Балтийский флот и его борьба против морских перевозок врага — история России
Страница 1 из 9
От авторов сайта. Несмотря на то, что книга переполнена славословиями Ленину и компартии, в ней есть очень много цифр, документов, фактов. То, что мы посчитали неважным, мы поставили уменьшенным шрифтом.
Ленинское руководство Рабоче-Крестьянским Красным Флотом в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны — составная часть многогранной деятельности Коммунистической партии по организации вооруженной защиты Советского государства. За этот период при непосредственном участии и под руководством В. И. Ленина было принято более 600 постановлений и распоряжений по организации и обеспечению флота.
Основываясь на ленинских документах, решениях партии и правительства, директивах Главного командовании Красной Армии, воспоминаниях участников борьбы с силами внешней и внутренней контрреволюции, автор прослеживает историю создания и развития Военно-Морского Флота нашей страны.
Книга рассчитана на офицеров армии и флота, всех интересующихся историей Военно-Морскою Флота СССР.
ВВЕДЕНИЕ
«Великая Октябрьская социалистическая, революции, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В. И.
Лениным, — записано в Конституции Союза Советских Социалистических Республик, — свергла власть капиталистов и помещиков, разбила оковы угнетения, установила диктатуру пролетариата и создала Советское государство — государство нового типа, основное орудие защиты революционных завоеваний, строительства социализма и коммунизма»*.
Исторический опыт борьбы советского народа за построение коммунизма подтвердил жизненность ленинского учения о защите социалистического Отечества, прозорливость политики Коммунистической партии по укреплению обороноспособности Советского государства. Неоднократно после победы Октября трудящимся нашей страны пришлось с оружием в руках отстаивать свои революционные завоевания. И каждый раз империалистическая агрессия разбивалась о несокрушимую мощь страны социализма.
Рождение Рабоче-крестьянской Красной Армии и Флота, их исторические победы над объединенными силами внешней и внутренней контрреволюции при отражении первого нашествия империалистов на Страну Советов положили начало героическому боевому пути Советских Вооруженных Сил. И на всех этапах этого пути важнейшим источником несокрушимости армии и флота, основой основ советского военного строительства являлось руководство Коммунистической партии.
Ленинское руководство Рабоче-Крестьянским Красным Флотом в период иностранной военной интервенции и гражданской войны — составная часть многогранной деятельности Коммунистической партии по организации вооруженной защиты Советского государства.
Партия коммунистов выступала руководителем и организатором революционных сил флота на всех этапах борьбы за победу диктатуры пролетариата.
В огне классовых битв неуклонно возрастал авторитет и влияние большевиков как подлинных выразителей интересов трудящихся, непримиримых борцов за их освобождение от эксплуатации и угнетения.
Политическая работа большевистской партии сыграла решающую роль в революционизировании матросских масс и их переходе на сторону восставшего народа в дни решительного штурма старого мира.
С победой пролетарской революции ленинская партия призвала революционных моряков на борьбу за власть Советов, возглавила боевую деятельность флота на всех фронтах гражданской войны. Под руководством партии новый, рабоче-крестьянский флот стал боевым помощником Красной Армии в борьбе против империалистической агрессии.
В создании, становлении и боевой деятельности каждого вида Вооруженных Сил получил яркое воплощение важнейший принцип советского военного строительства — единство политического и военного руководства. В. И.
Ленин всесторонне обосновал необходимость такого единства, вытекающую из руководящей роли Коммунистической партии в построения социалистического общества, из органической взаимосвязи войны и политики, из самой природы и характера войн в защиту социалистического Отечества.
Единство политического и военного руководства обеспечивалось тем, что все основные направления военной политики, все важнейшие вопросы укрепления обороны страны определялись решениями Коммунистической партии и претворялись в жизнь партийными, государственными, военными организациями.
В решениях партии, ее Центрального Комитета выражались основные требования к организации вооруженной защиты Советской республики.
Партийный, классовый подход к руководству армией и флотом обеспечивал максимальную мобилизацию усилий для укрепления обороны страны, позволял находить правильные пути военного строительства, сосредоточивать внимание на главных направлениях, подчинять решение частных задач достижению главных целей в борьбе против империалистических агрессоров.
Вопросы боевого использования флота решались Центральным Комитетом РКП (б) и Советским правительством во главе с В. И.
Лениным как составная часть общих проблем военной защиты страны, исходя их основных задач на каждом из этапов борьбы, на основе глубокою анализа общей обстановки и всестороннего учета политических, экономических, военно-стратегических факторов.
Ленинское, партийное руководство флотом, как и всеми областями военной деятельности, носило всеобъемлющий характер: оно было повседневным, систематическим, конкретным и целеустремленным, пронизывало все стороны его организации, подготовки и боевого применения.
Ленинские документы, решении партийных съездов и пленумов ЦК, переписка Секретариата ЦК с местными партийными организациями, декреты и постановления Советской власти, протоколы заседаний Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны, директивы Главного командования Красной Армии, воспоминания участников гражданской войны свидетельствуют, что ни один из принципиальных вопросов развития флота не выпадал из поля зрения партии и правительства. В годы гражданской войны и иностранной интервенции при непосредственном участии В. И. Ленина было принято более 500 постановлений и распоряжений по организации, обеспечению, боевому использованию флота. Они определяли главное содержание и направление работы флотских коммунистов, политорганов, партийных организации, всего личного состава РККФ по укреплению его боеспособности;
В годы гражданской войны партией был выработан твердый курс на строительство кадровых, регулярных Вооруженных Сил с четким централизованным управлением и железной воинской дисциплиной, определены основные требования к организационному строению армии и флота, подготовке, обучению и воспитанию кадров, системе комплектования, структуре центральных и флотских органов управления, решены важнейшие проблемы формирования объединений и соединений, создании резервов, материально-технического обеспечения, распределения военно-экономических ресурсов, организации взаимодействия сухопутных и морских сил. В теоретической и практической разработке каждой на этих проблем с особой силой выявилось революционное новаторство политики партии, впервые прокладывавшей пути создания военной организации нового типа.
Подчеркивая значение огромного опыта, приобретенного Коммунистической партией на первых этапах партийного и государственного строительства, В. И. Ленин говорил, что «каждый месяц такой работы и такого опыта стоит десять, если не двадцать лет нашей истории»**.
Ленинские принципы советского военного строительства стали незыблемой основой дальнейшего укрепления обороноспособности Советского государства. Боевое могущество Советской Армии и Военно-Морского Флота — результат титанической деятельности Коммунистической партии и всего советского народа, воплощение в жизнь и развитие на практике ленинских идей о защите социализма.
* Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977, г. 3.
** Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 499.
Источник:
Балтийский флот Великой Отечественной войны | СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ!
Балтийский флот – один из старейших военно-морских флотов нашей страны. Его история насчитывает более трёх столетий.
На протяжении этого времени было одержано немало славных побед над противником, пытавшимся оттеснить русское государство от побережья Балтийского моря. Балтийцам не раз приходилось отстаивать интересы Родины на разных морях.
В боевую летопись флота вошли победы в устье Невы и у Гангута, у Эзеля и Гренгама, Чесмы, Афона и Наварина.
Во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Балтийский флот оказывал содействие войскам Ленинградского фронта в наступлении на Карельском перешейке и занял острова Гогланд, Лавенсари, Сескар.
Тяжелым испытанием для флота стала Великая Отечественная война, в годы которой балтийцы вели героическую борьбу с захватчиками на море, и в воздухе, принимали активное участие в обороне Либавы, Таллина, Моонзундских островов, Ханко и Ленинграда, спасая город от голода и обстрелов вражеской артиллерии.
В годы Великой Отечественной войны Краснознаменным Балтийским флотом командовал вице-адмирал, с конца мая 1943 г. – адмирал В.Ф. Трибуц, член Военного совета дивизионный комиссар М.Г. Яковенко, начальник штаба контр-адмирал Ю.А. Пантелеев.
Относительно военно-морских сил, в планах вторжения гитлеровской Германии в СССР указывалось: «необходимо быстро овладеть районом Балтийского моря, чтобы подвоз руды через Балтийское море не прерывался на слишком продолжительное время и чтобы русские не могли вести длительную минную войну».
На Балтику для обеспечения боевой деятельности группы армий «Север» и действий против Балтийского флота фашистское командование предоставило около ста боевых кораблей, в том числе 5 подводных лодок, 10 минных заградителей, 28 торпедных катеров, сторожевые корабли, 10 флотилий тральщиков. Однако эти силы могли быть усилены крупными надводными кораблями из зоны Северного моря, что неоднократно и подтверждалось в ходе боевых действий.
Балтийскому флоту оперативным планом советского командования были поставлены задачи: не допустить морских десантов противника на побережье Латвийской и Эстонской CCР на острова Моонзундского архипелага; совместно с ВВС Красной Армии нанести поражение германскому флоту при его попытках пройти в Финский залив; не допустить проникновения кораблей противника в Рижский залив; содействовать сухопутным войскам на побережье Финского залива и на полуострове Ханко, обеспечивая их фланг а также, в случае выступления против СССР Финляндии, уничтожить береговую оборону финнов; уничтожить боевые флоты Финляндии и Швеции при их выступлении против СССР; обеспечить в первые дни войны переброску двух стрелковых дивизий с северного побережья Эстонской ССР на полуостров Ханко, а также быть готовым к высадке десанта на Аландские острова; прервать морские коммуникации неприятеля в Балтийском море и Ботническом заливе.
В состав Балтийского флота к началу войны входили: 2 линейных корабля («Марат» и «Октябрьская революция»); 2 крейсера («Киров» и «Максим Горький»); 2 лидера эскадренных миноносцев («Ленинград» и «Минск»); эскадренные миноносцы типов «Гневный» и «Новик» – 14 и 7 (соответственно); сторожевые корабли типа «Тайфун» – 7; канонерские лодки – 2; минные заградители – 4; тральщики БТЩ и других типов – 14 и 17; катера и малые «охотники» за подводными лодками – 44; бронекатера – 4; торпедные катера 79 (по другим данным – 48); подводные лодки типов – 59 (из них 5 в ремонте); подводные лодки более старых типов – 6.
Источник: https://valdvor.ru/periody/baltijskij-flot-i-ego-borba-protiv-morskih-perevozok-vraga-istoriya-rossii.html
Вторая мировая война: борьба Военно-Морского Флота на коммуникациях 1942 г
В течение весеннего и летне-осеннего периодов 1942 г. Военно-Морской Флот Советского Союза участвовал в совместных операциях с сухопутными войсками на приморских направлениях (при обороне Крыма, Кавказа, Ленинграда, Заполярья) и выполнял самостоятельные задачи на Баренцевом, Карском, Балтийском, Черном, Азовском и Каспийском морях, Ладожском и Онежском озерах.
Одной из основных стратегических задач флота являлась защита своих и нарушение вражеских коммуникаций.
Она решалась напряженной повседневной боевой деятельностью различных родов сил флота, путем организации и проведения специальных операций подводных сил Балтийского флота на коммуникациях врага, Северного флота по проводке союзных и арктических конвоев и Черноморского флота по обеспечению морских перевозок.
Обстановка, в которой начинали весной 1942 г. борьбу на коммуникациях Северный, Балтийский и Черноморский флоты, была следующей. Несмотря на крушение фашистского блицкрига в 1941 г.
и провал расчетов гитлеровских стратегов уничтожить советский Военно-Морской Флот как боевую силу путем захвата всех его военно-морских баз с суши, борьба за приморские плацдармы и на морских коммуникациях продолжала усиливаться.
Особенно напряженной она была за Крым, Новороссийск, Туапсе и за внешнюю северную морскую коммуникацию.
Напряженной была обстановка на крайнем северном участке фронта, где линия боевого соприкосновения войск сторон проходила всего в 40— 50 км от Кольского залива и Мурманска — основного пункта приема союзных конвоев. Ожесточенная борьба развернулась против конвоев на переходе морем. Благодаря активности Северного флота противник не смог осуществить запланированное наступление своих войск на мурманском направлении.
В 1941 г. противник стремился уничтожить советский флот на Балтийском море. Но хотя флот и понес значительные потери в кораблях, он сумел сохранить свое боевое ядро. Особенно осложнилось к весне 1942 г. базирование флота.
Единственная его база — Кронштадт — находилась в зоне действий вражеской артиллерии. В 100 км западнее Кронштадта силы флота удерживали острова Сескар, Пенисари и Лавенсари, являвшиеся передовыми пунктами базы.
Они прикрывали подступы к Кронштадту и Ленинграду и обеспечивали выход подводных лодок в Балтийское море.
В Финском заливе из-за чрезвычайно опасной минной обстановки использование кораблей было сильно затруднено.
Для действий в Балтийском море могли быть использованы только подводные лодки, а в восточной части Финского залива — боевые катера.
Крупные надводные корабли, береговая артиллерия, авиация, части ПВО и морской пехоты решали совместно с Ленинградским фронтом общую задачу по защите блокированного города.
Огромное значение имело Ладожское озеро, по которому шло снабжение населения, промышленности и войск Ленинградского фронта и Балтийского флота. Главную роль здесь играла Ладожская военная флотилия.
Корабли Балтийского флота угрожали свободному плаванию немецкого транспортного флота в Балтийском море. Враг решил блокировать советские подводные лодки минными заграждениями, кораблями и авиацией. Главнокомандующий финскими вооруженными силами К.
Маннергейм, в соответствии с планом блокадных действий, в конце марта организовал захват важных островов в средней части Финского залива — Гогланда и Большого Тютерса, на линии которых с освобождением залива ото льда была оборудована противолодочная блокадная позиция.
Черноморский флот участвовал в напряженной борьбе за Крым и препятствовал перевозкам противника в западной части Черного моря.
В стратегических планах сторон на летне-осенний период 1942 г. боевым действиям на море отводилось значительно больше внимания, чем это было в минувшем году.
Так, в директиве ОКВ № 41 задачи германского флота определялись следующим образом: «На Черном море главная задача военно-морского флота, насколько это позволяют имеющиеся в распоряжении боевые и сторожевые корабли, а также тоннаж грузовых судов, состоит в том, чтобы частично взять на себя подвоз снабжения для сухопутных сил и авиации.
Ввиду того что русский Черноморский флот еще сохранил свою боеспособность, особенно важно быстрое приведение в боевую готовность легких боевых кораблей, переводимых в Черное море.
Безопасность плавания в Балтийском море должна быть обеспечена путем блокады русских военно-морских сил во внутренней части Финского залива».
Однако главная цель стратегического использования флота Германии в борьбе против Советского Союза состояла в сосредоточении основных усилий на срыве англо-американских поставок оружия и материалов, нанесении ударов по конвоям, направляемым в северные порты СССР из Великобритании.
Избранное гитлеровским командованием направление главного удара в летней кампании 1942 г. на Восточном фронте примыкало к Черному морю. Поэтому, естественно, что задача перевозки грузов для сухопутных войск по морю встала перед противником как первоочередная.
Он увеличивал здесь количество транспортных судов и эскортных сил. Еще в декабре 1941 г.
в директиве № 39 Гитлер приказал во все возрастающем количестве строить на территории самой Германии, в союзных ей и оккупированных странах малые корабли, предназначенные для перевозки военных грузов, в особенности на Черном и Эгейском морях.
Однако враг не имел возможности сосредоточить на Черном море достаточные морские ударные силы. Борьба с боевыми кораблями советского Черноморского флота возлагалась на авиацию, которая должна была действовать в тесном взаимодействии с военно-морским флотом.
Большое внимание уделяло гитлеровское командование Волге и Каспийскому морю. В июле 1942 г. в директиве № 45 была поставлена задача парализовать движение судов по Нижней Волге и Каспийскому морю, чтобы нарушить воинские перевозки и транспортировку нефтепродуктов, а также связь СССР с союзниками через Каспийское море и Иран. Было приказано перевезти на Каспийское море малые боевые корабли.
Поскольку боевая деятельность советских флотов на всех трех основных морских театрах проходила в рамках совместных операций с сухопутными войсками и авиацией и самостоятельно на огромных но протяженности коммуникациях, управление ими имело свои особенности: все флоты находились в двойном подчинении — командующих войсками фронтов, действовавших на приморских направлениях, и народного комиссара Военно-Морского Флота.
В боевой готовности находился и Тихоокеанский флот. Тем не менее Государственный Комитет Обороны весной 1942 г. счел возможным передать из состава этого флота несколько эскадренных миноносцев и подводных лодок для усиления Северного флота, а также направить около ста тысяч офицеров и матросов для использования на сухопутном фронте.
С большим напряжением действовал морской транспортный флот СССР. В течение первого года войны пароходства Балтийского и Черноморско-Азовского бассейнов потеряли больше половины своего тоннажа. К маю 1942 г. морской транспортный флот состоял из 519 судов грузоподъемностью около 1,3 млн. тонн Для внешних перевозок использовалось до 90 судов.
Транспортные связи со странами антигитлеровской коалиции осуществлялись: через Тихий океан в дальневосточные порты; через Персидский залив, Иран и Каспийское море; через Северную Атлантику — в северные порты СССР. Последний путь был короче других.
Порты разгрузки находились сравнительно близко от фронта, и доставленное оружие быстро доходило до войск. Но самый короткий путь был и самым опасным: здесь действовали крупные силы флота и авиации противника.
Транспортировка грузов через Тихий океан требовала много времени (учитывая перевозки железнодорожным транспортом по территории США и Советского Союза). Еще более неудобным был путь через Персидский залив и Иран. Переход судов из США в Иран занимал более 70 суток.
Затем следовала транспортировка к месту назначения с несколькими промежуточными перегрузками.
Для доставки грузов из США и Великобритании в северные порты СССР и порты Персидского залива использовались главным образом суда союзных стран, а через Тихий океан — в основном советские суда.
Северный флот под командованием вице-адмирала А. Г. Головко после стабилизации линии фронта на мурманском направлении основные усилия направил на обеспечение морских перевозок и нарушение коммуникации противника вдоль берегов Северной Норвегии. Часть сил флота оказывала содействие сухопутным войскам, поскольку существовала угроза Мурманску и базированию кораблей в Кольском заливе.
В обороне Мурманска и Кольского залива большое значение имели полуострова Средний и Рыбачий. Не случайно противник готовил специальную операцию «Визенгрунд» («Луг») по захвату полуострова Рыбачий, о чем Ставка 10 июня предупредила Военный совет Северного флота.
Для обороны этих полуостровов по распоряжению Ставки от 12 июля был создан Северный оборонительный район (СОР) под командованием генерала С. И.
Кабанова, в состав которого вошли усиленный укрепленный район, две бригады морской пехоты, артиллерийский дивизион, истребительная авиаэскадрилья и группа кораблей Северного флота.
Северный оборонительный район сыграл важную роль в обороне Заполярья, и прежде всего пункта приема конвоев — Кольского залива. В то же время артиллерийские батареи, располагавшиеся на полуострове Средний, огнем перекрывали вход в залив Петсамо и затрудняли противнику использование прифронтового порта.
Не сумев захватить Мурманск сухопутными войсками, гитлеровское командование главные усилия флота и авиации направило на нарушение северной морской коммуникации, по которой осуществлялась связь СССР с Великобританией и США. 5-й воздушный флот под командованием Х. Ю.
Штумпфа получил задачу разрушить Мурманск до основания. С апреля массированные налеты на город совершались в среднем через день. Наибольшее число их пришлось на июнь, когда авиация бомбила Мурманск по два-четыре раза в сутки.
Так как постройки в городе были в основном деревянные, Мурманск пострадал не столько от прямых попаданий бомб, сколько от пожаров.
Еще в начале года по решению ГКО для обеспечения приема союзных конвоев и грузов были построены дополнительные причалы и склады. Из разных концов страны для работы в Мурманском порту прибыло 3500 рабочих.
Из личного состава флота и местного населения создавались разгрузочные команды.
Работы по расширению арктических портов и увеличению их пропускной способности возглавил уполномоченный ГКО известный полярник дважды Герой Советского Союза И. Д. Папанин.
Государственный Комитет Обороны дополнительно предоставил Мурманскому дивизионному району ПВО страны и частям ПВО Северного флота зенитную артиллерию и самолеты-истребители. Была усилена противовоздушная оборона Архангельска и Иоканги.
Форсировалось строительство аэродромов в восточной части Кольского полуострова. Как только позволила ледовая обстановка, значительную часть судов, приходивших из Великобритании, стали направлять в Архангельск.
В результате разгрузка их происходила в сравнительно спокойных условиях.
Основная опасность подстерегала конвои в море: немецкое командование проводило против них операции с привлечением подводных лодок, авиации и крупных надводных кораблей.
В Северной Норвегии находились новейший линейный корабль «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Хиппер», легкий крейсер «Кёльн», две флотилии эскадренных миноносцев и другие корабли. Там же базировались 20 подводных лодок и крупные силы вражеской авиации.
Сосредоточивая в этом районе основные силы надводного флота и 5-го воздушного флота, гитлеровское командование в то же время стремилось прикрыть свой северный стратегический фланг и предотвратить возможную высадку десанта в Северной Норвегии. В директиве Гитлера от 10 января 1942 г.
говорилось: «Целевой установкой на будущее остается по-прежнему развертывание военно-воздушных сил и военно-морского флота для борьбы против англосаксонских держав. Этот принцип должен учитываться при всем планировании вооружений…
В рамках выделенного количества сырья главное направление дальнейшего вооружения состоит в сосредоточении усилий на строительстве и содержании подводных лодок.
Наряду с этим остаются важными задачами: обеспечение службы конвоев и обороны Норвегии, а также всей прибрежной полосы…»
Передислокация крупных надводных кораблей немецкого флота из атлантических портов Франции и портов Германии в шхеры Северной Норвегии облегчила англо-американскому командованию решение задачи по защите коммуникаций в Атлантике.
«Мы и наши американские союзники,— писал У. Черчилль,— были очень рады, что к напряжению подводной войны в самый ее смертоносный период не прибавился такой фактор, как крупные рейды быстроходных германских военных кораблей».
Следует заметить, что оперативные планы, разработанные перед войной, не предусматривали использования советского Северного флота вдали от своих берегов и в океане. Поэтому его силы и боевые возможности не полностью соответствовали тем задачам, которые встали перед ним в развернувшейся войне. Весной 1942 г.
в его состав входило 7 эскадренных миноносцев, 21 подводная лодка, 27 сторожевых кораблей, 6 торпедных катеров, 4 минных заградителя, 20 малых охотников, свыше 50 тральщиков и катеров-тральщиков и около 150 боевых самолетов.
Государственный Комитет Обороны в течение лета усилил Северный флот несколькими подводными лодками, 10 сторожевыми катерами и 10 тральщиками, что позволило восполнить боевые потери. Количество самолетов в течение лета было почти удвоено.
Обеспечение конвоев и борьба с морскими силами Германии являлись общей задачей трех основных государств антифашистской коалиции — СССР, Великобритании и США. Транспорты с грузами союзников для СССР формировались в конвои в РТсландии. Обратные конвои с экспортными товарами выходили из Мурманска и Архангельска.
Охранение союзных конвоев возлагалось на флот Великобритании. Северный флот должен был создавать благоприятные условия плавания в своей операционной зоне — восточнее меридиана 20° (Тромсё) и усиливать здесь непосредственное охранение конвоев.
Для успешного решения этих задач Ставка Верховного Главнокомандования передала Северному флоту 95-й истребительный авиационный полк в составе 20 дальних истребителей Пе-3, которые могли встречать конвои на удалении 200 миль от побережья, а с мая 1942 г.
на время операций по прикрытию конвоев — авиацию Карельского фронта и Архангельского военного округа, а также часть бомбардировочной авиации резерва Верховного Главнокомандования и Мурманского дивизионного района ПВО. В директиве Ставки от 19 июня 1942 г.
, адресованной наркому ВМФ, командующему ВВС Северного флота, командующему Карельским фронтом, командующему Военно- Воздушными Силами, командующему Войсками ПВО страны, командующему Архангельским военным округом, указывалось:
«Первое. Передать в полное подчинение ударную авиагруппу тов. Семенова (полковник П. А. Семенов — командир авиагруппы резерва Ставки.— Ред.) с перебазированием ее по указанию командующего ВВС Северного флота.
Источник: https://agesmystery.ru/rubriki/vojny-i-tajny/vtoraya-mirovaya-vojna-borba-voenno-morskogo-flota-na-kommunikaciyax-1942-g/
Борьба балтийского флота СССР за морские пути в 1943 г
К весне 1943 г. в связи с подготовкой фашистской Германией наступления на восточном фронте возросло значение морских сообщений на Балтийском море.
По ним шло снабжение группы армий «Север», поддерживалась связь с Финляндией, ежегодно доставлялось из Швеции более 10,7 млн. тонн железной руды {716}.
Оценивая общую обстановку на 20 мая, главнокомандующий военно-морскими силами Германии гросс-адмирал Дениц охарактеризовал Балтийский морской театр как «жизненно важный район для боевой подготовки подводных лодок и перевозки железной руды» {717}.
Группировка военно-морских сил противника в Финском заливе включала 118 немецких боевых кораблей, в том числе канонерские лодки, сторожевые корабли, катера, а также 124 финских корабля, среди них броненосец береговой обороны и 5 подводных лодок {718}.
В блокаде Ленинграда и Балтийского флота участвовали 1-й немецкий воздушный флот (до 490 самолетов) и финские военно-воздушные силы (280 самолетов) {719}.
Кроме того, в Балтийском море находились 1 линкор, 5 крейсеров, 4 миноносца, около 170 кораблей других классов, большое количество подводных лодок, а в базах Пиллау, Киль и других имелось свыше 700 катеров для охраны рейдов и побережья {720}.
Флоту ставились две основные задачи: блокировать корабли советского флота в восточной части Финского залива; обеспечить безопасность немецких и финских коммуникаций на Балтике.
Для Советского Союза Балтика имела особое значение, так как здесь базировались крупные силы флота, защищавшие подступы с моря к Ленинграду. Успешные действия советского флота на коммуникациях противника могли оказать существенное влияние на подрыв его военно-экономической мощи.
Восстановление моста разрушенного во время Великой Отечественной
Краснознаменный Балтийский флот — командующий вице-адмирал В. Ф. Трибуц — находился в оперативном подчинении командующего Ленинградским фронтом.
Флот должен был защищать подступы к Ленинграду [286] со стороны моря, прикрывать приморские фланги фронта, оказывать поддержку сухопутным войскам, вести контрбатарейную борьбу, а также обеспечивать воинские перевозки в восточной части Финского залива и в Невской губе, нарушать морские коммуникации врага.
Ладожская военная флотилия под командованием контр-адмирала В. С. Черокова, входившая в состав Балтийского флота, обеспечивала коммуникации на Ладожском озере.
Краснознаменный Балтийский флот и Ладожская военная флотилия к началу апреля насчитывали 1 линейный корабль, 2 крейсера, 2 лидера и 11 эскадренных миноносцев, 29 подводных лодок, 24 торпедных катера, 385 малых кораблей и других катеров, 232 боевых самолета. В течение года в состав флота вступили 3 новые подводные лодки, 39 торпедных катеров и 53 малых корабля и катера {721}.
Силы флота действовали в очень тяжелых условиях. Корабли, базировавшиеся в Ленинграде и Кронштадте, находились в пределах досягаемости огня вражеской артиллерии.
Немецко-фашистское командование для блокады советского флота и защиты коммуникаций на Балтике решило закрыть выход из восточной части Финского залива сетевыми и минными заграждениями. В апреле — мае между островом Нарген (Найссар) и полуостровом Порккала-Удд вражеские корабли поставили противолодочные сети.
Проход между островами Нарген и Аэгна также был загражден сетями. Сети длиной более 30 миль устанавливались в два ряда на расстоянии 150 — 200 м друг от друга. В тех местах, где рельеф дна позволял подводным лодкам пройти под сетью, применялись донные магнитные мины.
Восточнее сетевого заграждения располагались линии мин в несколько рядов каждая. Мины ставились на различной глубине с целью перекрыть толщу воды от поверхности залива до дна. Всего было использовано 9834 мины и 11 244 минных защитника {722}.
Противолодочные заграждения прикрывались береговыми батареями, установленными на островах Мякилуото, Нарген и Аэгна. На островах и побережье находились зенитные батареи, радиолокационные и шумопеленгаторные станции, мощные прожекторы.
Таким образом, в районе Нарген, Порккала-Удд противник создал мощную противолодочную позицию, чтобы полностью преградить советским кораблям выход в открытое море. Кроме того, он усилил противолодочную позицию протяженностью около 50 миль в районе острова Гогланд. Здесь в 1943 г. было поставлено в несколько ярусов 2274 мины и 1465 минных защитников {723}.
По обе стороны минных и сетевых заграждений постоянно находились корабельные дозоры, а самолеты осуществляли систематическое патрулирование.
В 1943 г. гитлеровцы подтянули под Ленинград значительное количество тяжелой артиллерии (210 — 420-мм калибра) для обстрела объектов Ленинграда и Кронштадта. Дальнобойная артиллерия противника занимала огневые позиции за пределами досягаемости огня основной массы артиллерии Ленинградского фронта. Поэтому одной из основных задач флота являлась контрбатарейная борьба.
Особую роль в подавлении дальнобойных батарей, в том числе установленных на железнодорожных платформах, сыграла артиллерия флота, имевшая дальность стрельбы до 50 км (356-мм).
Специальная группа артиллерии флота совместно с артиллерией фронта наносила удары по вражеским батареям в районе Мги, обстреливавшим временный железнодорожный мост через Неву в районе [287] Шлиссельбурга и железную дорогу Шлиссельбург — Поляны.
В результате совершенствования организации контрбатарейной борьбы удалось сократить число варварских обстрелов немецкой дальнобойной артиллерией Ленинграда и тем самым сохранить жизнь многих советских людей, а также предотвратить разрушение фабрик, заводов, жилых домов, бесценных архитектурных памятников города, обеспечить базирование основных сил флота.
Учитывая сложную обстановку, советское командование стремилось гибко применять силы флота для нарушения вражеских морских коммуникаций.
Подводные лодки в мае — августе неоднократно пытались осуществить прорыв порккалауддской противолодочной позиции, но каждый раз встречали сильное противодействие. При этом погибли две подводные лодки.
В связи с этим Ставка Верховного Главнокомандования дала указание отменить выход подводных лодок в Балтийское море. Борьба на вражеских коммуникациях в открытой части моря была возложена на авиацию флота.
В Финском заливе активно действовали надводные корабли и авиация. С августа началось массированное использование штурмовиков против вражеских конвоев на сообщениях в центральной части Финского залива. В результате резко сократилось движение на участке Нарва — Гогланд — Котка, а переходы судов в светлое время суток прекратились.
В 1943 г. для нарушения вражеского судоходства в Балтийском море было произведено 229 самолето-вылетов торпедоносцев {724}.
Появление советской торпедоносной авиации в открытом районе Балтийского моря и в Ботническом заливе оказалось неожиданным для немецко-фашистского командования.
Сосредоточив внимание на совершенствовании противолодочных позиций в Финском заливе, оно ослабило состав охранения своих судов. Гитлеровцам пришлось спешно создавать противовоздушную оборону конвоев и привлечь дополнительные силы для защиты коммуникаций.
В результате атак авиации флота противник потерял с весны и до конца года 12 транспортов, сторожевой корабль, 2 тральщика, 12 других судов {725}.
Однако до конца года на размах действий авиации флота оказывало влияние большое удаление ее аэродромов от западного и даже восточного участков морских коммуникаций противника, а также привлечение значительного числа самолетов для поддержки сухопутных войск.
Повысили активность на путях сообщений в Финском заливе торпедные и сторожевые катера. В период навигации торпедные катера группами 43 раза выходили на поиск вражеских судов и совершили 40 торпедных атак.
Катера поставили 770 мин и минных защитников на морских сообщениях противника {726}.
В результате атак торпедных и сторожевых катеров противник потерял надводный заградитель, 2 тральщика, торпедный катер и конвойное судно {727}.
Всего в результате действий авиации, надводных кораблей и береговой артиллерии Балтийского флота с весны до конца года противник потерял 32 судна (12 транспортов, сторожевой корабль, 4 тральщика и др.). Кроме того, на минах по навигационным и другим причинам погибло на Балтике 26 его судов, в том числе 6 подводных лодок {728}.
Постоянное внимание командование флота уделяло защите морских коммуникаций Ленинград — Кронштадт и Кронштадт — остров Лавенсари.
[288] На каждой из них движению советских кораблей и транспортов противодействовали огонь береговой артиллерии, мины, авиация и корабли противника.
Обеспечение бесперебойного движения между Кронштадтом и островами восточной части Финского залива являлось важнейшей задачей флота.
Большую роль в защите коммуникаций между Ленинградом, Кронштадтом, Лавенсари играли силы охраны Кронштадтского морского оборонительного района.
Они осуществляли траление мин, представлявших основную опасность на пути следования конвоев, отражали атаки торпедных катеров и других малых кораблей, несли дозорную службу. В 1943 г.
только экипажи тральщиков выполнили до 600 боевых заданий по тралению мин и проводке кораблей за тралами. Они уничтожили около 300 мин, провели за тралами 160 боевых кораблей и более 600 вспомогательных судов {729}.
Важный вклад в обеспечение безопасности движения конвоев и боевых кораблей на трассе Кронштадт — острова восточной части Финского залива внесла авиация Балтийского флота. Конвои на этой трассе почти не несли потерь от вражеских самолетов.
Для прикрытия военно-морских баз, кораблей и транспортов на переходе морем авиация флота в 1943 г. совершила до 4000 самолето-вылетов {730}.
Во время перехода конвоев она наносила удары по вражеским аэродромам, военно-морским базам, портам, береговым батареям и другим объектам с целью уничтожить или сковать силы, которые противник мог привлечь для атак против советских конвоев.
Защита конвоев, следовавших по маршруту Ленинград — Кронштадт — Ораниенбаум, являлась повседневной боевой деятельностью Балтийского флота. Однако поставленная в конце октября флоту задача по перевозке войск и боевой техники 2-й ударной армии из Ленинграда и с Лисьего Носа на ораниенбаумский плацдарм потребовала проведения специальной операции.
Перевозки войск осуществлялись в темное время суток. Это обеспечило скрытную перегруппировку армии на ораниенбаумский плацдарм. Любая попытка помешать движению советских судов подавлялась огнем артиллерии береговых батарей Ленинградской военно-морской базы и Кронштадтского оборонительного района, а также авиацией флота.
Как только вражеская артиллерия открывала огонь по судам, они прикрывались дымовыми завесами.
Личный состав Балтийского флота успешно решил поставленную задачу по обеспечению коммуникаций. Силами флота в Финском заливе в навигационный период было перевезено 213 122 человека и 365 303 тонны воинских и народнохозяйственных грузов {731}.
После прорыва советскими войсками блокады Ленинграда и уничтожения вражеских артиллерийских батарей в районе Шлиссельбурга значительно облегчились действия Ладожской военной флотилии.
Усиление противовоздушной обороны советских баз и конвоев вынудило немецко-фашистское командование пойти, по существу, на прекращение действий своей авиации на Ладоге. Во второй половине года она вела лишь воздушную разведку.
Корабли Ладожской военной флотилии надежно охраняли транспортные суда на переходе. Благодаря этому суда доставили в Ленинград в навигацию 1943 г. 240,4 тыс. тонн грузов, более 162 тыс. человек и 855,7 тыс. кубометров лесоматериалов {732}.
В сложных условиях продолжала [289] борьбу Онежская военная флотилия, оказывавшая огневое содействие войскам 7-й армии и надежно защищавшая побережье и озерные коммуникации. Ее корабли обеспечили переход более 800 судов с войсками и грузами {733}.
Оглавление. Завершение перелома во Второй мировой войне
Источник: http://www.protown.ru/information/hide/5209.html
Флот встретил врага достойно
В наше время часто задают вопрос: Чем объяснить сравнительно высокую боевую готовность военно-морского флота в начальном периоде войны? Давно известно, что 18 декабря 1940 года Гитлер утвердил план нападения на СССР, получивший кодовое название «Барбаросса» (директива №21).
Немецко-фашистское военное руководство в этом плане исходило из чисто сухопутной концепции борьбы с Советским ВМФ. Упор делался на захват с суши военно-морских баз на всех театрах военных действий, что демонстрировало явную недооценку мощи нашего флота.
Первое сообщение разведки о готовящемся нападении фашистской Германии на Советский Союз поступило в Москву уже 29 декабря 1940 года. Весной 1941 года командование Военно-Морским флотом с большим беспокойством следило за нарастанием угрозы на морских театрах.
Особенно сложной была обстановка на Балтике, где находились основные группировки военно-морских сил фашистской Германии и Советского Союза. В соответствии с планом прикрытия государственной границы военным округам и флотам в начале мая 1941 года были доведены уточненные задачи.
На Северный флот возлагалось: уничтожить флот противника при его появлении в Баренцевом и Белом морях; содействовать 14-й армии в обороне полуостровов Средний, Рыбачий, Кольский и занятии Петсамо; закрыть проход судам противника в Белое море; совместно с частями Архангельского военного округа оборонять побережье Белого моря; проводить крейсерские действия подводными лодками на морских сообщениях у западного побережья Норвегии и пролива Скагеррак.
Наиболее напряженные боевые действия ожидались на Балтийском море. Поэтому краснознаменный Балтийский флот должен был не допустить высадки морских десантов на побережье Прибалтики и на острова Эзель и Даго; совместно с Военно-Воздушными Силами нанести поражение германскому флоту при его попытках пройти в Финский и Рижский заливы.
В случае вступления в войну Финляндии флот должен был уничтожить ее Военно-Морские силы, содействовать сухопутным войскам на побережье Финского залива и на полуострове Ханко, активные действия флота предусматривались в собственно Балтийском море в целях нарушения морских коммуникаций противника и содействия сухопутным войскам при их продвижении на приморском направлении.
Преимущество советского флота на Черном море позволяло применить его более активно.
На Черноморский флот возлагались задачи: обеспечить господство на море; активными минными постановками и действиями подводных лодок не допустить прохода кораблей вражеской коалиции через проливы в Черное море, подвоза морем войск и боевого снаряжения в порты Румынии, Болгарии и Турции, высадки морских десантов на советское побережье Черного моря. В случае вступления в войну Румынии уничтожить ее флот, прервать морские коммуникации и блокировать побережье, включая устье Дуная, содействовать приморскому флангу сухопутных войск.
Пинской военной флотилии были поставлены следующие задачи: содействовать войскам 4-й армии в ходе оборонительных и наступательных операций вдоль рек Западный Буг и Висла.
Военно-морские силы фашистской Германии боевые действия на море против Советского Военно-морского Флота фактически начали за неделю до начала Великой Отечественной войны.
15 июня 1941 года главное командование военно-морских сил Германии приказало уничтожить советские подводные лодки при их обнаружении в Балтийском море к югу от линии Клайпеда – южная оконечность остров Эланд. Немецкий военно-морской флот начал ставить по этой линии минное заграждение «Вартбург» из 3300 мин.
Накануне войны были выставлены минные заграждения у Кольберга, в Данцигской бухте, на подходах к Талину, Лиепае (Либаве) и Вентспилсу (Виндаве), в устье Финского залива и в Ирбенском проливе.
Нарастание угрозы нападения со стороны фашистской Германии вызвало ряд своевременных указаний нашего командования. На всех флотах были усилены разведка и дозорная служба.
По мере нарастания угрозы нападения агрессора боеготовность флота к отражению ударов противника повышалась от степени к степени в соответствии с директивой наркома ВМФ 9760с от 23 июня 1939 года «Об установлении для флота трех степеней оперативной готовности».
На основе директивы на флотах были разработаны и утверждены военными советами в январе 1941 года «Инструкции по оперативным готовностям флота на мирное время».
На повышение уровня боевой готовности повлияли качественные изменения в системе боевой подготовки Военно-Морского Флота, связанные с переходом от сезонной к круглосуточной боевой подготовке.
Произведенная накануне войны проверки боевой готовности соединений, частей и кораблей показала высокую эффективность введенных на флоте оперативных готовностей.
В связи с возрастающей угрозой нападения агрессора Северный и Краснознаменный Балтийский флоты 19 июня 1941 года по приказу наркома ВМФ были приведены в повышенную боевую готовность, базы и соединения получили приказ рассредоточить силы и усилить наблюдение за водой и воздухом.
В 3 часа 15 минут 22 июня 1941 года фашистская авиация произвела налеты на Севастополь и Измаил, в 4 часа – на Кронштадт. Именно из Севастополя в Москву поступили первые сведения о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Благодаря высокой боевой готовности действующие флоты в первый день войны не потеряли ни одного боевого корабля. Противник не смог добиться внезапности, на которую возлагал большие надежды.
Литература:
- Великая отечественная война М.: 2001.
- 65 лет великой победы М.: 2010.
- Военная история «Воениздат» М.: 1992 .
- боевая летопись Военно-Морского флота «Воениздат» 1983.
- ЦВМА, ф.11,д. 17814/1, л. 3,21. ЦВМА,ф.2, д. 20600,л. 120, 127.
Габриэль Цобехия
Источник: http://morpolit.milportal.ru/flot-vstretil-vraga-dostojno/
Подводная война на балтике
Фашистская Германия активно применяла авиабомбы для нанесения максимального урона Балтийскому флоту, но не сумев с помощью авиабомб уничтожить крупные корабли флота, гитлеровцы решили добиться этой цели другим оружием.
Минирование рек и каналов
Когда на Неве начал ломаться и двигаться лед и появилась чистая вода в заливе, вражеские самолеты в одиночку и группами, под прикрытием ночной темноты, стали сбрасывать в реку и Морской канал сотни разных мин. Минировали они и Кронштадтскую бухту. Наибольшую опасность представляли донные мины, с новыми секретными взрывателями — акустическими, магнитными, инерционными и другими.
Балтийцы заранее готовились к борьбе с этим коварным оружием и имели у себя кое-какое «противоядие». В основном использовались тралы-баржи, заполненные пустыми бочками и различным металлоломом.
Они двигались на буксире за размагниченным катером. Такая баржа приобретала значительное магнитное поле, которое вызывало взрыв мины.
Потом на эти баржи установили вибраторы различной мощности, создававшие акустическое поле, воздействовавшее на взрыватель.
Смекалка русских солдат
По собственной инициативе матросы, старшины и офицеры изобретали и другие способы борьбы с коварными минами врага. Народная мудрость и сметка помогали найти выход.
Командование флота всегда с вниманием относилось к предложениям подчиненных, решительно поддерживало их инициативу, давало «добро» на смелые, зачастую, рискованные начинания.
Так было с внедрением винтовочного гранатомета, разработанного флотскими офицерами Н. Г. Пановым и Ф. Д. Жиляевым поздней осенью 1941 г. в Кронштадте.
Гранатомет испытали на переднем крае у Пулковских высот. Он показал себя хорошо — метал гранаты до 100 метров, прямо в окопы гитлеровцев. В течение всей блокады гранатометы флотских инженеров использовались также в войсках фронта.
Так было и с прожекторами, которые установили в районе Ораниенбаума. Долгое время не находили способа, как замаскировать от гитлеровских наблюдений Морской канал, по которому корабли шли из Ленинграда в Кронштадт. Дымовые завесы в сильный ветер мало помогали.
Однажды кто-то предложил включить мощные прожектора с рассеивателями, которые образуют стену света от Ораниенбаума в сторону Стрельни.
Командующему флоту Трибуцу это предложение понравилось. Попробовали и убедились — гитлеровцы не могли разглядеть, что происходит за этой стеной света.
Когда остро встала проблема борьбы с новыми типами вражеских мин, снова нашлись энтузиасты. Однажды такая «штучка» упала на здание по 17-й линии Васильевского острова. Парашют зацепился за дымовую трубу, целехонькая мина легла на крышу.
Флотские офицеры Федор Тепин, Михаил Миронов и Александр Гончаренко взялись разобрать и узнать ее секрет. Им удалось выпотрошить мину полностью. Через час вместе со своими трофеями (приборами и устройствами) они были в кабинете командующего флотом.
Трибуц дотошно расспросил смельчаков, осмотрел трофеи и здесь же в кабинете всех троих наградил орденами Красной Звезды.
А Федора Тепина трижды расцеловал, когда узнал, что тот еще в первую мировую войну служил на Балтике минным унтер-офицером, был награжден четырьмя Георгиевскими крестами, а потом участвовал в гражданской и советско-финляндской войнах.
Минеры дали возможность советским инженерам и ученым найти эффективные способы борьбы с вражескими новинками.
Подводные лодки Балтийского флота
Наступила весна 1942 года. Как и планировалось, подводные лодки КБФ вышли в море тремя эшелонами. Каждый поход сопровождался большими трудностями и опасностями. Не все лодки вернулись потом в Кронштадт. Но переполох в стане врага они навели отменный. Гитлеровский флот не досчитался многих транспортов и боевых кораблей.
С мая и до глубокой осени гитлеровцы метались по Балтике в поисках советских подводных лодок. Но транспорты, груженые шведской рудой, танкеры с горючим, суда с боевой техникой и боеприпасами, предназначенными для группы армий «Север», тонули одно за другим.
Походы в Балтику совершили 36 подводных лодок. Они потопили около 60 транспортных судов фашистов общим водоизмещением в 132 тысячи тонн и несколько боевых кораблей.
Удары балтийских подводников вызвали в мире заметный политический резонанс. Газеты запестрели сообщениями о том, что уверения гитлеровских вождей, будто Балтийский флот «давно уничтожен», оказались блефом. Швеция и другие страны стали проявлять осторожность, в их отношениях с Германией появился холодок.
Встревоженные гитлеровцы решили перекрыть Финский залив стальными противолодочными сетями. Затратив огромные денежные и материальные средства, фашисты в 1943 году осуществили свой замысел.
От острова Найссаар, что лежит при входе в Таллинский залив, и до финского полуострова Порккала-Удд они поставили две линии сетей, сплетенных из стальных канатов, на всю глубину Финского залива. Сети начинили минами и сигнальными устройствами, их охраняли специальные группы кораблей и самолетов.
Балтийские моряки пытались прорываться сквозь эти заграждения, но безуспешно. Походы лодок в 1943 году были временно прекращены. Но не в характере Трибуца и балтийских моряков было сидеть, сложа руки.
Летчики Балтики уже имели навыки полетов торпедоносцев в открытое море для поиска и уничтожения вражеских транспортов. Военный совет флота принял меры к распространению опыта. Группами и в одиночку, с подвешенной под фюзеляжем торпедой, уходили ИЛ-4 на поиск врага в центральную Балтику.
«Свободной охотой» называли летчики такие полеты. Гитлеровцы в 1943 году лишились еще 46 транспортов и боевых кораблей от ударов балтийцев.
— Не давать противнику ни минуты свободно плавать на Балтике! — такому девизу следовал Владимир Филиппович Трибуц всю Вторую мировую войну.
Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться
Источник: http://history-doc.ru/podvodnaya-vojna-na-baltike/