буйная челядь польских магнатов вели себя крайне нагло, бесчинствовали в пьяном виде, вламывались в дома, всячески оскорбляли москвичей, творили всякие насилия.

– Вся ваша казна перейдет к нам в руки! – хвастались русским некоторые из шляхтичей, которых Лжедмитрий приглашал к себе на службу.

– Что ваш царь, – кричали другие, – мы дали царя Москве!

Благочестивых москвичей больше всего возмущало то, что в Кремле среди соборов и святыни, где обыкновенно раздавались благовест и церковное пение, шел теперь разгул, пляс и гремела польская музыка. «Крик, вопль, говор неподобный, – восклицает летописец, – о, как огнь не сойдет с неба и не попалит сих окаянных!»

В то самое время, как Лжедмитрий веселился и пировал, против него уже зрел заговор.

Источник: http://rushist.com/index.php/russia-children/744-pravlenie-lzhedmitriya

Смутное время

Приветствую, уважаемые читатели сайта и абитуриенты! Сегодня мы с вами разберем ещё одну немаловажную тему: «Смутное время».

В тестах ЕГЭ встречаются всевозможные вопросы по этой небольшой теме.

А в школе, как известно, Смута, как и культура, освещается не всегда качественно, т.к. на нее отводится примерно всего 1-2 урока и то в лучшем случае.

Поэтому разобраться в ней крайне необходимо, если Вы решили сдавать ЕГЭ по истории России. 

И начнем сегодняшний пост мы с причин Смутного времени. Ими был:

1. Экономический кризис конца XVI века, вызванный Опричниной и Ливонской войной.

2. Неурожаи 1601—1603 гг., вызвавшие небывалый голод, от которого умерла ~1/3 населения России.

3. Политика закрепощения крестьян.

4. Недовольство бояр правлением царя Бориса (о котором мы поговорим чуть-чуть попозже).

5. Пресечение династии Рюриковичей.

В Смутном времени, как отдельном периоде нашей истории можно выделить три этапа:

I этап: 1603—1605 гг. — последние годы правления Бориса Годунова и начало Смуты.

II этап: 1605—1607 гг. — Лжедмитрий I и крестьянская война

III этап: 1608—1613 гг. — польско-шведская интервенция и окончание Смуты.

Давайте дадим краткую характеристику каждому и этих этапов:

ПЕРВЫЙ ЭТАП:

После смерти Ивана IV на русский престол вступил Борис Годунов. Всю характеристику его правления Вы можете увидеть ниже:

Само же начало Смуты характеризуется:

— Восстанием Хлопка Косолапа (1603—1604 гг.)

— Появлением Лжедмитрия Первого в Польше

ВТОРОЙ ЭТАП:

Правление Лжедмитрия I (1605—1606 гг.) характеризуется тем, что:

— Лжедмитрий объявил себя императором

— Закрепил приобретенных в голодные годы крестьян за дворянами

— Отменой казней

— И началом борьбы со взятками

После свержения Лжедмитрия I на русский престол вступил Василий Шуйский. Всю характеристику его правления Вы можете увидеть ниже:

Из этого Вам необходимо знать: что в его правление прошла крестьянская война по предводительством Ивана Болотникова и для борьбы с Лжедмитрием II, он попросил помощи у Швеции, пообещав им Балтийские земли.

ТРЕТИЙ ЭТАП:

Правление Лжедмитрия II (1607—1610 гг.) характеризуется тем, что:

 

Вместо погибшего Лжедмитрия I Польша выдвинула нового авантюриста, известного под именем Лжедмитрия II. В июле 1607 года самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия, якобы спасшегося в 1606 году, появился в пограничном городе Стародубе. Происхождение этого человека до сих пор не известно. Многие города признали власть «законного царя».

К самозванцу прибыли донские казаки во главе с И.М.Заруцким, ряд московских бояр и дворян. Войско Лжедмитрия II стало под Москвой у села Тушино, в честь него самозванца и прозвали «Тушинским вором» (ворами на Руси называли государственных преступников). Здесь возникла своя боярская дума, приказы, шла раздача земель дворянству. Самозванца признала Марина Мнишек.

Важно

Папа римский и польский король возрождали свои надежды на русские земли. Тушинцы захватили центральные и северные уезды, везде брали ценности, обложили жителей большими налогами. 16 месяцев они безуспешно осаждали Троице-Сергиев монастырь.

В 1609 Василий Шуйский призвал на помощь Швецию, а т.к.

Речь Посполитая была с ней в состоянии войны, то польский король объявил войну России. Ему больше не нужен был самозванец, и Сигизмунд приказал полякам покинуть Тушено. В конце 1609 ЛжедмитрийII бежал из Тушена в Калугу. В 1610г. самозванец предпринял еще одну попытку войти в Москву, но она не увенчалась успехом.

«Вор» снова бежал в Калугу, где был убит татарским князем Урусовым. А через несколько месяцев у Мнишек родился сын от самозванца, которого прозвали «воренок».

Деятельность Лжедмитрия II продолжила разорение русских земель, в свою очередь привела к падению власти Василия Шуйского и началу открытой польской и шведской интервенции.

Положение России значительно ухудшилось.

После свержения «Вора» русский престол захватило несколько бояр, правление которых прозвали «Семибоярщиной» (1610—1612 гг.)

Бояре заключили договор с Польшей о призвании на российский престол польского королевича Владислава и впустили войска интервентов в Москву. Началась польско-шведская интервенция, для борьбы с которым начались собираться различные ополчения из добровольцев…

Первое ополчение было собрано в Рязани (1611 г.), его руководителями были: Ляпунов, Трубецкой и Заруцкий.

Второе — в Нижнем Новгороде (1612 г.), им руководили небезызвестные Минин и Пожарский. Интервенты были изгнаны из России.

В 1613 г. на Земском соборе был избран новый царь — Михаил Романов — родственник первой жены Ивана Грозного. Воцарилась династия Романовых…

Теперь прорешайте мини-тест по этой теме и проверьте свои знания:

©  Иван Некрасов 2014

Лучшей благодарностью за этот пост — ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно:) Также, если что думаете по поводу поста — пишите в комментариях.

Источник: http://xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai/istoriya-rossii/smuta.html

Ссылка на основную публикацию