Московские князья таблица со списком кратко
Иван III
Васильевич
Великий
Иван Иванович Молодой
(соправитель)
Дмитрий
Иванович Внук
(соправитель)
Василий
Иванович
(соправитель)
27. 03. 1462
1470
1498
1502
27. 10. 1505
1490
1502
1505
Отдавал предпочтение политическому решению вопросов, а не военному.
При нем завершилось объединение русских северо-восточных земель вокруг Москвы, сложилось единое государство, превышающее по территории многие самые большие королевства Европы. Приняв титул государя всея Руси, ввел порядок принятия присяги боярами и князьями на верность московскому правителю.
В рамках усиления централизованной власти, был разработан свод законов, упорядочена правовая система государства.
Также в период его правления произошло усиление дворянства и дворянского войска, повысился международный авторитет Руси.
Кроме того, при нем Русь освободилась от ордынского ига, были возвращены города и уделы, перешедшие до этого под власть литовских воевод и правителей.
Был заключен дружественный союз с Крымским ханством, а Казань стала вассалом Москвы.
Старший сын Ивана III Великого славился своими ратными делами. Всячески помогал отцу в усилении Москвы и борьбе с непокорными княжествами и сопровождал его в военных походах. Так, он участвовал в походе Ивана III на казанское ханство, заменял отца на престоле во время похода последнего в Великий Новгород.
Женившись на дочери молдавского правителя Стефана Великого Елене, он также помог укрепить русско-молдавские связи.
После совместного с родителем похода на Тверь, и изгнания оттуда князя Михаила Борисовича, намеревавшегося заключить союз с Литвой, Иван Иванович сам стало тверским правителем.
В честь его вокняжения даже была отчеканена монета, где новый князь изображен рубящим змеиный хвост (символизировала избавление от предателя).
В период его соправления с отцом даже монеты чеканились с изображениями обоих правителей.
Казалось его ждет еще много великих и славных дел на благо своего княжества и всей Руси. Однако, еще будучи молодым, он заболел и скоропостижно скончался. Предположительно так на него подействовало лекарство, которое должно было помочь в борьбе с недугом (по другой версии он был отравлен).
Был венчан на царство дедом Иваном III после безвременной кончины своего отца Ивана Молодого (несмотря на то, что у него были еще дети, которые могли занять престол).
Этот шаг правителя расколол московских бояр на два противоборствующих лагеря. Часть бояр поддерживали Василия (сына Ивана III, который должен был наследовать отцу), другие же надеялись на то, что будущим царем станет Дмитрий Иванович.
В результате многочисленных интриг, организованных и с одной, и с другой стороны, Иван Васильевич Великий все же изменил свое решение, и передал трон сыну.
Дмитрий Иванович же попал в опалу и умер в заточении уже при Василии III Ивановиче.
Источник: http://antiquehistory.ru/moskovskie-knyazya-tablica-so-spiskom-kratko/
Московские князья — потомки Чингизидов?
Особое почтение в глазах простого народа всегда вызывала чистота благородных кровей московских самодержцев. Понимаете, ни одна монархия в мире не могла похвастаться столь глубоко голубой и чистой кровью, как Московская.
Московские самодержцы были полубогами в отличие от остальных бастардов-королей, правивших Европой, и султанов да шахов, правивших Востоком.
Высокородное свое происхождение московские самодержцы определили вовсе не в момент своего появления, а скорее на момент появления необходимости доказать, что именно им уготовал Господь, понятно, по причине благороднейшего происхождения миссию очистить мир от скверны всех других религий и нести убогим и забытым племенам (прежде всего католикам) свет истинной правоверной — православной веры. И первые книги, подтверждающие их благородное происхождение, появились в середине XV века, во время великого религиозного перераспределения. Три важнейших события случились в середине XV века: 1. Флорентийская Уния, после которой христианский мир объединился. 2. Раскольная Москва прокляла Рим и Константинополь и объявила себя единственной правопреемницей права называться истинной христианской Церковью 3. Османы захватили Константинополь и положили конец Ромейской Империи. Церковный раскол, который в одностороннем порядке устроила Москва, дал ей мнимое право на автономию, дал ей право заявить о себе как о правоприемница Киевского и Константинопольского православного престолов. А падение Константинополя лишь укрепило ее позиции на данном фронте. «Правопреемница» не могла безосновательно претендовать на трон Киева и Константинополя, а потому необходимо было создать миф о то, что такое право у нее есть. Потом были созданы рукописные доказательства, в которых утверждалось, что августейший род благороднейших московских князей идет от первого римского императора Октавиана Августа, через двоюродного брата того Прусса к Рюрику, который, вроде как киевский князь. И от него уже к Александру Неврюю — отцу родоначальника династии.
Что в этой схеме было удобно, так это то, что она позволяла московским наследникам претендовать на трон всех христианских течений: русского — Киева, православного — Константинополя, католического — Рима.
Имя как признак рода
Я давно отметил, что в роду киевских князей сохранилась дивная особенность: они сами носили имена исключительно славянские, как их реальные моравские прародители. Родовые имена киевских князей были: Ярослав, Святослав, Ярополк, Володимер. Моравских: Святополк, Ростислав, Моймир.
Московские же правители всегда носили имена греческие: Александр, Дмитрий, Андрей.
При этом надо отметить дивную особенность: греческие имена давали исключительно тем детям, чьи матери были не русских или славянских кровей, а греческих или половецких! Юрий Долгорокуй скорее всего был рожден гречанкой Евфимией, хотя мог родится и от половецкой жены Мономаха. Сын Юрия — Андрей Боголюбский — точно рожден от половецкой княжны, названной в крещении Анной.
Второй сын Долгорукого был Всеволод Большое Гнездо — отец Ярослава, дед Александра. Мать Александра вроде бы не должна была вызывать смущения именем Ростислава, если бы не ее мать: половчанка Хорасана (Мария), дочь Котяна Сутоевича Тертероба. То есть имя давали греческое Александру по всем канонам половецким.
Получается, что Александр — не киевский (славянский) князь и имя ему родовое не полагалось!
Еще одно: обратите внимание, Александр — родоначальник, первый князь Московии, никогда собственно князем Москвы не был, что прямо указывает на то, что никакой Москвы тогда и быть не могло. Первым, кто заявил о себе как о князе Московском стал его сын — Даниил, которого собственно и правильно считать родоначальником Московской династии.
Надо отметить, что полуполовец Александр был очень сметливым парнем и, быстро сориентировавшись в политической обстановке в стране, в 1238 году попал в заложники в Орду к Батыю (за что его отец стал Великим князем Владимирским), стал с любовью и уважением изучать культуру монголов: прекрасно выучил уйгурский язык (говорил без акцента), а также стал кровным братом сына Батыя Сартака. С 1238 по 1252 год мальчики были практически неразлучны.
У монголов юноши после того как становились андами — названными братьями — обещали никогда не покидать друг друга. Что примечательно, Александр и Сартак были единоверцы — они были несторианцы (восточное течение православия).
Побратавшись с сыном Батыя Сартаком, Александр также отрекся от своего отца и стал названым сыном Батыя — Неврюем.
Посланец Папы Римского Плано де Карпини, которому пришлось тогда побывать в Орде с посольством в 1246 году, лично видел там Александра. И даже описал его в своем труде.
Он писал, что Александр был при ставке хана не просто переводчиком, но и чрезвычайно приближенным к хану лицом. Александр даже женился на дочке Батыя, обеспечив этим своим детям привилегированное положение в Орде.
Так как его дети стали по факту еще более монологами, чем он сам, и принадлежали непосредственно к выскородной фамилии Чингисхана, они были не подсудны законам, предназначенных для всех остальных.
В 1271 году жена Александра, родная дочь хана Батыя и внучка Чингисхана, повезла своих сыновей в Орду на представление хану Менгу-Тимуру, которому сыновья Александра приходились двоюродными братьями.
Главной причиной поездки в Орду было желание матери наделить сыновей властью над княжествами.
Так, в частности, Московское княжество было создано под младшего сына Александра «Невского» — Даниила. То и есть, первый московский правитель был наполовину Чингизид, а далее, частично половец, частично грек, частично славянин.
Единственное, что можно утверждать однозначно, ни к какому славянскому роду киевских князей он уже точно не принадлежал!
Самый Первый Петр
Впервые название города Москва упоминается в третьей переписи населения Ростово-Суздальского улуса, которое проводили монголы, в 1272 году. И первым ханом данного улуса был вовсе не Даниил.
Им был Петр Ордынский — внук Чингисхана! Петр захоронен в Архангельском соборе Крым-города, где захоронены все властители московского улуса. Также ему посвящена вся правая часть стены от алтаря, при том, что всем другим правителям Московии отведено всего по одной фреске.
Петр Ордынский был самым первым правителем Москвы. Почему о внуке Чингисхана история умалчивает? Догадайтесь сами…
Племя Александрово
Монголы не были так хорошо воспитаны, как бы того хотели сторонки Евразии. А потому, как только Александр скончался, они начали борьбу, но вовсе не за Москву, а за Владимир. Потому как именно туда был перевезен из Киева патриархат Русской Церкви. Вот что писал об их подвигах Николай Карамзин:
«После страшной грозы Батыевой отечество наше как бы отдохнуло в течение лет тридцати… В таком состоянии пребывало Великое княжество, когда Дмитрий Александрович взошел на престол на горе подданных и себе…».
С 1304 по 1328 год в Орде шли непрерывные разборки, пока царь Узбек не навел порядок. Хан Узбек свято чтил великую Ясу Чингисхана, согласно положений которой, править Ордой могли только прямые потомки Чингисхана по мужской линии. Именно поэтому в 1319 году он отдал Московский улус в управление внуку Александра — Калифу Ивану, называемого на греческий манер Калитой.
В 1328 году Калиф Иван Калита был назначен Великим князем Владимирским. Примечательно, что титул Калиф московские вассалы Орды получили впервые.
И отличало данный титул от всех остальных, что он был не постоянный, а временный! Женой Московского Калифа была Мария Глебовна Белозерская, дочь Феодоры Сартаковны, внучка Сартака Батыевича, правнучка Батыя Джучиевича, праправнучка Джучи Чингизовича, прапраправнучка Чингисхана. После раскола Орды столицей ее стал Крым.
Крымский род Гиреев, фактически правил и Ордой и Москвой.
Иван III, дед Ивана Грозного перед тем как взойти на трон, принес на Библии присягу на верность дому Гираев, признав их наследниками рода Чингисхана.
С начала XVI века, когда Крым стал частью Османского халифата, верховным правителем Московии стал турецкий султан.
Иоанн Грозный, наследник Василия III от брака с Еленой Глинской, которая была родом из знатного монгольского рода Мамаев, своей знатной монгольской кровью очень гордился, о чем упоминал не единожды. Елену Глинскую многие незаслуженно называют литвинкой, но это не так. Она чистокровная монголка, приходилась по мужской линии родной внучкой Мансура-Кията, старшего сына могущественного эмира Золотой Орды, наместника крымского улуса-юрта Мамая.
Что интересно, все это время Москвой правили Калифы, которые получали ярлык на правление в Орде. Первым, кто решил восстать против такого неудобства, стал Иван Грозный, который сам себе возвел на трон и в 1561 году состряпал так называемую «Ложную грамоту».
Документ исходил как бы из канцелярии Константинопольского патриарха, и в нем Ивана IV признавали прямым наследником византийских императоров. (Ремарка: что касается титула царь. Царь по канонам православной церкви, это глава церкви, ее верховный правитель). На Руси царя никогда не было, Русская Церковь была без царя.
Поэтому никто никогда не говорит царь Руси. Фактически Грозный сделал своеобразное нововведение, учредив титул царя. Точнее сказать, венчав себя на религиозное царство, названное Православным. Царь Орды не обратил на самоназначение Грозного в цари, и даже наоборот помогал ему военными силами в борьбе того с Ливонией.
«Ложная грамота» возмутила Гирея донельзя, и он потребовал от Грозного, чтобы он сложил с себя полномочия императора, а когда тот отказался, пошел на Москву войной. После длительной войны Грозный таки отказался от престола и передал его другому Чингизиду, в крещении Симеону Бекбулатовичу.
Чистый Чингизид, касимовский царь Симеон Бекбулатович 11 месяцев просидел на троне, после чего вернул, уже «легитимное» царство царю Ивашке.
Борис Годунов, захвативший трон после Грозного был тоже монгольского племени, и вел свой род от мурзы Чета, крещенного в 1310 году.
Но вот после того, как он покончил с собой, на Московии началась Смута. Сметая череду самозванцев, на трон Московии взошел сын польского короля Владислав, но правление его было не долгим.
На самом деле, мало кто знает, но Романовы правили Московией задолго до 1613 года. Впервые род Захарьиных-Юрьевых «засветился» близ престола во времена Ивана III, он был военачальником, но не простым.
Его дочь стала женой Ивана Грозного, а сын — патриархом, известным нам под именем Филарет. Так вот, с момента восхождения на трон Годунова и до момента захвата трона Романовыми, именно Филарет вел войну за престол, умело маневрируя между противоборствующими сторонами.
Самым древним из известных предков Романовых считается Андрей Кобыла, боярин при дворе Калифа Ивана.
Романовы не особенно афишировали свои корни и неоднократно переписывали родовые книги, подменяя невыгодные им факты выдуманными, именно поэтому мы сейчас достоверно точно не можем сказать, кем они приходились Чингисхану. Но! Они были Чингизидами, так как Филарету возвести на трон своего сына помогли именно монгольская, татарская аристократия, принявшая на себя бремя войны с Польшей.
Монголы не могли поддержать того, чье происхождение не вызывало у них уважения. Достаточно вспомнить что патриарха во всех переговорах сопровождал касимовский царь Ураз-Мухаммед. Именно с ним он ездил и на встречу с лидерами Тушинского лагеря, и к польскому королю Сигизмунду в его ставку под Смоленском.
Получается, что именно благодаря поддержке Орды произошла легитимизация новой династии. А они не могли допустить, чтобы трон занял человек низкого сословия, не состоявший в роду Чингизидов. Фамилия Романов, которую себе придумал Филарет, никакого отношения к реальности не имела.
Он ее взял в свете теории Третьего Рима — фактически назвав свой род Римлянами, на греческий манер.
Последним из Чингизидов на троне Москвы стал царь Петр I. Его мать происходила из рода знатного крымского мурзы Нарыша. Практически после смерти Петра, середине 18 века, на трон российский взошли немцы Гольштейн-Готторпы и практически до самого конца Романовых именно они правили страной.
Вы можете спорить о том, что факты неверны, что поданы неправильно или неправильно истолкованы, что нет миллиона ссылок на источники… Но! Скажите мне, на кого ссылаться? Вы, к примеру, знаете что Андрей Иванович Лызлов, автор запрещенной на России «Скифской истории», написанной в 1692 году, не сделал ссылки ни на один летописный свод! Почему? Да потому что Андрей Иванович Лызлов не имел ни малейших сведений о всем известных «общерусских летописных сводах», на которые так любят ссылаться российские пропагандисты. А знаете, почему не имел? Потому что их еще просто не успели написать.
Так что извините меня за то, что я не ссылаюсь на древнерусские рукописные своды, я не из них черпал информацию.
Источник: http://asiarussia.ru/articles/12152/
Годы правления князей, царей, президентов в России
Рубрика: Подготовка к ЕГЭ по истории
На этой странице приведены годы правления князей, царей, президентов в России.
Годы правления
862-879 – Рюрик (Новгород)
882-912 – Олег (Киев+объединение с Н.)
912-945 – Игорь
945-969 – Ольга
945-972 – Святослав (сын Ольги и Игоря)
980-1015 – Владимир I (Киев)
1019-1054 – Ярослав Мудрый (сын Влад 1; Киев)
1113-1125 – Владимир II Мономах (Киев)
1125-1132 – Мстислав (сын Влад II; Киев)
1136 – изгнание Всеволода, образование Новгородской республики (до 1478)
1125-1157 – Юрий Долгорукий (Ростов-Суздаль)
1157-1175 – Андрей Боголюбский
1176-1212 – Всеволод II Большое Гнездо
1252-1263 – Александр Невский (Владимир)
1276 и 1282-1303 – Даниил
1303-1325 – Юрий Даниилович
1325-1340 – Иван I Калита (Москва; с 1328 – вел. князь владимирский)
1340-1353 – Семен Гордый
1353-1359 – Иван Красный
1359-1389 – Дмитрий Донской (Москва; с 1362 – князь владимирский )
1389-1425 – Василий I
1425-1462 – Василий II Темный
1462-1505 – Иван III
1505-1533 – Василий III
1533-1583 – Иван IV Грозный
1584-1598 – Федор Иванович (последний из династии Рюриковичей)
1598-1605 – Борис Федорович Годунов
1605-1606 – Лжедмитрий I
https://5-ege.ru/gody-pravleniya-knyazej-carej-prezidentov-v-rossii/
1606-1610 – Василий IV Шуйский
1610-1612 – правление семибоярщины во главе с Мстиславским
1613-1645 – Михаил (начало династии Романовых)
1645-1676 – Алексей Михайлович
1676-1682 – Федор Алексеевич
1682-1696 – Иван V и Петр I совместно
1682-1689 – регентство Софьи Алексеевны (фактическая власть)
1696-1725 – Петр I (после смерти Ивана V)
1725-1727 – Екатерина I
1727-1730 – Петр II (сын царевича Алексея)
1730-1740 – Анна Иоанновна (дочь царя Ивана V; «бироновщина»)
1740-1741 – Анна Леопольдовна и Антон-Ульрих Брауншвейгский
1741-1761 – Елизавета Петровна (дочь Петра I)
1761-1762 – Петр III
1762-1796 – Екатерина II
1796-1801 – Павел I Петрович
1801-1825 – Александр I
1825-1855 – Николай I
1855-1881 – Александр II (Николаевич) Освободитель
1881-1894 – Александр III Александрович Миротворец
1894-1917 – Николай II (дата отречения Николая II от престола – 2 марта 1917 года)
1917 – образование временного правительства
1917 – образование Советского правительства
1917-1924 – Ленин В.И. (?)
1922-1953 – Сталин И.В.
1953-1955 – Маленков Г.М. (фактический руководитель аппарата)
1953-1964 – Хрущев Н.С.
1964-1982 – Брежнев Л.И.
1982-1984 – Андропов Ю.В. (фактический руководитель)
1984-1985 – Черненко К.У. (фактический руководитель)
1985-1991 – Горбачев М.С.
1991-2000 – Ельцин Б.Н.
2000-2008 – Путин В.В.
2008 – 2012 Медведев Д.А.
2012 – Путин В.В.
Рекомендуем:
- Даты по истории России: хронология
- Периодизация истории России
- Личности в истории России
- Бунташный 17-й век в истории России – таблица
- Политика Александра I – таблица
Источник: https://5-ege.ru/gody-pravleniya-knyazej-carej-prezidentov-v-rossii/
Список князей Московских
Список охватывает период с 1263 по 1547 год (а фактически до смерти Ивана IV Грозного в 1584 году).
Не указаны более ранние кратковременные и во многом спорные случаи выделения Московского княжества из состава Великого княжества Владимирского.
Поскольку начало указанного периода ознаменовано борьбой Московского княжества за возвышение над Великим княжеством Владимирским, основной список дополнен вспомогательным списком владимирских князей этого времени.
В 1263 г. по завещанию Александра Невского (Великого князя Владимирского в 1252—1263 гг.) Москва была передана в удел его младшему сыну — Даниилу Александровичу. | ||||
Князья Московские | Великие князья Владимирские | |||
Даниил Александрович | 1261—1303 | 1263—1303 | ||
1263—1271 | Ярослав Ярославич | 1230—1271 | ||
1272—1276 | Василий Ярославич | 1241—1276 | ||
1276—1281 | Дмитрий Александрович Переяславский | 1250—1294 | ||
1281—1284 | Андрей Александрович Городецкий | ок. 1255—1304 | ||
1284—1294 | Дмитрий Александрович Переяславский (повторно) | |||
1294—1304 | Андрей Александрович Городецкий (повторно) | |||
1304—1318 | Михаил Ярославич Тверской | 1271—1318 | ||
Юрий Даниилович | 1281—1325 | 1303—1325 | ||
1319—1322 (см.) |
кн. Новгородский, 1322—1325 | |||
1322—1326 | Дмитрий Михайлович Грозные Очи | 1299—1326 | ||
Иван I Данилович Калита | 1288—1340 | 1325—1340 | ||
1326—1327 | Александр Михайлович Тверской | 1301—1339 | ||
1328—1331 | Александр Васильевич | ?—1331 | ||
1331—1340 (см.) |
кн. Новгородский, 1328—1337 | |||
Симеон Иванович Гордый | 1317—1353 | 1340—1353 | 1340—1353 (см.) |
кн. Новгородский, 1346—1353 |
Иван II Иванович Красный | 1326—1359 | 1353—1359 | 1353—1359 (см.) |
кн. Новгородский, 1355—1359 |
Дмитрий Иванович Донской | 1350—1389 | 1359—1389 | ||
1360—1363 | Дмитрий Константинович Суздальский | 1322—1383 | ||
1363—1389 (см.) |
В 1389 году Василий I принял великое княжение по завещанию своего отца — Дмитрия Донского, как «свою отчину». Тем не менее в великокняжеском титуле Владимир упоминался по-прежнему раньше Москвы («Великий князь владимирский и московский»), поэтому заголовок списка в некоторой мере условен. | |||
Великие князья Московские | |||
Василий I Дмитриевич | 1371—1425 | 1389—1425 | |
Василий II Васильевич Тёмный | 1415—1462 | 1425—1433 | 1) За смертью Василия I в 1425 г. последовала междоусобная война 1425—1453 гг.. Великокняжеский престол несколько раз переходил из рук в руки. 2) 1432 г. — церемония восшествия на великокняжеский престол Василия II впервые произошла в Москве, а не во Владимире. |
Юрий Дмитриевич | 1374—1434 | 1433 | сын Дмитрия Донского, дядя Василия II |
Василий II Васильевич Тёмный (повторно) | 1415—1462 | 1433—1434 | |
Юрий Дмитриевич (повторно) | 1374—1434 | 1434 | |
Василий Юрьевич Косой | нач. XV в.—1448 | 1434 | |
Василий II Васильевич Тёмный (повторно) | 1415—1462 | 1434—1445 | |
Дмитрий Юрьевич Шемяка | нач. XV в.—1453 | 1445 | сын Юрия Дмитриевича |
Василий II Васильевич Тёмный (повторно) | 1415—1462 | 1445—1446 | |
Дмитрий Юрьевич Шемяка (повторно) | нач. XV в.—1453 | 1446—1447 | Господарь земли Руской |
Василий II Васильевич Тёмный (повторно) | 1415—1462 | 1447—1462 | |
Иван III Васильевич | 1440—1505 | 1462—1505 | |
Василий III Иванович | 1479—1533 | 1505—1533 | |
Иван IV Васильевич Грозный | 1530—1584 | 1533—1584 | с 1547 г. — «Царь и великий князь всея Руси» |
Литература
- Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1889. — Т. I. — 474 с.
- Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1891. — Т. II. — 696 с.
См. также
- Список княгинь Московских
- Список княжон московских
- Список княжичей московских
Список князей Московских Информацию О
Список князей Московских
Список князей Московских
Список князей Московских Вы просматриваете субъект
Список князей Московских что, Список князей Московских кто, Список князей Московских описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
Наш сайт имеет систему в функции поисковой системы. Выше: «что вы искали?»вы можете запросить все в системе с коробкой. Добро пожаловать в нашу простую, стильную и быструю поисковую систему, которую мы подготовили, чтобы предоставить вам самую точную и актуальную информацию.
Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте.
На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.
Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.
Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-18715.html
Первые московские князья
Первые два московских князя, Даниил Александрович и сын его Юрий, успели «примыслить» себе все течение Москвы-реки, отняв от рязанского князя город Коломну на устье р. Москвы и от смоленского князя город Можайск на верховьях р. Москвы.
Кроме того, князь Даниил получил город Переяславль-Залесский по завещанию бездетного переяславского князя.
Земли и богатства Юрия Даниловича выросли настолько, что он, как представитель старшей линии в потомстве Ярослава Всеволодовича, решился искать в Орде ярлыка на великое княжение Владимирское и вступил в борьбу за Владимир с тверским князем Михаилом Ярославичем (этот князь Михаил был племянником князя Александра Невского и приходился младшим двоюродным братом Даниилу Московскому и, стало быть, дядей князю Юрию Даниловичу). Борьба велась в Орде путем интриг и насилий. Оба князя, и московский и тверской, в Орде были убиты. Великокняжеский стол тогда достался сыну Михаила, Александру Тверскому; а в Москве вокняжился брат Юрия, Иван, по прозвищу Калита (т.е. кошель). Улучив минуту, Калита снова начал борьбу с Тверью и, наконец, в 1328 г. добился великого княжения, которое с той поры уже и не выходило из рук московской династии.
О деятельности великого князя Ивана Даниловича Калиты известно немного. Но то, что известно, говорит о его уме и таланте. Сел он на великом княжении, — и, по словам летописца, «бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и престаше татарове воевати Русскую землю».
Именно этому князю приписывается та важная заслуга, что он исхлопотал себе разрешение доставлять «выход» в Орду своими средствами, без участия татарских сборщиков дани. Таким образом был уничтожен главный повод для въезда татар в Русские земли и было достигнуто внутреннее спокойствие и безопасность на Руси.
По преданию, Иван Калита очистил свою землю от «татей», т.е. внутренних разбойников и воров. Тишина и порядок во владениях Калиты привлекали туда население: к Калите приходили на службу и на житье как простые люди, так и знатные бояре с толпами своей челяди.
Самым же главным политическим успехом Калиты было привлечение в Москву русского митрополита.
С упадком Киева, когда его покинули старшие князья, должен был возникнуть вопрос и о том, где быть митрополиту всея Руси: оставаться ли ему в заглохшем Киеве или искать нового места жительства? Около 1300 г. митрополит Максим решил этот вопрос, переселившись во Владимир-на-Клязьме после одного из татарских погромов в Киеве.
Уход владыки на север побудил галичских князей просить цареградского патриарха устроить особую митрополию в юго-западной Руси. Но патриарх не согласился разделить русскую церковь. После смерти Максима он поставил на Русь митрополитом игумена Петра, волынца родом; а Петр, осмотревшись в Киеве, поступил так же, как Максим, и переехал на север.
Официальным местопребыванием его стал стольный город Владимир; но так как в этом городе великие князья уже не жили, и за Владимир спорили Москва с Тверью, то Петр решительно склонился в пользу Москвы, во всем поддерживал московского князя Ивана Калиту, подолгу живал у него в Москве и основал там знаменитый Успенский собор, наподобие Успенского собора Владимирского. В этом соборе он и был погребен, когда кончина застигла его в Москве. Его преемник, грек Феогност, уже окончательно утвердился в Москве, и таким образом Москва стала церковной столицей всей Русской земли. Ясна вся важность этого события: в одно и то же время в Москве образовалось средоточие и политической, и церковной власти и, таким образом, прежде малый город Москва стал центром «всея Руси». Предание говорит, что, создавая Успенский собор в Москве как главную святыню зарождавшегося государства, святитель Петр предсказал славное будущее Москвы Ивану Калите, тогда еще не получившему великого княжения. Благодарные москвичи необыкновенно чтили память Петра митрополита и причли его к лику святых, как «всея Руси чудотворца», вскоре же по его кончине.
Таковы были первые успехи, достигнутые московскими князьями благодаря их ловкости и выгодному положению их удела. Немедленно же стали сказываться и последствия этих успехов.
При самом Калите (1328—1340) и при его двух сыновьях Семене Гордом (1341—1353) и Иване Красном (1353—1359), которые так же, как и отец их, были великими князьями всея Руси, Москва начала решительно брать верх над прочими княжествами. Иван Калита распоряжался самовластно в побежденной им Твери, в Новгороде и в слабом Ростове.
Сыну его Семену, по словам летописца, «все князья русские даны были под руки»: самое прозвище Семена «Гордый» показывает, как он держад себя со своими подручниками.
Опираясь на свою силу и богатство, имея поддержку в Орде, московские князья явились действительной властью, способной поддержать порядок и тишину не только в своем уделе, но и во всей Владимиро-Суздальской области.
Это было так важно и так желанно для измученного татарами и внутренними неурядицами народа, что он охотно шел под власть Москвы и поддерживал московских князей. К московским князьям приезжало много знатных слуг, бояр со своими дружинами, с юга и из других уделов Суздальских.
Поступая на службу к московским князьям, эти слуги усиливали собой рать московскую, но и сами, служа сильному князю, улучшали свое положение и становились еще знатнее. Быть слугой и боярином великого князя было лучше, чем служить в простом уделе; поэтому слуги московских князей старались, чтобы великое княжение всегда принадлежало Москве. Бояре московские были верными слугами своих князей даже и тогда, когда сами князья были слабы или же недееспособны. Так было при великом князе Иване Ивановиче Красном, который был «кроткий и тихий», по выражению летописи, и при его сыне Димитрии, который остался после отца всего девяти лет.
Вместе с боярством и духовенство проявляло особое сочувствие и содействие московским князьям. После того как митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, он подготовил себе преемника — московского инока, москвича родом, Алексия, происходившего из знатной боярской семьи Плещеевых.
Посвященный в митрополиты, Алексий при слабом Иване Красном и в малолетство сына его Димитрия стоял во главе Московского княжества, был, можно сказать, его правителем.
Обладая исключительным умом и способностями, митрополит Алексий пользовался большой благосклонностью в Орде (где он вылечил болевшую глазами ханшу Тайдулу) и содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями.
На Руси он являлся неизменным сторонником московских князей и действовал своим авторитетом всегда в их пользу. Заслуги св. Алексия пред Москвой были так велики и личность его была так высока, что память его в Москве чтилась необычайно. Спустя 50 лет после его кончины (он умер в 1378 г.
) были обретены в основанном им Чудовом монастыре в Москве его мощи и было установлено празднование его памяти. Руководимое св. Алексием русское духовенство держалось его направления и всегда поддерживало московских князей в их стремлении установить на Руси сильную власть и твердый порядок.
Как мы знаем, духовенство изначала вело на Руси проповедь богоустановленности власти и необходимости правильного государственного порядка. С большой чуткостью передовые представители духовенства угадали в Москве возможный государственный центр и стали содействовать именно ей.
Вслед за митрополитом Алексием в этом отношении должен быть упомянут его сотрудник, преподобный инок Сергий, основатель знаменитого Троицкого монастыря. Вместе с митрополитом Алексием и самостоятельно, сам по себе, этот знаменитый подвижник выступал на помощь Москве во все трудные минуты народной жизни и поддерживал своим громадным нравственным авторитетом начинания московских князей.
За знатными боярами и высшим духовенством тянулось к Москве и все народное множество. Московское княжество отличалось внутренним спокойствием; оно было заслонено от пограничных нападений окраинными княжествами (Рязанским, Нижегородским, Смоленским и др.
); оно было в дружбе с Ордой. Этого было достаточно, чтобы внушить желание поселиться поближе к Москве, под ее защиту. Народ шел на московские земли, и московские князья строили для него города, слободы, села.
Они сами покупали себе целые уделы у обедневших князей (ярославских, белозерских, ростовских) и простые села у мелких владельцев. Они выкупали в Орде русский «полон», выводили его на свои земли и заселяли этими пленниками, «ордынцами», целые слободы.
Так множилось население в московских волостях, а вместе с тем вырастали силы и средства у московских князей.
Таким образом, первые успехи московских князей, давшие им великокняжеский сан, имели своим последствием решительное преобладание Москвы над другими уделами, а это, в свою очередь, вызвало сочувствие и поддержку Москве со стороны боярства, духовенства и народной массы.
До конца XIV столетия, при Калите и его сыновьях, рост московских сил имел характер только внешнего усиления путем счастливых «примыслов».
Позже, когда московские князья явились во главе всей Руси борцами за Русскую землю против Орды и Литвы, Москва стала центром народного объединения, а московские князья — национальными государями.
Источник: https://www.examen.ru/add/manual/school-subjects/social-sciences/history/istoriya-rossii/moskovskoe-knyazhestvo-do-seredinyi-xv-veka/pervyie-moskovskie-knyazya/
Экскурсовод по Москве. Правители Московские и Российские
Правители Московские и Российские
В большинстве исторических рассказов о нашей стране трудно обойтись без упоминания наших правителей. А тем более в рассказах о истории города, много веков являвшегося столицей нашего государства, где эти самые правители жили и «работали».
Поэтому на экскурсиях мне часто приходится называть имена великих князей, царей и императоров, чьи деяния оставили след в московской истории. И эти же имена помогают сориентировать участников экскурсии во времени.
Достаточно лишь сказать, что это было в «царствование Ивана Грозного» или в «век Петровских реформ», и даты уже называть не нужно.
Однако, правителей у нас было много, и, как оказалось, далеко не все из них известны нашим современникам так же хорошо, как Грозный и Петр I. Таковы недостатки и современного (письменно-тестового), и советского (политизированного) образования.
Чтобы помочь моим экскурсантам разобраться в наших правителях и их очередности, я составила «временную шкалу нашей власти» с того момента, как в удельном Московском княжестве появился первый «собственный» князь, и до Октябрьского переворота.
Легенда «шкалы»: одинаковым цветом выделены родители и их дети для понимания ситуаций непрямого престолонаследования (исключение – сестра и брат-наследник Годуновы); красным цветом отмечены те, кого устранили от власти тем или иным способом, курсивом — те, кто пришел к власти в результате переворотов, жирным шрифтом – великие княгини, интриги которых изменили законный порядок престолонаследования.
Первый отрезок «шкалы» составляют правители из рода Рюриковичей.
И начало Московскому княжескому дому положил младший сын великого князя Александра Ярославича (Невского) удельный князь Даниил Александрович, приходившийся праправнуком великому князю Юрию Владимировичу (Долгорукому), никогда в Москве не правившему (!). Оттого и ветвь московских Рюриковичей еще называют Юрьевичами.
До Василия Темного княжеский стол наследовал старший в роду, т.е. брат князя (если он имелся). Поэтому претензии Юрия Звенигородского к племяннику были вполне обоснованы, но так и не удовлетворены. И с тех пор пошло «от отца к сыну».
1276 | Даниил Александрович | Мария |
1303 | Юрий Данилович | |
1325 | Иван I Данилович (Калита) | Елена |
1340 | Симеон Иванович (Гордый) | |
1353 | Иван II Иванович (Красный) | Александра Ивановна Вельяминова |
1359 | Дмитрий Иванович (Донской) | Евдокия Дмитриевна(преп. Евфросинья) |
1389 | Василий I Дмитриевич | Софья Витовтовна |
1425 | Василий II Васильевич (Темный) | Мария Ярославна (Боровская) |
1433 | Юрий Дмитриевич (Звенигородский) | |
1434 | Василий Юрьевич (Косой) | |
1445 | Дмитрий Юрьевич (Шемяка) | |
1462 | Иван III Васильевич | Софья Фоминична Палеолог |
1505 | Василий III Иванович | Елена Васильевна Глинская |
1533 | Иван IV Васильевич (Грозный) | Анастасия РомановнаЗахарьина-Юрьева |
1584 | Федор Иванович | Ирина Федоровна Годунова |
Второй коротенький отрезок «шкалы» относится к так называемому Смутному времени, начавшемуся, когда присеклась династия Рюриковичей, и закончившемуся избранием на царство Михаила Романова. Ни у Годуновых, ни даже у «принцев крови» Шуйских основать свою новую династию не получилось.
1598 | Борис Федорович | Мария Григорьевна Скуратова-Бельская | Федор Борисович | Годуновы |
1605 | Лжедмитрий I | |||
1606 | Василий IV Иванович | Шуйские(Суздальская ветвь Рюриковичей) | ||
1610 | «Семибоярщина» и Владислав IV Ваза |
Третий отрезок «шкалы» — время правления династии Романовых с передачей власти по мужской линии (единственное исключение устроил Петр Алексеевич в лице своей второй супруги). В итоге – опять династический кризис, к счастью, без Смутного времени.
1613 | Михаил Федорович | Евдокия Лукьяновна Стрешнева | |
1645 | Алексей Михайлович (Тишайший) | Мария Ильинична Милославская | Федор Алексеевич, Иван Алексеевич |
Наталья Кирилловна Нарышкина | Петр Алексеевич | ||
1676 | Федор Алексеевич | ||
1682 | Иван V Алексеевич | Прасковья Федоровна Салтыкова | Екатерина Ивановна Макленбург-Шверинская |
Анна Леопольдовна Брауншвейг-Люненбургская | |||
Петр I Алексеевич | Евдокия Федоровна Лопухина | Алексей Петрович (супругаШарлотта-Кристина-София Брауншвейг-Вольфенбюттельская) | |
1696 | Петр I Алексеевич | Марта Самуиловна Скавронская(Екатерина I Алексеевна) | Анна Петровна Шлезвиг-Гольштейн-Готторпская |
1725 | Екатерина I Алексеевна | ||
1727 | Петр II Алексеевич |
И последний, четвертый отрезок «шкалы», начинается правлением двух «условно холостых» дам, в девичестве Романовых, каждая из которых пыталась основать новую династию от выбранного ей преемника.
Не получилось у обеих, потому что получился переворот у немки Софии-Фредерики-Августы Ангельт-Цербстской.
И до самого Октябрьского переворота Россией правил так называемый «Императорский дом Романовых», он же династия Гольштейн-Готторпских (хотя, чей сын Павел I, еще вопрос).
1730 | Анна Ивановна Кеттлер (Курляндская) | Романовы | |
1740 | Иван VI Антонович | Брауншвейг-Люненбургские | |
1741 | Елизавета Петровна | Романовы | |
1762 | Карл Петер(Петр III Федорович) | София-Фредерика-Августа Ангельт-Цербстская(Екатерина II Алексеевна) | Гольштейн-Готторпские(ветвь Олденбургской династии) |
Екатерина II Алексеевна | |||
1796 | Павел I Петрович | София-Доротея Вюртембергская(Мария Федоровна) | |
1801 | Александр I Павлович | ||
1825 | Николай I Павлович | Фредерика-Шарлотта-Вильгельмина Прусская(Александра Федоровна) | |
1855 | Александр II Николаевич | Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-МарияГессенская (Мария Александровна) | |
1881 | Александр III Александрович | Мария-София-Фредерика-Дагмара Датская(Мария Федоровна) | |
1894 | Николай II Александрович | Алиса-Виктория-Елена-Луиза-БеатрисГессен-Дармштадская (Александра Федоровна) | |
1917 |
Источник: http://www.xcursio.ru/index.php/lang/rus/alias/info_7
Первые московские князья (стр. 1 из 4)
Оглавление
Введение 2стр.
Глава 1: Внешняя политика
Даниил Московский 4 стр.
Юрий Данилович 9стр.
Михаил Тверской 9стр.
Иван Калита 10 стр.
Семён Гордый 11 стр.
Иван Красный 11 стр.
Дмитрий Донской 11 стр.
Василий I 12 стр.
Глава 2: Внутренняя политика
Даниил Московский 13 стр.
Иван Калита 13 стр.
Заключение 20 стр.
Библиография 22 стр.
Введение
С XIII в. московские князья и церковь начинают осуществлять широкую колонизацию заволжских территорий, образуются новые монастыри, крепости и города, покоряется и ассимилируется местное население.
Говоря о “централизации” следует иметь в виду два процесса — объединение русских земель вокруг нового центра — Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.
В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство.
Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов.
Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т. д.
Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, “родословцев”, отдельных феодальных родов и семей.
Формируется сословие дворян, имеющее весьма давнее происхождение. Первой служилой категорией, из которой позже разовьется дворянство, были “отроки” или “гриди”, младшие дружинники князя.
Затем появляются княжьи “дворные” слуги или “слуги под дворским”, в состав которых входили как вольные люди, так и холопы.
Все эти категории объединяются в группу “детей боярских”, так и не доросших до бояр и “княжьих мужей”, но составивших социальную базу дворянства.
Укрепляющее свои позиции служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.
Серьезной политической силой становится церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея “Москва — третий Рим”, “православное царство”, “царь — помазанник божий”).
Духовенство подразделялось на “белое” (служителей церкви) и “черное” (монастырское). Церковные учреждения (приходы и монастыри) являлись землевладельцами, обладали своей юрисдикцией и судебными органами, церковь имела собственные военные формирования.
Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за земли, за рабочие руки, против ее бесчинств и грабежей) и активно поддерживала политику централизации. Она формировала свои корпоративные органы (сотни) и настаивала на освобождении от тяжелого обложения (тягла) и на ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов (“белых слобод”) в городах.
В складывающейся политической ситуации все три социальные силы — феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада — составили основу сословно-представительной системы правления.
Глава 1: внешняя политика
Даниил Московский
Внешняя политика
Даниил Московский (дата рождения неизвестна-1303) первый самостоятелный московский князь. В начале 90-х годов Даниил присоединил к Ростовскому княжеству Можайск, а в 1300 г. отвоевал у Рязани Коломну.
В 1285 г. литовцы напали на владения тверского епископа волость Олешню (к северо-западу от Можайска), они получили отпор со стороны тверичей, москвичей, волочан (жителей Волока Ламского), новоторжцев, дмитровцев, зубчан и ржевичей (жителей тверского Зубцова и находившейся недалеко от него смоленской Ржевы).
В перечне участников отпора обращает на себя внимание упоминание волочан и новоторжцев. Волок Ламский и Торжок были владениями Новгорода и великого князя владимирского, которым в то время оставался Дмитрий Александрович.
Участие жителей этих двух территорий в общих военных действиях против литовцев косвенно указывает на то, что между братьями Даниилом и Дмитрием произошло полное примирение, они стали координировать свои действия против общего противника.
События 1288 г. подтверждают сделанное заключение. В том году произошла ссора нового тверского князя Михаила Ярославича с великим князем Дмитрием Александровичем. Тверской князь начал готовиться к войне.
Узнав об этом, Дмитрий «созва братью свою Андреа Александровича и Данила и Дмитриа Борисовича и вся князи, яже суть подъ нимъ, и поиде съ ними ко Тфъри». Союзники опустошили окрестности тверского Кашина, а другой тверской город — Кснятин — сожгли.
Михаил Ярославич вынужден был заключить мир. Помогавший Дмитрию Александровичу Данила — это Даниил Московский. В 1288 г. он встал на сторону старшего брата, нарушив прежний союз с Тверью. В дальнейшем его отношения с нею то вновь становились дружественными, то снова охладевали.
А вот отношения с более могущественным старшим братом, великим князем владимирским Дмитрием становились всё прочнее и прочнее.
Особенно ярко это проявилось в 1293 г. В тот год Андрей Александрович Городецкий начал новую войну против Дмитрия. Поддержанный рядом русских князей, он в очередной раз отправился в Сарай с жалобами на великого князя. Хан Тохта, незадолго до этого занявший ордынский престол, оказал Андрею большую военную помощь.
На Русь был отправлен брат Тохты Тудан, которого русские назвали Дюденем. Та коалиция князей, куда входил Даниил Московский и которая ориентировалась на Ногая, тоже готовилась к борьбе. Узнав о поездке к Тохте Андрея, один из представителей коалиции, тверской князь Михаил Ярославич в начале 1293 г.
также отправился к татарам, но к татарам Ногая.
Андрей и Дюдень появились в русских землях раньше своих противников. Они захватили Суздаль, разграбили Владимир, выдрав даже напольные узорчатые медные плиты в Успенском соборе, взяли Юрьев Польской и двинулись на Переяславль, где пребывал Дмитрий. Переяславцы заблаговременно оставили город, сам Дмитрий с дружиной отъехал на Волок Ламский, а оттуда направился в Псков.
Простояв много дней у обезлюдившего Переяславля, татары и их русские союзники «поидоша къ Москвъ, и московскаго Данила обольстиша, и тако въъхаша въ Москву, и сотвориша тако же, яко же и Суждалю, и Володимерю, и прочимъ городомъ, и взяша Москву всю и волости, и села». Это было второе после Батыя взятие Москвы татарами в XIII в.
Оно показывает, что, в отличие от событий одиннадцатилетней давности, в 1293 г. Даниил Александрович был не противником, а союзником своего старшего брата Дмитрия.
Другим его союзником был Михаил Ярославич Тверской, который, возвращаясь от Ногая, рассчитывал попасть в Тверь через Москву, но близ Москвы его встретил «нъкии попинъ», который предупредил, что в Москве татары, вывел князя на «путь миренъ», и этой безопасной дорогой Михаил доехал до своего стольного города.
Военная поддержка Дюденя привела к тому, что великим князем владимирским стал Андрей Александрович. Противник Андрея Дмитрий умер в 1294 г. За ним оставался только наследственный Переяславль Залесский, который он передал своему сыну Ивану.
Казалось, после кончины старшего из сыновей Александра Невского возглавлявшаяся им коалиция распадётся.
Однако, события последующих лет показывают, что и в новых условиях московско-переяславско-тверской союз продолжал действовать и представлял собой грозную силу.
В 1296 г. в русские земли был послан большой татарский отряд во главе с Неврюем, по-видимому, призванный решить в пользу Орды накопившиеся противоречия между русскими князьями. Во Владимире состоялся большой съезд русских князей и знати. Его участники разделились на две партии.
Во главе одной встал великий князь Андрей Александрович. Его поддержали ярославский князь Фёдор Ростиславич и ростовский князь Борис Константинович. Оппозицию составили Даниил Московский, Михаил Тверской и переяславцы.
Противоречия на съезде грозили перерасти в вооружённую распрю, но благоразумие возобладало, стороны договорились о разделе княжений и разъехались по домам.
Известия о последующих событиях сохранили не летописи, а запись на пергаменной служебной минее XII в.
Дьякон новгородского Софийского собора по имени Скорень записал, что в 6804 году, в 10 индикт новгородцы изгнали наместников князя Андрея Александровича «и послаша новгородци по князя Данилья на Мъсквоу, зовуще его на столъ в Новъгородъ на свою отциноу. И присла князь переже себе сына своего въ свое мъсто именемъ Ивана.
А сам князь Данилии». Запись датируется временем между 1 сентября 1296 г. и 28 февраля 1297 г., а поскольку она сделана в старинной ноябрьской минее, можно считать, что указанные в записи события произошли в ноябре 1296 г.
Изгнание из Новгорода наместников великого князя означало разрыв новгородцев с Андреем Александровичем. Идя на столь решительный шаг, они должны были ожидать столь же решительных шагов и со стороны великого князя Андрея. А если так, то новгородцы обязаны были заручиться поддержкой противников великого князя. Их выбор пал на Даниила Московского. Выбор весьма показателен.
Он свидетельствует о том, что именно московский князь признавался наиболее влиятельным и сильным противником Андрея Александровича. Правда, в записи приглашение Даниила княжить в Новгороде обосновано юридически: он призывался «на свою отциноу». Отец Даниила Александр Невский, действительно, многие годы княжил в Новгороде.
Но на этом основании Новгород мог считаться и отчиной другого сына Александра — Андрея. Кроме того, он мог считаться и отчиной тверского князя Михаила Ярославича, отец которого Ярослав Ярославич также длительное время занимал новгородский стол.
Поэтому юридическое обоснование Скореня явно затушёвывало истинные причины приглашения новгородцами на свой стол московского князя как одного из самых могущественных князей Северо-Восточной Руси уже в конце XIII столетия.
Источник: http://MirZnanii.com/a/342386/pervye-moskovskie-knyazya