Откуда пошла русская земля?

Откуда пошла русская земля

Поселок Древних славян у реки Волхов

Поселок

Занимались земледелием

Растили детей

Принадлежности древних славян

Как изнутри устроен дом славян

Печь топили «по черному»

Поселок славян

Праздник славян

Более чем полторы тысячи лет прошло с тех пор как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.

Это земли нынешних России, Украины и Белоруссии, и это были народ от которого мы происходим. Этот народ называл себя славянами и разделялся на многие племена: поляне, древляне, северяне, кривичи, вятичи и другие.

Одно из племен звалось просто славянами, оно жило по берегам озера Ильмень и реки Волхов.

Обратите внимание

У славян этих был город Новгород, у кривичей – Смоленск, у полян – Киев. Городов таких было немного, состояли они из таких же домов, как и поселки, — только поселки были поменьше.

Города были огорожены валом (земляной насыпью), рвом (глубокой канавой), тыном (оставленными вплотную одно к другому заостренными бревнами) или засекой (поваленным лесом).

Правда, поселками земля славянская в то время тоже была небогата – земли было много, а народу мало.

Славяне жили родами (все были в родстве между собой). Главный среди родичей назывался князем.

Если, возникали какие- то разногласия между родами – собирали вече (собрание). Зачастую вече кончалось дракой, тогда вопрос решался в пользу победившей стороны.

Жили славяне в бревенчатых  домах. Пол в доме был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев – жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней толстый слой соломы.

Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки , прорубленные в стенах , на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней готовили еду.

Печь топилась по-черному – это значит , что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери отверстия в кровле. В доме почти все свободное место занимали стол и две три деревянные лавки . В углу лежало несколько охапок сена, покрытых шкурами – это были постели.

Важно

Как непросто было устроено жилье , в нем можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Славяне были людьми добрыми и гостеприимными. Выходя из дому, дверь не запирали, а на столе оставляли еду, на случай если зайдет странник.

Славяне пахали землю, сеяли хлеб, жили другими промыслами. Торговали хлебом, пушниной, воском, медом и всем тем что добывали своим трудом.

Вот от этого народа, от общего славянского корня и произошли три живущих сейчас по соседству народа: русские, украинцы и белорусы.

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем

Читайте также

Как долго мы ждали чемпионат мира по футболу, который с 14 июня по 15 июля 2018 года пройдёт …

«ДОМОСТРОЙ». КАК ЖИЛИ РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ В СТАРИНУ

В середине XVI века, во времена Ивана Грозного, появилась книга, название которой – «Домострой» …

Помнишь фразу из знаменитого фильма «Офицеры» — «есть такая профессия – Родину защищать»? …

Источник: http://www.filipoc.ru/rodina/otkuda-poshla-russkaya-zemlya

Откуда пошла Русская Земля. Миф — Самоглядное Зеркало. Энциклопедия русской сказки

Миф о происхождении Руси есть в Книге Велеса:

Сто раз возрождалась Русь, и сто раз была разбита от полуночи до полудня, с юга до севера.

И тогда дошли мы до сего места и поселились огнищанами на Земле Русской.

И так прошли две тьмы, двадцать тысяч лет.

Нестор начал свою летопись так: «Се Повести времянных (минувших) лет, откуда есть пошла Русская Земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуда Русская Земля стала есть.

Дохристианская история и вера монахами — летописцами описывается кратко и крайне неохотно.

Но древняя вера славян и русов издревле, задолго до Крещения Руси, именовалась Православием, они называли себя православными, ибо славили Правь, следовали Стезей Прави.

В наше время возрождение древней веры началось с издания священных ведических книг славянской традиции.

Речь идёт о книгах из собрания

В книгах Русские Веды и Книге Велеса говорится о двадцати тысячах лет, в течение которых рождалась, гибла и вновь возрождалась Русь.

В этих книгах приведены мифы о древних прародинах, о землях, где рождались русские роды, о прародителях разных родов.

И древнейшую прародину предков славян (первых ариев) «Русские Веды» видят на Севере, в священном Беловодье.

Отсюда предки славян, ведомые богом Солнца и первым князем Яром, двинулись вначале на Урал и в степи Семиречья, затем в Индию и Иран.

И здесь из арийских (индоиранских) родов выделились собственно славяне: те, кто славил богов и пращуров.

Сама же Русь, согласно ведической традиции, рождалась после исхода славяно — арийских родов с Урала, Индии и Ирана за тысячи лет до основания Киева — на — Днепре и Крещения Руси.

Русь рождалась в славяно — арийском море народов, живших в разные эпохи в землях от Урала и Алтая до Балкан, от Волги до Черного и Балтийского морей.

И русами звали потомков русалки Роси (так в древности называли Волгу).

Русы славили Рось и супруга её Солнце — царя Дажьбога, а также их сына бога Солнца и первого пращура Яра (Ария).

Они родили Русь, и они всегда оберегали Русь от бед.

Веды славян были изданы в 1881 г. Издатели обвинялись в подделке.

Копия «Книги Велеса» была сохранена русскими эмигрантами, копия «Боянова гимна» сохранилась в Отделе рукописей Публичной библиотеки в Санкт — Петербурге.

В 20 — м веке в Санкт — Петербурге пропала целая библиотека рунических книг, принадлежавшая собирателю А.И.Сулакадзеву Белой общине.

Половецкие дощечки, «Лист Iвана Смери, половчапина» XI века были также объявлены подделками.

Развалины Бужского языческого храма с надписями, рельефами с руническими надписями.

Слово о полку Игореве. Существует единственная аутентичная пергаментная копия этого памятника, сделанная А.И.Бардиным.

Существует определённая тенденция по снижению значимости приведенных памятников.

Против «Книги Велеса» выступает У.Лакер, профессор Вашингтонского университета стратегических исследований.

Против подлинности Книги Велеса выступает доктор антропологии и этнологии РАН В.А.Шнирельман из Еврейского университета в Москве и Иерусалиме.

Многие объясняют такое отношение к славянской ведической традиции прежде всего тем, что «языческая православная идея» может размыть «христианскую православную идею».

Русская ведическая духовная традиция заключает в себе и учение о духах, которые покровительствуют Руси, и древнейшее в учение о Всевышнем.

Миф о русском ведизме, древней монотеистической вере, миф о бытии Всевышнего, миф, дошедший в виде народных традиций, в виде устных преданий и в священных текстах, миф о ведической религии, в виде различных разветвлений индуизма и зороастризма, народных вер, ныне исповедует четверть человечества.

В Индии, в странах Индокитая, в Европе, Америке, Австралии различные восточные религиозные общества, основывающиеся на ведическом мировоззрении, и собственно «неоязыческие» общины, охватывают до десятой доли всех верующих.

Зороастрийцы (гебры и парсы) представлены в парламенте исламской республики Иран и в парламенте Индии.

Развитые виды ведической религии имеют духовной основой индийскую ведическую и иранскую зороастрийскую (авестийскую) литературу, включающую в себя тысячи томов древних сочинений и современных их толкований.

Самые известные книги ведической религии Индии — Веды. Их четыре. «Ригведа», «Веда гимнов», Самаведа, «Веда напевов».

А также две дополнительные Веды, созданные для нужд жрецов и лекарей, — Яджурведа, «Веда жертвенных формул» (есть белая и черная), и Атхарваведа («Веда заклинаний»).

Позже Вед были составлены комментарии к ним — сотни философских трактатов: Брахманы и Упанишады.

Дополнительная ведическая литература Индии — это Махабхарата, Рамаяна и Пураны.

Героическая поэма Махабхарата — индийцами почитается как пятая Веда, это самая большая в мире поэма, включающая сто тысяч четверостиший.

В сущности, Махабхарата представляет из себя отдельную литературу (знаменитая Бхагавад — Гита — часть Махабхараты).

Рамаяна — это поэма о древнем герое и царе Индии Раме, воплощении Всевышнего.

Пураны являются собранием историй о воплощениях Всевышнего, о жизни полубогов.

Зороастрийская литература Древнего Ирана представлена прежде всего Авестой.

Авеста имеет четыре части — Ясну («поклонение»), Висперед («все главные главы»), Видевдат («закон против дэвов — демонов») и Яшты («гимны»).

Также более поздние сочинения, основывающиеся на недошедших до нас жреческих книгах (например, «Шах — Наме» поэта Фирдоуси).

В текстах приводятся мифы о землях, лежащих к Северу от Индии и Ирана.

Там даны описания земель Руги, которую почитали и почитают прародиной ариев, истоком ведической веры и индуисты, и зороастрийцы.

Существует общность мифологических сюжетов русской и иных ведических традиций.

Можно поставить радом мифы в текстах русских народных песен, духовных стихов и повторяющие их тексты индийской и иранской ведической литературы.

Руси сохранились мифы более древние, чем в Индии и Иране.

Именно Русь является истоком ведической веры.

Древнейшие мифы в песнях и былинах Руси хорошо сохранились.

Они поэтичны, доступны.

Там, где, например, Пураны дают краткий пересказ сюжета древнего мифа — русская традиция дает сам древний миф в форме песни, почти не искаженную временем.

Немало древних ведических гимнов, священных песен и отчасти мифов сберегла устная и письменная традиция православных мистических сект.

Можно назвать почитаемые старообрядцами, духоборами, «божьими людьми» (хлыстами, скопцами), богумилами и другими «Голубиную книгу», «Животную книгу», «Тайную книгу», «Золотую книгу» и многие иные народные книги.

Полный свод славянских народных песен, былин, сказок и сказаний, духовных стихов, в которых остались следы древнейших мифов о сотворении мира и участия в этом процессе русских и славян уместится в несколько тысяч томов.

В них содержатся Изначальные Веды ариев, пришедших с Севера в Индию и Иран.

Иные сборники русских народных песен и былин содержат мифы и сказания более древние и лучше сохранившиеся, чем сказания Пуран.

Одним из важнейших источников по славянским мифам следует считать также книгу «Веда славян», собрание песен южнославянского народа болгар — помаков.

«Веда славян» заключает в себе обрядовые песни и моления славянским богам, она для славян не менее значима, чем «Ригведа» для индусов.

Она до сего времени не переведена на русский язык, однако основные славянские мифы из этой книги вошли в «Книгу Коляды».

Слово о полку Игореве, созданное боярином Петром Бориславичем в XII столетии.

Его племянник епископ Феодор выступал за единение русской ведической и христианской традиций, за что был казнен, а книги, им писанные, были сожжены.

Сие семейство хранило русскую православно — ведическую веру, они были продолжателями традиции, восходящей к Бояну и Златогору, певцам Древней Руси.

Боянов гимн — древнейший памятник славянской письменности, созданный в I столетии.

Повествует о победе славян в войне с готами Германареха.

Содержит известия о князьях Бусе и Словене, песнопевцах Бояне и Златогоре.

Книга Велеса — священное писание славян.

Книга была написана на деревянных дощечках (43 доски) в — IX столетиях жрецами Русколани и Древнего Новгорода.

Содержит мифологию славян, тексты молитвенные, легенды и рассказы о древней славянской истории с XX тысячелетия до нашей эры по IX век нашей эры.

Перуница. Перуна и Велеса вещания в Киевских капищах жрецам Мовеславу, Древославу и прочим. Книга представляла из себя 12 книг.

О Китоврасе.

Басни и Кощуны. Славянская ведическая мифология, 143 доски века. Белая книга. Включает в себя сказания о Коляде Венедском, тризны Златогора, Буса Белояра, новгородские предания времен Буривоя и Владимира Древнего.

Золотая Книга. Память о многих книгах сохранила община болгар — помпкон.

Птичья Книга, Книга Странствий.

Эти книги были уничтожены.

Источник: https://www.sites.google.com/site/russkieskazki/home/mify/otkuda-posla-russkaa-zemla-mif

Откуда есть пошла Русская земля

С этих слов начинается «Повесть временных лет» – древнейшая русская летопись, составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в первой половине XII века. Первая фраза этого важнейшего источника сведений по древнерусской истории начинается так: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля».

Нестор, следуя средневековой традиции, начинал «повесть сию» с сюжета о том, как после библейского потопа землю разделили три сына Ноя: Сим, Хам и Иафет.

К потомству Иафета Нестор относил многие народы: варягов, шведов, норманнов, готов, русь, англов, галичан, волохов, римлян, немцев, корлязей, венецианцев, фрягов, ляхов, пруссов.

«В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печора, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы». Нестор называл народ славянский нориками, «которые и есть славяне».

«Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели»[1]. В «Повести временных лет» Нестор подробно характеризует географию расселения западных, южных и восточных славян.

Читайте также:  Принятие христианства на руси и её значение

Проблемы происхождения славян, русского народа, появление самих слов «славяне» и «русские», принадлежность тех или иных территорий определенным народам в последние десятилетия приобрели особую актуальность и остроту. Так, известный украинский историк и археолог, академик Национальной академии наук Украины П. П.

Совет

Толочко пишет: «С обретением Украиной государственной суверенности… крамольным считается утверждать существование единой древнерусской народности. Учебники по истории Украины наполнились дефинициями «Украина-Русь», «украинские князья», «украинская земля», а содержание понятия «Киевская Русь» сузилось до территориальных пределов современной Украины.

И это при том, что территория Черниговского княжества простиралась практически до Подмосковья, а составной частью Переяславского вплоть до середины XII века была Ростово-Суздальская земля. Междукняжеская борьба даже в академических (чаще, правда, в университетских) исследованиях излагается как межэтнические и межземельные столкновения.

Тем самым в сознание учащейся молодежи внедряется ложная мысль не только о различии украинцев, русских и белорусов уже в киеворусское время, но и об их этническом антагонизме»[2].

В древнейшую эпоху наиболее населенной частью бывшего СССР и современной России было Причерноморье и Предкавказье. На протяжении двух тысячелетий до нашей эры и на протяжении первых веков нашей эры в этом регионе обитали многие народы.

Древние греки осуществляли колонизацию прибрежных районов Черного (Эвксинского) моря начиная с VII–VI веков до н. э.

Много написано о скифах, сарматах, киммерийцах, гуннах, готах, аланах и многих других этносах, оставивших свой след в трудах древнегреческих, древнеримских, древнееврейских, византийских и арабских авторов. Некоторые историки ищут среди этих этносов прямых предков славян.

Великий русский поэт А. А. Блок сравнивал русских со скифами. Скиф считался легендарным потомком библейского Иафета (сына Ноя), братом Словена. Имя «Скиф» многими рассматривалось как символ связи между древними славянами и скифами. Скифы оставили значительный след в древней истории России.

Скифов относят к североиранской языковой группе индоевропейской семьи (вместе с сарматами, массагетами, саками). Скифы населяли территории между Дунаем и Доном, а также Северное Причерноморье, степи Крымского полуострова с VII века до н. э. до III века н. э.

Обратите внимание

Их успехи в развитии экономики (ремесел, земледелия) и военного дела, своеобразное искусство и культура оказали значительное влияние на историю и культуру последующих народов юга России. Золото скифов, найденное при раскопках курганов, является важнейшим элементом коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Современное российское Приазовье, черноморское побережье Кавказа от Новороссийска до Сочи, плодородные районы Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Северного Кавказа являются территориями, на которых существовали древнейшие в России государственно-политические образования.

Этот регион по-прежнему жизненно важен для нашей страны. Многие современные народы России ведут свое начало от далеких предков.

«От Новгородского севера и до Каспийского юга, как и на запад от Урала и до границ Германии наша равнина от глубокой древности (первые века до и после Рождества Христова) была заселена славянскими племенами, скрываемыми для истории многими чуждыми именами.

Все эти скифы, сарматы, северные агафирсы, акатиры, аланы, роксоланы, языги, гунны, кутургуры, утургуры и прочие мало-помалу в приближении к позднейшим временам являются чистыми славянами, которые так же мало-помалу своей промышленной деятельностью при помощи меча, в пределах древней Сарматии, создают Русскую Землю, готовую область для постройки Русского государства», – категорически утверждал в свое время известный историк И. Забелин.

В этногенезе (процессе формирования) русского народа можно условно выделить очень большой исторический период – со второго тысячелетия до н. э. и до примерно V века н. э. Этот большой этап логично называть дославянским, или праславянским.

Славян относят к огромной индоевропейской языковой группе, к индоевропейской культуре, к индоевропейскому антропологическому типу. Группу сородичей, к которой принадлежат славяне, называют также ариями или арийцами, что в переводе с санскрита и персидского языка обозначает «благородные».

При этом обычно выделяют три большие группы: западные славяне – «венеды», южные славяне – «склавиновы» и восточные славяне — «анты». Именно анты в V–VII веках расселились по берегам Днепра, его притоков, постепенно продвигались на север и восток.

Исследователи отмечают способность славян ассимилировать другие племена, вступать с ними в мирные, добрососедские отношения.

Термин «славяне» имеет несколько трактовок.

Важно

Некоторые авторы считают, что при подготовке первых учебников, «азбуковников» в 30-е годы XVII века составители в слове «словене» (были известны ильменские словене в районе Новгорода) заменили букву «о» на букву «а».

И «словене» превратились в «славян». Название «славяне» ученикам представлялось как производное от слова «слава». При этом объяснялось, что славяне – это люди, племя, народ, славные своими делами.

Получилась красивая, духоподъемная, безусловно патриотическая версия.

На Западе европейским школьникам предлагалась совсем другая версия. Термин «склавины» связывался с римским словом «склаве», то есть раб. Для европейцев славяне – это варвары, которые нападали на окраины Римской, а затем и Византийской империи, попадали в плен и обращались в рабство. Получилась обидная для славян версия, совершенно не греющая национальное самолюбие.

Интересную версию обосновал российский ученый-филолог академик О. Н. Трубачев (1930–2003). Он предпочел анализировать исходное обозначение – «словене».

И сделал вывод о том, что в основе родового имени славян лежит корень «слово». А славян О. Н.

Трубачев определил как людей, которые способны проникнуть в суть, смысл вещей, мира, владеют словом, то есть являются серьезными, умными людьми[3].

Восточные славяне составляли значительную часть населения Восточной Европы и занимали территорию от Карпатских гор до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.

В VIII–IX веках восточные славяне заселили берега Невы, освоили леса на южном побережье Ладожского озера, вышли к рекам Сясь, Паша, Свирь. Обширные пространства быстро осваивались в экономическом отношении.

Совет

Славяне валили и жгли вековые деревья, золой удобряя землю. Заводили пашни, сеяли хлеб, разводили скот. В здешних краях издревле добывалось железо из болотных руд. Реки и озера были полны рыбой. В лесу били зверя, промышляли пушниной.

Славянское население состояло из ильменских словен и кривичей.

«Почему названия «Русь», «руссы» появились в IX веке одновременно и на славянском северо-западе, и на юге, в Поднепровье?

С V–VI веков славяне занимали обширные территории в Центральной и Восточной Европе. Среди них было немало племен с названиями «руссы», «русины». Их называли также рутенами, рутами, ругами. Потомки этих руссов до сих пор живут в Германии, Венгрии, Румынии.

На славянском языке «русый» означает «светлый». Это типично славянское слово и типично славянское название племен.

Переселение части славян, живших первоначально на Дунае, в Поднепровье (о чем рассказывал в своей летописи Нестор), принесло туда это название… Зато нет никаких данных о существовании имени «Русь» в Скандинавии, как нет данных и о том, что там в IX веке существовала княжеская власть или какое-то государственное образование. Но спор о происхождении варягов продолжается», – разъясняют современным старшеклассникам ведущие российские историки[4].

Стремление известных ученых внести ясность в сознание школьников по столь спорному вопросу представляется естественным. Школьникам этих знаний на какое-то время будет достаточно. Но со временем они будут узнавать и о других объяснениях названия страны, в которой живут.

Разные авторы связывают происхождение родового имени «русские» не только с наименованиями каких-то ранних собственно славянских племен («руссы», «русины» и др.), но и с названиями различных неславянских этносов («аорсы», «росомоны», «роксоланы» и т. д.).

В «Повести временных лет» Нестор прямо утверждает, что призванные варяги передали призвавшим их племенам свое имя – Русь.

А ряд современных авторов считают, что варягов звали «руотси», что означало «гребцы», так как суда, на которых они прибывали в расположение славян, приводились в движение с помощью весел.

Обратите внимание

Некоторый интерес представляют и версии, которые можно условно назвать экзотическими. Так, предками русских предлагается считать несчастных троянцев, которые после взятия Трои добежали до южного побережья Балтийского моря и в конечном счете оказались на нашем северо-западе.

Не менее «крутой» выглядит и версия об этрусках, вытесненных латинянами и сабинянами с Апеннинского полуострова и добежавших туда же, куда и троянцы. Этруски часть своего племенного имени по этой версии передали каким-то местным племенам.

Автору наиболее привлекательной представляется версия, которую столь же условно можно назвать «речной». Некоторые авторы связывают названия «Россия», «русские», «Русь» и другие с названием реки Рось.

Во-первых, известный ученый академик Б. А. Рыбаков в свое время обратил внимание на огромную концентрацию археологических находок в районе реки Рось. Рось – река на Украине, правый приток Днепра (впадает в Кременчугское водохранилище). Длина реки Рось 346 км. Площадь бассейна реки Рось составляет 12,6 тыс. км2. На Роси находятся города Белая Церковь, Богуслав, Корсунь-Шевченковский.

«Детальное рассмотрение летописных определений Русской земли в XI–XII веках, противоречивых на первый взгляд и как будто бы взаимно исключающих друг друга, привело нас к выводу о существовании трех географических концентров, одинаково называемых Русью или Русской землей:

1. Киев и Поросье.

2. Киев, Поросье, Чернигов, Переяславль, Северская земля, Курск и, может быть, восточная часть Волыни, то есть лесостепная полоса от Росси до верховьев Сейма и Донца.

3. Все восточнославянские земли от Карпат до Дона и от Ладоги до степей Черного (Русского) моря.

Возможно, что постепенное расширение областей отражает исторические этапы развития русской народности от племени к союзу племен и от союза племен к народности.

Русская земля IX–XIV веков в широком смысле слова – это область древнерусской народности с единым языком, единой культурой, временной единой государственной границей…

Славянские племена занимали примерно 700 тыс. км2 в Восточной Европе»[5].

Важно

Во-вторых, писатель В. Чивилихин в романе «Память» предположил, что русские — это «люди, живущие по берегам рек», «речной народ».

К сожалению, в современной литературе, в том числе и в учебных пособиях для школы, идеологи политических элит, пришедших к власти в прибалтийских государствах и на Украине, пытаются исключить русских из состава коренного населения Восточно-Европейской равнины.

«Самая дешевая гордость – это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться… Кто обладает крупными личными достоинствами, тот, постоянно наблюдая свою нацию, прежде всего подметит ее недостатки.

Но убогий человечек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит; он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости», – написал не какой-нибудь «москаль», а известный немецкий философ А.

Шопенгауэр[6].

Если вернуться к вопросу, с которого Нестор начал «Повесть временных лет», то ответ представляется очевидным. Русская земля – это земля русского народа, русского этноса, который сформировался в результате длительного и сложного процесса этногенеза.

Вряд ли будет преувеличением утверждать, что русская нация (или древнерусская народность) изначально возникла как суперэтнос, вобравший, впитавший в себя, поглотивший и перемешавший десятки и сотни разрозненных и разнородных, близких и далеких племен, их союзов, различных этнических единиц, былых народов, размещавшихся на обширных территориях и прошедших стадию предгосударственных трансформаций. Сам характер русского этногенеза, в ходе которого происходила переплавка в единое целое множества экономических, культурных, этнических и других миров, способствовал формированию уникального набора качеств, характеризующих русскую цивилизацию, русскую ментальность. Это – жизнестойкость, умение терпеливо переносить лишения, бороться с трудностями. Это – восприимчивость к культурно-историческому опыту других этносов, поиск путей оптимизации собственных жизненных условий. Это – огромный творческий потенциал, в котором сочетались собственные усилия и критический учет достижений других цивилизаций.

В словах Нестора «Откуда Русская земля стала есть и кто в Киеве начал первым княжить» мощно и выразительно звучит ощущение родины, которую обрели русские люди в IX–XII веках в процессе образования древнерусского государства и древнерусской культуры.

Нестор восточнославянскую историю разворачивал в контексте мировой истории, последовательно утверждал идею восточно-славянской общности. Древняя Русь возникла во взаимодействии с Византией, но начала движение по своему собственному пути. Русь приняла крещение от Византии, что укрепило ее международный авторитет.

Со временем Древняя Русь в глазах населения обрела значение святой земли, которую необходимо оберегать, защищать и, если потребуется, отдать свою жизнь, но «не посрамить земли Русской» (призыв Святослава к воинам перед битвой с греками).

Совет

А после падения Византии (1453) Московское государство, оставаясь Святой Русью, стало символом надежды на освобождение для всех славянских народов. Могучую поступь Руси увидел весь мир.

[2]Толочко П. П. Древнерусская народность: воображаемая или реальная. СПб.: Алетейя, 2005. С. 7. Данный автор предпочитает пользоваться древней правописной нормой и слова, производные от названия «Русь», пишет с одной буквой «с».

Эти слова: «Руская земля», «Страна Руская», «Род Руский», «русин», «Люди Руские», «Летописец Руский», «Закон Руский», «Князья Руские», «Руские полки» и т. д. Отметим, что современный компьютер с П. П.

Толочко соглашаться не хочет и в каждом слове добавляет вторую букву «с».

[3]«Славяне, крупнейшая в Европе группа родственных народов. Общая численность около 300 млн человек (сер. 1990-х гг.). Современные славяне подразделяются на три ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане).

Говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи», – сообщает «Новый иллюстрированный энциклопедический словарь». М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. С. 665.
Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений / под ред. А. Н. Сахарова. 13-е издание. М.

Читайте также:  Опричнина ивана грозного

: Просвещение, 2007. С. 54.

[4]Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений / под ред. А. Н. Сахарова. 13-е издание. М.: Просвещение, 2007. С. 54.

[5]Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. М., 1993. С. 66–67, 240.

[6]ШопенгауэрА. Афоризмы житейской мудрости. СПб., 1914. С. 60–61.

Источник: http://indbooks.in/mirror7.ru/?p=385163

Русь изначальная. Откуда есть пошла русская земля

В связи с тем, что киевской власти вновь нужно отвлечь украинцев от внутренних проблем в стране, на новый виток вышли споры о языке и повалили псевдоисторические изыскания украинских «экспертов».

Чего они только не нагородили, в приступе величайшего «патриотизма». Но порой очень интересно узнать, откуда все же появилась Русь и что было в те стародавние времена.

Школьный учебник даёт слишком общие и расплывчатые сведения.

Итак, почему возникло само слово Русь и как оно превратилось в Россию. Широко известна версия, что такое название появилось от некой реки Рось, недалеко от Киева. Жителей окрестных земель звали росами, что потом трансформировалось в русов и далее в русских.

Теорию «внутреннего» появления названия отстаивал Ломоносов, а впоследствии рьяно поддерживали советские историки. Вроде довольно логично. Но строить теории на созвучиях слишком опасно для истины.

Дело в том, что эта река, существующая и сегодня, раньше называлась иначе: «Ръсь»! И жителей её берегов звали конечно не россами, а пршанами или поршанами.

Есть ещё несколько теорий, связанных с похожим произношением. Например, предполагают связь с цветом волос. Русы, то есть светловолосые, русые. Или от иранского рукс (рухс)-светлый.

Так же имеются версии о переходе названия от более древних племён, живших на близких территориях, например в Приазовье. Либо по аналогии: пруссы-руссы.

Но все эти версии и теории не столько подтверждаются источниками, сколько додумываются путём нужной интерпретации фактов. Однако, это не все.

Обратите внимание

Есть теория, условно называемая «норманской». Согласно ей, «русь» это всего лишь название одного из племён. Ещё со времён школы большинство помнит о призвании варягов на Русь, но история утверждает обратное! Если обратиться к «Повести временных лет», то мы увидим такие слова: «И пошли за море к варягам, к руси.

Те варяги назывались русью, как другие называются свеи, а иные норманны и англы, а ещё иные готы, — вот так и эти». Упоминание руси, именно как северного племени, присутствует и в других источниках, иностранных. Как же так получилось, что это название распространили на другой народ и оно дало имя нашей стране.

Для начала разберемся с самими варягами и их прибытием на земли славян. Между прочим, тогда они были «словѣнє», так что и тему с инсинуациями по поводу славы и тп., можно закрыть. Тот факт, что ряд восточнославянских племён действительно призвал варягов, в целом сомнения не вызывает.

Но везде лишь упоминание о княжении и правом суде, а так ли это? Зачем вдруг свободные люди навязывают себе на шею некоего повелителя, да ещё не достойного соплеменника на эту роль выбирают, а зазывают неизвестного иноземца?! Звучит довольно нелепо.

Но наши предки идиотами не были и конечно имели очень веские причины позвать варягов.

И причины эти легко понять, стоит только абстрагироваться от современных понятий и внимательней посмотреть на ту эпоху. Не просто князя звали, а князя и его дружину. Не просто дружину, а одних из лучших воинов того мира! И надо думать, Рюрика знали прекрасно, раз обратились именно к нему.

Грубо говоря, славяне наняли самую крутую банду головорезов в известных им землях. Вероятно, что и сами «зазывалы» не раз имели возможность испытать на себе воинское умение Рюрика и его бойцов. Дело по тем временам самое обычное.

Вот так, на землях кривичей, словен и чуди, появились грозные викинги племени русь, под командованием конунга Рюрика…

Собственно, только с этого момента и начинается история государства Русь, зародившего на севере. И тут мы подходим к одной щекотливой и неудобной теме. Строго говоря, князь славянам был совсем не нужен, даже в качестве военной силы.

Важно

Поскольку никаких военных угроз на горизонте не просматривались даже в перспективе. А мелкие межплеменные разборки можно было и самостоятельно решить, ведь судя по всему, славяне тоже знали, с какой стороны за меч браться.

И даже версия с охраной торговых путей и караванов не подходит, для этого наемники есть. Но все же позвали князя со всем родом, а зачем?

Остаётся лишь одна реальная причина-завоевание новых территорий! Вполне вероятно, что сначала попробовали сами, но «процесс не пошёл».

А вот с приходом Рюрика дело сдвинулось, да ещё как! Следует понимать, что референдумов никто не проводил, затею с князем наверняка провернула правящая верхушка. Собственно, никому кроме них, Рюрик был не нужен.

Имеются летописные свидетельства, что правителем он был не слишком добрым и имели место серьезные, кровопролитные восстания.

Освоились варяги быстро и начали присоединять все, до чего смогли дотянуться. Где-то в этих походах, мимоходом взяли и Киев. «Присоединение» территории мало походило на какую-то церемонию, а скорее было рэкетерским наездом. Подъезжают ребята, «конны и оружны» и громко объявляют: кому, какого числа и куда доставить дань.

На этом все, расходитесь, товарищи. Если кто-то не понимал или обнаруживались «конкуренты», доставались мечи и происходило вразумление неразумных. Как уже говорилось выше, варяги были одними из лучших воинов мира, поэтому сопротивление если и было, удачных примеров в летописях не упомянуто.

В это время ещё не существует никакой Руси, но викинги рванули в Византию…

Как метко подметили византийцы, русь поработила все близлежащие племена и устремила свои взоры к Византии. Первый набег был удачным. Ромеи были заняты войной и в тылу войск не оставили.

Из первых письменных источников, упоминавших о вторжении, можно легко понять, что слово русь, летописцы применяют не по отношению к государству, а непосредственно к людям, напавшим на Византию. И они их однозначно отождествляют с викингами.

Собственно, даже Вещий Олег на самом деле был Хлгом, а Игорь-Ингером. Именно так они записаны в западных, восточных и византийских источниках.

Совет

Имеет место любопытный момент. После первого набега (предположительно) в Константинополь прибывают послы от Рюрика. Чего-то там обговорили и попросили их отправить кружным путём, дескать разбойники лютуют и вообще дорога плохая. Добренький Феофил отправил этих послов со своими в империю франков.

Но местный император сильно засомневался, что эти бравые ребята кого-то могут испугаться и разумно предположил, что никакие они не послы, а обычные шпионы. Высока вероятность, что именно так и было. Поэтому франк решил себя обезопасить и запер всех в клетку.

Возможно спас свое государство от вторжения викингов с востока.

Это событие попало в хроники и знаменательно ещё и тем, что впервые появился термин «россы». Дело довольно простое, в византийской речи не было звука «у», поэтому русы и стали россами. А впоследствии и страну русов-росов, византийцы стали звать Россией. Так что и это название пришло к нам из-за рубежа.

В летописях франков чётко отмечено, что к ним прибыли скандинавы из племени русь, по-византийски россы. Однако, сами франки их именовали русами. Стоит объяснить, откуда появилась вторая буква «С». Ответ так же простой. В латинском языке, при написании с одной буквой «S», получился бы звук «З» или «Ж». Поэтому не росы, а россы.

Так и закончилось первое знакомство.

Новому ромеи совсем не обрадовались, прибыл Олег. Нужно отметить, что в этом походе, если верить Нестору и константинопольским летописцам, участвовали уже не одни варяги , а практически все славянские племена. И это событие стало переломным. В Византии постепенно стали называть россами всех, кто живёт под властью Олега.

Ромеи справедливо полагали, что за Чёрным морем нет никакого государства и их довольно жестоко поправили мечами. Конечно, в Византии считали славян и россов варварами. Тогда же родилось и отождествление их со скифами, такими же варварами, ранее проживавшими в том же направлении.

Сами славяне ничего не знали о скифах, но впоследствии, как и многие другие народы, пытались вывести свое происхождение от них.

С великим князем заключили великий мир. Но никто не вечен и Олег умер. Ставший самым главным Ингер (Игорь), собрал новое войско и по традициям викингов отправился грабить. Направлением выбрал Каспий. Средняя Азия вздрогнула, а русы появились в восточных хрониках. Причём, даже купцов они впоследствии различали, русь и славян не путали.

Обратите внимание

Здраво рассудив, что мировую византийцы подписывали с Олегом, а не с ним, Ингер решил попотрошить и ромеев. Но на сей раз они были готовы и флот грабителей потопили. Вернувшиеся домой оправдывались, что подлые греки их предательски сожгли издалека. Но надо думать, что мечи по побережью все же погуляли изрядно.

Византийцы ещё очень долго будут непременно справляться о здоровье дорогого Ингера. А когда узнали, что он решил пешим порядком довершить начатое, выслали ему столько даров, что войско повернуло домой… С этим событием связан ещё один любопытный эпизод. Некоторые византийцы называли это войско турками. Дело в том, что раньше, ромеи звали турками венгров.

Это чтобы было понятнее, как обманчивы бывают созвучия.

Собственно, именно походы Игоря Рюриковича закрепили за всеми его славянами название «россы» и страну их назвали Россия. А где же русские, наконец?! А их вообще-то не существовало вплоть до ХХ века! Начнём с самой «Руси». Все мы помним еще со школы про Киевскую Русь.

Но такого государства никогда не существовало. Это понятие ввели историки, надо же как-то обозначать. Существовали Киевская Русь, Новгородская Русь, Суздальская Русь и тд..

Само слово «Русь», по сути лишь обозначало некую область, которой правит прямой потомок Рюрика из племени русь и ничего больше.

Стоит упомянуть и «русичей». Данное слово встречается лишь в одном месте: «Слово о полку Игореве». К кому именно обращался князь понять сложно, но вряд ли он со всеми разговаривал.

Логично будет предположить, что обращение «русичи» и «русици» (так в оригинале по два раза), Игорь делал к своей личной дружине, которая в то время еще наверняка состояла из одних потомственных варягов, то есть из воинов племени русь.

Больше такого слова мы не находим нигде. «Русских» тогда попросту не существовало.

Важно

А как же тогда называли наших предков?! На Западе русинами или русаками (множественное число оставалось русь, аналогично чудь или весь), а те, кто перенял наследие Византии-россиянами или россиянцами, именно по отношению к народу и нации. Сами же себя называли роусами, а впоследствии россами или росами.

Поэтому наша страна издавна справедливо зовется Россией, ведь и жили в ней всегда россы. Слово же «русские» использовалось исключительно в словосочетаниях «русские люди», «русская земля», «русский человек» и тд.. Изначально относившееся к конкретному племени, значение постепенно перешло на всех жителей России. А позже исчезло и обязательное второе слово.

Вот так мы и стали русскими, живущими в России.

Подытоживая все вышесказанное, хочется дать ответ всем тем, кто использует историю в качестве инструмента нагнетания истерии и распространения идей национализма или сектантства. Славяне-язычники не были единой культурой и не несли общих традиций.

Они были древлянами или кривичами, словенами или чудью, а не русскими. Население времён «Киевской Руси» были суздальцами или новгородцами, киевлянами или рязанами, а не русскими. Лишь гораздо позднее они все стали россиянами.

Не русскими, а именно россиянами, ибо так они себя самоидентифицировали…

И напоследок, подарок украинским «историкам», слова из «Повести временных лет»: «Афетово же колѣно: Варязи, Свеи, Урмане, Готѣ, Русь, Аглянѣ, Галичанѣ, Волохове, Римлянѣ, Нѣмци…».

Да, господа украинцы, даже в древности россияне ваш новый идол от Руси отделяли в отдельную нацию, простите за тавтологию.

Не нужно насиловать историю, потому что рано или поздно история изнасилует вас!

Источник

Опубликовал: Василий Смирнов

Источник: https://hystory.mediasole.ru/rus_iznachalnaya_otkuda_est_poshla_russkaya_zemlya

«Откуда есть пошла Русская земля» — Академия «Фомы»

Феликс Разумовский, историк, писатель, телеведущий

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Если задаться вопросом, а что для России самое важное, самое главное, что определяет ее бытие, прежде всего конечно культурное бытие. То ответить на этот вопрос не сложно, достаточно посмотреть на карту.

Конечно пространство, территория, а точнее – это не территория, это земля.

И то, что Россия обладает таким пространством и такой землей – это конечно наш величайший дар и одновременно величайшее испытание для нас, потому что освоить, охранять и просто жить на такой земле – это большая проблема, как теперь говорят – вызов.

Почему это действительно понятие важное, центральное? О нем ведь, тем более сегодня почти никто не говорит, а слово «земля» имеет трактовку, как какой-то ресурс, то, что можно продать и так далее.

Совет

Дело в том, что все важные понятия в жизни, они принадлежат не к событийной, а к обиходной культуре. То есть это настолько внутри, это настолько внутри, это настолько как-то помещено в наше сознание, в наше такое культурное дыхание, что об этом не нужно говорить.

Но поскольку вот это сознание мы успели как-то за свою жизнь национальную растранжирить, то говорить об этом приходится.

Читайте также:  Славяне и их соседи в древности

И вот первое, о чем нужно сказать – это знаменитое слово о погибели земли русской. Дело в том, что о вещах обиходных, о том, что самое важное для человека, он начинает говорить в минуту опасности, в минуту беды, катастрофы и вот так было в 1238 году – орды Батыя, сметая все на своем пути, как такой огненный вал, катились по Руси.

Все поддавалось разрушению – города, села, храмы, замечательная великая культура. И вот как это событие осмысляет современник, о чем он говорит и о чем прежде всего скорбит – это чрезвычайно важно.

Я прочитаю те слова, которые конечно каждый русский человек помнит и знает и все-таки с них, наверное, нужно начать: «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями…» Вот понимаете, ни о потерях экономических, ни о политических коллизиях, ни ВВП – ничего подобного – красота земли, вот о чем говорит русский человек начала XIII века в пору наивысшей опасности. То есть он говорит о главном.

Чтобы именно это понятие, вот такое восприятие жизни. Значит, я еще раз остановлюсь на этом, земля – это прежде всего красота окружающего пространства, это люди, которые живут в этом пространстве и это вера, которая все и вся освещает. Потому что я процитировал конечно далеко не полностью «Слово о погибели земли Русской».

Это понятие нужно было как-то утвердить в культуре и в жизни. Это конечно было сделано не сразу, на это ушли столетия. Но вот важный шаг на этом пути, на пути такого утверждения.

Этот шаг был сделан в 1112 году, монах, который подвязался в одном из древнейших русских монастырей в Киеве в Печерском монастыре, он за два года до своей кончины – это монах Нестор – закончил сочинение, которое тоже относится к пантеону важнейших русских культурных текстов. Это сочинение историческое, он написал историю.

Он конечно не первый пытался осветить историю той жизни, которая на Руси в это время существовала, но мы запомнили именно его. А назвал он свой труд и конечно название определяет его смысл «Се повести временных лет, откуда пошла есть Русская земля, кто первое в Киеве нача княжити и откуда Русская земля стала есть».

Обратите внимание

Такую историю мы конечно не привыкли осмыслять, не привыкли с ней работать что ли, потому что после XII века в русской культуре были другие исторические своды, ну, прежде всего «История государства Российского» Карамзина, там истории политические, социальные, потом настало время таких классовых историй. И только наш первый летописец, наш замечательный святой Нестор написал историю Русской земли. Это как вообще такое завещание всем нам, что храните свою землю, берегите ее, сохраняйте, потому что это то, что для вас важнее всего.

Почему это важнее действительно? Потому что это понятие позволило объединить самых разных людей, живущих на Восточно-Европейской равнине. Здесь жили люди, принадлежавшие к разным этносам, и угро-финны, и славяне, пришедшие, как известно с запада, и не только они.

И вот это понятие «Русская земля» оно всех объединяло.

Если бы Нестор написал историю рода племени, историю какого-то княжеского рода, или историю главного города страны, он бы при этом кого-то выделил, кто-то стал бы первым, кто-то стал бы в подчиненное какое-то положение.

Вот идея Русской земли, она объединяла всех.

Это то, что является фундаментальным русским понятием, потому что другие цивилизации и в первую очередь цивилизации Западной Европы, объединяют людей, которые входят в эти цивилизации все-таки прежде всего на основе идеи рода, идеи этноса, то есть на такой исключительно национальной основе. Россия, русская цивилизация объединила людей не на этнической и национальной основе, а на основе этой украшенной, возделанной и оберегаемой земли.

Источник: http://academy.foma.ru/otkuda-est-poshla-russkaya-zemlya.html

А кузьмин — откуда есть пошла русская земля — века vi-x (книга 1)

Здесь можно скачать бесплатно «А кузьмин — откуда есть пошла русская земля — века vi-x (книга 1)» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Откуда есть пошла Русская земля — Века VI-X (Книга 1)» читать бесплатно онлайн.

Кузьмин А Г

Откуда есть пошла Русская земля — Века VI-X (Книга 1)

Кузьмин А. Г.

Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1.

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Откуда есть пошла Русская земля?» Почти тысячу лет назад этим вопросом задался один из первых летописцев, составляя «Повести временных (т. е. минувших) лет». Летописец жил в Киеве, отождествлял себя с потомками издавна проживавшего здесь племени полян, которых и считал собственно «русью»*.

Он пересказал предания о том, как теснимые волохами славяне, и в их числе поляне-русь, покинули Норик — римскую провинцию, расположенную между верховьями Дравы и Дунаем по соседству с Паннонией (нынешняя Западная Венгрия). Славяне разошлись по разным землям и обосновались на новых местах. Поляне-русь при этом заняли лесостепную область в Среднем Поднепровье. Когда это было, летописец не знал.

Не пояснил он и того, кто такие волохи, поскольку современники его и так знали, о ком идет речь.

_______________

* В дальнейшем читатель встретится с разным написанием термина

«русь» — «Русь», «Руссия», «руссы», «россичи», «рось», «русы» и др.

Дело в том, что этот термин по-разному употребляется в документах,

даже в одних и тех же (например, в «Повести временных лет»), в

зависимости от того, какое значение ему придавалось. В предлагаемом

издании данный термин в географическом и политическом значении

пишется с прописной буквы — «Русь», «Руссия» и др., а в этническом

со строчной: «русь», «рось» и др. В документах же в основном

сохраняется орфография самого источника.

А некоторое время спустя в Новгороде возникла другая версия о начале Руси. Новгородский летописец настаивал на том, что русь — это варяги и сами новгородцы происходят «от рода варяжска».

Приходят варяги-русь с Варяжского — Балтийского — моря сначала в северо-западные земли и лишь потом спускаются к Среднему Поднепровью.

И первым князем «русским» был вовсе не Кий, как уверял киевский летописец, а Рюрик, которому определены и годы правления: 862-879.

Спор летописцев продолжался вплоть до конца XI — начала XII века. А потом в летописных сборниках — сводах оказались обе версии. Что-то в ходе полемики было опущено спорящими сторонами, что-то добавлено для связи позднейшими летописцами-сводчиками. Потомкам же достались разные версии с отголосками жаркого некогда и не вполне понятного позднее спора.

Со временем было забыто, чем возбуждались страсти. В течение ряда веков летопись переписывали со всеми противоречиями и полемическими выпадами летописцев друг против друга, и текст ее застыл как бронзовое изваяние, отлитое по недоделанной и частично разрушенной форме. К атому застывшему тексту долгое время и обращались в поисках истоков Руси.

Важно

Одни принимали версию, что русь — это поляне, другие признавали русь варяжским племенем. Так разделились приверженцы южного и северного варианта начала Руси. При этом сторонники первого разошлись в определении этнической природы южной руси, а сторонники второго — в вопросе о том, кто такие «варяги», где они жили, на каком языке говорили.

Русские источники позднего средневековья (XVI-XVII вв.) помещали варягов по южному берегу Балтики. В годы бироновщины (30-е гг. XVIII в.) 3. Байером и позднее Г. Миллером была выдвинута гипотеза, что под варягами следует разуметь скандинавов, а под варягами-русью шведов.

Так родилась «норманская теория», имеющая многих приверженцев и в современной литературе исторической, лингвистической, археологической.

Ожесточенность спора о начале Руси на протяжении двух с половиной столетий проистекает из-за политической важности вопроса. Не случайно, например, Гитлер, Гиммлер, Геббельс включились в полемику, разглагольствуя о народах «способных» и «неспособных» к поддержанию «порядка», к созданию собственной государственности.

«Организация русского государственного образования, — распалялся Гитлер в «Майн кампф», — не была результатом государственных способностей славянства в России; напротив, это дивный пример того, как германский элемент проявляет в низшей расе свое умение создавать государство… В течение столетий Россия жила за счет этого германского ядра своих высших правящих классов».

А отсюда следовал и практический вывод: «Сама судьба как бы хочет указать нам путь своим перстом: вручив участь России большевикам, она лишила русский народ того разума, который породил и до сих пор поддерживал его государственное существование». Идеи эти внушали в памятке немецкому солдату, инструкции сельским управляющим на оккупированных территориях и т. п.

Подобные представления и поныне бытуют в изданиях на Западе (главным образом в ФРГ, Англии, США), и поныне они несут ту же идейную нагрузку.

В полемике всегда существует тенденция занять противоположную позицию. Норманисты изначально писали о «дикости» и неорганизованности славян, отсутствии у них наследственной княжеской власти, неразвитости язычества. Возражая им, антинорманисты XVIII-XIX веков искали доказательства относительно высокой культуры славян, приверженности их к своим наследственным владетелям и т. п.

Марксистская методология привнесла иную ценностную шкалу, поставила иные вопросы. Напрочь снимались рассуждения о «способных» и «неспособных» народах, о чем бы ни шла речь.

Отличия народов друг от друга не могут оцениваться понятиями «лучше» или «хуже», даже когда очевидно стадиальное различие: ускоренное или замедленное развитие одних и тех же явлений. Это в особенности относится к вопросу о времени возникновения государства и его характера.

Совет

Дело в том, что государство не является единственно возможной формой организации. Более того, государство согласно марксистско-ленинскому учению неизбежное зло, предохраняющее от еще большего зла в условиях резкого размежевания классов и социальных групп.

Идеальная же форма организации — самоуправление. Оно существовало в доклассовом обществе, и к нему общество вернется с ликвидацией классов.

Форма государства во многом зависит от традиций догосударственного строя того или иного народа. Традиции эти живут очень долго, и мы даже не представляем сейчас, в какую глубокую древность уходят многие наши правила общежития.

Очень долго первичной формой организации был род или большая кровнородственная семья. Затем их вытесняют территориальные формы организации, в основе которых лежит территориальная община.

У разных народов заметно различались и формы родовой организации, и характер территориальной общины, и время вытеснения первых вторыми. А эти древнейшие формы организации неизбежно влияли на последующие.

Поэтому мы не сможем понять специфики государственной системы на любой территории, если не учтем тех форм, в которых социальная организация существовала у проживавших на этой территории племен и пародов до образования государства.

Давно было замечено, что, не познав прошлого, нельзя познать самих себя. Указывалось также и на то, что о прошлом мы многое узнаем, задавая самим себе вопросы о том, что мы есть. Но пути познания и того и другого исключительно сложны.

Мы все больше познаем, но никогда не в состоянии до конца исчерпать предмет. Особенно трудны для понимания, конечно, древнейшие эпохи. Сведений о них сохранилось мало, а круг вопросов, подлежащих решению, много шире, чем при обращении к современности или к недавнему прошлому.

Обратите внимание

Почти по всем этим вопросам среди ученых, в том числе и советских, существуют расхождения, и читателю приходится мириться с их неизбежностью.

С такими расхождениями и противоречиями читателю придется встретиться и в данном издании, в котором некоторые вопросы сознательно оставлены открытыми в силу того, что они еще не решены или даже не изучены исторической наукой.

Совсем не случайно, что исторические романы тем менее достоверны, чем глубже эпоха, в которую опускается писатель. Чтобы быть настоящим художником, писатель должен понять, вокруг каких проблем идет спор между специалистами, почему спорные вопросы не поддаются однозначному решению.

Он не может просто присоединиться к одному из мнений. Ему приходится становиться равноправным участником дискуссии и привносить свое самостоятельное прочтение источников и проблем.

Когда речь идет о прошлом, тем более об отдаленном прошлом, нельзя руководствоваться нравственными нормами и психологией нашего времени. Обязательно надо понять, чем люди жили в то время, о котором пишет писатель.

Вместе с тем у писателя есть и определенное преимущество по сравнению с учеными. Оно заключается в особом, художественном способе познания, которым специалисты часто пренебрегают как «неточным».

Практически необозрим круг источников и знаний, необходимый для овладения такой темой, как становление русской народности и государства. И по существу, только один писатель сознательно решился на это — Валентин Дмитриевич Иванов (1902-1975).

Валентин Дмитриевич родился в городе Самарканде в семье учителя. Он учился в гимназии, много читал. Закончить образование, однако, не удалось: надо было работать. Семнадцати лет Валентин Иванов добровольцем вступает в Красную Армию, участвует в боях за Советскую власть.

Вскоре, как не достигшего восемнадцати лет, его демобилизуют, и начинается богатая событиями трудовая жизнь. Разными профессиями приходилось овладевать молодому рабочему, на многие стройки и предприятия попадает он по зову сердца или велению времени.

И всюду его ценят как знающего практика, умелого руководителя.

Источник: https://www.libfox.ru/31058-a-kuzmin-otkuda-est-poshla-russkaya-zemlya-veka-vi-x-kniga-1.html

Ссылка на основную публикацию