Культура и церковь в 20-30 годы xx века

Культура в СССР в 20-30 годы

В 20-е годы главной задачей культурного развития стала задача ликвидации неграмотности. Декретом 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» вводилось обязательное обучение граждан в возрасте от 8 до 50 лет. К 1926 г. свою неграмотность ликвидировали 5 млн. человек. К концу 30-х гг.

было введено обязательное начальное образование, а в городах – семилетнее. Для создания советской интеллигенции из рабочих и крестьян при институтах открывались рабочие фабрики. В высшем образовании с 1932 г. делается упор на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные экзамены в Вузы, лекционный метод обучения.

В 20-30 гг. советская наука добилась больших успехов: химики Лебедев и Губкин, физики Вавилов, Капица, Ландау и Курчатова. Деятели искусства встретили революцию. Часть старой интеллигенции подверглось репрессии и изгнанию. В 1922 г.

Обратите внимание

большая группа деятелей культуры, среди них философы Бердяев, Булгаков, литераторы Осоргин, историк Мильгунов, были высланы из страны. В литературное искусство внедрялся метод социалистического реализма. Среди писателей выдвинулись Алексей Толстой, Шолохов, Твардовский. По-новому, раскрывая психологический конфликт, писали Бабель, Всеволод Иванов, Тринев.

В этот же период раскрылся талант Сергея Есенина. В изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала ассоциация художников революционной России. Работы Грекова, Бродского, Чепцова раскрывали будни и героику социалистического строительства.

Среди скульпторов выделялись работы Голубкиной, Матвеевой. Большой вклад в развитие культуры внес кинематограф. Были созданы такие фильмы, как «Чапаев» (Братья Васильевы), «Трилогия о Максиме» (Козинцев), «Мы из Кронштадта» (Зархи). Яркие образы в фильмах и спектаклях создавали артисты Жаров, Орлова, Олейников.

Музыкальная жизнь страны связана с творчеством Прокофьева, Хачатуряна, Хренникова, Дунаевского, Кобалевского. Советская культура 20-х – 30-х гг. стала отражением социально-экономических и политических процессов, происходящих в стране.

Вариант 3

Культура СССР в 20 – 30 –е годы.

Одной из главных задач в области образования в послеоктябрьский период была задача ликвидации неграмотности (декрет о ликвидации безграмотности, 1919 г.; создание общества “Долой неграмотность”, 1923 г.; организация ликбезов, сети библиотек; реформирование образования — создание единой трудовой школы и т. д.). К началу 1930-х гг.

была ликвидирована неграмотность, построено много новых школ, введено сначала всеобщее начальное, а затем — семилетнее образование. Школьная реформа 1930-х гг. была направлена на повышение уровня образования детей. Для подготовки квалифицированных кадров была расширена сеть вузов, рабфаков.

Развитие науки, литературы, искусства находилось под жестким идеологическим (принцип классового характера культуры), а часто и административным контролем государства и партии.

Призывы власти к достижению новых успехов в науке и искусстве, стремление привлечь научную и творческую интеллигенцию на свою сторону сочетались с административными методами управления, с высылкой из страны группы выдающихся ученых (1922). Многие деятели науки и культуры, не признавшие советскую власть, эмигрировали из страны.

Важно

В стране были созданы Академия наук, ВАСХНИЛ и другие научные центры, образовано много научных институтов (научные достижения И. П. Павлова, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского, Н. И. Вавилова, В. И. Вернадского и др.). После революции были созданы новые организации в области культуры — Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей и др.

Борьба различных творческих групп, реалистов и авангардистов, в литературе и искусстве (можно дать характеристику творчества деятелей культуры разных направлений — литераторов, художников, архитекторов, музыкантов, представителей театра, кинематографа и др.).

Утверждение в литературе и искусстве принципов социалистического реализма, тоталитаризм в области культуры обусловили прославление в художественных произведениях новых устоев жизни, парадность и пышность в ее изображении. Это оказывало большое влияние на массовое сознание.

Представители всех областей культуры, вся советская художественная интеллигенция находились под прессом цензуры, в полной зависимости от существующего режима, который поощрял приближенных к власти, наказывал инакомыслящих (привести примеры сложных отношений интеллигенции и власти, трагических судеб многих представителей культуры). Особенно острый характер приняло противостояние власти и церкви (травля церковной интеллигенции, преследование патриарха Тихона и других церковных деятелей, разрушение храма Христа Спасителя в 1931 г. и т. д.).

СССР в конце 30-х гг.: внутреннее развитие, внешняя политика. (Билет 16)

Вариант 1

Характер общества, построенного в СССР к концу 30-х гг.

, определялся теми процессами, которые происходили в стране в послереволюционный период: — утверждение тоталитарной системы, имевшей свои политические, экономические, духовные основания ; — проведение форсированной индустриализации, обеспечившей складывание в стране основ индустриального общества, развитой тяжелой промышленности ценой разорения сельского хозяйства, снижения жизненного уровня населения, отставания легкой промышленности и др. — проведение сплошной коллективизации, превратившей СССР в страну колхозов и сопровождавшейся существенным снижением сельскохозяйственного производства — осуществление массовых репрессий, несколько волн которых (наиболее известен так называемый большой террор августа 1936 — конца 1938 г.) уничтожили руководящее звено партии, государства, армии, нанесли невосполнимый урон науке и культуре. Точное число жертв террора до сих пор не известно, но оно измеряется миллионами человек во всех социальных слоях и группах населения (см. билет № 11); — изменение социального облика страны — очень быстрый рост рабочего класса, снижение численности крестьянства (не менее чем на 30%, несмотря на введение паспортной системы и запрет колхозникам уезжать из деревни без трудового договора с предприятием), увеличение численности партийно-государственной номенклатуры и качественное изменение ее состава (гибель старых кадров, преобладание молодых партийцев, выдвинувшихся на волне террора, рост численности заключенных, спецпереселенцев, людей, находящихся на поселении. Конкретные направления внутренней политики СССР в конце 30-х гг. определялись обострением международной обстановки, нарастанием военной угрозы, особенно после 1 сентября 1939 г. (нападение фашистской Германии на Польшу, развязывание Второй мировой войны). В этих условиях были предприняты дополнительные меры, направленные на жесткую централизацию управления и планирования, укрепление трудовой дисциплины, ускорение развития оборонной промышленности, усиление Красной Армии. Эти меры были также призваны преодолеть кризисные явления, нараставшие в конце 30-х гг. (снижение темпов промышленного развития, текучесть кадров, нехватка квалифицированной рабочей силы): — особое внимание уделялось развитию топливно-энергетического комплекса (строительство новых гидроэлектростанций на Волге, Каме и др.; за кладка угольных шахт и рудников в Сибири, на Урале; освоение нефтеносного района между Волгой и Уралом); — форсировалось строительство так называемых предприятий-дублеров на востоке страны (эти предприятия дублировали те, которые находились в европейской части СССР); — строились и модернизировались железные дороги, автомобильные трассы и транспортные узлы; — были резко увеличены затраты на оборонную промышленность и науку, начато серийное производство новых типов самолетов (Як-1, МиГ-3 и др.). созданы образцы танков (KB, T-34), артиллерийских установок типа «катюша»; — было принято решение о переходе на семидневную рабочую неделю и восьмичасовой (с весны 1941 г. — одиннадцати-двенадцатичасовой) рабочий день, введены трудовые книжки, запрещен самовольный уход с предприятия, введена уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины, выпуск некачественной продукции; — была создана система профтехобразования для подготовки кадров для промышленности; — была существенно увеличена численность Красной Армии, увеличены сроки службы рядового и младшего командного состава, призывной возраст установлен в 18 лет (ранее — 21 год), принят закон «О всеобщей воинской повинности», осуществлена реорганизация наркомата обороны, необходимость которой выявила неудачная для СССР зимняя война с Финляндией 1939—1940 гг.

О внешней политике СССР в конце 30-х гг. Подводя итоги, отметим: СССР готовился к отражению военной агрессии. Но первые дни и месяцы Великой Отечественной войны показали, что руководством страны были допущены серьезные военно-стратегические ошибки. Репрессии обезглавили армию, лишили ее опытных военачальников и офицеров. Документы показывают, что в начале войны лишь 7% офицеров имели высшее военное образование. Военная доктрина не учитывала особенностей современной механизированной войны и исходила из известного идеологического постулата о «переносе войны на территорию противника» и о «победе малой кровью». Неверно было определено направление главного удара гитлеровской армии. Генштаб справедливо полагал, что главным станет смоленско-московское направление, И. В. Сталин был уверен, что главный удар фашисты нанесут по Украине. Сталин упорно отказывался верить информации разведки о готовящемся нападении Германии. Трагически высокая цена этих ошибок определилась в начальный период Великой Отечественной войны.

Читайте также:  Исторический процесс перехода от феодализма к капитализму в европе. значение великой французской революции

Вариант 2



Источник: https://infopedia.su/7x8e6d.html

Культура Саратова в 20-30-е года XX века

В 20-30-е годы XX века началась новая эпоха развития культуры в стране. Данная статья посвящена образованию в Саратове, литературе театру и другому искусству в этот непростой период.

Образование в Саратове в 20-е года XX века

Для ликвидации неграмотности, как в центре губернии, так и в провинции были созданы чрезвычайные комиссии.

С ноября 1920 году в уездах Саратовского края при школах, в различных учреждениях, организациях и просто в частных домах начали открываться специальные пункты.

Всё население края, подлежавшее обучению, было разбито на три возрастные группы: 14-25 лет, 26-30 лет, 31-50 лет. Больше всего неграмотных было среди красноармейцев и представителей национальных меньшинств.

В мае 1924 года в Саратове было создано общество «Долой неграмотность». К 1927 году в Саратовской губернии насчитывалось 770 ликвидационных пунктов, в которых обучались 40 950 человек. Всего за 1920-1927 года грамоте было обучено более 180 тыс. человек. Однако более половины населения Саратовского Поволжья всё ещё не умело читать и писать.

Ситуация с образованием к лучшему стала меняться только к 1928 году, причем не без усилий Особой комиссии по ликвидации неграмотности. Под её руководством в Нижне-Волжском крае была создана широкая сеть различных школ по овладению грамотой: вечерних, повышенного типа, школ для малограмотных.

Осуществление данной кампании получило название кульпохода, который имел своей первостепенной задачей ликвидировать неграмотность у населения в возрасте от 16 до 50 лет. Особое внимание обращалось на ликвидацию неграмотности в деревне: среди батраков, рабочих совхозов, членов колхозов и бедноты.

Через три года после начала этой кампании Нижне-Волжский край имел 97,3% грамотного населения (в Саратове грамотных стало 99,3%).

Таким образом, массовая азбучная неграмотность населения края была ликвидирована. В последующие годы основное внимание уделялось преодолению малограмотности тех, кто окончил школы ликвидации безграмотности. Требования к уровню грамотности повысились. В 1939 году в Саратовской области грамотными считались 96% населения, в то время по РСФСР — 89,3%.

Школьное обучение в Саратове

В середине 1920-х годов в Саратове школу посещала лишь половина детей в возрасте от 8 до 11 лет. Всеобщее начальное образование к концу 20-х годов было введено только в Саратове, переход к всеобучу на остальной территории края начался в 1930 году.

С середины 1930-х годов стало вводиться обязательное семилетнее обучение. В 1931-1939 годах только в Саратове было построено 16 зданий для школ на 11 400 ученических мест. Школы оснащались новой стандартной мебелью — партами с лавками. К концу 1930-х гг. был преодолён дефицит школьных принадлежностей: тетрадей, карандашей, ручек, портфелей и т. п.

Быстро росло количество средних специальных учреждений — техникумов. Они занимались профессиональной подготовкой молодёжи для работы по избранной специальности. К 1927 году их насчитывалось уже 15, в которых обучалось 2579 человек.

Совет

В 1930-е года в Саратове появились автодорожный, геологоразведочный, нефтяной, строительный, химико-технологический, колхозно-совхозный, библиотечный, радиотехнический, авиационный техникумы, техникум физической культуры.

В целом в 1938 году в области насчитывалось 52 техникума с 13 705 учащимися и 11 педагогических училищ, где обучался 3881 человек.

Высшее образование в Саратове

После установления Советской власти в губернии возникло несколько новых институтов: сельскохозяйственный, зооветеринарный, экономический, технологический, кооперативный и др.

Они то существовали самостоятельно, то вливались в состав университета в качестве факультетов. Окончательное отпочкование произошло в начале 1930-х годов. Университет оказался под угрозой полной ликвидации.

В 1931 году в нём осталось около 700 студентов и 13 профессоров, он лишился значительной части помещений, оборудования, литературы.

С 1935 года были установлены традиционные для российской высшей школы учёт степени и звания, экзамены, кафедры и факультеты, аспирантура, отменялся классовый принцип приёма в вузы.

В Саратове существовали университет, консерватория, медицинский, педагогический, автодорожный (затем политехнический), юридический, сельскохозяйственный, механизации сельского хозяйства, плановый, финансово-экономический, зооветеринарный институты.

По числу студентов Саратов уступал только Москве и Ленинграду. В Энгельсе действовали немецкий педагогический и сельскохозяйственный институты. Перед войной Саратовское Поволжье имело 18 вузов, где обучались 13 тыс. студентов.

Литература

В 1920-1930-е года литературная жизнь Саратова обогатилась творчеством Л. Гумилевского, П. Орешина, Б. Озёрного, Е. Покусаева, В. Мухиной-Петринской, А. Матвеенко. Их поэмы, пьесы и рассказы публиковались на страницах журналов «Художественный Саратов», «Саррабис» (саратовские работники искусства), «Литературный Саратов».

В 1934 году было создано Саратовское отделение Союза советских писателей. Прежнее многообразие творческих союзов и организаций было ликвидировано.

Но вопреки строгому партийному диктату и всеобъемлющей цензуре во второй половине 1930-х годах появились первые произведения известных советских писателей, родившихся и учившихся на саратовской земле: Л.

Кассиля, А. Бека, В. Герасимова, К. Симонова и др.

Искусство

В области изобразительного искусства на фоне нигилистического ношения к традициям классического искусства в жизнь входила установка создавать пролетарское искусство.

В декабре 1924-го — марте 1925 года в Радищевском музее была организована выставка немецких художников-экспрессионистов Красной группы. Представители русского живописного символизма П.В. Кузнецов и П.С.

Уткин работали над различными темами природы и быта советского Востока.

В 1939 году оформилось Саратовское отделение Союза советских художников. В состав отделения вошёл ряд известных художников: А.В. Скворцов (специалист по гравюрам и офортам), пейзажист И.Н. Щеглов, Б.В. Миловидов (автор иллюстраций к книгам), А.И. Чечнев (специалист по оформлению театральных спектаклей , площадей и улиц Саратова к праздникам) и др.

Театр

В 1918 году в Саратове под руководством профессора консерватории М.Е. Медведева был организован советский оперный театр. В 1919 году ему присвоили имя Н.Г. Чернышевского. Основное место в его репертуаре занимали лучшие творения русских и зарубежных классиков. В эти годы Саратов посещали и столичные театральные коллективы: МХАТ (1924) и Московский театр революции (1927).

В 1930 году окончательно определился профиль саратовских театров: им. Н.Г. Чернышевского стал театром оперы и балета, а им. К. Маркса — драматическим. В 1937 году вновь стал действовать театр юного зрителя, впервые созданный в 1918 году, также в это время возник кукольный театр.

Музыка

В 1920-е года музыкальное искусство губернии было в основном представлено творчеством множества гармонистов, баянистов, пианистов балетных групп, хоров, выступавших в пивных и ресторанах.

Однако среди композиторов появляется течение, представители которого писали только на революционные сюжеты (К.Я. Листов, А.С. Митюшин, Г.А. Сметанин).

Подготовкой преподавателей музыки и работников в области музыкальной культуры занимался музыкальный техникум, созданный в 1923 году вместо консерватории.

Обратите внимание

Только в феврале 1935 году в Саратове была восстановлена консерватория, на базе которой возник первый в городе симфонический оркестр под руководством С. Евдокимова.

В ноябре 1937 году была образована Саратовская областная филармония. На её сцене с гастролями выступили известные певцы, музыканты, дирижёры (Д. Ойстрах, Л. Оборин, М. Козолупов). В 1938-1939 годах, были сформированы Саратовские отделения Союза композиторов и Музыкального фонда СССР, во главе которых стоял К.М. Михайлов.

Образование и наука Саратова в XX веке

Музыка и литература Саратова в XX веке

Театр, цирк и синематограф Саратова в XX веке

Архитектура и искусство Саратова в XX веке

При написании статьи использовались следующие источники: 1. Казаков Б.И. и др. Страницы летописи Саратова/Б.И. Казаков, Г.Д. Казакова, Л.Н. Любомирова.-Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987.-136 с.: ил.,л. 2.

История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. — Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2008. — 304 с. 3. Семенов В. В старину саратовскую. – Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1994.

Рисунок: arthm.ru

Источник: http://sadservie.ru/history/in20th/478

Советская культура в 20 —30-е гг. XX в

ЛЕКЦИЯ № 36 § 82. Советская культура в 20 —30-е гг. XX в.

Читайте также:  Русско-японская война 1904-1905 гг.

Культура эпохи революции. Важнейшим направлением политики большевиков стало развитие образования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью, в 1920 г. создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых.

В школах проводилось немало экспериментов по внедрению новых форм обучения, правда, большинство из них оказались неудачными. К концу 20-х гг. грамотные люди составляли уже половину населения страны.

В годы Гражданской войны особый расцвет переживало искусство плаката. Запоминающиеся произведения создали художники В. Н. Дени, Д. С. Моор, В. В. Маяковский и др.

Плакат оставался одним из самых востребованных средств пропаганды и в последующее время. Очень быстро новая власть осознала и значимость кинематографа, названного В.И. Лениным «важнейшим из искусств». Здесь крупнейшим событием не только российского, но и мирового масштаба стал выход в 1925 г. великого фильма режиссера С. М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”».

Революционные события внесли раскол в ряды деятелей культуры. Многие из них оказались в эмиграции. Другие продолжали творить в России. Часть из них делали это из патриотических соображений, но многие искренне восприняли идеи революции. Поэт В. В. Маяковский, режиссеры В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, архитекторы В. Е. Татлин, К. С. Мельников и другие искали новые начала в искусстве.

Они придерживались модернистских течений — футуризма, имажинизма и др. Характерными памятниками архитектуры того времени стали рабочие клубы в стиле конструктивизма (клубы им. И. В. Русакова архитектора К. С. Мельникова, им. С. М. Зуева архитектора И. А. Голосова и др.).

Одновременно в искусстве продолжало развиваться традиционное направление. В эти годы творили великие режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, великий русский поэт С. А. Есенин. Большой популярностью пользовались реалистические произведения о Гражданской войне Д. А. Фурманова, А. С. Серафимовича, И. Э. Бабеля, М. А. Булгакова, А. А. Фадеева, А.

Веселого, К. А. Тренева, Вс. В. Иванова и др. В 1928 г. вышла первая часть гениальной эпопеи М. А.Шолохова «Тихий Дон». Шла острая идейная борьба между сторонниками «нового искусства» и приверженцами традиционных направлений. Первые нередко пользовались поддержкой властей, поскольку выступали с позиций «пролетарской культуры».

Важно

Для первых лет советской власти характерно многообразие культурного развития, но при этом проявлялись попытки удушения «классово чуждых» направлений. Критике в печати часто подвергались так называемые «попутчики». В их число записывали деятелей культуры, поддерживающих новую власть, но занимающих достаточно самостоятельную позицию. Среди таких писателей выделялись А. Н. Толстой, М.

А. Булгаков, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Федин, М.М.Пришвин, Л.М.Леонов и др.

Культура в 30-е гг. XX в. Развитие культуры, просвещение народа считались одними из главных приоритетов Советского государства. Осуществление культурной революции предполагало всеобщую грамотность населения.

К преподаванию привлекались помимо профессиональных учителей студенты и школьники.

Огромное значение для духовного обогащения имело при- общение народа к сокровищам отечественной и мировой куль- туры. Увеличились тиражи произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, других выдающихся русских и зарубежных писателей и поэтов.

Одновременно усилился контроль со стороны органов власти за развитием культуры. Отдельными ее отраслями теперь руководили специальные комитеты. Большое значение придавалось утверждению идей марксизма в сознании людей. Среди деятелей культуры искали «классовых врагов», которые подвергались репрессиям. Боролись также с «религиозными предрассудками».

Активную работу вел Союз воинствующих безбожников, атеистическая пропаганда шла через лекции, печать, радио, кино.

Одной из важнейших задач культурной революции было формирование новой интеллигенции, преданной идеям социализма.

Совет

В литературе и искусстве главным течением был объявлен социалистический реализм.

Писатели и художники должны были «показывать жизнь в ее революционном развитии». Впрочем, отнесение тех или иных произведений к соцреализму диктовалось в основном лояльностью их авторов к власти. В 30-е гг. огромным успехом пользовались романы М. А. Шолохова «Тихий Дон», «Поднятая целина», А.Н.Толстого «Хождение по мукам», «Петр Первый» и др. Среди живописцев и скульпторов выделялись А. А.

Дейнека, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, М. Б. Греков, Ю. И. Пименов, В. И. Мухина и др. Очень популярной была музыка С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И.О.Дунаевского и др.

В СССР в 30-е гг. бурно развивался кинематограф, которым по существу руководил сам И. В. Сталин. В 1931 г.

вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (реж. Н.В. Экк). Этот фильм, рассказывающий о перевоспитании беспризорников, был признан лучшим фильмом по опросу зрителей на Венецианском международном кинофестивале 1932 г. Многое из созданного в то время до сих пор сохраняет свою популярность, например: фильмы Г. А. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», И. А.

Пырьева «Трактористы», «Свинарка и пастух», С. А.Герасимова «Семеро смелых», С.М.Эйзенштейна «Александр Невский», братьев Васильевых «Чапаев» и др. Немало высокохудожественных лент было посвящено революционной эпохе: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (реж. М. И. Ромм), «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Л. Дзиган), трилогия о Максиме (реж. Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг) и др.

Новым явлением стало детское кино («Золотой ключик», «Тимур и его команда», «Дети капитана Гранта» и др.).

В сфере образования особое внимание уделялось подготовке технической интеллигенции, специалистов в области на- родного хозяйства. Увеличилось число вузов и академий.

Обратите внимание

В 1934 г. было принято постановление о преподавании истории в школах. В университетах восстанавливались исторические факультеты, подготавливались новые учебники по истории, в которых исторический процесс интерпретировался с классовых позиций.

Много делалось для развития школьной системы образования. С 1930 —1931 гг. было введено обязательное начальное (4 года) обучение. Были увеличены расходы на строительство, ремонт и оборудование школ, улучшено материальное положение учителей, дети обеспечивались учебниками, письменными принадлежностями. К 1939 г.

грамотных в СССР было 81,2 % населения старше 9 лет (90,8 % мужчин и 72,6 % женщин).

Советская наука. В СССР создавались новые научно- исследовательские центры. В Москве открылись институты органической химии, геофизики. Проводились исследования по проблемам микрофизики, физики полупроводников, атомного ядра.

Основой для создания первых опытных ракет стали работы К. Э. Циолковского. В 1930 г. Ф. А. Цандер создал один из первых в мире реактивных двигателей.

Под руководством А. П. Александрова были разработаны способы защиты кораблей от магнитных мин. Н.Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, JI. И. Мандельштам, И. В. Курчатов и другие внесли большой вклад в развитие ядерной физики. А.

А. Микулин, В. Я. Климов, А. Д. Шведов заложили основы конструирования авиационных двигателей. Немалая заслуга в решении ряда проблем химии, имеющих большое практическое значение, принадлежала С. В. Лебедеву и А. Е. Фаворскому. Больших успехов добились ученые в области физиологии, биологии и математики.

Огромную работу проводила Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им В.И.Ленина (ВАСХНИЛ).

Науку также не обошли репрессии. От них пострадали многие известные ученые: Н. И. Вавилов, С. П. Королев, А. Н. Туполев и др.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие цели решали большевики в сфере культуры? Что такое культурная революция?

2.

Важно

Каковы были особенности развития литературы и искусства в 20-е гг. XX в.? – Назовите известных вам деятелей культуры этого времени.

3. Каковы были особенности развития литературы и искусства в 30-е гг. XX в.? – Назовите известных вам деятелей культуры этого времени.

4. Какие достижения имела советская наука в 20 — 30-е гг. XX в.?

5.

Используя дополнительную литературу, составьте сообщение об одном из советских фильмов 30-х гг. (автор сценария и режиссер, актеры, содержание, история съемок, отношение к фильму руководства, массового зрителя).

Источник: https://multiurok.ru/files/sovetskaia-kultura-v-20-30-e-gg-xx-v.html

Новые политические и идеологические условия развития культуры в 20-30-е годы

Во второй половине 20-х годов руководство СССР выдвинуло задачу социалистической реконструкции народного хозяйства. Острые внутрипартийные дискуссии о путях строительства соци­ализма в стране осложнялись борьбой за власть. К концу 20-х годов у власти укрепилась группа Сталина и его ближайших сподвижников.

Читайте также:  Культура капиталистической россии

Была сделана ставка на форсированную индустри­ализацию хозяйства и насильственную коллективизацию деревни. Для оправдания чрезвычайных мер раздувалась военная опас­ность. Официальная пропаганда сравнивала международное по­ложение СССР с осажденной крепостью, находящейся во враж­дебном капиталистическом окружении.

Был пущен в ход тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социа­лизму, послуживший обоснованием массовых репрессий.

Пово­рот конца -20-х годов ознаменовал складывание репрессивного политического режима с жестким контролем над всеми сферами жизни общества и деятельности людей, ограничением доступа к информации, наличием единой обязательной для всех идеологии.

Общая направленность культурной политики осталась неиз­менной по сравнению с предшествующим десятилетием. По-прежнему все сферы культуры рассматривались с точки зрения задач “классовой борьбы пролетариата за социализм”. Но эти за­дачи стали пониматься более упрощенно.

В 20-е годы преоблада­ло представление о культурной революции как о многогранном процессе преодоления культурной отсталости страны. Ленин, который впервые ввел этот термин в 1923 г. в статье “О коопера­ции”, употребил его именно в этом смысле. В выступлении Ста­лина в марте 1929 г.

культурная революция сводилась к введению обязательного начального, а затем среднего образования.

Совет

Укрепление власти Сталина повлекло за собой кадровые пере­становки во всех звеньях партийно-государственного руковод­ства: ленинская гвардия вытеснялась более молодым поколением деятелей партии. Не стал исключением и Наркомат просвещения. Вместо ушедшего в 1929 г. в отставку А.В.Луначарского' был назначен А.С.Бубнов.

Первый и второй наркомы просвещения олицетворяли собой разные типы руководителей и разные этапы культурной политики. Луначарский, по отзывам многих совре­менников, был широко, хотя и поверхностно образованным чело­веком. Он говорил на нескольких иностранных языках, писал литературно-критические статьи, драмы, был прекрасным орато­ром.

Он выступал на публичных диспутах, тесно общался с лите­ратурно-художественной интеллигенцией, благодаря жене-актрисе был близок к артистической среде. Луначарский не уча­ствовал во внутрипартийной борьбе 20-х годов, но с уходом с политической арены старой большевистской гвардии он оказался последним из могикан.

Блестящий разносторонний человек не вписывался в сталинское окружение.

Нужны были такие люди, как Бубнов, верные солдаты партии, способные стать хорошими исполнителями вышестоящих реше­ний. На посту наркома Бубнов много сделал для введения все­обуча, но честная и верная служба не спасла его от опалы. В 1937 г. он был смещен с поста наркома и вскоре репрессирован.

С начала 30-х годов проводилась реорганизация органов уп­равления культурой. Основное направление перестройки – уси­ление специализации.

Создавались новые органы отраслевого управления – Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофи­кации и радиовещанию, (1933), Комитет по высшей технической школе (1932 г., с 1936 г. – Всесоюзный комитет по делам высшей школы).

Всесоюзный комитет по делам искусств (1936). Соот­ветственно сужалась компетенция Наркомпроса.

Введение общегосударственного пятилетнего планирования с 1928 г. распространялось также и на культурное строительство. Приоритетным финансированием пользовались отрасли, имев­шие оборонное значение, бюджетные ассигнования на культуру выделялись по остаточному принципу. Уровень материальной обеспеченности отраслей культуры всегда отставал от потребно­стей.

Обратите внимание

В 30-е годы произошел скачок в развитии средств распростра­нения культуры. Росли тиражи книг, газет и журналов. Благодаря росту грамотности все больше людей приобщались к чтению.

Постепенно в быт входили радиоприемники и патефоны, стано­вилось доступным кино. Однако материальные и технические возможности для развития средств массовой информации были очень ограничены. Лишь около 30 млн. человек могли слушать радио накануне войны. По производству бумаги СССР находился на последнем месте в мире.

Изменились методы руководства культурой.

Если в 20-е годы многие вопросы обсуждались на профессиональных съездах и конференциях, на специальных совещаниях в ЦК партии, то в последующие десятилетия совещания и съезды работников куль­туры собирались все реже. Перестали существовать многие об­щественные организации. Получил распространение авторитар­но-бюрократический стиль руководства наукой, литературой и искусством.

С начала 30-х годов началось утверждение культа личности Сталина. Первой “ласточкой” стала статья К.Е.Ворошилова “Сталин и Красная Армия”, опубликованная в 1929 г.

к пятидеся­тилетнему юбилею генсека, в которой вопреки исторической правде преувеличивались его заслуги. Постепенно Сталин стано­вился единственным и непогрешимым теоретиком марксизма.

В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, “отца народов”.

Официальные оценки состояния дел в стране не соответство­вали истинному положению дел. Так в 1934 г. на XVII съезде партии было заявлено, что за годы первой пятилетки СССР пре­вратился в страну передовой культуры. На следующем съезде в 1939 г.

уже говорилось о завершенности культурной революции, что подразумевало ликвидацию неграмотности, введение началь­ного образования и создание кадров новой интеллигенции.

Сред­ства массовой информации, полностью подчиненные задачам пропаганды, создавали далекую от реальности картину жизни страны и мира. Сократились международные культурные контак­ты.

Важно

Большинство людей того времени верили всему, что читали в газетах и слышали по радио. Страна менялась на глазах, и это прибавляло уверенности в завтрашнем дне и увеличивало дове­рие партийному руководству.

Высокие цели, ощущение слияния с эпохой, вера в светлые идеалы, устремленность в будущее, ко­торое казалось близким, – в этом были источники оптимизма, энтузиазма и счастья людей того времени. Бедность, бытовые неудобства, теснота жилищ – т.е.

материальные стороны жизни – отступали на задний план перед величием задач, в осуществлении которых выпало счастье участвовать. Реальное положение дел в стране заменялось красивой пропагандистской картиной.

На фо­не грандиозных задач и великих свершений факты, которые не вписывались в общую картину, казались случайными, не типич­ными. Сомнения представлялись идейной неустойчивостью. На­гнетаемая в обществе атмосфера подозрительности, взаимной слежки, доносительства делала любые сомнения опасными.

1929 год стал переломным в отношениях советской власти и церкви. Церковь была обвинена в поддержке кулачества, в орга­низации саботажа хлебозаготовок. В ряде сталинских выступле­ний звучали призывы подавить реакционное духовенство, развер­нуть антирелигиозную работу.

Государственные органы получи­ли широкие права контроля за деятельностью религиозных орга­низаций. Началось массовое закрытие монастырей, церквей и приходов.

Для практической борьбы с религией на базе Союза безбожников была создана массовая общественная организация “Союз воинствующих безбожников” (рук. Ем.Ярославский). В Казанском и Исаакиевском соборах в Ленинграде и в Страстном монастыре в Москве открылись антирелигиозные музеи.

Но ус­пехи в борьбе с религией были невелики. По данным Ярославско­го, вероятно, завышенным, к 1937 г. полностью порвали с рели­гией около половины взрослого населения.

На рубеже 20 – 30-х годов усилились репрессии по отношению к интеллигенции. В 1928 г. состоялся процесс над группой тех­нических специалистов из Шахт (Шахтинское дело), в 1930 г. -процесс над Промышленной партией.

Совет

Репрессии, волна которых нарастала на протяжении 30-х годов, унесли жизни сотен тысяч деятелей культуры, искалечили судьбы миллионов и имели тя­желые последствия для всех сторон общественной жизни, вклю­чая культуру.

Усиление утилитарного подхода к культуре и враждебности к религии и старой интеллигенции негативно сказалось на полити­ке в отношении культурного наследия. Система охраны памятни­ков, созданная после революции, дала трещину. Церкви и монас­тыри безжалостно сносились.

Во время реконструкции Москва потеряла около трети памятников зодчества, включая церковь Спаса на Бору 1330 г., Чудов и Вознесенский монастыри в Крем­ле, Сухареву башню. Красные ворота. Храм Христа Спасителя. Закрывались музеи усадебного типа, здания передавались в ком­мунальное хозяйство.

По мере арестов проводились чистки библиотек от книг репрессированных авторов.

Некоторый поворот в отношении к культурному наследию прошлого наметился в 1933-1934 гг.

, когда были приняты поста­новления ВЦИК и СНК “Об охране исторических памятников”, “Об охране архитектурных памятников” и “О преподавании граж­данской истории в школах СССР”. История потребовалась ста­линскому режиму для пропагандистских целей.

С этого времени в школу вернулись уроки истории, были восстановлены истори­ческие факультеты в университетах, историческая тематика прочно вошла в литературу и искусство.

Источник: https://magref.ru/novyie-politicheskie-i-ideologicheskie-usloviya-razvitiya-kulturyi-v-20-30-e-godyi/

Ссылка на основную публикацию