«осевое время» карла ясперса и «невидимая история» — история России
Научные обсуждения
«Осевое время» Карла Ясперса и «невидимая история»
«Невидимая история» представляет собой понятие, заимствованное современной политической наукой из оккультной ментальной сферы и герметического лексикона.
Поскольку форма существования такой истории не хронологическая, постольку ее ход подчинен не причинно-следственной детерминированности, а механизмам символического интерпретирования.
Основное событие этой истории объясняет внеисторический источник, который имеет структуру мифа.
При восприятии процессов «невидимой истории» важнее всего раскрыть смысл ее событий, а не устанавливать их последовательность. Главный смысл «невидимой истории» заключен в бесконечно повторяемом поиске первоначал: «исходная основа «невидимой истории» повторяет сказания основного мифа: церемонии посвящения ее осовременивают, как и магия, которая ее воскрешает» [1].
В периоды кризисов и перестройки, когда спонтанное и многофакторное воздействие внешней среды на массовое сознание лишает его устойчивых ориентиров, оно нередко обращается к феноменам «невидимой истории», находя в них следы заговора тайных сил, проявления трансцендентных влияний, наличие скрытых структур и т.п.
Обычно подобный поворот сознания определяется как «поворот к иррациональному». В подобное положение попадает не только обыденное массовое сознание, но и, всегда претендующее на рациональность, политическое сознание.
Социологическим условием подобного поворота мышления становится образование масс, наиболее подверженных (по сравнению с отдельными индивидами и органическими корпорациями) неконтролируемым влечениям и психическим регрессиям.
Предлагаемая К. Ясперсом концепция «осевого времени» включает в себя комплекс эмпирических событий, обусловивших резкий поворот человеческой истории, шедшей в направлении, которое в конечном счете привело ее к современному состоянию.
Синхронность и параллелизм такого поворота, зафиксированного в самых отдаленных частях света и различных культурах, вполне могут быть объяснены действием таинственных законов и высшей духовной потенции [2]. К.
Ясперс выражает уверенность, что «единые истоки человечества в начале доисторического времени столь же темны для нас, сколь темен будущий мир господствующего ныне на земном шаре человечества, которое, быть может, достигнет единства своего юридически упорядоченного, духовно и материально устремляющегося в бесконечность существования» [3].
Скачок человечества в историю может быть воспринят, как нечто непостижимое, как грехопадение, как вторжение чуждой силы: все, что создает историю, в конечном счете уничтожает человека: «история – процесс разрушения в образе некоего, быть может, грандиозного, фейерверка». Этот процесс необходимо повернуть вспять, вернуть к первоначальному блаженному состоянию человечества (К. Ясперс) [4]. Такова общая установка утопического и мифопоэтического сознания.
Именно такой тип мышления, наложенный на массу как его носителя, рождает представление о другой, «невидимой истории» человечества. Эпоха «осевого времени» подготовила предпосылки для нового прорыва, нового посвящения, в котором участвовали массы (сначала варварские, потом современные, цивилизованные).
Человеческие массы Запада стали воображать, что именно на них легла миссия формирования мира по тем проектам, которые оказались заложенными в их духе. Значимым здесь стало христианское мировоззрение, определившее саму модель истории и исторического процесса. Стадии грехопадения, откровения, искупления и последнего суда становятся стадиями истории.
никак не связанной с хронологией фактов и с профанным временем вообще.
Появляющаяся у человечества неудовлетворенность историей обусловлена осознанием наличия иной истории.
Рождается стремление прорваться к той точке, которая предшествует нашей истории, «возвышается над ней, к основе бытия, откуда вся история представляется явлением, которое никогда не может быть внутренне «правильным», прорваться туда, где мы как бы приобщимся к знанию о сотворении мира и уже не будем полностью подвластны истории» [5]. (К.
Ясперс с огорчением отмечает, что мы всегда находимся внутри истории и не располагаем вне ее архимедовой точкой опоры). Поверить в это – значит признать наличие другой неэмпирической, тайной истории, чего немецкий мыслитель сделать никак не хочет и не может.
К. Ясперс видит один из способов преодоления истории на путях в бессознательное, которое создает сам дух в своем движении по истории.
Он видит этот путь не в уклонении от истории или вознесении над ней, а в понимании истории в ее целостности: «Мы живем, не обладая знанием о единстве, но, поскольку мы живем, вырастая из этого единства, наша жизнь в истории становится надисторической» [6]. К.
Ясперс не желает выходить за пределы познаваемой истории, все подвергая проверке опытом и ощущением. Только пропущенная через сознание история остается историей.
Однако само это отрицание им другой истории, его борьба с ее смутными проявлениями, свидетельствуют о допущении таковой, хотя бы как факта.
Существование и влияние сакральной истории могут осуществляться лишь на основе веры, не поддающейся рационализированию, а вера может быть как истинной, так и ложной.
Прорвавшие «осевое время» и вышедшие на историческую арену массы не могут существовать без веры, – именно она, а не рефлексия и анализ, движет ими, и сам К. Ясперс это прекрасно показал.
Массовые психозы не могут быть объяснены рациональными мотивами. Но они – часть истории и значит – подчинены ее закономерностям. Некоторые, кажущиеся алогичными действия и факты также вписываются в своеобразные логические структуры, но это другая логика, она – та «хитрость разума», о которой говорил Г.-В.-Ф. Гегель. Здесь и разум, и логика иного порядка: они – атрибуты «невидимой истории».
«Невидимая история» через свои манифестации постоянно воздействует на историю земную, некосмическую. За каждой видимой причиной стоит причина невидимая. Закономерности этой истории не сводятся к причинно-следственным детерминациям: синхрония, аналогии, соответствия, как демонстрирует сам К. Ясперс феноменом своего «осевого времени», являются здесь определяющими факторами.
Эпоха масс и слепой техники – это прорыв «невидимой истории» в человеческий мир. Разум и рационализм не в силах осознать и сформулировать эти происходящие события, поскольку они выпадают из заранее заготовленной парадигмы.
Только при помощи традиционных (в истинном смысле этого слова) и архаических понятий, таких как «воздаяние», «апокалипсис», «грехопадение», могут быть описаны те разрушительные последствия, которые следуют за этим прорывом. Возврат к изначальному состоянию, Раю или Аду, сопровождается мифом о вечном возвращении.
Мифоэпическое сознание, толкующее о первоначалах и первоистоках, оказывается более действенным, чем рационалистическое планирование и прогнозирование, будучи путеводителем по «невидимой истории».
К. Ясперс размышляет: «Если придет новое осевое время, то только в будущем, подобно тому, как первое осевое время пришло лишь после того, как были открыты основополагающие условия человеческой жизни.
Но это новое осевое время, которое, быть может, явит собой единую, охватывающую весь мир действительность, мы представить себе не можем. Предвосхитить его в нашем воображении означало бы создать его. Никто не знает, что оно нам принесет» [7].
И это будет уже другим вхождением, это будет возвращение «осевого времени» в исходную для него и «невидимую историю».
- Настаф А. Мэтры оккультизма. СПб. 2002. С. 77–78.
- К. Ясперс цитирует В. Штрауса, толковавшего о действии тайного закона, однако не соглашается с подобной универсалистской трактовкой этого фактора. (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991. С. 45.).
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991. С. 54.
- Там же. С. 75.
- Там же. С. 277.
- Там же. С. 279–280.
- Там же. С. 114.
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности
Рекомендуем ознакомится: http://rl-online.ru
Источник:
1.1 Исторические этапы развития культур
Для понимания концепции К.Ясперса необходимо помнить, что он являлся представителем экзистенциалистской философии. Он полагал, что для понимания целей и задач культуры эмпирические и интеллектуальные метода не годятся. Наука слишком рациональна для постижения потустороннего.
Прорыв в потустороннюю подлинную реальность связан у Ясперса с «пограничными ситуациями». Находясь в этих ситуациях, человек вынужден делать выбор, имеющий решающее значение для его судьбы. По мнению Ясперса, подобные ситуации свойственны также истории и культуре Тукфатулина С.
Принцип «осевого времени» в исторической концепции Карла Ясперса // Ставропольский альманах Общества интеллектуальной истории. — 2003. — Вып. 3. — С. 154..
Обратимся теперь к одной из ключевых формулировок К.Ясперса, в которой выражена сама суть его подхода к периодизации и типологии культуры.
Он утверждает, что человечество четыре раза как бы отправляется от новой основы.
Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: «прометеевская» эпоха, эпоха «великих культур древности», эпоха «духовной основы человеческого бытия» («осевое время») и эпоха «развития техники»: «Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы.
Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем — от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру.
В четвертом — от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе»
Прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу, доисторию человечества, собственно история началась лишь около 5000 г. до н.э.
В доисторическую эпоху происходило «становление основных конститутивных свойств человеческого бытия», формирование человека «как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами,» закладывался фундамент человеческого бытия, его сушностная основа.
К этому, по сути дела, «докультурному» периоду относится «первое становление человека».
Отвечая на вопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, Ясперс выделяет «использование огня и орудий», «появление речи», «способы формирующего человека насилия над самим собой» (например, табу), «образование групп и сообществ», «жизнь, формируемую мифами». Начало истории, то есть уже собственно культурного развития, К. Ясперс относит к тому времени, «как существует передача опыта» Исаев И. «Осевое время» Карла Ясперса и «невидимая история» // Развитие личности. — 2004. — №3. — С. 238..
Развитие человека в доисторическую эпоху — это становление человеческой природы, формирование человека как вида путем наследования определенных качеств — в т.ч. закреплялись фундаментальные черты человека, которым не угрожает исчезновение (в то время как исторические качества приобретаются в ходе передачи опыта и могут быть утрачены).
Достояния этой эпохи очевидны — природа создала и отшлифовала настолько стабильный организм, что он не требует дальнейших усовершенствований и сегодня, ведь на протяжении исторического периода человек биологически не изменился Виггинс О., Шварц М. Влияние Эдмунда Гуссерля на феноменологию Карла Ясперса // Логос: Философский журнал. — 1998. — № 1.
Источник: https://valdvor.ru/periody/osevoe-vremya-karla-yaspersa-i-nevidimaya-istoriya-istoriya-rossii.html
Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи
Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.
К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д. Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации.
Так, выделяют виды искусства:
§ по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
§ по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
§ по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
§ по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
§ по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).
Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.
Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.
№ 34 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
В широком смысле культурология представляет собой комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры; другими слонами, это все те учения о культуре, ее истории, сущности, закономерностях функционирования и развития, которые можно найти в трудах ученых, представляющих различные варианты осмысления феномена культуры. Кроме того, культурологические науки занимаются изучением системы культурных институтов, с помощью которых осуществляются воспитание и образование человека и которые производят, хранят и передают культурную информацию.
С этой точки зрения предмет культурологии образует совокупность различных дисциплин, к которым относятся история,философия, социология культуры и комплекс антропологических знаний.
Помимо этого в предметное поле культурологии в широком смысле должны быть включены: история культурологии, экология культуры, психология культуры, этнология (этнография), богословие (теология) культуры.
Однако при таком широком подходе предмет культурологии предстает как совокупность разнообразных дисциплин или наук, изучающих культуру, и может отождествляться с предметом философии культуры, социологии культуры, культурной антропологии и других теорий среднего уровня.
В таком случае культурология лишается своею собственного предмета исследования и становится составной частью отмеченных дисциплин. Более взвешенным представляется подход, понимающий предмет культурологии в узком смысле и представляющий ее в качестве отдельной самостоятельной науки, определенной системы знаний.
При таком подходе культурология выступает как общая теория культуры, основывающаяся в своих обобщениях и выводах на знаниях конкретных наук, какими являются теория художественной культуры, история культуры и другие частные науки о культуре. При таком подходе исходным основанием выступает рассмотрение культуры в ее конкретных формах, в которых она проявляется как сущностная характеристика человека, форма и способ его жизнедеятельности.
Таким образом, предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы.
Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества.
При таком понимании предмета культурологии основными ее задачами являются:
§ наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее
§ сущности, содержания, признаков и функций;
§ изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
§ определение места и роли человека в культурных процессах;
§ разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
§ взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;
§ изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;
§ исследование развития отдельных культур.
Цель культурологии
Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которой формируется ее понимание.
Для этого необходимо выявить и проанализировать: факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов; связи между элементами культуры; динамику культурных систем; способы производства и усвоения культурных феноменов; типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды); культурные коды и коммуникации между ними. Цели и задачи культурологии определяют и функции этой науки.
Функции культурологии
Функции культурологии можно объединить в несколько основных групп по реализуемым задачам:
§ познавательная функция — изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, се структуры и функций, ее типологизации, дифференциации на отрасли, виды и формы, человекотворческого предназначения культуры;
§ концептуально-описательная функция — разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов;
§ оценочная функция — осуществление адекватной оценки влияния целостного феномена культуры, ее различных типов, отраслей, видов и форм на формирование социальных и духовных качеств личности, социальной общности, общества в целом;
§ объясняющая функция — научное объяснение особенностей культурных комплексов, явлений и событий, механизмов функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов;
§ мировоззренческая функция — реализация общественно-политических идеалов в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей;
Источник: https://megaobuchalka.ru/10/14193.html
Курс лекций по истории
Краткий курс конспектов лекций по истории России с таблицами и схемами:
Первобытность, славяне:
Первобытное общество как первый этап развития человечества и его периодизация
Как шло развитие первобытного общества
Восточные славяне в VI-VIII вв
Славяне из источников: занятия, быт, верования, взаимоотношения с соседями
Возникновение древнейших государств
Образование Киевской Руси:
Образование древнерусского государства и Проблемы возникновения государственности
Первые русские князья и их внутренняя и внешняя политика, Система управление землями
Принятие христианства на Руси и её значение
Состав категорий населения в Киевской Руси
Категория населения по Русской Правде и Правде Ярославичей
Культура киевской Руси
Философия истории Ясперса «Осевое время» Карла Ясперса и «невидимая история»
Феодальная раздробленность
Причины последствия феодальной раздробленности, плюсы и минусы
Прогресс и Регресс феодальной раздробленности
Крупнейшие земли во время феодальной раздробленности
Шведско-немецкая экспансия
Три основных княжества и их направления
Монголы (золотая орда) Иго и Русь
Причины, последствия нашествия монголов на Русь, хронология событий
Монгольский фактор в истории России
Военные секреты, отличия монголов
Изменение Русского языка
Золотая Орда и ислам
Московская Русь
Русь при Дмитрии Донском. Куликовская битва
Возвышение Москвы, направления политики Московский князей
Предпосылки объединения Русских земель
Москва — третий Рим
Культура Московской Руси XIV — XVII века
Феодализм в России, стяжатели и не стяжатели, феодальное землевладение
Этапы закрепощения крестьян
Великое княжество Литовское и Русь
Иван III:
Эпоха правления Ивана III
Правление Ивана III (1462-1505) и его сына Василия III (1505-1533)
Иван IV:
Внешняя политика Ивана IV Грозного и его царствование
Опричнина Ивана IV Грозного (её причины введения, сущность, реформы, цели, суть, итоги)
Смутное время с 1598 по 1613 годы:
Причины, итоги и хроника смутного времени
Качества Бориса Годунова, внутренняя и внешняя политика
Лжедмитрий I и его политика
Казачество в 14—17 вв. и его роль в Русской истории
XVII век:
Эпоха правления Михаила Федоровича
Приказы в 17 веке
Первопроходцы Сибири (освоение Сибири в 17 веке)
Формирование Абсолютизма
Сословный строй в XVII веке
Соборное Уложение 1649 года крестьяне и посадские люди
Война России за освобождение Украины от польского гнета в XVII веке
Церковь и государство в XVII веке
Роль монастырей в XVII
Патриархальная семья
Церковный раскол
Традиционная культура Московского государства
Россия и Европа в XVII веке
Экономика в России в 17 веке
Бунташный XVII век
XVIII век:
Реформы Петра I, основные события
Северная война (причины, цель, этапы, итоги)
Внешняя политика Петра I Первого. Культура при Петре I
Предпосылки и причины Дворцовые перевороты
Екатерина I. Наследство Петра великого, начало дворцовых переворотов
Правление Екатерины I, падение Меньшикова
Видные деятели 17, 18, 19 веков
Анна Иоанновна — «Бироновщина»
Елизавета Петровна — «Изящное правление»
Внутренняя и внешняя политика Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Иоанны Антоновича, Елизавета Петровна, Петра III, Екатерины II, Павла I (сравнение в таблице)
Заговор против Павла I
XIX век:
Внешняя политика Александра I
Восстание декабристов 1825
А.А.Аракчеев М.М.Сперанский Н.Н.Новосильцев
Аракчеевщина при Александре I
Реформы Александра I и проект М.М. Сперанский — военные поселения
Модернизация при Александре I и Николае I
Крымская война (1853-1856 г.)
Политический строй в годы правления Николая I
Начало промышленного переворота в России и экономика при Николае I
Реформы Александра II 60-70 гг.
Либеральные реформы (60-70 гг. XIX в.) Александра II
Внешняя политика Александра II
Контрреформы Александра III
Культура России XIX и начала XX века
XX век:
Начало века:
Восточное и западное направление внешний политики
Русско-японская война 1904-1905 гг. Причины и Итоги.
Направления политики и развития России в начале XX века
Российская модернизация
Уровень развития России на начало XX века
Российская экономика в начале XX века
Эволюция самодержавия
Реформы П.А. Столыпина
Государственные деятели: Николай II С.Ю.Витте П.А.Столыпин
Причины революции 1905 г.
Октябрьская революция 1917 г.
Февральская революция 1917 г.
В 20x — 30х:
Внешняя политика в 20х середины 20 века
Военный коммунизм (таблица)
Гражданская война в России в (ноябрь 1918 — апрель 1919 год)
НЭП Новая экономическая политика
Внутрипартийная борьба в 20 — 30х годов, Сталина
Культура и Церковь в 20-30 годы XX века
Система советской власти в 20- 40е года XX века
Создание СССР
Внешняя политика в 30х
Индустриализация
Политическая революция
События начала 20 века
В 40е — 60е:
Антигитлеровская коалиция
Великая отечественная война ВОВ таблица
Сражения ВОВ
Советское и немецкое оружие второй мировой войны
Органы власти в СССР
1945 — 1953 годы. СССР в послевоенные годы
Правление Хрущева:
Культура и наука при правлении Хрущева
Реформы Хрущева
Эпоха правления Хрущева
Сторонники и противники Хрущева
Культ личности Сталина для общества
1965-1985:
Внешняя политика 60, 70, 80
Итоги экономических реформ правительства А.Н.Косыгина
Причины кризисных явлений в советском обществе в 1965-1985
Реформы Андропова
Правление Брежнева
1985+
Внешняя политика 1985 — 1990 гг.
Начало перестройки конец эпохи Горбачева, предпосылки последствия перестройки
Распад СССР, плюсы и минусы
Этапы перестройки, итоги политики перестройки
Ельцин 90-е года, плюсы и минусы правления Ельцина
Источник: http://istor222.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/kurs_lekcij_po_istorii/4-1-0-53