Оружие первой мировой: бронетехника и авиация

Авиационное вооружение Первой мировой войны

«Авиационное вооружение Первой мировой войны — пулеметы, авиапушки и бомбы первой мировой войны»

Подпись к рисунку совершенная верна — вместо бомбометания, в начале Первой мировой войны больше применялось бомбобросание

Хотя на момент начала Первой Мировой войны авиация уже была принята на вооружение большинства противоборствующих государств, была она практически «голой».

Обратите внимание

То есть все понимали, что самолет — отличное средство для аэроразведки, что с него можно достаточно точно швырять небольшие бомбы, и даже (при большой везении) стрелять по врагу из револьвера.

Но серьезно «воевать» самолеты не могли хотя бы от того, что для них не было разработано никакого авиационного вооружения.

Авиация 1914 года — револьверы и карабины

Да, как уже говорилось, револьвер пилота был подчас единственным наступательным и оборонительным средством авиации первого года мировой войны. Естественно палящие друг в друга из револьвера усатые летчики в белых шарфах это очень красиво, но совершенно не эффективно.

Главным «тяжелым» вооружением самолетов того периода был обычный укороченный карабин — им запросто мог пользоваться наблюдатель или второй члены экипажа, однако почти с той же эффективностью, что и револьвером.

Соблазн прихватить вместо карабина пулемет был велик, но громоздкий и тяжелый механизм в тесной кабине самолета со слабым мотором, был бы скорее камнем на шее, чем реальной помощью в бою.

С бомбами дела обстояли проще — приспособить под них довольно легко удалось обычные артиллерийские снаряды небольших калибров, снабженные стабилизаторами. Однако британские RNAS уже в 1914 году приобрели бомбы Холла калибра от 10 до 56 кг, т.е. фактически первые «заводские» авиационные бомбы.

Это не бомба, это т.н. «флешетта» — маленькая стальная стрела или дротик

Если изначально предполагалось, что бомбы загружаются в кабину пилота и сбрасываются вручную (предварительно с них снимают предохранитель), то осенью того же 1914 г., англичане и французы стали подвешивать их под фюзеляжем и крылом. Сброс осуществлялся механическим способом.

…если не знать, что сброшенная даже со стометровой высоты флешетта насквозь пробивает кусок дерева в 30 см. толщиной. настоящий ливень смерти обрушивался на колонны пехоты проходящие внизу

Авиация 1915 год — вооружен и уже опасен

В 1915 году на разведывательные самолеты стали потихоньку монтировать неподвижные пулеметные установки на крыльях, наведение которых осуществлялось «всем самолетом», а на двухместных самолетах появились и поворотные шкворневые установки (пулемет на шарнире) в задней кабине.

Обе эти схемы имели крупные недостатки — при первой пилот практически стрелял наугад, не имея возможности прицелиться, а при втором — серьезно сужался сектор обстрела. Попытка добавить стрелка с пулеметом ещё и спереди самолета (как на французском SPAD I) была интересной, но также неэффективной.

К концу 1915 года появились и первые «специальные» авиационные турели, достаточно компактные, и, что самое главное, обеспечивающие практически круговой обстрел.

Важно

Все они имели кольцо, на котором и вращалась рама. На подвижной раме устанавливались от одного до трех пулеметов.

Наведение пулеметов осуществлялось и с помощью плечевых упоров, боепитание было в основном магазинное, хотя встречалось и ленточное.

А вот и шкворневая пулеметная установка в кабине самолета. Попасть в кого-то сложно, но страху нагнать можно легко

Естественно пробовали и самый простой вариант — стрельба через диск винта. Пулемет ставили над капотом двигателя, а на винт — стальные пластины отсекатели, французское изобретение.

Точность стрельбы таких пулеметов резко повысилась, как и потери противника.

Удручало только то, что «рассеивалось» от ударов об винт до 1/5 пуль, да и риск «отстрелить» себе винт, был совершенно обыденной реальностью.

Появились первые кассетные бомбы (в России, затем Англии и Франции), а также особые пороховые ракеты для атаки на дирижабли.

Стартовали они с направляющих под крыльями (почти как знаменитые реактивные снаряды РС-82), однако популярностью в войсках не пользовались.

Малая дистанция боя и высокий риск поджечь не вражеский дирижабль, а свой самолет — были главными «противниками» первых авиационных НУРС.

Совет

Французы изобрели и использовали зажигательные фосфорные бомбы, а также зажигательные бомбы со специальными смесями типа СО и DV. Кроме того, для поражения наземных целей использовались контейнеры со стальными коваными стрелами.

Вес бомб был уже весьма впечатляющим и доходил до 200 килограмм.

А вот и авиационные ракеты Первой мировой войны под крылом истребителя «Фарман». Прообразы наших «РС»

Авиация 1916 года — его величество синхронизатор

Синхронизатор винта — вот изобретение, поднявшее эффективность боевой авиации на новый уровень. Простенькое устройство задерживающее выстрел пулемета в тот момент, когда перед стволом проходит лопасть винта, совершило революцию в воздушной войне. Синхронные пулеметы преимущественно оснащались уже лентами боекомплекта.

Развитие двигателей тоже не стояло на месте — самолеты стали куда мощнее и грузоподъемнее, а значит бомб и пулеметов на борту можно было разместить больше. Под конец года опять удивили французы — им удалось установить на самолеты «Вуазен» легкую автоматическую 37-мм пушку «Гочкис»!

Трёхсот килограммовые бомбы стали реальностью, так же как атаки истребителей на бомбардировщики и стрельба зенитной («противоаэростатной») артиллерии.

Бомбардировщики спасаясь от этих напастей стали забираться всё выше в небо, а это продиктовало появление ещё одного новшества — бомбового прицела, позволяющего учесть высоту и скорость полета, скорость ветра.

Впервые они были установлены всё на тех же бомбардировщиках С-22 «Илья Муромец».

С-22 «Илья Муромец» -первый русский стратегический бомбардировщик

Авиация 1917 года — настоящая война

К 1917 году боевая авиация, её основные типы и вооружение уже практически полностью оформились.

Итальянцы установили 20-мм пушку «Ривелли» на бомбардировщики «Капрони» и 47-мм морскую пушку на летающие лодки М.8. Во Франции на истребитель SPAD S.XII Cal впервые в мире установили 37-мм пушку «Патэ», стреляющую через ось винта.

На тяжелых бомбардировщиках С-22 «Илья Муромец» появились опускные площадки, с которых можно вести огонь в нижней полусфере.

Обратите внимание

Бомба под брюхом этого немецкого бомбовоза имеет вес 100 кг. Вполне прилично и по меркам Второй мировой войны

Фирма «Виккерс» спроектировала специально для самолетов синхронный и турельный варианты своего пулемета. Это оружие получило распространение в основном уже после войны.

Турельные и шкворневые пулеметы в конце войны оборудовались емкостями для сбора гильз, так как при интенсивном ведении огня гильзы забивались под тросы управления (при внутренней проводке), затрудняя управление.

При выбросе гильз за борт при полете плотным строем они попадали в летящий следом самолет, повреждая обшивку и винт.

Активно начали применяться системы электрического сброса бомб, а сброс из кассет мог осуществляться как залпом, так и по одной бомбе.

Под конец Первой Мировой войны, в воздушных сражениях участвовали уже десятки аэропланов одновременно. Война в воздухе теперь не уступала по накалу битвам на суше и в море

Источник: http://armedman.ru/stati/aviatsionnoe-vooruzhenie-pervoy-mirovoy-voynyi.html

Авиация и авиаторы Первой мировой войны (80 фото)

Глядя на эти фото возникает только недоумение и восхищение — как им удавалось не просто летать, а вести воздушные бои на этих конструкциях из планочек и тряпочек?!

1 апреля 1915 года в разгар Первой Мировой войны над немецким лагерем появился французский самолёт и сбросил огромную бомбу. Солдаты кинулись врассыпную, но взрыва не дождались. Вместо бомбы приземлился большой мяч с надписью «С первым апреля!».

Известно, что за четыре года воюющими государствами было проведено около ста тысяч воздушных боев, в ходе которых было сбито 8073 самолета, огнем с земли уничтожено 2347 самолетов. Немецкая бомбардировочная авиация сбросила на противника свыше 27 000 тонн бомб, английская и французская — более 24 000.

Англичане претендуют на 8100 сбитых самолетов противника. Французы — на 7000. Немцы признают потерю 3000 своих самолетов. Не более 500 машин потеряла Австро-Венгрия и прочие союзники Германии. Таким образом, коэффициент достоверности побед Антанты не превышает 0,25.

Важно

Всего асами Антанты было сбито свыше 2.000 германских самолетов. Немцы признали, что потеряли в воздушных боях 2.138 самолетов и что не вернулось из расположения противника около 1.000 машин.

Так кто же все-таки был самым результативным летчиком Первой мировой? Тщательный анализ документов и литературы о применении истребительной авиации в 1914-1918 годах показывает, что им является французский летчик Рене Пауль Фонк с 75 воздушными победами.

Ну, а как тогда Манфред фон Рихтгофен, которому некоторые исследователи приписывают почти 80 уничтоженных самолетов противника и считают именно его самым результативным асом Первой мировой?

Однако часть других исследователей полагает, что есть все основания считать, что 20 побед Рихтгофена не являются достоверными. Так, что данный вопрос до сих пор остается открытым. Французских пилотов Рихтгофен вообще не считал за летчиков. Совсем по-другому Рихтгофен описывает воздушные сражения на Востоке: «Мы часто летали, редко вступали в бой и не имели особых успехов».

Исходя из дневника М. фон Рихтгофена, можно сделать вывод о том, что российские авиаторы не были плохими летчиками, просто их было меньше по сравнению с количеством французских и английских пилотов на Западном фронте.

Редко на Восточном фронте устраивались так называемые «dog fight», т.е. «собачья свалка» (маневренный воздушный бой с участием большого количества самолетов), которые были обычным явлением на Западном фронте.
Зимой же в России самолеты вообще не летали. Потому-то все германские асы и одержали столько побед именно на Западном фронте, где небо просто кишело самолетами противника.

Наибольшее развитие в Первую мировую получила противовоздушная оборона Антанты, вынужденная бороться с германскими налётами на свои стратегические тылы.
К 1918 году, в ПВО центральных районов Франции и Великобритании находились десятки зенитных орудий и истребителей, сложная сеть связанных телефонными проводами постов звуколокации и передового обнаружения.

Тем не менее, обеспечить полную защиту тылов от воздушных нападений не удавалось: и в 1918 году германские бомбардировщики совершали налёты на Лондон и Париж. Опыт Первой мировой в плане противовоздушной обороны был подытожен в 1932 году Стэнли Болдвином во фразе «бомбардировщик всегда найдет дорогу».

В 1914 году Япония в союзе с Британией и Францией атаковала германские войска в Китае. Кампания началась 4 сентября и закончилась 6 ноября и отметилась первым в истории Японии применением авиации на поле боя.

На тот момент японская армия располагала двумя монопланами Ньюпор, четырьмя Фарманами и восемью пилотами для этих машин.

Совет

Первоначально они ограничились разведполетами, но потом стали широко применяться бомбы, сбрасываемые вручную.

Наиболее известной акцией стала совместная с флотом атака германского флота в Цингтао. Хотя основная цель — германский крейсер — не был поражен, зато был потоплен торпедный катер.
Интересно, что в ходе налета произошел и первый воздушный бой в истории японской авиации.

На перехват японских самолетов поднялся германский пилот на Таубе. Хотя бой закончился безрезультатно, но немецкий летчик был вынужден совершить вынужденную посадку в Китае, где он сам сжег самолет, чтобы он не достался китайцам.

Всего за короткую кампанию Ньюпоры и Фарманы японской армии совершили 86 боевых вылета, сбросив 44 бомбы.

Пехотные самолеты в бою.

К осени 1916 г. немцами были разработаны требования к бронированному «пехотному самолету» (Infantrieflugzeug). Появление этой спецификации было напрямую связано с появлением тактики штурмовых групп.

Командиру пехотной дивизии или корпуса, которым подчинялись эскадрильи Fl.

Abt в первую очередь нужно было знать, где в данный момент находятся его подразделения, просочившиеся за линию траншей и оперативно передать распоряжения.

Следующая задача — выявление подразделение противника, которые до наступления не смогла обнаружить разведка. Кроме того при необходимости самолеты можно было использовать в качестве корректировщика артогня. Ну, а во время выполнения задания предусматривалось нанесение ударов по живой силе и технике с помощью легких бомб и пулеметного огня, хотя бы для того, чтобы самого не сбили.

Заказы на аппараты этого класса получили сразу три компании Allgemeine Elektrizitats Gesellschaft (A.E.G), Albatros Werke и Junkers Flugzeug-Werke AG. Из этих самолетов получивших индекс J только самолет Юнкерса был полностью оригинальной конструкцией, два других были бронированными версиями разведчиков-бомбардировщиков.

Вот как описывали штурмовые действия пехотных Альбатросов из состава Fl.

Обратите внимание

Abt (A) 253 немецкие лётчики — Сначала наблюдатель сбрасывал небольшие газовые бомбы, которые заставляли британских пехотинцев покинуть укрытия, затем во втором заходе, на высоте не более 50 метров, обстреливал их из двух пулеметов установленных в полу его кабины.

Примерно в тоже время пехотные самолеты начали поступать на вооружение ударных эскадрилий — Schlasta. Основным вооружением этих отрядов были многоцелевые двухместные истребители, такие как Halberstadt СL.II/V и Hannover CL.II/III/V, «пехотники» были своеобразным довеском к ним.

Кстати состав разведывательных подразделений так же был неоднороден, так в Fl. Abt (A) 224, кроме Albatros и Junkers J.1 были Roland C.IV.
Кроме пулеметов на пехотные самолеты устанавливали появившиеся к концу войны 20-мм пушки Becker» (на доработанной турели AEG J.

Читайте также:  Балтийский флот и его борьба против морских перевозок врага

II и на специальном кронштейне по левому борту у кабины стрелка у Albatros J.I).

Французская эскадрилья VB 103 имела эмблему из красной пятиконечной звезды 1915-1917 г.

русские ассы первой мировойПоручик И.В.Смирнов Лейтенант М.Сафонов — 1918

Источник: https://ribalych.ru/2017/09/04/aviatory-pervoj-mirovoj-vojny/

Вооружение самолетов Первой Мировой войны

В 1914 году все страны мира вступили в войну с самолётами без всяческого вооружения за исключением личного оружия пилотов (винтовка или пистолет).

По мере того, как авиационная разведка все сильнее начинала сказываться на ходе боевых действий на земле, возникла необходимость в оружии, способном предотвращать попытки противника проникнуть в воздушное пространство. Быстро выяснилось, что огонь из ручного оружия в воздушном бою практически бесполезен.

В начале прошлого века взгляды на перспективы развития военной авиации были не особо оптимистические. Мало кто верил, что тогдашние, мягко говоря, не совершенные летательные аппараты могли быть эффективной боевой единицей.

Тем не менее, одна опция была всем очевидна: с аэроплана можно сбрасывать на противника взрывчатые вещества, бомбы и снаряды. Разумеется, в том количестве, в каком позволит грузоподъемность, а она в начале XX века не превышала нескольких десятков килограммов.

Трудно сказать, у кого первого возникла такая идея, но на практике ее раньше всех применили американцы. 15 января 1911 года в рамках авиационной недели в Сан-Франциско «состоялось бросание бомб с аэроплана». Не стоит волноваться, во время шоу никто не пострадал.

В начале Первой мировой войны бомбы сбрасывали вручную

В бою же, судя по всему, первыми сбрасывать бомбы с самолетов стали итальянцы. По крайней мере, известно что во время итало-турецкой войны в Ливии 1 ноября 1911 года лейтенант Гавотти с борта «Блерио» сбросил 4 гранаты по 4,4 фунта на турецкие войска.

Блерио XI

Тем не менее, мало просто сбросить бомбу с самолета, ее желательно сбросить прицельно.

В 1910-х годах предпринимались попытки разработать различные прицельные приспособления. В Российской Империи, между прочим тоже, и были довольно успешными. Так, приборы штабс-капитана Толмачева, и лейтенанта Сидоренко получали в большинстве случаев одобрительные отзывы.

Важно

Впрочем, как правило, почти обо всех прицелах сначала следовали положительные отзывы, затем мнение изменялось на противоположное. Происходило это из-за того, что все приборы не учитывали бокового ветра и сопротивления воздуха.

В ту пору ещё не существовало баллистической теории бомбометания, она сложилась усилиями двух российских научных центров в Петербурге и Москве к 1915 году.

Рабочее место летчика наблюдателя: бомбы и ящик бутылок с зажигательной смесью

К середине 1910-х помимо аэропланных бомб весом в несколько пудов были известны и другие виды снарядов, а именно большое количество разнообразных «аэропланных пуль» и «стрелок» весом 15-30 г. «Стрелки» вообще интересная вещь. Они представляли собой металлические стержни с заостренным концом и небольшим крестообразным стабилизатором.

В целом «стрелки» напоминали «дротики» из игры «Дартс». Ранее всего они появились во французской армии в самом начале Первой мировой войны и показали высокую эффективность. О них даже начали слагать легенды, утверждая, что эти штуки пробивают насквозь всадника с лошадью.

В действительности же известно, что при сбрасывании с высоты 1 км 500 стрелок рассеивались по площади до 2000 квадратных метров и однажды «треть батальона, расположенного на отдых, была выведена из строя сравнительно небольшим количеством стрел, сброшенных с одного аэроплана». К концу 1915 г.

на вооружение военно-воздушного флота России приняли 9 разнообразных образцов авиационных пуль и «стрелок».

«Стрелки»

То, что можно сбросить с самолета было в те времена не единственным вооружением летательных машин. В 1914-1915 годах фронтовые летчики самостоятельно пытались приспособить автоматическое оружие для ведения воздушного боя.

Не смотря на то, что приказ военного ведомства о вооружении аэропланов ружьями-пулеметами «Мадсен» вышел уже через 10 дней после начала войны, потребовалось довольно много времени, чтобы авиаотряды получили это оружие, к слову изрядно устаревшее.

Авиаторы 5-го армейского АО у самолета «Вуазен», вооруженного пулеметом «Максим». Апрель 1916 г

Совет

Помимо получения пулеметов со складов была и ещё одна проблема. Не были выработаны наиболее рациональные способы установки авиационного вооружения на самолете. Летчик В.М.Ткачев, в начале 1917 г.

писал: «Первое время пулемет ставили на аэроплан там, где находили более удобным по тем или другим чисто техническим соображениям и так, как подсказывали в том или другом случае конструктивные данные аппарата… В общем картина была следующая — к данной системе аппарата прилепливали пулемет там, где было возможно, независимо от того, каковы остальные боевые качества этого аэроплана и какое назначение его, в смысле предстоящего выполнения задач».До конца Первой мировой войны так и не сложилось единого мнения о типах боевых самолетов. Четкие представления о бомбардировщиках и истребителях появятся несколько позже.Слабым местом авиационного вооружения того времени была прицельная атака. Бомбометание на тогдашнем технологическом уровне развития не могло быть точным в принципе. Хотя, к 1915 году научные изыскания в области баллистики позволили перейти к выпуску авиабомб с уменьшенным хвостовым оперением, что несколько повысило точность и эффективность снарядов. Автоматическое оружие так же особой точностью не отличалось, кольцевой прицел не мог ее обеспечить в необходимой степени. Коллиматорные же прицелы, разработанные учениками Жуковского уже к 1916 году, не были приняты на вооружение, поскольку в России не было тогда заводов и мастерских, способных их серийно выпускать.

Внедрение новых технологий В начале 1915 года, англичане и французы начали первыми ставить пулемётное вооружение на самолёты. Так как воздушный винт мешал обстрелу, первоначально пулемёты ставили на машины с толкающим винтом, расположенным сзади и не препятствующим ведению огня в носовой полусфере. Первым истребителем в мире стал британский Vickers F.B.5, специально построенный для воздушного боя с помощью закрепленного на турели пулемёта. Тем не менее, особенности конструкции самолётов с толкающим винтом в то время не позволяли развивать достаточно высоких скоростей, и перехват быстроходных разведчиков был затруднителен. Спустя некоторое время, французы предложили решение проблемы стрельбы через винт: металлические накладки на нижние части лопастей. Пули, попадающие в накладки, отражались не повреждая деревянного пропеллера. Это решение оказалось не более чем удовлетворительным: во-первых, боеприпас быстро расходовался впустую из-за попадания части пуль в лопасти винта, во-вторых, удары пуль все же постепенно деформировали пропеллер. Тем не менее, за счёт таких временных мер, авиации Антанты удалось на некоторое время получить перевес над Центральными Державами. 1 апреля 1915 года сержантом Гарро на истребителе Morane-Saulnier L впервые был сбит самолет пулеметом, стреляющим через вращающийся винт самолета. Не повредить при этом винт позволили металлические отражатели, установленные на самолет Гарро после визита фирмы Моран-Солнье. К маю 1915 года фирма «Фоккер» разработала удачную версию синхронизатора. Это устройство позволяло вести огонь через винт самолёта: механизм позволял пулемёту выстрелить только тогда, когда перед дулом не было лопасти. Синхронизатор впервые установили на истребитель Fokker E.I. Появление эскадрилий германских истребителей летом 1915 года оказалось для Антанты полной неожиданностью: все её истребители имели устаревшую схему и уступали аппаратам Фоккера. С лета 1915 года по весну 1916 года, немцы доминировали в небе над Западным фронтом, обеспечив себе существенный перевес. Это положение стали называть «Бич Фоккера» Только летом 1916 года, Антанте удалось восстановить положение. Поступление на фронт манёвренных лёгких бипланов английских и французских конструкторов, превосходивших в манёвренности ранние истребители Фоккера, позволило изменить ход войны в воздухе в пользу Антанты. Поначалу Антанта испытывала проблемы с синхронизаторами, поэтому обычно пулемёты истребителей Антанты того времени размещались над пропеллером, в верхнем бипланном крыле. Немцы ответили появлением новых истребителей-бипланов Albatros D.II в августе 1916 года, и Albatros D.III в декабре, имевших обтекаемый фюзеляж типа полумонокок. За счёт более прочного, легкого и обтекаемого фюзеляжа, немцы придали своим машинам лучшие летные характеристики. Это позволило им вновь получить значительное техническое преимущество, и апрель 1917 года вошёл в историю как «кровавый апрель»: авиация Антанты вновь начала нести тяжёлые потери. За апрель 1917, англичане потеряли 245 самолётов, 211 лётчиков были убиты или пропали без вести, а 108 были захвачены в плен. Немцы потеряли лишь 60 аэропланов в бою. Это наглядно продемонстрировало преимущество полумонококковой схемы над ранее применяемыми. Ответ Антанты, тем не менее, был быстрым и эффективным. К лету 1917 года, появление новых истребителей Royal Aircraft Factory S.E.5, Sopwith Camel и SPAD, позволило восстановить положение дел в воздушной войне. Главным преимуществом Антанты стало лучшее состояние англо-французского двигателестроения. Кроме того, с 1917 года Германия начала испытывать жесткий дефицит ресурсов. В итоге, к 1918 году, авиация Антанты добилась как качественного так и количественного превосходства в воздухе над Западным фронтом. Немецкая авиация более была не в силах претендовать более чем на временное достижение локального доминирования на участке фронта. В попытке переломить ситуацию, немцы пытались разработать новые тактические приёмы (так, например, во время летнего наступления 1918 года были впервые широко применены воздушные удары по аэродромам базирования, с целью уничтожить вражескую авиацию на земле), но подобные меры не могли изменить общей неблагоприятной ситуации.

Тактика ведения авиационных боев в Первую мировую войну В начальный период войны при столкновении двух самолётов бой велось из личного оружия или при помощи тарана. Впервые таран был применён 8 сентября 1914 года русским асом Нестеровым. В результате оба самолёта упали на землю. 18 марта 1915 года другой русский летчик впервые применил таран без падения собственного самолёта и успешно вернулся на базу. Такая тактика применялась в силу отсутствия пулемётного вооружения и его малой эффективности. Таран требовал от лётчика исключительной точности и хладнокровия, поэтому тараны Нестерова и Казакова оказались единственными в истории войны. В боях позднего периода войны авиаторы пытались обойти самолёт противника сбоку, и, зайдя противнику в хвост расстрелять его из пулемёта. Эту тактику использовали и при групповых боях, при этом побеждал пилот проявивший инициативу; заставивший противника улетать. Стиль воздушного боя с активным маневрированием и стрельбой с ближней дистанции получил название «догфайт» («собачья драка») и до 1930-ых доминировал в представлении о воздушной войне. Особым элементом воздушного боя Первой мировой были атаки на дирижабли. Воздушные корабли (особенно жесткой конструкции) имели достаточно многочисленное оборонительное вооружение в виде турельных пулемётов, в начале войны практически не уступали самолётам скоростью, и обычно существенно превосходили скороподъемностью. До появления зажигательных пуль, обычные пулемёты оказывали очень слабое воздействие на оболочку дирижабля, и единственным способом сбить воздушный корабль было пролететь прямо над ним, сбросив на киль корабля ручные гранаты. Несколько дирижаблей было сбито, но в целом, в воздушных боях 1914 — 1915 годов дирижабли обычно выходили победителями из встреч с самолётами. Положение поменялось в 1915 году, с появлением зажигательных пуль. Зажигательные пули позволяли воспламенить смешивающийся с воздухом вытекающий через пробитые пулями отверстия водород, и вызвать уничтожение всего воздушного корабля.

Тактика бомбардировочных операций В начале войны, ни одна страна не имела на вооружении специализированных авиационных бомб. Германские цеппелины проводили первые бомбардировочные вылеты в 1914 году, используя обычные артиллерийские снаряды с приделанными матерчатыми плоскостями, самолёты сбрасывали на позиции противника ручные гранаты. Позднее были разработаны специальные авиационные бомбы. В ходе войны наиболее активно применялись бомбы весом от 10 до 100 кг. Наиболее тяжёлыми авиационными боеприпасами, примененными в годы войны, были сначала 300-килограммовая немецкая авиабомба (сбрасываемая с цеппелинов), 410-килограммовая русская авиабомба (применяемая бомбардировщиками «Илья Муромец») и 1000-килограммовая авиабомба, примененная в 1918 году по Лондону с германских многомоторных бомбардировщиков «Цеппелин-Штаакен» Приспособления для бомбометания в начале войны были очень примитивны: бомбы сбрасывались вручную по результатам визуального наблюдения. Усовершенствование зенитной артиллерии и возникшая в результате этого необходимость в увеличении высоты и скорости бомбардировки повлекли за собой создание телескопических бомбовых прицелов и электрических бомбодержателей.

Помимо авиабомб, развивались и другие виды авиационного оружия. Так, всю войну аэропланами успешно применялись метательные стрелки-флешетты, сбрасываемые на пехоту и кавалерию противника. В 1915 году, английский флот впервые успешно применил во время Дарданельской операции торпеды, запускаемые с гидросамолётов. В конце войны, были начаты первые работы по созданию управляемых и планирующих авиабомб.

Источник: http://mig-29.moy.su/publ/istorija_aviacii/period_do_i_ww/vooruzhenie_samoletov_pervoj_mirovoj_vojny/5-1-0-97

Бронетехника

История появления и развития бронетехники чрезвычайно интересна. Появление броневой техники было обусловлено рядом причин, прежде всего сложившейся исторической ситуацией.
В начале XX в. в армиях разных стран был широко распространен пулемет. Появление его на полях сражений значительно увеличило огневую мощь противников.

Читайте также:  Украинский фактор в гражданской войне

Были разработаны шрапнельные и осколочные снаряды для скорострельных пушек. Помимо этого, ряд пехотных частей был оснащен бомбометами — предвестниками современных минометов. Потери войск возросли. Эффективность же атаки значительно упала.

Вследствие этого возникли идеи создания подвижных бронированных машин, способных противостоять огню противника и переломить ход сражения. Одним из факторов, способствовавших появлению бронетехники, стало создание грузовых автомобилей с мощными двигателями внутреннего сгорания. Броневые листы использовались на поле боя уже достаточно давно.

Практически одновременно в ряде стран изобретатели приступили к созданию колесных бронеавтомобилей, вооруженных пулеметами и пушками.

Основной толчок к развитию бронетехники был получен в связи с I мировой войной. В 1914—1917 гг, в России были разработаны и выпускались практически все виды бронетехники, вплоть до ЗСУ (зенитных самоходных установок). Первый бронепоезд был построен уже в августе 1914 г.

Вооружены первые бронепоезда (броневики) были отечественными и трофейными австрийскими пулеметами и трехдюймовыми горными пушками образца 1904 г. Бронеплощадки оснащались паровым отоплением и шум изоляцией. Стены были обшиты 20-мм слоем пробки и 6-мм слоем фанеры. На бронепоездах устанавливалась электрическая, рупорная и звонковая связь. В 1915 г.

был разработан новый вид рельсовой бронетехники — мотоброневагон. По вооружению он не на много уступал бронепоездам, но был значительно меньше по размеру, экипаж сосредотачивался в одном месте. Первый мотоброневагон «Заамурец» вступил в строй в 1916 г. На нем были установлены два двигателя внутреннего сгорания «Фиат» и «Флоренция».

Обратите внимание

В случае поломки одного он мог передвигаться на другом. Конструкция мотоброневагона оказалась настолько удачной, что их выпуск был начат в 1930-х гг. и продолжался до начала Великой Отечественной войны. Причем практически все мотоброневагоны поступали в войска НКВД. Основную массу бронетехники составляли бронеавтомобили. Первые бронемашины были выпущены в России уже в 1906—1908 гг.

С началом войны в русскую армию стали поступать бронемашины производства Англии и Франции. Российские инженеры и офицеры разрабатывали различные виды бронеавтомобилей. Уже в 1914 г. бронеавтомобили заслужили уважение в армии. Они поддерживали действия пехоты в наступлении, прикрывали отход наших частей, участвовали в рейдах кавалерии.

Вскоре стало ясно, что в помощь легким машинам требуются более мощные тяжеловооруженные бронеавтомобили с повышенной проходимостью. В результате появилось несколько типов бронеавтомобилей. Генерал Филатов разработал на базе четырехтонного грузовика полноприводной тяжелый пушечный бронеавтомобиль «Гарфорд».

Но проходимость колесной техники все же была ограничена, и тогда в России были разработаны полугусеничные и гусеничные боевые машины. Наиболее известен бронеавтомобиль Кегресса, в честь которого на западе появился термин «русский тип танка». Эти машины участвовали и в гражданской, и в советско-польской войне 1920 г.

Помимо этих машин, выпускались и другие тяжелые полугусеничные бронеавтомобили. Кроме бронеавтомобилей, в России выпускалась и другая техника. Так, уже в 1914 г. были разработаны и запущены в серию ЗСУ (зенитные самоходные установки). Они представляли собой полубронированные противоаэропланные пушки на базе грузовика. Кроме них, в 1915—1917 гг.

в России выпускались несколько типов САУ (самоходных артиллерийских установок) в основном с 3-дюймовыми противоштурмовыми пушками. САУ были не только колесные, колесно-гусеничные (на базе трактора «Аллис Чалмерс») и даже трехтонные гусеничные на базе трактора «Уайт».

Самоходная артиллерия показала себя с самой лучшей стороны, особенно гусеничная и полугусеничная, поскольку могла действовать в любых условиях и при полном отсутствии дорог. Впоследствии серийно САУ в нашей стране стали выпускать только в конце 1941 г. В 1916 г.

начали выпуск и первого БТР (бронетранспортера для перевозки пехоты в боевых условиях), но до революции успели сделать только несколько экземпляров.

Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И, хотя первые танки, появившиеся на полях сражений I мировой войны, были построены в Англии, это утверждение справедливо.

Важно

Ведь основная отличительная деталь любого танка — гусеница — была создана на берегах великой русской реки Волга в Саратовской губернии. Уроженец села Никольское Вольского уезда крестьянин Ф. А. Блинов в 1878 г. получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам».

Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова Я. В. Мамин в 1903 г. сконструировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. В этом двигателе конструктор сделал дополнительную камеру с тепловым аккумулятором в виде вставного медного запальника. Запальник перед началом работы двигателя нагревали от постороннего источника теплоты, а затем уже в течение всего остального времени двигатель работал за счет самовоспламенения, используя в качестве топлива сырую нефть. На двигатель Мамин получил патент в 1903 г. Это обстоятельство дает право утверждать, что бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на тяжелом топливе, впервые был создан в России. Этот двигатель намного опередил свое время.

Основным и популярным по сей день примером развития бронетехники являются танки. История танкостроения развивалась согласно требованиям времени. До сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск.

Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа.

Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня.

В самом деле в извечном противостоянии «снаряд — броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным. Есть ряд параметров, определяющих эффективность оружия: точность, дальность стрельбы, бронепробиваемость и прочее.

Все эти параметры постоянно совершенствуются. В то же время растет и защищенность танка. Все три основных составляющих танка — огонь, маневр, защита — развивались параллельно. Это не значит, что было постоянное поступательное движение. Условно развитие танкостроения, этапы его эволюции и совершенствования принято делить на поколения.

Для рождения танка необходимо было два условия: во-первых, научно-технические (и производственно-технологические) предпосылки, а во-вторых, что не менее важно, должны были созреть военно-политические предпосылки. Должна была появиться настоятельная потребность в этом виде вооружений и, конечно, возможность реализации этой идеи.

Танк — мощное сухопутное оружие — специфичен тем, что позволяет уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеет возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, может «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. К концу XIX в.

Совет

в наиболее развитых странах Европы были уже созданы научно-технические предпосылки для появления танка. Хотя сама идея защищенной техники как боевого оружия, которое сочетало бы защиту находящихся внутри людей, активное уничтожение врага и высокую подвижность, уходит в глубь веков. Даже колесные боевые повозки, применяемые с незапамятных времен, можно считать предками танков.

Но только изобретение огнестрельного оружия с высокой мощностью и скорострельностью, изобретение механического двигателя внутреннего сгорания, обладающего достаточной мощностью, чтобы двигать тяжелые машины, защищенные бронированным корпусом от огня противника, и, наконец, новый, отличный от колесного гусеничный движитель сделали танк реальностью.

Известно, что у военных моряков появилась броневая сталь, позволившая хорошо защитить от поражения вражеской артиллерией корабли нового типа — броненосцы. В Англии, Германии, России и ряде других стран совершенствование технологий обеспечило возможность оснастить броней и сухопутные машины — бронеавтомобили.

К этому времени уже начал широко применяться двигатель внутреннего сгорания на автомобилях (самодвижущихся колясках), разработанный К. Отто и Р. Дизелем. Появился и новый компонент для танка — нарезное оружие Г. Круппа, существенно улучшившее поражающее воздействие и точность стрельбы. Завершающим стало изобретение англичанином Эдтвортом и французом Кегрессом гусеничного движителя. На передние и задние колеса движущейся тележки поместили замкнутую цепь, образуя таким образом бесконечную дорожку.

Не отставали от иностранцев и русские ученые и изобретатели. Достаточно вспомнить металлургов, создателей проката броневых листов, — П. Амосова, П. Обухова, Д. Чернова, изобретателя и разработчика первого гусеничного трактора Ф. Блинова. Велика роль русских ученых в разработке и практике двигателестроения. Петербуржцы Р. Брилинг и А. Орлин внесли большой вклад в теорию быстроходных двигателей внутреннего сгорания.

Уникальной стали разработка русского инженера В. Д. Менделеева, предложившего проект усовершенствованной бронированной машины с гусеничным движителем. Значимой, самостоятельной вехой в истории отечественного танкостроения является разработка изобретателя А. Пороховщикова.

Идея создания подвижной, защищенной от врага боевой техники, способной нанести неприятелю сокрушительный удар, ждала своего часа, а была реализована, как это часто бывает в технике, неожиданно для многих, а потому и принималась в разных странах по-разному. Бурное развитие отечественное танкостроение получило в 1930-х гг.

, когда в Ленинграде, Москве и Харькове были созданы танковые конструкторские бюро, которые, творчески освоив опыт разработки лучших английских, немецких и американских танков, создали первое поколение отечественных машин. Это были танки с противопулевым бронированием, имеющие слабое вооружение и бензиновые двигатели внутреннего сгорания.

Используя зачастую готовые узлы автомобилей и тракторов, обладающие недостаточной надежностью, они не составляли особой конкуренции танкам Германии и Англии. Однако уже появился широкий опыт их применения.

Конец 20-х — начало 30-х гг. XX в. характеризовались постепенным обострением противоречий между различными государствами.

Активные военные приготовления шли по пути быстрого роста армий, совершенствования вооружения, милитаризации экономики и всей общественной жизни. Главной тенденцией в развитии армий того периода стала их механизация и моторизация, насыщение войск танками, самолетами, автоматическим стрелковым, артиллерийским и минометным вооружением.

Обратите внимание

В это время Россия столкнулась с необходимостью экстренных мер к ускоренному развитию оборонной промышленности, техническому переоснащению вооруженных сил и дальнейшему повышению их боеспособности. В июле 1929 г.

советское правительство утвердило первую танковую программу, которой предусматривалось иметь на вооружении армии танкетки, легкие танки, бронеавтомобили, САУ, гусеничные бронетранспортеры и другие специальные машины. В конце ноября 1929 г.

, в связи с Отставанием отечественной промышленности в разработке конструкций образцов всех типов танков, отвечающих принятой в то время системе вооружения, председателем Реввоенсовета (РВС) К. Е. Ворошиловым был сделан доклад в Совете труда и обороны. На основании этого доклада комиссия приняла решение командировать за границу представителей военного ведомства и промышленности для приобретения образцов вооружения и получения технической помощи по их производству.

Первые танки были достаточно громоздкими сооружениями. Вооружены они были 1—2 пушками и несколькими пулеметами. По внешнему виду такие танки больше напоминали блиндированный железнодорожный вагон, передвигавшийся с небольшой скоростью. Благодаря широким гусеницам танки могли преодолевать проволочные заграждения.

Для перехода через рвы и овраги эти боевые машины часто снабжались своеобразными колесными «хвостами». Поначалу эффект от их применения на поле боя был скорее деморализующим, но с течением времени выработались и меры противодействия танковым атакам. Среди них основное место занимала противотанковая артиллерия.

Источник: http://zonwar.ru/bronetexnika/bronetexnika.html

Использование танков , авиации, химического оружия в Первой Мировой Войне

Официальной  датой рождения танковых войск принято считать 15 сентября 1916 года. 

 Именно в этот день англичане впервые применили в бою «Сухопутные броненосцы»- танк Mark I.

Чтобы доставить эти машины к полю боя незаметно, их спрятали в деревянные ящики, на которых 

сделали надпись «Tank«, что в переводе с английского означает «бак», «резервуар». Естественно, ничего общего между танками и баками нет, но слово «танк» прижилось и приобрело новое значение.
Но…

 Последние военно-исторические исследования и работа в архивах показали, что  РОДИНА ТАНКОВ — РОССИЯ.


 Русские офицеры, получая великолепное образование, как правило в артиллерийских, инженерных или морских военно-учебных заведениях, получали  все знания инженеров-конструкторов, а прирожденный талант приводил к появлению новых изобретений, в том числе и в новом направлении военной мысли — бронетехнике.

 В ходе Первой мировой войны впервые было применено химическое оружие — отравляющий газ иприт Во время Первой мировой войны от иприта не защищали даже противогазы В ночь с 12 на 13 июля 1917 года под бельгийским городом Ипр, с целью сорвать наступление англо-французских войск, Германия применила химическое оружие – жидкий отравляющий горчичный газ кожно-нарывного действия, который по месту боев получил название иприт. При первом его применении поражения различной тяжести получили 2490 человек, из которых 87 скончались. Британские ученые быстро расшифровали его формулу, но наладить производство нового отравляющего вещества удалось лишь в 1918 году, из-за чего использовать иприт в военных целях удалось лишь в сентябре 1918 года (за 2 месяца до перемирия) . Иприт обладает отчетливо выраженным местным действием – он поражает глаза и органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы. Всасываясь в кровь, он проявляет и общеядовитое действие. Иприт поражает кожные покровы при воздействии, как в капельном, так и в парообразном состоянии. От капель и паров иприта обычное летнее и зимнее армейское обмундирование не защищает кожные покровы, как и практически любые виды гражданской одежды. Реальной защиты войск от иприта в те годы не было, и применение его на поле боя было эффективным до самого окончания войны. Ни до, ни после этой войны боевые отравляющие вещества не использовались в таких количествах как в 1915-1918 годах. В течение Первой мировой войны химические вещества применялись в огромных количествах: 12 тысяч тонн иприта, которым было поражено около 400 тысяч человек. 

Читайте также:  Начало борьбы новгорода с немецкими рыцарями

 Авиация Первой мировой войны —воздушные войска вооруженных сил, применявшиеся на всех фронтах войны в её течении.

 Отличительными чертами была сравнительная архаичность конструкций аппаратов и быстрое их улучшение. Во время войны авиация была представлена дирижаблями, самолётами и воздушными шарами.

 В Первой мировой войне авиация применялась для достижения трёх целей: разведки, бомбардировки и истребления авиации противника. Ведущие мировые державы добились больших результатов в ведении боевых действий с помощью авиации.

Источник: http://firstworldwarby11a.blogspot.com/p/blog-page_5157.html

Технологии Первой мировой изменили ход истории. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Для России Первая мировая война фактически началась 4 августа 1914 года с Восточно-Прусской операции, в которой русская армия одержала первые военные победы, но уже в середине августа русская армия генерала Самсонова была полностью разбита в битве при Танненберге.

Первая мировая война послужила серьезным толчком для развития военных технологий.В годы войны появилось множество военно-технических изобретений для массовых убийств людей, а также средств защиты от массового поражения….

В годы Первой Мировой войны на полях сражений впервые появилась авиация, первые самолёты использовались для разведки и бомбометания, подводные лодки, торпедные катера, первые танки, огнеметы, пулемёты, миномёты, зенитные и противотанковые орудия. В Первую Мировую войну впервые применялись отравляющие химические вещества, ядовитые газы — хлор, фосген, иприт, и были изобретены противогазы для защиты от ядовитых веществ.

The historic drawing on a postcard from 1917 shows a propaganda portrayal of a «Gas Alarm» in the German bunker on a World War One battlefield. Chemical weapons were used during WWI. The First World War was carried out in Europe, the Middle East, Africa, East Asia and on the world’s oceans from 1914-1918. Photo: Sammlung Sauer — NO WIRE SERVICE

Химическое оружие использовали в войне все страны. В 1914 году французы первыми стали применять гранаты со слезоточивым газом, немцы применили слезоточивый газ против русских войск в Битве при Болимове.

В ночь с 12 на 13 июля 1917 года в боях под бельгийским городом Ипр Германия применила жидкое отравляющее вещество кожно-нарывного действия, который назвали иприт.

Англо-французские войска были обстреляны немецкими минами, содержавшими маслянистую ядовитую жидкость, известную как «горчичный газ» или «горчичное вещество».

Поражения кожно-нарывного характера различной степени тяжести получили 2490 человек, из них 87 скончались.

Русские применили впервые химическое оружие против немцев во время наступления 22-30 марта 1916 года Северного и Западного фронтов в районе Двинска и озера Нарочь — озеро Вишневское, где русская армия понесла большие потери — около 80 тысяч убитых, раненных и искалеченных солдат и офицеров. Благодаря мартовскому наступлению русской армии прекратились германские атаки на Французском фронте у Вердена с 22 по 30 марта, и Германия перебросила дополнительные войска на русский фронт.

Важно

Писатель Александр Мориц Фрай, служивший в Первую Мировую войну в одном полку с ефрейтором Адольфом Шикльгрубером (Гитлером) рассказывал, что будущий фюрер носил довольно пышные усы, как германский император Вильгельм II. Однако, по приказу командира Адольфу пришлось сбрить усы, так как они мешали правильно надевать противогаз.

Первые танки

Русское правительство заказало у Англии партию цистерн (tank) для питьевой воды, под видом цистерн, по железной дороге поезда перевозили на фронт первые танки, которые русские солдаты называли «лоханями».

Конструкторы первых танков тяготели к гигантомании. Военные самоходные машины времен Первой мировой были значительно больше танков времен Второй мировой войны.

Русский инженер Лебеденко сконструировал царь-танк — боевую бронированную машину с колесами диаметром 9 метров, вооруженную пулеметами и пушками, но из-за явных дефектов в конструкции танк вяз в грунте и не был в сражениях, а так и простоял на месте испытаний, а в 1923 году его разобрали на металлолом.

Первая военная авиация.

Первая мировая война сделала авиацию полноценным родом войск. Появились первые самолеты разведчики, истребители и бомбардировщики. Настоящей легендой «германской» войны стал «Илья Муромец» — российский тяжелый самолет, который немцы не могли сбить полтора года.

Ходили легенды о супер-броне, покрывающей «Илью Муромца», но причина «стойкости и неуязвимости» самолета была скрыта в удачной конструкции, а не чудо-броне. В конце 1916 группа немецких истребителей атаковала одинокого «Илью Муромца» более часа, но сбить его немцы так и не смогли.

В конце-концов русский самолет совершил вынужденную посадку, так как вышли из строя 3 из 4 двигателей, самолёт получил более 300 пробоин, кончились боеприпасы в пулеметных лентах и патроны в штатных маузерах.

Авиаторы Первой мировой войны проводили бомбометания в ручную, выбрасывая бомбы из открытой кабины пилота, что было не безопасно для самого пилота.

В Первой Мировой войне авиаторы разрабатывали новые конструкции цеппелинов, дирижаблей, легкомоторных самолетов, первые тренажеры для обучения пилотов и снайперов.

Совет

Военными инженерами и конструкторами были разработаны новые технические средства помощи авиации на воде. Лёгкий самолёт мог сесть на борт военного судна для дозаправки, пополнения боеприпасов, и успешно взлететь, для продолжения боя.

Для обнаружения самолётов в небе ночью или при сильной облачности применялись сильные прожектора,

а также и специальные «слуховые устройства», обнаруживающие работу авиамоторов.

Военный субмарины.  Русская «Пантера»

В «германской» войне первые малоэффективные шаги сделал военный подводный флот. К началу Первой мировой Россия имела 22 подводные лодки.

За всё время войны Ни одна субмарина не потопила даже рыбацкого челна, но во время эксплуатации субмарин погибли десятки команд моряков подводников. Российская подводная лодка «Пантера», построенная в 1916 г.

, стала единственной в мире подводной лодкой, участвовавшей в трех войнах: Первой мировой войне (или «империалистической»), в Гражданской и Великой Отечественной войне.

В июле 2015 года Шведские дайверы обнаружили у восточного побережья Швеции на дне Балтийского моря затонувшую русскую подводную лодку с кириллическими надписями на борту. Длина русской субмарины 20 метров, а ширина — не более 3,5 метров.

Шведский эксперт убежден, что обнаруженная субмарина — это подводная лодка «Сомъ», затонувшая 10 мая 1916 года в Балтийском море при столкновении со шведским пароходом «Ингерманланд».

Семь подводных лодок этой серии по образцу американской субмарины «Fulton» были построены на Невском судостроительном заводе в 1904-1906 годах и использовались для разведки и патрулирования Балтийского моря во время Первой мировой войны.

Железнодорожный транспорт.

в начале XX столетия железнодорожное строительство в Российской империи велось довольно активно, с 1900 по 1904 год было построено 8222 версты железных дорог, с 1905 по 1909 год — около 6000 вёрст железнодорожного полотна.

Обратите внимание

В предвоенный период к железнодорожному транспорту в России относились, как к чисто коммерческому предприятию — от него требовалось обеспечение максимального дохода при всемерном сокращении расходов, и в 1910–1913 годах было построено только 3466 вёрст железных дорог.

В войну Российская империя вступала, имея железнодорожную сеть, состоящую из 38 железных дорог, обеспечивающих транспортную связь общей протяженностью 71 542 км. Из них 24 железные дороги (47 861 км) принадлежали государству, а 14 железных дорог (23 681 км) — принадлежали частным обществам.

В процессе строительства находилось 10 762 км железнодорожных путей. Перед началом Первой мироой войны строительство железных дорог велось более интенсивно частными обществами, к лету 1913 года частные компании построили около 7877 км железных дорог, в то время, как за счёт государственный счёт построено 2885 км.

Железнодорожный транспорт России по уровню развития существенно отставал от железнодорожного транспорта Германии, и это отставание приобрело характер угрожающий интересам империи.

В годы Первой мировой войны от железнодорожного транспорта потребовалось обеспечить непрерывную работу фронтовых и тыловых железных дорог, для этого были мобилизованы все силы и ресурсы Российской Империи.

В 1914 году со стороны Германии и Австро-Венгерской империи к русской границе подходило 32 железнодорожные линии, из которых 14 были двухколейными железными дорогами, а с русской стороны к границе шли только 13 железнодорожных линий, из которых только 8 линий были двухколейными.

Пулемёты, пушки, артиллерия.

В Первую Мировую войну пулемёты британского оружейника Хайрема Стивенса Максима называли «адским косильщиком».  Первый пулемёт Максим создал в 1883 году, это было очень надежное, простое и живучее оружие, работающее по весьма простой системе.

Тульские оружейники Третьяков и Пастухов, ознакомившись в 1905 году с производством пулеметов в Англии, провели на Тульском оружейном заводе «Тульский арсенал» обширные конструкторские и технологические изыскания, и существенно переработали и во многом улучшили конструкцию «Максима». Русские конструкторы изменили конструкцию многих деталей пулемёта и в 1908 году стали использовать патроны нового образца с остроконечной пулей.

Важно

В 1908-10 году русский конструктор Соколов и тульский инженер Захаров создали очень удачный мобильный, манёвренный пехотный колесный станок и пулемёт, значительно уменьшив общий вес орудия до 20 кг. Модернизированный тульскими оружейниками пулемет был в 1910 г. принят на вооружение русской армии под официальным наименованием «7,62-мм станковый пулемет».

Животные в войне.

На службу в армию отправлялись не только механизмы. Делались первые попытки по боевой дрессуре животных. Знаменитый дрессировщик Владимир Дуров в 1915 году предложил использовать тюленей для поиска мин. Всего он успел обучить 20 животных, но все животные саперы-подводники были отравлены, по мнению современников, немецкими агентами разведки.

Главной тягловой силой на дорогах Первой мировой войны оставались лошади. Накануне Первой мировой войны русская гвардейская кавалерия была усилена и выступила достаточно подготовленной. Каждая война приносит непредвиденные сюрпризы, о которых трудно было догадаться в мирное время.

В начале войны обнаружилось, что времена лихих конных атак отошли в область предания. Кавалерист с пикой или шашкой был бессилен против массированного огня пулемёта, пушки, артиллерии. Кавалерист с ружьём тоже был малопригодным бойцом, так как он был хорошим объектом для стрельбы, при этом сам оставался плохо стреляющим всадником. Бой в пешем строю одержал верх, на кавалерийскими атаками.

Голубей успешно тренировали и для аэрофотосъемки. Первый патент на миниатюрную фотокамеру для голубя с хорошим качеством снимков, получил в 1908 году изобретатель Юлиус Нойброннер (немец), но в Первую мировую войну воздушная съемка с помощью голубей не была широко использована.

Немецкая и русская открытки 1914 года

На борту подводной лодки и в солдатских окопах Первой Мировой можно было часто встретить кошек, которые были для солдат детекторами контроля чистоты воздуха и предупреждали об очередной газовой атаке.

В Первой мировой войне использовали дрессированных санитарных-собак в качестве медицинских помощников, разведчиков, посыльных, прокладчиков телеграфных проводов, для обеспечения связи.

Собаки переносили в медсанбат фуражку раненого война и приводила санитаров, для оказания первой медпомощи, собаки доставляли приказы на линию фронта в капсулах, прикрепленных к туловищу.

Военные курьёзы.

Энигма (от др.-греч. αἴνιγμα — загадка; англ. Enigma) — дисковая шифровальная машина времен Второй Мировой Войны, в основе механизма диски с 26 перепайками. Первые упоминания об энигме относятся к 1918 году, а наибольшее распространение энигма получила в нацистской Германии «энигма вермахта» (Wehrmacht Enigma).

Совет

В 20-х годах XX века было создано целое семейство электромеханических машин, которые использовались для шифрования и дешифрования секретных сообщений. Криптоаналитик Антигитлеровской коалиции смогли расшифровать большое количество сообщений, зашифрованных с помощью энигмы.

Специально для этих целей была создана машина с кодовым названием «Бомба».

Помимо удачных военных разработок в армиях участников войны появлялись и курьезные изобретения. Лыжи для пересечения водных преград, боевые катамараны практически не использовались в армии.

Немцы изобрели тяжелые латы трансформеры в которых трудно было передвигаться, к тому же латы легко простреливали пули пулемёта.

Окопные доспехи против пуль и осколков, бронежилеты, бронемашины, передвижные баррикады, гусеничные тягачи и т. д. Встречались даже забавные изобретения — бомбо-метательная машина, рогатка и т. д.

Пять стрелков могли спрятаться за металлическим щитом, в то же время сам щит был довольно крупным объектом для артиллерии.

Источник: http://www.evpatori.ru/texnologii-pervoj-mirovoj-izmenili-xod-istorii.html

Ссылка на основную публикацию