Государственно-социальная система россии в конце xix века

Государственно-социальная система России в конце xix века – история России

  • Скачать презентацию (0.88 Мб)
  • 98 загрузок
  • 2.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация на тему «Россия в конце 19 века» создана для подробного изучения времени правления в России царя Александра III – личности самого правителя, выдающихся политических деятелей, сути и результатов проведенных реформ. Кроме прямого знакомства с фактами, в ходе работы с пособием продолжится формирование навыков учащихся самостоятельно составлять характеристику исторических личностей с ценностным отношением к их нравственным качествам.

Краткое содержание

  1. Цели урока
  2. План изучения материала
  3. Первая всеобщая перепись населения России
  4. Русская деревня
  5. Александр III
  6. Укрепление положения дворянства
  7. Политика в области просвещения и печати
  8. Крестьянский вопрос
  9. Рабочее законодательство
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов15
  • АвторБортникова Т.И.
  • Аудитория
  • Словаистория история россии 19 век
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
  • Слайд 1
    • История России 10 класс
    • Учитель истории МОУ СОШ №1
    • г.о. Звенигород Бортникова Т.И.
  • Слайд 2
    • сформировать представление о личности Александра III;
    • показать роль К.П.Победоносцева в формировании политической программы;
    • показать, что сущностью внутренней политики Александра III является корректировка реформ предшествующего царствования.
    • развивать навыки составления характеристики исторического деятеля.
    • продолжать формирование ценностного отношения учащихся к нравственным качествам выдающихся государственных деятелей.
  • Слайд 3
    1. Первая всеобщая перепись населения России.
    2. Русская деревня.
    3. Александр III
    4. Контрреформы Александра III
    5. Внешняя политика России в конце XIX века
  • Слайд 4
    • Численность населения -126 млн. человек. 69,5% исповедовали православие.
    • Рост численности городского населения . Доля городского населения — 11, 9%
    • Города-миллионники: Санкт-Петербург, Москва.
  • Слайд 5
    • Быстрый прирост населения
    • Последствия: в Нечерноземье положение крестьян медленно, но улучшалось, в Чернозёмной полосе резкое измельчение наделов заставляло арендовать землю у помещиков.
    • Мировой сельскохозяйственный кризис. Снижение цен на зерно. Рост арендной цены на землю.
    • Обнищание деревни.
    • Земельные переделы.
    • Положительные изменения в сельском хозяйстве.
  • Слайд 6
    • Вступил на престол 2 марта 1881 года, после убийства отца. 8 марта 1881 года провёл заседание Комитета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова о созыве законосовещательных комиссий. На заседании с резкой критикой предположений Лорис-Меликова выступили обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев и глава Государственного Совета граф Сергей Строганов.
    • Семья императора Александра III.1888. Фотограф С.Л. Левицкий
  • Слайд 7
    • Победоносцев Константин Петрович
    • После убийства Александра II при обсуждении проекта преобразований, представленного М. Т. Лорис-Меликовым, выступил с острой критикой реформ 1860-70-х. «Нация ожидает твёрдого и авторитетного действия, и не следует приступать к таким мерам, которые уменьшают авторитет власти, дозволять обществу рассуждать о таких вещах, о которых до настоящего времени оно не имело право говорить».
    • Яркий представитель консерватизма, хранитель традиций, выступал «против всяких изменений ради идеала монархии», считал, что реформы погубят Россию. «Гением тьмы», «великим инквизитором» называли его современники.
    • Победоносцев — автор манифеста 29 апреля 1881 “О незыблемости самодержавия».
  • Слайд 8
    • Контрреформы – принятое в исторической литературе название мероприятий, связанных с отказом от реформ и преобразований предыдущего царствования.
    • Основные направления
    • Ограничение земского и городского самоуправления
    • Усиление полицейского режима и ликвидация некоторых положений судебной реформы 1864г.
    • Введение дополнительных ограничений в сфере печати и образования
  • Слайд 9
    • 1885 г. — Открытие дворянского банка. Предоставление льготных кредитов для поддержания помещичьих хозяйств
    • 1889 г. — Закон о земских участковых начальниках. Отменял должности и местные учреждения, основанные на бессословных и выборных началах: мировых посредников, мировые суды.
    • 1890 г. – «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Изменение в земской избирательной системе. Увеличение числа депутатов от дворян.
    • 1892 г. – «Городовое положение». Изменения в городской избирательной системе. Отстранение от выборов мелких собственников ввиду повышения имущественного ценза, необходимого для участия в выборном процессе.
  • Слайд 10

    Усиление полицейского режима и ликвидация некоторых положений судебной реформы 1864

    • 1884 г. — Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением. Созданы охранные отделения. Вводится политический сыск.
    • 1887 г. – ограничена открытость судопроизводства по политическим делам.
    • 1889 г. – ликвидированы мировые суды.
  • Слайд 11
    • 1882 г. – «Временные правила о печати». Любой печатный орган можно закрыть. Закрыто 9 изданий. «Голос» А.А. Краевского, «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
    • 1884 г. – Новый университетский устав. Ликвидирована автономия университетов.
    • 1887 г. – Циркуляр «О кухаркиных детях».Запрещение принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».
  • Слайд 12
    • Принятие закона об обязательном выкупе крестьянами наделов и отмене временнообязанного состояние.
    • Снижение размера выкупных платежей.
    • Министерство финансов начало работу по отмене подушной подати, ее сбор поручался податным инспекторам, но реформа не была осуществлена.
    • Создание Крестьянского банка, который давал ссуды крестьянам для покупки земель, облегчалась аренда.
    • Закон о переселении. Переселенцев освобождали на три года от всяких податей и воинской повинности.
    • Приняты законы, укреплявшие общину — выход из нее ограничивался, а переделы земли могли проходить не раньше, чем через 12 лет.
  • Слайд 13
    • В 1882 г. был запрещен труд детей до 12 лет, а труд 12-15 летних ограничивался 8 часами. За этим следила фабричная инспекция.
    • В 1885 г. был запрещен ночной труд женщин и подростков.
    • Закон 1886г. ограничил размер штрафов, а сами они шли в фонд на выплату пособий рабочим.
    • Запрещалось вместо денег выдавать товары в фабричных лавках.
    • Как принятые меры характеризуют политику Александра III?
    • ?
  • Слайд 14
    • В целом русская дипломатия вела взвешенную и осторожную политику, отстаивая национальные интересы России, стараясь решать конфликты мирным путём и сохранять равновесие сил.
    • Союз трёх императоров Германия, Австро-Венгрия, Россия.
    • 1882 -Тройственный союз – военная группировка в составе Германии, Австро-Венгрии, Италии
    • 1891-1893 гг. Франко-русский союз
    • За взвешенную внешнюю политику Александр III был прозван Миротворцем.

Посмотреть все слайды

Источник:

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

К началу XX в.

Россия оставалась самодержавной монархией. Главой государства являлся император (царь), которому принадлежала высшая власть в империи.

На протяжении веков прерогативы монарха в России базировались на обычном праве. Лишь в 1716 г.

при Петре I, упразднившем патриаршество и Боярскую думу и сосредоточившем в своих руках безраздельно (абсолютно) всю полноту верховной власти, появилось формально‑юридическое обоснование монарших прерогатив.

Обратите внимание

В Воинском уставе («артикуле») говорилось: «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». В 1720 г. при составлении Духовного регламента (плана реорганизации церкви) в него была внесена лапидарная норма, гласившая: «Монарха власть есть самодержавная, которой повиноваться Сам Бог повелевает».

На протяжении XVIII в. определение царской власти оставалось неизменным, и в 1797 г., при императоре Павле I, оно было сформулировано следующим образом: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный.

Повиноваться верховной Его власти, не токмо за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает». Позже это стало первой статьей первого тома Свода законов Российской империи. Формулировка оставалась неизменной до 1906 г.

, когда появилась новая (последняя) редакция Основных законов.

Вплоть до 1906 г. полнота царской власти ни фактически, ни юридически никакими формальными нормами и общественными институтами не ущемлялась. Положение не изменилось и после создания Комитета министров (1802) и Государственного совета (1810). Первый был учрежден в виде совещательного собрания высших должностных лиц, а второй – как верховный законосовещательный орган империи.

Само по себе употребление в законе понятий «самодержавный» и «неограниченный», при определении монарших прерогатив, свидетельствовало о нетождественности их, прагматические же критики власти всех мастей не видели здесь никакого различия. Между тем оно существовало и носило принципиальный характер.

Выдающийся русский лексикограф Владимир Даль дал два объяснения слова «самодержавный». В первом случае как управление полновластное, неограниченное, независимое от государственных соборов, или выборных от земства и чинов.

Весь этот определительный ряд действительно тождественен понятию «неограниченный». Однако Даль дает и второе определение самодержавия – «самая власть эта».

Именно здесь и заключена историческая онтология старого царского титула, употребляемого по крайней мере с XVI в.

Важно

Смысл его обусловливался сутью православного мировосприятия и базировался на убеждении, что Монарх – Помазанник Божий, что Он получил власть от Всевышнего, правит Его милостью, а «сердце царева в руце Божией».

Мистика русского самодержавия неразрывно была связана с учением Православной церкви о власти и народными воззрениями на царя как «Божьего пристава». В то же время понятие «неограниченный» есть порождение петровского времени, эпохи формирования абсолютистской монархии.

Оно подчеркивало социальный миропорядок, где власть царя – над всеми и для всех. По сути дела различие между двумя определениями царской власти – это различие между сакральным и земным.

При обращении к русскому историческому материалу нельзя игнорировать (что очень часто делается до сих пор) неаутентичность этих определений. Иначе выхолащивается существо и острота всех коллизий противостояния между традиционалистами и либералами по вопросу о конституционно‑правой реконструкции государственной системы. Действительно: когда в апреле 1906 г.

в соответствии с законом власть царя перестала быть «неограниченной», но осталась «самодержавной», свидетельствовало ли это о том, что ничего не изменилось, как утверждали социалисты и многие либералы, или в России произошла качественная трансформация государственно‑монархической модели? Ответ напрямую зависел (и зависит) от мировоззренческого ракурса восприятия и оценки.

Хотя со времен Петра I и до начала XX в.

принцип полноправной верховной власти формально оставался неизменным, однако характер и суть верховного государственного управления при последнем царе Николае II имели мало общего с петровской эпохой.

Если самодержавие Петра I можно с достаточным основанием считать деспотическим (произвольным), то к началу XX в. положение выглядело иначе. Система претерпела изменения.

Совет

Хотя царь и сохранял «Богом данное право» на любые решения, но все сколько‑нибудь значительные из них принимались лишь после обсуждения (порой многолетнего) кругом должностных лиц различного уровня. Наиболее важные непременно обсуждались в комиссиях Государственного совета, а затем – в общем собрании Совета.

Важнейшие общие положения государственного устройства были зафиксированы в 1‑м томе законов Российской империи – Своде Основных государственных законов, определявшем прерогативы верховной власти, структуру и компетенцию главных общеимперских институтов: Государственного совета, Сената, Комитета министров. Этот том Основных законов включал и династическое законодательство – собрание актов, составлявших так называемое Учреждение о императорской фамилии. Российское династическое право было одним из самых строго регламентированных в мире.

Царская власть являлась, безусловно, наследственной, передавалась от отца к сыну. Наследник (цесаревич) становился императором сразу же после смерти своего предшественника. Это было, так сказать, земное установление.

Но существовал еще ритуал церковного освящения царской власти.

Необходимость его оговаривал закон: «По вступлении на престол совершается священное коронование и миропомазание по чину православной Греко‑Российской Церкви.

Время для торжественного сего обряда назначается по Высочайшему благоусмотрению и возвещается предварительно во всенародное известие». Церемония всегда происходила в Успенском соборе Московского Кремля.

Источник: https://valdvor.ru/bez-rubriki/gosudarstvenno-sotsialnaya-sistema-rossii-v-kontse-xix-veka-istoriya-rossii.html

Презентация “Социально-экономическое развитие России в конце XIX -н.Xв

Слайд 1

Социально-экономическое развитие страны в конце XIX – начале XX в. Выполнила: Тарасова Татьяна, учащаяся 11 класса Руководитель Иванова Н.В.

Слайд 2

Национальный и социальный состав населения Численность населения Российской Империи превышала (к 1914 г.) 170 млн. человек. Особенностью Российской Империи было ее национальное многообразие.

Слайд 3

Из религий традиционными были православие (более 70 % всех граждан), ислам (11%), иудаизм , буддизм.

Слайд 4

В структуре российского общества начала XX века выделяют пять социальных категорий: 1. Господствующая элита (генералитет , помещики, буржуазия, верхи интеллигенции, архиереи церкви и др.); 2. Средние слои (основная часть гражданской и военной интеллигенции ); 3.

Крестьянство и казачество ( из этого числа казачество – 3%); 4. Пролетарское население (промышленные, транспортные, строительные рабочие, батраки и др.) 5. Социальное дно, или люмпенские элементы (нищие, бродяги, уголовники и др.

Читайте также:  Этапы закрепощения крестьян (таблица)

) Маргиналы – люди, находившиеся на границе разных категорий населения

Слайд 5

Складывание системы государственно-монополистического капитализма Широкое внедрение иностранного капитала Высокоразвитая промышленность и финансово-банковская система Особенности экономического развития Отставание аграрного сектора, сохранение феодальных пережитков Частнокапиталистический уклад (фабрики и заводы, помещичьи и кулацкие хозяйства) Полунатуральный (крестьянский) уклад Мелкотоварный уклад (кустарно-ремесленное производство) Сочетание Многоукладность экономики

Слайд 6

Промышленность и банковская система За короткое время с конца XIX в. и до начала войны 1914 г. число промышленных предприятий в России удвоилось. Резко увеличилась сеть железных дорог. Имелись все признаки того, что Россия вступила в стадию быстрой индустриализации .

Обратите внимание

По объему промышленной продукции она занимала пятое место в мире , уступая лишь США, Англии, Франции, Германии и в то же самое время превосходя их по темпам роста. Характерной чертой промышленного строительства в России было появление крупных, хорошо оборудованных предприятий.

По степени концентрации производства Россия к началу XX в. вышла на первое место в Европе .

Слайд 7

Высокая концентрация производства в условиях обострившейся конкуренции неизбежно вела к образованию монополий .

Монополии – хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рыками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью получения максимальной прибыли. Поначалу монополии имели характер картелей или синдикатов .

Затем, уже ближе к 1914 г., стали возникать тресты и концерны . Картель – объединения, которые сохраняют самостоятельность, между ними заключается договор, регулирующий условия реализации (сбыта) продукции.

Синдикат – объединение предприятий для совместной продажи продукции, сохраняли производственную самостоятельность, теряли самостоятельность коммерческую. Трест – предприятия и финансовые структуры, теряющие свою самостоятельность. Концерн – объединение предприятий разных отраслей.

Слайд 8

Промышленость все в большей степени попадала в зависимость от банков Складывалась финансовая олигархия В начале XX в. создаются особые государственно-капиталистические органы. С их помощью власть регулировала производство. Через эти органы распределялись госзаказы, предоставлялись льготы, субсидии и т.п.

Отечественное промышленное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах. Начиная с 1890-х гг. иностранные инвестиции всячески поощрялись русским правительством. В результате в начале XX в. во многих отраслях производства иностранные инвестиции превышали российские.

Важно

Россия также начала вывозить капитал за рубеж, прежде всего в сопредельные страны на южных границах (Иран и Китай).

Слайд 9

Процессы модернизации развивались крайне неравномерно как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Страна оставалась преимущественно аграрной. Аграрным производством было занято ¾ всего населения.

Слайд 10

Сельское хозяйство Часть помещиков: 1. Начинали применять вольнонаемный труд; 2. Использовали сельскохозяйственную технику; 3. Совершенствовали приемы землепользования; 4. Добивались в своих имениях повышения урожайности; 5.

Поставляли все больше зерна на внутренний и внешний рынок. В крестьянской среде в процессе разложения общины постепенно выделялся слой зажиточного крестьянства. К этому слою примыкали кулаки .

Кулаки – деревенские жители, источником богатств которых была е работа на земле, а торгово-ростовщические операции среди односельчан.

Слайд 11

Аграрная сфера в России была опутана массой феодальных пережитков, затруднявших ее нормальное развитие. Крестьянская реформа 1861 г. Сохранила за помещиками значительную часть их земель и тем самым обрекла массу крестьян на малоземелье. Крестьянские наделы были обременены разнообразными платежами – земскими, выкупными и пр.

Крестьяне вынуждены были постоянно брать у помещиков хлеб в долг, землю в пользование. Расплачиваться же приходилось своим трудом – отработками.

Отработочная система была не только чрезвычайно изнурительна для крестьян, но и малопроизводительна, зато она позволяла многим помещикам вести свое хозяйство по старике, привычными полукрепостническими методами.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/12/17/prezentatsiya-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossii-v-kontse-xix-n

Пенсии до революции: социальное обеспечение в России на рубеже XIX — XX веков

Пенсии до революции: социальное обеспечение в России на рубеже XIX — XX веков

Пенсии до революции:

социальное обеспечение в России на рубеже  XIX —  XX веков

Пенсионное обеспечение в последние годы существования Российской империи       представляло собой сочетание государственного и частного пенсионных капиталов.

В системе дополнительного социального обеспечения уже в конце 19 века насчитывалось более 200 ведомственных эмеритальных касс.

Но в целом система пенсионного обеспечения оставалась избирательной и охватывала менее 1/3 населения. 

 Дополнительное пенсионное обеспечение за счет взносов в эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало незначительную часть трудящихся, поскольку пенсионные кассы создавались в основном в государственных ведомствах и на крупных промышленных предприятиях. В то время как в России к началу XX века почти половину населения составляли сельские жители: более 60 млн человек из 125 млн, по переписи 1897 года.

Совет

Российское крестьянство не обеспечивалось пенсиями долгое время — и до, и после революции. Большинство сельских тружеников будут интегрированы в пенсионную систему страны лишь в 60-е годы ХХ века.

 Государственные пенсии на рубеже 19-20 веков по-прежнему оставались привилегией военных и гражданских служащих. Сохранялась традиция назначения пенсий как особых привилегий за заслуги перед отечеством. Существовали повышенные пенсии кавалерам наиболее престижных государственных наград.

Численность военных пенсионеров резко выросла с началом первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было. Хотя, по разным оценкам, Георгиевские кресты разных степеней в ходе   первой мировой войны получили почти полтора миллиона солдат.

До революции 1917 года структура пенсионного обеспечения обычных граждан России состояла из нескольких уровней. Главной компонентой была государственная пенсия, назначаемая за долговременную беспорочную службу, либо пенсия по болезни или инвалидности. Она полагалась работающим в случае досрочного выхода на пенсию по состоянию здоровья.

Начиная с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась также  рабочим частных предприятий.

 В дореволюционный период социальная система Российской империи достигла достаточно высокого уровня по сравнению со многими другими странами. В целом по уровню жизни царская Россия к 1913 году занимала 15-е место в мире. Численность населения за пять лет (с момента переписи 1897 года) выросла более чем на треть.

 Социальное страхование рабочих и система трудового законодательства в Российской империи признавались одними из лучших в мире – об этом, в частности, на встрече с группой промышленников из России в 1912 году заявил Уильям Тафт, 27-й президент США. Он посещал Россию в начале века, его путь в Санкт-Петербург на встречу с императором Николаем II пролегал через Владивосток. Поэтому президент Тафт оценивал качество социальной политики царской России непонаслышке.

Что касается оценок системы трудового законодательства, социального страхования и в целом качества пенсионной системы России на рубеже 19-20 веков, то они остаются весьма противоречивыми. И, безусловно, эта проблема требует дальнейшего объективного исследования.

Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи  до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет.     Безусловно, при условии «беспорочной службы».

Право на пенсию теряли лица, уволенные со службы по решению суда, а также приговоренные к различным видам наказания, включая  лишение свободы или другие ограничения гражданских прав. Любопытно, что по истечении   срока наказания и после возвращения на службу чиновник вновь приобретал право на пенсию.

Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, соответственно, получал 50% пенсионного оклада. Фактически, пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приема на службу дипломированного специалиста   начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.

Обратите внимание

Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Во-вторых, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался посторонний уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.

Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия.

Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчета пенсии были разделены на 9 разрядов.

В начале 20 века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год  (по 9-му разряду) до 1 453 рублей (по первому разряду). Для сравнения, заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.

Также важно подчеркнуть, что в конце XIX века рост инфляции в России значительно обесценил пенсионные оклады, которые долгое время не менялись. По пенсионному законодательству того времени, было запрещено устанавливать пенсии выше уровня, определенного Уставом.

Руководители различных ведомств по этой причине нередко атаковали министерство финансов просьбами об «усилении» пенсий своим работникам. В случае несогласия министра финансов вопрос о повышении пенсии тому или иному чину выносился на заседание Комитета министров.

Прибавка к пенсионному пособию могла составлять  от одной трети до половины суммы жалования.

В случае смерти служащего размер пенсии определялся с учетом семейного положения. В частности, учитывалось количество членов семьи, оставшихся без попечения, а также их права на получение пенсии.

Важно

Например, вдова служащего могла получать лишь половину пенсии мужа, если в семье не было малолетних детей (не старше 17 лет). На каждого из малолетних детей прибавлялась треть от половины пенсии отца.

  Если в семье было более четырех детей, то все они должны были получать пенсию поровну, но в сумме не больше   размера пенсионного жалования отца.

Пенсия умершего также не назначалась сыновьям старше 17 лет и дочерям старше 21 года. Кроме того, право на пенсию утрачивали сыновья, поступившие на службу или принятые в учебные заведения за казенный счет, а также дочери в случае выхода замуж или обучения за казенный счет. Вдовам, вторично вышедшим замуж, государственная пенсия первого мужа также не полагалась.

Кроме того, пенсии лишались чиновники при вступлении на новую должность, или при переходе на службу иностранному государству без согласия российского правительства. Пенсионное право утрачивалось также при пострижении в монашество и в случае нарушения условий выезда за границу (а именно пребывания за границей более разрешенного срока).

Что касается  пенсий военнослужащих, то они выплачивались из двух источников: из Государственного казначейства и инвалидного капитала.

Срок выслуги военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников — в среднем  25 лет для полного оклада пенсии,  и 20 лет – для 50 %.

Примечательно, что офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь.

Для офицеров и гражданским чиновникам военного ведомства, которые служили  в отдаленных регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день  службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удаленности места службы.

При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой.

Совет

Для морских офицеров, кроме общих пенсий, существовали дополнительные  вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования – за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев.  Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком  более 180 месяцев.

Читайте также:  Приказы в xvii веке в россии

Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам – за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам  полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).

Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий.

 Причем правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство  так называемый «Александровский комитет о раненых».

Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени тяжести ранения (соответственно, различались пенсии раненым офицерам  первого и второго класса).

Также важно отметить, что офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии,  отставным офицерам  выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.

Как уже отмечалось выше, доходы рабочих в Российской империи на рубеже 19-20 веков были весьма невысоки по сравнению со служащими.

На получение пенсионного пособия рабочие в то время могли рассчитывать только при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с 80-х годов 19 века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах.

Правительство предпринимало попытки расширить сферу социальной защиты наемных работников. Так, в 1893 году по предложению министра финансов Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих.

Обратите внимание

В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев».

2 июня 1903 года закон был утвержден Николаем II, и вступил в силу с 1 января 1904 года.

При всей ограниченности принятых мер Закон 1903 года все же был значительным  прогрессом в развитии трудового законодательства. В нем впервые устанавливались размеры пенсий для наемных рабочих и служащих.

 Так, при полной потере трудоспособности полагалась постоянная пенсия в размере 2/3 заработка. В таком же размере выплачивалась пенсия семье в случае потери кормильца.  Главным изъяном закона было то, что в нем искусственно занижалось исчисление годового заработка рабочего. Что привело к уменьшению размера пенсии.

Активизация рабочего движения в период первой русской революции (1905–1906 годы) привела к разрушению многих пенсионных касс. Но их развитие продолжилось, как только общественно-политическая ситуация в России стабилизировалась.

К 1912 году назрел вопрос об объединении пенсионных касс различных ведомств в единую организацию, что позволило бы создать в стране полномасштабную пенсионную систему страхового типа. Вступление России в мировую войну в 1914 году стало новым препятствием для развития в стране всеобщего пенсионного обеспечения.

 В свою очередь, политические партии активно боролись за введение обязательного  социального страхования рабочих  за счет средств работодателя или из специальных фондов страхования рабочих, которые предлагалось формировать за счет взимания особого налога на владельцев частных предприятий. Этот вопрос, в частности,  обсуждался в 1903 году на втором съезде РСДРП.

Кроме того, в 1912 году на VI Всероссийской партийной конференции в Праге  была предложена страховая программа, которая предусматривала обязательное страхование всех наемных работников и членов их семей за счет предпринимателей,  и за счет государства — в случае утраты рабочими трудоспособности, в том числе и по старости.

Важно

Требование распространить систему социального страхования на все категории рабочих стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения рабочих и активизации деятельности левых партий в России в начале ХХ века.

Вынужденным ответом правительства на эти вызовы стало принятие Закона от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». Однако социальные меры, прописанные в законе, были довольно ограниченными.

 Так,  обязательное социальное страхование распространялось только на предприятия с численностью не менее двадцати рабочих – при наличии двигателя (парового или электрического), и тридцати рабочих — при отсутствии двигателя.

В силу данных ограничений закон — безусловно, прогрессивный по тем времена  –  охватил не более  2,5 миллионов рабочих по всей стране. Еще порядка 12 миллионов наемных рабочих и служащих в России оставались по-прежнему без какого бы то ни было обеспечения по старости и инвалидности.

Социальное страхование  не распространялось на всех транспортных рабочих,  домашнюю прислугу, торгово-промышленных служащих, сельских наемных работников (батраков). Основную нагрузку по выплате страховых взносов закон возложил на самих страхуемых рабочих.

По схеме страхования, 3/5 части страхового взноса платили рабочие из   своего дохода,  2/5 части взноса платил работодатель.

Это привело к снижению заработка большей части наемных работников, что, в свою очередь, провоцировало новую волну стачек  и роста революционных настроений накануне 1917 года…

Источник: http://pfr.pba.su/Content/Read/271

Особенности социально-экономического развития России в конце XIX – нача­ле XX века

В конце XIX в. Россия переживает бурный подъем промышленного производства. За 1890-е гг. добыча угля вырастает в 3 раза, нефти — в 2,5, в 3 раза увеличивается выпуск продукции черной металлургии и машиностроения. Почти в два раза вырастает сеть железных дорог. К концу XIX в. окончательно оформляется система российского капитализма.

Одной из ее характерных черт было появление в России крупных, современно оборудованных предприятий, на которых работали тысячи рабочих. По степени концентрации производства Россия к началу XX в. вышла на первое место в Европе.

Во многом это объяснялось тем, что русская промышленность в пореформенный период сделала гигантский скачок в своем развитии: крупные предприятия вырастали здесь зачастую на голом месте, в то время как европейское промышленное производство укрупнялось постепенно, в условиях острой конкурентной борьбы.

Концентрация банковского капитала шла в России параллельно концентрации промышленного производства. В начале XX в. пять крупнейших банков контролировали основную массу финансовых средств. Эти средства они охотно вкладывают в промышленность, подчиняя ее в значительной степени своему контролю.

Совет

Темпы развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве не шли ни в какое сравнение с бурным ростом промышленного производства. Пережитки крепостного права сильно тормозили его развитие. Крестьян все больше душили малоземелье и обремененность непомерными платежами. В 189192 гг.

истощенное крестьянство европейской части России пережило страшный голод. Но и в “сытые” годы значительная часть крестьян недоедала: продолжительные голодовки стали обычным явлением в русской деревне.

Развитие капиталистических отношений в подобных условиях для большинства земледельцев приобретало особенно мучительный изнуряющий характер.

Россия в начале XX в. была охвачена бурными модернизационными процессами. Особенно быстро развивались промышленность и транспорт в период работы министра финансов С.Ю. Витте (18921902):

   1) построена сеть новых железных дорог, развивались металлургия, машиностроение, химическая промышленность, городское строительство;

   2) большое значение имело введение государственной винной монополии (с 1895 г.), которое принесло в казну колоссальные доходы от продажи спиртных напитков, важной статьей дохода стал экспорт хлеба;

   3) для того чтобы сделать российскую экономику надежнее и привлекательнее для инвестиций, Витте провел денежную реформу 1897 г.

Аграрный сектор.

Очень много феодальных пережитков сохранялось в деревне: 1) крестьянская община, чересполосица, регулярные земельные переделы, которые сковывали хозяйственную инициативу крестьян; 2) крестьянское хозяйство истощали бесконечные поборы, продолжали взиматься недоимки по выкупным платежам реформы 1861 г.

   Россия начинает уверенно входить в мировую экономику, о чем свидетельствовало: 1) ее участие в мировом кризисе перепроизводства в 18991903 гг.

; 2) вступление России в новую, монополистическую стадию капитализма: развивались механизмы буржуазной конкуренции, создавались монополистические объединения предприятий для эффективного отпора конкурентам, картели и синдикаты (объединение только коммерческой деятельности), тресты и концерны (объединялась коммерческая и производственная деятельность).

Обратите внимание

Государство по-прежнему строго контролировало процесс развития экономики в стране, поэтому в России складывается система государственно-монополистического капитализма.

Политическое развитие. В начале XX в. Россия оставалась единственной европейской державой, в которой не было конституции, сохранялась абсолютная монархия, не было гарантированных основных демократических свобод. Император Николай II Александрович (18941917) отказывался идти на уступки.

В начале века происходит оживление деятельности либералов. Сторонники конституционной монархии в 1904 г. объединились в «Союз освобождения» (П.Н. Милюков); а либералы земств организовали в 1903 г. «Союз земцев-конституционалистов» (Д.Н. Шипов).

В 1901 г. возникает партия социалистов-революционеров, «эсеров» (В.М. Чернов), которая продолжила дело народников-заговорщиков. В 1898 г. в Минске прошел I Съезд РСДРП – партии русских марксистов. В 1903 г.

на II Съезде (в Брюсселе и Лондоне) РСДРП марксисты разделилась на 2 фракции: большевики (В.И. Ленин), меньшевики (Ю.О. Мартов).

Большевики выступали против сотрудничества с либералами и за жесткую дисциплину, обязывавшую всех членов партии выполнять решения партийных собраний.

Развитие промышленности привело к формированию нового социального класса – рабочего. В начале XX в. забастовки и демонстрации рабочих стали очень частыми и многочисленными.

Источник: http://histor-ru.ru/voprosy-dlja-podgotovki-k-kursovomu-zachetupo/439-osobennosti-socialno-jekonomicheskogo-razvitija.html

Государственный и общественный строй России в 19 веке

Главное противоречие в развитии российского общества, родившееся еще в предыдущий век, вытекало из назревающих формационных изменений: на смену феодализму надвигался капитализм.

Уже в предыдущий период обнаружился кризис крепостнической системы хозяйства. Теперь он идет с нарастающей силой. Феодализм все больше показывает свою экономическую несостоятельность.

При этом кризис феодально-крепостнической системы становится всеобъемлющим, охватывая все важнейшие сферы экономики.

Важно

В промышленности крепостная мануфактура не может выдержать конкуренции с капиталистической мануфактурой, с буржуазной организацией производства.

Капитализм обеспечивает неизмеримо большую производительность труда и работает с необычайной гибкостью и изворотливостью в сложных условиях, когда ему препятствуют все устои феодализма, прежде всего крепостничество, мешающее привлекать в производство рабочую силу и сужающее внутренний рынок.

Победа буржуазного производства обеспечивается применением наемного труда и введением машин. Мануфактура сменяется фабрикой. В данный период начинается промышленный переворот. С 1825 по 1860 гг. число крупных предприятий обрабатывающей промышленности и занятых в ней рабочих возросло втрое.

И не случайно в этой промышленности к 1860 г. 4/5 рабочих были уже наемными. В то же время во всей промышленности доля крепостных рабочих составляла еще 44%.

Наемный труд создавал стимул для повышения производительности заинтересованного в результатах производства работника, а применение машин экономило рабочую силу, столь дефицитную в условиях феодализма, крепостничества.

Попытки применения машин в крепостной промышленности наталкиваются на низкий профессиональный уровень крепостного рабочего, а главное, на его нежелание работать, поскольку он заинтересован не в повышении производительности труда, а как раз наоборот — в экономии своего труда, попросту говоря, в том, чтобы работать как можно меньше.

Нарушение закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил видно и в сельском хозяйстве.

В XIX в. Западная Европа все более нуждается в русском хлебе. С 1831 по 1860 гг. среднегодовой вывоз хлеба из России вырос с 18 млн. до 69 млн. пудов. При этом рос и внутренний рынок: сбыт хлеба на нем в 9 раз превышал экспорт.

Совет

Между тем урожайность зерновых в начале века составляла в среднем — 2,5 (т.е. 1 мешок посевного материала приносил 2,5 мешка собранного зерна). Следовательно, урожайность существенно не отличалась от той, что была и века назад.

Читайте также:  Русская художественная литература

Помещики разнообразными средствами пытаются увеличить товарность своих имений. Одни это делают путем еще большего нажима на крестьянина.

В «образцовом» имении графа Орлова-Давыдова была строго регламентирована вся жизнь крепостного крестьянина, для чего было издано специальное Уложение.

Этот вотчинный «закон» предусматривал сложную систему наказаний за нерадение крестьян к работе и даже за невступление в брак в положенные сроки: помещику нужно постоянное пополнение рабочей силы.

Другие помещики пытаются повысить доходность своих имений путем нововведений, но и это не дает им успеха. Нововведения терпят крах из-за той же незаинтересованности крестьянина в своем труде.

Всесторонний нажим на крестьянина порождает лишь рост классового сопротивления. После некоторого затишья в самом начале века растут крестьянские волнения, особенно усиливающиеся в определенные моменты. Так, после Отечественной войны 1812 г.

, породившей некоторые иллюзии в крестьянстве, разлилось широкое возмущение крестьян, когда их надежды на облегчение жизни не оправдались. Новая волна крестьянских выступлений прокатилась в связи с вступлением Николая I на престол. Только в 1826 г. было зарегистрировано 178 крестьянских выступлений.

В конце царствования Николая количество крестьянских волнений выросло в 1,5 раза.

Все большее развитие буржуазных отношений в экономике, кризис крепостнического хозяйства не могут не найти отражения в социальной структуре общества, где в недрах феодализма вызревает капитализм.

Важнейшим моментом, определяющим изменения в общественном устройстве в этот период, является то, что вместо прежних основных классов постепенно складываются основные классы буржуазного общества — капиталисты и наемные рабочие, буржуазия и пролетариат. Формирование новых классов, как и ранее, идет за счет разложения старых.

Обратите внимание

Буржуазия складывалась главным образом из купечества и верхушки крестьянства, сумевшей тем или иным путем разбогатеть. Такие крестьяне, иногда даже помещичьи, отпускались своим господином на оброк, обогащались, принося барину значительно большую выгоду, чем если бы они работали на пашне.

Значительная часть ивановских фабрикантов вышла из среды разбогатевших крепостных, которые эксплуатировали десятки тысяч собственных односельчан. Российская буржуазия первой половины XIX в., растущая количественно и богатеющая, оставалась, однако, слабой политической силой. Во всяком случае, она, как и в предыдущие века, не помышляла еще о политической власти.

Революционной силой российская буржуазия не была. Первыми возмутителями спокойствия России в XIX в. стали дворянские революционеры-декабристы и Герцен, а затем — революционные демократы-разночинцы.

За счет разложения старых классов складывался и пролетариат. Он образовался из ремесленников и городского низа, но главным источником его формирования было опять же крестьянство.

Помещики преимущественно нечерноземных губерний, как уже отмечалось, часто отпускали своих крестьян на заработки под условием уплаты оброка.

Эти крестьяне поступали на фабрики и заводы и эксплуатировались как наемные рабочие.

Широкое распространение имела и такая форма капиталистической организации производства, когда предприниматель раздавал работу по крестьянским избам, не заботясь, таким образом, ни о помещении, ни об оборудовании. Крепостной крестьянин становился рабочим, даже сам не замечая этого.

Формирование новых общественных классов порождало и принципиально новые классовые антагонизмы, борьбу труда с капиталом. Уже в 30—40-е годы возникает рабочее движение. Царизму приходится учитывать этот новый фактор в своей политике: в 1835 и 1845 гг. издаются первые законы о труде, охраняющие элементарные права рабочих, хотя и в ничтожной степени.

Источник: http://biofile.ru/his/30360.html

История статистики::Федеральная служба государственной статистики

Возникновение и организационно-структурное оформление статистической деятельности в России
(конец XVIII века – 20-е годы XIX века)

      В шестидесятые-семидесятые годы XVIII века произошли серьезные сдвиги в экономической, политической и культурной жизни России. В царствование Екатерины II (1762-1796) наступило время “просвещенного абсолютизма”.

Помещичье-крепостнический строй еще не препятствовал росту производительных сил, успешно развивались промышленность и торговля, и к концу XVIII столетия в России начали зарождаться капиталистические отношения.        Существенно изменилась экономическая политика государства, проявлением чего стало оживление свободного предпринимательства.

В связи с этим была реорганизована система государственного управления: в 70-х годах были ликвидированы хозяйственные коллегии, в 1775 г. осуществлена губернская реформа, в результате чего центром государственного управления стала губернская администрация, а Правительствующий Сенат из высшего правительственного учреждения страны был преобразован в судебный орган.

Важно

       Все это, естественно, отразилось на характере российской статистики того времени, на изменении ее функций, организации и методов работы. В ней стали проявляться черты орудия социального познания.

Появился новый тип статистических работ, рассчитанных не на удовлетворение узких по содержанию оперативных запросов, а на получение разнообразных статистических данных о состоянии социально-экономической жизни, – возникла так называемая познавательная статистика.        Начиная с 1764 г.

в России было проведено несколько уникальных статистических работ, послуживших базой для последующего развития статистической практики и становления российской статистической науки.

Важнейшие из этих работ: генеральная опись Малороссии; генеральное межевание и топографические описания губерний, включавшие описания отдельных районов страны с их историческими, географическими, административными и экономическими характеристиками.

       Изменения в структуре государственного управления были вызваны необходимостью решать новые задачи экономического и социального развития России. Настоятельная потребность в накоплении учетно-статистических данных, в их изучении и осмыслении, в совершенствовании самих методов организации и проведения исследований способствовали развитию научных статистических разработок.

 

      Первое статистико-экономическое обозрение России было подготовлено Иваном Кирилловичем Кириловым (1689-1737), обер-секретарем Сената, автором уникального исторического, этнографического и экономического атласа России (1734 г.), которым пользовались около 50 лет.

В написанной им книге “Цветущее состояние Всероссийского государства, в каковое начал, привел и оставил неизреченными трудами Петр Великий, отец отечествия, император и самодержец всероссийский и прочая, и прочая, и прочая”, завершенной в 1727 г., были широко использованы поступавшие в Сенат учетно-статистические данные, представленные в таблицах, а также обобщающие показатели.

В книге использовались данные подворной переписи 1710 г. и первой ревизии 1718 г., но вопрос о том, как организовать наилучшим образом ревизии, автором не был поставлен. Это сделал Василий Никитич Татищев (1686-1750), управляющий казенными заводами на Урале, основатель Екатеринбурга (1723 г.).

Ему принадлежит и первый в России научный труд по организации учета населения “Рассуждения по ревизии поголовной и касаючемся до оной” (написана в 1747 г., а опубликована лишь в 1861 г.).

Совет

Основные идеи, высказанные Татищевым, – создание единого переписного документа, сокращение срока проведения переписей, повышение квалификации переписчиков – в конце концов нашли воплощение в статистической практике.

      В 60-е годы идеи Татищева были поддержаны М.В. Ломоносовым и другими учеными того времени. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) разработал в 1760 г.

“Академическую анкету” с тридцатью вопросами для сбора статистических данных, характеризовавших отдельные районы России и всю страну в целом. 

      Почти в то же время вторую анкету, близкую по характеру “академической”, подготовил Федор Михайлович Миллер (1705-1783).

Анкета, называвшаяся “Экономические вопросы” (65 вопросов, в основном сельскохозяйственного характера), была разослана губернаторам, другим чиновникам, некоторым частным лицам.       Эти анкеты были важны с точки зрения развития статистических работ на местах, а также осознания возможности использования статистики в научном познании.

Сами анкеты (содержание и формулировки включаемых в них вопросов) стали своего рода базой формирования экономической статистики.  

      Развитию отечественной статистики способствовал также русский писатель Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Свои воззрения на статистику он изложил в работах: “Письмо о китайском торге” (1794 г.), “Описание моего владения…” (1799 г.

), “О законоположении” (1802 г.). В основном он следовал традициям описательной школы, но, как и “политические арифметики”, применял косвенные расчеты: подсчитывал народный доход России, величину его товарно-денежной части и т.д. Им была намечена программа сельскохозяйственной, экономической, внешнеторговой, демографической и судебной статистики.

       В зарождающейся статистической науке было представлено не только государствоведческое, но и политико-арифметическое направление.  

      Вольфганг Людвиг Крафт (1743-1814), академик Российской АН (с 1771 г.

) в своих работах сформулировал полные требования, предъявляемые к статистическим данным статистикой населения; разработал показатели плодовитости и смертности; вывел формулу дл вычисления периода роста, в частности, для удвоения числа жителей.

       Можно констатировать, что российская статистика в XVIII столетии от изучения описания достопримечательностей государства перешла к всестороннему исследованию процессов общественной жизни, выявлению закономерностей их развития.

 

      Успешное развитие российской статистики во второй половине XVIII века было приостановлено в 90-е годы реакцией, усилившейся в период царствования Павла I (1796-1801).

Однако начало XIX столетия, первые годы правления Александра I (1801-1825) были отмечены либеральными веяниями в социально-экономической жизни России, проведением крупных реформ, коснувшихся и системы управления. Наиболее значительным из них следует признать переход к отраслевому управлению государством, созданию министерств.

 

      Высочайшим Манифестом от 8 сентября 1802 г. (“Санкт-Петербургский журнал” №1, 1804 г.) поведено: “каждому Министру в конце года подавать Его Императорскому Величеству через Правительствующий Сенат письменный отчет в управлении всех вверенных ему частей“.

Вместе с новой организацией управления бьна изменена и система статистических работ, восстановлена отчетность губерний. По существу, историю российских административно-статистических учреждении можно начинать именно с 8 сентября 1802 г. 

      19 сентября 1802 года в циркуляре Министра внутренних дел графа В.П.

Обратите внимание

 Кочубея губернаторам дана схема отчета, содержащая сведения о численности населения, податях, произрастании хлебов, о сельских магазинах и народном продовольствии, о фабриках и заводах , о городских доходах и публичных зданиях.

Отчетность эта поступала довольно аккуратно, однако достоверность материалов была невысока, что признавали и сами организаторы отчетности, в частности Министерство внутренних дел. 

      Так, о статистической отчетности, свод которой был подготовлен по материалам 1802 г., писалось: “

трудность и необыкновенность сего предприятия и недостаток многих сведений на самих местах было причиною, что вообще работа сия не имеет еще того совершенства и точности, какой бы желать надлежало. При всем том сей первый опыт подает основательную надежду, что при подробнейшем объяснении предметов, при замечании на недостатки, в первый раз допущенные, при точнейшем означении вопросов посредством рассылки табелей, и при усердии исполнителей, можно будет достигнуть в сих сведениях более точности и единообразия, и тем приближиться к их цели“.       1 ноября 1802 г. при Департаменте Министерства внутренних дел Высочайшим соизволением учреждено Сословие дворян из 10 человек, которому была поручена обработка сведений, поступавших из губерний. В 1810 г. эта группа была переведена в Министерство полиции.  

      20 марта 1811 г. при Министерстве полиции было создано Статистическое отделение. Возглавил его академик

Карл Федорович Герман(Циркуляр Министра полиции №168 от 20 марта 1811 г.).        4 ноября 1819 г. Статистическое отделение в прежнем составе придано канцелярии Министерства внутренних дел.        Кроме министерств внутренних дел и полиции, статистические работы вели и другие министерства и ведомства. Наиболее значительными из них были работы Главного управления путей сообщения (данные о перевозках по внутренним водным путям). Министерства коммерции (статистика внешней торговли) и Министерства финансов (статистика горной промышленности и др.).        Материалы правительственной статистики широко публиковались. В 1803 г. вышел в свет статистический сборник Министерства коммерции “Государственная торговля 1802 года в разных ее видах”. В дальнейшем подобные сборники издавались ежегодно, сначала Министерством коммерции, а потом, после его ликвидации, Министерством финансов. В 1806 г. был опубликован статистический сборник Министерства внутренних дел “Табели к отчету Министра внутренних дел за 1804 год”. 29 ноября 1819 г. на заседании Комитета Министров обсуждался вопрос об издании Статистического журнала и прочих статистических сочинений.        12 мая 1823 г. Статистическое отделение вошло в состав Департамента исполнительной полиции Министерства внутренних дел.  

      Впервые в 1825 г. Статистическим отделением был составлен Реестр произведенных работ за период с 1811 г. по 1825 г. (Письмо Статистического отделения МВД от 07 октября 7525 г. №18). 

      Существенные перемены в развитии российской государственной статистики наметились к середине 30-х годов XIX века, когда потребности государства вызвали необходимость приступить к организации статистических работ.

         

Источник: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/about/history/67b09b804bdd85358efbbec25c10f730

Ссылка на основную публикацию