Культура московской руси xiv — xvi веков
С XIV века начинается возвышение Москвы, вокруг которой объединяются русские земли. Этот процесс активизируется после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380).
Расцвет русской культуры этого времени был связан с подъемом национального самосознания. Особенно интенсивно в этот период развивается литература. Победе на Дону посвящены две летописные записи, повести «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», а также другие произведения.
«Задонщина» написана в 80-90-е годы XIV века. Считается, что автором ее был Софоний Рязанец. «Задонщина» испытала сильное влияние «Слова о полку Игореве».
В ней нашли отражение героический пафос, идея единства Русской земли.
В повести созданы образы участников битвы: князь Дмитрий, его брат Владимир, воевода Волынский, чернецы Пересвет и Ослябя — бесстрашные воины, считавшие, что лучше быть убитыми, но не «полоненными».
В «Сказании о Мамаевом побоище» события получили более развернутое описание. Оно отличается глубиной осмысления роли Куликовской битвы как переломного события в истории Руси.
В XIV веке в Москву приезжают многие художники из Византии. Однако создается и своя, местная школа. Начиная с иконы «Борис и Глеб» (XIV в.), можно говорить о зарождении московской школы живописи. Это русские святые, особенно почитаемые народом.
Их совместное изображение (пешими или на коне) символизировало братолюбие, ратную доблесть, волю к согласию и единству. Это был новый, чисто русский иконографический мотив, неизвестный Византии. На московской иконе Борис и Глеб изображены как воины с мечом и крестом в руках.
Икону отличает линейный ритм, «согласованное и мерное звучание цвет
Значительный вклад в развитие московской школы живописи внес Феофан Грек (икона «Донская Богоматерь»). По свидетельству летописи, в 1405 году Феофан Грек совместно с Прохор Городца и Андреем Рублевым расписывает Благовещенский Собор Кремля. Основной здесь была деисусная композиция иконостаса.
Считается, что фигуры второго ряда (деисусного) были Феофаном, третьего (праздничного) — Рублевым.
Андрей Рублев (между 1360 и 1370 — 1430). О жизни великого художника известно мало. Первым периодом его творчества считается работа вместе с Феофаном Греком по росписи Благовещенского собора в Кремле. Второй период — время его зрелости.
В 1408 году Рублев совместно с Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире. Из этих фресок сохранилась композиция Страшного суда, расположенная в нескольких плоскостях. Парящий в круглом ореоле из серафимов Христос правой рукой указы путь праведникам, левой — грешникам.
Рублев вводит в рус искусство новую трактовку образа Христа: он изображаете как грозный судия, карающий без пощады людей, а как человек любящий, желающий им помочь. Художник провозглашает божество доброго, светлого начала, гуманизм, ставший основой творчества.
В образах ангелов Рублев изобразил свой идеал душевной легкости и моральной чистоты. Впечатляют величественность и лирическая приподнятость фигур иконостаса (до 3 м вы сотой).
Для звенигородского собора Рублев выполнил три иконы — «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Их отличают просветленные, чистые краски, тонкая линия рисунка, строгая пропорциональность черт.
Для Троицкого собора, построенного на месте погребения Сергия Радонежского, была создана в 1422-1427 годах икона «Троица». Сергий, настоятель Троицкого монастыря, в котором прошла юность Рублева, был страстным проповедником объединения Руси. Идея единства — основная в иконе.
Сюжет иконы восходит к библейскому эпизоду. К патриарху Аврааму явилось трое прекрасных юношей, он заклал тельца и угостил их, угадав в дивных странниках воплощение триединства божества. Византийские художники передавали легенду во всех подробностях. Рублев сосредоточил внимание на главном.
В чаше, вокруг которой восседают три ангела, — голова жертвенного тельца, прообраз евангельского агнца, символа жертвенности Христа во имя любви и спасения человеческого рода. Именно на нее указывает средний ангел, символизирующий Бога-сына. Построение по кругу создает настроение торжественного покоя.
Ангелы склонили головы, объединенные общими чувствами и мыслями. Гармония выражена и в цвете: синий в сочетании с золотом и охрой придает колориту особое благородство.
Небесная голубизна плаща среднего ангела лежит поверх тяжелой багряницы, и отзвуки этого цветового аккорда звучат в боковых фигурах: голубое, розовое и зеленое пятна.
В конце своей жизни Рублев выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (совместно с Даниилом Черным). В Андрониковом монастыре, где проводит Рублев несколько лет, он создает свою последнюю работу.
На стене снаружи Спасского собора (каменный собор возводился на месте деревянного) он пишет образ Нерукотворного Спаса.
О фресках этого собора сохранились восторженные отзывы писателя XV века Пахомия Серба: Рублев «последнее рукописание на память о себе оставльше…».
Рублев проявил себя не только как фрескист и иконописец, но и как иллюстратор книги. Так, им выполнена миниатюра в Евангелии Хитрово: фигура ангела (символ евангелиста Матфея) вписана в круг; ангел изображен идущим с Евангелием в руках.
В своем творчестве Рублев утвердил чисто русский идеал красоты. Глубокий гуманизм, сила и человечность образов, высокие помыслы, выразительность художественных средств поставили Рублева в один ряд с лучшими художниками мира.
В XV веке возрастает роль литературы в жизни государства. Литература обращается к важным проблемам современности, истории, будущего. К XV веку относится творчество Епифания, монаха Троице-Сергиевского монастыря, прозванного за свою ученость Премудрым.
Он был автором двух житий — Стефана Пермского и Сергия Радонежского. Эти произведения отличаются торжественностью, высокопарностью стиля: этот литературный прием был воспринят из южнославянских земель. Оттуда же пришла новая, среднеболгарская орфография.
В XV веке было создано «Хождение» Афанасия Никитина — тверского купца, «Сказание о Псковском взятии».
К XVI веку относится переписка князя Курбского с Иваном Грозным. Это яркие образцы эпистолярного стиля (эпистола — письмо), отразившие две полярные системы мировоззрения и культурной традиции. Популярной книгой была «История о казанском царстве». Идеологию официальных кругов московской Руси отразил «Домострой».
В период правления Ивана III разворачивается строительство Москвы. В 1175-1478 годах возводится Успенский собор Московского Кремля.
Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти изучал древнерусскую архитектуру (Успенский собор во Владимире) и многие ее черты отразил в Успенском соборе Кремля, но использовал и достижения архитектуры итальянского Возрождения. Успенский собор стал центром не только Кремля, но и всей Москвы.
В 1484-1489 годах создан второй кремлевский собор — Благовещенский, который служил дворцовой церковью русских царей. Завершил ансамбль центральной площади Кремля Архангельский собор (1505-1509 гг.), построенный как усыпальница князей и царей. Его строитель — итальянец Алевиз Новый. Стены собора украшены пышными деталями венецианской ордерной архитектуры, карнизами, коринфскими пилястрами.
В те же годы старые стены Кремля заменяются новыми, строятся башни, которые имели оборонное значение и играли роль триумфальных въездов. Воздвигается Грановитая палата (зодчие — Марко Руффо и Пьетро Солари).
Расцвет живописи конца XV — начала XVI веков связан с творчеством выдающегося художника Дионисия (ок. 1440 — после 1502). Он развил в своем творчестве те идеи гуманизма, которые воплотил полстолетия до него Андрей Рублев.
Дионисий создавал фрески и иконы. Для Вознесенского монастыря Московского Кремля он пишет икону «Богоматерь Одигитрия».
Светло-золотистый фон, пурпурное одеяние Богоматери, славящие ее ангелы — все служит созданию величественного образа.
В 1500-1502 годах Дионисий вместе с сыновьями создает фрески в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Основное место здесь занимает Акафист — двадцать пять гимнов, еще в VI веке сложенных в честь Богоматери византийским поэтом Романом Сладкопевцем. Это сцены Благовещения, Покрова, Собора Богоматери, страшного суда и другие.
Как бы кругами разворачиваются эти циклы на столпах и стенах собора. Тема круга, как основная, повторяется и в построении каждой композиции, передавая ритмичность песнопения. Краски чистые, яркие, но вместе с тем нежные. Впервые в русской живописи Дионисий ввел в иконы белые фоны.
Эмоциональной взволнованности он достиг, передавая движения персонажей, их жесты.
К произведениям Дионисия относят две парные, одинакового размера иконы: «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей». Они представляют собой тип «житийных икон»: в центре изображается сам святой, его окружают маленькие композиции с основными эпизодами из его жизни.
В 1508 году после смерти Дионисия, его сын Феодосий расписывает Благовещенский собор Московского Кремля. Здесь создана серия своеобразных исторических портретов князей и царей. Эти росписи отличает декоративность.
XVI век — период крепостного зодчества (крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Пскова и т. д.); строятся монастыри (Соловецкий, Троице-Сергиев и другие), возникают крепостные сооружения в самой Москве (Китай-город, Белый и Земляной города).
Возводятся деревянные церкви — восьмигранные срубы, обычно заканчивающиеся шатром (Климентовская в селе Уне Архангельской области и другие). И в каменной архитектуре XVI века создаются также столпообразные шатровые храмы.
Самый выдающийся памятник такого типа — церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная великим князем Василием III в память о рождении наследника — будущего царя Ивана Грозного.
Очевидно, на столпообразный характер этой церкви оказали влияние храмы-колокольни, самой знаменитой из которых была церковь Ивана Великого, построенная в Кремле в 1505-1508 годах. Перекрытие шатром возникло под влиянием деревянного зодчества.
Один из самых выдающихся памятников русского зодчества — Покровский собор в Москве (1552 г.), впоследствии названный храмом Василия Блаженного. Его авторами были зодчие Посник и Барма.
Нахождение храма на Красной площади определило его общенародное значение. Девять маленьких церквей объединены в симметричную композицию. Главный храм, перекрытый шатром, создает центральную вертикаль.
Особую нарядность храму придают кокошники разной формы и масштаба, различные причудливые формы куполов, богатство декора.
В живописи XVI века расширяется круг тем, появляются светские сюжеты из всемирной и особенно русской истории. Многие иконы («Видение Евлогии», «Притча о хромце и слепце» и другие) иллюстрируют рассказы-притчи.
Иконописцы стремятся более подробно и полно раскрыть тему. Композиции перегружены деталями. На церковном Соборе 1551 года, названном Стоглавым, было вынесено решение о введении иконописных образцов для изображения святых и целых композиций, т. к.
иконопись все более отходит от установленных канонов.
Выдающейся иконой этого времени является «Церковь воинствующая», или «Благословенно воинство», где представлено торжественное шествие пеших и конных воинов.
Среди них — князья Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие.
Процессия движется к Москве, где перед стенами города на троне сидит Богоматерь, на ее коленях — младенец, который передает ангелам венцы, они же увенчивают ими воинов. В иконе много жанровых деталей.
В этот период развивается книжная миниатюра. В 1560-1570-е годы иллюстрируется многотомная летопись — Лицевой летописный свод. В десяти томах — шестнадцать тысяч миниатюр! Материалом книги становится бумага, рисунки выполняются акварельными красками.
В середине XVI века возникает книгопечатание: в 1564 году Иван. Федоров издал «Апостол» (одна из книг Библии, содержащая Деяния и Послания апостолов). Первые печатные книги украшаются гравюрами.
В иконописи конца XVI — начала XVII века получает развитие так называемая «строгановская школа» (некоторые художники работали по заказу купцов Строгановых).
Это небольшие по размерам иконы, отличающиеся тонкой работой, почти ювелирно выписанными деталями, изысканной красочной гаммой, обильным использованием золота и серебра.
Фигуры святых вытянуты, они как бы стоят на носках, в их движениях много манерности.
Развивается прикладное искусство: лицевое шитье, ювелирное дело, чеканка по золоту и серебру, узорчатая скань, эмали. Была развитая малая пластика, особенно изделия, вырезанные из дерева.
Мастерство древнерусских резчиков по дереву нашло воплощение в «царском» или «молельном месте» Ивана Грозного в Успенском соборе. Поиски объемной пластической формы отразились в статуе св.
Георгия, исполненной мастером Ермолиным.
Древнерусская художественная традиция не прекратилась в XVI веке, но наметился поворот к иным ценностям.
Источник: https://pidruchniki.com/14990528/kulturologiya/kultura_moskovskoy_rusi_xiv_xvi_vekov
Особенности культуры Московской Руси (XIV-XVII вв.)
В период татаро-монгольского нашествия раздробленная Русь не имела столицы. Ею считались то Владимир, то Кострома, то Переяславль-Залесский, то Тверь. Лишь Иван I Калита (1328—1340) закрепил титул великого княжества за Московской Русью. Позднее Иван IV Грозный (1533—1584) был наречен русским царем (1547 г.
), но не отказался от титула князя Московского. Все русские императоры имели это звание, гордясь и дорожа им. Действительно, Москва всегда играла особую роль в судьбах русского народа. В самые тяжелые ордынские времена именно она выдвинула идею собирания земель в единое государство, помогла выжить русской культуре. С XIV в.
начинается возвышение Москвы. При Иване Калите она превращается в значительный политический и культурный центр, тогда же в Москву была перенесена кафедра митрополита «Всея Руси», но особенно усиливается роль Москвы после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380). Начиная с XIV в.
Москва становится общерусским центром развития архитектуры, живописи и музыки. Все силы русского народа были собраны для создания русского национального государства (9). К концу XV в. Русь становится московской, так как Москва играет в ней роль несравнимую с ролью каких-либо других городов страны.
Вся энергия государственной жизни исходит от Москвы, она становится мощным очагом культуры, ее бурно развивающимся центром.
На протяжении XV—XVI вв. продолжается расцвет русской культуры, который был связан с подъемом национального самосознания. Расширяются знания о мире, становятся обычным явлением путешествия в Константинополь и на Ближний Восток. В апреле 1564 г. из типографии Ивана Федорова вышла первая русская печатная книга «Апостол».
Тираж ее составил 52 экземпляра. Позднее Федоров навлек на себя недовольство Ивана IV и вынужден был уехать во Львов. Всего до конца XVI в. в России вышло 20 наименований печатных книг, в основном богословского содержания. Продолжалось развитие ремесел, в частности, литейного дела.
Особенно известен стал Андрей Чехов, отливший знаменитую Царь-пушку (26).
XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России. Это век смуты, восстаний, появления самозванца, вторжения иноземцев, но вместе с тем век прославлен необыкновенной стойкостью и способностью русского народа к возрождению. Многочисленные потрясения России в начале XVII в.
, ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенностью которой стал отход от церковной каноничности.
Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и новыми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве.
Русская наука в XVII в. испытывала подъем. Все большее значение приобретали естественные и точные дисциплины. Укреплялись связи с Западной Европой, откуда привозили книги по астрономии, медицине, географии. В литературе большое внимание уделялось человеку, его судьбе, передаче его сложного внутреннего мира (26).
Источник: https://magref.ru/osobennosti-kulturyi-moskovskoy-rusi-xiv-xvii-vv/
Культура Руси XIV — XVII веках
В 1367 г. в Москве возводится каменный Кремль, единственный во всей Северо-Восточной Руси того времени. Наступает «золотой век» фрески в средневековой Руси. Значителен опыт Феофана Грека, приехавшего из Византии в 70-х годах XIV в.
уже зрелым живописцем (фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде): смелая живописная манера, свобода в обращении с иконографическими традициями, виртуозность исполнения, интерес к внутреннему миру человека, полному драматизма и скорби, темпераментная живопись — яркое явление в искусстве того времени, тем более заметное, что в творчестве Феофана отчетливо проступали его еретические настроения (он проповедовал дуализм). Иная концепция божественной сущности раскрывается в творчестве Андрея Рублева, величайшего иконописца, высокочтимого до настоящего времени на всех континентах (периодически проводятся международные симпозиумы, посвященные его творчеству). С его именем, трижды при жизни запечатленным в летописях, связывается время высокого расцвета живописи в Москве в конце XIV — начале XV вв., где в это время складывается русская национальная школа живописи. Будучи монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря, в 1405 г он вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца (это отмечено в летописи) создал фрески Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 г. вместе с Даниилом Черным воплотил идеи русского исихазма во фресковом цикле Успенского собора во Владимире, а затем итог своего духовного восхождения – в работах для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. В конце жизни А. Рублев писал фрески Спасского собора Андроникова монастыря, где умер около 1430 г. и похоронен. Характерные
черты его, поистине новаторского для своего времени, стиля: композиционные открытия – впервые примененная круглая форма («Троица», «Ангел в круге»), многократно трактующийся сакральный мотив «скорбной чаши», лаконизм смыслового решения (гора, древо, палаты — в «Троице»); трехчетвертной разворот фигур для передачи импульсивного движения навстречу созерцающему икону или фреску верующему – в центральной деисусной иконе, в фигуре трубящего ангела (фресковый цикл во Владимире); талантливо разработанный в славянской интерпретации живописный византийский канон (цветовой сакрал в «Троице»), словами М.Лазарева, та «удаляющаяся прозрачность», что позволила воплотить истинную гармонию. Влияние философии Сергия Радонежского ощутимо в иконе «Троица», написанной для иконостаса Троицкого собора, по завету «великого делателя» (так называли Сергия Радонежского за его талант объединять вступавших в феодальные распри князей), с редкой художественной силой представила зримо гуманистическую идею согласия и человеколюбия, идеал нравственного совершенства, готовности к подвигу «за други своя». Философский характер творчества Рублева, благодаря силе его таланта, нашел яркое выражение в его «Спасе» из Звенигородского чина: «линией, погруженной в живописность», он очертил лик Спасителя, придав ему славянские черты. Крупнейший исследователь древнерусского искусства В. Н. Лазарев отметил, что «в творчестве А. Рублева получил свое логическое завершение процесс обособления русской живописи от византийской, наметившийся в XII веке».
По инициативе государственной власти, поддержанной церковью, возникло книгопечатание (1553г). В 1563г. открыта типография во главе с дьяконом Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, 1.03.1564г. издали «Апостол», первую русскую датированную печатную книгу. В 1565г. — «Часослов». Всего до конца XVI в.
издано около 20 книг религиозного содержания. С конца XV в. наступает новый этап в развитии зодчества: кирпичная кладка (кирпич и терракота) вытесняла традиционную белокаменную. Москва становилась общерусским художественным центром: перестроен Кремль на рубеже XV-XVI в.в.
как резиденция «государя всея Руси»: возведен Успенский собор итальянцем Аристотелем Фиораванти, в русской традиции псковскими мастерами построен Благовещенский, итальянцем Алевизом Новым – Архангельский.
Возник шатровый стиль,одним из источников которого было русское народное деревянное зодчество — храм Вознесения в Коломенском (1532г.). Покровский собор (1560) на Красной площади построен зодчими Бармой и Постником (Василия Блаженного, по имени знаменитого юродивого, погребенного в его приделе).
Крупнейший представитель московской школы живописи — Дионисий (ок.
1440-150?) — иконы, часть фресок Успенского собора Московского Кремля, росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: утонченный рисунок, изысканный колорит, декоративность, настроение торжественной праздничности, светлой радости — иконы «Жития» — центральный образ обрамлён рядом небольших сцен, «клейм», представляющих эпизоды из жизни, явления чудотворения и т.д. («Митрополит Пётр с деяниями», «Сергий Радонежский с деяниями» и т.д.).
В истории русской культуры со второй половины XVII в. начинается новый период. Во всех сферах общественной жизни происходят изменения: растет стремление к грамотности, о чем свидетельствовал большой спрос на печатные учебные пособия. Букварь Василия Бурцева 1634 г. переиздавался многократно, продавался по доступной цене (по 1 коп.). В 1648 г. вышла «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, в 1682 г. таблица умножения («Считание удобное»). Создаются учебные заведения -1687 г. в Заиконоспасском монастыре в Москве — первое в допетровской России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Первые учителя — братья Лихуды, греки, окончившие Падуанский университет. Здесь учились представители всех сословий и национальностей. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения. В 1678 г. напечатано первое историческое произведение украинского ученого Иннокентия Гизеля «Синопсис«, краткий обзор русской истории с древнейших времен до 70-х годов XVII в., выдержало около
30 изданий. Образец нового литературного жанра, автобиографии, — «Житие протопопа Аввакума». Обратившись к традиционному жанру жития, он смело ввел народное просторечие в книжный язык. Возник жанр демократической сатиры, обличавшей социальную несправедливость. Популярна бытовая повесть («Горе-Злосчастье»и др.).
Архитектуру характеризует отход от средневековой строгости, стремление к внешней нарядности, усиление декоративного начала. «Дивное узорочье» — так современники определили суть нового — Теремной дворец в Московском Кремле, в архитектурных формах воплотились черты русского народного искусства.
Активизируется светское строительство. Цветные изразцы, фигурный кирпич, разнообразие декоративных деталей придавали постройкам живописность. Стремление к украшению заметно в архитектуре кремлей и монастырей. Нарядный вид придают новые пышно декорированные трапезные, колокольни и церкви.
Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия так называемого «московского барокко» (вторая половина XVII в.), сочетающего внешнюю пышность и декоративность (резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов) с симметричностью, многоярусностью.
«Московским барокко» завершается развитие средневековой русской архитектуры. Общий для русской культуры XVII в. процесс секуляризации затронул и живопись, в которой начинают проявляться реалистические тенденции. Художественным центром стала Оружейная палата, которую с 1655 г. возглавлял Б. М. Хитрово, тонкий знаток искусства.
Главой нового направления стал мастер палаты Симона Ушакова (1626-1686).
Послание к Ушакову художника Владимирова, выступившего против слепого преклонения перед стариной, за близость искусства природе вызвало ответное «Слово к люботщателям иконного писания» (1667), где Ушаков подчеркивал, что «живопись должна отражать жизнь так же, как зеркало отражает реальные предметы». Самое известное произведение С.
Ушакова — «Спас нерукотворный», в котором с помощью использования светотени тонко передана характерность человеческого лица. В 1671 г. художник создал икону на традиционный сюжет «Троицы», в которой стремился передать красоту не духовную (как у Рублева), но земную, материальную. С пробуждением интереса к отдельной личности связано появление «парсуны» (от др-русск.персона) — первый в русской культуре светский жанр, прообраз портрета — изображение царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого, в экспозиции Севастопольского художественного музея).
До XVII в. на Руси не было театра. Его заменяли народные обряды с участием ряженых: выступали скоморохи, плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники и др. Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. В XVII в.
создан придворный и школьный театры (при Славяно-греко-латинской академии). Пьесы писались преподавателями на евангельские сюжеты и житейские предания, ставились учащимися. В русской культуре XVII в. были созданы предпосылки для реформ Петра I.
Источник: https://megaobuchalka.ru/2/8486.html
31 Русская культура XIV-XVII веков
Русская культура XIV – XVII веков
Культурное развитие Древней Руси, накопившей большой опыт строительства и благоустройства городов, создавшей замечательные памятники зодчества, фрески, мозаики, иконописи, было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим государство к экономическому и культурному упадку.
Возрождение русской культуры стало возможным только в конце XIII — нач. XIV вв. Центром борьбы против монголо-татарского ига стала Москва, постепенно превратившаяся в политический и культурный центр русских земель.
Формирование к концу XV века централизованного русского государства выдвинуло задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению (прежде монголы запрещали каменное строительство, боясь возведения оборонительных сооружений).
Для этого были приглашены в столицу зодчие из других русских городов, а также итальянские архитекторы и инженеры (одним из выдающихся итальянских архитекторов, творивших на Руси был Аристотель Фиораванти, построивший Успенский собор и Грановитую палату Кремля).
Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров. На востоке от Кремля возникла Красная площадь, а сам он был окружен стеной из белого камня (позже белый кирпич заменили красным).
Новые задачи государственного строительства непосредственно отразились и на литературе. Древнерусская письменность в полной мере зафиксировала перемену в народном сознании, воплощенную в стремлении национального объединения. Многочисленные редакции повестей о Куликовской битве («Сказание о Мамаевом побоище», «Слово о Задонщине» и др.
) представляют ее как общенародный подвиг. Во многих последующих литературных источниках князь Дмитрий Донской предстает в образе национального героя, а его наследники, московские князья – как национальные государи. Не осталась в стороне и идеология. Ее задачей стал поиск новых идейных форм государственного строительства.
Определение вектора духовного развития конкретизировалось с падением, под натиском турок, Византийской империи. Русь, наиболее могущественная страна в православном мире, стала стремиться к главенствующему положению среди других православных государств, превращаясь в форпост истинной (православной) Церкви.
В то время как турки уничтожили все православные монархии Востока и пленили все патриархаты, Москва взяла на себя заботу хранить и поддерживать православие и у себя, и на всем Востоке. Московский князь становился теперь главой всего православного мира (особенно после женитьбы Ивана III на наследнице последнего византийского императора Софье Палеолог).
Псковский монах («старец») Филофей разработал теоретическое обоснование подобным стремлениям, выраженное в формуле «Москва – третий Рим»: «яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быти».
Эта установка привела московскую власть к решимости сделать Московское княжество «царством» через официальное принятие великим князем титула «цезаря» – в нашей трактовке «царя», принять герб Римской и Византийской империй (двуглавый орел).
Уже в первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается живопись. Центрами ее нового развития становятся Новгород, Ростов, Тверь. Новгородская и псковская школы особенное внимание уделяли фресковой живопись.
Одним из ярчайших представителей этого направления стал Феофан Грек.
Его образы, воплощающие аскетические религиозные идеалы, отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой и оригинальностью приемов, колорит предельной сдержанностью.
К конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный. Созданная Феофаном в Москве школа стимулировала развитие местных мастеров, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль. В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили новую роспись Успенского собора во Владимире.
Эти фрески в традиционных иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мысли современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за собой народ, мягкие, гармоничные тона живописи, пронизаны чувством умиротворения. Рублев обладал редким даром воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния человека.
В его работах на смену внутреннему смятению аскетической отрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и сила осознанной нравственной правоты. Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального характера.
В замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий.
В иконах и фресках Дионисия и его школы возрастает некоторое единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и декоративности. Произведения Дионисия торжественны и грациозны, но в психологическом плане уступают Рублеву.
Медленнее шло возрождение декоративно-прикладного искусства. Это объяснялось тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла утрачен. Но постепенно русское ювелирное искусство также оживляется.
Чеканка, финифть, роспись по грунтовой эмали, литье и другие приемы в основном ориентировались на растительный и животный орнамент, выполняемый в узорчатом восточном стиле. Чрезмерное увлечение пышностью орнамента, к XVII в.
привело к утрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными камнями и жемчугом, из которых компоновались узоры, прежде выполнявшиеся из золота. Даже в изделиях из железа наблюдается увлечение узорностью форм (например Царь-пушка Андрея Чохова).
В дошедших до нас памятниках резьбы по кости и дереву также преобладали растительные и животные мотивы. Кроме того, резные изделия зачастую пестро раскрашивались. Шитье также имело много общего с живописью. В XVII в. на Руси распространяется золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами, либо с растительными элементами. Иногда в узоры вводился жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень.
Польско-шведская интервенция начала XVII в. задержала развитие искусства, но уже к середине века художественное творчество заметно оживилось. В этот период в русском искусстве появляется новый жанр – портрет.
Первые портреты писались еще в иконописных традициях, но постепенно в них появляются приемы западноевропейской живописи – точное изображение черт лица и объемность фигуры. Расширение областей культуры, связанное с техническими достижениями того времени, отразилось и на таком направлении как книгоиздательство.
Традиционно, на Руси книги писали от руки. При этом текст был украшен орнаментом, обличен в богатую (зачастую с золотом и драгоценными камнями) обложку. Но красота не всегда компенсировала недостатки рукописных книг, прежде всего – длительность написания и ошибки, появляющиеся при многократном переписывании текстов.
Церковный Собор 1551 г. был вынужден даже разработать постановление о недопущении переписывания книг с искаженным текстом. Потребности исправления и унификации церковных текстов, не в последнюю очередь повлияли на открытие в Москве первой печатной мастерской. Ее основателями стали Дьяк Иван Федоров и Петр Мстиславец.
За 12 лет существования типографии (с 1553 по 1565 гг.), в ней было отпечатано 8 больших книг не только религиозного, но и светского характера (напр. Часословец, ставший первой азбукой).
Однако книгопечатание в тот период не получило должного развития, как и многие другие направления искусства и науки, характерные для европейской культуры. Причина этого заключается в стремлении к своеобразному обособлению русской культуры, особенно проявившемуся в XVI веке.
Объяснение данным консервативным тенденциям следует искать прежде всего в истории формирования Московского государства, которое непрерывно подвергалось внешней агрессии как с Запада, так и с Востока.
Культурная самобытность в критические периоды русской истории становилась едва ли не единственным спасительно-объединяющим фактором.
Со временем культивирование собственной традиционной культуры приняло гипертрофированные формы и уже скорее мешало ее развитию, закрывая возможность проникновения в Россию достижений искусства и науки других стран. Очевидное отставание (прежде всего в научно-технической сфере) было преодолено лишь Петром I, причем решительным и неоднозначным способом.
Источник: https://studizba.com/lectures/19-kulturologiya/569-ponyatie-i-suschnost-kultury/10588-31-russkaya-kultura-xiv-xvii-vekov.html
Культура Московской Руси XIV XV века Погибли
Культура Московской Руси XIV XV века
Погибли великолепные памятники зодчества, изобразительного и прикладного искусства, письменности. Раз рушение городов, угон ремесленников в рабство привели к исчез новению многих ремесел. Были утрачены искусство перегород чатойэмали, многие приемы обработки металла, умение изготовлять цветное стекло. На полстолетия прекратилось каменное строительство, а когда оно возродилось в конце XIII в. , оказа лось, что техника строительного дела стала гораздо примитив нее, чем до нашествия.
Период XIV – XV вв. стал расцветом русской культуры после нашествия. Московский кремль 1367 году
Этапы культурного развития 1 этап: От вторжения Батыя до середины XIV в. 2 этап: Вторая половина XIV—первая половина XV в. 3 этап: Вторая половина XV в. и начало XVI в.
Материальная культура. Занятие и быт Основным типом жилища была изба, топившаяся по черному.
Одежда представителей разных слоев населения различалась больше материалом, нежели покроем. Простолюдин носил домо тканое платье, а знать — бархатное, парчовое, атласное. Боярские шубы шились из очень дорогих мехов: соболя и даже горно стая. Крестьяне обувались в лапти, в городах носили кожаные сапоги.
С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. Высокого искусства достигли кузнецы, изготовлявшие и богато украшавшие мечи и панцири, а с середины XIV в. — кованые пушки.
Пищали 14 15 века
Широко рас пространилось литейное дело — отливка медных пушек и колов, церковной утвари и предметов обихода (кресты, паника дила, пряжки). Мастера ювелиры занимались чеканкой и грави ровкой.
Фольклор Главной темой фольклора стала борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII— XV вв. сло жились жанры исторической песни и сказания. Многие из них составили основу литературных сочинений эпохи. Произведе ния фольклора XIII—XV вв. сохранили множество черт былинного эпоса времен Киевской Руси.
Многие фольклорные произведения, созданные на основе ре альных исторических фактов, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями. Такова, например, песня о Щелкане Дюдентьевиче, которая рассказывает о победе вос ставших тверичей в 1327 г. , ничего не говоря о последовавшей затем каре.
Василий Буслаев – герой новгородского былинного эпоса
Цикл былин – о Садко
Письменность и литература В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамо той владели многие городские жители. При монастырях и кня жеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.
С XIV в. наряду с пергаменом использовалась привозимая из Европы бумага. На смену торжественному уставному письму пришел более быстрый в написании полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности.
По прежнему самыми важными произведениями письменно сти оставались летописи, содержащие как информацию о при родных и исторических явлениях, так и литературные сочинения и богословские рассуждения.
«Слово о погибели Русской земли» литературное произведение, датируемое XIII веком
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
В конце XIV – начале XV в. были созданы произведения, посвященные победе на Куликовом поле, поэтическая «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» . Они проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, патриотической гордостью.
«Житие Сергия Радонежского» было написано на рубеже XIV–XV
«Повесть о Петре и Февронии»
«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии (1468 1474).
Архитектура Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со второй половины XIV в. Москва.
Церковь Николы на Липне (конец XIII в. )
Фрески церкви Николы на Липне.
Успенский собор в Звенигороде (1400)
Троицкий собор Троице Сергиева монастыря (1422— 1423)
Успенский собор, построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в 1475— 1479 гг.
Успенский собор Московского Кремля. 1479 г. Интерьер.
Живопись XIV- XV
С начала и на протяжении почти всего XIV века в новгородских иконах заметно сильное влияние фресковой живописи. Среди этих разнообразных стилей складывается своеобразная новгородская школа иконописи.
Лаконичность и простота, точность рисунка крепких коренастых фигур, изображенных на плоскости, чистая, звонкая красочная палитра (яркая киноварь, беспримесный синий и желтый цвета), Так пишут новгородцы своих «святых» — по нескольку фигур сразу строго в фас, чаще всего в рост, но всегда с суровым выражением лиц. С конца XIV в. икона в новгородской живописи занимает главное место, становится основным видом изобразительного искусства. Икона «Покров Пресвятой Богородицы»
Одним из любимых образов в новгородской иконописи был святой Георгий. В «житийной» иконе он изображен в центре на коне, а в окружающих это центральное изображение медальонах клеймах представлены сцены из его жизни.
В XV в. появляются иконы, в которых создается нечто вроде посмертного портретного изображения. Именно таким изображением можно считать икону «Молящиеся новгородцы» , исполненную в 1467 г.
Своеобразным было иконописание Пскова. Псковская иконописная школа стабилизировалась ко второй половине XIV столетия и достигла расцвета в XV в. Псковские иконы отличаются от новгородских трактовкой сюжета, типами лиц со столь характерными носами «башмачком» , смелостью композиционного и иконографического решений, повышенной эмоциональностью, сочностью письма. В псковских иконах фигуры более тяжелы и неподвижны, чем в новгородских, а в гамме преобладает темно зеленый, красно коричневый, белый цвет ( «Сошествие во ад» ).
Особым видом изобразительного искусства Новгорода и Пскова этих веков является графика рукописных книг. XIV и XV века — это время расцвета так называемого тератологического орнамента. Инициалы, заставки в новгородских и псковских книгах заполняются изображением чудовищ (по гречески tegas), оплетенных ремнями, борющихся, стремящихся освободиться от пут.
После присоединения Новгорода, а затем и Пскова к Москве искусство этих земель еще долго сохраняет собственное художественное лицо и в архитектуре, и в иконописи. Но так или иначе новгородская и псковская школы вливаются в итоге в русло общерусского искусства.
Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой живописной манерой. В его творчестве выделяются 2 периода: новгородский (создает редкие по одухотворенности произведения) московский (спокойные и уравновешенные)
В Новгороде Церковь Спаса Преображения на Ильине Улице 1378
В Москве Церковь Рождества Богородицы 1395 96 Архангельский собор в Кремле
Вместе с Прохором и Андреем Рублевым Искусство Феофана Грека определило развитие московской живописи Благовещенский собор в Кремле 1405 г
Андрей Рублев – канонизирован русской православной церковью. Его творчество знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи. Его работы отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы, отличие от Грека – персонажи мягче, человечнее. страшный суд в Успенском соборе во Владимире 1408
Для Успенского Владимирского собора Рублев и Даниил Черный создали также огромный, из 61 иконы, трехрядный иконостас, каждая из икон превышала 3 м в высоту Иконостас в Троице Сергиевом монастыре 1424 26
Иконы Апостол Павел
Архангел Гавриил
Самым знаменитым произведением Рублева по праву считается «Троица» Троица
Личность Рублева, художника, с чьим именем связаны лучшие достижения русской национальной средневековой живописи, имела воздействие на всю русскую культуру в целом. А XV век на Руси становится «золотым веком» русской иконописи. Влияние великого искусства Рублева распространялось по всей Руси и касалось всех областей художественного творчества.
Работу выполнили: Чистякова Вероника Спасибо за внимание =) Вековищева Оксана Соловьев Олег Рожков Владимир
Источник: https://present5.com/kultura-moskovskoj-rusi-xiv-xv-veka-pogibli/
Русская средневековая культура 14-17 веков
Следующий цивилизационный цикл в развитии отечественной культуры связан с формированием русского национального самосознания в эпоху Московского царства (XVI—XVII вв.)
Монголо-татарское нашествие 1237-1241 гг.
и вторжение немецких рыцарей на северо-западе Древней Руси поставили страну на край гибели. Об ожесточенных сражениях с захватчиками и страшном опустошении Русской земли рассказывают летописные повести о битве на Калке в 1223 г.
, «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского»
Монголо-татарское иго задержало развитие Руси: на ее земле были разрушены города, села, частично утрачена ремесленная культура, резко сократилась численность населения.
Лишь со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380 г.).
Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Эта победа восстановила славу и могущество Русской земли.
В это время определяется ведущая роль Москвы, которая возглавляет борьбу за объединение русских земель.
Московские князья, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавили борьбу против Золотой Орды и к концу XV в. завершили процесс создания единого и независимого государства. В письменных источниках XV в. появляются слова «Россия», «Российская земля».
Становление Московской Руси определялось во многом ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой. Социально-политическая система, формировавшаяся в молодом государстве, несла на себе черты сильного восточного влияния, особенно с середины XIV в., когда Орда приняла ислам.
После падения Константинополя в 1451 г. Русская православная церковь обретает самостоятельность и отдаляется от западного христианского мира. Русь осознает себя единственной защитницей христианства.
Она возлагает на себя миссию спасения православия, осознает себя «святой Русью», а свою столицу Москву — «третьим Римом».
Если на Западе общество в этот период постепенно освобождается от влияния церкви, то в Москве, наоборот, происходит усиление воздействия церкви на жизнь государства и повседневную жизнь людей.
Церковник Иосиф развил теорию теократического абсолютизма, что укрепило авторитет светской власти и усилило позиции церкви. Еретики (которые требовали дешевой церкви, отрицали богословские догматы о троичности Бога, отрицали монашество и церковное землевладение, боролись за свободомыслие в литературе и науке) были осуждены в 1490 г. Церковным собором и в XV в. были ужесточены канонические требования.
Именно с XVI в. начинается история культуры русского народа в собственном смысле слова, так как в это время сформировались специфические черты русского национального самосознания:
► соединение духовности, выраженной в православии со стремлением к свободе;
► коллективизм и слабовыраженное личностное сознание;
► приверженность к ценностям православия;
► приоритет государственных начал, интересов державы; держава — это главное национальное достояние и ее интересы выше личных интересов.
Достижения русской культуры 14-17 веков
Русские мастера построили ряд крупнейших крепостных сооружений: в 1367 г. был построен белокаменный Московский Кремль, но в конце XV в. Кремль Дмитрия Донского обветшал и был построен Московский Кремль из кирпича, толстые стены протяженностью более 2 км с 18 башнями, Псковский и Новгородские кремли начала XV в., каменные кремли в Казани, Астрахани, Смоленске в XVI в.
Успенский собор (XV в.), Благовещенский собор (домовая церковь великих князей, построен в 1489 г.), Архангельский собор (усыпальница московских князей, построен в 1508 г.). Гранатовитая палата (тронный зал для приема послов, построен в 1491 г.) создавали неповторимый облик Московского Кремля. Зодчество XV-XVI в.
отразило возросший международный авторитет Руси живым воплощением идей эпохи образования русского национального государства. Наивысшим достижением русской архитектуры XVI в. стало строительство храма шатрового типа. Этот новый тип каменного храма заимствовал свои формы из народного деревянного зодчества. Достижением строительной техники явилось возведение в 1532 г.
шатровой церкви Вознесения в Коломенском высотой 62 м (легко стремящийся вверх огромной высоты «столп» увенчан высоким каменным двадцатиметровым шатром исключительной красоты), в 1560 г. храма Василия Блаженнного (высотой 47 м), ансамбля Покровского собора, состоящего из 9 храмов различной высоты. В целом зодчество XV-XVI вв.
по масштабам, разнообразию и оригинальности творческих решений принадлежит к наиболее ярким этапам в истории русской архитектуры.
Образование единого государства повлекло за собой развитие зачатков научных знаний для государственных потребностей (измерение земельных наделов, составление географических карт, определение плодородия почвы, развитие арифметики, медицины).
В 1466-1472 гг. тверской купец Афанасий Никитин сухим путем прошел в Индию и оставил обстоятельные записки «Хождение за три моря». (Морской путь в Индию был открыт на Западе позже, в 1498 г. португальцем Васко да Гама.)
С XIV в. и особенно в конце XV в. получила развитие артиллерия, были изобретены пушки, заряжавшиеся не с дула, а с «казенной части». На Западе этот вид орудий был изобретен значительно позже. Гигантская «царь-пушка» была установлена в XV в. в Московском Кремле.
Патриотический подъем после Куликовской битвы повысил интерес к блестящему прошлому Руси, к ее культуре. Произведение Софония Рязанца «Задонщина», посвященное исторической победе над татарами, включало и воспоминания из «Слова о полку Игореве».
Историческая литература XVI в. проникнута задачами укрепления самодержавия, усиления его союза с церквью. Создаются обобщающие летописные произведения — Лицевой Летописный свод — своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XVI в.
В XVI в. начинает преодолеваться разрыв между фольклором и письменностью (впервые печатать книги на Руси стали в 1553 г., но анонимно, а потом, с 1563 г. Иван Федоров при Иване Грозном открыл типографию на средства царской казны, первая печатная книга «Апостол» (1564 г.), первый русский букварь (1574 г.).. До конца XVI в. было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания).
Свод житейских правил был представлен в «Домострое», который защищал патриархальный уклад в семье и деспотическую власть главы семьи.
Московская живопись ХIV-ХV вв. не знала себе равных. Феофан Грек (1340-1405 г.) осуществлял росписи соборов и теремов Москвы, например иконостаса Благовещенского собора. Фрески (живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде), иконы Феофана Грека отличаются монументальностью, выразительностью образов, он воплотил внутреннюю силу и одухотворенность святых.
Величайший художник Руси Андрей Рублев (1360—1430 г.) создал шедевры икон: «Троица», «Спас», «Архангел Михаил», «Преображение», расписывал Успенский собор во Владимире, Благовещенский собор и др. Искусство Андрея Рублева проникнуто возвышенно-светлым настроением, чувством гармонии, согласия, умиротворенности и человечности, золотистым колоритом.
Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева фрески на тему «Страшный суд» в Успенском соборе во Владимире (1408 г.), даже здесь образы Рублева полны человечности, нет излишней суровости. Андрей Рублев был первым русским живописцем, в творчестве которого ярко сказались национальные черты: высокий гуманизм, чувство человеческого достоинства.
Крупным мастером иконной живописи на рубеже XVI в. был Дионисий. Для иконописи XVI в. характерно возвеличивание средствами искусства политических идей и событий. Дионисий расписывал Успенский собор в Московском Кремле, собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря и др.
Его иконы и фрески отмечены утонченным рисунком, пышной декоративностью, праздничностью и нарядностью. Пропорции человеческих тел удлинены, движения пышны и важны, темы росписей посвящены в основном Богоматери — покровительнице Москвы. Большое внимание уделялось мозаике и фреске.
Для русского искусства были характерны традиционализм, религиозный характер, локальность, замкнутость, авторитарный стиль мышления и строгое подчинение канону: центр иконы находился в глазу, изображение как бы «вывернуто» на зрителя, строго следовали цветам: желтый — божественный, красный, белый — цвет крови и радости Бога; вишневый — объединяющий; черный — тайны Бога.
Источник: http://biofile.ru/his/13200.html