Культура в первое послеоктябрьское десятилетие

2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России

Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало, как указывалось выше, создания чисто «пролетарской культуры», противостоящей всей художественной культуре прошлого. Как выяснилось вскоре, задача не только не выполнимая, но и крайне вредная.

Механическое перенесение в сферу художественного творчества потребностей коренной революционной перестройки социальной структуры и по-литической организации общества приводили на практике как к отрицанию значения классического художественного наследия, так и к попыткам использования в интересах строительства новой социалистической культуры только новых модернистских форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность веками складывающихся функций худо-жественной культуры.

Действительно, в теоретических разработках двад-цатых годов было много тупикового и противоречивого. На-пример, для многих культурологических концепций того периода характерен классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве деятелей культуры. В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и РАПП.

Обратите внимание

Пролеткульт — это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая на-кануне Октябрьской революции и прекратившая свое су-ществование в 1932 году. Теоретики Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только (!) Представителями рабочего класса.

В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное насле-дие, за исключением, пожалуй, тех художественных про-изведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Деятельность Пролет-культа была подвергнута резкой критике даже руководст-вом большевистской партии. Речь идет о знаменитом пись-ме В. И.

Ленина в ЦК РКП /б/ «О пролетарской культу-ре» 1920 года.

Другой очень влиятельной творческой группой был рапп (российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Все-российском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоци-ации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и ряд других.

Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с тео-риями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 году РАПП был распущен.

В двадцатые годы большинство культурных органи-заций и пресса бравировали приблизительно такой фра-зой, что для того, чтобы прийти к своей собственной куль-туре, пролетариату придется до конца вытравить фети-шистский культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности.

И основной задачей проле-тарского искусства будет являться не стилизация под про-шлое, а созидание будущего. Классовые идеи двадцатых годов были продолжены в «вульгарной» социологии искус-ства тридцатых годов и с рецидивами дошли и до наших дней. Однако ряд выдающихся художников, и прежде все-го, писателей и поэтов активно этому противостояли.

В этом ряду — имена А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгако-ва, М. Цветаевой, О.Мандельштама. Безусловный приори-тет общечеловеческого гуманистического начала над пар-тикулярным (включая узкоклассовое) был для них непре-ложным законом творчества.

Пожалуй, самые решительные перемены в первое революционное десятилетие произошли с русским теат-ром.

Важно

Революция способствовала созданию советского ре-жиссерского театра, в котором именно режиссеру не только необходимо было иметь изобретательную фанта-зию постановщика, но и творческую волю, способную сплотить театральный коллектив, а также очень высокую гражданскую и художническую активность. Всеми этими качествами обладал Е. Б.

Вахтангов — создатель одноименного театра — одного из самых известных теат-ров мира. За свою недолгую жизнь он поставил несколько спектаклей, но каждый из них (будь то «Принцесса Ту-рандот» К. Гальдони или Чеховская «Свадьба») стал об-разцом сценической трагедии, сценического гротеска и того, что мы сегодня называем праздничной театральнос-тью.

Ученик К. Станиславского, младший современник В. Мейерхольда, близкий друг великого русского актера М. Чехова, Е. Вахтангов воспитал целую плеяду талантли-вейших советских режиссеров и актеров, среди которых особо выделялись Ю. Завадский и Р. Симонов.

Словом, несмотря на столкновение мнений, кон-фликты двадцатые годы были весьма плодотворны для развития отечественной художественной культуры. «Во многих областях искусства — в кино, литературе, изобра-зительном искусстве — это время оставило след и стало частью духовной сокровищницы нашего века. То же отно-сится и к науке» Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1.М.,1994.С.250.

В этот период большевистским правительством предпринимались отчаянные попытки наладить диалог с интеллигенцией, ибо установить над ней гегемонию в тот момент не представлялось возможным. Многие художни-ки искренне «уходили в революцию», свято веря в рево-люционное обновление всей цивилизации.

Незаурядный талант налаживания отношений между новой властью и интеллигенцией проявил первый советский нарком про-свещения А. В. Луначарский, занимавший свой министер-ский пост вплоть до 1929 года. Благодаря своей необыкно-венной эрудиции, блестящим ораторским возможностям А. В.

Луначарскому удалось в двадцатые годы перекинуть «временный мост» между революцией и миром русской Интеллигенции.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/8410

Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России

Послеоктябрьское — после революции 1917 г. — время необходимо рассматривать, имея в виду два одновременных, проходящих параллельно процесса: с одной стороны, необычайное воодушевление масс, поразительный духовный подъем людей, вдохновленных идеалами коммунизма, с другой — острота социальной борьбы (вылившейся в гражданскую войну), нарушения прав человека, «утечка мозгов».

Ситуация в стране была необычайно сложной.

Но в ожесточенной вооруженной борьбе — гражданской войне, которая была осложнена иностранной военной интервенцией, большевики сумели удержать власть в своих руках, добившись максимальной концентрации всех сил и ресурсов страны и установив свою диктатуру. Так, в силу объективной ситуации вместо провозглашенной после Октябрьской революции диктатуры пролетариата утвердилась диктатура одной партии.

В 20-е гг. Россию покинули выдающиеся философы, писатели, композиторы, музыканты, художники-живописцы. Многие из них были высланы за пределы России вначале по указанию Ленина, потом по указу революционного правительства. Именно поэтому их неповторимый вклад в духовное развитие человечества долгие годы у нас замалчивался.

Совет

Обрести в тот период времени гуманистический, подлинно человеческий взгляд на эпоху смогли немногие. Только сегодня можно оценить простые, великие мысли М. Цветаевой, на десятилетия опередившие современное сознание. События гражданской братоубийственной войны были поняты так:

Все рядком лежат, не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белый был — красным стал: смерть побелила; Кто ты? — белый? — не пойму! — привстань!

Аль и сзади и прямо; и красный, и белый: — Мама!..

К руководству страной пришли люди, не имевшие достаточного образования. Например, И.В. Сталин — духовное училище, пять лет духовной семинарии в Тифлисе не окончил; Я.М.

Свердлов — профессиональный революционер, без образования; Л.Д. Троцкий — профессиональный революционер, без образования; М.И.

Калинин — рабочий, токарь по металлу, профессиональный революционер, без образования.

Несмотря на то что среди руководителей страны были люди недостаточно образованные, большевики понимали силу идеологического воздействия культуры на народные массы. Сразу же после Октября 1917 г. партия большевиков и Советское правительство приняли меры по централизации управления культурой, искусством и наукой.

Источник: http://zakaz-osago.ru/articles.php?id=28796

Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры россии

Всего было 18 предложений, заказчик выбрал автора kortny

Жесткий препод, срочно нужно сделать реферат по культурологии за 1 день, тема «первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры россии»

реферат оформить в виде презентации с текстовым приложением с обязательным списком используемой литературы

На нашем сервисе более 22153 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.

Автор24 — это биржа, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы «тема»

14 мая 2014

Обратите внимание

Заказчик создал задание на выполнение Реферата по предмету Культурология

14 мая 2014

18 исполнителей откликнулись и предложили выполнить работу по стоимости от 520 до 1100 руб

14 мая 2014

Заказчик переписывался с автором kortny

14 мая 2014

Заказчик выбрал автора kortny,

15 мая 2014

Автор выполнил работу по теме первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры россии за 1 день и уложился в заданный срок

15 мая 2014

Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ

15 мая 2014

Заказчик оставил положительный отзыв.

Закажи её у наших авторов!

Феноменология Э. Гуссерля Феноменология считается одним из ведущих направлений в философии

века. Буквально феноменология является учением о феноменах.
Эдмунд Гуссерль стоял у истоков феноменологии.Феномен – явление, которое постигается в чувственном опыте.

Философская концепция Гуссерля сформировалась под влиянием ведущих философов и мыслителей 19 века. Особенно отводится роль идеям Бернарда Больцано и Франца Брентано.

Политическая культура Свою политическую культуру имеет любая политическая система. В связи с тем, что подлинным носителем политической культуры является отдельная личность, само понятие политической культуры, прежде всего, имеет отношение к этой личности. Политическая культура состоит из нескольких компонентов. Существует три типа политической культуры:

Представленная классификация позволяет сравнивать политическую кул…

Европейская культура XIX века В результате усиление процессов урбанизации и социализации социальная структура европейских стран изменилась, общество разделилось на два класса: Социальное и экономическое положение рабочего класса было чрезвычайно тяжелым: низкий уровень жизни, длительный рабочий день (до 16 часов в сутки), широкое использование дешевого детского и женского труда, колоссальная безработица.

В сложившихся условия…

Гуманизм как основа Возрождения

На исходе Средневековья, когда еще в Европе господствовали церковные предрассудки, а свободомыслие жесточайшим образом подавлялось, в итальянской Флоренции начало формироваться философское учение, получившее название «гуманизм». Оно заставило посмотреть на человека по-новому. С гуманизмом связана новая эпоха в общественном развитии, известная как эпоха Возрождения.
Под гуманизмом эпохи Возрождения…

Культурология

Реферат

Источник: https://Author24.ru/lenta/216526/

История советской культуры

     Содержание:

     Введение

     1. Специфика советской культуры

     2. Основные этапы развития советской культуры

     2.1 Советская культура в первое 
послеоктябрьское десятилетие

     2.2 Отечественная культура в период 
тоталитаризма

     2.3 Великая Отечественная война 
в истории отечественной культуры

     2.4 Послевоенная культура России

     2.5 Советская культура в период «Оттепели»

     2.6 Культурная политика периода «Застоя»

     Заключение

     Список 
литературы    
      
      
 

     Введение.

     Культура 
России всего ХХ века — неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения.

     Историей 
советской культуры  принято называть период развития отечественной культуры XX века со времени свершения октябрьской социалистической революции 1917 года и до декабря 1991 года (времени распада СССР).

Безусловно, никакая культура не возникает вдруг, сразу, без предпосылок и никакой тип культуры не иссякает одномоментно с окончанием конкретного исторического этапа. Поэтому эти хронологические рамки условны.


Важно

     Культура 
советской эпохи никогда не была единым целым, а всегда представляла собой необыкновенно диалектическое противоречие, поскольку одновременно с официально признанной культурой неуклонно развивалась оппозиционная культура  инакомыслия внутри Советского Союза и культура русского зарубежья за его пределами.

Собственно советская культура так же имела взаимоотрицающие этапы своего развития, как, например, этап тоталитарного искусства 30-х -50-хгодов.

Сложность изучения советской культуры обусловлена и тем, что пресса последнего десятилетие проявляла две противоположные позиции: одна – объявляет почти 100-летний  путь развития российской культуры как путь разрушения отечественной культуры и путь сплошного тоталитаризма, другая – пытается  оправдать деструктивные результаты деятельности административно-командной  системы культурной жизни страны. Объективная историческая концепция развития советской культуры появится лишь в XXI веке.

     Культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать. 

     1. Специфика советской культуры

     Культура 
советского периода — это сложное и противоречивое явление в развитии всей отечественной культуры.

С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР — явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития.

Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная — это примитивная культура тоталитаризма, то положительная — это культура единения и развития советского народа и государства.

     XX век дал Отечеству гениальных 
ученых и исследователей, талантливых 
художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей.

Однако именно в этот период в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.

Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее:

  • общее в культуре советского периода характеризуется тем, что советская культура — закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами;
  • особенное в культуре советского периода заключается в том, что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей. Сохраняя основные черты русской культуры, советская культура создает новую духовность через столкновение великорусской, всероссийской и национальных культурных традиций или их искусственное объединение через подмену одной традиции другой;
  • единичное в советской культуре нашло отражение в развитии национальных культур народов СССР, в образовании общемировой системы социалистических ценностей, в обогащении и развитии мировой культуры выдающимися достижениями в области науки, техники, искусства.
Читайте также:  Изменения жизни древней руси после нашествия ига

     2. Основные этапы 
развития советской 
культуры

     2.1 Советская культура 
в первое послеоктябрьское 
десятилетие

     Октябрьская революция положила начало переходу к новому типу культуры. Последствия 
этого перехода сложны. Основной целью 
культуры является служение трудящимся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность.

Культура и искусство, должны стать «частью общепролетарского дела», выражать интересы этого класса, а значит, и общества. Октябрьская революция должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры.

В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры.

Совет

     Начало 
этого периода (1918-1921) характеризуется 
разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.

     К особенностям культуры того времени можно отнести следующие:

  • утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма;
  • активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. «Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда».

     Огромный 
размах приобрела национализация культуры, в процессе которой многое от неразумения 
и некультурности за ценности не принималось, многое растаскивалось, расхищалось 
и уничтожалось. Вместе с тем создавались 
и новые музеи.

     Главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Ее определяют как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей.

     Коренные 
изменения коснулись системы 
школьного образования. Положение о единой «трудовой школе» ликвидировало все атрибуты старой школы: экзамены, уроки, задания на дом, ученическую форму.

     Усиливается влияния идеологии на искусство, художественное творчество.

Ряд художников уже в 1919 г. создали картины, посвященные Красной Армии.

     Происходит 
активное вовлечение института семьи 
и быта в процесс формирования новых социокультурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский с упрощенной системой развода.

     Широко 
в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения.

     Утверждается 
политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции.

Ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции — независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения.


Обратите внимание

     Первое 
послеоктябрьское десятилетие потребовало 
создания новой пролетарской культуры, противостоящей всей художественной культуре прошлого. В целом, в 20-е гг.

большинство культурных организаций, пресса видели задачу советского общества в том, чтобы прийти к своей собственной культуре, вытравить культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. Основной задачей пролетарского искусства считалась не стилизация под прошлое, а созидание будущего.

     2.2 Отечественная культура 
в период тоталитаризма

     Это период социально-политической культуры России. С начала 30-х гг. в стране началось утверждение культа личности Сталина. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, «отца народов».

     В 30-е гг. культурная жизнь в советской 
России обрела новое измерение.

Формируется «железный занавес», отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира.

Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование «социалистической культуры», предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции. Пролетарское государство относилось к интеллигенции крайне подозрительно.

Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. С конца 20-х гг. они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

     Таким образом, советская национальная культура к середине 30-х гг. сложилась в 
жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке.

Основными чертами этой системы были следующие: утверждение нормативных культурных образцов в различных видах творчества; следование догмату и манипулирование общественным сознанием; партийно-классовый подход в оценке художественного творчества; ориентация на массовое восприятие; мифологичность; конформизм и псевдооптимизм; образование номенклатурной интеллигенции; создание государственных институтов культуры (творческие союзы); подчиненность творческой деятельности социальному заказу.

     Созданные творческие союзы поставили под 
жесткий контроль деятельность творческой интеллигенции страны. Художественной культуре, искусству отводилась роль инструмента формирования «нового человека».

Важно

     Литература 
и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде.

Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность, помпезность, монументализм, прославление вождей, что отражало стремление режима к самоутверждению и самовозвеличению.

     Социалистический реализм постепенно внедряется и в театральную практику, особенно во МХАТ, Малый театр и другие коллективы страны. Сложнее этот процесс идет в музыке.

     В 30-е гг. создается собственная 
база кинематографии.

     Таким образом, вторая половина 30-х гг. — это 
этап формирования сталинизма, политизации культуры. Культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма.

В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки.

В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции в развитии духовной культуры, как манипулирование именами и историческими фактами, преследование неугодных.

     2.3 Великая Отечественная 
война в истории 
отечественной культуры

     С первых дней Великой Отечественной 
войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной 
культуры, науки и техники. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были подчиняться задачам борьбы с врагом.

Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Свой вклад в победу вносили представители всех направлений культуры. Многие из них отдали жизнь за Родину, за победу.

Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры.

Совет

     На 
первом этапе войны основные усилия были направлены на разъяснение характера войны и целей СССР в ней. Предпочтение было отдано оперативным формам культурной работы, таким как радио, кинематография, печать. Более тысячи писателей и поэтов в рядах действующей армии работали военными корреспондентами.

Источник: http://student.zoomru.ru/kult/istoriya-sovetskoj-kultury/62434.502521.s1.html

Культура России 20 века — Рефераты по культурологии — Я ботаник

      Ленинское понимание классового начала в любых  проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советской обществоведческой науке.

Философская категория «классовая тенденциозность» (или «классовая обусловленность») являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры.

Соотношение этих понятий рассматривалось марксизмом в направлении того, в какой степени пролетариат, как революционный класс выразит интересы общества в целом, усвоит, переработает и разовьет «…все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры»5.

Отсюда следует вывод, что гуманистической в полном смысле этого слова становится та культура, которая порождена классом, борющимся за свое освобождение. «Класс, совершающий революцию, — писал В. И. Ленин, — уже по одному тому, что он противостоит другому классу,  с самого начала выступает как класс, и как представитель всего общества»6.

      Вместе  с тем В. И. Ленин обращал внимание на следующее крайне важное обстоятельство: «С точки зрения основных идей марксизма интересы общественного развития выше интересов пролетариата, интересы всего рабочего движения в целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов движения»7.

      Социалистическое  общество, в идеале, было задумано как  общество, где должна была сформироваться новая культура.

Совершенные экономические  и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повысили бы уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи — формированию всесторонне развитой личности.

               

Обратите внимание

      Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов.

Однако лидеры революции, считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о том, что и новая культура, которую станет возводить новое революционное общество, тоже должна быть пролетарской. Вожди революции, в принципе, отказались признать культурную эволюцию, преемственность культурного развития.

     

      Общеизвестно, что для культурного процесса наиболее благоприятным является эволюционный путь. Это связано даже с сущностью самого термина, самого понятия  «культура», которое понимается и как «возделывание поколениями вековой земли». И если культуру прошлого не.

признавать, то тогда все надо начинать сначала , то есть создавать свою новую культуру. В октябре 1917 года был взят курс, в том числе, и на культурную революцию.  

      Первое  послеоктябрьское десятилетие потребовало, как указывалось выше, создания чисто  «пролетарской культуры», противостоящей всей художественной культуре прошлого.

Как выяснилось вскоре, задача не только не выполнимая, но и крайне вредная. Механическое перенесение в сферу художественного творчества потребностей коренной революционной перестройки социальной структуры и политической организации общества приводили на практике как к отрицанию значения классического художественного наследия, так и к попыткам использования в интересах строительства новой социалистической культуры только новых модернистских форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность веками складывающихся функций художественной культуры.

      Действительно, в теоретических разработках  двадцатых годов было много тупикового и противоречивого.

Например, для многих культурологических концепций того периода характерен классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве деятелей культуры.

Важно

В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и РАПП.

      Пролеткульт — это культурно-просветительная  и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской революции и прекратившая свое существование в 1932 году. Теоретики Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только (!) Представителями рабочего класса.

В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие, за исключением, пожалуй, тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике даже руководством большевистской партии. Речь идет о знаменитом письме В. И.

Ленина в ЦК РКП /б/ «О пролетарской культуре» 1920 года.

      Другой  очень влиятельной творческой группой  был рапп (российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и ряд других.

Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теориями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 году РАПП был распущен.

                                

      В двадцатые годы большинство культурных организаций и пресса бравировали приблизительно такой фразой, что для того, чтобы прийти к своей собственной культуре, пролетариату придется до конца вытравить фетишистский культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности.

И основной задачей пролетарского искусства будет являться не стилизация под прошлое, а созидание будущего. Классовые идеи двадцатых годов были продолжены в «вульгарной» социологии искусства тридцатых годов и с рецидивами дошли и до наших дней. Однако ряд выдающихся художников, и прежде всего, писателей и поэтов активно этому противостояли.

В этом ряду — имена А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова,  М. Цветаевой, О.Мандельштама. Безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала над партикулярным (включая узкоклассовое) был для них непреложным законом творчества.

                     

Совет

      Пожалуй, самые решительные перемены в  первое революционное десятилетие  произошли с русским театром.

Революция способствовала созданию советского режиссерского театра, в котором именно режиссеру не только необходимо было иметь изобретательную фантазию постановщика, но и творческую волю, способную сплотить театральный коллектив, а также очень высокую гражданскую и художническую активность. Всеми этими качествами обладал Е. Б.

Вахтангов — создатель одноименного театра — одного из самых известных театров мира. За свою недолгую жизнь он поставил несколько спектаклей, но каждый из них (будь то «Принцесса Турандот» К. Гальдони или Чеховская «Свадьба») стал образцом сценической трагедии, сценического гротеска и того, что мы сегодня называем праздничной театральностью. Ученик К. Станиславского, младший современник В. Мейерхольда, близкий друг великого русского актера М. Чехова, Е. Вахтангов воспитал целую плеяду талантливейших советских режиссеров и актеров, среди которых особо выделялись Ю. Завадский и Р. Симонов.

      Словом, несмотря на столкновение мнений, конфликты двадцатые годы были весьма плодотворны для развития отечественной художественной культуры. «Во многих областях искусства — в кино, литературе, изобразительном искусстве — это время оставило след и стало частью духовной сокровищницы нашего века. То же относится и к науке»8.

      В этот период большевистским правительством предпринимались отчаянные попытки наладить диалог с интеллигенцией, ибо установить над ней гегемонию в тот момент не представлялось возможным. Многие художники искренне «уходили в революцию», свято веря в революционное обновление всей цивилизации.

Незаурядный талант налаживания отношений между новой властью и интеллигенцией проявил первый советский нарком просвещения А. В. Луначарский, занимавший свой министерский пост вплоть до 1929 года. Благодаря своей необыкновенной эрудиции, блестящим ораторским возможностям А. В.

Луначарскому удалось в двадцатые годы перекинуть «временный мост» между революцией и миром русской Интеллигенции.

Источник: http://referat.yabotanik.ru/kulturologiya/kultura-rossii-20-veka/25546/25464/page2.html

Реферат на тему: советская культура и современная россия

Харьковский национальный медицинский университетКафедра истории украинской культурыРефератна тему:СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯПодготовилаСтудентка 1 курса1 мед. факультета3 группы

Черняк Анна

2010План1. Общая оценка советской культуры 2. Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие 3. Культурная революция: содержание и результаты 4. Русская культура в эмиграции 5. Отечественная культура в период тоталитаризма 6. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры 7. Послевоенная культура России 8. Советская культура в период «оттепели» и «застоя» 9. Отечественная культура и «перестройка» 10. Культура в постсоветский период 11.Важнейшие термины и понятия 12.Список рекомендуемой литературыКультура России всего ХХ в. — неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Чем обусловлены эти сложности?Прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ в. две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше — веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.Россия в ХХ в. выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете. 0ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 г. радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 г. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ в. Это все необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов как в современной России, так и в России советского периода.

Читайте также:  Русско-японская война. минимум для егэ

^

Культура советского периода: сложность и противоречивость. Советский период — это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР — явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная — это примитивная культура тоталитаризма, то положительная — это культура единения и развития советского народа и государства.XX в. дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX в. в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции.Культура советского периода — сложное и неоднозначное явление. Ее нельзя показывать только как процесс бездумного воспевания коммунизма и руководящей роли Коммунистической партии. Духовная культура советского периода — это и «официально» признанная культура, и культура, находившаяся как бы «в тени», это культура диссидентства, наконец, это культура русского зарубежья.Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.

^

Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее:

общее в культуре СССР характеризуется тем, что советская культура — закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами;

особенное в культуре советского периода заключается в том, что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей.Сохраняя основные черты русской культуры (дихотомичность, гибкость, адаптивность), которые находят отражение в развитии альтернативных культур (культура зарубежья, инакомыслие, диссидентство и др.) и народного творчества (художественная самодеятельность, народные промыслы и др.), советская культура создает новую духовность через столкновение великорусской, всероссийской и национальных культурных традиций (разрушение храмов, насаждение атеизма, уничтожение самобытных деревенских устоев и др.) или их искусственное объединение через подмену одной традиции другой (создание новой общности «советский народ», насильственные переселения и др.); единичное в советской культуре нашло отражение в развитии национальных культур народов СССР, в образовании общемировой системы социалистических ценностей, основу которой составляла советская культура, в обогащении и развитии мировой культуры выдающимися достижениями в области науки, техники, искусства

^

Установки Советской власти по отношению к культуре. Октябрьская революция 1917 г. положила начало переходу к новой системе общественных отношений, к новому типу культуры. Последствия этого перехода необычайно сложны.

Обратите внимание

В его ходе была разрушена не только политическая надстройка дворянского общества, но и все то, что составляло ее стержень — дворянская культура — гордость мировой культуры XIX и начала XX вв. В начале XX в. В.И.

Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства.В работе «Партийная организация и партийная литература» (1905 г.) В.И.

Ленин подверг критике стремление некоторых творческих людей быть «вне» и «над» классовой борьбой, поскольку «… жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Поэтому основной целью культуры, по мысли В.И. Ленина, является служение миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность [1].

Таким образом, культура и, в частности такая ее сфера, как искусство, должны стать «частью общепролетарского дела», выражать интересы этого класса, а значит, и общества. Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработке культурологических проблем в советской обществоведческой науке.

Социалистическое общество, в идеале, было задумано как общество, где должна была сформироваться и новая культура.

Совершенные экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повысили бы уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи — формированию всесторонне развитой личности.

Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов.

^ . В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.

Важно

К особенностям культуры того времени, отражающим идеологический и практический опыт социалистического строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы творческой деятельности, можно отнести следующие: утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма. Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности; активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. Программное положение большевиков, утвержденное на VIII съезде РКП(б) — «открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда», начало реализовываться сразу после Октября 1917 г. Огромный размах приобрела национализация культуры. Уже в 1917 г. перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева. В процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое растаскивалось, расхищалось и уничтожалось. Вместе с тем создавались и новые музеи (изящных искусств при МГУ, мебели (Александровский дворец Нескучного сада), быта 40-х гг. XIX в., Морозовского фарфора, живописи культуры, различные антирелигиозные музеи). Активно участвовала в этом процессе и Советская власть.Всего только с 1918 по 1923 гг. возникло 250 новых музеев: превращение трудового воспитания, школы в инструмент создания новой культуры. Коренные изменения коснулись, в первую очередь, системы школьного образования. Положение о единой «трудовой школе» от ноября 1918 г. ликвидировало все атрибуты старой школы: экзамены, уроки, задания на дом, ученическую форму. Управление школой передавалось в руки «школьного коллектива», куда входили все ученики и школьные работники — от учителя до сторожа. Слово «учитель» отменялось, он становился «шкрабом». В 1918 г. на съезде работников народного просвещения было сказано: «Мы должны из детей …сделать настоящих коммунистов». В 1919 г. принимается декрет, подписанный Лениным, «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В нем записано, что «все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте; уклоняющиеся привлекаются к уголовной ответственности». Следует отметить, что для обучения широко использовались самые передовые для того времени педагогические теории (Дж. Дьюи, И. Павлова). Однако овладение знаниями всегда рассматривалось как обучение грамоте коммунизма.Радикально изменился и характер приема в высшую школу: преимущество получали, в первую очередь, выходцы из среды пролетариата (без диплома, сдачи экзаменов, без платы за обучение).С целью увеличения пролетарской прослойки среди студентов с 1919 г. образуются «рабфаки»: усиление влияния идеологии на искусство, художественное творчество. На VIII съезде партии было четко сказано, что нет таких форм искусства, которые не связаны с идеями коммунизма. В 1918 г. состоялась I Всероссийская конференция организаций Пролеткульта, где были выработаны методы и пути создания советской культуры. Основные принципы программы: художник независим от партии и государства, новую культуру можно создать лишь через разрушение старого («сжечь Рафаэля, разрушить музеи»). Однако с конца 1920 г. Пролеткульт и другие учреждения культуры (библиотеки, синематограф, театры и др.) национализируются и подчиняются Наркомпросу.Относительную самостоятельность сохраняют лишь представители ЛЕФа (Левый фронт искусства) (см. Терминологический словарь) — литературно-художественного объединения, теоретическими установками которого являлись: создание «действительно революционного искусства», примат «литературы факта» над вымыслом, поиски новых форм художественной выразительности нарастание активной пропаганды новых социокультурных ценностей (агитпоезда Троцкого; массовые театрализованные представления — «Мистерии освобожденного труда», где участвовали 2 тысячи актеров и 35 тысяч зрителей; монументальное строительство — было открыто более 40 памятников). Ряд художников (К. Юон, М. Греков, И. Грабарь) уже в 1919 г. создали картины, посвященные Красной Армии. Представители творческой интеллигенции, перешедшие на сторону советской власти, получали повышенный паек и социальные льготы, что было немаловажно в условиях гражданской войны, когда право на паек имели только представители пролетариата. С 1920 г. вводится звание «Народный артист республики».Одними из первых его получили М.Н. Ермолова, К.С. Станиславский, Л.В. Собинов. активное вовлечение института семьи и быта в процесс формирования новых социокультурных ценностей. Революция, поставившая перед собой задачу построения нового общества и «переделку» человека, не могла не затронуть семью как хранительницу традиционных культурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский с упрощенной системой развода. Большой популярностью пользуются призывы «свободной любви». Главное в этих взглядах — освобождение женщины и мужчины от буржуазной семьи и классовый выбор в области половых отношений. Разрушение семьи и быта, которые символизировали старый, прежний мир с его буржуазно-религиозной моралью, шло под знаком утверждения новой нравственности: нравственно все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует пролетариат. Религиозная обрядность начинает активно вытесняться коммунистической: «красные» свадьбы, крестины (в ЗАГСах вывешиваются списки новых имен для новорожденных — Революция, Нинель, Энергия и т.д.).

^ . Как в политико-экономическом, так и в социокультурном отношении советская власть уже после победы в гражданской войне в полной мере столкнулась с жестким выбором: либо допустить в той или иной степени частную собственность, хозяйственную многоукладность и капиталистическое производство, а значит, и элементы плюрализма в политической и духовной жизни, либо создать новую тотальную систему регуляции. Краткий период нэпа был отмечен продолжающейся конфронтацией двух общественных сил и «двух культур».

В 20-е гг. началось планомерное осуществление культурной политики партии, при которой любая философская или иная система идей, которая выходила за пределы марксизма в его ленинском варианте, квалифицировалась как «буржуазная», «помещичья», «клерикальная» и признавалась контрреволюционной и антисоветской, то есть опасной для самого существования нового политического строя. Идейная нетерпимость стала основой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры.В сознании основной массы населения началось утверждение узкоклассового подхода к культуре. Широко в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения. Постоянно распространялись лозунги о недоверии к образованности, о необходимости «бдительного» отношения к старым специалистам, которые рассматривались как антинародная сила.Этот принцип еще в большей степени и жесткой форме распространялся и на творчество представителей интеллигенции. Утверждается политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Выдворение сотен тысяч образованных людей из страны нанесло невосполнимый урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению ее общего уровня.Но и к оставшейся в стране интеллигенции пролетарское государство относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции — независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Проработки «несознательных» интеллигентов, а затем аресты многих из них стали практикой 20-х гг. В конечном счете это закончилось полным разгромом основного корпуса старой интеллигенции в России.Новая культура напрямую связывалась с героями революции. Именем власти народа на прежних постаментах воздвигались памятники новым героям. Новая революционная символика рассматривалась как обязательное условие продолжения революции. Такая позиция явилась основой и для смены исторических названий на имена живущих.Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания новой пролетарской культуры, противостоящей всей художественной культуре прошлого. Механическое перенесение в сферу художественного творчества потребностей коренной революционной перестройки социальной структуры и политической организации общества приводило на практике как к отрицанию значения классического художественного наследия, так и к попыткам использования в интересах строительства новой социалистической культуры только новых модернистских форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность веками складывающихся функций художественной культуры. В целом в теоретических разработках 20-х гг. было много противоречивого.Например, для многих культурологических концепций того периода характерен классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве деятелей культуры.В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и РАПП (см. Терминологический словарь).

Читайте также:  Вклад белорусского народа в разгром нацистской германии

Источник: http://userdocs.ru/kultura/104296/index.html

Культура в первое послеоктябрьское десятилетие

Введение.

Актуальность данной темы заключается в том что составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры («культурная революция»).

Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры.

С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало построение социалистического общества.

Культура России всего двадцатого века — неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Эти сложности обусловлены прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время.

Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

 
Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше — веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

 
Историю и культуру советской эпохи необходимо рассмотреть в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой «серебряного века» и Русского зарубежья — составной частью всей отечественной культуры текущего столетия. 
Социокультурная панорама советской эпохи — пестрая, сложная диалектическая целостность.

Совет

Ей свойственна противоречивость и неоднозначность Духовное, человеческое в ней всегда с игнорированием интересов отдельной личности, с бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а связь с многовековой историей народа сочеталась с официозным прославлением политической системы: существование фальшивых, «заказных» исследований и произведений в разных жанрах. 

Вместе с тем культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, со верой масс в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, и лидера-вождя. Современные социологи отмечают, что для рассматриваемой эпохи типично известное состояние «зажатости» между прошлым и будущим, ориентации на «двоичности» (революция — контрреволюция, белые — красные, мы — они, наши — не наши и т.п.), с заявленной устремленностью вперед сочетается полное равнодушие к сиюминутному настоящему, к его важной роли в жизни любого конкретного человека.

1.Культура в первое послеоктябрьское десятилетие

Культура в период гражданской войны. Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой.

Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В. Луначарский видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования.

Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.

С первых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей. К ней были привлечены многие известные деятели искусства, в частности, художники А.Н. Бенуа, А.М. Васнецов и В.Д. Поленов, архитекторы Р.И. Клейн и В.А. Щуко.

При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство.

Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства.

Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имахинисты призывали к разрушению литературного «старья», к диктатуре «левого искусства». Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение.

Обратите внимание

Пролеткульт (пролетарская культура) представлю собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей художественной культуре.

Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров. Пролеткультовцы издавали свои журналы «Гудки», «Пролетарская культура» и др.

Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А.К. Гастева «Поэзия рабочего удара» и В.Т. Кириллова «Зори грядущего». В 1920 г. в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек.

Создавались и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, в течение 1917–1918 гг. действовала группа «Скифы», в рядах которой находились М.М. Пришвин, Н.А. Клюев, С.А. Есенин.

Осмыслить происшедшие события пытались в своем творчестве поэты А.А. Блок (поэма «Двенадцать») и В.В. Маяковский (поэма «Мистерия-буфф»), художники К.С. Петров-Водкин (картина «1918 год в Петрограде») и К.Ф.

 Юон («Новая планета»).

Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г.

памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н.А. Андреев (Обелиск советской Конституции в Москве), С.Д. Меркуров (памятники К.А. Тимирязеву и Ф.

М. Достоевскому), Л.В. Шервуд (памятник А.Н. Радищеву).

Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям.

Важно

Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от большевиков многих представителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И.А. Бунин и Д.С. Мережковский, авиаконструктор И.И.

 Сикорский и академик Петербургской Академии наук химик П.И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней (естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский и В.Я. Брюсов).

Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями науки и искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной власти.

Условия развития культуры в годы НЭПа. С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России.

Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения – научные, творческие, культурно-просветительные.

Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и т.п.

В крупных городах действовали частные и кооперативные издательства (в 1924 г. их насчитывалось 28).

В них печатались философские и экономические журналы, литературные альманахи и сборники, книги для детей и учебная литература. Была денационализирована часть зрелищных предприятий.

Совет

Коллективам и частным лицам были переданы около 30% общего числа действующих кинотеатров, театров, художественных школ.

Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуниверситеты.

Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих материалистов (1924 г.). С середины 20-х годов работа частных издательств, так же как и общественных организаций, стала ограничиваться.

Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.

Образование и наука. Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно три четверти всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.

С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму.

Обратите внимание

Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь в борьбе с неграмотностью оказали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн.

человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры.

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривающий введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г.

Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г. 24%).

Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города и деревни.

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании.

Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки).

Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабочекрестьянской интеллигенции.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них – действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сейчас имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н.Б.

Важно

 Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика.

Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки. Были основаны новые институты в системе Российской Академии наук. которая с 1925 г.

стала именоваться Академией наук СССР.

Литература и искусство. Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов.

Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала).

Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_06/kultura-v-pervoe-posleoktyabrskoe-desyatiletie/414512.2782237.page1.html

Ссылка на основную публикацию