Что изучает историческая наука?

Что изучает история?

История — область знаний, исследующая и анализирующая прошлое. Настолько всеохватывающее понятие, что точно определить предмет и объект истории невозможно: история одного государства — одно, история Олимпийских Игр — другое, история педагогики — третье, но все это относится к историческим знаниям в целом.

Что изучает история? В общем смысле — прошлое человека, в узком — источники о нем, но всегда с целью всестороннего анализа полученной информации, исследования исторических процессов, осознания причин событий и прогнозирования будущего.

Исторический факт — вещь объективная, но исторические знания складываются из толкования и осмысления этих фактов.

Существует комплекс исторических дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, объект, но схожие цели. Так, хронология изучает то, что обычно преподается под видом истории в школе: даты и факты исторических событий.

Обратите внимание

Дипломатика — исторические юридические документы, геральдика — гербы, генеалогия — родственные связи. Историография изучает историю истории.

Историческая наука в целом занимается историческим опытом человечества, его накоплением, обобщением и анализом.

Основной задачей истории как общественной науки можно считать изучение закономерностей развития человеческого общества с целью получения прогноза развития событий.

Такое изучение возможно лишь на базе систематизации и анализа фактического материала, чем и занимаются все исторические науки в своей основе.

Во все времена искажение, утаивание, неверное толкование исторических фактов было одним из способов влияния на общество со стороны власти, и ученые-историки этому немало способствовали наравне с популяризаторами.

Так в России появился миф о страшном тиране и деспоте Иване Грозном (факты говорят, что этот русский царь был для своего времени более чем умеренным либералом в сравнении с правителями других государств); о просветителе Петре I, рубившем страстно окно в Европу (факты говорят, что он лишь продолжил реформы отца, а диктатура его откатила Россию на пути европейского развития назад, остановив на уровне внешнего подражательства); о сумасшедшем неадекватном Петре III и спасшей от него Россию Екатерине (факты говорят, что недолгая государственная деятельность его была чрезвычайно полезной для государства, а Екатерина Великая лишь продолжила проекты, да и то большей частью провально).

С толкованием исторических фактов тесно связаны теории исторических процессов, которые учитывают только те события, которые вписываются в их внутреннюю логику.

В зависимости от предмета исследования, каждая из таких теорий определяет свою историографию, свой понятийный аппарат, свою периодизацию, свои закономерности.

Важно

Так, можно говорить о религиозно-исторической, локально-исторической и всемирно-исторической теориях исторических процессов.

Религиозно-историческая теория рассматривает историю с точки зрения развития религиозных движений, изучая взаимодействие человека и метафизических институтов. Здесь изучаются этапы развития христианства, ислама, буддизма, а в основу исторических процессов заложено человеческое самосовершенствование сквозь религиозную призму.

Локально-историческая теория основана на изучении отдельно взятого этноса, государства или территории вне связи с остальным миром. Популярное некогда и возрождающееся сейчас в России славянофильство можно считать одним из направлений этой теории. Исследования строятся на провозглашении исключительности объекта.

Всемирно-историческая теория изучения исторических процессов включает в себя исследование развития человечества с приоритетом трех направлений: технологического, экономического и личностного.

Первое ставит во главу угла технический прогресс, интерпретируя события как следствие и причину технологического развития. Экономическое направление берет за основу общественные связи, основанные на отношении к собственности: первобытно-общинный строй, буржуазный, коммунистический.

Личностное — отдает личности приоритет в историческом процессе, делает ставку на лидера.

В сущности, несмотря на субъективность любой теории, все они верны с определенной точки зрения, все они отражают определенное мировоззрение.

Источник: https://TheDifference.ru/chto-izuchaet-istoriya/

Что изучает история?

Как не покажется вам странным, но дать четкое определение тому, что изучает история, не могут даже самые маститые профессора — историки.

А некоторые люди вообще убеждены, что история – это не наука, т.к. в ней нет конкретного предмета или объекта изучения.

Совет

Существуют различные виды истории: история общества, история спорта, экономическая история и др. И объединить их все между собой очень сложно.

В дословном переводе слово «история» означает «рассказ о событиях прошлого». А знать прошлое важно для человечества, т.к. исторический опыт имеет немаловажное значение в развитии общества. Попробуем найти ответ на вопрос о том, что изучает история нужного и полезного современному человеку.

Что изучает наука история

Людям всегда было интересно знать о том, что происходило раньше, и как жили наши предки.

Наука история оперирует только точными фактами. Как и любая другая наука, история развивается, накапливает новые факты и знания, которые она получает из различных исторических источников.

Многие люди ошибочно полагают, что история занимается только изучением событий и дат их совершения. Но этим занимается наука, называемая хронологией. А главной задачей истории является накопление и обобщение человеческого опыта.

История позволяет выявить причинно-следственные связи, возникающие между различными явлениями. Анализ этих связей дает возможность понять сущность исторических явлений, а самое главное, сделать необходимые выводы, позволяющие избежать повторения некоторых ошибок прошлого.

Поверьте, что прошлое не исчезает в никуда, а продолжает жить вокруг нас в накопленном человечеством опыте социальной жизни.

История изучает жизнь людей в пространстве и во времени. При этом наука история не предполагает каких-либо произвольных изъятий фактов из этой жизни. В прошлом история в нашей стране была сильно политизирована, и многие факты умалчивались или освещались однобоко.

В настоящее время историки отходят от догм прошлого и становятся объективными. Однако в последние годы появилось немало ученых – историков, которые оценивают исторические события только как ошибки и трагедии.

Обратите внимание

Такой подход к изучению прошлого тоже не дает объективной оценки историческим событиям и является в корне не верным.

Учеными – историками написано немало различных научных трудов, в которых отражаются различные этапы исторического развития общества, взаимосвязь между различными историческими процессами, происходящими в мире.

Что изучает философия истории

Философию не зря называют царицей наук. Она изучает наиболее общие законы развития природы и общества. Раздел философии, занимающийся изучением исторического процесса, дающий его интерпретацию, называется философией истории.

Термин «философия истории» был введен в 1765 году известным философом Вольтером. В дальнейшем большую роль в развитии этого раздела философии сыграли Гегель, Маркс, Данилевский, Конт, Шпенглер, Ясперс и многие другие философы.

Вопросы, которые изучает философия истории, изменялись с течением времени. В настоящее время эта наука изучает:

  1. факторы, заставляющие человеческое общество развиваться;
  2. направление, по которому движется история;
  3. какую роль играет история в настоящем и будущем;
  4. что ожидает человеческое общество в будущем.

Помимо этого философия истории пытается найти ответ на вопрос о том, существуют ли какие-либо законы, позволяющие влиять на ход исторического процесса, или история развивается по воле «его Величества» случая.

Философия истории и наука истории различаются в своем подходе к историческим событиям и фактам. Историки занимаются только изучением реальных фактов прошлого, не делают каких-либо прогнозов на будущее.

Оценивая исторические события, историки не допускают сослагательного наклонения, т.е. описывают и изучают только реальный, а не возможный, ход исторических событий.

В отличие от этого, философия истории не только изучает линии развития каких-либо событий в прошлом, но и старается перенести их в будущее.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/istorija/chto-izuchaet-istorija

Что изучает история? Зачем нужно изучать историю? История мира :

Среди дисциплин, знакомство с которыми начинается еще в средней школе, следует назвать историю, которая позволяет школьникам понять, как жили люди прошлых эпох, какие события происходили столетия назад, к каким последствиям они привели. Рассмотрим, что изучает история, зачем нам знать о давно минувших событиях.

Описание дисциплины

Историческая наука позволяет узнать о прошлых эпохах, конкретных событиях, монархах, изобретениях. Однако такое понимание того, что изучает история, было бы упрощенным.

Эта дисциплина работает не только с фактами, но и дает возможность выявить закономерности развития жизни, обозначить периоды, проанализировать ошибки прошлого, чтобы стараться их не повторять.

В целом наука «история мира» постигает процесс развития человеческого общества.

Данная область знаний относится к числу гуманитарных. Являясь одной из самых древних наук (ее основоположником считается Геродот), она продолжает активно развиваться.

Предмет изучения

Что изучает история? Прежде всего, основным предметом этой науки является прошлое, то есть та совокупность событий, которая происходила в определенном государстве, обществе в целом. Эта дисциплина исследует войны, реформы, восстания и мятежи, взаимоотношения между разными государствами, деятельность исторических личностей. Чтобы лучше понять, что изучает история, составим таблицу.

Историческая периодизация

Период Что изучается
Первобытная Особенности внешнего вида и жизни древнейших и древних охотников и собирателей, зарождение общественных отношений, появление искусства, устройство древнего общества, зарождение ремесел, специфика жизни общины
Древнего мира, Античность Особенности первых государств, специфика внешней и внутренней политики первых монархов, социальные структуры древнейших обществ, первые законы и их значение, ведение хозяйственной деятельности
Средние века Специфика ранних европейских королевств, отношение государственности и церкви, выделяемые в обществе классы и особенности жизни каждого из них, реформы, специфика внешней политики, рыцарство, набеги викингов, рыцарские ордены, крестовые походы, инквизиция, Столетняя война
Новое время Технические открытия, развитие мирового хозяйства, колонизация, образование и многообразие политических партий, буржуазные революции, промышленные перевороты
Новейшая Вторая мировая война, отношения России и мирового сообщества, особенности жизни, война в Афганистане, Чеченская кампания, переворот в Испании

Из таблицы видно, что в изучении исторической науки находится огромное число фактов, тенденций, особенностей, событий. Эта дисциплина помогает людям осознать прошлое своей страны или мирового сообщества в целом, не забыть эти бесценные знания, а сохранить их, проанализировать, осознать.

Эволюция термина

Слово «история» не всегда употреблялось в современном нам значении.

  • Изначально это слово с греческого языка переводилось как «узнавание», «расследование». Поэтому термин означал способ выявления определенного факта или события.
  • Во времена античного Рима слово стало использоваться в значении «пересказ событий минувшего».
  • В эпоху Возрождения под термином стало пониматься обобщенное значение – не только установление истины, но и письменное ее фиксирование. Это понимание вобрало в себя первое и второе.

Лишь в 17-м столетии историческая наука стала самостоятельной отраслью знаний и приобрела известное нам значение.

Позиция Ключевского

Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский очень интересно высказался о предмете исторической науки, подчеркивая двоякую природу термина:

  • Это сам процесс движения вперед.
  • Изучение этого процесса.
Читайте также:  Положение сословий при петре i

Таким образом, все, что происходит в мире, является его историей. Наука при этом постигает особенности исторического процесса, то есть события, условия, результаты.

О роли этой науки Ключевский высказался очень кратко, но емко: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Вспомогательные дисциплины

История является многоотраслевой, сложной наукой, которой приходится иметь дело с большим числом фактов и событий. Именно поэтому и появился целый ряд вспомогательных дисциплин, информация о которых представлена в таблице.

Основные дисциплины

Наименование Предмет изучения
Нумизматика Монеты
Археология Древнейшие письменные источники
Топонимика Наименование географических реалий
Вексиллология Флаги и знамена
Геральдика Гербы
Кодикология Рукописные книги
Хронология Последовательность исторических событий

Каждая из этих вспомогательных дисциплин очень важна для постижения исторического процесса в целом.

Отрасли

Развитие человека и общества – процесс сложный, многогранный, включающий в себя деятельность отдельных личностей, развитие социальной и культурно-бытовой сфер, внутреннюю и внешнюю политику государств.

В силу этого в самой науке принято выделять ряд основных направлений истории:

  • Военная.
  • Государственная.
  • Политическая.
  • История религии.
  • Права.
  • Экономическая.
  • Социальная.

Все эти направления в своей совокупности и представляют собой историю. Однако в рамках школьного курса изучаются лишь самые общие сведения из дисциплины, в учебниках по истории используется другое подразделение:

  • История Древнего мира.
  • Средневековая.
  • Новая.
  • Новейшая.

Отдельно выделяется мировая и отечественная история. Также в школьный курс включается и краеведение, в рамках которого учащиеся знакомятся с особенностями развития родного края.

Основные методы

Прежде чем разбираться в вопросе, зачем изучать историю, следует рассмотреть ту совокупность методов, которую использует эта увлекательная наука:

  • Хронологический – изучение науки по периодам и датам. Например, изучая новую историю, очень важно понимать хронологию Великих географических открытий.
  • Синхронический – попытка выявить связь между процессами и явлениями.
  • Историко-генетический – проведение анализа исторического события, определение его причин, значения, связь с другими событиями. Например, Бостонское чаепитие и Первый Континентальный конгресс повлекли за собой Войну за независимость США.
  • Сравнительно-исторический – сравнение данного явления с другими. К примеру, сравнение особенностей периода Возрождения в различных европейских странах при изучении истории мира.
  • Статистический – сбор конкретных числовых данных для анализа. История – наука точная, поэтому такие сведения необходимы: какое число жертв унесло то или иное восстание, столкновение, война.
  • Историко-типологический – распределение событий и явлений на основе общности. Например, особенности промышленного переворота в новой истории у различных государств.

Все эти методы используются учеными для постижения особенностей и закономерностей пути развития общества.

Роль

Рассмотрим, зачем нужно изучать историю. Эта наука позволяет понять закономерности исторического развития человечества и общества, на основании этих сведений становится возможным понимать то, что нас ожидает в будущем.

Исторический путь сложен и противоречив, даже самые умные и дальновидные личности делали ошибки, которые приводили к ужасающим последствиям: мятежам, гражданским войнам, гибели сотен тысяч простых людей, переворотам. Мы сможем избежать этих ошибок только в том случае, если будем знать о них.

Без знания мировой и родной истории невозможно быть образованным грамотным человеком, патриотом, понимать свое место в мире. Именно поэтому с детских лет надо изучать эту увлекательную науку.

Как постигать науку

Чтобы понимать особенности развития общества, следует выбрать хороший учебник по истории и рабочую тетрадь. В средней школе для работы необходимы и контурные карты, заполнение которых позволяет визуально представить особенности протекания того или иного процесса.

Дополнительным плюсом станет чтение литературы по предмету, за счет которого можно существенно расширить свои знания и познакомиться с интересными фактами.

Трудности

Рассмотрев, что изучает история, разберемся в вопросе, с какими трудностями приходится сталкиваться при постижении этой гуманитарной дисциплины:

  • Многие события исторического пути имеют противоречивую и нередко субъективную оценку исследователей.
  • Новая история подвергается переосмыслению, поэтому те знания, которые всю жизнь преподносили на своих уроках педагоги «старой школы», оказались неактуальными.
  • При изучении древних периодов очень многие факты носят характер гипотез, пусть и подкрепленных доказательствами.
  • Наука стремится к точности, что не всегда возможно.
  • Необходимость держать в голове огромное количество дат, имен, реформ.

Именно поэтому знакомство с наукой истории нередко не вызывает у современных школьников энтузиазма. Чаще всего они просто не понимают огромного значения этой дисциплины, не видят в ней интереса, воспринимая предмет как скучный и требующий заучивания большого объема информации.

От педагога требуется донести до своих учеников роль этой увлекательной науки, помочь школьникам осознать ее ценность. Только в этом случае работа на уроках станет полезной и продуктивной.

Источник: https://www.syl.ru/article/362961/chto-izuchaet-istoriya-zachem-nujno-izuchat-istoriyu-istoriya-mira

Новая историческая наука

Новая историческая наука — на­прав­ле­ние в ис­то­рической нау­ке, ос­но­ван­ное на меж­дис­цип­ли­нар­ном под­хо­де к из­уче­нию об­ще­ст­ва.

Сфор­ми­ро­ва­лось во Фран­ции в 1960-1970-е годы. Час­то ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с ис­то­ри­че­ской ан­тро­по­ло­ги­ей или с 3-м эта­пом раз­ви­тия «Ан­на­лов» шко­лы.

Из­на­чаль­но «новая историческая» по­зи­цио­ни­ро­ва­ла се­бя как нау­ка, изу­чаю­щая че­ло­ве­ка, его по­все­днев­ную жизнь, ми­ро­вос­прия­тие и чув­ст­ва, тем са­мым по­ры­вая с «не­оду­шев­лён­ной ис­то­ри­ей» в ду­хе мар­кси­ст­ской ис­то­рио­гра­фии и шко­лы Ф. Бро­де­ля.

Од­на­ко пре­ем­ст­вен­ность с пред­ше­ст­вую­щим по­ко­ле­ни­ем шко­лы «Ан­на­лов», оли­це­тво­ряе­мым по­след­ним, со­хра­ня­лась в изу­че­нии «вре­ме­ни боль­шой дли­тель­но­сти».

Важно

Пред­ста­ви­те­ли «новой исторической науки» объ­яв­ля­ли се­бя сто­рон­ни­ка­ми меж­дис­ци­п­ли­нар­ной ис­то­рии, обо­га­щён­ной ме­то­да­ми др. гу­ма­ни­тар­ных на­ук, в ча­ст­но­сти эт­но­ло­гии, ан­тро­по­ло­гии, пси­хо­ло­гии, со­цио­ло­гии, лин­гвис­ти­ки и т. д. Это долж­но бы­ло, по их мне­нию, сде­лать ис­то­рию ядром гу­ма­ни­тар­но­го зна­ния.

В ре­зуль­та­те та­ко­го под­хо­да поя­ви­лись но­вые на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний (ис­то­рическая де­мо­гра­фия, ис­то­рическая гео­гра­фия, ис­то­рическая пси­хо­ло­гия, ген­дер­ная ис­то­рия и др.), зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лась про­бле­ма­ти­ка ис­то­рических ис­сле­до­ва­ний (кол­лек­тив­ное со­з­на­ние, ве­ро­ва­ния, ри­туа­лы и др.

), ус­лож­нил­ся по­ня­тий­ный ап­па­рат.

Сто­рон­ни­ки «новой исторической науки» ста­ли ак­тив­но при­вле­кать не ис­поль­зо­вав­шие­ся до то­го вре­ме­ни ис­точ­ни­ки (жес­ты, сим­во­лы, ви­зу­аль­ные изо­бра­же­ния, ли­тур­гич. об­ря­ды, оде­ж­да и т. д.).

Су­ще­ст­вен­но из­ме­нил­ся под­ход к тра­диционным нар­ра­тив­ным ис­точ­ни­кам: под влия­ни­ем М. Фу­ко ут­вер­дил­ся взгляд на письм. ис­точ­ник как на ис­то­рический па­мят­ник, тре­бую­щий де­кон­ст­рук­ции, ус­та­нов­ле­ния при­чин и ус­ло­вий его соз­да­ния.

Зна­чительное ме­сто в ис­сле­до­ва­ни­ях ста­ли за­ни­мать про­бле­мы кол­лек­тив­ной пси­хо­ло­гии и во­об­ра­жае­мо­го (Ж. Ле Гофф и др.). Пред­ста­ви­те­ли «новой исторической науки» — сто­рон­ни­ки т. н.

то­таль­ной ис­то­рии, ох­ва­ты­ваю­щей все сфе­ры жиз­ни об­ще­ст­ва на от­рез­ке вре­ме­ни боль­шой дли­тель­но­сти (напр., ре­гио­наль­ные ис­то­рии — П. Гу­бер, Э. Ле Руа Ла­дю­ри и др.).

Раз­ви­тие «новой исторической науки» спо­соб­ст­во­ва­ло об­нов­ле­нию тра­диционных на­прав­ле­ний ис­то­рических ис­сле­до­ва­ний.

В со­ци­аль­ной ис­то­рии всё боль­ше вни­ма­ния ста­ло уде­лять­ся ре­кон­ст­рук­ции кар­ти­ны ми­ра, свой­ст­вен­ной дан­ной че­ло­ве­че­ской общ­но­сти, со­во­куп­но­сти пред­став­ле­ний и цен­но­стей, ко­то­ры­ми ру­ко­во­дству­ют­ся чле­ны той или иной со­ци­аль­ной груп­пы.

Совет

В ра­бо­тах о со­ци­аль­ной ие­рар­хии об­ще­ст­ва на пер­вый план вы­шел ана­лиз пред­став­ле­ний о со­ци­аль­ном уст­рой­ст­ве и сво­ём мес­те в нём са­мих дей­ст­вую­щих субъ­ек­тов (напр., кни­га Ж. Дю­би о трёх­ча­ст­ном де­ле­нии об­ще­ст­ва).

В рам­ках «новой исторической науки» про­изо­шёл воз­врат к за­бы­той со вре­мён М. Бло­ка и Л. Фев­ра по­ли­тич. ис­то­рии, ко­то­рая су­ще­ст­вен­но об­но­ви­ла свою про­бле­ма­ти­ку и ме­то­ды.

Стрем­ле­ние осу­ще­ст­вить син­тез по­ли­тической и со­ци­аль­ной ис­то­рии спо­соб­ст­во­ва­ло рас­смот­ре­нию по­ли­тич. струк­тур, их функ­цио­ни­ро­ва­ния и эво­лю­ции в со­ци­аль­ном кон­тек­сте. Поя­ви­лось мно­жест­во про­со­по­гра­фич.

ис­сле­до­ва­ний, по­свя­щён­ных лю­дям, «на­пол­няв­шим» различными государственными ве­дом­ст­ва (Ж. Дю­би, Ф. Кон­та­мин, Ф. От­ран, Б. Ге­не и др.).

В них уда­лось со­еди­нить так­же по­ли­тическую ис­то­рию с изу­че­ни­ем мен­та­ли­те­та рас­смат­ри­вае­мых общ­но­стей с их оп­ре­де­лён­ны­ми со­ци­аль­ны­ми по­зи­ция­ми и об­ли­ком, соз­на­ни­ем.

На­прав­ле­ния «че­ло­ве­че­ской ис­то­рии» и мик­ро­ис­то­рии, воз­ник­шие во второй половине XX века, вер­ну­ли ин­те­рес к со­бы­ти­ям и лич­но­стям, т. е. к тем сю­же­там, про­тив ко­то­рых бы­ла на­прав­ле­на са­мая яро­ст­ная кри­ти­ка ос­но­ва­те­лей ж. «Ан­на­лы».

Ис­то­рическое со­бы­тие ста­ло вос­при­ни­мать­ся как не­кий фак­тор, от­ра­жаю­щий глу­бин­ные про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в об­ще­ст­ве той или иной эпо­хи. Кро­ме то­го, со­бы­тие, пре­вра­щаю­щее­ся со вре­ме­нем в миф, ста­ло иг­рать ве­ду­щую роль в изу­че­нии во­об­ра­жае­мо­го и т. н.

мест па­мя­ти (П. Но­ра). Наи­бо­лее яр­кие при­ме­ры та­ко­го под­хо­да про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ли Ж.

Обратите внимание

Дю­би, ис­сле­до­вав­ший на при­ме­ре бит­вы при Бу­ви­не (27 июля 1214 год) «со­цио­ло­гию вой­ны», тем са­мым по­ка­зав, ка­кой след ос­та­ви­ло со­бы­тие в тек­стах той эпо­хи («Le dimanche de Bouvines», 1973 год), и Б. Ге­не, изу­чив­ший разл.

ас­пек­ты жиз­ни об­ще­ст­ва на­ка­ну­не и по­сле убий­ст­ва гер­цо­га Ор­ле­ан­ско­го («Un meurtre, une société: l’assassinat du duc d’Orléans, 23 novembre 1407», 1992 год). Зна­чительную транс­фор­ма­цию в рам­ках «новой истической науки» пре­тер­пел жанр ис­то­рической био­гра­фии (Б. Ге­не, Ж. Дю­би, Ж.Ле Гофф и др.).

За­им­ст­во­ва­ние ме­то­дов со­цио­ло­гии и ан­тро­по­ло­гии при­ве­ло к вспле­ску ин­те­ре­са к изу­че­нию фе­но­ме­на вла­сти и её ана­то­мии, т. е. к со­цио­ло­гич. ана­ли­зу ус­ло­вий, средств и прин­ци­пов вла­ст­во­ва­ния.

В то же вре­мя, став глу­бо­ко пси­хо­ло­ги­зи­ро­ван­ной, по­ли­тич.

ис­то­рия вы­дви­ну­ла на пер­вый план изу­че­ние не ин­сти­ту­тов вла­сти (государсвтенный ап­па­рат, суд, ар­мия), а про­бле­мы её ре­пре­зен­та­ции, пред­став­ле­ний о её са­краль­но­сти, по­ли­тической идео­ло­гии, сим­во­лиз­ма и т. д. (см. По­ли­ти­че­ская ан­тро­по­ло­гия).

«Новая историческая наука», став­шая од­ним из ве­ду­щих на­прав­ле­ний в ис­то­рической нау­ке на ру­беже XX-XXI веков, ока­за­ла за­мет­ное влия­ние на раз­ви­тие и эво­лю­цию нациаональных ис­то­рических школ, обо­га­тив их но­вы­ми под­хо­да­ми и про­бле­ма­ти­кой; в ча­ст­но­сти, опыт «новой исторической накуки» спо­соб­ст­во­вал об­нов­ле­нию отечественной нау­ки, об­ра­тив­шей­ся к бо­лее ши­ро­ко­му изу­че­нию куль­ту­ры, ду­хов­ной жиз­ни и по­ли­тической ис­то­рии средне-векового об­ще­ст­ва.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Faire de l’histoire / ́Ed. J. Le Goff, P. No­ra. P., 1974. Vol. 1–3
  • Rabb T.K., Rotbarg R. I. The New history: the 1980’s and beyond. Prin­ce­ton, 1982
  • Furet F. L’atelier de l’histoire. P., 1982
  • Rémond R. Une nouvelle histoire politi­que // Des repères pour l’homme. P., 1982
  • Coutau-Bégarie H. Le phénomène «nouvelle histoire». Stratégie et idéologie des nouveaux historiens. P., 1983
  • Problèmes et méthodes de la biographie. P., 1985
  • Dosse F. L’histoire en miettes. Des «Annales» ̀а la «nouvelle his­toire». P., 1987
  • Ястре­биц­кая А.Л. Сред­не­ве­ко­вая куль­ту­ра и го­род в но­вой ис­то­ри­че­ской нау­ке. М., 1995
  • Ле Гофф Ж. Яв­ля­ет­ся ли по­ли­ти­че­ская ис­то­рия по-преж­не­му ста­но­вым хреб­том ис­то­рии? // Ле Гофф Ж. Сред­не­ве­ко­вый мир во­об­ра­жае­мо­го. М., 2001
  • Гу­ре­вич А.Я. Ис­то­рия – не­скон­чае­мый спор. М., 2005
  • Ха­ча­ту­рян Н.А. Со­вре­мен­ная ме­дие­ви­сти­ка Рос­сии в кон­тек­сте ми­ро­вой ис­то­ри­че­ской нау­ки // Сред­ние ве­ка. М., 2001. Вып. 62
  • La «nouvelle histoire» / Sous la dir. de J. Le Goff. 2 éd. Brux., 2006
  • Ре­пи­на Л.П. «Но­вая ис­то­ри­че­ская нау­ка» и со­ци­аль­ная ис­то­рия. 2-е изд. М., 2009
Читайте также:  Подписание акта о капитуляции германии и её осуществление

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/novaia_istorichieskaia_nauka

История — наука о прошлом и настоящем

История России  /  Историческая наука  /  История — наука о прошлом и настоящем

Понятие истории; вспомогательные исторические дисциплины; функции истории; методология истории; принципы изучения истории; периодизация истории; исторические источники. 

Что представляет собой историческая наука?

История одна из наиболее древних, но при этом достаточно неоднозначных наук, она изучает прошлое человеческого общества, закономерности развития человека и общества.

Изучение истории невероятно важно для образовательной и культурно-мировоззренческой подготовки любого человека, вне зависимости от профессии и рода деятельности, именно поэтому история включена в курс любых комплексных образовательных программ.

Государственная политика такова, что история – базис представлений человека о своем государстве, его месте в историческом процессе. Любому культурному человеку необходимо знание истории своей страны.

Содержание исторической науки составляет исторический процесс во всех его проявлений, как правило, его изучение базируется на исторических источниках.

История является комплексной наукой, и включается в себя изучения исторических процессов с точки зрения политики, военного дела, религии и этнографии, экономики. Помимо этого существуют вспомогательные исторические дисциплины: археология, хронология, нумизматика, топонимика, геральдика и многие другие.

Вспомогательные исторические науки:

Генеалогия – наука, изучающая родственные связи во всех их проявлении.

Геральдика – наука, изучающая гербы и символы.

Дипломатика – наука, изучающая историю правовых документов.

Метрология – наука, изучающая всевозможные метрики (меры объема, длины и т.д.)

Ономастика – наука, изучающая имена.

Топонимика – наука, изучающая географические названия.

Антропонимика – наука, изучающая личные имена людей.

Этнонимика – наука, изучающая названия этносов.

Теонимика – наука, изучающая имена в рамках религиозных культов и религий.

Нумизматика – наука, изучающая историю монет и средств обмена.

Палеография – наука, изучающая письменные источники (их внешние признаки).

Сфрагистика – наука, изучающая печати.

Хронология – наука, изучающая временные рамки истории.

Этимология – наука, изучающая историю языка.

Историческая наука тесно связана с другими науками, в том числе с юриспруденцией, социологией, лингвистикой – она использует достижения и методологию этих наук, у них в некоторых случаях схожий объект исследования.

Функции исторической науки

Историческая наука выполняет целый ряд важнейших функций:

1. Познавательная функция истории состоит из изучения исторического опыта различных народов.

2. Идеологическая функция истории состоит в формировании государственной идеологии и политического курса на основе достижений исторической науки.

3. Культурная функция истории состоит в продолжение социальной памяти народов, сохранения культурных традиций.

4. Воспитательная функция истории состоит в формировании положительных исторических образов как примера для будущих поколений.

Методология исторической науки

Что такое метод исторической науки?

Метод исторической науки – это особый способ исследования предмета истории (исторического процесса во всем его проявлении), основанные на совокупности приемов и принципов исследования.

Базовые методы исторической науки:

1. Хронологический метод исследования истории представляет собой периодизацию исторических процессов, составление их хронологии.

2. Метод исторического моделирования, который предполагает построение возможных связей и закономерностей в рамках исторического процесса.

3.

Статистический метод предполагает использование достижений статистической науки (цифры, факты) в рамках изучения исторического процесса.

4. Сравнительно-исторический метод предполагает сравнение и изыскание общих закономерностей и различий в историческом опыте различных народов.

Принципы исторической науки

Что представляют собой принципы исторической науки?

Принципы исторической науки представляют собой базовые установки, на основе которых должен строиться процесс исторического познания.

Базовые принципы исторической науки:

Принцип исследования (историзма) предполагает внимательное и тщательное изучение всех процессов в рамках конкретного развития истории определенных общественных процессов.

Принцип объективности предполагает изучение исторических процессов с опорой только на исторические факты в их наиболее правильной интерпретации, без предвзятости и политизированности. Историк должен быть объективен, он должен учитывать как положительные, так и отрицательные стороны исторических фактов.

Принцип связности предполагает изучение исторического процесса исходя из постулата, что каждое событие, факт и процесс имеет свои предпосылки и причинно-следственную связь.

Периодизация исторической науки

Что представляет собой периодизация исторической науки?

Периодизация представляет собой установление хронологических этапов в развитии исторических процессов. Основой периодизации истории являются общие для обобщения исторического процесса факторы и признаки.

Варианты периодизации истории:

Древнегреческий поэт и историк Гесиод выделял пять периодов развития общества: божественный, золотой, серебряный, медный и железный. При этом, он утверждал, что с каждым новым историческим периодом человечество жило все хуже и хуже.

Древнегреческий математик и историк Пифагор утверждал, что историю можно характеризовать круговым движением, от зарождения к гибели.

Российский исследователь Л.И. Мечников выявил периодическую закономерность на основе ирригационных признаков.

Он выделял речной, средиземноморский и океанический периоды в истории развития цивилизаций.

Карл Маркс разработал одну из наиболее популярных и распространенных периодизаций исторической науки. Он сформулировал категорию – общественно-экономическая формация, которая характеризовала общие по своим признакам этапы развития человечества.

Так, он выделял четыре этапа: первобытнообщинный, феодальный, капиталистический и коммунистический.

Адольф Джозеф Тойнби рассматривал историю как круговорот и цикличность в рамках развития локальных цивилизаций. Этот подход был основан на выявлении общих черт цивилизаций в сфере культуры (политической, духовой и материальной).

В российской исторической науки сложилась типичная периодизация истории, в рамках которой принято выделять Первобытную эпоху, Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время.

Исторические источники

Интересные материалы:

Источник: http://student-hist.ru/istoriceskaya-nauka/istoria-nauka-o-proslom-i-nastoyasem/

Что такое история?

Слово «история» можно услышать в разных беседах. Так могут назвать какой-то рассказ, а ещё всем известен школьный предмет с аналогичным наименованием. Стоит разобраться в том, что такое история, чтобы узнать, какие тонкости скрываются за этим, на первый взгляд, простым термином.

История как форма рассказа

До того, как начать изучать в школе серьёзные предметы, люди сталкиваются с огромным количеством историй. Они выступают в разной форме – это могут быть как профессиональные произведения, так и простой рассказ человека о каком-то событии.

Этот метод передачи информации бывает устным и письменным. Независимо от того, был ли текст задокументирован, он всё равно остается историей. В этом смысле понятие является практически полным синонимом словам рассказ и новелла. Стоит разобраться в том, что они обозначают.

Образованные от итальянского термина novella (новость), эти жанры относятся к малым в повествовательной прозе. Их авторов называют новеллистами. Подобные произведения во многом схожи с повестями и романами, но они гораздо короче.

Как правило, в них присутствует одна цельная сюжетная линия, основанная на какой-то проблеме, и всего несколько персонажей. Очень часто рассказы издаются в виде цикла, благодаря чему получаются сборники новелл.

В английском языке существует омоним понятия новелла, но он имеет несколько другой смысл. Если русская новелла – синоним всем известного рассказа, то для Англии значение будет аналогичным повести. Тем не менее, все эти термины легко заменяются словом «история».

Наиболее часто люди рассматривают, что такое наука история. Она относится к числу гуманитарных, и существует примерно столько же, сколько и весь человеческий род. В этом вопросе можно выделить несколько определений.

Что такое история с точки зрения школьных предметов:

  • Это дисциплина, направленная на изучение деятельности, мировоззрения, социальных связей и других аспектов жизни людей в прошлом.

Существует более широкое определение, рассматривающее историю в целом.

  • Эта наука, рассматривающая все существующие источники информации о прошлом. Таким образом устанавливается последовательность событий. Исторический процесс позволяет разобраться в различных фактах и их причинах.

Конечно, это определение появилось не сразу. Самый первый термин «история» является древнегреческим. Его можно перевести как «расспрашивание» или «добывание знаний». Считается, что таким образом устанавливается подлинность событий, собираются факты.

Со временем слово слегка изменило свою направленность. Изначально оно обозначало процесс поиска информации, но затем стало непосредственно повествованием о прошлом. После этого термин вскоре превратился в синоним рассказа.

Важно

История становится историей в полной мере, только когда она подтверждена многочисленными фактами. В мире же много разнообразных рассказов, не имеющих четких доказательств. Так появляются легенды – например, о короле Артуре. Это часть культуры, человеческого наследия, однако на школьных уроках истории подобное не изучается.

Если изначально термин появился из древнегреческого языка, то современный вариант образовался от простого греческого historia. Оно же, в свою очередь, зародилось благодаря праиндоевропейскому языку, которое дает перевод «знать» и «видеть».

Развитие истории

Понятием «история» во времена Древней Греции обозначали все знания, которые человек получал с помощью исследовательских процессов, а не собственных мыслях о мире. Термин употреблялся в трудах Аристотеля, Гомера, Гераклита и даже в официальных документах.

Подобное значение продолжало использоваться ещё в семнадцатом веке. Тогда Фрэнсис Бэконом употребил его для понятия «естественной истории». Это обозначало знания о различных предметах.

Одной из главных проблем данной науки является тот факт, что историк – это одновременно и сторонний наблюдатель, и непосредственный участник событий. Из-за этого его труды крайне редко бывают беспристрастными. Как правило, они наполнены заблуждениями, распространенными в эпоху их создания.

Современная история старается максимально избегать этого – поэтому и существуют многочисленные институты, целиком посвятившие себя подобным вопросам. Так создаются хроники и архивы, памятники и археологические источники.

Важность истории

Теперь, когда понятно, что изучает история, стоит обратиться к другому, не менее важному вопросу. Почему люди продолжают уделять время данной науке? Зачем нужна история?

Можно дать различные ответы. Многие воспринимают эту науку как своеобразную машину времени. История дает возможность увидеть прошлое и то, как оно повлияло на формирование настоящего. С её помощью реально понять, как появились народы и сам мир, как происходила эволюция.

Благодаря истории решаются загадки, разбираются сложные процессы, появляется новая информация, важная для современности.

  • Факты о прошлом не просто рассказывают о некогда случившихся событиях. Они дают возможность ныне живущим учиться на ошибках своих предков. Люди узнают о войнах, революциях и переворотах, о неправильном отношении к дарам природы, о распространенных заблуждениях. Эти знания помогают избежать непоправимого.
  • С помощью истории перенимается не только негативное, но и позитивное. Древние данные – колоссальный источник самого разнообразного опыта.
  • История рассматривает всю человеческую жизнь с начала времен. Она способствует общему развитию человека, аналитическим навыкам, критическому мышлению, улучшению логики и множества других аспектов.
Читайте также:  Великие русские революционные демократы н. г. чернышевский и н. а. добролюбов

Наконец, знание истории своей страны помогает проникнуться к ней теплыми чувствами, иначе говоря – стать патриотом.

Источник: https://topkin.ru/voprosy/raznoe-voprosy/chto-takoe-istoriya/

Введение в историю — Исторические науки

К ним относятся:

Археология – (от греч. «архайос» -древний, «логос»-наука). Наука, занимающаяся исследованием вещественных источников созданных нашими далекими предками обнаруженных в ходе раскопок. Археологию можно назвать царицей исторических наук. 

Хронология (греч. Chronos – время и logos – наука). Наука, изучающая системы летоисчисления и календари различных народов.

Историческая хронология — определяет на основании изучения и сопоставления письменных или археологических источников точные даты различных исторических событий и документов.

Переводятся на современную систему летосчисления события древней истории, известные по источникам под определёнными годами.

Календари

Генеалогия (от греч. – родословная). Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений.

Генеалогия оказывает помощь исследователю-историку в изучении родственных связей и имущественных отношений, вопросов происхождения и содержания исторических источников (определение авторства, датировки и др.).

Родословное древо.

Геральдика (лат. Heraldus – глашатай). Наука, изучающая гербы как исторический источник. Герб — эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца, государства. Геральдика помогает понять и истолковать значение гербов.

Родовой герб Российского императора (1856 г.)

Метрология (греч. Metron – мера и logos – наука). Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса – в их историческом развитии.

Ономастика (греч. Onoma – имя, наименование). Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения.

Имеет несколько разделов: антропонимика – изучает личные имена людей; топонимика – изучает географические названия; этнонимика – изучает названия племен, народов и других этнических общностей; теонимика – изучает имена богов.

Имена египетских фараонов: Птолемей и Аменхотеп

Нумизматика (лат. Numisma – монета). Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. Монеты — источник при изучении истории идеологии, религии, политической мысли общества.

С помощью монет нему можно проследить развитие экономики — их усиление или ослабление, изменение весовой системы, введение в обращение иных металлов. Монеты помогают изучению истории техники и истории искусства. В некоторых случаях это — шедевры изобразительного искусства. Важную информацию могут дать надписи на монетах.

В археологии монеты служат датировки при исследовании различных памятников.

Монеты (слева направо): золотой солид императора Константина (IV в), арабский дирхем (X в), медная копейка Петра I (н. XVIII в.).

Фалеристика (лат . falerae, phalerae — металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия, от греческого phalara — металлические бляхи, побрякушки). Традиционно включаемая в нумизматику вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов, медалей, знаков отличия.

Римская награда — фалера, медаль за взятие Шлиссельбурга (Россия, 1702 г.), ордена Российской империи до 1917 г.

Сфрагистика (греч. Sphragis – печать). Наука, изучающая печати. Печать как признак удостоверения подлинности документа возникла впервые на Древнем Востоке.

Сфрагистика изучает историю формирования и развития государственных  институтов,  изменения государственного аппарата и т.д.

Первый раз мы видим двуглавого орла как символ государства Российского на оборотной стороне печати из красного воска, которой великий князь Иван III скрепил грамоту, данную его родственникам в 1497 году.

Науки, изучающие письменные источники. К ним в частности относятся: эпиграфика – изучает надписи на твёрдых материалах; палеография – изучает памятники древней письменности; дипломатика – изучает документы, договоры, грамоты и др.

Надпись на стене собора Святой Софии в Киеве.

С этими и другими историческими дисциплинами мы познакомимся на следующих занятиях.

Источник: http://wwedenie.ucoz.com/index/istoricheskie_nauki/0-8

История как наука. Структура исторического знания

Изучение любой науки, как известно, начинается с ее определения, раскрытия понятий и категорий, которыми она оперирует.

Термин «история» происходит от греческого слова «ίστορία»– исследование, рассказ.

В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле.

Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству.

Совет

Первоначальное значение этого слова продолжает широко использоваться в бытовой лексике и литературе. Это слово вошло во все современные языки. В науке термин “история” используется в большинстве языков, в двух основных смыслах:

Ø История – как всякий процесс развития в природе и обществе, т.е сам объективный процесс развития Вселенной, Земли, природы, общества, отдельных наук.

Ø История – как наука — комплекс общественных наук (историческая наука), , изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии. История дает нам знание о прошлом с целью понимания настоящего и перспектив развития в будущем.

Геродо́т Галикарна́сский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς, около 484 до н. э. — около 425 до н. э.

) — древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов.

Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицеронназвал его «отцом истории».

История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество.

Следовательно, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе. Известный русский историк В.О.

Ключевский (1841—1911) так писал об истории как науке: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.

Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах» (Ключевский В.О. Соч. в 8-ми т. Т.1. Курс русской истории.Ч.1. — М.,1956. — С. 14).

Обратите внимание

В современной исторической науке происходит заметное слияние этих двух значений вследствие повышенного внимания к изучению влияния, во-первых, геологических и биологических факторов на развитие отдельного человека и человеческого общества; во-вторых, через изучение влияния человеческой цивилизации на окружающую среду. Проблемы экологии становятся тем мостиком, который соединяет естественные, гуманитарные и точные науки, и потому они постепенно переходят в область практической политики.

Таким образом: История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, ко­торый раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хо­зяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, ме­ждународных отношений, деятельности исторических личностей.

Структура исторического знания.

Сегодня историческая наука — это целый комплекс взаимосвязанных между собой наук. Представим схему исторических наук в виде трехгранной усеченной пирамиды. Историческое знание имеет несколько граней.

Во-первых, этоистория отдельных видов человеческой деятельности – Основа исторической науки — собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности, Благодаря постепенному накоплению фактов сложились целые отрасли исторических знаний:

ü гражданская история,

ü история государства и права,

ü история хозяйства,

ü военная история,

ü история культуры,

ü науки и техники,

ü политическая история,

ü история экономики,

ü история духовной культуры и др.

Легко заметить, что каждый из этих разделов включает более частные деления, например история экономики – историю земледелия, историю ремесла, историю промышленности. Политическая история – историю войн, революций, государства и права, наконец, историю династий и многое другое.

Другой гранью является всемирная история, которая опирается на историю видов человеческой деятельности, включает её в себя, но в свою очередь, делится на

ü историю континентов,

ü историю стран,

ü отдельных народов,

ü отдельных регионов

Третьей гранью исторической науки является ряд исторических дисциплин, которые обслуживают собственно историческую науку, разрабатывающих и общие вопросы методики и техники исторических исследований.

ü вспомогательные исторические дисциплины, а также различные методы исторических исследований,

ü археология,

ü источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников),

ü палеография (история письма),

ü геральдика (гербы),

ü сфрагистика (печати),

ü нумизматика (монеты, медали, ордена),

ü топонимика (изучение названий географических пунктов)

ü этнография и др.

Важно

Такая структура исторического знания соответствует процессу специализации во всех областях научного знания, который резко усилился в конце XIX – начале XX века.

Завершает эту структуру «философия истории» или точнее, теория исторического процесса, которая призвана на основе накопленного сегодня исторического материала раскрыть общие закономерности, тенденции развития человеческого общества, и при этом выделить совокупность тех факторов, которые определили различные этапах его развития.

История — наука конкретная. Она требует точного знания хронологии, конкретных фактов, событий, что дает возможность их сопоставления, обобщения, экстраполяции.

Многие проблемы современности, находящиеся в поле зрения экономистов, социологов, политологов, этнологов и других специалистов гуманитарных наук, могут успешно решаться только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромного массива фактов, позволяющих выявить основные тенденции общественного развития. В этом смысле по способу познания общественных явлений и процессов все общественные науки являются историческими.

Сложившуюся совокупность общественных дисциплин, которые изучают различные аспекты человеческой цивилизации (история, философия, социология, политология, юриспруденция, филология, языкознание, этика и др.) в отличие от наук естественных и точных, принято называть системой гуманитарных наук.

Будучи самостоятельными и относительно независимыми, они органически связаны между собой.

Только в совокупности гуманитарные науки способны решить в диалектическом единстве главную задачу, стоящую перед человечеством: познание прошлого и современного состояния общества с целью познания его закономерностей, понимания его настоящего и перспектив будущего.

Изучение гуманитарных дисциплин со­ставляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способству­ет интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.

Совет

В структуре исторического знания четко видна взаимосвязь истории, как с точными, так и естественными науками, не говоря уже о других гуманитарных науках. Попробуйте сами определить наиболее видимые линии этой взаимосвязи.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/37890.html

Ссылка на основную публикацию