Фолклендский морской бой в истории первой мировой

Битвы Первой мировой войны. Фолклендский бой

Морская владычица получила пощечину: в битве при Коронель немцы потопили британский флагман и крейсер, погибли 1654 моряка; что обидно, враг не понес потерь. Но Германия недолго смаковала победу: реванш состоялся 8 декабря 1914 г. у Фолклендских островов.

Эта морская битва (мировая война активно велась как на суше, так и на море) стала очередной схваткой в противостоянии мощного флота Германии и претендующей на господство Великобритании.

Найти и обезвредить

После потери двух броненосцев при Коронеле 1 ноября 1914 г. морское превосходство метрополии оказалось под большим вопросом. Теперь немецкие корабли могли спокойно расхаживать по южной Атлантике, угрожая торговым и военным суднам британцев.

Королевский флот получил ощутимый удар по престижу, уязвленные англичане жаждали возмездия. На поиски неприятеля отправились больше двух десятков броненосных крейсеров, кораблей разведки и транспортные судна.

Обратите внимание

В воды южной Атлантики, к месту последней схватки, взяла курс эскадра под командованием Доветона Стэрди. Адмирала недолюбливали в ведомстве за тактические ошибки, в том числе при Коронеле, этот поход много значил для его дальнейшей карьеры.

Еще одну экспедицию британское Адмиралтейство послало в Карибское море, чтобы перекрыть немцам проход по Панамскому каналу.

Незваные гости

Тем временем, германская эскадра вице-адмирала Максимилиана фон Шпее, выполнив свою недобрую миссию, решила прорываться домой через Атлантический океан.

Под командованием Шпее находились два броненосных крейсера, три легких, а еще транспортные судна для перевозки угля и плавучий госпиталь.

Перед дальней дорогой следовало немного подкрепиться, запастись углем и боеприпасами, поэтому немцы решили напасть на военно-морскую базу британцев Порт-Стенли, расположенную на Фолклендских островах.

Как сообщила разведка, в тот момент на базе и поблизости английских кораблей не наблюдалось, якобы британцы направились в Африку утихомиривать восстание буров. Немцы планировали напасть на радиостанцию и ограбить угольные склады.

Кроме того, они намеревались взять в пленники губернатора Фолклендов – в качестве показательной порки за аналогичный случай на Самоа, где британцы произвели арест германского управляющего.

Набег на Фолклендские острова казался удачной идеей, так как предполагалось, что порт охраняет лишь старый броненосный крейсер «Канопус». Но не тут-то было.

От рассвета до заката

Германские крейсеры добрались до Фолкленских островов ночью 8 декабря. На рассвете Шпее дал сигнал тревоги и прибавил ходу. Когда немцы увидели черные клубы дыма, они посчитали, что начался пожар на угольных складах. Но потом в гавани были замечены трубы, мачты, и тут стало ясно, что до буров британцы так и не доплыли.

Началась морская битва. Мировая война голодной пучиной поглощала новые жертвы. Первым огонь открыл старина «Канопус», участник недавней битвы при Коронеле.

Крейсеры немцев «Гейзенау» и «Нюрнберг» от неожиданности включили задний ход. Это дало время эскадрам Стэрди и Стоддарта задать пару, позавтракать, и уж потом броситься в погоню за немцами.

Важно

Опасаясь ловушки, Шпее развернул свои корабли, которые пустились бежать на все четыре стороны.

Стэрди отдал приказ преследовать разделившуюся эскадру и захватить ее до заката. Англичанам это не стоило большого труда, ведь их легкие крейсеры были куда более мобильными и могли развить высокую скорость, в отличие от тяжелых германских броненосцев.

Винить Максимилиана фон Шпее в трусости тоже не стоит. Отступление было единственно верным решением, так как после длительного путешествия запасы боеприпасов у немцев были на исходе. Их хватило бы на пару-тройку выстрелов, а потом крейсеры стали бы славной мишенью для кораблей метрополии.

Однако немцам не удалось выйти сухими из воды. Через пару часов англичане настигли и атаковали беглецов. Бой длился до вечера. Эскадры шли параллельным курсом, маневрируя по приказу капитанов. Грохотали выстрелы, многие из которых не достигали цели или не наносили серьезного урона противнику.

Корабли были окутаны густым черным дымом, шедшим из труб угольных и нефтяных топок. Наконец, германские судна начали крениться, моряков ждала ледяная вода. В итоге большая часть кораблей немцев была повреждена, а те, что оставались на плаву в британцы потопили.

Германский флот потерял 2110 моряков, в плен попало 212 человек.

Два главных британских крейсера «Инвизибл» и «Инфлексибл» пострадали от 15 точных выстрелов, один человек погиб, трое оказались ранены. Это были триумф англичан, долгожданная месть – блюдо, которое подают холодным.

Королевское спасибо

Британцы прошли через многие битвы Первой мировой войны, но именно Фолклендский бой они считают одним из самых ключевых сражений.

Итоги баталии имели большое значение и в дальнейшем отразились на положении Британии в каждом уголке мира. Царившее в обществе напряжение спало. Английские мероприятия, и военные, и торговые, в последствии шли без каких-либо помех. А на следующий день мы получили возможность отозвать десятки кораблей наших судов на родные просторы».

Победителей морской битвы – капитанов, офицеров, матросов – поздравил английский король Георг V. Сосланный в погоню за немцами Стэрди, положение которого было шатким в Адмиралтействе из-за предыдущих промахов, восстановил свои права на должность и получил титул барона.

Совет

Чем отличилась эта морская битва? Мировая война горько наказывает за ошибки в тактике каждого сражения. Надо признать, у Фолклендских островов мерялись силами корабли, неравные по классу.

Англичане лидировали не только в скорости и броне, но и тяжести залпов, поэтому в газетах писали о «бое великанов и карликов».

Британские историки порой ставили в вину Стэрди осторожность и перерасход боеприпасов, хотя другие битвы Первой мировой войны показывают, что его тактика была оправдана.

Фолклендский бой стал бесспорной стратегической победой англичан. После сокрушительного разгрома германский флот так и не сумел вернуть былую мощь. Лишь одному немецкому кораблю «Дрезден» удалось уцелеть и скрыться. Пик крейсерских баталий сошел на нет.

Британцы и немцы совершили немало тактических ошибок, которые могли изменить итоги боя, утверждают знатоки морских баталий. Однако у истории нет сослагательного наклонения. Не взирая на промахи, сражение у Фолклендских островов заслуженно включено в великие морские битвы Первой мировой войны.

Источник: https://historytime.ru/epohalnyie-srazheniya/bitvy-pervoj-mirovoj-vojny-folklendskij-boj/

Морские сражения первой мировой войны: Ютландское сражение, Цусимское сражение

Морские сражения первой мировой войны: Ютландское сражение, Цусимское сражение.

За десятилетний промежуток между Цусимс­ким сражением и первой мировой войной воен­ные корабли усовершенствовались, подводные лодки превратились в мощное оружие и налади­лась радиосвязь, позволив судам связываться с сухопутным командованием и друг с другом.

Тем не менее, необходимость видеть противника все еще оставалась главным условием для морского сражения. Каждый фрагмент и маневр боя опре­делялся после того, как командование увидит ситуацию собственными глазами.

По этой причи­не на судах того периода (да и в наши дни тоже) капитанский мостик размещался на возвышении: чаще всего внутри бронированной боевой рубки над штурманским мостиком.

Обратите внимание

Морское сражение первой мировой войны, известное среди британцев как Ютландское сражение, а среди немцев как Скагерракское, было наиболее важным в войне 1914-1918 гг. Оно произошло 31 мая—1 июня 1916 г.

между гер­манским флотом Открытого моря и британским Гранд-флитом.

Этот бой, в котором флотилии двух противоборствующих наций были задействованы практически в полном составе (линкоры, линей­ные крейсера, эсминцы), оказался последним в истории великих морских сражений. Ключи  SoftCamkey  спутниковое ТВ.

Инициаторами сражения были немцы, чей флот в ночь на 30 мая вышел в море. Получив дан­ные разведки, британцы в ту же ночь постара­лись опередить противника. Первое столкновение произошло 31 мая в 14.48 между враждебными эскадрами броненосных крейсеров, возглавлявших главные силы линкоров.

Они открыли огонь на расстоянии 14,5 км. Позднее, в 18.15 немецкий флот вошел в зону артиллерийской досягаемости основных сил британского флота. Схватка дли­лась несколько минут, потому что германский флот Открытого моря переменил курс на противопо­ложный, и англичане потеряли его из виду.

Не обнаружив серьезных повреждений среди своих кораблей, немецкий адмирал Шеер решил снова изменить курс, а в 19.05 снова возобно­вился артобстрел.

Германский флот сразу же оказался в затруднительном положении из-за плохой видимости. Поэтому он снова изменил курс (в 19.13).

Сражение практически приостановилось, если не считать случайной стычки между эсмин­цами и легкими судами, хотя оба флота искали друг друга.

Оставаясь незамеченным, германский флот про­шмыгнул за кормой британского и без опознава­тельных знаков достиг своих баз. В ходе сраже­ния были серьезные потери: у англичан потопле­но 3 линейных и 3 броненосных крейсера, 8 эс­минцев, погибло 6097 человек; у немцев — по­топлен 1 линкор, 4 легких крейсера, 5 эсминцев и 2551 человек убито.

Важно

Подобно Цусимскому, это сражение продемонстрировало, как отсутствие воз­душной разведки и электронных средств обнару­жения могло привести к ситуации, которая в наши дни кажется немыслимой. Без воздушной развед­ки оба флота искали друг друга, не имея на ма­лейшего представления о перемещениях против­ника.

Адмиралы принимали решения на основа­нии информации разведывательных судов, таких как крейсера. Очень часто эти сведения оказыва­лись противоречивыми из-за ошибок в определе­нии типов и местонахождения кораблей. Первые примеры взаимодействия флотов и авиации воз­никли в ходе Ютландского сражения.

Британс­кий адмирал Битти приказал судну-авиаматке «Энгандина» во время поисковых действий выслать вперед самолеты-разведчики. Но взлететь удалось только одному самолету. Вынужденный призем­литься прямо в море из-за аварии, он-то и сооб­щил о том, что немцы изменили курс.

Германс­кая воздушная разведка проводилась на рассвете 1 июня по приказу адмирала Шеера. Один из гидросамолетов, заметив крейсера и корабли Гранд-флита адмирала Битти, тут же сообщил об этом Шееру, но адмирал просто не поверил этим сведениям, о чем свидетельствуют его дальней­шие действия.

Отсутствие электронных средств радиоперехвата и обнаружения привело к тому, что сражение базировалось на догадках. Эскадры линейных крейсеров и линкоров постоянно ра­зыскивали друг друга, определяя силу и место­нахождение противника лишь на основании уви­денного.

Вот почему во время Цусимского сражения ко­раблям адмирала Небогатова удалось покинуть зону боевых действий незамеченными, а целому гер­манскому флоту Открытого моря — прошмыгнуть в нескольких милях за кормой британского Гранд- флита и благополучно укрыться в своих базах.
Ютландское сражение

Ключевое морское сражение первой мировой войны (31 мая — I июня 1916 года). Если при иллюстрации ранних морских сражений можно обойтись лишь несколькими диаграммами, то в случае Ютландского сражения это невозможно из-за большого количества перемещений и маневров враждебных флотов во время изнурительного по времени столкновения.

Британское издание, посвященное этому сражению, состоит из пяти томов с сотней, а то и более, карт и вкладышей, показывающие различные этапы, начиная с того момента, когда разведывательные дивизионы впервые увидели Друг друга и заканчивая ночным боем между германским флотом и британским «Черным принцем» и миноносцами. На данной диаграмме продемонстрированы продвижения флотов к району сражения.

Совет

Германский флот Открытого моря, возглавлявшийся адмиралом Шеером и вице-адмиралом Хиппером, насчитывал 22 линкора, 5 линейных крейсеров, 11 легких крейсеров и 62 эсминца и миноносца. Британским гранд-Флотом командовали адмирал Джеллико и вице-адмирал Битти.

Он продвигался тремя колоннами к условленному месту встречи и насчитывал 62 эсминца и миноносца 28 линкоров, 9 линейных крейсеров, 26 легких крейсеров, 8 броненосных крейсеров и 79 эсминцев и миноносцев.

Источник: http://flotil.ru/morskie-srazheniya-pervoj-mirovoj-vojny-yutlandskoe-srazhenie-cusimskoe-srazhenie-2/

Самые крупные морские сражения. ТОП-13 морских битв

С древнейших времен морские битвы не уступали сухопутным столкновением по напряженности и числу задействованных боевых сил, а так же, как не печально это констатировать, количеству людских потерь. Цели на море те же, что и на суше – уничтожение сил противника, не позволение ему выполнить определенную боевую задачу, и, что немаловажно, установление контроля над территорией.

Военное превосходство на море дает целый ряд преимуществ. Эту непреложную истину давно поняли военные стратеги и правители государств, имеющих выход к морю, и со времен античности развитие боевого флота всегда было приоритетным в обеспечении обороноспособности и наступательном потенциале ведущих мировых держав.

Поднимем архивы, старые карты и рассмотрим самые крупные морские сражения в истории Человечества. Чтобы было легче ориентироваться, наш рассказ будет построен в хронологическом порядке.

Саламинское сражение. 480 год до н.э

Царь персов Ксеркс намеревался захватить Грецию, но на пути его замыслам встала не только сухопутная армия греков, но и морские силы.

Одно из первых крупных сражений на воде в мировой истории произошло в Эгейском море между греческим и персидским флотом. Шла война и в узких проливах между островами и материком сошлись 311 кораблей греков и около 1000 персидских.

Военачальник греков спартанец Еврибиад сражался против самого Ксеркса, и своими умелыми действиями смог разбить намного превосходящие силы противника.

Поражение персов нарушило планы восточного царя и, в конечном итоге, переломило ситуацию в пользу греков в ходе греко-персидской войны. Основным плодом победы стало установление контроля объединенного греческого флота над Эгейским морем.

Читайте также:  Словацкое восстание. партизанская борьба в словакии в октябре - ноябре 1944 г.

Сражение при Акциуме. 31 год до н.э

В последнем морском бою Античности сошлись корабли под командованием римского императора Октавиана Августа и политика, военачальника Марка Антония. В противостоянии у мыса Акций в Ионическом море решалась дальнейшая судьба Рима.

Долгое время не одна из сторон не могла получить тактического и оперативного превосходства. Переломным моментом стал внезапный уход 60 египетских галер Клеопатры обратно в порт. Октавиан воспользовавшись ситуацией, уничтожил большое число кораблей Антония. Уцелевшие суда укрылись в бухте, но позже сдались на милость победителя.

Битва стала завершающим этапом гражданского противостояния и борьбы за власть в Римской империи.

Битва при Лепанто. 1571 год

У входа в Патрасский залив в 60 километрах от города Лепанто в битве сошлись боевые эскадры Священной Лиги и Османской империи. В историю она вошла как одна из самых трагических и кровопролитнейших битв, когда-либо происходивших на море.

Столкнулись не только армии, столкнулись два мировоззрения, две религии – католицизм и мусульманство. Под флагами Священной Лиги собрались силы многих католических государств.

Обратите внимание

Корабли неожиданно встретились ранним утром 7 октября, и в завязавшемся столкновении почти весь османский флот был сожжен за несколько часов, а 117 турецких судов были захвачены как трофеи.

Турки проиграли, и вся Европа увидела, что непобедимые доселе армию и флот Османской империи можно побеждать.

Гравелинское сражение. 1588 год

В ходе Итальянской войны 7 августа английские корабли неожиданно атаковали испанскую Великую армаду недалеко от французского побережья. На следующий день, получив подкрепление и боеприпасы, командующий англичан Френсис Дрейк решил встретиться с испанцами в открытом бою.

После продолжительного противостояния, испанцы начали отступать, потеряв в бою около 600 человек. Англичане два дня преследовали испанский флот, чтобы полностью разгромить, но так и не выполнили эту задачу.

Из 130 кораблей Великой Армады только 65 смогли вернуться в испанские порты. Некоторые из них попали в шторм у берегов Ирландии, и были выброшены волнами на берег. Большинство выживших после крушения моряков убили местные жители, остальные были захвачены в плен.

Битва при Гангуте. 1714 год

Чтобы укрепить сухопутные успехи в Северной войне, целью которой был выход к Балтийскому морю, России нужна была победа на море. У мыса Гангут в начале августа 1714 года шведы преградили путь русским кораблям с 15-титысячным десантом, завязалась битва. Это была настоящая проверка молодого, только зарождающегося российского флота.

Русские корабли взяли на абордаж фланговые суда шведов, вынудив их сдаться. Петр I лично принял участие в атаке на флагманский прам «Элефант». После непродолжительного сопротивления шведский флот сдался, а часть военных судов скрылись за Аландскими островами.

Гангутское сражение стало первой военно-морской победой русского флота и обеспечило ему свободу действий на Балтике. Русский царь после победы, за мужество и стойкость в абордажной атаке был произведен в вице-адмиралы.

Сражение при Гренгаме. 1720 год

Последняя морская битва Северной войны произошла вблизи острова Гренгам. Российская эскадра вплотную подошла к Аландским остовам и была неожиданно атакована шведами.

Корабли стали отходить на мелководье, где более крупные суда шведов сели на мель и не смогли успешно маневрировать. Воспользовавшись этим, русские моряки и офицеры на галерах взяли на абордаж 4 шведских фрегата. Остальные шведские корабли отступили.

Победа русской эскадры у острова Гренгам окончательно утвердила русский флот на Балтийском море, а главное приблизила подписание победного для России Ништадтского мира.

Чесменское сражение. 1770 год

Перенесемся с севера на юг. В ходе русско-турецкой воны в Чесменской бухте произошло величайшая баталия между русскими эскадрами и турками. Общее командование российскими военно-морскими силами осуществлял граф Алексей Орлов.

В Хиосском проливе турецкие суда начали обстрел русских кораблей, но после контратаки, турки обрубили якоря и отвели свои фрегаты и линейные корабли в бухту.

Благодаря невероятному мужеству, стойкости и смелости русских моряков удалось уничтожить турецкие суда, и в восемь утра 26 июня двухдневный бой был завершен полной победой русского флота.

Победа позволила России контролировать пролив Дарданеллы и диктовать свои условия при заключении мира с османской империей.

Битва у мыса Трафальгар. 1805 год

Решающий морской бой периода Наполеоновских войн произошел в Атлантическом океане, у побережья Испании, неподалеку города Кадис.

Объединенный французско-испанский флот потерял в столкновении с англичанами 22 корабля. Английская эскадра не потеряла в ходе боя ни одного своего корабля, но у Трафальгара погиб вице-адмирал Горацио Нельсон. После двухдневного противостояния, начавшийся шторм потопил плохо державшиеся на воде суда, имевшие повреждения и пробоины.

Результатом поражения Франции и Испании стала утрата этими государствами преимущества на море. Англия же, наоборот, укрепила свои позиции морской державы.

Синопская битва. 1853 год

Всего за несколько часов в гавани города Синоп у черноморского побережья Турции российский Черноморский флот разгромил турецкую эскадру.

Командовал российской флотилией вице-адмирал Павел Нахимов. Всего несколькими линейными кораблями он блокировал турецкие суда в бухте, а по приходу подкрепления начался обстрел. Умелыми действиями русским морякам и офицерам удалось уничтожить не только турецкие корабли, а также подавить шквальный огонь береговых батарей.

Пленены были многие капитаны турецких судов, в том числе и командующий вице-адмирал Осман-Паша. Чтобы не дать России развить успех в войну на стороне Османской империи в марте 1954 года вступили Великобритания и Франция.

Цусимское сражение. 1905 год

Бой между японской и русской эскадрой у острова Цусима произошел 14-15 мая 1905 года. По сути, исход сражения был решен в первый же день после массированной артдуэли между броненосцами.

Из 38 русских судов, участвовавших в бою, были затоплены или взорваны 21. Японские потери составили два небольших миноносца, а также небольшие повреждения других кораблей. Еще один миноносец затонул после случайного столкновения со своим же крейсером.

Битва стала крупнейшим морским сражением русско-японской войны 1904-1905 годов. Победа японского флота в Цусимском проливе выявила множественные недостатки в организации русской армии, а также приблизила общую победу Японии в войне.

Ютландское сражение. 1916 год

В противостоянии стран в годы Первой мировой войны Германия и Великобритания не могли не сойтись на море, чтобы решить, чьи военно-морские силы сильнее, и кто, в конечном счете, будет контролировать водные пути.

Крупнейшее морское сражение Первой мировой произошло в Северном море неподалеку полуострова Ютландия.

Германия стремилась полностью контролировать просторы мирового океана, а если конкретизировать, то уничтожить значительную часть британского флота.

Английские суда успешно блокировали немцев, и не давали им свободно выходить в Северное море. Британия, разгадав планы противника, попыталась нанести неожиданный контрудар.

После битвы обе стороны заявили о своей победе. Германия смогла нанести значительный урон британской военной эскадре, но в то же время, Великобритании удалось удержать блокаду немецких судов.

Бой у Лейте. 1944 год

Самая масштабная битва на море в истории военных конфликтов произошла в ходе Второй мировой войны между американским и японским флотом у острова Лейте в Филиппинском море.

В баталию в общей сложности было вовлечено 244 судна. Первые боевые столкновения принесли преимущество японцам, но они не смогли развить свое стратегическое превосходство, и в первый же день боя потеряли крейсер «Musashi». В результате японского обстрела затонул американский авианосец «Princeton», а многие корабли США повредили пилоты-камикадзе, направлявшие свои самолеты на вражеские суда.

Но в результате ошибки командования Японии, был отдан приказ к отступлению военно-морских сил и ухода авиации. После отхода японского флота, Япония окончательно потеряла стратегическое и оперативное преимущество в Тихоокеанском регионе.

Битва за Атлантику

Историческая наука ввела термин «Битва за Атлантику» для определения противостояния на просторах океана воюющих держав, как в годы Первой мировой войны, так и в период Второй мировой.

Совокупность больших и локальных столкновений в водах Атлантики привели к большим людским потерям, а также уничтожению большого количества боевой техники.

Важно

Самое страшное, что жертвами атак зачастую были мирные суда с не в чем неповинными пассажирами на борту.

Главной целью немецких морских сил в обеих войнах было нарушение транспортных коммуникаций между странами антигитлеровской коалиции. Государства, воевавшие с Германией и ее союзниками, стремились заблокировать немцев в европейских портах, и не дать им оперативного простора.

https://www.youtube.com/watch?v=YLGDDleRcFI

Важной составляющей битв за Атлантику стала подводная война, с использованием воюющими державами подводных лодок разных модификаций.

До сегодняшнего дня не удается точно посчитать потери обеих сторон в кровопролитнейших войнах ХХ века в борьбе за контроль над Атлантическим океаном.

Заключение

Военно-морская техника прошла большой путь развития, от первых весельных галер и галеонов Древнего мира до современнейших авианосцев и атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту.

В заключение отметим, что морские сражения не меньше наземных военных операций влияют на ход мировой истории. По окончании Второй мировой войны крупные морские бои ушли в историю, уступив место мелким локальным конфликтам.

Но военно-морские силы в современных условиях не утратили своего тактического и стратегического значения, выступая поддержкой наземным военным операциям.

Но хочется верить, что с каждым годом их будет все меньше, а со временем исчезнут совсем, и о морских баталиях мы сможем узнать только со страниц учебников и энциклопедий.

Источник: https://TheBiggest.ru/drugoe/samye-bolshie-morskie-srazheniya.html

Битвы на море во время Первой мировой войны

Перед войной Германия прилагала немалые усилия для сокращения отставания от Великобритании в развитии и оснащении военно-морского флота, однако достигнуть паритета так и не удалось.

Немецкий флот насчитывал 14 дредноутов, 4 линейных крейсера, 20 старых линкоров додредноутского типа и 97 эскадренных миноносцев. Англичане же располагали 20 дредноутами, 9 линейными крейсерами, 40 линкорами и 98 эскадренными миноносцами.

Учитывая флоты других участников противоборствующих сторон, соотношение сил на море было явно в пользу Антанты.

Дредноуты — новейшие по тому времени линейные корабли. Это неофициальное название закрепилось за кораблями подобного типа в честь первого такого корабля — английского броненосца «Дредноут» («Неустрашимый»), построенного в 1905—1906 гг. и по своим боевым качествам значительно превосходившего все существовавшие в то время корабли.

Совет

Первым значительным сражением войны стал бой у острова Гельголанд в Северном море, где 28 августа 1914 г. немцы потеряли три лёгких крейсера, эскадренный миноносец и тральщик. Это поражение заставило немецкое командование отказаться от активной тактики. Однако уже 22 сентября последовал ответ: подводная лодка U-9 под командованием О.

Веддигена потопила три английских крейсера, что вызвало некоторое замешательство в Лондоне, а у немецкого командования породило необоснованные надежды на то, что с помощью подлодок удастся всё-таки переломить ситуацию в свою пользу.

Положение осложнялось тем, что до войны строительству подводного флота особого внимания не уделялось, и Германия располагала всего 20 лодками.

Сразу после начала войны Лондон установил блокаду побережья Германии с целью прервать поставки продовольствия и сырья на её рынок.

Этими мерами ставилась задача в первую очередь прервать связи Германии со странами Латинской Америки. Накануне войны суммарный экспорт Германии в Латинскую Америку превышал суммарный экспорт в Африку и Азию.

Из поставляемых оттуда товаров большое значение для Германии имела чилийская селитра.

Что касается европейских стран, то Германия для смягчения блокады активно пыталась использовать нейтральные Швецию, Норвегию, Данию и Нидерланды, которые помимо своих собственных товаров поставляли в Германию купленные в других странах, в том числе в Великобритании, промышленное сырьё и сельхозпродукцию.

Британские лётчики успешно применяли авиацию и в морских сражениях

Уже 2 сентября 1914 г. всё Северное море было объявлено зоной военных действий. Суда нейтральных государств тщательно обыскивались. По Акту о репрессалиях, принятому в марте 1915 г. британским парламентом, ни одно нейтральное судно не имело права заходить в германские порты.

Обратите внимание

Эти действия Великобритании нарушали Лондонскую декларацию 1909 г., согласно которой нейтральные государства могли вести торговлю с воюющими странами. Ответом на установление блокады стало решение Берлина усилить подводную войну, атакуя не столько военные, сколько торговые суда противника.

Официально подводная война была направлена только против судов Антанты, поэтому получила название «ограниченной». На самом же деле немецкие подлодки не раз топили суда нейтральных стран, в частности Испании, потерявшей 65 кораблей общим водоизмещением 140 тыс.

т, Нидерландов, потерявших 88 судов, и т. п.

К началу 1915 г.

англичане уничтожили все немецкие крейсерские силы (корабли, предназначавшиеся для ведения крейсерских операций — действий на морских коммуникациях с целью захвата или уничтожения торговых судов противника, нарушения морских перевозок и отвлечения сил вражеского флота), действовавшие на просторах Мирового океана. Самое большое крейсерское соединение — эскадра адмирала М. Шпее — погибла в декабре 1914 г. в бою у Фолклендских островов. На Балтике русскому флоту удалось не допустить немцев в Финский и Ботнический заливы, выполнив, таким образом, свою главную, оборонительную, задачу. Здесь 19 июня 1915 г. (2 июля) у острова Готланд состоялось сражение между двумя флотами. Отряд русских кораблей под командованием контр-адмирала М. К. Вяхирева (5 крейсеров и 8 эсминцев) вступил в артиллерийскую дуэль с немецкой эскадрой коммодора Карфа (3 крейсера, 7 эсминцев и минный заградитель). Успех сопутствовал россиянам.

Читайте также:  Экономическое развитие россии в начале xx века

Русские подбили немецкий минный заградитель «Альбатрос», который получил серьёзные повреждения. На нём начался пожар, после чего команда с трудом довела его до шведского берега. Другие немецкие корабли, получив повреждения, прекратили огонь и были вынуждены отступить. В этом бою впервые на русском флоте для корректировки огня были использованы данные радиоразведки.

Русский Черноморский флот в свою очередь потопил турецкий лёгкий крейсер, четыре канонерские лодки и минный заградитель, не понеся при этом никаких потерь.

Операции немецких подводных лодок вызвали обострение отношений Германии с нейтральными государствами, в первую очередь с США.

После нападения лодки UB-29 на французский пароход «Сассекс», в результате которого погибли и были ранены 80 человек, в том числе несколько американцев, Белый дом направил в Берлин ультиматум, в котором требовал прекратить атаки пассажирских и торговых судов.

Опасаясь вступления США в войну на стороне Антанты, немецкий кайзер в апреле 1916 г. принял решение перейти к ведению подводной войны «по правилам» и запретил топить торговые корабли. Отношение к этой проблеме вновь стало меняться после Ютландского боя.

Важно

Две торпеды, выпущенные немецкой подлодкой 7 мая 1915 г., привели к потоплению английского пассажирского парохода «Лузитания». Погибли 1198 человек из 1959.

Во второй половине 1916 г., после Брусиловского прорыва и боёв за Верден, в Берлине постепенно стали приходить к выводу о необходимости использовать любые, даже самые крайние средства, которые могли как-то повлиять на неблагоприятное для Германии развитие событий на фронтах.

В январе 1917 г. немецкое командование приняло решение о начале с 1 февраля неограниченной и беспощадной подводной войны в расчёте на то, что операциями субмарин удастся полностью прервать связи Англии с американским континентом. Эти расчёты, однако, не оправдались.

Впрочем, первоначально немецкий флот добился впечатляющего успеха: уже в феврале потери противника составили 540 тыс. т торгового тоннажа. В апреле потери союзников на море достигли 881 тыс. т.

Однако затем в результате предпринятых Антантой контрмер, в частности усиления охраны торговых судов, проведения крейсерских операций против подводных лодок, установки минных полей и пр., их потери стали снижаться и в сентябре 1917 г. составили 351,7 тыс. т.

В то же время потери немецких подлодок росли. Всего за время войны немцы потеряли 178 субмарин.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/veliki_srazheniya/bitvy_na_more_vo_vremya_pervoj_mirovoj_vojny.html

Курс: Первая мировая война

Страница 26 из 50

Морское сражение при мысе Ютланд

Первая Мировая война началась во многом из-за военно-морского соперничества. Она продолжалась уже годы, а предмет гордости наций — их великие флоты — стояли под прикрытием береговых батарей.

Генеральное сражение откладывалось, ему предшествовали две весьма ожесточенные схватки: у Гельголанда и у Доггер Банка в августе 1914 и январе 1915 года.
Но «супердредноуты» — линкоры нового поколения — так и не были задействованы. После января 1915 года флоты прятались в бухты, а инициатива была отдана подводным лодкам.

Это почти неестественное состояние продолжалось до весны 1916 года, когда немцы все же решились вывести свой флот на битву с британским флотом.

Совет

Встреча двух великих флотов — сражение у датского побережья, у мыса Ютланд — началось 31 мая 1916 года. У англичан было преимущество в чтении кодированных посланий германских адмиралов, что позволяло следить за движением главных германских сил.

В ночь на 31 мая командующий английским флотом адмирал Джеллико (Джеллико Джон Рашуорт (1859-1935), английский адмирал флота (1919). С 1913 г. — 2-й морской лорд. Во время Первой мировой войны в 1914-1916 гг.

— главнокомандующий Гранд-флитом (Большим флотом), которым руководил в Ютландском сражении 1916. С декабря 1916 г. до конца 1917 г. — 1-й морской лорд.

Под его руководством была начата активная борьба с германскими подводными лодками) узнал о движении основной массы огромного германского флота на север. Утром этого дня две грандиозные военно-морские силы двинулись навстречу друг другу (чего немцы пока не знали).

В окружении невиданного числа легких крейсеров и эсминцев навстречу друг другу шли огромные линейные корабли, что предвещало решительную развязку. С германской стороны шли шестнадцать дредноутов и пять тяжелых крейсеров. С английской — навстречу им устремились двадцать восемь дредноутов и девять тяжелых крейсеров.

Гордостью адмирала Джеллико были четыре новейших линейных корабля во главе с «Королевой Елизаветой». Во главе его флота находилась ударная группа адмирала Битти, задачей которой было вовлечь немцев в сражение. У немцев впереди находилась группа из пяти тяжелых крейсеров.

За нею на расстоянии в пятьдесят миль следовали основные силы адмирала Шеера (Шеер Рейнхард Карл Фридрих фон (1863-1928), германский адмирал. На флоте с 1879 г.
В 1913-1915 гг. — командующий эскадрой линейных кораблей, с января 1916 г.

командовал флотом Открытого моря, которым руководил в Ютландском сражении 1916 г. Проводил неограниченную подводную войну, но не смог осуществить полную блокаду Великобритании и ослабить блокаду Германии) . Выход в открытое море объяснялся убежденностью немцев в том, что англичане не знают о его выдвижении в открытое море.

И напротив, Джеллико и Битти твердо знали, что огромный флот Германии находится уже достаточно далеко от спасительных портов — им уже не избежать сражения.

Итак, в битве сошлись два крупнейших флота мира, началась самая большая морская битва в мировой истории. Особенностью этой битвы была неожиданно малая роль подводных лодок и (еще) малая роль самолетов.

Обратите внимание

То была гигантская встреча морских армад. Участникам запомнились серое море, серый дым из труб, белый цвет от разрывов снарядов.

Численность задействованных судов была столь велика, что значительная их доля пряталась за горизонтом.

О Ютланде создана целая литература и ведется непрекращающийся спор. Битва состояла из пяти фаз.

На первой фазе крейсерский флот адмирала Битти бросился в южном направлении и встретил более слабый крейсерский флот немцев. Корабли Битти прошли сквозь патрульную линию германских подводных лодок и приблизились на расстояние пятидесяти миль от противостоящего флота адмирала Хиппера. Пока все было довольно спокойно.

Легкие корабли обоих флотов обнаружили неведомо как проникшее в эти воды нейтральное судно и в ходе инспекции его обнаружили друг друга. Раздались первые залпы. Система сигнализации англичан сработала хуже, и они понесли более ощутимые потери. Англичане обнаружили пробоины в «Индифатигабл» и в «Куин Мэри».

Огонь прорвался в корабельные магазины, оба корабля взорвались и потонули. Превосходство Битти растаяло в кратчайшее время. Прибытие четырех скоростных линкоров позволило восстановить баланс, но бросившиеся вперед корабли Битти обнаружили перед собой основную массу грандиозного флота немцев.

Англичанам ничего не оставалось, кроме как сделать полный поворот и рвануться на север – к основной массе своего флота.

Наступила вторая фаза битвы. Уходящие линкоры Битти сумели нанести удачные удары по преследующим их крупным германским кораблям. 15-дюймовые орудия поразили линкор «Зейдлиц» и смешали всю линию кораблей Шеера.

Важно

На третьей фазе, когда друг против друга оказались основные силы двух величайших флотов мира, это замешательство имело роковые последствия: страшные своей разрушительной силой пушки основных кораблей адмирала Джеллико начали наносить удары по германским кораблям после шести часов вечера.

Немцы сражались отчаянно и потопили «Инвинсибл», но мощь британских пушек была столь велика, что германский флот вынужден был начать отход. Шеер изменил свой маневр и направился на северо-восток, в направлении пролива Скагерак, ведущего в Балтийское море (начиная тем самым четвертую фазу битвы). Оба флота встретились на пересекающихся курсах.

Британская позиция была предпочтительней – их корабли как бы врезались во фланг германского флота. В течение десяти минут убийственного огня англичан германские корабли получили двадцать семь пробоин орудий самого большого калибра, а англичане получили лишь две пробоины.

Шеер бросился на восток, прикрывая свои основные корабли легкими быстроходными крейсерами и старыми стальными громадами эры «до-дредноутов». Между основными силами адмирала Шеера и главными линкорами англичан было всего 16 километров.

Второстепенным судам было приказано фактически пожертвовать собой ради спасения основной боевой силы германского флота. На пятой фазе торпедные аппараты работали в глухой ночи – легкие суда обоих флотов стремились нанести противнику максимальный урон.

К утру 1 июня флот Шеера был в безопасности, и оба противника начали считать потери. Германский флот потерял тяжелый крейсер, старый линкор, четыре легких крейсера и пять миноносцев. Британский флот потерял три тяжелых крейсера, четыре средних крейсера и восемь эсминцев.

В море опустили 6094 английских моряков и 2551 германских.

Потери англичан позволили кайзеру возвестить о победе. Ютландская битва продемонстрировала превосходные качества германского флота. Она же обнажила недостатки строения британских кораблей, дефекты ведения морского боя (неадекватная система сигнализации и прочее).

И все же Ютланд не стал германской победой. Потери англичан были больше, но и их флот был больше, так что после сражения соотношение сил изменилось еще более в пользу Британии. Эта битва еще раз показала германским адмиралам самоубийственность выхода в море на решающий бой с англичанами.

Немцы теперь верили лишь в свой подводный флот.

Источник: https://madrace.ru/istoriya-mirovich-voyn-xx-veka/kurs-pervaya-mirovaya-voyna/morskoe-srazhenie-pri-mise-utland

Величайшее морское сражение Первой Мировой. Ютландский бой

Больных Александр Геннадьевич
Жанр: История

Эта битва по праву считается величайшим морским сражением Первой Мировой. От результатов этого боя мог зависеть исход всей войны.

Великобритания и Германия потратили на подготовку к этому дню десять лет и десятки миллионов марок и фунтов стерлингов, создав самые мощные военно-морские флоты в истории.

Совет

И 31 мая 1916 года эти бронированные армады, имевшие на вооружении чудовищные орудия неслыханной ранее мощи и самые совершенные системы управления огнем, сошлись в решающем бою. Его результат не устроил ни одного из противников, хотя обе стороны громогласно объявили о победе.

Ожесточенные споры об итогах Ютландского сражения продолжаются до сих пор. Чья точка зрения ближе к истине – тех, кто окрестил этот бой «великим Ютландским скандалом» и «бесславным миражом Трафальгара»? Или утверждающих, что «германский флот ранил своего тюремщика, но так и остался в тюрьме»? Захватывающее расследование ведущего военного историка ставит в этом споре окончательную точку.

Фальшивые векселя адмирала фон Тирпица

31 мая 1916 года в Северном море состоялось крупнейшее сражение паровых флотов – Ютландская битва, как ее называют англичане, или сражение у Скагеррака, как утверждают немцы. В нем приняло участие более 200 кораблей всех классов – от линкоров до миноносцев.

Иногда встречается утверждение, что крупнейшим морским сражением современности была все-таки битва за Лейте. Действительно, если формально просуммировать все корабли 3-го и 7-го американских флотов и прибавить к ним корабли Императорского японского флота, то итог окажется несколько больше.

Однако нам следует помнить, что битва за Лейте распадается на несколько отдельных боев, происходивших на весьма значительном расстоянии один от другого, поэтому считать ее единым сражением весьма сложно и скорее следовало бы отнести к категории операций.

Зато Ютландская битва происходила буквально на пятачке диаметром около 50 миль, где крутились все эти корабли, поэтому справедливо было бы оставить титул крупнейшего сражения именно за ней.

Результаты этого боя до сих пор разные историки трактуют по-разному. Собственно, разброс мнений не особенно велик. Одни утверждают, что немцы одержали тактическую победу, другие говорят о стратегической победе англичан при несколько сомнительных тактических результатах.

Но почему-то никто не пытается всерьез проанализировать предысторию Ютландской битвы, и, по моему мнению, совершенно напрасно, потому что она как минимум не менее интересна и противоречива, чем итоги сражения.

В лучшем случае исследователи ограничиваются беглым анализом характеристик британских и немецких кораблей, но даже он проводится в контексте результатов сражения с обязательным появлением сакраментального вопроса: а почему взорвались британские линейные крейсера? А ведь эта предыстория позволяет нам совершенно точно и однозначно оценить итоги битвы.

Обратите внимание

На самом деле эта проблема глубоко уходит корнями в прошлое. Отсчет времени нужно начинать отнюдь не с 1 сентября 1914 года, когда началась Первая мировая война. Точно так же ошибочно было бы вернуться в 21 октября 1905 года, когда был заложен «Дредноут».

Читайте также:  Борьба ивана грозного с боярством. опричнина и контрреформы

Исходной точкой следует считать 5 марта 1897 года, когда морской министр Германии фон Холльман представил комитету по финансам германского рейхстага проект нового морского бюджета, составившего более 9 миллионов фунтов стерлингов, что в три раза превышало прошлогодний. И хотя рейхстаг значительно урезал этот бюджет, первый шаг в пропасть был сделан.

В июне происходят знаковые перестановки в германском кабинете министров. Энергичный, я бы даже сказал, фанатичный адмирал фон Тирпиц меняет фон Холльмана на посту морского министра, а министром иностранных дел становится фон Бюлов. Их задачей является реализация программы «вельтполитики» и развертывание строительства флота.

Император Вильгельм торжественно провозглашает, что трезубец Нептуна должен перейти в руки Германии. Всё. После этого столкновение Германии и «владычицы морей» становится неизбежным, остается лишь вопрос, когда именно оно произойдет.

При этом немцы, еще не успев решительно ничего сделать в намеченном направлении, ухитрились сразу же допустить несколько грубейших ошибок. Их мало извиняет даже то, что аналогичные ошибки допускали и другие державы.

А ведь Бисмарк заявлял, что он предпочитает учиться именно на чужих ошибках… Вспомним искреннее недоумение и обиду, которые до сих пор видны во всей русской исторической литературе.

Почему, дескать, Великобритания во время Русско-японской войны активно помогала Японии и постоянно мешала продвижению эскадры адмирала Рожественского? Но простите, а каким должно быть отношение Великобритании к стране, которая откровенно готовится к войне с британским судоходством? Россия строит океанские рейдеры вроде «Рюрика» и «Пересвета», а потом не может понять, почему Англия враждебно относится к русскому флоту? А как еще она должна относиться к нему? Я совершенно не понимаю восхищения безответственными болтунами из пресловутой французской «жён эколь». Эти глупцы точно так же начинают вопить во все горло, что готовят свой флот к войне с Великобританией, причем в тот самый момент, когда у французских границ на континенте стремительно нарастает германская угроза. Франции мало одного смертельного врага, нужно как можно скорее обзавестись еще и вторым? Ох, не поделили тропические болота в верховьях Нила, Фашода кому-то остро понадобилась.

И вот Германия повторяет эту же самую ошибку, но при этом ухитряется совершить еще и несколько своих собственных. Еще не имея практически никакого флота, Вильгельм II громогласно объявляет, что будет оспаривать у англичан господство на море. Вообще следует отметить несравненную способность немцев создавать себе врагов.

Важно

Барон фон Люттвиц публикует статью, в которой обстоятельно доказывает возможность высадки десанта на английские берега, и в результате Вильгельм II тут же назначает его военным атташе в Великобритании.

Разве можно это расценить иначе, как преднамеренное и тяжелое оскорбление? В результате любые попытки немцев делать примирительные заявления воспринимались как отъявленное лицемерие и заведомая ложь.

Источник: https://litra.pro/velichajshee-morskoe-srazhenie-pervoj-mirovoj-yutlandskij-boj/boljnih-aleksandr-gennadjevich

Годовщина первого морского боя 2-й Мировой

«Шпее» целехонький еще13 декабря 1939 года у устья реки Ла-Плата в Южной Америке/Атлантике состоялся первый морской бой 2-й Мировой войны между немецким броненосцем «Адмирал граф Шпее» (6х280-мм орудий в двух 3-х орудийных башнях и 8х150-мм орудий в одноорудийных башенноподобных установках – по 4 на каждый борт) и британскими крейсерами «Эксетер» (тяжелый, 6х203-мм орудий в трех 2-х орудийных башнях), «Аякс» и «Ахиллес» (легкие, по 8х152-мм орудий в четырех 2-х орудийных башнях; «Ахиллес» — новозеландский). Т.к. я всего лишь позавчера покинул этот р-н то и решил вспомнить об этом.

ЧТЕМ ДАЛЬШЕ:

Если британские крейсера были типичными представителями «договорных» кораблей межвоенного периода, то их немецкий противник — весьма необычная конструкция. Он был создан в рамках версальских ограничений для замены устаревших броненосцев времен периода русско-японской войны (более крупные корабли немцам иметь не разрешалось).

Правда, предел в 10.000т в/и немцам удержать не удалось, но результат оказался неплох – новые корабли превосходили по силе все «договорные крейсера» и были быстрее большинства линкоров, т.е. в теории могли уничтожить первого и убежать от второго.

Лишь 5 кораблей в 1939 году представляли для них опасность – 3 британских («Худ», «Рипалс» и «Ринаун», соответственно 8 и 6х 381-мм орудий) и 2 французских («Дюнкерк» и «Страсбург», 8х330-мм), имевших превосходство в скорости и бронировании. Особенно необычной была ГЭУ корабля – 8 (!) дизелей обеспечивали скорость в 26 уз.

Бронирование было посредственным. Сами немцы использовали для классификации традиционный термин «броненосец» (позднее перевели в крейсера), британцы придумали термин «карманный линкор» (встречал и термин «дизельный линкор»).

Всего немцы построили 3 корабля этого типа («Шпее» — 3-й), их основное предназначение – рейдерские операции на морских коммуникациях противника. И вот судьба распорядилась довольно скоро проверить на практике теоретические расчеты.

«Шпее» вышел в море еще до начала войны и приступил к операциям в южной части Атлантического и Индийского океанов после того как исчезли надежды на заключение мира между Германией и Британией. Нельзя сказать что его охота была удачной – он уничтожил всего 9 британских «купцов», критически ценного груза ни на одном из них не было.

Для поимки рейдера британцы сформировали несколько поисковых групп, одна из к-рых – коммодора Г.Харвуда (флаг на «Аяксе») – и сыграла свою роль (кроме упомянутых выше крейсеров в группу входил еще тяжелый крейсер «Камберленд» — 8х203-мм орудий, но в момент боя он ремонтировался на Фолклендах).

Харвуд верно угадал время и р-н «встречи» — у устья Ла-Платы и распорядился действовать в бою двумя группами – «Эксетер» отдельно и два легких крейсера вместе, с целью разделения огня противника.

Совет

Для «приманивания» броненосца британцы использовали случайно встреченного голландского купца, силуэтом похожего на немецкое вспомогательное судно снабжения «Уссукума» (везло для «Шпее» з/ч и пр.), перехваченное и уничтоженное ими ранее.

В 6:10 утра 13 декабря стороны обнаружили друг друга, причем немцы неверно идентифицировали противника (как тяжелый крейсер и 2 эсминца – сказались однотрубные силуэты британских легких крейсеров типа «Линдер» и неисправность самолета броненосца) и командир «Шпее» Г.Лангсдорф быстро пошел на сближение (говорят сказалось его торпедно-катерное прошлое).

Нек-рые считают это его ошибкой, но это не так – британские корабли превосходили броненосец в скорости (на 4-6 уз) и могли бы выбирать дистанцию в любом случае. В 6:18 броненосец открыл огонь, британские корабли начали отвечать в 6:20/23. Уже в 6:23 «Эксетер» получил первое попадание (немцы стрелять умели!).

А вот свою ПЕРВУЮ ОШИБКУ Лангсдорф совершил в 6:30 – он разделил огонь главного калибра (т.е.

сделал то, чего и добивались британцы) – стрельба 150-мм орудий броненосца, не имевших центральной наводки была абсолютно неэффективной (планировалось, что с их помощью будут топить неподвижные или медленно идущие торговые суда) и он решил использовать против легких крейсеров британцев одну из двух башен 280-мм…

К 7:30 на «Эксетере» были выведены из строя все орудия ГК и он вышел из боя, имея крен, пожары на борту и скорость упавшую до 18 уз.

Тут Лангсдорф совершил свою ВТОРУЮ ОШИБКУ – не добил противника («Эксетер» дойдет до Фолклендов, где пройдет минимально необходимый ремонт, за к-рым последует уже основательный 13-месячный в Британии – и лишь для того, чтобы попасть на Восток и быть потопленным японцами в 1942 году…) – а ведь Харвуд не прошел бы мимо барахтающихся в воде моряков – даже для сброса спасательных средств нужно время!

«Шпее» после боя — видны надводные пробоины в носовой части

Повреждения получил и «Шпее» (включая топливную систему), для их исправления Лангсдорф и решил зайти в нейтральный порт, выбрал Монтевидео – ТРЕТЬЯ ОШИБКА (аргентинцы к немцам относились лучше). В 7:40 бой практически закончился, хотя стороны изредка обменивались залпами.

В ночь с 13-го на 14-е декабря броненосец вошел в порт Монтевидео, где и получил разрешение находиться 72 часа.

Обратите внимание

Тут британцы мастерски развернули информационную войну – создали у немцев впечатление, что к ним присоединились линейный крейсер «Ринаун», авианосец «Арк Ройял» и еще 3 крейсера (на самом деле они могли прибыть только 19-го, а 14-го вечером с Фолклендов подошел только «Камберленд», но боевой дух немцев из-за этих липовых новостей сильно упал).

Лангсдорф вел интенсивные переговоры с Берлином, но в результате лишь совершил ЧЕТВЕРТУЮ ОШИБКУ – 17-го вышел на рейд Монтевидео (на набережной в предвкушении зрелища морского боя собрался весь город, радиокомментаторы вели прямые репортажи) и там покинул и взорвал свой корабль – считают, что повлияла контузия, полученная во время боя (напомню – устье Ла-Платы шириной ок. 100 км, с тремя основными проходами, британцы физически не в состоянии были их перекрыть тремя кораблями, особенно в темное время суток)… Экипаж перешел на вспомогательный корабль «Такома», на к-рой пришел в Буэнос-Айрес, где и интернировался.

Взорванный броненосец горел 3 дня

Противники «Шпее»:

«Эксетер» до и после боя (на Фолклендах)

Крейсер потоплен японцами 1 марта 1942 года в Яванском море

«Аякс» до и после боя

Колокол «Аякса» в порту Монтевидео. Крейсер пережил войну (2 года, правда, стоял в ремонте — с перерывом на полутонную немецкую бомбу), списан в 1948 году

«Ахиллес» получил в бою наименьшие поврежденияОдна из башен «Ахиллеса» в Окленде (Н.Зеландия), крейсер тоже пережил войну, в 1948 году продан Индии, там списан только в 1978 г.

Конечно, такой оборот событий негативно сказался на общественном мнении в Германии – надо вспомнить, что шла «странная война» — т.е.

после Польши особых событий не было – гибель броненосца в бою была бы, несомненно, достойнее. 19 декабря, видимо осознав, что он совершил Лангсдорф застрелился… Результат то совсем неважный – против 9 британских торговых судов (50.000т) и 2 поврежденных крейсеров («Ахиллес» практически не имел повреждений) – 1.

000 интернированных моряков (в бою погибло 72 британца и 36 немцев), потерянный броненосец (один из всего 10 немецких тяжелых кораблей в войну) и 3 вспомогательных судна (кроме «Уссукумы» и «Такомы» британцы перехватили в норвежских водах в феврале 1940 года «Альтмарк» с частью экипажей судов, потопленных «Шпее» — этот инцидент подтолкнул Гитлера к захвату Норвегии).

В 1940 году головной корабль серии — «Дойчланд» был переименовпн в «Лютцов» (Гитлер не хотел услышать что Германия утонула).

Кстати, говорят в юности соседом Лангсдорфа был сам адмирал фон Шпее, что и повлияло на выбор профессии. Напомню, что сам Шпее погиб со своей эскадрой и двумя сыновьями в той же самой Южной Атлантике (у Фолклендов) за 25 лет до описанных событий – об этом напишу отдельно.

Из почти 1.000 немцев из экипажа броненосца, интернированных в Аргентине нек-рые так там и остались, но был и другой пример – главный артиллерист «Шпее» П.Ашер сумел вернуться в Германию, стал 1-м офицером штаба адмирала Лютьенса на «Бисмарке» и погиб на нем в мае 1941 года – как вам «типичная» судьба «еврейского паренька» (а Ашер именно такой!) в гитлеровской Германии?!

В 1956 году британцы сняли фильм о бое — The Battle of the River Plate – он переведен на русский язык.

Важно

Немцы там чуть ли не друзья британцев (надо вспомнить что это за время – их только в НАТО приняли, общий враг – мы), «Шпее» «играет» американский тяжелый крейсер «Салем», а вот «Ахиллес» — настоящий (в это время он уже служил в индийском флоте под именем «Дели»).

В фильме вовсю присутствует типичный британский юмор – например при осмотре повреждений «Аякса» Харвуд делится со своим штабом: «хорошо стреляет, на деревенской ярмарке он бы получил плюшевого мишку».

С 1940 года предпринимались попытки подьема отдельных частей «Шпее» (особенно британцев интересовал радар), последние – в 2006 году. Часть поднятого установлена в порту и музее Монтевидео, кое-что я сфотографировал… Есть даже проект подьема остатков корабля целиком – но это фантастика уругвайских масштабов.

P.S. На первый взгляд эпизод схож с нашим «Варягом», но не стоит забывать о том, что японцы имели изначально подавляющее превосходство в силах, ТТЭ кораблей, на их стороне были особенности места боя.

Дальномер «Шпее» в порту Монтевидео — мое фото (вообще об этом исключительно комфортном городе см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1547592.html + по ссылкам внутри)

Источник: https://foto-history.livejournal.com/8638342.html

Ссылка на основную публикацию