2.2 Характеристика мероприятий НЭПа
Новая экономическая политика включала комплекс экономических и социально-политических мероприятий. Прежде всего, они означали «отступление» от принципов «военного коммунизма» — возрождение частного предпринимательства, введение свободы торговли и удовлетворение требований крестьянства.
В экономике введение НЭПа началось с сельского хозяйства —
· замена продразверстки продналогом. Его размер устанавливался до посевной кампании (до весны), сохранялся в течение года и был в 2 раза меньше разверстки.
После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля оставшимися продуктами своего хозяйства.
· Допускалась возможность открывать одному владельцу кустарное или промышленное производство (до 20 наемных рабочих).
· Прекратилось насильственное насаждение коммун, что позволило укрепиться в деревне частному, мелкотоварному сектору. Крестьяне-единоличники давали 98,5% сельскохозяйственной продукции.
· Вводилось материальное стимулирование рабочих, повышалась зарплата.
· Разрешалась аренда помещений и целых предприятий в городе, земли и техники в деревне.
В промышленности и торговле частным лицам разрешалось открывать мелкие и арендовать средние предприятия. Был отменен декрет о всеобщей национализации. Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии — акционерные и совместные с государством предприятия. Возник государственно-капиталистический сектор.
Государственные предприятия переводились на хозрасчет, который давал возможность перехода на самоокупаемость и самофинансирование, предприятия могли по своему усмотрению распоряжаться частью своей прибыли.
Отраслевая система управления заменялась территориально-отраслевой — ВСНХ и его главки руководили промышленностью через местные советы народного хозяйства (совнархозы) и отраслевые хозяйственные тресты.
Начался процесс формирования нэпманской буржуазии (нэпманов). Основной сферой их деятельности была торговля и в меньшей степени предпринимательство. Таким образом, новая экономическая политика предоставила людям экономическую свободу, возможность проявлять инициативу и предприимчивость.
В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, восстановленного в октябре 1921 года, появились частные и кооперативные банки, страховые общества, развивалась кооперация.
В 1923 году в России было создано 24 совместных предприятия, но они не получили соответствующего развития из-за вмешательства советских органов в их деятельность, отсутствия выхода на внешний рынок.
В первые годы НЭПа кооперация получила определенную самостоятельность, которая была освобождена от контроля государства.
Но в целом советская власть вела себя по отношению к кооператорам крайне непоследовательно: то их экономические функции сужались, то им давалась хозяйственная автономия.
Прекратилось предоставление бесплатных услуг населению — взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами.
Государственные займы, система налогов, кредитов принудительно размещались среди населения с целью гибкого государственного регулирования, а также для развития промышленности.
Ленин называл советские деньги «хламом в виде соцзнака», говорил, что без твердой валюты НЭП летит к черту. Необходимо было повести денежную реформу, которую начал нарком финансов Г.Я. Сокольников вместе с группой старых специалистов.
В конце 1922 года сократилась эмиссия бумажных денег, в оборот вводится золотой советский червонец, который высоко ценился на мировом валютном рынке. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. Обмен шел в соотношении 1 червонец на 60 совзнаков.
В феврале 1924 года оставшиеся совзнаки Госбанк выкупил у населения. Введение в СССР твердой конвертируемой валюты требовало проведения гибкой налоговой политики. Подоходный налог делился на основной и прогрессивный.
Основной платили все граждане, а прогрессивный те, кто получал дополнительную прибыль: нэпманы, частные врачи, адвокаты и пр.
В социальной сфере НЭП вызвала некоторые изменения:
· В 1922 году принят новый Кодекс законов о труде, отменявший всеобщую трудовую повинность и вводивший свободный найм рабочей силы через биржу труда.
· Прекратились трудовые мобилизации, распущены трудовые армии.
· Натуральное вознаграждение заменялось денежной оплатой, основанной на тарифной сетке, нацеленная на стимулирование материальной заинтересованности рабочих в повышении производительности труда.
Однако социальная политика имела ярко выраженную классовую направленность:
· При выборах депутатов в органы власти преимущество по-прежнему имели рабочие. Часть населения, как раньше, была лишена избирательного права.
· В системе налогообложения основная тяжесть приходилась на частных предпринимателей в городе и кулаков в деревне. Бедняки от уплаты налогов освобождались, средняки платили половину.
Новая экономическая политика не изменила методов политического руководства страной.
Государственный вопросы решал партийный аппарат, численность которого увеличилась и возросла влиятельность. Резолюции съезда, запрещающие создание фракций, позволили укрепить единомыслие в партии и ее единство, как важнейшее звено в системе управления государством.
Вторым звеном в политической системе советской власти продолжал оставаться аппарат принуждения — ВЧК, переименованная в 1922 году в Главное политическое управление. ГПУ следило за настроением всех слоев общества, выявляло инакомыслящих, отправляло их в тюрьмы и концлагеря.
Особое внимание уделялось политическим противникам большевистского режима. В 1922 году ГПУ обвинило 47 арестованных ранее руководителей эсеровской партии в контрреволюционной деятельности; из России было выслано 160 ученых, не разделявших большевистскую доктрину («философский пароход»).
С идейным противостоянием было покончено.
Насаждая большевистскую идеологию в обществе, советское правительство нанесло удар по Русской Православной Церкви и поставило ее под свой контроль, несмотря на декрет отделения церкви от государства.
В 1922 году под предлогом сбора средств на борьбу с голодом началась конфискация церковных ценностей. Усиливалась антирелигиозная пропаганда, разрушались храмы и соборы.
Начинались преследования священников.
Укрепление единства партии, разгром политических и идейных противников позволили упрочнить однопартийную политическую систему, которая с небольшими изменениями продолжала существовать все годы советской власти.
Источник: http://hist.bobrodobro.ru/16148
Дайте характеристику новой экономической политики (нэп) в Казахстане
К более гибкой экономической политике большевиков толкала крайне сложная обстановка в стране. Народное хозяйство было разорено первой и гражданской войнами, иностранной военной интервенции. Приходилось признать, что к экономическому и политическому кризису привела не только война, но и политика “военного коммунизма”.
Разорение, нужда, обнищание – так характеризовал сложившееся после окончания гражданской войны положение В.И. Ленин. Чрезвычайно тяжелым было и положение Казахстана. Из 307 национализированных предприятий Казахстана 250 бездействовали.
По сравнению с 1913 годом добыча нефти в Казахстане сократилась в 4 раза, Карагандинского угля — в 5 раз, а добыча медной руды прекратилась совсем. Были разграблены нефтепромыслы и выведены из строя Риддерские рудники, Экибастузские угольные копи и Спасская обогатительная фабрика.
Доля промышленности в валовой продукции народного хозяйства края составляла в 1920 году всего 6,3 %. Железные дороги бездействовали из-за нехватки топлива и разрушения путей. В упадок пришло сельское хозяйство республики, прежде всего животноводство. Поголовье скота уменьшилось более чем на 10,8 млн. голов.
В Уральской губернии посевные площади сократились в два с лишним раза, в Семиречье – почти в 3 раза. Хозяйственные трудности усугубились в 1921 году неурожаем зерновых и, как следствие, голодом, охватившим значительную территорию Казахстана. В результате население аулов и деревень стало выражать недовольство.
В 1920 -1921 годах очаги недовольства, вылившегося в открытые выступления, возникли в Семипалатинской области, а также в Кустанайском, Акмолинском, Петропавловском, Кокчетавском уездах. Их лозунгами были: “За Советы без коммунистов!”, “Долой продразверстку!”, “Долой продовольственную диктатуру!”.
Сложившийся в тяжелых условиях войны военно-политический союз рабочего класса и крестьянства находился под угрозой срыва. Прежняя экономическая база, связывающая их, оказалась недостаточной, необходимы были новые формы хозяйственной связи между рабочими и крестьянами, между городом и деревней.
Сущность и цели НЭПа.
На X съезде РКП (б) в марте 1921 года Ленин предложил новую экономическую политику.
Эта была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно – технического опыта капиталистов при сохранении руководства в руках большевистского правительства.
Основные политические и экономические рычаги общества находились в руках государства. В промышленности государственный сектор, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.
Главная политическая цель НЭПа – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти изкризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции.
Реализация НЭПа.
Переход к НЭПу законодательно был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями IX Всероссийского съезда Советов в декабре 1921 года. НЭП включал комплекс экономических и социально – политических мероприятий.
Они означали “отступление” от принципов “военного коммунизма” – возрождение частного предпринимательства, введение свободы внутренней торговли и удовлетворение некоторых требований крестьянства. Введение (реализация) новой экономической политики началось с сельского хозяйства путем замены продразверстки на продовольственный налог (продналог).
Он устанавливался до посевной компании, и не мог изменяться в течение года, и был в два раза меньше разверстки. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Это создало материальный стимул для увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
Следующие мероприятия НЭПа сводились к следующему: была отменена трудовая повинность, разрешались свобода торговли, аренда земли, применение наемного труда, поощрялось развитие кооперации; стал широко использоваться хозрасчет. Коренные изменения произошли и в области промышленного производства. Прежде всего, был отменен декрет о поголовной национализации промышленности.
Теперь мелкие и даже часть средних предприятий вновь передавались в частные руки. А некоторые крупные промышленные предприятия разрешалось брать в аренду частным лицам. Допускалось также создание концессий1) с привлечением иностранного капитала, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий. Было проведено реформирование системы заработной платы, т.е.
была введена тарифная система оплаты труда. В 1922 году была проведена денежная реформа, итогом которой стало введение в стране твердой денежной единицы, и в оборот вводился советский червонец (10 р.), который высоко ценился на мировом валютном рынке. При Новой экономической политике взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами.
Летом 1921 года Казахстан постигла сильная засуха. Погиб почти весь урожай на территории Уральской, Оренбургской, Актюбинской, Кустанайской областей. Число голодающих в республике достигло более 2,3 млн. человек. Катастрофа в сельском хозяйстве продолжалась до урожая 1923 года. Численность населения Казахстана в 1922 году сократилась более чем на 1 млн.
человек по сравнению с 1914 годом. Новая экономическая политика дала результаты к середине 20-х годов. К 1925 году народное хозяйство было в основном восстановлено. Общий уровень производства промышленной продукции составил примерно 2/3 довоенного уровня. В действие было введено более 60% предприятий, был восстановлен транспотр. Посевная площадь приблизилась к 3 млн.
га, был почти восстановлен довоенный уровень валового сбора зерна. А валовый сбор хлопка превысил довоенный. Поголовье скота удвоилось по сравнению с 1922 годом и превысило 26 млн. голов. Были восстановлены ярмарки, такие как Уильская, Темирская, Куяндинская и другие, а всего их действовало 128 с общим объемом торговли 20-23 млн. рублей.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 125; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Источник: https://studopedia.net/6_110367_dayte-harakteristiku-novoy-ekonomicheskoy-politiki-nep-v-kazahstane.html
Общая характеристика Новой экономической политики
— торговля как основная форма
экономических связей между социалистической
промышленностью и мелкотоварным
крестьянским хозяйством, между
городом и деревней, в т. ч.
допущение частной торговли, регулируемой
и контролируемой государством;
— широкое использование товарно-денежных
отношений в интересах всемерного
развития хозяйства;
— индустриализация и электрификация
страны, как решающее средство
создания материально-технической
базы социализма;
— постепенный и добровольный
переход мелкотоварного производства
к крупному социалистическому
хозяйству через простейшие формы
кооперации к колхозам;
— преодоление многоукладности
в экономике;
— полное вытеснение капиталистических
элементов как важнейшее условие
создания экономического фундамента
социализма.
Новая экономическая политика эффективно и успешно способствовала развитию производительных сил. Она обеспечивала установление прочной экономической
связи между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством, что являлось важнейшей
предпосылкой для развития того и
другого.
Новая экономическая политика предусматривала в качестве одного из важнейших методов вовлечения миллионов масс трудящихся в социалистическое строительство правильное сочетание общественных и личных интересов, энтузиазма масс с личной материальной заинтересованностью непосредственных производителей материальных благ в неуклонном росте производительности труда, развитии народного хозяйства.
Нэп проводился с учетом внутренних закономерностей развития всех общественных укладов в экономике страны, обеспечивал неуклонный и ускоренный рост социалистического уклада, открывал некоторый простор для развития мелкотоварного производства и одновременно умело, в доступной и выгодной для крестьян форме направлял это развитие в сторону социализма через переходные формы, прежде всего через простейшие формы кооперации.
Переходом к нэпу был создан прочный
экономический союз между рабочим
классом и крестьянством, поэтому
В. И. Ленин счнтал, что нэп экономически и политически обеспечивает победу социализма.9
«Конечно, — говорил В. И. Ленин, — сущность новой экономической политики есть союз пролетариата и крестьянства, сущность — в смычке авангарда, пролетариата с широким крестьянским полем».10
В то же время Троцкий, Зиновьев, Бухарин
и их сторонники считали, что сущность нэпа — допущение капиталистических
элементов, и на этом основании утверждали, что нэп есть только отступление
к капитализму.
Один из ближайших соратников Ленина, его заместитель в правительстве
и нарком продовольствия. А. Д. Цюрупа утверждал, что кооперация по-прежнему должна быть непосредственно подчинена
государству в лице Наркомпрода.
Это, конечно, помешало бы ее развитию как самодеятельной хозяйственной
организации масс, которая могла
бы соревноваться на рынке и с
государством, и с индивидуальным товаропроизводителем.
Цюрупа считал конкуренцию угрозой социализму.
Руководству РКП(б) стоило немалого труда
убедить рядовых коммунистов
в целесообразности нового экономического курса, встретившего на местах определенное противодействие.
Несколько уездных парторганизаций усмотрели в оживлении частной торговли и в переговорах с иностранными капиталистами о концес6сиях »капитуляцию перед буржуазией». Практически во всех парторганизациях имели место случаи выхода из РКП(б) «за несогласие с НЭПом».
Весьма распространенным было и
мнение о тактическом смысле решений
Х съезда, якобы призванных в первую очередь стабилизировать политическую обстановку в стране; в этой связи
совершенно стихийно было пущено в
оборот выражение «экономический Брест», намекающее не только на вынужденный
характер уступок крестьянству, но и на их скорое аннулирование. Работники
Наркомпрода мало считались с
разницей между разверсткой и
натуральным налогом и ожидали
не ранее, чем осенью, вернуться к
политике продовольственной диктатуры.11
Вывод
В данной главе были освещены специфика и особенности кризиса 1920 -1921 гг. А также отражена необходимость изменения экономической политики.
Такс окончанием гражданской войны
и переходом к мирному социалистическому
строительству было крайне важно отменить политику «военного коммунизма» и создать прочный союз между рабочим классом и крестьянством на новой хозяйственной основе.
Глава 2. Экономическое
развитие страны
2.1. Осуществление новой экономической политики
Осуществление новой экономической
политики началось в чрезвычайно
неблагоприятных условиях. Топливный
кризис превращал города и поселки
в скованные стужей, почти безжизненные нагромождения домов.
Он обострял и
транспортный кризис, вызванный полной изношенностью парка вагонов
и паровозов. Поезда ходили редко, ползли медленно, без расписаний. На станциях скапливались огромные толпы голодных и полураздетых людей.
Все это
усиливало продовольственный кризис.
Для борьбы с голодом были приняты
чрезвычайные меры: помощь голодающим со стороны трудящихся других районов, организация широкой сети детских
домов, мобилизация медицинского персонала
против эпидемий, усиление милиции
для борьбы с преступностью.
Использовались и международные, не очень еще
разветвленные связи: поддержка
международного пролетариата, содействие филантропических организаций, закупка
зерна. Лишь благодаря сверхъестественным усилиям государства и народа удалось пережить это страшное время.
Принятые X съездом партии решения
о переходе к новой экономической
политике дали эффект не сразу.
И дело не только в трудностях, связанных
с преодолением засухи, с голодом, но и с неполнотой самих решений, что потребовало нового переосмысления сущности социализма и путей движения к нему.
Долго еще и после перехода к
нэпу в действиях людей, в политике сказывались представления «военного коммунизма». Такая половинчатость приводила к пробуксовке курса X съезда партии, создавала впечатление, что нэп является лишь маневром.
Тщательный анализ этой противоречивой ситуации привел Ленина к мысли о
необходимости дальнейшего развертывания
новой экономической политики, торговли, а значит, и к фундаментальному выводу о необходимости использования товарно-денежных отношений для строительства социализма.
С 1921 г.
свободная торговля вновь
стала выполнять органически
присущую ей функцию наглядного и
беспристрастного «взвешивания» всех поступавших на рынок товаров
по их ценности для потребителя.
Конечно, рынок сам по себе не мог
выразить всего многообразия нужд в
той или иной продукции.
Поэтому
государство вносило в его
деятельность поправки своей политикой
цен, призванной стимулировать производство трудоемких, но важных для общества (приоритетных) товаров.
Переходя к
нэпу, страна стала выходить из экономического кризиса. Постепенно ликвидировался дефицит, «подпольная торговля», «теневая экономика» и т. п.12
Огромную роль в развитии нэпа и
в последующей перспективе сыграло
открытие хозяйственного расчета как политэкономического метода развития социалистических предприятий.
Хозяйственный расчет, означал что
предприятие (после обязательных фиксированных
взносов в государственный бюджет) само распоряжается доходами от продажи
продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли
и покрывает убытки.
Начавшееся с 1922 г.
внедрение этого
метода стало одним из важнейших, хотя и затянувшихся процессов в
истории советской экономики. Хозрасчет
открывал путь к созданию рациональной и строгой системы социалистического
хозяйствования, дающей участникам производства только действительно заработанные ими деньги.
Такая система способствовала постепенному переходу предприятий к самоокупаемости, самофинансированию, а значит, и к самоуправлению. Хозрасчет, таким образом, при последовательном его внедрении становился материальной основой социальной справедливости и совершенствования демократии.
Долгое время социализм в
экономике отождествлялся лишь с
государственной собственностью на средства производства.
Это, с одной
стороны, привело к экономически нецелесообразному ее (и государственного аппарата) разбуханию, а с другой — породило недооценку и даже отрицание всего возможного многообразия форм социалистической собственности. В результате в 1920 г.
в государственную собственность были переданы даже крохотные ремесленные мастерские. Государство совершенно не имело возможности их содержать.
Это приводило к падению производства, уничтожению производительных сил.
В декабре 1921 г. был принят декрет о
денационализации этой части промышленности, а также ряда средних предприятий. Они были возвращены прежним владельцам.
Декретом от 7 июня 1921 г. было разрешено
открывать частные предприятия с числом рабочих не свыше 10 — 20 человек. В мае 1925 г. было разрешено организовать частные предприятия с числом рабочих до 100 человек, но с особого разрешения в каждом отдельном случае органов Советской власти.
Была разрешена с 1921-1922 гг. и аренда средств производства (помещений
и целых предприятий в торговле и промышленности, земли и техники — в сельском хозяйстве).
Более трети всей массы промышленных заведений (преимущественно мелких и средних) было сдано в аренду. Из них более половины получили частные лица (в том числе бывшие владельцы). Часть предприятий (в основном пищевой промышленности) взяли в аренду кооперативы.
Подавляющее большинство сданных в аренду предприятий относилось к числу мелких и мельчайших.
Определенный толчок был дан
и привлечению иностранного капитала. Возникли концессии (аренда советских
государственных предприятий зарубежными предпринимателями). Первая концессия была учреждена в 1921 г.
Их количество было в дальнейшем невелико (в 1926 -1927 гг. — 65 предприятий).
Но в отличие от отечественного частного капитала концессии были крупными предприятиями и действовали в основном в капиталоемких отраслях тяжелой промышленности РСФСР и Грузии: в горной, горнозаводской, деревообрабатывающей и др.13
Возникали и смешанные предприятия
с участием средств государства
и иностранных фирм (например, советско-английское и советско-голландское объединения
по эксплуатации лесных богатств северных районов страны).
В целом капиталистический сектор в промышленности был невелик — в 1923 — 1924 гг. около 20 процентов промышленных предприятий, в основном мелких. Производили они менее 5 процентов всей продукции.
К концу 20-х годов кооперативами
были охвачены более половины всего
крестьянского населения. 28 год по количеству кооперативов превысил дореволюционный 1913 год в 13 раз, в кооперативах состояло более 28 млн. человек. В стране существовало кооперативное законодательство, кредит и страхование.
Кооперация давала возможность
частично устранить неблагоприятные
для потребителя последствия
монопольного положения государственных
предприятий. Поставленные в условия
конкуренции, они должны были работать более эффективно.
Такой переход
в те годы начался, но не был проведен последовательно.
Вместо ликвидированных один за другим главков были созданы центральные
и губернские тресты, объединявшие однородные или взаимосвязанные
между собой предприятия, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость которые позволили
преодолеть бюрократический «главкизм» военного времени.
Они получили большую
хозяйственную самостоятельность.
К концу 1922 года 90 % всех промышленных предприятий были объединены в 421 трест, 40 % из которых были централизованного, а 60 % местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где
реализовывать продукцию.
Для решения через рынок хозяйственных
проблем (закупка сырья, сбыт продукции) тресты добровольно могли объединяться в синдикаты, действовавшие самостоятельно и на договорной началах. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 г.
всего насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть
оптовой торговли.
Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причем каждый трест мог
передать по своему усмотрению большую
или меньшую часть своего снабжения
и сбыта в ведение синдиката.
Таким образом, государственная промышленность после перехода к нэпу совершила
резкий поворот лицом к рынку. Реализация готовой продукции, закупка
сырья, материалов, оборудования производилась
на полноценном рынке, по каналам
оптовой торговли. Возникла широкая
сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий.14
И все же рынок остался незавершенным, так как хозрасчет коснулся только объединений, а на положении входящих в них предприятий сказался гораздо
меньше. Промышленные предприятия и
их трудовые коллективы не получили той
хозяйственной самостоятельности, которую дал деревне продналог.
В 1922-1925 гг. был создан целый ряд
специализированных банков: акционерные, в которых пайщиками были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже одно время иностранцы — для
кредитования отдельных отраслей хозяйства
и районов страны; кооперативные — для кредитования потребительской
кооперации; организованные на паях общества сельскохозяйственного кредита, замыкавшиеся на республиканские и центральный сельскохозяйственные банки; общества взаимного кредита — для кредитования частной промышленности и торговли; сберегательные кассы — для мобилизации денежных накоплений населения. На 1 октября 1923 г. в стране действовало 17 самостоятельных банков, а доля Госбанка в общих кредитных вложениях всей банковской системы составляла 2/3. К 1 октября 1926 г. число банков возросло до 61, а доля Госбанка в кредитовании народного хозяйства снизилась до 48%.
Источник: http://freepapers.ru/6/obshhaya-harakteristika-novoj-jekonomicheskoj-politiki/285734.1874757.list2.html
74. Общая характеристика новой экономической политики
Причины введения НЭПа: сложное экономическое и политическое положение, вызванное тотальной национализацией и политикой продразверстки. Возрастали крестьянские волнения (конец 1920 – начало 1921 гг.) – антоновское движение в Тамбовской губернии, Кронштадтский мятеж.
Основная сущность НЭПа – разрешение свободного обмена, продажи и покупки продуктов сельского хозяйства и кустарного промысла.
Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» от 21 марта 1921 г. установил, что разверстка продовольствия, сырья и фуража заменяется натуральным налогом. От натурального налога освобождалась часть бедноты, середняки облагались умеренным налогом, а кулацкие хозяйства – в повышенном размере.
Порядок расчета налога: сумма, взимаемая с налогоплатильщика, тем больше, чем больше он произвел.
Все излишки продуктов после уплаты налогов переходили в полную собственность крестьян и могли ими использоваться в любой не запрещенной законом форме (для улучшения своего хозяйства, обмена и торговли через кооперацию на рынке).
В 1924 г. натуральные налоги были заменены денежными.
Налоги – главный источник финансирования государства и пополнения бюджета (1/5).
Налоговая система (1923 г.): сельскохозяйственный налог; промысловый налог; подоходный налог.
Декрет СНК от 24 мая 1921 г. «Об обмене» законодательно был разрешен свободный обмен продукцией сельского хозяйства и кустарной мелкой промышленности, т. е. была допущена частная торговля для граждан и кооперативных организаций.
Торговля в период НЭПа допускала свободный товарооборот. Частный капитал устремился в торгово-посреднический оборот, главным образом в розничную торговлю.
В селах частная торговля держала 8/10 или 9/10 розничной торговли. Однако свободную торговлю государство контролировало, для этого в 1924 г. был сформирован Наркомат торговли СССР, который направлял политику рынка.
Появились и коммерческие юридические лица (в форме государственных трестов). Они получали обособленное имущество от государства на праве хозяйственного ведения и могли самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией.
Допускалась передача промышленных предприятий гражданам и их кооперативным объединениям в аренду. Условия договора аренды в этом случае устанавливало только Советское государство. Корректировать их было нельзя.
Распространялись договоры концессии, т. е. сдача хозяйственных объектов в аренду иностранцам, по которым концессионеры выполняли условия Советского государства (в сфере оплаты труда и организации режима рабочего времени).
Денежная реформа в период НЭПа: появились денежные знаки образца 1924 г., которые обеспечивались золотом и товарной массой.
Государство обеспечивало снижение цен на промышленные товары и ликвидацию разрыва цен.
Окончание НЭПа (конец 20-х—начало 30-х гг.) ознаменовалось установлением политико-экономического курса страны на сворачивание НЭПа, на индустриализацию и коллективизацию.
С 1929 г. появляются командно-административные методы экономики. Увеличились темпы (по пятилетним планам) развития промышленности.
В декабре 1929 г. начался переход к политике ликвидации кулачества как класса.
Источник: http://www.adhdportal.com/book_3970_chapter_75_74.Obshhaja_kharakteristika_novojj_ehkonomicheskojj_politiki.html