Итоги перестройки в ссср
Перестройка в СССР: причины, характеристики и итоги.Перестройка – название, которое используется для обозначения огромного количество реформ в Советском Союзе, прежде всего в политической, экономической и социальной сферах.
Перестройка началась во время правления Горбачева во второй половине восьмидесятых годов и продолжалась до распада СССР в 1991 году. Датой начала Перестройки принято считать 1987 год, когда эта программа реформ была объявлена новой государственной идеологией.
Причины Перестройки.
Перед началом Перестройки Советский Союз уже переживал глубочайший экономический кризис, к которому также присоединились еще и политический, и социальный кризисы. Ситуация в огромном государстве сложилась очень трудная – народ требовал изменений. Государство требовало кардинальных изменений во всех сферах жизни, какие только были.
В стране начались волнения, после того, как люди узнали о жизни за рубежом. Они были в откровенном шоке, когда увидели, что государство в других странах контролирует все сферы жизни населения: все вольны одевать все что угодно, слушать любую музыку, есть не по определенным порциям, а насколько позволяют средства и тому подобное.
Кроме этого, народ сильно злился из-за того, что в магазинах начались проблемы с товарами первой необходимости, с различной техникой. Государство загнало бюджет в минус и уже не могло производить нужное количество продукции в срок.
Помимо этого можно добавить проблемы с промышленность и аграрным сектором: все предприятия уже давно устарели, как и техника. Производимые товары стали уже настолько низкого качества, что никто не хотел их покупать. СССР постепенно начал превращаться в сырьевое государство.
А ведь еще в средине века Союз был одной из наиболее развитых стран мира, с мощнейшей экономикой. В 1985 году к власти приходит Горбачев, который выдел необходимость в глобальных реформах, способных хотя бы попытаться спасти страну от распада, назревающего уже достаточно давно.
Все выше сказанное не могло оставаться таковым слишком долго, страна требовала перемен, и они начались. Хотя уже было слишком поздно что-то менять, распад по-прежнему оставался неизбежным.
Характеристики.
Горбачевым предусматривались меры полного технологического «перевооружения» на всех устаревших предприятиях, в особенности в тяжелой промышленности. Также он планировал серьезно усилить эффективность человеческого фактора, сделав из рабочих специально обученных специалистов.
Чтобы предприятия давали еще большую прибыль, их должно было начать контролировать государство.Что действительно удалось реформировать Горбачеву, так это сферу внешней политики государства.
Речь об отношениях, прежде всего, из США с которой у СССР уже на протяжении нескольких десятилетий продолжалось глубокое экономическое, политическое, культурные и идеологическое противостояние – так называемая «холодная война».
На то, чтобы эффективно вести такую борьбу на всех фронтах, СССР тратил огромные средства, только на содержание армии требовалось тратить 25% всего государственного бюджета, а ведь эти огромные деньги были очень нужны и на другие нужды. Избавив СССР от такого противника как США, Горбачев смог перекинуть средства в реорганизацию других сфер жизни государства.
В результате «политики мира» с Западом отношениями между двумя государствами начали налаживаться и два народа перестали смотреть друга на друга, как на врага. Возвращаясь к глубокому экономическому кризису, следует отметить, что Советское руководства в полной мере не осознавало, на сколько глубоким он является – ситуация была действительно катастрофической.
В стране начала расти безработица и кроме этого, среди мужского населения начало распространятся пьянство глобальных масштабов. Государство всячески пыталось бороться с пьянством безработицей, но особых успехов от этого не было. Коммунистическая партия с каждым новым днем теряла свое влияние и авторитет среди народа.
Начали активно зарождаться либеральные взгляды, которые жаждали полностью сметь власть и перестроить государство по новому типу, ведь такой коммунизм был просто не осуществим.
Чтобы немного успокоить население, было разрешено каждому гражданину говорить о своих политических взглядах, хотя раньше это было катастрофически запрещено – за такое при Сталине могли не просто посадить в ГУЛАГ, а расстрелять. Раньше недоступная литература, теперь стала общедоступной – в страну начали завозиться книги зарубежных авторов, ранее запрещаемых партией. На первых этапах изменения в экономике проходили с небольшим успехом, страна действительно начала производить больше качественного продукта, но к 1988 году эта политика исчерпала себя. Тогда стало ясно – ничего изменить невозможно, крах коммунизма неизбежен и СССР вскоре перестанет существовать.
Итоги Перестройки.
Несмотря на то, что Перестройка не смогла изменить ситуацию в Союзе, дабы тот продолжал существовать, ряд важных изменений все же случились и их следует отметить.
• Жертвы сталинизма были полностью реабилитированы;• В стране появилась свобода слова и политических взглядов, была убрана жесткая цензура, в том числе и на литературу;• Была отброшена однопартийная система;• Появилась возможность свободного выезда/въезда со страны/в страну;• Студенты больше не служат в армии, пока находятся на обучении;• Женщин перестали сажать в тюрьмы, за то, что изменяют своим мужьям;• Государство дало разрешение на рок в стране;• Прекратилась «холодная война».Это были положительные итоги Перестройки, но негативных итогов было намного больше. Среди самых важных следует отметить экономические. • Золотовалютный запас СССР снизился примерно в 10 раз, что привело к такому явлению, как гиперинфляция;• Международный долг СССР вырос и как минимум в три раза;• Темпы экономического развития снизились практически до нулевой отметки – страна просто замерла.
Рейтинг:
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/13093-itogi-perestroyki-v-sssr.html
Основные этапы формирования политики перестройки
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Перестройка: основные
причины и цели. Причины перестройки …..….4
2. Цели перестройки …………………………………………………..………8
3. Основные реформы, проведенные в ходе перестройки.
Итоги перестройки…………………………………………………………………………..10
4. Итоги перестройки……………………………………………….………..15
Заключение………………………………………………………………….. .17
Список использованной литературы. ………………………………………..20
3
Введение
«Основные этапы формирования политики перестройки» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема работы актуальна потому, что перестройка стала переломным моментом в истории Советского Союза. Она коренным образом изменили положение СССР в мире, а также экономическую и политическую ситуацию внутри страны. В ходе перестройки был заложен фундамент либеральных реформ, проводившихся в России в начале 90-х годов.
Данная тема достаточно подробно освящена в научных трудах следующих авторов: Боффа Дж., Бутенко В., Гайдар Е., Геллер М., Мунчаев Ш.М., Рябикин С., Тимофеев Т.Т., Устинов В.М.
Актуальность исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть основные этапы формирования политики перестройки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать основные
причины перестройки.
2.На основании теоретического анализа целей перестройки систематизировать знания об основных реформах (антиалкогольной, экономической, реформе избирательной системы и др.).
3. Рассмотреть основные
итоги перестройки.
4. Систематизировать и
обобщить существующие в специальной
литературе, научные подходы к
данной проблеме.
5. Предложить собственное
виденье на данную проблему
и найти пути её разрешения.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
4
1. Перестройка:
основные причины и цели.
Благодаря высоким темпам социально-экономического развития в 50-е и 60-е годы наша страна добилась высоких успехов. Но, начиная с 70-х годов динамика экономического развития, стала ухудшаться.
Это нашло своё выражение в заметном снижении темпов нашего развития по всем показателям – и экономическим, и социальным. Показатель роста национального дохода упал с 41% в VIII пятилетке до 16,5% в XI.
Замедление темпов развития и снижение нормы накопления в национальном доходе снизили прирост капиталовложений в народное хозяйство: в IX пятилетке он составлял 42%, в X – 28, в XI пятилетке – 17%. Соответственно сократился и прирост производственных фондов.
Если учесть скрытое повышение цен, то реального прироста национального дохода и капитальных вложений на рубеже 70-80-х годов не было, страна вошла в полосу стагнации экономики, стал снижаться уровень жизни народа.
К середине 80-х годов, социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально-экономический и культурно-моральный кризис. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч.
детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран но и многих развивающихся государств. Даже по официальным данным, производительность труда в промышленности Советского Союза в 2 раза ниже, чем в американской, а в сельском хозяйстве в 4 раза ниже.
Реальное же положение было гораздо более тяжелым1.
Для сравнения, один работник в США на тот момент производил: 54,7 т зерна, 4570 кг мяса, 11,8 т молока в год. В СССР же соответственно: 4,5 т, 320 кг, и 2.8 т.
5
Также отрицательно сказывалась
на экономике практически полное отсутствие компьютеризации в СССР. Количество компьютеров в США
на тот момент- 800 тыс., СССР- 50 тыс.
Отсталая, неэффективная советская экономика
захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Они пожирали 1/5 часть валового национального продукта. Численность советской армии
на тот момент – 4,5 млн.
человек (самая
большая армия в мире).
Неудовлетворительно обстояло дело с насыщением внутреннего рынка
товарами широкого потребления. Причины
этого довольно глубоки: в легкой промышленности десятилетиями не обновлялось
оборудование, примерно у 40% действующего в этой отрасли оборудования превышены
амортизационные нормы.
Налицо была и явная
недооценка сферы производства товаров
широкого потребления. Хотя эта сфера
дает 37% всех накоплений нашей страны, в нее направляется только 8% капитальных
вложений. Многие товары широкого потребления
производятся вроде бы в большом
количестве, но качество их низкое.
Платежеспособный спрос
населения явно не удовлетворяется, между этим спросом и его материальным покрытием существует серьезный
и опасный разрыв. А ведь производство осуществляется ради людей, и усиление социального развития следует рассматривать
как главное целевое направление
«перестройки».
В 80-х годах СССР вышел
на первое место в мире как в
целом по объему добычи топлива и
сырья, так и по многим отдельным
их видам. В стране за год извлекают
более 5 млрд. т топливных и сырьевых ископаемых, сводят 2 млн. га леса при
его заготовке, «перелопачивают» 15 млрд. м3
6
грунта. Подобные гигантские масштабы потребления природных
ресурсов приводят к сокращению лучших и наиболее дешевых месторождений
и источников сырья. Темп развития добывающей промышленности замедляется: в 9 пятилетке
рост объема добычи топлива и сырья
достигал 25%, в 11 — примерно 8%.
С 1975 по 1985 год рост производительности труда в промышленности находился на уровне 2-3% в год. Этого было явно недостаточно. Неблагополучно обстояло дело и с фондоотдачей: в среднем каждый год она снижалась на 3%, что было весьма нежелательно для состояния экономики2.
Экономика СССР обладала мощным научным потенциалом, государство
выделяло на финансирование науки около 5% национального дохода – больше чем подавляющая часть других развитых стран мира.
По многим отраслям научно – технические разработки соответствовали мировому уровню.
Но « узким местом» являлась материализация достижений науки и техники, а
это зависит, прежде всего, от уровня развития машиностроения.
В 1985г. было проведено детальное
изучение всего машиностроения СССР. И выяснилось, что необходимо снять
с производства 71% выпускаемых машин
и оборудования как несоответствующих
современным требованиям.
Длительное время в
советской экономике существовала система управления, основанная на административных методах приказного типа, и, несмотря на то, что она уже не соответствовала новым условиям научно — технического развития, сломать ее не удавалось, хотя некоторые попытки для этого предпринимались. Для этой системы было характерно наличие перегородок и барьеров между ведомствами, организациями, между наукой,
7
конструкторским делом, всё
это, в свою очередь, было отделено от производства.
Сущность административной системы управления составляли три
элемента: жёсткие административно-директивные
задания, централизованная система
материально-технического снабжения, строгая регламентация деятельности предприятий и организаций.
Руководство хозяйством в
целом, каждой его отраслью и каждыми
предприятием, крупным или небольшим, осуществлялось преимущественно административными
методами с помощью, прежде всего
адресных директивных заданий.
Командно-приказная форма
управления отчуждала людей и
от самого труда, и от его результатов, превращала общественную собственность
едва ли не в ничейную.
Этот механизм, эта система персонифицировались в лице людей, проводящих её.
Бюрократический аппарат всячески поддерживал такую систему, которая позволяла его представлениям занимать выгодные должности, быть «наверху», не взирая на фактическое положение дел в народном хозяйстве.
Негативная направленность процессов усиливалась по мере того, как старела и утрачивала остатки
своего потенциала команда Л.И. Брежнева. К середине 80-х годов сформировался
механизм «торможения», не позволявший
ответить на вызов НТР и заблокировавший
экономический и социальный прогресс.
Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС провозгласил новую стратегию – ускорение социально-экономического развития страны.
8
2. Цели перестройки.
К середине 80-х годов назревавшая
необходимость перемен была понятна
многим в стране. Поэтому предложенная в тех условиях М.С. Горбачевым «перестройка»
нашла живой отклик во всех слоях
советского общества.
Если говорить коротко, то «перестройка” означала: создание эффективного механизма ускорения
социально – экономического развития общества; всестороннее развитие демократии укрепление дисциплины и порядка
уважение к ценности и достоинству
личности; отказ от командования и
администрирования, поощрение новаторства; решительный поворот к науке, соединение научно- технических достижений с экономикой и многое другое3.
Ключевыми фразами политического
лексикона Горбачева стали: повернуть
экономику к человеку, создать
достойные условия труда и
жизни советских людей, переориентировать
экономику на социальные нужды народа, сделать все для социального
развития села, создать нормальные условия жизни для сельского
труженика, повысит жизненный уровень
большей части населения, обеспечить каждую семью квартирой или домом
к 2000г., заботиться о ветеранах войны
и труда, сократить управленческие расходы, установить полнокровный социалистический рынок, создать правовое социалистическое государство, обновить национальную политику и решить много других задач.
Демократизация пронизывает
все сферы общества.
В сфере
политики она предполагает изменение
самого механизма власти, переход
от иерархического управления обществом «для трудящихся» через сравнительно узкий правящий слой к самоуправлению трудящихся.
В сфере экономики демократизация направлена на решительное изменение механизма реализации общественной и личной собственности, с тем, чтобы
9
трудовые коллективы и
все трудящиеся получили реальные прерогативы
хозяев общественного производства и возможность проявлять индивидуальную трудовую инициативу4.
В социальной сфере суть демократизации состоит в преодолении
«остаточного принципа» выделения
средств на социальное развитие, Коренное изменение механизма распределения
национального дохода, устранение из этого механизма элитарно-технократических элементов. В культуре демократизация предполагает восстановление и развитие свободы творчества и информации. В нравственной сфере демократизация направлена на восстановление уважения к социалистической личности, к социальной справедливости.
Таким образом, демократизация является гигантским общественным процессом, реализующим основную стратегическую цель перестройки – освобождение и реализация творческой энергии
и творческой инициативы трудящихся масс, каждого труженика для ускорения
социально-экономического развития страны и достижения нового качества жизни.
10
3. Основные реформы, проведенные в ходе перестройки.
1) Антиалкогольная реформа.
Изначальная задумка реформы
была весьма положительной — уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий этом направлении антиалкогольная кампания привела к таким результатам5:
- Антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на «пьяных» деньгах. Казна же стремительно пустела.
- Вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР (Грузия и т.д.).
- Рост наркомании, токсикомании, самогоноварения.
- Много миллиардные убытки бюджета.
2)
Реформа избирательной
системы. Первый и второй съезды.
Первым конкретным шагом
на пути политической реформы стали
решения внеочередной двенадцатой
сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября — 1 декабря 1988 г.
Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными
11
функциями, а также изменение
избирательной системы, прежде всего
введение выборов на альтернативной основе.
1989 год стал годом радикальных
изменений, особенно в политической
структуре общества.
Состоявшимся
в 1989 году выборам народных
депутатов СССР (март — май) предшествовала
невиданная в нашей стране
избирательная кампания, начавшаяся
еще на исходе 1988 г.
Возможность
выдвижения нескольких альтернативных
кандидатов (на 2250 депутатских мест
было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то
давала советским гражданам действительно
выбирать одного из нескольких6.
Источник: http://referat911.ru/Istoriya/osnovnye-jetapy-formirovaniya-politiki-perestrojki/139091-2100133-place1.html
Перестройка в СССР (1985-1991) и ее результаты
Tavol
При подготовке данной темы основное внимание следует уделить рассмотрению причин перехода нового руководства страны к реформам, анализу явных и скрытых целей перестройки.
Затем необходимо рассмотреть основные мероприятия перестройки в социально-экономической сфере и во внешней политике.
В заключение надо подвести итоги и ответить на вопрос: каково соотношение провозглашенных целей и результатов перестройки?
Перестройка: причины и цели. Причины перестройки, т. е. перехода нового руководства страны к политике реформ:
- общий структурный кризис в советской экономике из-за неэффективности командно-административной системы;
- субъективный фактор — осознание новым руководством страны во главе с М. С. Горбачевым необходимости проведения реформ.
Среди ученых существует два варианта оценки целей и намерений Горбачева и его окружения:
- целью перестройки было реформирование экономики страны в рамках советской социалистической модели развития, чтобы не допустить увеличения отставания СССР от стран Запада. Однако из-за допущенных просчетов и неумелого руководства реформаторские процессы вышли из-под контроля и привели к тяжелейшему экономическому и политическому кризису и распаду СССР;
- целью перестройки было сознательное разрушение социалистического общественного строя. Горбачев выполнял социальный заказ партноменклатуры, желавшей превратиться из управляющих государственной собственностью в ее полноправных собственников. Эти цели были во многом достигнуты.
Основные мероприятия перестройки.
Мероприятия в социально-экономической сфере:
- апрель 1985 г. — на пленуме ЦК КПСС провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития»: быстрое внедрение достижений НТР, рост производительности труда за счет повышения материальной заинтересованности работников, борьба с уравниловкой, закупка передового оборудования за рубежом, увеличение капиталовложений в производство потребительских товаров, улучшение качества продукции за счет введения госприемки. Итоги: попытка реформировать экономику, не затрагивая основ командно-административной системы, провалилась во многом из-за неумелого руководства и бюрократизма. Например, введение госприемки привело только к росту бюрократического аппарата, закупаемое оборудование часто простаивало из-за отсутствия квалифицированных кадров и т. д.;
- май 1985 г. — начало антиалкогольной кампании, подорвавшей финансовую устойчивость экономики СССР;
- 1987 г. — начало экономической реформы. В ее разработке участвовали видные экономисты — Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.Г. Бунич и др. Предусматривалось расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования, постепенное возрождение частного сектора в экономике, отказ от монополии внешней торговли, интеграция в мировой рынок, сокращение числа министерств и ведомств, упорядочение их деятельности, развитие арендных отношений на селе;
Источник: https://gl-lib.ru/history/istoriia-rossii-v-20-21-v/perestrojka-v-sssr-1985-1991-i-ee-rezultaty
Предпосылки и начало перестройки
В конце 70-х годов в советском обществе назревал серьезный социально-экономический кризис. Из-за своего преклонного возраста и хронических болезней, Л. И. Брежнев уже не мог руководить государством.
Свои полномочия он делегировал министрам, которые по собственному усмотрению осуществляли государственную политику. Общество все больше ощущало отсталость СССР от стран Запада, но, к сожалению, в государстве не было лидера, который мог бы инициировать реформы.
Основными причинами являются:
- — Централизация власти в руках Партии;
- — Как следствие, цензура на информацию, отсутствие гласности;
- — Низкая конкурентоспособность советских товаров на мировом рынке, низкая производительность труда;
- — Дефицит товаров на рынке.
В середине 80- х годов пост Генерального Секретаря СССР занял Михаил Горбачев, который в отличие от своих предшественников Черненко и Андропова, не побоялся начать масштабную реформаторскую деятельность.
Начало перестройки
В 1985 году новый лидер Советского государства огласил курс своей политики, который был направлен на полное обновление общества. Проведение реформ требовало поддержки населения, для этого Горбачев существенно смягчил цензуру, контроль над средствами массовой информации, разрешил критиковать действия власти.
Первым шагом к реформации государственной жизни была попытка переустройства экономики с плановой на рыночную. Непоследовательность проведения экономической реформы повлекла за собой тяжелый кризис: дефицит, инфляция, отсутствие рабочих мест стали неотъемлемым атрибутом жизни советского народа.
Изменения коснулись и политического устройства советского государства. Впервые в истории страны состоялась фактическая передача власти от государственных исполнительных органов выборному парламенту Верховному Совету СССР.
В период перестройки правительство СССР полностью поменяло приоритеты внешней политики. М. Горбачев и его ближайшие соратники понимали, что без заимствования опыта европейских капиталистических стран, обновить и осовременить государственный социализм им не удастся.
С официальным визитом М. Горбачев посетил ряд стран Западной Европы и США. В результате восстановления диалога с демократическими государствами, закончился период геополитической конфронтации социалистического СССР и капиталистического Западного мира, начавшийся по окончанию Второй Мировой войны.
В 1989 году М. Горбачев инициировал вывод советских войск из республики Афганистан, что можно расценивать как компромиссный шаг для сближения с Западом. По окончанию холодной войны произошло соединение ФРГ и ГДР, которые долгие десятилетия враждовали между собой.
Историческое значение и итоги периода перестройки
М. Горбачев, инициировав коренные изменения в системе государственной власти, проигнорировал историческую закономерность: существование любой империи возможно только в условиях жесткого деспотического режима.
Период перестройки, который начался с лозунгов социально политического обновления, закончился предоставлением союзным республикам права собственных политических решений, что неизбежно вело к распаду Советского Союза и краху коммунистических идей.
Но все же, перестройка была необходима советскому обществу, она вывела его на более высокий уровень экономического и социального развития.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Внешняя политика СССР 60-х — 80-х годов: отношения с соц- и капстранами
Следующая тема: Экономические реформы в 1985-1991 годов: от плановой экономики — к рыночной
Источник: http://www.nado5.ru/e-book/predposylki-i-nachalo-perestroiki