Общественное движение 70 -х годов 19 века

19. Общественное движение 60-70 гг. 19 века. Народничество

В
пореформенный период сложились три
направления в общественном
движении
 – консерваторы, либералы, радикалы. У
них были разные политические цели,
методы борьбы, духовные позиции.

Консерваторы.

Социальная
основа
: реакционное
дворянство, духовенство, мещанство,
купечество и крестьянство. Идеологическая
основа
 – теория
официальной народности (самодержавие,
православие, народность). Считали ненужными
реформы
 60-70
годов, добивались ограничения
их результатов
.

Выступали засохранение
помещичьего землевладения
 и крестьянской
общины
. Считали, что
укрепление дворянства закрепит основы
государства. Во
внешней политике
развивалась
идея панславизма(единения
славянских народов вокруг России). В
духовной сфере
 – патриархальный образ
жизни, религиозность, подчинение
власти.

 Идеологи: Победоносцев,
Катков, газета «Московские ведомости».

Консерваторы  отрицали
любые социальные действия, выступали
за порядок,спокойствие,
традиции
.

Либералы.

Социальная
основа
: помещики,
часть буржуазии, интеллигенция (ученые,
писатели, учителя, врачи). Идеологическая
основа
 – общий
с Западной Европой путь
 исторического
развития России. Либералы настаивали навведении
конституционных
 начал, демократических
свобод, продолженииреформ.

Обратите внимание

Выступали за выборный орган (земский
собор), расширение прав и функций местных
органов самоуправления (земств).
Политический идеал 
конституционная монархия
.
Мечтали об установлении элементов
правового государства и формировании
гражданского общества.

В экономикеприветствовали
развитие капитализма и свободы
предпринимательства
,
укрепления частной собственности, понижения
выкупных платежей
.
Требовали признать неприкосновенность
личности
, её право
на свободное развитие. Выступали за
эволюционный путь развития
– реформы. Подавали
на имя царя ходатайство с программой
преобразований.

 Идеологи: Кавелин,
Чичерин, Родичев и др. Журналы «Русская
мысль», «Вестник Европы».Особенности российского
либерализма: его дворянский
характер
 из-за
политической слабости буржуазии

Радикалы.

Активная
антиправительственная
 деятельность,
стремились кнасильственнымметодам
преобразования России, к коренному
переустройству общества (революционный
путь). Выражали
интересы рабочих и крестьян
.

В их движении участвовали выходцыиз
разных слоев общества (разночинцы),
посвятившие
себя служению народу. Радикализм проявился
в условиях реакционной политики
 правительства.
Их организации могли быть
толькотайными.

 Теоретики
жили и действовали за границей. В истории
движения радикалов выделяются этапы:

        60г.- тайные
разночинские кружкии
оформление революционно-демократической
идеологии. Надеялись
на восстание крестьян
,
недовольных реформой.

 Два
центра
 радикалов: Лондон, редакция«Колокола»
– Герцен пропагандировал идею общинного
социализма. Россия,
вокруг редакции журнала «Современник»,
идеолог Чернышевский.

Левые радикалы
готовили революцию, развернули активную
издательскую деятельность, разъясняли
задачи революции, необходимость свержения
самодержавия, демократического
преобразования России.

«Земля
и воля» 1861-1864
.
Организация призывала к объединению
всех революционных сил. Главное требование
– передача
земли крестьянам
.
Несколько сотен членов из разных слоев
общества. Отделения общества действовали
по всей стране.

Вновь возникли
тайные кружки заговорщиков и террористов,
возглавили их Нечаев, Ткачев.

        70г.-
народничество,
агитационная и террористическая
деятельность организаций революционных
народников.

Революционные
народники считали, что капитализм
в России насаждается сверху
 и не
имеет социальных корней
.
Крестьяне могут воспринять социалистические
идеи, изменение
России через революцию, силами
крестьянства
. Идеологи
– Бакунин, Лавров, Ткачев. Они
разработали основы
трех течений
 революционного
народничества.

Бунтарское. Бакунинсчитал,
что русский крестьянин бунтарь и готов
к революции. Задача – идти в
народ и разжигать бунт
.
Призывал к
уничтожению
 государства
как элемента насилия
 и
считал, что нужно создать федерацию
самоуправляемых свободных общин – это
основа теории анархизма.

Пропагандистское. Лавров не
считал народ готовым к революции, нужна
только пропаганда
с целью «пробудить» крестьянина
,
это дело интеллигенции.

Заговорщическое. Ткачев не
считал крестьянина готовым к революции,
но предполагал, что русский народ
«коммунист по инстинкту
»
и узкая группа заговорщиков
захватив государственную власть быстро
вовлечет народ в социалистическое
переустройство.

 «Хождение
в народ» не имело никаких результатов,
движение разгромлено, агитаторы
арестованы.  Уцелевшие создают
новую организацию
 со
старым названием «Земля
и воля» 1876-1879
.  Во
главе Плеханов, Михайлов,
Кравчинский.

              Программа: социалистическая
революция, свержение самодержавия,
земля крестьянам, самоуправление. Второе
хождение в народ
.
Агитировали крестьян, рабочих, солдат,
провели стачки, первую в России
политическую демонстрацию в Петербурге.

Участников отправили на каторгу и в
ссылку.

1878г.
Вера Засулич стреляет в петербургского
градоначальника Трепова. Суд присяжных
оправдывает
 её
– таковы были обстоятельства дела.
Народники возвращаются к идее
террора
.

«Земля и
воля» раскололась
 на
две организации – «Черный
передел»
 (выступали
за агитацию) и «Народная
воля»
 (подготовка
политического переворота, свержение
самодержавия, землю – крестьянам,
фабрики – рабочим, уничтожение частной
собственности, демократический
строй) Главная
цель
 –
убийство царя. 1 марта 1881 года
Александр II смертельно
ранен и скончался.

        80г.
– активизация либеральных народников.

Считали,
что у Росси свой
путь развития, некапиталистический
.
Выступали противнасильственных
методов борьбы.

  Выражали
интересы крестьян,
 требовали
уничтожения остатков крепостничества,
ликвидации помещичьего землевладения,
недопущения в Россию капитализма.Призывали
к реформам
.

Основная деятельность
культурно-просветительская. Теория
«малых дел». Идеологи: Воронцов,
Михайловский.

 В 90 годах
бывшие народники обратились к марксизму.
1883 год – в Женеве образована Группа
«Освобождение Труда». (Пропаганда
марксизма). В России появляются
марксистские кружки – все это
подготавливало почву для возникновения
российской политической партии рабочего
класса.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3858548/page:9/

Общественное движение в россии в 60-70-е гг. xix века

Слайд 1

Общественное движение в России в 60-70-е гг. XIX века

Слайд 2

План урока Общественный подъем 60-х гг. XIX века Либеральное и консервативное движения Радикалы и правительство

Слайд 3

В ходе либеральных реформ в России были созданы органы земского и городского самоуправления. По мысли либералов, следующим шагом должно было стать принятие конституции и введение парламента.

Слайд 4

В 1862 г. тверское дворянство направило Александру II открытое письмо в котором отказывалось от всех своих дворянских привилегий. Оно требовало созвать НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО. Алексей Михайлович Унковский, лидер тверского дворянства. Тверь

Слайд 5

Восстание 1863 года в Польше национально-освободительное восстание на территории Царства Польского, в котором участвовала также некоторая часть украинцев, белорусов и литовцев. Началось 22 января 1863 года и продолжалось до поздней осени 1864 года.

Слайд 6

Важно

Консерваторы Стремление оградить царскую власть от влияния либеральной бюрократии и скорректировать реформы в интересах дворянства

Слайд 7

Михаил Никифорович Катков

Слайд 8

Либералы Западники «Русский вестник» «Вестник Европы» Славянофилы «Русская беседа»

Слайд 9

Александр Иванович Кошелёв

Слайд 10

Михаил Матвеевич Стасюлевич

Слайд 11

Константин Дмитриевич Кавелин

Слайд 12

БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ЧИЧЕРИН

Слайд 13

Правительство. Наиболее известные либералы: Князь Константин Николаевич Военный министр Д.А. Милютин Министр внутренних дел П.А. Валуев

Слайд 14

Земский конституционализм Требования Расширение прав земств и создание центральных представительных учреждений. Введение гражданских свобод

Слайд 15

Иван Ильич Петрункевич

Слайд 16

Сергей Андреевич Муромцев

Слайд 17

После реформы 1861 г., кроме движения либералов и консерваторов активизировалось революционное движение . Идеологами этого движения стал Н.Г. Чернышевский , редактор журнала «Современник» и авторромана «Что делать?». Н.Г. Чернышевский «Современник»

Слайд 18

« В ластител ь дум» молодежи 60-х гг. Николай Гаврилович Чернышевский

Слайд 19

Радикалы и правительство В первые пореформенные годы журнал «Колокол», издававшийся А. И. Герценом в Лондоне с 1 июля 1857 г., продолжал пользоваться большим влиянием в России.

Слайд 20

Лист «КОЛОКОЛА» издававшийся А.И. Герценом в Лондоне.

Слайд 21

Александр Иванович Герцен

Слайд 22

Николай Платонович Огарёв

Слайд 23

Среди молодежи был популярен журнал «Русское слово». Ведущим сотрудником журнала был Дмитрий Иванович Писарев.

Слайд 24

Создатель организации «Народная расправа» , автор «Катехизиса революционера» Сергей Геннадьевич Нечаев

Слайд 25

Идеи Н.Г. Чернышевского и А.И. Герцена привели к появлению НАРОДНИЧЕСТВА , основой которого стала идея «Хождения в народ» с целью поднять его на революцию .

Слайд 27

Совет

Народничество Главными теоретиками революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, П. Л. Лавров.

Слайд 29

Народничество Идейные течения Бунтарское (анархистское) М.А. Бакунин Пропагандистское П.Л. Лавров Заговорщическое П.Н. Ткачев Крестьянин по своей природе — бунтарь, он готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ . Государство — это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо государства создается союз самоуправляющихся общин Крестьянин не готов к революции.

Интеллигенция должна идти в народ, нести революционные и социалистические идеи. Для большей эффективности пропаганды нужно создать революционную организацию Крестьянин не готов к революции, но агитация не даст быстрых результатов. Самодержавие лишено опоры в народе. Поэтому необходимо создать революционную организацию, которая подготовит и осуществит захват власти.

Это даст толчок революции

Слайд 30

Михаил Александрович Бакунин

Слайд 31

Пётр Лаврович Лавров

Слайд 32

Пётр Никитич Ткачёв

Слайд 33

Вера Ивановна Засулич В январе 1878 года стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию находившегося в тюрьме политического заключенного

Слайд 34

Революционное движение Деятельность народников Идейное влияние А.И. Герцена и Н.Г.Чернышевско г о «Земля и воля» — тайное общество, действовавшее в 1861—1864 гг. Организаторы: Н.А. и А.А. Серно – Соловьевичи, Н.Н. Обручев, А А. Слепцов, Н.И. Утин и др.

Слайд 35

Революционные народнические кружки Организация Н.А. Ишутина — И А. Худякова (1863—1866). Террористическая группа «Ад». Апрель 1866 г. — покушение Д. Каракозова на Александра II «Народная расправа» С. Г. Нечаева (1869— 1871). Убийство член а организации И.

Иванова для поднятия авторитета и укрепления дисциплины «Чайковцы» — кружок М.А. Натансона — Н.В. Чайковского в Петербурге. В 1871 г. объединились с кружком СЛ.Перовской. Инициаторы «хождения в народ». В 1874 г. многие члены кружка осуждены по «процессу 193-х».

Слайд 36

«Земля и воля» (1876-1879) Пропаганда Демонстрация у Казанского собора в Петербурге (1876) Террор Покушения В. Засулич на ген . Ф.Ф. Трепова (1878) и А. Соловьева на Александра II (1879)

Слайд 37

«Земля и воля» (1876-1879 гг) Члены: М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, С. М.

Кравчинский Программа: введение демократических свобод, передача земли крестьянам, организация жизни общества на принципах общинного самоуправления Методы: отказ от участия в политической борьбе и захвата политической власти, подготовка народной социалистической революции путем пропаганды среди крестьян и рабочих, в том числе и «пропаганды фактами»- устройство бунтов, восстаний. Террористические акты лишь для самозащиты

Слайд 38

1879 год «Народная воля» (1879-1883) «Чёрный передел» (1879-1880) Раскол «Земли и воли»

Слайд 40

Обратите внимание

Исполнительный Комитет”Народной Воли”: С.Перовская, Н.Кибальчич, А.Желябов, М.Фроленко, Н.Морозов, В.Фигнер

Слайд 41

Убийство Александра II 1 марта 1881 г. Николай Рысаков Взрыв первой бомбы Н.Рысакова.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/istoricheskie-nauki/library/2011/12/01/obshchestvennoe-dvizhenie-v-rossii-v-60-70-e-gg-xix-vek-0

История.ру

Создание марксистской рабочей партии наталкивалось на огромные трудности.

Партию приходилось строить в условиях жестоких правительственных преследований, преодолевая разобщенность социал-демократических групп и оппортунистические тенденции среди части руководителей движения.

Основным идейным противником революционных марксистов стал к тому времени «экономизм».

В годы, последовавшие за полицейским разгромом «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», «экономисты» оказались во главе большинства социал-демократических комитетов, усугубляя своими идейными шатаниями организационную раздробленность.

Росту влияния «экономизма» способствовал наплыв в движение новых кадров, не имевших необходимой закалки, легко поддававшихся воздействию реформистских идей.

Идеологические корни «экономизма» заключались в преклонении перед стихийным рабочим движением. Ссылаясь на успех стачечной борьбы 90-х годов, «экономисты» призывали рабочих ограничиться профессиональной, чисто экономической борьбой с капиталистами.

Подробнее »

1 марта 1881 г.— после ряда предшествовавших этому неудачных покушений — народовольцы привели в исполнение вынесенный ими смертный приговор Александру II.

Царь был убит бомбой, брошенной Игнатием Гриневицким, который при этом погиб и сам.

Важно

Убийство Александра II, вызвавшее сильное возбуждение в стране и за границей, не оправдало, однако, ожиданий террористов. Реальной силы, способной не только устранить главу абсолютистско-монархического строя, но уничтожить самый этот строй, в России еще не было.

Народовольцы исчерпали себя актом 1 марта.

Царизм, использовав в своих интересах трусость либералов, обрушил всю силу военно-полицейской машины на революционеров. Спустя месяц были казнены руководители «Народной воли» — Желябов и Перовская, а также непосредственные участники убийства царя — рабочий-народоволец Т. М. Михайлов и студент Н. И. Рысаков.

Читайте также:  Итоги правления екатерины великой

Подробнее »

Бунт в деревне. С.В. Иванов. 1889 г.

В конце 70-х годов в России снова, как и накануне падения крепостного права, сложилась революционная ситуация.

Ее основой было непримиримое столкновение интересов угнетенных народных масс, с одной стороны, помещиков и дворянского государства — с другой. Развитию политического кризиса способствовала вспыхнувшая весною 1877 г. русско-турецкая война.

Втягиваясь в конфликт на Балканах, правящие круги России, помимо решения внешнеполитических задач, стремились упрочить свои позиции внутри страны, приостановить рост революционных настроений. Однако они ошиблись в своих расчетах.

Крестьянство на всем протяжении 70-х годов протестовало против помещичьего гнета и произвола властей. В разных губерниях Великороссии, Украины, Белоруссии имели место массовые отказы от взноса выкупных платежей.

Подробнее »

Степан Халтурин. Фотография. 70-е годы XIX в.

Главной фигурой в революционном движении оставался, как и в 60-е годы, революционер-разночинец. Но для 70-х годов характерно уже весьма заметное участие в нем и передовых рабочих.

В это время значительно усилилась стачечная борьба.

В среднем в год происходило около тридцати крупных конфликтов на предприятиях. Особенно много стачек и волнений отмечалось в текстильной и металлообрабатывающей промышленности Петербурга, немало стачек было в Москве и окружающем ее фабричном районе, а также на Украине.

Совет

Наиболее крупными выступлениями рабочих этих лет были: стачки рабочих Невской бумагопрядильни в Петербурге в 1870 г., на Кренгольмской мануфактуре (под Нарвой, в Эстонии) в 1872 г., на Новой бумаго-прядильне в Петербурге в 1878 и 1879 гг., неоднократные волнения на петербургском Семянниковском заводе.

Подробнее »

Первые симптомы назревающего революционного подъема сказались уже в конце 60-х годов. Участились студенческие волнения; оживилась демократическая публицистика.

Среди многочисленных кружков молодежи, возникших в это время, наибольшее значение имели несколько ведущих революционных групп, действовавших в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и некоторых других городах.

Число членов этих групп было сравнительно невелико, но в их состав входил цвет тогдашней революционной интеллигентской молодежи: здесь начали свой путь многие крупные деятели народнического движения.

Петербургский и тесно связанные с ним другие кружки сначала ограничивались организационной и пропагандистской работой среди интеллигенции, распространяли литературу радикально-демократического и социалистического содержания.

В дальнейшем они приступили также к пропаганде среди городских рабочих, в которых народники видели посредников между революционной интеллигенцией и деревенской массой.

Подробнее »

П.Л. Лавров. Фотография. 70-е годы XIX в.

Вся обстановка в стране — разорение крестьянских масс и варварские формы капиталистической эксплуатации, незавершенность буржуазных реформ и стремление дворянских верхов повернуть вспять, к дореформенным порядкам, полное политическое бесправие народа и всевластие царских чиновников — создавала почву для нового оживления демократического движения.

При всей ограниченности преобразований 60-х годов они открывали все же большую, чем в прошлом, возможность для оппозиционной и революционной деятельности.

Обратите внимание

Очагом ее были, в частности, высшие учебные заведения, в которые двинулась после реформы разночинская молодежь.

Подробнее »

Источник: http://www.istoriia.ru/category/konec-xix-v-nachalo-xx-v/parizhskaya-kommuna-pererastanie-domonopolisticheskogo-kapitalizma-v-imperializm-zavershenie-territorialnogo-razdela-mira/poreformennaya-rossiya/obshhestvennoe-dvizhenie-70-x-godov-revolyucionnoe-narodnichestvo-dvoryanskaya-reakciya-80-x-godov

Контент / ИСТОРИЯ РОССИИ / Общественное движение в России в 50-70 гг. XIX века – Я знаю!

Общественное движение в России в 50-70 гг. XIX века.

Либерализм.

Предприняты первые попытки создания программных документов и объединения всех либеральных сил. В середине 50-х гг. видные либералы-западники установили связи с Герценом, находившимся в Лондоне. В «Голосах из России» они опубликовали «Письмо к издателю», ставшее первым печатным программным документом русского либерализма.

Основные положения этой программы – свобода совести, свобода слова, свобода от крепостного состояния, публичность всех правительственных действий, публичность и гласность суда.

В документе отсутствовало одно из основных либеральных требований – о введении в России конституционного правления. У этого были две причины:

1. Это была сознательная уступка либералов правительству и формой его поддержки, так как правительство начало проводить либеральные реформы. Либералы сочли, что ради успеха этих реформ с требованием ввести конституцию можно повременить.

2. Многие либералы полагали, что Россия еще не созрела для введения конституции. Они считали, что страну необходимо готовить к этому шагу и для этого провести реформу государственного управления, совершенствовать местное самоуправление, развивать экономику, поднимать материальный и культурный уровень жизни народа – то есть создавать основы гражданского общества.

В 60-х гг. в рядах либералов наметился раскол. Это случилось после ряда событий. В 1861 году прошли студенческие волнения в Петербургском университете. Одна часть либералов осудила действия властей, которые жестоко подавили это выступление. Другая часть поддержала полицейские гонения против студентов.

В результате произошел разрыв между лидерами либерального движения России – Кавелиным и Чичериным, который выступил на стороне правительства. Разлад усилился после восстания в Польше в 1863-1864 гг. Действия властей по подавлению восстания тоже были по-разному встречены в лагере либералов.

Раскол стал непреодолимым.

Важно

После гибели Александра II шанс для сотрудничества либералов с властью оказался утерянным.

Либерализм не стал ведущей политической силой в стране. Его поддерживали лишь интеллигенция и незначительная часть дворянства.

Развитию либерализма в России мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы жителей страны. Крупным просчетом либералов было то, что в момент отмены крепостного права они не добивались разрушения общины и создания широкого слоя мелких земельных собственников, которые могли бы стать опорой их движения.

Консерватизм.

Консерваторы оказались в сложном положении: они не решались защищать старые порядки в условиях бурных перемен в общественном сознании. Поэтому свою главную задачу они видели в том, чтобы оградить власть от влияния либералов и не допустить ущемления интересов дворянства. И им это удалось.

Постепенно либералы были вытеснены из структур власти. А крупнейший представитель консервативного лагеря Петр Шувалов был назначен шефом жандармов и главой III отделения.

Пользуясь неустойчивым состоянием императора, пережившего покушения, Шувалов установил полный контроль над ним, стал фактическим правителем страны и получил прозвище Петра IV.

Идеологом и вдохновителем консервативного курса стал публицист Михаил Катков. Он отрицательно относился к проводимым в стране реформам, так как они, по его мнению, вели к отрыву интеллигенции от устоев народной жизни, в основе которых лежит идея единения народа с царем.

Консерваторы, как и либералы, не имели широкой поддержки в обществе.

Революционное народничество.

Идейным вождем революционного движения в России в 50- начале 60-х гг. стал редактор петербургского журнала «Современник» Николай Чернышевский. Он выступал за крестьянскую революцию, «общинный» социализм, за создание революционной организации.

Совет

В 1861 году под влиянием Герцена и Чернышевского в Петербурге появилась тайная революционная организация «Земля и воля». В нее вошли представители самых разных сословий и чинов, поэтому их назвали разночинцами.

Программные требования «Земли и воли»: установление демократической республики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин, передача земли крестьянам, объединение и сельского, и городского населения в самоуправляющиеся общины.

«Земля и воля» распалась в 1864 году после того, кого не оправдались расчеты разночинцев  на массовые выступления крестьян, недовольных ходом реформ.

В 60-х гг. зародилось народничество. Народники рассматривали крестьянство как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной.

Теоретической основой народничества стали идеи «общинного» социализма Герцена и Чернышевского.

Народники хотели поднять крестьян на революцию и с их помощью, минуя капитализм, установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости.

Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-х гг. были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров и П.Н.Ткачев.

Бакунин был автором теории анархизма, отрицающего государство. Он рассчитывал на стихийный народный бунт.

Лавров, в отличие от Бакунина, был противником стихийного бунта и считал, что народную революцию нужно тщательно подготовить. Для этого надо идти в народ и помочь ему понять себя, свои потребности и силу. В результате революции должно сформироваться социалистическое общество.

Обратите внимание

Ткачев был сторонником террора, который, как он полагал, должен расшатать существующую власть. В ходе революции, по его мнению, должна произойти замена старых государственных органов на новые.

В середине 70-х гг. народники пришли к выводу, что необходимо немедленно совершить революцию, иначе набирающий силу капитализм изменит, приспособит к своему развитию крестьянскую общину.

Для этого необходимо было, по их мнению, идти в народ, чтобы вносить в его сознание «идеалы лучшего, справедливого общественного строя». Начался новый этап в истории русского народничества – «хождение в народ».

Сотни пропагандистов отправились в российские деревни под видом врачей, инженеров, учителей, проводили беседы с крестьянами о революции и социализме. Но мужики, как правило, не понимали «бар» с их господской речью, полной иностранных слов.

Часто крестьяне сами и доносили на пропагандистов в полицию. Таким образом, хождение в народ, не нашедшее отклика в душе крестьян, закончилось неудачей.

В 1876 году в Петербурге возникла организация «Земля и воля», названная так в память о первом революционном объединении 60-х годов. Ее создателями были Плеханов, Натансон, Михайлов и др. Программные цели землевольцев: землю – крестьянам, организация жизни населения на принципах общинного самоуправления.

Способ достижения этих целей – насильственный переворот. Для подготовки народного восстания использовались организаторские и дезорганизаторские методы работы. Организаторские меры предусматривали ведение пропаганды среди крестьян и рабочих.

Дезорганизаторские методы предполагали меры по ослаблению правительства, в том числе уничтожение наиболее «вредных» чиновников – индивидуальный террор. По стране прокатилась волна терактов.

Важно

Были убиты многие представители верховной власти – в том числе петербургский градоначальник Трепов, шеф жандармов Мезенцев, генерал-губернатор Харькова Кропоткин. Совершено несколько безуспешных покушений на царя Александра II.

В 1879 году «Земля и воля» раскололась на две самостоятельные организации – «Черный передел» и «Народную волю». «Черный передел» возглавил Плеханов. В эту организацию вошли сторонники пропагандистской работы. Руководителями «Народной воли» стали Михайлов, Желябов, Морозов, Перовская, Фигнер, Фроленко.

Народовольцы выступали за продолжение индивидуального террора. Они начали охоту на царя. Народовольцы были убеждены, что гибель императора послужит сигналом для крестьянской революции. После целой серии неудачных покушений они, наконец, достигли своей цели: 1 марта 1881 года император был убит.

Но ожидания народовольцев не оправдались: цареубийство не стало началом крестьянской революции. Наоборот, народ был ошеломлен. Многие крестьяне жалели Александра II. А после совершенного теракта почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы, многие из них казнены.

Организация фактически прекратила существование. Народническое движение зашло в тупик.

Источник: http://test1.czl23.ru/plugins/content/content.php?content.427

Презентация на тему “Общественное движение в 60-70 гг. 19 в.”

  • Скачать презентацию (0.41 Мб)
  • 61 загрузок
  • 1.7 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему “Общественное движение в 60-70 гг. 19 в.” по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов 10
  • Слова история история россии российская империя 19 век общественное движение
  • Конспект Отсутствует
  • Слайд 1 Выполнила студентка
    группы Ю-104
    Чуева Яна
  • Слайд 2 Главными составляющими исторического процесса являются верховная власть и общественные силы страны, взаимодействие которых во многом определяет развитие всего общества.
      В XIX в. в общественно-политической жизни Российской империи сложились три направления
    Охранительное отражало интересы консервативной части официальной власти, помещиков, стоявших на почве незыблемости крепостничества и самодержавия. Это направление сложилось раньше других.
    Либеральное отражало интересы передовой части русского дворянства и интеллигенции, которая стала основным участником общественного движения страны. Революционное выражало интересы широких масс крестьянства и других слоев населения, выступавших за ликвидацию самодержавия и крепостного права.
  • Слайд 3 В середине 50-х – начале 60-х гг. важнейшим вопросом политической жизни страны был крестьянский, связанный с проблемой дальнейшего развития страны. Все основные силы общественного движения выступали за отмену крепостного права.
    Основные события:
    попытки создания программных документов, объединяющих все либеральные силы. Главными положениями этого документа были свобода человека от крепостной зависимости: свобода совести; гласность суда; открытость действий правительства; свобода преподавания и др
    консерваторы пытались влиять на правительственные круги, стремясь не допустить основных перемен. добились определенных успехов: из правительства были выведены главные разработчики крестьянской реформы.
    Деятельность революционеров была связана с теорией “общинного социализма”, разработанной А.И. Герценым.
  • Слайд 4  Во второй половине 60-х – 70-х гг. усиливается движение народников, главной целью которых стала подготовка крестьянской революции в стране. Они неоднократно меняли методы борьбы, что было связано с приобретением ими практического опыта. С середины 70-х гг. представители народничества идут в народ, чтобы в его сознание вносить идеи справедливого общественного строя. Однако пропагандистская тактика и террор революционеров не вызвали активных действий со стороны крестьянства в подготовке социальной революции.
      В конце 70-х гг.начался новый подъем либерального движения, вызванный русско-турецкой войной 1877-1878 гг. Лидеры движения призывали правительство к углублению реформаторских преобразований в России. Земцы-либералы подавали адреса в правительственные органы с требованием введения “гражданских свобод” и др. Земские деятели сделали попытку договориться с революционерами о совместных действиях, но переговоры не увенчались успехом.
  • Слайд 5   В 80-х – начале 90-х гг. произошла новая расстановка общественно-политических сил в стране. Народники начали искать новые теории революционной борьбы. Под влиянием марксизма часть из них пересмотрела свои взгляды на вопросы о революционности крестьянства и социалистической сущности общины.
        Либеральное движение приняло новые формы. Основное внимание либералов теперь было обращено на проблемы личности. Земцы отказались от немедленного введения конституции и перестроили свою деятельность в интересах общества. Либералы ушли из политики, но не выступали против нее. Политическую арену после них заняли консерваторы и революционеры.
     В правление Александра III консерватизм стал ведущим направлением всей политики правительства, главным идеологом которого был ближайший советник императора К.П. Победоносцев. Основой консервативного направления стали идеи незыблемости самодержавной власти и ее божественного происхождения.
  • Слайд 6 Народничество. Идейные течения.
    Бунтарское (анархистское) М.А. Бакунин
    «Государство- это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо государства создается союз самоуправляющихся общин.
    Пропагандистское П.Л.Лавров
    «Крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна нести революционные и социалистические идеи.
    Заговорщическое П.Н.Ткачев
    «Необходимо создать революционную организацию , которая подготовит и осуществит захват власти. Это даст толчок революции
  • Слайд 7 Основные представители: М.Н. Катков, К.П. Победоносцев,  Д.А. Толстой.
    Идеи: стремление оградить царскую власть от влияния либеральной демократии и скорректировать реформы в интересах дворянства, все социалистические учения, нигилизм, студенческие волнения в столицах спровоцированы “врагами России. М.Н.Катков
    С переходом М.Н.Каткова в газету «Московские ведомости» произошло превращение ее в рупор консерваторов с 1862г.
  • Слайд 8 Представители: И.И. Петрункевич, С.А.Муромцев, М.Т. Лорис-Меликов, братья Милютины
    Требования: введение гражданских свобод, расширение прав земств и содание центральных представительных учреждений, созыв Учредительного собрания (только некоторые представители), в основном сохраняли свои умеренные позиции.
    И.И. Петрункевич
  • Слайд 9 “Черный передел”. В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию “Черный передел” (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам “Земли и воли” и агитационно-пропагандистским методам деятельности.”Народная воля”. В том же году другая часть землевольцев создала организацию “Народная воля” (1879-1881). Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет – центр и главный штаб организации.Программа народовольцев отражала их разочарование в революционной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством.
    Группа “Освобождение труда”. Бывшие активные участники “Черного передела” Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.
  • Слайд 10 Общественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени стало важным фактором политической жизни страны;
    многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий; в общественном движении второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий.
Читайте также:  Российская империя в борьбе с наполеоновской францией. отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/history/obschestvennoe-dvizhenie-v-60-70-gg-xix-v

Общественное движение в россии в 60-70-е гг. xix века – презентация

1 Общественное движение в России в е гг. XIX века

2 План урока 1. Общественный подъем 60-х гг. XIX века 2. Либеральное и консервативное движения 3. Радикалы и правительство

3 В ходе либеральных реформ в России были созданы органы земского и городского самоуправления. По мысли либералов, следующим шагом должно было стать принятие конституции и введение парламента.

4 В 1862 г. тверское дворянство направило Александру II открытое письмо в котором отказывалось от всех своих дворянских привилегий. Оно требовало созвать НАРОДНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО. Алексей Михайлович Унковский, лидер тверского дворянства. Тверь

Совет

5 Восстание 1863 года в Польше национально- освободительное восстание на территории Царства Польского, в котором участвовала также некоторая часть украинцев, белорусов и литовцев. Началось 22 января 1863 года и продолжалось до поздней осени 1864 года.

6 Консерваторы Стремление оградить царскую власть от влияния либеральной бюрократии и скорректировать реформы в интересах дворянства

7 Михаил Никифорович Катков

8 Либералы Западники «Русский вестник» «Вестник Европы» Славянофилы «Русская беседа»

9 Александр Иванович Кошелёв

10 Михаил Матвеевич Стасюлевич

11 Константин Дмитриевич Кавелин

12 БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ЧИЧЕРИН

13 Правительство. Наиболее известные либералы: Князь КонстантинНиколаевич Военный министр Д.А. Милютин Министр П.А. Валуев внутренних дел П.А. Валуев

14 Земский конституционализм Требования Расширение прав земств и создание центральных представительных учреждений. Введение гражданских свобод

15 Иван Ильич Петрункевич

16 Сергей Андреевич Муромцев

17 После реформы 1861 г., кроме движения либералов и консерваторов активизировалось революционное движение. Идеологами этого движения стал Н.Г. Чернышевский, редактор журнала «Современник» и автор романа «Что делать?». Н.Г. Чернышевский «Современник»

18 «Властитель дум» молодежи 60-х гг. Николай Гаврилович Чернышевский

19 Радикалы и правительство В первые пореформенные годы журнал «Колокол», издававшийся А. И. Герценом в Лондоне с 1 июля 1857 г., продолжал пользоваться большим влиянием в России.

20 Лист «КОЛОКОЛА» издававшийся А.И. Герценом в Лондоне.

21 Александр Иванович Герцен

22 Николай Платонович Огарёв

23 Среди молодежи был популярен журнал «Русское слово». Ведущим сотрудником журнала был Дмитрий Иванович Писарев.

Обратите внимание

24 Создатель организации «Народная расправа», автор «Катехизиса революционера» Сергей Геннадьевич Нечаев

25 Идеи Н.Г. Чернышевского и А.И. Герцена привели к появлению НАРОДНИЧЕСТВА, основой которого стала идея «Хождения в народ» с целью поднять его на революцию.

26

27 Народничество Главными теоретиками революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, П. Л. Лавров.

28

29 Народничество Идейные течения Бунтарское (анархистское) М.А. Бакунин Пропагандистское П.Л. Лавров Заговорщическое П.Н. Ткачев Крестьянин по своей природе бунтарь, он готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ. Государство это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо государства создается союз самоуправляющихся общин Крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ, нести революционные и социалистические идеи. Для большей эффективности пропаганды нужно создать революционную организацию Крестьянин не готов к революции, но агитация не даст быстрых результатов. Самодержавие лишено опоры в народе. Поэтому необходимо создать революционную организацию, которая подготовит и осуществит захват власти. Это даст толчок революции

30 Михаил Александрович Бакунин

31 Пётр Лаврович Лавров

32 Пётр Никитич Ткачёв

33 Вера Ивановна Засулич В январе 1878 года стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию находившегося в тюрьме политического заключенного

34 Революционное движение Деятельность народников Идейное влияние А.И. Герцена и Н.Г.Чернышевского «Земля и воля» тайное общество, действовавшее в гг. Организаторы: Н.А. и А.А. Серно- Соловьевичи, Н.Н. Обручев, А А. Слепцов, Н.И. Утин и др.

35 Революционные народнические кружки Организация Н.А. Ишутина И А. Худякова ( ). Террористическая группа « Ад ». Апрель 1866 г. покушение Д. Каракозова на Александра II « Народная расправа » С. Г. Нечаева ( ). Убийство члена организации И. Иванова для поднятия авторитета и укрепления дисциплины « Чайковцы » кружок М.А. Натансона Н.В. Чайковского в Петербурге. В 1871 г. объединились с кружком СЛ.Перовской. Инициаторы « хождения в народ ». В 1874 г. многие члены кружка осуждены по « процессу 193-х ».

36 «Земля и воля» ( ) Пропаганда Демонстрация у Казанского собора в Петербурге (1876) Террор Покушения В. Засулич на ген. Ф.Ф. Трепова (1878) и А. Соловьева на Александра II (1879)

37 «Земля и воля» ( гг) Члены: М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, С. М. Кравчинский Программа: введение демократических свобод, передача земли крестьянам, организация жизни общества на принципах общинного самоуправления Методы: отказ от участия в политической борьбе и захвата политической власти, подготовка народной социалистической революции путем пропаганды среди крестьян и рабочих, в том числе и «пропаганды фактами»- устройство бунтов, восстаний. Террористические акты лишь для самозащиты

Важно

38 1879 год «Народная воля» ( ) «Чёрный передел» ( ) Раскол «Земли и воли»

39

40 Исполнительный Комитет”Народной Воли”: С.Перовская, Н.Кибальчич, А.Желябов, М.Фроленко, Н.Морозов, В.Фигнер

41 Убийство Александра II 1 марта 1881 г. Николай Рысаков Взрыв первой бомбы Н.Рысакова.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1005571/

Общественное движение в 60-е – 70-е гг. XIX века

Описание: Наиболее известные: Молодая Россия кровавая революция обобществление имуществ ликвидация брака и семьи Заичневский 1862 К молодому поколению 1861 Великорусс 1861 Барским крестьянам от их доброжелателя поклон Чернышевский Михайлов 1861. Создал среди студентов общество Народная революция. Цель: революция. Революция наука = наука истребления и разрушения Метод: связь кровью.

Дата добавления: 2014-07-24

Размер файла: 14.29 KB

Работу скачали: 3 чел.

Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Общественное движение в 60-е – 70-е гг. XIX в.

Конец 50-х гг. – политический кризис

Революционеры активизировались.

Крестьянские волнения росли  надежды на крестьянскую революцию.

Либералы надеются на возможность решения вопроса сверху.

Движение за конституцию

Министр внутренних дел Валуев предлагает  ввести подобие представительного органа («проект Валуева»)

Апрель 1863 г. – обсуждение проекта.

Ноябрь 1863 г. – подавление восстания в Польше и Литве (см. ниже) и проект отменен как крайне радикальный.

Сразу после реформы – продолжение общественного подъема, но рост крестьянских восстаний продолжался.

Бездна. Кандеевка.

1861 г. – 1176 крестьянских восстаний.

Это и подтолкнуло начало «эпохи прокламаций»: летом и осенью радикально настроенная часть разночинцев распространяла прокламации = призывы к молодежи, образованному обществу, крестьянам, солдатам.

Наиболее известные: «Молодая Россия» (кровавая революция, обобществление имуществ, ликвидация брака и семьи) (Заичневский) (1862), «К молодому поколению» (1861), «Великорусс» (1861), «Барским крестьянам от их доброжелателя поклон» (Чернышевский? Михайлов?) (1861).

Начинает складываться слой интеллигенции = профессионалов умственного труда. Слово ввел писатель Бабарыкин.

Интеллигенты = разночинцы из обедневших дворян, духовенства, мещанства. Главная идея = общественное переустройство.

Совет

В ЗЕ люди умственного труда не ощущали себя столь оторванными от общества, как русская интеллигенция. Зато ЛА и Восток – the same.

Революционно-демократическое движение 1860-х гг.

Левый фланг – радикальная революционно-демократическая группировка.

Д.И.Писарев и нигилисты

Ведущий публицист журнала «Русское слово».

Задача: устранить все препятствия на пути человеческой индивидуальности: семейные устои, традиции, религию, авторитеты.

Нигилисты (от лат. nigil – ничего).

«Крушить направо и налево»: если предмет удара его не выдерживает, то его не надо было сохранять.

Отвергал философию, историю во имя точных и естественных наук, приносящих реальную пользу.

В основе человеческих отношений – не идеалы, а «разумный эгоизм» – соображения разумной выгоды.

Базаров, «Отцы и дети» И.С.Тургенева.  

В полемике «Русского слова» и «Современника» занимал крайне левую позицию и критиковал Ч., Д., Некрасова и др. 60-сятников, считая их «разуверившимися» в идее крестьянской революции.

Блестящий полемист.

Читайте также:  Биография императрицы екатерины ii

Н.Г.Чернышевский (1828-1889) – социалист и демократ, материалист, атеист, журнал «Современник».

  •  эгоизм помещиков в крестьянском вопросе
  •  компромиссные проекты правительства
  •  царь заодно с дворянами
  •  бюрократия не может решать общественные проблемы

+   максимальные наделы крестьян при минимальном выкупе

Ч. – духовный лидер «шестядисятников».

Декабрь 1861 г. – тайное общество «Земля и воля» (ПЕРВАЯ) для подготовки восстания.

Существовали до упадка крестьянского движения, когда, после ареста Ч., самораспустились.

1862 г. – арестован. В тюрьме – «Что делать?»

«Роман, на котором выросло целое поколение русских революционеров»

В.И.Ленин

В снах Веры Павловны – утопическая теория устройства общества после крестьянской революции. Идея коммун. Артели, мастерские. В них – коллективная собственность и коллективный труд. Воплощали в реальности – современники/цы Ч.

Обратите внимание

Н.А.Добролюбов (1836-1861) – соратник Ч. по «Современнику». Критик. Некрасов им восхищался.

После Н.А.Добролюбова самым близким соратником Ч. становится

Н.А.Серно-Соловьевич. Арестован вместе с Чернышевским. 7 лет каторги. Погиб по пути в Сибирь.

Герцен и Огарев

А.Н.Герцен – социалист и демократ, основоположник теории «общинного социализма», журнал «Колокол» (Лондон), альманах «Полярная звезда».

–    крепостничество

  •  охранители в правительстве

НО

+  освобождению должно предшествовать личное нравственное освобождение

«Нельзя освобождать людей в наружной степени более, чем они свободны внутри» (А.Н.Герцен) – ср.: русский менталитет – одна из особенностей развития капитализма в России.

Восстание в Польше 1863-1864 г.

В Польше – национально освободительное движение.

Интеллигенция требует независимости.

Русские либералы – на охранительных позициях.

Радикалы – поддерживают поляков.

Польское восстание – неоднородное.

Во главе – Сераковский и Траугут. По сей день – литовские герои.

  •  Отделение от России;
  •  Отмена оброка и барщины;
  •  Наделение крестьян землей без выкупа.

«Красные» и «белые» – более и менее радикальные.

Лозунг – «За вашу и нашу свободу!».

1864 г. – восстание подавлено.

Радикально-социалистические кружки.

После восстания 1863 г. увеличилось число радикальных кружков.

Кружок Ишутина

1864 г. – Московское отделение «Земли и воли» не желало подчиняться решению о самороспуске. Стало налаживать связи с другими кружками для создания нового кружка.  

Глава:  Дмитрий Ишутин + двоюродный брат  Дмитрий Каракозов.

Студенты МУ.

Цель:  подготовка крестьянской революции.

Имеют конспиративную группу «АД».

Цель АДА: индивидуальный террор. Хотели освободить Чернышевского с каторги

4 апреля 1866 г. – Дмитрий Каракозов стреляет в АII. Неудачно.

«Современник»  закрыли. Каракозова казнили. Всех, кого нашли – заточили.

Кружок Нечаева.

Один из таких кружков – С.Г.Нечаева.

Создал среди студентов общество «Народная революция».

Цель: революция.

Средства: любые, в т.ч. шантаж, подлог, провокация.

Революция наука = наука истребления и разрушения

Метод: связь кровью. Подписка кровью.

Нечаев заставил убить одного из членов организации, студента Иванова, который был возмущен методами вождя.

Убийц поймали. Процесс – на всю Россию.

Нечаев  бежал в Швейцарию. Его выдали, несмотря на договор об экстрадиции, т.к. вся мыслящая Европа потрясена убийством. Умер в Петропавловской крепости

Ф.М.Достоевский. «Бесы». Прототип Ставрогина – Нечаев.

Источник: http://refleader.ru/rnaatybewbew.html

Общественное движение 40-х годов XIX века

Западники и славянофилы

В 40-х годах XIX в. в русском общественном движении складывается буржуазно-либеральное течение, выражавшее интересы буржуазии и передовых помещиков. Представителями этого течения были западники. К ним относились

  • ученые-историки С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин; 
  • писатели И. И. Панаев, В. П.

    Боткин и другие.

Западники критиковали крепостничество, высказывались за отмену крепостного права, свободу слова, печати, конституционный строй. Но западники идеализировали капиталистические порядки, преклонялись перед буржуазным государственным строем.

Они были противниками революции и социализма. Достигнуть буржуазного устройства они хотели путем мирных реформ, добиваясь отдельных уступок со стороны царизма. К западникам некоторое время примыкали Белинский и Герцен, составляя левое крыло этого течения.

Другим общественным течением этого времени было славянофильство. Идейным вождем славянофилов

 

  • был А. С. Хомяков, 
  • а наиболее активными представителями – два сына известного писателя С. Т. Аксакова, Иван и Константин Аксаковы, и другие.

Это были дворяне-помещики, понимавшие, что крепостное право изжило себя.

Но, критикуя крепостнические порядки и предлагая отменить крепостное право, славянофилы боялись буржуазного развития, так как считали, что оно ведет к революции.

Недостатки существующего строя они связывали с тем, что Россия отступила от «самобытного пути» развития.

Виновником этого они считали Петра Великого, который будто бы насильственно повернул Россию на путь Запада и ввел чуждые русскому народу западные порядки. Славянофилы призывали восстановить патриархальные обычаи и порядки допетровской Руси. Это был реакционный призыв.

Славянофилы отражали интересы тех помещиков, которые перед угрозой крестьянской революции в стране готовы были пойти на отмену крепостного права «сверху», царским самодержавием, но при этом они отстаивали право сохранить в руках помещиков землю и возможность эксплуатировать «свободных» крестьян.

Между западниками и славянофилами происходили в 40-х годах ожесточенные споры, которые имели большое общественное значение, так как речь шла о путях дальнейшего развития России. Эти споры находили отражение и в литературе, и в искусстве, и в науке.

Славянофилам и западникам, выражавшим взгляды дворянства и буржуазии, противостояли Белинский и Герцен. Они представляли формирующийся лагерь революционной демократии, защищавший интересы народных масс. 

Петрашевцы

В 40-х годах XIX в. в России наступил некоторый подъем общественного движения. Вслед за Белинским и Герценом на борьбу с самодержавием поднималось новое поколение революционной молодежи.

Наибольшее значение имела деятельность кружка петрашевцев, получившего свое название по фамилии его руководителя Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского (1821-1866). Этот кружок возник в 1845 г. Члены кружка (студенты, учителя, чиновники, литераторы) собирались по пятницам на квартире Петрашевского.

Здесь разгорались жаркие споры, обсуждались политические новости, прочитанные книги. «Пятницы» Петрашевско-го приобрели большую популярность. На них бывали писатели

  1. М. Е. Салтыков-Щедрин,
  2. Ф. М. Достоевский,
  3. поэты А. Н. Плещеев,
  4. А. Н. Майков и многие другие.

Члены кружка создали коллективную библиотеку революционных книг. Они пропагандировали социалистические идеи, прибегая при этом к эзоповскому (иносказательному) языку, который, однако, был понятен современникам.

Петрашевцы осуждали самодержавие и крепостной строй и мечтали о социалистическом устройстве будущего русского общества.

Будучи социалистами-утопистами и не понимая законов общественного развития, они надеялись, что Россия может миновать стадию капитализма и сразу после революции прийти к социализму. В отличие от западноевропейских социалистов-утопистов петрашевцы призывали к революционным действиям против царизма.

Важно

Кружки петрашевцев возникали также в Москве, Тамбове, Казани, Киеве и других городах. В общей сложности они охватывали несколько сот человек.

Большой отклик в России получила революция 1848 г. во Франции, Германии, Венгрии и других европейских странах. Она вызвала страх в стане крепостников.

Напугала она и русских либералов, которые поторопились заявить о своей преданности правительству. Напротив, народ и революционные круги встретили ее с горячим сочувствием. В 1848-1849 гг. усилились крестьянские волнения. Петрашевцы попытались создать на основе своих кружков тайное общество для непосредственной подготовки революции в России.

Они разрабатывали планы крестьянского восстания и начали пропаганду революционных идей в народе.

Правительство, узнавшее о деятельности петрашевцев из доноса агента III отделения, жестоко расправилось с ними. К следствию было привлечено более 100 человек; 21 человек был приговорен к смертной казни, остальные – к различным срокам каторги и ссылки.

Приговоренные к смертной казни пережили весь ужас ожидания смерти: их привезли на площадь, троих из них (в том числе Петрашевского) привязали к столбам, на головы им надели мешки. Однако Петрашевский сорвал мешок, заявив, что он не боится смерти, может смотреть ей в глаза. Забили барабаны, раздалась команда… и только после этого была объявлена царская «милость» – смертную казнь заменили каторгой.

Т. Г. Шевченко

Под благотворным влиянием передовых идей Белинского и Герцена развивались общественное движение и общественная мысль. Выдающийся и великий поэт и художник, выразитель дум и чаяний народа Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861), будучи сыном крепостного крестьянина, он испытал всю тяжесть крепостнического рабства.

На волю его выкупили передовые русские люди. Произведения Шевченко (сборник стихов «Кобзарь», поэма «Гайдамаки») звали на борьбу с поработителями народа. Творчество Шевченко имело огромное значение не только в освободительной борьбе народа, но и в общероссийском революционном движении.

Освобождение украинского народа он мыслил только в союзе с русским народом и призывал их объединить усилия в борьбе за свободу.

Царизм жестоко наказал Т. Г. Шевченко. Его отдали в солдаты на 10 лет и отправили отбывать солдатскую каторгу в отдаленных гарнизонах Оренбургской степи. Расправа над Т. Г.

Шевченко и петрашевцами вырвала из рядов русского общества ее лучших, наиболее энергичных революционных деятелей.

Общественное и революционное движение 30-50-х годов XIX в. имело важное историческое значение. Революционеры – последователи декабристов нанесли новые удары по самодержавию и крепостничеству.

Осознав ошибки декабристов, они вплотную подошли к признанию народной революции как основного средства борьбы за освобождение народа.

Влияние в. г. белинского на передовую молодежь 40—50-х годов (извлечение из письма и. с. аксакова) 

Много я ездил по России: “имя Белинского известно каждому сколько-нибудь мыслящему юноше, всякому, жаждущему свежего воздуха среди вонючего болота провинциальной жизни. Нет ни одного учителя гимназии в губернских городах, который бы не знал наизусть письма Белинского к Гоголю, в отдельных краях России только теперь еще проникает это влияние и увеличивает число прозелитов. Тут нет ничего странного. Всякое резкое отрицание нравится молодости, всякое негодование, всякое требование простора, правды принимаются с восторгом там, где сплошная мерзость, гнет, рабство, подлость … грозят поглотить человека, осадить, убить в нем все человеческое. «Мы Белинскому обязаны своим спасением»,- говорят мне везде молодые честные люди в провинции. И в самом деле, в провинции вы можете видеть два класса людей: с одной стороны, взяточников, чиновников в полном смысле этого слова, жаждущих лент, крестов и чинов, помещиков, презирающих идеологов, привязанных к своему барскому достоинству и крепостному праву, вообще довольно гнусных. Вы отворачиваетесь от них, обращаетесь к другой стороне, где видите людей молодых, честных, возмущающихся злом и гнетом, поборников эманципации и всякого простора с идеями гуманными… И если вам нужно честного человека, способного сострадать болезням и несчастиям угнетенных, честного доктора, честного следователя, который полез бы на борьбу,- ищите таковых в провинции между последователями Белинского.

А. И. ГЕРЦЕН О РЕВОЛЮЦИИ

(Извлечение из посвящения книги «С того берега» своему сыну)

Любезный Саша!

Я посвящаю тебе эту книгу…

Я нисколько не боюсь дать в твои отроческие руки этот, местами дерзкий, протест независимой личности против миросозерцания устарелого, рабского и полного лжи, против нелепых идолов, принадлежащих иному времени и бессмысленно доживающих свой век между нами, мешая одним, пугая других.

Я не хочу тебя обманывать: знай истину, как” я ее знаю; тебе эта истина пусть достанется не мучительными ошибками, не мертвящими разочарованиями, а просто по праву наследства.

…В твоей жизни придут иные вопросы, иные столкновения… в страданиях, в труде недостатка не будет…

Совет

Мы не строим, мы ломаем; мы не возвещаем нового откровения, а устраняем старую ложь. Современный человек… ставит только мост,- иной, неизвестный, будущий пройдет по нем… Ты, может, увидишь его… не останься на этом берегу… Лучше с революцией погибнуть, нежели спастись в богадельне реакции.

Религия революции, великого общественного пересоздания – одна религия, которую я завещаю тебе. Она без рая, без вознаграждения, кроме собственного сознания, кроме совести … Иди в свое время проповедовать ее к нам, домой: там любили когда-то мой язык и, может, вспомнят меня.

Я благословляю тебя на этот путь во имя человеческого разума, личной свободы и братской любви!

Твой отец.

Источник: http://hist-world.com/rossijskaya-imperiya-xixv-fedosov/477-obshchestvennoe-dvizhenie-40-kh-godov-xix-veka.html

Ссылка на основную публикацию