Антифеодальные выступления в хi веке

История.ру

Восстание новгородских военных поселян в 1831 г. Литография 30-х годов XIX в.

Обострение внутреннего кризиса в крепостной России ярко проявилось в развитии крестьянского антифеодального движения. Если за 1801—1825 гг. произошло 281 выступление помещичьих крестьян, то в 1826—1850 гг. их было уже 576.

Такие выступления во второй четверти XIX в. носили ярко выраженный антикрепостнический характер. Помещичьи крестьяне отказывались от выполнения непосильной барщины, от уплаты повышенного оброка, боролись с произволом крепостников и стремились к полному освобождению от крепостнического гнета.

В некоторых имениях крестьянские волнения принимали затяжные формы и длились годами. Нередко для их подавления посылались специальные команды и регулярные войска, которым крестьяне в ряде случаев оказывали открытое сопротивление.

Обратите внимание

Наиболее широкий размах крестьянское движение принимало в неурожайные годы, а также при эпидемических заболеваниях или во время войн, когда положение закрепощенного крестьянства становилось особенно тяжелым.

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=”5810772814″>

style=”display:inline-block;width:300px;height:250px” data-ad-client=”ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=”5810772814″>

В 1830—1831 гг. в Севастополе, Петербурге, в новгородских военных поселениях и в центральных губерниях произошли массовые выступления против произвола властей во время холеры. Новый подъем крестьянского движения во многих губерниях наметился после повсеместного недорода в 1839 г. и при повторявшихся скудных урожаях в последующие годы.

Одновременно с этим в 1841—1845 гг. в Поволжье и Приуралье развернулось широкое движение государственных крестьян, боровшихся против поборов и притеснений со стороны чиновников.

На исходе 40-х годов в связи с неурожаем, новой эпидемией холеры и внеочередными призывами в армию происходили волнения в некоторых городах и в сельских местностях, преимущественно западных пограничных губерний.

На жатве. А.Г. Венецианов. Конец 20-х — начало 30-х гг. XIX в.

Антикрепостнической направленностью отличались волнения и на промышленных предприятиях. Они происходили в первую очередь на казенных, вотчинных и посессионных мануфактурах, где применялся принудительный труд крепостных.

Участники таких волнений стихийно выступали против гнета крепостнической эксплуатации и нередко требовали уравнения их по условиям труда с наемными рабочими.

Тогда же начались активные выступления наемных рабочих, боровшихся за улучшение своего положения. Они добивались повышения заработной платы и ее регулярной выдачи, ограничения произвола фабричной администрации и т. д.

Эти первые рабочие выступления были еще стихийными, иногда сопровождались уничтожением машин, отличались неорганизованностью и разрозненностью. Но они указывали на появление в крепостной России новых классовых противоречий, типичных для капиталистического строя.

Важно

Так, в 1834 г. рабочие шелковой мануфактуры в Богородске потребовали улучшения условий труда и прекратили работу. Владелец предприятия жаловался начальству, что «рабочие делают против нас ослушания, портят нарочно наши товары и машины… ходят толпами, обирают деньги и, бегая от фабрики, нанимают поверенных, пишут беспрестанно на нас ложные просьбы».

В 1842 г. прекратили работу 200 наемных рабочих Перовской мануфактуры шерстяных изделий под Москвой, потребовав сокращения рабочего времени в предпраздничные дни.

В 1849 г. забастовало 130 рабочих подмосковной красильной фабрики Рабинека, которые протестовали против вычетов, производимых из их заработной платы фабричной администрацией. Но такие случаи выступлений наемных рабочих при крепостном праве были все же единичными.

Источник: http://www.istoriia.ru/konec-xviii-v-konec-xix-v/narodnoe-antifeodalnoe-dvizhenie.html

Чехия-средние века | История

В середине XIV века чешский король Карл I (1346-1378 гг.) был избран императором Священной Римской империи. Чехия при нем стала могущественным государством в составе империи. При власти Карла I Чехия переживала хозяйственный подъем. Страна вышла на первое место в Европе по добыче серебра.

Город Прага стал столицей Священной Римской империи. При Карле I был сооружен Карлов мост, заложена церковь святого Вита и был открыт Пражский университет. Но положение крестьян было тяжелым. По приказу короля было запрещено крестьянам жаловаться на крупных землевладельцев — панов.

Своеволие католической церкви возмущало не только крестьян, но и феодалов. Они хотели прибрать к рукам церковную собственность. Чехию грабила не только католическая церковь, но и все проживающие в Священной Римской империи немцы. Все должности были в руках немцев.

Современники говорили: «Чех так живет на своей родине, будто он сослан сюда».

Ян Гус

В начале XV века профессор Пражского университета Ян Гус выступил с критикой церкви и призвал духовенство отказаться от стремления к богатству и землям. Он заявил, что церковь должна подчиняться не Папе Римскому, а чешскому королю.

Он призвал чехов выступить против чужеземцев, но не выступал против феодализма. Архиепископ пражский объявил Яна Гуса еретиком. Папа Римский вызвал Гуса на церковный собор в Констанцу. Император дал Гусу охранную грамоту, чтобы Гус мог отправиться на собор и высказать там свои взгляды.

Но Яна Гуса в Констанце вероломно арестовали. В 1415 году его осудили и сожгли на костре.

Гуситское движение (1419-1434 гг.)

Казнь Гуса еще более возмутила народ. Его последователи — гуситы — в 1419 году подняли восстание в Праге. Город был в руках восставших. Гуситы делились на две группы:

  • собиравшиеся на горе Табор — табориты. Основные силы таборитов составляли крестьяне, мелкие ремесленники, обедневшие рыцари и городская беднота. Их основной целью была ликвидация феодальных повинностей и налогов, захват земель феодалов, они требовали положить конец засилью иноземцев и гнету католической церкви.
  • зажиточные мастера, купцы и крупные феодалы составляли группу «умеренных». Они выступали только против засилья немцев и духовенства.

Папа Римский объявил крестовый поход против гуситов. Пять походов крестоносцев во главе с императором были отбиты народным ополчением. Табориты впервые стали применять в бою полевые пушки. Народное войско возглавлял Ян Жижка, прозванный врагами «Страшным слепцом».

В одной из битв он погиб, после чего табориты стали называть себя «сиротами». После того как умеренные захватили монастырские земли, они стали тяготиться движением гуситов, особенно антифеодальными выступлениями таборитов.

Папа Римский и император обещали умеренным сохранить за ними захваченные земли и переманили их на свою сторону.

Совет

В 1434 году у городка Липаны умеренные бились с таборитами и победили. Движение гуситов было организовано лучше, чем Жакерия или восстание Уота Тайлера, оно охватило всю страну и длилось дольше.

Это движение нанесло большой урон католической церкви, иноземцы были изгнаны из Чехии, чешский язык потеснил немецкий.

Гуситы дали толчок антикатолическим и антифеодальным выступлениям и в других странах Европы.

Источник: https://istoriyamira.ru/chehiya-katolicheskij-gnet-i-nemetskoe-go/

Антифеодальные выступления в городе и деревне [1988 Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. – История Японии]

В первые десятилетия XVII в. в связи с прекращением междоусобных войн обрабатываемая площадь в стране и сборы урожая значительно увеличились. Размеры нэнгу (натуральная рента), которые при Хидэёси составляли 2/3 урожая, при Токугава (XVII в.) были значительно снижены – до 40% (“четыре доли князю и шесть долей крестьянину”). Оброчная система при незначительной величине барщины позволяла крестьянской семье не только обеспечить пропитание, но даже иметь некоторый излишек сверх необходимого минимума. Распространяются новые сельскохозяйственные культуры, а также увеличивается посевная площадь культур, имевших раньше ограниченное употребление: сладкий картофель, хлопок, табак, чай, тутовое дерево, сахарный тростник.

Феодальные власти старались насаждать в деревне широкий административно-политический контроль, позволяющий регламентировать все стороны жизни крестьянства. Регламентации запрещали крестьянам употреблять в пищу рис, расходовать его на лепешки (которые считались растратой риса) и сакэ (в непраздничные дни еду готовили из муги: овес, ячмень, просо), носить одежду из шелка (предписывалось использовать хлопковые и льняные ткани). Покрой и окраска одежды тоже были точно определены. Строго запрещалось превышение установленного размера жилищ и их украшение, запрещались также такие развлечения, как театральные зрелища, пышные церемонии. Свадьба, похороны и другие события должны были обставляться с “достойной скромностью”.

Важным элементом системы управления деревней в токугавский период была круговая порука, внедряемая правительственными органами повсеместно. Для удобства надзора, сбора налогов и контроля за выполнением правительственных распоряжений деревня была разбита на пятидворки. Пятидворка несла ответственность за деятельность всех ее членов, во главе ее стоял староста, обычно назначавшийся властями из зажиточных крестьян. В экстремальных случаях, например при побеге крестьянина, староста раскладывал налоги бежавшего на остальных членов пятидворки.

Известно высказывание Токугава Иэясу, характеризующее существо правительственной политики в деревне: “Крестьянин, что кунжутное семя; чем больше жмешь, тем больше выжмешь”.

Сёгуны Токугава, создавшие суровый полицейский режим в стране, не смогли, однако предотвратить возникновение и развитие антифеодального протеста. За время токугавского правления официальная статистика зафиксировала 2726 крестьянских выступления в разных районах страны. Это были вооруженные восстания и петиционные движения. Для начального периода токугавского правления наиболее распространенной формой сопротивления были коллективные выступления крестьян против тяжелейших поборов и повинностей. Обычно они передавали феодалу петиции, челобитные, составленные в форме почтительных просьб.

Петиционная форма движения свидетельствовала о низкой форме сознательности крестьянства, о наивной вере в то, что в эксплуатации повинны лишь те лица, с которыми они непосредственно сталкиваются, а вышестоящие власти об этом не знают. Но даже подачу петиции указы сёгуната квалифицировали как тягчайшее преступление, так же как и “незаконные сборища” крестьян или бегство “с земли”.

Обращение к представителям вышестоящих инстанций сёгунской или княжеской власти каралось смертью. Особенно жестоко феодальные власти расправлялись с руководителями восстания – распятие и расправа с семьей на глазах приговоренного к смерти были самой распространенной казнью.

Обратите внимание

Широкую известность в 50-х годах XVIII в. получило крестьянское движение, возглавленное народным героем (гимин) Сакура Согоро. Измученные непомерными поборами крестьяне составили петицию, которую сумел передать сёгуну деревенский староста Сакура Согоро. За это у него на глазах казнили четверых его детей, а сам он был распят.

Поскольку крестьяне испытывали двойной гнет – со стороны феодалов (даймё) и представителей торгово-ростовщического капитала, они нередко выступали и против купцов. Купцы-откупщики, получая право от феодала на сбор налогов, не только беспощадно грабили деревенских бедняков, но и всячески препятствовали торговле богатых крестьян, которая ущемляла их собственную торговую монополию. Поэтому нередко богатые крестьяне возглавляли подобные выступления. Среди требований встречались такие, как “свобода торговли”, а также протесты против принудительного возделывания сельскохозяйственных культур, на котором настаивали откупщики. В исторических материалах о крестьянских восстаниях, наиболее крупные из которых приходятся на XVIII век, имеются упоминания об убийстве агентов торговых монополий и разрушении купеческих контор и складов.

Источник: http://nippon-history.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st027.shtml

Хронологическая таблица важнейших антифеодальных восстаний в древнерусском государстве

Год

Место восстания

Краткая справка о событии (причины восстания)

945

Около г. Искорестень (Коростень)

в земле древлян

Племя древлян восстало против чрезмерных

феодальных поборов во время сбора дани

«полюдья» дружиной Киевского князя Иго­ря. Собрав всю дань большую с древлян, Иго­рю показалось мало и он потребовал еще. Возмущенные древляне восстали и убили князя Игоря. Его жена, княгиня Ольга, отомстила древлянам за смерть мужа. Однако вынуждена была точно установить

размеры дани. Система сбора дани и нормы повинностей, таким образом, были в корне изменены.

1024

Суздаль

Это первое восстание смердов в Суздальской земле против усиления феодальной экс­плуатации. Поводом к нему послужил голод. Восстание было направлено против местной богатой верхушки.

1068

Киев

Рост зависимости и феодальной эксплу­атации. Выступили рядовые горожане и примкнувший к ним сельский люд. Поводом к восстанию послужил разгром князей половцами. После подавления восстания князья и составили «Русскую правду», защищавшую их людей и их собствен­ность.

Читайте также:  Новая экономическая политика нэп и разработка путей социалистического развития россии. значение ленинской эпохи в отечественной и мировой истории

1071

Суздальская земля

и Белоозеро

Поводом к выступлению смердов был также

голод, а причиной — усиление феодальной эксплуатации. Восставшие отбирали у феодалов продовольствие, которое они прятали во время голода. С большим трудом княжескому данщику удалось по­давить восстание.

1113

Киев

Это восстание было крупнейшим прояв­лением классовой борьбы в ответ на

усиление феодальной эксплуатации и разви­тие ростовщичества. Великий князь Киевский Владимир Мономах, подавивший восстание киевлян, вынужден был издать указ об уменьшении размеров процентов, взимаемых ростовщиками.

2. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ВАЖНЕЙШИХ АНТИФЕОДАЛЬНЫХ

ВОССТАНИЙ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ВАЖНЕЙШИХ АНТИФЕОДАЛЬНЫХ

ВОССТАНИЙ

Год

Место восстания

Руководитель восстания. Движущие силы. Причины неудач восстаний народных масс

1547

Москва

Поводом к восстанию городских низов был пожар в Москве, который усугубил положение горожан. Удары были направлены против князей Глинских, якобы, по слухам, устроивших пожар. Движение было стихийным, оторванным от борьбы масс в других городах, и было подавлено.

1603

Москва, Волоколамск, Можайск,

Коломна

Хлопко Косолапов. Восстали холопы и городские низы. Крепостной гнет, голод, массовая смертность довели трудовой люд до отчаяния. Восстание было стихийным и было подав­лено.

1606—

1607

Кромы, Курск, Коломна, Путивль,

Калуга, Тула и другие города.

Важно

И. И. Болотников. Восстание охватило огромную территорию. В нем участвовали крестьяне, холопы, посадские люди, казаки и другие. Это первая крестьянская война в России. Восставшие действовали стихийно, не имели программы перестройства обще­ства, боролись за хорошего царя. Это и предопределило поражение восставших.

1648

Москва, Курск, Козлов, Великий

Устюг, Соль Вычегодская, Томск

и др.

Это в основном городские восстания низов. Но в отдельных местах к ним примкнули и крестьяне. Восставшие требовали отмены налога на соль, своевременной уплаты жалованья. Восставшие не были едины, не имели программы действий и потерпели поражение.

1650

Псков и Новгород

Томил Васильев (Псков), И. Жеглов (Новго­род). Восставшие выступили против передачи имевшихся запасов хлеба Швеции в счет погашения долгов русского правительства. Эти города сами остро нуждались в хлебе. Правительству с помощью местной верхушки уда­лось подавить восстание.

1662

Москва

К. Ногаев и Л. Житков. Это было послед­нее крупнейшее восстание посадских людей в XVII в. Причины — рост дороговизны в связи с выпуском правительством медных денег и изъятие в казну серебряных. Выи­грали богачи. Движение было неорганизо­ванным и не поддержано крестьянами. Это и предопределило его поражение. Стихий­ность и неорганизованность — характерная черта классовой борьбы XVII в.

1667—

1771

Районы Дона, Се-

верного и Нижнего Поволжья, Царицин, Астрахань,Симбирск,

Самара, Саратов,

С. Т. Разин. Крупнейшее крестьянское восстание, потрясшее крепостную Россию. В движении участвовали бедные казаки, городская беднота, нерусские народы Поволжья.- Вторая крестьянская война — ответ на завершение оформления крепостного права . Закончилось поражением

1705—

1706

Астрахань

.

Восстание вызвано ростом налогового бремени на податное население, что резко ухуд­шило материальное положение трудового люда. Узость программы восставших не позволила поднять на восстание население Царицина. Астраханское восстание осталось локальным и потерпело поражение.

1707—

1708

Районы Дона, Приазовья, Слободской

Украины, Черкасск, Воронежский и Тамбовский уезды, Царицин

К. А. Булавин. По количеству участник»» и охвату восстанием огромной территории восстание это вошло в историю как третья крестьянская война в России. Причины восстания – усиление крепостного гнета, увеличение налогов. Лишь в конце 1708 г. пра­вительству Петра I удалось подавить вос­стание.

1705—

1711

Башкирия

Несмотря на участие в восстании феодалов, имевших свои классовые цели, оно объективно было борьбой башкирских масс против усиления национального и социального гнета.

1773—

1775

Поволжье, Башкирия, Урал, Оренбург, Уфа, Казань, Саранск,

Пенза и другие города

Совет

Е. И. Пугачев. Это последняя крестьянская война, которая произошла в период начавшегося разложения феодального строя и ускорила его падение. Восстание было стихийным, восставшие не имели программы коренного переустройства общества, а боролись за хорошего царя. Поэтому, как и предыду­щие выступления народных масс, оно по­терпело поражение.

Источник: https://infourok.ru/hronologicheskaya-tablica-vazhneyshih-antifeodalnih-vosstaniy-v-drevnerusskom-gosudarstve-1330079.html

Антифеодальное движение (стр. 1 из 3)

Реферат

Антифеодальное движение

1.
Усиление антифеодальной борьбы

Закрепощение крестьян, рост налогов и повинностей, притеснения городской бедноты и казаков вызвали усиление антифеодальной борьбы. Крестьяне и мещане спасались от голода и надругательств, совершая побеги на южные земли Украины.

Здесь они пополняли ряды казачества. Чтобы отстоять свою свободу, казаки нередко брались за оружие.

Угнетенное крестьянство тоже активно боролось против эксплуататоров: громило барские имения, захватывало имущество богачей, землю, скот, леса и пастбища, расправлялось с феодалами.

Первое крупное антифеодальное восстание на Украине вспыхнуло b 1490 — 1492 гг. в Восточной Галичине и Северной Буковине. Восставшую бедноту возглавили крестьяне Муха и его соратник Андрей Борула.

Восставшие украинские и молдавские крестьяне (около 10 тысяч человек) заняли города-крепости Снятии, Коломыю и Галич, освободили немало сел. Это движение поддерживали мещане и мелкая шляхта. Королевские и наемные войска были брошены на подавление восстания. Местные феодалы тоже собрали ополчение. В сентябре 1490 г.

вблизи города Рогатина произошла битва, в которой плохо вооруженные и недостаточно организованные повстанцы потерпели поражение. В следующем году восстание забушевало с новой силой. Шляхте удалось подавить это движение, покарать Андрея Борулу. В 1492 г.

Муха готовил силы для продолжения борьбы, но враги вероломно схватили его возле Коломыи, бросили в тюрьму в Кракове, где он и скончался. Это восстание сильно повлияло на развитие антифеодального движения.

Обратите внимание

Закарпатские бедняки участвовали в крестьянской войне 1514 г. в Венгрии и выступали против феодалов вместе с венгерскими, словацкими и молдавскими крестьянами. В этой войне беднота потерпела поражение.

Для следующих десятилетий характерны восстания мещан. В 1536 г. восстали мещане в Черкассах и Каневе, их поддержали крестьяне и казаки. Повстанцы быстро выгнали из городов старост и их слуг, вынудили военные литовские команды оставить крепости.

Литовское правительство бросило против этого движения войска с артиллерией. Повстанцы оборонялись мужественно. Лишь соглашательство городской верхушки помогло реакционным силам подавить восстание.

Известны антифеодальные движения в Брацлаве, Виннице, Луцке, Белой Церкви, других городах, а также во многих селах Украины. Ни в одном году феодалы не знали покоя.

В XVI в. на западных землях Украины развернули антифеодальную борьбу опришки. Название опришок происходит от латинского слова «опрессор» — истребитель. Впервые опришки упоминаются в документах за 1529 г.

Волна народного гнева охватила горные районы Восточной Галичины, Северной Буковины и Закарпатья, достигла Польши и Молдавии. Опришковские отряды, возглавляемые смелыми вожаками Петром Чумаком и Марком Гаталой, громили барские имения на Прикарпатье и в Подолии.

Почти ежегодно феодалы посылали против народных мстителей военные карательные силы, но подавить движение опришков так и не смогли.

2.
Крестьянско-казацкие восстания. Северин Наливайко

В конце XVI в. антифеодальная борьба бедняков Украины развернулась с еще большей силой. Вместе с крестьянами выступали запорожские и реестровые казаки. Повстанцы стремились освободить Украину от иноземного господства и воссоединить ее с Россией.

Важно

Первое могучее крестьянско-казацкое восстание в 1592— 1593 гг. охватило Киевщину, Брацлавщину и Волынь. Оно было направлено против магнатов и шляхты, а также против господства Речи Посполитой на Украине.

Восстание возглавил гетман реестрового казачества Криштоф Косинский — выходец из польской шляхты, недовольный лично тем, что белоцерковский староста магнат Януш Острожский силой отобрал у него имение. Вместе с реестровцами выступили запорожцы.

Их поддержали крестьянские массы.

При поддержке местного населения повстанцы в декабре 1591 г. овладели крепостью и городом Белая Церковь — резиденцией старосты, захватили артиллерию и боеприпасы. Вскоре были освобождены Триполье и Переяслав, а также много сел.

Польско-шляхетское войско, брошенное на подавление восстания, не смогло противостоять смельчакам Косинского и после переговоров отступило. В июне 1592 г.

повстанцы окружили Киевский замок и вывезли из города захваченные боеприпасы и артиллерию.

Восстание вспыхнуло также на Волыни и Брацлавщине. Под городом Пяткой 2—9 февраля 1593 г. завязалась жестокая битва между повстанцами и шляхетским войском во главе с Константином Острожским. Стояли морозы, завывали метели. Повстанцы выстояли. Но, понеся большие потери, обе стороны после переговоров оставили поле битвы.

По возвращении на Запорожье Криштоф Косинский продолжал подготовку к новым боям. Весной 1593 г. он обратился к Российскому государству с предложением принять украинские земли и казаков в свое подданство. Тогда из Москвы в Запорожскую Сечь прибыли деньги и военное снаряжение.

Это было первое обращение повстанцев с просьбой о воссоединении Украины и России. Летом 1593 г. двухтысячное казацкое войско выступило в поход и вскоре осадило Черкассы. Черкасский староста Александр Вишневецкий начал переговоры, во время которых Криштоф Косинский был предательски убит.

Совет

Казаки отступили на Запорожье, но уже осенью того же года снова двинулись в поход на Киев. К ним присоединились восставшие крестьяне и мещане. Четырехтысячное войско повстанцев окружило Киев и начало осаду.

Но взять город казакам не удалось: именно в это время орда крымского хана разрушила Запорожскую Сечь, и повстанцы вернулись на Запорожье.

Весной 1594 г. вспыхнуло новое восстание крестьян, мещан и казаков против польско-шляхетского господства. Его возглавил Северин Наливайко — выходец из г. Гусятина (Подолия, ныне — Тернопольская область).

Местный феодал замучил его отца, а мать с сыновьями Северином и Демьяном переехала в Острог (там Демьян учился в Острожской школе). Северин отправился в Запорожскую Сечь, где приобрел боевой опыт, а потом служил сотником надворных (при имении) казаков в Остроге.

Польский хронист того времени Мартын Вельский о Наливайко писал: «Это был человек красивый внешне и необычайных способностей… К тому же прославленный пушкарь».

Собрав довольно большое войско из местных крестьян и мещан, Северин Наливайко осуществил успешный поход в Молдавию против турецко-татарских захватчиков. По возвращении из Молдавии летом 1594 г.

Наливайко обратился к запорожским казакам с призывом сообща выступить против Речи Посполитой.

Казацкий совет (рада) в Запорожской Сечи решил послать отряд во главе с гетманом Григорием Лободой на соединение с войском повстанцев.

Обратите внимание

Под командованием Северина Наливайко повстанцы при помощи мещан 16 октября 1594 г. освободили город Брацлав. Соединившись с запорожцами, они выступили в поход и вскоре овладели городом Бар. Волна народных восстаний распространилась на Брацлавщину и Волынь. В конце года повстанцы заняли хорошо укрепленный замок и город Луцк.

Весной 1595 г. Наливайко с частью своего войска выступил против литовских феодалов. При помощи белорусских повстанцев запорожцы освободили Слуцк, Бобруйск, Могилев, другие города, а также много сел.

Повстанческий отряд, возглавляемый бывалым казаком Матвеем Шаулой, овладел Пропойском. Вся Белоруссия пылала в огне восстаний. Другая часть повстанческого войска под командованием Григория Лободы действовала на Поднепровье.

Волна народных восстаний поднялась на Киевщине.

С целью подавить народные восстания на Украине правительство Речи Посполитой отправило туда трехтысячное карательное войско во главе с коронным гетманом Станиславом Жолкевским.

Объединившиеся возле Белой Церкви отряды Северина Наливайко, Лободы и Шаулы насчитывали 4 тысячи человек. До прихода карательного войска повстанцы разгромили гарнизон Белой Церкви и подожгли замок. 3 апреля 1596 г.

вблизи Белой Церкви в урочище Острый Камень разгорелась битва, в которой повстанцы понесли значительный урон. Однако и врагам досталось. Каратели отступили к Белой Церкви. Один из польско-шляхетских отрядов напал на Канев, охраняемый казаками во главе с полковником К.

Читайте также:  Экономические системы в годы войны

Кремпским. Казаки пошли на соединение с главными повстанческими силами, которые вступили в Киев. «Вся Украина оказачилась»,— писал Жолкевский в Варшаву.

Повстанцы — вместе с женщинами и детьми их насчитывалось 10—12 тысяч — возле Киева переправились на левый берег Днепра и двинулись через Переяслав и Лубны к русской границе. Они верили, что найдут пристанище в братской России. 16 мая 1596 г.

Важно

войско карателей окружило повстанческий лагерь за р. Сулой в урочище Солоница вблизи Лубен. Две недели измученные жарой и жаждой повстанцы отражали натиск превосходящих сил врага. За предательские переговоры с карателями они казнили Лободу.

Вскоре группа соглашательски настроенных старшин вероломно схватила Северина Наливайко, Шаулу, других вожаков и 28 мая выдала их Жолкевскому. Во время переговоров польско-шляхетское войско напало на повстанческий лагерь и учинило там жестокую расправу. 11 апреля 1597 г.

после жестоких пыток Наливайко был публично казнен в Варшаве.

3.
Освободительная борьба украинского народа в первой четверти
XVII
в. Петр Сагайдачный

Развертыванию освободительного движения украинского народа способствовали крестьянская война в России под руководством Ивана Болотникова (1606—1607) и борьба русского народа против польско-шведской интервенции в начале XVII в.

Волнения на Украине в это время усилились настолько, что в январе 1609 г. польский сейм принял постановление «Об украинских казаках», где шла речь о мерах и средствах подавления народных восстаний.

Эти восстания ослабили силы польских интервентов в России, способствовали победам народного ополчения во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, освобождению Москвы в октябре 1612 г. Эта победа дала новый толчок освободительному движению на Украине.

Польский сейм в сентябре 1616 г. отмечал, что на Украине около 40 тысяч вооруженных казаков не признают власти Речи Посполитой и фактически создают свою республику.

Поэтому польское правительство, начав новую интервенцию против России, было вынуждено разделить свое войско: одна его часть двинулась на Москву, вторая отправилась подавлять восстание на Брацлавщине.

Источник: http://MirZnanii.com/a/336053/antifeodalnoe-dvizhenie

Китай

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Антифеодальные народные выступления в XVI —начале XVII в. Политическая борьба в среде господствующего класса

С середины периода правления династии Мин резко обострились классовые противоречия, пришли в движение и заволновались самые различные слои и социальные группы феодального Китая. Нарастание классовой борьбы проявилось прежде всего в серии крупных крестьянских восстаний, вызванных    массовым разорением деревни.

Волна антифеодальных выступлений крестьян поднялась в различных районах страны уже в начале XVI в. Одним из крупнейших было восстание, вспыхнувшее в 1509 г. в столичной области под руководством братьев Лю (Лю Шестого и Лю Седьмого), Ян Ху и других вожаков.

Крестьяне взялись за оружие, протестуя против насильственного превращения их земель в императорские поместья. К восставшим примкнул мелкий феодал Чжао Суй, который сыграл важную роль, внеся в движение некоторые элементы организованности.

Совет

Повстанцы совершили несколько крупных походов, пройдя по территории Шаньси, Шаньдуна, Хэнани, Хубэя, Аньхуэя и Цзянсу. В их руки перешло много городов; на юге они угрожали Наньцзину, на севере трижды подступали к Пекину, вызывая панику среди правящих феодальных кругов. Однако з 1512 г.

минскому двору с помощью больших воинских сил, в том числе императорской гвардии и пограничных отрядов, удалось подавить это мощное крестьянское выступление.

Весной 1511 г. большие народные волнения возникли в Цзянси. Отряды крестьян-повстанцев, опираясь на созданные в горах тайные станы, установили контроль над южной частью провинции.

Используя войска, укомплектованные из некитайских народностей, минские власти через два года нанесли поражение восставшим.

Но жестокая расправа, грабежи и насилия феодальных карателей привели к возобновлению повстанческих действий, которые продолжались в Цзянси и соседних районах Фуцзяни и Чжэцзяна вплоть до 1517 г.

Массовые крестьянские выступления происходили также в пров. Сычуань. В 1509—1514 гг. здесь действовали две крупные повстанческие группы: Лань Тин-жуя на севере и Фан Сы на юге.

Они овладели многими уездами и областями, где пытались создавать свои органы управления, ходили походами в соседние провинции. В этом восстании вместе с китайскими крестьянами участвовали представители мяо и других малых народностей.

В ряде случаев повстанцы пользовались поддержкой горожан. 

[464]

Пламя крестьянских восстаний продолжало полыхать по стране и в 20—30-е годы XVI в. Постоянными очагами массового возмущения оставались районы Шаньдуна, Цзянси и Сычуани. В своей антифеодальной борьбе крестьяне не были совершенно одиноки.

Обратите внимание

К их движению примыкали выступления солдат, недовольных постоянными задержками жалованья и бесчеловечным обращением начальства.

Взбунтовавшиеся и дезертировавшие солдаты нередко присоединялись к повстанческим отрядам крестьян, принося в их ряды некоторое знание военного дела, умение обращаться с оружием.

В стенах китайских городов также развертывалась антифеодальная борьба, происходили стихийные выступления против налогового гнета и притеснений властей.

В этих волнениях участвовали разные слои городского населения — купцы, владельцы ремесленных мастерских и мануфактур, часть городской интеллигенции, мелких служащих и т. д.

Однако основным «горючим материалом» являлись городские низы: подмастерья и наемные работники, мелкие ремесленники и торговцы-лоточники, слуги, многочисленные деклассированные элементы.

Активный характер приобретала борьба работников казенных рудников.

Крайне тяжелые условия труда и жизни, безмерное угнетение и издевательства надсмотрщиков вынуждали барщинных рабочих и наемных горняков не только бежать с рудников, но и браться за оружие.

Крупные восстания рудничных вспыхнули в 1522—1523 гг. в Хэбэе, Шаньдуне и Хэнани. В 1566 г. поднялись горнорабочие в провинциях Цзянси и Чжэцзян.

В конце XVI в. минское правительство ввело систему специальных горных и налоговых инспекторов с целью усиления контроля за обложением добывающих промыслов, городского производства и торговли.

Важно

Произвол и злоупотребления этих чиновников вызвали массовое недовольство в городах и на рудниках. Городские волнения стали особенно частыми: с 1596 по 1626 г.

их было зарегистрировано более двух десятков.

В 1601 г. восстали ткачи Сучжоу, крупнейшего ремесленного центра Цзяннани. Поводом к выступлению послужило введение властями дополнительных налогов на частные ткацкие и красильные предприятия города.

Многие владельцы закрыли свои мастерские, и тысячи наемных работников лишились средств к жизни. Под руководством ткача Гэ Ся-ия они осадили резиденцию правительственного инспектора и потребовали отмены налогов. Несколько наиболее ненавистных чиновников было убито.

Расправляясь со злостными угнетателями, восставшие в то же время не допускали насилия в отношении населения.

Восстание сучжоуских ткачей, являвшееся первым крупным выступлением наемных работников китайских мануфактур, заставило феодальные власти пойти на уступки: дополнительные налоги на частные мастерские г. Сучжоу были отменены.

В тесной связи с борьбой городских низов находилось движение купечества и ремесленной верхушки за отмену обременительных налогов и таможенных сборов, правительственных ограничений частной торговли и предпринимательства. Пример такого рода движения — продолжавшаяся свыше двух лет (1599—1601) борьба купцов и ремесленников городов Хугуана (ныне Хубэй и Хунань) против произвола провинциального налогового инспектора.

Наряду с крестьянскими восстаниями, волна которых стала вновь нарастать в последние годы XVI в., массовые выступления городского населения подтачивали устои господствующего в стране феодального режима.

[465]

На фоне широкой по масштабам, острой классовой борьбы резко обозначались признаки политического разложения Минской империи. Правительство, представлявшее интересы кучки крупнейших феодалов, верхов сановной бюрократии, все более устранялось от решения важных общегосударственных вопросов. В чиновничьем аппарате царили произвол, коррупция и подхалимство, практиковалась торговля должностями.

Совет

Императорский двор тратил колоссальные средства на всевозможные развлечения и приобретение предметов роскоши, безудержно истощая ресурсы казны. Придворная знать, безразличная к интересам страны, плела интриги, боролась за власть и наживу. Императоры передоверяли государственные дела фаворитам, которых часто выдвигали из невежественных гаремных слуг. С конца XV в.

влиятельные евнухи вместе с их приспешниками неоднократно выступали фактическими руководителями политики двора, оттесняя образованных чиновников. Засилье временщиков несло с собой безудержный грабеж, террор в отношении их соперников, политику крайней феодальной реакции. В такой обстановке на рубеже XV—XVI вв.

усилились политические столкновения различных групп господствующего класса Китая.

Недовольство средних и мелких феодалов политикой придворной камарильи получило распространение в среде ученого сословия (шэныпи), ряды которого к XVI в. заметно расширились.

Оппозиционные настроения передовых шэныни питались их связями с частью образованных помещиков экономически развитых районов страны, а также с городскими торгово-предпринимательскими слоями.

В условиях феодального Китая, где господствовал безраздельный деспотизм, политические взгляды прогрессивной группы ученых и чиновников нашли выход в специфической форме обращения к трону.

Выразителями идей оппозиции выступили члены императорской палаты инспекторов (цензората), которым предоставлялось право при обследовании деятельности государственного аппарата вручать свои доклады непосредственно «сыну неба». Используя эту привилегию, некоторые инспектора стали подвергать критике систему управления страной и выдвигать проекты реформ.

Они требовали от императора восстановления принципов «добродетельного» правления (устранения временщиков и бесчестных сановников, привлечения талантливых людей, внимания к государственным делам, экономии в расходах двора), пересмотра устаревших законов, ликвидации казенных предприятий и монополий, реорганизации войска и активности во внешней политике.

Дворцовая клика отвечала на эти послания суровыми репрессиями против вольнодумцев-инспекторов и их единомышленников из ученых столичной императорской академии, чиновничьих кругов и горожан.

Обратите внимание

Однако сторонники оппозиции не прекращали своих выступлений. Чуть заканчивалась очередная кампания расправ, как императору направляли новые и новые разоблачительные доклады.

Борьба приняла затяжной характер, продолжаясь десятки лет.

Во второй половине XVI в. ухудшение экономического и политического положения страны и неуклонный рост недовольства заставили минскую верхушку пойти на временные уступки прогрессивным элементам. В 1567 г. несколько сторонников реформ получили назначения на высокие государственные должности.

Наиболее влиятельный из них, ученый Чжан Цзюй-чжэн, попытался осуществить ряд преобразований. По его инициативе правительство приступило к решению неотложных хозяйственных вопросов, развернулись крупные работы по восстановлению земледелия в районах, ранее затопленных Хуанхэ.

С деятельностью Чжан Цзюй-чжэна связано проведение в 1581 г. налоговой реформы,

[466]

которая предусматривала замену разнообразных натуральных поборов и отработок единым денежным налогом. Занимая пост главы ведомства чинов, он выступал за усиление контроля над государственным аппаратом, добивался пересмотра состава чиновников, налаживания учета и обсуждения предложений, поступавших с мест.

Все эти мероприятия могли сыграть положительную роль в политической и экономической жизни феодального Китая. Однако позиции реформаторов при дворе были непрочными. После смерти Чжан Цзюй-чжэна в 1582 г. реакционная знать добилась постепенной отмены большинства его мероприятий.

Политическая обстановка в стране стала еще более напряженной.

С 90-х годов XVI в. в условиях дальнейшего нарастания классовой борьбы оппозиционное движение в среде феодального класса и городских верхов приобрело новые формы.

Сторонники реформ из интеллигенции и зажиточных горожан объединились в своеобразную политическую организацию прогрессивного направления. Она сложилась в г.

Уси, одном из важных торгово-ремесленных и культурных центров Цзяннани, на базе местного конфуцианского училища — академии Дун- линь. Название этой академии стало наименованием возникшей в ее стенах в 1595 г. политической группировки.

Важно

Инициатором и вдохновителем этой группировки являлся приверженец Чжан Цзюй-чжэна, опальный чиновник Гу Сянь-чэн, высланный из столицы в г. Уси. Подъему авторитета Дунлинь активно способствовал видный сановник Ли Сань-цай, который поддерживал оппозицию.

Читайте также:  Культура белоруссии в xix веке

Хотя среди участников движения не было полного единства, многие из них выходили за рамки требований, выдвигавшихся ранее в докладах инспекторов. Идеи минских реформаторов получили дальнейшее развитие во взглядах и деятельности дунлиньцев.

Они предлагали ограничить землевладение крупных феодалов и снизить налоги, ликвидировать государственный контроль над ремеслом и торговлей и облегчить их обложение, поощрять частное предпринимательство, основанное на наемном труде мануфактурное производство.

В выступлениях деятелей оппозиционной группировки осуждалось своеволие императорских родственников и аристократии, выдвигались требования полностью отстранить евнухов от государственных должностей, реформировать систему управления.

Все надежды приверженцы Дунлинь, как и большинство реформаторов феодального Китая, возлагали на персону императора, стремясь привлечь его на свою сторону. Используя распри дворцовых клик, они активно участвовали в борьбе по вопросу о престолонаследии и в 1601 г. добились утверждения наследником сочувствовавшего им принца. В 1620 г. он занял престол. Дунлиньцы приступили к реформам.

Однако возвышение сторонников Дунлинь вызвало серьезное беспокойство в лагере их противников, могущественных феодалов. Объединившись, они перешли к решительным действиям. Через несколько месяцев поддерживавший реформаторов «сын неба» был отравлен.

Но-вый император стал послушным орудием в руках реакционеров. Захватившая власть при дворе клика евнухов начала безжалостную расправу над прогрессивными деятелями. К 1624 г. организация Дуньлинь подверглась разгрому.

Но даже в условиях жесточайшего террора ее сторонники, будучи правоверными конфуцианцами-монархистами, не рискнули обратиться за помощью к массам. Верноподданничество, оторванность от народа предопределили их поражение.

Совет

Вместе с тем крах попыток реформ отражал слабость зарождавшихся в стране капиталистических элементов, рупором которых являлись многие передо-вые деятели того времени.

[467]

Источник: http://www.hrono.ru/land/landk/kitay16_18_04.php

Антифеодальное движение в Индии

Антифеодальные восстания сикхов и джатов

В Пенджабе антифеодальные восстания развертывались под религиозным знаменем сикхизма. Еще в начале XVI в. в городах Пенджаба была основана индуистская секта сикхов («сикх» — букв, «ученик»).

Ее основатель и первый гуру (титул главы сикхов, доел, «учитель»), Нанак (1469—1538), обличал мусульманское духовенство и индусских жрецов. Сикхи отвергали сословно-кастовые привилегии, провозглашая равенство людей перед богом.

Одной из своих задач они объявили примирение индусов и мусульман.

Первоначальный сикхизм отражал умеренную оппозицию феодалам зажиточных слоев городского населения Пенджаба. Но со второй половины XVII в. состав сикхской секты начал изменяться.

Тяжесть феодальной эксплуатации, общий упадок экономики привели к тому, что в секту начали вливаться тысячи обездоленных крестьян и ремесленников. Деятельность ее приобретает боевой антифеодальный характер. Десятый гуру, Говйнд Сингх (1675—1708), отказался от своей неограниченной власти.

С этого времени все сикхи, объединенные в свою религиозную общину — хальсу, стали пользоваться равными правами. Дела хальсы решались сообща ее членами. Она стала военно-демократической организацией сикхов.

Говйнд Сингх призвал к решительной вооруженной борьбе с мусульманскими и индусскими феодалами за «истинное царство», где земля будет принадлежать сикхам. В одном из своих обращений он заявлял: «Мы разрушим угнетательское царство Моголов; тогда я дам всю страну, от Лахора до Пешавара, моим сикхам».

При Говйнд Сингхе сикхизм стал знаменем антифеодальной борьбы. К сикхам присоединялись крестьяне и ремесленники иа мусульман и индусов. Сикхизм превратился из секты в самостоятельную религию. Принимавших сикхизм подвергали специальному обряду.

Обратите внимание

Их окропляли водой, взболтанной обоюдоострым кинжалом. Сикхи отпускали длинные волосы и бороду. Они должны были всегда иметь при себе три металлических предмета: кинжал, гребень, браслет на руке. К имени сикха добавлялось слово «сингх» («лев»).

После смерти Говйнд Сингха секту возглавил крестьянин Банда. Руководимое им восстание охватило значительную часть Пенджаба. Только бросив все свои войска против сикхов, правительство Могола могло победить повстанцев. Банда был казнен. Часть сикхов ушла в горы, продолжая оттуда партизанскую борьбу.

Восстание сикхов, несмотря на временное поражение, серьезно подорвало силы империи Моголов и господство феодалов в Северной Индии. В дальнейшем сикхи не раз вновь брались за оружие.

После длительной борьбы им удалось установить в Пенджабе свою власть и провозгласить там создание независимого государства. Земля была объявлена общей собственностью хальсы.

И хотя постепенно у сикхов сформировалась новая феодальная знать из военных вождей — сердаров, феодальная эксплуатация крестьянства в Пенджабе по сравнению с другими областями Индостана была значительно ограничена.

Если в движении сикхов сочетались антифеодальная борьба крестьянства и стремление пенджабцев освободиться от власти Великих Моголов и создать свое государство, то другое крупное народное движение — восстание джатов — имело прежде всего антифеодальную направленность.

Джаты — земледельческая каста на северо-западе Индии. В последней трети XVII и начале XVIII в.

джаты района Агра — Дели несколько раз восставали против могольской власти под руководством своих старшин — представителей общинной верхушки деревни. Наиболее крупным было восстание 1672 г.

, когда повстанцы двинулись на Дели. Хотя выступление джатов было подавлено, повстанцам удалось изгнать из нескольких округов феодалов и сборщиков налогов.

В силу исторических условий того времени восстания сикхов и джатов не могли привести к ликвидации феодальных порядков, но эти движения нанесли чувствительные удары по империи Моголов.

Восстания маратхов. Образование маратхекого государства

Важно

У маратхов антифеодальное движение крестьянства тесно переплеталось с борьбой маратхекого народа за освобождение от гнета Могольской империи.

После включения в состав империи Моголов страна маратхов — Махараштра — была разделена на крупные джагиры, переданные мусульманским феодалам.

Это привело не только к усилению эксплуатации крестьянства, но и к известному ущемлению интересов маратхской феодальной верхушки, которая должна была теперь отдавать джагирдарам значительную часть своих доходов. Поэтому к начавшемуся в середине XVII в.

восстанию крестьян присоединились мелкие и средние феодалы, боровшиеся за отделение от Могольской империи и образование самостоятельного государства.

В развернувшейся борьбе проявились и религиозные противоречия между маратхами, исповедовавшими индуизм, и мусульманскими правителями империи Великих Моголов. Выдающимся руководителем восставших маратхов стал представитель их феодальной верхушки Шйваджи Бхонсле (1627—1680).

Массовое участие крестьян в борьбе за независимость Махараштры позволило Шйваджи создать сильную армию. Каждая крестьянская община выделяла и снаряжала определенное количество воинов. Единые по национальному составу, подвижные, хорошо знающие местность, отряды маратхских кавалеристов брали верх над наемными армиями падишаха.

К 1674 г. большая часть маратхских земель была освобождена, и Шйваджи торжественно короновался как независимый государь Махараштры.

Шйваджи и маратхским феодалам приходилось считаться с вооруженным крестьянством. После изгнания мусульманских джагирдаров рента-налог была снижена с 50—60 до 30—40% урожая. Но в Махараштре постепенно вновь появилось крупное феодальное землевладение.

Совет

Это привело к тому, что после смерти Шйваджи начались усобицы между маратхскими феодалами, облегчившие военные действия могольского правительства. Сын и преемник Шйваджи был взят в плен и казнен, а его наследник — малолетний Шаху — увезен в Дели.

Дальнейшее ослабление Могольской империи позволило ма-ратхам в начале XVIII в. восстановить свою государственность. Шаху был отпущен на родину и стал номинальным государем маратхов.

Фактическая же власть принадлежала одному из влиятельных маратхских феодалов, принявшему титул пёшвы (главного министра).

В дальнейшем страной правила династия пешв, превративших преемников Шаху на троне махараджи в своих марионеток. С 1725 г. столицей пешв стал город Пуна.

Теперь государство маратхов базировалось уже на крупном феодальном землевладении. Положение маратхского крестьянства заметно ухудшилось по сравнению с временами Шйваджи, йо все же оно было лучше положения крестьян в других райо-йах Индостана.

В первой трети XVIII в. в результате завоевательных походов маратхских феодалов владения маратхов значительно расширились, охватив большую часть Центральной Индии — от Гуджарата до Бенгальского залива. Территориальные захваты вели к созданию фактически независимых от пешв новых государственных образований.

Так возникли четыре крупных княжества — Нагпур, Гвалияр, Индаур и Барода, — Объединившиеся вокруг Махараштры в конфедерацию, главой которой считался пешва. Маратхи превратились в силу, претендовавшую на подчинение всей Индии. Завоеватели составили правящую феодальную верхушку, чуждую местному населению этнически.

Только в Нагпуре было значительное маратхское население.

Распад империи Моголов

В условиях глубокого экономического и политического кризиса феодальной Индии, непрекращавшихся войн и восстаний резко сократилась торговля между различными частями Индии, начался упадок городов. Усилилось обособление различных областей и районов страны. Власть центрального правительства постепенно становилась чисто номинальной.

Обратите внимание

К началу XVIII в. наместники крупнейших областей империи, носившие титулы субадаров и навабов, превратились в независимых правителей. Помимо Пенджаба и владений маратхов фактически самостоятельными государствами стали в первой трети XVIII в. Бенгалия (включая Бихар и Ориссу), Ауд, Хайдарабад.

Восстановили самостоятельность княжества Раджастхана. К северо-востоку от Дели создали свое княжество выходцы из Афганистана — рохилы. Южнее Дели находилось княжество, возникшее в результате восстаний джатов.

Моголь-ские падишахи продолжали считаться верховными правителями страны, но на деле их власть не распространялась за пределы ближайших окрестностей Дели.

Нашествия Надир-шаха и афганцев

Слабостью Индии воспользовались ее соседи. В 1739 г. иранский шах Надир, захватив Пенджаб и разгромив могольские Войска, вступил в Дели. Взяв там богатую добычу и вынудив “могольского императора уступить ему Синд и территории, населённые афганцами, он вернулся на родину. Нашествие Надира продемонстрировало всей Индии военное бессилие Моголов.

Теперь усилилось стремление соседних феодальных государств овладеть «наследством» распадающейся империи Великих Моголов. После гибели Надир-шаха в 1747 г. и распада его обширной державы возникло самостоятельное афганское государство, возглавляемое Ахмед-шахом Дуррани.

За сравнительно короткий срок афганцы установили свое господство над Пенджабом, Кашмиром и районом между р. Инд и Дели.

Взяв столицу Могольской империи, Ахмед-шах превратил Великого Могола в орудие своей политики. Но прочного господства над Северо-Западной Индией афганцы не добились. Против них поднялись сикхи, истребившие афганские гарнизоны в Пенджабе,

В борьбу за верховенство в Индостане активно включилась маратхская конфедерация.. Объективно это была борьба за объединение государств и княжеств Индостана вокруг наиболее сильного в то время национально-государственного образования, расположенного в центре полуконтинента.

Важно

В Северную Индию вступила армия маратхов, взявшая Дели и отбросившая афганцев за Инд. Не желая примириться с этим, Ахмед-шах двинул в 1759 г. в Индию сорокатысячное войско. Борьба между маратхами и афганцами за верховенство в Индии вступила в решающую фазу.

Маратхи собрали стотысячную армию, но к этому времени она состояла уже преимущественно из солдат-наемников. Маратхские войска потеряли свои былые боевые качества. Афганцы использовали противоречия между маратхами и мусульманскими правителями других индийских княжеств. В начале 1761 г.

на Панипатской равнине произошло решающее сражение, окончившееся полным разгромом маратхских войск.

Внутреннее положение маратхской конфедерации, которую раздирали феодальные междоусобицы, общая обстановка в Индостане, характеризовавшаяся созданием целого ряда самостоятельных феодальных княжеств, обрекли на неудачу попытку маратхов объединить под своей властью Индию.

В результате поражения маратхов кроме всего прочего было ослаблено то из индийских государственных объединений, которое располагало относительно большими, чем другие государства Индостана, возможностями для отпора европейским колонизаторам, начавшим к тому времени территориальную экспансию.



Источник: http://biofile.ru/his/13594.html

Ссылка на основную публикацию