Образование греко-бактрийского и парфянского государств. средняя азия в последние века до нашей эры

История Узбекистана: древнейшие государства

В VI веке до н. э земледельческие оазисы на юге Средней Азии были завоеваны царем Киром, основателем персидской державы Ахеменидов. На протяжении двухсот лет весь юг Средней Азии входил в состав Ахеменидской империи, причем вся её территория была разделена на сатрапии.

Три из центрально-азиатских сатрапий — Бактрия, Согд, Хорезм были первыми древнейшими государствами, которые полностью или частично находились на территории современного Узбекистана. Свободолюбивые народы Средней Азии не могли жить под гнётом персов.

Обратите внимание

Часто происходили выступления против завоевателей. Во второй половине IV века до н.э. Хорезм в результате постоянной борьбы обрел независимость. Вслед за хорезмийцами независимость обрели саки.

Многочисленные восстания ослабили персов, но конец ахеменидскому владычеству был положен с приходом армии Александра Македонского.

Эпоха эллинизма

Крушение персидской державы произошло в IV в. до н.э., когда великий греческий полководец Александр Македонский одержал победу над персами в битве при Гавгамеллах. В 329 до н.э. Александр утвердил свою власть в Согдиане.

В 323 г. до н.э. после смерти Александра Согд вошел в состав государства Селевкидов, которое основал греческий полководец Селевк. В 250 до н.э сатрап Селевкидов Диодот отделил Греко-Бактрийское царство, столицей которого стал город Бактры. В древнейшее государство также входила Маргиана и Согдиана.

После Диодота правил Евтидем, затем Деметрий, при котором часть территории Индии была присоединена к Греко-Бактрийскому государству. Культура и экономика в государстве достигли высокого уровня, развивались ремесла, земледелие, торговля, городостроительство, чеканились монеты.

Древнейшее государство было централизованным, как и Селевкидское государство, сохранились сатрапии. В это время развивается международная торговля, связи с различными государствами мира, чему способствовало строительство дороги от Селевкии на Тигре до Бактрии.

Бактрия находилась на торговом пути Китай – Индия (через нее проходило южное ответвление Великого Шелкового пути).

Кушанское царство

Однако, несмотря на бурное развитие, Греко-Бактрийское царство раздирали междоусобицы и в итоге — оно распалось. Произошло это в середине II в. до н.э. Согд ждала новая веха развития в составе нового государства – Кушанского.

Оно было основано кочевым племенем кушан (юэчжей), которое сумело подчинить себе и ранее отделившийся Хорезм. В результате Кушанская империя стала одной из самых величественных в своей эпохе. Она включала в себя Центральную Азию, часть современного Афганистана и Северную Индию.

Кушанский правитель — Канишка I — принял буддизм. По всей территории древнейшего государства строятся буддистские храмы. Города Центральной Азии превратились в развитые центры ремесла и торговли. Это время наивысшего расцвета края, его экономики, культуры и искусства.

Важно

Но самым важным достижение той эпохи стало появление нового сухопутного торгового пути, названного впоследствии Великим Шелковым Путем. Путь протянулся от Китая до западных стран через огромную территорию.

Центральная Азия, а именно территория центрального Узбекистана и Ферганской долины, стала важным звеном этой магистрали. Кушанское царство существовало с I в. до н.э. до начала IV век нашей эры. Оно было уничтожено кочевниками эфталитами.

Парфия

Одно из самых могущественных древнейших государств на территории Центральной Азии – Парфия, отделилось от Селевкидского государства в 250 году до н.э. Парфия располагалась к югу, юго-востоку от Каспийского моря, на территории современного Туркменистана и части северного Ирана.

В период своего расцвета парфяне подчинили себе территории, простиравшиеся от Малой Азии до Индии. Первым правителем Парфии был Андроген, но вскоре его заменил Аркшак I – основатель династии Аркшакидов. Наивысшего расцвета Парфянское государство достигло при Митридаде I около 170-138 гг. до н.э.

, который отнял у Селевкидов восточные сатрапии — Персию, большую часть Месопотамии и Армению и завоевал часть Греко-Бактрийского государства до Гиндукуша. Он первым принял титул «царя царей», чем объявил себя преемником Ахеменидов. Столицей Парфянского государства стал город Ниса. Развалины этого города находятся недалеко от Ашхабада.

Город делился на две части: Старая Ниса – царский заповедник, городище Новая Ниса – остатки древнего парфянского города.

Могущество Парфии было столь велико, что в I веке до н.э. произошло столкновения интересов Парфии и Рима.

В борьбе с Римом парфяне одержали многочисленные победы над знаменитыми римскими полководцами, такими как Марк Лициний Красс и Антоний. Но к началу I века н.э. начинается упадок Парфии.

Раздираемое междоусобными конфликтами и давлением со стороны Рима, Парфянское государство прекратило существование в 226 году н.э.

Кангюй

Упоминания о древнейшем государстве Кангюй существуют ещё в Авесте, где оно носит название Кангха. С III века до н.э.

Кангюй существует как самостоятельное государство, но наивысшего расцвета оно достигло в I – II веках н.э.

Территория Кангюя включала в себя при сырдарьинские степи, а так же области по нижнему и среднему течению реки Сырдарья. На юге Кангюй граничил с Кушанским царством, а на северо-востоке с Китайской империей.

Совет

Через Кангюй проходил Великий Шёлковый Путь, что благотворно сказывалось на экономике государства, а стратегически важное местоположение государства обеспечивало влияние Кангюя на политическую ситуацию в регионе.

Большинство сведений о Кангюе мы получаем из китайских источников, в частности, из исторических записок «Ши Цзы» Сима Цзяня. Он пишет о том, что Кангюй был конфедеративным государством с развитой экономикой и системой управления.

Основное население Кангюя составляли кочевые племена, но часть населения южных территорий государства была осёдло-земледельческая. Упадок древнего государства приходится на IV век н.э.

, когда начинается новое движение племён и вторжение номадов в осёдло-земледельческие районы Средней Азии.

Раннее средневековье в истории Узбекистана: V — XI вв.
История Узбекистана: средневековье XI — XVI вв.
Новейшая история Узбекистана: XIX — XXI вв.

Источник: https://www.advantour.com/rus/uzbekistan/history/ancient-history.htm

Древнейшие государства Центральной Азии

В VI веке до н. э земледельческие оазисы на юге Средней Азии были завоеваны царем Киром, основателем персидской державы Ахеменидов. На протяжении двухсот лет весь юг Средней Азии входил в состав Ахеменидской империи, причем вся её территория была разделена на сатрапии.

Три из центрально-азиатских сатрапий — Бактрия, Согд, Хорезм были первыми древнейшими государствами, которые полностью или частично находились на территории современного Узбекистана. Свободолюбивые народы Средней Азии не могли жить под гнётом персов.

Часто происходили выступления против завоевателей. Во второй половине IV века до н.э. Хорезм в результате постоянной борьбы обрел независимость. Вслед за хорезмийцами независимость обрели саки.

Многочисленные восстания ослабили персов, но конец ахеменидскому владычеству был положен с приходом армии Александра Македонского.

Эпоха эллинизма

Крушение персидской державы произошло в IV в. до н.э., когда великий греческий полководец Александр Македонский одержал победу над персами в битве при Гавгамеллах. В 329 до н.э. Александр утвердил свою власть в Согдиане. В 323 г. до н.э. после смерти Александра Согд вошел в состав государства Селевкидов, которое основал греческий полководец Селевк. В 250 до н.

э сатрап Селевкидов Диодот отделил Греко-Бактрийское царство, столицей которого стал город Бактры. В древнейшее государство также входила Маргиана и Согдиана. После Диодота правил Евтидем, затем Деметрий, при котором часть территории Индии была присоединена к Греко-Бактрийскому государству.

Культура и экономика в государстве достигли высокого уровня, развивались ремесла, земледелие, торговля, городостроительство, чеканились монеты. Древнейшее государство было централизованным, как и Селевкидское государство, сохранились сатрапии.

Обратите внимание

В это время развивается международная торговля, связи с различными государствами мира, чему способствовало строительство дороги от Селевкии на Тигре до Бактрии. Бактрия находилась на торговом пути Китай — Индия (через нее проходило южное ответвление Великого Шелкового пути).

Кушанское царство

Однако, несмотря на бурное развитие, Греко-Бактрийское царство раздирали междоусобицы и в итоге — оно распалось. Произошло это в середине II в. до н.э. Согд ждала новая веха развития в составе нового государства — Кушанского.

Оно было основано кочевым племенем кушан (юэчжей), которое сумело подчинить себе и ранее отделившийся Хорезм. В результате Кушанская империя стала одной из самых величественных в своей эпохе. Она включала в себя Центральную Азию, часть современного Афганистана и Северную Индию.

Кушанский правитель — Канишка I — принял буддизм. По всей территории древнейшего государства строятся буддистские храмы. Города Центральной Азии превратились в развитые центры ремесла и торговли. Это время наивысшего расцвета края, его экономики, культуры и искусства.

Но самым важным достижение той эпохи стало появление нового сухопутного торгового пути, названного впоследствии Великим Шелковым Путем. Путь протянулся от Китая до западных стран через огромную территорию.

Центральная Азия, а именно территория центрального Узбекистана и Ферганской долины, стала важным звеном этой магистрали. Кушанское царство существовало с I в. до н.э. до начала IV век нашей эры. Оно было уничтожено кочевниками эфталитами.

Парфия

Одно из самых могущественных древнейших государств на территории Центральной Азии — Парфия, отделилось от Селевкидского государства в 250 году до н.э. Парфия располагалась к югу, юго-востоку от Каспийского моря, на территории современного Туркменистана и части северного Ирана.

В период своего расцвета парфяне подчинили себе территории, простиравшиеся от Малой Азии до Индии. Первым правителем Парфии был Андроген, но вскоре его заменил Аркшак I — основатель династии Аркшакидов. Наивысшего расцвета Парфянское государство достигло при Митридаде I около 170-138 гг. до н.э.

, который отнял у Селевкидов восточные сатрапии — Персию, большую часть Месопотамии и Армению и завоевал часть Греко-Бактрийского государства до Гиндукуша. Он первым принял титул «царя царей», чем объявил себя преемником Ахеменидов. Столицей Парфянского государства стал город Ниса. Развалины этого города находятся недалеко от Ашхабада.

Важно

Город делился на две части: Старая Ниса — царский заповедник, городище Новая Ниса — остатки древнего парфянского города.

Могущество Парфии было столь велико, что в I веке до н.э. произошло столкновения интересов Парфии и Рима.

В борьбе с Римом парфяне одержали многочисленные победы над знаменитыми римскими полководцами, такими как Марк Лициний Красс и Антоний. Но к началу I века н.э. начинается упадок Парфии.

Раздираемое междоусобными конфликтами и давлением со стороны Рима, Парфянское государство прекратило существование в 226 году н.э.

Кангюй

Упоминания о древнейшем государстве Кангюй существуют ещё в Авесте, где оно носит название Кангха. С III века до н.э. Кангюй существует как самостоятельное государство, но наивысшего расцвета оно достигло в I — II веках н.э.

Территория Кангюя включала в себя при сырдарьинские степи, а так же области по нижнему и среднему течению реки Сырдарья. На юге Кангюй граничил с Кушанским царством, а на северо-востоке с Китайской империей.

Через Кангюй проходил Великий Шёлковый Путь, что благотворно сказывалось на экономике государства, а стратегически важное местоположение государства обеспечивало влияние Кангюя на политическую ситуацию в регионе.

Большинство сведений о Кангюе мы получаем из китайских источников, в частности, из исторических записок «Ши Цзы» Сима Цзяня. Он пишет о том, что Кангюй был конфедеративным государством с развитой экономикой и системой управления.

Основное население Кангюя составляли кочевые племена, но часть населения южных территорий государства была осёдло-земледельческая. Упадок древнего государства приходится на IV век н.э.

, когда начинается новое движение племён и вторжение номадов в осёдло-земледельческие районы Средней Азии

Список литературы

  1. Асқаров А. Ўзбек халқининг келиб чиқиш тарихи: монография / А. Асқаров. — Tошкент: Ўзбекистон, 2015. — 672 б.
  2. Пугаченкова Г.А. Термез, Шахрисабз, Хива. М., издательство «Искусство», 1976, 208 с.
  3. Пугаченкова Г.А., Ртвеладзе Э.В. Северная Бактрия-Тохаристан. Ташкент, издательство «ФАН», 1990, 220 с.
  4. Рахманов М.Р. История Узбекского театра XVIII начала XX вв. Ташкент, издательство «ФАН», 1968, 312 с.
  5. Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент Узбекистана. Ташкент, государственное издательство художественной литературы УзССР, 1961, 607 с.
  6. Ртвеладзе Э.В. Древние монеты Средней Азии. Ташкент, издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1987, 184 с.

Источник: https://nauka21veka.ru/articles/istoricheskie-nauki/drevneyshie-gosudarstva-tsentralnoy-azii-1526319924/

Азии Средней Древние цивилизации — Цивилизациум

Первая Цивилизация
возникла 42 в. назад.

Последняя Цивилизация
остановилась 17 в. назад.

Читайте также:  Народный характер отечественной войны

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Хронология.

конец III — рубеж II-I тыс. до н.э. — цивилизации
бронзового века;

рубеж II-I тыс. до н.э. — начало раннего железного
века и формирование местного классового (рабовладельческого) общества и
государственности;

VI в. до н.э. — завоевание значительной части
Средней Азии Ахеменидами;

конец IV в. до н.э. — завоевания Александра
Македонского и начало эллинистической эпохи, конец которой в различных районах
приходится на различное время (в Парфии — середина III в. до н.э., в Бактрии —
130-е гг.

до н.э. и т. д.). Последующий период был временем становления местной
государственности и расцвета культуры народов Средней Азии в рамках
складывавшихся крупных держав, в первую очередь Парфии и Кушанского царства.

Совет

В IV-V вв. н.э. развертывается кризис, знаменующий
конец рабовладельческой и начало феодальной эпохи в истории Средней Азии.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

География.

Цивилизации Средней Азии возникают в различных
историко-географических регионах. Природные условия здесь характеризуются
значительными контрастами.

Пустынно-степные ландшафты, и прежде всего пустыни
Каракумы и Кызылкум, соседствуют с плодородными оазисами, орошаемыми Амударьей
и Сырдарьей, целым рядом их притоков и менее значительных водных артерий.
Весьма своеобразны высокогорные массивы Тянь-Шаня и Памира.

В этих условиях в
различной экологической ситуации происходило формирование культур, разных по
своему облику и способам ведения хозяйства.

Взаимодействие разнообразных культур является одной
из специфических черт древней истории Средней Азии.

Другая особенность зарождения здесь местных
цивилизаций — ранние и тесные связи с древними очагами других цивилизаций
Востока, прежде всего Передней Азии.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++

Достижения.

Основные достижения древнесреднеазиатской
цивилизации были связаны с развитием конкретных местных культур — бактрийской,
парфянской, согдийской и хорезмийской.

Возможно, в рамках этих регионов шел
процесс консолидации древних этнических групп в отдельные народности —
бактрийскую, парфянскую, согдийскую и хорезмийскую. В IV-V вв. н.э. основные
городские центры во всех областях приходят в упадок, их сменяют укрепленные
усадьбы и замки.

Обратите внимание

Историки полагают, что эти перемены были связаны не только с
вторжением кочевых племен — хионитов и эфталитов, но и с внутренним кризисом
древних городских цивилизаций.

Культурное наследие древних эпох оказало заметное
влияние на последующее развитие среднеазиатской цивилизации. Многие достижения
в области материальной и духовной культур сохранились и развивались на
протяжении столетий.

Замечательные достижения средневековой
среднеазиатской астрономии имели, видимо, своим далеким истоком те наблюдения,
которые делались в таких сооружениях, как хорезмийская Койкрылган-кала,
служившая одновременно храмом заупокойного культа и примитивной обсерваторией.
Расцвет средневековой литературы был подготовлен древним эпическим творчеством.

В частности, видимо, в Мерве родился сюжет популярного цикла «Вис и Рамин».
Эпические сказания парфянской эпохи стали основой многих позднейших циклов.
Тысячи нитей связывают изобразительное искусство Средней Азии античной и
раннесредневековой эпох.

Непрерывность традиции при всех изменениях, вызванных
новыми историческими условиями, ощущается и в творчестве архитекторов.

Значительным было воздействие древней цивилизации
Средней Азии на другие регионы древнего Востока и на античный мир.

+++++++++++++++++++++++++++++++

Александр
Македонский
.

Слабеющая Ахеменидская империя потерпела
сокрушительное поражение от армии Александра Македонского, однако удачливому
полководцу пришлось силой отстаивать свои завоевания, и едва ли не наибольшие
трудности у него возникли именно в Средней Азии.

Последний ахеменидский сатрап
Бактрии — Бесс — поспешил объявить себя «царем Азии» и попытался создать на
базе восточных сатрапий новое государство. Однако при приближении
греко-македонских отрядов Бесс бежал и вскоре был выдан Александру своими же
соратниками.

Важно

Серьезное сопротивление греко-македонцы встретили в Согде, где
восстания народных масс под руководством энергичного представителя согдийской
знати Спитамена почти три года сотрясали страну (329-327 гг. до н.э.).
Александр Македонский подавил это народное движение жестокими методами.

По
сообщениям источников, было уничтожено 70 тыс. согдийцев.

В состав своей армии Александр включил согдийские и
бактрийские контингенты, а женитьба на Роксане, дочери знатного бактрийца
Оксиарта, была столь же романтическим, сколь и политическим, актом. Много
внимания было уделено и градостроительству — в Бактрии, Согде и Парфии (области
совр. Южного Туркменистана и северо-восточного Ирана) были основаны города,
получившие наименование Александрии.

+++++++++++++++++++++++++++++++

Селевкиды.

После смерти Александра Македонского Средняя Азия
вошла в состав одного из государств, сложившихся на руинах новой империи, так и
не успевшей окрепнуть. Это было государство Селевкидов, которое около 305 г. до
н.э. распространило свою власть на Бактрию.

Ранние селевкидские цари
рассматривали восточную часть принадлежащей им державы как очень важный регион,
стремились поднять его экономический потенциал и укрепить свой контроль над
ним. Осуществлять эту политику пришлось сыну и наследнику основателя державы Селевка
— Антиоху. В 292 г. до н.э.

он был назначен соправителем отца с передачей ему в
управление сатрапий, лежавших к востоку от Евфрата. Столицей его наместничества
стали Бактры (Балх). Антиох энергично взялся за восстановление хозяйства.

В
Маргиане им была заново отстроена столица области, получившая наименование
Антиохии Маргианской, а весь оазис окружен стеной протяженностью 250 км с целью
оградить его от набегов кочевников.

При Антиохе в Бактрии чеканилась серебряная монета.
Средняя Азия вступила в полосу относительной стабилизации. Однако, как при
Ахеменидах и Александре Македонском, политическая власть была чуждой для
большинства местного населения. Тенденция к политической самостоятельности еще
более усилилась с подъемом местной экономики.

Да и Селевкиды рассматривали
восточные сатрапии лишь как источник получения новых сил и средств для войн,
ведущихся ими на западе. Соединение самых различных интересов и устремлений
вело к созданию в Средней Азии самостоятельных государств. Около 250 г. до н.э.
бактрийский сатрап Диодот объявил себя независимым правителем.

Почти
одновременно от Селевкидов отпала Парфия.

+++++++++++++++++++++++++++

Цивилизации и культуры, относящиеся к Древним
цивилизациям Средней Азии.

Алтындепенская
цивилизация
.

Процесс хозяйственного и культурного развития вел к
образованию на юго-западе Средней Азии первых городов и формированию
протогородской цивилизации. Ее наиболее изученный памятник называется
Алтын-Депе.

Для цивилизации Алтын-Депе, датируемой примерно
2300-1900 гг. до н.э.

, характерны некоторые черты, присущие развитым культурам
древнего Востока. Ее центрами были два поселения городского типа — Алтын-Депе и
Намазга-Депе.

Совет

Эти «города» были обнесены крепостными стенами из сырцового
кирпича, а ворота, ведущие внутрь застроенного пространства, обрамляли мощные
башни-пилоны.

На Алтын-Депе среди вещей, положенных в богатые
могилы, и в составе кладов ценных предметов, замурованных в стены, были найдены
хараппские изделия из слоновой кости.

Можно выделить три различные социальные группы:
Рядовые общинники, ремесленники и земледельцы обитали в многокомнатных домах,
состоявших из тесных каморок.

+++++++++++++++++++++++++++++++

Греко-бактрийская
цивилизация
.

В 80-е гг. II в. до н.э. греки Бактрии начали
движение на юг — перевалили через Гиндукуш и предприняли завоевание областей
Индии.

Но в это же время произошло другое политическое событие, имевшее важные
последствия, — против законных царей династии Евтидема восстал военачальник
Евкратид.

Во взаимодействии этих тенденций — постепенного расширения владений
греко-бактрийцев на индо-пакистанском субконтиненте и постоянного дробления
некогда единого государства на отдельные мелкие владения — и разворачивается
вся дальнейшая история Греко-Бактрии.

+++++++++++++++++++++++++++++++

Джейтунская
цивилизация
.

В VI тыс. до н.э. на юго-западе Средней Азии, на
узкой подгорной равнине между хребтом Копетдаг и пустыней Каракумы, сложилась
джейтунская неолитическая культура.

Джейтунские племена вели оседлый образ жизни,
возделывали пшеницу и ячмень, разводили мелкий домашний скот.
Земледельческо-скотоводческая экономика обеспечивала подъем благосостояния и
развитие культуры.

Поселки джейтунских племен состояли из прочных глинобитных
домов.

Обратите внимание

В V-IV тыс. до н.э. происходит дальнейшее развитие
среднеазиатских земледельческо-скотоводческих общин. Они осваивают выплавку
меди, начинают разводить крупный рогатый скот, а затем и верблюдов. Для
орошения полей проводятся небольшие каналы.

Так было положено начало
ирригационному земледелию, дающему высокие урожаи.

Традиции джейтунской культуры легли в основу
дальнейшего развития раннеземледельческого общества юга Средней Азии. Порой
джейтунские памятники обнаруживают связи и с культурой Джармо.

+++++++++++++++++++++++++++++++

Кавказские
цивилизации
.

Раннеземледельческие цивилизационные  комплексы открыты на Кавказе.

Раскопки пещеры Чох в Дагестане показывают, что
здесь уже в VII-VI тыс. до н.э.

делались первые шаги по культивации местных
злаков, урожай которых убирали жатвенными ножами с кремневыми вкладышами. В VI-V
тыс. до н.э.

Центральное Закавказье по долине Куры было освоено
оседлыми земледельцами и скотоводами, культура которых получила наименование
Шому-тепе-Шулавери.

+++++++++++++++++++++++++++++++

Кушанская
цивилизация
.

Гуйшуан. I — III в. н.э.). Государство на территории современной
Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии. Ппериод расцвета
приходится на 105—250 годы н. э. По одной из теорий, Кушанское царство было
основано народом юэчжи, пришедшем с территории, на которой сейчас находится китайский
автономный район Синьцзян. Государство имело дипломатические связи с Римом,
Персией и Китаем.

+++++++++++++++++++++++++++++++

Маргианская
цивилизация
.

Культура Маргианы в первые века нашей эры довольно
сильно отличалась от культуры Парфиены.

Наиболее разительное отличие состоит в
том, что в Маргиане популярны были небольшие терракотовые статуэтки, видимо
представлявшие собой изображения божеств местного пантеона, в то время как в
Парфиене этих статуэток нет.

Вторая особенность развития Маргианы — более
сложный характер религиозной жизни, чем в Парфиене. Здесь господствовал
зороастризм (типично зороастрийский некрополь исследовался археологами возле
Мунон-Депе). Сюда же в первые века нашей эры начал проникать и буддизм.

Важно

В самом
конце парфянского времени в пределах городских стен Мерва (городище Гяур-Кала)
была построена буддийская ступа. Культура Маргианы, как и в более раннее время,
больше тяготела к культуре Бактрии, чем Парфиены.

+++++++++++++++++++++++++++++++

Мургаба
цивилизация
.

В середине II тыс. до н.э. пригородские поселения
Алтындепенской цивилизации приходят в упадок и происходит перемещение основных
центров на восток. В дельте р. Мургаб, по среднему течению Амударьи
складываются новые оазисы оседлых земледельцев.

Поселения укреплены стенами с башнями, широко
распространяется боевое оружие, сделанное из бронзы. Технический прогресс в это
время был связан в первую очередь с распространением железа. В X-VII вв. до
н.э. железные изделия появляются на юге Средней Азии, а с VI-IV вв. до н.э.

железо широко применяется для изготовления орудий труда уже на всей ее
территории.

+++++++++++++++++++++++++++++++

Парфянская
цивилизация
.

Первоначально независимость Парфии от Селевкидов
провозгласил, как это было и в Бактрии, местный сатрап по имени Андрагор. Но
вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами, предводитель
которых Аршак в 247 г. до н.э. принял царский титул. По имени основателя
династии последующие правители Парфии принимали в качестве тронного имени имя
Аршак.

Первоначально новое государство было сравнительно небольшим и объединяло
помимо собственно Парфии соседнюю Гирканию, область на юго-востоке Каспия. Но
уже при Митридате I (171-138 гг. до н.э.) началась активная экспансия на запад
вплоть до Месопотамии. Парфия становится мировой державой.

Древняя метрополия,
располагавшаяся теперь на северо-востоке Парфянской державы, сохранила свое
значение уже лишь как один из ее центров.

Читайте также:  Россия в начале 20 века: территория и население

+++++++++++++++++++++++++++++++

Согдианская
цивилизация
.

Начиная с V в. до н.э. наступил период
относительного спокойствия. Развиваются города, из которых крупным центром
становится Мараканда, столица Согда, располагавшаяся в долине Зеравшана (на
месте совр. Самарканда). Значительного развития достигают ремесла, налаживается
регулярная международная торговля.

Совет

Одним из наиболее популярных был путь через
Бактрию в Индию. Хотя местные черты остаются основными, но усиление связей с
другими странами приводит к появлению иноземных традиций. Следуя канонам
имперской столицы — Персеполя местные правители строят монументальные дворцовые
здания.

Такой дворец, например, был обнаружен на городище Калалыгыр в Хорезме.

+++++++++++++++++++++++++++++++

Хорезмийская
цивилизация
.

Особое положение в древней истории Средней Азии
занимал Хорезм, располагавшийся в низовьях Амударьи. Эта страна еще в IV в. до
н.э. отделилась от Ахеменидского государства, и хорезмийский царь Фарасман в
329-328 гг. до н.э. явился к Александру Македонскому для переговоров.

Уже тогда
в Хорезме существовала развитая городская культура. Вскоре, возможно, во время
продвижения кочевых союзов на юг, в сторону Парфии и Греко-Бактрии, Хорезм
подпадает под власть кочевых племен. Интересно, что, когда в I в. н.э.

выпускаются первые местные монеты, на их оборотной стороне уже помещено
изображение правителя на коне.

Источник: https://www.sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/azii-srednej-drevnie-civilizacii

Образование государственных образований в Центральной Азии

Древнейшие рабовладельческие государства Центральной Азии

Таджики по своему происхождению являются арийцами, которые считаются одним из древних ирано-язычных народов мира.

Древними обитателями Средней Азии считаются арийские племена, заселившие эти районы в 3-2 тыс. до нашей эры. В науке существуют различные мнения по этим вопросам.

Наиболее распространенным является положение, согласно которому предки индоиранских племен жили до своего расселения где-то в областях около Черного моря, а затем в Средней Азии и с этих территорий одна группа индоариев пришла в Индию, другая проникла в Переднюю Азию.

А затем предки мидян, персов продвинулись в Западный Иран. Ранней территорией обитания была Средняя Азия и примыкающие к ней на севере районы, об том есть сведения в «Авесте» — о легендарной родине ариев-Айиряна Вейджа.

Айиряна Вейджа (от авестийского языка — «арийский простор») — территория от Южного Урала, Казахстана, Китайского Туркестана на севере до оазисов Средней Азии, Восточного Ирана и Афганистана в II тыс. до нашей эры. Здесь расселились индоиранские племена известные по «Авесте» как арийские племена.

Ариец означает «благородный», «чистый». От арийцев произошли современные нации — таджики, иранцы, индусы, пуштуны, курды, белуджи, осетины, таты и др.

В «Авесте» упоминаются еще две страны — Ариана и Туран, где правили великие цари арийцев из династии Пешдодов и Каянидов.

Обратите внимание

Ариана (от имени племени Айирья) — древняя страна арийцев, во II тыс. до нашей эры находилась на территориях, расположенных к югу от левобережья реки Сырдарья, затем Амударьи-Вахша, то есть Средняя Азия, Восточный Иран и Афганистан.

центральная азия кушанское государство

Туран (от имени племени Туйирья) — древняя страна арийцев, во II тыс. до нашей эры находилась на территориях расположенных к югу от правобережья Амударьи-Вахша, степных районов Южного Урала, Казахстана, Китайского Туркестана до Алтайских гор на севере и до Амударьи-Вахша на юге.

В первом тысячелетии до нашей эры на территории Средней Азии образовались древние рабовладельческие государства — Бактрия, Согд, Великий Хорезм, Маргиана, где правили цари.

Основные классы общества, составляли рабовладельцы, свободные граждане (ремесленники и крестьяне) и рабы (чужестранцы, попавшие в плен). В степных и предгорных районах проживали кочевые — скотоводческие племена саков и масагетов.

Саки разделялись на саков-тиграхауда (острые шапки) и хаомаварга (хаома — напиток). Все эти народы относились к индоиранским расам и разговаривали на восточно-иранском языке.

Ахеменидская империя

Ахеменидская империя возникла на территории современного Ирана. Основателем являлся Кир II (Куруш Великий) царь Персии, который в 550 году до нашей эры завоевал Мидийское царство и создал Ахеменидское государство. Кир II правил страной до 530 года до нашей эры и завоевал страны Малой Азии — Лидию, Вавилон и часть территории Центральной Азии.

Греческий историк Ктесий сообщает о битве между персами и бактрийцами, в результате которой Бактрия добровольно присоединилась к Ахеменидскому государству. На севере Таджикистана известен древний город Кирополь (Истаравшан), построенный по приказу Кира II.

Однако в борьбе с саками-масагетами Кир II потерпел поражение от масагетов во главе с царицей Томирис в 530 году до нашей эры. Другой великий царь Ахеменидов Дарий I (486-522 гг.) вновь начал военный поход на территорию Центральной Азии. В источниках упоминается героизм воина Ширака, который остановил один из походов Дария на сакские племена.

В 522 году против Дария произошло восстание жителей Маргианы под руководством Фарады. Однако освободительные восстания народов не смогли остановить завоевание этого края персами. Династия Ахеменидов правила своей империей в течение 550-330гг. до нашей эры. На завоёванной территории, от границ Индии до побережья Средиземного моря было образованно 20 сатрапий.

Важно

4 сатрапии — Прикаспийское (200 талантов серебра), Бактрия (360), Согд, Хорезм, Парфия вместе (300), Сакское (250) находились в Центральной Азии и выплачивали подати Ахеменидским царям. Благодаря влиянию Персии все восточно-иранские народы и другие народы империи получили свой алфавит (арамейский), появились школы.

Кир II считается автором первой в истории Декларации о правах человека, данная рукопись сейчас хранится в Британском музее. В годы правления Ахеменидов в государстве вошли в обращение деньги — дарики (Дорои), появились общегосударственные законы, почтовая служба и почтовые торговые дороги, соединяющие все области империи.

Успешно развивалась духовная культура, в виде персидской литературы и образования, о чем свидетельствуют древние надписи городов Кухи Бесутун и Тахти Джамшед (город Персеполис). Произошли социальные изменения (развитие земледелия, повышение рабского труда, деятельность торговых домов и ремесла).

Борьба народов Центральной Азии с греко-македонскими завоевателями

В 336 году до нашей эры в Греции царём становится, Александр Македонский (в возрасте 20 лет). С 334 года он начинает завоевательный поход против Ахеской империи. В трёх битвах против войска Дария III Александр одержал победу.

В 330 году до нашей эры последний царь Ахедов был казнен его родственником сатрапом Бактрии Бесом. Однако и Бес потерпел поражение от Александра, затем был низложен Спитаменом и др. и передан Александру, который приказал казнить его на глазах персов и мидян, чтобы привлечь на свою сторону персидскую аристократию.

В 329 году до нашей эры греко-македонские войска напали на Бактрию и Согд. Согдийцы восстали против завоевателей, особенно мужественное сопротивление оказали согдйцы в Уструшане где было убито 22 тыс. местных жителей.

Александр дошёл до Сирдарьи и начал строить 7 греческих городов (колоний) В то время согдийский военачальник Спитемен собрал войска и захватил Мараканду. Началось восстание в Согде в 329-328гг. до н.э.

Александр подавил восстание на Сирдарье, уничтожил всех мужчин. Он отправил на помощь осажденным 3 тыс. пехотинцев и 800 всадников, которые потерпели поражение от Спитамена и скифов. Александр в 328 году разделил свое войско на пять отрядов и прошел Согд от края до края, предав смерти всех повстречавшихся. Греки убили больше 120 тыс. согдийцев, страна была опустошена.

Совет

Спитамен с 600 всадниками прошел в Бактрию и продолжал борьбу. Осенью он вернулся в Согд, но потерпел поражение и отступил в степь. Там вожди кочевых племен предательски напали на Спитамена, отрубили ему голову и отослали Александру. Александр ради прекращения сопротивления изменил свою политику.

Он породнился с согдийским аристократом Оксиартом, женившись на его дочери Рухшоне. Всем аристократам было возвращено их имущество. Аристократы предают интересы своей страны и переходят на сторону завоевателей. Непрочность империи Александра сказалась после его смерти в 323г. до н.э. Между полководцами (диадохами) началась борьба за раздел империи, которая в 301 г.

была разделена на три государства: Македонское, Египетское и Сирийское (Селевкидское).

После распада империи Александра Македонского в Центральной Азии образовались следующие государства:

Селевкидское государство (312-135гг до нашей эры), затем в 256г. до н.э. Греко-Бактрийское государство — основатель государства Диодот.

Парфянское государство было создано местными ираноязычными племенами во главе с Аршаком около 250г. до н.э., персидские источники это государство именуют государством Ашканидов.

Парфия существовала на современной территории Туркмении, Восточного и Центрального Ирана, Ирака до 224 года нашей эры.

Кушанское государство. Образование Великого Шёлкового пути

Племена юэджи начали военное вторжение в Центральную Азию в 133 — 129гг. до н.э. и завоевали все территории центральной, северной и восточной Центральной Азии. До этого племена юэджи проживали в Монголии. В 174 г. жившие по соседству хунны нанесли поражение юэджам которые откочевали на запад в Восточный Туркестан и Среднюю Азию.

Здесь они потерпели поражение от племени усуней, что заставило их передвигаться в сторону Бактрии. По исследованиям японского ученого И. Кувабары юэджи переселились на север Сред. Азии в 172-161 гг. до н.э., и прошли на юг, в область Амударьи между 139-129 гг. Китайские источники сообщают о 5 владениях племен юэджи в завоеванной Бактрии и Согде.

По прошествии около ста лет Гуйшуанский князь Киоцзюкю — Куджула Кадфиз покорил остальные четыре племени и образовал Кушанское царство. Кушаны завоевали соседние страны Афганистан, Индию, о чем свидетельствуют найденные монеты. Самый Известный правитель Кушанского государства Канишка (примерно правил между 78 — 278гг.

) расширил владения, присоединив Пенджаб, Кашмир, Синд, Утар-прадеш. Столицей являлся г. Пурушапура (г. Пешавар). Канишка принял буддизм, который стал занимать главное место в жизни государства и начал распространяться на территории Афганистана и юге Средней Азии. На монетах Канишки впервые появляются надписи на бактрийском языке вместо греческого.

Бактрийский язык становится официальным языком страны.

Обратите внимание

С Кушанским государством связано и появление «Великого шелкового пути» — караванной дороги из Китая через Среднюю Азию в Римскую империю. Кушанские правители довольно часто обменивались послами с данными империями. Это способствовало торговому обмену между народами.



Источник: http://biofile.ru/his/30248.html

История.ру

Серебряная чаша с изображением свадебных обрядов. Греко-бактрийская работа III в. до н.э.

Социальная база царской власти в Бактрии была крайне узка. Греко-македонская знать рассматривала среднеазиатские области в основном как объект эксплуатации.

Это в значительной мере и определило внутреннюю слабость Греко-Бактрийского царства.

Огромная держава, составленная из органически не связанных между собой частей, уже при Деметрии начинает распадаться.

Сыновья Деметрия, назначенные им правителями отдельных областей, чеканили монеты как независимые цари. Около 175 г. до н. э. в Бактрии произошло восстание Эвкратида, провозгласившего себя царём.

За Деметрием остались в основном индийские владения. Вскоре от Бактрии отделилась Согдиана, вошедшая позднее в состав Хорезма.

Примерно в это же время парфянский царь Митридат захватил Маргиану.

Читайте также:  Экономическое развитие молдавии

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

Около 162 г. Эвкратид двинулся на завоевание Индии, где власть к этому времени перешла уже к наследникам Деметрия, и захватил значительную часть их владений.

Важно

При преемнике Эвкратида раздроблённое и ослабевшее Греко-Бактрийское царство пало под ударами кочевников.

У кочевавших к северу от Греко-Бактрийского царства массагетских племён формировались в это время племенные союзы, и они становились всё более опасными противниками греко-бактрийских царей.

Уже Эвтидем в переговорах с Антиохом говорил об огромных полчищах номадов, готовых двинуться на завоевание эллинистических областей Ирана.

Завоевателями Бактрии были, по китайским источникам, юэчжи, представлявшие собой, видимо, союз массагетских кочевых племён.

Часть племён, входивших в массагетскнй племенной союз, во главе с племенем асиев, или асианов (некоторые исследователи отождествляют их сусунями — племенем, возможно, тюркского происхождения), совместно с оседлыми восточно-иранскими племенами Средней Азии вторглась между 140 и 130 гг. до н. э. в Бактрию, разгромила эллинистическое Греко-Бак-трийское государство и осела на его территории.

Важнейшим из осевших на территории Бактрии племён было племя тохаров, в связи с чем эта страна несколько позже получила наименование Тохаристана.

Основная часть товаров обосновалась к северу от Аму-Дарьи. Здесь находилась и резиденция верховного владетеля.

Завоеватели частью осели на землю и смешались с местным земледельческим населением, частью продолжали оставаться кочевниками. Китайские источники рисуют Тохаристан как страну с довольно многочисленным земледельческим населением, с высокоразвитой торговлей.

Если у тохаров и существовало единое государство, то только в первое время после завоевания Бактрии.

В дальнейшем Тохаристан распадается на несколько небольших царств.

По китайским известиям, каждый город имел своего князя, причём всего насчитывалось пять княжеских домов. Важнейшим из тохарских княжеств было княжество племени кушанов.

Совет

К востоку от Бактрии, на территории Северо-Западной Индии, сохранились мелкие греко-индийские царства, управлявшиеся потомками Эвтидема и Эвкратида.

Источник: http://www.istoriia.ru/i-tysyacheletie-do-n-e-seredina-i-tysyacheletiya-n-e/raspad-greko-baktrijskogo-carstva-i-zavoevanie-baktrii-toxarami.html

Парфянское царство

Парфянское царство — государство, существовавшее с середины III века до нашей эры до 226/227 годов нашей эры.

Максимальные гра­ни­цы: от реки Ев­фрат до реки Инд и среднего те­че­ния Аму­да­рьи, от пус­ты­ни Ка­ра­кум и За­кав­ка­зья до Ин­дий­ско­го океана. Основными ис­точ­ни­ка­ми для ре­кон­ст­рук­ции ис­то­рии Парфянского царства слу­жат све­де­ния ино­зем­ных (в основном вра­ж­деб­ных Парфянскому царству) ав­то­ров.

С XX века в вос­соз­да­нии куль­ту­ры и внутренней жиз­ни Парфянского царства всё боль­шую роль иг­ра­ют дан­ные ар­хео­ло­гии, эпи­гра­фи­ки, ну­миз­ма­ти­ки. Осо­бен­но важ­ны рас­коп­ки в круп­ных цен­трах Парфянского царства — Ни­са, Ду­ра-Ев­ро­пос и другие.

Мно­гие во­про­сы ис­то­рии Парфянского царства ос­та­ют­ся дис­кус­си­он­ны­ми (в том числе суть со­бы­тия, по­ло­жив­ше­го на­ча­ло «пар­фян­ской эре» (с 247 года до нашей эры), пол­ный спи­сок ца­рей). В от­но­ше­нии ста­нов­ле­ния Парфянского царства боль­шин­ст­во современных ис­сле­до­ва­те­лей при­ня­ло кон­цеп­цию польского ис­то­ри­ка Й.

 Воль­ско­го, по­ка­зав­ше­го, что дан­ные тра­ди­ции, пред­став­лен­ной у Юс­ти­на и Стра­бо­на, бо­лее дос­то­вер­ны, чем све­де­ния Ар­риа­на и за­ви­ся­щих от не­го позд­них ав­то­ров.

В середине III века до нашей эры, вос­поль­зо­вав­шись ос­лаб­ле­ни­ем вни­ма­ния Се­лев­ки­дов к восточным об­лас­тям их дер­жа­вы, от центральной вла­сти от­де­лил­ся сат­рап Пар­фии Ан­д­ра­гор. Вско­ре он по­гиб в борь­бе с ко­чев­ни­ка­ми-пар­на­ми (часть да­хов, близ­ких мас­са­ге­там).

Их пред­во­ди­тель Ар­шак (смотреть Ар­ша­ки­ды пар­фян­ские) ос­но­вал собственное не­за­ви­си­мое Парфянское царство, не­ко­то­рое вре­мя спус­тя при­сое­ди­нив­шее Гир­ка­нию. По­сле смер­ти Ар­шак был обо­же­ст­в­лён, его имя ста­ло трон­ным име­нем всех по­сле­дую­щих пра­ви­те­лей Парфянского царства.

При пре­ем­ни­ке Ар­ша­ка, его сы­не Ар­ша­ке II, но­вое го­су­дар­ст­во бы­ло под­чи­не­но се­лев­кид­ским ца­рём Ан­ти­охом III (смотреть Ан­ти­ох), но со­хра­ни­ло свою це­ло­ст­ность, хо­тя его пра­ви­тель ли­шил­ся цар­ско­го ти­ту­ла и пра­ва че­ка­нить мо­не­ту.

Обратите внимание

По­ра­же­ние Ан­ти­оха от рим­лян в бит­ве при Маг­не­сии при­ве­ло к но­во­му от­па­де­нию пар­фян, а за­тем к по­сте­пен­но­му воз­ро­ж­де­нию их мо­щи. Царь пар­фян Мит­ри­дат I (около 171-138 годов) за­вое­вал Мар­гиа­ну и, воз­мож­но, Арейю (вхо­ди­ли в Гре­ко-Бак­трий­ское цар­ст­во), при­над­ле­жав­шие Се­лев­ки­дам Ми­дию, Ва­ви­ло­нию, Эли­маи­ду.

По­пыт­ки Се­лев­ки­дов при Де­мет­рии II в 140 году и Ан­ти­охе VII в 130-129 годы вер­нуть ут­ра­чен­ное за­кон­чи­лись не­уда­чей. Даль­ней­шим за­вое­ва­ни­ям по­ме­ша­ло по­яв­ле­ние на вос­то­ке Парфянского царства ко­чев­ни­ков, в вой­нах с ко­то­ры­ми по­гиб­ли два пар­фян­ских ца­ря.

В ко­неч­ном счё­те ко­чев­ни­ки осе­ли на восточных ру­бе­жах Парфянского царства в об­лас­ти, ко­то­рая ста­ла на­зы­вать­ся Са­ка­стан (ны­не Сис­тан), и при­зна­ли сю­зе­ре­ни­тет Ар­ша­ки­дов. При Мит­ри­да­те II (около 123-88/87) Парфянское царство дос­тиг­ло тер­ри­то­ри­аль­но­го мак­си­му­ма.

Бы­ли ус­та­нов­ле­ны ди­пло­ма­тические от­но­ше­ния с Ки­та­ем и Ри­мом, на­чал ак­тив­но функ­цио­ни­ро­вать Ве­ли­кий шёл­ко­вый путь, став­ший важ­ным ис­точ­ни­ком до­хо­дов Парфянского царства. Под ко­нец жиз­ни Мит­ри­дат II при­нял ти­тул «царь ца­рей». По­сле его смер­ти в Парфянском царстве на­сту­пил пе­ри­од смут и усо­биц, за­кон­чив­ших­ся при Си­нат­ру­ке (около 77-70).

Вско­ре Парфянское царство столк­ну­лось с Ри­мом, раз­гро­мив­шим Пон­тий­ское цар­ст­во, Ар­ме­нию, окон­ча­тель­но ос­лаб­ших Се­лев­ки­дов. Про­ти­во­стоя­ние двух дер­жав ста­ло од­ним из важ­ней­ших фак­то­ров ис­то­рии Древ­не­го ми­ра. Вес­ной 53 римская ар­мия Крас­са дви­ну­лась в глубь Парфянского царства, но бы­ла раз­гром­ле­на под Кар­ра­ми.

Од­на­ко и по­сле­до­вав­шие втор­же­ния пар­фян в Си­рию, Па­ле­сти­ну, Ма­лую Азию за­кон­чи­лись их по­ра­же­ни­ем. В 36 рим­ля­не под пред­во­ди­тель­ст­вом Мар­ка Ан­то­ния пред­при­ня­ли но­вый по­ход на Парфянское царство, и опять не­удач­но.

В 20 до нашей эры ме­ж­ду ца­рём ца­рей Парфянского царства Фраа­том IV и римским императором Ав­гу­стом был за­клю­чён «веч­ный» мир.

По­сле ди­на­стического кри­зи­са в начале I века нашей эры трон Парфянского царства за­нял гла­ва бо­ко­вой вет­ви Ар­ша­ки­дов Ар­та­бан II. Пра­ви­те­ли про­вин­ций по­лу­чи­ли боль­шие при­ви­ле­гии, обо­со­би­лись са­ки, ос­но­вав­шие Ин­до-Пар­фян­ское цар­ст­во. Воз­ник­ли соб­ственные ди­на­стии в Мер­ве, Гир­ка­нии и других об­лас­тях.

Важно

Во­зоб­но­ви­лись столк­но­ве­ния с Ри­мом — в ре­зуль­та­те войн в 36 году и 58-63 годы в Ар­ме­нии ут­вер­ди­лась ветвь Ар­ша­ки­дов, но она при­ня­ла римский про­тек­то­рат. В 114-117 годы римский император Тра­ян за­хва­тил ряд об­лас­тей Парфянского царства и вы­шел к Пер­сид­ско­му заливу, но при­об­ре­те­ния бы­ли ут­ра­че­ны.

В 161 году пар­фя­не вторг­лись в Си­рию, од­на­ко вско­ре бы­ли из­гна­ны. В хо­де по­сле­дую­щих войн II — начала III веков рим­ля­не не­од­но­крат­но за­хва­ты­ва­ли Ме­со­по­та­мию, но удер­жать­ся там не смог­ли.

Вой­ны силь­но ос­ла­би­ли Парфянское царство (его западную сто­ли­цу Кте­си­фон во II веке рим­ля­не за­хва­ты­ва­ли три­ж­ды), Ри­му и Ку­шан­ско­му цар­ст­ву уда­лось на­пра­вить часть тор­го­вых по­то­ков Ве­ли­ко­го шёл­ко­во­го пу­ти в об­ход Парфянского царства, а во II веке из-за не­уря­диц в Ки­тае по­сту­п­ле­ние китайскмх то­ва­ров пре­кра­ти­лось, что ещё бо­лее ос­ла­би­ло эко­но­ми­ку Парфянского царства. В начале III века под­нял вос­ста­ние пра­ви­тель Пар­са Ар­та­шир (Ар­да­шир) из ро­да Са­са­ни­дов. Боль­шин­ст­во влия­тель­ных ро­дов, в том числе пар­фян­ских, за­ня­ло вы­жи­да­тель­ную по­зи­цию. Царь ца­рей Ар­шак, из­вест­ный и под лич­ным име­нем Ар­та­бан (Ар­та­ван; раз­ные ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют его IV или V) по­гиб в бою. Ар­та­шир под­чи­нил всё го­су­дар­ст­во и в 227 году тор­же­ст­вен­но ко­ро­но­вал­ся в Кте­си­фо­не, по­ло­жив на­ча­ло но­вой им­пе­рии — Са­са­нид­ской.

Парфянское царство име­ло слож­ную об­щест­вен­но-по­ли­тическую струк­ту­ру. Пли­ний Стар­ший на­зы­вал его объ­е­ди­не­ни­ем 18 царств. Бы­ли со­хра­не­ны многие государственные ин­сти­ту­ты, су­ще­ст­во­вав­шие при Се­лев­ки­дах.

Ви­ди­мо, сре­ди пар­фян бы­то­ва­ло пред­став­ле­ние о при­над­леж­но­сти цар­ской вла­сти все­му ро­ду Ар­ша­ки­дов, что при­во­ди­ло к ди­на­стическим кон­флик­там. При ца­ре су­ще­ст­во­ва­ли два со­ве­та, один со­сто­ял из его род­ст­вен­ни­ков, дру­гой — из ма­гов.

Счи­та­ет­ся, что ог­ром­ным влия­ни­ем поль­зо­ва­лись 7 знат­ных фа­ми­лий, об­ла­дав­ших тра­диционными при­ви­ле­гия­ми. Пред­ста­ви­те­ли ро­да Су­ре­нов, в ча­ст­но­сти, по­лу­чи­ли пра­во по­вя­зы­вать диа­де­му на го­ло­ву вновь из­бран­но­го Ар­ша­ка.

На вос­то­ке Парфянского царства бы­ли силь­ны по­зи­ции ко­че­вой ари­сто­кра­тии. Греческие по­ли­сы, вклю­чён­ные в Парфянское царство, во вре­мя войн с Се­лев­ки­да­ми не­ред­ко вы­сту­па­ли про­тив пар­фян.

В об­мен на ло­яль­ность пар­фя­не во мно­гом со­хра­ни­ли тра­диционный ук­лад гре­чес­ких, а до середины I века и ва­ви­лон­ских го­ро­дов. На­ря­ду с пар­фян­ским, офи­ци­аль­ным яв­лял­ся греческий язык. Был ши­ро­ко рас­про­стра­нён и ара­мей­ский язык. Со­блю­да­лась ве­ро­тер­пи­мость.

Совет

Пар­фян­ское ис­кус­ст­во в ши­ро­ком смыс­ле — искусство на­ро­дов, вхо­див­ших в Парфянское царство. При та­ком под­хо­де мож­но го­во­рить о «пар­фян­ском» пе­рио­де в искусстве многих ре­гио­нов и на­ро­дов.

При другом под­хо­де это — син­те­зи­ро­ван­ное исксусство, соз­дан­ное в рам­ках Парфянского царства и ори­ен­ти­ро­ван­ное на за­про­сы цар­ско­го дво­ра и государственной эли­ты, пред­став­лен­ной в основном пар­фя­на­ми. На ран­них эта­пах его ос­но­ву со­став­ля­ло эл­ли­ни­стическое искусство.

Ран­не­пар­фян­ская ар­хи­тек­ту­ра из­вест­на по па­мят­ни­кам Ни­сы и Ку­хе-Ход­жа.

Для неё ха­рак­тер­но со­че­та­ние ахе­ме­нид­ских и ближ­не­во­сточ­ных черт (мас­сив­ные ку­бо­вид­ные объ­ё­мы, 4-столп­ные за­лы) с де­ко­ра­тив­ным оформ­ле­ни­ем, за­им­ст­во­ван­ным из эл­ли­ни­стического ре­пер­туа­ра (эле­мен­ты клас­сических ор­де­ров, мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра, на­стен­ная рос­пись).

Греческие мас­те­ра стоя­ли у ис­то­ков многих от­рас­лей пар­фян­ско­го искусства (вая­ние, глип­ти­ка, ко­ро­пла­сти­ка и другие). По­сте­пен­но их дос­ти­же­ния пе­ре­ни­ма­ли и пе­ре­ос­мыс­ля­ли ме­ст­ные ху­дож­ни­ки и ре­мес­лен­ни­ки.

В I-II веках ве­ду­щая роль в соз­да­нии про­из­ве­де­ний пар­фян­ско­го искусства уже при­над­ле­жа­ла иран­цам и се­ми­там, оби­тав­шим в Парфянском царстве. В скульп­ту­ре и жи­во­пи­си фор­ми­ру­ет­ся «пар­фян­ский стиль», основными осо­бен­но­стя­ми ко­то­ро­го М.И.

Рос­тов­цев счи­тал фрон­таль­ность, ие­ра­тич­ность, спи­ри­туа­лизм. В ар­хи­тек­ту­ре са­мо­быт­ность ме­ст­ной куль­ту­ры на­шла от­ра­же­ние в соз­да­нии осо­бо­го кон­ст­рук­тив­но­го эле­мен­та — свод­ча­то­го ай­ва­на, став­ше­го ук­ра­ше­ни­ем многих двор­цо­вых и куль­то­вых по­стро­ек, например двор­ца в Аш­шу­ре (I века). Важ­ным де­ко­ра­тив­ным эле­мен­том в ар­хи­тек­ту­ре Парфянского царства, а по­сле его па­де­ния — ря­да других на­ро­дов ста­ла резь­ба по сту­ку (стук­ко). Многие тен­ден­ции пар­фян­ско­го искусства по­лу­чи­ли раз­ви­тие в са­са­нид­ский пе­ри­од.

Му­зы­каль­ная куль­ту­ра.

Для пар­фян ха­рак­тер­но со­су­ще­ст­во­ва­ние восточных музыкальных ин­ст­ру­мен­тов (вер­ти­каль­ная уг­ло­вая ар­фа, лют­ня с длин­ной шей­кой, бу­бен, та­рел­ки — ме­со­по­там­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния; лют­ня с ко­рот­кой шей­кой сред­не­ази­ат­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния) с древне-греческими ин­ст­ру­мен­та­ми (ки­фа­ра, ав­лос, си­рин­га). Со­хра­ни­лись изо­бра­же­ния му­зы­кан­тов в сце­нах дио­ни­сий­ских празд­неств на ри­то­нах сло­но­вой кос­ти из Ста­рой Ни­сы, тер­ра­ко­то­вые фи­гур­ки му­зы­кан­тов из Мер­ва Древ­не­го (в том числе жен­ские фи­гур­ки с лют­ней средне-азиатского про­ис­хо­ж­де­ния с боль­шим ок­руг­лым кор­пу­сом и ко­рот­кой шей­кой), па­мят­ни­ки Хат­ры (2 мра­мор­ные жен­ские порт­рет­ные ста­туи с греческой ли­рой и восточным буб­ном; рель­еф­ный хра­мо­вый фриз пред­по­ло­жи­тель­но со сце­ной свадь­бы, с изо­бра­же­ни­ем му­зы­кан­тов с буб­на­ми, та­рел­ка­ми и ду­хо­вы­ми ин­ст­ру­мен­та­ми).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Диб­войз Н. К. По­ли­ти­че­ская ис­то­рия Пар­фии. СПб., 2008
  • Das Partherreich und seine Zeugnisse / Hrsg. J. Wiesehöfer. Stuttg., 1998
  • Wolski J. L’Empire des Arsacides. Lovanii, 1993
  • Karomatov F. M., Mešhkeris V.A., Vyzgo T. S. Mittelasien. Lpz., 1987 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 9)
  • Rashid S. A. Mesopotamien. Lpz., 1984 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 2)
  • Вы­зго Т. С. Му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты Сред­ней Азии. М., 1980
  • Schipp­mann K. Grundzüge der parthische Geschichte. Darmstadt, 1980
  • Ко­ше­лен­ко Г. А. Куль­ту­ра Пар­фии. М., 1966; он же. Не­ко­то­рые во­про­сы ис­то­рии ран­ней Пар­фии // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 1968. № 1
  • Frye R. N. The He­ritage of Persia. L., 1962
  • Дья­ко­нов М. М. Очерк ис­то­рии древ­не­го Ира­на. М., 1961
  • Бок­ща­нин А. Г. Пар­фия и Рим. М., 1960–1966. Ч. 1–2
  • Мас­сон М. Е. На­ро­ды и об­лас­ти юж­ной час­ти Турк­ме­ни­ста­на в со­ста­ве Пар­фян­ско­го го­су­дар­ст­ва // Тру­ды Юж­но-Турк­ме­ни­стан­ской ар­хео­ло­ги­че­ской ком­плекс­ной экс­пе­ди­ции. Аш., 1955. Т. 5
  • Debevoise N. A political history of Par­thia. Chi., 1938. N. Y., 1968

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/parfianskoie_tsarstvo

Ссылка на основную публикацию