Народный характер отечественной войны

Народный характер войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Народный характер войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Изображая в своем романе «Война и мир» военные события, Толстой не только дает широкие полотна, рисующие такие яркие картины, как Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, но широко показывает и каждого человека, вовлеченного в поток боевых действий.

Главнокомандующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны – все эти разнообразные участники войны показаны автором с поразительным мастерством в самых разных условиях их боевой и «мирной» жизни.

При этом писатель, сам бывший участник войны на Кавказе и обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, «в крови, в страданиях, в смерти», с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, которому чужды показная храбрость, мелочность, тщеславие.

Обратите внимание

    Изображение войны у Толстого не ограничивается описанием действий Кутузова и других предводителей. Писатель сумел передать поистине народный характер Отечественной войны 1812 года.

Рисуя картины сражений, Толстой показывает и моменты героических атак, и моменты неразберихи, как, например, под Аустерлицем, когда «по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины, и войска стояли, скучая и падая духов».     Сцены ранений, увечий, смерти дополняют общую картину сражений, показывая настоящее лицо войны.

    Толстой показал, что не только армия, войско, но и весь народ встал на защиту «священной земли русской». Перед вступлением французов в Москву «все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства».

И такое явление наблюдалось не только в Москве: “Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли происходило то же самое, что происходило в Москве”.     Полумиллионная армия Наполеона, завоевавшая себе в Европе славу непобедимой, обрушилась всей своей грозной силой на Россию. Он она натолкнулась на мощное противодействие.

Против врага сплоченно встали армия и народ, защищавшие свою страну, свою независимость.     Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о каком-то дьячке, вставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побившей сотни французов: «партизаны уничтожали великую армию по частям.

Они подбирали те опадавшие листья, которые сами собой сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и тогда трясли это дерево». Небольшие, но сильные духом, отряды постепенно уничтожали врагов.

    Так закончилась война – агрессивная, захватническая со стороны французов, и народная, защищавшая независимость своей родины – со стороны русских.

Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые «не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его», тому Тихону Щербатому из села Покровского, который в партизанской отряде Денисова был «самым полезным и храбрым человеком». Войско и народ, сплоченные в своей любви к родной стране и в ненависти к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией, внушавшей ужас всей Европе, и над ее полководцем, признанным миром гениальным. Конечно, немаловажную роль в исходе войны сыграли и полководцы, и генералы, и другие руководящие личности, и им Толстой уделяет много внимания. Однако, вклад простых солдат в победу неоценим, и можно с уверенностью сказать, что именно народ вынес на своих плечах все невзгоды и горести войны, но нашел в себе силы для борьбы и сразил Наполеона.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Народный характер войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Смотрите также по произведению “Война и мир”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00037601184864203668

Великая Отечественная война и её народный характер

⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 45Следующая ⇒

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 г. Согласно плану «Барбаросса» военные силы разделились на три основные группы армии: «Север», «Центр», «Юг».

На базе приграничных округов были созданы:

1) Северный фронт (М. М. Попов);

3) Северо-Западный фронт (Ф. И. Кузнецов);

4) Западный фронт (Д. Г. Павлов);

5) Юго-Западный фронт (М. П. Кирпсон);

6) Южный фронт (И. В. Тюленев).

Основой германского плана была молниеносная война – блицкриг. Согласно этому плану к зиме 1941 г. предполагалось выйти на линию Архангельск– Волга – Астрахань. Ход Великой Отечественной войны можно условно подразделить на 4 основных этапа:

1) первый этап – начало войны, ноябрь 1941 г. – характеризуется отступлением Красной армии. Стратегическая инициатива находилась в руках немецкого командования (немцы заняли Прибалтику, Молдавию, Украину, Беларусию, блокировали Ленинград и подступили к Москве);

Важно

2) второй этап (декабрь 1941 – ноябрь 1942 г.) – неустойчивое равновесие сил. В мае 1942 г. германские войска перешли в контрнаступление и согласно новому стратегическому плану летом 1942 г. вышли к Кавказу и Сталинграду. Сталинградская битва (17 июля – 18 ноября) завершилась окружением свыше 330 тыс. войск противника;

3) третий период Великой Отечественной войны (19 декабря 1942 – 31 декабря 1943 г.) – переход стратегической инициативы к Советскому Союзу. В ходе сражения на Курской дуге (июль-август 1943 г.

) вермахт потерял свыше 500 тыс. человек, 3 тыс. орудий, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов, что означало крах германской наступательной стратегии.

После победы под Курском началось мощное наступление Красной армии на фронте протяженностью до 2 тыс. км;

4) четвертый период (1944 г. – 9 мая 1945 г.) – в январе 1944 г. была полностью снята блокада Ленинграда. В ходе начавшейся 23 июня операции «Багратион» освобождена большая часть Белоруссии. Успешные действия в Польше позволили советским войскам уже к 29 января 1945 г. вступить на территорию Германии.

Завершающей операцией Великой Отечественной войны стало взятие Берлина. 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая освободили Прагу.

⇐ Предыдущая36373839404142434445Следующая ⇒

Date: 2015-12-13; view: 301; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/10-46020.html

Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Марковская средняя общеобразовательная»

село Марки Каменского муниципального района

Воронежской области

Реферат на тему:

«Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе начала XIX века»Выполнила ученица 7 классаЗаречина Анастасия Константиновна Руководитель: учитель русскогоязыка и литературыКоровченко Тамара Алексеевна 2012 год

План.

  1. Введение.
  2. Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины 19 века.

2.1 Отечественная война 1812года в поэзии Г.Р.Державина.2.2 Мастерство В.А Жуковского в изображении героев событий 1812года.2.3 Важные события военной эпопеи в социально-политических баснях И.А. Крылова.2.4 Обновление темы Отечественной войны 1812 года в творчестве А.С.Пушкина.2.5 Открытие русскому обществу национального значения Бородинского боя в поэзии М.Ю. Лермонтова2.6 Жанр военных записок, дневников, писем, путешествий.«Письма русского офицера» Фёдора Глинки.2.7 «Мемуарный взрыв» в тридцатые годы 19 века. Записки М.Ф.Орлова о капитуляции Парижа. Тема моего реферата – «Народный характер Отечественной войны 1812 года в русской литературе первой половины 19 века». На протяжении нескольких лет мы изучали программные произведения, посвящённые этой животрепещущей теме. Это и басни И.А.Крылова («Кот и повар», «Волк и ягнёнок», «Обоз»), и стихотворения М.Ю.Лермонтова («Великан», «Бородино»), А.С.Пушкина. А кто не слышал о лихом и отважном поэте-партизане Денисе Давыдове. Мне захотелось как можно больше узнать о поэтах и писателях, участниках Отечественной войны 1812 г. Углубившись в изучение этой темы, я почувствовала, как произведения и ранее неизвестные мне сведения о них целиком поглотили меня, заворожили моё сознание и душу. Поразили замечательные художники слова, с огромным мастерством воплотившие жизненную правду событий тех лет, покорили их произведения своей значительностью и масштабностью событий, образный язык, тонкий глаз художника, умение выбрать самое характерное.Работая над рефератом, я обратилась к литературоведческим источникам, рукописным материалам, произведениям живописи.

В статье «России верные сыны»Емельяновой Л., Орнатской Т. авторы исследуют характер и особенности поэзии поэтов, известных мне по школьным урокам и внеклассным мероприятиям (В.А.Жуковского, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Г.Р.

Державина), но неподдельный интерес вызвали произведения и факты биографии не изучаемых на уроках авторов (К.Н.Батюшкова, Фёдора Глинки, Дениса Давыдова. Создавая свою лирическую, патриотическую исповедь, поэты и писатели подчёркнуто акцентируют приметы времени, связь биографии с историей государства.

Жизнь для лирического героя и автора – любовь к своей Родине, борьба за её свободу, восхищение героическими подвигами лучших её сыновей.

Кузьмин А.И. в литературоведческом исследовании «Героическая тема в русской литературе» утверждает: « В стихах звучит гордое презрение к врагу, непоколебимая вера в грядущую победу. Залог этой победы – вся история России, великие деяния её «греков славы».Балязин В.

в книге «Расцвет Российской империи» говорит о том, что «по окончании Отечественной войны в «военной литературе» наступает некоторое затишье, вполне естественное и объяснимое: великая национальная эпопея требовала глубокого осмысления».

Он высказывает мысль, отличающуюся своей гуманностью: «Преступление Наполеона тем тяжелее, что оно направлено против абсолютных завоеваний человечества, на которые не имеет права покушаться никакое самовластье».

Актуальность работы заключается в том, чтобы обратиться к произведениям авторов, чьи произведения вскользь упоминаются или не изучаются в школе.

Совет

О которых мало кто слышал, но у которых можно научиться нравственным качествам, прежде всего патриотизму, умению в трудную для Отчизны минуту занять активную жизненную позицию, быть прежде всего гражданином своей страны.

Современников двадцать первого столетия, интересуют события двухсотлетней давности потому, что их идеалы и устремления были высокими, чувства искренними, а сердца горячими. Каждое поколение, стремясь осознать своё место в историческом процессе, по необходимости соотносит себя с прошлым, с тем социально-историческим и нравственно-духовным опытом, который отстоялся в этом прошлом и выделяет в нём какие-то новые, в особой степени значимые для себя грани. Писателей начала 19 века можно по праву назвать хорошими учителями жизни.

^ : глубоко, детально рассмотреть художественные произведения поэтов и писателей Отечественной войны 1812 года, выяснить основные темы и особенности средств выразительности языка их произведений, показать, как отражается народный характер Отечественной войны в русской литературе начала 19 века, ясно представить, что за уникальное явление литература периода Отечественной войны 19 века, проявить творческий труд в виде презентации и реферата; ориентироваться в потоке информации

Задачи:

-познакомиться с произведениями писателей и поэтов начала 19 века;-выяснить, как отражается тема Отечественной войны 1812г. в русской литературе;-выявить разнообразие жанров литературы начала19 века;-познакомиться с художественными образами и средствами выразительности языка литературных произведений;-познакомить с принципом комплексного подхода в создании реферата;-показать, как факты биографии авторов нашли своё отражение в их произведениях;-проанализировать литературоведческие произведения, отражающие данную тему и заведомо выходящие за пределы программы;-попытаться самостоятельно проникнуть в ткань лирического прозаического повествования, размышлять в контексте изучаемой темы;-использовать ИКТ при оформлении работ.

^ – народный характер Отечественной войны начала 19 века.

Предмет исследования – выявить отличительные черты в произведениях Г.Р.Державина, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Глинки, показать разнообразие художественных образов в их произведениях.
Гипотеза состоит в том, что если мы осуществим поставленные цели и задачи, то можно доказать, что произведения авторов начала 19 века стали заметным рубежом в русской истории первой четверти века: выросло самосознание народа-победителя, зародилась идея освобождения крестьян, подготовилась почва для возникновения первых кружков освободительного движения, это было время развития передовой общественной мысли. Попытаемся показать огромный мир художественных средств и образов, открыть поэтов и писателей, ровесников Отечественной войны 1812г., современному читателю.
Новизна в том, что был проведён самостоятельный анализ произведений писателей и поэтов, чтобы открыть новые грани их творчества, сделана цитатная классификация, на основе которой выявлены особенности образа лирического героя, его активная гражданская позиция; рассмотрены произведения мемуарного жанра, которые составили широчайшую и многокрасочную панораму тех далёких событий, созданную лишь ими, «людьми двенадцатого года».
^ . В работе использован теоретический метод( анализ художественных произведений писателей и поэтов, критической литературы, документальной прозы), эмпирический (сбор и анализ информации, самонаблюдение ).

Читайте также:  Оружие первой мировой: бронетехника и авиация

^
2.1 Отечественная война 1812года в поэзии Г.Р.Державина.Вспомним, братцы, россов славуИ пойдём врагов разить!Защитим свою державу:Лучше смерть, чем в рабстве жить.Мы вперёд, вперёд, ребята,С богом, верой и штыком!Вера нам и верность свята:Победим или умрём!Ф.

Н ГлинкаВ первый день нового, 1813 года русская армия, преследуя остатки разгромленных наполеоновских войск, перешла Неман, Театр военных действий переносился на территорию Западной Европы.

Впереди был ещё долгий и трудный путь, тяжёлые кровопролитные сражения, но самый главный, самый драматический период борьбы с наполеоновским нашествием был завершён: здесь, на берегах Немана, для России закончилась Отечественная война.

Современник и участник войны Сергей Глинка писал четверть века спустя, что «события исполинские, прикосновенные к судьбе рода человеческого, зреют, созревают и дозревают в постепенном и непреодолимом ходе времени. Мы, – утверждал он, – может быть, видели первые буквы того, что вполне прочитает потомство на скрижалях истории человечества».

Истинные масштабы того, что совершил русский народ в 1812 году, были столь огромны, а влияние, которое народная война оказала на исторические судьбы России, столь исключительно, что всё это и в самом деле могло быть в достаточно полной мере осознано лишь со временем, через годы и годы.

Отечественная война 1812 года оказалась заметным рубежом в русской истории первой четверти века: выросло самосознание народа-победителя, зародилась идея освобождения крестьян, подготовилась почва для возникновения первых кружков освободительного движения.

Под знаком патриотического подъёма во время Отечественной войны 1812 года, под знаком активно развёртывающегося времени развивается передовая общественная мысль, которую впитала в себя передовая литература.В русскую литературу Отечественная война вошла сразу же в самые первые её дни. И первое слово о ней прозвучало в поэзии.

Это было слово-воззвание, набатный зов к оружию, к священной борьбе с жестоким и коварным «всеевропейским завоевателем».

Раздался звук трубы военной,Гремит сквозь бури бранный гром.

Народ, развратом воспоённый,Грозит нам рабством и ярмом!……………………………………Теперь ли нам дремать в покое,России верные сыны?!Пойдём, сомкнёмся в ратном строе,Пойдём – и в ужасах войныДрузьям, Отечеству, народуОтыщем славу и свободуИль все падём в родных полях! ( Ф.Глинка.

«Военная песня, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»)В стихах звучит гордое презрение к врагу, непоколебимая вера в грядущую победу. Залог этой победы – вся история России, великие деяния её «греков славы».

Современному читателю, вероятно, покажется несколько странным тот факт, что, широко откликаясь на события, связанные с войной, поэзия той поры не даёт, как правило, конкретного изображения самих событий. Воспевая, например, Бородинское и Смоленское сражения, поэт не стремится запечатлеть какие-либо характерные их подробности, а создаёт картину некоего условного сражения, картину, в которой от реальной исторической действительности сохраняются лишь имена; всё же остальное – аллегории, символы, мифические уподобления.Кутузов, как Алкид, Антея нового в объятиях теснит.От оживляющей земли подняв высоко,Собраться с силами ему он не даёт, Стенающий гигант, вращая мутно око,Ещё упершеюсь ногою в землю бьёт.…………………………………………….Чудовища ему послушны, – Подобье басенных кентавров и химер – Лежат вокруг его изъязвлены, бездушны.Там Витгенштейн троим драконам жало стёр.( А.Востоков «К россиянам»)

Это был стиль эпохи, монументальный стиль русского классицизма, уходящий своими корнями в 18 век, в поэзию Ломоносова, Державина. Время Отечественной войны было его звёздным временем, его звёздным часом, ибо именно его монументальные формы, его мощная и многокрасочная палитра оказались созвучны тому высокому гражданско-патриотическому пафосу, который отличал русскую поэзию двенадцатого года.

Обратите внимание

Огромное многофигурное полотно, посвящённое Отечественной войне, создаёт в это время сам Г.Р.Державин. Это «Гимн лироэпический на прогнание французов из Отечества».

Эпопею борьбы с наполеоновским нашествием Державин изображает как гигантское, поистине вселенское противоборство мировых сил, масштабы которого можно представить, лишь обратившись к фантасмагориям Апокалипсиса.

Открылась тайн священных дверь!Исшёл из бездн огромный зверь,Дракон иль демон змеевидный;Вокруг его ехидныСо крыльев смерть и смрад трясут,Рогами солнце прут;Отенетяя вкруг всю ошибами сферу,Холмят дыханьем поит,Льют ночь на горизонтИ движутся ось всея вселены.

Бегут все смертные смятенныОт князя тьмы и крокодильных стад.Они ревут, свистят и всех страшат… Перед « князем тьмы», всё трепещет, всё падает ниц. И лишь один – один во всей вселенной – обнажает против него карающий меч. Это вождь Севера, «смиренный, кроткий, но челоперунный» агнец, который и поражает змея-исполина.

На этот необъятный вселенский фон поэт и проецирует конкретные исторические события, прозревая в них некий высший смысл, некое указание мировой Судьбы.

Аллегории, олицетворения, библейские и мифологические ассоциации, к которым он обращается на протяжении всего своего повествования, порой излишне сложны, неясны, а то и просто темны; громоздок, тяжёл, архаичен во многих местах и стиль его описаний и рассуждений. Но это – Державин. Мощь творческого воображения, блеск и смелость живописи, величественная красота старинного поэтического «глагола» – всё это делает его «Гимн» одним из самых значительных произведений того времени.

^

В первые же дни войны уехал в Москву и вступил в Московское ополчение в чине поручика В.А.Жуковский. В день Бородинского сражения он находился в резерве, в двух верстах от боя. Выдающимся явлением русской поэзии стало стихотворение В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов»(1812).

Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков.

Важно

Жуковский встречался в Тарутине со многими генералами – прославленными полководцами Отечественной войны, здесь он воочию видел, как после тяжёлого морального поражения, связанного с оставлением Москвы, креп и рос дух русской армии. Автор «Походных записок русского офицера» И.И.

Лажечников (впоследствии один из виднейших русских писателей) вспоминал: «Часто в обществе военном читаем и разбираем «Певца во стане русских», новейшее произведение г. Жуковского. Почти все наши выучили сию пиесу наизусть. Верю и чувствую теперь, каким образом Тиртей водил к победе строи греков. Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собою душу воинов!».

Пзаном, то есть ритуальным военным гимном древних греков, называл стихотворение Жуковского и П.А.Вяземский.Необычный успех стихотворения объяснялся, конечно, его высокими художественными достоинствами. Яркая образность.

Лёгкий, изящный стих, свежесть и живая непосредственность лирического чувства – всё это заметно выделяло «пзан» Жуковского на фоне архаичной одической поэзии того времени, закованной в тяжёлые латы классицизма.

Но, пожалуй, самое главное, в чём современники увидели его особую новизну и особую привлекательность, заключалось в том, что в многокрасочной картине, развёрнутой перед ними поэтом. Они впервые ощутили своё время, свой мир, наконец, свою войну – ту самую, которая была их грозным сегодняшним днём.

Конечно, жанр, в каком написано стихотворение, тоже заключал в себе определённую долю литературной условности и в иных своих образцах, в том числе и самого Жуковского («Песня барда над гробом славян-победителей»,1806), достаточно явно смыкался с традиционными одами классицистов.

Однако в полной мере, используя художественные возможности этого жанра, Жуковский, в сущности, очень мало считается здесь с налагаемыми им ограничениями, смело идёт к действительности, к «натуре», и это позволяет ему создать целую галерею выразительных исторических портретов, не менее богатую и колоритную, чем знаменитая Военная галерея Зимнего дворца.

В галерее Жуковского представлены так или иначе все наиболее известные герои двенадцатого года, причём каждый из них входит сюда непременно с какою-нибудь характерной, присущей только ему чертой, по которой он особенно запомнился современникам. Таковы портреты Кутузова, Багратиона, Раевского, Кульнева, Платова, Давыдова, Фигнера, Кутайсова, Воронцова.

Совет

Представляя их в полном блеске боевой славы, в ореоле подвига, с которым каждый из них вошёл в историю, поэт видит в них не просто блестящий «сонм героев», отчуждённых и замкнутых в своём величии, а прежде всего живых людей, своих современников, членов единого боевого братства, в котором слава «вождей победы» не отделима от славы каждого воина.

Это братство, эта семья живёт единой жизнью, ведя общий счёт и громким победам, и горьким утратам.

Поэтому как глубоко своё, личное, читатель переживает и тот восторг, с которым поэт описывает Кутузова перед полками, и то восхищение, которое звучит в стихах о «Вихорь-атамане» Платове, и ту глубокую печаль, с которой певец ведёт рассказ о гибели Кутайсова, Кульнева и Багратиона.Жуковский «внёс в произведение, близкое оде по своему строю и по теме .

и по стилистическим частностям, элементы элегии». Образ родины окрашен в элегические тона: Страна, где мы впервыеВкусили сладость бытия,Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых летИ первых лет уроки,Что вашу прелесть заменит?О, родина святая,Какое сердце не дрожит,Тебя благословляя?

Впоследствии Жуковский ещё не однажды обратится к теме Отечественной войны. Уже вскоре появятся стихотворения «Вождю победителей» и «Певец в Кремле», а двадцать семь лет спустя, в дни торжеств, посвящённых открытию памятника героям Бородина, он напишет «Бородинскую годовщину». Но «Певец во стане русских воинов» навсегда останется в его творчестве не только самым первым, но и самым блистательным, самым вдохновенным его произведением о героях великой народной эпопеи. Не случайно в своих стихотворениях Жуковский писал чаще не о победителях, а о павших, вызывая сочувствие к безвременно погибшим молодым людям. В.Г.Белинский, видя историческую заслугу Жуковского в том, что он «одухотворил русскую поэзию романтическими элементами», писал, что муза Жуковского «дала русской поэзии душу и сердце» и что «без Жуковского мы не имели бы Пушкина». «Никто более тебя, – напишет ему Пушкин, – не имел права сказать: глас лиры, глас народа».

Источник: http://pochit.ru/literatura/62772/index.html

Отечественная война 1812 года как война народная (стр. 1 из 2)

Отечественная война 1812 года как война народная

Автор: Толстой Л.Н.

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» отличается необычайным богатством идейного содержания. Толстой глубоко раскрывает широчайшие темы, среди которых самой главной, связывающей все прочие, является тема русского народа, его подвига в Отечественной войне 1812 года.

При этом, рассматривая проблему народа и русского национального характера, Толстой доказывает, что именно народ является носителем высокого нравственного начала.

Народ у Толстого выступает как творец истории: миллионные массы простых людей, а не герои, полководцы бессознательно творят историю, двигают общество вперед, создают все ценное в материальной и в духовной жизни, совершают все великое и героическое.

И эту мысль — «мысль народную» — Толстой доказывает на примере войны 1812 года: «Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал… что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чем-то другом». Толстой говорит здесь именно о «периоде кампании 1812 года» потому, что эту войну он считает отличной от всех прочих войн и кампаний, называя ее «народной войной».

Народный характер войны показан Толстым различными способами.

Читайте также:  Возобновление приема в партию

Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войне 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее (например, замечания о том, что мужики не везли в Москву сено, что все жители покидали Москву и т, д.) и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе «представителя народной войны» полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Толстой считает, что победа в войне — это итог бессознательной, «роевой» деятельности миллионов людей из народа. Он неоднократно указывает на это в своих рассуждениях о ходе войны, полемизируя с традиционным, официальным взглядом на историю.

«Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его».

«Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню… делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию».

Но эта бесконечная, бессознательная, «роевая» деятельность людей для Толстого проявляется не в едином движении однородной массы, а в движениях, поступках, чувствах, порывах тысяч отдельных людей: купца Ферапонтова и «человека во фризовой шинели» в Смоленске, солдат на батарее Раевского, лихого партизана Тихона Щербатого, солдата Апшеронского полка Платона Каратаева, старостихи Василисы, полководца Кутузова…

Обратите внимание

Впервые то великое патриотическое чувство, которое владело всеми настоящими русскими людьми в 1812 году, Толстой показывает, рисуя события в Смоленске. Купец Ферапонтов сам сжигает собственное добро, чтобы оно не досталось французам.

«Человек во фризовой шинели» поджигает собственный дом, Жители Смоленска, несмотря на все заверения губернатора, один за другим покидают город. Все это — первые проявления того великого, истинного, народного патриотизма, который, по Толстому, спас Родину.

На фоне общего национального патриотического движения омерзительны отдельные представители чиновно-аристократического общества, которые в дни всенародного бедствия действовали в эгоистических, корыстных целях. Враг уже был в Москве, а придворная петербургская жизнь шла по-старому: «Те же были выходы, балы, тот же французский театр…

те же интересы службы и интриги». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

Гневно обличает Толстой московского генерал-губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном лжепатриота графа Растопчина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для героически сражавшейся армии Кутузова. Московский генерал-губернатор боялся раздавать оружие жителям города.

С возмущением рассказывает писатель о карьеристах — иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали Наполеону всю Европу и «приехали научить — славные учителя!». Среди штабистов Толстой выделяет самую большую группу людей, «желающих только одного и самого существенного: наибольших для себя выгод и удовольствий…» Они «ловили рубли, кресты, чины…» К числу таких людей — «трутневому населению армии» — относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков…

События романа развиваются по восходящей линии, приближая нас к грандиозной кульминации всего романа — Бородинскому сражению, где наиболее полно воплощена «мысль народная», где выносится окончательный приговор каждому человеку: все зависит от того, с кем сейчас этот человек и какие помыслы владеют им.

Так, князь Андрей, Долохов, Пьер, Тимохин вместе с народом, а ничтожный Берг и в самую опасную для Родины минуту, через пять дней после Бородинского сражения, занят заботами о «шифоньерочке» для Веруши, не понимая и не чувствуя того стремления, которое охватило всех.

Это чувство, это стремление предельно четко и ясно выразил князь Андрей в своем разговоре с Пьером накануне сражения: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям… Надо их казнить».

Важно

Эти слова отражают решимость и самоотверженность всей армии (вспомним солдат батальона Тимохина или ополченцев, о которых говорит при Кутузове Друбецкой).

Князь Андрей уверен в завтрашней победе потому, что в сердце русского солдата есть то, «что одно только и нужно завтра», — «скрытая… теплота патриотизма», как назвал это Пьер, чувство ответственности «такой минуты», когда решается судьба Москвы, судьба России, когда необходимо напряжение сил всего народа.

Здесь мы сталкиваемся с одним из противоречий в мировоззрении Толстого. С одной стороны, Толстой считает, что общественная, «роевая» жизнь людей абсолютно бессознательна.

С другой — утверждая, что победа или поражение народа зависит от его духа, он показывает, что высокий дух русской армии в Бородинском сражении — следствие того, что каждый солдат, каждый ополченец осознает величие и ответственность этой минуты, осознает, что сейчас защищает Родину от врага.

Об этом говорит хотя бы реплика одного из солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва». Наиболее важны для характеристики народа сцены, которые видит Пьер на Бородинском поле.

Его поражает спокойное, веселое мужество солдат на батарее Раевского, полное отсутствие страха перед смертью: ни один из этих людей не помнит о собственной судьбе, и Толстой дает понять, что это спокойное выполнение каждым из тысяч таких солдат своего долга, без высоких слов о долге, без понимания даже (по мнению Толстого) этого долга и есть причина того, что наполеоновская армия остановилась в своем движении у Москвы, — это и есть истинный героизм.

Мужественное сопротивление русских войск, их несокрушимость удивляют и поражают Наполеона, еще не знавшего поражения. Самоуверенный император сначала никак не мог понять, что происходит

на поле боя, так как вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля стройные колонны французских войск возвращались расстроенными, испуганными толпами. Наполеон натыкался на массу убитых и раненых солдат и испытывал ужас.

Совет

Рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что русские одержали нравственную победу над войсками Наполеона. Толстой славит народ, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно, как и в начале сражения. Нравственная сила французской атакующей армии была истощена.

«Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным».

Великолепные картины дальнейшего развития народной войны рисуются автором в четвертом томе романа, главы которого посвящены партизанскому движению в России. В партизанских действиях полнее всего воплощены черты Отечественной войны 1812 года как войны народной.

Здесь уже в полном смысле слова весь народ — солдаты, мужики, казаки, даже женщины — начинает вооруженную борьбу: «Были партии, перенимавшие все приемы армии… были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи…

Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов».

Подлинным представителем партизанской войны в романе, человеком, воплотившим в себе главные настроения и чувства русского народа, является партизан отряда Денисова Тихон Щербатый. Это «самый нужный человек в отряде», он отважен, храбр, в нем нет абстрактного каратаевского человеколюбия: французы для него — враги, и он уничтожает их.

Хотя для Толстого русский национальный характер связывался с образом Платона Каратаева, воплощавшего патриархальность, смирение, доброту русского крестьянина, все-таки именно Тихон Щербатый соединяет в себе те черты народа, которые особенно проявились в грозную для отечества пору: ненависть к захватчикам, неосознанный, но глубокий патриотизм, мужество и героизм в бою, стойкость и самоотверженность.

Как подлинный предводитель народной войны изображается в романе Кутузов. Толстой указывает на нравственную связь Кутузова с армией, на свойственные ему простоту, человечность, искренность.

Кутузов поистине велик: главное в нем то, что он отрешается в своей деятельности от всего личного, руководствуется высокой гражданской целью — спасти Отечество.

Обратите внимание

Как реалист, Толстой рисует Кутузова активным участником событий, каким он и был в действительности.

Источник: http://MirZnanii.com/a/358634/otechestvennaya-voyna-1812-goda-kak-voyna-narodnaya

Война 1812 года. Кратко

Война 1812 года

Война 1812 года, известная также как Отечественная война 1812 года, война с Наполеоном, нашествие Наполеона — первое событие в национальной истории России, когда для отражения врага сплотились все слои русского общества. Именно народный характер войны с Наполеоном позволил историкам присвоить ей имя Отечественной

Причина войны с Наполеоном

Главным врагом своим, препятствием к мировому господству Наполеон считал Англию. Сокрушить её военной силой он не мог по соображения географическим: Британия — остров, десантная операция обошлась бы Франции очень дорого, кроме того, после сражения при Трафальгаре Англия осталась единственной владычицей морей.

Потому Наполеон решил задушить противника экономически: подорвать торговлю Англии путём закрытия для неё всех европейских портов. Однако и Франции блокада не приносила выгоды, разоряла её буржуазию. «Наполеон понимал, что именно война с Англией и сопряженная с ней блокада мешают радикальному улучшению экономики империи.

Но чтобы прекратить блокаду, нужно было сначала добиться, чтобы Англия сложила оружие»*. Однако победе над Англией мешала позиция России, которая на словах соглашалась соблюдать условия блокады, на деле, убежден был Наполеон, не соблюдала её.

«Английские товары из России по всей необъятной западной границе, просачиваются в Европу и это сводит к нулю континентальную блокаду, т. е. уничтожает единственную надежду «поставить Англию на колени».

Великая армия в Москве — это значит покорность русского императора Александра, это полное осуществление континентальной блокады, следовательно, победа над Англией возможна только после победы над Россией.

Впоследствии в Витебске, уже во время похода на Москву, граф Дарю откровенно заявил Наполеону, что ни армии, ни даже многие в окружении императора не понимают, зачем ведется эта трудная война с Россией, потому что из-за торговли английскими товарами во владениях Александра воевать не стоило. (Однако) Наполеон усматривал в последовательно проведенном экономическом удушении Англии единственное средство окончательно обеспечить прочность существования великой созданной им монархии

  • 1798 — Россия вместе с Великобританией, Турцией, Священной Римской империей, Неаполитанским королевством создала вторую антифранцузскую коалицию
  • 1801, 26 сентября — Парижский мирный договор России и Франции
  • 1805 — Англией, Россией, Австрией, Швецией сформирована третья антифранцузская коалиция
  • 1805, 20 ноября — разгром Наполеоном австро-русских войск при Аустерлице
  • 1806, ноябрь — начало войны России с Турцией
  • 1807, 2 июня — поражение русско-прусских войск при Фридланде
  • 1807, 25 июня — Тильзитский мирный договор России и Франции. Россия обязалась присоединиться к континентальной блокаде
  • 1808, февраль — начало Русско-Шведской войны, продлившейся год
  • 1808, 30 октября — Эрфурская союзная конференция России и Франции, подтверждающая франко-русский союз
  • Конец 1809-начало 1810 года — неудачное сватовство Наполеона к сестре Александра Первого Анне
  • 1810, 19 декабря — введение в России новых таможенных тарифов, выгодных для английских товаров и невыгодных для французских
  • 1812, февраль — мирное соглашение России и Швеции
  • 1812, 16 мая — Бухарестский мир России и Турции
Читайте также:  Творчество и жизнь поэтов-шестидесятников

«Наполеон впоследствии говорил, что ему следовало отказаться от войны с Россией уже в тот момент, когда он узнал, что ни Турция, ни Швеция воевать с Россией не будут»

  • 1812, 12 июня (старый стиль) — французская армия вторглась в Россию переправой через Неман

Ни одной души на всем необозримом пространстве за Неманом до самого горизонта французы не увидели, после того как скрылись из вида сторожевые казаки. «Перед нами лежала пустыня, бурая, желтоватая земля с чахлой растительностью и далекими лесами на горизонте»,- вспоминал один из участников похода, и картина показалась уже тогда «зловещей»

  • 1812, 12-15 июня — четырьмя непрерывными потоками наполеоновская армия по трем новым мостам и четвертому старому — у Ковно, Олитта, Мереча, Юрбурга — полк за полком, батарея за батарей, непрерывным потоком переходила через Неман и выстраивалась на русском берегу.

Наполеон знал, что хотя у него под рукой 420 тысяч человек,… но армия далеко не равноценна во всех своих частях, что положиться он может лишь на французскую часть своей армии (всего великая армия насчитывала 355 тысяч подданных Французской империи, но среди них далеко не все были природные французы), да и то не на всю, потому что молодые рекруты не могут быть поставлены рядом с закаленными воинами, побывавшими в его походах. Что же касается вестфальцев, саксонцев, баварцев, рейнских, ганзейских немцев, итальянцев, бельгийцев, голландцев, не говоря уже о подневольных ‘союзниках — австрийцах и пруссаках, которых он потащил для неведомых им целей на смерть в Россию и из которых многие ненавидят вовсе не русских, а его самого, то едва ли они будут сражаться с особенным жаром

  • 1812, 12 июня — французы в Ковно (нынче — Каунас)
  • 1812, 15 июня — Корпуса Жерома Бонапарта и Ю. Понятовского выдвинулись к Гродно
  • 1812, 16 июня — Наполеон в Вильно (Вильнюсе), где он пробыл 18 дней
  • 1812, 16 июня — короткий бой в Гродно, русские взорвали мосты через реку Лососня

Барклай де Толли (1761-1818) — С весны 1812 года — командующий 1-й Западной армией. В начале Отечественной войны 1812 года — главнокомандующий русской армией
Багратион (1765-1812) — шеф лейб-гвардии Егерского полка.

В начале Отечественной войны 1812 года командующий 2-й Западной армией
Беннигсен (1745-1826) — генерал от кавалерии, приказом Кутузаова — начальник Главного штаба русской армии
Кутузов (1747—1813) — генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года
Чича́гов (1767—1849) — адмирал, морской министр Российской империи с 1802 по 1809 годы
Ви́тгенштейн (1768-1843) — генерал-фельдмаршал, в войну 1812 года — командир отдельного корпуса на петербургском направлении

  • 1812, 18 июня — французы в Гродно
  • 1812, 6 июля — Александр Первый объявил о наборе в ополчение
  • 1812, 16 июля — Наполеон в Витебске, армии Багратиона и Барклая отоходят к Смоленску
  • 1812, 3 августа — соединение армий Барклая до Толли и Багратиона под Смоленском
  • 1812, 4-6 августа — Сражение у Смоленска

В 6 часов утра 4 августа Наполеон приказал начать общую бомбардировку и штурм Смоленска. Разгорелись яростные бои, длившиеся до 6 часов вечера. Корпус Дохтурова, защищавший город вместе с дивизией Коновницына и принца Вюртембергского, сражался с изумлявшей французов храбростью и упорством.

Вечером Наполеон призвал маршала Даву и категорически приказал на другой день, чего бы это ни стоило, взять Смоленск.

У него появилась уже раньше, а теперь окрепла надежда, что этот смоленский бой, в котором участвует якобы вся русская армия (он знал о состоявшемся наконец соединении Барклая с Багратионом), и будет той решительной битвой, от которой русские до сих пор уклонялись, отдавая ему без боя огромные части своей империи. 5 августа бой возобновился. Русские оказывали геройское сопротивление. После кровавого дня наступила ночь. Бомбардировка города, по приказу Наполеона, продолжалась. И вдруг раздались среда ночи один за другим страшные взрывы, потрясшие землю; начавшийся пожар распространился на весь город. Это русские взрывали пороховые склады и зажигали город: Барклай дал приказ об отступлении. На рассвете французские разведчики донесли, что город оставлен войсками, и Даву без боя вошел в Смоленск

  • 1812, 8 августа — Вместо Барклая де Толли главнокомандующим назначен Кутузов
  • 1812, 23 августа — Лазутчики донесли наполеону, что русская армия остановилась и заняла позиции уже за два дня перед тем и что близ деревни, виднеющейся вдали, также сооружены укрепления. На вопрос, как называется деревня, лазутчики ответили: «Бородино»
  • 1812, 26 августа — Бородинское сражение

Кутузов знал, что Наполеона погубят невозможность длительной войны в нескольких тысячах километров от Франции, в пустынной, скудной, враждебной громадной стране, недостаток продовольствия, непривычный климат.

Но еще более точно знал, что отдать Москву без генеральной битвы не позволят и ему, несмотря на его русскую фамилию, как не позволили сделать это Барклаю. И он решил дать эту битву, ненужную, по его глубочайшему убеждению. Излишняя стратегически, она была неизбежна морально и политически.

В 15 часовую Бородинскую битву с обеих сторон выбыло более 100000 человек. Наполеон впоследствии говорил: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой.

Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…»

Самая откровенная школьная липа касается французских потерь в Бородинском сражении.

Важно

Европейская историография признаёт, что Наполеон не досчитался 30 тыс. солдат и офицеров, из них убитыми 10–12 тысяч. Тем не менее на главном монументе, установленном на Бородинском поле, золотом выбито – 58 478 человек.

Как признаёт знаток эпохи Алексей Васильев, «ошибочкой» мы обязаны Александру Шмидту – швейцарцу, которому в конце 1812 г. были очень нужны 500 рублей. Он обратился к графу Фёдору Ростопчину, выдав себя за бывшего адъютанта наполеоновского маршала Бертье.

Получив деньги, «адъютант» от фонаря составил список потерь по корпусам Великой армии, приписав, например, 5 тыс. убитых голштинцам, которые в Бородинской битве вообще не участвовали. Русский свет был рад обманываться, а когда появились документальные опровержения, никто не решился инициировать демонтаж легенды. И не решается до сих пор: в учебниках десятилетиями кочует цифирь, будто Наполеон потерял около 60 тыс. бойцов. Зачем обманывать детей, способных открыть компьютер? («Аргументы Недели», № 34(576) от 31.08.2017)

  • 1812, 1 сентября — совет в Филях. Кутузов приказал оставить Москву
  • 1812, 2 сентября — Русская армия прошла через Москву и вышла на Рязанскую дорогу
  • 1812, 2 сентября — Наполеон в Москве
  • 1812, 3 сентября — начало пожара в Москве
  • 1812, 4-5 сентября — Пожар в Москве.

5 сентября утром Наполеон обошел Кремль и из окон дворца, куда бы ни посмотрел, император побледнел и долго молча смотрел на пожар, а потом произнес: «Какое страшное зрелище! Это они сами поджигают… Какая решимость! Какие люди! Это — скифы!»

  • 1812, 6 сентября — 22 сентября — Наполен трижды отправлял к царю и Кутузову парламентеров с предложением мира. Ответа не дождался
  • 1812, 6 октября — начало отступления Наполеона из Москвы
  • 1812, 7 октября — Победоносное сражение русской армии Кутузова с французскими войсками маршала Мюрата в районе села Тарутино Калужской области
  • 1812, 12 октября — битва под Малоярославцем, заставившая армию Наполеона отступать по старой смоленской дороге, уже полностью разоренной

Генералы Дохтуров, Раевский атаковали Малоярославец, занятый накануне Дельзоном. Восемь раз Малоярославец переходил из рук в руки. Потери с обеих сторон были тяжкие.

Одними только убитыми французы потеряли около 5 тысяч человек.

Город сгорел дотла, загоревшись еще во время боя, так что много сотен человек, русских и французов, погибло от огня на улицах, много раненых сгорело живьем

  • 1812, 13 октября — Утром Наполеон с небольшой свитой выехал из села Городни осмотреть русские позиции, как вдруг на эту группу всадников налетели казаки с пиками наперевес. Два маршала, бывшие с Наполеоном (Мюрат и Бессьер), генерал Рапп и несколько офицеров сгрудились вокруг Наполеона и стали отбиваться. Польская легкая кавалерия и подоспевшие гвардейские егеря спасли императора
  • 1812, 15 октября — Наполеон приказал отступать к Смоленску
  • 1812, 18 октября — начались морозы. Зима наступила ранняя и холодная
  • 1812, 19 октября — корпусом Витгенштейна, усиленным петербургским и новгородским ополчениями и другими подкреплениями выбиты войска Сен-Сира и Удино из Полоцка
  • 1812, 26 октября — Витгенштейн занял Витебск
  • 1812, 6 ноября — Армия Наполеона прибыла в Дорогобуж (город Смоленской области), готовыми к бою оставалось только 50 тысяч человек
  • 1812, начало ноября — Южная русская армия Чичагова, прибывшая из Турции, устремилась к Березине (реке в Белоруссии, правому притоку Днепра)
  • 1812, 14 ноября — Наполеон вышел из Смоленска, имея под ружьем всего 36 тысяч человек
  • 1812, 16-17 ноября — кровопролитное сражение под посёлком Красный (45 км к юго-западу от Смоленска), в котором французы понесли огромные потери
  • 1812, 16 ноября — армия Чичагова заняла Минск
  • 1812, 22 ноября — армия Чичагова заняла Борисов на Березине. В Борисове был мост через реку
  • 1812, 23 ноября — поражение авангарда армии Чичагова от маршала Удино под Борисовым. Борисов вновь перешел к французам
  • 1812, 26-27 ноября — Наполеон переправил остатки армии через Березину и отвел их к Вильно
  • 1812, 6 декабря — Наполеон оставил армию, отправившись в Париж
  • 1812, 11 декабря — русская армия вступила в Вильно
  • 1812, 12 декабря — остатки армии Наполеона прибыли в Ковно
  • 1812, 15 декабря — остатки французской армии переправились через Неман, покинув территорию России
  • 1812, 25 декабря — Александр I издал манифест об окончании Отечественной войны

«…Ныне с сердечною радостью и горечью к Богу благодарность объявляем Мы любезным Нашим верноподданным, что событие превзошло даже и самую надежду Нашу, и что объявленное Нами, при открытии войны сей, выше меры исполнилось: уже нет ни единого врага на лице земли Нашей; или лучше сказать, все они здесь остались, но как? Мертвые, раненые и пленные. Сам гордый повелитель и предводитель их едва с главнейшими чиновниками своими отселе ускакать мог, растеряв все свое воинство и все привезенные с собою пушки, которые более тысячи, не считая зарытых и потопленных им, отбиты у него, и находятся в руках Наших…»

  • Всенародный характер оказанного сопротивления
  • Массовый героизм солдат и офицеров
  • Высокое мастерство военачальников
  • Нерешительность Наполеона в объявлении антикрепостнических законов
  • Географический и природный факторы
  • Рост национального самосознания в русском обществе
  • Начало заката карьеры Наполеона
  • Рост авторитета России в Европе
  • Зарождение в России антикрепостнических, либеральных воззрений

*Здесь и далее цитаты из книге Е. Тарле «Наполеон»

Ещё статьи

Что означает герб Советского Союза
Что означает выражение «Ешкин кот»
Что означает выражение Козёл отпущения

Источник: http://ChtoOznachaet.ru/vojna-1812-goda-kratko.html

Ссылка на основную публикацию