Культура казахского народа в 19 веке

Чокан валиханов

Введение

1. Шокан
Валиханов
.

2. Искусство и музыкальная культура.

3. Народный композитор Курмангазы Сагырбай-улы.

4.
Абай Кунанбай-улы.

.

Родился Чокан Валиханов в 1835 году в крепости Кусмурун (Кушмурун). Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шокан (Чокан) так ласково называла его мать. Детские годы его прошли в Кушмуруне, а затем в ауле его предков – Сырымбете.

Это были красивые места, широко известные в степи. Духовные качества будущего учёного складывались с малых лет. Он был любознательным, рано научился писать и рисовать.

Уже в начальной частной аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского языков. С юных лет он научился чётко формулировать свои мысли, хорошо и образно говорить и писать.

Обратите внимание

На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил, как своих родителей. Позже, будучи офицером по особым поручениям, получив известие о её смерти, он прибыл в Сырымбет и проводил свою бабушку в последний путь.

Шокана с детства привлекала наука. Этому дали толчок и представители русской интеллигенции. Неоднократно в ауле Шокана были академик А. Шренк, декабристы С. Семёнов, А. Штейнгель, Н. Басаргин, студенты Казанского университета С. Сотников, Н. Костылецкий, Т. Сейфулин.

Осенью 1847 года 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в Омск и с помощью друзей отца был определён в Сибирский кадетский корпус, считавшийся лучшим учебным заведением в Сибири. Здесь давали широкие и глубокие знания.

Большое внимание уделялось географии Казахстана, а также истории казахского народа. Шокан учился отлично. Большое влияние на него оказали его преподаватели Н. Ф. Костылецкий и В. П. Лободовский. Уже в кадетском корпусе Шокан имел связи с крупным востоковедом Н. И.

Березиным, труды которого побудили его заняться изучением восточных средневековых хроник.

Свободолюбивые идеи Белинского и Герцена, поэзия Пушкина и Лермонтова дополнили духовный багаж Шокана.

Шокан на память знал многие стихи своих любимых поэтов, с удовольствием читал произведения зададно-европейских писателей, много времени отводил на изучение трудов востоковедов. Находившийся в ссылке поэт С. Ф. Дуров, путешественник и учёный П. П.

Семёнов-Тян-Шанский, учёный, друг Шокана Г. Н. Потанин отмечали его образованность, широкую эрудицию. В 1853 году восемнадцатилетний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета.

Важно

Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, владея рядом восточных и европейских языков, Шокан занимается научными исследованиями. Приняв участие в 1855 году в поездке генерала Г. Х. Гасфорта, он совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью, проехав через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийском Алатау.

Во время поездки Шокан собрал важные для науки сведения, исторические предания, литературные памятники.

Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850 года, Шокан осуществляет съёмку бассейна Иссык-Куля, исследует историю и культуру кыргызского народа, пишет ''Дневник поездки на Иссык-Куль'' и ''Записки о киргизах''. Во время экспедиции знакомится с П. П.

Семёновым-Тян- Шанским, который советовал Шокану совершить путешествие по всему Западному и Восточному Туркестану. Осенью 1856 года Шокан посещает Кульджу, ведёт переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых связей между двумя странами.

Путешествие на земли кыргызов принесло Шокану много открытий. Будучи разносторонним исследователем, Шокан уделяет внимание и такому сочинению кыргызской народной литературы, как эпос ''Манас''. Им записан большой отрывок этого огромного эпического цикла.

В 1858-1859 годах Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, представлявший собой ''белое пятно'' в европейской науке, ознакомился с политическим и экономическим устройством Восточного Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии этого региона, приобрёл ряд важных для науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки. Его капитальный труд '' О состоянии Алтышара…'' давал анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана и был высоко оценён в научном мире.

В годы пребывания в Петербурге (1859-1861) Шокан Валиханов не только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и находится в тесной связи с учёными-востоковедами и русскими писателями.

Шокан поддерживал связи с востоковедами В. В. Григорьевым, В. П., Васильевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, с учёным и дипломатом И. И. Захаровым, критиком Н. Н. Страховым, поэтами А. Н. Майковым, Я. П.

Полонским и другими яркими именами русской литературы.

Совет

Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф. М. Достоевский. Дружба с писателем, начатая в Семипалатинске, была продолжена и в Петербурге.

В 1865 году в газете ''Русский инвалид'' публикуется последний труд Шокана Валиханова о восстании дунган в Цинской империи.

Научное наследие великого казахского учёного многообразно.

Работы ''Аблай'', ''Казахское родословие'', ''Мусульманстве в степи'', ''Следы шаманства у казахов'', ''О кочёвках казахов'' и другие послужили основой глубокого изучения истории и этнографии казахского народа. Своим творчеством Шокан Валиханов внёс огромный вклад в исследование целого ряда народов Центральной Азии.

ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Живопись и прикладное искусство.
Русские художники прогрессивного направления внесли большой вклад в отображение жизни и быта казахского народа. Будучи в Казахстане в составе различных экспедиций Б. Смирнов, О. Федченко, П.

Кошаров и другие представители изобразительного искусства в ряде своих произведений отображали жизнь народа. Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве известного русского художника В.

Верещагина ''Окружающие Лепсинский край горы'' с великолепным мастерством передаёт красоту казахского края.

Видный художник Н. Хлудов все свои значительные произведения создал на казахстанскую тематику. В произведениях художника ''Прогон скота'', ''За дровами'' казахская степь изображена с большой любовью.

Прикладное искусство казахского народа имело многовековую традицию развития. Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на крупных выставках 19 века, в Петропавловске, Кокшетау, Нижнем Новгороде и других городах.

Приёмы и технология изготовления изделий передавались из поколения в поколение.

Великолепными были сырмаки, текеметы – постилочные войлочные ковры, тускиизы – настенные войлочные ковры и многочисленные другие войлочные изделия, при изготовлении которых гармонично применялся казахский орнамент, который богато использовался во всех его основных видах – зооморфном, растительном и геометрическом видах. Были распространены и такие виды искусства, как изготовление сёдел и конного серебряными и костяными накладками, ювелирных изделий и других. Постепенный переход казахов к осёдлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений прикладного искусства.

Обратите внимание

Искусство изготовления деревянных изделий мастерами-деревщиками доводилось до высокого уровня. Изготовлялись изделия для скотоводов и земледельцев. Применяли также богатую инкрустацию, резьбу по кости.

Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовлении женской и мужской одежды и различного снаряжения. Продолжало уделяться внимание внутреннему художественному оформлению юрты. В аулах по-прежнему деревянные изделия казахского ремесла успешно соперничали с изделиями фабричного производства. Получили распространение изделия из металла.

Местные ювелиры изготовляли такие изящные вещи, как сакина, сырга, алка. В казахском ауле мастера ювелиры пользовались заслуженным почётом и вниманием. Основными потребителями ювелирных изделий были состоятельные казахские скотоводы, феодальные группы.

Предметы казахского народного прикладного искусства становились известными в культурных центрах России и за рубежом. На всемирной выставке в Париже в 1868 году были выставлены казахские ювелирные изделия, национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами общественность получила возможность ознакомиться на выставке 1872 года в Москве.

Музыкальное искусство. Во второй половине 19 века жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие не меркнущие классические произведения. В произведениях талантливых казахских композиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы.

В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шыгай-улы, Таттимбет, Биржан-сал Кожагул-улы, Жаяу Муса Байжан-улы и другие.

Курмангазы сагырбай-улы

Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1819) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке жидели на территории Букеевской орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юных лет проявил музыкальные дарования. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а главным учителем – кюйши Узак.

Курмангазы учился и у других народных талантов, таких как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создаёт свои произведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению.

Важно

Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих. Преследования не смогли его сломить. По народным рассказам, первый его кюй ''Кишкентай'' был посвящён руководителю народного восстания Исатаю Тайманову. В его кюях ''Акбай'', ''Адай'' и др.

отражены его раздумья, вера в будущее. В кюе ''Сары арка'' слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи.

Абай кунанбай-улы

Абай Кунанбай-улы (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской классической письменной литературы, мыслитель и композитор. Абай (Ибрагим) родился 1845 году в чингизских горах семипалатинской области. Отец Абая – Кунанбай – был правителем рода Тобакты. Мать – Улжан – нежно любила сына, и ласковое имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя.

Источник: http://MirZnanii.com/a/25090/kultura-kazakhstana-19-veka

Культура Казахстана XIX века

                                                    Введение

1. Шокан Валиханов.2. Искусство и музыкальная культура.3. Народный композитор Курмангазы Сагырбай-улы.

4. Абай Кунанбай-улы.

ЧОКАН ВАЛИХАНОВ

     Родился Чокан Валиханов в 1835 году в крепости Кусмурун (Кушмурун). Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шокан (Чокан) так ласково называла его мать. Детские годы его прошли в Кушмуруне, а затем в ауле его предков – Сырым-бете. Это были красивые места, широко известные в степи. Духов-ные качества будущего учёного складывались с малых лет.

Он был любознательным, рано научился писать и рисовать. Уже в начальной частной аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского языков. С юных лет он научился чётко формулировать свои мысли, хорошо и образ-но говорить и писать. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил, как своих родителей.

Поз-же, будучи офицером по особым поручениям, получив известие о её смерти, он прибыл в Сырымбет и проводил свою бабушку в послед-ний путь.     Шокана с детства привлекала наука. Этому дали толчок и пред-ставители русской интеллигенции. Неоднократно в ауле Шокана были академик А. Шренк,  декабристы С. Семёнов, А. Штейнгель, Н. Басаргин, студенты Казанского университета С. Сотников, Н.

Костылецкий, Т. Сейфулин.     Осенью 1847 года 12-летний Шокан в сопровождении отца при-был в Омск и с помощью друзей отца был определён в Сибирский кадетский корпус, считавшийся лучшим учебным заведением в Си-бири. Здесь давали широкие и глубокие знания. Большое внимание уделялось географии Казахстана, а также истории казахского наро-да. Шокан учился отлично.

Большое влияние на него оказали его преподаватели Н. Ф. Костылецкий и В. П. Лободовский. Уже в ка-детском корпусе Шокан имел связи с крупным востоковедом Н. И. Березиным, труды которого побудили его заняться изучением  вос-точных средневековых хроник.   Свободолюбивые идеи  Белинского и Герцена, поэзия Пушкина и Лермонтова дополнили духовный багаж Шокана.

Шокан на память знал многие стихи своих любимых поэтов, с удовольствием читал произведения зададно-европейских писателей, много времени отво-дил на изучение трудов востоковедов. Находившийся в ссылке поэт С. Ф. Дуров, путешественник и учёный П. П. Семёнов-Тян-Шанский, учёный, друг Шокана Г. Н. Потанин отмечали его образо-ванность, широкую эрудицию.

Совет

В 1853 году восемнадцатилетний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета.     Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, вла-дея рядом восточных и европейских языков, Шокан занимается на-учными исследованиями. Приняв участие в 1855 году в поездке ге-нерала Г. Х.

Читайте также:  Карта: русско-турецкая война 1877-1878 гг

Гасфорта, он совершил большое путешествие по Цен-тральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью, проехав через Се-мипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийском Алатау.     Во время поездки Шокан собрал важные для науки сведения, ис-торические предания, литературные памятники.

Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850 года, Шокан осуществляет съёмку бас-сейна Иссык-Куля, исследует историю и культуру кыргызского на-рода, пишет ''Дневник поездки на Иссык-Куль'' и ''Записки о кирги-зах''. Во время экспедиции знакомится с П. П.

Семёновым-Тян- Шанским, который советовал Шокану совершить путешествие по всему Западному и Восточному Туркестану. Осенью 1856 года Шо-кан посещает Кульджу, ведёт переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых связей между двумя странами.     Путешествие на земли кыргызов принесло Шокану много откры-тий.

Будучи разносторонним исследователем, Шокан уделяет вни-мание  и такому сочинению кыргызской народной литературы, как эпос ''Манас''. Им записан большой отрывок этого огромного эпи-ческого цикла.

     В 1858-1859 годах Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, представлявший собой ''белое пятно'' в европейской науке, ознакомился с политическим и экономическим устройством Восточ-ного Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии этого региона, приобрёл ряд важных для науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки.

Его капитальный труд '' О состоянии Алтыша-ра…'' давал анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана и был высоко оценён в научном мире.

     В годы пребывания в Петербурге (1859-1861) Шокан Валиханов не только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и находится в тесной связи с учёными-востоковедами и русскими писателями. Шокан поддерживал связи с востоковедами В. В. Григорьевым, В. П., Васильевым, В. В. Велья-миновым-Зерновым, с учёным и дипломатом И. И. Захаровым, кри-тиком Н. Н.

Обратите внимание

Страховым, поэтами А. Н. Майковым, Я. П. Полонским и другими яркими именами русской литературы.     Среди друзей Шокана был выдающийся писатель  Ф. М. Достоев-ский. Дружба с писателем, начатая в Семипалатинске, была продол-жена и в Петербурге.     В 1865 году в газете ''Русский инвалид'' публикуется последний труд Шокана Валиханова о восстании дунган в Цинской империи.

     Научное наследие великого казахского учёного многообразно. Работы ''Аблай'', ''Казахское родословие'', ''Мусульманстве  в степи'', ''Следы шаманства у казахов'', ''О кочёвках казахов'' и другие послу-жили основой глубокого изучения истории и этнографии казахского народа. Своим творчеством Шокан Валиханов внёс огромный вклад в исследование целого ряда народов Центральной Азии. 

ИСКУССТВО И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Живопись и прикладное искусство. Русские художники прогрессив-ного направления внесли большой вклад в отображение  жизни и быта казахского народа.  Будучи в Казахстане в составе различных экспедиций Б. Смирнов, О. Федченко, П. Кошаров и другие предста-вители изобразительного искусства в ряде своих произведений ото-бражали жизнь народа.

Тема Казахстана и Средней Азии была осо-бенно значительной в творчестве известного русского художника В. Верещагина ''Окружающие Лепсинский край горы'' с великолепным мастерством передаёт красоту казахского края.     Видный художник Н. Хлудов все свои значительные произведе-ния создал на казахстанскую тематику.

В произведениях художника ''Прогон скота'', ''За дровами'' казахская степь изображена с большой любовью.     Прикладное искусство казахского народа имело многовековую традицию развития.

Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на крупных выставках 19 века, в Петропавлов-ске, Кокшетау, Нижнем Новгороде и других городах. Приёмы и тех-нология изготовления изделий передавались из поколения в поколе-ние.

Великолепными были сырмаки, текеметы – постилочные вой-лочные ковры, тускиизы – настенные войлочные ковры и многочис-ленные другие войлочные изделия, при изготовлении которых гар-монично применялся казахский орнамент, который богато использо-вался во всех его основных видах – зооморфном, растительном и геометрическом видах.

Были распространены и такие виды искусст-ва, как изготовление сёдел и конного серебряными и костяными на-кладками, ювелирных изделий и других. Постепенный переход каза-хов к осёдлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений прикладного искусства.     Искусство изготовления деревянных изделий мастерами-деревщиками доводилось до высокого уровня.

Изготовлялись изде-лия для скотоводов и земледельцев. Применяли также богатую ин-крустацию, резьбу по кости.     Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовле-нии женской и мужской одежды и различного снаряжения. Продол-жало уделяться внимание внутреннему художественному оформле-нию юрты.

Важно

В аулах по-прежнему деревянные изделия казахского ремесла успешно соперничали с изделиями фабричного производст-ва. Получили распространение изделия из металла.     Местные ювелиры изготовляли такие изящные вещи, как сакина, сырга, алка. В казахском ауле мастера ювелиры пользовались заслу-женным почётом и вниманием.

Основными потребителями ювелир-ных изделий были состоятельные казахские скотоводы, феодальные группы.

     Предметы казахского народного прикладного искусства станови-лись известными в культурных центрах России и за рубежом. На всемирной выставке в Париже в 1868 году были выставлены казах-ские ювелирные изделия, национальные костюмы. С казахскими му-зыкальными инструментами общественность получила возможность ознакомиться на выставке 1872 года в Москве.

Музыкальное искусство. Во второй половине 19 века жили выдаю-щиеся казахские композиторы, создавшие не меркнущие классиче-ские произведения.

В произведениях талантливых казахских компо-зиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы.

     В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шыгай-улы, Тат-тимбет, Биржан-сал Кожагул-улы, Жаяу Муса Байжан-улы и другие.

КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЙ-УЛЫ

Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1819) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке жидели на территории Букеевской орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юных лет проявил музыкальные даро-вания. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а глав-ным учителем – кюйши Узак.

Курмангазы учился и у других народ-ных талантов, таких как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создаёт свои произ-ведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих.

Преследования не смогли его сломить. По народным рассказам, первый его кюй ''Кишкентай'' был посвящён руководителю народного восстания Исатаю Тайманову. В его кюях ''Акбай'', ''Адай'' и др. отражены его раздумья, вера в буду-щее.

В кюе ''Сары арка'' слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи.

АБАЙ КУНАНБАЙ-УЛЫ

     Абай Кунанбай-улы (1845-1904) – великий поэт, основоположник казахской классической письменной литературы, мыслитель и ком-позитор. Абай (Ибрагим) родился 1845 году в чингизских горах се-мипалатинской области. Отец Абая – Кунанбай – был правителем рода Тобакты. Мать – Улжан – нежно любила сына, и ласковое имя Абай постепенно вытиснило его настоящее имя.      Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Со-стоятельный Кунанбай отдаёт Абая на учёбу в медресе Ахмета Ризы, где он изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает и русскую школу. Уже в медресе были видны его поэтические даро-вания. Мальчик подрожал восточным поэтам. Кунанбай, желая при-влечь своих сыновей к управлению народом, забирает Абая, не дав ему закончить образование. Но, замечая многое в родовых распрях, Абай отходит от управления, считая это напрасной тратой сил, и не оправдывает в этом надежд отца.     Вокруг поэта группируется не крупные родоправители и степные аристократы, а талантливые джигиты, почитающие искусство слова. Представители русской интеллигенции, с которыми Абай познако-мился ещё в Семипалатинске, оказали большое влияние на мировоз-зрение поэта. В формировании его поэтического творчества в демо-кратическом направлении известно влияние политических ссыль-ных, представителей русского освободительного движения Е. П. Михаэлиса, А. Леонтьева и др. Хорошо понимая необходимость культурного содружества казахских и русских мыслителей, веря в пользу казахско-русской дружбы трудящихся, Абай призывал изу-чать язык и культуру этого великого народа.     Абай глубоко почитал выдающихся представителей демократи-ческой культуры А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других поэтов, писателей и мыслителей.     Помимо ярчайшей в казахской литературе глубокой поэзии, Абай был и композитором. Широко известны его песни на переведённые им из ''Евгения Онегина'' отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай, Магауия также проявляли глубокий интерес к европейской и русской культу-ре, сами создавали поэтические произведения.      Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Царская администрация не одобряла защиту народных ин-тересов великим казахским поэтом. Давление губернатора, устано-вившего полицейский надзор за ним, является тому подтверждени-ем.     Стихи и песни Абая широко распространились по всей казахской степи. Патриархально-родрвые группы и завистники предпринимали попытки противопоставить Абаю его родственников, отравить его взаимоотношения с близкими людьми и распространению его твор-чества. Дело доходило до оскорблений великого поэта. В своей сре-де Абай не нашёл духовно близких и столь же крупных, как он, яр-ких фигур. Предательство людей, которым поэт верил, их безволие, и бессилие в борьбе со злом тяжело переживались Абаем. Прежде-временная смерть его талантливых сыновей – Абдрахмана в 1985 году и Магауи в 1904 году – надломили сердце поэта. Он умер спус-тя 40 дней после смерти Магауи в том же 1904 году.

     Абай обладал не только ярким поэтическим, но и глубоким фило-софским мышлением.  Его влекло к логике, психологии, трудам вос-точных, западноевропейских и русских философов. Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательный памятник его художественно-философской прозы – ''Гаклию''. Гений казахского народа оставил немеркнуще художественное наследие, любимое народом.      

СкачатьРазмер файла
Культура Казахстана XIX века.zip 11 Kb

16.01.2009 21:28 Оспанова Марина

Источник: https://bankreferatov.kz/kultura/167-kultura19v.html

Культура Казахстана в 19 веке.doc — Урок Культура Казахстана в XIX веке. ( история , 8 класс)

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИ Свидетельство
о создании электронного портфолио Грамота за
информатизацию образования Рецензия
на любой материал бесплатно Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
×

Тема Культура Казахстана в XIX веке.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и практического применения. Образовательные ресурсы и оборудование: учебник, проектор, таблицы, иллюстрации, исторические тексты. Цель: создать условия для освоения учениками информации по данной теме: основные направления развития образования, направления литературы, музыканты и поэты, а также их произведения.

Предметные результаты: расширить кругозор учащихся по вопросу достижений казахскогонарода в культурной сфере данного периода; показать основные направления и тенденции развития культуры Казахстана в XIX в.; раскрыть факторы, повлиявшие на развитие культуры.

Системно­ деятельностные результаты: реализация принципа системно­деятельностного подхода в обучении, развитие исследовательских умений получать информацию из различных источников, анализировать основные направления искусства.

Личностные результаты: воспитание уважения к культуре и традициям казахского народа воспитание патриотизма у учащихся с помощью культурного наследия предков; способствовать формированию умственной культуры труда, умению общаться на принципах партнерства и сотрудничества.

Читайте также:  Управление государством ахеменидов и его территории

Методы и формы: проблемный, исследовательский, интерактивный, частично ­ поисковый,наглядно ­ иллюстративный, групповой, самостоятельная работа с учебником, Интернетом, обобщения, сравнения, репродуктивный. Приемы: приемы «ассоциации», «вопросительные слова», «моя позиция», »девятый вал», ИНСЕРТ, ПОПС.

Совет

Планируемые образовательные результаты:Учащиеся должны знать:­ Основные виды учебных заведений в Казахстане в XIX веке. ­ Основные работы композиторов, ученых, литераторов.Учащиеся должны уметь:­ Объяснять смысл основных понятий.­Соотносить произведение культуры с автором.­ Представлять результаты поиска информации в виде таблиц и схемТермины:религиозное образование светское оббразование, мектебы, медресе, гимназии, аульные школы, прогимназии, домбровая музыка, инструментальная музыка, просветительство, «Зар Заман», кюи, айтысы, статистические комитеты, общественные библиотеки.Опорные даты:1825 г. – открыт Неплюевский кадетский корпус в Оренбурге1841 г. – открыта казахская светская школа в Букеевском ханстве1872г. – открытие учительской семинарии в Омске1883г. – открытие учительской школы в Орске

1835–1865гг. – годы жизни Ш. Валиханова

1841–1889гг. – годы жизни Ыбрая Алтынсарина1845–1904гг. – годы жизни Абая Кунанбаева. Межпредметные связи: казахская литература, география. ХОД УРОКАI . Оргмомент. II . Проверка домашнего задания.Анализ исторического документа по учебнику. III . Подготовка учащихся к изучению нового учебного материала ( актуализация знаний, умений).

Прием «ассоциации»МЕКТЕБЫ, КУРМАНГАЗЫ, ВАЛИХАНОВ, АБАЙ, АЛТЫНСАРИНКакие понятия, термины, факты вы можете вспомнить в связи с этими словами? IV .Изучение нового материала. В XIX веке культурное развитие Казахстана было представлено различными направлениями и событиями.

Мы познакомимся с главными достижениями образования, литературы и искусства этого периода по следующим направлениям. 1. Изучение казахского края русскими учеными2.Развитие образования.3. Ученые – просветители казахского народа XIX века. 4. Казахская литература и музыкальное искусство. 1.Изучение края русскими учеными. Стратегия “Вопросительные слова”.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.Вопросительные слова Основные понятия темыКак?Что?Где?Почему?Сколько?Какой?Зачем?С какой целью?Из чего состоит?Каково значение?­П.П.

Семенов – Тян­ Шанский ­«Образцы народной литературы тюркских племен».­ библиотеки­ Н. Рычков­ А.С. Пушкин­«Туркестан уалаяты»­ В. Вельяминов­ Зернов­ статистические комитеты

После составления вопросов проводится викторина.

Актуализация вопроса». Составить краткую справку по теме «Изучение края русскими учеными» из трех предложений. 2.Развитие образования в Казахстане. В XIX веке в Казахстане развитие образование шло в двух направлениях: религиозном и светском.

С началом экономических реформ в середине XIX века и развитием капиталистической промышленности возникла необходимость в образованных людях. Эту задачу стали выполнять русско ­ казахские школы, которые были открыты в Оренбурге, Омске, Троицке, Усть­ Каменогорске.

Обратите внимание

Во многих городах Казахстана создаются специальные профессиональные школы – учительская школа в Орске, фельдшерские, сельскохозяйственные школы. Но, несмотря на это, уровень грамотности среди казахов в начале XIX века составлял около 10%.Прием « Займи позицию».

Факт: « В XIX­начале XX века идет активный процесс развития образования казахского народа» или « Уровень образования казахского народа в 19 веке находился на низком уровне».Ученики выбирают одну из позиций и находят ее подтверждение, работая с пунктом 2.

Выполнение задания в конце параграфа: нанесите на контурную карту учебные заведения, дававшие начальное, среднее и средне специальное образование. Объясните полученные результаты.3.Ученые просветители казахского народа в XIX веке. Составьте в трех группах сообщение на тему ( используя материал учебника ) по формуле ПОПС.

«Ибрай Алтынсарин – выдающийся педагог и просветитель казахского народа».«Шокан Валиханов – великий казахский ученый»«Абай Кунанбаев ­ основоположник казахской письменной литературы».

ПОПС П –позиция (ваша точка зрения, предположение «Я считаю, что…»)О – обоснование (доказательство вашей позиции « Потому что…»)П – пример (при разъяснении своей позиции пользуйтесь конкретным примером «Я могу подтвердить это тем, что…»)С – следствие ( в результате делается вывод «В этой связи…»)4.

Казахская литература и музыкальное искусство. Ученики работают по материалу учебника методом ИНСЕРТ. V ­ информация, которая уже известна + новое знание– то, что идет вразрез с имеющимися представлениями ? то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведенийПрием «Девятый вал». Затем дается более конкретная характеристика событий и фактов. Учащиеся должны догадаться, о чем речь. Дать по достижению ответа дополнительную характеристику. Учитель называет по одному факту и ученики пытаются как можно раньше определить правильный ответ. Факты

Ответы.

1.Один их талантливых поэтов XIX века.2.Один из руководителей антиколониального восстания. 3.Обличал жестокое правление хана Джангира.4.Был ближайшим другом Исатая Тайман – улы.5.Призывал к дружбе с русским народом. …………………………………………………1.Он родился в семье бедняка в Букеевской Орде.2.Он классик казахской инструментальной музыки.3.До нашего времени сохранилось 60 кюев.4.

Высказывал сочувствие восстанию ИсатаяТайман – улы.5.Написал кюи «Сары – Арка» и Кишкентай».……………………………………………. 1.Сын султана.2.Участвовал в управлении в Букеевской Орде.3.Основатель лирического направления в казахской домбровой музыке. 4.Сохранилось около 40 кюев.5.Написал кюй «Жигер»………………………………………………1.Участвовал в церемонии коронования императора Александра 2.2.Был знаком с Ш. Валихановым.3.

Был волостным управителем.4.Основатель классического направления в домбровой казахской музыке. 5.Один из известных кюев – «Косбасар». Махамбет Отемис – улы.Какой поэт также как Махаммбет выступал с критикой колониальных властей? (Жаманкул – улы)…………………………………………………Курмангазы А какие еще кюи Курмангазы вы можете назвать ?……………………………………………….Даулеткерей Шыгай – улы.

Важно

Какие народные композиторы были современниками Даулеткерея?………………………………………………Таттимбет Казангап – улы. Назвовите участников поэтических состязаний – айтысов в 19 веке. V. Закрепление материала2. Соотнесите имена авторов с названиями произведений (в примере дано правильное расположение). 1. Курмангазы 1.«Адай»2. Дукен – улы 2.« Казан»3.Балуан Шолак 3. « Галия»4. Даулеткерей 4.« Жигер»5.

Бабатай – улы 5.«О, Сары­ Арка, Сары – Арка!.».Задание по учебнику:

­ Найдите лишнее в каждом из этих рядов, выбор объясните:

РефлексияVI. Ученикам предлагаются записи мелодий казахских композиторов 19 века. Ученики выбирают мелодию, которая соответствует их настроению по итогам урока. .Информация о домашнем задании.VII Опережающее задание к итоговому уроку. Подготовить вопросы для презентации об одном из казахских родов (желательно того, к

которому принадлежали ваши предки)

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/urok_kultura_kazahstana_v_xix_veke__istoriya__8_klass-144798/167342

Культура Казахстана во второй половине XIX века

Присоединение Казахстана к России привело к тому, что с целью изучения географии, природных ресурсов, экономики, истории, этнографии сюда стали приезжать ученые, путешественники. Еще в XVIII веке, в 1769 году одну из первых экспедиций в край возглавлял П. С. Паллас.

Результатом ее стал труд «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1773 год). В 1772 году Н. Рынков опубликовал «Дневные записки путешествия капитана Н. Рычкова в Киргиз-кайсацкие степи в 1771 году». Крупным этапом изучения Казахстана русскими стал выход в свет в 1832 году книг А. И.

Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей». Одно из центральных мест в числе представителей русской культуры, внесших неоценимый вклад в изучение края, занимает В. И.

Даль, который в 1833-1841 годах, будучи чиновником по особым поручениям при Оренбургском губернаторе, изучал устное народное творчество, быт, обычаи казахов. В 1833 году во время сбора материала о пугачевском восстании в Оренбурге и Уральске побывал А. С. Пушкин.

В XIX веке среди исследователей Казахстана были ученые с мировой известностью, такие как П. П. Семенов-Тянь-Шанский (1827-19Н годы), глава Русского географического общества. Он исследовал Центральный Тянь-Шань, путешествовал по Алтаю, Семиречью, Средней Азии. Под его руководством было составлено и издано многотомное исследование «Россия.

Полное географическое описание отечества». Два тома из них : «Киргизский край» и «Туркестанский край», посвящены Казахстану и Средней Азии. Здесь описаны географические условия, природные богатства, история, быт казахов. Также изучали географию, флору, фауну Казахстана, его природные ископаемые Н. А. Северцев, И. В. Мушкетов.

Большой вклад в изучение края внес востоковед, тюрколог, этнограф, академик Петербургской академии В. В. Радлов (1837-1918 годы). Он изучал обычаи, обряды, фольклор народов Алтая, северных областей Казахстана, обследовал Семиречье. Его публикации «Образцы народной литературы тюркских племен» содержат казахские сказки, эпические произведения, лирику.

Совет

Также известный ученый-востоковед, археолог, лингвист, академик В. В. Вельяминов-Зернов (1830-1904 годы) в книгах «Исследование о касимовских царях и царевичах», «Исторические сведения о киргиз-кайсаках» освятил многие узловые вопросы истории Казахстана. Историю края изучали А. И. Добромыслов, Н. Н. Аристов, М. Красовский и другие.

Сбором данных по истории, этнографии, географии также занимались офицеры Генерального штаба, чиновники русской администрации, политические ссыльные.

В развитии культуры и общественной мысли в Казахстане во второй половине XIX века важную роль сыграли научные общества и культурно-просветительные учреждения.

Отделы Русского географического общества были открыты в Оренбурге (1868 год), в Омске (1877 год), затем подотдел в Семипалатинске, а в 1897 году — отдел в Туркестане. Они издавали сборники, где публиковались материалы по истории, этнографии, географии.

В них сотрудничала казахская интеллигенция, например, членом-корреспондентом Оренбургского отделения географического общества был И. Алтынсарин, который публиковал в его сборниках свои исследования.

Во второй половине XIX века в Казахстане были созданы областные статистические комитеты, которые публиковали «обзоры» областей, содержащие материалы по статистике, истории, этнографии, культуре. Например, в работе Семипалатинского областного статистического комитета принимал участие Абай.

Изучением Казахстана занимались и другие научные организации: Общество сельского хозяйства, любителей археологии и истории Востока, любителей естествознания, антропологии и востоковедения. В Казахстане стали открываться общественные библиотеки. Одна из первых публичных библиотек была открыта в 1883 году в Семипалатинске.

Присоединение Казахстана к России повлияло на развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары. Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, получали азы грамотности в мусулманских мектебах.

Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: переводчиков, писарей. Таковыми были, открытая в 1786 году Азиатская школа в Омске, в 1789 году Правительственная школа в Оренбурге, в них обучались русские и казахские дети.

Обратите внимание

В 1825 году был открыт кадетский корпус в Оренбурге, а в 1846 году — в Омске, они готовили военных специалистов и административных чиновников. Первая казахская светская школа была открыта в 1841 году в Букеевском ханстве, а в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии. Слабо развивалось женское образование. Лишь благодаря стараниям И.

Алтынсарина в 1887 году было открыто женское училище в Иргизе. В 1890-1896 годах открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае. Карабутаке, Актюбинске. Первыми профессиональными учебными заведениями были Туркестанская учительская семинария, основанная в 1879 году и Оренбургская казахская учительская школа, открытая в 1883 году.

Позже были открыты учительские семинарии в Актюбинске, Верном, Семипалатинске, Уральске. За весь дооктябрьский период они подготовили 300 учителей-казахов. Также в XIX веке были открыты сельскохозяйственная и фельдшерская школы, но не было ни одного высшего учебного заведения.

Во второй половине XIX века жили и творили выдающиеся представители казахской культуры Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев. Чокан Валиханов (1835-1865 годы) родился в крепости Кушмурун, до 12 лет обучался в частной школе, в 1847 году поступил и в 1853 году окончил Сибирский Кадетский корпус в Омске в звании корнет армейской кавалерии.

В 1855 году в качестве адъютанта генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта он принял участие в поездке от Омска до Заилийского Алатау, где закладывалось укрепление Верное. Во время этой поездки он собрал и обобщил богатый материал по истории, религии, обычаям, фольклору казахов.

В 1856 году он принял участие в экспедициях от Ала-Куля до Иссык-Куля, а также в Кульджу. По результатам этих путешествий он написал: «Дневник поездки на Иссык-куль», «Записки о киргизах». Он записал отрывки из знаменитого киргизского эпоса «Манас», а по результатам поездки в Кульджу — «Западная провинция Китайской империи и г. Кульджа».

Читайте также:  Смутное время с 1598 по 1613 годы

В феврале 1857 года он был избран действительным членом Русского географического общества.

В 1858-1859 годах Ч. Валиханов впервые после Марко Поло побывал в Кашгаре, где собрал уникальный исторический, этнографический материал, уникальные реликвии: рукописи, грамоты, предметы искусства.

Важно

Результатом этой поездки стал капитальный труд «О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарин)»; 1856-1861 годы — это время пребывания его в Петербурге. Он работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, Географическом обществе. Здесь он поддерживал связи с востоковедом В. В. Григорьевым, В. В.

Вельяминовым-Зерновым, А. Н. Бекетовым, В. П. Васильевым, писателем Ф. М. Достоевским, дружба с которым продолжалась еще с Семипалатинска; он общался с поэтами А. М. Майковым, Я. П. Полонским.

Весной 1861 года он тяжело заболел и вынужден был вернуться. 10 апреля 1865 года в ауле Тезека в урочище Коген-Тоган он скончался. Ч.

Валиханов оставил богатое научное наследие, в которое, помимо уже названных работ, вошли также: «Аблай», «Киргизское родословие», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи», «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов», «О кочевьях киргиз» и другие.

Он оставил многочисленные зарисовки, эскизы, наброски, рисунки. Его вклад в науку заключается в том, что он значительно уменьшил белые пятна в русской и мировой науке о практически малоизученных в то время таких регионах Центральной Азии, как Семиречье, Кыргызстан, Восточный Туркестан.

Он собрал уникальный материал по истории, этнографии, фольклористике, литературе, политическому, социальному и экономическому развитию этих земель. Он одним из первых ввел в научный оборот такой пласт исторических источников, как казахский и кыргызский эпос, фольклор.

Ему принадлежит приоритет в постановке и разрешении ряда узловых проблем истории тюркских народов, таких как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни.

В рассматриваемый период активно творил казахский просветитель, общественный деятель, педагог Ибрай Алтынсарин (1841-1889 годы). Рано потеряв отца, он воспитывался у своего деда, известного бия. войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии Балхожи Жанбурчина.

Затем учился в казахской школе при Пограничной комиссии. Ибрай Алтынсарин ученый в области педагогики, этнографии, фольклористики. Он явился создателем в Казахстане начальных и профессиональных учебных заведений.

Благодаря его стараниям были открыты в крае женские, ремесленные, сельскохозяйственные училища. В 1879 году он был назначен инспектором школ Тургайской области.

Совет

Им были написаны учебные пособия: «Киргизская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку», опубликованы отрывки из казахского эпоса «Кобланды-батыр», «Жанибек-батыр», материалы по истории «Кыпчак Сейткул», «Байулы» и другие.

По этнографии в «Записках» Оренбургского отдела Русского географического общества он опубликовал статьи «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства». Путь к прогрессу своего народа он видел в просвещении.

Во второй половине XIX века продолжало развиваться устное народное творчество. Темами его были исторические события, героические личности, родовые отношения, любовь. Всенародное признание получили такие акыны как Шоже, Шортанбай, Суюнбай, Жамбыл, Сара и другие.

Наряду с развитием устного народного творчества развивалась и письменная казахская литература. Выдающимся ее представителем был Абай Кунанбаев (1845-1904 годы). Абай родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье старшины рода Тобыкты.

Первоначальное образование получил дома, а затем в медресе. Он был знатоком обычаев, традиций казахского народа. Абай соединил в себе устное народное творчество, восточную поэзию и русскую, европейскую классическую литературу.

В 1886 году он написал стихотворение «Лето» и последующие годы жизни его прошли в поэтическом творчестве. Он перевел на казахский язык произведения М. Лермонтова, А. Пушкина. Абая называют «лицом казахского народа».

Наиболее полно его философские взгляды отражены в прозаическом произведении «Гаклия», где в виде афоризмов, притч, философских миниатюр представлена квинтэссенция проблем и достижений казахского народа.

В рассматриваемый период в Казахстане издавались газеты «Акмолинские областные ведомости», «Киргизская газета», «Оренбургский листок» и другие. 28 апреля 1870 года вышел в свет первый номер газеты «Туркестан уалаяты» на казахском и узбекском языках.

Обратите внимание

Развивалось музыкальное искусство. Всеобщее признание получили народные композиторы: Курмангазы Сагырбаев, Даулеткерей Шигаев, Таттимбет Казангапов, Ыхлас Дукенов, Биржан-сал Кожагулов, Жаяу Муса Байжанов.

В изучаемое время появилось много произведений выдающихся художников о Казахстане, его природе, жителях. Это рисунки и картины Т. Г.

Шевченко, в 1847-1857 годах отбывавшего здесь ссылку: «Казах на лошади», «Казахские дети — байгуши», «Казахское стойбище на Кос-Арале» и другие. Особое место занимают картины В. В.

Верещагина, который в конце 60-х, начале 70-х годов посетил Туркестан и написал свою знаменитую Туркестанскую серию «В горах Алатау», «Мечеть Хазрета Ясави» и другие.

Развивалось декоративное оформление домашнего убранства, украшение жилищ, домашней утвари, одежды, других изделий из шкур, кожи, войлока, металла, дерева, камня, превращая их в произведения искусства.

Таким образом, социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века во многом было обусловлено окончательным превращением края в колонию Российской империи.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)

Для того, чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/kultura_kazahstana_vo_vtoroi_polovine_xix_veka__1117

Материальная культура казахов в первой половине 19 века

Урок № 36

Тема: Материальная культура казахов в первой половине 19 века.

Цель: Выявление сущности ведения хозяйства у казахов

Задачи: Рассмотреть основные направления хозяйственного занятия кочевников

Способствовать развитию навыков сворачивания материала, развитие системного мышления, выделение главного, установление связей.

Воспитать интерес, патриотизм к культуре , традициям наших предков

Тип урока: традиционный

Ход урока

II. Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях.

III. Объяснение нового материала

План

  1. Казахский аул

  2. Зимние и летние пастбища казахов

  3. Скотоводство

  4. Земледелие

В результате природно-клим. условий Каз-на основной формой природопользования и жизнеобеспечения нас-ия на протяжении было коч. скот-во. Гл. особенностью коч. скот-ва яв-сь круглогодичное содержание скота на подножном корму, что было обусловлено дефицитом кормовых и водных ресурсов. В Каз-не сложилось 2 типа скотов. хоз-ва: коч. скот-во и полукоч. хоз-во.

В зимнее время табуны лошадей паслись в открытой степи – тебеневали. Скотоводство приносило кочевнику пищу. Из кожи скотоводы изготовляли ведра для воды и мешки для кумыса. Основные виды скота:лошадь, овцы и верблюды. Верблюд мог в течении нес-х дней обойтись без воды и корма. Он мог есть колючие кустарники.

Казахское население проживало в аулах.

В одном ауле жили близкие родственники. Численность одной семьи составляла 5-7 человек. Аул располагали на берегах рек, озер. Лес и горы служили служили защитой от зимних стуж.

Важно

На протяжении многих тысячелетий человек ведет борьбу с природой за свое существование, и решающим в этой борьбе является обеспечение трех факторов жизни: пищи, одежды, жилища. Определяющим в выборе жилища является способность людей приспосабливаться к окружающей среде и образ их жизни в экологической системе.

Кочевник проводил всю жизнь в движении,целиком зависел от времени года. Основное жилище располагалось на зимовке (кыстау). Оттуда он со своей семьей, родом и племенем двигался на весенние (коктеу) и летние (жайляу) стоянки.

Пробыв на коктеу и жайляу весь теплый период года, он возвращался на осенние (куздеу) пастбища, часть которых была засеяна зерновыми, и, убрав хлеба, возвращался на зимовку. Для перемещений в пространстве в течение всего года кочевнику было нужно иметь универсальное, легко собираемое и разбираемое жилище, и лучшим образцом такого жилья была юрта.

Скот не только кормил человека, но и давал сырье для различных домашних производств и ремесел. Вручную кочевником производились шубы и тулупы, шапки, брюки, камзолы, из кожи шились сапоги и туфли. Но главным сырьем, получаемым от скота, была шерсть, из которой ткали ткани, ковры. Основание юрты, его каркас, на котором крепилось войлочное покрытие, делалось из дерева.

В центре юрты — место очага (ошак), почитаемое казахами как святое место своего жилища. Все пространство пола, от очага до основания стенок накрыто войлочными и ткаными коврами. За очагом, напротив входа — почетное место торь (тор) для особо почитаемых гостей.

Таким образом, юрта является не только необходимым атрибутом кочевой жизни казахов, но и своеобразным микрокосмосом, моделью малого мира, где существовала семья, обладая при этом минимумом вещей.

К концу 19 в. люди стали строить дома с двускатными крышами. В доме устанавливали печь с казаном.

Казахи топили юрты, зимние жилища хворостом и кизяком. Строго запрещалось рубить дерево.

Совет

Самыми страшными для казахов были годы джутов. Иногда именно гололедица и бескормилица могли уничножить весь скот. Самый страшный джут был в 1880г. когда в Тургайской области погибло более 1,5 миллионов голов скота.

По заметкам казахов годы джута приходились на год зайца через каждые 10-12 лет. Нередко спасти от джутов могли только заготовки сена, соломы, поэтому население занималось сенокошением.

На берегах рек Сырдарья, в Семиречье казахи занимались и земледелием. В к. 19-нач 20в. появляются железные плуги и бороны, когда раньше были серпы, вилы, лопаты. Поливное земледелие было развито у казахов Восточного Казахстана, Южного и Юго-восточного Казахстана.

В остальных регионах получило развитие богарное земледелие. ПРОЧЕСТЬ какие культуры возделывали стр 142-143 последний абз. В районах крупных озер, рек, а такжк Аральского и Каспийского морей распространение получило и рыболовство.

IV.

Рефлексия:

  1. Расскажите о казахском ауле 18-нач 20в.

  2. Что нового вы узнали

  3. Какие изменения происходили в скотоводстве

  4. Какие лишения приносил джут скотоводам

  1. Итог урока. Д/з: § 24 стр 138-143 пересказ. Составить РАССКАЗ «Один день из жизни казаха скотовода».

Источник: https://multiurok.ru/files/matierial-naia-kul-tura-kazakhov-v-piervoi-polovinie-19-vieka.html

Ссылка на основную публикацию