Крестьянская война в россии в xvii столетия

Крестьянские войны в России xvii—xviii веков

Этот период в истории России – кризисная пора в социальной, политической и экономической жизни. Пора, когда модель управления, созданная Иваном Грозным, уже не вызывает доверия у общества, которое, в свою очередь, еще не в состоянии создать новую модель. Острую неудовлетворенность ощущают представители дворянства, мечтая о расширении своих прав.

Недовольство испытывает казачество. Вследствие неурожая, поразившего всю страну, постепенно нарастают негативные настроения и среди низов. Восстания и недовольства подавляются правительственными войсками. Однако война – это уже не восстание и не бунт. Она способна охватить всю страну. И по одну сторону – власть восставших, а по другую – царь.

Крестьянскую войну XVII в. можно разделить на три этапа. Первый – бунт под руководством Хлопка. Второй – Болотниковское восстание.

А третий этап характеризуется спадом восставших сил, но сопровождается довольно мощными выступлениями горожан и представителей казачества.

Обратите внимание

Фактором, разжигавшим эту войну на всех ее этапах, стал династический кризис и бесконечные самозванцы и лжецари, которые возникали в столице один за другим.

Неурожаи и ранние холода привели экономику в столь плачевное состояние, что страну охватили эпидемии и голод, который продолжался около трех лет. В города хлынули беженцы, стремящиеся спастись от голодной смерти.

Борис Годунов пытался смягчить сложившуюся ситуацию, но недовольство в народе усугубили слухи о том, что эти бедствия являются не чем иным, как карой за нарушение престолонаследования. Первое массовое восстание не заставило себя ждать.

Однако быстро было подавлено, а предводитель казнен.

Следующим восстанием, предводителем которого стал Болотников. Спустя два столетия сторонники классовой борьбы увидят в этом восстании народное освободительное движение и начало зарождения революционной идеи. Согласно другой точке зрения, целью этого восстания была не реорганизация старой социальной структуры, а всего лишь перемена лиц внутри этой системы.

Восстание под предводительством Разина стало кульминационным этапом, в котором были и характерные черты освободительного восстания, и мятеж, и беспорядочный бессмысленный бунт.

Восстание Разина, представителя донского казачества, окружено мифами и легендами и является довольно противоречивым явлением в истории.

Одним из причин для его возникновения принято считать оторванность донских казаков от городского населения.

Восстанию под предводительством Емельяна Пугачева, которое состоялось во второй половине XVIII в., предшествовало недовольство среди казачества, вызванное ограничением прав, отменой выборности войсковых атаманов, ущемлением хозяйственных интересов.

Важно

Недовольство вылилось в небольшой бунт, который, впрочем, был без труда подавлен и повлек за собой еще более строгие меры в отношении казачества. На фоне всех этих настроений и появился новый предводитель, который в отличие от предыдущих, обладал качествами лидера.

Целью Пугачева и его соратников в этом движении было скорее не ликвидировать дворянство как класс, а занять его место. Средством – грабежи и разрушения, за что участники движения впоследствии были жестоко наказаны.

Возможно, Крестьянские войны и нанесли определенный удар по крепостническому строю, но, прежде всего, привели к огромному уничтожению народных масс населения и на долгие годы расстроили хозяйственную жизнь в стране.

Ни одна из проблем, политического и социального характера не только не была решена в ходе этих волнений, а скорее усугубилась.

В довершение можно привести слова великого русского писателя «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».

Источник: http://webznayka.ru/istoriya/russkaya-istoriya/802-krestyanskie-vojn

Крестьянская война начала XVII века — allRefs.net

Крестьянская война начала XVII века — раздел История, Крестьянские войны в России в XVII-XVIII вв. Крестьянская Война Начала Xvii Века. Как Уже Было Сказано, В Начале Века Поло…

Крестьянская война начала XVII века. Как уже было сказано, в начале века положение в стране обострилось из-за неурожаев.

В 1601 г. более двух месяцев шли дожди.

Потом очень рано, в середине августа, ударили морозы и выпал снег, что привело к гибели урожая. В несколько раз увеличились цены. Началась спекуляция хлебом. В следующем, 1602 г. посевы озимых вновь не дали всходов. Снова, как ив 1601 г наступили ранние холода. Цены выросли уже более чем в 100 раз.

Совет

Народ голодал, начались массовые эпидемии. Борис Годунов организовал государственные работы.

Он привлекал москвичей и нахлынувших в столицу беженцев к строительству, используя уже имевшийся опыт возведения колокольни Ивана Великого, раздавал хлеб из государственных закромов, разрешал холопам уходить от своих господ и искать возможности прокормиться.

Но все эти меры не имели успеха. Поползли слухи, что на страну распространилось наказание за нарушение порядка престоло-наследования, за грехи Годунова. В центре страны вспыхнуло 1603-1604 восстание холопов под предводительством Хлопка Косолапа. Оно было жестоко подавлено, а Хлопок казнен в Москве.

Это восстание многие историки считают первым этапом Крестьянской войны начала XVII века. В соседней Речи Посполитой только и ожидали повода вмешаться во внутренние дела ослабевшей России.

В 1602 году в имении князя Адама Вишневецкого объявился человек, выдававший себя за сына Ивана IV, чудом уцелевшего царевича Дмитрия, погибшего в Угличе 15 мая 1591 года.

В действительности это был галичский дворянин Григорий Отрепьев, расстриженный монах Чудова монастыря, принадлежавший к свите патриарха Иова и близко связанный с Романовыми.

К началу 1605 года под знаменами царевича собралось более 20 тыс. человек. 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис Годунов и на престол вступил его 16-летний сын Федор. Боярство не признало нового царя.

7 мая на сторону Лжедмитрия перешло царское войско. Царь Федор был свергнут и задушен вместе с матерью. Однако вскоре надежды на доброго и справедливого царя Дмитрия Ивановича рухнули.

На русский престол сел польский ставленник, откровенный политический авантюрист.

Обратите внимание

В ночь 17 мая 1606 года началось восстание горожан. Заговорщики ворвались в Кремль и зверски убили Лжедмитрия 1.

Через три дня новым царем выкликнули с Лобного места на Красной площади родовитого боярина Василия Ивановича Шуйского, бывшего организатором и вдохновителем заговора, до этого осужденного за интриги и отравленного Лжедмитрием в ссылку. Человек, оказавшийся волею судьбы на московском престоле, не пользовался ни авторитетом, ни народной любовью.

Главным качеством характера Шуйского было лицемерие, любимый способ борьбы — интрига и ложь. Подобно Годунову, он успешно усвоил все уроки правления Ивана Грозного, был недоверчив, коварен, однако не обладал ни государственным умом, ни опытом царя Бориса. Этот человек не был способен остановить развал государственности и преодолеть раскол социальный.

С самого начала Шуйский не пользовался широкой поддержкой. Знаменем оппозиции вновь стало имя царя Дмитрия Ивановича, который, по слухам, спасся от заговорщиков и на этот раз. Против Шуйского выступило население порубежных уездов, опальные сторонники Лжедмитрия, такие как воевода Путивля князь Г. Шаховский и воевода Чернигова князь А. Телятевский.

Оппозиционные настроения охватили дворянские корпорации. Летом 1606 года движение стало приобретать организованный характер. Появился и руководитель — Иван Исаевич Болотников. Начался второй этап Крестьянской войны. Холопство было неоднородным социальным слоем.

Верхи холопов, приближенные к своим владельцам, занимали достаточно высокое положение. Не случайно многие провинциальные дворяне охотно меняли свой статус на холопий. И. Болотников, по-видимому, принадлежал к их числу. Он был военным холопом А.

Телятевского и, скорее всего дворянином по своему происхождению. Впрочем, не следует придавать этому слишком большого значения социальная направленность взглядов человека определялась не одним только происхождением.

Дворянством Болотникова можно объяснить его военные дарования и качества бывалого воина.

Важно

Есть известия о пребывании Болотникова в крымском и турецком плену, гребцом на галере, захваченной немцами.

Существует предположение, что, возвращаясь из плена через Италию, Германию, Речь Посполитую, Болотников успел повоевать на стороне австрийского императора предводителем наемного казацкого отряда против турок.

В противном случае трудно объяснить, почему именно он получил полномочия большого воеводы от человека, выдававшего себя за царя Дмитрия.

Восставшие, собравшиеся под знаменем царя Дмитрия Ивановича, представляли собой сложный конгломерат сил. Здесь были не только выходцы из низов, но и служилые люди по прибору и отечеству.

Едины они были в своем неприятии новоизбранного царя, различны в своих социальных устремлениях. После успешной битвы под Кромами в августе 1606 г. восставшие заняли Елец, Тулу, Калугу, Каширу и к концу года подступили к Москве.

Сил для полной блокады столицы не хватало, и это дало возможность Шуйскому мобилизовать все свои ресурсы.

К этому времени в стане восставших произошел раскол и отряды Ляпунова ноябрь и Пашкова начало декабря перешли на сторону Шуйского. Сражение под Москвой 2 декабря 1606 года окончилось поражением Болотникова.

Последний после ряда сражений отступил к Туле, под защиту каменных стен города. Сам В.Шуйский выступил против восставших и в июне 1607г. подошел к Туле.

Противники Шуйского, положившись на его милостивое слово, отворили ворота. Однако царь не упустил возможности расправиться с вождями движения. Достаточно сложно дать оценку характера восстания Болотникова.

Представляется односторонним взгляд на движение исключительно как на высший этап крестьянской войны. Однако это взгляд существует, и сторонники этого взгляда дают следующие оценки первой Крестьянской войны.

17, 108 Одни из них полагают, что она задержала юридическое оформление крепостного права на 50 лет, другие считают, что она, наоборот, ускорила процесс юридического оформления крепостного права, завершившийся в 1649 году.

Сторонники взгляда на крестьянские войны как на антикрепостническое народное движение, считают также, что значение крестьянских войн нельзя сводить только к их непосредственным результатам.

В процессе крестьянских войн народные массы учились бороться за землю и волю. Крестьянские войны были одним из факторов, подготовивших формирование революционной идеологии. В конечном итоге они готовили переход к новому способу производства.

Мы всегда учили и учим писал В. И. Ленин — что классовая борьба, борьба эксплуатируемой части народа против эксплуататорской лежит в основе политических преобразований и, в конечном счете, решает судьбу всех таких преобразований 17, 108.

Некоторые историки высказывают другой взгляд на описанные выше события.

По их мнению, для нас остается неизвестной программа движения все сохранившиеся документы, по которым можно судить о требованиях восставших, принадлежат правительственному лагерю.

Обратите внимание

В интерпретации Шуйского, восставшие призывали москвичей к уничтожению вельмож и сильных, разделу их имущества.

Патриарх Гермоген объявлял, что болотниковцы велят боярским холопам побивати своих бояр, и жены их и вотчины, и поместья им сулят 9, 174, обещая давати боярство, и воеводство, и окольничество, и дьячество 9, 174.

Известны случаи так называемых воровских дач, когда имения сторонников царя Василия передавали сторонникам законного государя Дмитрия Ивановича.

Таким образом, борьба была направлена не столько на разрушение существующей социальной системы, а на перемену лиц и целых социальных групп внутри нее. Участники выступления, бывшие крестьяне, холопы, стремились конституироваться в новом социальном статусе служилых людей, вольных казаков. К повышению своего статуса стремилось и дворянство, недовольное воцарением Шуйского.

Налицо была острая, достаточно сложная и противоречивая социальная борьба, выходящая за рамки, очерченные концепцией крестьянской войны.

Эта борьба естественно дополняла борьбу за власть — ведь только победа одного из претендентов обеспечивала закрепление прав его сторонников. Само это противоборство вылилось в борьбу вооруженную, целыми армиями.

В социальном противоборстве принимали участие и низы общества. Однако антикрепостнический запал находил свое выражение, прежде всего в ослаблении, а в последующем и в прогрессирующем разрушении государственности.

В условиях кризиса всех структур власти все труднее было удержать крестьян от выхода. Стремясь заручиться поддержкой дворянства, Шуйский 9 марта 1607г.

Важно

издал обширное крепостническое законодательство, которое предусматривало значительное увеличение срока урочных лет.

Сыск беглых становился должностной обязанностью местной администрации, которая отныне должна была каждого пришлого человека спрашивати накрепко, чей он, откуда, и когда бежал 9, 174. Впервые вводились денежные санкции за прием беглого.

Однако Уложение 1607г. носило скорее декларативный характер. В контексте событий для крестьянства актуальной становилась проблема не выхода, восстанавливаемого явочным путем, а поиска владельца и места нового жительства, которые бы обеспечивали стабильность бытия. События начала XVII в.

рядом историков трактуются как гражданская война в России. Однако далеко не все исследователи разделяют эту точку зрения. Подчеркивая отсутствие четких граней социального и политического противостояния, они рассматривают все события в рамках, очерченных самими современниками — как смуту — смутное время. 1.3.

Развернуть

Открыть в широком формате

Источник: http://allrefs.net/c2/14dlb/p1/

Крестьянские войны в россии XVII-XVIII веков

КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ 
В РОССИИ XVII-XVIII ВЕКОВ.

ПЛАН.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….   3

1. СМУТНОЕ ВРЕМЯ.

1.1. Причины крестьянской 
войны начала ХУ11 века ………………………….   5

1.2. Крестьянская война 
начала XVII века ………………………………………   7

1.3. Взгляд на события начала XVII века

 как на гражданскую 
войну в России ………………………………………… 12

2. ВОССТАНИЕ ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ 
С. Т. РАЗИНА.

2.1. Ход восстания ………………………………………………………………… 16

2.2. В. М. Соловьев 
о разинском движении …………………………………….. 17

3. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ Е.И.ПУГАЧЕВА.

3.1. События, предшествовавшие 
началу войны ……………………………….. 24

3.2. Ход крестьянской 
войны ……………………………………………………. 25

3.5. Некоторые особенности 
пугачёвского движения …………………………. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………… 30

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………… 31

ВВЕДЕНИЕ.

XVII столетие в истории 
нашей страны — время примечательное, переломное, наполненное событиями 
бурными и героическими. Это — время, когда заканчивается эпоха 
средневековья, начинается эпоха нового периода, позднего феодализма.

Несмотря на пристальный 
интерес к XVII веку, его серьезное 
исследование в исторической науке 
началось довольно поздно. Правда, уже 
историки XVIII  столетия оставили нам 
свои суждения, но весьма общие, о веке предшествующем.

От юридической школы 
идет известная теория закрепощения и раскрепощения сословий в XVI-XIX веках: государство с помощью 
законов закрепостило все сословия, заставило их служить своим интересам.

Потом постепенно раскрепощало: сначала 
дворян (указ 1762 года о вольности дворянской), потом купечество (жалованная грамота городам 1785 года) и крестьян (указ 1861 года об отмене крепостного права).

Эта схема весьма далека от действительности: феодалы, как известно, составляли со времен Киевской Руси господствующий класс, а крестьяне — класс эксплуатируемый, государство же выступало защитником интересов феодалов.

В соответствии с точкой зрения историков государственной 
школы, борьба классов, сословий расценивалась 
как проявление антигосударственного, анархического начала.

Крестьяне — не главная движущая сила восстаний, а пассивная масса, способная лишь на побеги от своих господ или следование за казаками в годы многочисленных «смут», когда последние стремились пограбить, не подчиняясь организованному началу — государству.

Совет

Проблема социального 
мира и социальных конфликтов всегда была и остается актуальной для нашей 
страны.

Советские историки в 
основу изучения истории России XVII-ХVIII вв. положили мысль о ведущем значении двух факторов: развития экономики и классовой борьбы.

На развитие хозяйства, эволюцию классов и сословий существенное  тормозящее  влияние   оказывает   крепостнический   режим, достигающий своего апогея именно в этих столетиях.

Ужесточение эксплуатации со стороны феодалов и государственных карательных органов вызывает усиление протеста народных низов. Недаром XVII век современники назвали «бунтарным».

История классовой борьбы в России XVII-XVIII вв. является предметом 
пристального внимания, но которому высказаны 
различные суждения. Нет единства среди историков в оценке первой и второй Крестьянских войн – их хронологических рамок, этапах, результативности, исторической роли и др.

Например, одни исследователи сводят первую из них к восстанию И.И.

Болотникова 1606-1607 годов, другие включают в нее и восстание Хлопка 1603 года, «голодные бунты» 1601-1603 годов, народные движения времени первого и второго самозванцев, обоих ополчений и так далее, вплоть до крестьянско-казацких восстаний 1613-1614 годов и даже 1617-1618 годов.

Московские восстания 1682 и 1698 годов одни авторы, придерживаясь старой традиции, называют «реакционными бунтами», направленными против петровских преобразований (хотя последние еще не начинались). Другие историки считают эти восстания сложными, противоречивыми, но в целом антифеодальными выступлениями.

Исследования этих и 
других вопросов ведутся широким 
фронтом: это —  издание источников (летописи, разрядные, посольские, боярские книги, документы по истории народных восстаний, культуры и др.), их сравнительное изучение, подготовка книг по широкому кругу проблем социально-экономического, политического, культурного развития страны в одну из переломных эпох отечественной истории.

В данной работе я попытаюсь рассмотреть 
историю Крестьянских войн в России XVII -XVIII вв. с учетом разных точек зрения на основе научных монографий и статей историков XIX-XX вв. В работе также использованы документы по истории крестьянских войн в России (11; 19; 25).

1.1. Причины 
крестьянской войны начала XVII века.

Обратите внимание

На рубеже XVI-XVII столетий Российское государство вступило в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического, струк-турного кризиса, корни которого уходили в эпоху правления Ивана Грозного.

Ливонская война, опричный террор и рост феодальной эксплуатации обусловили развал хозяйства страны, что повело за собой экономический кризис, а тот, в свою очередь, стимулировал усиление крепостничества. На этом фоне неизбежно нарастала социальная напряженность в низах.

С другой стороны, социальную неудовлетворенность испытывало и дворянство, которое претендовало на расширение своих прав и привилегий, что более соответствовало бы его возросшей роли в государстве.

Весьма глубокими были политические причины смуты. Самодержавная 
тираническая модель взаимоотношения 
власти и общества, воплощенная Иваном Грозным, в условиях изменившейся социальной структуры доказала свою ограниченность.

В государстве, которое уже перестало быть собранием разрозненных земель и княжеств, но еще не превратилось в органическое целое, на повестку дня встал сложнейший вопрос — кто и каким образом может оказывать влияние на принятие государственных решений.

Политический кризис обусловил и кризис династический, который был связан с пресечением 
династии московских царей — потомков Ивана Калиты после смерти в Угличе царевича Дмитрия 15 мая 1591 года (многие современники обвиняли в его гибели Бориса Годунова, хотя материалы следственной комиссии говорили об обратном) и кончины не имевшего наследника царя Федора Ивановича 6 января 1598 года. Избрание на царство в феврале 1598 года Бориса Годунова, являвшегося фактическим правителем России с 1587 года, не решило проблемы. Напротив, усилились противоречия среди группировок элиты московского боярства. Обстановка осложнялась широко распространившимися с середины 80-х гг. легендами о «царевиче-избавителе», подрывавшими авторитет царя Бориса, не обладавшего преимуществами наследственного монарха.

Достижения политики Бориса Годунова в 90-е гг. XVI в. были непрочными, ибо основывались на перенапряжении социально-экономического потенциала страны, что неизбежно вело к социальному взрыву.

Недовольство охватывало все слои общества: знать и боярство были возмущены урезанием своих родовых прав, служилое дворянство не удовлетворяла политика правительства, не способного пресечь бегство крестьян, существенно снижавшее доходность их поместий, посадское население выступало против посадского строения и усиления налогового гнета, православное духовенство было недовольно урезанием своих привилегий и жестким подчинением самодержавной власти.

Важно

В начале века страну поразил 
страшный неурожай. Это бедствие довело основное тягловое население страны до полного разорения. Нарастает 
волна многочисленных волнений и 
восстаний голодающего простонародья. Правительственным войскам с 
трудом удавалось подавлять такие «бунты».

Читайте также:  Отмена крепостного права

Однако Крестьянские войны отличаются от крестьянских восстаний 
подобного рода.

Они охватывают значительную территорию страны, объединяют всю 
совокупность мощных народных движений, зачастую представляющих разнородные 
силы.

В крестьянской войне действует постоянная армия восставших, страна распадается как бы на две части, в одной из которых власть восставших, а в другой — власть царя. Лозунги крестьянской войны носят общерусский характер.

В Крестьянской войне 
начала XVII века выделяются три больших периода: первый период (1603-1605), важнейшим событием которого было восстание Хлопка; второй период (1606-1607) — крестьянское восстание под руководством И. И. Болотникова; третий период (1608-1615) — спад Крестьянской войны, сопровождаемый рядом крупных выступлений крестьян, горожан, казачества и т.д. (17,106).

1.2. Крестьянская 
война начала XVII века.

Как уже было сказано, в начале века положение в стране обострилось из-за неурожаев. В 1601 г. более двух месяцев шли дожди. Потом очень рано, в середине августа, ударили морозы и выпал снег, что привело к гибели урожая.

В несколько раз увеличились цены. Началась спекуляция хлебом. В следующем, 1602 г. посевы озимых вновь не дали всходов. Снова, как ив 1601 г., наступили ранние холода. Цены выросли уже более чем в 100 раз.

Народ голодал, начались массовые эпидемии.

Борис Годунов организовал 
государственные работы.

Он привлекал 
москвичей и нахлынувших в 
столицу беженцев к строительству, используя уже имевшийся опыт возведения колокольни Ивана Великого, раздавал хлеб из государственных закромов, разрешал холопам уходить от своих господ и искать возможности прокормиться. Но все эти меры не имели успеха. Поползли слухи, что на страну распространилось наказание за нарушение порядка престоло-наследования, за грехи Годунова.

В центре страны вспыхнуло (1603-1604) восстание холопов под 
предводительством Хлопка Косолапа. Оно было жестоко подавлено, а 
Хлопок казнен в Москве. Это восстание 
многие историки считают первым этапом Крестьянской войны начала XVII века.

Совет

В соседней Речи Посполитой только и ожидали повода вмешаться 
во внутренние дела ослабевшей России.

В 1602 году в имении князя Адама 
Вишневецкого объявился человек, выдававший себя за сына Ивана IV, чудом уцелевшего царевича Дмитрия, погибшего в Угличе 15 мая 1591 года.

В действительности это был галичский дворянин Григорий Отрепьев, расстриженный монах Чудова монастыря, принадлежавший к свите патриарха Иова и близко связанный с Романовыми.

К началу 1605 года под знаменами 
«царевича» собралось более 20 тыс. человек. 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис Годунов и на престол вступил его 16-летний сын Федор. Боярство не признало нового царя. 7 мая на сторону Лжедмитрия перешло царское войско. Царь Федор был свергнут и задушен вместе с матерью.

Однако вскоре надежды 
на «доброго и справедливого» царя Дмитрия Ивановича рухнули. На русский 
престол сел польский ставленник, откровенный политический авантюрист. В ночь 17 мая 1606 года началось восстание 
горожан. Заговорщики ворвались 
в Кремль и зверски убили Лжедмитрия 1.

Через три дня новым 
царем «выкликнули» с Лобного 
места на Красной площади родовитого боярина Василия Ивановича Шуйского, бывшего организатором и вдохновителем 
заговора, до этого осужденного за интриги и отравленного Лжедмитрием 
в ссылку.

Человек, оказавшийся 
волею судьбы на московском престоле, не пользовался ни авторитетом, ни народной любовью. Главным качеством характера 
Шуйского было лицемерие, любимый способ борьбы — интрига и ложь.

Подобно 
Годунову, он успешно усвоил все 
уроки правления Ивана Грозного, был недоверчив, коварен, однако не обладал ни государственным умом, ни опытом царя Бориса.

Обратите внимание

Этот человек не был способен остановить развал государственности и преодолеть раскол социальный.

С самого начала Шуйский 
не пользовался широкой поддержкой. Знаменем оппозиции вновь стало имя царя Дмитрия Ивановича, который, по слухам, спасся от заговорщиков и на этот раз.

Против Шуйского выступило население порубежных уездов, опальные сторонники Лжедмитрия, такие как воевода Путивля князь Г. Шаховский и воевода Чернигова князь А. Телятевский. Оппозиционные настроения охватили дворянские корпорации.

Летом 1606 года движение стало приобретать организованный характер. Появился и руководитель — Иван Исаевич Болотников.

Начался второй этап Крестьянской войны.

Холопство было неоднородным социальным слоем. Верхи холопов, приближенные к своим владельцам, занимали достаточно высокое положение. Не случайно многие провинциальные дворяне охотно меняли свой статус на холопий. И. Болотников, по-видимому, принадлежал к их числу.

Он был военным холопом А. Телятевского и, скорее всего дворянином по своему происхождению. Впрочем, не следует придавать этому слишком большого значения: социальная направленность взглядов человека определялась не одним только происхождением.

«Дворянством» Болотникова можно объяснить его военные дарования и качества бывалого воина.

Есть известия о пребывании Болотникова в крымском и турецком плену, гребцом на галере, захваченной 
«немцами».

Существует предположение, что, возвращаясь из плена через Италию, Германию, Речь Посполитую, Болотников успел повоевать на стороне австрийского императора предводителем наемного казацкого отряда против турок.

Важно

В противном случае трудно объяснить, почему именно он получил полномочия «большого воеводы» от человека, выдававшего себя за царя Дмитрия.

Восставшие, собравшиеся 
под знаменем «царя Дмитрия Ивановича», представляли собой сложный конгломерат 
сил. Здесь были не только выходцы 
из низов, но и служилые люди по прибору 
и отечеству. Едины они были в 
своем неприятии новоизбранного царя, различны в своих социальных устремлениях.

После успешной битвы под Кромами в августе 1606 г. восставшие заняли Елец, Тулу, Калугу, Каширу и к концу года подступили к Москве. Сил для полной блокады столицы не хватало, и это дало возможность Шуйскому мобилизовать все свои ресурсы.

К этому времени в стане восставших произошел раскол и отряды Ляпунова (ноябрь) и Пашкова (начало декабря) перешли на сторону Шуйского.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_06/krestyanskie-vojny-v-rossii-xviixviii/83735.1514192.page1.html

Правление Шуйского. Крестьянская война начала XVII века

Политика Лжедмитрия вызывала всеобщее недовольство, которое было использовано боярством. В результате восстания, вспыхнувшего в Москве в мае 1606 г., царем был избран Василий Шуйский.

Он дал крестоцеловальную грамоту, в которой обещал сохранить привилегии бояр, что еще больше обострило как борьбу внутри класса феодалов, так и всеобщее недовольство,вылившееся в мощное народное восстание. Его возглавил Иван Болотников. Неудивительно, что движение началось на Северской Украине.

Это были окраинные территории государства, где скопилась огромная масса беглых людей из центра и северо-запада страны. Здесь еще была слаба царская администрация. Казачество представляло благоприятную почву для начала движения именно здесь.

Состав участников был следующим: крестьяне, кабальные холопы, посадские люди (70 городов поддерджали Болотникова), казаки, стрельцы, народы Поволжья. В восстании участвовали и дворяне, стремившиеся использовать это движение против В.Шуйского.

В советской исторической науке восстание Болотникова характеризуется как Первая крестьянская война. Основные признаки крестьянской войны: восставшие выдвигают лозунги не местного ,аобщерусского характера; страна раскалывается на два лагеря — правительства и восставших; в восстании заметны элементы организации; в восстании участвуют различные социальные слои.

В народе продолжал упорно держаться слух о чудесном спасении Дмитрия, о том, что вновь воцарившись в Москве, он облегчит его положение. Болотников выступал как воевода Дмитрия и в своих грамотах призывал выступать против Шуйского.

После побед под Кромами и в устье реки Угры 7 октября 1606 г. восставшие, к которым присоединились отряды дворян и казаков ПрокопияЛяпунова и Истомы Пашкова, подошли к Москве.

Совет

Волнениями был охвачен не только центр и юг страны, но и Поволжье, Западный Урал, Псков, Астрахань.

В решающий момент движения дворяне, убоявшись ширившегося народного движения, пошли на сговор с Шуйским, против которого еще недавно выступали.

В сражении у села Коломенского Болотников потерпел поражение, снял осаду Москвы и отошел к Калуге.

Действовавшие в Поволжье отряды терских казаков под командованием Илейки Муромца, двинулись на соединение с Болотниковым и помогли ему уйти из Калуги. Восставшие укрепились в Туле.

Правительство Шуйского принимало меры для подавления восстания. Перебежчики из лагеря восставших освобождались от крепостной зависимости. Для консолидации землевладельцев центра в1607 г. был издан указ о пятнадцатилетнем сроке сыска беглых крестьян.

Болотников 4 месяца держался в Туле. Шуйскому даже не помогла устроенная плотина не реке Упе, которая позволила затопить Тулу. Помогла хитрость. Царь обещал сохранить жизнь восставшим, если они сложат оружие. Ворота Тулы были открыты. Шуйский не сдержал своего слова. Началась жестокая расправа с восставшими.

Однако с поражением восстания Болотникова народные выступления не закончились, а продолжались вплоть до 1615г.

В 1607 г. в Стародубе появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. К Лжедмитрию II присоединилась часть польской шляхты, повздорившей с Сигизмундом III и желавшей участием в походе Лжедмитрия II загладить свою вину. Лжедмитрий II добился некоторых успехов. Ряд городов перешел на его сторону.

Обратите внимание

Он подошел к Москве, но не смог ее взять и обосновался лагерем в селе Тушино. В Тушино перебралось немало дворян и представителей знати, недовольных правлением Шуйского. Последний боялся в борьбе с Лжедмитрием II опереться на народ, т.к. освободительное движение тесно переплеталось с антифеодальным. Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции.

Шведы согласились на участие в русских делах при условии, что Россия отказывается от побережья Балтики, возвращенного в 1590 г. Годуновым, что в России будет свободно обращаться шведская монета. Этот договор вызвал народные волнения на северо-западе. В 1609 г. русские войска князя Скопина-Шуйского вместе со шведами нанесли поражение Лжедмитрию II.

Читайте также:  Особенности общественно-экономического развития повлияли на развитие российской исторической, географической и сельскохозяйственных наук

Дальше шведы воевать отказались, т.к. им не уплатили требуемых денег.

Польша, находясь в состоянии войны со Швецией, получила возможность начать открытую интервенцию против России. В 1609 г. началась открытая интервенция польских феодалов. В 1610 г.

Сигизмунд III осадил Смоленск, стоящий на пути к Москве. Смоленск был неприступной крепостью. Осада затягивалась, и тогда Сигизмунд, оставив в тылу сражений Смоленск, двинулся на Москву.

С началом открытой интервенции распался лагерь Лжедмитрия II , а сам он был убит в Калуге.

В июне 1610 г. польские войска нанесли поражение русским войскам у деревни Клушино и подошли к столице. Шведы грабили северо-западные земли. Не прекращались народные выступления.

В стране нарастало недовольство Шуйским. Дворяне во главе с П.Ляпуновым свергли В.Шуйского. Он был пострижен в монахи. Образовалось правительство из семи бояр во главе с Ф.

Мстиславским — семибоярщина (1610 — 1613 гг.).

Правители семибоярщины, опасаясь опереться на народные массы в борьбе с интервентами, пошли на сговор с интервентами-поляками, пригласили на русский престол польского королевича Владислава и впустили поляков в Москву.

Освобождение от интервентов

Важно

Только опираясь на народ, можно было решить вопрос о сохранении независимости российского государства.

Зимой 1611 г. в Рязанской земле было образовано первое народное ополченце, которое возглавил Прокопий Ляпунов. В состав ополчения входили жители Нижнего Новгоорода, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы, казаки во главе с И.Заруцким. Ополчение подошло весной 1611 г.

к Москве, где вспыхнуло восстание. Первое ополчение не выполнило своей главной задачи, т.к. внутри его произошел раскол. Ляпунов высказался за возврат беглых крестьян, что привело к недовольству среди ополченцев — крестьян и казаков. Ляпунов был убит на казачьем кругу.

К этому времени пал Смоленск, а шведы захватили Новгород.

Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде староста Козьма Минин призвал к созданию нового ополчения. Население многих городов помогло создать материальную базу ополчения. Военным руководителем стал Дмитрий Пожарский. Ополчение двинулось к Москве весной 1612 г.

через Ярославль, где было создано временное правительство «Совет всея земли». Летом 1612 г. ополчение подошло к столице. Одновременно на выручку осажденным в Московском Кремле полякам подошел отряд гетмана Ходкевича с обозом продовольствия и боеприпасов.

У Крымского брода ополченцы разгромили отряд Ходкевича. В октябре 1612 г. поляки в Кремле сдались.

Земский собор 1613 г.

В 1613 г. состоялся Земский собор, на котором должны были избрать царя. Претендентами на

престол были польский королевич Владислав, сын шведского короля Карл-Филипп, сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван, представители знатных московских родов. Царем избралиМихаила Федоровича Романова.

Новый царь был сыном митрополита Филарета, умевшего во время Смуты поладить и с Лжедмитрием I, и Василием Шуйским, и с тушинцами. Представителей противоборствующих группировок устраивала и молодость Михаила.

Совет

Наконец, Романовы были косвенно связаны со старой династией через первую жену Ивана Грозного.

В 1617 г. между Россией и Швецией был заключен Столбовским мир. Шведы возвращали России Новгородскую землю, но оставляли за собой Балтийское побережье, города Ям, Орешек, Копорьеи Корела. Россия выплачивала Швеции большую денежную компенсацию.

Королевич Владислав не оставил своих замыслов занять русский престол. Он совершил поход на Москву, но взять ее не смог. Неудачей завершилась и осада Троице-Сергиева монастыря.

Поляки вынуждены были пойти на перемирие, которое было подписано в деревне Деулино в 1618 г. Россия отдавала Польше Смоленскую, Черниговскую и Северскую земли.

Россия отстояла свою независимость, но понесла серьезные территориальные потери. Хозяйство страны было разорено.*

*Смутное время всегда вызывало споры среди историков.

Ряд исследователей полагает, что некоторые эпизоды Смуты таили возможности альтернативного развития для России (например, зачатки договорных отношений между царем и подданными при призвании на престол Василия Шуйского и королевича Владислава).

Многие историки указывают, что национальная консолидация, позволившая отразить иноземные вторжения, была достигнута на консервативной основе, что надолго отложило остро необходимую стране модернизацию.

РОССИЯ В XVII—XVIII вв.

Источники

К XVII в. большинство историков относит начало «нового» периода русской истории.

Наряду с дальнейшим утверждением феодально-крепостнического строя в этот период в недрах экономики России начинают вызревать элементы капиталистического уклада хозяйствования, упрочиваются связи между отдельными регионами страны, начинает формироваться всероссийский рынок. Поступательное развитие феодализма выразилось в установлении в России сословного режима, утверждении абсолютизма, окончательном оформлении системы крепостного права.

Обратите внимание

В XVII—XVIII в. происходят значительные изменения в культурном облике России. Определяющими тенденциями развития русской культуры в этот период является ее обмирщение, утверждение рационализма, активное сближение с западноевропейской культурой.

Все эти изменения отразились на характере источников по истории России XVII—XVIII вв. Прежде всего, теряет свое значение такой важнейший при изучении предыдущих периодов истории России вид источников, как летописи. В XVII в.

отмирает общерусское летописание, его заменяют новые формы исторических сочинений — местные и одно-событийные летописцы, сказания, истории, рассуждения и т.п.

Первой напечатанной русской книгой по истории стал «Синопсис, или краткое собрание из разных летописцев», составленный под руководством настоятеля Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля.

В XVII в. оформляется система законодательства крепостнического государства. В 1649 г. Земским Собором было принято «Соборное Уложение» — кодекс действующих русских законов, просуществовавший в качестве единственного общерусского свода до 1830 г. Этот памятник, содержащий более 900 статей, является ценнейшим источником по социально-экономической, политической, культурной истории России.

В «Соборном Уложении» нашли свое отражение такие процессы, как складывание абсолютистского государства, консолидация господствующего класса и утверждение его привилегий, оформление системы крепостничества. Именно 1649 г. считается годом окончательного оформления крепостного права на Руси.

В процессе становления абсолютизма происходит бюрократизация административного управления. В XVIII в. появляется множество родов регламентирующей документации — наставлений, регламентов, инструкций, наказов, табелей и т.п.

Излюбленными формами государственных распоряжений русских монархов были манифесты, грамоты и указы.

Их количество было особенно велико в эпоху просвещенного абсолютизма, когда была распространена вера в справедливость и всемогущество «мудреца на троне».

В XVII—XVIII вв. резко увеличивается поток хозяйственной документации. Эти материалы, сохранившиеся в большом количестве, имеют важное значение для исследования экономических и социальных процессов, происходивших в стране.

Важно

Особую ценность представляют данные регулярных подушных переписей податного населения — ревизий, введенных Петром I в 1718 г. С 1719 по 1857 гг. в России было проведено 10 ревизий. К середине XVIII в. относится зарождение русской статистики.

Первые анкетные обследования в России в 1750-х гг. ввел М.В. Ломоносов.

На XVII-XVIII вв. приходятся все крестьянские войны, произошедшие в России. Интересным источником, отражающим идеологию и программу восставших, являются так называемые прелестные письма, исходившие из ставок Разина, Болотникова, других руководителей крестьянских восстаний.

Однако эти документы уничтожались властями и дошли до нас лишь фрагментарно в составе следственных дел. Наиболее полно сохранился архив «Военной коллегии» Пугачева, который свои распоряжения по-царски именовал указами и манифестами. Один из них, провозглашавший «вечную вольность» помещичьих крестьян, русский историк В.И.

Семевский метко назвал «Жалованной грамотой крестьянам».

Видное место в изучении общественно-политического и духовного развития России занимают публицистические произведения, роль которых усиливается в связи с распространением в XVII-XVIII вв. печатной литературы. Характерной особенностью публицистики XVII в. было обращение к истории «смуты». Наиболее известными памятниками XVII в.

являются «Временник Ивана Тимофеева», «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, две так называемые Псковские повести, «Сочинение о России в царствование Алексея Михайловича», политического эмигранта ГригорияКотошихина. Особое место в литературе XVII в.

занимают первые русские мемуары — «Житие протопопа Аввакума», написанное главным идеологом старообрядчества. Крупнейшим публицистом петровской эпохи был Феофан Прокопович, в своих сочинениях «Правда воли монаршей», «История Императора Петра Великого» и др. обосновавший необходимость установления абсолютизма в России.

Интересным памятником экономической мысли XVIII в. является «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова, в которой отражены интересы русского купечества. Яркую картину дворянского разгула эпохи просвещенного абсолютизма нарисовал в своем тайном сочинении «О повреждении нравов в России» екатерининский вельможа князь М.М. Щербатов.

В конце XVIII в. появились сочинения А.Н.Радищева, которые свидетельствуют о зарождении революционной идеологии в России.

К XVIII в. относится появление принципиально нового вида источников — периодической печати. Первая печатная русская газета «Ведомости» начала выходить в Москве с 1702 г.*

*Первой рукописной русской газетой были «Куранты», издававшиеся при дворе Романовых в XVII в.

В 1728 г. стали выходить и «Санкт-Петербургские ведомости». К концу столетия в России выходило уже несколько десятков периодических изданий.

Тема VIII. РОССИЯ В XVII В.

Источник: https://pdnr.ru/a9525.html

Ссылка на основную публикацию