История Узбекистана: древнейшие государства
В VI веке до н. э земледельческие оазисы на юге Средней Азии были завоеваны царем Киром, основателем персидской державы Ахеменидов. На протяжении двухсот лет весь юг Средней Азии входил в состав Ахеменидской империи, причем вся её территория была разделена на сатрапии.
Три из центрально-азиатских сатрапий — Бактрия, Согд, Хорезм были первыми древнейшими государствами, которые полностью или частично находились на территории современного Узбекистана. Свободолюбивые народы Средней Азии не могли жить под гнётом персов.
Часто происходили выступления против завоевателей. Во второй половине IV века до н.э. Хорезм в результате постоянной борьбы обрел независимость. Вслед за хорезмийцами независимость обрели саки.
Многочисленные восстания ослабили персов, но конец ахеменидскому владычеству был положен с приходом армии Александра Македонского.
Эпоха эллинизма
Крушение персидской державы произошло в IV в. до н.э., когда великий греческий полководец Александр Македонский одержал победу над персами в битве при Гавгамеллах. В 329 до н.э. Александр утвердил свою власть в Согдиане.
В 323 г. до н.э. после смерти Александра Согд вошел в состав государства Селевкидов, которое основал греческий полководец Селевк. В 250 до н.э сатрап Селевкидов Диодот отделил Греко-Бактрийское царство, столицей которого стал город Бактры. В древнейшее государство также входила Маргиана и Согдиана.
После Диодота правил Евтидем, затем Деметрий, при котором часть территории Индии была присоединена к Греко-Бактрийскому государству. Культура и экономика в государстве достигли высокого уровня, развивались ремесла, земледелие, торговля, городостроительство, чеканились монеты.
Древнейшее государство было централизованным, как и Селевкидское государство, сохранились сатрапии. В это время развивается международная торговля, связи с различными государствами мира, чему способствовало строительство дороги от Селевкии на Тигре до Бактрии.
Бактрия находилась на торговом пути Китай – Индия (через нее проходило южное ответвление Великого Шелкового пути).
Кушанское царство
Однако, несмотря на бурное развитие, Греко-Бактрийское царство раздирали междоусобицы и в итоге — оно распалось. Произошло это в середине II в. до н.э. Согд ждала новая веха развития в составе нового государства – Кушанского.
Оно было основано кочевым племенем кушан (юэчжей), которое сумело подчинить себе и ранее отделившийся Хорезм. В результате Кушанская империя стала одной из самых величественных в своей эпохе. Она включала в себя Центральную Азию, часть современного Афганистана и Северную Индию.
Кушанский правитель — Канишка I — принял буддизм. По всей территории древнейшего государства строятся буддистские храмы. Города Центральной Азии превратились в развитые центры ремесла и торговли. Это время наивысшего расцвета края, его экономики, культуры и искусства.
Но самым важным достижение той эпохи стало появление нового сухопутного торгового пути, названного впоследствии Великим Шелковым Путем. Путь протянулся от Китая до западных стран через огромную территорию.
Центральная Азия, а именно территория центрального Узбекистана и Ферганской долины, стала важным звеном этой магистрали. Кушанское царство существовало с I в. до н.э. до начала IV век нашей эры. Оно было уничтожено кочевниками эфталитами.
Парфия
Одно из самых могущественных древнейших государств на территории Центральной Азии – Парфия, отделилось от Селевкидского государства в 250 году до н.э. Парфия располагалась к югу, юго-востоку от Каспийского моря, на территории современного Туркменистана и части северного Ирана.
В период своего расцвета парфяне подчинили себе территории, простиравшиеся от Малой Азии до Индии. Первым правителем Парфии был Андроген, но вскоре его заменил Аркшак I – основатель династии Аркшакидов. Наивысшего расцвета Парфянское государство достигло при Митридаде I около 170-138 гг. до н.э.
, который отнял у Селевкидов восточные сатрапии — Персию, большую часть Месопотамии и Армению и завоевал часть Греко-Бактрийского государства до Гиндукуша. Он первым принял титул «царя царей», чем объявил себя преемником Ахеменидов. Столицей Парфянского государства стал город Ниса. Развалины этого города находятся недалеко от Ашхабада.
Город делился на две части: Старая Ниса – царский заповедник, городище Новая Ниса – остатки древнего парфянского города.
Могущество Парфии было столь велико, что в I веке до н.э. произошло столкновения интересов Парфии и Рима.
В борьбе с Римом парфяне одержали многочисленные победы над знаменитыми римскими полководцами, такими как Марк Лициний Красс и Антоний. Но к началу I века н.э. начинается упадок Парфии.
Раздираемое междоусобными конфликтами и давлением со стороны Рима, Парфянское государство прекратило существование в 226 году н.э.
Кангюй
Упоминания о древнейшем государстве Кангюй существуют ещё в Авесте, где оно носит название Кангха. С III века до н.э.
Кангюй существует как самостоятельное государство, но наивысшего расцвета оно достигло в I – II веках н.э.
Территория Кангюя включала в себя при сырдарьинские степи, а так же области по нижнему и среднему течению реки Сырдарья. На юге Кангюй граничил с Кушанским царством, а на северо-востоке с Китайской империей.
Через Кангюй проходил Великий Шёлковый Путь, что благотворно сказывалось на экономике государства, а стратегически важное местоположение государства обеспечивало влияние Кангюя на политическую ситуацию в регионе.
Большинство сведений о Кангюе мы получаем из китайских источников, в частности, из исторических записок «Ши Цзы» Сима Цзяня. Он пишет о том, что Кангюй был конфедеративным государством с развитой экономикой и системой управления.
Основное население Кангюя составляли кочевые племена, но часть населения южных территорий государства была осёдло-земледельческая. Упадок древнего государства приходится на IV век н.э.
, когда начинается новое движение племён и вторжение номадов в осёдло-земледельческие районы Средней Азии.
Раннее средневековье в истории Узбекистана: V — XI вв.
История Узбекистана: средневековье XI — XVI вв.
Новейшая история Узбекистана: XIX — XXI вв.
Источник: https://www.advantour.com/rus/uzbekistan/history/ancient-history.htm
Древнейшие государства Центральной Азии
В VI веке до н. э земледельческие оазисы на юге Средней Азии были завоеваны царем Киром, основателем персидской державы Ахеменидов. На протяжении двухсот лет весь юг Средней Азии входил в состав Ахеменидской империи, причем вся её территория была разделена на сатрапии.
Три из центрально-азиатских сатрапий — Бактрия, Согд, Хорезм были первыми древнейшими государствами, которые полностью или частично находились на территории современного Узбекистана. Свободолюбивые народы Средней Азии не могли жить под гнётом персов.
Часто происходили выступления против завоевателей. Во второй половине IV века до н.э. Хорезм в результате постоянной борьбы обрел независимость. Вслед за хорезмийцами независимость обрели саки.
Многочисленные восстания ослабили персов, но конец ахеменидскому владычеству был положен с приходом армии Александра Македонского.
Эпоха эллинизма
Крушение персидской державы произошло в IV в. до н.э., когда великий греческий полководец Александр Македонский одержал победу над персами в битве при Гавгамеллах. В 329 до н.э. Александр утвердил свою власть в Согдиане. В 323 г. до н.э. после смерти Александра Согд вошел в состав государства Селевкидов, которое основал греческий полководец Селевк. В 250 до н.
э сатрап Селевкидов Диодот отделил Греко-Бактрийское царство, столицей которого стал город Бактры. В древнейшее государство также входила Маргиана и Согдиана. После Диодота правил Евтидем, затем Деметрий, при котором часть территории Индии была присоединена к Греко-Бактрийскому государству.
Культура и экономика в государстве достигли высокого уровня, развивались ремесла, земледелие, торговля, городостроительство, чеканились монеты. Древнейшее государство было централизованным, как и Селевкидское государство, сохранились сатрапии.
В это время развивается международная торговля, связи с различными государствами мира, чему способствовало строительство дороги от Селевкии на Тигре до Бактрии. Бактрия находилась на торговом пути Китай — Индия (через нее проходило южное ответвление Великого Шелкового пути).
Кушанское царство
Однако, несмотря на бурное развитие, Греко-Бактрийское царство раздирали междоусобицы и в итоге — оно распалось. Произошло это в середине II в. до н.э. Согд ждала новая веха развития в составе нового государства — Кушанского.
Оно было основано кочевым племенем кушан (юэчжей), которое сумело подчинить себе и ранее отделившийся Хорезм. В результате Кушанская империя стала одной из самых величественных в своей эпохе. Она включала в себя Центральную Азию, часть современного Афганистана и Северную Индию.
Кушанский правитель — Канишка I — принял буддизм. По всей территории древнейшего государства строятся буддистские храмы. Города Центральной Азии превратились в развитые центры ремесла и торговли. Это время наивысшего расцвета края, его экономики, культуры и искусства.
Но самым важным достижение той эпохи стало появление нового сухопутного торгового пути, названного впоследствии Великим Шелковым Путем. Путь протянулся от Китая до западных стран через огромную территорию.
Центральная Азия, а именно территория центрального Узбекистана и Ферганской долины, стала важным звеном этой магистрали. Кушанское царство существовало с I в. до н.э. до начала IV век нашей эры. Оно было уничтожено кочевниками эфталитами.
Парфия
Одно из самых могущественных древнейших государств на территории Центральной Азии — Парфия, отделилось от Селевкидского государства в 250 году до н.э. Парфия располагалась к югу, юго-востоку от Каспийского моря, на территории современного Туркменистана и части северного Ирана.
В период своего расцвета парфяне подчинили себе территории, простиравшиеся от Малой Азии до Индии. Первым правителем Парфии был Андроген, но вскоре его заменил Аркшак I — основатель династии Аркшакидов. Наивысшего расцвета Парфянское государство достигло при Митридаде I около 170-138 гг. до н.э.
, который отнял у Селевкидов восточные сатрапии — Персию, большую часть Месопотамии и Армению и завоевал часть Греко-Бактрийского государства до Гиндукуша. Он первым принял титул «царя царей», чем объявил себя преемником Ахеменидов. Столицей Парфянского государства стал город Ниса. Развалины этого города находятся недалеко от Ашхабада.
Город делился на две части: Старая Ниса — царский заповедник, городище Новая Ниса — остатки древнего парфянского города.
Могущество Парфии было столь велико, что в I веке до н.э. произошло столкновения интересов Парфии и Рима.
В борьбе с Римом парфяне одержали многочисленные победы над знаменитыми римскими полководцами, такими как Марк Лициний Красс и Антоний. Но к началу I века н.э. начинается упадок Парфии.
Раздираемое междоусобными конфликтами и давлением со стороны Рима, Парфянское государство прекратило существование в 226 году н.э.
Кангюй
Упоминания о древнейшем государстве Кангюй существуют ещё в Авесте, где оно носит название Кангха. С III века до н.э. Кангюй существует как самостоятельное государство, но наивысшего расцвета оно достигло в I — II веках н.э.
Территория Кангюя включала в себя при сырдарьинские степи, а так же области по нижнему и среднему течению реки Сырдарья. На юге Кангюй граничил с Кушанским царством, а на северо-востоке с Китайской империей.
Через Кангюй проходил Великий Шёлковый Путь, что благотворно сказывалось на экономике государства, а стратегически важное местоположение государства обеспечивало влияние Кангюя на политическую ситуацию в регионе.
Большинство сведений о Кангюе мы получаем из китайских источников, в частности, из исторических записок «Ши Цзы» Сима Цзяня. Он пишет о том, что Кангюй был конфедеративным государством с развитой экономикой и системой управления.
Основное население Кангюя составляли кочевые племена, но часть населения южных территорий государства была осёдло-земледельческая. Упадок древнего государства приходится на IV век н.э.
, когда начинается новое движение племён и вторжение номадов в осёдло-земледельческие районы Средней Азии
Список литературы
- Асқаров А. Ўзбек халқининг келиб чиқиш тарихи: монография / А. Асқаров. — Tошкент: Ўзбекистон, 2015. — 672 б.
- Пугаченкова Г.А. Термез, Шахрисабз, Хива. М., издательство «Искусство», 1976, 208 с.
- Пугаченкова Г.А., Ртвеладзе Э.В. Северная Бактрия-Тохаристан. Ташкент, издательство «ФАН», 1990, 220 с.
- Рахманов М.Р. История Узбекского театра XVIII начала XX вв. Ташкент, издательство «ФАН», 1968, 312 с.
- Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент Узбекистана. Ташкент, государственное издательство художественной литературы УзССР, 1961, 607 с.
- Ртвеладзе Э.В. Древние монеты Средней Азии. Ташкент, издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1987, 184 с.
Источник: https://nauka21veka.ru/articles/istoricheskie-nauki/drevneyshie-gosudarstva-tsentralnoy-azii-1526319924/
Азии Средней Древние цивилизации — Цивилизациум
Первая Цивилизация
возникла 42 в. назад.
Последняя Цивилизация
остановилась 17 в. назад.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Хронология.
конец III — рубеж II-I тыс. до н.э. — цивилизации
бронзового века;
рубеж II-I тыс. до н.э. — начало раннего железного
века и формирование местного классового (рабовладельческого) общества и
государственности;
VI в. до н.э. — завоевание значительной части
Средней Азии Ахеменидами;
конец IV в. до н.э. — завоевания Александра
Македонского и начало эллинистической эпохи, конец которой в различных районах
приходится на различное время (в Парфии — середина III в. до н.э., в Бактрии —
130-е гг.
до н.э. и т. д.). Последующий период был временем становления местной
государственности и расцвета культуры народов Средней Азии в рамках
складывавшихся крупных держав, в первую очередь Парфии и Кушанского царства.
В IV-V вв. н.э. развертывается кризис, знаменующий
конец рабовладельческой и начало феодальной эпохи в истории Средней Азии.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
География.
Цивилизации Средней Азии возникают в различных
историко-географических регионах. Природные условия здесь характеризуются
значительными контрастами.
Пустынно-степные ландшафты, и прежде всего пустыни
Каракумы и Кызылкум, соседствуют с плодородными оазисами, орошаемыми Амударьей
и Сырдарьей, целым рядом их притоков и менее значительных водных артерий.
Весьма своеобразны высокогорные массивы Тянь-Шаня и Памира.
В этих условиях в
различной экологической ситуации происходило формирование культур, разных по
своему облику и способам ведения хозяйства.
Взаимодействие разнообразных культур является одной
из специфических черт древней истории Средней Азии.
Другая особенность зарождения здесь местных
цивилизаций — ранние и тесные связи с древними очагами других цивилизаций
Востока, прежде всего Передней Азии.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
Достижения.
Основные достижения древнесреднеазиатской
цивилизации были связаны с развитием конкретных местных культур — бактрийской,
парфянской, согдийской и хорезмийской.
Возможно, в рамках этих регионов шел
процесс консолидации древних этнических групп в отдельные народности —
бактрийскую, парфянскую, согдийскую и хорезмийскую. В IV-V вв. н.э. основные
городские центры во всех областях приходят в упадок, их сменяют укрепленные
усадьбы и замки.
Историки полагают, что эти перемены были связаны не только с
вторжением кочевых племен — хионитов и эфталитов, но и с внутренним кризисом
древних городских цивилизаций.
Культурное наследие древних эпох оказало заметное
влияние на последующее развитие среднеазиатской цивилизации. Многие достижения
в области материальной и духовной культур сохранились и развивались на
протяжении столетий.
Замечательные достижения средневековой
среднеазиатской астрономии имели, видимо, своим далеким истоком те наблюдения,
которые делались в таких сооружениях, как хорезмийская Койкрылган-кала,
служившая одновременно храмом заупокойного культа и примитивной обсерваторией.
Расцвет средневековой литературы был подготовлен древним эпическим творчеством.
В частности, видимо, в Мерве родился сюжет популярного цикла «Вис и Рамин».
Эпические сказания парфянской эпохи стали основой многих позднейших циклов.
Тысячи нитей связывают изобразительное искусство Средней Азии античной и
раннесредневековой эпох.
Непрерывность традиции при всех изменениях, вызванных
новыми историческими условиями, ощущается и в творчестве архитекторов.
Значительным было воздействие древней цивилизации
Средней Азии на другие регионы древнего Востока и на античный мир.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Александр
Македонский.
Слабеющая Ахеменидская империя потерпела
сокрушительное поражение от армии Александра Македонского, однако удачливому
полководцу пришлось силой отстаивать свои завоевания, и едва ли не наибольшие
трудности у него возникли именно в Средней Азии.
Последний ахеменидский сатрап
Бактрии — Бесс — поспешил объявить себя «царем Азии» и попытался создать на
базе восточных сатрапий новое государство. Однако при приближении
греко-македонских отрядов Бесс бежал и вскоре был выдан Александру своими же
соратниками.
Серьезное сопротивление греко-македонцы встретили в Согде, где
восстания народных масс под руководством энергичного представителя согдийской
знати Спитамена почти три года сотрясали страну (329-327 гг. до н.э.).
Александр Македонский подавил это народное движение жестокими методами.
По
сообщениям источников, было уничтожено 70 тыс. согдийцев.
В состав своей армии Александр включил согдийские и
бактрийские контингенты, а женитьба на Роксане, дочери знатного бактрийца
Оксиарта, была столь же романтическим, сколь и политическим, актом. Много
внимания было уделено и градостроительству — в Бактрии, Согде и Парфии (области
совр. Южного Туркменистана и северо-восточного Ирана) были основаны города,
получившие наименование Александрии.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Селевкиды.
После смерти Александра Македонского Средняя Азия
вошла в состав одного из государств, сложившихся на руинах новой империи, так и
не успевшей окрепнуть. Это было государство Селевкидов, которое около 305 г. до
н.э. распространило свою власть на Бактрию.
Ранние селевкидские цари
рассматривали восточную часть принадлежащей им державы как очень важный регион,
стремились поднять его экономический потенциал и укрепить свой контроль над
ним. Осуществлять эту политику пришлось сыну и наследнику основателя державы Селевка
— Антиоху. В 292 г. до н.э.
он был назначен соправителем отца с передачей ему в
управление сатрапий, лежавших к востоку от Евфрата. Столицей его наместничества
стали Бактры (Балх). Антиох энергично взялся за восстановление хозяйства.
В
Маргиане им была заново отстроена столица области, получившая наименование
Антиохии Маргианской, а весь оазис окружен стеной протяженностью 250 км с целью
оградить его от набегов кочевников.
При Антиохе в Бактрии чеканилась серебряная монета.
Средняя Азия вступила в полосу относительной стабилизации. Однако, как при
Ахеменидах и Александре Македонском, политическая власть была чуждой для
большинства местного населения. Тенденция к политической самостоятельности еще
более усилилась с подъемом местной экономики.
Да и Селевкиды рассматривали
восточные сатрапии лишь как источник получения новых сил и средств для войн,
ведущихся ими на западе. Соединение самых различных интересов и устремлений
вело к созданию в Средней Азии самостоятельных государств. Около 250 г. до н.э.
бактрийский сатрап Диодот объявил себя независимым правителем.
Почти
одновременно от Селевкидов отпала Парфия.
+++++++++++++++++++++++++++
Цивилизации и культуры, относящиеся к Древним
цивилизациям Средней Азии.
Алтындепенская
цивилизация.
Процесс хозяйственного и культурного развития вел к
образованию на юго-западе Средней Азии первых городов и формированию
протогородской цивилизации. Ее наиболее изученный памятник называется
Алтын-Депе.
Для цивилизации Алтын-Депе, датируемой примерно
2300-1900 гг. до н.э.
, характерны некоторые черты, присущие развитым культурам
древнего Востока. Ее центрами были два поселения городского типа — Алтын-Депе и
Намазга-Депе.
Эти «города» были обнесены крепостными стенами из сырцового
кирпича, а ворота, ведущие внутрь застроенного пространства, обрамляли мощные
башни-пилоны.
На Алтын-Депе среди вещей, положенных в богатые
могилы, и в составе кладов ценных предметов, замурованных в стены, были найдены
хараппские изделия из слоновой кости.
Можно выделить три различные социальные группы:
Рядовые общинники, ремесленники и земледельцы обитали в многокомнатных домах,
состоявших из тесных каморок.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Греко-бактрийская
цивилизация.
В 80-е гг. II в. до н.э. греки Бактрии начали
движение на юг — перевалили через Гиндукуш и предприняли завоевание областей
Индии.
Но в это же время произошло другое политическое событие, имевшее важные
последствия, — против законных царей династии Евтидема восстал военачальник
Евкратид.
Во взаимодействии этих тенденций — постепенного расширения владений
греко-бактрийцев на индо-пакистанском субконтиненте и постоянного дробления
некогда единого государства на отдельные мелкие владения — и разворачивается
вся дальнейшая история Греко-Бактрии.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Джейтунская
цивилизация.
В VI тыс. до н.э. на юго-западе Средней Азии, на
узкой подгорной равнине между хребтом Копетдаг и пустыней Каракумы, сложилась
джейтунская неолитическая культура.
Джейтунские племена вели оседлый образ жизни,
возделывали пшеницу и ячмень, разводили мелкий домашний скот.
Земледельческо-скотоводческая экономика обеспечивала подъем благосостояния и
развитие культуры.
Поселки джейтунских племен состояли из прочных глинобитных
домов.
В V-IV тыс. до н.э. происходит дальнейшее развитие
среднеазиатских земледельческо-скотоводческих общин. Они осваивают выплавку
меди, начинают разводить крупный рогатый скот, а затем и верблюдов. Для
орошения полей проводятся небольшие каналы.
Так было положено начало
ирригационному земледелию, дающему высокие урожаи.
Традиции джейтунской культуры легли в основу
дальнейшего развития раннеземледельческого общества юга Средней Азии. Порой
джейтунские памятники обнаруживают связи и с культурой Джармо.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Кавказские
цивилизации.
Раннеземледельческие цивилизационные комплексы открыты на Кавказе.
Раскопки пещеры Чох в Дагестане показывают, что
здесь уже в VII-VI тыс. до н.э.
делались первые шаги по культивации местных
злаков, урожай которых убирали жатвенными ножами с кремневыми вкладышами. В VI-V
тыс. до н.э.
Центральное Закавказье по долине Куры было освоено
оседлыми земледельцами и скотоводами, культура которых получила наименование
Шому-тепе-Шулавери.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Кушанская
цивилизация.
Гуйшуан. I — III в. н.э.). Государство на территории современной
Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии. Ппериод расцвета
приходится на 105—250 годы н. э. По одной из теорий, Кушанское царство было
основано народом юэчжи, пришедшем с территории, на которой сейчас находится китайский
автономный район Синьцзян. Государство имело дипломатические связи с Римом,
Персией и Китаем.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Маргианская
цивилизация.
Культура Маргианы в первые века нашей эры довольно
сильно отличалась от культуры Парфиены.
Наиболее разительное отличие состоит в
том, что в Маргиане популярны были небольшие терракотовые статуэтки, видимо
представлявшие собой изображения божеств местного пантеона, в то время как в
Парфиене этих статуэток нет.
Вторая особенность развития Маргианы — более
сложный характер религиозной жизни, чем в Парфиене. Здесь господствовал
зороастризм (типично зороастрийский некрополь исследовался археологами возле
Мунон-Депе). Сюда же в первые века нашей эры начал проникать и буддизм.
В самом
конце парфянского времени в пределах городских стен Мерва (городище Гяур-Кала)
была построена буддийская ступа. Культура Маргианы, как и в более раннее время,
больше тяготела к культуре Бактрии, чем Парфиены.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Мургаба
цивилизация.
В середине II тыс. до н.э. пригородские поселения
Алтындепенской цивилизации приходят в упадок и происходит перемещение основных
центров на восток. В дельте р. Мургаб, по среднему течению Амударьи
складываются новые оазисы оседлых земледельцев.
Поселения укреплены стенами с башнями, широко
распространяется боевое оружие, сделанное из бронзы. Технический прогресс в это
время был связан в первую очередь с распространением железа. В X-VII вв. до
н.э. железные изделия появляются на юге Средней Азии, а с VI-IV вв. до н.э.
железо широко применяется для изготовления орудий труда уже на всей ее
территории.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Парфянская
цивилизация.
Первоначально независимость Парфии от Селевкидов
провозгласил, как это было и в Бактрии, местный сатрап по имени Андрагор. Но
вскоре страна была захвачена кочевавшими поблизости племенами, предводитель
которых Аршак в 247 г. до н.э. принял царский титул. По имени основателя
династии последующие правители Парфии принимали в качестве тронного имени имя
Аршак.
Первоначально новое государство было сравнительно небольшим и объединяло
помимо собственно Парфии соседнюю Гирканию, область на юго-востоке Каспия. Но
уже при Митридате I (171-138 гг. до н.э.) началась активная экспансия на запад
вплоть до Месопотамии. Парфия становится мировой державой.
Древняя метрополия,
располагавшаяся теперь на северо-востоке Парфянской державы, сохранила свое
значение уже лишь как один из ее центров.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Согдианская
цивилизация.
Начиная с V в. до н.э. наступил период
относительного спокойствия. Развиваются города, из которых крупным центром
становится Мараканда, столица Согда, располагавшаяся в долине Зеравшана (на
месте совр. Самарканда). Значительного развития достигают ремесла, налаживается
регулярная международная торговля.
Одним из наиболее популярных был путь через
Бактрию в Индию. Хотя местные черты остаются основными, но усиление связей с
другими странами приводит к появлению иноземных традиций. Следуя канонам
имперской столицы — Персеполя местные правители строят монументальные дворцовые
здания.
Такой дворец, например, был обнаружен на городище Калалыгыр в Хорезме.
+++++++++++++++++++++++++++++++
Хорезмийская
цивилизация.
Особое положение в древней истории Средней Азии
занимал Хорезм, располагавшийся в низовьях Амударьи. Эта страна еще в IV в. до
н.э. отделилась от Ахеменидского государства, и хорезмийский царь Фарасман в
329-328 гг. до н.э. явился к Александру Македонскому для переговоров.
Уже тогда
в Хорезме существовала развитая городская культура. Вскоре, возможно, во время
продвижения кочевых союзов на юг, в сторону Парфии и Греко-Бактрии, Хорезм
подпадает под власть кочевых племен. Интересно, что, когда в I в. н.э.
выпускаются первые местные монеты, на их оборотной стороне уже помещено
изображение правителя на коне.
Источник: https://www.sites.google.com/site/civilizacium/home/civilizacium/azii-srednej-drevnie-civilizacii
Образование государственных образований в Центральной Азии
Древнейшие рабовладельческие государства Центральной Азии
Таджики по своему происхождению являются арийцами, которые считаются одним из древних ирано-язычных народов мира.
Древними обитателями Средней Азии считаются арийские племена, заселившие эти районы в 3-2 тыс. до нашей эры. В науке существуют различные мнения по этим вопросам.
Наиболее распространенным является положение, согласно которому предки индоиранских племен жили до своего расселения где-то в областях около Черного моря, а затем в Средней Азии и с этих территорий одна группа индоариев пришла в Индию, другая проникла в Переднюю Азию.
А затем предки мидян, персов продвинулись в Западный Иран. Ранней территорией обитания была Средняя Азия и примыкающие к ней на севере районы, об том есть сведения в «Авесте» — о легендарной родине ариев-Айиряна Вейджа.
Айиряна Вейджа (от авестийского языка — «арийский простор») — территория от Южного Урала, Казахстана, Китайского Туркестана на севере до оазисов Средней Азии, Восточного Ирана и Афганистана в II тыс. до нашей эры. Здесь расселились индоиранские племена известные по «Авесте» как арийские племена.
Ариец означает «благородный», «чистый». От арийцев произошли современные нации — таджики, иранцы, индусы, пуштуны, курды, белуджи, осетины, таты и др.
В «Авесте» упоминаются еще две страны — Ариана и Туран, где правили великие цари арийцев из династии Пешдодов и Каянидов.
Ариана (от имени племени Айирья) — древняя страна арийцев, во II тыс. до нашей эры находилась на территориях, расположенных к югу от левобережья реки Сырдарья, затем Амударьи-Вахша, то есть Средняя Азия, Восточный Иран и Афганистан.
центральная азия кушанское государство
Туран (от имени племени Туйирья) — древняя страна арийцев, во II тыс. до нашей эры находилась на территориях расположенных к югу от правобережья Амударьи-Вахша, степных районов Южного Урала, Казахстана, Китайского Туркестана до Алтайских гор на севере и до Амударьи-Вахша на юге.
В первом тысячелетии до нашей эры на территории Средней Азии образовались древние рабовладельческие государства — Бактрия, Согд, Великий Хорезм, Маргиана, где правили цари.
Основные классы общества, составляли рабовладельцы, свободные граждане (ремесленники и крестьяне) и рабы (чужестранцы, попавшие в плен). В степных и предгорных районах проживали кочевые — скотоводческие племена саков и масагетов.
Саки разделялись на саков-тиграхауда (острые шапки) и хаомаварга (хаома — напиток). Все эти народы относились к индоиранским расам и разговаривали на восточно-иранском языке.
Ахеменидская империя
Ахеменидская империя возникла на территории современного Ирана. Основателем являлся Кир II (Куруш Великий) царь Персии, который в 550 году до нашей эры завоевал Мидийское царство и создал Ахеменидское государство. Кир II правил страной до 530 года до нашей эры и завоевал страны Малой Азии — Лидию, Вавилон и часть территории Центральной Азии.
Греческий историк Ктесий сообщает о битве между персами и бактрийцами, в результате которой Бактрия добровольно присоединилась к Ахеменидскому государству. На севере Таджикистана известен древний город Кирополь (Истаравшан), построенный по приказу Кира II.
Однако в борьбе с саками-масагетами Кир II потерпел поражение от масагетов во главе с царицей Томирис в 530 году до нашей эры. Другой великий царь Ахеменидов Дарий I (486-522 гг.) вновь начал военный поход на территорию Центральной Азии. В источниках упоминается героизм воина Ширака, который остановил один из походов Дария на сакские племена.
В 522 году против Дария произошло восстание жителей Маргианы под руководством Фарады. Однако освободительные восстания народов не смогли остановить завоевание этого края персами. Династия Ахеменидов правила своей империей в течение 550-330гг. до нашей эры. На завоёванной территории, от границ Индии до побережья Средиземного моря было образованно 20 сатрапий.
4 сатрапии — Прикаспийское (200 талантов серебра), Бактрия (360), Согд, Хорезм, Парфия вместе (300), Сакское (250) находились в Центральной Азии и выплачивали подати Ахеменидским царям. Благодаря влиянию Персии все восточно-иранские народы и другие народы империи получили свой алфавит (арамейский), появились школы.
Кир II считается автором первой в истории Декларации о правах человека, данная рукопись сейчас хранится в Британском музее. В годы правления Ахеменидов в государстве вошли в обращение деньги — дарики (Дорои), появились общегосударственные законы, почтовая служба и почтовые торговые дороги, соединяющие все области империи.
Успешно развивалась духовная культура, в виде персидской литературы и образования, о чем свидетельствуют древние надписи городов Кухи Бесутун и Тахти Джамшед (город Персеполис). Произошли социальные изменения (развитие земледелия, повышение рабского труда, деятельность торговых домов и ремесла).
Борьба народов Центральной Азии с греко-македонскими завоевателями
В 336 году до нашей эры в Греции царём становится, Александр Македонский (в возрасте 20 лет). С 334 года он начинает завоевательный поход против Ахеской империи. В трёх битвах против войска Дария III Александр одержал победу.
В 330 году до нашей эры последний царь Ахедов был казнен его родственником сатрапом Бактрии Бесом. Однако и Бес потерпел поражение от Александра, затем был низложен Спитаменом и др. и передан Александру, который приказал казнить его на глазах персов и мидян, чтобы привлечь на свою сторону персидскую аристократию.
В 329 году до нашей эры греко-македонские войска напали на Бактрию и Согд. Согдийцы восстали против завоевателей, особенно мужественное сопротивление оказали согдйцы в Уструшане где было убито 22 тыс. местных жителей.
Александр дошёл до Сирдарьи и начал строить 7 греческих городов (колоний) В то время согдийский военачальник Спитемен собрал войска и захватил Мараканду. Началось восстание в Согде в 329-328гг. до н.э.
Александр подавил восстание на Сирдарье, уничтожил всех мужчин. Он отправил на помощь осажденным 3 тыс. пехотинцев и 800 всадников, которые потерпели поражение от Спитамена и скифов. Александр в 328 году разделил свое войско на пять отрядов и прошел Согд от края до края, предав смерти всех повстречавшихся. Греки убили больше 120 тыс. согдийцев, страна была опустошена.
Спитамен с 600 всадниками прошел в Бактрию и продолжал борьбу. Осенью он вернулся в Согд, но потерпел поражение и отступил в степь. Там вожди кочевых племен предательски напали на Спитамена, отрубили ему голову и отослали Александру. Александр ради прекращения сопротивления изменил свою политику.
Он породнился с согдийским аристократом Оксиартом, женившись на его дочери Рухшоне. Всем аристократам было возвращено их имущество. Аристократы предают интересы своей страны и переходят на сторону завоевателей. Непрочность империи Александра сказалась после его смерти в 323г. до н.э. Между полководцами (диадохами) началась борьба за раздел империи, которая в 301 г.
была разделена на три государства: Македонское, Египетское и Сирийское (Селевкидское).
После распада империи Александра Македонского в Центральной Азии образовались следующие государства:
Селевкидское государство (312-135гг до нашей эры), затем в 256г. до н.э. Греко-Бактрийское государство — основатель государства Диодот.
Парфянское государство было создано местными ираноязычными племенами во главе с Аршаком около 250г. до н.э., персидские источники это государство именуют государством Ашканидов.
Парфия существовала на современной территории Туркмении, Восточного и Центрального Ирана, Ирака до 224 года нашей эры.
Кушанское государство. Образование Великого Шёлкового пути
Племена юэджи начали военное вторжение в Центральную Азию в 133 — 129гг. до н.э. и завоевали все территории центральной, северной и восточной Центральной Азии. До этого племена юэджи проживали в Монголии. В 174 г. жившие по соседству хунны нанесли поражение юэджам которые откочевали на запад в Восточный Туркестан и Среднюю Азию.
Здесь они потерпели поражение от племени усуней, что заставило их передвигаться в сторону Бактрии. По исследованиям японского ученого И. Кувабары юэджи переселились на север Сред. Азии в 172-161 гг. до н.э., и прошли на юг, в область Амударьи между 139-129 гг. Китайские источники сообщают о 5 владениях племен юэджи в завоеванной Бактрии и Согде.
По прошествии около ста лет Гуйшуанский князь Киоцзюкю — Куджула Кадфиз покорил остальные четыре племени и образовал Кушанское царство. Кушаны завоевали соседние страны Афганистан, Индию, о чем свидетельствуют найденные монеты. Самый Известный правитель Кушанского государства Канишка (примерно правил между 78 — 278гг.
) расширил владения, присоединив Пенджаб, Кашмир, Синд, Утар-прадеш. Столицей являлся г. Пурушапура (г. Пешавар). Канишка принял буддизм, который стал занимать главное место в жизни государства и начал распространяться на территории Афганистана и юге Средней Азии. На монетах Канишки впервые появляются надписи на бактрийском языке вместо греческого.
Бактрийский язык становится официальным языком страны.
С Кушанским государством связано и появление «Великого шелкового пути» — караванной дороги из Китая через Среднюю Азию в Римскую империю. Кушанские правители довольно часто обменивались послами с данными империями. Это способствовало торговому обмену между народами.
Источник: http://biofile.ru/his/30248.html
История.ру
Серебряная чаша с изображением свадебных обрядов. Греко-бактрийская работа III в. до н.э.
Социальная база царской власти в Бактрии была крайне узка. Греко-македонская знать рассматривала среднеазиатские области в основном как объект эксплуатации.
Это в значительной мере и определило внутреннюю слабость Греко-Бактрийского царства.
Огромная держава, составленная из органически не связанных между собой частей, уже при Деметрии начинает распадаться.
Сыновья Деметрия, назначенные им правителями отдельных областей, чеканили монеты как независимые цари. Около 175 г. до н. э. в Бактрии произошло восстание Эвкратида, провозгласившего себя царём.
За Деметрием остались в основном индийские владения. Вскоре от Бактрии отделилась Согдиана, вошедшая позднее в состав Хорезма.
Примерно в это же время парфянский царь Митридат захватил Маргиану.
style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>
style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″
data-ad-slot=»5810772814″>
Около 162 г. Эвкратид двинулся на завоевание Индии, где власть к этому времени перешла уже к наследникам Деметрия, и захватил значительную часть их владений.
При преемнике Эвкратида раздроблённое и ослабевшее Греко-Бактрийское царство пало под ударами кочевников.
У кочевавших к северу от Греко-Бактрийского царства массагетских племён формировались в это время племенные союзы, и они становились всё более опасными противниками греко-бактрийских царей.
Уже Эвтидем в переговорах с Антиохом говорил об огромных полчищах номадов, готовых двинуться на завоевание эллинистических областей Ирана.
Завоевателями Бактрии были, по китайским источникам, юэчжи, представлявшие собой, видимо, союз массагетских кочевых племён.
Часть племён, входивших в массагетскнй племенной союз, во главе с племенем асиев, или асианов (некоторые исследователи отождествляют их сусунями — племенем, возможно, тюркского происхождения), совместно с оседлыми восточно-иранскими племенами Средней Азии вторглась между 140 и 130 гг. до н. э. в Бактрию, разгромила эллинистическое Греко-Бак-трийское государство и осела на его территории.
Важнейшим из осевших на территории Бактрии племён было племя тохаров, в связи с чем эта страна несколько позже получила наименование Тохаристана.
Основная часть товаров обосновалась к северу от Аму-Дарьи. Здесь находилась и резиденция верховного владетеля.
Завоеватели частью осели на землю и смешались с местным земледельческим населением, частью продолжали оставаться кочевниками. Китайские источники рисуют Тохаристан как страну с довольно многочисленным земледельческим населением, с высокоразвитой торговлей.
Если у тохаров и существовало единое государство, то только в первое время после завоевания Бактрии.
В дальнейшем Тохаристан распадается на несколько небольших царств.
По китайским известиям, каждый город имел своего князя, причём всего насчитывалось пять княжеских домов. Важнейшим из тохарских княжеств было княжество племени кушанов.
К востоку от Бактрии, на территории Северо-Западной Индии, сохранились мелкие греко-индийские царства, управлявшиеся потомками Эвтидема и Эвкратида.
Источник: http://www.istoriia.ru/i-tysyacheletie-do-n-e-seredina-i-tysyacheletiya-n-e/raspad-greko-baktrijskogo-carstva-i-zavoevanie-baktrii-toxarami.html
Парфянское царство
Парфянское царство — государство, существовавшее с середины III века до нашей эры до 226/227 годов нашей эры.
Максимальные границы: от реки Евфрат до реки Инд и среднего течения Амударьи, от пустыни Каракум и Закавказья до Индийского океана. Основными источниками для реконструкции истории Парфянского царства служат сведения иноземных (в основном враждебных Парфянскому царству) авторов.
С XX века в воссоздании культуры и внутренней жизни Парфянского царства всё большую роль играют данные археологии, эпиграфики, нумизматики. Особенно важны раскопки в крупных центрах Парфянского царства — Ниса, Дура-Европос и другие.
Многие вопросы истории Парфянского царства остаются дискуссионными (в том числе суть события, положившего начало «парфянской эре» (с 247 года до нашей эры), полный список царей). В отношении становления Парфянского царства большинство современных исследователей приняло концепцию польского историка Й.
Вольского, показавшего, что данные традиции, представленной у Юстина и Страбона, более достоверны, чем сведения Арриана и зависящих от него поздних авторов.
В середине III века до нашей эры, воспользовавшись ослаблением внимания Селевкидов к восточным областям их державы, от центральной власти отделился сатрап Парфии Андрагор. Вскоре он погиб в борьбе с кочевниками-парнами (часть дахов, близких массагетам).
Их предводитель Аршак (смотреть Аршакиды парфянские) основал собственное независимое Парфянское царство, некоторое время спустя присоединившее Гирканию. После смерти Аршак был обожествлён, его имя стало тронным именем всех последующих правителей Парфянского царства.
При преемнике Аршака, его сыне Аршаке II, новое государство было подчинено селевкидским царём Антиохом III (смотреть Антиох), но сохранило свою целостность, хотя его правитель лишился царского титула и права чеканить монету.
Поражение Антиоха от римлян в битве при Магнесии привело к новому отпадению парфян, а затем к постепенному возрождению их мощи. Царь парфян Митридат I (около 171-138 годов) завоевал Маргиану и, возможно, Арейю (входили в Греко-Бактрийское царство), принадлежавшие Селевкидам Мидию, Вавилонию, Элимаиду.
Попытки Селевкидов при Деметрии II в 140 году и Антиохе VII в 130-129 годы вернуть утраченное закончились неудачей. Дальнейшим завоеваниям помешало появление на востоке Парфянского царства кочевников, в войнах с которыми погибли два парфянских царя.
В конечном счёте кочевники осели на восточных рубежах Парфянского царства в области, которая стала называться Сакастан (ныне Систан), и признали сюзеренитет Аршакидов. При Митридате II (около 123-88/87) Парфянское царство достигло территориального максимума.
Были установлены дипломатические отношения с Китаем и Римом, начал активно функционировать Великий шёлковый путь, ставший важным источником доходов Парфянского царства. Под конец жизни Митридат II принял титул «царь царей». После его смерти в Парфянском царстве наступил период смут и усобиц, закончившихся при Синатруке (около 77-70).
Вскоре Парфянское царство столкнулось с Римом, разгромившим Понтийское царство, Армению, окончательно ослабших Селевкидов. Противостояние двух держав стало одним из важнейших факторов истории Древнего мира. Весной 53 римская армия Красса двинулась в глубь Парфянского царства, но была разгромлена под Каррами.
Однако и последовавшие вторжения парфян в Сирию, Палестину, Малую Азию закончились их поражением. В 36 римляне под предводительством Марка Антония предприняли новый поход на Парфянское царство, и опять неудачно.
В 20 до нашей эры между царём царей Парфянского царства Фраатом IV и римским императором Августом был заключён «вечный» мир.
После династического кризиса в начале I века нашей эры трон Парфянского царства занял глава боковой ветви Аршакидов Артабан II. Правители провинций получили большие привилегии, обособились саки, основавшие Индо-Парфянское царство. Возникли собственные династии в Мерве, Гиркании и других областях.
Возобновились столкновения с Римом — в результате войн в 36 году и 58-63 годы в Армении утвердилась ветвь Аршакидов, но она приняла римский протекторат. В 114-117 годы римский император Траян захватил ряд областей Парфянского царства и вышел к Персидскому заливу, но приобретения были утрачены.
В 161 году парфяне вторглись в Сирию, однако вскоре были изгнаны. В ходе последующих войн II — начала III веков римляне неоднократно захватывали Месопотамию, но удержаться там не смогли.
Войны сильно ослабили Парфянское царство (его западную столицу Ктесифон во II веке римляне захватывали трижды), Риму и Кушанскому царству удалось направить часть торговых потоков Великого шёлкового пути в обход Парфянского царства, а во II веке из-за неурядиц в Китае поступление китайскмх товаров прекратилось, что ещё более ослабило экономику Парфянского царства. В начале III века поднял восстание правитель Парса Арташир (Ардашир) из рода Сасанидов. Большинство влиятельных родов, в том числе парфянских, заняло выжидательную позицию. Царь царей Аршак, известный и под личным именем Артабан (Артаван; разные исследователи считают его IV или V) погиб в бою. Арташир подчинил всё государство и в 227 году торжественно короновался в Ктесифоне, положив начало новой империи — Сасанидской.
Парфянское царство имело сложную общественно-политическую структуру. Плиний Старший называл его объединением 18 царств. Были сохранены многие государственные институты, существовавшие при Селевкидах.
Видимо, среди парфян бытовало представление о принадлежности царской власти всему роду Аршакидов, что приводило к династическим конфликтам. При царе существовали два совета, один состоял из его родственников, другой — из магов.
Считается, что огромным влиянием пользовались 7 знатных фамилий, обладавших традиционными привилегиями. Представители рода Суренов, в частности, получили право повязывать диадему на голову вновь избранного Аршака.
На востоке Парфянского царства были сильны позиции кочевой аристократии. Греческие полисы, включённые в Парфянское царство, во время войн с Селевкидами нередко выступали против парфян.
В обмен на лояльность парфяне во многом сохранили традиционный уклад греческих, а до середины I века и вавилонских городов. Наряду с парфянским, официальным являлся греческий язык. Был широко распространён и арамейский язык. Соблюдалась веротерпимость.
Парфянское искусство в широком смысле — искусство народов, входивших в Парфянское царство. При таком подходе можно говорить о «парфянском» периоде в искусстве многих регионов и народов.
При другом подходе это — синтезированное исксусство, созданное в рамках Парфянского царства и ориентированное на запросы царского двора и государственной элиты, представленной в основном парфянами. На ранних этапах его основу составляло эллинистическое искусство.
Раннепарфянская архитектура известна по памятникам Нисы и Кухе-Ходжа.
Для неё характерно сочетание ахеменидских и ближневосточных черт (массивные кубовидные объёмы, 4-столпные залы) с декоративным оформлением, заимствованным из эллинистического репертуара (элементы классических ордеров, монументальная скульптура, настенная роспись).
Греческие мастера стояли у истоков многих отраслей парфянского искусства (ваяние, глиптика, коропластика и другие). Постепенно их достижения перенимали и переосмысляли местные художники и ремесленники.
В I-II веках ведущая роль в создании произведений парфянского искусства уже принадлежала иранцам и семитам, обитавшим в Парфянском царстве. В скульптуре и живописи формируется «парфянский стиль», основными особенностями которого М.И.
Ростовцев считал фронтальность, иератичность, спиритуализм. В архитектуре самобытность местной культуры нашла отражение в создании особого конструктивного элемента — сводчатого айвана, ставшего украшением многих дворцовых и культовых построек, например дворца в Ашшуре (I века). Важным декоративным элементом в архитектуре Парфянского царства, а после его падения — ряда других народов стала резьба по стуку (стукко). Многие тенденции парфянского искусства получили развитие в сасанидский период.
Музыкальная культура.
Для парфян характерно сосуществование восточных музыкальных инструментов (вертикальная угловая арфа, лютня с длинной шейкой, бубен, тарелки — месопотамского происхождения; лютня с короткой шейкой среднеазиатского происхождения) с древне-греческими инструментами (кифара, авлос, сиринга). Сохранились изображения музыкантов в сценах дионисийских празднеств на ритонах слоновой кости из Старой Нисы, терракотовые фигурки музыкантов из Мерва Древнего (в том числе женские фигурки с лютней средне-азиатского происхождения с большим округлым корпусом и короткой шейкой), памятники Хатры (2 мраморные женские портретные статуи с греческой лирой и восточным бубном; рельефный храмовый фриз предположительно со сценой свадьбы, с изображением музыкантов с бубнами, тарелками и духовыми инструментами).
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Дибвойз Н. К. Политическая история Парфии. СПб., 2008
- Das Partherreich und seine Zeugnisse / Hrsg. J. Wiesehöfer. Stuttg., 1998
- Wolski J. L’Empire des Arsacides. Lovanii, 1993
- Karomatov F. M., Mešhkeris V.A., Vyzgo T. S. Mittelasien. Lpz., 1987 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 9)
- Rashid S. A. Mesopotamien. Lpz., 1984 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 2)
- Вызго Т. С. Музыкальные инструменты Средней Азии. М., 1980
- Schippmann K. Grundzüge der parthische Geschichte. Darmstadt, 1980
- Кошеленко Г. А. Культура Парфии. М., 1966; он же. Некоторые вопросы истории ранней Парфии // Вестник древней истории. 1968. № 1
- Frye R. N. The Heritage of Persia. L., 1962
- Дьяконов М. М. Очерк истории древнего Ирана. М., 1961
- Бокщанин А. Г. Парфия и Рим. М., 1960–1966. Ч. 1–2
- Массон М. Е. Народы и области южной части Туркменистана в составе Парфянского государства // Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. Аш., 1955. Т. 5
- Debevoise N. A political history of Parthia. Chi., 1938. N. Y., 1968
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/parfianskoie_tsarstvo