Культура литвы в xix веке

Культура Литвы

Есть аргументированный фактор говорить, что культура – одна из основных причин выживания Литвы. Культура Литвы формировалась на протяжении длительного времени, имена, традиции, Литовский язык, национальные празднования считаются яркими свидетельствами самобытности и имущества культуры Литвы.

Могущественное в Средние века Государство и впоследствии ослабшее, было возрождено под тем же именованием в ХХ веке исключительно благодаря прецеденту, что ее главной этнической группе – Литовцам – получилось сберечь их национальную особенность, иными словами их культуру, литературу, язык, художество и обыкновение.

Из данной особенности, как отростки пошли новейшие формы творчеств, ассимилировав модернизм ХХ в. и постмодернизм. Национальная культура Литвы и высочайшие формы художества разрослись и закрепились во время промежутка между 2-мя мировыми войнами.

Обратите внимание

В советские времена культура становится приютом духовного противоборства. Народные ритуалы и традиции проявлены в сельской архитектуре, национальных костюмах, песнях, баснях и притчах.

Литовский народ владеет очень значительным фольклорным основанием в культуре.

Уже во 2-й половине XIX в. почти весь интеллигентный народ считал своим гражданским долгом составлять и вписывать пропадающий народный фольклор.

Есть более миллиона образцов разных жанров, таковых как басни, поговорки, сказки, летописи, песни, подобранные в вузе Литовского языка и фольклора.

Обязательной частью культуры Литвы, считаются и народы, населявшие ее, такие как Литовские татары, либо караимы.

Религия Литвы

В настоящий момент религия Литвы набирает обороты, в стране зарегистрировано 677 римско-католических, 52 православных, 61 старообрядческих приходов. В последний момент можно наблюдать появление групп исповедующих неоязычество. Кстати, мать Папы римского Иоанна Павла 2 родом была из Литвы.

Экономика Литвы

В мировом рейтинге экономика Литвы располагается на 27 месте по легкости ведения бизнеса, из 183-х возможных мест. Что является на порядок лучше, чем Российский показатель, но ниже Польского показателя. Особое место занимает туризм Литвы.

Наука Литвы

Научная академия Литовской ССР основана 16 февраля в 1941 год. В академии наука Литвы делится на 5 отделений: Гуманитарные и социальные науки; биология, медицина и генетика; сельскохозяйственное отделение; технических наук; химических и математических наук.

Искусство Литвы

Искусство эмиграции, и ее наследства постепенно возвращаются в искусство Литвы. Начало этому положил Викторас Визгирда. Данное искусство возвращается в виде памятников, коллекций, выставок. На сегодня в Литовских музеях находится около 80 собраний произведений эмигрантов.

Кухня Литвы

Среди продуктов более популярным является картофель, подающийся, как в сметане, так и с молоком или творогом. Так же кухня Литвы славится своими блинами, жямайчю, цеппелинами и клецками.

Обычаи и традиции Литвы

Так же стоит помнить обычаи и традиции Литвы, плохим считается перебивать собеседника. Литва борется с алкоголем и курением. Общественным местом считается даже скамейка в парке. Без разрешающих лицензий так же запрещена охота и рыбалка. Так же традиции выражаются в стиле одежды.

Женская одежда состояла из длинной юбки яркого цвета и фартука и блузки белого цвета с длинными рукавами. Женщины украшали голову веселыми коронами с лентами или венками. Девушки находящиеся замужем носили косынки белого цвета изо льна, назывались эти косынки (nuometas). Женщины в любом возрасте любили одевать ожерелья из янтаря, и металлические и стеклянные брелки.

Мода мужского пола была проще. Пальто серого цвета из тяжелой грубой ткани, льняные рубашки белого цвета, клетчатые или в полоску штаны. Национальная мужская обувь называлась (nagines), сделанная в домашних условиях из кожи. В данный момент традиционная одежда ушла из повседневной жизни. Костюмы в традиционном стиле теперь одевают только на представления во время фестивалей или танцев.

Спорт Литвы

Баскетбол – считается, как национальный спорт Литвы. Сборная по баскетболу постоянно участвуют в важнейших матчах мира. Регулярно Литовские баскетбольные команды занимают первые места в соревнованиях.

Источник: https://travel247.ru/country/europe/lithuania/203-kultura-lithuania

Национальная культура Литвы

Культура — одна из главных причин выживания Литвы. Страна, могущественная в Средние Века и впоследствии ослабшая, была возрождена под тем же именем в 20 веке исключительно благодаря факту, что ее основной этнической группе — литовцам — удалось сохранить их национальную индивидуальность, другими словами их культуру, язык, литературу, искусство и традиции.

Литовские этнические обряды и традиции выражены в сельской архитектуре, национальных костюмах, песнях, легендах и сказках. Литовская нация обладает очень весомым фольклорным фундаментом в культуре.

Уже во второй половине 19 века многие из интеллигенции считали своим гражданским долгом собирать и записывать исчезающий этнический фольклор. Существует более миллиона примеров различных жанров, таких как легенды, пословицы, сказки, истории, песни, собранные в институте литовского языка и фольклора.

Самая богатая часть коллекции этого коллетивного творчества — это песни, которых более 600 000.

Песня — постоянный спутник литовца во всех его радостях и горестях. Не без причины, вероятно, Литва еще с древних времен звалась «землей песен».

Большинство песен было о работе на просторах Литвы, сборе урожая. Очень много любовных, шуточных и свадебных песен.
У литовцев уникальный тип пения, свойственный только им.

Смысл такой песни в том, чтобы несколько мелодий напевались одновременно.

Танцы тесно связаны с песнями. Национальный литовский танец — действо коллективное, то есть танцуется сразу всеми. Очень популярны круговые танцы. Многие танцы показывают различные виды работ, которые просто неотделимы от жизни людей.

Важно

Фольклорные сказки, легенды и мифы являются не просто составляющей обязательной школьной программы, но и любимой детской литературой.

С древних времен литовские женщины были известны как искусные ткачихи. Производимые ими мужские и женские национальные костюмы, скатерти, покрывала, полотенца — отличаются оригинальностью. Базовый материал — лен и шерсть.

Изделия декорированы национальным орнаментом, в основном геомертрическим — это клетка, кресты, полосы. Цветовая гамма построена на котрасте, но он не такой вычурный, как у южных народов.

Литовские женщины соединяли красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый, черный и белый.

Традиционная женская одежда состояла из белой блузки с длинными рукавами, длинной широкой и яркой юбки и фартука с небольшими особенностями в разных регионах страны. Шарфы и ленты были непременным аттрибутом их одежды.

Мужская одежда включала —  серое пальто из грубой тяжелой ткани, белые льняные рубашки, штаны в полоску или в клетку. Они подпоясывались цветными широкими лентами. Национальная обувь, которая называлась nagines, делалась дома вручную из кожи.

Особенности характера

Литовцы достаточно спокойные, сдержанные  и доброжелательные люди. Они всегда отличались большим гостеприимством.

В старые времена даже в самом бедном крестьянском доме гостю старались приготовить такое угощение, какого обычно не ели сами хозяева: яичницу, колбасу, сыр, пиво. Существовала традиция в определённых случаях угощать соседей.

Совет

Например, при забое свиньи соседям посылали немного сала. При процеживании свежего пива, а также при выемке мёда, непременно устраивали угощение соседей пивом или мёдом.

Источник: http://europa.russian-travels.ru/?page_id=115

Русская культура в Великом княжестве Литовском

Русский язык и русская культура на протяжении веков играли особо значимую роль в истории Литвы. Литература на русском языке в исторический период со второй трети XIV в. и до конца XVIII в. была в количественном отношении (и до конца XVI в. — в качественном) самой значительной и влиятельной.

И, если в XVII–XVIII вв. русская словесность начала постепенно разделяться на белорусскую и украинскую, истоки которых лежат в русской словесности ВКЛ, то относительно XIV–XVI вв. мы имеем полное право говорить именно о русском языке («руском», в соответствии с правилами орфографии того времени) и русской словесности.

В XIII–XV вв. в ВКЛ бытовал и переписывался весь набор православной религиозной литературы: Библии, Евангелия, псалтири, апостолы, жития, часословы, триоди, молитвенники, пасхалии, даже апокрифы. Во второй половине XV в. в Литве появляются религиозные повести на русском языке: «Страсти Христовы», «Повесть о трех королях», Житие Алексея — человека Божия» и другие. В Вильнюсе было создано оригинальное «Житие литовских великомучеников Антония, Иоанна и Евстафия».

В настоящее время литовские историки пытаются придать русскому языку в ВКЛ статус некоего славянского «канцелярского» языка, сфера действия которого ограничена ведением дворцового, канцелярского делопроизводства. Иногда его еще называют официальным языком.

Однако подобное стремление низвести русский язык того времени до уровня «мертвой» латыни не выдерживает критики.

Напротив, русский язык являлся живым, основным — устным и письменным — языком активного общения на разных уровнях социальной жизни: не только государственной элиты, но и широких социальных слоев, в первую очередь, — городского населения. 

В XV веке более половины жителей Вильнюса были русскими, православными.

Русскими и православными были влиятельные бояре и вельможи Великого княжества Литовского, игравшие выдающуюся роль в истории государства: Воловичи, Сапеги, Ходкевичи, Вишневецкие, Заславские, Стародубские, Сангушки, Слуцкие, Бельские, Корецкие, Горские, Острожские и многие другие. На высокие государственные должности выдвигались русские — в культурном и этническом отношениях — люди.

Обратите внимание

Русские православные бурмистры занимали достойное место и играли важную роль не только в Вильнюсской Раде, но и других городских самоуправлениях средневековой Литвы. Православные иерархи принимали деятельное участие в государственном управлении ВКЛ. Национальная культура ВКЛ того времени вообще выстраивалась на семиотической основе русской культуры.

Поэтому не удивительно, что характерной чертой менталитета русского населения Великого княжества Литовского того времени было то, что оно считало себя не только патриотически настроенными подданными Великого Литовского князя, но и «истинно русскими» людьми, что они гордо декларировали в дошедших до нас исторических источниках.

Источник:  Фомин А.В. Русский язык в культурном пространстве Литвы: история и современность // «Русский язык в странах СНГ и Балтии».  – М.: «Наука», 2007.

Источник: https://www.rubaltic.ru/context/13032017-russkaya-kultura/

Культура Литвы

Существует обоснованная причина говорить, что культура – одна из главных причин выживания Литвы.

Страна, могущественная в Средние Века и впоследствии ослабшая, была возрождена под тем же именем в 20 веке исключительно благодаря факту, что ее основной этнической группе – литовцам – удалось сохранить их национальную индивидуальность, другими словами их культуру, язык, литературу, искусство и традиции.

https://www.youtube.com/watch?v=C3LwDGJtWE4

Из этой индивидуальности как отростки полшли новые формы творчества, ассимилировав модернизм 20 века и постмодернизм. Национальная культура и высшие формы искусства разрослись и укрепились во время интервала между двумя мировыми войнами. В советское время культура стала приютом духовного противостояния.

Культура помогала литовцам в сохранении их национальности. Литовские этнические обряды и традиции выражены в сельской архитектуре, национальных костюмах, песнях, легендах и сказках.

Литовская нация обладает очень весомым фольклорным фундаментом в культуре.

Уже во второй половине 19 века многие из интеллигенции считали своми гражданским долгом собирать и записывать исчезающий этнический фольклор. Возрожденная Литва после 1-ой мировой войны полагалась в основном на культурные традиции, сохранившиеся в деревнях (вплоть до середины 20 века литовские деревни сохранили богатство фольклорной культуры, что другие европейские страны потеряли уже столетие или несколько столетий назад).

Существует более миллиона примеров различных жанров, таких как легенды, пословицы, сказки, истории, песни, собранные в институте литовского языка и фольклора. Самая богатая часть коллекции этого коллетивного творчества – это песни, которых более 600.000. Песня – постоянный спутник литовца во всех его радостях и горестях.

Не без причины, вероятно, Литва еще с древних времен звалась “землей песен”. Большинство песен было о работе на просторах Литвы, сборе урожая. Очень много любовных и свадебных песен. Шуточные песни хорошо представлены в фольклоре Литвы. Исторические песни отражают тяжелую борьбу нации за свободу, тыжкую долю крепостных.

Читайте также:  Киевская наступательная операция 1943 г. (3 - 12 ноября)

У литовцев уникальный тип пения, свойственный только им. Смысл такой песни в том, чтобы несколько мелодий напевались одновременно. Многие древние песни теперь поются снова – на митингах, на различных фестивалях, на радио и телевидении.

Фольклорные песни – обязательный элемент в репертуаре каждого профессионального литовского певца.

Важно

Фольклорные сказки, легенды и мифы являются не просто составляющей школьной обязательной программы, но и любимой детской литературой. Уникальный способ исполнения литовских песен, сутартине, известен во всем мире. Хоровое пение особенно популярно в Литве. Популярны разнообразные фольклорные ансамбли.

Уникальная традиция национального певческого фестиваля, который проходит каждые пять лет, до сих пор жива в Литве. На фестиваль собираются тысячи исполнителей и слушателей. Проходит он в столице.

Такие фестивали начались в 1924 году, когда в Каунасе 86 хоровых групп и 3000 певцов собрались на одной площади в одно и то же время.

Фестивали не прекратили свое существование и после 2-ой Мировой войны, так как Совесткое правление не осмелилось положить конец этой очень популярной традиции. Фестиваль продолжается три дня.

В настоящее время десятки тысяч певцов, музыкантов и танцоров собираются на фестивале. Интересно заметить, что фестивали такого рода имели место на Западе на протяжении всего поствоенного периода, когда эмигрировашие литовцы по всему миру также собирались вместе, чтобы петь и танцевать.

Фольклорный фестивать Skamba, который проходит на улицах Вильнюса в последнюю неделю мая, продолжает завоевывать популярность с каждым годом. Интернациональный фестиваль “Baltica” тоже очень популярен.

Религиозный праздник карнавального типа, Uzgavenes (масленый вторник) очень любим в Литве. Этот католический пир, который означает конец поста, за 40 дней до Пасхи, проходит от деревень до городов и является большой радостью для детей.

Они надевают разные маски, сжигают чучело, изображение зимы, и стучат в двери, чтобы получить блины и сладости.

Совет

Танцы тесно связаны с песнями. Национальный литовский танец, как правило, действо коллективное, то есть танцуется сразу всеми. Очень популярны круговые танцы. Многие танцы показывают различные виды работ, которые просто неотделимы от жизни людей.Фольклорное искусство Литвы еще и очень оригинально.

Сельская Литва всегда была богата на мастеровых крестьян, которые имели какое-то внутреннее чувство прекрасного и производили поистине потрясающие вещи – деревянная утварь и статуэтки. Жемайтия была особенно известна в этом искусстве. Статуэтки святых, сделанные деревенскими жителями, украшали костелы, часовни и кресты.

Такие мастера носили название “божьи рабочие”. Очень важно, что сельские мастера делали своих святых похожих на простых смертных крестьян, чьи лица и фигуры полностью отражали тяжелые будни, их беды и трудности.

Литва известна делеко за своими пределами мастерами по янтарю, которые производят из этого “солнечного камня” ,бесчисленное множество сувениров, которые так радуют туристов.

С древних времен литовские женщины были известны как искуссные ткачихи. Произведимые ими мужские и женские нацинальные костюмы, скатерти, покрывала, полотенца – отличаются оригинальностью. Базовый материал – лен и шерсть.

Изделия декорированы национальным орнаментом, в основном геомертрическим – это клетка, кресты, полосы. Цветовая гамма построена на котрасте, но он не такой вычурный, как у южных народов. Литовские женщины соединяли красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый, черный и белый.

Традиционная женская одежда состояла из белой блузки с длинными рукавами, длинной широкой и яркой юбки и фартука. Юбки жемайтийских женщин разделены вертикальными полосками. У Аукштейчей – юбки в клетку. Одежда Дзуков отличалась разнообразием цветов и моделей.

Шарфы и ленты были непременным аттрибутом их одежды, и они были спутниками дзуков с рождения (полосы для пеленания) до могилы (широкие ленты использовались, чтобы опускать гроб в могилу). Девушки украшала головы венками или веселыми коронами с лентами.

Замужние женщины носили белые косынки из льна, которые назывались nuometas. Все женщины, и молодые и старые, любили носить янтарные ожерелья, а также стеклянные и металлические брелки.

Обратите внимание

Мужская мода была намного проще – серое пальто из грубой тяжелой ткани, белые льняные рубашки, штаны в полоску или в клетку. Они подпоясывались цветными широкими лентами. Национальная обувь, которая называлась nagines, делалась дома вручную из кожи.

Главная обувь в Жемайтии, деревянные ботинки называемые klumpes, были часто украшены цветочками или “елочкой”.
На сегодняшний день традиционный национальный костюм ушел из повседневной жизни, но отдельные детали сохранились и в современных одеждах.

Традиционные костюмы надевают на сцену во время фестивалей или национальных танцев.

Профессиональная консультация по любым визовым вопросам

Наши опытные сотрудники помогут Вам правильно организовать отдых или служебную поездку

Возможность получить визу даже если в Украине отсутсвует нужное Вам консульство

Мы организуем подачу Ваших документов в заграничном консульстве без личного присутствия
Наши партнеры за границей

Источник: https://turmag.com.ua/219-srochnie-vizi/4091-kultura-litvyi.html

Искусство Литвы 19 века | История архитектуры

Глава «Искусство Литвы». Всеобщая история искусств. Том V. Искусство 19 века. Автор: Е.М. Костина; под общей редакцией Ю.Д. Колпинского и Н.В. Яворской (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1964)

Национально-освободительное движение за политическую и культурную самостоятельность литовского народа одухотворяло своими идеями изобразительное искусство. В первое тридцатилетие 19 в. Виленский (Вильнюсский) университет был своего рода оплотом демократической интеллигенции всего северо-западного края Российской империи.

Новые кафедры графики и скульптуры (основаны в 1803) превратили его в крупнейший очаг художественного образования не только для литовских, но и для белорусских, польских, а отчасти и русских художников.

Важно

Несмотря на программу классицизма, которая проводилась кафедрой эстетики, литовское искусство обогащается романтическими тенденциями, обнаруживая все большую связь с народной жизнью. Архитектура в это время утрачивает ведущую роль. В скульптуре на смену иностранным мастерам приходят местные.

Творчество одного из первых национальных скульпторов Казимираса Ельскиса (1782—1867) еще пронизано духом классицизма, особенно это относится к его историческим барельефам-аллегориям («Восстановление Виленского университета в правах в 1803 году» и др.; Вильнюсский университет) и надгробным памятникам.

Главная роль в литовском искусстве 19 в. принадлежит станковой живописи и графике. Среди учеников Ф. Смуглевича (см. том IV) выделяется И. Дамель (1780—1840) — автор портретов, зарисовок народных сцен, пейзажей и акварельных исторических композиций, посвященных разгрому наполеоновских войск в Вильно. Вторую половину своей жизни Дамель провел в Минске.

Видным художником рубежа 18—19 вв. был Ионас Рустем (1761—1835). Родом из Константинополя, армянин по происхождению, получивший образование в Варшаве у Норблина, Рустем как художник в основном сложился в Литве. Он выступал главным образом как портретист.

Его портретные характеристики решены обычно в интимном плане — автопортрет, ок. 1800, портрет профессора М. Кончюса, 1832 (оба — Вильнюс, Художественный музей). В них он стремится к раскрытию интеллектуальной жизни модели, ее духовных достоинств.

В наследии Рустема есть многочисленные рисунки и сепии, посвященные крестьянскому быту и жизни городского предместья.

Обладая острой наблюдательностью, художник в ряде графических сатирических работ высмеивает ханжество духовенства, ограниченность литовского дворянства, обличает власть имущих, сочувствуя нищете народа.

Вместе с Рустемом и вслед за ним в Литве работает группа художников, которая наряду с портретом развивает и другие жанры искусства. В этой связи представляют интерес своеобразная изобразительная летопись из жизни литовского народа, созданная польско-литовским художником В. Смакаускасом (Смаковским; 1797—1876), и его иллюстрации к литовским народным песням.

Совет

Вообще литовская графика первой половины 19 в. благодаря деятельности кафедры графики и организованной при университете литографской мастерской (1819) обнаруживает жизненность тем и реалистическую направленность как в области портрета, бытового жанра, пейзажа, так и книжной иллюстрации и сатиры.

Особая роль принадлежала литографии в создании цикла листов, сочувственно изображающих повстанцев, карикатур, обличающих усмирителей восстания 1830 г., а также народных городских сценок и типов. Среди графиков, посвятивших себя этому виду искусства, выделяется К.

Кукявичюс (Кукавский, 1810— 1842) с его бытовыми картинками и персонажами — характерными представителями различных профессий «низшего» сословия («Букинист», 1830; «Старьевщик» и др.).

Крупным портретистом и жанристом был К. Русецкас (Русецкий, 1800—1860)— один из ярких представителей романтического направления в литовской живописи. В портретах своих современников он подметил новые черты духовной жизни человека начала 19 в. Волевое напряжение, собранность душевных сил переданы им в образах, полных эмоциональной взволнованности.

Интересен его портрет «Смеющегося итальянца» (1824; Вильнюс, Художественный музей) с подвижным и выразительным лицом, вылепленным энергичным, пастозным мазком. В своих бытовых картинах «Жница», «Литвинка с вербами» (там же) художник изображает на фоне сельских пейзажей миловидных крестьянских девушек.

В трактовке этих образов художник не избежал элементов нарочитой поэтизации.

Романтические тенденции сказались и в работах исторических живописцев М. Кулеша, Д. Шамеша, произведениях Д. Дмахаускаса, наиболее крупного представителя этого течения в пейзажном жанре.

После закрытия Виленского университета (1832) основная масса литовских художников соединяет свою судьбу с учебными заведениями Петербурга, Москвы, Варшавы, с Мюнхенской Академией художеств. Только в 1866 г. была открыта в Вильне И. Трутневым рисовальная школа, которая сыграла свою роль в воспитании местных художников.

Литовское искусство второй половины 19 в. развивается в новых исторических условиях, связанных с обострением классовой борьбы в стране, что вызвало мощное крестьянское восстание 1863 г. В нем приняли широкое участие литовские художники.

Обратите внимание

Одни погибли во время восстания, другие были высланы в глубь России без права возвращения на родину. Чем жестче были репрессии царского правительства, чем меньше свобод оставалось у народа, тем больший интерес проявляли художники к романтической героизации его прошлого и настоящего.

Вот почему так устойчивы были в литовском искусстве отголоски романтизма, который одухотворял произведения художников, связывавших свой идеал человека с общественным служением народу.

В это время среди литовских художников выделяется группа мастеров, различных по творческой индивидуальности, но имеющих много общих черт в мировосприятии и отношении к человеку, в выборе тем и сюжетов, так или иначе связанных с восстанием 1863 г.

Эта тенденция прослеживается в творчестве такого реалистического живописца, графика и скульптора, как Альфредас Ремерис (1832—1897). В ряде живописных портретов, и в первую очередь в гравюре «Повстанец 1863 г.

» (1886), художник создал образ участника восстания, в котором индивидуальные черты характера модели типизированы и обобщены. В сильном, мужественном, открытом лице пожилого литвина художник подчеркнул исключительную активность и волю.

Не личный интерес к своим близким, а тенденция к социальной характеристике человека в его конкретном жизненном облике сказывается в портретах отца (1858) и матери (1859) (оба — Вильнюс, Художественный музей) воспитанника Петербургской Академии художеств Каролиса Рафалавичюса (Рафаловича, 1831—1861), который развивает реалистическую традицию в литовской живописи.

С событиями 1863 г. связаны батальные и жанровые картины Эдуарда Ремериса (1848—1900). В его портретах есть элементы романтики, которые обусловлены представлением художника о высоком благородстве человеческой личности. Портрет А.

Читайте также:  Категория населения по русской правде и правде ярославичей

Страздаса (Вильнюс, Художественный музей) — народного поэта и просветителя рубежа 18—19 вв., — несмотря на некрасивые внешние черты модели, полон внутреннего содержания. К этой же группе художников можно отнести творчество А.

Альхимавичюса (Альхимовича, 1840—1917), обучавшегося в Варшаве и Мюнхене, с его работами из быта литовского батрачества, а также творчество Винцаса Слендзинскиса (Слендзинского, 1837—1909), которое формировалось под воздействием русской школы.

Важно

Художник стремился обнажить социальные противоречия деревни в многочисленных бытовых картинах, посвященных жизни литовских крестьян, дать социальную и психологическую характеристику своим портретным образам (автопортрет, 1863; Вильнюс, Художественный музей).

Литовская графика, особенно иллюстративная, во второй половине 19 в. почти целиком развивается за пределами Литвы ввиду запрещения после восстания 1863 г. печатать книги на родном языке.

Источник: http://totalarch.ru/art_history/19th_century/lithuania

Культурные особенности

Литва пережила сложный, но очень интересный исторический период её становления. На культуру Литвы оказывали влияние множество других народов, с их традициями и устоями.

В разные временные периоды течения истории Литвы, ей удавалось сохранить и передать потомкам культуру и традиции их древних предков.Страна, имевшая огромное влияние в Средние века, а потом значительно ослабшая и потерявшая свое влияние. Страна, которая утратила свою независимость и была вынуждена находиться под гнетом Польши, затем России, СССР.

Но, несмотря на все перипетии, которые пришлось пережить, ей удалось не утратить свою национальную индивидуальность, верность своей культуре, языку, искусству, литературе, традициям. Литве удалось сохранить это и пронести через все годы своей утраченной свободы.

Сохранились многочисленные напоминания о национальной культуре Литвы выраженных в древних преданиях, легендах,танцах, песнях, этнических обрядах, традициях, национальных костюмах.

Со второй половины Х1Х века, представители литовской интеллигенции начали собирать, записывать и сохранять, уходящий в Лету, национальный фольклор.

В институте литовского языка и фольклора насчитывается более миллиона примеров устного национального творчества, записанного как легенды, сказки, пословицы и поговорки, песни, сохранились также первые книги, напечатанные на литовском языке в 16 веке.

Ярчайшим представителем литовской литературы является поэма «Времена года» ( «Метай») лютеранского священника Кристийонаса Донелайтиса (1714–1780).

Огромный вклад в развитие национальной культуры Литвы оказали народы, населявшие издревле эту территорию – это и караимы ( литовские татары), дзуки, сувалкийцы, жямайтийцы , поляки, немцы, евреи, белорусы и др.

Культура Литвы также отражается и в национальных блюдах, о которых мы расскажем подробнее, а также дадим рецепты самых вкусных и распространенных блюд литовской национальной кухни.

Источник: http://www.best-country.org/europe/lithuania/traditions

Национально-освободительное движение угнетенных народов Литвы в конце 19 века

Национально-освободительное движение угнетенных народов Литвы в конце 19 века

Борьба литовского народа против феодально-самодержавного строя в эпоху падения крепостного права объективно носила и национально-освободительный характер. Аграрное движение в Литве слилось с восстанием 1863 г. Крестьянство выступало против местных помещиков, большей частью поляков, и царизма, попиравших социальные и национальные чаяния литовского народа.

Основной движущей силой восстания были крестьяне и городская беднота, но в нем приняли участие также либеральная шляхта и отдельные представители католического духовенства. Либеральное шляхетское движение в Литве не было однородным, но даже левые его элементы отрицали право литовцев на самостоятельное национальное существование.

Уже в ходе восстания либеральное шляхетское движение пошло на убыль. В начале лета 1863 г., перед лицом развертывающейся крестьянской борьбы и растущих репрессий царизма, либеральная шляхта и католическое духовенство встали на позиции сотрудничества с царизмом. Они проводили эту политику и в последующие годы.

Совет

Один из руководителей восстания, революционный демократ Антанас Мацкявичюс, вопрос национального освобождения литовского народа тесно связывал с его социальным освобождением.

Мацкявичюс требовал наделения крестьян землей.

Понимая, что литовский народ сможет добиться освобождения лишь в тесном союзе с польским, русским и другими народами, Мацкявичюс выступил за объединение этих народов для совместной борьбы против царизма.

Хотя восстание 1863 г. потерпело поражение, выдвинутые революционной демократией в ходе его программные требования оставались руководящими в национально-освободительном движении Литвы вплоть до появления на политической арене пролетариата.

Жестокий террор и репрессии, начатые Муравьевым-вешате-лем, продолжались долгие годы. В некоторых районах военное положение было снято только в 1872 г.

Литература, культура, обычаи народа беспощадно преследовались. В школах, даже в так называемых народных, которые содержались на средства крестьян, было запрещено преподавание литовского языка.

Под запретом находилось и литовское книгопечатание.

В осуществлении политики подавления национальных прав литовского народа верными пособниками царизма выступали помещики и католическое духовенство. Правда, часть либерального дворянства Литвы, участвовавшая в восстании 1863 г., подверглась временным репрессиям. Однако, убедившись, что самодержавие защищает их интересы, помещики скоро забыли «старые обиды».

«Коренное местное дворянство,— писал генерал-губернатор Потапов,— особенно владеющее достаточною поземельною или другою собственностью, не заявляет какого-либо враждебного настроения против правительства» Клерикалы всех толков выступали против демократического освободительного движения, уверяя, что «мяхеж и революция чаще всего не только не приносят никакой пользы, но еще несчастья и вред создают».

Идеологи литовской буржуазии утверждали, что после подавления восстания 1863 г. Литва была охвачена «летаргическим сном». Но тот же генерал-губернатор Потапов признавал, что под наружным спокойствием скрывалось «много горючих элементов». Крестьянство Литвы отстаивало не только свои социальные интересы, но и свободу языка, национальной культуры.

Этот протест крестьянских масс являлся основой национально-освободительного движения в Литве вплоть до середины 90-х годов. В деревнях появились своеобразные подпольные школы, в которых детям преподавали основы литовской грамоты.

Обратите внимание

Крестьяне — «книгоноши», борясь с царским запретом литовской печати, переправляли через границу и распространяли литературу, издаваемую за рубежом.

В условиях реакции часть революционеров, продолжая традиции 60-х годов, участвует в общероссийском освободительном движении, связывая с его победой надежды на социальное и национальное освобождение литовского народа.

Демократические писатели и публицисты конца XIX в. И. Адомайтис-Шярнас, И. Мачис-Кекштас, С. Матулайтис, П. Вайчайтис, Ю. Жемайте и др. выступали как активные просветители народа, пропагандисты гуманистических идей. В их творчестве выражено глубокое сочувствие тяжелому положению крестьянства, звучат национально-освободительные мотивы.

В начале 80-х годов на арену политической борьбы в Литве выходит либеральная, преимущественно аграрная, буржуазия. Ее идеологи (И. Басанавичюс, В. Кудирка, И. Шлюпас и др.) организуют за границей выпуск ряда периодических изданий. И. Басанавичюс (1851 —1927 гг.

), известный историк, фольклорист, публицист, позднее названный буржуазией «патриархом» Литвы, был одним из издателей и редакторов газеты «Аушра» («Заря»), И. Шлюпас (1861 —1944 гл.), широко образованный публицист, один из редакторов «Аушры», редактор и издатель «Апшвета» («Просвещение») и других органов, активно защищал интересы буржуазии. В. Кудирка (1858—1899 гг.

) — один из редакторов «Варпаса» («Колокола»), наиболее радикального издания либеральной буржуазии, крупнейший ее идеолог, публицист и писатель-реалист.

Названные периодические издания, нелегально распространяемые в Литве, несмотря на умеренные, буржуазно-либеральные взгляды их редакторов и ограниченность программы, сыграли положительную роль в истории национально-освсбодительного движения.

Печатавшиеся в них статьи по вопросам языка, культуры, истории литовского народа поднимали его национальное самосознание, будили в массах протест против царского режима. Главное внимание эти органы уделяли защите интересов литовской буржуазии.

Идеологи буржуазии настойчиво призывали литовцев к занятию торговлей и ремеслом, к вытеснению из Литвы «чужой», нелитовской буржуазии. «Дети литовцев,— писал Кудир-ка,— могут разбогатеть, зайимаясь торговлей, иметь хороший хлеб, занимаясь ремеслом, получать доходы от разных отраслей промышленности».

Разбогатеть за счет эксплуатации трудящихся, вытесняя конкурентов другой национальности,— таков был идеал литовской буржуазии.

Важно

Свои узко классовые интересы буржуазия Литвы объявляла делом всего народа, пытаясь сплотить под своим националистическим знаменем массы, объявить себя «вождем» национально-освободительного движения.

Либеральная литовская буржуазия ясно видела, что царизм охраняет средневековые пережитки и тормозит развитие страны. Поэтому вышеназванные издания, особенно «Варпас», резко критиковали «крайности» политики царизма, ратовали за развитие литовской культуры, просвещения, языка и печати.

Журнал часто разоблачал жестокость, взяточничество начальников уездов, исправников, пособничество им со стороны ксендзов, старшин, писарей и т. д. В некоторых статьях В.

Кудирка выступал и против «двуглавого северного орла», привыкшего «питаться живой плотью своих подданных», заявлял, что царизм «тяжестью своей неограниченной власти давит прогресс», толкает Россию «в мрачных подземелья средневековья».

Иногда на страницах «Варпаса» появлялись и более радикальные изречения: «Не спасет Литву ни царь, ни папа…, мы должны искать помощи в самих себе». В подобных высказываниях слышался отголосок демократических требований народных масс.

Однако литовская буржуазия прекрасно понимала, что тот же самый русский царь дает ей возможность накапливать капиталы, что он является надежной защитой от нарастающего классового гнева крестьянства и пролетариата.

Будучи экономически слабой, не имея опыта политической борьбы, буржуазия Литвы в отношении царизма вела соглашательскую политику.

Критикуя царских сатрапов, буржуазия не призывала народ к решительной борьбе с ними. Выражая недовольство пережитками феодализма, сословно-дворянскими привилегиями, она не боролась против их основы — помещичьего землевладения, а лишь требовала от дворян, чтобы они стали «хорошими литовцами».

Совет

Либеральная буржуазия выступала решительным нротивником аграрного движения, как и вообще всякой классовой борьбы, нроноведовала «национальное единство», заявляя, что «мы все единым путем, не разделяясь ни на какие партии, ни сословия, будем защищать свое право на жизнь».

Критикуя «плохих» ксендзов, она не выступала против религии в целом, а лишь требовала более «дешевой» и рациональной церкви, высказывала пожелан-ие, чтобы католическое духовенство «возвратилось к своему забытому народу и приняло бы литовский язык за домашний».

В то же время либеральная буржуазия была далека от мысли о необходимости свержения самодержавия. «Не нужно желать установления для себя новой политики,— писала в 1885 г. газета «Аушра».— Пусть нами правят, если правят, только справедливо, будемте все благодарны».

«Аушра» призывала народные массы обращаться к царю с петициями, принимала активное участие в их составлении.

К концу XIX в., не говоря уже о клерикалах, которые открыто поддерживали антинародную политику царизма, либеральная буржуазия также перешла на позиции более тесного сотрудничества со всеми реакционными силами, сплачивая их под знаменем национализма для противодействия все нараставшему революционному движению рабочего класса и его марксистской партии.

Источник: http://www.winstein.org/publ/36-1-0-1927

Президент Литовской Республики – Культура

Культура

Культурное наследие Литвы отражает сложную и интересную историю литовского народа. В различных областях культурного наследия четко прослеживается многонациональность и многоконфессиональность Великого княжества Литовского.

В Литве пересеклись и до сих пор прекрасно сосуществуют  культурные традиции греческого и латинского христианства. В нашей стране с XV в. до наших дней проживают исповедующие ислам татары, а также исповедующие иудаизм караимы и евреи.

Наряду с господствующей католической конфессией в Литве с XVI в. до настоящего времени функционируют евангелическая, евангелическо-реформатская и другие евангелические церкви.

Яркий вклад этих религиозных и национальных общин в культуру Литвы проявляется в жизни современного общества и поныне. Болше иформации о религии в Литве здесь (по-анлийски).

Хотя тесные связи соединяли историческую Литву с православным миром и Востоком, все же решающим было влияние западной культуры. Об этом четко свидетельствуют православные храмы, построенные в стиле готики и барокко. И наиболее примечательным из них является Вильнюсский православный Свято-Духов храм.

Читайте также:  Виды повинностей временно-обязанных крестьян

Наследие барочного стиля в Литве является очень богатым и интересным. И хотя оно мало популяризировано, вильнюсская архитектура является прекрасным свидетельством качества этого наследия. В западной Литве насчитывается большое количество очень интересных памятников деревянного барокко.

Долгие годы Вильнюс являлся региональным очагом православной и еврейской культуры, влияние которого распространялось далеко за пределы Литвы.

Обратите внимание

Расположенный недалеко от Вильнюса небольшой старинный город Тракай до наших дней является центром караимской общины и их культурным центром.

Вильнюсский университет, основанный в 1579 году, сыграл очень большую роль в распространении науки и просвещения не только на территории нынешней Литвы, но и на территории Белоруссии и Украины.

В XIX веке Вильнюс являлся одним из важнейших центров польского, литовского, белорусского национального возрождения, очень важным очагом литературной и политической жизни.

В XIX-XX вв., со становлением современной литовской нации,  сформировалась национальная литовская культура.

Один из ее родоначальников – гениальный художник и композитор Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Становление национальной художественной школы происходило под воздействием польской, немецкой и французской художественных школ. На архитектурную школу влияние оказывал итальянский и скандинавский опыт.

Музыкальная и театральная культура Литвы испытала очень большое влияние русских школ.   

Характерная для современной культуры Литвы открытость позволяет ей интегрироваться в европейскую и мировую культуру. Литовские деятели культуры представляют во всем мире многие ее области. Наиболее заметно это происходит в театральной жизни.

Имена режиссеров Еимунтаса Някрошюса, Оскараса Коршуноваса, Римаса Туминаса хорошо известны итальянским, французским, российским зрителям и зрителям скандинавских стран. Любителям музыки в Германии прекрасно известна композитор Она Нарбутайте. Знатоки кино в разных странах прекрасно знакомы с творчеством кинорежиссера Шарунаса Бартаса.

Важно

Многочисленные переводы популяризируют литовских писателей, относящихся к молодому и среднему поколению – Юргу Иванаускайте, Сигитаса Парульскиса и других.

Страна может гордиться многими хорошо известными профессиональными симфоническими и камерными оркестрами, хорами, оперными певцами и артистами балета, выступающими на большой европейской и мировой сценах. Литва широко известна и как страна любителей джазовой музыки – исполнители и почитатели джаза ежегодно организуют международные фестивали в городах Каунасе, Бирштонасе, Клайпеде и Вильнюсе.

В Вильнюсе действует крупнейший в странах Центральной и Восточной Европы Центр современного искусства, который сотрудничает с другими европейскими центрами современного искусства.

Литовские художники постоянно принимают участие в выставках современного искусства, организуемых в разных государствах мира.

Как литовским, так и зарубежным ценителям искусства хорошо знакомы имена таких художников, как Сваёне Станикене и Паулюс Станикас, Номеда Урбонене и Гядиминас Урбонас.

Значительную роль в формировании национальной культуры Литвы сыграла этническая культура. Государство до сих пор оказывает поддержку исследованиям в области этнической культуры и ее сохранению. Ежегодно проводятся фестивали этнической культуры, поощряются этнические ремесла и этническая кухня.

Источник: http://archyvas.lrp.lt/ru/lithuania/culture

Латыши во второй половине 19-го века и в начале 20-го века: национальное самосознание, культура и общественная жизнь

19-ый век на территории Латвии был временем разнообразных новшеств. Крепостные стали свободными крестьянами, вместе разделения людей на привилегированных и непривилегированных постепенно последовало уравнение сословных прав (эмансипация).

Важной частью процесса модернизации было латышское национальное движение («Национальное пробуждение») и возникновение латышской нации. В новых экономических и социальных обстоятельствах принадлежавшие к крестьянскому сословию получили новую уверенность в себе.

Латыши из этнической общности (народности) стали нацией (народом). Национальное самосознание было многогранным – включало в себя язык, социальную принадлежность, понимание об истории народа, территории, общности культурной и общественной жизни, целях на будущее.

Совет

Рождалось современное общество, экономика и культурная среда, существовавшая на территории Латвии и в 20-ом веке.

Становление латышей как нации происходило при различных обстоятельствах и в длительное время. На это влияли управленческие и экономические реформы на территории Латвии и события, характерные всей Европе – изменения в технологиях и в распространении информации, появление новых политических движений, участие широких слоев населения в общественной жизни.

В 19-ом веке вся территория Латвии была частью Российской империи, но достигнутые остзейским дворянством успехи в сохранении автономии Балтии предопределяли сравнительно слабое влияние российского правительства вплоть до конца 19-го века, когда была реформирована система управления в Балтии и расширено употребление русского языка.

Изначальные требования и политическая позиция латышского национального движения формировались в условиях разногласий между остзейским дворянством и центральном управлением Российской империи.

В надежде на уменьшение роли остзейцев латышские общественные деятели в середине 19-го века поддержали политику централизации Российской империи и реформы, которые ущемили права автономии остзейского дворянства.

В конце 19-го века, когда русификация коснулась системы образования и общественную жизнь, стала влиять на старания укрепить латышский язык и культуру, отношение к политике центральной власти в Балтии стало более критичным. Автономия Балтии в 18-19-ом веке имела большое значение в сохранении местных особенностей и в поощрении и поддержании ориентации на западноевропейскую культуру. Это прямо влияло и на культурные ценности латышской нации.

Формирование латышской нации, как и на других территориях Центральной и Восточной Европы, было результатом национального движения, начатого образованными латышами. В первой половине 19-го века увеличился объем опубликованной на латышском языке информации, развивалась светская литература, печатались первые газеты, укрепилась сеть сельских школ.

Дети крестьян все чаще поступали в средние и высшие учебные заведения.

Латышские студенты в Дерптском (Тартуском) университете в 50-е годы 19-го века организовывали вечера дискуссий, призывали изучать и уважать латышский язык, историю; в кругах остзейских немцев этих активистов иронически называли «младолатышами», таким образом проводя параллели с национальными движениями в Европе.

Обратите внимание

Наиболее ярким достижением младолатышей в 60-e годы   19-го века было издание газеты «Петербургac Авизес» («Петербургская газета»), создателями которой были Кришьянис Валдемарс, Юрис Алунанс и Кришьянис Баронс. Газета критически отражала ситуацию в Балтии, поощряла полную самоуважения точку зрения на способности латышей, богатство их культуры и языка.

Со временем число активистов национального движения, их аудитория и направления деятельности расширялись. Начиная с 60-х годов 19-го века, значительно увеличилось разнообразие латышской общественной жизни, развивалась культурная жизнь и издательская деятельность на латышском языке.

Во второй половине 19-го века новое поколение образованных латышей положило начало национальному искусству и музыке, собиранию и изучению фольклора, материального и нематериального наследия, деятельности в других областях.

Латышская культурная и общественная жизнь развивалась постепенно, но уже на рубеже 20-го века, образовалась национальная литература и книгопечатание, музыка, искусство, были сформированы важные вопросы в сфере гуманитарных наук, особенно в лингвистике и истории.

В рамках национального движения были основаны новые традиции, из которых самая яркая – Праздник песни.

Поворотным моментом для латышского общества была революция 1905-го года. Первоначально под влиянием внешних обстоятельств, революция получила широкую поддержку среди латышей.

Ход революции, сформирование интересов латышей, а также суровое подавление волнений способствовало политическим дискуссиям, появлению различных политических направлений в латышском обществе.

После революции часть латышского общества лишилась иллюзий о политическом режиме царской России и его целях.

Важно

В начале латышского национального движения в 50-х годы 19-го века и позже, конкретные политические цели в отношении будущего территории Латвии не были обозначены.

Тем не менее, формирование латышской нации в 19-ом веке, уходящее корнями в латышскую этническую общность, предопределило возможность образования в 1918 году Латвийской Республики с ценностями и идеологией, защищаемыми молодым государством.

Источник: http://lnvm.lv/ru/?page_id=898

Наука и культура Литвы

В начальную школу идут дети в возрасте 7 лет и учатся в ней 3 года, 5 или 8 лет обучения в средней школе (в зависимости от типа школы).

Выпускники средних школ могут в дальнейшем обучаться в профессионально-технических или в высших учебных заведениях. Язык обучения — литовский, но в районах концентрации национальных меньшинств используются польский и русский языки.

Учебные заведения в своём большинстве государственные, имеются частные гимназии, лицеи, вузы, школы бизнеса.

В 2001—02 учебном году в Л. насчитывалось 2428 учебных заведений, в т.ч. 42 частных. В 2261 государственном и 19 частных общеобразовательных школах обучалось 45,3 тыс. учеников; в 123 профессионально-технических колледжах и училищах (20 частных) — 44,8 тыс.

студентов; в 16 вузах (9 частных) и 19 университах (4 частных) — 11,6 тыс. студентов.

Крупнейшие вузы: Вильнюсский университет (основан в 1579), Университет Витауса Магнуса (Каунас), Вильнюсский технический университет, Вильнюсский педагогический университет, Каунасский технологический университет, Каунасская медицинская академия, Клайпедский университет.

В ходе реформирования высшего образования была введена двухступенчатая система, при которой во всех вузах (кроме Вильнюсского университета) после 4 лет обучения студент получает степень бакалавра, ещё через 2 года — магистра. Учёная степень доктора предполагает ещё 2 года обучения в докторантуре и защиту научного труда.

Совет

В 1994 Л. ратифицировала конвенцию ЮНЕСКО по признанию дипломов и степеней высшего образования в Европейском регионе.

Важной проблемой литовской науки является недостаточное количество выделяемых бюджетом средств. Доля расходов на науку в ВВП уменьшилась с 1,24% в 1998 до 0,68% в 2001, а число научных работников сократилось до 5130 чел. (в 1998 — 5588 чел.).

Научные исследования ведутся в Вильнюсском университете, других вузах Вильнюса и Каунаса. Литовская академия наук преобразована в персональную, а её институты стали государственными.

В стране две крупнейшие библиотеки: Национальная им. Мажвидаса в Вильнюсе и Вильнюсского университета.

Большие фонды имеются также в Центральной библиотеке Литовской академии наук, Каунасского технологического университета.

Национальная культура Л. развивалась в относительно благоприятных условиях. Известные памятники литовской культуры (14—15 вв.) написаны на старославянском, латинском и польском языках. Лишь в 16 в. были напечатаны первые книги на литовском языке.

Классика литовской литературы — поэма «Метай» («Времена года») лютеранского пастора Кристийонаса Донелайтиса (1714—80) и поэма «Аникщчю шилелис» (Аникщяйский бор), написанная в 1859 А. Баранаускасом (1835—1902). Выдающимися деятелями литовской литературы являются поэт Ю. Мачюлис (1862—1932), писатель В.Мико-лайтис-Путинас (1893—1967), поэт и драматург Ю.

Марцинкявичюс (р. 1930). Известны произведения писателей М.Слуцкиса, Ю.Грушаса, К.Боруты, поэтов Э.Межелайтиса и Ю.Марцинкявичюса.

Обратите внимание

Большой вклад в литовскую живопись внесли М.К. Чюрлёнис (1875—1911), один из первых модернистов в европейской живописи, график С. Красаускас.

Литовское театральное искусство достигло высокого уровня во 2-й половине 20 в. (Театр юного зрителя, Молодёжный театр и Государственный академический театр оперы и балета в Вильнюсе, Паневежский драматический театр и Каунасский музыкальный театр). Всемирную известность получил народный ансамбль «Лиетува», Камерный оркестр С.

Сондецкиса, Камерный хор Вильнюса «Яуна Музика». Больших успехов достигла литовская кинематография. Фильмы Литовской киностудии (режиссёры В.Жалакявичюс, А.Жебрюнас, М.Гедрис и др.) неоднократно удостаивались премий на международных кинофестивалях. Приобрели известность такие актёры, как Д.Банионис, Р.Адомайтис, Ю.Будрайтис, И.

Дапкунайте.

В 1994 г. вильнюсский Старый город был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник: https://ru-world.net/litva-nauka-i-kultura/

Ссылка на основную публикацию