Периодизация истории революционного движения в России. Характеристика дворянского этапа
? не нашёл
Формирование идеалогии декабристов. Первые тайные общества.
Формирование идеологии декабристов.первые тайные общества
Особенности российской дворянской идеологии, отказ правительства Александра I
от политики преобразований, патриотический подъем и идеи французских
просветителей, заимствованные во время заграничных походов русской армии, стали
субъективными причинами зарождения идеологии декабризма. Декабристы пытались
разрешить две труднейшие задачи: изменить социально-политическое устройство
России и в то же время избежать при этом ужасов террора и анархии Великой
Французской революции. Так же на формирование идеологии декабризма оказали
влияние идеи французских просветителей, а также русских вольнодумцев XVIII в.
(Новиков, Радищев и др.).
Сказался и своеобразный “дух свободомыслия”, господствовавший в начале XIX вв.
Московском университете и Царскосельском лицее, где учились многие будущие
декабристы. Подавляющее большинство декабристов прошло и через увлечение
реформаторскими планами начала царствования Александра I, так и через
разочарование в “реформаторе на троне”. Политической школой для декабристов
стали Отечественная война 1812 г. (115 декабристов — ее участники) и
заграничные походы русской армии, во время которых они познакомились с
социально-политическими изменениями, происходившими в Европе в результате
французской революции и наполеоновских войн.
Большое влияние на идеологию и тактику декабризма оказало масонство (все лидеры
и многие рядовые декабристы были участниками масонских лож), а также опыт
тайных обществ, созданных в европейских странах для борьбы с наполеоновской
оккупацией. Декабристы были убеждены, что для дальнейшего развития страны
являются самодержавие и крепостное право. Ликвидация их стала насущной задачей
движения. С момента зарождения в декабризме прослеживались два течения: часть
его участников выступала сторонниками мирного, реформаторского пути
преобразования общества, другая — проповедовала необходимость “решительных мер»
в борьбе за реализацию своих идей и планов.
Союз спасения
Тайное общество декабристов родилось 9 февраля 1816г. в Петербурге.
Его первым названием было Союз спасения. Россию надо было спасать, она стояла
на краю пропасти — так думали члены возникшего общества. Инициатором создания
его был 23-летний полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев.
Союз спасения был малочисленной, замкнутой, носившей заговорщический характер
группой единомышленников, насчитывающей даже спустя год после своего основания
не более 10 — 12 членов. Лишь в конце своего существования она достигла 30
человек.
Наиболее видными членами Союза были князь Сергей Петрович Трубецкой, старший
офицер Генерального штаба; Никита Муравьев, подпоручик Генштаба; Матвей и
Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик лейб-гвардии Семеновского полка Иван
Дмитриевич Якушкин; племянник знаменитого просветителя XVIII века Михаил
Николаевич Новиков и один из самых выдающихся декабристов — Павел Иванович
Пестель.
Основные цели борьбы были в общем ясны: ликвидировать крепостное право и
самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и
способы добиться этого были туманны.
Одной из основополагающих идей Просвещения являлся тезис о том, что мнение
правит миром, что порядки в стране соответствуют господствующему в ней
общественному мнению. Задачей революционеров поэтому является не подготовка
заговора, не захват и удержание власти, а воспитание прогрессивного
общественного мнения, которое, овладев широкими массами, сметет старое
правительство.
Союз благоденствия
В соответствии с новыми тактическими установками, революционеры в 1818г.
образовали новое общество — Союз благоденствия, который отличался от прежнего
более сложной организационной структурой, и должен был охватить все сферы жизни
страны — армию, чиновничество, образование, журналистику, суд и так далее. Союз
благоденствия провозглашал цели, во многом совпадавшие с устремлениями, пусть
не обнародованными, Зимнего дворца, его членам трудно было предъявить
официальные обвинения. В силу этого Союз был полулегальной организацией,
привлекавшей в свои ряды не только радикалов — революционеров, но и людей,
придерживавшихся либеральных взглядов.
Его основной задачей была отмена крепостного права, ликвидация
самодержавно-крепостного строя, введении «законно-свободного» представительного
правления.
Важно отметить тот факт, что Союз благоденствия оформился организационно и
развернул большую работу над своей программой, которая была закреплена в
«Зеленой книге». Устав состоял из двух частей. В первой части излагались
основные организационные принципы тайного общества и обязанности его членов.
«Сокровенная цель» Союза благоденствия была означена во второй части.
Вторая часть устава Союза благоденствия («сокровенная») была составлена позже.
«Вот его программа: уничтожение рабства, равенство граждан перед законом,
гласность в государственных делах, гласность судопроизводства, уничтожение
винной монополии, уничтожение военных поселений, улучшение участи защитников
отечества, установление предела их службы, уменьшенной с 25 лет, улучшение
участи членов нашего клира, в мирное время уменьшение численности нашей
армии».
В январе 1820 года состоялось Петербургское совещание, на котором был поставлен
вопрос: «Какое правление лучше — конституционно-монархическое или
республиканское?». «В заключении приняли все единогласно республиканское
правление».
Таким образом, Союз благоденствия является той организацией в истории русского
революционного движения, которая впервые приняла решение бороться за
республиканскую форму правления в России. Разумеется, изменение программы вело
за собой и изменение тактики.
Через год после Петербургского совещания 1820г. состоялся Московский съезд. В
связи с происходившими в мире, и в частности в России (восстание Семеновского
полка в октябре 1820г.) событиями, надо было надо было по-новому организовать
тайное общество, разработать новую программу (в тесной связи с конституционными
проектами), в корне изменить тактику и критерий отбора членов, выработать общий
план открытого выступления.
Новые программа и устав вновь созданного тайного общества были надлежащим
образом оформлены и подписаны.
Московский съезд решил отсечь от движения как его колеблющуюся, нестойкую
часть, так и наиболее радикальные его элементы. Пестелю и его единомышленникам
объявлялось, что общество распущено.
Источник: https://megaobuchalka.ru/9/39391.html
ДЕКАБРИСТЫ
НАЧАЛО РУССКОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ.
1. Зарождение в России первых тайных революционных обществ
Отечественная война 1812 года кончилась победой. Заграничные походы 1813-1814 гг. окончательно завершили разгром Наполеона. Но война углубила классовые противоречия в стране. Крепостное крестьянство, самоотверженно боровшееся с врагом, напрасно надеялось на облегчение своего положения. В деревне по-прежнему властвовали помещики-крепостники.
«Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа»,- роптали солдаты, вернувшиеся с войны. Крестьянские выступления против помещиков продолжались.
Если до Отечественной войны происходило по 7-9 волнений в год, то теперь ежегодно вспыхивало от 17 до 25 волнений. Особенно сильное движение поднялось на Дону в 1818-1820 гг.
Глухое брожение нарастало и в царской армии. Главным лицом в государстве стал после войны тупой и грубый самодур Аракчеев, первый друг царя Александра I «Всей России притеснитель»,- как сказал о нем Пушкин.
- Полон злобы, полон мести,
- Без ума, без чувств, без чести,-
говорилось об Аракчееве в пушкинской эпиграмме.
В армии стала свирепствовать палочная расправа- Аракчеев приказал выбить из солдат «вольный дух». Многие деревни около Новгорода и под Харьковом перевели на особое военное положение: заставляли крестьян одновременно нести военную службу и совершать все сельскохозяйственные работы — в мундирах и по военной команде, с жестокой палочной расправой за ослушание.
Расправа грозила даже крестьянским женам за не вовремя затопленную печь, за зажженную ночью лучину. Урезали при этом и землю крестьян, запретили им торговать. Деревни, где введены были такие порядки, назывались «военными поселениями».
Одним словом, после победы над врагом жить народу стало не лучше, а хуже. Торжествовала крепостническая реакция.
В этой обстановке и зародились в России первые тайные революционные общества.
Их основали молодые офицеры-дворяне — участники войн с Наполеоном. Отечественная война разбудила их политическое сознание. Хотя они сами принадлежали к дворянам, но их ум, честь и совесть не позволяли им защищать крепостное право, которое они считали величайшим злом для своей родины.
Они поняли, что ликвидация крепостного права и самодержавия — очередная для России задача, без этого она не продвинется вперед. Но разрешить эти задачи, правильно полагали они, нельзя без революционной борьбы. Молодые дворяне стали на революционный путь.
Конечно, их принадлежность к помещичьему классу ограничивала их революционное сознание и мешала им стать последовательными борцами за дело народного освобождения. Как сказал Ленин, они были страшно далеки от народа, но они сыграли большую роль в борьбе за крушение старого строя, их дело не пропало. Ленин назвал их «дворянскими революционерами».
Первое тайное общество — «Союз Спасения»— было основано в 1816 г. Его целью была борьба против крепостного права и самодержавия. Члены общества непрерывно старались его усовершенствовать, привлечь к нему больше членов, лучше разработать его программу. Поэтому они не раз меняли правила общества и его организацию.
Через несколько лет оформилось два тайных революционных общества: Северное с центром в Петербурге и Южное — на Украине, неподалеку от Киева. Там была тогда расположена вторая армия, в которой служили многие члены общества.
2. Чего хотели тайные революционные общества.
Члены Северного и Южного обществ были горячими патриотами и мечтали о новых порядках, которые сменят устаревший феодально-крепостной строй в их отечестве. Они хотели, опираясь на войска, организовать революционное выступление, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять революционную конституцию — основной государственный закон, определяющий новый строй.
Проекты революционной конституции разрабатывались в Северном обществе Никитой Myравьевым, в Южном — Павлом Пестелем. Оба проекта отменяли крепостное право, но по-разному решали многие другие вопросы.
Никита Муравьев предполагал, что Россия будет конституционной монархией и представит собой федерацию на манер Севере-Американских Соединенных Штатов.
Император будет чиновником на жалованье. Право избирать и быть избранными в депутаты получат лишь граждане, имеющие капитал или недвижимую собственность. Крестьяне освобождаются от крепостного права с небольшим количеством земли (по 2 десятины на двор), остальная земля остается за помещиками. Таков был проект Никиты Муравьева.
Как видим, он отменял крепостничество, наносил удар самодержавию, приоткрывал дорогу капиталистическому развитию России и был поэтому прогрессивен.
Проект Пестеля был гораздо решительнее. Он был республиканцем и предлагал полностью уничтожить монархию. Россия должна была стать республикой.
Пестель предлагал отдать крестьянам половину земли на условиях общественной собственности, а в другой половине сохранить частную собственность на землю. Верховным законодательным органом в стране должен являться русский парламент, названный старинным наименованием Народного Веча.
Чтобы избирать или быть избранным в депутаты, не требуется обладать никаким имуществом, достаточно быть гражданином российской республики.
Хотя проект Пестеля был ограничен (он не решился отдать крестьянам всю землю, а отдал только половину), он пошел дальше Никиты Муравьева — отстаивал республику и политическое равноправие всех людей, независимо от богатства или бедности, наделял крестьян землей в большем количестве, чем крестьянские наделы при крепостном праве.
Проекты дворян-революционеров, если они осуществились бы, были бы огромным шагом вперед: они нанесли бы сильнейший удар господству дворянства, крепостному праву, самодержавию и открыли бы дорогу капиталистическому развитию России.
Число членов тайного общества между тем росло, в него вступали достойные и известные люди.
Так, членом общества стал поэт Кондратий Рылеев, автор смелой сатиры на Аракчеева под названием «К современнику» и собрания стихов «Думы», в которых прославлялись борцы с деспотизмом и самовластием. Вступив в общество, Рылеев вместе с другим членом организации, А. Бестужевым, написал вдохновенные революционные песни для народа. Рылеев был республиканцем.
Во имя революционного преобразования родины и выступили первые русские революционеры с оружием в руках в декабре 1825 г. По месяцу выступления — декабрю — они и называются декабристами. Их восстание является первым революционным восстанием против царизма. Позже их называли «первенцами свободы».
3. Восстание 14 декабря 1825 г
В ноябре 1825 г. внезапно умер император Александр I и в стране неожиданно создалась тревожная обстановка междуцарствия: детей у царя не было и наследовать престол должен был его брат Константин, следующий за ним по старшинству. Но Константин еще ранее тайно отказался от престола, поэтому царем становился следующий за ним брат — Николай, грубый деспот, ненавидимый в армии. Поскольку отречение наследника не было в свое время обнародовано, войска и население присягнули Константину, а через короткое время была назначена новая присяга — другому императору, Николаю. Население и армия уже давно глухо волновались, а создавшееся положение и смена двух присяг только усиливали тревогу и недовольство.
Декабристам в то же время стало известно, что правительственные шпионы выследили их и аресты могут начаться с минуты на минуту. Действительно, накануне восстания был арестован Пестель. Все говорило за то, что надо начинать восстание. «Случай удобен, случай такой, какого упускать нельзя»,- говорили они.
Был разработан такой план.
Рано утром в день присяги Николаю I — 14 декабря — члены тайного общества поднимут восстание в своих полках и приведут восставшие войска на Сенатскую площадь. Почему на Сенатскую? Чтобы помешать Сенату принести присягу новому царю и обнародовать через Сенат революционный манифест к русскому народу. В этом манифесте крепостное право объявлялось уничтоженным, а старое правительство — смещенным. Созывалось учредительное собрание, чтобы решить, будет ли Россия республикой или ограниченной конституционной монархией, а затем принять конституцию и выбрать новое правительство. Манифест объявлял русскому народу о введении свободы слова, печати, вероисповедания, сокращал срок обязательной военной службы.
Вооруженное восстание на юге должно было поддержать восстание в Петербурге.
Так было задумано. Но выполнить задуманное не удалось.
На Сенатскую площадь пришло около трех тысяч восставших войск под начальством офицеров-декабристов. Но Николай I привел к присяге Сенат еще затемно, и декабристы не смогли обнародовать свой манифест. Не осуществилась и задуманная организация восстания. Еще накануне декабристы выбрали диктатора — давнего члена тайного общества князя Трубецкого. Но он не явился на площадь, тем обманув товарищей и предав общее дело. Долго и безуспешно прождав его, декабристы выбрали, наконец, новым начальником князя Оболенского.
Но было уже поздно. Николай I захватил инициативу в свои руки. С началом сумерек новый царь дал приказ стрелять картечью, и восстание было подавлено.
Южное общество декабристов, узнав о восстании 14 декабря, организовало новое выступление — восстание Черниговского полка. Оно продержалось несколько дней, но вскоре также было разгромлено царскими войсками.
Декабристы потерпели поражение, но дело их не погибло. Они положили начало русскому революционному движению. Они подняли революционную борьбу против крепостничества и самодержавия.
Источник: http://hist-world.com/istoriya-nashej-strany-do-xx-vek/191-nachalo-russkogo-revolyutsionnogo-dvizheniya-dekabristy.html
Декабристы — дворянские революционеры — История — Наука — Каталог статей — Блог Ильи Винштейна
Декабристы — дворянские революционеры
Основные лозунги декабристов — уничтожение крепостного права и самодержавия — были лозунгами буржуазной революционности. Декабристы были ее носителями. Однако отсюда никак не следует, что декабристы были представителями буржуазии.
Буржуазная революция — важный этап в истории человечества — далеко не всегда совершается при гегемонии революционной буржуазии. В некоторых странах (Россия принадлежит к их числу) буржуазия не стала революционной силой.
Между тем в революционной ликвидации феодализма был заинтересован народ в целом, и без этого история всей страны не смогла бы развиваться дальше.
Особенностью русского исторического развития явилось то, что почин в борьбе против отжившего феодально-крепостного строя взяли на себя, как говорил В. И.
Ленин, «лучшие люди из дворян» Презрев дворянские привилегии и преимущества своего класса, поняв, что эти привилегии стали злом и задерживают национальное развитие, эти люди стали, по определению Ленина, «революционерами-дворянами», или «дворянскими революционерами».
Этот термин глубоко отражает диалектическую сложность явления, подчеркивая классовую ограниченность, но вместе с тем и революционность этих деятелей. Более того, целый период русского революционного движения Ленин называет периодом дворянской революционности, считая главными его представителями декабристов и Герцена.
В- И. Ленин остановился иа периодизации русского революционного движения и на месте в нем декабристов в статьях: «Памяти Герцена», «Роль сословий и классов в освободительном движении», «Из прошлого рабочей печати в России» и в других работах.
Всюду Ленин начинает периодизацию именно с декабристов, выделяя этап дворянской: революционности, который сменяется затем этапом разночинским, далее — эпохой пролетарского революционного движения: «…мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции,— писал Ленин в статье „Памяти Герцена.— Сначала — дворяне и помещики, декабристы и Герцен.
Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.
Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями „Народной воли». Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. „Молодые штурманы будущей бури“ — звал их Герцен. Но это не была еще сама буря.
Буря, это — движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их п впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году»2.
В ту эпоху, когда выступили декабристы, окончательное уничтожение феодально-крепостнического угнетения и неограниченной монархии (абсолютизма) было ведущей задачей мировой истории.
Неограниченная царская или королевская власть охраняла устаревший феодально-крепостнический строй н мешала развитию народов. Русское самодержавие было формой абсолютизма. Старый феодально-крепостнический строй стал тормозом исторического развития.
Новый, в то время прогрессивный капиталистический строй вступал в свои права. Декабристы разработали свою революционную идеологию (об этом свидетельствует их рукописное наследство). Работая над нею, они опирались на своих идейных предшественников.
Большое воздействие оказал на них Радищев, многое почерпнули они из богатой освободительной литературы Западной Европы. Вольтер, Руссо, Мабли, Монтескье и многие другие передовые писатели были их учителями.
Период мировой истории, ограниченный 1789—1871 гг. (от Великой Французской буржуазной революции до Парижской Коммуны),—это, по словам Ленина, «эпоха подъема буржуазии, ее полной победы. Это — восходящая линия буржуазии, эпоха буржуазно-демократических движений вообще, буржуазно-национальных в частности, эпоха быстрой ломки переживших себя феодально-абсолютистских учреждений» '.
В указанный Лениным период происходило немало революций и революционных выступлений, шедших под лозунгами буржуазной революционности. Кроме открывшей этот период Французской революции 1789 г., произошли: испанская революция 1820 г., восстание в Неаполе 1820 г. и в Пьемонте 1821 г.
, греческое восстание 1821 г., революция 1830 г. во Франции, бельгийская революция 1830 г., революционные восстания в некоторых германских государствах (Саксонии, Баварии) и итальянских государствах (Парме, Модене, Романье). К этому перечню надо добавить и восстание декабристов в России.
Революционное разрушение отжившего феодального строя и установление новой системы буржуазно-демократических учреждений было повсюду в то время основной задачей революционных движений. Россия не представляла собою исключения. В ней также назрела необходимость ликвидации старого, отжившего феодально-крепостнического строя. Движение декабристов и было первым проявлением этой борьбы.
Источник: http://www.winstein.org/publ/36-1-0-1530
Глава 2. Революционное движение в России
Реформы не удовлетворили значительную часть общественности, которая рассчитывала получить от властей большие уступки. Те, в свою очередь, отнюдь не намеревались заходить слишком далеко, что не могло не породить конфликта между обществом и властью.
Неумение найти общий язык, вызванное и отсутствием демократического опыта, и общественным нетерпением, приводило к быстрому нарастанию радикализма в общественном сознании в России, выражавшемуся, прежде всего, в складывании революционной идеологии.
Наибольшее распространение в революционной среде получили социалистические идеи, что объясняется, по-видимому, привлекательностью коллективистских установок и радикальностью предполагаемых изменений.
Прежде всего, становится ясно, что ни о каком едином «декабризме» речи идти не может. В силу, в общем-то, исторической случайности под одной вывеской оказались собраны люди самых разных устремлений и политических взглядов. Вряд ли можно твердо говорить даже о том, что среди них были революционеры.
Когда сами декабристы употребляли это слово, это вовсе не значило, что они вкладывали в него тот же смысл, что и мы. К тому же, как представляется, слово это — «революция» — до сих пор не имеет вполне удовлетворительного толкования. Сказанное относится и к другим словам, обозначающим сходные явления: бунт, мятеж, восстание, переворот, волнение.
Слова разные, стало быть, и явления, ими обозначаемые, должны различаться хотя бы по таким показателям, как массовость, подготовленность или спонтанность, результат. Мы же употребляем их, как попало, мятеж на Сенатской площади или бунт Семеновского полка называем восстанием, революцию 1762 г. — переворотом, переворот октября 1917 г. — революцией.
Среди декабристов было немало сторонников переворота, но были ли среди них революционеры — следует еще выяснить. Во всяком случае, то представление, которое мы вкладываем в слова «русский революционер», к декабристам вряд ли применимо, и, прежде всего по двум обстоятельствам.
Во-первых, абсолютное их большинство было глубоко верующими христианами, а по-настоящему «пламенный революционер» (в России) — всегда безбожник. Среди декабристов были деисты, но не было, по сути, ни одного атеиста. Более того, именно в декабризме был особенно част тип образцового христианина, вообще во дворянстве встречавшийся в те годы сравнительно редко.
И даже не принимая иной раз формально церкви и ее обрядов, деятели этого движения все равно оказывались подлинными христианами во всех своих поступках и нравственных устремлениях, слишком круто замешенных на Христовых заповедях (самый яркий пример — И.Д. Якушкин).
Помимо бытового поведения, христианские принципы во многом определяли и их мировоззрение, и даже, как ни парадоксально это звучит, — действий. Так, например, мятеж Черниговского полка задумывался его вождем С.И. Муравьевым-Апостолом как новый Крестовый поход во имя установления Царства Божия в России, когда не будет другого царя.
Очень жаль, что практически не сохранилось материалов, позволяющих реконструировать систему взглядов Сергея Муравьева, но несомненно, что истовая религиозность определяла их в очень значительной степени. В самом психологическом типе Муравьева было много от христианского подвижника.
В период, когда власти отказываются от реформ, ярко проявляется революционное политическое течение в среде дворянства. Это было движение декабристов. Главным фактором его возникновения стали социально-экономические условия развития страны.
Немаловажное значение в формировании революционных взглядов декабристов имели усиление крепостнического гнета, антикрепостническое движение народных масс после Отечественной войны 1812 г. Декабристы называли себя «детьми 1812 г.» и не раз подчеркивали, что именно 1812 г. явился исходным моментом их движения. Более ста будущих декабристов участвовали в войне 1812 г., 65 человек из тех, кого в 1825 г. назовут государственными преступниками, насмерть сражались с врагом на поле Бородина.
Осуществление своих программ декабристы связывали с революционным изменением существующего в стране строя. Если брать в целом, то проект Пестеля с точки зрения развития буржуазных отношений в России был более радикальным, последовательным, чем проект Муравьева. Вместе с тем оба они были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России.
Контраст между тем, что наблюдали будущие декабристы на Западе, и российской действительностью произвел на них тягостное впечатление. Там они видели прогресс в промышленности и в сельском хозяйстве, в большинстве европейских стран уже было отменено крепостное право, в России же — застой и рутина в хозяйстве, жестокие формы эксплуатации и крепостнической зависимости от барина-помещика.
В Европе они чувствовали наличие гражданских свобод, просвещения, в России же, по возвращении из походов, они окунулись в душный смрад аракчеевщины с ее неограниченным произволом и насилием над личностью.
Опыт восстания и даже его ошибки послужили серьезным уроком для последующих поколений в их революционной борьбе. Программа декабристов отражала требования буржуазно-капиталистического развития России, которое было тогда прогрессивным.
Программа декабристов направлялась на ликвидацию противоречий между выросшими на новой капиталистической основе производительными силами, которым требовался простор, и старыми производственными отношениями, мешавшими их развитию.
Декабристы хотя и принадлежали к дворянским кругам, однако они поняли требования нового исторического развития и выступили во имя передовых тогда идей. Главной задачей их борьбы было уничтожение самодержавия и крепостничества.
Как дворянские революционеры они не понимали роли и значения масс в революционной борьбе и поэтому не привлекали их даже в самый благоприятный момент, т. е. во время восстания 14 декабря 1825 г. в Петербурге.
Но даже несмотря на это, движение декабристов в целом и их восстание имели громадное значение для развития революционного движения в последующее время. Декабристы разбудили новое поколение революционеров — выходцев из разночинцев.
Движение декабристов оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни России; на их идеях воспитывалось целое поколение писателей, поэтов, художников, ученых и общественных деятелей.
Бесспорна наивысшая оценка их морального, человеческого облика: гуманизм, бескорыстие, культура. Героизм в борьбе и стойкое перенесение страданий на каторге. Декабристы были страстными просветителями.
Они боролись за передовые идеи в педагогике, постоянно пропагандируя идею о том, что просвещение должно стать достоянием народа. Они отстаивали передовые, методы обучения, приспособленные к детской психологии.
Еще до восстания декабристы приняли активное участие в распространении школ для народа по ланкастерской системе обучения, которая преследовала цели массового обучения. Просветительская деятельность декабристов сыграла большую роль в Сибири.
Таким образом, дворянские революционеры заложили основы революционного движения в России. И дело их не пропало — они внесли свою лепту в политическое пробуждение народа. Завещанные декабристами лозунги борьбы против самодержавия и крепостного права на долгие годы стали знамением для их преемников в освободительном движение России в XIX веке.
Источник: http://hist.bobrodobro.ru/22876
В.И. ЛЕНИН О ПОКОЛЕНИЯХ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ РОССИИ — Страница 11
Страница 11 из 29
КАЗЕННОВ Александр Сергеевич,
доктор философских наук, профессор Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина
В.И. ЛЕНИН О ПОКОЛЕНИЯХ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ РОССИИ
В.И.Ленин рассматривал динамику исторического развития не только в плане исторических эпох, законов и иных общих категорий, но и как движение и преемственность конкретных людей, действовавших в определенных исторических условиях.
В этом аспекте он проделал интересный анализ общественных процессов на примере преемственности поколений в революционном движении в России XIX века. В работе «Памяти Герцена» (в 1912 году) он писал: «Мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции.
Сначала — дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную пропаганду.
Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли». Но это не была еще сама буря.
Буря — это движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян»1.
Спустя два года Ленин более точно анализирует этапы самоорганизации народа в работе «Из прошлого рабочей печати в России»: «Освободительное движение в России прошло три главных этапа.: 1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время»2.
Рассматривая эту периодизацию на фоне общественного развития России в XIX веке и находясь в XXI веке, мы видим, что Ленин связывает деятельность поколений революционеров с общественными кризисами 1825 года (восстание декабристов) и 1859-1861 годов (реформы Александра II). Это — пики общественной активности оппозиционных сил, требовавших от государства переустройства экономической и политической организации общества.
Пикам кризисов предшествовало мощное организационное движение оппозиционных сил в кружках, клубах и партиях.
Однако недостаток масс, втянутых в движение, и слабость организованности партий, с одной стороны, и сила и оперативность правительства, с другой стороны, привели к выгодному для правительства разрешению кризисов: в первом случае — полностью в пользу правительства, во втором — частично в пользу народа при формальной победе правительства. Однако причины кризисных явлений сохранились. Поэтому через 18 лет произошел очередной кризис 1879-1881 годов, завершившийся убийством царя.
Анализируя хронологию Ленина, видим, что первый период равен 36 годам, т.е. деятельному периоду жизни декабристов, их взрослости от 18 до 54 лет3, который, следовательно, включает два цикла воспроизводства поколения по 18 лет.
Второй период равен деятельному периоду жизни разночинцев и составляет, по периодизации Ленина, 34 года. Близость наблюдателя к событиям и эмпиричность наблюдения делают это определение не вполне точным, хотя по-своему правильным.
Фактическим же концом этого периода является 1898-1899 годы, когда, одновременно с очередным экономическим кризисом, возникает Российская социал-демократическая рабочая партия, как результат предыдущего движения.
Идеологи РСДРП ведут идейную борьбу с еще действующими революционерами предшествующего, разночинно-народнического, периода. Поэтому второй период также состоит из двух циклов поколений по 18 лет. У нас нет данных, что Ленин предполагал или предсказывал следующий кризис в 1917 году.
Но теперь, с расстояния в 100 лет и с развернутой теоретической позиции видно вполне определенно: кризис в 1917 году вполне можно было прогнозировать на основе определенной динамики преемственности поколений. Прогноз оказался бы верным. Другое дело, что без достаточной активности масс и грамотной деятельности партий этот кризис мог пройти менее радикально.
Суть дела, однако, заключается в том, что если взять последний кризис вместе с периодом его вызревания, то и подготовка, и разрешение кризиса 1917 года носят выдающийся, невиданный до тех пор характер. Во-первых, этот период начинается значительным ростом стачечной борьбы.
Таблица 14
Рост числа забастовок в России в начале XX века
Годы | Число забастовок | Число бастующих (тыс. чел.) |
1900 | 59 | 25 |
1901 | 74 | 27 |
1903 | 277 | 66 |
1905 | 8952 | 2247 |
Во-вторых, это стачечное движение в середине периода приводит к промежуточному сильнейшему общественно-политическому кризису, выразившемуся в революции 1905-1907 годов и всколыхнувшему всю Россию. Этот кризис был разрешен насильственно сверху, но разрешение его в пользу правительства также не устранило его причин. Правительство П.А.
Столыпина, загоняя причины вглубь народного тела насилием, фактически готовило потрясение России.
Оно пыталось разрушить древнейшее генерационное ядро России — сельскую территориальную общину, покоившуюся на совместной обработке земли группами родов, на универсальном труде работников и на крепкой душевной и духовной самостоятельности общин по отношению к помещикам и государству. Поэтому не правительство (П.А.
Столыпин) разрушило общину, ее самоорганизацию и духовное устройство, а община разрушила и правительство, и стоявшее за ним государство, и развратившиеся сословия дворян, попов и военных. Разрушаемые сельские общины и обедневшие общинники пришли в город, стали рабочими.
Но они, с одной стороны, не вполне порвали связи со своими родами и общиной в деревне, а с другой — несли общинное сознание и общинную организацию в город, на производство.
Современное им производство, уже подготовленное к объединению работников технологией и процессом обобществления труда, они превратили в производственную общину — не такую жизненно-важную и универсальную, как в деревне, но все-таки достаточно тесную для совместного понимания и отстаивания своих интересов. Поэтому давление правительства, насилие полевых судов, столыпинские галстуки, ленский расстрел рабочих в 1912 году действовали не в сторону разрешения кризиса, а в направлении разжигания классовой борьбы.
К началу 1917 года борьба классов обострилась настолько, что господствующим классам пришлось изменить форму государственного устройства: абсолютная монархия была заменена буржуазной демократией, в которой определяющую роль играли аристократы, олигархи и функционеры буржуазных партий.
Господа хотели более жесткой борьбы государства с народом, поддерживали мировую и гражданскую войны — они получили войну полной мерой. Поэтому те из них, кто были ближе к народу, уже к 1918-1919 годам осознали бесперспективность войны с народом и перешли на службу новому государству.
Половина царского генералитета пошла на работу в Красную Армию, большинство ученых, деятелей литературы и искусства, врачей, юристов, учителей приняли новую власть, не говоря уже о рабочих и крестьянах, которые увидели в новой жизни перспективу решения своих извечных проблем.
Поэтому Великая октябрьская социалистическая революция — коренное генерационное переустройство всего российского общества, изменение исторического типа государства: его рождение на новой социальной основе.
Рождение нового общества в России сопровождалось влиянием на реорганизацию Европы и всего мира. Начался процесс этого воздействия в 1905 году, когда пример русских рабочих вдохновил на организацию рабочего движения, на создание профсоюзных и партийных организаций, на революционные выступления во Франции, в Италии, в Мексике, в Иране, в Турции, в Китае, в Индии и других странах.
Так что первая мировая война 1914-1918 годов это, в известной мере, и реакция на растущую организованность трудящихся мира под воздействием первой русской революции 1905-1907 годов.
Еще более мощное воздействие на мир, на молодое поколение Европы и всего мира оказала Октябрьская революция 1917 года. Ее пример преобразил политическую арену практически всех стран Европы и большинства стран мира, где возникли коммунистические партии и новые профсоюзы, молодежные и женские организации коммунистического толка.
Так что вторая мировая война 1939-1945 годов была уже ожидаемой и откровенной реакцией на развитие организованного коммунистического и рабочего движения в Европе и во всем мире.
Всё возникновение общественно-политического кризиса 1917 года и все последствия революции 1917 года, ставшей способом разрешения этого кризиса, говорят о том, что это было объективно назревшее явление сущностного противоречия всего человеческого рода в начале XX века.
Опыт преемственности поколений революционеров в России и осмысление этого опыта В.И.Лениным помогают в борьбе за разрешение современного затянувшегося общего кризиса в интересах трудящихся.
Примечания:
1 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 21, с. 261.
2 Там же, т. 25, с. 93.
3 Интересно, что средняя продолжительность жизни членов кружка Станкевича и Герцена — 54 года. Рассчитано по именному указателю к сочинениям А.И. Герцена.
4 Рассчитано по: «Забастовочная борьба трудящихся. Конец XIX в. — 70-е годы XX в. Статистика.». М.: Изд-во «Наука», 1980, С. 92
5 См. Первая русская революция и международное революционное движение. Часть II. М.: Изд-во Полит. литературы, 1956 г.
Источник: http://leninism.su/lenin-now/4188-lenin-v-sovremennom-mire-2011.html?start=10
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —
Статьи — ИСТОРИЯ
Декабристы — это первые русские революционеры, участники российского дворянского оппозиционного движения, совершившие попытку государственного переворота, организовав антиправительственное восстание 14 декабря 1825 года. Целью заговорщиков было упразднение самодержавия и отмена крепостного права.
Что же до крепостного права, то, во-первых, не все декабристы хотели его отменять (П. И. Пестель, например, очень сомневался).
А во-вторых, ни один кабинет не сделал для прощания России с «вековечным злом» столько, сколько правительство Николая I, еще и сыну — Александру II — хватило «наработок» державного родителя.
А сам Николай I? 20 миллионов человек — бывших государственных крестьян, ставших свободными задолго до реформы 1861 года. Немало. Но о них нам почему-то не рассказывали. Как, впрочем, и о многом, что касалось заговора декабристов.
Сухой остаток
В противном случае красивая картинка, с детства вставшая перед глазами: поручик Анненков под звуки «Кавалергарда век недолог…» мчится верхом по полю за мадемуазель Поли — грозила поблекнуть. Чего доброго мы узнали бы, что И.
А. Анненков на Сенатской площади действовал против своих товарищей-декабристов. Что Полина Гебль поехала в Сибирь, оставив на руках у той самой бабушки — ни дать, ни взять Салтычихи — двух детей, рожденных вне брака.
Что, что, что…
Слишком многое не встраивалось в привычные представления. Оставалось либо зажмурить глаза и принять миф безоглядно. Либо попытаться разузнать побольше, заранее понимая, что найденное может серьезно поколебать романтический стереотип. Откуда бралось это ощущение? Назовем его интуицией.
О декабристах так много написано: и восхищенного, и жалостливого, и критичного. Всех не опровергнешь. Все не подтвердишь. Есть проверенный метод: познавай дерево по плодам.
А не по тем оберткам, в которых они продаются.
Итак, что в сухом остатке? Без трогательных рассказов о сложных духовных исканиях, блестящем образовании и невозможности применить уникальные таланты в условиях самодержавия?
План Пестеля
П.Пестель, полковник, командир Вятского пехотного полка
Прежде всего — цареубийство. Причем, как позднее говорил террорист С.Г.Нечаев, глава общества «Народная расправа», «всей великой ектенией» (сегодня бы сказали «всем списочным составом») должна была погибнуть августейшая семья, включая выданных за границу великих княжон и их потомство. Чтобы уже никто не претендовал на престол.
Мысль об аморальности подобного шага, конечно, приходила в голову вождям заговора. И если сами они готовы были перешагнуть через душевные муки, то ни толпа, ни многочисленные рядовые участники, ни даже ряд высокопоставленных собратий, например, князь С.Г.Трубецкой, кровожадных стремлений не разделяли.
Поэтому совершить «акт возмездия» должна была т. н. «обреченная когорта» — отряд из нескольких человек, которые заранее знали, что жертвуют собой.
Они брались убить представителей царского дома, а потом новое правительство республики казнило бы их, отмежевываясь от кровавой расправы. Так, А. И. Якубович обещал застрелить великого князя Николая Павловича, а В. К.
Кюхельбекер — Михаила Павловича. Как позднее говорил брату последний: «Самое удивительное, что нас не убили».
Логика хорошо знакома: что такое гибель одной семьи по сравнению со счастьем миллионов? Но истребление царствующего дома словно развязывает руки для кровавых бесчинств в остальной стране. Карательные органы, создание которых предусматривал Пестель, должны были насчитывать 50 тыс. человек.
Позднее в Корпусе жандармов служило 4 тыс., включая нижние чины — суть внутренние войска. Зачем же Пестелю понадобилось так много? Для того чтобы «уговаривать» несогласных на республику соотечественников. Так что за монаршим родом последовали бы не великие, но многочисленные семейства.
Только ли дворянские? Опыт начала XX в. показывает, что далеко нет.
Как сдавали своих
Историки сейчас изучают внутренние распри в кругу заговорщиков и знают, что на Московском съезде 1821 г. впервые в русской истории поднимался вопрос о разбойничьих экспроприациях — деньгах для революции.
Что слежка друг за другом и вскрытие писем не были чужды героям 14 декабря. Их поведение после ареста в крепости настолько шокирует начинающих исследователей, что пришлось придумать два взаимоисключающих мифа.
Дворянин-де отвечает по первому спросу, поэтому арестованные ничего не скрывали, называли товарищей, рассказывали все, что знали.
Другой вариант: декабристы хотели произвести впечатление крупной организации, чтобы правительство испугалось и пошло на уступки. Так, князь С. Г. Волконский на первом же допросе перечислил имена 22 членов общества, часть из которых оказалась вовсе непричастна. То есть оговорил людей.
Писались покаянные письма императору, предлагались услуги по раскрытию «всех сокровенных сторон заговора». В надежде спасти себя признавались почти наперегонки. Едва ли не больше всех показал К. Ф. Рылеев. Хотя никаких методов физического воздействия к арестованным не применялось. Подобные факты очень бы хотелось найти ранней советской историографии. Но увы…
Рылеев Кондратий Федорович (1795 — 1826) — поэт-декабрист, член Северного Общества, один из наиболее активных участников декабрьского восстания.
И пытки были запрещены законом. И государь со следователями — не из того теста. Конечно, люди не безгрешные, но есть черта, за которую власть в то время не заходила.
В Петропавловской крепости очутились перепуганные мальчишки, которых схватили за руку после «праздника непослушания», и которые теперь повторяли: больше не будем.
200 ведер водки
Последнее в череде обвинительных пунктов — восстание Черниговского полка на Украине. Через несколько дней после событий на Сенатской площади поднял мятеж Черниговский полк под предводительством братьев Муравьевых. Военные заговорщики считали, что, не привлекая народ, усилиями одной армии, они смогут захватить власть без кровавых эксцессов Французской революции.
Но именно армия первой и отказалась подчиняться. Революционные офицеры считали, что ведут полк на Петербург, помогать товарищам, однако оказались в положении заложников. Полк шел куда хотел. Он предался грабежу. Вскоре мятеж был подавлен. Когда у безвестного шинкаря спросили, как солдаты могли выпить 200 ведер водки, тот ответил: они не пили, а обливались.
Русский бунт…
Почему же мы так охотно покупаемся на рассказы о нем?
Мученики новой веры
Пока тысячи зрительниц, затаив дыхание, следили за молодым Игорем Костолевским в белых лосинах, я чувствовала себя «плохишом». Потому что мне нравился Василий Ливанов в роли императора.
Случилось как-то объяснять одному ученому мужу — талантливому специалисту европейского уровня — почему многие в моем поколении симпатизируют Николаю I.
Чувствовала, что надо отшутиться: «Если у государя голос Крокодила Гены, то это ваш государь».
Меня не поняли. Сказалась возрастная разница. Для наших соотечественников, чья юность пришлась на 60-е годы XX века, для тех, к кому в 70-х — 80-х обращался Н. Я.
Эйдельман, имея в виду не только и не столько реалии двухсотлетней давности, сколько «эпоху застоя» — декабристы остались «лучом света в темном царстве».
Они пожертвовали собой не ради политических целей, а для того, чтобы развеять мрак над Россией… Дальше начинался миф — область не научных, а «религиозных» убеждений нашей интеллигенции.
На излете советского времени декабристам поклонялись истово. Ибо уже чувствовали: те, далекие революционеры (т. е., вроде, правильные люди) могли спасти нас от более близкого, кромешного ужаса начала XX века — гражданской войны, голода, крови, репрессий…
Однако началась сия, говоря словами В. В. Розанова, «буффонада» задолго до советской власти с ее неуклонным стремлением насаждать своих героев. В. И. Ленин требовал в рамках монументальной пропаганды увековечить жертвы старого режима.
Так появился обелиск в Александровском саду под стенами Кремля с именами «социальных мыслителей» утопического направления Томмазо Кампанеллы и Джерарда Уинстенли. (Спроси сейчас студентов, кто такие, получишь в ответ невразумительное мычание). Был поставлен и гипсовый бюст А. Н. Радищеву в проломе ограды Зимнего дворца.
Через полгода он был сброшен порывом ветра во время очередного наводнения. Символично?
Не будем делать вид, что советская пропаганда работала на пустом месте и что почва под ее посевы не была обильно унавожена заранее. Евгений Евтушенко с его «Лучшими из русского дворянства» явно пенял Льву Толстому:
«Мужиком никто не притворялся, и, целуя бледный луч клинка, лучшие из русского дворянства,
шли на эшафот за мужика».
Мужик по своей темноте и серости этого, конечно, не оценил, и когда над разжалованными декабристами во время казни раздались возгласы по-французски, солдаты, стоявшие в оцеплении, очень одобрили решение государя вешать бар. Казнено было пятеро. Эйдельман привел якобы слова А. Х.
Бенкендорфа, который, наблюдая за казнью, склонил голову к гриве лошади и прошептал: «Ни в одной другой стране…» На самом деле фраза принадлежала М. С. Воронцову: «Ни в одной другой стране дело пятью виселицами бы не ограничилось».
Видите, как легко предать цитате иной смысл, если оборвать ее в нужном месте?
Казнь декабристов
Герцена разбудили
Те из ученых, кому довелось конспектировать Ленина, помнят его характеристику: «узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа. Но они разбудили Герцена…». Именно А. И. Герцену — талантливому журналисту, работавшему в Англии, мы и обязаны декабристским мифом. Позднее картина только усложнялась, но не менялась по существу.
Типография «Колокола» и «Полярной звезды» располагалась в Лондоне. Англия после Наполеоновских войн — самый крупный игрок-тяжеловес на европейской арене. Самый опасный противник Российской империи. Поэтому поддержка оппозиционному журналисту всегда обеспечивалась.
В Лондоне скрывался, например, Николай Тургенев — один из тогдашних «декабристских» невозвращенцев. Мастер высокого посвящения. Человек, которого Александр I побоялся арестовать дома, просто написав ему: «Брат мой, покиньте Россию». А вот Николай I требовал выдачи.
В школе всем задавали «Былое и думы». Я дальше сцены клятвы маленьких Герцена и Огарева на Воробьевых горах читать не захотела. Заставили. Поучительно. И прозрачно. С чего вдруг два мальчика преисполнились ненависти к молодому императору, только что приехавшему в Москву на коронацию? Само сакральное действо их бесит и раздражает.
Государь представляется чудовищем, от которого надо защищать Свободу. Кто она такая, пока тоже неясно, но злости и досады море. Перед нами рассказ о детской одержимости. О плоде, который сгнил и почернел еще в завязи. Но цветок распустился. И этот уродливый цветок оказался очень притягателен для людей с отбитым духовным обонянием.
Герцен избрал для альманаха «Полярная звезда» знаменитый экслибрис — профили пяти казненных декабристов. Именно он в своих публикациях сумел неприметно для читателей соединить два ключевых архетипа — христианский и языческий. Личная жертва ради нового, нарождающегося мира. Пять мучеников за правду добровольно восходят на эшафот.
И пять героев — со всеми атрибутами античного атлетизма, прекрасные душой и телом — борцов за республику, братьев Гракхов, новых Кассиев и Брутов, брошенных на растерзание хищным зверям самодержавия… Есть и палач — новый Цезарь. И исполнители, рангом пониже. И те, кто трепещут, не отваживаются поддержать, но сочувствуют. Это мы с вами.
Грустные выводы
Почему души наших соотечественников так легко поддаются на соблазн уже два века подряд? Прежде всего, потому, что жизнь в России отнюдь не усеяна розами.
Недаром во время следствия по разные стороны стола оказывались люди схожих взглядов на мир, просто одни считали военный мятеж допустимым средством исправления реальности, а другие видели в нем только путь к рекам крови и остановились, не переступив страшной черты.
Но, кроме того, дурную услугу нам оказывает природная сердобольность, понимаемая едва ли не как нравственный, религиозный долг. Страдание всегда воспринималось в народе как отметина свыше, проявление особой любви Божьей.
Страдальцы избраны. Они терпят за Правду. Вспомним Марину Цветаеву: «Декабристы и версальцы — вашего полка». То есть кого бьют, те и правы. Но страдание бывает и в очищение, и в искупление. История декабристов — тому пример.
Сейчас исследования декабризма на новом витке. Появилась возможность говорить и о связи с масонством, и об иностранных обществах военных заговорщиков. Можно исследовать «свет и тени» движения. Можно много рассказать о жизни на поселениях в Сибири и о подвиге жен. Можно, можно, можно…
Но мне вспоминается недавний случай. Лектор между делом назвал имя А. И. Чернышева. Зал, состоявший из интеллигентных «бальзаковских дам», не прореагировал.
«Ну, Чернышев, палач декабристов», — напомнили с трибуны. А-а, —закивали собравшиеся.
Для меня Чернышев — крупный военный деятель, разведчик, укравший у Наполеона план наступления на Россию, позднее военный министр. Поэтому я засмеялась… и поняла, что смеюсь одна.
Вся надежда на любопытство более молодых людей. Говорят, они книг не читают. А может, и не стоит до бесконечности читать Герцена да пересматривать старый фильм?
ЕЛИСЕЕВА Ольга, кандидат исторических наук
Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/istorija/view/id/1175687