Молдавия: население, история, экономика и государственное устройство
Официальное название — Республика Молдова (Republica Moldova, Republic of Moldova). Расположена в юго-восточной части Европы. Площадь 33,8 тыс. км2, численность населения 3,6 млн чел. (2002, 4,2 млн чел.
с данными по территории Левобережья реки Днестр и г. Бендеры). Государственный язык — молдавский, латинская письменность. Столица — г. Кишинёв (662 тыс. чел., 2002). Государственный праздник — День независимости 27 августа (с 1991).
Денежная единица — молдавский лей.
Член ООН (с 1992), СНГ (с 1992), Черноморского экономического сотрудничества (с 1992), ОБСЕ (с 1993), Совета Европы (с 1995), ВТО (с 2001) и др.
Достопримечательности Молдавии
Подземные галереи КриковаПарк «Штефан чел Маре» (Кишинев)Монастырь ЦыповаКрепость СорокаВинный комплекс Milestii Mici
География Молдавии
Расположена между 26°40 ’ и 36°40 ’ восточной долготы и 45°28 ’и 48°28 ’северной широты. Не имеет выхода к морю, береговая линия 0,7 км устья реки Дунай. На востоке, севере и юге граничит с Украиной, на западе с Румынией.
Ландшафт: в центре и на севере — холмистая степь Кодру, на юге — равнина (Буджатская). Самая высокая точка страны — возвышенность Бэлэнешть (429 м). Главные реки (км): Прут (695), Днестр (630), Рэут (286, протяжённость по территории). Озёра (км2): Белеу (6,26), Бык (3,72), Драчеле (2,65). Почвы: преобладает чернозёмная (80%), подзолистая.
Растительный и животный мир: флора представлена ок. 1870 видами растений. Лесной покров сохранился почти на 11% территории. Существуют заповедные зоны, наиболее крупный заповедник «Кодры». В лесах встречаются: бук, дуб, клён, липа, ясень, черешня и др. Фауна представлена 68 видами млекопитающих (лиса, кабан, косуля, барсук, олень, заяц и др.
) и 270видами птиц (серая утка, серая куропатка, серый гусь, перепел, фазан и др.). В реках и озёрах обитает много видов рыб. Редкие и исчезающие виды фауны (норка, лесная куница, дрофа, цапля и др.) находятся под охраной государства. К природным ресурсам относятся лигниты, гипс, фосфориты. Главное богатство — плодородная пахотная земля.
Климат умеренно континентальный, с мягкой зимой (средняя температура января –4°C) и тёплым летом (средняя температура июля +23,7°C).
Население Молдавии
Плотность населения 125,7 чел. на 1 км2.
Численность населения (включая население Левобережья) в 1991—2002 сократилась с 4357 тыс. до 4251,7 тыс. чел. В Молдавии (без Левобережья) за 2000—02 население уменьшилось с 3635 тыс. до 3618 тыс. чел.
В 2002 коэффициент естественного прироста населения на 1000 жителей отрицательный –1,7 (+6 в 1991). Средняя продолжительность жизни 67 лет (2002). Численность по возрастным группам: 0—14 лет — 866 тыс. чел., 15—64 года — 2437 тыс. чел.
, 65 лет и старше — 341 тыс. чел. (на нач. 2000, включая жителей Левобережья).
Экономически активное население к 2003 1579 тыс. чел. (43,5% жителей Молдавии), в т.ч. 797 тыс. женщин (50,5%). В сельском, лесном и рыбном хозяйстве трудилось 765 тыс. чел. (53%). Каждый третий житель занят в сельском хозяйстве (41,4%), в промышленности — 13,5, в сфере услуг — 35,1%.
Наибольшая доля востребованных граждан со средним специальным образованием — 28,2%, со средним образованием — 21,3, с неполным средним образованием — 18,8, с высшим образованием — 14,2%.
Согласно пенсионной реформе (декабрь 1998) возраст выхода на пенсию в 1999—2008 увеличивается каждый год на 6 мес. — для женщин с 55 до 60 лет, для мужчин — с 60 до 65 лет. В 2003 временно (на 5 лет) приостановлено действие этого механизма, пенсионный возраст для женщин достиг 57 лет, для мужчин — 62 лет.
По переписи (1989) проживают 2795 тыс. молдаван (64,5%), 600 тыс. украинцев (13,8%), 562 тыс. русских (13%), гагаузы (3,5%), болгары (2%), евреи (1,1%), другие национальности (2,1%). Новая перепись населения назначена на апрель 2004.
Языки: молдавский, русский — язык межнационального общения, гагаузский.
Религия представлена православием. Ортодоксальная церковь охватывает 95% православных христиан. Существуют 18 конфессий.
История Молдавии
Территория была заселена с эпохи палеолита. Археологические раскопки свидетельствуют: люди здесь жили ещё 7000 лет до н.э. Много веков из-за важного местоположения территория как мост через Европу и Азию служила ареной многих войн римлян, гуннов, татар, турок, немцев и других народов. В 13 в. территория между Карпатами и Чёрным морем стала частью Монгольской империи.
Как независимое государство «Земля молдавская» датируется первым документом в 1359, упоминание об этнической народности «молдаване» появилось в 1391. В войнах с турками, янычарами, венгерскими и польскими королевскими войсками, с войсками Крымского хана завоеван суверенитет Молдавии. В 16 в.
она была покорена Османской империей, под турецким игом, ведя освободительную борьбу, находилась почти 300 лет. В 1812 по условиям Бухарестского мира после русско-турецкой войны (1806—12) восточная часть Молдавии отошла к царской России, получив название Бессарабия, стала обособленным от Молдавского княжества географическим образованием.
В январе 1918 была провозглашена советская власть, 27 марта 1918 Румыния присоединила к себе российскую часть Молдавии. Советский Союз не признал этого захвата.
В 1924 образуется Автономная Молдавская республика в составе советской Украины. В 1940 Бессарабия присоединена к СССР и провозглашена Молдавская ССР. В неё вошли 9 бессарабских уездов и 6 районов Левобережья Днестра.
В 1989 началось движение за национальную независимость, и в 1990 провозглашен суверенитет республики, c 27 августа 1991 — независимая Республика Молдова. В 1992 короткая гражданская война на межнациональной почве между правым и левым берегами Днестра закончилась расколом территории.
Левобережье провозгласило себя автономным государством — Приднестровской Молдавской Республикой (1994, не признана другими странами).
В апреле 2003 после 11 лет безуспешного переговорного процесса о статусе ПМР при участии посредников (ОБСЕ, Российской Федерации, Украины) стороны согласились с проектом ОБСЕ о федерализации страны и сразу приступили к разработке новой Конституции Федеративной Республики Молдова. Референдум по принятию новой Конституции — в 2004, выборы федеральных органов власти — в 2005.
Государственное устройство и политическая система Молдавии
Молдавия — суверенное и независимое, неделимое, демократическое, правовое государство с республиканской парламентской формой правления. Молдавия фактически стала парламентской республикой с 2000, внеочередные выборы в парламент в соответствии с этой поправкой в Конституции прошли 25 февраля 2001. Действует Конституция 1994.
До 1998 территория Молдавии делилась на 40 районов, по реформе 1998 — на 10 уездов и автономно-территориальное образование (АТО) Гагаузия. В 2002 принят новый закон об административно-территориальном устройстве, прошедший экспертизу Совета Европы.
Молдавия возвратилась к существовавшему до 1998 районному делению территории: на 32 района, 60 городов, 912 сел, АТО Гагаузия с 32 населенными пунктами (в непризнанной ПМР 147 населённых пунктов).
Наиболее крупные города — Кишинёв, Белцы, Бендеры, Комрат, Тирасполь.
Глава государства — президент, 4 апреля 2001 на этот пост избран В. Воронин. Высший орган законодательной власти — однопалатный парламент. Председатель парламента — Евгения Остапчук. Высший орган исполнительной власти — правительство, премьер-министр — В. Тарлев.
Источник: http://materiki.ru/moldaviya-naselenie-istoriya-ekonomika-i-gosudarstvennoe-ustrojstvo/
Экономика Молдавии
Молдавия находится в стадии перехода к рыночному хозяйству. Развитие экономики характеризуют следующие показатели.
В 2002 достигнут относительный рост во всех секторах экономики: объём ВВП 1623,8 млн долл., ВВП на душу населения 448 долл., инфляция 4,4%, среднемесячная заработная плата 691,9 лея, или 51 долл. США.
Молдавия — аграрно-индустриальная страна. В структуре ВВП (2001) преобладает тенденция, присущая переходной экономике, с устойчивым ростом доли сферы услуг — до 55% (35% в 1999).
Доля аграрного сектора — 22,7%, промышленности — 16,3% (в 1995 25%), строительства — 3%.
Приоритетная отрасль экономики — агропромышленный комплекс, базирующийся на переработке сельскохозяйственного сырья и производстве пищевых продуктов, напитков. Самая значимая отрасль — винодельческая.
Здесь сосредоточен наибольший экспортный потенциал: 25% общего объёма экспорта, 8% доходов государственного бюджета, 9% ВВП. Важные отрасли промышленности — сахарная и табачная.
Доля энергетического комплекса в промышленном производстве 23% (2000), машиностроения — 6%, лёгкой промышленности — 3%, промышленности стройматериалов — 3%, лесной и деревообрабатывающей — 2%, химической промышленности —1%.
Сельское хозяйство — стратегическая отрасль молдавской экономики. 2/3 сельскохозяйственного производства — продукция земледелия. Возделываются пшеница, сахарная свёкла, табак, соя, картофель, овощи, виноград. В валовом объёме сельскохозяйственной продукции продукция растениеводства 70%, в т.ч.
зерновые культуры 31%, виноград 10%, картофель 7%, подсолнечник и овощи по 5%; доля животноводческой продукции 30% (2002). Разводятся: крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, домашняя птица. Культивируются пчеловодство, рыболовство. Традиционно наиболее продуктивная отрасль — виноградарство. М.
— одна из признанных стран — производителей винодельческой продукции.
В 2002 доля частного сектора в производстве сельскохозяйственной продукции 71%. Собрано 1402 тыс. т зерновых культур, сахарной свёклы 1116 тыс. т, табака 12 тыс. т, винограда 660 тыс. т. Объём животноводческой продукции — 126 тыс. т (в живом весе).
Земельный фонд (на 1 января 2002) 3384 млн га, в т.ч. в государственной собственности 772 тыс. га (22,8%), в собственности административно-территориальных образований 742,2 тыс. га (21,9%), в частной собственности 1869 тыс. га (55,3%). В земельном фонде 75% — земли сельскохозяйственного назначения.
М. имеет развитую транспортную систему. Длина автомобильных дорог 9,5 тыс. км (2002). Длина железных дорог 1150 км, внутренние водные судоходные пути 0,6 тыс. км. Железнодорожный транспорт представлен монопольным предприятием «Молдавская железная дорога».
В 2002 объём грузовых перевозок 16,5 млн т, уменьшился в 4 раза по сравнению с 1992 (67 млн т), а объём пассажирских перевозок сократился соответственно с 658,6 млн до 281 млн чел. Общее состояние сети автомобильных дорог не отвечает международному уровню. Воздушный транспорт обслуживают 4 государственные, 6 зарубежных и 15 частных авиакомпаний.
В 2002 Кишинёвским международным аэропортом перевезено 296,4 тыс. пассажиров. Связь представлена телекоммуникационной компанией АО «Молдтелеком» с 3 операторами мобильной связи.
Для М. характерна крайне низкая платёжеспособность населения. В 2002 объём розничной торговли 10,1 млрд леев (18,4% дореформенного уровня).
Предприятия сферы бытового обслуживания предоставили населению в 2002 объём услуг на сумму 3,98 млрд леев, их рост на 11,4% по сравнению с 2001 достигнут в основном за счёт повышения цен и тарифов на услуги. За 1992—2003 объём услуг сократился более чем в 5 раз.
Туристическая деятельность в М. регламентируется Законом о туризме (2000). Её осуществляет Национальное агентство по туризму при Правительстве Республики Молдовы.
В 1991 М. провозгласила курс на экономическую реформу.
Рыночные преобразования проходили в условиях тяжелейшего кризиса, вызванного потрясениями от разрыва экономических связей с СССР, ценовым шоком в 1992 (ежемесячная инфляция 1200%, спад производства 30%, реальные доходы упали на 54%), военным конфликтом в Приднестровье, который разрушил единый территориальный и хозяйственный комплекс страны.
В 1993—2002 М. прошла несколько этапов рыночных преобразований. В основу реформирования экономики положены жёсткие принципы монетаризма, рекомендации и программы МВФ, ориентация скорее на обеспечение макроэкономической стабильности, нежели на развитие реального сектора экономики.
Главные усилия на первом этапе (1992—95) направлялись на подавление галопирующей инфляции, сокращение дефицита государственного бюджета, создание рыночных структур.
В 1993 введена национальная валюта — лей, создана двухуровневая банковская система (Национальный банк Молдовы (НБМ) и 22 коммерческих банка), началась массовая приватизация на боны народного достояния. По итогам двух программ приватизации (1993—94 и 1995—96) приватизированы 2235 предприятий, в приватизации участвовали 3,1 млн чел.
, 90% граждан стали владельцами бонов народного достояния. В аграрном секторе реорганизовано 48% сельскохозяйственных предприятий. Задачи следующего этапа реформ (1996—98): достижение макроэкономической стабилизации и роста экономики, денежная приватизация государственной собственности.
Процессы преобразований носили непостоянный и противоречивый характер, что подтверждает эволюция ВВП: резкий спад до 30,9% в 1994 по сравнению с 1993, относительно медленный спад — от 1,4 до 3,4% в 1995—99, в 1997 впервые ВВП увеличился на 1,6%. С завершением в 1998 третьей программы приватизации в экономике доминирует частный сектор (55% в ВВП).
Общая депрессивность экономики в 1999 достигла своего пика: спад производства в промышленности — 9% (по сравнению с 1998), годовая инфляция — 43,7%. Из-за дефицита собственных средств на преобразования в экономике возросла зависимость М. от внешнего финансирования, хронический характер приобрела проблема погашения внешнего долга.
Один из главных тормозов развития экономики — энергетический комплекс. В 1999 начался процесс его разгосударствления. В счёт огромных долгов за российский газ приватизация молдавского АО «Молдовогаз» завершилась передачей контрольного пакета акций РАО «Газпром РФ». Внешний долг за российский газ 1137 млн долл.
США (март 2003), в т.ч. 276 млн долл. США долг Приднестровья. В аграрной сфере к 2003 завершена программа «Земля», финансируемая Всемирным банком: создано 546,8 тыс. крестьянских хозяйств, 1152 АО, 1124 ООО, 225 ассоциаций крестьянских хозяйств, 64 кооператива, 4 колхоза; насчитывалось 1117 тыс. собственников земли.
Динамика отечественных инвестиций вплоть до 2001 снижалась: в 1998 на 25%, в 2000 на 15%. Общий объём иностранных инвестиций в 1994—2002 достиг чуть более 400 млн долл. США, на душу населения — 170 долл. США.
Придя к власти в 2001, партия коммунистов вынуждена была признать: за период реформ (1992— 2000) объём ВВП сократился в 3 раза, фактически произошла деиндустриализация страны, удельный вес промышленности в создании ВВП уменьшился более чем в 2 раза, после 1995 доля промышленности в ВВП стала меньше доли сельского хозяйства, которое в своём развитии отброшено на 35—40 лет назад, реальные доходы населения сократились почти в 10 раз. В 2001—02 структурные реформы продолжились на принципиально новой основе модифицированного законодательства и ряда принятых программ, направленных на усиление государственного регулирования экономикой. В социальной сфере с 2003 началась реализация международного проекта по преодолению бедности в РМ.
Главная цель кредитно-денежной политики, проводимой НБМ, — поддержание стабильности национальной валюты, создание и регулирование денежного и кредитного рынков. Объём кредитов в национальной экономике в 1994—2002 увеличился в 6,2 раза, деньги в обращении — в 6,6 раза.
В 2001 банковские активы 5993,5 млн леев, кредиты в экономику 3154,8 млн леев, деньги в обращении — 1834,2 млн леев. Динамика кредитов в реальный сектор экономики неблагоприятна. Соотношение кредитов к объёму ВВП уменьшилось с 7,2% в 1995 до 4,5% в 2001.
Вместе с тем спрос на кредиты в реальном секторе экономики поддерживался снижением уровня процентной ставки за кредит — с 377% в 1994 до 11,5% в 2003.
НБМ проводит политику свободно плавающего курса национальной валюты. Цели валютной политики: укрепление национальной валюты и аккумулирование валютных резервов страны (в 1994—2002 лей обесценился более чем в 3 раза). НБМ контролирует репатриацию валютной выручки, её свободная продажа поддерживает валютные резервы (250,2 млн долл. США на 1 апреля 2003).
Цель финансовой политики — достижение сбалансированного государственного бюджета, сокращение его дефицита, уменьшение долгового бремени.
В 2002 доходная часть бюджета утверждена в сумме 3593,4 млн леев, расходная — 3973,4 млн леев, дефицит — 380 млн леев. В 1990-е гг. уровень бюджетного дефицита постепенно сокращался с 10,3% ВВП в 1996 до 6% ВВП в 1997, достигнув в 2002 0,5% ВВП.
Общая сумма доходов государственного бюджета на 57% сформирована за счёт косвенных налогов и на 21% за счёт прямых налогов.
Важный резерв увеличения доходной части бюджета — сокращение доли теневой экономики, в 2002 она достигла 34% ВВП.
В М. с 90-х гг. сохраняется острая социальная проблема — низкие доходы граждан, нищета и бедность. В 2002 средняя месячная заработная плата 691,9 лея (51 долл.), минимальная потребительская корзина 1134 лея (83 долл.). Денежные доходы на душу населения в 2002 — 321,6 лея (23 долл.
), средняя пенсия 160 леев (11,4 долл.). Сдержанными темпами росли сбережения молдавских граждан. Общая сумма вкладов в леях на конец 2002 — 708 тыс. леев, в расчёте на душу населения размер вкладов 195,7 лея.
Сохраняется огромная дифференциация доходов богатых и бедных слоёв населения, в 2003 это соотношение — 10,4:1. Издержки трансформации привели к росту безработицы. К 2003 насчитывалось 140 тыс. безработных. В поисках работы возник массовый выезд граждан за рубеж.
Поступления денег молдавских гастарбайтеров в М. через банковскую систему в 2002 достигли 270 млн долл. США.
В 1994 была либерализована внешняя торговля, в 1995 отменены все ограничения на экспорт-импорт. По условиям вступления в ВТО действующие в М. таможенные пошлины — от 0 до 15%, средняя тарифная ставка 6,75%.
Экономика чрезвычайно зависима от внешних связей. Почти полностью зависит от импорта энергоносителей, прежде всего из РФ. Из-за узости внутреннего рынка более 1/2 производимой продукции экспортируется. Объём внешней торговли в 1994—97 вырос со 1224 млн до 2127 млн долл. США.
При опережающих темпах роста импорта возникла серьёзная проблема отрицательного сальдо торгового баланса (348 млн долл. США в 1997). В 1998 резкое снижение объёма товарооборота до 1675 млн долл. США связано с сокращением экспорта в РФ из-за финансового кризиса в РФ. В 2002 объём внешней торговли — 1718 млн долл. США, экспорт 666 млн долл.
США, импорт 1052 млн долл. США, сальдо отрицательное — 386 млн долл. США.
Структура экспорта и импорта за годы реформ сохранилась без особых изменений. В экспорте — львиная доля пищевых продуктов, напитков, табака — 68% (2002), доля текстиля — 16%, кожи и изделий из нее — 3,6%.
В импорте преобладает доля энергетических ресурсов — 22,8%, доля машин, аппаратов, электрооборудования — 14%, химической продукции — 11,2%. Основное место в экспорте занимает рынок стран СНГ — 54,4% (2002), рынок ЕС — 22,3%, рынок ЦВЕ — 13,8%, в импорте доля стран СНГ — 40,2%, ЦВЕ — 23,8, ЕС — 25,1%.
Приоритетное направление — торговля с РФ, её доля в молдавском экспорте — 37,1%, в импорте — 15,3%.
Источник: https://ru-world.net/moldaviya-ekonomika/
Экономика Молдовы
Замечание 1
Экономика Молдавской ССР была очень интегрирована с экономикой всего Советского Союза. Молдавия получала энергоносители, сырье для машиностроения и легкой промышленности. Продукция пищевой промышленности шла на внутрисоюзный рынок и на экспорт.
Молдавия производила большое количество соков и вин. Их низкая себестоимость способствовала развитию АПК республики. Машиностроение ориентировалось на потребности сельского хозяйства.
Производились сельхозмашины для садов и огородов, оборудование для предприятий пищевой промышленности.
Наиболее высокая концентрация предприятий пищевой промышленности сложилась на юго-востоке республики, в городах:
- Тирасполь,
- Бендеры,
- Каушаны,
- Калараш.
Крупные заводы были построены в Кишиневе, Кагуле, Унгенах.
На привозном металле работали машиностроительные заводы Кишинева, Тирасполя, Бендер, Бельцев.
Промышленность строительных материалов базировалась на собственных ресурсах. Наиболее крупные предприятия были построены в Кишиневе, Рыбнице, Тирасполе, Бельцах, Кагуле.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Энергетика Молдавии была представлена ТЭС в Кишиневе, Тирасполе. Бельцах, Дубоссарской ГЭС, Молдавской ГРЭС в Днестровске.
С распадом СССР ситуация в экономике Молдовы ухудшилась. Сегодня Молдова – аграрно-индустриальная страна. Ее экономика базируется на сельском хозяйстве.
Из-за отсутствия прямых границ с Россией, появились сложности в обеспечении предприятий Молдовы многими видами сырья. Машиностроение пришло в упадок. Россия ввела существенные ограничения на ввоз молдавских вин, соков, плодовых консервов. Это существенно уменьшило доходы республики.
Сейчас ведется поиск торговых партнеров в Европе.
Сельское хозяйство Молдовы
Сельское хозяйство Молдовы – это основа экономики страны. Благодаря благоприятным природным условиям, сельскохозяйственная продукция отличается низкой себестоимостью и высокой конкурентоспособностью на мировом рынке.
Выращиваются зерновые культуры (пшеница, кукуруза), масличные (подсолнечник), табак, виноград. Большие площади занимают сады (особенно яблоневые) и ягодники.
В животноводстве ведущая роль принадлежит молочно-мясному скотоводству. Традиционной отраслью является овцеводство. На севере страны развито свиноводство.
Международные связи
После распада Советского Союза были разрушены сложившиеся экономические связи. Это привело к кризисным явлениям в экономике Молдовы. Но руководству страны удалось сохранить отношения с Россией.
В начале этого десятилетия Молдова активно начинает сотрудничать со странами Евросоюза. Молдова стала ассоциативным членом ЕС. Правда, это осложнило отношения между Молдовой и Россией.
Были существенно снижены объемы экспорта в Россию молдавских вин и соков.
Сегодня основными импортерами молдавской продукции являются страны Евросоюза ($54$% товаров), Украина (около $19$%), Россия (примерно $8$%), Беларусь и Турция (примерно по $5$%).
Расширяется сотрудничество с Румынией в сфере энергетики. Традиционными являются связи Молдовы с Украиной в области культуры и искусства.
Главным препятствием на пути расширения международных связей является неразрешенный конфликт в Приднестровье.
Проблемы и перспективы развития Молдовы
Замечание 2
Главная проблема для Молдовы сегодня – преодоление политического кризиса. Нестабильность политической жизни (частая смена правящих партий) ведет к нестабильному политическому и экономическому курсам. Отсутствие собственных энергоресурсов делает экономику Молдовы зависимой от других стран.
Перспективы развития страны заключаются в обеспечении энергетической независимости Молдовы за счет поиска нетрадиционных видов энергии (солнечная, ветровая, отходы сельского хозяйства).
Перевооружение сельского хозяйства и превращение его в высокотоварное производство позволит Молдове занять надлежащее место на европейском и мировом рынках.
Создание рабочих мест внутри страны позволит укрепить экономику Молдовы и благосостояние народа.
Источник: https://spravochnick.ru/geografiya/strany_byvshego_sssr/ekonomika_moldovy/
7 фактов об экономике Молдавии
Прошедшие в конце ноября выборы в парламент Молдавии продемонстрировали, что сторонников интеграции с Европейским союзом в стране не так уж и много.
И хоть сторонники развития страны «по направлению» к России продемонстрировали убедительные результаты, власть может ускользнуть у них из-под носа.
Ожесточенная политическая борьба, от результатов которой зависит внешнеполитический курс развития страны, может вылиться в полноценный политический кризис, если в скором времени сторонам не удастся договориться.
Факт №1
Доля теневой экономики Молдавии составляет 24,6% ВВП и неуклонно растет. Столь высокий показатель во многом обеспечен увеличением продукции домашних хозяйств для собственного конечного потребления на 1,7% с 6,1% до 7,8%.
.
Факт №2
Экономика Молдавии занимает пятую строчку среди стран, зависящих от денежных переводов гастарбайтеров.
По данным Национального банка, за первые десять месяцев общий объем денежных переводов составил более $1,4 млрд.
Факт №3
В Молдавии самая коррумпированная система в мире. Об этом говорится в докладе о глобальной конкурентоспособности за 2014 г., который был подготовлен Всемирным экономическим форумом.
Молдавия занимает последнее место из 144 стран в мировом рейтинге по уровню коррупции в судебной системе.
Согласно экспертным оценкам главная проблема страны — высокий уровень «нелегальных вознаграждений и взяток в целях получения выгодных судебных решений».
Факт №4
Доля сельского хозяйства в структуре ВВП Молдавии составляет 28% — один из самых высоких уровней в Европе. Необходимо отметить, что основная часть населения занята именно в этой сфере – 45,7%.
При этом промышленность составляет лишь 20% в структуре ВВП, тогда как на сферу услуг приходится более половины ВВП (52%).
Именно поэтому Молдавия оказалась одной из стран, по которой сильнее всего ударило введение Россией ответных санкций против ЕС.
Факт №5
Эксперты называют ситуацию в Молдавии катастрофической, так как свыше 80% продукции этой отрасли шло на российские рынки. Из-за эмбарго консервщики уже потеряли 200 млн леев (свыше $13 млн). Владельцы заводов грозятся закрыть предприятия, оставив без работы около 4 тыс. человек.В трудном положении оказались и садоводы.
В прежние годы до 90% молдавских яблок шло на российские рынки. В этом году Молдавию ждет рекордный урожай – до 300 тыс. тонн яблок, но реализовать его в полном объеме, считают эксперты, будет практически невозможно.
Правительство Молдавии ищет выход из ситуации. На закупку яблок выделено $1,5 млн из резервного фонда.
Этими фруктами будут кормить школьников, воспитанников детских домов, солдат Национальной армии. Фермерам обещают компенсировать каждый килограмм испорченных фруктов и субсидировать модернизацию производства. Им вернут до 75% стоимости линий по сортировке и упаковке товара.
Всего на компенсации аграриям правительство решило выделить 143 млн леев (свыше $10 млн). Механизм покрытия убытков уже утвержден.
Факт №6
Молдавия — это страна массовой трудовой миграции. По данным Международной организации по миграции (МОМ), более 320 тыс. граждан Молдавии вынуждены искать работу за пределами страны, причем около 60% из них находят рабочие места в России, 18% — в Италии.
Необходимо отметить, что значительная часть мигрантов не возвращается на родину и остается жить за рубежом, всеми возможными путями стремясь получить вид на жительство. В результате этого процесса демографическая ситуация в Молдавии стремительно ухудшается.
Факт №7
2013 г. стал лучшим для экономики Молдавии, рост ВВП составил рекордные 8,9% и достиг отметки $7,4 млрд. Показатель роста ВВП существенно превысил прогнозы экономических аналитиков и МВФ, которые ожидали в 2013 г. рост на уровне 5,5%. На 2014 г. эксперты Всемирного банка прогнозируют рост ВВП Молдавии на уровне 3,8%, в то время как правительство республики ожидает его на уровне 4%.
Источник: https://www.vestifinance.ru/articles/50190
Экономический потенциал и экономическое развитие независимой Молдовы
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10
Заказать написание работы
41.Экономический потенциал и экономическое развитие независимой Молдовы.
Климат Молдавии способствует сельскому хозяйству. В стране нет месторождений минеральных ресурсов, в связи с чем экономика страны основана на сельском хозяйстве. Практически все энергетические ресурсы приходится импортировать.
По некоторым оценкам (справочник ЦРУ США) до 25 % рабочей силы Молдавии трудится за границей.
Экспорт — 1,6 млрд долл (в 2008) — продовольственные товары, текстиль.
Основные импортеры — Россия (29%), Румыния (15%), Италия (10%).
Импорт — 4,9 млрд долл (в 2008) — минеральное сырьё и топливо, машины и оборудование, химикаты, текстиль.
Основные экспортеры — Россия (21%), Румыния (16%), Украина (15%).
В Молдавии 174 винзавода.
Публичный национальный бюджет 2008 года:
Доходы составили 23 млрд 488 млн леев.
Расходы составили 26 млрд леев.
Дефицит — 2 млрд 512 млн леев.
Валютные резервы Национального банка Молдавии в 2012 году составили 2,107 млрд долларов.[30]
Уровень инфляции в Молдавии — один из самых низких в Восточной Европе: 7,3 % в 2008 году против 13,1 % в 2007 году.
В 2005 году была признана Всемирным банком беднейшей страной Европы[31] с расчётным подушевым ВВП за 2008 год, по данным ЦРУ США[32], $2500 и среднемесячной зарплатой $150[33].
42 Проблемы политического развития Республики Молдова.
С 1990 Молдавия сталкивалась с острыми социальными и политическими проблемами. Пестрый этнический состав страны и политическое наследие советского периода создали крайне тяжелую ситуацию.
Появились требования объединения страны с Румынией, что, однако, не встретило поддержки со стороны большинства населения.
В 1991 вспыхнули широкомасштабные боевые действия между правительственными войсками и силами, выступающими за автономию Приднестровья.
Приднестро́вский конфли́кт (Молдо-приднестровский конфликт) (молд.
Conflictul din Transnistria) — конфликт между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, претендующими на контроль над рядом территорий, прилегающих к реке Днестр (Приднестровье), население которых составляют молдаване, русские и украинцы (примерно в равной пропорции) и бо́льшая часть которых в настоящий момент находится под контролем ПМР.
Конфликт, начавшийся ещё в советское время (1989), после обретения Молдавией независимости, привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон весной и летом 1992 года.
Вооружённые действия удалось прекратить благодаря вмешательству России[1]. Российские войска под командованием генерала Александра Лебедя вмешались в конфликт для защиты мирных граждан и прекращения кровопролития[2].
Молдавская сторона в свою очередь неоднократно высказывалась за вывод российских войск из региона.
В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровской Молдавской Республики и военные наблюдатели от Украины. В ходе многочисленных переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья не удалось. Отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными.
43 Период нестабильности в независимой Грузии.
Политические кризисы и их производное – политическая нестабильность – явления, хорошо знакомые постсоветским государствам. Все они на том или ином этапе своего самостоятельного развития оказывались в состоянии политической нестабильности.
Некоторым из них даже пришлось пережить времена не только острейшего политического противостояния, но и вооруженной конфронтации. В этой связи можно вспомнить октябрьское 1993 г.
противостояние в Москве, разрешившееся расстрелом танками российского парламента, неспокойные времена правления Абульфаза Эльчибея в Азербайджане, обернувшиеся маршем танковых колон из Гянджи на Баку, Таджикистан с его пятилетней гражданской войной.
Грузия не является исключением из этого правила. Более того, она занимает особое место на постсоветском пространстве.
Грузия, наверное, является единственной бывшей советской республикой, в которой политическая нестабильность практически стала перманентной.
Вся ее постсоветская политическая история представляет собой непрерывную цепь следующих один за другим и серьезно дестабилизирующих ситуацию в стране политических кризисов различной степени интенсивности…
В большинстве постсоветских стран людям, оказавшимся у власти, с самого начала приходится завоевывать доверие населения, доказывать делами и поступками, что их приход к власти является не случайным, что сделанный населением или его формальными и неформальными представителями выбор верный. Обретение ими статуса бесспорных лидеров своих стран и народов является результатом осуществления целого ряда конкретных деяний и достижения результатов положительного общенационального значения.
В Грузии, в отличие от других постсоветских стран, ее президенты приходили к власти в атмосфере не просто благожелательного, а чуть ли не восторженного к ним отношения и ожидания от них больших и быстрых свершений.
Через сравнительно непродолжительное время восторг, иногда переходящий в неподдельное обожание совершенно добровольно воздвигаемых на постамент кумиров, и завышенные ожидания сменялись разочарованием.
Причем настолько глубоким, что начисто отрицалось или отрицается что-либо положительное в работе недавних объектов обожания в качестве глав государств.
Такие эмоционально-политические качели, не особо заметные в других постсоветских странах и составляющие, пожалуй, еще одну сторону постсоветской грузинской политической непохожести на другие постсоветские государства и даже уникальности, были и остаются фактором, существенно усугубляющим политическую нестабильность в Грузии
Вторая грузинская постсоветская республика многоопытного Эдуарда Шеварднадзе развалилась в ноябре 2003 г., как карточный домик, при первом же более или менее организованном массовом проявлении недовольства, получившем название «революция роз».
Все десять предыдущих лет его правления не отличались особой политической стабильностью, а в дни революции от него фактически отвернулись все силовые структуры.
Данное обстоятельство говорит о том, что, в отличие даже от Бориса Ельцина, не говоря уже о Гейдаре Алиеве и таких центральноазиатских коллегах, как Сапармурат Ниязов, Нурсултан Назарбаев или Ислам Каримов, Эдуард Шеварднадзе не сумел выстроить сильную и политически эффективную властную машину, способную обеспечить устойчивость государства и защитить его собственную власть в трудную минуту.
В 2003-м люди поверили в Михаила Саакашвили, в его третью республику и пошли за ним, во многом просто потому, что устали от невнятности власти при Э. Шеварднадзе.
В восприятии населения любой постсоветской страны нет ничего хуже, нежели неуверенная в себе, нестабильная, непрочная, недееспособная власть. Поддержав М.
Саакашвили, население Грузии надеялось, что при нем грузинская власть наконец-то обретет некую устойчивость и окажется способной представить гражданам страны внятную программу действий, обеспечить политическую, экономическую и социальную стабильность.
С осени 2007 г. и даже с более ранних времен М.
Саакашвили демонстрирует способность защищать себя и в своем лице ту модель власти, к которой он объективно стремится – сильной президентской власти, а только такая власть может быть успешной в постсоветских реалиях при столкновении с внутренним и внешним давлением. Очевидно, что, в отличие от своих предшественников, у него хватает решимости не уступать такому давлению. Как представляется, эта решимость оценивается должным образом большей частью населения Грузии.
Вместе с тем, защита властью самой себя может быть успешной лишь тогда, когда она вариативна в выборе инструментов защиты. Только лишь решимости и способности противостоять давлению совершенно недостаточно. Она должна быть достаточно гибкой и уметь вступать, когда этого требует ситуация, в разговор с оппонентами и приходить к определенным договоренностям с ними.
Данное несоответствие, фундаментальное по своему характеру в конкретных реалиях постсоветских стран, за исключением стран Балтии, привело в ноябре 2003 г. к краху правление Э. Шеварднадзе, а в марте 2005 г. и правление Аскара Акаева в Кыргызстане. Это же несоответствие лежит и в основе переживаемого системой правления М.
Саакашвили уже, можно сказать, многолетнего политического кризиса. Все эти кризисы, а также опыт других стран СНГ ясно показывают – стремление совместить строительство постсоветского национального и одновременно либерально-демократического государства ни к чему хорошему не приводит.
Попытки такого совмещения ставят бывшие советские республики на грань утраты территориальной целостности, а то и распада.
44 Революция роз. Правление М. Саакашвили.
Революция роз— цветная революция в Грузии в ноябре 2003 года. Основной мотив революции — фальсификации парламентских выборов 2 ноября 2003 года. В ходе революции Эдуард Шеварднадзе сложил полномочия, и руководство страной перешло к оппозиционерам во главе с Михаилом Саакашвили.
Предпосылки
Главной и наиболее общей предпосылкой к революции стало недовольство управлением страной Эдуардом Шеварднадзе, заступившим на пост после обретения Грузией независимости.
Негодование населения было вызвано накопившимися претензиями к правительству, связанными с тяжёлым экономическим положением в стране, коррупцией среди государственных служащих и пр.
Ситуация осложнялась стремлением этнических меньшинств к независимости или присоединению к РФ, выразившееся в де-факто независимом существовании Абхазии, Южной Осетии и в значительной степени Аджарии.
Негативные эмоции в обществе вызывал и отказ Шеварднадзе от попыток насильственного урегулирования конфликтов в Абхазии и Осетии, совмещённый с неудачными попытками решить вопрос мирным путём. Политический и социоэкономический кризис в Грузии достиг своего пика накануне президентских выборов 2 ноября 2003.
Выборы и их опротестование
Политическим блокам Шеварднадзе «За Новую Грузию» и Абашидзе «Союз за демократическое обновление Грузии» противостояли «Объединённое народное движение» Михаила Саакашвили и «Демократы Бурджанадзе», возглавляемые бывшими спикерами грузинского парламента Нино Бурджанадзе и Зурабом Жвания, скончавшимся 8 февраля 2005 года при странных обстоятельствах.
Парламентские выборы в Грузии были проведены 2 ноября 2003 и, по официальным данным, завершились победой Шеварднадзе и его союзников, но оглашённые результаты не были признаны международными наблюдателями и противниками Шеварднадзе.
Михаил Саакашвили демонстративно заявил, основываясь на данных социологических опросов, о своей победе. Его утверждения поддержало Международное Сообщество свободных выборов — местная наблюдательная группа.
Опираясь на представленные данные, Саакашвили выдвинул требование провести новые выборы и призвал грузинских обывателей выйти на улицы и поддержать его.
К середине ноября в столице Грузии Тбилиси начались массовые демонстрации, затронувшие впоследствии другие города и посёлки страны. Толпы людей молодёжной организации «Кмара» (досл.
«Хватит» — грузинский аналог сербского «Отпора») скандировали свои лозунги. Многие общественные организации (например, Институт свобод Грузии) также проявили завидную активность в шумных протестах.
Вместе с тем, правительство Шеварднадзе получило поддержку Аслана Абашидзе.
Ключевые даты
Инаугурация президента Саакашвили, 2004
22 ноября — захват митингующими здания парламента.
23 ноября — министр иностранных дел России Игорь Иванов убедил Шеварднадзе покинуть Грузию во избежание кровопролития. Верховный Суд аннулировал результаты выборов. Новые выборы назначены на 4 января 2004, на них победил лидер революции роз Михаил Саакашвили.
Смена власти
Протесты оппозиции достигли своего пика 22 ноября, в первый день заседания нового грузинского парламента, легитимность которого была поставлена под сомнение.
В тот же день оппозиционеры во главе с Саакашвили с розами в руках (откуда и пошло название революции) захватили здание парламента, прервали выступавшего с речью Шеварднадзе и вынудили его покинуть зал в сопровождении телохранителей.
Затем президент ввёл в стране чрезвычайное положение и призвал на помощь войска и полицию в районе своей резиденции в Тбилиси. Однако даже элитные подразделения полиции отказались поддержать его.
Вечером 23 ноября, в день Святого Георгия в Грузии, Шеварднадзе провёл встречу с оппозиционными лидерами Саакашвили и Жванией, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию на собрании, устроенном российским министром иностранных дел Игорем Ивановым. После встречи Шеварднадзе объявил о своей отставке. Это вызвало настоящую эйфорию на улицах Тбилиси. Более 100 000 митингующих отмечали победу с фейерверками и рок-концертами.
Источник: http://samzan.ru/209648
Молдавия — экономика, политика, территрория ВВП 2010
Молдова образовалась в составе в Советского Союза по окончании Второй мировой войны.
География Молдовы
Местоположение:
Восточная Европа, к северо-востоку от Румынии
Географические координаты:
47 00 N, 29 00 E
Территория:
Общая площадь: 33 851 кв. км
Место страны в мире: 139
суша: 32 891 кв. км
вода: 960 кв. км
Сухопутные границы:
Общая протяженность: 1 390 км
Граничащие страны: Румыния 450 км, Украина 940 км
Климат:
умеренные зимы, теплое лето
Ландшафт:
преимущественно степи
Критические точки:
Самая низкая точка: Днестр 2 м.
Самая высокая точка: гора Бланшеты (Дилул Бэлэнести) 430 м.
Природные ресурсы:
линит, фосфориты, гипс, пахотная земля, известняк
Землепользование:
пахотная земля: 54.52 %
постоянные зерновые культуры: 8.81 %
другое: 36.67 % (2005)
Орошаемая земля:
3 000 кв. км (2003)
Пресноводные возобновимые ресурсы:
11.7 км куб. (1997)
Пресноводное (внутреннее/индустриальное/сельскохозяйственное) использование:
общее количество: 2.31 куб. км/ соответственно (10 %/58 %/33 %)
на душу: 549 куб. м./ (2000)
Естественные опасности:
Оползни
География — примечание:
Страна не имеет выхода к морю; огромные залежи осадочных пород и полезных ископаемых включая песок, гравий, гипс, и известняк
Демография Молдовы
Население:
4 320 748 (оценка июля 2009)
Место страны в мире: 122
Структура возрастов:
0-14 лет: 15.9 % (мужчин 353,495/женщин 334 592)
15-64 года: 73.3 % (мужчин 1,536,263/женщин 1 629 882)
65 лет и старше: 10.8 % (мужчин 172,070/женщин 294 446) (оценка 2009)
Срединный возраст:
общее количество: 34.6 года
мужчина: 32.7 года
женщина: 36.7 лет (оценка 2009)
Темп прироста населения:
-0.079 % (оценка 2009)
Место страны в мире: 211
Коэффициент рождаемости:
11.12 рождений /1,000 (оценка 2009.)
Место страны в мире: 177
Урбанизация:
городское население: 42 % общего числа населения (2008)
прирост урбанизации: годовой показатель на-1.5 % (2005)
Соотношение полов:
при рождении: 1.06 мужчин / женщину
менее чем 15 лет: 1.06 мужчин / женщину
15-64 года: 0.94 мужчин / женщину
65 лет и старше: 0.58 мужчин / женщину
От общего числа населения: 0.91 мужчин / женщину (оценка 2009)
Продолжительность жизни:
от общего числа населения: 70.8 года
сравнение страны с миром: 136
мужчина: 67.1 лет
женщина: 74.71 года (оценка 2009)
ВИЧ/СПИД — распространенность среди взрослого населения:
0.4 % (оценка 2007.)
Место страны в мире: 81
ВИЧ/СПИД — люди, живущие с ВИЧ/СПИДОМ:
8 900 (оценка 2007.)
сравнение страны с миром: 109
ВИЧ/СПИД — смертельные случаи:
меньше чем 100 (оценка 2007.)
сравнение страны с миром: 139
Этнические группы:
Молдаване – значительная часть населения
Религии:
Православные 98 %, еврей 1.5 %, Баптисты и другие 0.5 % (2000)
Языки:
Молдавский (государственный, фактически то же самое, что румынский), русский язык, Гэгоз (турецкий диалект)
Расходы на образование:
7.6 % ВВП (2006)
Место страны в мире: 17
Государственное устройство Молдовы
Название страны: Республика Молдова
Тип государственного устройства:
Парламентская республика
Столица:
Кишинев
Административные округа:
32 района:
- Новоаненский район (Raionul Anenii Noi)
- Бессарабский район (Raionul Basarabeasca)
- Бричанский район (Raionul Briceni)
- Кагульский район (Raionul Cahul)
- Кантемирский район (Raionul Cantemir)
- Каларашский район (Raionul Călăraşi)
- Каушанский район (Raionul Căuşeni)
- Чимишлийский район (Raionul Cimişlia)
- Криулянский район (Raionul Criuleni)
- Дондюшанский район (Raionul Donduşeni)
- Дрокиевский район (Raionul Drochia)
- Дубоссарский район (Raionul Dubăsari)
- Единецкий район (Raionul Edineţ)
- Фалештский район (Raionul Făleşti)
- Флорештский район (Raionul Floreşti)
- Глодянский район (Raionul Glodeni)
- Хынчештский район (Raionul Hînceşti)
- Яловенский район (Raionul Ialoveni)
- Леовский район (Raionul Leova)
- Ниспоренский район (Raionul Nisporeni)
- Окницкий район (Raionul Ocniţa)
- Оргеевский район (Raionul Orhei)
- Резинский район (Raionul Rezina)
- Рышканский район (Raionul Rîşcani)
- Сынжерейский район (Raionul Sîngerei)
- Сорокский район (Raionul Soroca)
- Страшенский район (Raionul Străşeni)
- Шолданештский район (Raionul Şoldăneşti)
- Штефан-Водский район (Raionul Ştefan-Vodă)
- Тараклийский район (Raionul Taraclia)
- Теленештский район (Raionul Teleneşti)
- Унгенский район (Raionul Ungheni)
Независимость:
27 августа 1991 (от Советского Союза)
Национальный праздник:
День независимости, 27 августа (1991)
Конституция:
принята 29 июля 1994; вступила в силу 27 августа 1994;
Исполнительная власть:
глава государства: исполняющий обязанности президента Михэй ГИМПУ (с 11 сентября 2009)
глава правительства: премьер-министр Владимир ФИЛЭТ (с 25 сентября 2009);
выборы: президент избран Парламентом на четырехлетней термин (имеет право избираться на второй термин);
Законодательная власть:
Источник: http://iformatsiya.ru/europe/70-moldaviya-yekonomika-politika-territroriya-vvp-2010.html
Экономика Молдавии — Основы экономики
Страница 1 из 2
Республика Молдова (Молдавия) – это государство Восточной Европы, которое после отделения от Советского Союза в 1991 году выбрало курс на построение свободной рыночной экономики.
Экономическому развитию страны в 2005-2006 годах постоянно препятствовал запрет России на импорт молдавских вин (одной из её главных статей экспорта), 80 процентов из которых традиционно экспортировались в Российскую Федерацию, а также сельскохозяйственной продукции (мяса).
С 2008 года крупнейшим торговым партнером Молдовы стал Евросоюз. В 2012 году на его долю пришлось 46,9 % общего объема экспорта страны, в то время как странами СНГ было импортировано лишь 43 %.
После кризиса 2009 года, когда молдавский ВВП сократился на 6 %, республике удалось добиться значительного восстановления экономики. Тем не менее, в 2010 году реальный рост валового внутреннего продукта составил 7,1 %, в 2011 году 6,8 %, а в 2012 году он снизился еще на 0,8 %.
По реальному ВВП на душу населения (3380 долларов США или 2632 евро согласно паритету покупательной силы в 2012 году) Республика Молдова остается одной из самых бедных стран Европы. По данным Международного банка реконструкции и развития, на долю возврата денег, осуществляемого через денежные переводы трудовых мигрантов, приходится 20 % ВВП.
Заключение резервного соглашения с МВФ и поддержка зарубежных инвесторов обеспечили возможность эффективного дальнейшего сокращения дефицита государственного бюджета.
В среднесрочной и долгосрочной перспективах правительство республики поставило перед собой цель перехода от экономического уклада, основанного на потреблении и импорте, к модели экономического роста за счет расширения производства и инноваций. Однако для достижения этой цели необходимы прямые иностранные инвестиции.
Объявленными приоритетами молдавского правительства являются улучшение делового климата и инвестиционных условий, сокращение числа бюрократических препятствий, а также борьба с коррупцией.
Однако в то же самое время вскрываются всё новые случаи хищений государственного имущества и злоупотреблений со стороны государственных чиновников.
Важнейшими отраслями экономики Молдавии (кроме тяжелой промышленности, сосредоточенной в Приднестровье) являются сельское хозяйство (11% ВВП, прежде всего производство фруктов/овощей и напитков), сфера услуг (60,6% ВВП) и промышленное производство (14% ВВП, главным образом производство продукции текстильной и легкой промышленности, а также мелких электротоваров). На развивающийся сектор информационных технологий приходится около 10% ВВП. Географическое положение Республики Молдова представляет особый интерес для развития не только традиционной текстильной промышленности, но и розничной торговли, в том числе торговли автомобилями. Так, задачей нескольких зон свободной торговли является привлечение иностранных инвесторов за счет налоговых льгот, улучшенной инфраструктуры и стабильных условий экономической деятельности.
Последняя >>
Источник: http://economic-basic.ru/ekonomiki-stran-mira/ekonomika-moldavii.html