Финансовая система россии после революции

Становление и развитие финансовой системы РФ

Сегодня много говорят о состоянии финансовой системы страны. Это система финансовых отношений, сгруппированных по определенному признаку. И нужно сказать, что такие финансовые отношения в нашей жизни присутствуют повсеместно.

Они складываются между людьми и государством, между странами, между юридическими лицами или юридическим и физическим лицом. В финансовую систему входит все, что касается денежных отношений.

Так что даже домашний бюджет можно считать одним из звеньев оговоренной цепи.

Вот почему так важно понимать особенности функционирования и состояние финансовой системы страны. От функционирования этой системы напрямую зависит уровень жизни населения, развитие экономической системы и темпы, которыми эта система развивается.

Общие сведения о развитии финансовой системы государства

Финансовая система РФ – это достаточно сложное явление. Её основой можно назвать денежные фонды. А состоит она из институтов, которыми пронизана вся экономическая система страны.

В любом государстве именно финансовая система является основой. Ведь уровень экономического развития государства, а также политического и социального развития напрямую зависят от того, насколько развита финансовая система. Вот почему в современных государствах уделяют так много внимания развитию этой системы.

В странах мира есть немало проблем, которые способно решить грамотное развитие финансовой системы:

  • недостаточные темпы экономического развития государства
  • социальная напряженность, которая негативно влияет на процесс
  • снижение уровня жизни граждан страны

По мере развития финансовая система постоянно сталкивается с трудностями, вызовами, которые негативно влияют на экономическую сферу. Именно для того, чтобы предупредить такие трудности и для того, чтобы уметь быстро устранять проблемы, которые возникают время от времени в экономике любого государства, и важно понимать основные принципы развития финансовой системы РФ.  

В наше время финансовая система России сталкивается с многочисленными трудностями – это девальвация национальной валюты, экономические санкции со стороны других стран, медленные темпы развития экономики, существенное понижение цены на нефть и другие.

И чтобы последствия этих проблем не были глобальными, важно своевременно предпринимать меры, которые бы способствовали развитию финансовой системы страны, нормализации ситуации внутри государства. А для этого важно точно понимать, как она функционирует.

И это довольно сложная наука.

Немного истории

Если рассматривать историю становления финансовой системы России, изучать её можно начинать примерно с 9 века. В те времена появились княжеские казначеи, которые собирали дань. Именно дань и стала основным источником доходов княжеств.

Существенные изменения отмечены в период правления Петра Первого. В то время появился Сенат, который должен был заведовать казной государства.

Также именно Петр Первый учредил Бурмистрскую палату, в задачу которой входил сбор долгов, и Ближнюю канцелярию, которая занималась ведением доходов и расходов казны государства. Правда, крепостное право существенно тормозило активное развитие финансовой системы.

Так как в стране использовали в основном крепостной труд, это задерживало развитие частной предпринимательской деятельности. И в таких условиях существенного пополнения казны ожидать было нельзя, соответственно государственный долг рос.

В таких условиях основным источником дохода для покрытия государственного долга стала эмиссия ассигнаций. Кроме того, для покрытия дефицита Россия начала брать кредиты у других стран. Первый крупный кредит сумела получить Екатерина II.

Обратите внимание

Первое Министерство финансов в Российской империи появляется в 19 веке во времена правления Александра I.

Интересно, что первый министр финансов успешно работал на благо государства и за время своей работы сумел существенно сократить государственный долг Империи.

Сегодня именно 19 век называют золотым периодом становления финансовой системы России. Грамотная политика государя позволила наблюдать экономический подъем.  

Именно Александр Первый стал на пути существенных экономических реформ. И успешному развитию финансовой системы способствовало не только появление Министерства, но и отмена крепостного права, что повлекло за собой снятие многих ограничений на деятельность предприятий.

В таких условиях активно стала расширяться банковская система. Правда, все это не уберегло страну от экономического кризиса, который разразился в 1890 году. Но все же грамотная политика государства позволила стране достаточно быстро выйти из кризисной ситуации.

И экономика страны успешно шла бы вверх, если бы в начале 20 века не активировались революционные движения.

После революции 1917 года Министерство финансов Российской империи перестало существовать. На смену ему пришел Наркомат финансов РСФСР. Задачи этого управления состояли в том, чтобы проводить кредитную финансовую политику государства.

Все частные банки стали государственными, а Государственный банк Российской Империи переименовали в народный Банк РСФСР. Основными источниками пополнения доходов государства остались налоги и средства от народного хозяйства.

А расходными статьями преимущественно было финансирование народного хозяйства и проведение культурных мероприятий.

Важно

Некоторые изменения произошли в перераспределении расходов в период Второй мировой войны. Значительная часть финансовых ресурсов государства шла на военные расходы. Все свободные финансовые ресурсы отправлялись на нужды войны.

Война существенно усугубила финансовое положение России. И долгие годы в стране царил кризис. Кардинальные шаги для выхода из сложившейся ситуации начали предпринимать в 1970 годах. А в 1980 году произошла полная перестройка всей существующей финансовой системы, в результате которой сформировалось Министерство экономики и финансов РСФСР.

Министерство финансов РФ создано в 1992 году. Политика современного министерства финансов довольно грамотная, но, тем не менее, частые потрясения периодически негативно влияют на эффективное и уверенное развитие финансовой системы страны.

Становление современной финансовой системы прошло довольно продолжительный путь от простых торговых отношений до слаженного финансового механизма.

И нужно сказать, что этапы развития никогда не заканчиваются, потому что уклад современного общества накладывают особые требования для дальнейшего изменения системы РФ.

Современный этап становления и развития финансовой системы страны

Современная история становления и развития финансовой системы РФ начинается с 1991 года. До этого времени государственный бюджет включался в бюджет СССР, как и у других союзных республик.

В 1991 году финансовая система Российской Федерации претерпела значительные изменения. Выделились три основных звена – федеральный бюджет, бюджеты административных образований и местные бюджеты. Причем все звенья цепи работают автономно. Такая система напоминает структуру финансовых систем стран Запада.

При этом каждое звено имеет как собственные статьи доходов, так и собственные расходы. Правда, если говорить о местных бюджетах небольших городов, селений, часто возникает проблема недостаточного уровня их доходности, в результате чего такие муниципальные образования не способны покрыть даже свои первостепенные статьи расходов.

Совет

Но эту проблему изучает Министерство финансов страны и предлагает успешные шаги для решения проблем дефицитов местных бюджетов.

На данный момент структура доходов бюджета страны выглядит примерно следующим образом:

История в датах: основные этапы становления

Историки выделяют такие основные этапы развития финансовой системы государства:

  1. Период с 9 по 15 век. В это время активно развиваются торгово-денежные отношения, появляется денежная единица, возникает понятие внутреннего рынка.
  2. Период с 15 по 17 век – формируется бюджет, появляется налогообложение. В это время также появляется первый официальный орган, который осуществляет контроль за налогообложением – Сенат.
  3. Период с 17 по 19 век – в это время отмечается уже становление финансовой системы. Проводятся денежные реформы, появляется банк, утверждается официальная денежная единица. Также этот период ознаменован появлением рынка ценных бумаг.
  4. Период с 1917 по 1925 годы. Разваливается установленная финансовая система, а также налоговая система. Формируется система денежного коммунизма. В эти годы наблюдается децентрализация эмиссии денег.
  5. Период с1925 по 1992 годы – формируется командно-административная система. Она направлена на стабилизацию экономической ситуации в стране путем искоренения неравенства. Руководство при этом должно было вестись из единого центра. Важная роль отводилась огосударствлению народного хозяйства. При этом государство устанавливало планы для предприятий, которые должны были выполняться.
  6. Период с 1992 года – переходная модель финансовой системы страны. Она принесла свободы предприятиям. В этот период заметно возросло количество небанковских посредников, формируется рынок ценных бумаг и возрождаются негосударственные страховые фонды.

Существующие сегодня рекомендации для перспектив развития финансовой системы

В любой стране финансовая система оказывает огромное влияние на состояние экономики государства. И Россия не исключение. Это делает особенно актуальным анализ и определение проблем финансового сектора для принятия срочных и эффектных мер, которые будут способствовать устранению трудностей.

Многие современные экономисты уверены, что основная задача управления экономикой – достижения среднесрочной стабильности финансовой системы. И именно этот подход реализовывают на сегодняшний день в стране.

Но он давно устарел и требует существенных изменений в условиях современных рыночных требований. Сегодня намного важнее подчинить финансовый сектор задачам развития экономики страны.

Важно ориентировать деятельность на развитие производственного сектора для выхода продукции, как на внутренний, так и на внешний рынок.

А это требует четкого контроля разных звеньев финансовой системы, среди которых налоговая система, банковская система, денежно-кредитные элементы и прочие. Пока на уровне РФ контроль всех оговоренных систем является недостаточным, а это не способствует решению всех существующих проблем.

Ведущие экономисты считают, что перспективами развития отечественной финансовой системы можно назвать следующие меры:

Изменение законодательных актов, которые регулируют процедуру банкротства. В первую очередь не помешает пересмотреть сроки проведения реструктуризации предприятий, которые не отличаются конкурентоспособностью.

  1. Пересмотр антимонопольного законодательства.
  2. Изменение налоговых законов, в том числе изменение ставки налогов, уменьшение налогового бремени для предприятий. По мнению экономистов, снижение налогового бремени на предприятия приведет к снижению налоговой задолженности предприятий страны и росту поступлений в местные бюджеты.
  3. Уменьшение барьеров для инвестиций в отечественную экономику.
  4. Отказ от кредитования компаний за средства государственного бюджета. Эти функции лучше передать специальным организациям.
  5. Контролировать обязательства бюджетных учреждений.
  6. Шаги для реструктуризации государственного долга.

Это только часть методов, которые озвучивают финансисты в условиях реального времени.

Проблемы и трудности развития финансовой системы в современных условиях

На данный момент современная финансовая система страны не показывает экономический подъем. И на это есть ряд причин. У России есть ряд проблем, которые не способствуют эффективному развитию финансовой системы и подъему экономики.

  1. Одна из проблем – экономические санкции, под гнетом которых уже не первый год находится наше государство. Так как экономика страны зависима от внешних рынков, санкции со стороны европейских государств не способствуют экономическому подъему.
  2. Теневая экономика – эта проблема возникла давно, и пока еще нет эффективных методов её решения. Процент теневых доходов в государстве, к сожалению, довольно большой. Он составляет не менее 2,5% ВВП. Сумма в итоге довольно значительная. Она с легкостью могла бы способствовать снятию социальной напряженности и позволить повысить эффективность государственных финансов. Эта проблема не нова, теневая экономика в РФ возникла давно, и она значительно ухудшает экономическое состояние страны. Но пока еще не найдено эффективных методов решения подобной ситуации.
  3. Проблема распределения сырья. Парадокс в том, что многим отечественным компаниям выгодно вывозить сырье с небольшим уровнем обработки и продавать его иностранным компаниям. Российские производственные компании не получают отечественное сырье, что соответственно снижает их производственные возможности. Государству необходимо усилить контроль за деятельностью сырьевого сектора. Это может способствовать увеличению поступлений в бюджет.
  4. Финансы в большей мере сконцентрированы в федеральном бюджете страны. При этом значение региональных и местных бюджетов уменьшается. А развитие регионов позволяет существенно улучшить экономическую ситуацию в государстве.
  5. Заметный отток денежных средств из РФ для хранения их на счетах зарубежных банков.
  6. Огромный отток средств в счет покрытия государственного долга. На данный момент используются не самые эффективные методы для уменьшения долга страны, что также негативно влияет на финансовую систему.
  7. Значительный рост позиций в рейтинге самых коррумпированных стран мира. Высокий уровень коррупции в России уже не один год остается одной из основных проблем страны, которые не способствуют уверенному экономическому росту, какие бы меры для этого не предпринимали финансисты. 

Источник: https://moneyzzz.ru/blog/stanovlenie-i-razvitie-finansovoj-sistemy-rf/

2.1 Дореволюционная финансовая система России

Дореволюционная Россия имела развитую систему специализированных финансовых институтов.

По дореволюционному российскому законодательству все кредитные учреждения страны подразделялись на государственные (Государственная комиссия погашения долгов, Государственный банк, государственные сберегательные кассы, Государственный Дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк, ссудные казны), общественные (городские и сельские общественные банки, городские ломбарды, дворянские и купеческие кредитные общества, сельские, волостные и станичные банки и казны) и частные (акционерные коммерческие банки, общества взаимного кредита, акционерные земельные банки, городские кредитные общества и др.).

Читайте также:  Народный характер отечественной войны

Главным государственным органом, осуществлявшим надзор за российским финансовым рынком на протяжении XIX — начала XX века, было Министерство финансов.

Обратите внимание

Государственный банк подчинялся непосредственно министру финансов, который не только осуществлял общее руководство, но и контролировал операции с золотом и ценными бумагами, а также операции за счет государственного казначейства и других учреждений и ведомств.

Фактически Государственный банк являлся подразделением Министерства финансов на уровне департамента [12].

Государственный банк Российской Империи был создан в 1860 году.

В соответствии с уставом 1895 года целью деятельности Государственного банка было «облегчение денежных оборотов, содействие, с помощью краткосрочного кредита, отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству», а также укрепление денежной системы.

Капиталы, которые помещались в Государственный банк частными лицами, учреждениями и обществами, а также депозиты казначейств не могли использоваться на общие государственные нужды. Чистая прибыль от операций банка поступала в доход казны. Государственный банк проводил самые разнообразные валютные операции.

Государственный Дворянский земельный банк, выдававший долгосрочные ссуды дворянам-землевладельцам под залог земельной собственности, был учрежден в Петербурге в 1885 году. В 1910 году банк проводил операции в 38 губерниях и трех областях.

Дворянский земельный банк выдавал ссуды, обычно в пределах 60-75% от стоимости заложенной земли, на срок от 11 до 66,5 лет под 3,4% или 5% годовых. До 1889-го и затем с 1906 года ссуды выдавались закладными листами.

При этом их реализация была возложена на Государственный банк, а заемщики освобождались от возможных курсовых потерь.

Крестьянский поземельный банк был открыт в 1882 году в Петербурге. По уставу банк имел право производить операции по выдаче крестьянам ссуд, во-первых, для покупки земли и, во-вторых, для погашения долгов по покупке земли под залог ее же.

Важно

Банк выдавал кредиты под залог покупавшихся земель сроком от 13 до 55 лет в размере 80-90% от стоимости участка. Процент по ссудам составлял от 7,5% до 8,5% годовых. С 1905 года заемщики стали получать ипотечные облигации-свидетельства и именные обязательства банка.

К началу первой мировой войны Крестьянский поземельный банк занимал первое место по числу и объему выданных ссуд среди учреждений ипотечного кредита [12].

Сберегательные кассы были открыты в 1842 году с целью привлечения денежных средств населения.

Сберегательные кассы были открыты при Государственном банке, казначействах, таможнях, управлениях и станциях железных дорог, казенных винных складах, почтово-телеграфных конторах, школах, военных кораблях и т. д.

С 1880-х годов сберегательные кассы, задуманные первоначально как учреждения «самопомощи», стали использоваться в интересах государственного кредита. В конце 80-х — начале 90-х годов XIX века правительство широко привлекало их к операциям конверсии государственных займов.

Городские общественные банки были самым распространенным видом общественных кредитных учреждений. Основной капитал таких банков образовывался за счет средств города и пожертвований.

Все поступавшие в уставный капитал банка суммы не могли быть взяты городским управлением обратно. В состав правления и совета банка не могли входить руководители города и их ближайшие родственники.

К 1914 году действовало 319 таких банков [19].

Группа частных кредитных учреждений была самой разнообразной и многочисленной. Основной капитал акционерного банка должен был составлять не менее 500 тысяч рублей. Половина уставного капитала должна была вноситься при подписке на акции, вторая половина — в течение шести месяцев после открытия подписки.

Совет

Кредит, открывавшийся каждому из клиентов банка, не должен был превышать 1/10 доли основного капитала банка.

Члены правления акционерного банка, управляющий и служащие банка (за исключением членов совета) не имели права получать в этом банке кредит в каком бы то ни было виде.

Лица, занимавшие административные должности в каком-либо банке, не могли занимать подобные должности в других государственных или частных кредитных учреждениях.

В уставах акционерных банков содержались некоторые ограничения, касавшиеся вкладывания денежных средств в ценные бумаги. В основном банк мог приобрести государственных и гарантированных правительством бумаг в пределах половины, а негарантированных — не более 20% основного капитала банка.

Российское законодательство не разрешало прямую деятельность иностранных банков в Российской Империи. Исключение было сделано для одного-единственного банка — одного из крупнейших французских банков Credit Lyonnais [21].

Общества взаимного кредита осуществляли взаимное кредитование частных предпринимателей. Первые общества подобного типа возникли еще в 1860-х годах. Капитал общества создавался из вступительных взносов участников в размере 10% разрешенного им кредита.

Обществам взаимного кредита разрешалось осуществление тех же операций, что и акционерным банкам. Исключение составляла покупка бумаг за собственный счет. Отличие от банков заключалось и в том, что ссуды выдавались только членам общества, которые отвечали по обязательствам общества в размере всего кредита.

Из других операций следует отметить ссуды под различное обеспечение. К 1914 году насчитывалось 1108 обществ взаимного кредита.

Обратите внимание

Десять акционерных земельных банков в начале XX века проводили свои операции в определенном районе, практически не конкурируя с другими банками.

Основным способом формирования кредитных ресурсов дворянских земельных банков являлась эмиссия шестипроцентных облигаций, которые назывались закладными листами.

Земельные банки выдавали ипотечные ссуды в пределах 50-60% оценочной стоимости сельской или городской недвижимости. Ссуды предоставлялись на сроки от 10 до 38 или даже 66 лет.

В период финансовых кризисов Министерство финансов в каждый банк назначало специального уполномоченного для наблюдения за деятельностью банка в полном объеме, с правом отменять распоряжения руководства банка, если эти распоряжения противоречили уставу. Уполномоченный получал специальную инструкцию от министра [20].

Банкирские дома и конторы не были обязаны иметь утвержденных правительством уставов. Эти заведения отличались от акционерных банков прежде всего краткосрочным кредитованием и биржевыми спекуляциями. В 1889 году в России насчитывалось 24 банкирских дома (с общим годовым оборотом более 1 млрд рублей) и 228 банкирских контор (2,17 млрд).

Операции с городской недвижимостью в основном вели городские кредитные общества. Первые подобные общества были основаны в Петербурге (1861 год) и Москве (1862 год). Обычно общество выдавало кредит в размере 50-60% от стоимости залога. Ссуды заемщикам, выдававшиеся только закладными листами и облигациями общества, предоставлялись на срок от 15 до 36 лет с правом досрочного погашения.

Устав общества предусматривал круговое ручательство всех заложенных имуществ и вступление заемщиков в члены общества. Каждый член общества отвечал по его обязательствам, то есть по выпущенным облигациям, в пределах стоимости заложенного имущества [22].

Стоит отметить, что структура финансовой системы Царской России была достаточно развитой и эффект от ее функционирования выражался в реальной экономической силе страны периода середины-конца 19 века.

Важно

Бюджет страны был профицитным, а Россия — одной из крупнейших, ведущих держав мира.

И только Первая Мировая война внесла свои коррективы в финансовую систему Империи, находившейся уже в политическом кризисе.

Источник: http://fin.bobrodobro.ru/66306

Тема: «Денежно-кредитная и финансовая системы царской России (накануне октябрьской революции)»

Конспекты лекций по дисциплине «История развития финансово-кредитной системы  в России»

Тема: «Денежно-кредитная и финансовая системы царской России (накануне октябрьской революции)».

1. Денежное обращение царской России на рубеже 19-20 вв. (Денежная реформа 1895-97 гг. – реформа Витте).

Общерусская денежная система и денежное обращение формировались постепенно. По мере присоединения в 15-16 веках к Москве других русских княжеств.

 Первое упоминание о рубле относится к 13 веку.

Важную роль в формировании денежного обращения сыграла денежная реформа 1535-1538гг. (Реформа Елены Глинской)

Суть реформы заключалась в

· изъятии из денежного обращения неполноценных денег

· упорядочении весового содержания рубля

· введении десятичной системы денежного счета

В рез-те реформы 1 руб.=10грн; 1грн=10коп(новгородкам)

Реформа юридически закрепила общерусскую денежную систему. 1 руб.=33 алтына.

В результате реформы за московским монетным двором была закреплена роль лидера по чеканке монет.

В 1625-1627гг впервые чеканка монет была сосредоточена только на московском монетном дворе. Другие (псков, новгород) были закрыты.

С 1769г начался выпуск первых бумажных денег (ассигнации).

Одним из важных этапов формирования единой денежной системы России был этап, связанный с реформой Канкрина – 1839-1843гг.В результате этой реформы в России был введен серебряный монометаллизм. Основная причина, которая вызвала проведение этой реформы – обесценение денежных знаков, находившихся в обращении, связанное с ведением русско-турецкой войны.

Манифестом от 01.07.1839г «Об устройстве денежной системы» серебряная монета была объявлена главной платежной единицей. Установлено соотношение 1руб серебром=3руб50коп ассигнациями.

Совет

2 этап реформы Канкрина (1841): в обращение выпущены новые денежные знаки, а именно: кредитные билеты достоинством 50руб. Они свободно обменивались на серебряную монету, исходя из весового соотношения. Кроме того, в обращении находилась медь и золото, но они не были основными.

Быстрое развитие капитализма в России в конце 19 века и начале 20го, концентрация и централизация капиталов в промышленности дали мощный толчок к созданию денежно-кредитной системы, соответствующей экономическим условиям.

В западной Европе уже был монометаллизм, а русское серебро постоянно обесценивалось.

Денежная система, основанная на падающем в цене серебряном рубле, стала препятствием на пути дальнейшего развития товарного производства и рыночного хозяйства. Русский капитализм был кровно заинтересован в реорганизации денежной системы на основе устойчивого рубля=золотого.

Под давлением этих обстоятельств (развития российского капитализма), царское правительство с начала 1880-х годов стало прилагать все усилия к увеличению государственных золотых запасов. За 1881-97гг золотой запас увеличился более чем в 3,5 раза.

Реформа началась в 1895г. Разработчиком был С.Ю. Витте.

В обращение были отчеканены и выпущены золотые рубли достоинством 5, 10 и 15 рублей(империал) и 7,5 (полу-империал). 1 руб содержал 0,77 гр. золота. Доллар -1.5гр. Фунт стерлинга 7,3гр, 1 франк – 0,29, 1 марка-0,35.

Параллельно обращались кредитные билеты, т.е. бумажные денежные знаки, причем их выпуск в обращение лимитировался: общая масса бумажных денег в обращении не должна была превышать золотой запас более, чем на 300млн руб.

В обращении находилась серебряная монета, её выпуск тоже ограничивался: не более 3хкратного населения империи.

Кредитные билеты высокого достоинства обслуживали крупный оптовый оборот

Обратите внимание

Золотая монета обслуживала средний оптовый оборот, а для розницы использовалась серебряная и медная монета.

Золотой монометаллизм просуществовал в России неполных 20 лет, до начала 1й мировой войны (1914г). Первая мировая война нанесла сокрушительный удар по системе золотого монометаллизма.

Правительство прибегло к увеличению эмиссии. Через 4 дня после начала войны, размен кредитных билетов на золото был приостановлен, и золото очень быстро исчезло из обращения.

Начался процесс инфляции. В июле 1914г в обращении находилось около 2,4 млрд руб. с началом войны их количество стало быстро расти. К марту 1917г достигло 11,8 млрд.руб. Рубль обесценился в 3-4 раза.

Временное буржуазное правительство продолжало и войну, и экономическую политику царского правительства. Военные расходы расли и эмиссия являлась единственным источником их покрытия.

За 8 месяцев 1917г временное правительство выпустило в обращение денег больше, чем царское правительство за 2,5 года войны.

В октябре 1917г масса денег превысила 20 млрд руб, т.е. рубль обесценивался до 6-7 коп. Денежное обращение было доведено до катастрофического состояния

2. Становление и развитие банковской системы в Царской России

До середины 17 века российская империя практически не имела кредитных учреждений.

Лишь в 1729-1733 гг первые банковские операции начала осуществлять «Монетная контора»: выдача краткосрочных ссуд под залог драгоценных металлов.

При императрице Елизавете Петровне в 1754г в стране был создан Государственный банк для дворянства. Конторы были созданы как в Москве, так и Санкт-Петербурге.

Важно

Он выдавал краткосрочные ссуды дворянам под залог драгоценных камней, металлов, сел и деревень с крестьянами и угодьями.

В том же году был организован «Купеческий банк», который выдавал денежные ссуды под залог товаров.

В 1782г Купеческий банк упразднен

В 1785г Дворянский банк был упразднен.

В 1769г–Учреждены два ассигнационных государственных банка. Они занимались только выпуском в обращение бумажных денег – ассигнаций. До начала 19 века не отмечалось значительного развития частных банкирских домов. Сведения о существовании лишь трех фирм Соловьева, Руговикова, Пономарева.

Читайте также:  Российские реформы 60-70-х гг. 19 в.

Первая частная банкирская фирма была создана в 1798 году «Контора придворных банкиров» и просуществовала до 1811 года, когда начали возникать крупные банкирские дома.

Для обслуживания помещиков в 1772г были учреждены при опекунских советах в Петербурге и Москве Сохранные и Ссудные казны. Они принимали вклады, выдавали ссуды под недвижимость на строк от 1 до 8 лет.

В 1786г был учреждён « Государственный заемный банк». Он получил право выдавать ссуды под имение и городскую недвижимость на срок до 20 лет.

В 1797г – Вспомогательный для дворянства банк, он выдавал ссуды для выкупа заложенных имений на срок до 25 лет.

В истории кредита Российского государства можно насчитать, по меньшей мере, 4 радикальных преобразования кредитной системы:

1) Переход от казенных банков к коммерческим (2я половина 19 века)

2) Банковская «революция» 1917г

3) Кредитная реформа 1930-1932гг

4) «Перестроечная» банковская реформа 1987-1990

Особое место занимает банковская реформа, начатая в 1859 году, которая открыла путь новому типу кредитных отношений в России: адекватных потребностям развивающегося капитализма.

Совет

В этот период Россия переживала тяжелый экономический кризис. Этот кризис побудил царское правительство преступить к реорганизации кредитной системы, поэтому законом от 10 июля 1859 года правительство ликвидировало все действующие кредитные учреждения.

С 1 октября 1959 года были прекращены выдачи ссуд под имения с крепостными крестьянами.

2 июля 1860гпроизошло наиважнейшее событие в банковском деле России – начал функционировать «Государственный банк». Именно от этой даты ведет свою историю ЦБРФ.

Государственный банк был первым центральным звеном формировавшейся банковской системы России.

Именно он был эмиссионным центром страны, выдавал кредиты правительству, покупал и размещал государственные займы, кредитовал военную промышленность и оказывал помощь частным банкам, выполнял функцию «Банк банков». До 1864г государственный банк занимал монопольное положение в банковском деле России.

В 1864г был создан первый в стане коммерческий банк. Он назывался «Санкт-Петербургский частный акционерный коммерческий банк». За последующие 6 лет было основано 36 таких банков. В первом десятилетии 20го века акционерные коммерческие банки заняли лидирующие позиции в банковской системе России.

Выделялись 7 крупнейших банковских монополий (Азовско-донской, Петербургский международный, Русско-азиатский, Русский для внешней торговли, Русский торгово-промышленный, Волжско-Камский, Сибирский торговый банки).

Мелкий сектор:

Городские общественные банки

Общество взаимного кредита

Кредитная кооперация

Все эти учреждения обслуживали среднюю и мелкую буржуазию, торговцев, кустарей, крестьян.

Объединял всю систему кредитной кооперации Московский народный банк, который был учреждён в 1912г.

Обратите внимание

Наряду с краткосрочным кредитованием в России была развита система долгосрочного кредитования, а именно: ипотечное кредиование. Были организованны и функционировали как государсвтенные, так и частные ипотечные банки, а именно: Дворянский земеьный банк, Крестьянский поземельный банк.

Первые государственные сберегательные кассы были учреждены по велению императора Николая 1го в 1841г. Основаны они как филантропические учреждения.

1е сберегательные кассы были учреждены при Петербургской и Московской сохранных казнах. Вклады от 50 коп до 10 руб. Общий объем вклада на 1 лицо не более 300 руб на 1 лицо серебром.

В первые период развитие сберегательного дела было замедленным.

Сберегательные кассы были открыты при всех банковских учреждения, при всех почтовых, телеграфных отделениях, даже на жд станциях, фабриках. Заводах.

В начале 20 века стали привлеченные ресурсы размещаться в покупку государсвтенных ценных юумаг

3. Финансовая система России в начале 20 века

Финансы дореволюционной России отражали отсталость её экономики , высокий уровень налогового обложения трудящихся (косвенного), непрерывный рост расходов на содержание военно-полицейского аппарата. Зависимость от иностранного капитала.

Хозяйственная разруха дезорганизованное денежное обращение, огромный бюджетный дефицит, громадные внешние и внутренние долги – всё это предопределило состояние глубокого финансового кризиса на кануне октябрьской революции.

В России государственный бюджет разделялся на обыкновенный и черезвычайный (в нем отражалось движение средств, связанное с подготовкой и ведением военных действий).

Важно

Государственный бюджет балансировался лишь при помощи иностранных займов, увеличения налогов и эмисии денег. Главным видом доходов бюджета служили косвенные налоги на товары широкого потребления, решающая часть которых приходилась на доходы от винной монополии (от алкоголя).

В 1913 году удельный вес косвенных налогов в общем объеме гос бюджета составлял 46, 8%, а прямых-8%.

Главными статьями обыкновенных доходов были доходы от винной монополии , от казенных жд, прямые налоги на выкупные платежи.

Основным источником доходов в чрезвычайных бюджетах были государственные займы. Основные виды расходов: на эксплуатацию жд, платежи по займам, а в чрезвычайных – расходы, вызванные военными действиями. В расходах местных органов власти основной удкльный вес имели затраты на содержание полиции и мест заключения.

В конечном итоге рост военных расходов при резком уменьшении доходов означал дальнейший рост бюджетного дефицита и инфляции. Государственный долг к концу 1917 г возрос до 60 млрд руб., 44млрд руб-внутренний долг. 16млрд-внешний долг.

Тема: «Преобразование банковской системы в ходе Октябрьской революции».

Вторым уровнем были акционерные банки. Решение вопроса преобразования банковской системы пользовалось учениями Маркса, учитывался исторический опыт парижской коммуны. Цели преобразование банковской системы:

§ Национализация и централизация банковского дела

Обобществление банков и их национализация банков в России осуществлялось в годы революции в несколько этапов:

1. В ночь на 7 ноября, вместе с захватом царского дворца, здание государственного банка захватил отряд моряков (под предводительством Подвойского). – захватили банк и экспедицию заготовления ценных бумаг. Рабочие банка объявили забастовку и забрали ключи от сейфов и всех ячеек.

Кроме того акционерные банки поддерживали эту забастовку государственного банка. А большевикам под разными предлогами отказывали в выдаче денег.

Совет

Только через 3 недели, после победы октябрьской революции, советской властью были получены первые 5 миллионов рублей – начало функционирования государственной казны.

2. Национализация акционерных коммерческих банков. Первоначально с этими банками советская власть заключила соглашение о том, что они будут действовать в интересах новой власти.

Для этого они должны были представлять государственному банку отчётность не только о получении денежных средств (на какие цели), но и о фактическом расходовании этой денежной наличности.

Но акционерные коммерческие банки встали на путь обмана, а именно, очень активно финансировали контрреволюцию, а государственному банку предоставляли фиктивную отчётность. Очень быстро встал вопрос о национализации этих банков и был так же быстро решён.

В ночь с 26 на 27 декабря, по новому стилю, отряды моряков были занимали акционерные банки Петрограда. Утром 27 декабря 1917 года был издан декрет о создании единого Народного банка, путём слияния государственного банка и национализированных коммерческих банков.

Этим декретом банковское дело объявлялось государственной монополией. Общество взаимного кредита. После национализации банков, за ними был установлен контроль. Для того чтобы ограничить эмиссию денег, было принято решение ограничить выдачу средств с текущих счетов частных лиц.

Разрешалось выдавать в пределах прожиточного минимума. Народный банк, как монополист, осуществлял кредитование предприятий как национализированных, так и существовавших частных, применяя принцип классовой дифференциации. Национализированным выдавались под более низкие проценты и на более длительные сроки. Изданием декрета о земле, согласно которому земля переставала быть частной собственностью, а следовательно объектом купле-продажи и залога. Ипотечные банки были ликвидированы.

3. Обобществление кредитной системы закончилось реорганизацией сельскохозяйственного кредита. Кредитную кооперацию решено было первоначально оставить. Одновременно сохранялся и центр кредитной кооперации – московский народный банк.

Обратите внимание

В 1918 году этот банк был национализирован, и кредитование кооперации стало осуществляться через народный банк.

Разрушение кредитной системы дореволюционной России коснулось не только собственной кредитной системы, которая кардинально была преобразована, но коснулась и самой идеологии кредитной системы.

3.    С победой октябрьской революции советская власть преступила к последовательному осуществлению своей финансовой программы. Страхование было национализировано. Одной из первоочередных задач советской власти было построение новой финансовой системы.

Для этого необходимо было централизовать все финансовые отношения в государстве. Экспроприировать денежные накопления буржуазии, перейти к налоговой системе, основанной на прогрессивно-подоходном и поимущественном обложении доходов.

Была введена трудовая повинность тем у кого не было средств для уплаты налогов. В январе 1917 г. были приняты сметы на первое полугодие 18 года. Полугодовой бюджет был с дефицитом почти в 70%. В тех условиях советской власти единственным источником покрытия расходов была эмиссия денег.

В тяжёлых условиях гражданской войны советское государство вынуждено было осуществить систему жёстких финансово-экономический предприятий – политика военного коммунизма. Все предприятия перешли на сметно-бюджетное финансирование.

В условиях постоянного обесценения денег применялся натуральный налог – продналог, а потом и продразвёрстка. Для снабжения красной армии правительство ввело единовременный чрезвычайный 10 миллиардный революционный налог.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_7729_tema-denezhno-kreditnaya-i-finansovaya-sistemi-tsarskoy-rossii-nakanune-oktyabrskoy-revolyutsii.html

Реорганизация финансовой системы России в период «военного коммунизма»

Новая финансовая система строилась на принципе несовместимости Советской власти и товарно—денежных отношений, поэтому деньги должны быть ликвидированы. Социалистическая экономика должна иметь натуральный и безденежный характер с централизованным распределением ресурсов и готовой продукции.

Исключительное право государства на осуществление банковских операций, на реорганизацию, ликвидацию старых и создание новых кредитных учреждений (государственная монополия) было утверждено декретом о национализации банковского дела в стране.

Сначала был национализирован Государственный банк, а потом Русско—Азиатский, Торгово—промышленный, Сибирский и другие акционерные и частные банки.

Важно

В январе 1918 года были аннулированы банковские акции, принадлежавшие крупным частным предпринимателям.

Государственный банк был переименован в Народный банк, а течение 1919 года все банки были ликвидированы, а ценности конфискованы.

Н. Бухарин, Е. Преображенский, Ю. Ларин и другие в 1918—1920 гг. постоянно подчеркивали, что “коммунистическое общество не будет знать денег”, что деньги обречены на исчезновение.

Они хотели сразу обесценить деньги, а на их место поставить обязательную систему распределения благ по карточкам.

Но, как отмечали эти политики, наличие мелких производителей (крестьян) не позволяло сделать это быстро, потому что крестьяне все еще оставались вне сферы государственного контроля и им еще надо было платить за продукты.

Исходя из идеи о необходимости скорой отмены денег, правительство все больше склонялось к полному обесценению денег путем их неограниченной эмиссии. Их было напечатано так много, что они обесценились в десятки тысяч раз и почти полностью потеряли покупательную способность, что означало гиперинфляцию, которая была осуществлена сознательно.

Денежная эмиссия первых послереволюционных лет оказалась самым главным источником пополнения государственного бюджета. В феврале 1919 г. были выпущены первые советские деньги, которые назывались “расчетные знаки РСФСР”. Они находились в обращении вместе с “николаевками” и “керенками”, но курс их был гораздо ниже, чем у прежних денег.

В мае 1919 г. Народному банку было предписано выпускать денег столько, сколько нужно для хозяйства страны. В результате безудержной эмиссии уровень цен достиг невиданных масштабов. Если уровень цен 1913 г. принять за 1, то в 1918 г.

он составил 102, в 1920 г. – 9 620, 1922 г. – 7 343 000, а в 1923 г. – 648 230 000.В результате советские деньги были полностью обесценены. Высокую ценность сохранил только золотой царский рубль, но в обращении его почти не было.

Совет

Разруха, бездорожье, гражданская война превратили страну в замкнутые, обособленные экономические острова с внутренними денежными эквивалентами. По бывшей Российской империи ходило множество разновидностей денег.

Свои собственные деньги печатали в Туркестане, Закавказье, во многих российских городах: Армавире, Ижевске, Иркутске, Екатеринодаре, Казани, Калуге, Кашире, Оренбурге и многих других. В Архангельске, например, местные купюры с изображением моржа назывались “моржовки”.

Выпускались кредитные билеты, чеки, разменные знаки, боны: “туркбоны”, “закбоны”, “грузбоны” и т.д. Кстати, именно в Средней Азии и Закавказье была самая большая эмиссия, поскольку печатный станок находился в руках местных правительств, фактически не зависимых от центра.

После Октября практически развалилась налоговая система, что окончательно подорвало государственный бюджет, для пополнения которого даже были пущены в оборот купоны “Свободного займа” Временного правительства. За первые полгода после революции расходы правительства составили от 20 до 25 млрд. руб., а доходы – не более 5 млрд руб.

Для пополнения бюджета местные Советы прибегали к дискриминационному налогообложению “классовых врагов” в форме “контрибуций”. Так, в октябре 1918 г. на зажиточных крестьян была наложена специальная контрибуция в 10 млрд. руб.

В результате финансовая система России была разрушена, экономика перешла к натуральному обмену. В промышленности внедрялась система безденежных отношений и расчетов. Главки и местная власть выписывали ордера, по которым предприятия должны были бесплатно отпускать свою продукцию другим предприятиям и организациям. Налоги отменялись, долги аннулировались.

Читайте также:  Конституция ссср 1936 года

Снабжение сырьем, топливом, оборудованием осуществлялось бесплатно, централизованным путем через Главки. Для осуществления производственного учета на предприятиях Совнарком рекомендовал перейти к натуральным измерителям – “тредам” (трудовым единицам), которые означали определенное количество затраченного труда.

Фактически прекратила свое существование кредитно—банковская система. Народный банк был объединен с казначейством и подчинен ВСНХ, а по сути превратился в центральную расчетную кассу. На банковских счетах предприятий фиксировалось движение не только денежных средств, но и материальных ценностей внутри государственного сектора экономики.

Обратите внимание

Вместо банковского кредитования было введено централизованное государственное финансирование и материально—техническое снабжение.

В соответствии с продразверсткой в стране была запрещена частная торговля хлебом и другими продуктами. Все продовольствие распределялось государственными учреждениями строго по карточкам.

Централизованно по карточкам распределялись и промышленные товары повседневного спроса. Повсеместно заработная плата рабочим и служащим на 70—90% выдавалась в виде продовольственных и промтоварных пайков или производимой продукцией.

Были отменены денежные налоги с населения, а также плата за жилье, транспорт, коммунальные услуги и др.

Из всех ее звеньев финансовой системы в период военного коммунизма имелся только Государственный бюджет, но и он состоял из денежной и материальной части. Основными доходными статьями бюджета стали денежная эмиссия и контрибуция. Сформировавшаяся финансовая система в полной мере отвечала задачам централизации экономического развития.

Источник: https://cyberpedia.su/16×9406.html

Денежные реформы россии после революции

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1922 — 1924

В годы Первой мировой войны был прекращен размен банкнот на золото. Знаменитый «золотой рубль» С.Ю.

Витте, превратился в обычный бумажный денежный знак (в условную счетную единицу) — покупательная способность рубля составляла 6 довоенных копеек.

В обращении находилась пестрая многочисленная масса денежных знаков — царские кредитные билеты, пятаковки, «керенки», и валюта переходного периода «совзнаки» разных выпусков.

Денежное обращение часто уступало натуральному обмену.

Важно

 Гражданская война и политика «военного коммунизма» (1918-1921), проводившаяся в годы Гражданской войны — национализация крупной, средней и частично мелкой промышленности, государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка (когда у крестьян, кроме бедноты, производилось принудительное изъятие излишков сельско-хозяйственной продукции), запрет частной торговли, уравнительство в распределении материальных благ, милитаризация труда (наращивание трудовой повинности среди населения) — еще больше подорвали товарно-денежные отношения.

Цены на товары увеличились от 10 до 50 раз, покупательная способность населения резко упала. Государство постоянно проводило эмиссию, то есть выпускало (выбрасывала) новые партии денежной массы, что привело в конце концов к абсолютному обесцениванию денег. В стране наступила гиперинфляции. 10 октября 1921 года ВЦИК принял декрет «О мерах по упорядочению финансового хозяйства». 

В ноябре 1921 года была проведена первая деноминация — старые денежные знаки обменивались на кредитные билеты и новые расчетные знаки («совзнак») в соотношении 10 000:1

В июле 1922 г. Совет народного хозяйства после долгих дискуссий одобрил идею выпуска в обращение банкнот, обеспеченных золотом. Сначала новую валюту хотели назвать «гривна золотом», но затем ее решили именовать «червонец».

Новая денежная единица появились на свет 27 ноября 1922 г.

Содержание драгоценного металла в одном червонце равнялось  7,7 г чистого золота.

Первая деноминация не принесла ощутимой пользы, так государство продолжало выпускать большое количество переходной валюты — «совзнак», не обеспеченных золотом, что продолжало обесценивать уже новые деньги — червонцы. Кроме того, не хватало мелких купюр в 1, 3 червонца. Основную часть составляли купюры в 5 и 10 червонцев, а среднемесячный заработок рабочего по России в «совзнаках» не превышал 1 червонца.

В декабре 1922 — в начале 1923 года начался второй этап деноминации, задачей которого был переход к единой устойчивой валюте.

Параллельное обращение двух валют — червонца и «совзнака» стало мешать при расчетах и встала необходимость прекратить активные операции с «совзнаками» и расширить деятельность новой валюты — червонца.

Также были запрещены в обращении кредитные билеты царского и Временного правительств. Эти денежные знаки предписывалось быстро обменять. 

Совет

В феврале 1924 года эмиссия «совзнаков» прекращается и в обращение выпускаются государственные казначейские билеты достоинством 1,3,5 руб., а также серебряная (10, 15, 20, 50 коп. и 1 руб.) и медная (1,2,3,5 коп.) монеты.

Между казначейским билетом и банковским (червонцем) устанавливалось твердое соотношение: 1 червонец равнялся 10 руб. казначейскими билетами. Таким образом золотое содержание рубля устанавливалось на уровне 0,77 гр. чистого золота.

Таким образом, в 1924 году сформировалась и укрепилась на всей территории Советского Союза новая денежная система с обращением банковских билетов — червонцев, казначейских билетов, а также серебряных и медных монет.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1947 года

Эта реформа была проведена очень быстро,с 16 декабря по 29 декабря 1947 года согласно Постановлению Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) N 4004 от 14 декабря 1947 года «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары».
Считается, что эта денежная реформа носила конфискованный характер.

После окончания Великой Отечественной войны (1941-1945) на руках населения было много лишних денег, которые использовались в разного рода спекуляциях. Было принято решение выпустить новые деньги и отказаться от червонца. Старые деньги подлежали обмену в соотношении 10 руб. старого образца на 1 руб. нового образца; не подлежала обмену только разменная монета.

Была  сделана переоценка денежных вкладов в сберкассах и Госбанке СССР.

По вкладам в Сбербанке суммы до 3 тысяч рублей обменивались один к одному, по вкладам от 3 до 10 тысяч рублей было произведено сокращение накоплений на одну треть суммы, по вкладам в размере свыше 10 тысяч рублей изымалось две трети суммы. Те, кто хранил деньги дома, при обмене получали один новый рубль за десять старых.

Одновременно с проведением денежной реформы была отменена карточная система снабжения продовольственными и промышленными товарами, которая была установлена в годы Великой отечественной войны.

Также были установлены единые розничные государственные цены на продовольственные и промышленные товары.

Обратите внимание

Реформа не затрагивала изменения в заработной плате и других трудовых доходов населения. Зарплата выплачивалась в новых деньгах в прежних размерах.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1961 г.

Реформа была проведена 1 января 1961 года. Необходимость в реформе была связана в округлении цен в большую сторону для удобства и быстроты во взаиморасчетах.

Кроме того, такое «округление» позволяло бюджету получить приличный доход в казну.

Также было решено изменить размер денег (сделать меньше), которые в народе называли «сталинскими портянками», что снижало себестоимость производства банкнот.

Денежные знаки образца 1947 года были обменены без ограничений на деньги образца 1961 года по соотношению 10:1, в том же соотношении были изменены цены. 

Денежная реформа 1961 года снизила уровень благосостояния трудящихся, хотя сами трудящиеся сначала это не заметили.

Из за этой реформы рубль получился, как говорили позднее, дутым. А все из-за нефти. После войны произошел огромный рост добычи нефти, которую решили продавать братским странам, нуждающихся в черном золоте.

Но в то время стоимость нефти на международном рынке и затраты на добычу нефти и ее транспортировку были почти одинаковы и, значит, нефть было невыгодно продавать.

Важно

Чтобы продажа нефти стала выгодной для государства, нужно было сделать рубль дороже. 

Из-за дутого повышения рубля  резко изменилось соотношение между магазинной ценой и рыночной и появился, так называемый, дефицит товаров и пустые полки в магазинах. 

Магазинам стало невыгодно продавать товар или продукты по государственным ценам. Небольшую часть товара (продукта) магазин оставлял себе и  продавал по государственной цене, а большую часть — с помощью спекулянтов продавал на рынке  по рыночной цене.

Поэтому, на рынке было всё, а в магазинах — пустые полки.

В крупных городах соотношение цен (магазинной и рыночной) старались контролировать, но в населенных пунктах, далеких от центра, многие товары и продукты вообще исчезли из торговли и продавались на рынке.

Колхозам тоже стало невыгодно продавать государству, они старались отвозить свою продукцию на рынок.

Считается, что именно «хрущевская реформа» положила начало развалу Советского Союза.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1991 года.

Эту денежную реформу называют еще «павловской» по по фамилии премьер-министра СССР Валентина Павлова, который заступил на должность и сразу же решил начать реформировать финансовую систему.

Также эту денежную реформу называют еще «шоковой», так как её провели быстро, в течении трех дней и основную массу людей она застала врасплох. В принципе, реформа 1991 года тоже носила конфискованный характер.

Совет

Произошел обмен 50- и 100-рублёвых купюр образца 1961 года на купюры образца 19991 года. Причем менять можно было только не более 1000 рублей на человека. 

Реформа преследовала цель избавиться от избыточной денежной массы, избавиться от фальшивых денег и тем самым помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами и контрабандой.

Государство от денежной реформы получило (изъяло) 14 миллиардов наличных рублей и утрату доверия населения к правительству.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1993 года.

Прежде всего эта денежная реформа была тесно связана с теми политическими изменениями, которые произошли до 1993 года.

25 декабря 1991 год — Президент СССР М. С. Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР.

26 декабря 1991 год —  Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

17 июля 1993 года Россия вышла из рублёвой зоны СНГ, рубль фактически прекратил своё существование, как платёжное средство, которое  связывало экономики стран, членов СНГ.  

Центральные банки бывших союзных республик стали печатать свои национальные деньги и старая денежная масса могла хлынуть в Российскую Федерацию и подорвать баланс российского рубля.

Обратите внимание

С 26 июля по 7 августа 1993 года была проведена первая денежная реформа России. Денежные знаки несуществующего уже СССР были изъяты из обращения.

Реформа носила опять же конфискованный характер, так как был установлен ряд ограничений при обмене денежных знаков. 

Сначала лимит обмена был установлен в 35 тыс. руб., но потом, из-за недовольства населения, указом Б. Ельцина лимит обмена был повышен до 100 тыс. руб. населения. Много людей не успели поменять свои наличные сбережения и деньги пропали.

Денежная реформа негативно отразилась на курсе рубля, уменьшила торговый оборот со странами СНГ, подорвала авторитет к правительству.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1998 года.

4 августа 1997 года вышел указ Президента России Б. Н. Ельцина «об изменении нарицательной стоимости денежных знаков и масштаба цен». Денежная Реформа была начата 1 января 1998 года. Обмен купюр проходил постепенно до 20202 года.

Была проведена деноминация (уменьшение номинала) российских денежных знаков  в соотношении 1000:1, то есть одному новому рублю соответствовали 1000 старых. Снова стали выпускаться металлические монеты (копейки) — 1,5,10,50 копеек и металлические рубли — 1, 2 и 5 рублей.

Изъятие из обращения банкнот и монет старого образца проводилось без ограничений через обычные каналы денежного обращения — торговлю, сферу услуг, банковские учреждения и т.д. С 1 января 1999 года банкноты старых образцов утратили статус валюты РФ, но еще три года подлежали обмену в учреждениях Банка России без ограничения сумм.

Уменьшение нулей позволяло быстрее проводить расчеты, уменьшилось номинальное количество денег, хотя покупательная способность рубля стала ниже.

Вы можете еще прочитать

Рынок ценных бумаг в России

Инвестиционные монеты монеты России
Как сохранить сбережения?
Интересные факты о деньгах

Источник: http://invest-stil.blogspot.com/2014/05/denezhnie-reformi-rossii-posle-revolucii.html

Ссылка на основную публикацию