Монархия константина и византийская империя iv века

Византия в IV-XV вв (стр. 1 из 2)

Вопрос 26. Византия в
IV

XV
вв.

Рождение Византии относят к 330 г. н.э., когда в город Константинополь, расположенный а на месте древнегреческого города Византия, император Константин перенес столицу Римской империи.

Оформление Восточной Римской империи в самостоятельное государство завершилось в 395 г. с разделением империи на две части: Западную и Восточную. Западная империя пала в результате внутренних и внешних причин в 476 г.

, а Восточная просуществовала еще тысячу лет (до 1453 года).

В состав империи вошли обширные территории: Балканский полуостров, Малая Азия, Северная Месопотамия, часть Армении и грузинских земель, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, Кипр, Крит, Родос, другие острова Восточного Средиземноморья и южное побережье Крыма.

Обратите внимание

Самоназвание империи – «Ромейская» (Римская). Наименование Византия появляется только с 14 века, а утвердилось оно в литературе только в 16-17 вв., когда византийские земли уже входили в состав Османской империи.

В истории Византии выделяется несколько периодов.

1 период. Ранний (4 – первая половина 7 в.)

В Византии этого периода было достаточно широко распространено свободное крестьянское землевладение. Община была податной – платила в казну налоги и выполняла государственные отработочные повинности.

Роль рабов в сельском хозяйстве неуклонно снижалась, росло число зависимых крестьян, отдававшихся под патронат, т.е. под покровительство крупных собственников. Этих зависимых крестьян называют париками.

Византия в отличие от Западной Европы осталась страной городов, основой производства в которых были небольшие ремесленные мастерские. Города обладали правами самоуправления.

Верховная власть в государстве принадлежала императору. Но власть императора в империи не была наследственной.

Ее переход к новому государю зависел от синклита(сената) (состоял из представителей высшей гражданской и военной знати), от армии, от позиции высшего духовенства, а иногда – и от симпатий простых константинопольцев.

Центральное управление концентрировалось во дворце и было специализировано по ведомствам-канцеляриям. Территория империи делилась на административные области – провинции. Армия была достаточно боеспособной и формировалась преимущественно из свободных крестьян.

Официальной религией с середины 4 века было христианство. В Византии церковь в отличие от Западной Европы находилась в большей зависимости от государственной власти и оставалась всегда ее верной союзницей.

Важно

Царствование Юстиниана I(527-565 гг.) – наивысший расцвет могущества Византии. Император с помощью ряда мер ослабляет крупное землевладение, окончательно разгромил оппозицию старой знати. При нем был создан «Свод гражданского права».

Византия при Юстиниане захватывает Вандальское королевство в Северной Африке, Остготское королевство в Италии и Юго-Восточная Испания. Однако завоевания были достигнуты ценой колоссального напряжения сил. Неспокойно было на Востоке, где империя с переменным успехом вела войны с Ираном. К концу правления Юстиниан экономика страны была подорвана.

Византия начинает утрачивать свои приобретения. После смерти Юстиниана, В 568 г. большинство итальянских земель было захвачено лангобардами. Византии удалось одержать победу в напряженной войне с Ираном, однако у нее появился новый грозный сосед в лице образующегося Арабского халифата. В 636-642 гг.

арабы захватили Сирию, Палестину, Египет, а к концу 7 века и владения Византии в северо-западной Африке. На Балканах с последних десятилетий 6 века особенно массовый характер приобретает расселение славян.

2 период (вторая половина 7 – 12 вв.)

В экономике – период относительного экономического и социального преобладания деревни над городом, усилилось имущественное расслоение среди общинников. Перестраивается система управления провинциями. Теперь вся полнота военной и гражданской власти в провинции принадлежала стратигу – военачальнику, назначаемому императором.

Войско теперь формируется из состоятельных крестьян. У империи в 7-9 веках было три главных врага- протоболгары, славяне и арабы. Византии пришлось признать независимость Болгарского царства. Славяне с походами доходили до стен Константинополя. Арабы в 670-х гг. несколько раз подступали к Константинополю. Греков выручал знаменитый «греческий огонь», горевший даже на воде.

Но натиск арабов был в 8 веке в конце концов отбит.

Иконоборчество – политика запрета почитания икон и мощей святых, которое было объявлено идолопоклонством. Причина – борьбПрооцветает торговляа между гражданской знатью во главе с императором Львом III Исавром и военной аристократией.

Добиться компромисса между теми и другими можно было за счет монастырей, накопивших огромные богатства. Поэтому Лев III в 726 г. своим эдиктом запретил иконопочитание. Когда задачи иконоборчества оказались выполненными, то Вселенский собор в 787 г. осудил иконоборчество. Был еще второй период иконоборчества (815-843 гг.

) В 843 г. иконопочитание было торжественно восстановлено, а иконоборцы преданы анафеме.

Совет

Со второй половины 9 до конца 11 века – новый период расцвета. Императоры Македонской династии (867-1056) пытаются решить ряд проблем.

Это, во-первых, потеря земли свободными общинниками и превращение их в зависимых крестьян частных лиц, что вело и к сокращению поступления налогов, и численности воинского ополчения. Этому процессу пытались помешать императоры своими указами, направленными на укрепление прав общинников.

С середины 9 века начался подъем городов в Византии. Процветает торговля. Константинополь был самым крупным и многолюдным городом всего средневековья.

Растет церковное влияние Византии. Церковные миссии солвершаются в Хазарию, Великую Моравию, на Русь, в Болгарию.

В 988/989 гг. сначала великий князь киевский Владимир и княжеский двор, а затем и киевляне и жители других городов и регионов принимают от Византии христианство. Значение принятия христианства для Руси было очень велико.

Был открыт доступ на Русь византийской культуре. Сюда проникает греческая и славяноязычная литература. Русь активно перенимала опыт империи в каменном зодчестве, живописи, книжном деле, ювелирном и стеклодельном производстве.

Императорам Македонской династии удалось отвоевать у арабов Крит, Кипр, Северную Месопотамию, часть Малой Азии и значительную часть Сирии, утвердила влияние на Армению и Грузию. В 1018 г. была завоевана Болгария. С 30-х гг. 11 века – период нового упадка центральной власти.

Идет борьба за власть внутри господствующей верхушки Византии. Военная знать все время пытается отнять вооруженным путем власть у ставленников бюрократии на троне. Внутренняя нестабильность сказывается и на внешней политике (появление турок-сельджуков, вторжение печенегов).

Поднимают восстания болгары.

Обратите внимание

В 1054 г. произошел официальный разрыв (схизма) католической и православной церквей, реальной причиной чему послужили проблемы границ влияния папства и патриархии. В 70-е гг. 11 в. положение империи резко ухудшилось. К 1081 г. из окон царского дворца были видны сельджукские разъезды на берегу Босфора в Азии, а печенежские – на берегу бухты Золотой Рог

С эпохой Комнинов (1081-1185 гг.) связана определенная стабилизация положения империи, им удалось отсрочить ее падение. Комнинам приходилось искать выход в компромиссной политике, заключавшейся в попытках учесть интересы и мелких землевладельцев, и военной аристократией. Эта политика смогла принести только временгый успех и страдала внутренними противоречиями.

К концу правления Комнинов усиливается власть ряда магнатов в ряде районов империи. Магнаты все больше превращаются в фактически самостоятельных властителей. Благодаря хорошо проводимой внешней политике империи удалось отбив натиск турок-сельджуков, норманнов и печенегов. Империи при помощи крестоносцев удалось вернуть Северо-запад Малой Азии.

Затем Византия отвоевала южное побережье Малой Азии и Северную Сирию. Вершиной успехов Византии стало подчинение Сербии и Далмации и подчинение своему влиянию Венгрии. Но в конце 70-х гг. 12 века успехи прекратились. Ухудшилось внутреннее положение. Сбросили с себя византийскую власть Болгария и Сербия.

Децентрализация в Византии облегчила успехи новых завоевателей –крестоносцев.

Четвертый крестовый поход в 1204 г. завершился падением Константинополя. На месте Византии крестоносцами была создана Латинская империя.

Но в ряде областей бывшей империи сохранились самостоятельные греческие государства, боровшиеся за первенство и за восстановление Византии.

В северо-западной части Малой Азии возникла Никейская империя, в Южном Причерноморье – Трапезундская, на Балканах – Эпирское государство. Победу в борьбе за восстановление Византийской империи одержала Никейская империя. В 1261 г.

, почти не встретив сопротивления отряды никейского императора Михаила VIII Палеолога заняли Константинополь. Византийская империя была восстановлена.

Начинается последний, поздний период в истории Византии (13-середина 15 в.)

Восстановленная Византия была всего лишь подобием некогда огромной державы. В нее вошли западная часть Малой Азии, часть Фракии и Македонии, острова в Эгейском море и ряд крепостей на Пелопоннесе.

Важно

Враждебная коалиция в составе ряда западных государств, турецкая угроза на Востоке, болгары и сербы на севере.

В экономике еще больше упрочилось господство крупного феодального землевладения, большинство городов переживали упадок, особенно ощущавшийся в Константинополе. Ряд торговых привилегий Византия была вынуждена предоставить итальянским купцам.

В 40-е -50-е гг. Византия была охвачена гражданской войной и движением торгово-ремесленных кругов, направленным против засилья феодалов.

Турки-османы захватили все владения Византии в Малой Азии и с 1352 г. приступили к завоеванию европейских владений империи. В 1439 г.

ввиду угрозы захвата Константинополя турками византийское правительство пошло на заключение унии (союза) между римско-католической и православными церквами (Флорентийская уния), чтобы получить военную помощь с запада. Большинство населения враждебно отнеслось к унии.

Источник: http://MirZnanii.com/a/346301/vizantiya-v-iv-xv-vv

Величие и падение Византии

Откуда появилось название Византия? Видимо, не каждый школьник сегодня в состоянии ответить на этот вопрос.

…Так в древности назывался греческий город на европейской стороне Босфора у Мраморного моря. В 330 году н.э. римский император Константин Великий избрал его столицей своей империи и тем самым придал ему всемирно-историческое значение.

Постепенно Византия из торгового провинциального города превратилась в столицу с роскошными дворцами, портиками и площадями. Со всех концов греческого мира сюда стали стекаться произведения искусства, и начался мощный прилив людей из европейских и азиатских областей империи.

Превратившись в столицу империи, Византия по воле Константина была названа в его честь Константинополем.

Совет

Сами обитатели Византийской империи именовали себя нe римлянами, нe греками, нe эллинами, а ромеями и Византийская империя официально носила название Ромейской. Конечно, она была подвержена сильному влиянию традиций Западной Римской империи, которая пала в последней четверти V столетия н.э под напором германцев.

Поэтому наследие Рима, звание императора и сама идея всемирной монархии, а также остатки античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи. Особенно тяжела была для народов Западной Европы утрата идеи всемирной монархии.

«Один Бог на небе, один царь на Земле; нельзя небо представить без Бога, а землю — без императора».

Византия сыграла значительную роль в развитии Церкви Христовой и, в частности, православия. В период царствования Константина Великого был найден животворящий Крест Господний. Хотя император не был христианином, но по наказу отца относился к христианам благосклонно.

Письменные источники упоминают о таком факте: кесарь Италии Максентий объявил войну Константину и намеревался в его лице уничтожить сильного защитника христиан. Войско кесаря значительно превосходило войско Константина по численности и силе.

Читайте также:  Русско-японская война 1904 - 1905 годах

Византийский император мог уповать только на помощь единого Бога.

И он не ошибся в своем небесном покровителе. Его молитвы были услышаны. На заходе солнца он увидел на небе знамение Креста Господнего и надпись из звезд: «Сим победиши».

А на следующую ночь во сне Константин увидел самого Иисуса Христа, который велел ему сделать на войсковых знаменах крест и возвестил, что Константин победит в этой битве. Император сделал такой крест из золота и самоцветов. Аналогичные кресты были изготовлены для всей армии.

И действительно, его войско, среди которого были и христиане, на следующий день выиграло битву и вошлo в Рим.
В честь этой победы в городе была поставлена статуя царя с крестом в правой руке.

На ней сделали надпись: «Этот спасительный крест — истинный свидетель мужества, которым я спас и освободил город наш от ярма мучителя и вернул Римскому сенату свободу и былую славу».

И впоследствии император Константин и его воины вели свои победоносные битвы под знаменем с изображением креста. Итак, крест, который был у язычников орудием смертной казни, помог Константину в его победах над врагами, стал знаком торжества христиан над язычниками в Римской империи.

Обратите внимание

В честь Животворящего Креста он решил построить храм в Иерусалиме на месте страдания и воскресения Иисуса Христа. В выполнении благих намерений Константину помогала мать — царица Елена. Она приложила немало усилий для того, чтобы найти Крест Господний на Голгофе.

На месте страданий и смерти Христа были проведены раскопки и найдены три креста и дощечка с надписью»: «Иисус Назарянин — Царь Иудейский». Эти же слова, как записано в Евангелии, по велению Пилата — правителя Иудеи, были написаны над головой распятого Иисуса (Иоанн, ХIХ, 19).

Спасительный Крест сейчас находится в Иерусалиме в серебряном ковчеге, а часть его царица отправила своему сыну Константину.

Сегодня нет возможности увидеть Крест целым. Его части раздавались для освящения по всему миру. В 1681 году часть Креста была доставлена в Москву и хранится в Успенском соборе, часть — находится в Киеве в Софиевском соборе, а наибольшая его часть осталась в Иерусалиме в храме Воскресения, в алтаре греческой соборной церкви в особом ковчеге.

Соседи Византии были, конечно же, недоброжелательны по отношению к своему богатому и могущественному соседу. Императорское достоинство, которое сохранилось в Византии, озлобляло политических деятелей Западной Европы. Они пытались во что бы то ни стало отнять его у византийских царей. Впервые это удалось королю франков Карлу Великому.

Несмотря на то, что империя на Западе была восстановлена, многие из государей при законном монархе называли себя императорами и таким образом подпадали под разряд самозванцев. Затем, правда, они покупали согласие на этот титул у византийских императоров.

Римский первосвященник вступил на путь честолюбивых притязаний на главенство и начал свою борьбу с патриархом константинопольским. Церковная вражда порой перерастала во вражду политическую.

Один из трагических эпизодов — история завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 году, когда франки, направлявшиеся в Иерусалим, изменили цель похода и убивали восточных христиан, опустошали их страну с не меньшей жестокостью, чем это делали они по отношению к мусульманам.

Но многое Запад перенимал у Византии мирным способом. В то время, сохраняя в себе плоды античной цивилизации, она служила для Европы источником знаний и просвещения. До конца XII столетия о Византии можно было сказать, что она стояла на недосягаемой для западных народов высоте в области богословия, философии и литературы.

Важно

Германские императоры IX и Х столетий стремились вступить в брачное родство с византийскими императорами. Вместе с греческими царевнами приходили в то время в Европу и греческие ученые. Греческое образование было в моде на Западе.

Но религиозные распри между западными и восточными христианами впоследствии послужили, пожалуй, главной причиной падения Византийской империи.

Когда византийские императоры обращались к Западу за помощью против экспансии мусульман, то те мотивировали свой отказ тем, что греки не истинные христиане.

Другое дело, отношения с Восточной Европой и славянами. Славяне часто соприкасались с Византией и ее войска пополнялись за их счет. Кроме того, они вместе с германцами заселяли земли обширной империи. Из их числа выходили и администраторы и полководцы, и даже один патриарх.

Славянские правовые воззрения оказали влияние на обычаи и законы империи. Русские купцы были частыми гостями Константинополя и вели выгодную торговлю. Византия подарила Руси и другим славянским народам христианскую веру, дала им богослужебный язык и письменность.

Русичи издавна стремились в Византию, то, вступая с ней в мирные сношения, то, предпринимая на нее опустошительные набеги. Но после принятия христианства наши воинственные предки приходят туда не как завоеватели, а только как союзники.

Eще Владимир Великий вскоре после крещения послал в Царьград (Константинополь) отряд своих воинов с целью усмирить мятеж, который подняли против императора его подданные. Из Византии перешли в Русь знаки верховной государственной власти: герб, бармы и шапка Мономаха.

Одним из самых выдающихся и талантливых императоров Ромейской империи был Юстиниан. В 527 году, когда он стал императором, персидская армия беспрестанно атаковала восточные границы Византии, вандалы праздновали победу на территории Северной Африки. Юстиниан решил преобразовать управление империей.

Совет

Одним из результатов этих реформ стала эффективная налоговая система. Имея достаточные средства, Юстиниан смог содержать большую армию. Император послал армию в Северную Африку, где онa быстро освободилa побережье от вандалов, а затем двинулся в Италию. Тем временем восточные армии успешно боролись против персов пока Юстиниан не заключил перемирие на Апеннинах.

В период правления Юстиниана значительно расширились границы Византии.

Его империя прежде всего основывалась на греко-римских традициях. Юстиниану были близки идеалы Рима, и он стремился восстановить Римскую империю не только в территориальных границах, но и по единству веры и закона.

Но, с другой стороны, он, как представитель нового христианского государства, испытывал на себе влияние новых условий жизни, зависивших от появления новых народов, от естественной мировой эволюции.

Перед ним стоял высокий идеал, оторванный от реальной жизни, но он, как представитель переходной эпохи, творец новой жизни на Востоке, не мог себе не отдавать отчета в том, что происходило в его время, насыщенное сменой идей и настроений. Противоречивость была заложена и в характере самого Юстиниана.

Он последовательно проводил свою политику, которая заключалась в войнах с соседями, совершенствовании церковной и законодательной деятельности. Однако император не смог реально оценить истинныe потребности Византии и материальные возможности подчиненных ему народов.

Если бы призрак Римской империи не владел его воображением, то он не потратил бы столько сил на далекие военные экспедиции и позаботился прежде всего о защите сердцевины империи и об укреплении Сирии и Палестины.

Пожертвовав реальными интересами на Востоке для фиктивных выгод на Западе, Юстиниан подготовил последующие успехи арабов.

Что касается внутреннего состояния Византийской империи после правления Юстиниана, то она осталась при пустой казне. Налоговые средства народов были исчерпаны, армия оказалась дезорганизованной, а неприятель угрожал и с севера, и с востока.

Обратите внимание

Высокие идеалы, которых придерживался Юстиниан, уже никого не вдохновляли. И все-таки он умел пробудить силы государства и показал, что может сделать в VI веке настойчивый и талантливый государь, руководствующийся идеалами греко-римского мира.

Многие последующие императоры пытались повторить успехи Юстиниана, но никто не достигал намеченных им целей.

Финансовая и религиозная политика Юстиниана довела Восточную империю до истощения. Побежденные народы чувствовали к победителям отвращение за преследования, которым они подвергались. Кроме того, после смерти Юстиниана долгое время не появлялись талантливые администраторы.

Практически вся аристократия или вымерла, или погибла. Византийская правящая верхушка стала пополняться людьми невежественными — без образования и понятий о чести и долге. Даже на престол стали вступать люди ничем не выдающиеся и не приносившие с собой никаких традиций.

Примечательно, что в 1317 году после сильного северного ветра выпал Крест из руки конной статуи Юстиниана, стоявшей на ипподроме. Вероятно, это был знак свыше: через столетие с лишним христианские кресты Константинополя сменили на мусульманские полумесяцы.

Этому трагическому излому в судьбе империи, а вернее, ее полному физическому исчезновению способствовала, конечно же, и многолетняя Персидская война, которая определила целую эпоху в истории Византии. В результате этой войны Персидской монархии был нанесен непоправимый удар.

Византия возвратила Сирию и Палестину, но она не обладала достаточной силой ассимиляции и не возвысилась до широких мировых задач, которые ей предстояло решить.

Узкий национализм и религиозная исключительность, настаивавшая на признании единой догмы и жестоко преследовавшая инакомыслие, помешали Византии исполнить широкую политическую и религиозную миссию и открыли свободный путь для развития магометанства.

Важно

Когда арабы-мусульмане двинулись на север от Аравийского полуострова, через десятилетие после смерти Мухаммада они уже были хозяевами на территории, принадлежавшей Византийской и Персидской империям.

Истощенные непрерывной войной эти колоссы не могли активно сопротивляться мусульманской агрессии. Последователи Пророка поначалу насчитывали всего 50 тысяч человек.

Однако, благодаря решительности и твердым религиозным убеждениям, они завоевывали один город за другим.

В 635 году пал византийский город Дамаск. Через 100 лет за Босфором у Византийской империи осталась только Малая Азия. В 636 году мусульмане победили персов в сражении у Альквадазии. Но полностью подавить персидское сопротивление оказалось возможным только через пять лет. В 642 году 150000 персов укрепились в горах Загрос.

Однако, благодаря тактической хитрости, мусульмане (их было только 30000) окружили персов в узком ущелье. Было убито приблизительно 100000 персов. Мусульмане продолжили свои завоевания, в Африке и Южной Европе, временно оставив в покое Византию. Настоящим бедствием в ХI— ХIV вв.

для империи стала череда дворцовых переворотов, ослаблявших силы государства.

В середине ХI столетия Византийскую империю терзали со всех сторон. Венгры взяли Белград в 1064 году. В 1071 году норманны захватили Италию. Но самая большая опасность исходила от новых сильных кочевников — турок и их правителя Сельджука. Турки потеснили арабов и захватили Багдад в 1055 году.

В 1071 году византийский император Роман IV Диоген начал войну против них в восточной части империи. Так как в армии было много турецких наемников, то они перешли на сторону врага, чeм обеспечили полную победу Сельджука при Манцикерте. Эта победа была началом больших завоеваний турок.

Читайте также:  Основные достижения русской средневековой культуры (viii-xvi вв.)

Были захвачены Сирия, Палестина и святой город Иерусалим. Нельзя сказать, что христианская Европа смирилась с потерей Гроба Господня. Началась эпоха Крестовых походов. Византия с конца ХII века уже не могла играть решающей роли на границах Запада и Востока.

Ее территория катастрофически уменьшалась.

Совет

А в апреле 1453 года еще недавно самая могущественная в мире империя, смогла выставить только 8000 человек, чтобы защитить свою столицу Константинополь от турок-осман. Среди защитников города было 700 генуэзцев и несколько сотен венецианцев.

Из- за выгодной оборонительной позиции города жители думали, что он будет стоять до тех пор, пока суда не причалят к берегу. Под командованием проницательного, очень настойчивого и вероломного султана Мехмеда II флот врага сделал то, чего так боялись византийцы.

11 апреля 1453 года турки-османы (до 100 тысяч человек) начали осаду.

С помощью 67 орудий обороняющиеся выдерживали осаду города в течение семи недель. Ранним утром 29 мая 1453 года враг сломил сопротивление христиан и вошел в город.

Через три дня разбоев и грабежей Мехмед приказал остановиться и приступить к восстановлению изувеченного города, переименовав его в Стамбул. Были построены новые мосты, виадуки и улицы.

Налоговые льготы стимулировали ремесленничество и торговлю. Через 50 лет столица Османской империи стала самым большим городом мира.

Так исчезла величественная когда-то Византийская империя, поражавшая современников своей роскошью, высоким уровнем культуры и просвещенности.

Она словно растворилась в других народах и других культурах, но осталась империей духа, которая не имеет границ и которую завоевать невозможно.

Византия живет в христианских обрядах, в изобразительном и музыкальном искусстве многих стран, которые испытали на себе ее благотворное влияние.

Георгий МЕЛЬНИЧУК

Источник: http://www.ruskmir.ru/2016/06/velichie-i-padenie-vizantii/

Немного истории: какой была власть в Византии

Что Византия унаследовала от Римской империи? Чем новое понимание власти принципиально отличалось от прежнего? Что сплачивало многонациональную страну в единое мощное государство? Почему «сельская» Византия оказалась жизнеспособной? Какие византийские уроки полезно усвоить в наше время? Рассказывает историк Павел Кузенков.

Сегодня разговор пойдет о власти. Тема эта интересует многих и всегда вызывает бурные споры. А какова была природа власти в византийском государстве? И что это за явление – власть византийского императора?

Такая разная власть

Начнем с предыстории. Как известно, античность довольно подробно разрабатывала учение о власти. В классических трудах Аристотеля, Платона и других авторов нарисована картина, с которой до сих пор знакомят в наших высших учебных заведениях.

Власть существует в трех основных разновидностях: власть одного, власть нескольких и власть всех – то есть монархия, олигархия, или аристократия, и демократия.

Во всех этих трех разновидностях Аристотель предложил выделять еще позитивную и негативную фазы: если власть монархии вырождается, она становится тиранической; если власть аристократии вырождается, она становится олигархической; если вырождается демократия, она превращается в охлократию.

Обратите внимание

Человечество с тех пор не придумало ничего нового, и на протяжении 2000 лет после Рождества Христова развиваются в разных вариациях именно эти три основные формы, которые, в зависимости от нравственности того или иного общества, могут быть как позитивными, так и негативными. Конечно, необходимо отдать должное Римскому государству.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что Римская империя создала одну из самых совершенных моделей политического устройства, одну из самых лучших и эффективных форм власти, какая только возможна на земле.

Но что это за власть? Обычно мы понимаем ее как власть монархическую, и греки называли ее «царской властью»: императоров по-гречески именовали «василевсами», то есть царями. Но если мы присмотримся к природе Римского государства, то увидим, что здесь не все так однозначно.

Римская республика, как известно, была формой демократии, вырождавшейся в олигархию, и к эпохе Цезаря она переживала достаточно серьезный кризис. Выборы, этот классический инструмент демократического управления, давно выродились в систему подкупа магистратур, и власть в государстве фактически захватила очень небольшая группа олигархов, обладавших доступом к инструментам военным, финансовым и т.д. Именно на фоне кризиса республиканских идеалов, кризиса республиканской политической модели и возникает монархия Цезаря.

Но Цезарь, будучи диктатором, то есть единовластным правителем, не удержался у власти и был убит.

И его преемник – приемный сын Август – создает классическую римскую имперскую структуру, имперскую модель власти, которая существенным образом отличается от привычной восточной монархии.

Дело в том, что Август не был монархом, он не был царем в нашем понимании. Его должность называлась очень необычно: «princeps», то есть «первый», и должность эта не имела никаких особых привилегий или полномочий.

Рим: император по… доверию

Основой власти Августа был его личный авторитет, и это очень важно. Фактически ему удалось сохранить некую иллюзию республики, но республики, которая обрела лидера – лидера, прежде всего, народного и военного.

Император – это именно военная ипостась этого лидерства, и римские принцепсы нам известны именно как императоры, потому что они возглавляли самую мощную в мире армию. Но для гражданского общества они были, прежде всего, лидерами народа, и одна из ключевых их магистратур, если угодно, – это трибунская власть.

Трибунскую власть могли иметь только люди благородного происхождения, то есть патриции, но у императора была именно власть, а не сам этот титул трибуна, и они были своего рода народными лидерами, вождями, которые фактически олицетворяли собою populus Romanus.

И один из ключевых, основополагающих законов Римской империи как раз гласит, что принцепс – это человек, которому римский народ доверил свою власть.

Очень важно здесь, как бы мы сказали сейчас, конституционное признание, что носителем власти в Римском государстве является народ, а принцепс, император – это тот человек, которому народ эту власть передает на определенных условиях.

И условия эти таковы, что император должен заботиться, прежде всего, о безопасности государства, о соблюдении законности, и в то же время, поскольку это языческая империя, в которой большую роль играет религиозное представление о власти, он должен обеспечивать, выполнять еще и религиозные функции вождя, то есть связь с богами.

Важно

Не случайно все римские принцепсы, начиная с Августа, были одновременно и верховными жрецами, и Римское государство в значительной степени было связано именно этим религиозным стержнем.

Но, поскольку языческая религия не знает понятия духовности, а основана именно на понимании закона, то по мере вырождения идеалов нравственности, по мере исчезновения традиций, связанных с национальными, именно римскими категориями добродетели – империя становилась все больше, всё более многонациональной, на престол часто восходили люди, чуждые римской традиции, – к концу III века империя оказалась в глубочайшем кризисе.

Византия: новая демократия

Выход из этого кризиса был предложен святым равноапостольным императором Константином, который римскую классическую модель власти – власть народного монарха – дополнил очень важным религиозно-духовным компонентом, а именно: признанием христианской религии как основного закона, на котором зиждется и законодательная, и вообще в целом гражданская жизнь империи. Таким образом, именно при Константине византийская модель власти обретает свои классические законченные черты. Это, прежде всего, император – как предводитель народа и вождь армии, как блюститель законов – и действующая под его опекой, но в то же время независимая от него Церковь – как хранительница нравственных устоев государства и общества и организация, структура, которая обеспечивает молитвенное обращение к Богу, молитвенную связь с Божественным миром. Создается концепция симфонии, которая при императоре Юстиниане обретает уже свою классическую форму, концепция так называемых «двух начал». Иногда говорят «двух властей», но я хотел бы акцентировать внимание на том, что Церковь властью, в собственном смысле этого слова, в византийском представлении не обладала. Ведь власть – это нечто, связанное с насилием, с принуждением. А эта двухсоставная симфоническая модель управления обществом как раз и отделяет часть, которая связана с насилием, от части, которая связана с убеждением и основана на духовном выборе человека.

Византийское представление о власти, как это ни удивительно, очень демократично.

Император, будучи формально монархом, то есть единовластным правителем, тем не менее, во-первых, действует именно как представитель народа, как высший магистрат республиканского в целом государства, и название Res Publica – «общее дело» – сохранялось в Византийской империи до самых последних дней ее существования – по-гречески это называлось «коина прагмата». И очень важно, что в качестве именно вождя народа император мог претендовать на верховную власть.

Стержень империи – христианство

Именно Церковь создает ту внутреннюю структуру, которая дает возможность переживать тяжелейшие политические кризисы И второй момент – это религиозный компонент организации общественного устройства: структура управления и социальная организация общества не ограничивалась властью.

Вот это очень существенный момент для понимания природы византийского политического устройства: оно немыслимо вне религиозного стержня. Именно религия, именно Церковь создает ту тонкую внутреннюю структуру, которая дает возможность переживать тяжелейшие политические кризисы, сотрясавшие время от времени империю.

Христианская модель мирского устройства оказалась на удивление жизнеспособной.

Гораздо более жизнеспособной, чем языческая ее предтеча – древнеримская языческая модель, поскольку даже статистика показывает, что в языческом Риме большинство императоров погибали, и любые конфликты, связанные с передачей власти, вырождались в тяжелейшие гражданские войны, так что государство часто рассыпалось на части.

Христианская Церковь, христианская сеть, которую Константин Великий внедрил, с помощью опеки государства создала очень мощный механизм противодействия этим тенденциям распада, и в дальнейшем, при серьезной политической нестабильности, при переворотах, многочисленных конфликтах, связанных с передачей власти, Византия не знала таких катастрофических гражданских войн, какие были обычным делом в языческом Риме. И большинство византийских императоров заканчивали свою жизнь не от ножа убийцы или яда; в крайнем случае – в монастыре или где-нибудь в тюрьме. Но сам вопрос об убийстве императора представлялся уже как нечто недопустимое.

Да здравствует деревня!

Самое важное, что империя не ограничивалась высшей властью императора или командованием армией. Римская империя с самого начала возникла как некая надстройка над огромным, пестрым и разнообразным полем муниципальных структур низшего уровня. Если угодно, это можно назвать, как сделал в свое время Т.

Моммзен, огромным политическим союзом разнородных и многообразных политических организмов, скрепленных железным обручем римской армии и римского законодательного механизма во главе с императором. Но на местах, в разных городах, жизнь протекала так, как она протекала столетиями до римского завоевания, и огромную роль играло самоуправление.

Читайте также:  Проект реформы отмены крепостного права

Эти традиции впоследствии были трансформированы и потеряли свою античную форму, привычную для IV–V веков, но, тем не менее, традиции самоуправления были очень сильны в византийской системе власти.

Совет

Государство, правда, стало в значительной степени деурбанизированным, то есть из городской, по преимуществу урбанистической, страны Римская империя позднего времени стала в основном страной крестьянской, но именно на этом крестьянском, сельском уровне и развивалось очень интенсивно самоуправление византийских общин.

Фактически именно на них держалась византийская армия, на этих сельских обществах, и когда возникала потребность давать отпор врагу, именно самоорганизация крестьянского населения, естественно под руководством центральных властей, создавала ту удивительную, свойственную именно Византии армию, которая, с одной стороны, была фактически бесплатной для государства, а с другой – была очень эффективна, потому что люди защищали свою родину. Нечто похожее было в свое время и у нас в России, когда во времена Московской Руси и в XVII веке, да отчасти и в XVIII-м, Россия представляла собой удивительную картину: под скипетром монарха, под железной рукою императора или царя существовали тысячи крестьянских общин, в которых действовало самоуправление. Как иногда говорят, сотни тысяч крестьянских республик уживались под властью одного монарха. И именно такая структура – соединение жесткой монархической вертикали и горизонтали самоуправления – обеспечивала государству выживаемость в самых сложных условиях.

Византия тоже обладала этим удивительным качеством, которое приводило к регенерации империи в случае, например, внешнего вторжения, как это произошло в 1204 году, когда взятие Константинополя крестоносцами привело фактически к гибели центрального аппарата власти, к разрушению системы имперской администрации.

Тем не менее, на местах оставалась власть народных общин в деревне и аристократии в городах. И очень быстро империя воссоздала свою структуру.

Причем она оказалась даже еще более здоровой, чем классическая имперская, потому что гораздо меньше ресурсов уходило на содержание центрального аппарата, гораздо больше самостоятельности получали на местах правители и предводители народных дружин, и византийское войско стало более эффективным.

Слабое звено

Но, как это ни удивительно, именно отвоевание Константинополя у латинян включило механизм некоего обратного отсчета, потому что империя стала забирать слишком много ресурсов у низового звена и усилилась, что самое опасное, феодализация, то есть фактически аристократизация управления.

Это привело к тому, что уже в XIV веке и центральная администрация, центральная вертикаль, и горизонтальные связи на уровне отдельных общин стали разрушаться под действием этой главной и самой опасной силы, которую можно назвать «власть кланов» – аристократических семейств: они стали растаскивать страну на региональные уделы.

И когда началась опасная волна османского вторжения, вместо того чтобы сплотиться вокруг императора, дать возможность народным дружинам встать на защиту своей родины, феодалы приступили к сложной системе всякого рода дипломатических комбинаций (часто в союзе с теми же самыми турками) в борьбе друг против друга.

Обратите внимание

Кончилось всё тем, что Византия перестала существовать, хотя еще довольно долго Константинополь как последняя точка империи держался за своими стенами, но империя уже фактически погибла, став жертвой опаснейшего процесса олигархизации общества.

Поэтому тот период, который начался в XII веке, византийскими историками, специалистами по каноническому праву оценивался как отступление от классических традиций государственной власти, как предательство дела святого Константина и последующих императоров, вплоть до Василия II Болгаробойцы, который считался самым великим и в то же время последним в плеяде государей, умевших поддерживать жесткую вертикаль власти и широкое поле гражданского самоуправления, основанного на крестьянской собственности на землю. ***

Таковы традиции византийской государственности – народной монархии, которые далеко не исчерпаны, и я думаю, что ближайшие перспективы покажут, насколько они будут востребованы и в современной истории, поскольку одной вертикали оказывается недостаточно для поддержания стабильности: она слишком ломка. Но попытки строить общество без вертикали, на уровне чисто горизонтальных связей, чем, собственно, любят заниматься в так называемых «демократических» государствах, показывают, что в этой ситуации тоже невозможно добиваться стабильности: общество становится жертвой тех самых аристократическо-олигархических процессов, которые разрушают его структуру. Поэтому византийская властная модель, в которой гармонизированы и центральная, и горизонтальная, и местная власти, на мой взгляд, может считать оптимальной.

Источник

Ксения созерцатель Ксения созерцатель

Источник: https://religiya.temaretik.com/965738540172315256/nemnogo-istorii-kakoj-byla-vlast-v-vizantii/

Византийская Империя

Краткий экскурс по истории Византийской Империи.

330 год известен тем, что знаменитый римский император решил перенести в город Константинополь столице могущественной империи. 

В 395 году произошёл раскол Римской империи. Она распалась на Восточную и Западную.  Но Западная Римская не выдержала натиска варваров и пала в 476 году под их натиском.

Но Восточная (Византийская) империя просуществовала до середины XVIвека. Это была могущественная держава, с огромным культурным наследием.

В то время у византийцев было принято называть себя ромеями, государство называлось — ромейской державой, а столица – Константинополь, значился как «Новый Рим».

С тех пор, как Византия была основана, вплоть до второй половины XII века, это была крупнейшая держава в Европе. Она стала культурнейшей и богатейшей страной-государством в ту эпоху.

Её обширные территории, раскинулись на трёх континентах – Европе, Азии и Африке,  в том числе Византия заняла Балканский полуостров, всю Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, также охватывала часть Армении и Месопотамии, Византии также принадлежали острова в Средиземном море, ей принадлежали владения на Крымском полуострове и на Кавказе.

Если сложить общую площадь Византийской империи, которую она покрывала, это было более 1 млн.кв. км. Население Византии составляло в районе 30-35 млн. жителей.

Важно

Византийские императоры принимали на себя роль верховных сюзеренов в христианском мире.

О том, какое богатство и пышность присутствовали в императорских дворах, ходили немыслимые легенды, особенно в «Золотой век» Византийского искусства, при правлении Юстиниана.

Византийское государство отличалось тем, что в его состав входило много крупных городов, где по большей части было грамотное население.

Из-за места расположения государства, его удобного нахождения близ морских ресурсов, Византия стала крупнейшей морской и торговой державой. От Византии пролегали пути в самые отдалённые на то время уголки, с которыми можно было вести торговлю.

Это Индия, Китай, о. Цейлон, Эфиопия, Британия, Скандинавия. Международной валютой на то время стал Византийский золотой солид.

Что касается национального состава Византийской империи, то тут было достаточно разнообразия. Правда, уже начиная с VIIвека, большую его часть занимали люди греческой национальности. С тех пор император Византии стал называться на греческий манер «василевсом». А после завоевания Болгарии и взятия в подчинение сербов и хорватов, Византия являлась в основном греко-славянским государством.

Византия несла с собой не только мощь и силу политического влияния, но и религиозного. Православие, процветавшее в Византии, стало тем самым светлым могучим ядром, которого так не хватало Руси, Грузии, Болгарии и большей части Сербии.

Латынь считалась официальным языком в Византии до VIIвека, но это не мешало существовать литературе на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках. Знаменитым событием для Руси в том числе, стало то, что в 866 году «солунские братья», известные как (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) составили славянскую грамоту, которая сразу же распространилась на Руси и в Болгарии.

Совет

Несмотря на столь существенное влияние православной церкви и всеобщую пропитанность религией, влияние же императорской власти в Византии всегда превышало по силе власти церковной. Именно устойчива государственность и строго централизованное управление позволили Византии стать могущественной мировой державой на то время.

Вся политическая структура Византийской империи была пропитана самодержавием. Это была великая монархия, вся власть безоговорочно принадлежала императору (василевсу).

Он являлся как высшим судьёй, так и руководителем внешней политикой, он издавал законы, имел власть над командованием армии и т.д. Его власть приписывалась к божественной и была неограниченной, но в чём парадокс, он Ане являлась юридически наследственной.

 Именно в результате этого разгорались междоусобные войны и смуты, велась жестокая война за власть, они кончались в основном, тем, что создавалась новая династия (если простой воин, крестьянин или даже варвар обладал ловкостью и личностными способностями, нередко он мог занять верховный пост в государстве, и даже имел возможность стать императором). Византийская история богата такими примерами.

Византия отличается особой системой взаимоотношений между церковной и светской властей, она называлась цезарепапиз. По существу, императоры, становились «папами», управляя Церковью. Церковь являлась только инструментом светской власти.

В знаменитый печальный период «иконоборчества», в это время духовенство было подчинено полностью власти императора. Духовенство лишили многих привилегий, большая часть богатства церквей и монастырей было конфисковано.

Именно в этот период особенно укрепилась власть императоров.

Что касается художественного творчества, Византия стала родителем высоких образов литературы и искусства. Они отличались невероятной глубиной философской мысли, также благородным изяществом форм и утонченностью эстетического мышления.

Византия была прямой наследницей эллинистического Востока и греко-римского мира. Многие столетия Византийская империя стояла впереди всех стран средневековой Европы, по силе выразительности и глубине одухотворенности.

Обратите внимание

Константинополь называли «палладиум наук и искусств» и уже с VI век он стал прославленным и художественным центром средневекового мира.

Как и большинство этапов, процесс художественного развития не отличался прямолинейностью, Оно было наполнено периодами подъёмов и упадков, бывало так, что господствовали прогрессивные новаторские идеи, но были и мрачные годы, когда господствовали реакционные идеи.

Но если делить развитие Византии на периоды, то это выглядит так:

1) Время правления императора Юстиниана I (527-565). Этот период называют «Золотым веком Византии»

      2) Затем последовали так называемые Византийские «Ренессансы»:

  1. Правление македонской династии (середина IX — конец XI века) — «македонский ренессанс». 
  2. Правление династии Комнинов (конец XI — конец XII веков) — «комниновский ренессанс». 
  3. Поздняя Византия (с 1260 г.) — «палеологовский ренессанс».

В 1204 г. Византия пережила нисшествие крестоносцем. Именно тогда состоялся знамениты IV крестовый поход. Но падение Византии было неизбежно, поскольку на её границах укрепилась Османская империя. Запад готов был помочь Византии, но только в том случае, если та переедет в католичество.

В 1453 году в апреле огромная турецкая армия окружила Константинополь, и по истечению двух месяцев он был взят штурмом. Это было время правления последнего византийского императора Константина XI Палеолога, он погиб на крепостной стене, держа оружие в руках. Именно с тех пор Константинополь стал именоваться Стамбулом.

Падение Византийской империи стало огромнейшим ударом для всего православного (да и христианского в целом) мира.

Источник: http://greekinfo.ru/vizantiiskaya-imperiya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector