Культура белоруссии в xix веке

Культура Беларуси в 19 веке

Первая половина 19 века

В соответствии с реформой просвещения 1803 – 1804 гг. школьная система строилась по принципу единства в каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе – уездное училище, в деревнях – церковно-приходские школы.

Все учебные заведения стали подчиняться Виленскому университету, кот. осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники.

Кроме государственных, работали гимназии (при католических монастырях) среднего образова-я.

После восстания 1830 – 1831 гг. –произошли изменения-1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия.

Обучение во всех школ-х переводится на русский язык. Учителя, не владеющие рус. языком, отстраняются от преподавания.

Обратите внимание

Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и созданная в Витебске в 1834 г. учительская семинария.

В 1848 г. открылся Гори-Горецкий земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

В это вр.возникло новое научное направление-беларусоведение.Большой вклад в его развитие внесли братья Тышкевичи-по их инициативе в г.Логойске в 1842г.был создан 1-й в Беларуси истор.музей,в г.Вильно-основан музей древности.

Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др.

Ян Чечот-издал шесть фольклорных сборников«Деревенские песни»,

Ян Борщевский-издал 4-х-томный сборник«Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе»

Адам Киркор-археолог,историк,литиратор,написал книгу «Литовское и Беларуское Полесье».

Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».

Адам Мицкевич-самый известный поэт,классик польской лит-ры,его поэмы: «Пан Тадеуш», «Дяды».

Театр.Развивалось как любительское, так и профессии-е театральное искусство,возникновение 1-е труппы бел.национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор».

Архитектура.Она определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения.

Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм.

Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве.

Живопись.Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи.За четверть века школа подготовила более 250 художников, граверов, скульпторов.

Иосиф Олешкевич- написал портрет, Радзивилла, Сапеги, и др.

В. Ванькович -создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого

Ян Дамель -создал картины «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы»,

Я пол 19 века.

После подавления восстания 1863 г. были закрыты Гори – Горецкий земледельческий институт, Молодечненская, Новогрудская, гимназии, а также все школы на польском языке.

В Беларуси действовали специальные «Временные правила для народных школ», разработанные Н. Муравьевым и утвержденные царем: начальные школы отдавались под контроль православного духовенства, чиновников и полиции.

Закон божий, духовное пение, церковнославянский язык, русская грамматика и арифметика –все что изучалось,а также история родного края.

На содержание школ отпускались мизерные средства. Развитие школ шло медленно-не хватало учителей. В место них часто работали священники,были открыты учитель-е семинарии, но это не спасло положения. В 1864г.была проведена школьная реформа по кот. нач. школы закрывались.

Важно

Медленно развивалось и среднее образование. В 1868 г. в Беларуси было восемнадцать средних учебных заведений: шесть мужских и четыре женских гимназии, две прогимназии,4-духовные семинарии, Земледельческое училище.

Под особым контролем находилась печать. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя цензура. Официальная правительственная печать была представлена газетами «Губернские ведомости»,«Виленский вестник» .

В 1886 г. в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок», которая с 1902г. выходила под названием «Северо-Западный край». В ней печатались материалы по фольклору, этнографии, истории Беларуси.

Новое оживление в развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в нее писателей-демократов – Ф. Богушевича, Лучины, Гуриновича и др. Основными темами их произведений были: защита интересов деревенской бедноты, право белорусского народа на самостоятельное истор-е и куль-е развитие, защита бел. языка.

Ф. Богушевич был первым национа-м бел. поэтом. В условиях царизма он не мог печатать свои произведения в России.Его стихот-я:1-й сборник стихотворений «Дудка белорусская»,2-й сборник – «Смык белорусский».

Только через 6 лет после смерти Я. Лучины кружок бел. студентов в Петербурге издал его сборник «Вязынка».

Изобразитель-е искус-во.В белорусской живописи на 1-й план выходит исторический жанр, его представителем был К. Альхимович, им были созданы полотна «Похороны Гедымина», «Смерть Глинского в тюрьме».

Важно

Мастером бытового жанра Н. Селивановичем были написаны картины «Дети во дворе» и др.Он принимал участие в создании мозаического панно «Тайная вечеря» для Исаакиевского собора в Петербурге.

Большое значение приобрела деятельность музыкальных обществ. Они устраивали публичные концерты и музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, открывали музыкальные учебные заведения и библиотеки.

Во второй половине XIX в.произошли заметные изменения вархитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение.

В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома. Однако основная масса гражданских зданий характери-сь 1-этажными деревянными постройками.

До конца XIX в. в бел.зодчестве господствовал стиль готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля.

Обычно банки и учебные заведения оформлялись под классицизм, театры – под барокко, костелы – в стиле неоготики, православные церкви – в псевдовизантийском или псевдорусском стилях.

Таковы основные направления развития белорусской куль-ры во 2-й половине XIX в.

Беларусь в нач.20века

Конец XIX – начало ХХ вв. – время создания и становления политических партий. На территории Беларуси возникали и действовали общероссийские и местные национальные партийные организации.

На II съезде РСДРП (1903 г.) была принята программа этой партии. Она предусматривала свержение самодержавия, установление демократической республики, а позже – и диктатуры пролетариата путем социалистической революции.

На съезде партия раскололась на большевиков (сторонников В.И. Ульянова (Ленина) и меньшевиков (сторонников Ю. Мартова). Большевики выступали за проведение буржуазно-демократической и сразу социалистической революции и установление диктатуры пролетариата, меньшевики выбирали либеральные методы.

В 1904 – 1905 гг. на действовала Социалистическая партия Белой Руси, которая распространяла листовки на белорусском языке демократического содержания.

Активно действовал Бунд. Его организации существовали по всей Беларуси. С 1901 г. Бунд провозгласил себя единственной национальной партией еврейского пролетариата.

В конце 1901 – начале 1902 гг. была создана партия социалистов-революционеров. В 1902 г. в ее состав вошла Рабочая партия политического освобождения России, которая базировалась в Минске. В своей деятельности эсеры выступали за демократическую республику, проведение социализации земли; средством достижения цели считали террор.

Летом 1905 г. наблюдался подъем рабочего и крестьянского движения. В августе царь опубликовал закон о созыве совещательной Думы, подготовленный Министром внутренних дел Булыгиным.

По этому закону рабочие и другие лица, работающие по найму, не получали избирательного права. Либералы согласились участвовать в выборах.

Все партии социалистической ориентации бойкотировали выборы в Думу.

В октябре 1905 г. страну охватила всероссийская стачка(забастовка). В Беларуси в результате стачки была парализована вся железная дорога. В разгар этой стачки, 17 октября 1905 г., царь подписал манифест, в котором народу были обещаны свобода слова, собраний, союзов, а также созыв законодательной Думы.

В это же время власти перешли к репрессиям. 18 октября по согласованию с губернатором П. Курловым в Минске на привокзальной площади был расстрелян двадцатитысячный митинг.

В результате до 100 человек было убито, около 300 ранено. В ответ эсеры(социалисты-ревалюционеры) решили провести ряд террористи-х актов. Эсер И. Пулихов совершил неудачное покушение на П.

Курлова и был расстрелян.

События 9 января 1905 г. в Петербурге, когда по приказу царя была расстреляна мирная демонстрация рабочих, всколыхнули всю Россию. Мощная волна стачек и демонстраций прокатилась по всей стране, в том числе и по Беларуси. Инициаторами и руководителями револю-х выступлений в Беларуси стали организации РСДРП, Бунда, партии эсеров,БСГ(Бел. Соц.Грамада)и др.

Отступление революции сопровождалось карательными экспедициями, расстрелами, увольнениями.

11 декабря 1905 г. был опубликован новый избирательный закон, по кот. преимущество на выборах было у помещиков и буржуазии. Либералы призвали граждан к участию в выборах. Большевики, эсеры, Бунд, поддержали тактику бойкота Думы. Меньшевики заняли половинчатую позицию: они отвергали выборы депутатов, но согласны были принять участие в выборах .

Белорусская социалистическая громада на II съезде в январе 1906 г. приняла новую программу.

Конечной целью громады была замена капитализма социализмом, частной собственности – общественной,свержением царизма,землей должны распоряжаться земельные фонды, чтобы каждый мог взять землю в пожизненное пользование,должно быть создана федеративно-демократи-я республика с культурно-национальной автономией.

Обосновывалось требование автономии для Беларуси с местным сеймом в Вильно. БСГ присоединилась к тактике бойкота.

После революции 1905-1907 гг. начинается период политической реакции. Правительство перешло к более жестким формам управления. Летом 1907 г. были проведены аресты лидеров и активистов революционно-демократических партий.

Принятый 3 июня 1907 г. избирательный закон должен был обеспечить победу в думе правительственных партий, по нему увеличивалось представительство от помещиков до 51%.

Однако в белорусских губерниях царизм не дал преимущества помещикам, их квота была ограничена 48,5%.

Вместе с тем в Беларуси сохранилось большее, чем в Европейской России в целом, представительство от крестьян (29,5% выборщиков). Это было сделано с целью ослабить позиции польского дворянства.

Черносотенцы и октябристы на выборах в Ш и IV Гос. думы получили в бел-х губерниях абсолютное большинство мест.

БСГ в этот период свернула свои подпольные структуры, и ее руководители сосредоточились на легальной деятельности в газете «Наша HiBa».

Созданная в 1907 г. Краевая партия Литвы и Беларуси,добивалась упразднения дискриминационных законов в отношении поляков и католиков, но отрицали существование белорусского этноса, выступали против белорусского национального движения.

Резко сократилось количество выступлений, стачек. Рабочее движение приобрело оборонительный характер, выдвигались преимуще-но экономические требования.

В крестьянском движении также наблюдался спад.

В 1908 г. произошло 132 крестьянские выступления,особенное распространение получили поджоги помещичьих и казенных имений и имущества. Кроме того, относительно широко были распространены выступления крестьян-бедняков против зажиточной части деревни.

Белорусское национальное движение, приняло преимущест-но культурно-просветительский характер.Центром его была газета «Наша HiBa«.

Ее деятель-ть содействовала объединению национальной интеллигенции, развитию куль-ры, распространению научных знаний .

Были созданы издательские товарищества «Загляне сонца i у наша аконца»,»Наша хата»,»Беларус», и др.

Источник: https://studopedya.ru/2-44538.html

Культура Беларуси в 19 веке

Первая половина 19 века

После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер.

Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты.

Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений.  Обучение в них велось на польском языке.

Совет

Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии.

Одновременно в Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I.

Хотя ее острие было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б.

Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д.

Безусловно, культура Беларуси отражала социальную структуру общества. Составными частями ее были магнатская культура, поместно-дворянская культура средней и мелкой шляхты, культура мещан и населения городов и местечек, крестьянская культура.

Конфессионная неоднородность населения приводила к культурной дифференциации по религиозному признаку и часто носила характер острого противостояния.

По уровню развития, этнической направленности культура Беларуси в разных регионах имела отличительные черты.

В соответствии с реформой просвещения 1803 – 1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе – уездное училище, в деревнях – церковно-приходские школы.

Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники.

Обратите внимание

Кроме государственных,  работали гимназии при католических и базылянских монастырях, которые давали среднее образование.

Образование евреев, которые составляли почти половину городского населения Беларуси, осуществлялось в талмуд-торах, ходороимах и других учебных заведениях, которые содержались на деньги еврейских общин. В них дети изучали священные книги иудаизма под руководством раввинов.

После восстания 1830 – 1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.).

Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания. Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и созданная в Витебске в 1834 г. учительская семинария (работает до 1839 г.).

Среди других событий в области образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше.

Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

Читайте также:  Xvii век - век упущенных возможностей

Беларусь стала объектом исследований российских ученых. Уже в 1773 г. Академия наук послала сюда две экспедиции во главе с И. Исленьевым (астрономическая) и И. Лепехиным (физическая). Интерес к изучению Беларуси проявили польские ученые Т. Чацкий, Ю. Немцевич, И. Лелевель и др.

Значительного развития достигла астрономия, математика, медицина – в Виленском университете, агробиология – в Гори-Горецком земледельческом институте. Выделились белорусская археология, этнография, фольклористика, где плодотворно работали З.Я. Доленга-Ходаковский, Т. Нарбут, братья Е.П. и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский.

Важно

Труды белорусистики, публикации фольклористов, этнографов способствовали пробуждению национального сознания белорусов.

В устном народном творчестве этого времени нашли отражение события социальной и политической жизни. Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли  Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др.

Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе».

Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».

В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство.

Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор».

Музыку к ней написал С. Манюшко и К. Кжижановский, а либретто – В. Дунин-Мартинкевич.

Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения А. Абрамовича, В.

Совет

Стефановича, Ф. Миладовского. В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы Михал Клеофас Огиньски. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С.

Манюшко.

Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм.

Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве.

Военно-стратегическими нуждами было вызвано строительство крепостей в Бобруйске, Борисове, Бресте.

Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи – отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов.

Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777 – 1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского, М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800 – 1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М Шимановской, а также  картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780 – 1840 гг.

) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810 – 1883 гг.) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа  был В. Дмоховский (1807 – 1867 гг.).

Наиболее известными скульпторами того времени были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др.

Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.

Культура Беларуси в 60 – 90-е гг. 19 века

Обратите внимание

Школьная  реформа 1864 г. демократизировала и расширила сферу начального и среднего образования. Однако ее результаты были в Беларуси менее значительны, чем в центральных губерниях России. После подавления восстания 1863 г.

  были закрыты Гори – Горецкий земледельческий институт, Молодечненская, Новогрудская, Свислочская гимназии, а также все школы на польском языке. В Беларуси действовали специальные «Временные правила для народных школ», разработанные Н. Муравьевым и утвержденные царем в мае 1864 г.

Согласно им начальные школы отдавались под контроль православного духовенства, чиновников и полиции. Закон божий, духовное пение, церковнославянский язык, русская грамматика и арифметика – этим ограничивался круг изучавшихся в них предметов.

С позиций идеологии самодержавия, православия и народности изучалась история родного края.

На содержание школ отпускались мизерные средства. Развитие школ шло медленно, с большим трудом. В 1868 г. в Беларуси насчитывалось 1391 учебное заведение, в том числе 1249 начальных школ. Одна школа приходилась на 8 – 12 деревень. Не хватало учителей. В качестве учителей часто работали священники, псаломщики, писари.

Чтобы исправить положение в Молодечно,  Несвиже, Полоцке и Свислочи были открыты учительские семинарии. Но проблемы это не решало, так как в год все семинарии выпускали всего около ста человек. В 1884 г. было издано положение о церковноприходских школах, в соответствии с которым начальные народные школы, учрежденные реформой 1864 г, закрывались.

Их место занимали церковноприходские школы, находившиеся в ведении Синода и управлявшиеся местным духовенством.

Медленно развивалось и среднее образование. В 1868 г.

в Беларуси было восемнадцать  средних учебных заведений: шесть мужских и четыре женских гимназии, две прогимназии, четыре духовные семинарии, кадетский корпус в Полоцке и Земледельческое училище.

Важно

Всего в средних учебных  заведениях обучалось 3265 человек. Существовавшая система образования не обеспечивала необходимого общеобразовательного уровня. В 1897 г. грамотным было только 25,7%  всех жителей Беларуси.

Под особым контролем находилась печать. В 1869 г. в Вильно была учреждена внутренняя и внешняя цензура. Официальная правительственная печать была представлена газетами «Губернские ведомости» и «Епархиальные ведомости», «Виленский вестник» и журналом «Вестник Западной России». В 1886 г.

в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок», которая с 1902г. выходила под названием «Северо-Западный край». В ней печатались материалы по фольклору, этнографии, истории Беларуси  М. Довнар-Запольского,  Н. Янчука, А. Богдановича и др., стихи поэтов Я. Лучины, К. Каганца и др.

За четверть века после восстания 1863 г. в легальной печати не появилось ни одного белорусского художественного произведения. На белорусском языке был издан ряд произведений за рубежом. В 1881 г. в Женеве была напечатана брошюра  «Про богатство и бедность». В 1892 г.

в Тильзите вышла брошюра «Дядька Антон, или Беседа обо всем, что болит, а почему болит – не знаем». В 1903 г. в Лондоне увидели свет три брошюры:  «Беседа о том, куда мужицкие деньги идут», «Кто правдивый приятель бедного народа», «Как сделать, чтобы стало хорошо на свете».

Все они адресовались белорусскому крестьянину и убеждали его в антинародном характере самодержавия, призывали к борьбе.

Новое оживление в развитии белорусской литературы началось в конце 80-х гг. с приходом в нее писателей-демократов – Ф. Богушевича (1840 – 1900 гг.), Я. Лучины (1851 – 1897 гг.),  А. Гуриновича (1869 – 1894 гг.), А. Обуховича (1840 – 1898 гг.) и др.

Основными темами их произведений были: защита интересов деревенской бедноты, право белорусского народа на самостоятельное историческое и культурное развитие, защита белорусского языка. Ф. Богушевич был первым национальным белорусским поэтом. В условиях царизма он не мог печатать свои произведения в России.

Совет

Поэтому первый сборник стихотворений «Дудка белорусская» он напечатал в 1891 г. в Кракове, второй сборник – «Смык белорусский» —  в 1894 г. в Познани. Только через шесть лет после смерти Я. Лучины кружок белорусских студентов в Петербурге издал его сборник «Вязынка» (1903 г.). Литературные произведения А.

Гуриновича были также изданы после его смерти.

Во второй половине XIX в. более реалистичным, приближенным к народу стало изобразительное искусство. В белорусской живописи на первый план выходит исторический жанр. Виднейшим его представителем был К. Альхимович (1840 – 1916 гг.). Им  были созданы полотна «Похороны Гедымина», «Смерть Глинского в тюрьме», «Смерть в изгнании». Мастером бытового жанра Н.

Селивановичем (1830 – 1918 гг.) были написаны картины «Дети во дворе», «В школу», «Старый пастух». Он принимал участие в создании мозаического панно «Тайная вечеря» для Исаакиевского собора в Петербурге. Получили известность картины пейзажиста А. Горовского «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина» и др. Портретную живопись представляли художники Б. Русецкий, А.

Ромер, Р. Слизень и др.

На развитие белорусской культуры большое влияние оказало театральное искусство русского, украинского и польского народов. В городах Беларуси гастролировали известные мастера русской сцены М. Савина, В. Давыдов, А. Южин и др., исполнители – певцы Л.Собинов, Ф. Шаляпин, пианисты и композиторы С. Рахманинов, Л. Скрябин и др. В 1890г.

в Минске был открыт постоянный профессиональный театр, а также «Общество любителей изящных искусств». Большое значение приобрела деятельность музыкальных обществ. Они устраивали публичные концерты и музыкальные вечера, лекции о жизни и творчестве известных композиторов и исполнителей, открывали музыкальные учебные заведения и библиотеки.

Во второй половине XIX в.  произошли заметные изменения в архитектуре Беларуси. С ростом городов шло их благоустройство, строительство водопроводов, устанавливалось электроосвещение. В центральных частях городов появились новые площади и бульвары, возводились кирпичные многоэтажные дома.

Однако основная масса гражданских  зданий  характеризовалась одноэтажными деревянными постройками. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовал эклектизм готики, барокко, классицизма и псевдорусского стиля.

Обычно банки и учебные заведения оформлялись под классицизм, театры – под барокко, костелы – в стиле неоготики, православные церкви – в псевдовизантийском или псевдорусском стилях. Таковы основные направления развития белорусской культуры во второй половине XIX в.

Обратите внимание

Таким образом, период вхождения Беларуси в состав Российской империи характеризуется качественными изменениями в политической и социально-экономической сферах жизни белорусского народа, дальнейшим становлением его духовного, этнически-национального самосознания, созреванием необходимых предпосылок для собственной национальной государственности.



Источник: http://biofile.ru/his/13445.html

Культура Белоруссии XIX-XX веков

Культура Белоруссии, самобытная и оригинальная, развивалась под влиянием культуры своих ближайших соседей:

  • России,
  • Украины,
  • Польши,
  • Литвы.

Начиная с XIX века в белорусской культуре наметились явные просветительские тенденции, сильное влияние на её формирование начал оказывать строящийся капитализм.

Традиции современной белорусской культуры были сформированы в начале XIX века с возникновением интереса к народной культуре и с началом её систематического изучения.

Конец 19 — начало 20 века – период начала национального возрождения белорусского народа.

Литература

Проблемой начала XIX века в белорусском книгопечатании было практически полное отсутствие произведений, написанных на белорусском языке.

Вплоть до 1860-ых даже такие люди, как Ян Барщевский, один из основоположников современной белорусской литературы, предпочитали писать на польском или пользоваться латинской графикой, а после восстания 1863 года стала проводиться политика русификации.

Таким образом, даже интеллигенция Белоруссии плохо владела родным языком. Формирование белорусского литературного языка происходило на основе народных говоров.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сама литература прошла путь от узко фольклорной (в первой половине XIX века) до весьма развитой. Толчком в развитии стали изменения в социально-экономической и политической жизни Белоруссии, давшие авторам принципиально новый материал: писались анонимные «разговоры», критикующие порядки царской России и поддерживающие революцию 60-ых.

Важно

Пиком развития белорусской литературы XIX века считается творчество Ф. Богушевича, который в своих произведениях старался пробудить чувство национальной сознательности в своих согражданах. Другие известные авторы того времени: Я. Лучина, А. Гуринович, К. Калиновский. На традиции, заложенные ими, опиралась литература XX века.

Важно

Замечание 1

Я. Купала, М. Богданович, М. Горецкий, З. Бедули, Т. Гартный – благодаря этим и другим авторам белорусская литература начала включаться во всемирный историко-литературный процесс.

В XX веке тематика белорусской литературы следовала за развитием истории.

Во время Первой и Второй мировых войн поднимались темы патриотизма, мужества, подвига. В художественных произведениях были широко освещены темы сталинских репрессий, массовых эмиграций и аварии на чернобыльской АЭС.

Важно

В 2015 году белорусская писательница Светлана Алексиевич была удостоена Нобелевской премии по литературе «за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время».

Образование

Во второй половине XIX века в Белоруссии начала развёртываться школьная реформа, целью которой было увеличение количества начальных школ.

Получить среднее образование было сложно: высокая плата за обучение закрывала доступ к нему для большинства слоёв населения.

В начальных же школах детей учили только письму, началам арифметики, слову Божьему и церковному пению. Высшее образование можно было получить только после среднего.

Система образования испытывала большие материальные трудности. Школ было мало – на 8-10 деревень приходилась только одна – и большая их часть размещалась в малопригодных для занятий крестьянских домах. Парт и учебников не хватало на всех учеников, тетрадей не было вовсе.

Однако быстрыми темпами развивалось профессиональное обучение: земледельческие, промышленные, сельскохозяйственные, медицинские, педагогические, ремесленные и пр. учебные заведения. Например, в связи с развитием железнодорожного транспорта в 1878 году было открыто Гомельское техническое железнодорожное училище.

Замечание 2

В Белоруссии были весьма распространены женские профессиональные училища, в основном рукодельные классы.

Живопись и архитектура

Первым большим шагом на пути развития белорусского изобразительного искусства образование в 1866 году Виленской рисовальной школы. В конце XIX века открылись ещё два подобных учебных заведения, выпускавших лучших белорусских художников.

Нужно упомянуть, что на белорусскую живопись сильно повлияло русское искусство. Русские живописцы, такие как Шишкин, Савицкий и Репин, часто обращались к белорусским землям за вдохновением, а Репин даже помог получить художественное образование некоторым белорусским творцам.

Читайте также:  15 съезд коммунистической партии

А. Горевский, Н. Силивонович, Ю. Пен, В. Беланицкий-Бирули – самые яркие имена белорусской живописи.

Совет

Что касается архитектуры, то восстание 1860-ых, вызвавшее изменения в экономической жизни Белоруссии, спровоцировало быстрый рост городов. Стоит отметить, однако, что строили в основном деревянные одноэтажные дома.

Важно

XIX век стал временем упадка для классической архитектуры, и к концу столетия белорусское зодчество характеризовалось использованием весьма различных стилей и форм. Наиболее популярными стали неостиль и модерн.

Театр и музыка

Развитие белорусского театра подтолкнула деятельность русских, польских и белорусских творческих коллективов на рубеже XIX-XX веков. Театр брал своё начало в народных обрядах и творчестве бродячих музыкантов.

Важно

Восстание 1860-ых, рост национального самосознания и появление новых значимых произведений белорусской драматургии стали причиной появления многочисленных музыкально-драматических кружков и организаций, «белорусских вечеринок», где выступали хоры, танцоры, читались белорусские литературные произведения, ставились пьесы.

В начале XX века появилась «Первая белорусская труппа» под руководством И. Буйницкого, в 1910-ом году превратившаяся в профессиональный театр.

Замечание 3

В современной Белоруссии действует 28 государственных и огромное количество самодеятельных театров.

Важно

Начиная с XIX большим успехом пользовались гастролирующие по Белоруссии музыкальные коллективы, многие из которых обращались к народному белорусскому творчеству.

Большую роль в развитии белорусской профессиональной музыки сыграл А. Роговский.

Самым известным белорусским исполнителем XX века стали группа «Ляпис Трубецкой» и ансамбль «Песняры».

Источник: https://spravochnick.ru/kulturologiya/kultura_belorussii_xix-xx_vekov/

Культура Беларуси в первой половине 19 века

После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях. В ней происходили серьезные качественные изменения.

В начале 19 века в Беларуси продолжалось формирование светской системы образования, которая включала приходские начальные школы, поветовые училища, гимназии, Виленский университет (1803-1832). Действовали также монастырские училища, которые были похожи на поветовые училища и гимназии. Кроме этого, в этот период были организованы частные пансионы и школы.

Гимназии действовали в Минске, Слуцке, Гродно, Пинске, Витебске и др. Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты.

Обратите внимание

Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г.

указом царя была присвоена степень Академии. Согласно новому статуту (1828) были введены две системы получения образования, которые базировались на сословном принципе. Первая система давала образование в основном для дворянского сословия (домашнее образование, семилетняя гимназия, университет). В 1827 г.

царский указ ограничил возможность получения высшего и среднего образования для представителей непривилегированных сословий. Обучение велось на русском и польском.

После восстания 1830 — 1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык.

Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания. Среди других событий в области образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт.

Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.

Беларусь стала объектом исследований российских ученых. Интерес к изучению Беларуси проявили польские ученые Т. Чацкий, Ю. Немцевич, И. Лелевель и др.

Значительного развития достигла астрономия, математика, медицина — в Виленском университете, агробиология — в Гори-Горецком земледельческом институте. Выделились белорусская археология, этнография, фольклористика, где плодотворно работали З.Я.

Важно

Доленга-Ходаковский, Т. Нарбут, братья Е.П. и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский.

Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др.

Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д.

Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».

В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор».

Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С. Манюшко.

Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве.

Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.

Буржуазные реформы 60-80 гг. и особенности их проведения в Беларуси.

Земская реформа.Первой из проведенных реформ после отмены крепостного права была земская реформа (1864). В губерниях и поветах создавались органы местного самоуправления – губернские и поветовые земские сходы. Значительное преимущество на выборах получали дворяне.

Совет

Земские учреждения занимались вопросами местного хозяйства, торговли, промышленности, народного образовании и др. Земства могли обращаться к правительству с ходатайствами, но были избавлены какой-либо законодательной инициативы.

Деятельность земств была под контролем губернатора и министра внутренних дел. Земская реформа – попытка создать новую систему местного самоуправления. В Беларуси реформа началась только в 1911 г.

, потому что царское правительство боялось, чтобы местное дворянство не использовало земства в качестве оппозиционерного движения. Городская реформа.С 1870 года началась городская реформа. В городах создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские думы.

В компетенцию городского самоуправления входили в основном хозяйственные вопросы: развитие торговли, установление налогов, народное образование и охрана здоровья. В Беларуси городская реформа была проведена в 1876 г.

Судебная реформа.В 1864 г. в России была проведена судебная реформа. Суд становился открытым, публичным и независимым от правительства. Создается институт адвокатуры и присяжных заседателей.

Все дела рассматривались в присутствии обвиняемого, свидетелей и публики, печатались в газетах. В силу политических обстоятельств в Беларуси судебная реформа началась в 1872 г., когда были введены мировые суды.

Но здесь судьи не выбирались, как это было в России, а назначались министерством юстиций.

Военная реформа.Одной из важнейших была военная реформа, которая началась в 1862 году и проводилась несколько лет. Россия была разделена на 15 военных округов, был разработан новый статут строевой службы. Создавались военные гимназии, училища и академии.

В армии отменилась сословно-феодальная структура. В соответствии с законом 1874 г. призыву подвергались все мужчины, достигшие 20 лет. Это позволило сократить армию в мирное время и резко увеличить ее в период военных действий за счет запасников.

Была выполнена главная задача армии – создать резервы.

В 1865 г. было проведена цензурная реформа, которая несколько увеличила возможности печати. Царская администрация имела право налагать штрафы на газеты, запрещать их выпуск, если его направленность расходилась с официальным политическим курсом. В 60-я гг.

19 века проводилась реформа образования. Университеты получили автономию, руководство ими поручалось совету профессоров, которых выбирал ректорат и деканат факультетов. На платной основе открывались гимназии. Они были классические и реальные.

Обратите внимание

Первые готовили своих воспитанников для поступления в университет, другие – к работе в промышленности. В Беларуси широкое распространение получили церковно-приходские школы. Их целью было воспитывать белорусских детей на основе русификаторских идей и в духе христианской покорности власти.

Изменения в сельском хозяйстве.



Источник: https://infopedia.su/8x2ba5.html

Культура Белоруссии в XIX веке

Национальный гнёт тормозил развитие белорусской культуры. Угнетатели Белоруссии свысока относились к богатому и певучему белорусскому языку, называя его «простым мужицким языком». Польское и русское дворянство вообще считало, что на «мужицком» языке нельзя ни писать, ни печатать.

Перевод «Пана Тадеуша» Мицкевича на белорусский язык был запрещён, тогда как издание его на польском языке не встречало никаких цензурных препятствий. Проводя политику национального угнетения, правительство Николая I указом 18 июля 1840 г.

даже запретило пользоваться терминами «Белоруссия» и «Литва».

Указом 1 мая 1832 г. Николай I закрыл Виленский университет, преобразовав богословский факультет в Римско-католическую духовную академию, а медицинский — в Медико-хирургическую академию. Однако последняя скоро стала центром революционных подпольных организаций.

В связи с делом Конарского, эмиссара польской революционной эмиграции, расстрелянного в Вильно в 1839 г., Медико-хирургическая академия была закрыта (1842 г.), Римско-католическая духовная академия была переведена в Петербург (1843 г.).

Чтобы предотвратить влияние революционных идей на молодёжь и воспрепятствовать её отъезду за границу для получения высшего образования, правительство открыло университет в Киеве (8 ноября 1833 г.).

Была открыта Горыгорецкая земледельческая школа в Могилёвской губернии для подготовки специалистов-агрономов (1836 г.).

Но белорусский народ под панской властью и под гнётом царизма бережно хранил свою народную культуру и свой язык.

Важно

Сказки белорусского народа полны острого юмора, богатой выдумки и живого действия; они высмеивают панов и рисуют ловкость, сметливость и находчивость белорусского крестьянина. Замечательны песни и танцы белорусского народа.

Богатейший фольклор был лучшим доказательством возможностей народного творчества, талантов и способностей белорусского народа.

К середине века выдвинулся и первый крупный представитель новой белорусской литературы, поэт и драматург В. Дунин-Марцинкевич (1807—1884 гг.). Он создал довольно много произведений (поэмы «Гапон», «Вечарнщы», «Купала» и др.), положив ими начало белорусскому литературному языку.

В своих произведениях либеральный дворянин Дунин-Марцинкевич обычно изображал белорусскую деревню в прикрашенном виде, идеализируя отношения помещиков и крестьян, носящие якобы «патриархальный» характер. Крепостное угнетение не нашло в нём своего бытописателя.

Но заслуга Дунина-Марцинкевича — в утверждении национальной тематики, пробуждении интереса и любви к народным нравам, поэзии и языку.

Источник: https://histerl.ru/periudi_istorii/narodi_rossie_v_pervoi_polovine_19_veka/kultura_belorussii.htm

Культура беларуси в xix — начале xx в

Под влиянием просветительских идей образование постепенно избавлялось от церковного влияния, переходило в подчинение государству и приобретало светский характер. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения.

Европейская часть России делилась на 6 учебных округов, каждый из которых возглавлял назначенный царем попечитель (опекун). Витебская, Гродненская, Минская, Могилевская губернии вошли в состав образованного в 1803 г. Виленского учебного округа, который возглавил магнат А. Ю. Чарторыйский.

Научным и административным центром округа был Виленский университет.

Важную роль в системе школьного образования играли католические учебные заведения, принадлежавшие различным католическим орденам. В 1812—1820 гг. действовала Полоцкая иезуитская академия, имевшая права университета. Католические учебные заведения стремились воспитать у учащихся пропольские настроения. Языком обучения в них был польский.

Совет

Пропольской ориентации придерживалось и руководство Виленского университета. Все это вело к полонизации большей части образованного населения Беларуси. После восстания 1830— 1831 гг.

российские власти, чтобы расширить русское влияние в крае, закрыли в 1832 г. Виленский университет и временно ликвидировали Виленский учебный округ (до 1850 г.).

В школах вводилось обязательное обучение на русском языке, закрывались католические монастыри и образовательные учреждения.

Во второй половине XIX — начале XX в. в Российской империи в целом, а также на территории Беларуси происходил рост численности начальных (народных училищ и церковноприходских школ) и средних (гимназий и реальных училищ) общеобразовательных школ. При этом наряду с государственными образовательными учреждениями открывались частные школы и училища.

Среднее образование получали преимущественно представители привилегированных сословий. Обучение в средних учебных заведениях было платным. Классические мужские гимназии давали основательную гуманитарную подготовку, особое внимание уделялось преподаванию греческого и латинского языков. Только выпускники гимназий имели исключительное право поступления в университеты.

В реальных училищах главное место отводилось дисциплинам естественнонаучно-математического цикла. Выпускники реальных училищ могли поступать в технические и торговые высшие учебные заведения. Воспитанницы женских гимназий получали аттестат на звание учительницы начальной школы.

Выпускницам восьмого педагогического класса женских гимназий предоставлялось право работать в качестве домашних учительниц.

В XIX — начале XX в. происходило становление и развитие системы профессионального образования в Беларуси. В 1848—1864 гг. действовал Горы-Горецкий земледельческий институт — первое в России и одно из первых в Европе высших сельскохозяйственных учебных заведений.

Обратите внимание

Подготовка специалистов в отраслях народного хозяйства и культуры осуществлялась в средних и низших ремесленных, сельскохозяйственных, коммерческих, педагогических, медицинских, музыкальных и художественных образовательных учреждениях.

Российские власти неоднократно отклоняли ходатайства общественности Беларуси об открытии высшего учебного заведения.

Начало XX в. связано с расширением общественно-педагогического движения за создание белорусской национальной школы.

Представители белорусской интеллигенции основывали тайные школы, где обучение велось на белорусском языке. Там использовались учебники К.

Каганца «Белорусский букварь, или Первая наука чтения», Тётки «Первое чтение для деток белорусов» (1906), Я. Коласа «Второе чтение для детей белорусов» (1909).

Поделиться ссылкой на сайт:

Источник: http://www.gistoryja.ru/XIX-nachalo-XXI-v/42-kultura-belarusi-v-XIX-nachale-XX-v.php

Формирование беларуской нации. Культура Беларуси во второй половине 19 — начале 20 века

Отногенез белорусов во второй половине XIX века значительно ускорился и вышел на стадию формирования нации — новой исторической общности людей. Ее основными признаками являются общность территории, экономической жизни, языка, культуры, наличие этнического самосознания.

Читайте также:  Манифест и положение об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г.

       Такие признаки нации, как общность территории, языка и культуры присущи предшествующей исторической общности людей — народности. Для народности характерна также и некоторая экономическая общность. Но в процессе складывания народности экономическая общность не приобретает решающего значения, как это характерно для нации.

В процессе формирования нации экономическая общность выходит на первый план и становится определяющим признаком, на основе которого происходит дальнейшее развитие остальных. Это и понятно. Народность соответствует рабовладельческому и феодальному способам производства, где главенствующее положение занимает натуральное хозяйство.

Слабые экономические связи еще не могут играть определяющую роль.

Важно

       При переходе к капиталистическому способу производства быстрыми темпами идет развитие товарно-денежных отношений.

В конечном итого это приводит к тому, что экономические (рыночные) отношения пронизывают все сферы жизни человеческого общества. На этой основе происходит консолидация людей.

Именно в экономики, в развитии капиталистических (товарно-денежных) отношений и внутреннего рынка следует искать причины возникновения наций.

       В России формирование единого рынка началось в конце ХIХ века. Беларусь, включенная в состав Российской империи в результате разделов Речи Посполитой, начала втягиваться в ее культуру.

В конце XVIII — первой половине XIX веков в Беларуси быстрыми темпами развивались товарно-денежные отношения, живилась торгово-промышленная деятельность городов, наметилась производственная специализация отдельных территорий.

Это содействовало развитию хозяйственных связей между районами, вело к постепенной ликвидации их хозяйственной разобщенности и к формированию местного внутреннего рынка.

       На основе этих изменений и началось формирование беларуской нации. Но в дореформенные годы, в период господства феодально-крепостнических отношений, натуральная система хозяйства еще не была полностью разрушена.

Поэтому не была полностью изжита и экономическая разобщенность районов, хозяйственные связи между ними были еще слабыми.

Совет

Только после отмены крепостного права, когда ускорилось развитие капитализма и товарно-денежные отношения проникли во все сферы экономики, формирование беларуской нации значительно ускоренными темпами.

       Важную роль в этом процессе сыграло строительство в 70 — 80-е годы густой сети железных дорог. Железнодорожное сообщение содействовало развитию товарного оборота, втягиванию в товарно-денежные отношения глухих районов, притока городского населения.

В конце XIX века экономическое разобщение уже было ликвидировано.

На территории Беларуси сложился национальный рынок, который сыграл решающую роль в формировании других признаков — общности территории, языка, культуры, психического склада и объединил их в единое национальное целое.

Вторым важным признаком нации является общность ее территории.

Территория беларуского этноса сложилась еще в период формирования народности, когда беларуские земли входили в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, После раздела Речи Посполитой беларуские земли оказались в составе Российской империи.

Но царское правительство не признавало белорусов как самостоятельный этнос и не учитывало его национальные границы. Территория белорусов, как и их соседей (литовцев, поляков и латышей), была разделена между различными губерниями без учета этнического состава населения.

       Основная масса белорусов проживала на территории пяти западных губерний — Витебской, Могилевской, Минской, Виленской и Гродненской. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года, на их территории проживало 5408000 белорусов.

В Могилевской губернии белорусы составляли 84,2% от всего населения, в Минской — 76%, Виленской — 56%, Витебской — 52%, Гродненской — 44%.

В Виленской губернии беларуское население имело абсолютное большинство в Лидском, Ошмянском, Дисненском и Вилейском уездах, в Витебской губернии — в Дриссенском, Велижском, Невельском, Городокском, Лепельском, Полоцком и Витебском уездах, в Гродненской губернии — в Сокольском, Волковысском, Слонимском, Пружанском и Гродненском уездах. Почти половину (47%) белорусы составляли в Свентянском уезде Виленской губернии и Себежском уезде Витебской губернии. Таким же был удельный вес белорусов в Белостокском уезде Гродненской губернии.

Обратите внимание

       Кроме белорусов, в этих пяти губерниях проживало также много евреев, русских, поляков, украинцев, литовцев, латышей и представителей других национальностей (3,1 млн. человек). Общая численность белорусов среди них составляла 73%, евреев — 13,8%, украинцев — 4,7%, поляков — 2,5%, представителей других национальностей — 1,7%.

Евреи относительно равномерно были расселены по всему краю, концентрируясь в городах и местечках, где они составляли большинство. Литовцы преобладали в Трокском уезде Виленской губернии, латышы — в Люцинском и Режицком уездах Витебской губернии. Много литовцев проживало в Свентянском и Виленском уездах, латышей — в Двинском уезде.

Польское население концентрировалось, в основном, в западных уездах Виленской и Гродненской губерний. Самым высоким был удельный вес поляков в Белостокском и Вельском уездах Гродненской губернии (34 — 35%) и в Виленском уезде Виленской губернии (20%). Украинцы, по данным переписи 1897 года, преобладали в Кобринском и Брестском уездах Гродненской губернии.

Как видно из вышесказанного, не вся территория, где преобладало беларуское население, вошла в состав современной Беларуси и приняла участие в формировании беларуской нации. Большим был удельный вес белорусов и в некоторых уездах соседних губерний, которые также сегодня остались за пределами Республики Беларусь.

Это Красненский уезд Смоленской губернии (90%), Суражский уезд Черниговской губернии (70%) и некоторые другие.

       Консолидации территории беларуского этноса и, в частности, беларуской нации мешало то, что белорусы не имели своей государственности. Это создавало большие трудности на пути ее развития, но остановить эти процессы полностью было невозможно.

       Абсолютное большинство белорусов во второй половине XIX века проживало в сельской местности (5062400 человек, или около 95%) и принадлежало к сословию крестьян. Но сельскохозяйственное население было неоднородным по своему социальному составу. Около 50% его составляли крестьяне-бедняки, 30% — середняки и около 20% — крупная аграрная буржуазия, фолъваровая шляхта и кулачество.

       Среди торгово-промышленного населения белорусы насчитывали 220 тысяч человек. Владельцы промышленных предприятий и торговых заведений составляли среди них 10% (20 тысяч).

Важно

90% торгово-промышленного населения (более 200 тысяч) составили лица, работающие по найму. В целом в Беларуси основную прослойку торгово-промышленной буржуазии в это время оставляли евреи.

Им принадлежало около 60% промышленных предприятий и торговых заведений, белорусам — только 25%.

       Статистические данные свидетельствуют, что беларуская нация в конце XIX века делилась на следующие социальные группы:

а) крупная буржуазия (купцы, рантье, аграрная буржуазия, чиновники) — около 80 тысяч человек, или 1,4% всего на селения;

б) зажиточное население (фольварковая шляхта, кулаки, духовенство, чиновники) — около 1 млн. 100 тысяч человек, или 22% населения;

в) крестьянская беднота — 1 млн. 500 тысяч человек, или 27% на селения;

г) пролетариат и полупролетариат (рабочие, ремесленники, батраки) — 2 мнл. 750 тысяч человек, или 49,4% населения.

       Как видно, более 76% белорусов составляли пролетариат, полупролетариат и крестьянская беднота (мелкие хозяева), около 14 % — принадлежало к эксплуататорским классам. Это свидетельствовало о том, что в Беларуси шел интенсивный процесс формирования основных классов буржуазного общества — буржуа и наемных рабочих.

       Основную часть беларуской буржуазии составляла сельскохозяйственная буржуазия — кулачество. К началу XX века она сосредотачивала в своих руках около 30% надельной и 80% купчий арендной земель. Многие представители сельскохозяйственной буржуазии только формально носили старое сословное название «крестьянин», ибо по размерам своих земельных владений, и чем не уступали помещикам.

Совет

В конце XIX века в пяти беларуских губерниях насчитывалось 1425 «крестьян», которые располагались личной земельной собственностью от 100 до 1000 десятин на двор, 37 из них владели земельными участками от 1000 до 10000 десятин. По подсчетам известного беларуского историка К.И.Шабуни, кулачество в Беларуси в конце XIX века уже насчитывало около 10% от общего количества крестьянских хозяйств.

       Многие из зажиточных крестьян сочетали капиталистическое земледелие с торгово-промышленным предпринимательством. Они являлись собственниками или арендаторами мельниц, смолокурень и других предприятий.

В 1886 году, например, в Бобруйском уезде в собственности крестьян находилось 28 таких предприятий, в Речицком — 75. В Минской губернии в 1875 году 219 крестьян имели речные суда на Припяти, Березине и Немане для перевозки грузов.

Это были уже представители беларуской буржуазии.

       Значительную прослойку беларуской национальной буржуазии составляла шляхта. Некоторая ее часть была ополячена или русифицирована, но, как показывают этнографические исследования, она была беларуской. Часть шляхты владела фольварками по наследству и принадлежала к дворянскому сословию.

Согласно переписи населения 1897 года, 68 тысяч представителей сословия дворян (43,3% всего дворянства Беларуси) считали себя белорусами. Та часть шляхты, которая не доказала царскому правительству своего дворянского происхождения после восстаний 1830 и 1863 годов, была переведена в крестьянское сословие.

Но по имущественному положению она была близка к сельской буржуазии (кулакам).

       Одновременно с сформированием национальной буржуазии формировался и беларуский национальный пролетариат. По подсчетам известного беларуского историка М.О.

Бича, в конце XIX века в промышленности, на транспорте, в торговле и связи, а также в качестве домашней прислуги и поденщиков в городах пяти беларуских губерний было занято 290 тысяч наемных рабочих: из них 49,7 тысяч (17,1%) белорусов, 29,4 тысяч (10,1%) русских, 29,6 тысяч (10,2%) поляков, 174 тысячи (60%) евреев, 2,3 тысячи (0,8%) литовцев, 3,6 тысячи (1,3%) латышей, 1,6 тысяч (0,6%) украинцев. Такая национальная пестрота рабочего класса была обусловлена национальным составом городского населения Беларуси. В силу действия еврейской черты оседлости и запрещения евреям заниматься земледелием и жить в сельской местности, основная масса еврейского населения проживала в городах и занималась торговлей и предпринимательством. По данным переписи 1897 года, в пяти белаоруских губерниях 58,2% горожан составляли евреи, 17,8% — русские, 12% — поляки. На долю белорусов припадало только 13,2% горожан.

Еврейские рабочие преобладали в ремесленном производстве. Среди фабрично-заводских и железнодорожных рабочих, которые насчитывали 85 тысяч человек, большинство составляли белорусы, русские и поляки.

Обратите внимание

Большую армию наемных рабочих в это время представляли батраки и парабки, а также сезонные строительные сельскохозяйственные рабочие, в большинстве своем белорусы.

В связи с массовым разорением крестьянства, переизбытком рабочей силы в сельском хозяйстве, ежегодно из Беларуси только в отхожие промыслы России уходили около 300 тысяч крестьян. Крестьяне в поисках работы выезжали также за пределы Российской империи, пополняя армию наемного рабочего труда.

       Важным признаком нации является национальный язык. Национальная общность невозможна без общего языка, единого и понятного для всей нации.

До конца XVIII века беларуский язык оставался языком народности с присущей ему пестротой территориальных диалектов и говоров. Он не имел еще общепринятых грамматических норм, закрепленных в литературе.

Такой язык не мог обслуживать национальные связи, хозяйственную, общественно-политическую и культурную жизнь народа.

       Создание экономической общности повлекло за собой изменение территориальных диалектов и постепенное их сглаживание.

Словарный состав языка стал пополняться новыми словами, возникшими в связи с развитием промышленности, торговли, сельского хозяйства, транспорта.

Одновременно из словарного состава языка вышло из употребления много устаревших слов, вязанных с отжившими явлениями феодальной эпохи. Живой сродный разговорный язык начал постепенно закрепляться в литературе.

Важно

       Литературный язык формирующейся беларуской нации складывался на основе живого разговорного языка северо-западной минско-молодечненской группы среднебеларуских говоров. Это было исторически обусловлено.

Территория, на которой были распространены эти говоры, была наиболее развитой в экономическом, общественно-политическом и культурном отношениях. На этой территории проживали и творили виднейшие представители беларуской культуры XIX — начала XX веков: И. Дунин-Марцинкевич, Ф. Богушевич, Я. Лучина, А. Гуринович, Я. Купала, Я. Колас, А. Пашкевич, З.

Бядуля и другие. Каждый из них своими произведениями внес в беларускую литературу элементы преимущественно среднебеларуских говоров.

    Беларуский литературный язык развивался, главным образом, как язык художественной литературы и отчасти публицистики (газета «Мужицкая правда», анонимные «гутарки», подпольные листовки и другие). Но в нем преобладала бытовая лексика, отсутствовала политическая, научно-техническая, юридическая и административно-канцелярская терминология.

       Формирование беларуского литературного языка сопровождалось выработкой лексических, фонетических и грамматических норм, закреплением их в литературе. Однако в течение XIX века такие нормы в литературе еще не установились.

Объясняется это еще слабым развитием беларуской литературы, преследуемой царизмом, а также ограниченным кругом писателей и поэтов, отсутствием беларуских издательств, которые обычно ведут редакторскую работу, содействующую нормализации языка.

Определенные успехи в выработке литературных норм языка были достигнуты только в начале XX века, когда в литературу пришла плеяда выдающихся беларуских писателей и поэтов во главе с Я. Купалом и Я. Коласом, начали издаваться на беларуском языке книги и газеты.

       Серьезным препятствием развитию беларуского языка и закреплению его в литературе было то, что он был языком угнетенной нации, не имеющей своей государственности.

Совет

Вплоть до октября 1905 года на нем не разрешалось печатать книги, газеты, его не изучали в школе, не допускали в государственные учреждения. Он практически не использовался в деловой, хозяйственной и культурной жизни городов. К сожалению, эта тенденция имеет место и в настоящее время.

И тем не менее, беларуский язык развивался и оказывал содействие развитию и укреплению национальных связей, поскольку обслуживал основную массу населения края.

       В процессе формирования основных признаков беларуской нации складывался и такой ее признак, как психический склад, проявляющийся, прежде всего, в общности национальной культуры.

Психический склад, или национальный характер, является отражением материально-бытовых условий жизни многих поколений народа, его истории, важнейших событий, наложивших отпечаток на жизнь и развитие нации.

В процессе исторического опыта у белорусов выработались такие черты национального характера, как любовь к Родине, свободолюбие, ненависть к угнетателям и мужество в борьбе с ними, уважение и братские чувства к другим народам, стойкость и терпение в преодолении трудностей и лишений, трудолюбие.

       Важным показателем формирующейся нации является уровень развития ее культуры. Во второй половине XIX века она сделала значительный шаг вперед в своем развитии.

 http://www.10ballov.by

Источник: http://inbelhist.org/formirovanie-belaruskoj-nacii-kultura-belarusi-vo-vtoroj-polovine-19-nachale-20-veka/

Ссылка на основную публикацию