Македонская династия и расцвет империи (867-1081)

Византия. Македонская династия (867 — 959)

Василий I Македонянин (867-886 гг.) — византийский император, основатель Македонской династии. Согласно греческим источникам Василий был армянином — македонянином.

Однако арабские источники указывают на славянское происхождение Василия. Он был сыном крестьянина и провел часть своего детства в неволе в Болгарии, где начиная с 813 г.

его семья находилась в плену у Болгарского хана Крума.

В Константинополе, Василий, благодаря своей красивой наружности и физической силе получил место в императорских конюшнях, стал фаворитом императора, который женил его на своей любовнице Евдокии Ингерине. Василий в 866 г. был объявлен кесарем, а скоро и соправителем. В 867 г. организовал убийство императора и единолично занял императорский престол.

После взятия арабами Сиракуз в 878г. Константинополь стал единственным предприятием, выпускавшим продукцию из драгоценных металлов. Медную монету до позднего десятого века чеканил Херсонес, а также неидентифицируемый провинциальный монетный двор во время правления Василия I (867-886 гг.) и его сына Льва VI (886-912 гг.).

Солид, 882 г., золото (4,37 г.). Аверс — Василий I, +bASILIOS AUGUST' b', реверс — Константин и Евдокия, COhSTAhT S EVdOCIA, (Константинополь).
Милиарисион, 868-879 гг., серебро (2,96 г.). Аверс — крест, IhSUSKRIStUS hICA, реверс — надпись +bASI/ LIOS CE/ CONSTAN/ TIN' PISTV/ bASILIS/ ROMEO', (Константинополь).
Фоллис, 879-886 гг., бронза (7,32 г.). Аверс — Василий I, +bASILIOS bASILEVS*, реверс — надпись +bASIL IOS EN QEO bASILEVS ROMEON, (Константинополь).

В течение последних трех столетий своего существования фоллис был единственной медной монетой в обращении, кроме выпусков меньших монет Херсонского монетного двора, номиналы которых неизвестны. В десятом веке соотношение фоллиса и милиарисиона было 24:1, а его же и солида — 288:1.

AE16, 867-886 гг., бронза (3,0 г.). Аверс — В, реверс — крест, (Херсон).

Финансы, административная система и армия Византии были расстроены неэффективным правлением Михаила III. Василий стал энергично восстанавливать порядок во всех областях государственного управления. Организовал чистку чиновничьего аппарата. Систематизировал византийское законодательство (издал кодекс «Прохирон» и подготовил кодекс «Эпанагога»).

Василий увеличил жалование солдат, расширил численность армии. С переменным успехом воевал с арабами, возвратив часть потерянных его предшественниками территорий (Самосата, Лул, Мелитина и др.).

В поисках союзников для борьбы с арабами, искал сближения с германскими императорами и папством. Умер вследствие несчастного случая на охоте в 886 г. На смертном одре он заявил, что пал жертвой заговора.

Его соправителем в 868-879 гг. был сын Константин.

Обратите внимание

Лев VI Мудрый или Философ (886-912 гг.) — византийский император из Македонской династии.

Своё прозвище получил за сочинение трактатов (в том числе о военном деле «Тактика Льва»), стихов и речей, а также за завершение начатого ещё его отцом Василием I свода законов на греческом языке, называемых «Базилики», комментарии и дополнения к нему. После смерти в 879 году Константина — старшего сына Василия — Лев стал наследником престола.

Лев VI не был столь удачлив в войне как Василий I. Он начал войну с Симеоном I в 894 году и потерпел поражение. Добившись военной помощи со стороны мадьяр, атаковавших Болгарию с севера, в 895 году он сумел достичь некоторых успехов, но уже через год в решающей битве при Булгарофиге снова проиграл и согласился возобновить ежегодные выплаты империи в пользу болгар.

Изображение Богородицы впервые было помещено на солид Льва VI (886-912 гг.). Эта же монета отличалась очень реалистичным портретом императора, что было несвойственно для периода иконоборчества.

Самое раннее изображение христианского святого на золотой монете — Св. Александр на солиде брата Льва VI, Александра.

В этот период херсонский монетный двор выпускал медные монеты с характерным крестом и надписью или монограммой, а иногда и с императорским портретом.

Фракции солида прекратили своё существование в девятом веке. Последние семиссисы и тремиссисы несли портреты Василия I и его двух сыновей — Льва VI и Александра.

Солид, 886-908 гг., золото (4,14 г.). Аверс — Богородица, + mARIA +, MR ОЧ, реверс — Лев VI, LEOh Eh CRISТO bASILEЧS ROmEOh, (Константинополь).
Милиарисион, 886-908 гг., серебро (2,91 г.). Аверс — крест, IhSUS XRISTUS nICA, реверс — надпись + LEWn En X’W EVSEbHS bASILEVS RWMAIWn, (Константинополь).
Фоллис, 886-912 гг., бронза (8,82 г.). Аверс — Лев VI, +LEOn bAS ILEUS ROM', реверс — надпись +LEOn En QEO bA SILEVS R OMEOn, (Константинополь).

В 902 г. Сицилийский эмират захватил последний оплот империи в Сицилии — Тавромений (Таормина). В 904 г. изменник Лев Триполийский с арабскими пиратами разграбил Фессалоники.

Согласно древнерусским источникам, в 907 году Олег Вещий осаждал Константинополь с целью получения выгодных для русских купцов условий торговли, которые правительство Льва VI установило договором 2 сентября 911 года, уплатив крупный выкуп (48 тыс. гривен золотом). По сообщениям русских источников, в знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда (Константинополя). Однако, в византийских хрониках не только этот факт, но и само имя Олега не упомянуто.

В 908 году Лев VI короновал 3-летнего незаконнорожденного сына Константина как со-императора, чтобы упрочить его позиции. В 912 году император умер от желудочной болезни, передав трон брату Александру. Лев был учеником патриарха Фотия и известен как церковный оратор и поэт.

Александр (912-913 гг.) — византийский император, ранее соправитель своего отца Василия Македонянина и брата Льва VI Мудрого. В некоторых позднейших исторических сочинениях и генеалогиях называется Александр III. Коронован отцом в 879 г. как соправитель.

Солид, 912-913 гг., золото (4,35 г.). Аверс — Исус Христос, +IhS XRS REX REGnAnTIUM, реверс — Александр и Святой Александр, +ALEXAndROS AUGUSTOS ROM, (Константинополь).
Фоллис, 886-912 гг., бронза (6,71 г.). Аверс — Лев VI и Александр, LEOn S ALEXAnGROS, реверс — надпись +LEON/S ALEXAN/GROS bASIL'/ROMEON, (Константинополь).

Сохранившиеся византийские источники написаны сторонниками Константина VII и Евфимия и поэтому резко тенденциозны по отношению к Александру. В них младший сын Василия I представлен как ленивый, развратный и вероломный государь.

Александр, вступивший на престол уже больным человеком, царствовал только год. За это время в Империю вторглись арабы халифа ал-Муктадира и болгары. Царь болгар Симеон I присылал к императору послов, но, не получив традиционных подарков, объявил ему войну.

Константин VII Багрянородный (913-959гг.) — византийский император из Македонской династии номинально с 913 года, фактически с 945 года.

Один из образованнейших людей своей эпохи, покровитель и издатель компилятивных сборников (энциклопедий), автор сочинений «О фемах», «О церемониях», «Об управлении империей», являющихся важнейшими источниками для изучения истории Византии, Киевской Руси и других стран.

В «О церемониях», он, в частности, описывает визит княгини Ольги в Константинополь в 957 году. Девятая глава «Об управлении империей» (трактат написан около 950 года) содержит известное (хоть и краткое) описание экономического и политического устройства Руси.

Солид, 945 г., золото (4,38 г.). Аверс — Исус Христос, +IhS XPS REX REgNANTIUM, реверс — Константин VII, COhSTAh-T' AVT' CRAT B R, (Константинополь).
Милиарисион, 921-931 гг., серебро (2,97 г.). Аверс — крест, IhSUS XRISTUS nICA, реверс — надпись + ROMAnO’ COnSTAnT’ CE XPISTOF’ EN XW EVSEb’ bASIL’ R’, (Константинополь).
Фоллис, 914-919 гг., бронза (5,4 г.). Аверс — Константин VII и Зоя, +COnSTAn CE ZOH b', реверс — надпись +CONSTANTINO CE ZOE bASILIS ROMEON, (Константинополь).
AE25, 920-944 гг., бронза (8,02 г.). Аверс — PW, реверс — крест, (Херсон). Константин VII и Роман I.

Константин был сыном Льва VI и Зои Карбонопсина, четвертой жены императора. Четвертый брак не дозволялся церковью и родившийся ребенок считался незаконнорожденным, хотя и был единственным сыном Льва VI.

Лишь в январе 906 года Константин был крещен, а в апреле того же года против воли патриарха Николая Мистика Лев и Зоя были обвенчаны.

Прозвище Багрянородный происходит от Багряного (Порфирного) зала в императорском дворце, где и родился Константин.

Важно

В 911 году Лев VI короновал Константина и обеспечил ему трон, однако в 912 году император умер и власть принял его брат Александр. Однако и он умер через год, оставив 7-летнего Константина под опекой регентов. В 920 году власть узурпировал Роман I Лакапин, провозглашенный соправителем.

Еще в 919 году он женил на Багрянородном свою дочь Елену. Константин оказался отстранен от реальной власти и посвятил себя самообразованию и наукам.

Наконец, в 944 году Романа I свергли его сыновья, надеясь править самостоятельно, однако это вызвало народные волнения, которые утихли лишь когда императором провозгласили Константина.

В своей политике Константин выражал интересы столичного чиновничества, выступал против центробежных тенденций провинциальной знати. Активизировал военные действия против арабов. Начало оказалось неудачным, в 949 году посланное на завоевание Крита войско было разбито.

Византийские армии форсировали Евфрат в 952 году, однако затем были отброшены. Завоевания на востоке были восстановлены благодаря Никифору Фоке и Иоанну Цимисхию. Высшим достижением ромейского оружия стало взятие Самосаты в 958 году.

Константин назначил на должность «паракимомена» (1-го министра) евнуха Василия Лакапина (сына свергнутого императора Романа), который приобрёл огромное влияние и сохранял его при последующих императорах. Умер в 959 году, по некоторым сведениям он был отравлен сыном Романом.

Лакапины

Роман I Лакапин (920-944 гг.) — византийский император. Во время малолетства императора Константина VII сменилось несколько регентств, принесших империи только несчастия.

Честолюбивый Роман, командовавший перед тем византийским флотом, хитростью и насилием, но к общему почти удовольствию, захватил власть. В был коронован патриархом Николаем (17 декабря 919 г).

Совет

Три сына его (Христофор, Стефан и Константин) и внук Романа один за другим были венчаны на царство. Добродушный, учёный законный царь Константин VII получил пятое место, после Лакапинов.

Фоллис, 920-944 гг., бронза (9,02 г.). Аверс — Роман I, реверс — надпись +RWMA /N EN QEW bA SILEVS RW/MAIWN, (Константинополь).

Внутренняя деятельность Романа Старшего (как его называют в отличие от Романа II Младшего) была чрезвычайно важна и плодотворна. Новеллой 922 г. он открывает борьбу против земельно-чиновной аристократии (властелей) и в защиту крестьян и стратиотов (убогих). Роман наметил три важные меры в защиту крестьянского землевладения, поглощаемого чиновными помещиками:1. право родственников и соседей на предпочтительную покупку отчуждаемого имения;2. запрещение властелям приобретать что-либо от убогих каким бы то ни было способом;3. принудительное обратное отчуждение «воинских участков», незаконно захваченных властелями.

Читайте также:  Причины, ход и последствия куликовского сражения

Этими мерами был задержан опасный социально-экономический процесс, грозивший поглотить все мелкое землевладение, главный источник воинской и финансовой силы империи, и подточить права верховной власти.

Внешняя политика империи имела при Романе успех только на Востоке. Армянский полководец Иоанн Куркуй в течение 22 лет (920-942 гг.) взял более 1000 крепостей и отодвинул границу империи от реки Галиса до Евфрата и Тигра. Критский пират Лев Триполийский был уничтожен в морском сражении при Лемносе в 924 г.

Это освободило острова и побережья от постоянной опасности. В 928 г. пали Феодосиополь и Эрзерум, в 934 г. разрушена крепкая Мелитена, в 942 г. взяты Дары и Низибис, а жителей Эдессы Куркуй заставил выдать нерукотворный образ Христа, который, при громком ликовании народа, был перенесён клиром в столицу.

Солид, 921-931 г., золото (4,43 г.). Аверс — Исус Христос, +IhS XPS REX REGNANTIUM, реверс — Роман I и Христофор, ROMAn ET XPISTOFO' AUGG b', (Константинополь).

Армянские и иверийские князья, освободившиеся от ига халифата, стали союзниками и клиентами империи, которая поддерживала династию Багратидов и награждала чинами и пенсиями мелких владетелей Армении и Иверии.

Так на Востоке возникли аванпосты, отражавшие варваров. Из других соседей империи самыми опасными были болгары.

Симеон, сделавший значительные завоевания во Фракии и Македонии, называл себя «царём болгарским и автократором ромейским» и возвёл преславского архиепископа в болгарские патриархи.

В сентябре 924 г. Симеон снова появился под стенами Константинополя, и царь Роман I Лакапин при личном свидании с ним должен был играть унизительную роль.

Но вскоре сын Симеона, Пётр, которому угрожали союзники империи, государи захлумский, хорватский и сербский, к которым присоединились ещё призванные Византией мадьяры и печенеги, и принужденный бороться с врагами своей династии в самой Болгарии, заключил с империей мир, по которому Византия признала независимость болгарской патриархии. Этот ход византийского кабинета связал болгарскую национальную церковь с её православной метрополией и разрушил все связи с Римом. Также Константинополь согласился на ежегодную дань, уступив земли до Стримона и Родопских гор, завоеванные Симеоном. Пётр в 927 г. женился на внучке Романа, Марии. Этот союз развязал империи руки и дал ей возможность сосредоточить свои силы в Малой Азии, против халифата.

Венгры иногда призывались империей против болгар, но часто воевали против своей союзницы. Так, в 934 и 943 гг. они опустошали Фракию и заставили империю откупаться золотом.

С печенегами Византия обращалась предупредительно и искала их союза против болгар, венгров и особенно против русских, совершивших при Романе I Лакапине два похода на Царьград, под начальством князя Игоря (в 941 и 944 гг.). Африканские и сицилийские арабы возобновили свои нападения на Южную Италию, взяли и разрушили Тарент.

Обратите внимание

Владения императора страдали также от лангобардских князей Беневента и Салерно. Отчасти золотом, отчасти мирными и союзными договорами с итальянским королём Гуго (935 г.) и фатимидом Обейд Эль-Махди (930 г.) Роману I Лакапину удалось обеспечить спокойствие южной Италии.

Постоянные заговоры с целью освободить Константина VII от опеки Лакапинов не приводили ни к чему. Роман I Лакапин погиб от заговора в собственной семье.

Его сыновья Стефан и Константин, может быть, с ведома и одобрения Константина VII, восстали против отца, арестовали его 16 декабря 944 г. и сослали в монастырь на остров Проти (один из Принцевых), где он и умер в 948 г.

Но вскоре оба заговорщика были свергнуты и отправлены в монастырь к отцу, принявшему их, по рассказу Лиутпранда, с горькими насмешками.

Сын Романа I Христофор был провозглашен василевсом в 921-932 гг., Стефан — 924-944 гг., Константин — 924-945 гг. Стефан монопольно правил с декабря 944 по январь 945 г. Сын Христофора, Роман соправительствовал с 927 по 945 г., а Михаил — с 932 по 945 г.

Источник: http://manetya.blogspot.com/p/867-959.html

История Византийской империи — Период Македонской династии (867-1057) — Успенский Ф.И

Книги и учебники → Книги по истории

Купить бумажную книгуКупить и скачать электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтах

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

История Византийской империиПериод Македонской династии (867-1057) Успенский Ф.И. — 1997.
    «История Византийской империи» — главный труд выдающегося русского ученого, крупнейшего византиниста с мировым именем академика Федора Ивановича Успенского (1845-1928). Исследование Успенского отличается авторской точкой зрения на причины и ход исторических событий, которая подкреплена прекрасным знанием источников и владением историческим материалом. Повествование идёт на широком историческом фоне и в тесной связи с историей России, особое внимание уделено духовному и светскому влиянию Византии на славян Балканского полуострова и Русь. ОглавлениеОТДЕЛ V Период Македонской династии (867-1057)Глава I Новое историческое содержание в истории Византии и новые деятели: царь Василий 1 и патриарх ФотийГлава II Кирилл и МефодийГлава III Церковная и политическая миссия среди славян. Начало кирилло-мефодиевского вопроса в историиГлава IV Церковные дела. Патриарх Фотий. Обращение Болгарии в христианствоГлава V Войны с арабами в Южной Италии и СицилииГлава VI Организация архиепископии св. Мефодия. Всемирно-историческое значение кирилло-мефодиевского вопросаГлава VII Церковные дела. Второе патриаршество ФотияГлава VIII Семейные отношения в доме царя Василия. Лев VI. Низложение патриарха ФотияГлава IX Войны с арабами на восточной границе и на море. Солунь. Морские походы ИмерияГлава X Законодательство царей Македонской династии. Новеллы. Крестьянская общинаГлава XI Северная граница империи. Планы Симеона Болгарского относительно империи. Сербы и хорватыПива XII Моравия. Угорский погром. Просветительная деятельность Болгарии учеников Кирилла и Мефодия. Кириллица и глаголицаГлава ХIII Семейные отношения. Патриарх Николай Мистик и вопрос о четвертом браке. Характеристика Льва VIГлава ХIV Византия и Русь. Договоры. Путешествие св. Ольги в КонстантинопольГлава XV Константин VII Порфирородный. Характеристика периода. Восточная и западная 1раницаГлава ХVI Северная граница. Болгария и угры. Походы русских князей. Славяне в ЛаконикеГлава ХVII Литературная деятельность КонстантинаГлава XVIII Роман II. Царствование Никифора Фоки. Положение дел на восточной и западной границе.Глава XIX Значение походов Святослава в Болгарию. Внутренняя политика ФокиГлава XX Иоанн Цимисхий. Внешние войны. Первый афонский уставГлава ХХI Первые годы царствования Василия. Бунт Варды Склира. Начало войны с БолгариейГлава XXII Русь и Византия в конце X в.Глава XXIII Греко-болгарская война. Подчинение БолгарииГлава XXIV Походы в Сирию и Армению. Западная граница империи. Последние представители династииИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА (приведенные Ф. И. Успенским)ПРИЛОЖЕНИЕОт редактораОглавление рукописноеК главе XVIII дополнительный материалК главе XIX дополнительный материалГлава XXIII История византийских учрежденийГлава XXIX Патриархат и папство. Разделение Церквей

Важно

Купить книгу  История Византийской империи — Период Македонской династии (867-1057) — Успенский Ф.И.

Важно

Купить книгу  История Византийской империи — Период Македонской династии (867-1057) — Успенский Ф.И.

Источник: https://nashol.com/201101127375/istoriya-vizantiiskoi-imperii-period-makedonskoi-dinastii-867-1057-uspenskii-f-i.html

Книга История Византийской империи. Т.1. Содержание — Глава 6 Эпоха Македонской династии (867—1081)

В связи с обменом письмами между Феофилом и Мамуном по поводу математика Льва интересно рассмотреть вопрос о взаимных культурных контактах между халифатом и империей в первой половине IX века.

Халифат, управлявшийся в это время Харун ар-Рашидом и затем Мамуном, переживал блистательный период, характеризующийся развитием образования и наук. В своем желании соперничать со славой Багдада Феофил построил дворец по образцу арабских моделей.

Некоторые свидетельства показывают, что влияние Багдада на Византийскую империю было очень плодотворным (stimulating)[741], однако разрешение этой сложной проблемы выходит за рамки этой книги.

Довольно часто утверждалось, что в области искусства эпоха иконоборчества дала только отрицательные результаты. Верно, что иконоборцы разрушили многие ценные произведения искусства. «Приходится сожалеть об их ярости. Их вандализм обеднил не только те века, в которые он имел место, но также и те, в которые живем мы».

Однако, с другой стороны, иконоборческая эпоха внесла новую струю жизни в византийское искусство, обратившись вновь к эллинистическим образцам, особенно александрийским, и введя восточные украшения, заимствованные от арабов, которые те, в свою очередь, заимствовали в Персии.

И хотя иконоборцы радикальным образом изгоняли из религиозного искусства изображения Христа, Богородицы и святых, они были терпимы к изображению человеческой фигуры в целом, которое стало в эту эпоху более реалистичным под влиянием эллинистических моделей. Жанровые сцены повседневной жизни стали любимым сюжетом артистов и в целом это было время господства чисто светского искусства.

В качестве примера этой тенденции можно привести следующий факт. На месте фрески, изображавшей шестой Вселенский собор, Константин V Копроним приказал поместить портрет своего любимого наездника[742].

Совет

Художественные памятники эпохи, как религиозные, так и светские, почти полностью погибли. Некоторое количество мозаик церквей в Фессалонике (Салонике) могут относиться к этому времени.

Целая серия обработанных изделий из слоновой кости, особенно шкатулок из слоновой кости, также может быть отнесена к IX веку. Иллюстрированные рукописи иконоборческой эпохи, иллюстрации которых были сделаны византийскими монахами, свидетельствуют о новом духе, который проник в искусство.

Читайте также:  Формирование советского сельского хозяйства

С точки зрения постраничных иллюстраций наиболее интересна Хлудовская Псалтырь. Эта древнейшая из иллюстрированных Псалтырей хранится в Москве[743]. Остается только пожалеть, что существует так мало материала для изучения искусства иконоборческого периода.

Многое из сохранившегося материала относится к иконоборческому времени только на основе косвенных данных, без полной в том уверенности.

Вот как оценивает Ш. Диль[науч.ред.70] значение иконоборческой эпохи по отношению к следующей, второму «золотому веку» византийского искусства – эпохе Македонской династии:

«Именно иконоборческой эпохе второй „золотой век“ византийского искусства обязан в конечном счете своими основными чертами.

И речь не идет только об обновлении величия и материальном процветании, каковые императоры-иконоборцы дали монархии и которые позволили их последователям, продолжателям их дела, обеспечить Византии два века силы и блеска.

С точки зрения и искусства, к эпохе иконоборчества восходят две взаимоисключающие тенденции, которые характеризуют Македонскую эпоху.

Если в эту эпоху существовало имперское искусство, работающее на самодержцев, увлеченное классической традицией, интересующееся портретом, живой моделью и заставляющее ощутить вплоть до религиозного искусства влияние своих основных идей; если, в противоположность этому светскому искусству, существует искусство монашеское, более строгое, более традиционное, более теологическое и если, наконец, комбинация обоих приводит к появлению целой серии прекрасных шедевров, именно в иконоборческой эпохе следует искать плодоносящие зародыши этого чудесного цветения. И поэтому данный период заслуживает особого внимания в истории византийского искусства, как и вследствие того, что этот период дал, так и благодаря тому, что он подготовил в будущем»[744].

Глава 6

Эпоха Македонской династии (867—1081)

Обратите внимание

Взаимоотношения Византийской империи с болгарами и мадьярами. Византийская империя и Русь. Печенежская проблема. Отношения Византии к Италии и Западной Европе. Социальное и политическое развитие. Церковные дела. Законодательная деятельность македонских императоров.

Социальные и экономические отношения в империи. Прохирон и Эпанагога. Василики и Типукит. Книга Эпарха. «Властели» и «бедные». Провинциальное управление. Смутное время (1056—1081). Турки-сельджуки. Печенеги. Норманны.

Просвещение, наука, литература и искусство

История Македонской династии делится на два периода, неравных по значимости и продолжительности. Первый продолжается с 867 по 1025 год – год смерти императора Василия II.

Второй – короткий период с 1025 до 1056 года, когда умерла императрица Феодора, последняя представительница этой династии.

Первый период был самым блистательным временем политической истории империи. Борьба на востоке и на севере с арабами, болгарами и русскими увенчалась блистательным успехом византийского оружия во второй половине Х и в начале XI века. Это произошло несмотря на отдельные поражения в конце IX и в начале XI века.

Этот триумф Византийской империи был особенно велик при Никифоре Фоке и Иоанне Цимисхии. Он достиг своей высшей точки во время царствования Василия II.

В то время сепаратистские движения в Малой Азии были подавлены, византийское влияние в Сирии усилилось, Армения была частично присоединена к империи, частично же – приведена в состояние вассальной зависимости; Болгария была преобразована в византийскую провинцию, а Русь, приняв христианство от Византии, вошла в более тесные религиозные, политические, торговые и культурные связи с империей. Это был момент высочайшей силы и славы, когда-либо достигнутый империей. Интенсивная законодательная работа выразилась в публикации гигантского кодекса, Василик. Количество знаменитых новелл, направленных против гибельного роста крупной земельной собственности, интеллектуальное движение вперед, ассоциируемое с именами патриарха Фотия и Константина Багрянородного, добавляют еще больше славы и значения первому периоду Македонской династии.

После 1025 года, когда могущественная фигура Василия II сошла с исторической сцены, империя вошла в период частых дворцовых переворотов и анархии, который привел к смутному времени 1056—1081 годов.

Важно

С приходом первого из Комнинов, который захватил трон в 1081 году, империя вновь обрела свою силу.

Внутренний порядок был восстановлен, и некоторое время интеллектуальная и художественная жизнь еще процветала.

92

Источник: https://www.booklot.org/genre/nauchnoobrazovatelnaya/istoriya/book/istoriya-vizantiyskoy-imperii-t1/content/344423-glava-6-epoha-makedonskoy-dinastii-8671081/

МАКЕДО́НСКАЯ ДИНА́СТИЯ

Авторы: П. В. Кузенков

МАКЕДО́НСКАЯ ДИНА́СТИЯ, ви­зант. им­пе­ра­тор­ская ди­на­стия (867–1056). Ос­но­ва­на Ва­си­ли­ем I Ма­ке­до­ня­ни­ном, сы­ном кре­сть­я­ни­на из бал­кан­ских об­лас­тей им­пе­рии, с рим. вре­мён но­сив­ших обоб­щён­ное назв. Ма­ке­до­ния (от­сю­да назв. ди­на­стии). В пос­ле­дую­щие го­ды имп.

пре­стол до 1028 за­ни­ма­ли его пря­мые по­том­ки: сы­но­вья Лев VI Муд­рый и Алек­сандр, внук Кон­стан­тин VII Баг­ря­но­род­ный (Пор­фи­ро­род­ный), пра­внук Ро­ман II, пра­пра­вну­ки Ва­си­лий II Бол­га­ро­бой­ца и Кон­стан­тин VIII. Во вре­мя ма­ло­лет­ст­ва «пор­фи­ро­род­ных» (т. е.

де­тей им­пе­ра­то­ра, ро­див­ших­ся в Пор­фир­ной па­ла­те Кон­стан­ти­но­поль­ско­го двор­ца) пред­ста­ви­те­лей М. д. вме­сте с ни­ми пра­ви­ли им­пе­ра­то­ры-опе­ку­ны: Ро­ман I Ла­ка­пин (921–944), Ни­ки­фор II Фо­ка (963–969), Ио­анн I Ци­мис­хий (969–976); од­на­ко ни од­но­му из них не уда­лось соз­дать собств. ди­на­стию. Ав­то­ри­тет М. д.

был столь вы­сок, что её на­следств. пра­ва на вер­хов­ную власть ос­та­лись не­ос­по­ри­мы­ми да­же по­сле пре­се­че­ния муж­ской ли­нии и пе­ре­шли к до­че­рям Кон­стан­ти­на VIII, Зое и Фео­до­ре.

По­сле 1028 им­пе­ра­то­ра­ми бы­ли му­жья Зои (Ро­ман III Ар­гир, Ми­ха­ил IV, Кон­стан­тин IX Мо­но­мах), её при­ём­ный сын (Ми­ха­ил V), муж Фео­до­ры (Ми­ха­ил VI); не­ко­то­рое вре­мя на пре­сто­ле на­хо­ди­лись толь­ко жен­щи­ны: Зоя и Фео­до­ра (с ап­ре­ля по июнь 1042), Фео­до­ра (1055–56). С кон­чи­ной Фео­до­ры М. д. пре­сек­лась окон­ча­тель­но.

На поч­ти двух­ве­ко­вое прав­ле­ние М. д. при­хо­дит­ся пе­ри­од наи­выс­ше­го рас­цве­та Ви­зант. им­пе­рии, про­явив­ше­го­ся во всех сфе­рах – во­ен­но-по­ли­тич., эко­но­мич., куль­тур­ной. Бур­но рос­ла тор­гов­ля, ве­лось ак­тив­ное строи­тель­ст­во, воз­ро­ди­лись и по­лу­чи­ли но­вое раз­ви­тие нау­ки и ис­кус­ст­ва (т. н. Ма­ке­дон­ский ре­нес­санс). Бы­ли ре­фор­ми­ро­ва­ны пра­во­вая сис­те­ма, ар­мия, адм. уст­рой­ст­во. Тер­ри­то­рия им­пе­рии уве­ли­чи­лась вдвое, в её со­став бы­ли вклю­че­ны дав­но ут­ра­чен­ные об­лас­ти на Бал­ка­нах, в Си­рии и на Кав­ка­зе; в сфе­ру ви­зант. цер­ков­но­го влия­ния во­шло Древ­не­рус­ское го­су­дар­ст­во; все­мир­ным цен­тром пра­во­слав­но­го мо­на­ше­ст­ва стал Афон.

Ос­нов­ной внут­ри­по­ли­тич. про­бле­мой 10–11 вв. ста­ло уси­ле­ние ди­на­тов и их кон­со­ли­да­ция в ква­зи­фе­о­даль­ную ари­сто­кра­тию, пре­тен­до­вав­шую на по­ли­тич. власть. Ра­зо­ре­ние сво­бод­ных кре­сть­ян и их мас­со­вое пре­вра­ще­ние в па­ри­ков раз­ру­ша­ло тра­диц. со­ци­аль­ную струк­ту­ру им­пе­рии; ме­ры, при­ни­мае­мые пра­ви­тель­ст­вом, лишь вре­мен­но тор­мо­зи­ли эти про­цес­сы, и к кон­цу прав­ле­ния М. д. борь­ба цен­тро­беж­ных и цен­тро­ст­ре­ми­тель­ных сил, про­винц. зна­ти и бю­ро­кра­тии вы­ли­лась в ост­рый по­ли­тич. кри­зис.

Источник: https://bigenc.ru/world_history/text/2165936

III. Византия в IX-XII веках

Вскоре по окончании внутренних раздоров, вызванных в Византии иконоборством, на императорский престол в Константинополе вступила Македонская династия, царствовавшая с небольшими перерывами около двухсот лет (867–1056).

Основатель этой династии, Василий I Македонянин, происходил из крестьянской семьи, всю молодость провел в плену у болгар, был потом конюхом у разных константинопольских богачей и, получив такую же должность при дворе императора, снискал расположение Михаила III, который и начал его быстро повышать в придворных званиях. Василий сделался даже кесарем, как называли соправителя и наследника императора. Когда, однако, Михаил III задумал было освободиться от Василия посредством убийства, последний сам умертвил императора и занял престол.

Македонская династия снова возвысила империю в удачных войнах с соседями. Между прочим, именно при императорах этой династии византийская история соприкасается с русскою[1] . Это была эпоха обращения южных и восточных славян в христианство и разделения церквей.

124. Внутреннее состояние Византии при Македонской династии

Один из императоров Македонской династии Константин Багрянородный, живший в первой половине X в. (царствовал в 912–959 гг.), в своих сочинениях описал порядок внутреннего византийского управления. В это время империя делилась на фемы, во главе которых стояли стратиги с военною и гражданскою властью.

В состав войска входили большею частью поселенные в империи инородцы (много славян), при чем военная служба сделалась своего рода наследственным занятием. Для содержания армии в отдельных областях существовали особые воинские поместья, тоже делавшиеся наследственными под условием поставки в военную службу известного количества солдат.

(Эти поместья напоминают западные бенефиции).

Уже первые македонские императоры много занимались законодательством, приспособляя старые законы к новым условиям, издавая новые постановления и составляя сборники старых. Благодаря этому, свод Юстиниана получил совершенно новый вид в так называемых «Василиках» (τά Βασιλικά, т. е. царские законы).

Совет

В своих законодательных постановлениях Македонская династия особенно вела борьбу с классом крупных землевладельцев (динаты, δυνατοί), из которых брались стратиги, судьи и другие чиновники и которые, пользуясь своим богатством и властью, разоряли крестьян и доводили их до закрепощения.

Императоры разными мерами старались охранять крестьянские общины, развившиеся в предыдущем периоде, т. е. и личную свободу крестьян, и их землевладение, и самоуправление общин.

Вместе с тем македонская династия принимала меры и против чрезмерного развития церковного и монастырского землевладения.

[1] В учебниках русской истории упоминаются следующие императоры: Лев VI Философ, Константин VIII Багрянородный, Иоанн I Цимисхий, Василий II, Константин IX и Константин XI Мономах.

Источник: http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutma/558-macedonian-and-komnenian-dynasties

rulibs.com

В течение ста пятидесяти лет (с 867 по 1025) Византийская империя переживала период несравненного величия. К счастью для нее, руководившие ею в продолжение полутора столетий государи почти все без исключения были замечательными людьми.

Основатель династии Василий I (867—886), Роман Лекапин (919—944), Никифор Фока (963—969), Иоанн Цимисхий (969—976), знаменитые узурпаторы, правившие в качестве законных государей, наконец Василий II, царствовавший в течение пятидесяти лет (976—1025), — отнюдь не были византийскими императорами в обычном, слишком распространенном понимании этого слова. Это были суровые и энергичные люди, часто не знавшие ни угрызений совести, ни жалости, с властной и твердой волей, более заботившиеся о том, чтобы их боялись, чем о том, чтобы их любили; но вместе с тем это были государственные деятели, воодушевленные мыслью о величии империи, знаменитые полководцы, чья жизнь проходила на полях сражений, среди солдат, которых они ценили, видя в них источник могущества империи; это были умелые администраторы с упорной и несгибаемой энергией, ни перед чем не останавливавшиеся, когда дело шло об общественном благе. У них совершенно отсутствовало стремление к бесполезным тратам, все помыслы их были направлены на увеличение национального богатства; ослепительная пышность дворца, суетный блеск процессий и церемоний интересовали их лишь постольку, поскольку служили их политике и поддерживали престиж императора и империи. Они ревниво оберегали свою власть и потому, как правило, не имели фаворитов, если не считать такой могущественной личности, как паракимомен (обер-камергер) Василий, побочный сын Романа Лекапина, который в течение пяти царствований, на протяжении более сорока лет (944—988), был душою правительства. Их советники по большей части были людьми незначительными, которыми они пользовались, оставаясь для них владыками. Исполненные жажды славы, с сердцем, охваченным самым высоким честолюбием, они стремились превратить Византийскую империю в могущественный оплот восточного мира, в поборника эллинства и православия одновременно; и благодаря блистательной силе своего оружия, гибкой и ловкой дипломатии и энергичному управлению им удалось осуществить свою мечту и превратить этот период в эпоху подлинного возрождения, в один из самых славных периодов длительной истории Византии.

Читайте также:  Историография крымской войны

В тот момент, когда Василий I вступил на трон, положение империи было исключительно тяжелым; предстояло восстановить все государство. Грубый крестьянин, вознесенный преступлением на вершину власти, Василий I обладал всеми качествами, необходимыми для этого трудного дела: он был умен и равно желал создать порядок внутри империи и восстановить ее престиж вовне; это был хороший правитель, превосходный солдат, стремившийся прежде всего прочно укрепить императорскую власть. В течение двадцатилетнего правления он сумел и поправить дела империи и, благодаря достигнутым им успехам, обеспечить судьбу своего дома. Его сын Лев VI (886—912), правление которого имеет чрезвычайно важное значение для административной истории империи, хотя и отличался от своего отца пристрастием к мирной домашней жизни, мелочным педантизмом и слабостью перед фаворитами, с той же настойчивостью преследовал задачу укрепления династии: чтобы обеспечить себе наследника, он не остановился перед четырехкратной женитьбой, приведшей его современников в негодование и поссорившей его с церковью и ее главой, патриархом Николаем. Благодаря этому, однако, впервые в Византии возникла идея наследственного права на престол. Грандиозным делом двух первых македонских императоров было, как пишет один современник, «дать императорской власти могучие корни, дабы они породили великолепное династическое древо». Отныне опрокинуть это династическое древо, столь прочно укоренившееся, было бы нелегким делом; теперь возник императорский род, члены которого получили имя порфирогенетов (рожденных в порфире), и в народе зародилась привязанность и преданность к этому роду. Для империи, которую до сих пор волновали бесчисленные восстания, это было счастливым новшеством, значительным по своим последствиям.

Правда, и в этот период не прекращались восстания. Смуты, которыми отмечен беспокойный период несовершеннолетия Константина VII, сына Льва VI (912—959), дали Роману Лекапину возможность захватить власть в свои руки на четверть столетия (919—944). Несколько позднее, когда после четырехлетнего правления умер Роман II, сын Константина VII (959—963), слабость правительства в период несовершеннолетия сыновей Романа, Василия II и Константина VIII привела сначала к восстанию, вознесшему на престол Никифора Фоку (963— 969), а затем к трагическому государственному перевороту, во время которого Никифор был убит и императором стал Иоанн Цимисхий (969—976). Но ни один из этих узурпаторов не осмелился устранить от трона законных потомков Василия I. Роман Лекапин официально делил престол с Константином VII, хотя в действительности Константин был отстранен от власти и проводил свои дни в полной безвестности за усердными занятиями наукой.

Никифор Фока и Иоанн Цимисхий номинально оставили во главе правления детей Романа II и пытались придать своей узурпации вид законности путем женитьбы на принцессах императорской фамилии. После них власть вновь естественным путем перешла к достигшему совершеннолетия представителю Македонской династии — великому императору Василию II. Династия так прочно укрепилась в этой восточной монархии, что к власти приходили даже женщины. Это были племянницы Василия II — Зоя (1028—1050), последовательно делившая трон со своими тремя супругами, и Феодора (1054—1056); и эти государыни пользовались популярностью, о чем свидетельствует восстание 1042 г ., когда был свергнут Михаил V за стремление лишить Зою трона, и недовольство, с которым столкнулся Константин Мономах, когда его заподозрили в желании отстранить обеих императриц. Ничего подобного прежде в Византии не бывало, и общественное мнение открыто провозглашало, что «тот, кто правит в Константинополе, всегда оказывается победителем»; это превращало узурпацию не только в преступление, но в нечто худшее: в глупость.

Но поскольку все же оказывалось, что и узурпаторы были выдающимися людьми и превосходными полководцами, империя без особых неудобств могла переносить политическую бездарность Константина VII, кутежи Романа II, слабоумие сыновей этого императора, и на протяжении полутора столетий вести свои дела с такой последовательностью и твердостью, каких Византия давно уже не знала. Наконец, помощь и чрезвычайно ценное сотрудничество таких полководцев, как Куркуас, Фока, Склиры, таких министров, как паракимомен Василий, — дали императорам Македонской династии возможность чрезвычайно расширить границы империи и придать ей ни с чем не сравнимый блеск. На всех границах было возобновлено наступление, увенчавшееся блестящим успехом; дипломатия, дополняя военное искусство, собирала вокруг империи вереницу вассалов; византийское влияние распространялось по всему восточному миру, вплоть до запада; могущественное правление прославилось своими законодательными творениями; административный аппарат, централизованный, состоявший из ловких и образованных чиновников, благодаря общему отпечатку эллинства и повсеместному распространению православия, сумел обеспечить империи единство, казавшееся невозможным в силу пестроты ее национального состава; вот что означали для Византии те сто пятьдесят лет, в течение которых ею управляли императоры Македонской династии. Правда, им не вполне удалось, несмотря на все усилия, уничтожить серьезную опасность, грозившую этому расцвету, разрешить аграрный и социальный вопросы, принявшие весьма острый характер, и обуздать аристократию, всегда готовую к восстаниям; они не смогли помешать честолюбивым руководителям восточной церкви осуществить раскол и поколебать прочность империи путем отделения навеки Византии от Рима; правда, после прекращения Македонской династии империя оказалась слабой перед лицом норманнов и турок, и возникла возможность продолжительной анархии (1057—1081); но все это не меняет того факта, что династия, основанная Василием I, в продолжение ста пятидесяти лет приносила Византии громкую славу. В X и XI вв. Константинополь был самым блестящим центром европейской культуры — «Парижем средневековья», как его назвали впоследствии.

Источник: http://rulibs.com/ru_zar/sci_history/dil/0/j41.html

Македонская династия

0 комментариев

Византийская императорская династия, правившая в 867-1056 гг.

Основатель Македонской династии – Василий I – происходил из семьи армянских крестьян Македонии и взошел на трон в результате переворота и убийства императора Михаила III 24 сентября 867 г.

Опираясь на константинопольское чиновничество и дворцовую знать, Македонская династия на протяжении без малого двух веков удерживала у себя корону, хотя порядок прямого наследования периодически нарушался внединастическим правлением. По смерти сына и преемника Василия I Льва VI (886-912 гг.

) и короткого царствования его брата Александра (912-13 гг.) престол перешел к малолетнему Константину VII Багрянородному, положение которого являлось шатким.

Будучи сыном Льва VI от его четвертой, с канонической точки зрения незаконной жены Зои Карбонопсины, Константин VII очутился в гуще борьбы различных придворных группировок.

Обратите внимание

Лишь бескровный переворот друнгария флота Романа Лакапина 24 марта 919 г. установил прочный правительственный режим. Роман I – вначале регент при Константине Багрянородном, а вскоре и император – в какой-то степени против воли поддержал престиж оттесненного им от управления Константина VII.

В отличие от Василия I Роман Лакапин не ликвидировал представителя законной династии, а, связав его узами родства (через дочь Елену), отодвинул на задний план. С падением Романа I по итогам внутрисемейного конфликта (декабрь 944 г.

) Константин Багрянородный, наконец, овладел всей полнотой власти в январе 945 г.

Кончина Константина VII (ноябрь 959 г.), а также безвременная смерть его сына Романа II 15 марта 963 г. привели к воцарению малолетних детей Романа II Василия II и Константина VIII. Регентами при братьях-василевсах стали выдвиженцы военной провинциальной аристократии Никифор II Фока (963-69 гг.

) и Иоанн I Цимисхий (969-76 гг.), которые короновались и правили самовластно. Убийство Фоки Цимисхием (11 декабря 969 г.) и вероятное отравление самого Цимисхия (10/11 января 976 г.

) видным сановником Василием Лакапином (Нофом) – двоюродным дедом Василия II – открыли последнему путь к самостоятельному правлению.

Смерть Василия II, позднее нареченного Булгароктоном (Болгаробойцей), 6/12 декабря 1025 г. вызвала новый кризис Македонской династии: Василий не был женат и не обзавелся потомством, тогда как у его младшего брата, номинального соправителя и преемника Константина VIII имелось только три незамужних дочери. Кончина Константина (15 ноября 1028 г.

) означала пресечение мужской линии Македонской династии: скипетр оказался в руках средней дочери Константина VIII Зои, которая незадолго до смерти отца вступила в брак с эпархом Константинополя Романом Аргиром, ставшим василевсом Романом III. Формальное правление императрицы Зои сочеталось с фактическим царствованием ее мужей, первый из которых – Роман III – 11 апреля 1034 г.

был убит по приказу Зои ради возведения на трон ее фаворита и второго супруга Михаила IV Пафлагона. По смерти Михаила IV 10 декабря 1041 г. престол перешел к его племяннику Михаилу V Калафату, пасынку Зои, уже 21 апреля 1042 г. свергнутому и ослепленному в ходе крупного народного восстания в Константинополе. Третий муж и соправитель Зои – Константин IX Мономах (1042-55 гг.

) – пережил супругу, скончавшуюся в 1050 г.

Со смертью Константина IX 7/11 января 1055 г. власть переняла последний отпрыск Македонской династии – престарелая и незамужняя младшая сестра Зои Феодора, прожившая затем менее двух лет. С ее кончиной 31 августа 1056 г. эпоха Македонской династии завершилась.

Исторические источники:

Михаил Пселл. Хронография. Краткая история / Пер., ст., прим. Я.Н. Любарского, Д.А. Черноглазова, Д.Р. Абдрахманова. СПб., 2003;

Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / Изд. подг. Я.Н. Любарский. 2-е изд. СПб., 2009;

Важно

Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883;

John Skylitzes. A Synopsis of Byzantine History, 811-1057 / Transl. by J. Wortley with Introductions by J.-C. Cheynet and B. Flusin and Notes by J.-C. Cheynet. Cambridge, 2010.

Иллюстрации:

Император Василий I и его старший сын-соправитель Константин (солид, 867-79).

Основатель Македонской династии Василий I (слева) и его сын и преемник Лев VI («Обозрение истории» Иоанна Скилицы, рубеж XII – XIII вв. Королевская библиотека. Мадрид).

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/makiedonskaia_dinastiia

Ссылка на основную публикацию