Опричнина ивана грозного

Опричнина Ивана Грозного

Слово «опричник» сейчас используется как символическое изображение безжалостного садиста на службе у преступного главаря. Исторически опричники все же играли другую роль. Но некоторые основания для такого символизма имеются.

Гроза изменников государевых

Опричнина существовала в Московском царстве с 1565 по 1572 год. Так называли земельные уделы, взятые Иваном Грозным под свое личное управление и подчинявшиеся только ему со всем населением.

При этом в опричнину вписывали не всех бояр и дворян, имевших наделы на выделенной земле, некоторых пытались выселить, дав им наделы в других местах.

Оставшиеся же знатные люди именовались опричниками и должны были составить личную царскую гвардию.

Обратите внимание

В целом, получилось что-то вроде королевского домена средневековой Европы. Но была и разница – общение опричников с прочим населением (земщиной) строго ограничивалось, жили они по другим правилам. Само слово «опричнина» имеет корнем «опричь», что значит «кроме того», «за исключением».

Такое разделение мотивируется главной причиной создания опричнины – желанием Грозного обезопасить себя от боярских измен и заговоров, гарантировать себе силовую поддержку в любом случае.

Основания для опасений у него были: были обнаружены признаки нескольких заговоров (включая удельного князя Владимира Андреевича, родственника царя, и его матери), в Ливонской войне случился ряд неудач, изменил князь Курбский и несколько менее известных бояр, затяжной конфликт с Крымом тоже развивался неудачно.

Можно говорить о паранойе Грозного – она у него таки была. Но основания у нее были реальные – мать Ивана убили, сам он с детства сталкивался с покушениями на свою жизнь.

Псы господни и царские

Некоторые историки усматривают в создании опричнины религиозную подоплеку – дескать, Грозный опасался на Руси чего-то вроде Реформации. Основанием для такой точки зрения полагается считать показательно монашеский образ жизни опричников, которые по полдня проводили на молебнах, а царь у них считался «игуменом».

Бесспорно, причина появления опричнины и ее назначение – полностью светские. Но одна интересная параллель с церковной историей таки имеется. Символом опричника официально являлись собачья голова и метла, притороченные к седлу. По идее, это должно было говорить о том, что опричник, как верный пес, будет грызть врагов господина, и выметет из государства всю измену.

Но в Европе точно такую символику, аналогично толкуемую, имел орден доминиканцев (domini canes – «псы господни»)! Из него выходили инквизиторы, и вообще все «ревнители веры» силовыми методами. Вполне возможно, что образованный Грозный, интересовавшийся жизнью на Западе, мог «позаимствовать» красноречивый символ.

Период наибольшей грозности

Прозвище Грозный первый царь получил в основном как раз за события периода опричнины. Начиналось все с реального поиска изменников, но вскоре процесс превратился в обычную феодальную свару за привилегии и богатства, подкрепленную особым расположением царя к опричникам и доверием к ним (можно, к примеру, вспомнить судьбу одного из известнейших опричников Федора Басманова).

За периодом опричнины числятся такие преступления периода правления царя Ивана, как новгородский погром 1569-1570 годов, когда было убито около 15 тыс. человек, и массовые казни в Москве в 1570-1571 годах (со страшными издевательствами и уничтожением семей опальных).

Казни были и внутри самой опричнины – там тоже очень быстро началась борьба за близость к царю, его расположение и награды.

Символом этих жестокостей стало имя Малюты Скуратова – относительно незнатного человека, выдвинувшегося в разгар опричного террора и не брезговавшего никакими методами.

Справедливости ради – при всем своем размахе опричный террор был вполне в духе времени. Опричники могли бы поучиться истреблению неугодных у герцога Альбы в Нидерландах или во время парижской Варфоломеевской ночи – все это происходило одновременно с существованием опричнины.

Плохие солдаты

Поводом к уничтожению опричнины стало не массовое возмущение, а неприятный прозаический случай – военный разгром. В 1571-1572 годах Москва подверглась очередному нападению крымского хана Девлет-Гирея. Опричники же просто… не явились на войну, в результате чего хан без проблем сжег Москву. После этого Грозный отменил опричнину, и даже запретил самое ее название.

В результате, эта реформа совершенно не оправдала себя. Кратко говоря, введение опричнины привело к массовому террору, не давшему ни усиления центральной власти, ни искоренения реальной измены, ни увеличения военной мощи.

Источник: https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-ryurikovichey/vnutrennyaya-politika/oprichnina-ivana-groznogo.html

Опричнина Ивана Грозного

Замечено, что опричнина, которая длилась всего семь лет, в период длительного царствования Ивана IV Васильевича, прозванного Грозным, остаётся лакомым куском для историков и всех, кто с интересом изучает российский царизм.

Исторические гурманы, получают небывалое удовольствие разбирая этот период. В любом случае — это государственное свершение, ставшее серьёзной вехой в Российской истории. Возникновение опричнины было очень драматически обставлено.

Это один из самых известных и спорных исторических моментов нашей истории.

Первые предпосылки

3 декабря 1564 года, царь, картинно простившись с церковными иерархами и представителями боярской думы, выехал из Москвы. Его поезд, с большим количеством подвод (несколько десятков) и хорошей охраной, увозил казну, самые ценные иконы. Причём люди, которые расставались с самодержцем не знали куда он едет.

Сначала царь поехал в Коломенской, затем в Троицкий монастырь. После этого уехал в Александрову слободу. Место неслучайное. Построенная при Василии III в 1514 году, она представляла собой крепость. С трёх сторон она окружена непроходимым лесом, где вдобавок ко всему, были ямы-ловушки, а четвёртая сторона — это крутой берег.

Оттуда боярская дума получила противоречивые известия. Царь сообщал, что он отрекается от царства и в то же время налагает опалу. В это же время в Москве появились представители Ивана IV, которые убеждали простых москвичей, что царь опалился не на них, а на бояр.

Народ волновался, и 5 января 1565 года бояре и церковная иерархия пришли к Грозному на поклон, чтобы он вернулся на царство. Ответ был жёстким. Монарх готов был вернуться только с условием, что воля государя стоит над всем, включая закон.

Важно

Великокняжеский режим превращается в самодержавный!

15 февраля 1565 года Иван Васильевич вернулся из Александровской слободы в Москву и объявил о введении опричнины. Она возникла из ничего, толкнула общество вперёд, и рассосалась. Но этот чрезвычайный момент оставил большой след.

Государевы планы:
Окончательная централизация страны.

Самодержавие.

Ликвидация уделов.

Искоренение боярского самовластия и несогласия с царём.
После примирения начались реформы, направленные на централизацию. Трудности состояли в том, что новшества не только не решали старые проблемы, но и порождали новые.

Ситуация складывалась таким образом, что, с одной стороны, был Иван IV, а с другой — представители трёхсот княжеских фамилий Рюриковичей — это Ярославские, Суздальские, Стародубские князья. Дальнейшая централизация единодержавная могла идти двумя путями.Либо нужно было опереться на дворянство, и дать ему права.

Либо нужно было создать новый орган и поставить его над существующей системой — орган вне институциональный. Потому что все институты на Руси, на тот момент, включая церковь, защищали княжебоярский комбайн.

Важно

Иван Васильевич оказался гениальным социальным проектировщиком! Он заложил Русское самодержавие, став первым единовластным правителем на Руси. Правда, это не устраивало примерно три сотни кланов Рюриковичей, которые хотели олигархического самодержавия. Некоторые князья противостояли — это были 256 фамилий.

Опричнина

По сути, опричнина — это конфискация, можно сказать, национализация имущества и земель. Опричь — значит кроме. Отсюда слово кромешники — обособленная власть.

Есть и другие значения слова опричнина:

Так называлась вдовья доля. Например, если убили бездетного боярина, то 3/5 забирает себе государь, а 2/5 остаётся вдове.

Это самое вкусное блюдо, которое хозяин оставлял для избранных гостей, и подавалось оно после ухода основной массы гостей, когда оставались самые близкие.

Так называли крестьян, одной социальной категории, записавшиеся вместе в монастырь.

В опричнину отошли:

Земли, которые граничили на западе с Речью Посполитой и Лионским орденом.

Центральное Поволжье.

Пограничные районы.

Ряд центральных уездов.
Страна, как бы разделилась на две части: Опричнина и Земщина. Все земли, которые не отошли в опричнину оставались в Земщине.

Опричнина имела:

Столицу в Александровской слободе

Государев удел.

Своё войско.

Свою думу.

Свою казну.

Свои приказы.

Земщина имела:

Столицу Москву.

Войско.

Казну.

Боярскую думу.

Приказную систему.

Но царь оставался самодержцем для двух составляющих — суд и международные отношения.

Иван Грозный собрал войско, которое осуществляло карательную функцию — это были опричники. Военный корпус состоял из представителей всех эшелонов знати. Царь туда отбирал людей сам. Все войны, которые вступали в опричный орден, должны были отказаться от своих родных, «ни есть, ни пить» с ними за одним столом.

Войны давали присягу царю и полностью посвящали себя служению государю. У них был символ преданности — собачья голова. И второй символ — метла, которая готова была выметать из России всякую нечисть. Первый отряд насчитывал 1 тыс., после войско разрослось до 6 тыс. человек.

Не удивительно, что мчавшиеся на конях, в строгих и добротных одеждах, хорошо вооружённые, с устрашающими элементами экипировки войны вызывали ужас.

Начались казни — удар по старому боярству. По сути, шёл самый настоящий террор. Главный террор — это земельный террор.

Переселяя боярина из одного места в другое, допустим, из Суздаля в Курск, его лишают поддержки детей боярских, разрывая физическую связь между ними.

Более чем у ста княжеских семей были конфискованы земли, а самих людей против их воли выселяли в Казань. Малейший протест пресекался очень просто — казнь, смерть.

Важно

Люди всех сословий метались в сложившейся ситуации, но не всегда находили правильный выход, порой потому, что этого выхода просто не было. Показательный случай с князем Владимиром Андреевичем Старицким, двоюродным братом Ивана Грозного.

К Старицкому обратилась часть суздальских княжат (княжатами называли тех князей, которые пошли на службу) с вопросом о том, как он смотрит на то, чтобы занять трон. Владимир Старицкий испугался, решил, что это провокация и обратился и Грозному. Началось дело Владимира Старицкого. Владимир Андреевич честно составил список, в котором указал всех предателей.

Это признание ему не помогло. Ивана IV решил подстраховаться и убрал соперника.

Другим крупным событием стало Новгородское дело. События происходили из-за подозрений, будто Новгород решил перейти к Литве. Был организован поход, который самодержец возглавил лично. По пути от Москвы до Новгорода года подвергались разбою и грабежу.

В этом походе был задушен в тверском монастыре митрополит Филипп, попавший в немилость. Историки называют количество жертв от 10 до 15 тысяч.

Совет

Апогеем опричного террора можно считать Московские казни, так называемое Московское дело. Страдало и служивое и знатное дворянство. Под опалу разгневанного царя попало немало любимцев, теперь обвинённых в измене.

В немилость попасть могли все члены семьи несчастного дворянина и даже домочадцы. В середине лета 1570 года, по приговору в предательстве, должны были казнить 300 человек. Но 180 отдали на поруки. Остальным не удалось избежать лютой смерти. Грозный лично принимал участие в казнях, проявляя изобретательность и изощрённость в наказаниях. Нивелировка населения по отношению к власти была налажена. Не попавшие под опалу государя опричники, сопровождали его и дружно приветствовали истязания.

Опричнина нанесла удар всем социальным группам!

Конец опричнины

К 1572 году опричнина себя исчерпала, показав полную недееспособность. Большую роль сыграл Крымский поход на Москву крымским ханом Девлет Герая. Было создано опрично-земское войско.

Нужно сказать, что опричники бились очень хорошо, особо проявил себя Михаил Иванович Воротынский, который смог отбить со своим войском все атаки татар. Так порадовал царя, что тот вернул ему вотчину — город Перемышль, конфискованный в период опричнины. Правда, дружба продлилась недолго.

Уже через год славный воевода был оговорён. Верный себе самодержец подверг своего полководца пыткам, от которых тот и умер.Опричнина, конечно, не пропала — она перешла в другое состояние. Все опричники вошли в государев двор. Цели, которые Грозный возлагал на опричнину достигнуты не были.

Читайте также:  Первые успехи индустриализации

Страна находилась в разрухе, крестьяне разбегались к окраинам государства, хотя это не очень им помогало. В самых жёстких формах формировалась барщина.

Обороноспособность была подорвана:

Речь Посполитая оттеснила русских.

Шведы отказывались возвращать захваченные Нарву, Копорье.

Крымские татары сожгли Москву, из-за нехватки русских военных сил.

В защиту царя, можно сказать, что Иван IV решал проблемы, которые остались от Киевской и ордынско-удельной эпохи.

Самодержавие победило и продержалось до 1917 года.

Источник: https://gfom.ru/oprichnina_ivana_groznogo_gecterr.php

Опричнина 1565 — 1572

Василий Осипович Ключевский более ста лет тому назад написал об опричнине: «Учреждение это всегда казалось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал». За последние сто лет ситуация в науке мало изменилась.

Степан Борисович Веселовский писал по поводу изучения эпохи Грозного: «Созревание исторической науки подвигается так медленно, что может поколебать нашу веру в силу человеческого разума вообще, а не только в вопросе о царе Иване и его времени».

Чтобы понять, что такое опричнина, для чего ее создавал герой нашего повествования, каковы были ее результаты, имела ли она какой-нибудь смысл, и если имела, то какой, нужно сначала познакомиться с основными фактами, с канвой событий.

Итак, 3 декабря 1564 года царь отправился на богомолье. Что ж, дело для государя обычное. Царские «объезды» монастырей были одновременно и исполнением религиозного долга, и инспекционными поездками. Но этот выезд был совершенно необычен.

«Подъем» царя «не тако был, якоже преже того езживал», — сообщает официальная летопись. Боярам и «дворяном ближним», которым государь велел ехать с собою, было приказано взять жен и детей. Сопровождали царя и дворяне из всех городов, которых он «прибрал» быть с собою.

Те должны были взять слуг, запасных коней и весь «служебный наряд», то есть вооружение, доспехи, припасы. Повез царь на богомолье и все драгоценности, золотую и серебряную посуду, иконы и кресты, всю одежду, деньги, казну.

Казна же была хранилищем не только чисто материальных ценностей, но и государственного архива.

Только царь добрался до Коломенского, как пришлось остановиться: внезапно настала удивительная для декабря оттепель, а с ней — распутица. Только через две недели царский «поезд» снова двинулся в путь. К 21 декабря Иван IV с приближенными приехали в Троице-Сергиев монастырь.

Обратите внимание

Вроде поездка проходила стандартно: царь помолился, отпраздновал память святого Петра-митрополита, а затем двинулся дальше, в старое великокняжеское охотничье село Александрову слободу (ныне город Александров Владимирской области). Там любил «тешиться» охотой еще его отец — Василий III, не раз туда наезжал и царь.

Последний раз он побывал в Слободе (так часто называли это село) всего полгода тому назад. Сейчас электричка идет до Александрова часа два, царь Иван добирался туда почти месяц.

Кобрин В. Иван Грозный

ПОСЛАНИЕ ИВАНА IV

Крови же в церквах Божьих мы никакой не проливали. Победоносной же и святой крови в нынешнее время в нашей земле не видно, и нам о ней неведомо.

А церковные пороги — насколько хватает наших сил и разума и верной службы наших подданных — светятся всякими украшениями, достойными Божьей церкви, всякими даяниями; после того как мы избавились от вашей бесовской власти, мы украшаем не только пороги, но и помост, и преддверие, — это могут видеть и иноплеменники.

Кровью же никакой мы церковных порогов не обагряем; мучеников за веру у нас нет; когда же мы находим доброжелателей, полагающих за нас душу искренно, а не лживо, не таких, которые языком говорят хорошее, а в сердце затевают дурное, на глазах одаряют и хвалят, а за глаза поносят и укоряют (подобно зеркалу, которое отражает того, кто на него смотрит, и забывает отошедшего), когда мы встречаем людей, свободных от этих недостатков, которые служат нам честно и не забывают, подобно зеркалу, порученной службы, то мы награждаем их великим жалованием; тот же, который, как я сказал, противится, заслуживает казни за свою вину. А в других странах сам увидишь, как там карают злодеев — не по-здешнему. Это вы по своему злобесному нраву решили любить изменников, а в других странах изменников не любят и казнят их и тем укрепляют власть свою.

Библиотека литературы Древней Руси

ЖЕРТВЫ ОПРИЧНИНЫ

Традиционные представления о масштабах опричного террора нуждаются в пересмотре. Данные о гибели многих десятков тысяч людей крайне преувеличены. По синодику опальных, отразившему подлинные опричные документы, в годы массового террора было уничтожено около 3000-4000 человек.

Из них на долю дворянства приходилось не менее 600-700 человек, не считая членов их семей. Опричный террор ослабил влияние боярской аристократии, но он нанес также большой ущерб дворянству, церкви, высшей приказной бюрократии, то есть тем социальным силам, которые служили наиболее прочной опорой монархии.

С политической точки зрения террор против этих слоев и группировок был полной бессмыслицей.

Скрынников Р. Далекий век

Численность жертв опричнины за 7 лет только ее «официального» существования составила в общей сложности до 20 тыс. (При общей численности населения Московского государства к концу 16 в. около 6 млн.).

Статья «Опричнина» в энциклопедии «Кругосвет»

Цена, которую уплатила Россия за ликвидацию политической раздробленности, не превосходила жертв других народов Европы, положенных на алтарь централизации.

Первые шаги абсолютной монархии в странах Европы сопровождались потоками крови подданных, подчас более упорных в сохранении старины, нежели русские княжата. Это — гражданские, или религиозные, войны во Франции, занявшие всю вторую половину века. Это — движение в Нортумберленде и Уестморленде в 1568 г. в Англии.

Это — бесконечные аутодафе в Испании, под религиозной оболочкой которых скрывалась борьба за укрепление королевской власти.

Важно

Из восточных и юго-восточных европейских государств Россия была единственной страной, не только сумевшей отстоять свою государственную независимость (в отличие от Болгарии, Сербии, Великого княжества Литовского, Венгрии, Чехии и других), но и уверенно продвигавшейся по пути централизации.

Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного 

ВЫДЕРЖКА ИЗ СИНОДИКА ИВАНА ГРОЗНОГО

Избиенныя в опришнину, а поют по них понахидоу на 7 недели в четверг по пасце. Помяни, господи, душа оусопших раб своих и рабынь, оубиенных князей и княгинь и всех православных христиан мужска полу и женска и коих имена и не писаны…

Синодик опальных

ИССЛЕДОВАНИЕ СИНОДИКА

Эти «книги», вместе с указом Ивана IV об обязательном поминовении за богослужением убиенных в опричнину единоверцев и щедрыми вкладами по их душам, рассылались по монастырям России, где книжники-черноризцы перерабатывали полученные росписи казненных в хорошо известные ныне местные Синодики опальных.

К примеру, поминальный вклад по опальным (90 рублей) получили даже чернецы такого крохотного и малозначительного монастырька, как Успенская Шаровкина пустынь на реке Жиздре.

Не исключено, что и туда были отправлены из столичной канцелярии «государские книги» с именами казненных и только случай не сохранил до нашего времени тамошний Синодик опальных.

Как отмечалось ранее, настоятели и старшая братия иноческих обителей получали списки «государских книг» и материальные пожертвования, минуя канцелярии всероссийского митрополита и епархиальных архиереев, непосредственно из рук светских бюрократов, служивших, вероятно, в Панихидном приказе или даже в царской канцелярии. Именно этим объясняется шокирующее несовпадение текстов Синодиков опальных 1583 года между собой, которое может указывать на абсолютно произвольное редактирование на местах, по всей видимости, единственного варианта перечня жертв опричного террора из-за его очевидной непригодности для богослужебного поминания. Дело в том, что составители «государских книг» записали в них не только многих казненных соотечественников под их мирскими, а не крестильными именами, но и «баб»-ведуний, и западных христиан, и мусульман. Если поминовение последних на храмовом богослужении оказывалось недопустимым по догматическим причинам, то поминовение православных христиан по мирским именам было изначально лишено всякого практического смысла. Как известно, имянаречение новорожденного на восьмой день являет собой «знак посвящения его Богу и будущих обязанностей к Нему и к церкви», а мирское имя или прозвище не имеет ни малейшего отношения ни к Господу, ни к церкви. 

Курукин И., Булычев А. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного

ИСТОЧНИКИ ОБ ОПРИЧНИНЕ

Исход архивных разысканий зависит не только от меры затраченного труда, но также от интуиции и удачи. Самое важное — найти путеводную нить, верное направление поиска. Можно провести в архиве полжизни и ничего не обнаружить. Чаще всего верный путь помогают найти противоречия, обнаруженные в источнике.

В официальном летописном отчете об учреждении опричнины сказано, что после казни изменников царь «положил опалу» на некоторых дворян и детей боярских, «а иных сослал в вотчину свою в Казань на житье з женами и з детми». Никаких пояснений насчет того, кем были жертвы царского гнева, попавшие в ссылку, в источнике нет.

Дети боярские составляли основную массу дворянского сословия. Какое значение могла иметь ссылка неких детей боярских? Глухое летописное известие не привлекло особого внимания исследователей. Однако интуиция подсказывала, что летописец сознательно умолчал об известных ему фактах.

Первые же находки подтвердили возникшее подозрение.

Книги Разрядного приказа сохранили следующую запись: «Того же году (1565) послал государь в своей государевой опале князей Ярославских и Ростовских и иных многих князей и дворян… в Казань на житье…» Разрядная книга определенно утверждает, что жертвой опричных выселений стали не обычные дворяне, а титулованная знать.

Скрынников Р. Иван Грозный

КАК ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Писцовые книги, составленные в первые десятилетия после опричнины, создают впечатление, что страна испытала опустошительное вражеское нашествие. «В пусте» лежит не только больше половины, но порой до 90 процентов земли, иногда в течение многих лет.

Даже в центральном Московском уезде обрабатывалось всего около 16 процентов пашни. Часты упоминания «пашни-перелога», которая уже «кустарем поросла», «лесом-рощей поросла» и даже «лесом поросла в бревно, в кол и в жердь»: строевой лес успел вырасти на бывшей пашне.

Многие помещики разорились настолько, что бросили свои поместья, откуда разбежались все крестьяне, и превратились в нищих — «волочились меж двор».

Совет

Конечно, в этом страшном разорении повинна не только опричнина, иногда мы имеем дело лишь с косвенными ее последствиями. Дело в том, что в годы опричнины резко вырос налоговый гнет.

100 тысяч рублей, которые Иван IV взял с земщины за свой «подъем», были только началом. Нельзя, впрочем, забывать и о том, что в 1570-1571 годах в России свирепствовала эпидемия чумы, унесшая множество человеческих жизней.

Ее, разумеется, не поставишь в счет опричнине.

И все же роль опричнины в запустении была исключительно велика. Материал для суждений об этом дают нам книги «обысков», расследований о причинах запустения тех или иных сел и деревень Новгородской земли. В некоторых случаях причиной гибели или бегства крестьян называют «немцев» — шведские войска, вторгшиеся в ходе Ливонской войны на часть территории Новгородской земли.

Но куда больше записей такого рода: «…опритчиные на правежи замучили, дети з голоду примерли», «опритчина живот пограбели, а скотину засекли, а сам yмep, дети безвесно збежали», «опричиныи замучили, живот пограбели, дом сожгли».

Часто оказывается, что запустение наступило и от «царевых податей», то есть в конечном счете от той же опричнины, которая резко усилила налоговое ярмо.

Кобрин В. Б. Иван Грозный

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/oprichnina

Опричники Ивана Грозного

Выглядели опричники довольно жутко: они облачались в темные одеяния, подобные монашеским рясам, а на шеях их коней болтались отрубленные собачьи головы. Другим «фирменным знаком» преданных слуг Ивана Грозного стали метлы, закрепленные на кнутовище. Подобная символика не была случайной: голова пса символизировала собачью преданность государю и способность хорошенько «покусать» всех неугодных ему подданных, метафорическая метла же должна была вымести из избы под названием «Русь» ненужный сор.

Малюта Скуратов

«Царский Указ. Малюта Скуратов». Картина Павла Рыженко

Имя этого человека стало нарицательным: так до сих пор зачастую называют самых отпетых негодяев. Малюта Скуратов считался главным опричником Ивана Грозного, самым верным его прислужником, способным совершить любые злодеяния на радость царю-батюшке. Настоящее имя знаменитого душегуба — Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Нежным же прозвищем «Малюта», согласно одной из выдвигаемых историками версий, он был награжден за невысокий рост.

Читайте также:  Попытка демократизации общественно-политической жизни

Немец Генрих Штаден, волею судеб ставший одним из опричников Ивана Грозного, довольно нелестно отзывался в воспоминаниях как о государственном строе в целом, так и Малюте в частности. «Этот был первым в курятнике», — так писал иностранец о Скуратове.

Афанасий Вяземский

«Опричники». Картина Николая Неврева

Обратите внимание

После конфликта царя с протопопом Сильвестром и окольничьим Алексеем Адашевым и падения авторитета «Избранной рады», Вяземский быстро вошел в доверие к Грозному. Афанасий стал настолько близок Ивану IV, что последний соглашался принимать медикаменты исключительно из его рук. Однако музыка играла недолго: Вяземский вскоре оказался в центре придворных интриг. В 1570 году его обвинили в предательстве и нещадно пытали. Именно во время жестоких экзекуций вчерашний опричник и скончался.

Алексей и Федор Басмановы

Амвросий Бучма и Михаил Кузнецов в ролях Алексея и Федора Басмановых в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный»

Для некоторых «государевых людей» опричнина стала семейным делом. Например, Алексей Басманов и его сын Фёдор сообща трудились на благо Ивана Васильевича. Согласно мемуарам упомянутого Генриха Штадена, Грозный и вовсе «предавался разврату» с младшим Басмановым. Доподлинно неизвестно, всем ли словам немца можно верить, однако свидетельство остается свидетельством, поэтому игнорировать подобные показания нельзя.

Мнения других современников о Басмановых также были довольно своеобразными. Например, Андрей Курбский, которого принято считать одним из первых русских эмигрантов, называл Алексея «маньяком и погубителем как самого себя, так и Святорусской земли».

Василий Грязной

«Опричнина». Картина Ореста Бетехтина

«Из грязи в князи» — именно по этому общеизвестному принципу развивалась карьера Грязного. По словам самого царя, Василий был «мало что не в псарях» у князя Пенинского в провинциальном Алексине. Однако Грязному удивительно повезло: городок вошёл в опричные владения Ивана IV, и бывший слуга низшего ранга смог поступить на государеву службу. С тех пор дела Василия Грязного пошли в гору. Он стал одним из любимейших опричников Грозного и начал творить беззаконие вместе со Скуратовым и Вяземским. Но и к Грязному Иван Васильевич довольно быстро потерял интерес: когда бывший приближённый оказался в плену, царь даже не стал его выкупать.

Источник: https://diletant.media/articles/33832335/

Опричнина (1565–1572) Ивана IV Грозного

Кочетовский И. Е., Коренева Д. А. Опричнина (1565–1572) Ивана IV Грозного [Текст] // Исторические исследования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 63-65. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/169/10268/ (дата обращения: 02.04.2019).



В данной статье будут рассматриваться основные причины введения опричнины в 1565 году её начало и развитие, а также основные события и результаты.

Ключевые слова: опричнина, причины введения, основные события, результат.

Официальным поводом введения опричнины стало отречение Ивана IV Грозного от престола объяснив свой поступок изменой ближних бояр.

Но углубляясь в историю XVI века мы увидим нем менее трех более весомых повода для введение опричнины в 1565 году. В 1558 году Иван IX начинает Ливонскую войну за права овладеть Прибалтийским побережьем но она оказалась не удачной, что более усугубило положение в стране и нарастанию недовольства со стороны бояр требовавших расширения их землевладений.

Недовольство избранной радой, а также страх перед энергичными, самостоятельно мыслящих людьми, смерть духовного наставника митрополита Макария в 1563 году. Также и личная трагедия, смерть жены Анастасии Захакиной единственную которую он любил в зрелые годы. Всё эти события пошатнули самодержавие Ивана IX и нанесли серьезный удар его авторитету.

В январе 1565 г.

Ивана Грозного отрекается от престола. И вместе со сваей семьей уезжает в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел — опричнинуот слова “опричь” — кроме [2, с.106].

Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет. [1,с.183]

Это был хорошо рассчитанный политический маневр со стороны Ивана IV. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон.

Важно

Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части:опричнинуиземщину.

Столицей опричнину стала Александровская слобода, туда Иван IV включил наиболее важные земли, такие как поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом положении, а также наиболее экономически развитые районы страны. В этих землях поселились дворне, входившие в опричное войско. Казна у опричнины была собственная.

Однако налоговая система отвечавшая за поступление и распределения, была едина для всего государства. Общим оставался и Посольский приказ. Это как бы символизировало, что несмотря на разделение земель на две части, государство по-прежнему едино и нерушимо.

Состав опричников был вначале определен в тысячу человек в лице которых Иван Грозный создал некий полумонашеский, полурыцарский орден, строившийся на щедрых земельных и денежных пожалованиях государя и на беспрекословном повиновении его воле.

Они носили черную, похожую на монашескую, одежду и прикрепляли к седлам собачьи головы и метлы, демонстрируя этим собачью преданность царю и готовность в любую минуту смести с лица земли любого его врага.

Но самым жестоким и без пошадным опричникам был любимиц и помощник Ивана Грозного, Малюта Скуратов (настоящие имя Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский) прославившийся убийством митрополита Филиппа.

Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княжеской знати кого царь считал изменниками, но и по всему населению.

Что приводило к тому, что уже и сами опричники становились объектом царского гнева. Казнены были Алексей Данилович Басманов (боярин и воевода Ивана IV, один из предводителей опричнины) его сын Федор, князь Вяземский, руководитель земщины Иван Висковатый.

Осенью 1569 г.

Совет

царь получил сообщение, что Новгородская знать хочет передать Новгородские земли под патронат Польши, и при этом свергнут самого Ивана с царского престола В декабре 1569 г. собрав довольно большое войско, царь выступил против Новгорода. По свидетельствам летописцев расправа над новгородцами была крайне жестокой.

Этому свидетельствовали убийства невинных жителей Новгорода, поджоги разграбления домов, подворье и даже монастырей, сожженный скот и все припасы. Согласно летописным сводам, за шесть недель пребывания в Новгородских землях опричники казнили 10-15 000 человек. [1,с.184]

Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков.

Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.

После Новгородского похода Иван Грозный возвращается в Москву и продолжает политику террора, чтобы найти оставшихся пособников новгородской измены и совершить над ними расправу. Не щадил царь даже собственных приближенных.

Общее количество жертв, по некоторым данным, превысило 200 человек, среди которых самые знатные люди. 1570-71 года ознаменовались массовыми казнями в Москве. [1, с.184]

Причиной роспуска опричнины в 1571 году стало вторжение в Москву крымского хана Давлет Гирея.

Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась.

Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор». [2, с.108]

Обратите внимание

Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Но историки не дают однозначной оценки столь масштабному политическому деянию Ивана IV.

Кто-то считает опричнину настоящим хаосом и полной анархией, причиной разорения земель. Кто-то наоборот ведет в ней движущую силу централизации и усиления власти. Столь противоречивые мнения обусловлены, недостатком источников исторической информации в наше время для объективного изучения опричнины как государственно политического явления.

Минусы опричнины.

Пожалуй, самый значимым последствием столь сурового варианта внутренней политики можно считать разорение многих земель. Уезды и уделы, по которым покатилась волна карательных отрядов опричников, лежали в руинах — массовые казни как правителей земель, так и рядового крестьянства не способствовали процветанию.

Экономический кризис, вызванный сокращением посевных площадей — а Россия по-прежнему оставалась преимущественно аграрной страной — стал причиной голода в центральной и северо-западной частях страны. Голод, в свою очередь, вынуждал крестьян переселяться из обжитых районов, вскоре переселение обернулась откровенным бегством.

Государство пыталось бороться с обезлюдиванием земель, принимая первые крепостные акты, как, например, указ о заповедных летах. Так опричнина стала причиной закрепощения крестьян, усиления из зависимости от воли помещиков.

Эта политика оказала свое влияние и на проводимую в то время Ливонскую войну. Частично опричнина стала причиной поражения России в ходе военных действий.

Боясь обвинений, военачальники не спешили проявлять инициативу в проведении боевых операций. Кроме того, на вооружении войска сказалось и недостаточное финансирование — из-за разорения центральных земель в последние годы опричнины государственная казна недополучила значительную часть налогов.

Плюсы опричнины.

Несмотря на резкую критику со стороны большинства историков как XVIII-XIX веков, так и современных, опричнина имела и положительные стороны, не упомянуть о которых нельзя.

В первую очередь, политика террора послужила на благо централизации страны.

Разорение княжеских уделов, смерть, насильственные земельные мены и переселения представителей высшего боярско-дворянского сословия существенно ослабили земельно-родственные связи между противниками верховной власти. Следствием этого стало укрепление влияния царя и централизации государства.

Важно

Формирование нового стиля правления, без оглядки на боярскую думу тоже стало возможным благодаря введению опричнины. И хотя самодержавие не всегда шло на благо, для нового государства, только что объединившегося из разрозненных земель, единая власть стала системообразующим фактором. По мнению многих историков, становление великого государства невозможно без суровых мер — пусть и столь жестоких как опричнина. Террор во времена Ивана Грозного мог быть единственной формой утверждения центральной власти, единственным способом объединения земель.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей и все ближе подводила страну к смуте.

Подводя итог из всего выше сказанного можно сделать вывод, что последствия опричнины 1565-1572 годов, усугубленные неудачами в Ливонской войне, были трагичны для страны несмотря на то, что она задумывалась как средство единения государства. В России разразился экономический кризис. Крестьянское хозяйство утратило устойчивость, начался голод, казна усилила налоговый гнет. Отмена Юрьева дня из временной и ограниченной меры привело к закрепощению крестьян. А это утверждало наиболее консервативный тип феодальных отношений и укрепляла закрепощение крестьян, что тормозило развитие страны. Складывались духовные предпосылки Смуты.

Литература:

  1. Сахаров А.Н. Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века М: Просвещение., 2012- 325 с.
  2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России: Учебн. пособие. — М.: Простор, 2002 — 651 с.
  3. Скрынников Р.Г. «Царство террора», СПб, 1992- 574 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Грозный, царь, экономический кризис, опричнина, Москва, Ливонская война, земля, боярская дума, Александровская слобода, XVIII-XIX.

Грозный, царь, экономический кризис, опричнина, Москва, Ливонская война, земля, боярская дума, Александровская слобода, XVIIIXIX.

Российское государство приобрело такие земли, которые позволили в несколько раз увеличить экономический потенциал [1, С. 82].

Россия, Грозный, Швеция, Казань, Астрахань, внешняя политика, Крымское ханство, Казанское ханство, Ливонская война, Москва.

Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость.

И только крымский хан, к счастью для людей, остановил, хоть и невольно, произвол царя и опричнины, напав на Москву.

Ливонской войны, введение опричнины, подорвавшая веру народа в царя и закон, голод

Постоянная борьба за власть между боярским сословием и царем, стремление первых

Из-за жесткого национального и религиозного гнета эти земли покинуло практически всё…

Царь внезапно уезжает из Москвы в Александрову слободу и оттуда обращается к народу с жалобами на измены и крамолы со стороны боярства.

Читайте также:  Народные движения в казахстане. восстания исатая тайманова

Опричнина (1565–1572) Ивана IV Грозного | Статья в сборнике… В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван…

Иван IV — первый царь всея Руси | Статья в журнале… Ключевые слова: Иван Грозный, Русская православная церковь (РПЦ), титул «Великого князя», Церковный собор, Москва — третий Рим, судебник, Славяно-греко-латинская академия, боярская дума.

Совет

И тем не менее, многие краеведы уже с середины XIX века не оставляют попыток описать путь Ивана Грозного.

Во владения этому монастырю он отдал как раз земли, прилегающие к пятому стану. Гарнизон казаков, оставленный царем в Выездной слободе, на плодородных…

Причем историк указывает на конкретные примеры таких поступков — казни, убийство сына и митрополита Филиппа, опричнина.

Таким образом, эпоха и личность царя Ивана Грозного занимает особое место в

Предания Арзамасского края о «народных заступниках» в XVIII

Д. Горсей, пребывал в России в период Ливонской войны и отмены опричнины, когда страна испытывала экономический, социальный и политический кризис.

Дипломатические и торговые связи Бухары с Россией XVI-XVIII вв. Сборник князя Хилкова.

Источник: https://moluch.ru/conf/hist/archive/169/10268/

Опричнина Ивана Грозного: причины, ход событий, последствия

Опричнина Ивана Грозного: причины, ход событий, последствия

Опричнина Ивана Грозного: причины, ход событий, последствия

Всем вновь большой и пламенный привет с далекого Урала, небо которого упирается в уральские горы! На связи с вами Андрей Пучков. Опричнина Ивана Грозного — вторая не менее важная тема после его реформ.

Для многих ребят это что-то вроде темного пятна.

Ну опричнина и опричнина, о чем тут еще говорить? А ведь на самом деле надо знать ее причины, основные события и последствия! Иначе экзамен не сдать! Так что в этой статье мы кратко разберем эту тему.

«Опричники». Художник Николай Неврев, 1888 год. На картине показана казнь боярина Ивана Петровича Федорова-Челяднина

Истоки

Опричниной называли удел, который оставался вдове служилого человека после его смерти, чтобы она могла прокормить себя и детей. Опричнина при Иване Грозном — это политика направленная на ликвидацию оппозиции царской власти. В этом ее сущность. Что же заставило царя самолично выделить себе такой удел? И причем здесь оппозиция? Давайте разберемся.

C 12 по 15 века, а если быть точным, то до 1521 года шел исторический процесс объединения земель вокруг Москвы. Московский князь доказал, что он — лидер этого объединения, равно как и инициатор борьбы с игом Золотой Орды.

В процессе объединения разные княжества «поглощались» Москвой. Как это происходило — отдельная большая тема.

Обратите внимание

Куда же девались князья этих княжеств? Они стали удельными князьями и либо остались на местах, либо переехали в Москву, получив свою вотчину в обмен на их княжество.

Процесс этот еще раз говорю, очень сложный и многогранный, так что здесь я прибегаю у упрощению. Так вот эти удельные князья никак не могли взять в толк, почему они теперь имеют меньше власти и полномочий, чем теперь уже Царь Всея Руси? Ведь он недавно был еще таким же князем как и они! Те же самые настроения царили в среде бояр. И детство Ивана Грозного — ярый тому пример.

Ну а в 1553 году примерно произошла вещь и вообще из ряда вон: царь якобы заболел серьезной болезнью, и многие думали, что он умрет. И поэтому многие князья и бояре присягнули на верность не его сыну Дмитрию, а князю удельному Владимиру Андреевичу Старицкому! Царь вскоре выздоровел, но случая этого не забыл.

Таким образом, оппозиция царской власти была представлена не только удельными князьями, но и боярством.

Ход событий

Все началось в декабре 1564 года, когда Иван Грозный уехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. С собой правитель прихватил всю казну. А после моления в Москву так и не возвратился. Горожане подняли бунт, и пошли искать царя. Нашли его в Александровой слободе. Иван отправил две грамоты: одну москвичам, а другую боярам, в которой он обвинял бояр в крамоле и изменах.

В результате Иван все-таки согласился вернуться на престол, но на условиях, что его дадут учинить опричнину и он сможет казнить и миловать без суда и следствия. В результате вся страна была поделена на опричнину и земщину: в первой правил только царь, а во второй он правил вместе с боярской думой.

Сам период опричнины продолжался с 1565 года по 1572 год. Вот какие события надо знать:

  • Было учреждено опричное войско, которое было организовано по принципу монашеско-рыцарского ордена. Самыми известными опричниками, которых надо знать, были: Малюта Скуратов, Михаил Воротынский, Борис Годунов, Афанасий Вяземский, братья Федор и Алексей Басмановы, Василий Грязной и пр.
  • Опричный террор коснулся всех участников Избранной рады, которые осуществляли реформы при Иване Грозном. Спасся только Андрей Курбский, который бежал в Литву. Также был казнен и Владимир Андреевич Старицкий: его вынудили принять яд вместе с семьей.
  • Пик опричного террора пришелся на зиму 1570 года, когда в Новгороде было казнено по меньшей мере 20 000 человек. Причины его были в слухе, будто бы Новгород снова хочет перейти под власть в Литвы.
  • Опричнина закончилась в 1572 году, после того как крымский хан Девлет Гирей пошел в Москву походом. В результате битвы при Молодях московское войско было наголову разбито, опричники разбежались. Поэтому царь даже запретил употреблять само это слово.

Последствия

Итоги Опричнины были ужасными: страна была разорена, многие селения были уничтожены. Не забывайте, что Москва в это время еще воевала за Прибалтику. Но оппозицию царской власти уничтожить не удалось. После смерти Ивана Грозного бояре фактически стали управлять страной при слабоумном Федоре Иоанновиче.

Итак, мы разобрали кратко и понятно самое важное в этой теме. Однако вы должны понимать, что в ней, как и в других, есть масса нюансов.

Да еще надо решать тесты по теме и лучше под присмотром грамотного преподавателя, который поможет и проверит, а также укажtт на конкретно ваши ошибки, покажет путь к их преодолению.

Все это как раз доступно на наших курсах подготовки. Узнайте больше о курсах здесь=>>

С уважением, Андрей Пучков

Источник: http://ege59.ru/2018/08/11/oprichnina-ivana-groznogo-prichiny-xod-sobytij-posledstviya/

Опричнина Ивана Грозного. Кратко о предпосылках и последствиях :

Изначально термином «опричнина» называли наделы жен погибших дворян, вдовью землю. При Иване Грозном же смысл понятия изменился, опричниной стали именовать земли, принадлежащие царю, а также целый период в истории русского государства. Занимательным этапом в истории государства Российского является опричнина Ивана Грозного. Кратко об этом в данной статье.

Личность царя

Царь Иван Грозный (1530-1584) – это очень необычная историческая персона, один из самых запоминающихся и ярких образов в истории России. Только вот у большинства наших современников он вызывает негативные эмоции и ассоциируется с гнетом, репрессиями, ограничением человеческих прав и жестокостью.

Но ведь не стоит забывать и о положительных деяниях царя, именно он первым венчан был из русских правителей на царство, а не на княжение, именно он закончил оформление абсолютизма в России, что было просто необходимо на тот момент. И это именно он способствовал значительному расширению границ страны.

Что же так испортило его репутацию среди современных обывателей? Наверное, самая главная причина тому — политика опричнины. И тут сложно не согласиться, полностью взвешенной и продуманной ее назвать нельзя.

Важно

Для многих исследователей ее основной характеристикой является жестокость. Но если учесть менталитет общества России шестнадцатого века, а еще и политическую обстановку при дворе и то, что царь был юн, то все становится вполне объяснимым.

Видимо, демократические меры, а именно создание Избранной Рады и созыв Земского Собора, явились неэффективными.

По сравнению с первым периодом правления, опричнина Ивана Грозного, кратко говоря, не была политикой, работающей на благо жителей страны.

Многие историки задаются вопросом о том, почему царь обратился к столь жестким мерам и не была ли опричнина причиной Смуты.

В любом случае, если говорить о предпосылках опричнины, то стоит учитывать не только политическую обстановку, но и личность самого Ивана Грозного.

Начало опричнины

Причины опричнины Ивана Грозного стоит искать еще в детстве царя. Хотя официально начало политики опричнины было связано с событиями 1565 года, когда государь обвинил древние боярские роды в измене и вынужден был отказаться от престола.

Если разобраться, то логика этого поступка была в следующем: царь Иван Грозный согласен был вернуться в столицу на великокняжеский престол при соблюдении подданными трех условий: разрешение без суда и следствия казнить за измену; введение опричнины; обеспечение бояр земщиной.

Теперь половина земельных наделов страны, при этом лучших, принадлежала царю, остальное же — Боярской думе.

Опричнина Ивана Грозного: кратко о главном

В декабре 1564 года царь совершенно неожиданно повелел собраться своим сыновьям, жене, приближенным и отправился в Александровскую слободу, забрав с собой еще и всю казну, а также многие ценные шедевры иконописи.

А через месяц митрополит Афанасий получил грамоту от государя, где перечислены были все злодеяния и измены боярские.

Совет

В этом документе он писал, что более не в силах терпеть сие, к простым людям же была отправлена иная грамота, где Иван Четвертый заверяет люд, что зла на них не держит, что не они явились причиной его отъезда.

Отправились тогда в слободу, где пребывал царь и бояре, и митрополит, и простые люди. Все с единой целью: призвать царя снова править. Со слезами на глазах люди молили его вернуться и просили простить. Иван Грозный на царствование вернулся, но только потребовал выполнить три условия, которые упоминались выше. Вот тогда-то и началась опричнина.

Суть явления

Самые богатые, плодородные и прибыльные земли ввел царь в свою опричнину. А также появилось новое социальное явление «опричный корпус» – тысяча молодых и сильных людей дворянского происхождения, которые стали личным войском царя, получали за свою службу, кроме жалования, еще и лучшие земельные наделы, выселяя тех, кому они по праву до этого принадлежали.

И вот здесь-то и проявился абсолютизм в полной мере, царь единолично решал все вопросы, касающиеся внутренней политики государства, о Ливонской войне должны были заботиться думные бояре.

Опричники же были обязаны выполнять всего лишь две функции: охранять государя и избавляться от изменников. На вороных конях мчались они по улицам столицы с метлой и собачьей головой, прикрепленными к седлу.

Это было символом того, что безжалостно они будут резать головы предателям и выметать измену из страны. Опричнина Ивана Грозного, кратко говоря, периодом была скорбным и страшным.

Репрессии

С изменами (реальными и мнимыми) и вправду боролись очень жестоко. Людей, которые были заподозрены в этом преступлении, казнили, конфисковали имущество.

Через какое-то время репрессиям были подвергнуты не только отдельные граждане или же семьи, но и даже целые поселения.

Более других в этом смысле пострадал Новгород, здесь единовременно были убиты три тысячи человек, а все потому, что новгородцев царь заподозрил в заговоре с Польшей.

Обратите внимание

Менялись командующие опричниками, а смысл не менялся, огнем и мечом пронесся террор по стране. Какого бы ни был человек роду-племени, хоть дворянин, хоть боярин, а хоть бы и крестьянин, угрозу ощущали на себе тогда все, и длилось это целых семь лет.

К счастью, отменить опричнину пришлось, она привела к экономическому разорению страны, а к тому же в войне российское государство проиграло, да и на Русь войной решил идти хан.

Последствия опричнины Ивана Грозного

Политика опричнины Ивана Грозного привела к весьма плачевным последствиям. Она завела страну в тяжелейший экономический кризис.

Многие деревни были запущены из-за разорения дворян, бояр и крестьян, примерно девяносто процентов пахотной земли не использовалось.

В социальной сфере тоже были огромные проблемы, демография страны в результате крайне неразумной и мнительной политики царя очень сильно пострадала. Погибших в эти семь лет было около пятнадцати тысяч человек.

Источник: https://www.syl.ru/article/183524/new_oprichnina-ivana-groznogo-kratko-o-predposyilkah-i-posledstviyah

Ссылка на основную публикацию