Манифест 17 октября 1905 г.

МАНИФЕ́СТ 17 ОКТЯБРЯ́ 1905

Авторы: О. В. Теребов

МАНИФЕ́СТ 17 ОКТЯБРЯ́ 1905 («Вы­со­чай­ший Ма­ни­фест об усо­вер­шен­ст­во­ва­нии го­су­дар­ст­вен­но­го по­ряд­ка»), акт кон­сти­ту­ци­он­но­го зна­че­ния, по­ло­жив­ший на­ча­ло [на­ря­ду с Ма­ни­фе­стом Ни­ко­лая II от 6(19).8.1905 о со­зы­ве за­ко­но­со­ве­ща­тель­ной Гос. ду­мы] ста­нов­ле­нию в Рос.

им­пе­рии кон­сти­ту­ци­он­но-мо­нар­хич. гос. строя, фор­ми­ро­ва­нию в стра­не пар­ла­мен­та­риз­ма и мно­го­пар­тий­ной сис­те­мы. Под­пи­сан имп. Ни­ко­ла­ем II 17(30).10.1905 в Пе­тер­го­фе в раз­гар Ок­тябрь­ской все­об­щей по­ли­ти­че­ской стач­ки 1905 в хо­де Ре­во­лю­ции 1905–07. Поя­вил­ся в ре­зуль­та­те уси­лий пред. К-та ми­ни­ст­ров С. Ю.

 Вит­те, счи­тав­ше­го, что по­дав­ле­ние ре­во­лю­ции не­воз­мож­но без под­держ­ки уме­рен­ной час­ти об­ще­ст­ва, вве­де­ния по­ли­тич. и гражд. прав и сво­бод и от­ка­за от не­ог­ра­нич. са­мо­дер­жа­вия. 9(22).10.1905 Вит­те пред­ста­вил Ни­ко­лаю II за­пис­ку с из­ло­же­ни­ем со­от­вет­ст­вую­щей про­грам­мы (её со­ста­вил и. о.

управ­ляю­ще­го де­ла­ми К-та ми­ни­ст­ров Н. И. Ву­ич), в ко­торой бли­жай­шей за­да­чей пра­ви­тель­ства объ­яв­ля­лось вве­де­ние ещё до со­зы­ва Гос. ду­мы осн. эле­мен­тов пра­во­во­го строя. Среди них – сво­бо­да пе­ча­ти, со­вес­ти, со­б­ра­ний, сою­зов и лич­ной не­при­кос­но­вен­но­сти; урав­не­ние пе­ред за­ко­ном всех рос.

Обратите внимание

под­дан­ных не­за­ви­си­мо от ве­ро­ис­по­ве­да­ния и на­цио­наль­но­сти; от­ме­на «ис­клю­чи­тель­ных по­ло­же­ний» (име­лось в ви­ду пре­ж­де все­го По­ло­же­ние об уси­лен­ной или чрез­вы­ча­ной ох­ра­не в от­дель­ных ме­ст­но­стях); от­каз от ре­прес­сив­ных мер про­тив лиц, «яв­но не уг­ро­жаю­щих об­ще­ст­ву и го­су­дар­ст­ву»; соз­да­ние уч­ре­ж­де­ний и за­ко­но­дат. норм, ко­то­рые да­ва­ли бы га­ран­тию в «не­отъ­ем­ле­мо­сти да­ро­ван­ных благ граж­дан­ской сво­бо­ды». Пред­ла­га­лось соз­дать объ­е­ди­нён­ное пра­ви­тель­ст­во, ко­то­рое долж­но бы­ло не вме­ши­вать­ся в вы­бо­ры в Гос. ду­му и со­труд­ни­чать с ней (ес­ли ре­ше­ния Ду­мы «не бу­дут ко­рен­ным об­ра­зом рас­хо­дить­ся с ве­ли­чи­ем Рос­сии»), а так­же пре­об­ра­зо­вать Гос. со­вет «на на­ча­лах вид­но­го уча­стия в нём вы­бор­ных эле­мен­тов». Эти пред­ло­же­ния по по­ру­че­нию Ни­ко­лая II бы­ли оформ­ле­ны в ви­де императорского Ма­ни­фе­ста (про­ект под­го­тов­лен кн. А. Д. Обо­лен­ским при уча­стии Вуи­ча). 15(28) окт. он был пред­став­лен Вит­те Ни­ко­лаю II в при­сут­ст­вии вел. кн. Ни­ко­лая Ни­ко­лае­ви­ча Младшего, при­знав­ше­го, что дос­та­точ­но­го чис­ла на­дёж­ных войск для по­дав­ле­ния ре­во­лю­ции нет, а так­же ми­ни­ст­ра Имп. дво­ра ба­ро­на В. Б. Фре­де­рик­са и чле­на Гос. со­ве­та, ген. от инф. О. Б. Рих­те­ра. Не­смот­ря на на­ли­чие ещё двух аль­тер­на­тив­ных про­ек­тов Ма­ни­фе­ста, спеш­но со­став­лен­ных чле­на­ми Гос. со­ве­та И. Л. Го­ре­мы­ки­ным и А. А. Буд­бер­гом, был под­пи­сан Ма­ни­фест, под­го­тов­лен­ный под рук. Вит­те.

Ма­ни­фе­стом пред­пи­сы­ва­лось объ­е­ди­нить дея­тель­ность центр. ве­домств в со­ста­ве еди­но­го пра­ви­тель­ст­ва; ему по­ру­ча­лось пре­дос­та­вить на­се­ле­нию «не­зыб­ле­мые ос­но­вы гра­ж­дан­ской сво­бо­ды на на­ча­лах дей­ст­ви­тель­ной не­при­кос­но­вен­но­сти лич­но­сти, сво­бо­ды со­вес­ти, сло­ва, со­б­ра­ний и сою­зов» и обес­пе­чить пред­ста­ви­тель­ст­во в бу­ду­щей Гос. ду­ме («в ме­ре воз­мож­но­сти, со­от­вет­ст­вую­щей крат­ко­сти ос­таю­ще­го­ся до со­зы­ва Ду­мы сро­ка») тех сло­ёв на­се­ле­ния, ко­то­рые по по­ло­же­нию о вы­бо­рах в «Бу­лы­гин­скую ду­му» бы­ли ли­ше­ны из­би­рат. прав. Манифестом также ус­та­нав­ли­ва­лось, что ни один за­кон не мо­жет всту­пить в си­лу без одоб­ре­ния Гос. ду­мы, про­воз­гла­ша­лась воз­мож­ность уча­стия на­род­ных пред­ста­ви­те­лей «в над­зо­ре за за­ко­но­мер­но­стью дей­ст­вий… вла­стей». Одновременно опубликован Вы­со­чай­ше ут­вер­ждён­ный док­лад Вит­те, под­го­тов­лен­ный на ос­но­ве его за­пис­ки от 9(22).10.1905.

По­сле об­на­ро­до­ва­ния плана реформ во мно­гих го­ро­дах со­стоя­лись ма­ни­фе­ста­ции в его под­держ­ку. В то же вре­мя чер­но­со­тен­ные эле­мен­ты, рас­смат­ри­вав­шие Ма­ни­фест как не­нуж­ную ус­туп­ку ре­во­лю­ции, в те­че­ние двух не­дель по­сле его под­пи­са­ния про­ве­ли бо­лее чем в 100 го­ро­дах по­гро­мы и из­бие­ния ев­ре­ев, сту­ден­тов и пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции, ко­то­рых счи­та­ли глав­ной дви­жу­щей си­лой ре­во­лю­ции и от­вет­ст­вен­ны­ми за ог­ра­ни­че­ние са­мо­дер­жа­вия (все­го бы­ло уби­то до 4 тыс. чел.). Ле­во­ра­ди­каль­ные си­лы рас­це­ни­ли Ма­ни­фест как вы­ну­ж­ден­ный по­ли­тич. ма­нёвр пра­ви­тель­ст­ва и сви­де­тель­ст­во его сла­бо­сти и про­дол­жи­ли ре­во­люц. борь­бу. Од­на­ко Ма­ни­фест спо­соб­ст­во­вал пре­кра­ще­нию все­об­щей стач­ки, ко­то­рая в боль­шин­ст­ве ме­ст­но­стей и на же­лез­ных до­ро­гах к 25.10(7.11).1905 окон­чи­лась.

Источник: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2183015

Манифест 17 октября 1905 г

В ходе революционных событий 1905 г. Николаю II становилось ясно, что только силой не усмирить народное недовольство.

С другой стороны, ему претила мысль идти на поводу у «разбушевавшейся черни», и уж ни в коем случае император не собирался отступать от своего священного долга сохранения неограниченной монархии.

Поэтому на начальном этапе революции попытки власти прекратить антиправительственные настроения в обществе носили характер мелких уступок. Так, 18 февраля 1905 г. Николай II издал рескрипт, подготовленный министром внутренних дел А.Г.

Булыгиным, в котором предлагал привлекать «избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений».

Тогда же вышел указ, разрешающий частным лицам и организациям подавать петиции на высочайшее имя и доводить до сведения властей свои предложения по улучшению государственной деятельности. Однако в этих же документах сообщалось, что реформы не должны затронуть основные законы страны и, в первую очередь, принцип самодержавной власти. Но если в 1894 г. именно этого и просили у нового императора представители либеральной общественности, то в 1905 г. такие расплывчатые обещания уже не удовлетворяли народные чаяния.

Игнорируя этот факт, царь продолжал видеть в данном проекте средство остановить революцию. 6 августа 1905 г. Николай II подписал указ об учреждении Государственной Думы. Эта Дума, прозванная «булыгинской», являлась совещательным органом, лишенным законодательной инициативы, не имея права голоса по вопросам бюджета и по основным законам.

Выборы в нее проходили по системе, учитывавший имущественный и сословный ценз, что полностью лишало избирательных прав пролетариат и крайне ограничивало участие в выборах представителей небогатого городского населения, служащих и т.д. Указ вызвал в стране не спад оппозиционных настроений, а всеобщее возмущение.

Большинство политических сил бойкотировало выборы.

Важно

В начале октября 1905 г. политическая стачка, начавшаяся в Москве, приняла всероссийский характер. На несколько дней по всей стране встали заводы, фабрики, железные дороги, закрылись магазины, перестали выходить газеты.

Бастовали не только рабочие, но и студенты, аптекари, чиновники и.д. На улицах бушевали митинги с требованием политических свобод и созыва Учредительного собрания. В этих условиях Николай II, наконец, осознал, что полумеры не спасут ситуацию, а только разожгут гнев народа.

Он обратился за помощью к председателю Комитета министров, графу С.Ю. Витте.

Царь не любил Витте, но не мог не учитывать его успех на тяжелейших русско-японских переговорах в Портсмуте и то, что среди высших сановников председатель Комитета министров был на тот момент практически единственным, кто разделял либеральные взгляды.

9 октября 1905 г. С.Ю. Витте подал императору меморандум с программой реформ, называя меры от 18 февраля и 6 августа недостаточными и устаревшими и предлагая установить настоящий конституционный порядок.

Император колебался, но масштабы всероссийской политической стачки заставили его 17 октября 1905 г. подписать основанный на меморандуме Витте «Манифест об усовершенствовании государственного порядка».

Манифест 17 октября давал населению «незыблемые основы гражданской свободы» – неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов.

К выборам в Думу привлекались «те классы населения, которые ныне (по избирательному закону 6 августа) совсем лишены избирательных прав».

Государственная Дума получала законодательные полномочия – «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы» и право осуществлять надзор за закономерностью действий властей.

Совет

Если большинством оппозиции этот манифест был воспринят как первый шаг на пути к созданию в России конституционной монархии, то для Николая II это была максимальная уступка общественному мнению, на которую он мог пойти, и от которой он намерен был по возможности скоро отказаться.

19 октября 1905 г. Комитет министров был преобразован в Совет министров, и его председателем стал С.Ю. Витте. На Витте были возложены задачи: обеспечить провозглашенные Манифестом свободы, подготовить выборы в Думу и навести порядок.

Чтобы навести порядок, в первые же месяцы после принятия Манифеста пришлось урезать все данные им населению гражданские права – арестовывались подозреваемые в революционной деятельности, закрывались газеты и т. д. 11 декабря 1905 г.

был принят новый избирательный закон, представлявший явный прогресс по сравнению с законом 6 августа – избирательные права получили еще 25 млн. человек. Но выборы остались многоступенчатыми, а права избирателей неравными.

Тогда же проведена реформа Государственного совета, который превращался в верхнюю палату парламента, имеющую законодательные полномочия. Наконец, серьезным ударом по надеждам общественности, связанным с Манифестом 17 октября, стало принятие 24 апреля 1906 г.

новых «Основных государственных законов», сильно ограничивавших законодательные, бюджетные и политические права Думы. Государь сохранял высшую самодержавную власть, право созыва и роспуска Думы, а в перерыве между сессиями – право провозглашать и отменять законы, объявлять чрезвычайное положение и т.д., об ответственности правительства перед Думой не шло и речи.

Читайте также:  Племена сибири и дальнего востока в 1 тысячелетии до н. э.

Таким образом, уже к началу работы I Государственной Думы власть начала отказываться от обещаний, данных в манифесте 17 октября.

Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1492; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s10115t1.html

Манифест 17 октября 1905 г

Высоча́йший Манифе́ст Об усоверше́нствовании госуда́рственного поря́дка (Октя́брьский манифе́ст) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою».

В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек.

Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.

Обратите внимание

Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.

Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы» , учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

Также, Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений.

В результате принятия манифеста Государственной Думой были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией.

Либеральная общественность встретила манифест с огромным ликованием и радостью. Многие либералы, тяготеющие к правому крылу, считали цель революции достигнутой. Однако восторженный энтузиазм в либеральной среде разделяли далеко не все. Один из известнейших деятелей П. Н. Милюков находился в момент опубликования Манифеста в Москве.

Здесь, в Литературном кружке, по получении известия о Манифесте, восторженные посетители подняли его на руки, принесли в центр ресторанной залы, поставили на стол, дали в руки бокал шампанского и заставили произнести речь. И будущий бессменный глава кадетской партии сказал то, чего от него никто не ожидал: «Ничто не изменилось, война продолжается».

Завершилось оформление партии кадетов, возник «Союз 17 октября» и другие партии.

Большевики сразу объявили Октябрьский манифест обманом и призвали все левые силы не признавать его.

Публикация манифеста также привела к наиболее массовым еврейским погромам в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах. В период с 18 по 29 октября 1905 года было убито около 4 тысяч человек, ранено около 10 тысяч.

42. Модернизация государственных и правовых институтов в период правления Александра II: основные направления реформ.

Важно

Правление Александра II стало периодом, который часто называют «эпохой реформ», уничтоживших феодальные пережитки, временем радикальных преобразований российского общества. В отличие от отца, его готовили к управлению государством. Император получил хорошее образование, а его учителями были В. Жуковский, М. Сперанский, Е.

Канкрин, отмечавшие в наследнике такие качества, как доброжелательность, общительность, способности к наукам, но с другой стороны, склонность отступать перед трудностями. Александр II стал императором в 36 лет, с вполне сложившейся системой взглядов и имея опыт государственной деятельности.

Вступив на престол, император вынужден был пойти по пути реформ.

Предпосылки реформ

Предпосылками реформ стала постоянная угроза крестьянских бунтов, политический и экономический кризис. Поражение в Крымской войне не только снизило до предела международный авторитет России, но и показало необходимость реформ в финансовой, военной, медицинской, образовательной сферах.

Еще одной предпосылкой стало недовольство общества полицейским николаевским режимом и постоянная угроза социальных выступлений. В стране сложилась благоприятная для реформ ситуация – императора поддержали сторонники реформ (П. Валуев, великий князь Константин Николаевич, Д. Милютин и др.

); либералы и революционное движение были не организованы и не смогли предложить альтернативного плана реформ; противники реформ после поражения в Крымской войне не отваживались выступать против преобразований. Поэтому в 1856 г .

Александр II выступил перед московским дворянством со знаменитой речью, в которой заявил, что «лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу».

Отмена крепостного права

Важнейшим событием правления Александра II , за которое он получил имя «Освободитель», стала реформа 1861 г ., отменившая крепостное право. Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г .

с создания очередного Секретного комитета, полностью подчинявшегося императору. Уже к ноябрю был составлен рескрипт, объявлявший о начале отмены крепостного права и предписывавший создать в каждой губернии дворянские комитеты для разработки предложений.

Это послужило началом широких обсуждений крестьянского вопроса в печати.

В феврале 1858 г . Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу, который начал рассматривать составленные губернскими дворянскими комитетами проекты. В ходе обсуждений был разработан проект, по которому крестьянам предоставляется свобода, но без наделения землей.

Совет

Это вызвало активизацию крестьянского движения в 1858 г . Правительство решило пересмотреть проект освобождения крестьян и провести реформу более радикально. С целью переработки проекта в феврале 1859 г . в Петербурге были учреждены Редакционные комиссии, в которые вошли преимущественно либералы, под руководством Н. Милютина. К осени 1859 г .

ими был составлен проект «Положения о крестьянах».

19 февраля 1861 г . была проведена реформа, отменившая крепостное право.

Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», согласно которому крестьяне освобождались от личной зависимости.

Крестьянская реформа состояла из нескольких частей: отменялась собственность помещиков на крестьян, которые теперь могли уходить на заработки в город или наниматься к помещику на работу.

Реформы 60~х гг. XIX в.

Реформа финансов. В 1860 г . был создан Государственный банк для проведения выкупных расчетов между помещиками и крестьянами. В 1862 г . единственным распорядителем казенных средств стало Министерство финансов, которое самостоятельно планировало государственный бюджет и совместно с Государственным советом утверждало сметы отдельных ведомств.

Для контроля над средствами в 1864 г . был реформирован Госз^дарственный контроль, который теперь не зависел от администрации и осуществлял проверку правильности расходования бюджетных средств. В губерниях учреждались контрольные палаты, проверявшие финансовую отчетность по первичным документам, а не итоговые отчеты, как прежде.

Прямые налоги частично заменялись косвенными.

Реформа местного самоуправления (земская реформа).

1 января 1864 г . были учреждены земства (всесословные органы в уездах и губерниях), в компетенцию которых входили: местное хозяйство, распределение государственных податей, устройство школ, больниц, приютов, содержание тюрем и путей сообщения. Внутри земства существовал распорядительный и исполнительный секторы.

Распорядительные органы – «собрания гласных» (депутатов) – занимались хозяйственными вопросами и собирались один раз в год. Исполнительные органы – «земские управы» – занимались исполнением решении распорядительного сектора.

Финансирование на выполнение постановлений было смешанным: 80% средств поступало от государства, остальное – за счет местных налогов (самофинансирование).

Обратите внимание

Выборы в земские распорядительные органы проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия – депутаты от землевладельцев – состояла из владельцев земли (от 200 до 800 десятин) или недвижимости (стоимостью от 15 тыс. руб.

) Вторая курия – депутаты от городов – объединяла собственников промышленных и торговых заведений (годовой оборот не менее 6 тыс. руб.). Выборы по третьей курии депутаты от крестьян -бесцензовые, но многоступенчатые. Земства избирались на три года.

Председателем земского собрания должен был быть предводитель дворянства.

В конце 70-х гг. земства были введены только в 35 из 59 российских губерний.

Городскую реформу начали разрабатывать в 1861 г . Ее проект, представленный в 1864 г ., долго обсуждался и переделывался. 16 июня 1870 г .

было утверждено «Городовое положение», по которому в городах создавались Городская дума (законодательный орган) и Городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы.

Функции городского управления заключались в заботе о благоустройстве города, попечительстве торговли, устройстве больниц, школ и городском налогообложении.

Выборы в Городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза.

В первое избирательное собрание входили только крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивавшие другую треть, в третью – все остальные.

Каждое собрание избирало представителей в Городскую думу. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.

Судебная реформа. 20 ноября 1864 г . была проведена судебная реформа.

Читайте также:  Киевская наступательная операция 1943 г. (3 - 12 ноября)

Она включала создание новых судебных уставов, вводивших общие судебные учреждения для лиц всех сословий, с общим порядком судопроизводства, гласность и состязательность судопроизводства, равную ответственность всех сословий перед законом, независимость суда от администрации. Страна была разделена на 108 судебных округов.

Важно

Новая структура суда включала в себя: мировой суд, где разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом; окружной суд, где разбирались серьезные гражданские иски и уголовные дела с участием присяжных заседателей.

Сенат был высшей судебной и апелляционной инстанцией. Предварительное расследование велось судебными исполнителями. Вводилась адвокатура. Эта система дополнялась волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников и др.

Реформа образования и печати была проведена в 1863-1865 гг. В 1863 г . издан новый университетский устав, предоставлявший университетам широкую свободу и самоуправление.Реформа народного просвещения провозглашала принцип общего и всесословного образования. В 1865 г . согласно реформе печати была значительно смягчена цензура, обществу предоставили право обсуждения политических событий.

Военная реформа началась в 1857 г . с ликвидации системы военных поселений и сокращения срока службы нижних чинов (с 25 до 10 лет). В 60-е гг. было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями, а в течение 12 лет осуществлялись преобразования в армии. В 1862 г .

началась реформа военного управления. Страна была разделена на 15 военных округов с целью более оперативного руководства войсками. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. В 1864-1867 гг. численность армии сократилась с 1132 тыс. чел. до 742 тыс.

при сохранении военного потенциала.

В 1865 г . началась военно-судебная реформа. В 60-е гг. для оперативной переброски войск была построена железная дорога к западным и южным границам России, а в 1870 г . были созданы железнодорожные войска. В армии появились новые уставы.

В ходе реформы военно-учебных заведений были организованы военные гимназии и юнкерские училища для всех сословий с двухгодичным сроком обучения. Была улучшена подготовка офицерского состава. 1 января 1874 г . издан «Устав о воинской повинности», по которому вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность.

По достижении 21 года все мужское на селение должно было нести действительную службу.

Внешняя политика

Совет

Основными задачами внешней политики России в этот период было освобождение от условий Парижского мирного договора (1856), подписанного по итогам Крымской войны. Кроме того, важными направлениями оставалось балканское, кавказское и среднеазиатское.

Летом 1870 г . российское правительство решило воспользоваться ослаблением Франции и разорвало кабальный Парижский договор. Пруссия поддержала Россию и в результате возник «Союз трех императоров» (Россия, Пруссия, Австрия).

Источник: https://studopedia.su/15_5382_manifest–oktyabrya–g.html

Манифест 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка» и многопартийность в России

Революция 1095-1907 гг. причины, характер и значение.

Причины: 1) главной причиной революции являлось сохранение феодально-крепостнических пережитков, которые тормозили дальнейшее развитие страны; 2) нерешенный рабочий вопрос; 3) национальный вопрос; 4) тяжелые условия службы солдат и матросов; 5) антиправительственный настрой интеллигенции; 6) поражение в Русско-японской войне.

По характеру революция 1905–1907 гг. была буржуазно-демократической.

Основные задачи революции: 1) свержение самодержавия и установление конституционной монархии;

2) решение аграрного и национального вопросов;

3) ликвидация феодально-крепостнических пережитков. Основные движущие силы революции: рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия. Активную позицию в ходе революции занимал рабочий класс, который использовал различные средства в своей борьбе – демонстрации, стачки, вооруженное восстание.

Ход революционных событий. Восходящий этап, январь – октябрь 1905 г. Началом революции стали события в Петербурге: всеобщая стачка и Кровавое воскресенье. 9 января 1905 г. были расстреляны рабочие, которые шли к царю с прошением об улучшении их жизни.

Петиция была составлена членами «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» под руководством Г.А. Га-пона. Кровавое воскресенье всколыхнуло всю страну. В разных областях страны начались массовые беспорядки. Постепенно стачки и демонстрации приобретали политический характер.

Основным лозунгом стал: «Долой самодержавие!» Революционное движение захватило также армию и флот. В июне 1905 г. произошло восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Крестьянство участвовало в революционных волнениях.

Восставшие крестьяне крушили помещичьи имения, захватывали склады и хлебные амбары.

Кульминация, наивысший подъем революции, октябрь – декабрь 1905 г. Осенью и зимой 1905 г. революционное движение достигло высшей точки. Центром революционных действий в это время становится Москва. Здесь началась политическая забастовка, которая переросла во всероссийскую политическую стачку.

Николай II вынужден был 17 октября 1905 г. подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», согласно которому: 1) должна была быть созвана Государственная дума; 2) населению страны предоставлялись демократические свободы – слова, собраний, печати, совести; 3) вводилось всеобщее избирательное право.

В декабре 1905 г. в Москве началась стачка, переросшая в вооруженное восстание. Центром восстания стала Пресня. Для его подавления в Москву был направлен гвардейский Семеновский полк. Это побудило Московский совет РСДРП принять решение о прекращении восстания, после чего восстание постепенно шло на спад.

Нисходящий этап, январь 1906 – июнь 1907 гг. Рабочее движение пошло на спад, устает от революционной нестабильности и интеллигенция. Хотя именно в это время наблюдается пик крестьянского движения, захват помещичьей земли, поджоги помещичьих усадеб.

23 апреля 1906 г. были приняты новые «Основные законы»: 1) царь получил право «чрезвычайного законодательства» без одобрения Государственной думы; 2) верхней палатой, утверждающей все решения Думы, стал Государственный Совет; 3) решения Думы не получали законной силы без согласия царя.

Революция 1905–1907 гг. имела незавершенный характер. Однако: 1) в некоторой мере ограничила самодержавие; 2) привела к учреждению законодательного представительства; 3) провозглашению политических свобод, созданию политических партий; 4) крестьяне в ходе революции добились отмены выкупных платежей (1906 г.).

Начало российского парламентаризма. Государственная дума и ее историческая роль в трансформации общественной системы в России

В январе 1905 г. в России началась революция. С самого начала революции царизм сочетал тактику репрессий с тактикой уступок. В феврале 1905 г. царь подписывает манифест о создании законосовещательного органа для разработки законодательных предложений – Государственной Думы.

Обратите внимание

В период Всероссийской политической стычки 17 октября 1905 г. царь подписал Манифест, по которому предоставлялось избирательное право всем слоям населения и будущая дума наделялась законодательными правами вместо законосовещательных. Дума была создана для перехода страны к буржуазной монархии.

11 декабря 1905 г., в разгар вооруженного восстания в Москве, был издан закон о выборах в Государственную Думу. Выборы не были всеобщими (избирательного права не имели женщины, мужчины до 25 лет, военнослужащие), они не были равными, не были прямыми.

Первая Государственная Дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Главный вопрос, выдвинутый на рассмотрение думы, был аграрный.

Все политические притязания кадетов и депутатов других партий и фракций были отвергнуты правительством, а дума распущена.

Вторая Государственная Дума (20 февраля – 2 июня 1907 г.) работала в обстановке упадка революции. Многие рабочие были отстранены от выборов, в стране шли аресты. Несмотря на это, состав второй Государственной Думы оказался более левым, чем первой думы.

Это было обусловлено возросшей политической сознательностью масс, отходом значительной части крестьян от кадетов и участием в выборах большевиков. По-прежнему главным вопросом, обсуждаемым думой, был аграрный.

Единство во взглядах на решение этого вопроса не было достигнуто.

3 июня 1907 г. дума была распущена.

Третья Государственная Дума (1 ноября 1907 – 9 июня

Источник: https://zdamsam.ru/a135.html

Манифест 17 октября. Доклад Сергея Витте

110 лет назад император Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», разработанный председателем Комитета министров Российской империи Сергеем Витте (1849-1915).

Этот документ, вместе с ранее принятым Манифестом 6 августа о созыве Государственной Думы (и сохранявшим, при этом, неограниченное самодержавие) и с последовавшими в 1906 году поправками в Основные государственные законы Российской империи, создал возможности для политического выхода страны из революционных волнений 1905 года.

Манифест не решил и не мог решить всех проблем государства. Недовольный результатами выборов в Первую (апрель-июль 1906 г.) и Вторую (февраль-июнь 1907 г.

) Государственные Думы, император 3 июня 1907 года совершил так называемый «третьеиюньский переворот», изменив избирательное законодательство и тем самым ослабив в глазах большинства населения авторитет парламента и его значение как выразителя мнения всего общества, а не одних только привилегированных кругов.

Важно

К этому времени Сергея Витте уже не было в правительстве. Николай II его всегда недолюбливал и 23 апреля 1906 года, в день вступления в силу новой редакции Основных законов (по сути — конституции Российской империи), Витте, выполнив важнейшую для страны работу, вышел в отставку по собственному желанию.

Читайте также:  Сущность дворцовых переворотов. екатерина i, петр ii, анна иоанновна

Подготовленный им Манифест 17 октября открыл России путь к конституционной монархии и ответственному правительству, подарил империи не только 12 лет жизни, с парламентом, партийной системой и выборами — но и возможность совершенно другого хода истории.

Возможность, которой император и его окружение не воспользовались в должной мере, воспринимая конституционные начала лишь как вынужденные и досадные уступки.

А между тем, это была возможность поворота России к стабильному и устойчивому государственному устройству, в котором власть опирается на поддержку граждан.

The Smart Power Journal предлагает вниманию читателей текст Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка» и связанный с ним доклад Сергея Витте.

Манифест 17 октября 1905 года об усовершенствовании государственного порядка

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи Нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей.

Великий обет Царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты.

Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, Мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.

На обязанность правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли:

Совет

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Сергей Юльевич Витте. Художник А. Левченков, 2008 (по фотографии нач. ХХ в.) 

Всеподданнейший доклад статс-секретаря графа Витте

Вашему Императорскому Величеству благоугодно было передать мне высочайшие Вашего Величества указания относительно направления, по которому должно следовать Правительство в связи с соображениями о современном состоянии России и приказать соответственно сему представить всеподданнейший доклад.

Вследствие сего приемлю долг всеподданнейше представить нижеследующее:

Волнение, охватившее разнообразные слои русского общества, не может быть рассматриваемо как следствие частичных несовершенств государственного и социального устроения или только как результат организованных действий крайних партий.

Корни этого волнения несомненно лежат глубже. Они — в нарушенном равновесии между идейными стремлениями русского мыслящего общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя.

Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы.

В уровень с одушевляющей благоразумное большинство общества идеей должны быть поставлены и внешние формы русской жизни.

Первую задачу правительства должно составлять стремление к осуществлению теперь же, впредь до законодательной санкции через Государственную Думу, основных элементов правового строя: свободы печати, совести, собраний, союзов и личной неприкосновенности.

Укрепление этих важнейших сторон политической жизни общества должно проследовать путем нормальной законодательной разработки, наравне с вопросами, касающимися уравнения перед законом всех подданных вашего императорского величества, независимо от вероисповедания и национальности.

Само собою разумеется, что предоставление населению прав гражданской свободы должно сопутствоваться законным ограничением ее для твердого ограждения прав третьих лиц, спокойствия и безопасности Государства.

Следующей задачей Правительства является установление таких учреждений и таких законодательных норм, которые соответствовали бы выяснившейся политической идее большинства русского общества и давали положительную гарантию в неотъемлемости дарованных благ гражданской свободы.

Задача эта сводится к устроению правового порядка.

Обратите внимание

Соответственно целям водворения в государстве спокойствия и безопасности, экономическая политика правительства должна быть направлена к благу широких народных масс, разумеется, с ограждением имущественных и гражданских прав, признанных во всех культурных странах.

Намеченные здесь в нескольких словах основания правительственной деятельности для полного осуществления своего требуют значительной законодательной работы и последовательного административного устроительства.

Между выраженным с наибольшей искренностью принципом и осуществлением его в законодательных нормах, а в особенности проведением этих норм в нравы общества и приемы правительственных агентов, не может не пройти некоторое время.

Принципы правового порядка воплощаются лишь постольку, поскольку население получает к ним привычку — гражданский навык.

Сразу приготовить страну с 135-миллионным разнородным населением и обширнейшей администрацией, воспитанными на иных началах, к восприятию и усвоению норм правового порядка не по силам никакому правительству. Вот почему далеко недостаточно власти выступить с лозунгом гражданской свободы. Чтобы водворить в стране порядок, нужны труд, неослабевающая твердость и последовательность.

Для осуществления сего необходимым условием является однородность состава Правительства и единство преследуемой им цели. Но и Министерство, составленное по возможности из лиц одинаковых политических убеждений, должно еще приложить все старания, чтобы одушевляющая его работу идея стала идеей всех агентов власти от высших до низших.

Заботой Правительства должно быть практическое водворение в жизнь главных стимулов гражданской свободы. Положение дела требует от власти приемов, свидетельствующих об искренности и прямоте ее намерений.

С этой целью Правительство должно поставить себе непоколебимым принципом полное невмешательство в выборы в Государственную Думу и, между прочим, искреннее стремление к осуществлению мер, предрешенных указом 12 декабря.

В отношении к будущей Государственной Думе заботой Правительства должно быть поддержание ее престижа, доверия к ее работам и обеспечение подобающего сему учреждению значения.

Правительство не должно явиться элементом противодействия решениям Думы, поскольку эти решения не будут, что невероятно, коренным образом расходиться с величием России, достигнутым тысячелетней ее историей.

Правительство должно следовать мысли, высказанной Вашим Императорским Величеством в Манифесте об образовании Государственной Думы, что положение о Думе подлежит дальнейшему развитию в зависимости от выяснившихся несовершенств и запросов времени.

Важно

Правительству надлежит выяснить и установить эти запросы, руководствуясь, конечно, господствующей в большинстве общества идеей, а не отголосками хотя бы и резко выраженных требований отдельных кружков, удовлетворение которых невозможно уже потому, что они постоянно меняются. Но удовлетворение желаний широких слоев общества путем той или иной формулировки гарантий гражданского правопорядка необходимо.

Весьма важно сделать реформу Государственного Совета на началах видного участия в нем выборного элемента, ибо только при этом условии можно ожидать нормальных отношений между этим учреждением и Государственной Думой.

Не перечисляя дальнейших мероприятий, которые, должны находиться в зависимости от обстоятельств, я полагаю, что деятельность власти на всех ступенях должна быть, охвачена следующими руководящими принципами:

1. Прямота и искренность в утверждении на всех поприщах даруемых населению благ гражданской свободы и установление гарантий сей свободы.

2. Стремление к устранению исключительных законоположений.

3. Согласование действий всех органов Правительства.

4. Устранение репрессивных мер против действий, явно не угрожающих обществу и государству, и

5. Противодействие действиям, явно угрожающим обществу и Государству, опираясь на закон и в духовном единении с благоразумным большинством общества.

Само собою разумеется, что осуществление поставленных выше задач возможно лишь при широком и деятельном содействии общества и при соответствующем спокойствии, которое позволило бы направить силы к плодотворной работе. Следует верить в политический такт русского общества. Не может быть, чтобы русское общество желало анархии, угрожающей помимо всех ужасов борьбы расчленением Государства.

Заглавная иллюстрация: картина Ильи Репина «17 октября 1905 года»,  1907, 1911. Русский музей

Источник: http://smartpowerjournal.ru/171015/

Ссылка на основную публикацию