Отечественная война 1812 г. минимум для егэ

Подготовка к ЕГЭ по истории. Отечественная война 1812 года в картографическом и иллюстративном материале

Отечественная война 1812 года в картографическом

и иллюстративном материале

Автор:

Зайцева Марина Владимировна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СШ №3» городского округа г. Урюпинск Волгоградская область

Александр I и Наполеон Бонапарт

Переправа наполеоновской армии через Неман

Александр I и Наполеон Бонапарт

Смоленское сражение

Михаил Богданович Барклай-де-Толли

Пётр Иванович Багратион

Александр Петрович Тормасов

Смоленское сражение

Михаил Илларионович Кутузов

«Военный совет в Филях»

Алексея Кившенко

«Сохранив Москву, Россия не сохранится от войны, жестокой, разорительной. Но сберегши армию, еще не уничтожаются надежды отечества» Барклай де Толли

«Доколе будет существовать армия и находиться в состоянии противостоять неприятелю, до тех пор сохраним надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожится армия, погибнут и Москва, и Россия» Михаил Илларионович Кутузов

Отечественная война 1812 -Наполеон смотрит на пожар Москвы

1

Медаль «В память отечественной войны 1812 г.»

Александровская колонна

Набор монет «200 лет победы России в Отечественной войне 1812 г.

Практическая часть

1

1

Напишите имя полководца, осуществившего вторжение войск на территорию России, обозначенное на схеме стрелками.

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1»

Напишите цифру, которой обозначено место, где в период данного вторжения русская армия расположилась в укреплённом лагере, получив отдых и возможность пополнить материальную часть и живую силу.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) 4 августа сразу же после вручения ноты с объявлением войны начались боевые действия против России; 2) вторжение Великой армии в пределы Российской империи началось с переправы по наведённым мостам через пограничный Неман; 3) план неприятеля разгромить рассредоточенные русские войска поодиночке был успешно осуществлен; 4) одним из главных событий, обозначенных на схеме, было генеральное сражение, исход которого и та, и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою победу, имея на то основания 5) военные действия, обозначенные на схеме стрелками, продолжались около двух лет; 6) в результате событий, обозначенных на схеме, армия вторжения заняла Москву без боя

Обратите внимание

Какие суждения о марках, изображенных на фотографии, являются верными? 1. События запечатленные на марках происходили в годы правления Александра I 2. В результате событий, обозначенных на марках, армия вторжения заняла Москву без боя 3. Противником России в событиях отраженных на марках была Германия. 4. События запечатленные на марках происходили в последней четверти XIX века. 5. Характер войны запечатленной на марках носил многонациональный.

Какие суждения о монетах, изображенных на фотографии, являются верными? 1. Событие отраженное на фотографии носило освободительный характер. 2. Один из персонажей изображенный на монете стал первым полным кавалером  ордена Святого Георгия . 3. Данный юбилейный набор выпущен к 200-летию совершения заграничных походов. 4. События запечатленные на монетах происходили в годы правления Александра II 5. Противником России в событиях отраженных на монетах была Англия.

Какие суждения о монументе, изображенном на фотографии, являются верными? 1.Монумент был создан в память об Отечественной войне 1812 года. 2. В настоящее время монумент находиться в Москве 3. Автором монумента является Огюст Монферран 4. Колонна была открыта к 100-летию войны, в 1912 г. 5. Ангел на вершине колонны изображает императора Николая, при котором памятник был поставлен.

Источник: https://multiurok.ru/files/podghotovka-k-iege-po-istorii-otiechiestviennaia-v.html

Отечественная война 1812 г

На европейском континенте на рубеже XVIII-XIX в.

в связи с претензиями французского императора Наполеона I Бонапарта на европейское и мировое господство складываются антифранцузские коалиции, в которых активное участие принимает Россия.

Военные неудачи коалиционных войск под Аустерлицем (1805), под Фридландом (1807) вынудили императора Александра I присоединиться к Тильзитскому миру и континентальной блокаде Англии.

Отечественная война 1812 г. является крупнейшим событием русской и всемирной истории. Ее возникновение было вызвано стремлением Наполеона достичь мирового господства.

Причины войны:

— Нарушение Россией условий Тильзитского мирного договора по континентальной блокаде Англии.

— Стремление Франции расчленить Россию, превратить ее в рынок сырья и рабочей силы.

— Россия была главным препятствием на пути Наполеона к мировому господству.

— Превращение герцогства Варшавского в плацдарм для нападения на Россию.

— Отказ Наполеону Бонапарту, когда он просил руки сестры Александра I.

В назревавшем военном конфликте обе стороны вынашивали завоевательные планы. Однако в целом для русского народа война носила освободительный, отечественный характер. В ней приняли участие не только кадровая армия, но и широкие народные массы.

Соотношение сил

Наполеон собрал значительную армию (прекрасно вооруженные и обученные войска, закаленные в предшествующих войнах). Их возглавляла плеяда блестящих маршалов и генералов: Даву, Бертье, М. Ней, И. Мюрат и др. Уязвимым местом армии был ее пестрый национальный состав.

Россия с 1810 г. вела подготовку к войне. Ей удалось создать современные для того времени вооруженные силы, мощную артиллерию, которая, как выяснилось в ходе войны, превосходила французскую. Войска возглавляли талантливые военачальники — М. И. Кутузов, М. Б. Барклай‑де‑Толли, П.

И. Багратион, А. П. Ермолов, Н. Н. Раевский, М. А. Милорадович и др. Они отличались большим военным опытом и личным мужеством. Преимущество русской армии определялось патриотическим воодушевлением всех слоев населения, большими людскими ресурсами, запасами продовольствия и фуража.

Важно

Недостатком можно считать то, что русские войска на западной границе были разделены на три армии: 1‑я — под командованием М. Б. Барклая‑де‑Толли — прикрывала петербургское направление, 2‑я — во главе с П. И. Багратионом — защищала центр России, 3‑я — генерала А. П. Тормасова — располагалась на южном направлении.

Планы сторон

Наполеон: захватить значительную часть русской территории вплоть до Москвы и подписать с Александром новый договор, чтобы подчинить Россию; не дать соединиться рассредоточенным русским силам и решить исход войны в одном или нескольких приграничных сражениях.

Александр I: не идти с Наполеоном ни на какие компромиссы, перенести военные действия на территорию Западной Европы; в случае поражения — отойти в Сибирь (вплоть до Камчатки), чтобы оттуда продолжать борьбу.

Стратегических военных планов у России было несколько. Соотношение сил заставило русское командование избрать стратегию активной обороны, т. е. отступление с арьергардными боями в глубь территории России.

Важно

Основные события

12 июня 1812 г. — французские войска переправились через Неман и вторглись на территорию России.

Июнь — июль — 1‑я и 2‑я русские армии отступали, вели упорные арьергардные бои с отдельными частями французов, изматывая и ослабляя противника, нанося ему значительные потери. Две главные задачи стояли перед русскими войсками — ликвидировать разобщенность (не дать разбить себя поодиночке) и установить единоначалие в армии.

22 июля — 1‑я и 2‑я армии соединились под Смоленском (был сорван первоначальный замысел Наполеона).

8 августа — Александр I назначил М. И. Кутузова Главнокомандующим русской армией. Это означало решение второй задачи. М. И. Кутузов принял командование объединенными русскими силами 17 августа. Он не изменил тактике отступления.

26 августа — Бородинское сражение. Наполеон придерживался наступательной тактики. Он намеревался прорвать оборону русской армии на флангах, окружить ее и окончательно разгромить. Взятие русских укреплений не означало победу Наполеона.

Потери с обеих сторон были огромные. Бородино явилось моральной и политической победой русских: боевой потенциал русской армии был сохранен, наполеоновской — значительно ослаблен. После Бородино русские войска начали отступление к Москве.

Важно

1 сентября — состоялся военный совет русского командования в деревне Фили. М. И. Кутузов вопреки общему мнению генералов принял решение оставить Москву. Французская армия вошла в нее 2 сентября 1812 г. М. И.

Совет

Кутузов, выводя войска из Москвы, осуществил оригинальный замысел — Тарутинский марш‑маневр. Занятие Москвы не принесло пользы Наполеону. Оставленная жителями (беспрецедентный случай в истории), она полыхала в огне пожаров, не было ни продовольствия, ни других припасов.

Французская армия была полностью деморализована и превратилась в сборище грабителей и мародеров. Ее разложение было настолько сильным, что у Наполеона оставалось только два выхода — или немедленно заключить мир, или начать отступление.

Но все мирные предложения французского императора были безоговорочно отвергнуты М. И. Кутузовым и Александром I.

7 октября — французы покинули Москву, надеясь разгромить русских и прорваться в неразоренные южные районы.

12 октября — у г. Малоярославец произошло кровопролитное сражение (стороны не добились решительной победы), но французы были вынуждены отступать по ими же разоренной Смоленской дороге.

Отступление французской армии ускоряло развернувшееся партизанское движение и наступательные действия русских войск. В партизанском движении участвовали: народные (крестьянские) партизанские отряды (А. Н. Сеславин, Г. М. Курин, Е.В. Четвертаков, В.

Кожина); специально организованные армейские партизанские отряды («летучие отряды») во главе с кадровыми офицерами (Д. Давыдов, А. Фигнер, А. Бенкендорф). На основании Манифеста Александра I от 6 и 18 июля 1812 г.

началось создание народного ополчения для обеспечения стратегических резервов и организации отпора французам. Наибольшее число ополченцев было создано в Московской и Петербургской губерниях.

Обратите внимание

На заключительном этапе войны М. И. Кутузов избрал тактику параллельного преследования. Серьезный урон был нанесен французам под г. Красным в начале ноября, когда из 50 тыс. человек отступающей армии более половины было взято в плен или пало в бою.

14-16 ноября — сражение при переправе через р. Березина довершило разгром французской армии. Наполеон бросил ее и тайно уехал в Париж. Приказ М. И. Кутузова по армии 21 декабря и Манифест царя 25 декабря 1812 г. ознаменовали завершение Отечественной войны.

Источники победы в войне 1812 г.:

— национально‑освободительный характер войны;

— патриотизм народов России;

— героизм русской армии, русского народа;

— военное искусство полководцев.

Значение Отечественной войны:

а) пробудила чувство национального самосознания русского народа и вызвала патриотический подъем в стране;

б) победа над французами стала первым шагом в освобождении стран Европы от наполеоновского владычества;

в) дала импульс к созданию выдающихся произведений литературы и искусства;

г) вызвала стремление к модернизации страны, приведшее в конечном итоге к восстанию декабристов в 1825 г.

Однако война нанесла существенный ущерб экономике России, который оценивался в 1 млрд рублей, погибло около 2 млн человек; многие западные районы страны были разорены. Все это оказало огромное негативное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России.

Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг

Январь 1813 г. — русская армия перешла западную границу и очистила от французов польские земли.

Февраль — март 1813 г. — освобождение от Наполеона Пруссии.

Апрель — май 1813 г. — смерть М. И. Кутузова, поражение союзных войск от Наполеона при Лютцене, перемирие с Францией.

Читайте также:  Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса

Июнь — сентябрь 1813 г. — формирование 5‑й антифранцузской коалиции (Россия, Пруссия, Австрия, Швеция, Англия), возобновление военных действий.

4-7 октября 1813 г. — «битва народов» под Лейпцигом, поражение Наполеона.

18 марта 1814 г. — взятие союзниками Парижа.

30 марта 1814 г. — отречение Наполеона от престола и его ссылка на о. Эльба.

18 мая 1814 г. — подписание Парижского мирного договора.

Важно

Венский конгресс (сентябрь 1814 — июнь 1815) принял основные решения: Франция лишена своих завоеваний, герцогство Варшавское разделено между Россией, Пруссией и Австрией. 14 сентября 1815 г. по инициативе Александра I был создан Священный союз (Россия, Австрия, Пруссия). Цель: сохранение европейских границ, установленных Венским конгрессом, борьба с революционным движением.

Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/otechestvennaya-voyna-1812-g.html

Тест по теме «Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии»

Тест по теме «Отечественная война 1812 года и заграничные

походы русской армии»

1. Главнокомандующим русской армии в начале войны 1812г. был

а) М.И.Кутузов

б) М.Б. Барклай де Толли

в) Александр I

г) П.И. Багратион

2. Вторжение Наполеона в Россию началось

а) 12 июня 1812г.

б) 26 августа 1812г.

в) 10 мая 1812г.

г) 30 октября 1812г.

3. Армия Наполеона насчитывала

а) 300 тыс. чел.

б) 700 тыс. чел.

в) 600 тыс. чел.

г) 800 тыс. чел.

4. Численность русской армии составляла

а) 600 тыс. чел.

б) 400 тыс. чел.

в) 800 тыс. чел.

г) 210 тыс. чел.

5. Целью Наполеона накануне Бородинского сражения было

а) избегание приграничных сражений

б) навязывание приграничных сражений

в) стремление подорвать наступательный напор противника

г) разгром армии противника и захват столицы

6. Манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны был издан Александром I

а) 5 декабря 1812 года

б) 25 декабря 1812года

в) 19 ноября 1812года

г) 26 октября 1812года

7. Итогом Бородинского сражения стало

а) победу одержала русская армия

б) сражение не принесло победы ни одной стороне

в) потери были незначительны с обеих сторон

г) победу одержали французы

8. Установите соответствие между армией и её расположением на западной границе

Армия

Расположение

А) 1-я армия Барклая де Толли Б) 2-я армия Багратиона В) 3-я армия Тормасова Г) корпус Витгенштейна 1) под Ригой ( прикрытие столицы) 2) на севере Литвы 3) на Волыни 4) на юге Литвы

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

9. Установите соответствие между датой и событием

Дата

Событие

А) сентябрь 1814 г. Б) 28 апреля 1813г. В) 19 марта 1813г. Г) 18 марта 1814г. Д) 14 сентября 1815г. 1) занятие русскими войсками Гамбурга 2) образование Священного союза 3) смерть М.И.Кутузова 4) Венский конгресс 5) вступление союзных войск в Париж

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

10. Установите соответствие между датой и событием Отечественной войны 1812 года

Событие

Дата

А) Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим Б) Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском В) Вторжение «великой армии» Наполеона в Россию Г) Бородинская битва Д) Манифест Александра I о победе России в войне с Наполеоном Е) Сражение под Малоярославцем. Начало изгнания французов из России Ж) Поражение русских войск в битве за Смоленск. Предложение наполеона Александру I о мире 1) 26 августа 1812г. 2) 25 декабря 1812г. 3) 4-6 августа 1812г. 4) 3 августа 1812г. 5) 12 октября 1812г. 6) 8 августа 1812г. 7)12 (24) июня 1812г.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

11. Установите соответствие между фамилиями исторических деятелей и их деятельностью

Исторические личности

Деятельность

А) П.И.Багратион Б) Д.В.Давыдов В) А.П.Тормасов Г) М.Б.Барклай де Толли Д) Герасим Курин 1) руководитель партизанского движения 2) командующий 1-ой армией 3) руководитель крестьянского партизанского отряда 4) командующий 2-ой армией 5) командующий 3-ей армией

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

12. Расположите в хронологической последовательности события

А) Бородинская битва

Б) Поражение русских войск в битве за Смоленск.

В) Тарутинский манёвр

Г) Вторжение «великой армии» Наполеона в Россию

Д) Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим

Е) Сражение под Малоярославцем

1

2

3

4

5

6

13. Выберите положения, относящиеся к причинам Отечественной войны 1812года

1) нарушение Россией условий Тильзитского мира

2) агрессивная внешняя политика Французской империи

3) откровенное стремление Наполеона к мировому господству

4) агрессивная внешняя политика Российской империи

5) личная неприязнь Наполеона Бонапарта к Александру I

6) неразрешимые противоречия между Россией и Францией

Ответ: _________________

14. Выберите положения, относящиеся к целям заграничного похода русской армии 1813-1814гг.

1) освобождение стран Западной Европы от французского владычества

2) завоевать славу

3) усиление влияния России в Европе

4) принять участие в коалиционных сражениях против Наполеона

5) познакомиться с культурой Западной Европы

6) окончательно покончить с захватническими планами Наполеона

Ответ: _________________

15. Прочтите отрывок из текста и определите, о ком идёт речь.

Мнение историка Е.В.Тарле.

« Конечно, коренной из всех его… ошибок была ошибка, происшедшая из полного незнания и непонимания русского народа.

Совет

Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идёт о защите родины… Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю. Все это …. узнал слишком поздно».

Ответ: ___ ______________

ОТВЕТЫ:

1. в

2. а

3. в

4. г

5. г

6 б

7. б

8.

А

Б

В

Г

2 4 3 1

9.

А

Б

В

Г

Д

4 3 1 5 2

10.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

6 4 7 1 2 5 3

11.

А

Б

В

Г

Д

4 1 5 2 3

12.

1

2

3

4

5

6

Г Б Д А В Е

13. 2,3,6

14. 1,3,6

15. Наполеон

Источник: https://doc4web.ru/istoriya/test-po-teme-otechestvennaya-voyna-goda-i-zagranichnie-pohodi-ru.html

сайт учителя истории и обществознания — задание ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812

ДАТЫ И СОБЫТИЯ. Напишите последовательность событий 1812 года и дату события.

  1. Совет в Филях

  2. Русская армия покидает Москву

  3. Венский Конгресс

  4. Смоленское сражение

  5. Тарутинский маневр

  6. Дрисский лагерь

  7. Переправа на реке Березине

  8. Бородинская Битва

  9. Бой под городом Малоярославцем

  10. Битва народов

  СВИДЕТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕНИКОВ.

   Ниже приведены впечатления участников Бородинского сражения. Определите, кому из указанных лиц они принадлежат.

  1. Наполеон

  2. Французский офицер

  3. Русский унтер-офицер Тихонов

  4. Русский офицер Глинка Ф.Н.

  1. «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали в нем себя достойными одержать победу, а русские стяжатели право быть непобедимыми»

  2. «Нет друг мой! Ни берега Дуная и Рейна, ни поля Италии, ни пределы Германии давно, а может быть, и никогда еще не видали столь жаркого, столь кровопролитного и столь ужасным громом пушек сопровожденного сражения! Ни только русские могли устоять: они сражались под отечественным небом и стояли на родной земле.»

  3. «Горькая, сударь, артиллерийская служба, самая тяжелая, палят по ним из пушек больше, чем по ком либо, и стрелки их донимают, подбивают пушки, ящики со взрывают, а тут либо пехота навалит, либо конница наскачет, ружья нет, отбивайся, как хочешь, а то жди: «Отцы, мол, родные, выручите»»

  4. «Неприятельские солдаты, занимавшие редут, предпочли погибнуть, чем сдаться, та же участь постигла и командовавшего ими генерала, если бы уважение перед его храбростью не спасло ему жизнь»

  ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ. Отметьте причины, вызвавшие военное столкновение России и Наполеоновской Франции:

  1. Борьба Александра I с наследием Французской революции

  2. Несоблюдение Россией условия Тельзитского мира

  3. Столкновение России и Францией из-за проливов Босфор и Дарданеллы

  4. Разное отношение глав этих государств к польскому и германскому вопросам

  5. Желание Александра Iи Наполеона властвовать в мире и в Европе

  6. Борьба России и Франции за Кавказ и Среднюю Азию

  7. Союзнические обязательства России по отношению к Испании и Португалии

СВЯЩЕНЫЙ СОЮЗ – это:

  1. Уния (союз) католической и православной церквей

  2. Союз созданный монархами Европы для поддержания на континенте существующего положения

  3. Орган призванный наблюдать за Наполеоном на острове святой Елены

  4. Создание объединенных вооруженных сил Европы  с целью противостоять агрессии одной из стран континента против другой

ОШИБКА В ДОКУМЕНТЕ

Посол Наполеона в России о состоянии дел в начале Отечественной войны 1812 года: «Эта компания, которая столь блестяще велась от Немана до Вильно и от Вильно до Витебска, уже стоила армии больше выигранных сражений и дала ей самые необходимые ресурсы и продовольственные запасы».

НАЗОВИТЕ НЕ ДОСТОЮЩЕЕ ЗВЕНО

Вступление французов на территорию России – отступление русской армии — ? – Бородинское сражение – совет в Филях — ? – бой под Малоярославцем — отступление Наполеона – ? – Изгнание Наполеона

Источник: http://pozdnyakova.ucoz.ru/index/zadanie_otechestvennaja_vojna_1812/0-242

Сайт для учителей и учеников. | Сайт для учителей и учеников

Классный час «Спешите делать добро!»

Цель: формирование у учащихся нравственных категорий: доброта, милосердие, благотворительность.

Задачи:

²  формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

²  вспомнить историю благотворительности на Руси;

²  рассмотреть случаи благотворительности в жизни каждого.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация.

Ход классного часа:

Учитель: Время, в которое мы живём, многие называют бездушным, жестоким. Достаточно включить телевизор, как на зрителя с экрана потоком хлынут волны негативных сообщений: в новостях освещаются, в основном, различные происшествия и трагедии.

Фильмы (боевики, «ужастики», триллеры) приучают к мысли о том, как легко можно лишить человека жизни. Передачи, в которых бы главные герои отличались отзывчивостью и благородством, практически исчезли с экрана телевизора. Интернет – ещё более худший помощник в воспитании милосердия.

Невольно посещает мысль: действительно, наше время и люди, живущие сейчас, бессердечны.

Сегодня мы порассуждаем, так ли это? У нас не просто классный час, а урок благотворительности. Как вы думаете, какова этимология данного слова?

Ученики: благо – добро, творить – делать, т.е. благотворительность – «делание добра».

Учитель: Приведите однокоренные слова.

Ученики: благодарность, благодетель, благодеяние, благополучие.

Учитель:  По Владимиру Ивановичу Далю «благотворительный, о человеке – склонный к благотворению; обычно разумеют: готовый делать добро, помогать бедным; об учреждении, заведении: устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых и неимущих, или ради попечения об них»; и еще «благотворец, благотворитель, м.б. благотворница, благотворительница — ж. — благодетель, благоподатель; творящий, делающий добро другим».

Учитель: давайте послушаем одну из моих любимых музыкальных притчей в исполнении Светланы Копыловой: «Морские звёзды». (Слушают песню)

Любил один философ размышлять,

Гуляя в предрассветный час у моря,

О смысле жизни, радости и горе,

О том, зачем нам жить и умирать.

Однажды ночью был большой прилив –

На пляже он хозяйничал без меры —

Но наступил отлив, и вдруг весь берег

Усыпан стал плеядой звёзд морских.

И звёзды, оказавшись без воды,

Под солнцем обречённо высыхали,

Прощаясь с жизнью, горестно вздыхали

И ждали неминуемой беды.

Философ думал: так и наша жизнь

В одно мгновенье может оборваться.

Наверное, не стоит и пытаться

Разгадывать по звёздам высший смысл.

Вдруг видит он: какой-то мальчуган

Бросает в море гибнущие звёзды,

И на глазах у мальчугана слёзы…

Вот так придумал – звёздам помогать!

— Глупыш, ведь ты не сможешь всех спасти!

Тут высказал своё философ мненье, —

Твои попытки – что они изменят?

Здесь миллионы этих звёзд морских!

Спасатель обернулся на ходу,

Задумавшись лишь на одно мгновенье:

— Для этой – очень многое изменят, —

И бросил в море новую звезду.

— Вот для чего наверно стоит жить, —

Подумал вдруг растроганный философ.

Быть может, создал Бог морские звёзды,

В ребёнке чтобы жалость пробудить.

Обратите внимание

Учитель: Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд? Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не помо­жешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуж­дающихся»?

Ученики: высказывают мнения.

Учитель: Проведем т.н. «Мозговой штурм»: Какие действия человека можно отнести к благотворительным? (Приведите конкретные примеры)

Ученики: помощь пожилым людям, сиротам, инвалидам; сбор денежных средств для детского дома, организация концерта для детей детского сада; помощь бездомным животным, зоопарку; сбор донорской крови, спонсорство и т.д.

Учитель: сколько существует мир, столько же существует и добро. Вспомните из истории Российского государства какие благие дела совершались на Руси издревле до наших дней.

Ученики:

·—  — бесплатные обеды, которые устраивал князь Владимир после крещения Руси;

· — с незапамятных времён благотворительностью занимались монахи: в монастырях раздавалась бесплатная еда, оказывалась медицинская помощь;

·   -в бытность Петра I строились богадельни для стариков, инвалидов и детей-сирот;

· — в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. – многочисленные примеры благотворительности (воспитание чужих детей-сирот, делились последним, милость к пленным и т.д.).

Учитель: известные благотворители на Руси: (демонстрирует слайды с портретами)

Учитель: Примеры благотворительных дел русских предпринимателей: (демонстрирует слайды)

Учитель: ребята, а кто из вас сами получали ту или иную благотворительную помощь?

Ученики:

· — К. И. в составе делегации и Жигулёвска участвовал в Вахте Памяти, посвящённой Бородинскому сражению, а парадную форму ребятам помог приобрести один из спонсоров;

·  — С. М. на протяжении нескольких лет получает стипендию от Благотворительного Фонда «Созидание»;

· — ещё в 3-м классе один из родителей устроил для всего класса бесплатную поездку в «Аквапарк».

Учитель: Согласитесь: не менее приятно, чем получать какую-то помощь, оказывать её самим. Можете ли вы сказать, что и вам удавалось выступать в роли благотворителей?

Ученики:

· — например, П. С. участвовал в спортивных соревнованиях, сборы от которых шли на благотворительные цели;

· — ежегодно ребята из нашего класса участвуют в акции «Маленький принц» по уборке мусора с территории Самарской Луки;

· — вспомнили, как собирали игрушки для ребят из детского дома и книги для больных хосписа.

Учитель: послушайте индийскую сказку «Награда».

Как-то тигр охотился в джунглях и по­пал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

— Сжалься надо мной, человек! Выз­воли меня из неволи, я щедро тебя отбла­годарю.

Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выско­чил наружу и говорит:

  — Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

  Страшно стало путнику.

  — Ох, тигр, — сказал он, — неужели это и есть награда, которой ты хотел от благо­дарить меня за добро?

  — Она и есть, — ответил тигр.

  — Какая же это награда — платить злом за добро? — возразил путник.

  — Давай спросим кого-нибудь — на­града это или нет?

  Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

  — Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

— Злом! — ответило дерево. — Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои су­чья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.

 — Ну, теперь-то я тебя съем! — обрадо­вался тигр.

— Давай еще кого-нибудь спросим! ­взмолился путник. Прошли они еще не­много. Видят: на пустоши пасется корова.

  — Эй, корова! — окликнули они ее. ­- Скажи, чем платят за добро?

— Злом! — отвечает корова. — Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

— Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя! — Подожди немного! — попросил человек.- Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тог­да, нечего делать, ешь меня…

Важно

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спро­сили ее:

  — Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

  — Добром! — ответила птица. — Суди­те сами: утром люди, просыпаясь, наслаж­даются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем са­мым не давая нам погибнуть.

  Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Учитель: Сколько бы зла не было вокруг нас, надо видеть хорошее и самим стараться приумножить добро. Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать доб­рые поступки.

  В течение классного часа вы создавали плакат, отражающий тему нашего разговора. Пришло время посмотреть на ваше творение.

Ученики: рассматривают плакат, обсуждают, вывешивают в классный уголок.

Источник: http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=15360%3A2016-02-02-10-00-38&catid=52%3Ahistory&Itemid=68

Война 1812 г

Причины
войны:

1) произошло
столкновение двух властных императо­ров — Наполеона с его мечтой завоевания
всего

мира —
и Александра I, который никому не соби­рался уступать ведущей роли России в
Европе;

2)  
экономика России была подорвана нарушением тор­говых
отношений с Англией;

3)  
Наполеон нарушил условия Тильзитского мира и
создал на границах России новое герцогство;

4) сватовство французского императора к сестрам
Александра I Екатерине и Анне Павловнам было отвергнуто.

С 12 по
15 июня войска Наполеона форсировали Не­ман и вступили на территорию России.
Быстрое продви­жение французской армии нарушило планы русского ко­мандования
задержать ее силами де Толли и ударить во фланг группой Багратиона.

Александр I
решился на не­обычный шаг: он издал манифест с призывом создать на­родное
ополчение и указ о создании партизанских отря­дов. Война приближалась к
смоленской земле, и там на­чинали действовать партизанские отряды.

К Смоленску
подошли уже порядком подорванные силы французов.

Московское ополчение было
готово к выступлению. В конце июля у Смоленска русским армиям удалось
соединиться.

Назначение М. Кутузова

Совет

Московское
и Петербургское ополчения избрали Ку­тузова своим начальником, и Александр I,
не любивший замечательного полководца, вынужден был назна­чить его
главнокомандующим на радость всем.

22 августа главные силы
русской армии останови­лись у села Бородино на Новой Смоленской дороге, в 110
км от Москвы. На следующий день туда же подо­шли французы.

Бородинское сражение

26
августа 1812 г. началось Бородинское сражение. Основной удар обрушился на
войска Багратиона, насто­ящего героя и замечательного полководца. Багратион был
ранен, а армия закрепилась на новом участке.

Вни­мание французов отвлекла на
себя русская кавалерия во главе с казачьим атаманом М.И. Платовым и генера­лом
Ф.П. Уваровым. Три раза были предприняты атаки на прославившуюся своим
мужеством батарею Раевско­го. День закончился под грохот артиллерии.

Наполеон
приказал оставить ряд захваченных пунктов.

Атакующая сторона обычно
несет большие потери. Так было и на этот раз. Наполеон потерял около 60 тыс.
человек, а русская армия — 44 тыс. Умер от ран и от­важный Багратион, много
сделавший для победы.

Москва

Из-за
больших потерь Кутузов приказал утром 27 ав­густа отойти с поля сражения. Армия
подошла к Москве, из которой ушло почти все население. 1 сентября в деревне
Фили состоялся военный совет, на котором было решено сохранить армию, оставив
пустую и сожжен­ную Москву неприятелю.

В
Москве полыхал огромный пожар, и Наполеону не удалось поселиться в Кремле, а
французская армия оказалась на грани голода и гибели.

Русская
армия расположилась под Москвой, попол­няя свои резервы. Гордому Наполеону
пришлось само­му обращаться к Кутузову с предложениями о мире. В это время
партизаны и летучие кавалерийские отря­ды наносили существенные удары по
голодной фран­цузской армии. В октябре 1812 г.

Обратите внимание

наполеоновская ар­мия просто таяла
на глазах, страдая от холода, голода и ударов партизанских отрядов. Кроме того,
ей пришлось вести бои с регулярными частями армии Кутузова. За 3 дня боев под
селом Красным французы потеряли око­ло 20 тыс. человек. Огромные потери
наполеоновская армия понесла и при переправе у реки Березина.

После этого
Наполеон выехал в Париж, оставив свои войска.

Самым
известным партизаном был Денис Давыдов, поэт и гусар.
Прославились также отряд И. Дорохова и разведчик А. Фигнер.

Отечественная война 1812 г. была поистине народ­ной: созданные
в городах России ополчения объединили разные слои населения.

Война 1812 г. была
огромным несчастьем для Рос­сии: в пепел были обращены многие города; в пожаре
Москвы погибли драгоценные исторические реликвии; пострадали промышленность и
сельское хозяйство.

Но общая беда сблизила русских людей. Москва, находв- шаяся
в центре происходящих событий, повысила свое значение для России. М.И. Кутузов
стал настоящим на­циональным героем.

Русское общество взяло защиту страны в
свои руки и отстояло ее независимость.

Заграничные походы русских войск

Русская
армия тоже несла большие потери, пресле­дуя Наполеона, и Кутузов хотел после
победы при пере­праве вернуть армию обратно, но Александр I считал, что
французов надо разбить окончательно. Русские вой­ска возобновили военные
действия. Начался загранич­ный поход русской армии.

Большая
часть Польши была освобождена от фран­цузских захватчиков к весне 1813 г.,
после чего русская армия под командованием М.И. Кутузова вступи­ла в Пруссию и
освободила Берлин.

Но
дальше события развивались хуже для России: Наполеон сумел собрать новую армию,
а в апреле умер Кутузов. Русская армия потерпела ряд поражений, и за дело
взялись дипломаты.

Важно

В
результате разных переговоров в Европе появи­лась новая
антифранцузская коалиция, включавшая Россию, Англию, Пруссию, Австрию и
Швецию.

В
октябре 1813 г. произошло знаменитое Лейпциг­ское сражение. Оно вошло в мировую
историю как бит­ва народов. Всего в ней участвовало 500 тыс. человек.

Командовал
войсками союзников сам Александр I. Наполеон был разбит, но сумел выйти из
окружения. Союзные армии вступили на территорию Франции. Па­риж капитулировал,
а Наполеон был сослан на остров Эльба и отрекся от власти.

В 1814
г. в Вене был созван конгресс для решения о послевоенном устройстве. В
австрийскую столицу съе­хались представители 216 европейских государств. Глав­ными
из них были Россия, Англия и Австрия. Россий­скую делегацию возглавлял
император Александр I.

По
принятым на конгрессе решениям России перешла большая часть Польши вместе со
столицей Варшавой.

В 1815 г. русский,
прусский и австрийский правите­ли подписали договор о Священном союзе. В
дальнейшем к нему присоединилось большинство европейских монархов. На
протяжении многих лет Священный союз решал общие для Европы проблемы. Благодаря
этому долгое время поддерживался мир на континенте.

Декабристы

Русские
офицеры, участвовавшие в войне 1812 г. и заграничных походах, решили, что в
России следует все поменять к лучшему. Будущие декабристы называли себя детьми
1812 года. В стране начали создаваться тайные организации.

Первая из них
возникла в 1816 г. и стала называться «Союз спасения». В Союз входило всего
около 30 человек, в основном офицеры.

Совет

Своими задачами они ставили освобождение
крестьян от крепо­стной неволи и замену одного правителя на другого.

В 1821
г. возникло сразу два новых общества: Се­верное в Петербурге и Южное в
армейских частях на Украине.

Северное общество возглавила Дума, в которую вхо­дили Сергей Трубецкой, Никита Муравьев и Евгений Оболенский. Главным
документом организации стала «Конституция» , разработанная Муравьевым. Автор
этого документа хотел довести до конца реформы Александра I. Другие
представители Северного общества, особенно молодой Петр Каховский, хотели убить
царя, считая, что это улучшит положение России.

Русские
офицеры-декабристы искренне считали, что смогут изменить жизнь в стране,
облегчить положение крестьян и всех русских людей. Они стремились к сво­боде
для себя и всего народа.

Многие
русские офицеры — участники тайного дви­жения против царской власти были очень
образованны­ми людьми, получили хорошее воспитание и понимали, что Россия и ее
народ достойны лучшей жизни.

Северное
и Южное общества стремились к объедине­нию своих усилий, в результате
переговоров была на­значена дата совместного выступления против царя — лето
1826 г.

После
смерти Александра I в стране наступило меж­дуцарствие: прежний царь умер, а
новый, Николай I, еще не вступил на престол. Заговорщики избрали руко­водителем
Сергея Трубецкого и 14 декабря 1825 г. вы­вели на
Сенатскую площадь Московский полк и некото­рые другие мятежные части.

Большая
часть гарнизона присягнула новому импера­тору России Николаю I, поскольку
декабристы не сумели поднять на мятеж все военные подразделения. Император
лично отдал приказ стрелять по мятежным войскам.

Обратите внимание

Николай
I жестоко расправился с заговорщиками: пятеро были повешены, более 100 человек
отправлены на каторгу, в ссылку. Восстание декабристов было по­давлено.

Хронологическая таблица

■ 
1801—1825 г. — правление Александра I.

■ 
1802 г. — учреждение министерств.

■ 
1803 г. — Указ о «вольных хлебопашцах*.

■  
1806-1812 гг. — Русско-турецкая война.

■  
1807 г. — Тильзитский мир.

■  
1808—1809 гг.— Русско-шведская война.

■  
1812 г. — Отечественная война с французами. Боро­динское
сражение.

■  
1813—1814 гг. — заграничные походы русских
войск.

■  
1813 г. — Лейпцигское сражение.

■  
1825 г. — восстание декабристов.

Словарь терминов

Вольные
хлебопашцы
— крестьяне, освобожденные через выкуп.

Декабристы
— офицеры-дворяне, участники восста­ния 14 декабря 1825 г. на Сенатской
площади.

Конституция — основной
закон государства, опреде­ляющий его общественное и государственное устройство.

Источник: http://egeotvety.3dn.ru/publ/istorija/vojna_1812_g/3-1-0-53

Сочинение: Отечественная война 1812 года

Отечественная война1812 года

Великая Отечественная война 1812-1814гг. занимает особое место в истории нашего государства.

Она явилась испытаниемвсех материальных и духовных сил Российской империи и стала самой суровойпроверкой боевых качеств Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Народы самоотверженнозащищали свою Родину от нашествия Наполеоновской армии. Наши Вооруженные Силывыполняли также нелегкую, но благородную миссию освобождения народов Европы отнаполеоновского нашествия.

Причиныи характер войны

ВозникновениеОтечественной войны 1812 г. было вызвано стремлением Наполеона к мировомугосподству. В Европе только Россия и Англия сохраняли свою независимость. Несмотряна Тильзитский договор, Россия продолжала противодействовать расширениюнаполеоновской агрессии.

Особое раздражение Наполеона вызывало систематическоенарушение ею континентальной блокады. С 1810 г. обе стороны, понимаянеизбежность нового столкновения, готовились к войне. Наполеон наводнилГерцогство Варшавское своими войсками, создал там военные склады. Над границамиРоссии нависла угроза вторжения.

В свою очередь русское правительство увеличилочисленность войск в западных губерниях.

Соотношение силперед войной

Для армии Наполеона этавойна была захватнической и грабительской, для нашей же армии это былаОтечественная, справедливая, война в которой русский народ боролся за свободуРодины от порабощения .

Важно

Готовясь квойне против России, Наполеон собрал значительную армию – до 678 тыс. солдат.Это были прекрасно вооруженные и обученные войска, закаленные в предшествующихвойнах. Их возглавляла плеяда блестящих маршалов и генералов – Л. Даву, Л.Бертье, М. Ней и другие.

Ими командовал самый прославленный полководец тоговремени – Наполеон Бонапарт. Уязвимым местом его армии был ее пестрыйнациональный состав.

Немецким и испанским, польским и португальским,австрийским и итальянским солдатам были глубоко чужды захватнические планыфранцузского императора.

Деятельнаяподготовка к войне, которую Россия вела с 1810 г., принесла свои результаты. Ейудалось создать современные для того времени вооруженные силы, мощнуюартиллерию, которая, как выяснилось в ходе войны, превосходила французскую.Войска возглавляли талантливые военачальники – М. И.

Кутузов, М. Б. Барклай деТолли, П. И. Багратион, А. П. Ермолов, Н. Раевский, М. А. Милорадович и др. Ониотличались большим военным опытом и личным мужеством.

Преимущество русскойармии определялось патриотическим воодушевлением всех слоев населения, большимилюдскими ресурсами, запасами продовольствия .

Однако наначальном этапе войны французская армия численно превосходила русскую. Первыйэшелон войск, вошедших в пределы России, насчитывал 450 тыс. человек, тогдакак русских на западной границе было около 210 тыс.

человек, разделенных на триармии. 1-я – под командованием М. Б. Барклая де Толли – прикрывалапетербургское направление, 2-я – во главе с П. И. Багратионом – защищала центрРоссии, 3-я – генерала А. П.

Тормасова – располагалась на южном направлении.

Бородинскаябитва

Совет

После захвата Смоленска, чья упорная оборона города его жителями, позволила объединиться неподалеку отгорода, двум русским армиям, тем самым не позволив осуществиться планам Наполеона, который хотел не дать соединится русским армиям .

Под стенами Смоленскаобе русские армии соединились и по воле государя главное командование над нимибыло поручено князю Михаилу Илларионовичу Кутузову, только что возвратившемусяиз Турции, с которой был заключен мир.

Битва должна былапроизойти на обширном поле около села Бородино, в 108 верстах от Москвы.Здесьсошлась 100 000 русская армия со 130 000 армией Наполеона.Кутузов укрепилместность, занятую русскими войсками, при помощи земляных насыпей, установил наних пушки, а войска расположил так, чтобы отдельные части могли легко поспетьна помощь друг к другу .

26 августа 1812 года наполе около села Бородино, началось знаменитое Бородинское сражение.Французыразом ударили на правую и левую стороны русской армии, но их нападения былиотбиты и с той, и с другой стороны.В то время когда такая ожесточенная битвакипела по краям поля, Наполеон направил свои лучшие силы против центра русскойармии.

Если бы французам удалось овладеть здесь русскими укреплениями иудержаться в них, то битва была бы проиграна.Но генералы Раевский и Ермоловсобрали сюда все близстоящие полки и вступил в бой с неприятелем.

Укрепленияпереходили по шесть раз из рук в руки, и наконец французы были отбиты, но этототпор стоил русским страшных жертв » И солдаты умирали за царя и за Русьправославную, и их новые свежие ряды становились на место павших .

’’ К шестичасам вечера эта ожесточенная битва двух громадных армий длившаяся целыхдвенадцать часов, стала затихать – так ужасны были потери обеих сторон, но обестороны оставались на своих местах, готовые возобновить бой на следующий день.Но когда Кутузов узнал потери русской армии, он сразу же приказал отступать –и двигаться к Москве .

Кутузов, собрав насовет в Филях всех старших генералов, решил, что армии следует отступать заМоскву, отдав столицу неприятелю без боя, чтобы потом, отправившись исобравшись со свежими силами, вновь по нему ударить и наказать его за всебедствия, причиненные России .

Французы вМоскве

Второго сентябрярусские войска прошли через Москву и оставили ее, а французы вступили в древнююстолицу, покинутую и опустошенную.Все драгоценности, все казенное имуществовывезены, а все запасы приготовленные для войск, уничтожены .

Обратите внимание

Наполеон рассчитывал, чтонаселение города встретит его торжественно, как это было с ним в Вене, Берлине, но въехав в Москве он не увидел никакой торжественной встречи.

В тот же день, к вечеру, вспыхнул пожар, с начало один, затем второй, а на следующий деньМосква разом запылала во многих местах.Наполеон понимал, что город жгут самижители, лишь бы он не достался врагам во вей своей красе.

Тогда Наполеонпоспешил выбраться из города в один из загородных дворцов (в Петровский) иотсюда с ужасом смотрел, как пылала Москва, оставляя армию Наполеона безпристанища

Три дня горела Москва, а на четвертый день, на месте громадного густонаселенного города, вокругуцелевшего Кремля осталось только обширное пепелище.Враги не находили себепригодного жилья.

Пожар уничтожил и последние запасы, которые французы могли быотыскать в частных домах и лавках, и им сразу же пришлось заботиться опропитании.

Такое неустройство в войске неприятеля привело к гибельнымпоследствиям– нарушилось повиновение, и все войско мало-помалу обратилось вбуйное скопище, которое уже не было столь же грозным, как раньше .


Сражение на рекеБерезина

Сражение на Березине состоялась 26ноября 1812. Бой завершился со смешанным результатом. Французы понесли оченьбольшие потери, но сумели переправиться через реку и избежать ловушки. Срассветом началась переправа остатков французских войск через реку. Сневероятным трудом, мужеством и героизмом французским саперам удалось построитьдва моста через Березину.

На обоих берегах реки остатки Великой армии окружаливойска Российской армии. Французские солдаты с упорством и мужеством защищалимосты, а русские, с таким же упорством пытались их уничтожить.  Наполеоновскаяармия, понеся тяжелые потери, сумела прорваться сквозь сжимавшееся кольцоокружения, и не просто прорваться, но и отбросить, пытавшиеся атаковать еевойска.

Важно

Причины победыРуси

Важно

К поражению Наполеона и победы Руси ввойне привела совокупность факторов: всенародное участие в войне, массовыйгероизм солдат и офицеров, полководческое дарование Кутузова и другихгенералов, умелое использование природных факторов.

Источник: https://ronl.org/sochineniya/istoriya/114347/

Ссылка на основную публикацию