Англо-франко-советские переговоры 1939 года

Англо-франко-советские переговоры в Москве в 1939 году

Реально оценивая опасность возникновения второй мировой войны, Советское правительство стремилось к созданию системы коллективной безопасности. Оно хотело заключить соглашение с Англией, подобно советско-французскому договору 1935 г.

Со своей стороны английское и французское правительства, учитывая разраставшуюся агрессию фашистской Германии, были не прочь завязать переговоры с Советским Союзом.

Однако в противоположность ясной позиции и серьезным планам Советского правительства они рассчитывали использовать переговоры лишь как средство давления на Германию, чтобы толкнуть ее на агрессию против Советского государства.

Обратите внимание

Эти планы и расчеты наглядно продемонстрировали начавшиеся в марте 1939 г. московские переговоры между СССР, Англией и Францией о заключении договора о взаимопомощи.

18 марта английский посол в СССР Синде запросил Народный комиссариат иностранных дел о позиции Советского Союза в случае германской агрессии против Румынии. На встречный вопрос представителя НКИД СССР о позиции Англии в случае такой агрессии посол уклонился от ответа.

Английское правительство стремилось связать СССР определенными обязательствами и в то же время самому остаться в стороне.

На предложение Советского правительства созвать совещание Англии, Франции, Румынии, Польши, Турции и СССР как наиболее заинтересованных государств английское правительство ответило, что оно считает созыв такого совещания преждевременным.

21 марта 1939 г. английское правительство предложило Советскому Союзу подписать декларацию от имени СССР, Англии, Франции и Польши, которая обязывала бы эти государства немедленно консультироваться в случае угрозы политической независимости любого европейского государства. Советский Союз немедленно изъявил готовность подписать текст этой декларации.

Однако уже 1 апреля 1939 г. правительство Великобритании отказалось от своего предложения, что свидетельствовало об отсутствии у него серьезных намерений заключить действенный договор. В середине апреля 1939 г.

французское правительство предложило подписать декларацию, которая обязывала Советский Союз предоставить Франции немедленную помощь и поддержку в случае, если она окажется в состоянии войны с Германией из-за предоставления своей помощи Польше или Румынии; в свою очередь Франция при аналогичной ситуации обязана была оказать немедленную помощь и поддержку Советскому Союзу. Такая декларация не устраивала английское правительство. Оно предложило Советскому Союзу сделать публичное заявление одностороннего характера, которое обязывало бы СССР оказать помощь какому-либо европейскому соседу Советского Союза, если этот сосед окажет сопротивление агрессии. Советское правительство не отвергло данное предложение, а попыталось по-деловому согласовать его с принципиально приемлемым текстом декларации, предложенной Францией. Правительство СССР 17 апреля 1939 г. предложило следующий проект соглашения.

«1. Англия, Франция, СССР заключают между собой соглашение сроком на 5—10 лет о взаимном обязательстве оказынать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.

2. Англия, Франция, СССР обязуются оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточноевропейским государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств».

Важно

Советское правительство считало совершенно необходимым сопроводить договор об оборонительном союзе военной конвенцией, содержащей точные указания о размерах и формах военной помощи.

Однако английская и французская стороны по существу отвергли эти предложения, исходившие из полной взаимности обязательств. Они не хотели одновременно с политическим договором подписывать военную конвенцию.

Английские и французские представители выдвинули свои предложения, в которых, как и прежде, пытались связать СССР односторонними обязательствами.

Советскому Союзу обещалась помощь только в том случае, если он будет вовлечен в войну в силу своих обязательств перед Англией и Францией, а СССР обязан был помогать им в любом военном конфликте с Германией. Этот проект был неприемлем для СССР, так как не предусматривал эффективной взаимопомощи СССР, Англии и Франции.

Советское правительство, понимая нечистую игру своих партнеров по переговорам, в ответе им от 14 мая 1939 г.

отмечало, что «английские предложения не содержат в себе принципа взаимности в отношении СССР и ставят его в неравное положение», ибо «отсутствие гарантии СССР со стороны Англии и Франции в случае прямого нападения агрессоров, с одной стороны, и неприкрытость северо-западных границ СССР, с другой стороны, могут послужить провоцирующим моментом для направления агрессии в сторону Советского Союза». Искренне стремясь к пресечению дальнейшей фашистской агрессии, Советское правительство ясно указало на следующие условия, необходимые для реализации такой цели:

«1. Заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта взаимопомощи против агрессии;

2.            Гарантирование со стороны этих трех великих держав государств Центральной и Восточной Европы, находящихся под угрозой агрессии, включая сюда также Латвию, Эстонию и Финляндию;

3.            Заключение конкретного соглашения между Англией, Францией и СССР о формах и размерах помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам, без чего (без такого соглашения) пакты взаимопомощи рискуют повиснуть в воздухе, как это показал опыт с Чехословакией».

Совет

В соответствии с этими принципами Советское правительство в начале июня 1939 г. выдвинуло еще раз конкретный проект соглашения о взаимной помощи Англии, Франции и СССР.

Однако и на этот раз правительства Англии и Франции решительно отказались распространять обязательства на Прибалтийские государства, оставляя тем самым открытый коридор для германской агрессии.

Они предлагали Советскому правительству дать гарантии Польше и Румынии, аналогичные тем, которые они дали этим государствам, но в то же время отказывались давать гарантии Прибалтийским государствам.

Совершенно очевидно, что такой вариант соглашения означал подталкивание гитлеровской Германии на агрессию против прибалтийских соседей СССР и против самого Советского Союза. Выдвигая заведомо неприемлемые предложения, английское и французское правительства завели переговоры в тупик.

В ходе переговоров советская сторона предлагала, чтобы обязательства СССР, Англии и Франции в отношении государств, которым они дают гарантии, имели силу не только в случае прямой, но и в случае косвенной агрессии против любого государства, получающего гарантию.

У Советского Союза были все основания беспокоиться, ибо посредством «косвенной агрессии» фашистская Германия могла по примеру Чехословакии и Австрии захватить и Прибалтийские государства.

Советское правительство не могло не видеть и того, что правящие круги Англии и Франции, совершившие мюнхенское предательство, могли таким же способом выдать Германии и Прибалтийские государства. Их отказ предоставить гарантии Латвии и Эстонии недвусмысленно говорил об этом.

Советские предложения о всесторонних гарантиях были справедливы. Это признавалось в памятной записке английского министерства иностранных дел от 22 мая 1939 г.

, в которой было сказано, что советские предложения о совместных гарантиях Латвии, Эстонии и Финляндии являются закономерными и обоснованными, ибо при отсутствии таких гарантий Советский Союз может подвергнуться нападению через эти страны.

Обратите внимание

Таким образом, не Советский Союз, а западные державы, которые откалывались принять справедливые и обоснованные условия соглашения, повинны в затруднениях в ходе переговоров.

Несмотря на такую позицию западных держав, Советский Союз искренне и настойчиво искал пути к соглашению и предложил с самого начала переговоров заключить наряду с политическим договором соответствующую военную конвенцию о формах и размерах взаимной помощи. 23 июля 1939 г.

СССР предложил начать в Москве переговоры военных миссий. Хотя Англия и Франция дали согласие на такие переговоры, они серьезно и не помышляли о заключении действенного соглашения с СССР.

Английская и французская миссии 11 дней готовились к отъезду, 6 дней плыли на тихоходном судне и прибыли в Москву только 11 августа.

Миссии состояли из отставных генералов и адмиралов и из лиц, не занимавших ответственных постов. Возглавлявший английскую миссию адмирал Драке был командующим одной из британских военно-морских баз. Драке прибыл в Москву, даже не имея мандата, уполномочивавшего его на переговоры.

Присланный ему в Москву мандат давал право лишь вести переговоры, но не уполномочивал на подписание какого-либо соглашения. Не имел полномочий на подписание соглашения с СССР и глава французской миссии генерал Думенк.

Как английская, так и французская миссии не имели никакого военного плана совместных операций против общего противника и не могли определить силы и средства, выставляемые участниками предполагавшейся конвенции.

Германский посол в Лондоне, хорошо знавший обстановку и настроения в правительственных сферах Англии, сообщил 1 августа 1939 г. своему правительству следующее: «К продолжению переговоров о пакте с Россией, несмотря на посылку военной миссии,— или, вернее, благодаря этому,— здесь относятся скептически.

Важно

Об этом свидетельствует состав английской военной миссии: адмирал, до настоящего времени комендант Портсмута, практически находится в отставке и никогда не состоял в штабе адмиралтейства; генерал — точно так же простой строевой офицер; генерал авиации — выдающийся летчик и преподаватель летного искусства, но не стратег.

Это свидетельствует о том, что военная миссия скорее имеет своей задачей установить боеспособность Советской Армии, чем заключить оперативные соглашения» '.

Главой советской военной миссии был назначен народный комиссар обороны Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов, который имел полномочия не только вести переговоры, но и подписать военную конвенцию. Советская делегация сразу представила конкретный план, намечавший совместные действия вооруженных сил СССР, Англии и Франции при всех возможных вариантах агрессии фашистской Германии в Европе.

На первом заседании военных миссий СССР, Англии и Франции, которое состоялось 12 августа 1939 г., были решены вопросы порядка совещания. Заседания 13 и 14 августа прошли в безрезультатных попытках советской делегации получить ответы на важнейшие вопросы, без которых невозможно было ни плодотворное ведение переговоров, ни тем более заключение соглашения.

Один из таких вопросов заключался в том, чтобы английская и французская стороны ознакомили советскую сторону с общими планами обороны договаривающихся стран. Однако по существу никаких планов обороны английская и французская делегации не сообщили.

Они ограничились общей оценкой тех сил и средств, которыми располагали Англия и Франция, и возможностей их сосредоточения и развертывания.

Не получив информации о планах обероиы, советская делегация поставила вопрос о том, как миссии или генеральные штабы Франции и Англии представляют себе участие Советского Союза в войне против агрессора, если последний нападет на Францию и Англию или на Польшу и Румынию, а также на Турцию, т. е., какова точка зрения английской и французской миссий на совместные действия против агрессора или блока агрессоров в случае их выступления против договаривающихся стран. Тем самым советская делегация стремилась выяснить, как Советский Союз сможет оказать помощь жертвам агрессии.

В заявлении советской военной миссии на заседании 14 августа говорилось, что «поскольку СССР не имеет военных договоров с Польшей и Румынией, а также поскольку угрожаемыми со стороны агрессии в Европе являются, прежде всего, Польша Румыния, Франция и Англия, постольку вопрос о пропуске советских вооруженных сил через территорию Польши и Румынии, а также и о действиях советских войск на территории этих государств против агрессора должен быть разрешен английским и французским правительствами совместно с правительствами Полыни и Румынии». Советская делегация исходила при этом из того, что Англия и Франция состояли в политическом и военном союзе с Румынией и Польшей. Советская миссия заявила, что «без положительного разрешения этого вопроса все начатое предприятие о заключении военной конвенции между Англией, Францией и СССР, по ее мнению, заранее обречено па неуспех» '.

Совет

На заседании 15 августа член советской миссии командарм 1-го ранга Е. М. Шапошников подробно изложил три возможных варианта совместных военных действий вооруженных сил Англии, Франции и СССР.

По первому варианту, в том случае, если блок агрессоров нападет на Англию и Францию, «СССР выставляет 70% тех вооруженных сил, которые Англией и Францией будут непосредственно направлены против главного агрессора — Германии».

Птот вариант предусматривал обязательное участие в войне Польши в силу ее договора с Англией и Францией. При этом правительства Англии и Франции должны были добиться от Польши обязательства пропустить вооруженные силы СССР через польскую территорию к границам Восточной Пруссии.

При этом «Англия и Франция должны добиться от балтийских стран согласия на временное занятие англо-французским флотом Аландских островов, Моонзундского архипелага с его островами (Эзель, Даго, Вормс), портов Ганге, Пернов, Гапсаль, Гайнаш и Либава, в целях охраны нейтралитета и независимости этих стран от нападения со стороны Германии» Это предложение наглядно опровергает измышления буржуазных фальсификаторов истории второй мировой войны, утверждающих, будто Советский Союз хотел получить свободу рук в Прибалтике и требовал для себя права оккупировать порты Прибалтийских государств.

При в юром варианте возникновения военных действий, в случае, если бы агрессия была направлена на Польшу и Румынию, последние должны были выставить на фронт все свои вооруженные силы, Франция и Англия — немедленно объявить войну агрессору, а Советский Союз — выставить такое же количество вооруженных сил, какое выставят Англия и Франция непосредственно против Германии. Участие СССР в войне могло состояться при условии, что Англия и Франция договорились бы с Польшей и по возможности с Литвой, а также с Румынией о пропуске советских войск через их территорию.

В третьем варианте, предусматривавшем случай, когда главный агрессор, используя территории Финляндии, Эстонии и Латвии, направит свою агрессию против СССР, Франция и Англия должны немедленно вступить в войну с агрессором или блоком агрессоров и выставить на фронт 70% тех сил, которые будут выставлены Советским Союзом.

Читайте также:  Внутриполитические решения ивана грозного

Польша при этом варианте обязательно должна вступить в войну и по договоренности с Англией и Францией пропустить советские войска через Виленский коридор и Галицию. В случае, если бы в войну была втянута Румыния, правительства Англии и Франции должны добиться ее согласия на пропуск советских войск через территорию Румынии.

На все эти четкие и целеустремленные предложения советской миссии относительно возможных совместных действий СССР, Англии и Франции, основанные на принципе взаимности обязательств, английская и французская стороны не выдвинули ни одного конкретного варианта отпора агрессору; не определили количество сил и средств, выделяемых договаривающимися сторонами, не наметили тех условий, при которых возможны их совместные действия. Французская миссия вручила советской делегации записку, по поводу которой глава советской миссии па заседании 1В августа заявил, что принципы, выдвинутые французской мисспей, «об организации обороны договаривающихся Сторон Слишком универсальны, абстрактны, бесплотны и никого ни к чему не обязывают», что «они, не представляя ничего конкретного, могли бы послужить материалом разве только для какой-либо абстрактной декларации»

Обратите внимание

Кардинальный вопрос о пропуске советских войск через территорию Польши английская и французская стороны обходили полным молчанием. И это было не случайно, ибо миссии Англии и Франции прибыли в Москву с инструкциями по возможности избегать постановки вопроса о Польше и в каждом случае, когда он встанет, обращаться к своим правительствам.

На заседании 21 августа 1939 г. советская сторона заявила: «Советская миссия считает, что СССР, не имеющий общей границы с Германией, может оказать помощь Франции, Англии, Польше и Румынии лишь при условии пропуска его войск через польскую и румынскую территории, ибо не существует других путей для того, чтобы войти в соприкосновение с войсками агрессора… Это — военная аксиома…

Если, однако, этот аксиоматический вопрос французы и англичане превращают в большую проблему, требующую длительного изучения, то это значит, что есть все основания сомневаться в их стремлении к действительному и серьезному военному сотрудничеству с СССР. Ввиду изложенного, ответственность за затяжку военных переговоров, как и за перерыв этих переговоров, естественно, падает на французскую и английскую стороны» 1 2.

Как стало известно из опубликованных впоследствии документов, английские и французские представители имели инструкции, направленные по существу на затяжку и срыв переговоров.

В ходе московских переговоров Советское правительство убедилось, что оно не может рассчитывать на военное сотрудничество с Англией и Францией.

Более того, стало ясно, что они пытаются поставить СССР в положение международной изоляции и по существу содействуют нападению Германии на Советский Союз.

Переговоры оказались безрезультатными и были прерваны по вине английского и французского правительств, не желавших заключать соглашение о взаимопомощи с Советским Союзом.

Источник: http://www.winstein.org/publ/36-1-0-3544

Англо-франко- советские переговоры 1939 г

25 июля 1939 г. правительство Англии дало советской стороне согласие начать переговоры о заключении военного соглашения между СССР, Англией и Францией. Однако правительства Чемберлена и Даладье на деле не имели намерения договариваться с Советским Союзом. Об этом свидетельствовали как состав делегаций западных держав на переговорах, так и содержание полученных ими директив.

Военные миссии Англии и Франции были составлены из второстепенных лиц.

Секретные директивы военным миссиям Англии и Франции исходили из установки Чемберлена и его окружения на ведение бесплодных переговоров и на возможность в любое время их прервать в случае достижения англо-германского сговора.

В директивах английской военной миссии ставилась задача свести «военное соглашение к самым общим формулировкам».

Важно

Это мотивировалось тем, что «британское правительство не желает принимать на себя какие-либо конкретные обязательства», которые могли бы связать ему руки «при тех или иных обстоятельствах». Следовательно, директивы не предусматривали заключения военной конвенции трех держав. Это говорило о том, что Чемберлен не желал заключения с Советским Союзом ни договора о взаимной помощи, ни военной конвенции.

Совершенно иной была позиция Советского правительства, которое искренне стремилось заключить с Англией и Францией соглашение с целью предотвращения агрессии. 2 августа 1939 г. Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело и утвердило задачи советской делегации на переговорах.

Для ведения военных переговоров была назначена представительная делегация во главе с народным комиссаром обороны Маршалом Советского Союза К. Е. Ворошиловым.

В полномочиях главе советской делегации ставилась задача «подписать военную конвенцию по вопросам организации военной обороны Англии, Франции и СССР против агрессии в Европе».

Из-за преднамеренного затягивания Англией и Францией приезда военных миссий в СССР переговоры начались только 12 августа 1939 г. С самого начала переговоров советской стороной были поставлены следующие основные вопросы:

1) определить конкретные обязательства относительно размеров и форм взаимной помощи и планы военного сотрудничества;

2) договориться о пропуске советских войск через территорию Польши и Румынии для оказания помощи в случае агрессии.

При рассмотрении первого вопроса советская делегация заявила о готовности выставить против агрессора 136 дивизий, 5 тыс. средних и тяжелых орудий, до 10 тыс. танков, свыше 5 тыс. самолетов. Были предложены конкретные планы совместных действий против агрессора.

Совет

Давая оценку советским предложениям, английский посол Сидс сообщал 13 августа в Лондон, что «все признаки ясно говорят о том, что советская военная миссия вполне серьезно хочет вести дело». Однако английские и французские представители отказались разрабатывать конкретные планы военного сотрудничества, поскольку, как, писал П. Кот, в директивах у них «не было этих планов».

Вместо этого они предложили согласовать общие цели и принципы оказания взаимной помощи. Сравнивая позиции Советского Союза и западных держав, член французской миссии отмечал в своих мемуарах, что советские предложения были «ясными и конкретными».

Контраст между программой советской делегации и «смутными абстракциями франко-английской платформы, —писал он, —поразительный и показывает пропасть, которая отделяла концепции. Советские аргументы были весомые… Наша позиция оставалась фальшивой».

При рассмотрении второго кардинального вопроса, поднятого советской делегацией, оказалось, что он также не был включен в директивы военных миссий Англии и Франции. Поэтому английские и французские представители не были готовы ответить на него и сделали соответствующие запросы своим правительствам.

Только после этого правительство Чемберлена 16 августа поручило заместителям начальников военных штабов дать свое заключение по этому вопросу.

Они представили доклад, в котором говорилось: «Мы считаем настолько важным дать удовлетворение русским в этом пункте, что следует в случае необходимости оказать самое сильное давление на Польшу и Румынию, чтобы убедить их занять позитивную позицию».

Договоренность по этому вопросу была необходимой, поскольку СССР, не имея общей границы с Германией, мог бы оказать помощь Англии, Франции и Польше в случае агрессии фашистской. Германии лишь при условии пропуска советских войск через польскую территорию.

Обоснованность советского предложения, в том числе с точки зрения интересов безопасности западных стран, признавали французская делегация и французское посольство в Москве. В их донесении от 16 августа говорилось, что советское предложение подводит к «самой сущности вопроса» оказания Советским Союзом помощи, без решения которого переговоры «были бы беспредметными».

Обратите внимание

Однако правительства Англии и Франции не использовали имевшихся в их распоряжении возможностей, чтобы побудить правительство Польши принять советские предложения. Правда, они установили с польским правительством контакты по вопросу о советско-польском сотрудничестве.

Однако при этом осуществлялись такие «дозированные» контакты, чтобы, с одной стороны, создавать видимость «воздействия» на Польшу, а с другой — не доводить дело до получения от нее согласия на военное сотрудничество с Советским Союзом.

Что касается советско-румынского военного сотрудничества, то правительства Англии и Франции даже не обратились по этому вопросу к правительству Румынии.

Советский Союз вел переговоры с Англией и Францией в условиях военного конфликта с Японией в районе р. Халхин-Гол. Японские правящие круги заверяли гитлеровцев, что, «в случае если Германия и Италия начнут войну с СССР, Япония присоединится к ним в любой момент, не ставя никаких условий».

Перспектива войны на два фронта — на Западе и на Востоке — беспокоила Советское правительство. Вместе с тем, учитывая, что агрессия фашистских держав представляет реальную угрозу также для Англии и Франции, Советское правительство рассчитывало на благоразумие правящих кругов этих стран.

В связи с этим оно не реагировало на предложение Германии о заключении договора о ненападении, сделанное в начале августа, все еще надеясь получить от правительств Англии и Франции положительный ответ на поставленные вопросы.

Однако ход переговоров в Москве окончательно убедил Советское правительство в нежелании западных стран сотрудничать с Советским Союзом в организации коллективной безопасности. Вместе с тем к этому времени стала вполне реальной угроза антисоветского сговора Англии и Германии.

В случае неполучения ответа от советской стороны на предложение заключить пакт о ненападении) правительство Германии было готово заключить антисоветский союз с Англией.

Важно

20 августа Гитлер обратился с личным посланием к И. В. Сталину, предложив ему принять 22 августа министра иностранных дел Германии для подписания пакта о ненападении.

В тот же день Гитлер направил секретное послание Чемберлену, в котором выражал готовность в ответ на английские предложения сообщить свои соображения относительно заключения «англо-германского союза». Из ответа Гитлера следовало, что Чемберлен предложил договориться о союзе с Германией.

21 августа из Берлина сообщили, что Геринг готов встретиться с Чемберленом. 22 августа Чемберлен направил послание Гитлеру, в котором выражалось согласие «обсудить более широкие проблемы».

В связи с этим Галифакс записал в своем дневнике, что «ведутся необходимые приготовления для прибытия Геринга в среду 23-го». Во время пребывания Геринга в Англии имелось в виду обсудить английские планы, «подтверждения которых, — отмечал Галифакс, — мы ожидаем из Берлина».

В сложившейся обстановке у Советского Союза не оставалось иного выбора, как встать на путь обеспечения своей безопасности в индивидуальном порядке и подписать 23 августа 1939 г. советско-германский договор о ненападении. Заключение этого договора не входило во внешнеполитические планы Советского Союза.

«Не потому прервались военные переговоры с Англией и Францией, —справедливо заявил советский нарком обороны в интервью для печати, —что СССР заключил пакт о ненападении с Германией, а наоборот, СССР заключил пакт о ненападении с Германией в результате, между прочим, того обстоятельства, что военные переговоры с Францией и Англией зашли в тупик в силу непреодолимых разногласий».

Правильность и обоснованность такого решения Coветского Союза признали многие государственные деятели Запада и историки, далекие от марксистских взглядов. Бывший французский министр авиации П.

Кот писал, что в результате линии Англии и Франции на срыв переговоров в Москве «Советскому правительству не оставалось ничего больше, как выбирать между подписанием советско-германского пакта или нападением на его страну при неблагоприятных условиях».

Как в 1918 г. ввиду враждебной политики западных держав Советская Россия оказалась вынужденной заключить Брестский мир, так и в августе 1939 г. Советский Союз был вынужден заключить советско-германский пакт ввиду той же враждебной политики Англии и Франции, хотя Советский Союз делал все возможное, чтобы иметь пакт о коллективной безопасности с Англией и Францией.

Совет

Подписание советско-германского пакта сорвало формирование антисоветского союза в Европе, чего добивались Чемберлен и его сторонники. В день заключения советско-германского договора была аннулирована поездка Геринга в Англию для определения условий англогерманского союза.

«ЦК ВКП(б) и Советское правительство, — отмечал в своих воспоминаниях маршал Г. К.

Жуков, — исходили из того, что пакт не избавлял СССР от угрозы фашистской агрессии, но давал возможность выиграть время в интересах укрепления нашей обороны, препятствовал созданию единого антисоветского фронта».

Заключение пакта расстроило также планы японских милитаристов об организации комбинированного нападения Японии и Германии на Советский Союз. После подписания договора правительство Хиранума ушло в отставку. Новое правительство Японии пошло на урегулирование конфликта в районе р. Халхин-Гол.

Вместе с тем Советское правительство, исходя из долгосрочных задач борьбы за коллективную безопасность, оставляло двери открытыми для продолжения переговоров с Англией и Францией о заключении пакта взаимопомощи.

26 августа заместитель наркома иностранных дел СССР С. А. Лозовский заявил китайскому послу в Москве: «Если Англия и Франция пойдут на предложения Советского правительства, не исключена возможность заключения договора с ними…

В настоящее время переговоры прерваны, но их возобновление зависит от Англии и Франции».

Однако правительства Чемберлена и Даладье не пожелали возобновления переговоров с Советским Союзом, а продолжали предпринимать усилия с целью осуществить второй Мюнхен, на сей раз за счет Польши, и заключить союз с Германией.

Читайте также:  Принятие христианства на руси и её значение

До самого момента нападения Германии на Польшу Чемберлен был убежден, что ему удастся договориться с Гитлером. Переговоры между СССР, Англией и Францией в 1939 г.

Обратите внимание

показали, что Советский Союз последовательно добивался достижения широкого равноправного соглашения о взаимной помощи с Англией и Францией, способного удержать Германию от развязывания войны в Европе. В сложной международной обстановке 1939 г.

, когда над миром нависла непосредственная угроза фашистской агрессии, «Советский Союз, — отмечал Л. И.. Брежнев, —настойчиво боролся за создание системы коллективной безопасности, которая могла бы обуздать агрессоров и предотвратить вторую мировую войну».

Это были вынуждены признать даже некоторые дипломаты западных стран. Посол США в Москве Д. Дэвис писал Г. Гопкинсу: «Ни одно правительство не видело более ясно и не заявляло с большей точностью о том, что следует сделать для сохранения мира и предотвращения развязывания Гитлером войны, как это делал Советский Союз».

Практика международных отношений показала несостоятельность попыток правящих кругов западных государств обеспечить безопасность только для своих стран в ущерб безопасности стран Восточной Европы и Советского Союза.

Опыт истории свидетельствовал также о пагубности антисоветской политики реакционных режимов ряда восточноевропейских стран. Даже в 1939 г.

, когда стало очевидно, что очередным объектом гитлеровской агрессии будет Польша, санационное правительство отказалось заключить соглашение с Советским Союзом, который мог бы защитить Польшу от нападения.

Антисоветская политика превращения стран Восточной Европы в «санитарный кордон» подорвала безопасность самих этих государств и превратила их в коридор для нападения фашистских агрессоров на СССР.

Преобладание в правящих кругах западных стран стремления к отказу от политики коллективной безопасности и к сговору с фашистскими агрессорами на антисоветской основе явилось решающим обстоятельством, продолжившим дорогу фашистской агрессии и позволившим Гитлеру развязать вторую мировую войну.

Советские предложения по организации коллективной безопасности отвечали интересам всех европейских народов.

Однако соотношение сил в мире в условиях существования единственного социалистического государства не позволило повернуть политику западных стран на путь сотрудничества с Советским Союзом, создать широкий антифашистский фронт и реализовать предложения Советского правительства по созданию системы коллективной безопасности в Европе.

Важно

Вместе с тем борьба Советского Союза за коллективную безопасность в 1939 г. имела важное историческое значение. Она позволила оттянуть новую мировую войну, обеспечить в будущем создание антифашистской коалиции и разгромить фашистских агрессоров в благоприятных внешнеполитических условиях.

Советские предложения представляли собой вклад в развитие концепции европейской безопасности на основе обобщения практики международных отношений 30-х годов.

Ряд положений и идей, выдвинутых Советским Союзом с целью обеспечения европейской безопасности, сохраняют свое значение и для будущего.

Некоторые из них были впоследствии учтены при формировании союза государств антигитлеровской коалиции и при создании новой международной организации по сохранении мира.



Источник: http://biofile.ru/his/29504.html

Англо-франко-советские переговоры

28 апреля Германия заявила о расторжении англо-германского морского соглашения, заключенного 18 июня 1935 года, и одновременно расторгла договор о ненападении с Польшей, заключенный в январе 1934 года. У правящих кругов Англии и Франции возникли серьезные опасения. Они предприняли ряд срочных мер, чтобы обезопасить себя и оказать давление на Германию.

Они гарантировали помощь Польше в случае нападения на нее Германии. Такие же обещания получили Греция, Румыния и Турция. Но это не оказало существенного влияния на международные отношения и не изменило политики гитлеровской Германии. Ее нажим на Польшу возрастал.

С целью воздействия на Германию Англия и Франция в марте 1939 года начали переговоры с СССР о заключении договора о совместных действиях против ее агрессии.

Советское правительство, понимая реальную опасность надвигавшейся войны, готово было сделать все необходимое, чтобы сохранить мир, принять эффективные меры против агрессии. В качестве основы для переговоров оно выдвинуло следующие положения.

Во-первых, предлагалось заключить сроком на 5-10 лет соглашение о взаимопомощи, включая и военную, в случае войны в Европе против любого из договаривавшихся государств.

Во-вторых, оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточноевропейским странам, расположенным между Балтийским и Черным морями и границами с Советским Союзом.

В-третьих, в кратчайший срок обсудить и установить размеры и формы военной помощи, оказываемой каждым из трех государств. Наконец, в-четвертых, не вступать в какие бы то ни было переговоры и не заключать мира с агрессорами отдельно друг от друга и без общего всех трех держав согласия.

Совет

Со стороны Советского Союза это был серьезный шаг к объединению усилий трех стран против фашистской агрессии с целью предотвращения второй мировой войны. Однако переговоры приняли затяжной характер.

Оки продолжались до середины августа 1939 года и показали, что англо-французские правящие круги стремились навязать СССР односторонние обязательства, которые неизбежно вовлекли бы его в войну с Германией, а Англия и Франция остались бы в стороне.

Антисоветская позиция Англии и Франции особенно резко проявилась при ведении переговоров военных миссий, которые начались по инициативе СССР 12 августа 1939 года в Москве. Советская военная делегация, которую возглавлял народный комиссар обороны К.Е.

Ворошилов, была уполномочена не только вести переговоры, но и подписать военную конвенцию, направленную на предотвращение возникновения войны в Европе. Она предложила три возможных варианта совместных действии вооруженных сил Англии, Франции и СССР в случае агрессии фашистской Германии.

Первый вариант предусматривал возможность нападения фашистской Германии на Англию и Францию. В этом случае СССР должен был выставить 70% тех вооруженных сил, которые будут направлены Англией и Францией против Германии. Обязательным считалось участие в войне Польши в силу ее договора с Англией и Францией.

Второй вариант предусматривал случай, когда агрессия Германии будет направлена на Польшу и Румынию. По этому варианту Польша и Румыния выставляли бы на фронт все свои вооруженные силы, Франция и Англия немедленно объявят войну Германии и выступят против нее. СССР выставил бы такое же количество дивизий, что Англия и Франция.

Советские войска в этом случае должны были быть допущены к зоне боевых действий через Виленский коридор, Галицию и Румынию. Третий вариант – когда Германия, используя территорию Финляндии, Эстонии и Латвии, направит агрессию против СССР. В этом случае Франция и Англия должны были немедленно вступить в войну с Германией и выставить 70% сил и средств, развертываемых Советским Союзом.

Польша должна была выступить против Германии, выставив не менее 45 дивизий, а если в войну будет втянута Румыния, то и она должна участвовать в ней всеми своими силами.

Обратите внимание

Советская сторона заявила, что в случае нападения гитлеровской Германии на соседние страны Советский Союз готов в течение 8-20 дней выставить крупные военные силы – 120 стрелковых и 16 кавалерийских дивизий, 5 тысяч тяжелых орудий, 9-10 тысяч танков, от 5 до 5,5 тысяч боевых самолетов.

Однако правительства Англии и Франции не только не откликнулись на реальные предложения Советского Союза, но предприняли все, чтобы сорвать переговоры военных миссий, сделать их бесплодными.

Они направили в Москву второстепенных представителей, снабдив их инструкцией, в которой предписывалось вести переговоры медленно, категорически уклоняться от обсуждения или сообщения франко-британских планов.

Вместе с тем английский и французский генеральные штабы дали своим делегациям задания подробно выяснить численность и состояние Краской Армии и Военно-морского флота, убедиться в быстроте их мобилизации, ознакомиться со стратегическими планами командования.

Миссиям вменялось выяснить, какова основная цель политики СССР в вопросах ведения войны, каковы взгляды советского Генерального штаба на германскую и итальянскую стратегии, каким количеством нефти обладает СССР, какова спецификация советского авиационного бензина.

Отсюда нетрудно понять, с какими целями приехали в Москву военные делегации Англии и Франции. Переговоры зашли в тупик и были прерваны.

Вся ответственность за их срыв ложится на французскую и английскую стороны. Кроме того, английское правительство одновременно с переговорами в Москве вело тайные переговоры с Гитлером, стремясь сколотить блок империалистических государств против Советского Союза. Эти переговоры велись в Лондоне в конце июля – начале августа 1939 года.

Речь шла о заключении англо-германского пакта о ненападении, о невмешательстве и распределении сфер влияния, об ограничении войск на суше, на море и в воздухе.

Важно

Все это свидетельствовало о том, что английское правительство во время переговоров в Москве о заключении договора об обуздании агрессии фашистской Германии добивалось за спиной СССР сделки с гитлеровским правительством.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/6426.html

История России

18 марта 1939 г. правительство Англии обратилось к Советскому Союзу с запросом, какую позицию он займет в случае нападения гитлеровской Германии на Румынию.

Советское правительство предложило созвать конференцию шести наиболее заинтересованных государств —Англии, Франции, СССР, Польши, Румынии, Турции.

Англия отклонила это предложение, как преждевременное, и взамен предложила подписать англо-франко-польско-советскую декларацию о консультации в случае возникновения угрозы для независимости любого европейского государства.

Советский Союз считал такую меру недостаточно эффективной, но он принял это предложение, тем самым еще раз доказав свою готовность активно участвовать в коллективных мерах, направленных против агрессии. Однако западные державы, руководствуясь антисоветскими побуждениями, отказались даже от своего собственного предложения.

На совещании английских и французских министров, состоявшемся в Лондоне 21—23 марта, Чемберлен заявил: «Присоединение Советского Союза к публичной декларации делает участие Польши и остальных весьма затруднительным».

1 апреля Советскому правительству было официально сообщено, что вопрос о декларации считается «окончательно отпавшим».

Переговоры возобновились в середине апреля.

Инициативу на этот раз проявило французское правительство; оно выдвинуло проект совместной советско-французской декларации, согласно которой обе стороны должны были оказать друг другу немедленную помощь, если одна из них вследствие предоставления своей помощи Польше или Румынии окажется в состоянии войны с Германией. Советское правительство ответило, что считает французский проект «принципиально приемлемым», и сформулировало его так, чтобы он включал обязательство также со стороны Англии. Однако и это советское предложение не было принято.

Совет

В действительности цель западных держав состояла в том, чтобы навязать СССР неравноправные обязательства, заставить его принять на себя все тяготы войны с агрессором, а самим остаться в стороне, сохраняя силы до того момента, когда можно будет продиктовать воюющим сторонам свои условия.

В переговорах с СССР англофранцузская сторона исходила из того, что Советский Союз должен один оказать военную помощь Латвии, Литве, Эстонии, Финляндии в случае нападения на них гитлеровской Германии, а также участвовать в военной помощи странам, которым Англия и Франция дали гарантии безопасности, а именно Польше, Румынии, Греции, Турции, Бельгии, Голландии и Швейцарии. В то же время западные державы не желали предоставить совместную с СССР гарантию безопасности граничащим с Советским Союзом государствам, т. е. фактически указывали фашистской Германии путь для нападения на СССР, создавая наиболее выгодные для нее условия ведения антисоветской войны. Польша, Румыния, прибалтийские и другие государства согласно этим предложениям тоже не должны были брать на себя никаких обязательств в отношении Советского Союза.

Советский Союз противопоставил этим предложениям позицию, основанную на принципах широкой и эффективной системы коллективной безопасности.

Выдвинутый Советским Союзом проект тройственного пакта взаимной помощи между СССР, Англией и Францией предусматривал полное равенство и взаимность обязательств договаривающихся сторон.

Три державы должны были при нападении гитлеровской Германии на одну из них оказать друг другу немедленную помощь, включая и военную. Такую же помощь они обязывались совместно предоставить пограничным с СССР государствам, а также Бельгии и Греции.

Советский проект пакта предусматривал сверх того совместные действия договаривающихся сторон в целях оказания помощи любому европейскому государству, которое попросит о ней, чтобы противодействовать нарушению его нейтралитета.

Предложения Советского правительства, отвечавшие горячему желанию народов сохранить мир и обуздать фашистских агрессоров, встретили полную поддержку трудящихся всего мира. На многочисленных митингах и демонстрациях народные массы требовали скорейшего заключения тройственного пакта взаимопомощи.

Под лозунгом борьбы за мир, против фашизма, за заключение союза с СССР развернулось движение французских трудящихся. С требованием незамедлительного заключения антифашистского пакта между СССР, Францией и Англией выступила международная конференция в защиту мира, демократии и культуры, которая происходила в Париже 13—14 мая 1939 г.

Обратите внимание

В одной из основных резолюций, принятой единогласно делегатами 25 стран, говорилось: «Конференция провозглашает, что действительная защита мира требует немедленного сотрудничества, лояльного и полного, на основе равенства, Франции, Англии, Польши и Советского Союза при безусловной помощи Соединенных Штатов Америки и всех народов, дорожащих миром».

Годичная конференция Национальной федерации работников строительной промышленности Англии в июне 1939 г. приняла резолюцию, требовавшую «незамедлительного завершения переговоров для создания мощного фронта мира, который принудил бы Германию, Италию и Японию подчиниться международному закону».

Читайте также:  Общественное движение 70 -х годов 19 века

Подобные же резолюции были приняты Конфедерацией кораблестроительных и машиностроительных союзов, Объединенным союзом механиков в Бирмингаме, исполнительным комитетом Объединенного союза машиностроителей, конференцией железнодорожников и многими другими английскими профсоюзными организациями.

На митинге интеллигенции в Лондоне в конце июня было заявлено, что заключение пакта с СССР — «единственное средство, которое имеет шанс спасти мир; в противном случае мы поставлены перед выбором: либо самая страшная международная война, либо другой, обширный Мюнхен, который может оказаться еще более гибельным».

Не только демократические силы, но и многие крупные буржуазные деятели западных стран, в том числе Ллойд-Джордж, Эррио, Черчилль и другие, требовали немедленного подписания англо-франко-советского договора о взаимопомощи.

Однако правительства Англии и Франции упорно применяли тактику затягивания переговоров с СССР.

Еще 27 мая Советское правительство предупредило английского и французского послов, что оно заинтересовано не в разговорах о пакте, но в организации действенной взаимопомощи против агрессии в Европе и что необходимо наконец перейти от слов к делу. Тем не менее Англия и Франция не изменили своего курса.

Они выдвигали неприемлемые предложения, а инспирированная английскими и французскими правящими кругами печать старалась создать впечатление, будто разногласия невелики и переговоры с Советским Союзом близятся к благополучному завершению.

Важно

Одновременно английское правительство вступило в новые тайные переговоры с гитлеровской Германией о заключении широкого экономического и политического соглашения, которое дало бы возможность направить германскую агрессию на восток, против Советского Союза.

В этих переговорах принимали участие с английской стороны ближайший сотрудник премьера Г. Вильсон и министр заморской торговли Р. Хадсон, а с германской — уполномоченный Геринга по осуществлению фашистского «четырехлетнего плана» Г.

Вольтат и другие ответственные германские и английские официальные представители, а также нейтральные посредники.

Предложения, выдвинутые английской стороной, предусматривали заключение договоров о ненападении, разделе сфер влияния и рынков между Англией и Германией, устранении конкуренции, «совместном приложении сил» в Китае и Советском Союзе.

Англия соглашалась признать за Германией доминирующее положение в Юго-Восточной и Восточной Европе, отказаться от гарантий, предоставленных государствам в «германской» сфере интересов, и воздействовать на Францию, чтобы она расторгла договор о взаимной помощи с СССР и ликвидировала свои политические связи с государствами Юго-Восточной Европы.

Вместе с тем английское правительство обещало прекратить переговоры о заключении пакта взаимной помощи с СССР и давало заверение, что Польша будет покинута союзниками и выдана ими Германии.

Параллельно Англия вела с гитлеровской Германией еще более секретные переговоры. 6 июня 1939 г. Чемберлен принял прибывшего из Берлина шведского промышленника и финансиста Венер-Грена, который вручил ему составленный Герингом план урегулирования англо-германских отношений.

Этот план предусматривал передачу Германии Гданьска (Данцига) и бывших германских колоний, заключение договора о ненападении, разрешение экономических затруднений Германии, определение сфер влияния и пр.

Совет

Так как план Геринга не содержал никаких реальных уступок английскому империализму, Чемберлен отклонил его, но английское правительство при этом заявило о своей готовности продолжать переговоры.

Источник: http://www.history-at-russia.ru/xx-vek/anglo-franko-sovetskie-peregovory-o-zaklyuchenii-pakta-vzaimnoj-pomoshhi.html

Англо-франко-советские и советско-германские переговоры 1939 г

⇐ ПредыдущаяСтр 79 из 100Следующая ⇒

В 1938-1939 гг. Германия начала осуществлять свои агрессивные планы по «расширению жизненного пространства». В

марте 1938 г. она оккупировала Австрию, в сентябре 1938 г.

на Мюнхенской конференции добилась от Англии и Франции согласия на присоединение Судетской области, составной части Чехословакии («Мюнхенский сговор»). В марте 1939 г.

Германия захватила всю территорию Чехословакии. Чехия и Моравия были присоединены к Германии в качестве протектората, а в Словакии было создано марионеточное правительство.

В условиях роста военной угрозы со стороны Германии в Москве в марте-августе 1939 г. велись англо-франко-советские переговоры по заключению договора о взаимопомощи.

Камнем преткновения на переговорах явилась позиция Англии и Франции, которые добивались безусловного вступления в войну СССР, если они подвергнутся агрессии, сами же оговаривали свою помощь Советскому Союзу рядом условий.

Поскольку СССР не имел общей границы с Германией, он добивался от партнеров по переговорам согласия на проход своих войск через территорию Польши; получив отказ, советская делегация 22 августа прервала переговоры. Провал переговоров был выгоден Германии, которая смогла сорвать тройственный антигерманский военный союз.

В мае 1939 г. Германия заявила о желании улучшить отношения с СССР, если он не пойдет по пути «окружения» Германии вместе с Англией и Францией. 23 августа 1939 г. в Московском Кремле нарком иностранных дел СССР В.М.

Обратите внимание

Молотов и министр иностранных дел Германии Риббентроп подписали советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет.

Он предусматривал как отказ от агрессии в отношении друг друга, так и от поддержки третьих стран, в случае их нападения на одну из договаривающихся сторон.

Начало второй мировой войны

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. 3 сентября Франция и Англия объявили Германии войну. Началась вторая мировая война. В короткий срок польская армия была разгромлена, правительство Польши бежало в Лондон.

17 сентября Красная Армия перешла советско-польскую границу и к концу сентября присоединила к СССР захваченные большей в 1920 г. западные земли Украины и Белоруссии, Польша как самостоятельное государство перестала существовать. 28 сентября — 10 октября 1939 г.

СССР заключил оговоры о взаимопомощи с государствами Прибалтики, предусматривавшие размещение советских гарнизонов и военно-морских баз на территории Эстонии, Латвии и Литвы.

В марте 1939 г. СССР предложил Финляндии заключить договор о взаимопомощи. Получив отказ, он в октябре того года предложил отодвинуть на несколько десятков километров советско-финляндскую границу на Карельском перешейке, а также сдать Советскому Союзу в аренду участок финской территории у входа в Финский залив для защиты Ленинграда.

Правительство Финляндии отвергло это предложение. Советское руководство решило достичь своих внешнеполитических целей силой. 30 ноября 1939 г. началась 104-дневная советско-финляндская война. Ценой больших потерь Красная Армия лишь в феврале 1940 г.

прорвала мощную систему укреплений («линия Маннергейма») и устремилась к центру Финляндии и ее столице. Руководство Финляндии предложило переговоры, и 12 марта 1940 года в Москве между СССР и Финляндией был подписан мирный договор.

Важно

Финляндия отказалась от участия в антисоветских коалициях, отодвинула границу на Карельском перешейке на 150 км от Ленинграда (до Выборга), передала СССР ряд других территорий, а также островов в Финском заливе, сдала ему в аренду на 30 лет полуостров Ханко.

Большая часть присоединенных территорий была объединена с Карельской АССР, которую преобразовали в Карело-Финскую ССР и включили в состав СССР на правах союзной республики. Лига Наций осудила СССР как агрессора и в декабре 1939 г. исключила его из своего состава.

В июне 1940 г. Советское правительство обвинило правительства прибалтийских государств в нарушении пактов о взаимопомощи и ввело на территорию Прибалтики дополнительные войска. Военное давление СССР привело к изменению политической ситуации в Эстонии, Латвии и Литве.

Там были сформированы правительства просоветской ориентации, которые провозгласили свои республики социалистическими и обратились к советскому руководству с просьбой включить их в состав СССР. В августе 1940 г.

Литовская, Латвийская и Эстонская советские социалистические республики стали составными частями Советского Союза.

В конце июня 1940 г. правительство СССР направило ультиматум Румынии, требуя срочно вывести войска из Бессарабии, оккупированной в 1918 г., и из Северной Буковины, где проживали преимущественно украинцы.

Не получив поддержки со стороны Германии, правительство Румынии было вынуждено удовлетворить советские требования. 30 июня Красная Армия заняла освобожденные территории, выйдя на реку Прут.

Бессарабия была присоединена к Молдавской АССР, которую преобразовали в Молдавскую ССР и включили в состав СССР в качестве союзной республики, Северная Буковина вошла в состав УССР.

Совет

В итоге внешнеполитической активности СССР его состав к осени 1940 г. вырос до 16 союзных республик, значительно увеличилась европейская территория Советского Союза. Это создало условия для укрепления обороноспособности СССР на северо-западных, западных и юго-западных границах. Однако к июню 1941 г. новые границы не были надежно укреплены.

СССР накануне войны

Промышленность

Накануне Великой Отечественнойвойны основной упорбыл сделан наразвитие восточных районов страны, где предусматривалось строительство значительного числа предприятий-дублеров.

Особое значение придавалось топливно-энергетической базе — расширению Кузнецкого угольного бассейна и созданию в районе между Волгой и Уралом новой нефтяной базы — «Второго Баку».

Однако до начала войны ни одно из предприятий-дублеров в строй не было введено.

Второй особенностью стало всемерное развитие оборонной промышленности. В 1938-1940 гг.

ежегодный прирост оборонной продукции составлял почти 40%, что примерно втрое превышало общие темпы роста промышленного производства.

Было свернуто производство техники для сельского хозяйства, автомашин для гражданских целей. Тракторные заводы переключались на производство танков. Было прекращено жилищное строительство.

Сельское хозяйство

Победа колхозного строя поставила крестьян в прямую зависимость от государства. Труд на общественной ниве был почти бесплатным трудом на государство. Труд в личном подсобном хозяйстве был трудом на себя. Оставив в распоряжении крестьян личное подсобное хозяйство (ЛПХ), государство сняло с себя заботу о пропитании колхозников.

Естественная забота о себе и своей семье заставляла крестьян уделять главное внимание своему саду и огороду. Были трудоспособные колхозники, которые за год не выработали ни одного трудодня. Накануне войны руководство СССР ужесточило свою аграрную политику. Прежде всего, под знаменем борьбы с «разбазариванием» и «расхищением» общественных земель началась борьба с ЛПХ.

Обратите внимание

Путем обмера приусадебных участков колхозников и единоличников их размеры сократили.

Сельскохозяйственное переселение стало вторым направлением предвоенной аграрной политики. Из центральных малоземельных районов в плановом порядке на Дальний Восток, в Забайкалье и другие восточные районы страны за два года (1939-1940 гг.) переселили 137 тыс. семей колхозников.

Одновременно была начата борьба с хуторами, главным образом на территориях, вошедших в состав СССР в 1939-1940 гг. Наконец, в целях укрепления трудовой дисциплины в колхозах ЦК партии установил обязательный минимум трудодней в году (от 60 в зерновых до 100 в хлопковых районах СССР).

Трудоспособные колхозники, не выработавшие труд минимум, исключались, из колхоза и отправлялись на принудительные работы.

Рабочий вопрос

Тяжелые условия жизни и работы, вынуждали огромные массы рабочих кочевать с места на место в поисках лучших условий. Руководство страны на рубеже 1930-40-х гг. решило покончить с высокой текучестью рабочей силы чрезвычайными мерами — антирабочим законодательством. Во-первых, с 1939 г.

рабочие и служащие, увольнявшиеся по собственному желанию, обязаны были за месяц до увольнения предупредить об этом администрацию. Трижды опоздавшие на работу в течение месяца на 20 мин. увольнялись как прогульщики (во время войны их судили и отправляли в трудовые концлагеря). Во-вторых, с января 1939 г.

была введена единая трудовая книжка, без которой нельзя было устроиться на работу. В-третьих, в июне 1940 г. были введены восьмичасовой рабочий день, семидневная рабочая неделя и запрещен самовольный уход с работы рабочих и служащих. В-четвертых, с осени 1940 г.

наркомы СССР получили право перевода рабочих и служащих с одних предприятий и учреждений на другие без их согласия. Эта мера преследовала цель обеспечить рабочей силой новостройки, особенно расположенные в отдаленных районах.

Важно

Более того, правительство приняло постановление о снижении сдельных расценок и повышении норм выработки, что привело к серьезному снижению зарплаты рабочих.

Вооруженные силы

1 сентября 1939 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О всеобщей воинской обязанности», по которому на действительную службу призывались мужчины, достигшие 19-летнего, а окончившие среднюю школу — 18-летнего возраста. Это позволило резко увеличить численность Красной Армии, которая к началу войны превысила 5 млн.человек.

В 1938-1939 гг. территориально-милиционная система комплектования вооруженных сил была заменена на кадровую. Одновременно увеличилось число военных вузов. Это привело к улучшению обучения личного состава. Для повышения роли высшего командного состава в 1940 г.

установили звания генералов и адмиралов, отменили институт военных комиссаров (введен в 1937 г.). С лета 1940 г. в РККА возобновилось прерванное в 1937 г. формирование крупных бронетанковых соединений (механизированных корпусов и отдельных танковых дивизий), а в начале 1941 г.

— формирование воздушно-десантных корпусов.

В начале июня 1941 г. было начато выдвижение к западным границам войск из внутренних военных округов. Однако сами границы, установленные в 1939-1940 гг. в ходе расширения СССР, не были должным образом укреплены.

Тяжелым ударом по боеспособности Вооруженных Сил СССР стали массовые репрессии против командного состава в 1937-1938 гг. Они были начаты в 1937 г. расстрелом заместителя наркома обороны, Маршала Советского Союза М.Н.Тухачевского и коснулись более 40 тыс. командиров. Накануне Великой Отечественной войны было уничтожено 2/3 высшего командного состава Красной Армии.

⇐ Предыдущая74757677787980818283Следующая ⇒

Источник: https://stydopedya.ru/1_92686_anglo-franko-sovetskie-i-sovetsko-germanskie-peregovori–g.html

Ссылка на основную публикацию