Ключевые договоры и декларации россии в xx веке

60 лет Всеобщей декларации прав человека

16:30 13.12.2008 | Все новости раздела «Ар-Намыс»

Десятого декабря 2008 года отмечается важный юбилей: исполняется 60 лет с тех пор, как Генеральная Ассамблея ООН ратифицировала Всеобщую декларацию прав человека и открыла новую эру международной истории. В чем важность этой декларации, как она возникла, о чем в ней говорится и какие результаты она дала — тема этой статьи.

В чем важность Всеобщей декларации

Всеобщая декларация относится к числу важнейших документов двадцатого столетия. Она переведена на 337 различных языков. По ней оценивают действия, совершаемые правительствами, отдельными людьми и неправительственными организациями.

Она ратифицирована всеми странами мира. Такого не было практически ни с одним другим международным документом. Словом, Всеобщая декларация приобрела такую моральную и политическую значимость, какой отмечены совсем немногие документы.

Обратите внимание

Всеобщая декларация служит как руководством для нынешних действий, так и развивающейся системой идей для будущей реализации на национальном уровне. Все чаще содержащиеся в ней принципы воплощаются в действия государств.

Она положена в основу Международного билля о правах и нескольких других ключевых соглашений о правах человека. И, не в последнюю очередь, Всеобщая декларация оказалась замечательно гибкой основой для дальнейшего расширения и углубления самой концепции прав человека.

Много ли есть других договоров, о которых можно это сказать?

Всеобщая декларация стала одним из ответов на чудовищное уничтожение народов, стран и инфраструктуры в годы Второй мировой войны. В ходе этого конфликта была разрушена почти вся Европа. От войны сильно пострадали и многие страны Азии. Потребовалась гигантская реконструкция, чтобы люди могли вернуться к нормальной жизни.

А с окончанием войны националистическая реакция против иностранного правления и требования независимости показали, что новый, послевоенный мир не обязательно будет свободным от конфликтов. Словом, необходимо было новое начало.

Всеобщая декларация прав человека и стала непосредственным результатом этого стремления к новой глобальной системе правил.

Как возникла Всеобщая декларация

Вторая мировая война прямо или косвенно затронула каждую страну мира. Погибло семьдесят миллионов человек. Во время войны началась подготовка к созданию новой международной организации на смену Лиге Наций. Весной 1945 года представители 50 правительств и сотни неправительственных организаций провели встречу в Сан-Франциско.

Государства выработали «конституцию» новой Организации Объединенных Наций. Получился «устав», воплотивший в себе как «официальные», так и «неофициальные» идеи.

Преамбула к Уставу ООН содержит знаменитые слова:

Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимостирРвновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций рм/p>

Много размышлений, времени и сил ушло на определение структуры ООН. Многим знакомы и понятны функции и полномочия Генеральной Ассамблеи (где заседают все 192 члена ООН) и Совета Безопасности (10 переизбираемых и пять постоянных членов). Однако значительно менее известны подразделения ООН, занимающиеся исключительно правами человека.

Важно

Устав ООН предусматривал создание комиссии по правам человека. Ее председателем стала Элеонора Рузвельт, вдова президента США Франклина Делано Рузвельта. С помощью Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры новая Комиссия по правам человека изучала, как различные культуры, страны и философы подходили к правам человека. Эти многочисленные точки зрения углубили познания комиссии и улучшили ее работу.
В сентябре 1948 года комиссия направила составленный ею проект документа Генеральной Ассамблее ООН. Продолжительные дебаты позволили уточнить формулировки проекта и обеспечить расширяющийся консенсус.

Источник: http://www.qwas.ru/kyrgyzstan/ar-namys/id_133390/

Декларация России и Австро-Венгрии о взаимном нейтралитете

В 1897 г. между Россией и Австро-Венгрией было заключено Секретное соглашение, которое было оформлено в виде обмена писем между министрами иностранных дел двух стран Муравьевым и Голуховским:

Секретное письмо министра иностранных дел Австро-Венгрии Голуховского послу Австро-Венгрии в С.-Петербурге Лихтенштейну

Нота министра иностранных дел России гр. Муравьева послу Австро-Венгрии в С.-Петербурге кн. Лихтенштейну

Обе страны в данный период времени не могли активно заниматься балканскими делами (Австрия испытывала проблемы, связанные с национальными противоречиями; Россия была занята дальневосточными делами).

Исходя из этого, обе страны заявили о необходимости поддержания статус-кво на Балканах и потребовали от других держав уважать этот принцип.

В 1904 году представители двух держав подписали следующую декларацию:

Декларация

С.-Петербург, 215 октября 1904 г

Нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные своими августейшими государями, встретились в Министерстве иностранных дел для подписания следующей декларации:

Австро-Венгрия и Россия, объединенные общностью взглядов на охранительную политику, которой должно придерживаться в балканских странах, и вполне удовлетворенные результатами, достигнутыми до сих пор их тесным сотрудничеством, твердо решили оставаться и впредь на этом пути. Будучи счастливы еще раз констатировать это согласие, кабинеты Вены и С.-Петербурга придают большое значение тому, чтобы в должной форме засвидетельствовать друг другу чувства дружбы и взаимного доверия. .

С этой целью обе державы согласились соблюдать лояльный и абсолютный нейтралитет, в случае если какая-либо из подписавших эту декларацию сторон окажется одна в неспровоцированном ею состоянии войны с третьей державой, которая пыталась бы посягнуть на ее безопасность или на status quo, поддержание которого является основой соглашения, столь же миролюбивого, сколько и охранительного.

Совет

Обязательство, установленное предшествующим текстом между Австро-Венгрией и Россией, неприменимо, конечно, к балканским странам, судьбы которых столь очевидно связаны с согласованием действий обеих соседних империй.

Вышеупомянутое обязательство останется в силе. до тех пор, пока эти две великие державы будут следовать согласованной политике в делах Турции. Это соглашение будет храниться в тайне, и оно не может быть сообщено другому правительству без предварительной договоренности между кабинетами Вены и Петербурга.

Учинено в двух экземплярах в С.-Петербурге 2/15 октября 1904 года.

Л. Эренталь  В. Ламздорф

Сборник договоров России с другими государствами, 1856—1917, стр. 333-334.

Источник: http://www.hrono.ru/dokum/190_dok/19051015avstr.html

Статус Внешней Монголии в международных договорах с участием России в начале ХХ века (1911-1924 гг. )

шотворшетрав®:

Дудин П.Н.

СТАТУС ВНЕШНЕЙ МОНГОЛИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ С УЧАСТИЕМ РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (1911-1924 гг.)

В 1911-1924 гг. положение автономной Монголии закреплялось в ряде международных договоров: Русско-монгольском соглашении 1912 г., Русско-китайской декларации 1913 г., Русско-китайско-монгольском соглашении 1915 г., Соглашении об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Республикой 1924 г.

Эти договоры закрепляли автономный статус Внешней Монголии под верховной властью и в составе территории Китая. Другая группа договоров, к которой относятся Монголо-тибетский договор о дружбе и союзе 1912 (1913) г. и Соглашение между РСФСР и Монголией об установлении дружественных отношений 1921 г.

, заявляли претензии Монголии на самостоятельность и независимость.

Ключевые слова: договор, соглашение, независимость, суверенитет, статус, государственность, переговоры.

Dudin P.N.

THE STATUS OF EXTERNAL MONGOLIA IN THE INTERNATIONAL TREATIES WITH PARTICIPATION OF RUSSIA IN THE XX-TH CENTURY BEGINNING (1911-1924)

In 1911-1924 position of independent Mongolia was fixed in a number of the international treaties: the Russian-Mongolian agreement of 1912, the Russian-Chinese declaration of 1913, the Russian-Chinese-Mongolian agreement of 1915, the Agreement on the general principles for settlement between the Union of the Soviet Socialist Republics and the Chinese Republic of 1924. These treaties fixed the independent status of External Mongolia under the Supreme power and as a part of territory of China. Other group of treaties which the Mongolo-Tibetan friendship treaty and the union of 1912 (1913) concerns and the Agreement between RSFSR and Mongolia an establishment of friendship of 1921 declared claims of Mongolia for independence. Keywords: treaty, agreement, independence, sovereignty, status, statehood, negotiations.

Дудин П.Н.

Начало ХХ века — период становления государственности монгольских народов.

При этом и Бурятия, и Калмыкия, и сама Монголия процесс государственного строительства связывают с непосредственным участием Советской России.

Обратите внимание

После распада Советского Союза государственно-правовое развитие монгольских народов происходило и происходит с учетом уже иных политических, экономических и исторических факторов.

После распада Монгольской державы Чингисхана и длительного периода раздробленности монгольский этнос находился под властью ряда крупных держав того времени.

Так, часть монгольского народа, населяющая южную территорию некогда крупного государства Даян-хана и получившая наименование Внутренняя Монголия, находилась в составе Китая.

Калмыки, представленные западными (ойратскими) окраинами монгольского государства Даян-хана, и буряты, населявшие северные территории, вошли в состав России. Халха-монголы и жители Урянхайского края находились так же под юрисдикцией Китая в границах территории, получившей название Внешней Монголии.

В 1911 г. Внешняя Монголия (Халха), изгнав маньчжурских наместников, провозгласила свою независимость. Начинается этап восстановления государственности, формирования государственных институтов и закрепления их в соответствующих правовых актах.

Созданная 30 ноября 1911 г. «Временная полномочная администрация (правительство) Халхасского Хурээ» («Халхын Хvрээний бvх хэр-гийг ™р еренхийлен шийтгэх газар») выпустила всеобщее обращение о независимости всех монголов.1 1 декабря 1911 г.

1 Хашчулуун Ч. Современная Монголия — продукт и оплот панмонголиз-ма // Калмыцкий университет. — 2007. — № 11 (811) (31 августа).

4 аймака Внешней Монголии распространили воззвание, в котором объявлялось о создании независимого монгольского государства.

Важно

Первым шагом на пути к самостоятельности явилось возведение на престол Богдо-гэгэна VIII (Джебзун-Дамба-хутухта XXIII). 16 декабря 1911 г.

было сформировано правительство, включающее 5 министерств: внутренних дел; иностранных дел; военных дел; финансов; судебных дел. 20 июня 1912 г.

Богдо-гэгэн издает указ об образовании совета министров. В 1914 г. создается двухпалатный совещательный орган.

Статус Внешней Монголии нашел свое отражение, прежде всего, в ряде международных договоров, неизменным участником которых была Россия.

21 октября 1912 г. было заключено русско-монгольское соглашение о гарантиях со стороны России автономии Халхи в составе Китая.2 Царское правительство, признавая автономию Внешней Монголии, обязывалось оказывать «помощь к тому, чтобы сохранился установленный ею автономный строй» (ст. 1).

Помимо политической составляющей договор признавал за Монголией право содержать собственное национальное войско и создавал гарантии относительно защиты территории от китайской колонизации.

3 Договор предусматривал возможность управления Внешней Монголией национальными властями в лице Джебзун-Дамба-хутухты с одновременным удалением

2 Архив внешней политики Российской империи, ф. Китайский стол, 1912 г., д. 617, л. 329.

Совет

3 Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917. — М., 1952; Русско-китайские отношения 1689-1916: Официальные документы. -М., 1958. — С. 411.

Дудин П.Н.

представителей китайских властей (преамбула договора). Вопросы реализации российских экономических интересов регулировались прилагаемым к соглашению протоколом.4

Особое внимание вызывает статья 3 договора, которая косвенно указывала на определенную самостоятельность Внешней Монголии, с одной стороны, и специфические отношения ее с Китаем, с другой стороны.

Специально оговаривалось, что в случае вступления Монголии в договорные отношения с Китаем или иным третьим государством настоящее соглашение может быть изменено лишь с согласия России.

Это вызывает интерес в связи с тем, что Монголия де-юре находилась в подчинении Китая, соответственно, договорные отношения со своим сувереном в подобных случаях, как правило, исключаются.

Договор вызвал резкие протесты официального Пекина. В письменных обращениях в российский МИД китайское правительство настойчиво заявляло, что «Монголия является составной частью Китая и, хотя в ней и происходят волнения, она отнюдь не правоспособна заключать соглашений с иностранными государствами».

5 В то же время позиции республиканского Китая не были прочными на международной арене, к этому времени китайское правительство так же не было признано международным сообществом. США в 1912 г. первыми признали Китайскую Республику и в октябре 1913 г. установили дипломатические отношения с правительством Юань Шикая в Пекине.6 И лишь в 1928 г.

правительство Гоминьдан становится полноправным субъектом международных отношений.

Обратите внимание

Дальнейшие действия монгольского правительства были направлены в сторону получения признания независимости со стороны других государственных образований. 29 декабря 1912 г.7 представители Далай-ламы XIII и Бог-до-гэгэна УШ подписали в Урге совместный Монголо-тибетский договор о дружбе и союзе.

8 В преамбуле договора указывалось: «Монголия и Тибет, освободившись от маньчжурской династии и отделившись от Китая, образовали свои самостоятельные государства».9 И.Я.

Коростовец в сопроводительной депеше к договору, направленной в МИД России, отмечал, что соглашение «не представляет политического значения и не заслуживает названия международного акта» ввиду «неправомочности сторон».10

5 ноября 1913 г. в результате русско-китайских переговоров в Кяхте была подписана декларация, формулирующая позиции сторон в возникнувшем споре о статусе Внешней Монголии. Согласно декларации территория Халхи признавалась частью Китая на правах широкой автономии.

Китай, в свою очередь, признавал автономию Монголии (статьи 1 и 2). Признавалось исключительное право Внешней Монголии ведать вопросами внутреннего управления и решать вопросы, касающиеся торговой и промышленной сфер.

На китайские власти накладывалось обязательство не вмешиваться во внутренние процессы

4 Международные отношения в эпоху империализма. — Сер. 2. — Т. XX. -Ч. 2. — М., 1940. — С. 134-135.

Читайте также:  Принятие христианства на руси и её значение

5 Сборник дипломатических документов по монгольскому вопросу. Док. № 27. — С. 32.

6 Современная история международных отношений. 1918-1991.: В 4 т. -Т. 1. События 1918-1945 / Под ред. д-ра полит. наук, профессора А.Д.Бога-турова. — М.: Московский рабочий, 2000. — С. 216.

7 Андреев А.И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та: Нартанг, 2005. — С. 200.

8 Barkmann U.B. Geschichte der Mongolei. — Bonn, 1999. — Р. 119-122, 380 f.

Важно

9 Богословский В.А., Москалев А.А. Национальный вопрос в Китае (19111949 гг.). — М., 1984. — С. 42.

10 Известия МИД. — СПб., 1913. — Т. 2. — С. 52.

управления, не посылать на территорию Монголии войска и не содержать там никаких гражданских или военных властей, воздерживаясь от политики колонизации. Такое же обязательство брала на себя и российская сторона (ст. 3).

Власть Богдо-гэгэна подкреплялась соответствующими гарантиями, которыми обеспечивалось и сохранение монгольской теократии при республиканском правительстве Китая.

Китайское присутствие обеспечивалось лишь за счет уполномоченного должностного лица, резиденция которого располагалась в Урге.

В целях урегулирования имеющихся разногласий и дальнейшего определения статуса Внешней Монголии в сентябре 1914 г. в пограничном российском городе Кяхта начались тройственные русско-китайско-монгольские переговоры, закончившиеся подписанием 7 июня 1915 г.

Русско-китайско-монгольского или так называемого «Тройного соглашения» об автономии Внешней Монголии. Соглашение во многом воспроизводило ранее закрепленные позиции, в частности, Внешняя Монголия признавала сюзеренитет Китая, а Россия и Китай — ее автономию.

Под территорией автономной Монголии понималась Халха и Кобдоский округ.

Правительство Богдо-гэгэна получало исключительное право ведать всеми делами внутреннего управления, иметь свое дипломатическое представительство за границей, а также могло заключать международные договоры и соглашения, касавшиеся вопросов торговли и промышленности. Оно было лишено права заключения международных

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/status-vneshney-mongolii-v-mezhdunarodnyh-dogovorah-s-uchastiem-rossii-v-nachale-hh-veka-1911-1924-gg

Российско-американские отношения в 1992-1996 годах. Справка

15-19 июня 1992 года состоялся государственный визит президента РФ Бориса Ельцина в США. В Вашингтоне состоялись встречи с президентом США Джорджем Бушем-старшим. В ходе визита была подписана Хартия российско американского партнерства и дружбы и заключен ряд экономических соглашений.

Стороны согласились снять ограничения на количество сотрудников дипломатических миссий, аккредитованных в обоих государствах. Американские волонтеры из организации «Корпус Мира» (Peace Corps) получили право работы в России. Россия открыла для международного воздушного сообщения пространство над Восточной Сибирью.

США предоставили России 4,5 млрд долларов в качестве экономической помощи и оказали содействие в предоставлении помощи различными международными институтами.

Совет

2-3 января 1993 года президент США Джордж Буш старший посетил Москву. По итогам встречи с российским лидером Борисом Ельциным был подписан Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

3-4 апреля 1993 года в Ванкувере (Канада) состоялась первая встреча президента РФ Бориса Ельцина и президента США Билла Клинтона. По итогам встречи была принята Ванкуверская декларация, провозгласившая стратегическое партнерство России и США.

12-15 января 1994 года состоялся первый официальный визит президента США Билла Клинтона в Москву.

По итогам переговоров на высшем уровне были подписаны Меморандум о намерениях между правительствами двух стран о сотрудничестве в области экспортного контроля и контракт на продажу в США в течение 20 лет российского урана, извлекаемого из демонтируемых ядерных боеголовок.

Принято Совместное заявление о нераспространении оружия массового поражения и средств его доставки, а также Декларация, которая зафиксировала договоренность об отказе РФ и США от нацеливания друг на друга стратегических ядерных ракет.

27-28 сентября 1994 года состоялся очередной визит президента России Бориса Ельцина в США.

По итогам встречи на высшем уровне в Вашингтоне было подписано Совместное заявление президентов РФ и США по вопросу стратегической стабильности и ядерной безопасности; было принято Совместное заявление о принципах и целях развития торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества «Партнерство для экономического прогресса», главной целью которого провозглашено «стремление установить стратегическое экономическое партнерство».

9-10 мая 1995 года президент США Билл Клинтон посетил Москву по случаю 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Обратите внимание

Активно развивался диалог на высшем уровне «на полях» различных саммитов. Лидеры США и России неоднократно встречались в рамках саммита G7 («Большой семерки»), в последствии G8 («Большой восьмерки»): 8 июля 1992 года в Мюнхене (Германия); 9-10 июля 1993 года в Токио (Япония); 10 июля 1994 года в Неаполе (Италия); 17 июня 1995 года в Галифаксе (Канада); 20-21 апреля 1996 года в Москве.

23 октября 1995 года президент России Борис Ельцин встретился с президентом США Биллом Клинтоном в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.

13 марта 1996 года российско американская встреча на высшем уровне состоялась в рамках саммита, посвященного достижению мира на Ближнем Востоке, в Шарм-эш-Шейхе (Египет).

Всего за 1992-1996 годы между РФ и США было заключено около ста межправительственных и межгосударственных договоров, что составляло более половины всех аналогичных советско американских документов, подписанных в 1933-1991 годах.

Для данного этапа российско-американских отношений было характерно снижение количества договоренностей по военно политическим и региональным проблемам и рост соглашений по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

В сентябре 1993 года в ходе визита в США председателя правительства РФ Виктора Черномырдина в соответствии с Ванкуверской декларацией (1993) создана Российско американская комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству (до марта 1998 года носила второе название «Комиссия Гор — Черномырдин» — по фамилиям представителей сторон).

В результате работы комиссии наметился заметный рост двусторонней торговли и превращение США в крупнейшего иностранного инвестора России (с 1992 по 1998 год включительно США вложили в российскую экономику 7,7 млрд долларов, что составляло около трети объема иностранных инвестиций).

По мнению экспертов, в первой половине 1990 х годов в двусторонних отношениях между Россией и США был получен целый ряд значимых результатов: достижения в области контроля над стратегическими вооружениями, ликвидация или, по крайней мере, сужение идеологических и политических разногласий между Россией и США, расширение деловых и культурных контактов россиян и американцев, экономическая помощь США и т.п.

(Дополнительный источник: «Энциклопедия российско-американских отношений», XVIII-XX века, Москва, 2001).

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Источник: https://ria.ru/20110404/360851191.html

Хронология. XX в

ГЛАВНАЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ ПЕРСОНАЛИИ ПРАВИТЕЛИ СТУДЕНТАМ ПОИСК ПО САЙТУ

СЕТЕВОЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС

Хронология

XX век

1904-1905 – Русско-японская война

1905-1907 – Первая российская революция

1905, 9 января – «Кровавое воскресенье»

1905, 17 апреля – Указ об укреплении начал веротерпимости

1905, 14-15 мая – поражение русского флота в Цусимском сражении

1905, 6 августа – Манифест об учреждении законосовещательной Государственной думы

1905, 5 сентября – заключение Портсмутского мира

1905, 7-25 октября – Всероссийская политическая забастовка

1905, 17 октября – Высочайший Манифест о даровании свобод и учреждении Государственной думы

1905, 9-19 декабря – вооруженное восстание в Москве

1905, 11 декабря – закон о выборах в Государственную думу

1906, 23 апреля – издание Основных государственных законов

1906, 27 апреля – 8 июля – деятельность I Государственной думы

1906, 9 ноября – начало аграрной реформы П.А. Столыпина

1907, 20 февраля – 3 июня – деятельность II Государственной думы и издание избирательного закона 3 июня 1907 г.

1907 – окончательное оформление Антанты

1907-1912 – работа III Государственной думы

1912-1917 – работа IV Государственной думы

1914, 28 июля –1918, 11 ноября – Первая мировая война

1914, 1 августа – объявление Германией войны России

1915 – образование Прогрессивного блока

1916, май – «Брусиловский прорыв»

1917, февраль – ноябрь – Великая российская революция

1917, февраль – март – Февральский переворот и падение монархии

1917, 26 февраля – расстрел демонстрации на Знаменской площади Петрограда, переход части воинских частей на сторону восставших

1917, 27 февраля – формирование Временного комитета Государственной думы

1917, 2 марта – отречение Николая II

1917, 1 сентября – провозглашение России республикой

Важно

1917, 25-26 октября (7-8 ноября по новому стилю) – свержение Временного правительства, взятие власти большевиками

1917, 26 октября – создание Совета народных комиссаров (советского правительства)

1917, октябрь –1924, январь – В.И. Ленин во главе страны

1917, ноябрь – 1921 – период Гражданской войны

1917, ноябрь – принятие Декларации прав народов России

1917, декабрь – создание Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК)

1917, декабрь – создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ)

1918, 5-6 января – Учредительное собрание

1918, январь – создание регулярной Красной Армии (РККА)

1918, 3 марта – подписание советским правительством Брестского мира с Германией и выход России из Первой мировой войны

1918 – признание советским правительством независимости Финляндии

1918, май – восстание чехословацкого корпуса, начало широкомасштабной Гражданской войны в России

1918, июль – выступление левых эсеров против большевиков

1918, июль – принятие первой советской Конституции России

1918, 5 сентября – объявление большевиками «красного террора»

1918, 18 ноября – свержение Директории и установление диктатуры А.В. Колчака

1919, май-октябрь – наступление Белой армии под командованием А.И. Деникина

1919, октябрь – 1920, январь – общее наступление Красной Армии

1920 – принятие плана ГОЭЛРО

1920-1921 – занятие Красной Армией Азербайджана, Армении, Хивы и Бухары, Грузии

1920 – заключение Советской Россией мирных договоров с Литвой, Латвией и Эстонией

1920, апрель – октябрь – боевые действия в ходе Советско-польской войны

1920, август –1921, июнь – Тамбовское восстание

1920, ноябрь – разгром армии П.Н. Врангеля в Крыму

1921, март – восстание в Кронштадте

1921, 14 марта – переход к нэпу

1921 – Рижский мир с Польшей

1921-1922 – Голод в Советской России

1922-1924 – финансовая реформа

1922, 16 апреля – Договор в Рапалло

1922 – завершение гражданской войны на Дальнем Востоке

1922, 30 декабря – создание СССР

1923 – создание Госплана

1924 – принятие Конституции СССР

1924 – 1953, март – И.В. Сталин во главе СССР

1924 – «Полоса признания СССР»

1925 – начало разработки ежегодных народнохозяйственных планов

1927 – учреждение звания «Герой Труда»

1928-1929 – свертывание нэпа

1928 – Шахтинский процесс

1928-1932 – первая пятилетка

1929 – принятие первого пятилетнего плана

1929 – переход к сплошной коллективизации сельского хозяйства (год «великого перелома»)

1930 – ликвидация массовой безработицы, закрытие бирж труда

1930-1935 – карточная система снабжения населения

1932 – введение паспортной системы

1932-1933 – голод в СССР

1933-1937 – вторая пятилетка

1934 – учреждение звания Герой Советского Союза

1936 – принятие новой Конституции СССР

1937-1938 – пик массовых политических репрессий

1938 – учреждение звания «Герой Социалистического Труда»

1938, 24 июля – 11 августа – военный конфликт с Японией на оз. Хасан

1939, 11 мая – 16 сентября – военный конфликт с Японией на р. Халхин-Гол

1939, 23 августа – советско-германский договор о ненападении

1939, 1 сентября –1945, 2 сентября – Вторая мировая война

1939, 30 ноября – 1940, 13 марта – Советско-финская («зимняя») война

1940 – вхождение прибалтийских государств в СССР

1941, 22 июня –1945, 9 мая – Великая Отечественная война

1941, 24 июня – создание Совета по эвакуации

1941, 10 июля – 10 сентября – Смоленское сражение

1941, 8 сентября – начало блокады Ленинграда

1941, 30 сентября – начало битвы под Москвой

1941, 7 ноября – парад войск московского гарнизона и московской зоны обороны на Красной площади

1941, 7 ноября – официальное решение США о распространении ленд-лиза на СССР

1941, 5-6 декабря – переход советских войск в контрнаступление под Москвой

1942, 17 июля – 1943, 2 февраля – Сталинградская битва

1942, 25 июля – начало Битвы за Кавказ

1942, 28 июля – приказ № 227 («Ни шагу назад!»)

1942, 19 ноября г. – переход советских войск в контрнаступление под Сталинградом

1943, 12-18 января – прорыв блокады Ленинграда

1943, 5 июля – 23 августа – Курская битва

1943, 5 августа – освобождение Орла и Белгорода, первый салют в Москве

Читайте также:  Антифеодальные выступления в хi веке

1943, 3 августа – 15 сентября – партизанская операция «Рельсовая война»

1943-1944 – депортация «репрессированных народов» СССР

1943, 6 ноября – освобождение Киева

1943, 28 ноября – 1 декабря – Тегеранская конференция

1944, 27 января – полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады

1944, 26 марта – выход советских войск на румынскую границу, начало освобождения Красной Армией стран Европы (1944-1945)

1944, 6 июня – высадка союзников во Франции, открытие второго фронта

1944, 23 июня – 29 августа – Белорусская наступательная операция советских войск

1945, 4-11 февраля – Ялтинская конференция

1945, 16 апреля – 2 мая – битва за Берлин

1945, 25 апреля – 26 июня – Конференция Объединенных наций в Сан- Франциско. Принятие Устава ООН

1945, 9 мая (по моск. вр.) – безоговорочная капитуляция Германии, окончание Великой Отечественной войны

1945, 17 июля – 2 августа – Потсдамская конференция

1945, 9 августа – 2 сентября – Советско-японская война

1945, 2 сентября – капитуляция Японии и окончание Второй мировой войны

1946, март – Фултонская речь У. Черчилля

1946-1991 – период «холодной войны»

1947 – выдвижение Плана Маршалла

1946-1947 – голод в СССР

1946 – постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»»

1947 – отмена карточек на продукты и денежная реформа

1947-1956 – деятельность Коминформбюро

1948-1949 – 1-й Берлинский кризис

1948 – дело Еврейского антифашистского комитета

1949 – создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)

1949-1950 – «Ленинградское дело»

1949 – организация Североатлантического договора (НАТО)

1949 – первое успешное испытание советской атомной бомбы

1950-1953 – война в Корее

1952 – XIX съезд ВКП (б). Переименование ВКП (б) в КПСС

1953-1964 – Н.С. Хрущев – первый секретарь ЦК КПСС

1954 – начало освоения целинных земель

1955 – создание Организации Варшавского договора (ОВД)

1956 – XX съезд КПСС, разоблачение культа личности Сталина

1956 – Суэцкий кризис политический кризис в Венгрии и реакция СССР

1957 – Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве

1957 – запуск СССР первого в мире искусственного спутника Земли

1961, 12 апреля – полет в космос первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина

1961 – второй Берлинский кризис. Сооружение Берлинской стены

1961 – XXII съезд КПСС. Принятие Программы построения коммунизма

1962 – события в Новочеркасске

1962 – Карибский кризис

1963 – космический полет первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой

1964 – смещение Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС

1964-1982 – первый (с 1966 г. – Генеральный) секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев

1965 – начало реформы А.Н. Косыгина

1968 – «Пражская весна». Ввод войск стран ОВД в Чехословакию по инициативе СССР

1969 – пограничный советско-китайский конфликт

Совет

1972 – Советско-американский договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1)

1975 – завершающий этап Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Подписание Заключительного акта

1977 – принятие последней Конституции СССР

1979 – Договор между СССР и США об ограничении стратегических вооружений-2 (ОСВ-2)

1979 – ввод советских войск в Афганистан

1980 – летние Олимпийские игры в Москве

1982-1984 – Ю.В. Андропов – Генеральный секретарь ЦК КПСС

1984-1985 гг. – К.У. Черненко – Генеральный секретарь ЦК КПСС

1985, март – избрание М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС

1985, апрель – провозглашение М.С. Горбачевым на Пленуме ЦК КПСС курса на ускорение экономического развития страны

1986, февраль – провозглашение основных направлений политики «перестройки» на XXVII съезде КПСС

1986, 26 апреля – авария на Чернобыльской АЭС

1987, январь – провозглашение политики гласности

1988, июнь – июль – ХIХ конференция КПСС

1989, февраль – вывод советских войск из Афганистана

1989, май – июнь – I Съезд народных депутатов СССР

1990, 15 марта – избрание М.С. Горбачева Президентом СССР на III Съезде народных депутатов СССР

1990, 26 апреля – «план автономизации» М.С. Горбачева (Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации»)

1990, май – июнь – I Съезд народных депутатов РСФСР. Принятие Декларации о государственном суверенитете России

1990, май – создание Коммунистической партии РСФСР

1990, июнь – октябрь – «борьба программ» перехода СССР к рынку

1990, июль – совместное поручение М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина о подготовке согласованной программы перехода СССР и РСФСР к рыночной экономике

1991, 17 марта – референдум о сохранении СССР

1991, июнь – избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР

1991, 19-21 августа – ГКЧП и оборона Белого дома

Обратите внимание

1991, август – сложение М.С. Горбачевым полномочий Генерального секретаря ЦК КПСС, Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина о приостановлении деятельности КПСС на территории РСФСР

1991, 6 ноября – Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина о прекращении деятельности КПСС и роспуске её организационных структур на территории РСФСР

1991, 1 декабря – референдум о независимости Украины

1991, декабрь – распад СССР (Беловежские соглашения между лидерами РСФСР, Украины и Белоруссии). Подписание ими же Декларации о создании Содружества Независимых Государств (СНГ)

1991, 21 декабря – Алма-Атинская декларация о целях и принципах СНГ

1992, 2 января – начало экономической реформы

1992 – Указ Президента РФ о введении в действие системы приватизационных чеков (ваучеров), начало приватизации госимущества

1992, март – подписание субъектами РФ Федеративного договора (кроме Татарстана и Чечни)

1993, январь – подписание Договора СНВ-2 между Россией и США

1993, 25 апреля – референдум о доверии Президенту Б.Н. Ельцину и Верховному совету

1993, 21 сентября – Указ Президента РФ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе», объявление о роспуске съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по новой Конституции

1993, 1-3 октября – безрезультатные переговоры о мирном разрешении политического кризиса в Свято-Даниловом монастыре

1993, октябрь – трагические события в Москве, обстрел Белого дома

1993, 12 декабря – принятие Конституции РФ и выборы в Госдуму

1994, февраль – объявление Государственной Думой РФ амнистии участникам событий октября 1993 г.

1994, август – завершение вывода российских войск из Германии

1994, декабрь – начало военно-политического кризиса в Чеченской Республике

1995, июнь – нападение боевиков на г. Буденновск

1996 – выборы Президента РФ

1996 – Хасавюртовские соглашения

1996 – вступление России в Совет Европы

1998, август – дефолт, финансовый кризис

1999 – возобновление военного конфликта на Северном Кавказе

2000 – выборы и вступление в должность Президента РФ В.В. Путина

Важно

2000 – создание института Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, создание Государственного Совета РФ

2000 – утверждение новой концепции внешней политики РФ

НАЗАД ВЕК ДАЛЕЕ

О комплексе Об авторе и составителе Скачать комплекс

Источник: http://www.istoriya.org.ru/complex/chronology/xx

Декларация справедливости: 20 лет назад Россия и Китай начали создавать многополярный мир

23 апреля 1997 года президент РФ Борис Ельцин и лидер КНР Цзян Цзэминь подписали совместную декларацию о многополярном мире. Москва и Пекин выступили за создание нового миропорядка, где не будет военных блоков и угрозы вооружённого вмешательства.

Спустя 20 лет две страны заметно укрепили позиции на международной арене, но многополярный мир по-прежнему не создан. Что мешает России и Китаю реализовать поставленную задачу — в материале RT.

Российско-китайская декларация о многополярном мире — это небольшой текст, состоящий из семи пунктов. Однако документ имеет огромное значение для Москвы и Пекина. Декларация определила стратегическое направление внешней политики двух государств.

Россия и Китай договорились разрешить взаимные противоречия и не возвращаться к конфронтации, которая существовала в советский период.

Кроме того, декларация провозгласила в качестве конечной цели российско-китайских усилий создание многополярного мира, системы международных отношений, где ни одна страна не будет навязывать другой свою волю. Роль медиатора и миротворца должен играть исключительно Совет Безопасности ООН. Только у этой структуры есть монополия на вмешательство во внутренние дела суверенных государств.

  • Президент РФ Борис Ельцин и лидер КНР Цзян Цзэминь, 23 апреля 1997 года
  • Reuters

Ельцин и Цзэминь договорились осуществлять «стратегическое взаимодействие в ХХI веке», и слова не разошлись с делом. В 2000-е годы Москва и Пекин урегулировали все территориальные противоречия и в несколько раз увеличили объём товарооборота.

Кроме того, две ядерные державы провели реформы вооружённых сил, подтянув их боеспособность. Около 10 лет назад зарубежные аналитики заговорили о скором закате американской гегемонии. Последние годы степень конфронтации России и Китая в отношениях с США значительно возросла, но не привела к коллапсу однополярного мира. 

Стратегическое партнёрство

Под многополярным миром учёные и политики подразумевают международный порядок, где есть несколько (минимум три) полюсов силы, которые примерно равны по своим экономическим и военным возможностям. Россия считает себя одним из центров формирующегося многополярного мира. В частности, это зафиксировано в Стратегии национальной безопасности, утверждённой 12 мая 2009 года.

Предполагается, что возникновение новых полюсов силы будет сдерживать экспансионистские устремления США, которые за минувшую четверть века развязали десятки вооружённых конфликтов.

Совет

В начале 2000-х годов о своих амбициях на мировой арене заявили пять стран: Россия, Китай, Индия, Иран и Бразилия. Наиболее тесные контакты из этой пятёрки сложились между Россией и Китаем.

Нынешний уровень отношений Москвы и Пекина официально характеризуется как «стратегическое партнёрство». Стороны последовательно реализуют пункты декларации 1997 года. Общий подход к решению международных конфликтов ярко проявляется в Совбезе ООН. Государства не поддерживают или блокируют инициативы в интересах западных стран.

  • globallookpress.com
  • © Luiz Rampelotto/EuropaNewswire

В зарубежной прессе можно встретить множество рассуждений относительно формирующегося российско-китайского блока или утверждения о том, что Пекин однажды захватит богатые ресурсами сибирские территории. Данные публикации отражают страх Запада перед возможным союзом двух держав.

Однако декларация 1997 года, несмотря на обилие пространных формулировок, достаточно чётко поясняет, что РФ и КНР «выступают против блоковой политики» и «попыток расширения и усиления военных блоков».

Эта формулировка касается не только Североатлантического альянса. Москва и Пекин проводят водораздел в собственных отношениях. Державы не собираются дружить против какого-либо государства, рассматривая такой шаг как нарушение основы будущего более справедливого миропорядка.

Без союза

Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» востоковед Аждар Куртов усомнился в создании полноценного военно-политического союза между Москвой и Пекином.

  • globallookpress.com
  • © Zha Chunming/Xinhua

«Китай вынес определённые уроки из своего прошлого: не нужно делать ставку на кого-бы то ни было и закреплять отношения какими-либо жёсткими обязательствами вроде военных союзов или альянсов», — сказал Куртов.

По его мнению, Пекин не согласится связывать себе руки даже выгодными на первый взгляд договорами.

Также по теме Ракетное противостояние: чем грозит России и Китаю размещение ПРО США в Южной Корее

США с одобрения Южной Кореи начали размещение в стране противоракетного комплекса THAAD. В Вашингтоне этот шаг объяснили возросшей…

«Суть политики КНР сводится к созданию пояса безопасности вблизи собственных рубежей, и нынешний формат отношений с Россией этой задаче полностью соответствует.

Думаю, что и Москва вполне удовлетворена текущим качеством политических отношений, то есть стратегическим партнёрством», — отметил эксперт.

Заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов в беседе с RT также констатировал, что Россия и Китай осуществляют«взаимное партнёрство на уважительной основе».

«Наши страны наращивают сотрудничество в рамках Шанхайской организации, БРИКС, G20, АТЭС и АСЕАН. Стабильно развиваются контакты в военно-технической сфере», — пояснил Стрельцов.

Эксперт обратил внимание, что Китай неслучайно стал первым государством, которое приобрело у РФ зенитный ракетный комплекс С-400. Стрельцов считает передачу новейших образцов оружия показателем высокого уровня доверия в двусторонних отношениях. По его мнению, российский ЗРК будет защищать китайское небо от западной авиации и крылатых ракет.

«Всё, что сейчас делают Россия и Китай, в итоге сдерживает амбиции Запада. США уже не могут диктовать свою волю всей мировой экономике и значительной части государств. Многополярный мир — это уже не цель, а констатация факта», — заявил Стрельцов.

О дивный новый мир

Экс-советник по национальной безопасности президента США, известный политолог Збигнев Бжезинский в своей книге «Стратегическое прозрение» (2012 год) предположил, что эпоха однополярного мира вскоре закончится, а вся 500-летняя эпоха доминирования атлантических морских держав уйдёт в прошлое.

«В будущем Америка должна будет проводить более ответственную и утончённую политику, чем раньше. Мировое доминирование одной-единственной державы в мире больше невозможно — вне зависимости от того, насколько она сильна или слаба. Особенно это касается ситуации, когда на мировую арену вышли новые региональные державы», — пишет Бжезинский.

Читайте также:  Общественное движение 70 -х годов 19 века

По мнению политолога, Западу нужно срочно заключить долгосрочный стратегический союз с Россией и Турцией, иначе ему может грозить глобальная изоляция. Важность такого стратегического шага определяется сближением Китая и России.

«Время всесильного игрока для Америки прошло, теперь уже США не могут, как раньше, самоуверенно представать в надменной позе перед Россией, Китаем, Индией, Бразилией, Ираном или Пакистаном», — полагает Бжезинский.

Вопреки ожиданиям, с приходом в Белый дом Дональда Трампа отношения Вашингтона с Россией и Китаем не так однозначны. Президент США придерживается традиционного американского курса на противостояние альтернативным центрам силы.

  • Дональд Трамп и Си Цзиньпин
  • Reuters

Однако, как считает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулев, накал страстей не стоит преувеличивать. Вашингтон будет постепенно сбавлять тон и вряд ли рискнёт пойти на обострение конфронтации. Наибольшую осторожность Америка будет проявлять в отношениях с Китаем.

Также по теме С запада на восток: чего ждать от переговоров Трампа и Си Цзиньпина

6 апреля президент США Дональд Трамп и председатель КНР Си Цзиньпин впервые проведут личную встречу. Переговоры не будут лёгкими:…

«Может сложиться впечатление, что США и Китай превратились во врагов. Это не так. Между ними хватает противоречий и точек соприкосновения.

Хотя проблемы, которые есть, волевыми решениями не урегулировать, они требуют и длительных переговоров, и уступок», — заявил RT Рогулев.

Обратите внимание

Не стоит забывать, США и Китай связывают тесные торгово-экономические отношения. Однако в этой сфере не всё гладко.

«США смущает огромный дефицит торговли с Китаем — более $200 млрд. Это крайне не удовлетворяет американцев. С другой стороны, Китай заинтересован и дальше поставлять свои товары в Штаты, потому что потерять такой рынок для Пекина равноценно краху», — подчеркнул Рогулев.

Опрошенные RT эксперты уверены, что в настоящее время из комплекса противоречий различных полюсов силы и попыток наладить диалог рождается многополярный мир. Однако его оформление может затянуться на несколько десятилетий.

Источник: https://russian.rt.com/world/article/382049-rossiya-kitai-mnogopolyarnyi-mir

Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик

ДЕКЛАРАЦИЯ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.

Там, в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны.

Здесь, в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.

Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальностях путем совмещения свободного развития народов с системой эксплуатации человека человеком оказались бесплодными. Наоборот, клубок национальных противоречий все более запутывается, угрожая самому существованию капитализма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов.

Только в лагере советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов.

Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападения империалистов всего мира, внутренних и внешних; только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству.

Но годы войны не прошли бесследно. Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.

Важно

С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.

Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.

Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспеяние, и свободу национального развития народов.

Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих советов и единодушно принявших решение об образовании «Союза Советских Социалистических Республик», служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 г. основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Заявляя обо всем этом перед всем миром и торжественно провозглашая незыблемость основ Советской власти, нашедших свое выражение в конституциях уполномочивших нас социалистических советских республик, мы, делегаты этих республик, на основании данных нам полномочий, постановляем подписать договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик».

ДОГОВОР
ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР — Грузия, Азербейджан и Армения) заключают настоящий союзный договор об объединении в одно союзное государство — «Союз Советских Социалистических Республик» — на следующих основаниях.

1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его верховных органов подлежат:

а) представительство Союза в международных сношениях;б) изменение внешних границ Союза;в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;г) объявление войны и заключение мира;д) заключение внешних государственных займов;е) ратификация международных договоров;ж) установление систем внешней и внутренней торговли;з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;к) установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик;л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;н) общее союзное законодательство о переселениях;о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство;п) установление основных законов о труде;р) установление общих начал народного просвещения;с) установление общих мер в области охраны народного здравия;т) установление системы мер и весов;у) организация общесоюзной статистики;ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;х) право общей амнистии;

ц) отмена нарушающих союзный договор постановлений Съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.

2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами — Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.

3. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских советов по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей и представителей губернских съездов советов по расчету 1 депутат на 125.000 жителей.

4. Делегаты на Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах советов.

5. Очередные Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год; чрезвычайные Съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению или же по требованию не менее двух союзных республик.

6. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Центральный Исполнительный Комитет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена.

7. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются три раза в год.

Чрезвычайные сессии созываются по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза или по требованию Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, а также Центрального Исполнительного Комитета одной из союзных республик.

8. Съезды Советов и сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются в столицах союзных республик в порядке, устанавливаемом Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

9. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик избирает Президиум, являющийся высшим органом власти Союза в периоды между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза.

10. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик избирается в составе 19-ти членов, из коих Центральный Исполнительный Комитет Союза избирает четырех председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза по числу союзных республик.

11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего в составе:

Совет

Председателя Совета Народных Комиссаров Союза,Заместителей Председателя,Народного Комиссара по Иностранным Делам,Народного Комиссара по Военным и Морским Делам,Народного Комиссара Внешней Торговли,Народного Комиссара Путей Сообщения,Народного Комиссара Почт и Телеграфов,Народного Комиссара Рабоче-Крестьянской Инспекции,Председателя Высшего Совета Народного Хозяйства,Народного Комиссара Труда,Народного Комиссара Продовольствия,

Народного Комиссара Финансов.

12.

 В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик и объединения усилий союзных республик по борьбе с контрреволюцией учреждается при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный Суд, с функциями верховного судебного контроля, а при Совете Народных Комиссаров Союза — объединенный орган Государственного Политического Управления, председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза с правом совещательного голоса.

13. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и приводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.

14. Декреты н постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома Союза печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский).

15. Центральные Исполнительные Комитеты союзных республик опротестовывают декреты и постановления Совнаркома Союза в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, не приостанавливая их исполнения.

16.

Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы лишь Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом; распоряжения же отдельных Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик, его Президиумом и Совнаркомом Союза.

17.

Распоряжения Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы Центральными Исполнительными Комитетами или Президиумами Центральных Исполнительных Комитетов союзных республик лишь в исключительных случаях, при явном несоответствии данного распоряжения постановлениям Совнаркома пли Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. О приостановке распоряжения Центральный Исполнительный Комитет или Президиум Центрального Исполнительного Комитета союзных республик немедленно сообщает Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и соответствующему Народному Комиссару Союза Советских Социалистических Республик.

18. В Состав Советов Народных Комиссаров союзных республик входят:

Председатель Совета Народных Комиссаров,Заместители Председателя,Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства,Народный Комиссар Земледелия,Народный Комиссар Продовольствия,Народный Комиссар Финансов,Народный Комиссар Труда,Народный Комиссар Внутренних Дел,Народный Комиссар Юстиции,Народный Комиссар Рабоче-Крестьянской Инспекции,Народный Комиссар по Просвещению,Народный Комиссар Здравоохранения,Народный Комиссар Социального Обеспечения,

Народный Комиссар по Национальным Делам, а также с правом совещательного голоса Уполномоченные Наркоматов Союза: по Иностранным Делам, по Военным и Морским Делам, Внешней Торговли, Путей Сообщения и Почт и Телеграфов.

19. Высший Совет Народного Хозяйства и Народные Комиссариаты: Продовольствия, Финансов, Труда и Рабоче-Крестьянской Инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь Центральным Исполнительным Комитетам и Совнаркомам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответственных Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.

20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза.

Бюджеты республики в их доходных и расходных частях устанавливаются Центральным Исполнительным Комитетом Союза.

Перечень доходов и размеры доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик, определяются Центральным Исполнительным Комитетом Союза.

21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

22. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.

23. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

24. Союзные республики вносят в соответствии с настоящим договором изменения в свои конституции.

25. Утверждение, изменение и дополнение союзного договора подлежат исключительному ведению Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.

26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.

ПОДПИСАЛИ 
члены полномочных делегаций от: 
РСФСР, УССР, ЗСФСР, БССР.

© Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ)
Ф.Р-3316. Оп.1. Д.5.

Источник: http://doc.histrf.ru/20/deklaratsiya-i-dogovor-ob-obrazovanii-soyuza-sovetskikh-sotsialisticheskikh-respublik/

Ссылка на основную публикацию